Техника безопасности на городском электрическом транспорте

  Главная      Учебники - Троллейбусы     Контактные сети трамвая и троллейбуса (Афанасьев А.С.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Глава 10

 


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. БРИГАДНЫЕ ФОРМЫ ТРУДА


41.

Техника безопасности на городском электрическом транспорте

Для персонала, обслуживающего электроустановки, представляет опасность одновременное прикосновение к находящимся под напряжением к неизолированным проводам разной полярности, проводам различного назначения или проводам и заземленным частям оборудования.

Действие электрического тока на организм человека вызывает поражение центральной нервной системы. Человек ощущает протекающий через него ток около 1 мА. При действии тока силой 35 мА руки человека судорожно сжимаются и он не может самостоятельно оторвать их от токоведущих частей. Ток 50—80 мА вызывает паралич органов дыхания. Ток 100 мА и более смертельно опасен. Ток, протекающий через человека, зависит от напряжения электроустановки и электрического сопротивления самого человека, которое определяется многими факторами. К ним относятся влажность кожи и одежды, размер контактирующих поверхностей и др. Степень опасности воздействия электрического тока определяется значением напряжения. При стечении ряда обстоятельств прохождение электрического тока напряжением даже немного выше 12 В может привести к нарушению жизненных функций организма человека. Не меньшую опасность представляет вспышка электрической дуги, в непосредственной близости от человека.

Характерными травмами являются электрический удар,, ожоги кожи, поверхностное воспаление глаз от ультрафиолетовых лучей, содержащихся в спектре дуги и др.

Нормальная безаварийная и безопасная работа электроустановки обеспечивается полным и безусловным выполнением Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации (ПТЭ) электроустановок потребителей и Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей.

Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) определены обязательные требования, предъявляемые к устройству и оборудованию и проверке его на электрическую и механическую прочность.

По условиям электробезопасности электроустановки разделяют на электроустановки напряжением до 1000 В и электроустановки напряжением выше 1000 В. Такое деление предусматривает различие в требованиях к устройству, эксплуатации и защите от поражения в электроустановках. Не следует забывать, что напряжение до 1000 В не менее опасно, чем напряжение выше 1000 В.

 

 

Согласно ПУЭ для контактных сетей трамвая и- троллейбуса должны применяться специальные правила и нормы. Ими являются Строительные нормы и правила (СНиП II-4I-76). Электрифици-рованный городской транспорт. Трамвайные и троллейбусные линии; по которым и осуществляется проектирование, строительство и оборудование контактных сетей.

Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) предусматривается обеспечение надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и содержание их в исправном состоянии. На городском электрическом транспорте действуют Правила технической эксплуатации трамвая и Правила технической эксплуатации троллейбуса, которыми учтены требования общесоюзных ПТЭ и требования, вытекающие из специфических особенностей эксплуатации

этих видов транспорта.

 

 

Требования техники безопасности при работах на контактных сетях. К работе на контактных сетях допускаются лица, прошедшие освидетельствование, при котором определяется отсутствие болезней (стойкой формы) и увечий, препятствующих выполнению производственных операций. В дальнейшем персонал проходит повторные осмотры в установленные сроки.

Каждый монтер должен изучить правила техники безопасности в объеме, необходимом для выполнения работы по занимаемой должности, и пройти проверку знаний в квалификационной комиссии, где определяется его квалификационная группа по технике безопасности. Каждый монтер должен изучить приемы безопасного производства работ непосредственно на рабочем месте. Обучение должно производиться под руководством опытного монтера (бригадира) и считается законченным только после точного и уверенного выполнения приемов обучаемым.

Каждый монтер обязан практически освоить приемы освобождения человека, попавшего под напряжение, приемы искусственного дыхания, изучить правила подачи первой помощи и правила тушения пожара в электроустановках.

Работы на контактных сетях большей частью приходится выполнять в сложных условиях: на улицах города при интенсивном движении транспорта и пешеходов, на высоте с вышек и переносных лестниц, с проводами, находящимися под напряжением, или близко расположенными проводами различного назначения, с сильно натянутыми проводами и тросами, в любых погодных условиях. Все это требует особенно внимательного отношения к работе, безусловного выполнения всех мер предосторожности и ограждения места работы.

