Оперативное планирование и руководство поездной работой. Функции поездного диспетчера

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические железные дороги (В.П. Феоктистов) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41    ..

 

7.4

Оперативное планирование и руководство поездной работой. Функции поездного диспетчера. Роль дежурного по отделению дороги

 

Выполнение перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов и взаимодействия работников службы перевозок и других служб. Система управления движением поездов - это техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движением поездов и анализ выполненной работы.

Для выполнения плана перевозок с наименьшими затратами необходимо обеспечить все подразделения железных дорог требуемым числом вагонов и локомотивов, а также установить наиболее прогрессивные нормы их использования. Этой цели служит техническое нормирование, заключающееся в разработке технических нормативов эксплуатационной работы: количественных заданий, качественных показателей, норм рабочего парка вагонов и эксплуатируемого парка локомотивов. Количественные задания содержат: размеры погрузки-выгрузки, сдачи порожних вагонов из-под выгрузки (регулировочное задание); число поездов и вагонов, передаваемых по стыковым пунктам и др.; качественные показатели - оборот и рейс вагона, коэффициент порожнего пробега, производительность локомотивов и вагонов, скорости движения поездов.

Система оперативного планирования предусматривает установление на определенный период размеров грузового движения и необходимого для этого эксплуатируемого парка локомотивов, а также составление суточных, а по отделениям и станциям, кроме того, сменных планов поездной и грузовой работы. Размеры движения по каждому участку на определенный период устанавливает служба перевозок, она же заблаговременно сообщает их производственным единицам.

Регулирование перевозок и перевозочных средств заключается в осуществлении мероприятий, направленных на устранение затруднений в продвижении вагонопотоков и отклонений от технических нормативов, обеспечении устойчивой и ритмичной работы участков движения и в целом железных дорог. К этим мероприятиям относится перераспределение вагонного и локомотивного парков в соответствии с изменившимся объемом работы, регулирование погрузки по дням, направлениям и роду подвижного состава.

Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, имеющий сменное дежурство. На дорогах эту задачу выполняет ЕДЦУ (единый диспетчерский центр управления), в ОАО РЖД центр управления перевозками (ЦУП) по группам дорог - оперативнораспорядительные отделы департамента перевозок. Оперативной работой станций руководят дежурные по станции, на крупных станциях станционные и маневровые диспетчеры.

В отделениях дорог движением поездов руководят поездные диспетчеры. Участки, которыми они ведают, называются диспетчерскими кругами. Границами этих кругов являются, как правило, участковые и сортировочные станции. Смену поездных диспетчеров возглавляет дежурный по отделению; он координирует действия поездных и локомотивных диспетчеров, на электрифицированных участках и энергодиспетчеров. Во время

 

дежурства движением поездов на участке единолично руководит поездной диспетчер. Основная его задача обеспечить движение поездов по графику, а в случае нарушения его - ввод опоздавших поездов в график. С этой целью он принимает регулировочные меры: сокращение стоянок поездов на раздельных пунктах, отправление поездов по неправильному пути на двухпутных участках, изменение порядка и пунктов скрещения и обгона поездов и др.

Большое значение для совершенствования организации движения поездов и приведения в действие неиспользованных резервов имеет анализ эксплуатационной работы железнодорожной сети, дорог, отделений и станций. Он позволяет выявлять степень выполнения плановых норм и показателей, причины отклонения от них и наметить меры, необходимые для выполнения установленных норм и заданий. Различают анализ оперативный и периодический. Оперативный заключается в разборе результатов работы за смену и сутки, периодический за более длительный срок - неделю, декаду, месяц, год. В процессе анализа особое внимание уделяют вопросам безопасности движения и изучению передовых методов труда.

Создание СФТО, ДИСПАРК, ГИД, ДИСЛОК, внедрение систем автоматического считывания информации с подвижного состава, разработка ряда других систем создали предпосылки для реального управления ваго-нопотоками при непрерывном планировании, постоянном контроле за перевозками и финансовой оценке работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41    ..