Автосцепка - устройство, которое служит для
автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава в поезд,
передачи и смягчения продольных усилий и амортизации ударных нагрузок
при движении, остановках и маневрах.
Асинхронный электродвигатель - электрическая асинхронная машина для
преобразования электрической энергии в механическую.
База экипажа (колесная база) - расстояние между осями колесных или
центрами пятниковых опор экипажа, характеризует продольные размеры
экипажной части вагона, локомотива.
Балласт - 1) минеральный сыпучий материал, заполняющий пространство
между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной
площадкой земляного полотна; 2) груз, создающий дополнительную нагрузку.
Боксование - вращение движущих колес локомотива с угловой скоростью,
превышающей скорость, соответствующую поступательной скорости
локомотива.
Букса - стальной корпус, в котором размещают подшипники, вкладыши,
смазочные и подбивочные материалы. Обеспечивает соединение колесных пар
с рамой тележки или вагона. Различают по типу осей, применяемых
подшипников, а также по конструкции и размеру корпуса, по виду смазочных
и поливочных материалов.
Буфер - устройство, служащее для амортизации продольных ударных и
отжимающих усилий, действующих на подвижной состав в поезде и при
маневровой работе.
Вагоны - единица подвижного состава. Колесный экипаж открытого или
закрытого типа, оборудованный всем необходимым для перевозки грузов и
пассажиров. К грузовым относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы,
цистерны и др.. Парк пассажирских вагонов состоит из пассажирских,
багажных, почтовых, ресторанов и др..
Вагон багажный - предназначается для перевозки багажа в составе
пассажирских поездов. Имеет типовые кузов, ходовые части, систему
электроснабжения.
Вагоны грузовые - крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны,
изотермические и вагоны специального назначения.
Вагоны крытые - предназначены для перевозки штучных и насыпных грузов,
требующих защиты от атмосферных осадков.
Вагоны пассажирские - состоят из пассажирских, багажных, почтовых,
ресторанов, служебных и специальных вагонов. Бывают дальнего следования,
межобластного и пригородного сообщения.
Вагонная тележка - поворотное устройство, на которое опирается кузов
вагона.
Верхнее строение пути - часть железнодорожного пути, предназначенная для
восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее
строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой
колее.
Винтовые пружины - применяют во всех тележках 4-х,
6-и, и 8-й осных вагонов как гасители колебаний.
Вихревые токи, токи Фуко - замкнутые электрические токи в массивном
проводнике, которые возникают при изменении пронизывающего его
магнитного потока.
Вес (масса) поезда (состава) - брутто грузовых и пассажирских поездов
складывается из веса локомотива, веса тары вагонов и соответственно веса
грузов или пассажиров.
Нетто - это брутто без веса локомотивов или вагонов. Брутто и нетто
подсчитывают по натуральному листу поезда.
Выпрямительный преобразователь - статический преобразователь для
преобразования (выпрямления) переменного тока в постоянный, а также для
регулирования напряжения устройств железнодорожного транспорта.
График движения поездов - графическое изображение следования поездов на
масштабной сетке, на которой движение поездов изображается прямыми
наклонными линиями (линиями хода), по горизонтали сетки отложено время
(в мин.), по вертикали -расстояние (в км.).
Грузооборот /нетто, брутто/ ж. д. - основной показатель работы
железнодорожном транспорта по грузовым перевозкам. Грузооборот
определяется как произведение количества перевезенного груза на
расстояние перевозки (т-км).
Грузопоток - масса грузов (в т.), перевозимых транспортом в определенном
направлении за рассматриваемый период (обычно за год).
Дальность перевозки грузов - расстояние перемещения грузов между
пунктами их отправления и прибытия.
Движущая сила - внешняя сила, вызывавшая движение, которая зависит от
сопротивления движению.
Дизель-поезд - состоит из моторных и прицепных вагонов, приводится в
движение от дизелей. Предназначен для перевозки пассажиров на
неэлектрифицированных линиях.
Дизель-электровоз - локомотив с электрическими тяговыми двигателями,
способный работать как в автономном режиме, так и при питании от тяговых
подстанций через контактную сеть.
