СЛОВАРЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТЕРМИНОВ

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические железные дороги (В.П. Феоктистов) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 

 

 

СЛОВАРЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТЕРМИНОВ

 

 

Автосцепка - устройство, которое служит для автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава в поезд, передачи и смягчения продольных усилий и амортизации ударных нагрузок при движении, остановках и маневрах.

Асинхронный электродвигатель - электрическая асинхронная машина для преобразования электрической энергии в механическую.

База экипажа (колесная база) - расстояние между осями колесных или центрами пятниковых опор экипажа, характеризует продольные размеры экипажной части вагона, локомотива.

Балласт - 1) минеральный сыпучий материал, заполняющий пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна; 2) груз, создающий дополнительную нагрузку.

Боксование - вращение движущих колес локомотива с угловой скоростью, превышающей скорость, соответствующую поступательной скорости локомотива.

Букса - стальной корпус, в котором размещают подшипники, вкладыши, смазочные и подбивочные материалы. Обеспечивает соединение колесных пар с рамой тележки или вагона. Различают по типу осей, применяемых подшипников, а также по конструкции и размеру корпуса, по виду смазочных и поливочных материалов.

Буфер - устройство, служащее для амортизации продольных ударных и отжимающих усилий, действующих на подвижной состав в поезде и при маневровой работе.

Вагоны - единица подвижного состава. Колесный экипаж открытого или закрытого типа, оборудованный всем необходимым для перевозки грузов и пассажиров. К грузовым относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны и др.. Парк пассажирских вагонов состоит из пассажирских, багажных, почтовых, ресторанов и др..

Вагон багажный - предназначается для перевозки багажа в составе пассажирских поездов. Имеет типовые кузов, ходовые части, систему электроснабжения.

Вагоны грузовые - крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения.

Вагоны крытые - предназначены для перевозки штучных и насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.

Вагоны пассажирские - состоят из пассажирских, багажных, почтовых, ресторанов, служебных и специальных вагонов. Бывают дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения.

Вагонная тележка - поворотное устройство, на которое опирается кузов вагона.

Верхнее строение пути - часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.

 

Винтовые пружины - применяют во всех тележках 4-х, 6-и, и 8-й осных вагонов как гасители колебаний.

Вихревые токи, токи Фуко - замкнутые электрические токи в массивном проводнике, которые возникают при изменении пронизывающего его магнитного потока.

Вес (масса) поезда (состава) - брутто грузовых и пассажирских поездов складывается из веса локомотива, веса тары вагонов и соответственно веса грузов или пассажиров.

Нетто - это брутто без веса локомотивов или вагонов. Брутто и нетто подсчитывают по натуральному листу поезда.

Выпрямительный преобразователь - статический преобразователь для преобразования (выпрямления) переменного тока в постоянный, а также для регулирования напряжения устройств железнодорожного транспорта.

Габарит - предельное внешнее геометрическое очертание предметов, сооружений, устройств.

График движения поездов - графическое изображение следования поездов на масштабной сетке, на которой движение поездов изображается прямыми наклонными линиями (линиями хода), по горизонтали сетки отложено время (в мин.), по вертикали -расстояние (в км.).

Грузооборот /нетто, брутто/ ж. д. - основной показатель работы

железнодорожном транспорта по грузовым перевозкам. Грузооборот определяется как произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки (т-км).

Грузопоток - масса грузов (в т.), перевозимых транспортом в определенном направлении за рассматриваемый период (обычно за год).

Дальность перевозки грузов - расстояние перемещения грузов между пунктами их отправления и прибытия.

Движущая сила - внешняя сила, вызывавшая движение, которая зависит от сопротивления движению.

Дизель-поезд - состоит из моторных и прицепных вагонов, приводится в движение от дизелей. Предназначен для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных линиях.

Дизель-электровоз - локомотив с электрическими тяговыми двигателями, способный работать как в автономном режиме, так и при питании от тяговых подстанций через контактную сеть.

Длина поезда - расстояние между осями сцепления передней автосцепки первой единицы и задней автосцепки последней единицы поезда, находящегося на прямолинейном участке пути.

Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

 

Дополнительные сопротивления - создаются силами, возникающими в условиях движения поезда по уклонам, в кривых, трогания поезда с места, низких температурах, действии ветра, при работе подвагонных генераторов пассажирских вагонов.

Дополнительное сопротивление от кривизны пути - появляется вследствие отжатия поезда силами инерции в сторону внешнего рельса и возникновения трения гребней колес о боковую поверхность наружного рельса.

