Ремонтно-восстановительные работы контактной сети трамвая и троллейбуса

  Главная      Учебники - Троллейбусы     Контактные сети трамвая и троллейбуса (Афанасьев А.С.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

35.


Ремонтно-восстановительные работы контактной сети трамвая и троллейбуса

 

 Основной задачей аварийно-восстановительного ремонта является быстрейшее восстановление движения или устранение возможной задержки транспорта при повреждениях и неисправностях контактной сети.

Бригады скорой технической помощи находятся в оперативном подчинении у электродиспетчера. Бригада скорой технической помощи имеет в своем распоряжении автовышку, оснащенную инструментом, арматурой, запасными частями и защитными средствами. Аварийный запас специальных частей, опор и кронштейнов хранится в сетевых районах и других пунктах.

Для крупных восстановительных работ хозяйство имеет дежурные автокраны, телескопическую вышку, гидроподъемник, подвижную сварочную установку и керосинорез. По прибытии на место бригадир (старшее лицо, осуществляющее руководство бригадой) выясняет обстановку, размеры повреждений и объем восстановительных работ и намечает план ликвидации повреждения, после чего бригада приступает к работе. При большом объеме работ, требующих несколько бригад, бригадир, не прекращая работы, сообщает об этом электродиспетчеру.

В зависимости от характера повреждения восстановительные работы могут выполняться в два этапа.

В первую очередь выполняют работы, обеспечивающие возобновление прерванного движения, при этом допускается пропуск подвижного состава через место повреждения по инерции с опущенными токоприемниками. Если повреждение произошло на запасных, грузовых, служебных или деповских путях, контактные провода которых электрически связаны с пассажирской линией, то их прежде всего отключают от нее для восстановления движения на этой линии. Место, где сеть опустилась ниже 4 м, ограждают и организуют объезд автотранспорта. Одновременно принимают меры к подъему сети.

На втором этапе, после восстановления движения, продолжают ремонт до полного восстановления сети.

В исключительных случаях по специальному разрешению электродиспетчера часть работ оставляют на ночное время или даже до очередного профилактического ремонта. При этом допускается временно оставлять двойной пролет, стыковать провод в любом месте, делать временные скрутки для сращивания тросов и проволоки, оставлять на блоках оборванные поперечины. Но условия безопасности обслуживания сети и безопасности уличного движения не должны ухудшаться.

Одновременно с работами по восстановлению сети расследуют причины повреждения. Наибольшее количество повреждений возникает по следующим причинам: неисправность токоприемников, нарушение правил ведения подвижного состава, неудовлетворительное состояние рельсового пути или дорожного покрытия, неисправность элементов контактной сети. Рассмотрим характерные виды повреждений.

Наклон или падение опоры происходит от удара при наезде транспорта, от перегрузки, от удара по закрепленной на опоре поперечине или захвате ее токоприемником движущегося подвижного состава, от смещения фундамента опоры или размыва грунта, от износа самой опоры. При небольшом наклоне опору анкеруют на стену здания или на анкер в землю. Контактную сеть до нормируемой вы соты поднимают посредством натяжения тросов.

Сильно наклонившуюся или поломанную опору разгружают от

тросов и кронштейнов, срезают и удаляют. Опору, упавшую на провода, освобождают от подвески, но возможности, не разрезая тросов и проводов, снимают с проводов и оттаскивают в сторону. Сеть, освобожденная от опоры, поднимается вследствие имеющегося натяжения в проводах и тросах и становится готовой к включению и открытию движения. При таком способе восстановления время простоя будет наименьшим, но оно значительно увеличивается, если не удается избежать разрезания проводов и тросов.

На прямом участке движение может быть открыто при двойном пролете провода. Если высота провода от уровня дороги менее 4 м,

провод подвешивают на временных поперечинах, используя для крепления стены близко расположенных домов. В остро необходимом случае для подвешивания провода используют автовышку, на монтажной площадке которой предварительно закрепляют деревянный брус в виде консоли.

На кривых участках движение открывают с увеличенными углами поворота провода или делают оттяжки, используя стены домов, соседние опоры или монтажную площадку автовышки. При больших усилиях на автовышку ее анкеруют на стену, дерево, землю.