Длина поезда - расстояние между осями сцепления передней автосцепки
первой единицы и задней автосцепки последней единицы поезда,
находящегося на прямолинейном участке пути.
Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние при
установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Дополнительные сопротивления - создаются силами,
возникающими в условиях движения поезда по уклонам, в кривых, трогания
поезда с места, низких температурах, действии ветра, при работе
подвагонных генераторов пассажирских вагонов.
Дополнительное сопротивление от кривизны пути - появляется вследствие
отжатия поезда силами инерции в сторону внешнего рельса и возникновения
трения гребней колес о боковую поверхность наружного рельса.
Дополнительное сопротивление от уклона профиля - определяют как Wi=i.
Здесь i - уклон в тысячных; для подъема берется i со знаком “+”, для
спусков - со знаком
Железная дорога - проложенный на местности рельсовый путь,
предназначенный для движения специального подвижного состава.
Железнодорожный путь - комплекс инженерных сооружений и обустройств,
расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей
рельсовой колеей.
Железнодорожная станция - раздельный пункт, имеющий путевое развитие,
позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению,
обгону поездов, обслуживанию пассажиров, приему, выдаче грузов, а при
развитых путевых устройствах - маневровую работу по формированию
(расформированию) железнодорожных составов и технические операции с
поездами.
Железнодорожный узел - находящийся в пункте пересечения или примыкания
не менее 3-х железнодорожных линий комплекс технологически связанных
между собой железнодорожных станций, главных, соединительных, подъездных
путей, путепроводных развязок, вокзалов и т.д.
Зависимые кривые - смежные кривые, близко расположенные участки
железнодорожного пути, каждый из которых влияет на условия движения
поездов по смежному участку.
Износ рельсов - результат истирания головок рельсов, возникающего при
взаимодействии их с колесами подвижного состава.
Искусственные сооружения - собирательное название сооружений, возводимых
на пересечениях железных дорог с различными препятствиями (мосты,
тоннели, дамбы и т.д.)
Карьерный железнодорожный транспорт - вид промышленного транспорта, тех.
средства которого используются для перевозки вскрытых пород и полезных
ископаемых из карьеров (разрезов).
Классификация - система соподчиненных понятий (классов объектов)
какой-либо области знания или деятельности человека, часто
представляемая в виде различных по форме схем, таблиц и используемая как
средство для установления связей между этими понятиями или классами
объектов.
Классификация железнодорожного транспорта - система понятий и
показателей, характеризующих железнодорожный транспорт по назначению,
принадлежности, виду работ и функциональным возможностям.
Колебания вагона - многократное поочередное
возрастание и убывание перемещений, скорости, ускорения вагона в целом и
его частей.
Колесная пара - несет на себе массу всего вагона и груза, направляет его
по рельсовому пути и воспринимает жесткие и разнообразные по направлению
удары от неровности пути. Состоит из оси с напрессованными на нее двумя
колесами.
Колесо - основным типом колес являются стальные цельнокатаные. Бывают
двух диаметров: 950 и 1050 мм. Наружная поверхность колеса,
соприкасающаяся с рельсом, называется поверхностью катания.
Кольцевой маршрут - разновидность маршрута для перевозки грузов между
постоянными отправителями и получателями.
Комбинированная езда - обслуживание локомотивов на определенных участках
тягового плеча постоянно прикрепленными и сменными бригадами.
Коммерческий осмотр - проводится с целью определения пригодности вагонов
для погрузки определенного груза, его состояния, сохранности в пути
следования и на станции назначения.
Коммутация электрических цепей - разного рода переключения электрических
соединений проводов, кабелей, машин, трансформаторов, аппаратов и
приборов, производимые в установках, генерирующих, распределяющих и
потребляющих электрическую энергию
Контактная сеть - комплекс устройств для передачи электроэнергии от
тяговых подстанций к ЭПС через токоприемники.
Контейнерные перевозки - способ транспортирования грузов с
использованием контейнеров, обеспечивающих беспересадочную доставку
грузов.