Дополнительное сопротивление от уклона профиля - определяют как Wi=i. Здесь i - уклон в тысячных; для подъема берется i со знаком “+”, для спусков - со знаком

Железная дорога - проложенный на местности рельсовый путь, предназначенный для движения специального подвижного состава.

Железнодорожный путь - комплекс инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей.

Железнодорожная станция - раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров, приему, выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах - маневровую работу по формированию (расформированию) железнодорожных составов и технические операции с поездами.

Железнодорожный узел - находящийся в пункте пересечения или примыкания не менее 3-х железнодорожных линий комплекс технологически связанных между собой железнодорожных станций, главных, соединительных, подъездных путей, путепроводных развязок, вокзалов и т.д.

Зависимые кривые - смежные кривые, близко расположенные участки железнодорожного пути, каждый из которых влияет на условия движения поездов по смежному участку.

Износ рельсов - результат истирания головок рельсов, возникающего при взаимодействии их с колесами подвижного состава.

Искусственные сооружения - собирательное название сооружений, возводимых на пересечениях железных дорог с различными препятствиями (мосты, тоннели, дамбы и т.д.)

Карьерный железнодорожный транспорт - вид промышленного транспорта, тех. средства которого используются для перевозки вскрытых пород и полезных ископаемых из карьеров (разрезов).

Классификация - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем, таблиц и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Классификация железнодорожного транспорта - система понятий и показателей, характеризующих железнодорожный транспорт по назначению, принадлежности, виду работ и функциональным возможностям.

 

 

Колебания вагона - многократное поочередное возрастание и убывание перемещений, скорости, ускорения вагона в целом и его частей.

Колесная пара - несет на себе массу всего вагона и груза, направляет его по рельсовому пути и воспринимает жесткие и разнообразные по направлению удары от неровности пути. Состоит из оси с напрессованными на нее двумя колесами.

Колесо - основным типом колес являются стальные цельнокатаные. Бывают двух диаметров: 950 и 1050 мм. Наружная поверхность колеса, соприкасающаяся с рельсом, называется поверхностью катания.

Кольцевой маршрут - разновидность маршрута для перевозки грузов между постоянными отправителями и получателями.

Комбинированная езда - обслуживание локомотивов на определенных участках тягового плеча постоянно прикрепленными и сменными бригадами.

Коммерческий осмотр - проводится с целью определения пригодности вагонов для погрузки определенного груза, его состояния, сохранности в пути следования и на станции назначения.

Коммутация электрических цепей - разного рода переключения электрических соединений проводов, кабелей, машин, трансформаторов, аппаратов и приборов, производимые в установках, генерирующих, распределяющих и потребляющих электрическую энергию

Контактная сеть - комплекс устройств для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к ЭПС через токоприемники.

Контейнерные перевозки - способ транспортирования грузов с использованием контейнеров, обеспечивающих беспересадочную доставку грузов.

Коэффициент сцепления - при неизменной массе локомотива характеризует его силу сцепления. Значение этого коэффициента зависит от многих факторов, в том числе от чистоты поверхности бандажей и рельсов, скорости движения, атмосферных условий /влажность и температура воздуха, осадки/, равномерности распределения нагрузок между тяговыми двигателями, группировки /схемы соединения/ тяговых двигателей, степени износа поверхности катания бандажей, степени проскальзывания колес относительно рельсов и т. д..

Коэффициент трансформации - отношение ЭДС, наводимых основным магнитным потоком, в первичной и вторичной обмотках электрического трансформатора.

Круговая кривая - дуга круга, служащая для плавного спряжения в горизонтальной плоскости двух смежных прямых участков железнодорожного пути.

Кузов - в кузове локомотива размещают электрическую аппаратуру, вспомогательные машины и пневматическое оборудование, а также запас песка. Кузова вагонов электропоездов - цельнометаллические несущей конструкции, т. е. все основные части кузова одновременно воспринимают действующие на вагон нагрузки. В кузове размещены сидения для пассажиров, а также оборудование освещения, отопления и др..

 

 

Листовые рессоры - различаются числом листов и их сечением. Листовые рессоры собирают из нескольких постепенно укорачивающихся, наложенных друг на друга и изогнутых по дуге стальных листов из желобчатой или плоской стали.

Локомотив - силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. К локомотивам относятся электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы. По роду выполняемой работа подразделяются на магистральные и маневровые, а также маневрово-вывозные.

Локомотивная бригада - группа работников, обслуживающая поездные или маневровые локомотивы, а также моторвагонные поезда, состоит из машиниста и его помощника, а на паровозах и кочегара.

