Техническое обслуживание и ремонт кузова вагона Т-3

  Главная      Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайные вагоны Т-3 (Иванов М.Д.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

§ 22.

Техническое обслуживание и ремонт кузова вагона Т-3

 

 

В условиях депо основные работы по кузову выполняют при ремонтах № 2 и 3. В осмотрах № 0 и ремонтах № I проводят только работы, направленные на поддержание в исправном состоянии оборудования салона кузова, наружной и внутренней обшивок, дверей.

При ежедневном обслуживании в осмотрах № 0 и ремонтах № 1 кузов моют, убирают внутри салопа. В ремонтах № 1 дополнительно протирают все внутреннее оборудование салона (сидения, двери, стекла, окна, кассы), в зимнее время очищают от снега крышу, подножки в дверных проемах. Проверяют отсутствие дребезжания стекол, исправность их уплотнения.

Наиболее часто в депо ремонтируют лобовые части кузова из стеклопластика, дверные створки, каркасы и тумбы сидений, а также выполняют другие работы, как правило, аварийного характера.

Ремонт лобовых частей. В результате различных аварий (наездов, столкновений и т. п.) лобовые части кузова из стеклопластика получают пробоины, вмятины, прорези и царапины всевозможных размеров и очертаний. Обшивка лобовых частей

удобна, так как легко восстановима в условиях депо. Для проведения ремонта применяют полиэфирную смолу, нафтанат кобальта, гипериз, аэросил, поливиниловый спирт, стеклорогожу и стеклоткань.

Полиэфирная смола ПН-1, Г1Н-2 или ПН-3 является, основой изделий из стеклопластика, представляет собой жидкость светло-коричневого цвета с плотностью 1,12—1,18 г/см3. Поставляют ее в железных бочках или бидонах. Хранить смолу следует не более четырех месяцев в прохладных неотапливаемых помещениях с температурой не выше +15° С.

Нафтанат кобальта используют как ускоритель связующего. Он представляет собой жидкость темно-фиолетового цвета, огнеопасен, плотность 0,9—0,92 г/см3. Нафтанат кобальта поставляют в алюминиевых бочках с герметически закрывающимися крышками. В каждую бочку добавляют гидрохинон (0,02-^0,03%).

Гипериз — гидроперекись изопропилбензола (инициатор или

отвердитель) — прозрачная маслянистая жидкость светло-желтого цвета, взрывоопасная. Гипериз бурно разлагается при соединении с окислами свинца и различными кислотами, поэтому его хранение и перевозку необходимо осуществлять крайне осторожно, исключая соприкосновение с парами окислов свинца и кислот, соблюдая все указания завода-изготовителя по его транспортировке и хранению. Железные бочки с гиперизом должны быть тщательно закрыты и храниться в сухом темном месте.

Аэросил — заменитель или белая сажа У-333 представляет собой белый легкий порошок.

Стеклорогожу или стекложгут ЖС-0,4 применяют как наполнители.

Стеклоткань АСТТ (б)-С2 применяют для поверхностного (декоративного) слоя.

Для ремонта поврежденной обшивки необходимо прежде приготовить связующее, состав которого следующий: полиэфирной смолы — 100 весовых частей, нафтаната кобальта 8 весовых частей, гнпериза — 3 весовых части. Аэросил добавляется на глаз до требуемой густоты, чтобы с лопаточки не стекала масса.

При приготовлении связующего сначала надо составить смесь полиэфирной смолы и нафтаната кобальта. В эту смесь после тщательного перемешивания добавляют гипериз. Смесь вновь тщательно перемешивают и в нее засыпают аэросил, чтобы получить требуемую густоту. Последовательность приготовления и пропорции необходимо строго соблюдать, так как применяемые вещества огне- и взрывоопасны.

При исправлении пробоин, прорезей, царапин в лобовых частях вагона следует придерживаться следующего порядка:

подготовить отверстие для ремонта, вырезать пробитые части до целого места, снять окраску на некотором удалении от края и зачистить поверхность наждачной бумагой;



заготовить куски стеклорогожи, приблизительно равные по размеру и форме отверстию. Последний слой делается больше отверстия, чтобы перекрыть место стыка;
 подготовить из стали, фанеры или картона пластинку для закрытия на время ремонта отверстия с тыльной стороны. Пластинка должна быть больше отверстия, чтобы ею с тыльной стороны можно было закрыть отверстие;

приготовить связующее, как было указано выше, и раствор поливинилового спирта из расчета 120 г на 1 л воды. В воду рекомендуется добавить немного мыла. Раствор подогреть до температуры 80° С;

промазать раствором поливинилового спирта пластинку со :стороны, к которой будет прикасаться слой связующего. Высушить пластинку;

 