Работу на отрицательном проводе троллейбуса даже в системе электроснабжения с заземленным отрицательным полюсом нельзя считать безопасной без принятия соответствующих мер потому, Что разность потенциалов между проводом и землей вследствие падения напряжения может достигать 100—150 В, а при обрыве

 

цепи заземления — полного рабочего напряжения. Поэтому при работе с любым проводом, находящимся в эксплуатации, должны соблюдаться соответствующие меры безопасности.

На секционных изоляторах напряжение между смежными участками может достичь 150—200 В и более, а при обрыве или отключении проводов одного участка — полного рабочего напряжения, поэтому при работах на секционных изоляторах следует принимать меры против попадания под напряжение.

В отношении мер безопасности работы на контактных сетях делятся на следующие категории:

работы под напряжением; работы с уравниванием потенциалов;

работы без снятия напряжения, вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением;

работы при снятии напряжения.

Работой под напряжением считается: работа на токоведущих частях, проводимая с применением изолирующих защитных средств и приспособлений; работа на расстоянии менее 0,6 м от токоведущих частей, проводимая с принятием необходимых и организационных мер; работа на отключенной контактной сети, при которой возможно приближение к проводам других электросетей, находящихся под напряжением на расстояний менее 0,6 мм.

На контактных сетях городского электрического транспорта из-за

особых специфических условии большинство работ выполняются под напряжением, однако всегда, когда имеется возможность, следует выполнять работы после снятия напряжения с линии.

Для уравнивания потенциалов провода все токоведущие части в зоне работ включаются под одинаковый потенциал: Например, при работах на пересечениях трамвайного и троллейбусных проводов, когда нельзя снять напряжение с трамвайного провода, можно оба троллейбусных провода отключить от своих питающего и отсасывающего пунктов и поставить под напряжение трамвайного провода.

Работой без снятия напряжения вдали от токоведущих частей,

 

находящихся под напряжением, считается такая, при которой исключено приближение работающих к токоведущим частям на расстояние менее 0,6 м, а механизмов менее 1м:

При обязательном снятии напряжения с участка сети выполняются работы, которые по условиям безопасности не могут осуществляться под напряжением. Отключение напряжения должно быть всесторонним. К таким работам относятся:

смена контактного провода (Можно не снимать напряжение, если меняют отрезок провода длиной не более 60 м в сети трамвая и не более 3 м в сети троллейбуса.). При работе с двух и более монтажных вышек в сети троллейбуса допускается врезка отрезка под напряжением' длиной до одного пролета;

 

смена и ремонт пересечений и стрелочных крестовин (осмотр, проверку креплений и мелкий ремонт допускается выполнять под напряжением с соблюдением требований правил и инструкций на эти работы);

смена и перекидка троса через контактные провода при одной
монтажной вышке;
смена усиливающих, питающих проводов и узлов креп

в случаях подвешивания проводов на металлических опорах;

смена более одного пролета несущих тросов цепной контактной подвески;

смена узла сопряжения анкерных участков полукомпенсирован-ной контактной подвески;

установка или съемка неповоротных кронштейнов на металлических опорах;

установка или выемка опор, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактного провода;

 

 

замена разводных приспособлении на мостах; регулировка и замена контактного оборудования в помещениях депо, выездных и въездных воротах, путепроводах, мостах, если расстояние от токоведущих до неогражденных заземленных частей менее 0,6 м;

смена и ремонт секционных разъединителей и коммутационной аппаратуры, расположенной на высоте менее 3 м.

Во время работ со снятием напряжения должны быть выполнены технические мероприятия в следующей последовательности:

на участке, выделенном для работы, должны быть проведены

необходимые отключения и приняты меры против ошибочного или самовключения;

на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационной аппаратурой вывешены запрещающие плакаты;

проверено отсутствие напряжения вольтметром или каким-либо другим указателем напряжения, работающим на принципе активного тока. Сами эти приборы должны быть предварительно опробованы на участке, заведомо находящемся под напряжением;

сразу же после проверки отсутствия напряжения наложены заземления (закоротки) на месте работ для защиты от случайного появления напряжения.

