Оперативное планирование и руководство поездной
работой. Функции поездного диспетчера. Роль дежурного по отделению
дороги
Выполнение перевозок пассажиров и грузов требует
четкой организации управления движением поездов и взаимодействия
работников службы перевозок и других служб. Система управления движением
поездов - это техническое и оперативное планирование эксплуатационной
работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное
руководство движением поездов и анализ выполненной работы.
Для выполнения плана перевозок с наименьшими затратами необходимо
обеспечить все подразделения железных дорог требуемым числом вагонов и
локомотивов, а также установить наиболее прогрессивные нормы их
использования. Этой цели служит техническое нормирование, заключающееся
в разработке технических нормативов эксплуатационной работы:
количественных заданий, качественных показателей, норм рабочего парка
вагонов и эксплуатируемого парка локомотивов. Количественные задания
содержат: размеры погрузки-выгрузки, сдачи порожних вагонов из-под
выгрузки (регулировочное задание); число поездов и вагонов, передаваемых
по стыковым пунктам и др.; качественные показатели - оборот и рейс
вагона, коэффициент порожнего пробега, производительность локомотивов и
вагонов, скорости движения поездов.
Система оперативного планирования предусматривает установление на
определенный период размеров грузового движения и необходимого для этого
эксплуатируемого парка локомотивов, а также составление суточных, а по
отделениям и станциям, кроме того, сменных планов поездной и грузовой
работы. Размеры движения по каждому участку на определенный период
устанавливает служба перевозок, она же заблаговременно сообщает их
производственным единицам.
Регулирование перевозок и перевозочных средств заключается в
осуществлении мероприятий, направленных на устранение затруднений в
продвижении вагонопотоков и отклонений от технических нормативов,
обеспечении устойчивой и ритмичной работы участков движения и в целом
железных дорог. К этим мероприятиям относится перераспределение
вагонного и локомотивного парков в соответствии с изменившимся объемом
работы, регулирование погрузки по дням, направлениям и роду подвижного
состава.
Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет
диспетчерский аппарат, имеющий сменное дежурство. На дорогах эту задачу
выполняет ЕДЦУ (единый диспетчерский центр управления), в ОАО РЖД центр
управления перевозками (ЦУП) по группам дорог -
оперативнораспорядительные отделы департамента перевозок. Оперативной
работой станций руководят дежурные по станции, на крупных станциях
станционные и маневровые диспетчеры.
В отделениях дорог движением поездов руководят поездные диспетчеры.
Участки, которыми они ведают, называются диспетчерскими кругами.
Границами этих кругов являются, как правило, участковые и сортировочные
станции. Смену поездных диспетчеров возглавляет дежурный по отделению;
он координирует действия поездных и локомотивных диспетчеров, на
электрифицированных участках и энергодиспетчеров. Во время
дежурства движением поездов на участке единолично
руководит поездной диспетчер. Основная его задача обеспечить движение
поездов по графику, а в случае нарушения его - ввод опоздавших поездов в
график. С этой целью он принимает регулировочные меры: сокращение
стоянок поездов на раздельных пунктах, отправление поездов по
неправильному пути на двухпутных участках, изменение порядка и пунктов
скрещения и обгона поездов и др.
Большое значение для совершенствования организации движения поездов и
приведения в действие неиспользованных резервов имеет анализ
эксплуатационной работы железнодорожной сети, дорог, отделений и
станций. Он позволяет выявлять степень выполнения плановых норм и
показателей, причины отклонения от них и наметить меры, необходимые для
выполнения установленных норм и заданий. Различают анализ оперативный и
периодический. Оперативный заключается в разборе результатов работы за
смену и сутки, периодический за более длительный срок - неделю, декаду,
месяц, год. В процессе анализа особое внимание уделяют вопросам
безопасности движения и изучению передовых методов труда.
Создание СФТО, ДИСПАРК, ГИД, ДИСЛОК, внедрение систем автоматического
считывания информации с подвижного состава, разработка ряда других
систем создали предпосылки для реального управления ваго-нопотоками при
непрерывном планировании, постоянном контроле за перевозками и
финансовой оценке работы.