Магнитный поток, поток магнитной индукции - поток вектора магнитной индукции через какую-либо поверхность.

Маневровая работа - работа на железнодорожной станции по перемещению вагонов и одиночных локомотивов в соответствии с установленным процессом. Процессы бывают: сортировочные, перестановочные, группировочные.

Маршрутная скорость - скорость движения поезда на данном железнодорожном направлении с учетом времени стоянок, разгонов, замедлений, задержек. Определяется, как произведение числа поездов на длину направления, деленное на продолжительность нахождения на данном направлении. Характеризует скорость доставки грузов.

Межламельное напряжение - напряжение, возникающее между двумя соседними ламелями (петушками) коллектора якоря электродвигателя, во вращающейся электрической машине постоянного тока.

Мощность локомотива - характеризует тяговые и скоростные качества локомотива, выражается отношением работы, выполняемой локомотивом, к интервалу времени ее совершения.

N = At = FS/t = FV ,

где А - работа; t - время; F - сила; S - путь, V - скорость.

Таким образом, N - это произведение силы тяги на скорость движения.

Наклонная тяга - элемент конструкции тележки тягового подвижного состава, передающий усилие от одного узла к другому.

Накопление состава - технологический процесс образования на станции железнодорожного состава. Продолжительность н.с. зависит от мощности вагонопотока данного назначения и размеров формируемого состава.

Нейтральная вставка - устройство тягового электроснабжения, применяемого в тех случаях, когда нарушения электрической независимости анкерных участков недопустимо.

Нижнее строение пути - элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.

Оборот вагона - основной показатель использования вагонного парка по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки до момента

 

 

окончания следующей его погрузки. Характеризует как степень использования вагона, так и сложность работы.

Оборот локомотива - время необходимое для обслуживания локомотивом одной пары поездов на участке работы локомотивных бригад. Складывается из времени движения локомотива и времени нахождения его на промежуточных, сортировочных и участковых станциях.

Объем перевозок грузов на железной дороге - определяется суммой ввоза грузов (прибытия под выгрузку), вывоза грузов (отправления грузов собственной погрузки), транзита и перевозок внутри дороги. Объем перевозок на подъездных путях определяется суммой перевозок грузов переданных с подъездных путей на сети МПС, принятых с сети МПС и перевезенных по подъездным путям.

Организация движения поездов - система мероприятий, обеспечивающих безопасность движения, слаженность действий всех железнодорожных подразделений, минимальные сроки доставки грузов и перевозки пассажиров, использование высокопроизводительных технических средств и передовой технологии.

Основное сопротивление движению - создается силами трения между отдельными частями подвижного состава, силами взаимодействия подвижного состава и пути, силами сопротивления воздушной среды.

Пара поездов - единица пропускной способности на однопутных участках ж.д. Время, затраченное на пропуск п.п. разных направлений по ограниченному перегону составляет период графика.

Паровоз - имеет котел и паровую машину, с помощью которых химическая энергия топлива преобразуется в механическую.

Пассажирооборот - основной показатель пассажирских перевозок. Произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки.

Пассажиропоток - число пассажиров, проследовавших в единицу времени по определенному участку железной дороги. Характеризует интенсивность перевозочной работы железнодорожной сети.

Пассажирский поезд - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из вагонов пассажирского парка.

Перевозки - пространственное перемещение пассажиров и грузов.

Платформы - предназначены для перевозки лесных, сыпучих, штучных и тарных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

Подвижной состав - подвижной состав используют для перевозок грузов и пассажиров. Различают тяговый подвижной состава, который движется сам, и вагоны, прицепляемые к нему, которые он тянет за собой. В зависимости от источника энергии и машин для превращения ее в механическую работу тяговый подвижной состав подразделяют на автономный и неавтономный.

Подрез гребня - вертикальный износ колеса. Для выявления применяют специальный шаблон.

 

 

Подшипник - опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям.

Подъездной путь - железнодорожный путь необщего пользования,

обеспечивающий перевозки предприятия и соединяющий промышленную

железнодорожную станцию или грузовой пункт с раздельным пунктом железнодорожного транспорта общего пользования.

Поезд - сформированный сцепленный состав вагонов с одним или несколькими локомотивами или моторными вагонами, а также локомотивы без вагонов, моторные вагоны и др., отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы.

Поездная бригада - группа ж.д. работников, сопровождающая пассажирский поезд и обслуживающая пассажиров в пути.

Полевая сторона - часть пространства вдоль железнодорожного полотна, куда входит система электроснабжения от тяговой подстанции и к чему не относится система токосъемного устройства электрического тягового подвижного состава.