приложить пластинку с тыльной стороны к поврежденному месту, закрыв ей отверстие и надежно закрепить ее в этом положении распоркой или другим приспособлением;

нанести кистью слой связующего на пластинку и обработанную кромку отверстия;

вложить в отверстие вырезанный кусок стеклорогожи. Кистью, смоченной в связующем, плотно смазать и утрамбовать стекло-рогожу до тех пор, пока все поры не заполнятся связующим и сама стеклорогожа без воздушных пузырьков будет плотно касаться пластинки, а также кромки отверстия. Первый слой стеклорогожи должен перекрывать отверстие;

слой стеклорогожи смазать связующим и проложить следующим куском стеклорогожи. Затем процесс повторить. Число слоев зависит от требуемой толщины ремонтируемой стенки. Если один из вторичных слоев стеклорогожи не перекрывает отверстия и между куском стеклорогожи и кромкой отверстия остается свободное пространство, его можно заполнить за счет ; следующего слоя, сделав его больше по размеру, или добавить обрезки стеклорогожи. Если же один из вторичных слоев оказался несколько больших размеров, то при трамбовке за счет •'сближения нитей можно размер куска стеклорогожи уменьшить до требуемого размера;

последний слон вынолияют из стеклоткани и делают больше по размерам с целью перекрытия шва. Его также промазывают связующим и тщательно размазывают кистью по краям;

ремонтируемые лобовые части подвергают естественной сушке. Сушка может длиться от двух часов до суток. По окончании сушки вспомогательную пластину убирают;

отремонтированную поверхность обрабатывают шлифовальным камнем или наждачной шкуркой. Отшлифованную таким образом поверхность окрашивают обычным способом.

Предлагаемый технологический процесс ремонта может быть также использован для выравнивания вмятин. Для этого тщательно зачищают и обезжиривают нашатырным спиртом поверхность

вмятины, промазывают связующим и затем накладывают первый слой стеклорогожи. Далее последовательность процесса аналогична описанному выше.

В случае, если требуется заделать небольшие трещины, отверстия от сверла, незначительные вмятины, следует применять шпаклевку. Для ее изготовления сначала приготавливают связующее по вышеописанному способу, а затем добавляют аэросил и перемешивают до получения шпаклевки требуемой густоты.

Перед употреблением шпаклевки следует расчистить и обезжирить нашатырным спиртом поверхность, к которой должна прилегать шпаклевка.

Лобовые части кузова могут быть изготовлены из стеклопластика аналогичным способом, если использовать специальный шаблон-матрицу, выполненную из дерева или стеклопластика по готовому образцу. Очертания шаблона повторяют лобовую часть вагона.

Для изготовления лобовых частей обшивки кузова шаблон промазывают раствором поливинилового спирта и затем просушивают до образования пленки. После высыхания поверхность шаблона промазывают связующим кистью, затем накладывают первый слой стеклорогожи или стеклоткани, промазывают связующим н тщательно утрамбовывают (пропитывают и уплотняют) до тех пор, пока все поры стеклорогожи (стеклоткани) не заполнятся связующим. Далее процесс аналогичен вышеописанному.

Последний, наружный слой поверхности изготовляют из стеклоткани. После укладки до высыхания изделия его края выравнивают и обрезают. Число слоев зависит от требуемой толщины применяемых стеклорогожи и стеклоткани.


Правила по технике безопасности при работах со стеклопластиком. Влияние на организм человека применяемых материалов при изготовлении изделий из стеклопластика чрезвычайно разнообразно. Полиэфирные смолы до отвердения выделяют в воздух

летучие составные части, которые оказывают вредное воздействие на слизистую оболочку глаз и дыхательных путей. Пыль от стекловолокна, проникая через дыхательные пути в легкие, может вызвать заболевания органов дыхания, а также серьезные раздражения кожных покровов. Поэтому все связанные с применением полиэфирных смол работы по изготовлению изделий из стеклопластика необходимо выполнять при строгом соблюдении определенных требований безопасности и гигиены труда.

Техника безопасности и гигиены труда при изготовлении связующего. К работе, связанной с приготовлением или применением полиэфирного связующего, могут быть допущены лица, ознакомленные со свойствами применяемых химических веществ и прошедшие специальный инструктаж по технике безопасности.

При работе с гиперизом необходимо не допускать его контакт с ускорителем, резиной, свинцом, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, так как он взрывоопасен.

 

При приготовлении связующего следует строго придерживаться установленного технологического процесса. Рабочее место оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией. Проходы у рабочего места должны быть свободными с гладким и ровным полом.