Коэффициент сцепления - при неизменной массе локомотива характеризует
его силу сцепления. Значение этого коэффициента зависит от многих
факторов, в том числе от чистоты поверхности бандажей и рельсов,
скорости движения, атмосферных условий /влажность и температура воздуха,
осадки/, равномерности распределения нагрузок между тяговыми
двигателями, группировки /схемы соединения/ тяговых двигателей, степени
износа поверхности катания бандажей, степени проскальзывания колес
относительно рельсов и т. д..
Коэффициент трансформации - отношение ЭДС, наводимых основным магнитным
потоком, в первичной и вторичной обмотках электрического трансформатора.
Круговая кривая - дуга круга, служащая для плавного спряжения в
горизонтальной плоскости двух смежных прямых участков железнодорожного
пути.
Кузов - в кузове локомотива размещают электрическую аппаратуру,
вспомогательные машины и пневматическое оборудование, а также запас
песка. Кузова вагонов электропоездов - цельнометаллические несущей
конструкции, т. е. все основные части кузова одновременно воспринимают
действующие на вагон нагрузки. В кузове размещены сидения для
пассажиров, а также оборудование освещения, отопления и др..
Листовые рессоры - различаются числом листов и их
сечением. Листовые рессоры собирают из нескольких постепенно
укорачивающихся, наложенных друг на друга и изогнутых по дуге стальных
листов из желобчатой или плоской стали.
Локомотив - силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и
предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или
отдельных вагонов. К локомотивам относятся электровозы, тепловозы,
паровозы, газотурбовозы. По роду выполняемой работа подразделяются на
магистральные и маневровые, а также маневрово-вывозные.
Локомотивная бригада - группа работников, обслуживающая поездные или
маневровые локомотивы, а также моторвагонные поезда, состоит из
машиниста и его помощника, а на паровозах и кочегара.
Маневровая работа - работа на железнодорожной станции по перемещению
вагонов и одиночных локомотивов в соответствии с установленным
процессом. Процессы бывают: сортировочные, перестановочные,
группировочные.
Маршрутная скорость - скорость движения поезда на данном железнодорожном
направлении с учетом времени стоянок, разгонов, замедлений, задержек.
Определяется, как произведение числа поездов на длину направления,
деленное на продолжительность нахождения на данном направлении.
Характеризует скорость доставки грузов.
Межламельное напряжение - напряжение, возникающее между двумя соседними
ламелями (петушками) коллектора якоря электродвигателя, во вращающейся
электрической машине постоянного тока.
Мощность локомотива - характеризует тяговые и скоростные качества
локомотива, выражается отношением работы, выполняемой локомотивом, к
интервалу времени ее совершения.
N = At = FS/t = FV ,
где А - работа; t - время; F - сила; S - путь, V - скорость.
Таким образом, N - это произведение силы тяги на скорость движения.
Наклонная тяга - элемент конструкции тележки тягового подвижного
состава, передающий усилие от одного узла к другому.
Накопление состава - технологический процесс образования на станции
железнодорожного состава. Продолжительность н.с. зависит от мощности
вагонопотока данного назначения и размеров формируемого состава.
Нейтральная вставка - устройство тягового электроснабжения, применяемого
в тех случаях, когда нарушения электрической независимости анкерных
участков недопустимо.
Нижнее строение пути - элемент железнодорожного пути, на котором
размещается верхнее строение пути.
Оборот вагона - основной показатель использования вагонного парка по
времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки до
момента
окончания следующей его погрузки. Характеризует как
степень использования вагона, так и сложность работы.
Оборот локомотива - время необходимое для обслуживания локомотивом одной
пары поездов на участке работы локомотивных бригад. Складывается из
времени движения локомотива и времени нахождения его на промежуточных,
сортировочных и участковых станциях.
Объем перевозок грузов на железной дороге - определяется суммой ввоза
грузов (прибытия под выгрузку), вывоза грузов (отправления грузов
собственной погрузки), транзита и перевозок внутри дороги. Объем
перевозок на подъездных путях определяется суммой перевозок грузов
переданных с подъездных путей на сети МПС, принятых с сети МПС и
перевезенных по подъездным путям.