Полувагон - грузовой вагон, используемый для перевозки каменного угля, руды, лесопиломатериалов, проката металлов и других сыпучих, навалочных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. П. не имеет крыши.

Приемно-отправочный путь - станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправкой поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов и ожиданием обгона более срочными поездами.

Провозная способность - возможные объемы грузовых перевозок в млн. т груза, которые могут быть выполнены на данной железной дороге в течение года.

Продольный профиль пути - основной документ каждой ж. д. трассы. Содержит данные расположения на местности линии, отметки высот точек перелома профиля над уровнем моря, крутизну и данные уклонов, расположение кривых, их радиусы, длины.

Прокат бандажа - степень износа бандажа колесной пары подвижного состава в зависимости от его пробега и величины силы поперечного воздействия на путь.

Пропускная способность - 1) п.с. участка - размер движения поездов (пар поездов), который может быть выполнен в единицу времени в зависимости от технической оснащенности железных дорог участка и способа организации движения поездов; 2) п.с. станции - наибольшее число грузовых поездов и заданное пассажирских, которое может быть пропущено станцией за сутки по всем примыкающим направлениям, при полном использовании технических средств.

Рама тележки - часть несущей конструкции кузова. Одна из основных частей вагона, на которую в зависимости от его назначения укрепляют кузов.

Расчетный вес локомотива - вес локомотива с 2/3 запаса песка, смазочных материалов, топлива, со штатным комплектом инструмента, инвентаря, с учетом веса локомотивной бригады.

Резистор пусковой - сопротивление, включающееся в силовые цепи ЭПС

постоянного тока последовательно с тяговыми электродвигателями и предназначенное для реостатного пуска.

Рейс вагона - расстояние (км), которое, вагон проходит от одной погрузки до следующей.

Рекуперация - возвращение части электроэнергии, расходуемой в каком-либо процессе для повторного использования в том же процессе.

Рентабельность - доходность, прибыльность. Один из важнейших показателей экономической эффективности производства.

Сжатый воздух - воздух в тормозной магистрали поезда или отдельной единицы подвижного состава, находящийся под давлением до 10 атм и служащий для передачи усилия отжатия тормозных колодок.

Сила сцепления - внешняя, по отношению к колесной паре, сила, обеспечивающая перемещение экипажа по рельсам при передаче вращающего момента от тягового привода или тормозного момента от механической или электрической системы торможения.

Сила тяги - создаваемая двигателем колесного транспортного средства во взаимодействии с твердой поверхностью /путем/ управляемая внешняя сила, которая направлена в сторону движения.

Сила тяги локомотива - сила, которую развивает локомотив для передвижения поезда. Различают силу тяги локомотива на ободах колес (касательную силу тяги) и на автосцепке. Сила тяги локомотива тянет поезд, преодолевая его сопротивление, которое зависит от массы и скорости движения поезда, плана и профиля пути, других особенностей и условий движения и работы локомотива.

Силы сопротивления движению - складываются из сил сопротивления движению локомотива и состава. Различают основное сопротивление и дополнительное.

Скорость доставки грузов - среднесуточная скорость передвижения грузов за время перевозки.

Соединительный путь - станционный путь, который служит для соединения основных станционных путей и парков путей друг с другом, грузовыми площадками, складами и т.д.

Составная кривая - круговая кривая железнодорожного пути, отдельные части которой имеют различные радиусы.

Спрямление профиля - замена нескольких, рядом лежащих участков, одним, более простым. Разница между уклонами не должна превышать 3-4 тысячных, не спрямляются станции, расчетный и скоростной подъемы.

Структурная схема системы автоматического регулирования (САР) -

графическое изображение такой системы в виде совокупности частей, на которые её можно разделить по определенным признакам, и связей между частями с указанием направления передачи воздействий.

СЦБ линии - применяются для четкой организации безопасного движения

 

поездов, повышения пропускной способности железных дорог и обеспечения автоматического регулирования движения поездов.

Тележка - служит для обеспечения направления движения вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок на путь, а также восприятия тяговых и тормозных сил, обеспечения необходимой плавности хода.

Тепловоз - представляет собой локомотив с двигателем внутреннего сгорания -дизелем, превращающим химическую энергию, заключенную в топливе, в механическую.

Транзитные перевозки - перевозки пассажиров, грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты.

Тяга поездов - прикладная наука, изучающая действующие на поезд силы и связанные с ними вопросы движения поездов и работы локомотивов.

Тяговая подстанция - магистральной железной дороги - электроустановка для преобразования электроэнергии и питания электроэнергией электроподвижного состава и других потребителей на железной дороге.