К восстановлению опоры приступают сразу, при этом допускается

установка временной опоры с последующей заменой на постоянную. Временную опору ставят на лежнях или используют фундамент срезанной опоры в качестве стакана в, отверстие которого вставляют опору меньшего диаметра и расклинивают.

Обрыв поперечины может произойти вследствие удара или падения сбрасываемого с крыши льда, пережога при коротком замыкании штангой троллейбуса, упавшими проводами освещения, коррозии, механического износа, а также брака самого троса или проволоки (трещины, расслоения и др.).

Наибольшая интенсивность коррозии наблюдается на сети, проходящей вблизи химических предприятий, а на самой поперечине — в Местах скрутки и крепления деталей, где скапливается грязь, пыль и влага. Имеются случаи разрушения поперечин вследствие электрокоррозии токами утечки (особенно на хомутиках орешковых изоляторов).

При обрыве поперечины в первую очередь устраняют короткое замыкание контактных проводов, стаскивают с проводов наброшенные куски поперечины, вырезают запутанные и подожженные места, включают сеть под напряжение и открывают движение полностью, а в необходимых случаях — с ограничением скорости или при опущенных токоприемниках в месте прохода поврежденного места.

Затем восстанавливают поперечины. В первую очередь восстанавливают те поперечины, без которых нельзя обойтись при подъеме провода на нужную высоту. Концы оборванных продольно-несущих тросов стягивают и оставляют на блоках до заключительною этапа работы. Отдельные пролеты, имеющие пережоги в нескольких местах, срезают и на провод ставят распорные планки.

На кривых участках в первую очередь восстанавливают фиксирующие и поперечные тросы, необходимые для образования хорд провода, а в трамвайные сети — для создания выноса провода относительно оси пути. Из нескольких проводов оставляют закрепленными на поперечине один или два и восстанавливают натяжение поперечины. Затем поочередно подтягивают остальные провода и закрепляют в подвесах. Перед натяжением осматривают состояние троса (проволоки), чтобы убедиться в его прочности. Ветхий трос с поджогами заменяют.

Вырванные из стены крюки забивают в новых местах. На стене, имеющей ослабленную прочность, устанавливают вместо одного два разнесенных в наиболее надежные места крюка, на которых поперечину крепят тросовым угольником. Если стена ветхая, к ней поперечину не крепят, а оставляют на прямом участке двойной пролет, а на кривом — временную оттяжку так, как это делают при падении опоры.

На заключительном этапе восстанавливают остальные поперечины, временные элементы системы заменяют постоянными, переводят на постоянные крепления участки, взятые на блоки, заменяют поврежденную арматуру.

 

 

 

Обрыв контактного провода происходит чаще всего от удара токоприемником, пережога при коротком замыкании, от повышенного, натяжения, от износа или надлома. Поджоги провода образуются при неплотном контакте токоприемника с проводом во время боксо-вания. Восстановление начинают с ликвидации короткого замыкания, после чего включают линию и открывают движение на соседних участках. Концы оборванного провода с помощью веревок поднимают на монтажную площадку, стягивают и электрически соединяют зако-роткой, после чего организуют движение с опущенным токоприемником. Для пропуска троллейбуса ставят монтажный переход, позволяющий проезд без снятия Штанг. После разгрузки лини, и от скопления подвижного состава выполняют ^стыковку проводов.

При большом скоплении транспорта и большой частоте движения для уменьшения времени на восстановление допускается стыковка контактного провода временным стыковым зажимом (рис. 128) с

заменой его постоянной стыковкой после/восстановления. нормального движения. Временный стыковой зажим рассчитан на ту же растягивающую нагрузку, что и зажим ЗС (1,5 кН).

К отжигу провода может привести неотключенное короткое замыкание или перегрузка провода. При сильном нагреве происходит рекристаллизация материала провода, потеря наклепа и первоначальной прочности. Провод; становится мягким и тягучим, а провисание достигает таких размеров, что движение транспорта становится невозможным. Восстановление начинают с устранения короткого замыкания или перегрузки.

