Локомотивные бригады

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические железные дороги (В.П. Феоктистов) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43   ..

 

8.3

Локомотивные бригады

Локомотивная бригада назначается для управления локомотивом и его обслуживания в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, правил текущего ремонта, приказов и инструкций Департамент локомотивного хозяйства ОАО РЖД. Локомотивная бригада, обслуживающая локомотив, состоит из двух человек: машиниста и его помощника. Машинист возглавляет бригаду, является ответственным за состояние и управление локомотивом и ведение поезда.

Повышение надежности локомотивов, внедрение автоматики в его управление и возросшая квалификация машинистов позволяют обслуживание моторвагонного поезда и поездных локомотивов производить по разрешению Департамента локомотивного хозяйства ОАО РЖД одним машинистом без помощника, а маневровых локомотивов - по разрешению начальника дороги. Маневровые тепловозы преимущественно обслуживаются одним машинистом. Это значительно

повышает производительность труда локомотивных бригад.

Для обслуживания моторвагонных поездов и поездных локомотивов одним машинистом необходимо наличие устройств автоматической остановки на случай потери машинистом способности к ведению поезда. На маневровых тепловозах должен быть второй пульт управления и радиостанция. Порядок обслуживания локомотивов одним машинистом, обеспечивающий безопасность движения, устанавливается начальником дороги в зависимости от местных условий.

При обслуживании маневровых локомотивов одним машинистом их подбор ведется с соблюдением специальных требований к возрасту, квалификации и некоторым индивидуальным качествам характера. Локомотивы в этих случаях оборудуются независимо от наличия АЛСН устройствами контроля бдительности для автоматической остановки поезда (локомотива) в случае потери машинистом бдительности -способности к осознанному ведению поезда и соблюдения правил технической эксплуатации, а в маневровых тепловозах применяют второй пульт управления и радиостанцию.

На участках с интенсивным движением поездов при большой скорости (120-150 км/ч) пассажирские локомотивы обслуживают два машиниста, периодически сменяющие друг друга в управлении локомотивом. Квалификация машиниста (право самостоятельного управления локомотивом) присваивается дорожной квалификационной комиссией помощникам машиниста, имеющим необходимое образование, 3-й

слесарный разряд и определенный стаж (не менее 18 месяцев) работы действующим помощником на поездных локомотивах.

Для машинистов локомотива установлена квалификация I, II, III и IV классов, I класс — высший. Установлена классность для помощников машиниста. Помощники I класса имеют право управления локомотивом. Важным условием слаженной и эффективной работ локомотивных бригад, обеспечения безопасности движения поездов является соблюдение постоянства состава каждой бригады. Систематическое обучение машинистов и их помощников передовым методам обслуживания локомотивов и ведения поездов, экономии топлива (электроэнергии), повышения квалификации, а также контроль за выполнением бригадами требований правил технической эксплуатации, приказов и инструкций Департамента локомотивного хозяйства ОАО РЖД, управления и отделения дороги осуществляют машинисты-инструкторы (один машинист-инструктор на 50 локомотивных бригад).

Локомотивная бригада обязана являться на работу в установленное время в работоспособном состоянии. После явки на работу к дежурному по депо бригада знакомится с последними приказами и распоряжениями в книге приказов и расписывается в их знании, а также делает запись в техническом формуляре о содержании последних. Затем бригада направляется в медпункт, где после прохождения медосмотра врач ставит в маршруте машиниста специальный: штамп «Медосмотр произведен».

При приемке локомотива в депо машинист должен лично осмотреть

экипажную часть локомотива, ознакомиться с записями в Журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 и убедиться, что все ранее указанные в нем неисправности локомотива устранены, проверить его соответствие ПТЭ, установить скоростемерную ленту и только после этого приводить локомотив в движение.

При приемке локомотива на станционных путях от прибывшей бригады, кроме ранее перечисленных работ, принимающая бригада проверяет работу радиосвязи, АЛС, фиксирует показания счетчиков расхода электроэнергии или дизельного топлива и др. Кроме того, принимающая бригада оценивает качество технического обслуживания ТО-1 сдавшей бригадой.

По прибытии на станцию оборота бригада сдает локомотив. Перед сдачей машинист обязан сделать запись в журнале формы ТУ-152 об обнаруженных им неисправностях, снять скоростемерную ленту, зафиксировать расход топлива или электроэнергии.

После сдачи локомотива на станции основного депо бригада является к дежурному по депо, сдает ему маршрут и уточняет время явки на следующую поездку, после чего поездка считается завершенной, а бригада отправляется домой на отдых.

Во время поездки бригада обязана строго выполнять цикл работ по поддержанию в нормальном техническом состоянии локомотива, который предусмотрен техническим обслуживанием ТО-1. Во всех случаях выхода из строя агрегатов локомотива, вызвавших остановку поезда на перегоне или промежуточной станции, машинист докладывает по радиосвязи поездному диспетчеру о случившемся и с учетом обеспечения безопасности движения принимает все меры для следования локомотива с поездом до станции смены бригад, когда невозможно ничего сделать, требует подсылки резервного локомотива.