Пролитую смолу удаляют совком и тряпкой, а остатки смывают горячей водой с мылом или содой. Удалять пролитый гипериз следует только отсосом. Применение для этой цели ветоши или бумаги должно быть исключено, так как смоченные ветошь или бумага способны к самовозгоранию. Нельзя допускать попадания гипериза на глаза или внутрь.

Техника безопасности и гигиена труда при раскрое стекловолокнистых материалов. Помещение для раскроя стекловолокна располагают с северной теневой стороны здания. Глаза при раскрое защищают очками с темными стеклами, так как большая блестящая поверхность и светлые тона стеклоткани и стеклорогожи утомляют глаза.

Раскрой выполняют на твердых и гладких столах только в марлевой маске, а спецодежда должна быть достаточно плотной, чтобы защитить кожу и личную одежду работающего от попадания на нее мелких стеклянных частиц. Пыль от стекловолокна удаляют пылесосом или протиркой мокрой тряпкой. Работы по раскрою проводят только при включенной вентиляции. Открытые участки пола регулярно обмывают для уменьшения раздражающего действия частиц стекловолокна.

Техника безопасности и гигиена труда при ремонте изделий с применением связующего на основе полиэфирной смолы. Все ремонтные работы должны проводиться в помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию. Спецодежда должна состоять из халата или куртки с брюками, фартука из полиэтиленовой пленки, шапочки, перчаток и марлевой маски. При потолочной работе обязательно использование защитных очков, кистей и шпателей с экранами, предотвращающими стекание связующего на руки. Посуду, перчатки, фартук следует отмывать, не допуская затвердевания смолы. Посуду очищают бумажными салфетками, затем моют. Фартук моют горячей водой с мылом, после чего снимают. Загрязненные смолой ткани, ветошь, бумага, обрывки изделий собирают в специальные металлические бачки.

Ремонт дверных створок. В процессе эксплуатации основными неисправностями дверей и дверных створок являются повреждения мест крепления осей створок, повреждения самих осей (петель), прорывы и порезы резины, выскакивание и износ осей петель, а также поломка кронштейна ролика, износ и ослабление крепления верхнего направляющего полоза двери.

В местах крепления осей створок, как правило, появляются трещины и деформация створки. Устранение неисправности в ремонтах № 2 и № 3 осуществляется приваркой угловых накладок толщиной 2 мм (рис. 48), заменой оси створки новой,

В целях повышения жесткости створки в верхнюю часть створок между местами наружной обшивки при ремонте закладывают деревянный брусок, особенно в месте крепления осей створок и кронштейна направляющего ролика двери.

В местах крепления кронштейна ролика вследствие наступивших в процессе эксплуатации трещин и деформаций необходимо произвести выправку листов, а также приварку угловых накладок и закладку деревянных брусков. Кронштейн ролика двери бывает литым или штампованным. Кронштейн литой в ремонте должен быть заменен на штампованный, усиленной конструкции. Если усиления кронштейна не производили, то необходимо приварить ребра жесткости по краям и усиливающую планку вместе крепления к створке. Основой долговечной работы деталей и узлов дверного привода является четкая регулировка и фиксация дверей в открытом и закрытом положениях. Во всех видах ремонта должен быть восстановлен резиновый амортизатор, предохраняющий дверной привод от заклинивания в открытом положении. Его устанавливают с внутренней стороны на боковой стенке подножки.

 

 

Рис. 48. Узел дверных створок:

 

 

 

 

Рис. 49. Ремонт каркаса спинки сидений методом приварки ребер жесткости

 

 

 

 

Рис. 50. Ремонт каркаса сидений методом приварки цилиндрической вставки

 



Ремонт каркасов и тумб сидений. Трубчатые каркасы сидений испытывают значительные деформации, затем возникают поломки в местах сгиба труб и перехода спинки сидения. Существуют следующие способы восстановления: приварка стальных накладок

с предварительной обваркой поврежденных мест труб (рис. 49); разделение спинки и сидения, обработка поврежденных мест, установка цилиндрической вставки 2 в трубу сидения / и сварка ее с сидением, приварка вставки к трубам спинки (рис. 50).



Наиболее часто повреждаются каркасы двухместных сидений, установленных у задней входной двери. Для исключения поломки каркасов этих сидений заводом-изготовителем было предложено устанавливать трубчатую стойку, предохраняющую спинку сидения от излишней деформации.

Наиболее частым повреждением тумб сидений является коррозирование стенки тумбы в местах перехода ее в крепящий обод. Тумба сидения может быть восстановлена приваркой нового обода и стальной ленты к стенке после расчистки поврежденных мест. Кроме того, может быть рекомендована приварка ребер жесткости, значительно повышающая прочность соединения стенки с крепящим ободом.

В последнее время в Москве была предложена сварная конструкция тумб сидений, она может быть рекомендована при введении заводских капитальных ремонтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..