Для устранения перегрузки изменяют схему питания, подключают резервное питание, включают участки в параллельную работу или уменьшают объем движения. Затем провисший провод подтягивают,

 

а сильно отожженный (полностью потерявший наклеп, не поддающийся подтяжке вследствие тягучести) заменяют новым.

Выпадание провода из зажима происходит от удара токоприемника, плохого крепления зажима или при боковом износе до потери фаски провода зажима. Обычно при выпадании провода его быстро закрепляют вновь, и в этом случае простоя транспорта не происходит. Но при выпадании провода подряд из нескольких зажимов провисание может быть большим, и движение затрудняется. В таком случае сначала закрепляют контактный провод (в отдельных точках подвеса через один подвес), а затем, после восстановлений движения,—во

всех остальных.

Для плотной посадки на провод зажим во время закрепления винтов (болтов) слегка обстукивают молотком.

Повреждение секционного изолятора и температурного винта, если является небольшим, то заменяют отдельные детали, при больших неисправностях заменяют всю конструкцию. Иногда для скорейшего восстановления движения допускается с разрешения электродиспетчера вырезать температурный винт или секционный изолятор, заменяя их куском провода.

 

 

 

 

Рис. 128. Зажим для временной стыковки контактных проводов: 1— планка; 2— болт специальный (6 шт.); 3— труба

 

 

 

 

Повреждение пересечений начинают ликвидировать с устранения короткого замыкания на самом пересечении. Иногда для этого достаточно подложить между замкнутыми частями изоляционную прокладку, например диэлектрический коврик, после чего можно включить напряжение и открывать движение с опущенными токоприемниками. Затем заменяют разрушенные детали и части.

Сильно разрушенные пересечения часто заменяют целиком. Если движение транспорта продолжается, то, не прерывая движения, подготавливают замену пересечения. Доставленное на место новое пересечение осматривают, опробуют исправность концевых креплений. В концевые части нового пересечения заделывают отрезки провода длиной по 1 м. Разворачивают пересечение на нужный угол встречи проводов и поднимают на монтажную площадку. После получения разрешения от электродиспетчера снимают напряжение на линии и врезают, новое пересечение в провода на место поврежденного. Работа заключается в натяжении всех проводов, вырезке поврежденного, установке нового пересечения и пристыковке его к проводам. Затем подают напряжение на линию. Работу выполняют две бригады с двух автовышек.

Чтобы открыть движение до конца дня, часто достаточно выполнить лишь частичный ремонт, а замену пересечения производят ночью.



Повреждение троллейбусных стрелок может быть вызвано нарушением изоляции участка включающего контакта от проходящего провода, межвитковыми замыканиями в электромагните, ослаблением пружины возврата пера. Непосредственно на месте устраняют нарушение изоляции включающего контакта, регулируют натяжение пружины. Неисправный механизм заменяют запасным. Проверку и ремонт неисправного механизма выполняют в мастерской.

Ремонт крестовин стрелок аналогичен ремонту пересечений.

Обрыв питающего провида или перемычки восстанавливают следующим образом. Концы оборванного провода поднимают и стыкуют. При нескольких поджогах провод заменяют. Если восстановление вызывает задержку движения, то по решению электродиспетчера провод может быть срезан. Восстановление его переносят на ночное время. На время отсутствия питающего провода питание., участка передается на соседние кабели.

В случае повреждения подвески под искусственным сооружением выполняют следующие работы: при незначительном нарушении сколачивают доски и восстанавливают крепление к фермам, подвязывая щиты проволокой, заменяют поврежденные потолочные подвесы. Сильно разрушенные щиты снимают и заменяют отдельными досками с потолочными подвесками и подвязывают к фермам. Доски служат для подвески провода и предохраняют его от замыкания на ферму.

Скрытое короткое замыкание на линии обычно трудно определить. Чаще всего это происходит при пробое изоляции пряжечного изолятора или изоляционного болта подвеса, при падении проволоки на провод и сваривании с ним, а также при Скрытом коротком замыкании в силовой цепи какого-либо трамвая, или троллейбуса, находящегося на данном участке питания.