Тяговая характеристика - графическая зависимость касательной силы тяги от скорости при установившихся режимах работы на различных ступенях регулирования в пределах допускаемых ограничений.

Тяговые расчеты - прикладная часть теории тяги поездов, в которой рассматриваются условия движения поезда и решаются задачи, связанные с определением сил, действующих на поезд и законов движения поезда под воздействием этих сил.

Тяговый электродвигатель - электродвигатель в специальном, тяговом исполнении, служащий для приведения во вращение колесных пар подвижного состава.

Участковая скорость - средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени стоянок на промежуточных станциях, разгона, замедления и стоянок на перегонах.

Фидер - фидерная линия - воздушная или кабельная линия, соединяющая сборные шины распределительного устройства электростанции или преобразовательной (трансформаторной) подстанции с питаемыми от этих шин распределительными и потребительскими электрическими сетями.

Ходовая скорость - средняя скорость движения поезда по участку при безостановочном пропуске его через раздельные пункты.

Хоппер - саморазгружающийся грузовой бункерный вагон для перевозки массовых сыпучих грузов. Различают открытые и закрытые хопперы, с разгрузкой в межрельсовое пространство и на сторону от железнодорожного пути.

Цистерны - грузовые вагоны, кузовом которых является металлический цилиндрический резервуар. Для перевозки наливных грузов.

Экипаж локомотива - конструктивная часть тяговой железнодорожной единицы, обеспечивающая ее движение в рельсовой колее. Представляет собой повозку с

 

колесными парами, в которой располагается все необходимое оборудование.

Эксплуатационная длина сети железных дорог - расстояние (км) между осями станций, измеренное по оси главного пути. Служит характеристикой протяженности железнодорожных путей и используется при определении расстояния перевозки, пробега подвижного состава и др. показателей.

Электрический ток - упорядоченное направленное движения электрически заряженных частиц или заряженных микроскопических тел.

Электрическое напряжение - между двумя точками электрической цепи или электрического поля. Равно работе электрического поля по перемещению единичного положительного заряда из одной точки в другую.

Электровоз - локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание от энергосистемы через тяговые подстанции и контактную сеть.

Электрод - проводник, которым заканчивается участок электрической цепи, содержащий источник электродвижущей силы.

Электропоезд - разновидность моторвагоннного подвижного состава, получающего энергию от внешней электрической сети или от собственной аккумуляторной батареи.

Якорь тягового двигателя - вращающаяся часть тягового двигателя. Термин «якорь» обычно употребляют применительно к машинам постоянного тока (в отличие от ротора). Якорь представляет собой магнитный сердечник, набранный из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком или бумагой и спрессованных в пакеты.

 

 

 

 

Библиографический список


1. Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте/А.А. Устинский, Б.М. Степенский, Н.А. Цыбуля и др. - М.: Транспорт, 1985. - 439 с.

2. Амелин С.В., Андреев Г.Е. Устройство и эксплуатация пути. - М.: Транспорт, 1986. - 237с.

3. Механическая часть тягового подвижного состава: Учебник для вузов ж.д. тр-та / И.В. Бирюков, А.Н. Савосин, Г.П. Бурчак и др.; под ред. И.В. Бирюкова. - М.: Транспорт, 1992. - 440 с.

4. Железные дороги. Общий курс: Учебник для вузов / М.М. Филиппов, М.М. Уздин, Ю.И. Ефименко и др.; Под ред. М.М. Уздина. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 295 с.

5. Калинин ДК. Электровозы и электропоезда. - М.: Транспорт, 1991. -480 с.

6. Локомотивное хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. трансп./ С.Я. Айзинбуд, В.А. Гутковский, П.И. Кельперис и др.; Под ред. С.Я. Айзинбуда. — М.: Транспорт, 1986. - 263 с.

7. Организация движения на железнодорожном транспорте/Д.П. Заглядимов, А.П. Петров, С.С. Сергеев, В.А. Буянов. - М.: Транспорт, 1985. - 357 с.

8. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. - М.: Транспорт, 2000. - 190 с.

9. Правила тяговых расчетов для поездной работы. - М.: Транспорт, 1985. - 287 с.

10. Тепловозы/В.Д. Кузьмич, Э.К. Пахомов, Г.М. Русаков, И.П. Бородулин. - М.: Транспорт, 1987. - 540 с.

11. Электрические железные дороги. /В.А. Киспяков, А.В. Плакс, В.Н. Пупынин и др.; Под ред. А.В. Плакса и В.Н. Пупынина. - М.: Транспорт, 1993. - 280 с.

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45