Организация движения поездов - система мероприятий, обеспечивающих
безопасность движения, слаженность действий всех железнодорожных
подразделений, минимальные сроки доставки грузов и перевозки пассажиров,
использование высокопроизводительных технических средств и передовой
технологии.
Основное сопротивление движению - создается силами трения между
отдельными частями подвижного состава, силами взаимодействия подвижного
состава и пути, силами сопротивления воздушной среды.
Пара поездов - единица пропускной способности на однопутных участках
ж.д. Время, затраченное на пропуск п.п. разных направлений по
ограниченному перегону составляет период графика.
Паровоз - имеет котел и паровую машину, с помощью которых химическая
энергия топлива преобразуется в механическую.
Пассажирооборот - основной показатель пассажирских перевозок.
Произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки.
Пассажиропоток - число пассажиров, проследовавших в единицу времени по
определенному участку железной дороги. Характеризует интенсивность
перевозочной работы железнодорожной сети.
Пассажирский поезд - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты,
сформированный из вагонов пассажирского парка.
Перевозки - пространственное перемещение пассажиров и грузов.
Платформы - предназначены для перевозки лесных, сыпучих, штучных и
тарных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Подвижной состав - подвижной состав используют для перевозок грузов и
пассажиров. Различают тяговый подвижной состава, который движется сам, и
вагоны, прицепляемые к нему, которые он тянет за собой. В зависимости от
источника энергии и машин для превращения ее в механическую работу
тяговый подвижной состав подразделяют на автономный и неавтономный.
Подрез гребня - вертикальный износ колеса. Для выявления применяют
специальный шаблон.
Подшипник - опора вала или оси, фиксирующая
положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к
другим его частям.
Подъездной путь - железнодорожный путь необщего пользования,
обеспечивающий перевозки предприятия и соединяющий промышленную
железнодорожную станцию или грузовой пункт с раздельным пунктом
железнодорожного транспорта общего пользования.
Поезд - сформированный сцепленный состав вагонов с одним или несколькими
локомотивами или моторными вагонами, а также локомотивы без вагонов,
моторные вагоны и др., отправляемые на перегон и имеющие установленные
сигналы.
Поездная бригада - группа ж.д. работников, сопровождающая пассажирский
поезд и обслуживающая пассажиров в пути.
Полевая сторона - часть пространства вдоль железнодорожного полотна,
куда входит система электроснабжения от тяговой подстанции и к чему не
относится система токосъемного устройства электрического тягового
подвижного состава.
Полувагон - грузовой вагон, используемый для перевозки каменного угля,
руды, лесопиломатериалов, проката металлов и других сыпучих, навалочных
и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. П. не
имеет крыши.
Приемно-отправочный путь - станционный путь, на котором выполняются
технологические операции, связанные с приемом и отправкой поездов,
посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов и ожиданием обгона
более срочными поездами.
Провозная способность - возможные объемы грузовых перевозок в млн. т
груза, которые могут быть выполнены на данной железной дороге в течение
года.
Продольный профиль пути - основной документ каждой ж. д. трассы.
Содержит данные расположения на местности линии, отметки высот точек
перелома профиля над уровнем моря, крутизну и данные уклонов,
расположение кривых, их радиусы, длины.
Прокат бандажа - степень износа бандажа колесной пары подвижного состава
в зависимости от его пробега и величины силы поперечного воздействия на
путь.
Пропускная способность - 1) п.с. участка - размер движения поездов (пар
поездов), который может быть выполнен в единицу времени в зависимости от
технической оснащенности железных дорог участка и способа организации
движения поездов; 2) п.с. станции - наибольшее число грузовых поездов и
заданное пассажирских, которое может быть пропущено станцией за сутки по
всем примыкающим направлениям, при полном использовании технических
средств.
Рама тележки - часть несущей конструкции кузова. Одна из основных частей
вагона, на которую в зависимости от его назначения укрепляют кузов.
Расчетный вес локомотива - вес локомотива с 2/3 запаса песка, смазочных
материалов, топлива, со штатным комплектом инструмента, инвентаря, с
учетом веса локомотивной бригады.