При работах на троллейбусной сети и на пересечениях трамвайных проводов с троллейбусными закоротки устанавливаются обязательно, а при работах в трамвайной сети — когда имеется возможность.

Закоротки присоединяют сначала к отрицательному проводу, а затем к положительному. Снимают закоротки в обратном порядке, но только после полного окончания работ. Закоротки ставят в одном месте участка, если работы не требуют разъединения контактного провода, и по обе стороны от места разъединения, а также на каждом участке сети, имеющем самостоятельное питание.

 

 

Способ и порядок отключения устанавливаются электродиспетчером и должны строго выполняться производителем работ (ответственным, руководителем). Если на участке после снятия напряжения появляется напряжение от смежных участков вследствие утечки на изоляторах, рекомендуется снять напряжение и со смежных участков.

Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность производства работ, являются: оформление работы; допуск к работе; надзор во время работы;

оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончание работы.

В соответствии с характером производимой работы оформление ее может быть выполнено в следующих видах: в порядке текущей эксплуатации, по устному или телефонному распоряжению, по письменному распоряжению.

В порядке текущей эксплуатации и по устному или телефонному распоряжению выполняют работы без снятия напряжения или

 

вдали от частей, находящихся под напряжением, с сохранением нормального движения транспорта. Эти работы оформляют записью в журнале с указанием, кем отдано распоряжение, времени, места и содержания работ, фамилий, инициалов, квалификационных групп производителя работ и членов бригады. Об окончании работ делается отметка в журнале.

На все работы на контактных сетях, кроме аварийных, выполняемых со снятием напряжения или закрытием движения, должно быть выдано предварительное установленной формы письменное распоряжение — наряд. В наряде указываются место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы.

Допуск к работам осуществляется производителем работ или ответственным руководителям, когда он назначается на данную работу, после получения разрешения от электродиспетчера.

При работе на участке со снятием напряжения нескольких бригад каждая бригада должна получить от электродиспетчера отдельное разрешение и уведомление о работе других бригад на данном участке.

После доведения работ до состояния, обеспечивающего возможность дальнейшего выполнения их под напряжением, участок сети может быть включен под напряжение. Перед включением производитель работ обязан лично:

произвести тщательный осмотр места работ; предупредить всех работающих о предстоящем включении; дать распоряжение на снятие закороток и заземлений и убедиться в выполнении этого распоряжения;

 

сдать участок работы электродиспетчеру для подачи напряжения. С момента предупреждения линия считается находящейся под напряжением, и все последующие работы должны выполняться со всеми предосторожностями, необходимыми при работах на линии, находящейся под напряжением.

Если на отключенном участке работа велась несколькими производителями работ, включение участка под напряжение может быть только после получения электродиспетчером сообщений от всех производителей работ, допущенных к работе на этом участке; об окончании работ и возможности подачи напряжения.

При работе под напряжением или с уравниванием потенциала необходимо:

работать с применением защитных средств или стоя на изолирующем основании (монтажной площадке, изолирующей подставке);

оградить находящиеся под напряжением соседние токоведущие части и заземление конструкции, расположенные на pacстоянии менее 0,6 м от работающих;

 

 

работать в головном уборе и со спущенными и застегнутыми у кистей рук рукавами одежды;

квалификация производителя работ должна быть не ниже группы IV.

Становиться между двумя разнополярными проводами или одновременно касаться их хотя бы и в рукавицах запрещается. Все члены бригады, находящиеся на монтажной площадке, могут работать только на одном из проводов троллейбусной линии. Одновременная работа на разнополярных проводах запрещается.

Передавая на вышку (или обратно) провод или металлические предметы, нужно следить за тем, чтобы люди, находящиеся на вышке, не имели электрической связи через эти предметы или непосредственно с лицами, находящимися на земле;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..