Место скрытого короткого замыкания отыскивают в определенной последовательности. Начинают поиски с объезда участка, осмотра контактной сети и опроса линейных работников и постовых милиционеров обо всех замеченных ими случаях вспышек электрической дуги на сети. Дальнейшее поиски ведут при участии электродиспетчера. Последовательно проверяют линию, поочередно отключая непассажирские участии, кабельные междупутные перемычки, питающие линии. Опускаются все токоприемники, с контактного провода. Если при этом короткое замыкание исчезнет, то неисправный вагон (троллейбус) обнаружится при очередном пуске вагонов.

Если все указанные выше меры не дают положительного результата, сеть делят на участки и поочередно выключают каждый участок, пока не найдут повреждений.

В депо на секционированной сети поиски скрытого короткого замыкания электродиспетчер начинает сразу же по получении сообщения и одновременно высылает на это место бригаду технической помощи.

Дежурный по депо по распоряжению электродиспетчера отключает разъединители питающей линии и секций, Затем включает с

 

подстанции питающую линию, а при ее исправности поочередно в последовательности, указанной электродиспетчером, .включает разъединители секции. При включении неисправной секции произойдет автоматическое отключение на подстанции. Отключив неисправную секцию, включают в работу остальные.

Поиски короткого замыкания на неисправной секции ведут бригады технической помощи в порядке, указанном для пассажирской линии.

Повреждаемость контактных сетей зависит от состояния токоприемников. В депо трамвая .и троллейбуса на ремонтных потоках выделяют специальные посты для диагностирования состояния и ре-монта токоприемников. Для проверки основного параметра токоприемника в трамвайных депо применяют устройство для контроля нажатия пантографа трамвая на контактную сеть. Подобное же устройство разрабатывается и для штанг троллейбусов. Кроме того, па диагностическом посту выбраковывают и не допускают к эксплуатации на линии токоприемники, имеющие следующие неисправности: трещины, изломы, погнутости, прожоги и перекосы; затруднение при подъеме и опускании (а для штанговых токоприемников и перемещение в горизонтальной плоскости); перекосы рам;

нарушение прочности веревки, колец и изолятора; ослабленное крепление контактной вставки, износ ее, превышающий норму;

неисправная или неправильно отрегулированная система ограничения подъема и опускания токоприемника в крайних положениях.

При проверке штангового токоприемника троллейбуса особое внимание обращают на состояние головки — отсутствие заеданий вращения в горизонтальной и вертикальной плоскостях и отсутствие нарушений, допустимых размеров ручья контактирующих поверхностей с ходовой линией контактной сети и внешнего очертания головки.

Периодически по утвержденному графику контроль состояния токоприемников осуществляют непосредственно на линии работники контактной сети и представители служб движения и подвижного состава. Осмотр обычно производят на конечных станциях линий. Состояние определяют внешним осмотром, пробными опусканиями и поворотами токоприемника и его контактной головки, а нажатие на провод динамометром. Результаты контроля оформляют актом.

 

 

 

 

 

 

Сопровождение негабаритных грузов контактной сети трамвая и троллейбуса

 

 Оно вызвано необходимостью предотвратить повреждения контактной сети. Правилами дорожного движения предельная высота провозимого груза установлена равной 3,8 м над уровнем дорожного покрытия. При большей высоте груза прежде всего в защите нуждаются участки контактной сети с пониженной высотой: под искусственными сооружениями и на подъездах к ним; участки, где сеть имеет временную подвеску после повреждений.

С этой целью грузы перевозят в сопровождении бригад контактной сети. На автовышку устанавливают габаритную штангу, верхняя точка которой превышает высоту груза не менее чем на 200 мм.

Автовышка двигается впереди груза, который должен следовать по ее пути без отклонений. Встречая низкую подвеску, штанга отклоняется на шарнире и замыкает контакты звукового и светового сигналов. Прекратив движение, организуют пропуск груза через участок сети с пониженной высотой. В большинстве случаев для пропуска достаточно поднять сеть с помощью автовышки и лишь в отдельных случаях приходится разрезать сеть или даже вести изыскания и предварительную подготовку сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..