Контроль за работой локомотивных бригад осуществляют машинист-инструктор, заместитель начальника депо по эксплуатации, работники ревизорского аппарата отделения (РБТ) и управления дороги (РБ), работники локомотивного отдела отделения дороги (НОДТ) и службы локомотивного хозяйства (Т).

Различают явочный и списочный штат (контингент) локомотивных бригад. Явочный штат состоит из бригад, занятых на работе с поездами, на маневрах, с локомотивами на станциях и территории депо (в процессе приема-сдачи, технического обслуживания) и находящихся на отдыхе после работы.

Списочный штат составляют бригады, которые оформлены на постоянную работу в данном депо. Он больше явочного на число работников, заменяющих находящихся в очередном и учебном отпусках, в командировках, выполняющих государственные и общественные обязанности, и больных.

Кроме постоянного штата, в депо есть временный штат, привлекаемый к работе на период максимальных (сезонных) перевозок. Этот штат комплектуется из практикантов - учащихся профессионально-

технических училищ, студентов техникумов и транспортных вузов, командируемых бригад из других депо.

Месячный бюджет времени бригады, включенный в явочный штат, можно расчленить на следующие составляющие: рабочее время; время отдыха в оборотном и в основном депо (домашний отдых); время выходных дней.

Нормирование этих элементов ведется в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта и Кодекса законов о труде (Трудовое законодательство РФ).

Рассмотрим каждую из составляющих месячного бюджета времени локомотивных бригад.

Рабочее время. Каждая локомотивная бригада обязана выработать в течение месяца положенную норму часов, которая определяется по каждому конкретному месяцу из расчета 40-часовой рабочей недели.

Для всех локомотивных бригад, кроме маневровых, вывозных и хозяйственных, применяется суммарно-помесячный учет рабочего времени, предусматривающий суммирование нарастающим итогом рабочего времени за каждую очередную выполненную поездку. Маневровые, вывозные и хозяйственные бригады работают по графикам с фиксированным временем начала и окончания смен, продолжительность которых составляет 12 ч, а в некоторых депо - 8 ч. Трудовое законодательство РФ допускает возможность превышения месячной нормы часов на 24 ч, но не более 120 ч за год.

Эти переработки относятся к сверхурочным работам и крайне нежелательны.

Рабочее время бригады считается от момента явки к месту постоянной работы по расписанию, наряду или вызову и до сдачи локомотива.

Время работы локомотивной бригады по обслуживанию пары поездов можно назвать рабочим оборотом локомотивной бригады. Рабочий оборот локомотивной бригады включает следующие затраты рабочего времени:

основное время - ведение поезда по участку с учетом простоев на промежуточных станциях в ч,

вспомогательное время - передвижение локомотива от контрольного поста (включая время на отметку маршрута машиниста на контрольном посту) до состава, прицепка к составу; опробование тормозов поезда; передвижение локомотива от состава на контрольный пост оборотного пункта (включая время на отметку маршрута); получение и сдача грузовых документов на станции, получение разрешения на отправление поезда, справки о тормозах, письменного предупреждения;

время регламентированных технологических перерывов - ожидание отправления поезда после опробования тормозов до момента отправления, установленного расписанием;

подготовительно-заключительное время - прием, экипировка и сдача локомотива и другие действия, выполненные бригадой в основном депо и

пункте оборота до прохода локомотивом контрольного поста при следовании из депо к составу и после прохода контрольного поста при возвращении локомотива в депо от состава, а также прохождение локомотивной бригадой медицинского осмотра.

При работе со сборными поездами в обороте бригады учитывается время для маневровой работы на станциях.

Важным нормативом является продолжительность непрерывной работы локомотивной бригады. Согласно Трудовому законодательству РФ максимальная продолжительность непрерывного рабочего времени не должна превышать 8 ч. В отдельных случаях по согласованию с профсоюзом рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства время может быть увеличено до 12 ч.

Время, затраченное локомотивной бригадой на ожидание поезда для следования «пассажиром» и следование «пассажиром», хотя и учитывается как рабочее время, но не включается в непрерывную продолжительность работы.

Увеличение времени непрерывной работы свыше установленной по графику движения и более 12 ч не допускается, за исключением случаев стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств. В этих случаях увеличение времени производится приказом начальника отделения дороги.

Повышение скорости движения потребует снижения продолжительности непрерывной работы до 4-3 ч и выполнения дополнительных мероприятий по созданию комфортных условий труда в кабине управления локомотива (снижение вибрации, шума, установка устройств кондиционирования воздуха, улучшение освещения, обзорности и др.).

Отдых в пункте оборота локомотивных бригад должен быть равен половине времени непрерывной работы локомотивной бригады, но не менее 3-х часов.

По завершении очередной поездки локомотивной бригаде предоставляется отдых в пункте жительства (отдых в основном депо).

Возможность изменения продолжительности отдыха в основном депо широко используется при составлении именных расписаний с целью ликвидации случаев работы бригад более двух ночей подряд, что запрещено КЗоТом.

Ночной поездкой считается каждая поездка, рабочее время которой попадает в интервал местного времени от 1 ч до 5 ч утра.

Еженедельные выходные дни предоставляются бригаде равномерно в течение всего месяца и в любой из дней недели. Количество выходных дней в месяце равно количеству воскресных дней конкретного месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43    ..