Резистор пусковой - сопротивление, включающееся в силовые цепи ЭПС
постоянного тока последовательно с тяговыми
электродвигателями и предназначенное для реостатного пуска.
Рейс вагона - расстояние (км), которое, вагон проходит от одной погрузки
до следующей.
Рекуперация - возвращение части электроэнергии, расходуемой в каком-либо
процессе для повторного использования в том же процессе.
Рентабельность - доходность, прибыльность. Один из важнейших показателей
экономической эффективности производства.
Сжатый воздух - воздух в тормозной магистрали поезда или отдельной
единицы подвижного состава, находящийся под давлением до 10 атм и
служащий для передачи усилия отжатия тормозных колодок.
Сила сцепления - внешняя, по отношению к колесной паре, сила,
обеспечивающая перемещение экипажа по рельсам при передаче вращающего
момента от тягового привода или тормозного момента от механической или
электрической системы торможения.
Сила тяги - создаваемая двигателем колесного транспортного средства во
взаимодействии с твердой поверхностью /путем/ управляемая внешняя сила,
которая направлена в сторону движения.
Сила тяги локомотива - сила, которую развивает локомотив для
передвижения поезда. Различают силу тяги локомотива на ободах колес
(касательную силу тяги) и на автосцепке. Сила тяги локомотива тянет
поезд, преодолевая его сопротивление, которое зависит от массы и
скорости движения поезда, плана и профиля пути, других особенностей и
условий движения и работы локомотива.
Силы сопротивления движению - складываются из сил сопротивления движению
локомотива и состава. Различают основное сопротивление и дополнительное.
Скорость доставки грузов - среднесуточная скорость передвижения грузов
за время перевозки.
Соединительный путь - станционный путь, который служит для соединения
основных станционных путей и парков путей друг с другом, грузовыми
площадками, складами и т.д.
Составная кривая - круговая кривая железнодорожного пути, отдельные
части которой имеют различные радиусы.
Спрямление профиля - замена нескольких, рядом лежащих участков, одним,
более простым. Разница между уклонами не должна превышать 3-4 тысячных,
не спрямляются станции, расчетный и скоростной подъемы.
Структурная схема системы автоматического регулирования (САР) -
графическое изображение такой системы в виде совокупности частей, на
которые её можно разделить по определенным признакам, и связей между
частями с указанием направления передачи воздействий.
СЦБ линии - применяются для четкой организации безопасного движения
поездов, повышения пропускной способности железных
дорог и обеспечения автоматического регулирования движения поездов.
Тележка - служит для обеспечения направления движения вагона по
рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок на путь, а также
восприятия тяговых и тормозных сил, обеспечения необходимой плавности
хода.
Тепловоз - представляет собой локомотив с двигателем внутреннего
сгорания -дизелем, превращающим химическую энергию, заключенную в
топливе, в механическую.
Транзитные перевозки - перевозки пассажиров, грузов из одного пункта в
другой через промежуточные пункты.
Тяга поездов - прикладная наука, изучающая действующие на поезд силы и
связанные с ними вопросы движения поездов и работы локомотивов.
Тяговая подстанция - магистральной железной дороги - электроустановка
для преобразования электроэнергии и питания электроэнергией
электроподвижного состава и других потребителей на железной дороге.
Тяговая характеристика - графическая зависимость касательной силы тяги
от скорости при установившихся режимах работы на различных ступенях
регулирования в пределах допускаемых ограничений.
Тяговые расчеты - прикладная часть теории тяги поездов, в которой
рассматриваются условия движения поезда и решаются задачи, связанные с
определением сил, действующих на поезд и законов движения поезда под
воздействием этих сил.
Тяговый электродвигатель - электродвигатель в специальном, тяговом
исполнении, служащий для приведения во вращение колесных пар подвижного
состава.
Участковая скорость - средняя скорость движения поезда по участку с
учетом времени стоянок на промежуточных станциях, разгона, замедления и
стоянок на перегонах.
