Локомотивная бригада назначается для управления локомотивом и его
обслуживания в соответствии с требованиями Правил технической
эксплуатации железных дорог РФ, правил текущего ремонта, приказов и
инструкций Департамент локомотивного хозяйства ОАО РЖД. Локомотивная
бригада, обслуживающая локомотив, состоит из двух человек: машиниста и
его помощника. Машинист возглавляет бригаду, является ответственным за
состояние и управление локомотивом и ведение поезда.
Повышение надежности локомотивов, внедрение автоматики в его управление
и возросшая квалификация машинистов позволяют обслуживание
моторвагонного поезда и поездных локомотивов производить по разрешению
Департамента локомотивного хозяйства ОАО РЖД одним машинистом без
помощника, а маневровых локомотивов - по разрешению начальника дороги.
Маневровые тепловозы преимущественно обслуживаются одним машинистом. Это
значительно
повышает производительность труда локомотивных
бригад.
Для обслуживания моторвагонных поездов и поездных локомотивов одним
машинистом необходимо наличие устройств автоматической остановки на
случай потери машинистом способности к ведению поезда. На маневровых
тепловозах должен быть второй пульт управления и радиостанция. Порядок
обслуживания локомотивов одним машинистом, обеспечивающий безопасность
движения, устанавливается начальником дороги в зависимости от местных
условий.
При обслуживании маневровых локомотивов одним машинистом их подбор
ведется с соблюдением специальных требований к возрасту, квалификации и
некоторым индивидуальным качествам характера. Локомотивы в этих случаях
оборудуются независимо от наличия АЛСН устройствами контроля
бдительности для автоматической остановки поезда (локомотива) в случае
потери машинистом бдительности -способности к осознанному ведению поезда
и соблюдения правил технической эксплуатации, а в маневровых тепловозах
применяют второй пульт управления и радиостанцию.
На участках с интенсивным движением поездов при большой скорости
(120-150 км/ч) пассажирские локомотивы обслуживают два машиниста,
периодически сменяющие друг друга в управлении локомотивом. Квалификация
машиниста (право самостоятельного управления локомотивом) присваивается
дорожной квалификационной комиссией помощникам машиниста, имеющим
необходимое образование, 3-й
слесарный разряд и определенный стаж (не менее 18 месяцев) работы
действующим помощником на поездных локомотивах.
Для машинистов локомотива установлена квалификация I, II, III и IV
классов, I класс — высший. Установлена классность для помощников
машиниста. Помощники I класса имеют право управления локомотивом. Важным
условием слаженной и эффективной работ локомотивных бригад, обеспечения
безопасности движения поездов является соблюдение постоянства состава
каждой бригады. Систематическое обучение машинистов и их помощников
передовым методам обслуживания локомотивов и ведения поездов, экономии
топлива (электроэнергии), повышения квалификации, а также контроль за
выполнением бригадами требований правил технической эксплуатации,
приказов и инструкций Департамента локомотивного хозяйства ОАО РЖД,
управления и отделения дороги осуществляют машинисты-инструкторы (один
машинист-инструктор на 50 локомотивных бригад).
Локомотивная бригада обязана являться на работу в установленное время в
работоспособном состоянии. После явки на работу к дежурному по депо
бригада знакомится с последними приказами и распоряжениями в книге
приказов и расписывается в их знании, а также делает запись в
техническом формуляре о содержании последних. Затем бригада направляется
в медпункт, где после прохождения медосмотра врач ставит в маршруте
машиниста специальный: штамп «Медосмотр произведен».
При приемке локомотива в депо машинист должен лично осмотреть
экипажную часть локомотива, ознакомиться с записями
в Журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 и убедиться,
что все ранее указанные в нем неисправности локомотива устранены,
проверить его соответствие ПТЭ, установить скоростемерную ленту и только
после этого приводить локомотив в движение.
При приемке локомотива на станционных путях от прибывшей бригады, кроме
ранее перечисленных работ, принимающая бригада проверяет работу
радиосвязи, АЛС, фиксирует показания счетчиков расхода электроэнергии
или дизельного топлива и др. Кроме того, принимающая бригада оценивает
качество технического обслуживания ТО-1 сдавшей бригадой.
По прибытии на станцию оборота бригада сдает локомотив. Перед сдачей
машинист обязан сделать запись в журнале формы ТУ-152 об обнаруженных им
неисправностях, снять скоростемерную ленту, зафиксировать расход топлива
или электроэнергии.
После сдачи локомотива на станции основного депо бригада является к
дежурному по депо, сдает ему маршрут и уточняет время явки на следующую
поездку, после чего поездка считается завершенной, а бригада
отправляется домой на отдых.
Во время поездки бригада обязана строго выполнять цикл работ по
поддержанию в нормальном техническом состоянии локомотива, который
предусмотрен техническим обслуживанием ТО-1. Во всех случаях выхода из
строя агрегатов локомотива, вызвавших остановку поезда на перегоне или
промежуточной станции, машинист докладывает по радиосвязи поездному
диспетчеру о случившемся и с учетом обеспечения безопасности движения
принимает все меры для следования локомотива с поездом до станции смены
бригад, когда невозможно ничего сделать, требует подсылки резервного
локомотива.
Контроль за работой локомотивных бригад осуществляют
машинист-инструктор, заместитель начальника депо по эксплуатации,
работники ревизорского аппарата отделения (РБТ) и управления дороги (РБ),
работники локомотивного отдела отделения дороги (НОДТ) и службы
локомотивного хозяйства (Т).
