Комплекс операций по снабжению локомотивов дизельным топливом, смазкой,
песком, водой, обтирочными материалами, а также
осмотру и очистке деталей называют экипировкой
локомотивов, а устройства, обеспечивающие их выполнение - экипировочными
устройствами.
На экипировочные операции затрачивается до 15% времени оборота
локомотивов, и сокращение этого времени увеличивает полезную работу
локомотивов, повышает эффективность их использования. Большинство
экипировочных операций приурочивается к моменту проведения очередного
технического обслуживания и нахождения локомотивов в основном или
оборотном депо.
Работу тепловозов и электровозов целесообразно организовать так, чтобы
они как можно реже заходили на тяговую территорию основных и оборотных
депо для экипировки и больше времени находились в работе, т.е.
осуществляли перевозки пассажиров и грузов.
Эффективна работа локомотивов по кольцу, когда они обслуживают два
смежных тяговых плеча с заходом в основное депо только для технического
обслуживания или осмотра. Смена локомотивных бригад производится на
станции основного депо за время простоя состава под техническими
операциями.
При работе тепловозов и электровозов по кольцу без отдыха бригад в
оборотных депо, экипировку локомотивов проводят на приемоотправочных
путях станции основного депо за время простоя состава под техническими
операциями. В этом случае локомотив в оборотном депо не заходит на
тяговую территорию для экипировки, время же затрачивается только на
переезд его из парка прибытия в парк отправления, а также на осмотр и
ожидание поезда.
Если же на отдельных тяговых плечах не представляется возможным
организовать экипировку на приемо-отправочных путях, то она может
производиться на станциях оборотных депо при переезде локомотива из
парка в парк без захода на тяговую территорию.
В тех случаях, когда локомотив работает на длинных тяговых плечах с
простоем по отдыху бригад в одном из оборотных депо, экипировка
выполняется в этом депо во время отдыха локомотивных бригад.
Локомотивы, выходящие из технического обслуживания или ремонта,
экипируются на тяговой территории основного депо.
Размещение пунктов экипировки локомотивов производится с учетом
максимального возможного пробега между наборами топлива и песка.
Норма расхода песка и топлива зависит от климатических условий,
оцениваемых температурой наружного воздуха, трудности пути, оцениваемой
типом профиля, массы состава и серии локомотива. Следовательно, эти
факторы определяют размещение пунктов экипировки на линии железной
дороги.
Локомотивы могут экипироваться как на открытых позициях, так в закрытых
экипировочных депо (на дорогах с суровыми климатическими условиями, при
расчетных наружных температурах воздуха ниже - 25° С).
В состав устройств для экипировки электровозов входят стойла, склады для
хранения и устройства для выдачи смазочных масел и песка, а
также производственно-бытовые помещения. Электровоз
устанавливается для экипировки на смотровые канавы. Они сооружаются
глубиной 1,2 и шириной 1,4 м. Длина канавы определяется длиной
экипируемого электровоза с прибавлением на входы в канаву 1,5 м с
каждого конца.
Так как в экипировочном депо контактный провод не подвешивается, ввод
электровоза в стойла производится постоянным током пониженного
напряжения.
Пескораздаточные бункера размещаются на железобетонных или металлических
опорах, установленных на междупутье. Бункера располагаются так, чтобы
обеспечивалось снабжение электровоза песком с одной постановки его, без
передвижки. Сушка песка производится в барабанных сушилках. Запасы песка
хранятся в крытых хранилищах и на открытых площадках. Для загрузки
песочниц и осмотра пантографов электровоза по бокам каждого
экипировочного пути устраиваются смотровые площадки, огражденные
перилами и оборудованные лестницами. Моторно-осевые подшипники
заправляются смазкой из малораздаточных колонок, установленных возле
смотровых канав. Масло к этим колонкам подается сжатым воздухом из
расходных баков кладовой по трубопроводу, уложенному в канале.
Запас индустриального, осевого и трансмиссионного масел хранится в
металлических или железобетонных резервуарах, оборудованных устройствами
для подогрева. Подача масел из резервуаров-хранилищ в расходные баки
кладовой производится насосами или сжатым воздухом. Масла из цистерны
сливаются на специальном железобетонном пути, имеющим приемные колодцы,
паропроводы и устройства для разогрева масел.
Для экипировки тепловозов у смотровых канав на расстоянии 3,0 м от оси
пути устанавливаются раздаточные колонки для подачи дизельного топлива,
масла и охлаждающей воды. Для слива дизельного топлива, масла и жидкого
каустика из цистерн устраивается сливная эстакада на расстоянии 3,0 м от
оси сливного пути. Для разогрева нефтепродуктов сливная эстакада
оборудуется змеевиковыми паровыми подогревателями с поворотными кранами.
Дизельное топливо из цистерн сливается через горловины сифонным способом
или перекачивается насосами в хранилища. Хранение дизельного топлива
обычно осуществляют в металлических сварных вертикальных цилиндрических
резервуарах, которые располагаются на специальных площадках. Из
резервуаров дизельное топливо подается насосами к раздаточным колонкам.
В производственном корпусе располагаются: отделение для
приготовления охлаждающей воды, насосная, кладовые, а иногда и
регенерационное отделение, предназначенное для очистки и восстановления
нормального качества смазочных масел.
Контроль за качеством дизельного топлива, смазочных материалов, а также
за приготовлением охлаждающей воды осуществляется деповской
лабораторией.
Кроме стационарных имеются передвижные экипировочные
устройства в виде поездов и заправщиков на базе
грузовых автомобилей. Они применяются для экипировки маневровых
локомотивов, работающих на станциях, удаленных от стационарных
экипировочных пунктов и одиночных локомотивов на новостройках (временная
эксплуатация).
Экипировочный поезд состоит из двух цистерн с дизельным топливом, двух
вагонов пескораздатчиков, вагона с запасом смазочных и обтирочных
материалов, воды, а также насосного и силового оборудования. Поезд раз в
сутки заправляется на стационарных экипировочных устройствах и может
одновременно экипировать два тепловоза, а за сутки до 30 тепловозов с
затратой времени на одну экипировку до 30 минут.