Фидер - фидерная линия - воздушная или кабельная линия, соединяющая
сборные шины распределительного устройства электростанции или
преобразовательной (трансформаторной) подстанции с питаемыми от этих шин
распределительными и потребительскими электрическими сетями.
Ходовая скорость - средняя скорость движения поезда по участку при
безостановочном пропуске его через раздельные пункты.
Хоппер - саморазгружающийся грузовой бункерный вагон для перевозки
массовых сыпучих грузов. Различают открытые и закрытые хопперы, с
разгрузкой в межрельсовое пространство и на сторону от железнодорожного
пути.
Цистерны - грузовые вагоны, кузовом которых является металлический
цилиндрический резервуар. Для перевозки наливных грузов.
Экипаж локомотива - конструктивная часть тяговой железнодорожной
единицы, обеспечивающая ее движение в рельсовой колее. Представляет
собой повозку с
колесными парами, в которой располагается все
необходимое оборудование.
Эксплуатационная длина сети железных дорог - расстояние (км) между осями
станций, измеренное по оси главного пути. Служит характеристикой
протяженности железнодорожных путей и используется при определении
расстояния перевозки, пробега подвижного состава и др. показателей.
Электрический ток - упорядоченное направленное движения электрически
заряженных частиц или заряженных микроскопических тел.
Электрическое напряжение - между двумя точками электрической цепи или
электрического поля. Равно работе электрического поля по перемещению
единичного положительного заряда из одной точки в другую.
Электровоз - локомотив с электрическими тяговыми двигателями,
получающими питание от энергосистемы через тяговые подстанции и
контактную сеть.
Электрод - проводник, которым заканчивается участок электрической цепи,
содержащий источник электродвижущей силы.
Электропоезд - разновидность моторвагоннного подвижного состава,
получающего энергию от внешней электрической сети или от собственной
аккумуляторной батареи.
Якорь тягового двигателя - вращающаяся часть тягового двигателя. Термин
«якорь» обычно употребляют применительно к машинам постоянного тока (в
отличие от ротора). Якорь представляет собой магнитный сердечник,
набранный из листов электротехнической стали, изолированных друг от
друга лаком или бумагой и спрессованных в пакеты.
Библиографический список
1. Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте/А.А.
Устинский, Б.М. Степенский, Н.А. Цыбуля и др. - М.: Транспорт, 1985. -
439 с.
2. Амелин С.В., Андреев Г.Е. Устройство и эксплуатация пути. - М.:
Транспорт, 1986. - 237с.
3. Механическая часть тягового подвижного состава: Учебник для вузов
ж.д. тр-та / И.В. Бирюков, А.Н. Савосин, Г.П. Бурчак и др.; под ред.
И.В. Бирюкова. - М.: Транспорт, 1992. - 440 с.
4. Железные дороги. Общий курс: Учебник для вузов / М.М. Филиппов, М.М.
Уздин, Ю.И. Ефименко и др.; Под ред. М.М. Уздина. — 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: Транспорт, 1991. - 295 с.
5. Калинин ДК. Электровозы и электропоезда. - М.: Транспорт, 1991. -480
с.
6. Локомотивное хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. трансп./ С.Я.
Айзинбуд, В.А. Гутковский, П.И. Кельперис и др.; Под ред. С.Я. Айзинбуда.
— М.: Транспорт, 1986. - 263 с.
7. Организация движения на железнодорожном транспорте/Д.П. Заглядимов,
А.П. Петров, С.С. Сергеев, В.А. Буянов. - М.: Транспорт, 1985. - 357 с.
8. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. - М.: Транспорт,
2000. - 190 с.
9. Правила тяговых расчетов для поездной работы. - М.: Транспорт, 1985.
- 287 с.
10. Тепловозы/В.Д. Кузьмич, Э.К. Пахомов, Г.М. Русаков, И.П. Бородулин.
- М.: Транспорт, 1987. - 540 с.
11. Электрические железные дороги. /В.А. Киспяков, А.В. Плакс, В.Н.
Пупынин и др.; Под ред. А.В. Плакса и В.Н. Пупынина. - М.: Транспорт,
1993. - 280 с.