Различают явочный и списочный штат (контингент) локомотивных бригад.
Явочный штат состоит из бригад, занятых на работе с поездами, на
маневрах, с локомотивами на станциях и территории депо (в процессе
приема-сдачи, технического обслуживания) и находящихся на отдыхе после
работы.
Списочный штат составляют бригады, которые оформлены на постоянную
работу в данном депо. Он больше явочного на число работников, заменяющих
находящихся в очередном и учебном отпусках, в командировках, выполняющих
государственные и общественные обязанности, и больных.
Кроме постоянного штата, в депо есть временный штат, привлекаемый к
работе на период максимальных (сезонных) перевозок. Этот штат
комплектуется из практикантов - учащихся профессионально-
технических училищ, студентов техникумов и
транспортных вузов, командируемых бригад из других депо.
Месячный бюджет времени бригады, включенный в явочный штат, можно
расчленить на следующие составляющие: рабочее время; время отдыха в
оборотном и в основном депо (домашний отдых); время выходных дней.
Нормирование этих элементов ведется в соответствии с Положением о
рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта
и Кодекса законов о труде (Трудовое законодательство РФ).
Рассмотрим каждую из составляющих месячного бюджета времени локомотивных
бригад.
Рабочее время. Каждая локомотивная бригада обязана выработать в течение
месяца положенную норму часов, которая определяется по каждому
конкретному месяцу из расчета 40-часовой рабочей недели.
Для всех локомотивных бригад, кроме маневровых, вывозных и
хозяйственных, применяется суммарно-помесячный учет рабочего времени,
предусматривающий суммирование нарастающим итогом рабочего времени за
каждую очередную выполненную поездку. Маневровые, вывозные и
хозяйственные бригады работают по графикам с фиксированным временем
начала и окончания смен, продолжительность которых составляет 12 ч, а в
некоторых депо - 8 ч. Трудовое законодательство РФ допускает возможность
превышения месячной нормы часов на 24 ч, но не более 120 ч за год.
Эти переработки относятся к сверхурочным работам и крайне нежелательны.
Рабочее время бригады считается от момента явки к месту постоянной
работы по расписанию, наряду или вызову и до сдачи локомотива.
Время работы локомотивной бригады по обслуживанию пары поездов можно
назвать рабочим оборотом локомотивной бригады. Рабочий оборот
локомотивной бригады включает следующие затраты рабочего времени:
основное время - ведение поезда по участку с учетом простоев на
промежуточных станциях в ч,
вспомогательное время - передвижение локомотива от контрольного поста
(включая время на отметку маршрута машиниста на контрольном посту) до
состава, прицепка к составу; опробование тормозов поезда; передвижение
локомотива от состава на контрольный пост оборотного пункта (включая
время на отметку маршрута); получение и сдача грузовых документов на
станции, получение разрешения на отправление поезда, справки о тормозах,
письменного предупреждения;
время регламентированных технологических перерывов - ожидание
отправления поезда после опробования тормозов до момента отправления,
установленного расписанием;
подготовительно-заключительное время - прием, экипировка и сдача
локомотива и другие действия, выполненные бригадой в основном депо и
пункте оборота до прохода локомотивом контрольного
поста при следовании из депо к составу и после прохода контрольного
поста при возвращении локомотива в депо от состава, а также прохождение
локомотивной бригадой медицинского осмотра.
При работе со сборными поездами в обороте бригады учитывается время для
маневровой работы на станциях.
Важным нормативом является продолжительность непрерывной работы
локомотивной бригады. Согласно Трудовому законодательству РФ
максимальная продолжительность непрерывного рабочего времени не должна
превышать 8 ч. В отдельных случаях по согласованию с профсоюзом рабочих
железнодорожного транспорта и транспортного строительства время может
быть увеличено до 12 ч.
Время, затраченное локомотивной бригадой на ожидание поезда для
следования «пассажиром» и следование «пассажиром», хотя и учитывается
как рабочее время, но не включается в непрерывную продолжительность
работы.
Увеличение времени непрерывной работы свыше установленной по графику
движения и более 12 ч не допускается, за исключением случаев стихийных
бедствий и чрезвычайных обстоятельств. В этих случаях увеличение времени
производится приказом начальника отделения дороги.
Повышение скорости движения потребует снижения продолжительности
непрерывной работы до 4-3 ч и выполнения дополнительных мероприятий по
созданию комфортных условий труда в кабине управления локомотива
(снижение вибрации, шума, установка устройств кондиционирования воздуха,
улучшение освещения, обзорности и др.).
Отдых в пункте оборота локомотивных бригад должен быть равен половине
времени непрерывной работы локомотивной бригады, но не менее 3-х часов.
По завершении очередной поездки локомотивной бригаде предоставляется
отдых в пункте жительства (отдых в основном депо).
Возможность изменения продолжительности отдыха в основном депо широко
используется при составлении именных расписаний с целью ликвидации
случаев работы бригад более двух ночей подряд, что запрещено КЗоТом.
Ночной поездкой считается каждая поездка, рабочее время которой попадает
в интервал местного времени от 1 ч до 5 ч утра.
Еженедельные выходные дни предоставляются бригаде равномерно в течение
всего месяца и в любой из дней недели. Количество выходных дней в месяце
равно количеству воскресных дней конкретного месяца.