Тепловозы серии ТЭМ18. Руководство по ремонту - часть 12

 

  Главная      Книги - Тепловозы     ТЕПЛОВОЗ ТЭМ18 В/И. РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, ТЕКУЩЕМУ И ДЕПОВСКОМУ РЕМОНТУ ПКБ ЦТ.06.0072 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

Тепловозы серии ТЭМ18. Руководство по ремонту - часть 12

 

 

13.1.4 При демонтаже соблюдать меры техники безопасности при
работе с внутрицеховыми подъемно-транспортными средствами.
13.1.5 Запрещено пользовать поврежденные или немаркированные
чалочные приспособления, связывать канаты, соединять разорванные звенья
цепей чалок болтами или проволокой.
13.2 Дизель
13.2.1 Блок и рама дизеля
13.3.1.1 После разборки дизеля блок и раму дизеля очистить,
осмотреть и отремонтировать.
13.3.1.2 Втулки цилиндровые из блока выпрессовать. Измерить износ
рабочей поверхности втулок. Втулки, имеющие износ по рабочей
поверхности более допустимого размера или коррозию стенок более 50 %
толщины, заменить. Наработок в верхней части втулок от работы
поршневых колец более
0,15 мм зачистить до плавного перехода.
Цилиндровые втулки, имеющие глубокие риски, подплавления металла на
рабочей поверхности цилиндра и трещины независимо от размера и места
расположения, заменить. Допускается оставлять втулки без замены, если
риски и мелкие задиры на рабочей поверхности цилиндра глубиной не более
0,5 мм и общей площадью не более 50 мм2.
Как исключение, в целях продления срока службы, разрешается
цилиндровые втулки, имеющие износ не более 0,5 мм при овальности
0,2 мм, поворачивать на 900 по отношению к оси коленчатого вала.
13.2.1.3 Зазор между блоком и цилиндровой втулкой в верхней и
нижней частях должен быть в пределах допускаемых размеров. Местные
увеличения зазора между цилиндровой втулкой и блоком допускается не
более 0,35 мм на участке длиной не более 100 мм, расположенного не в
плоскости качения шатуна. Зазор между втулкой и блоком восстановить
нанесением эластомера К-ЭНФ ТУ
2252-375-05842324 или эпоксидной
смолы на блок, а также лужением посадочных поверхностей цилиндровой
втулки.
Бурт цилиндровой втулки и гнездо в блоке осмотреть. Бурт
цилиндровой втулки пришабрить по гнезду блока. Глубина шабровки
допускается до
2 мм с последующей постановкой медного кольца.
Прилегание между ними должно быть непрерывным, шириной не менее
2 мм.
Овальность втулки после запрессовки в блок не должна превышать
допускаемого размера. Разрешена механическая обработка верхнего
89
направляющего пояса втулки для устранения овальности при зажиме ее в
блоке.
13.2.1.4 При ремонте блока проверить перпендикулярность плоскостей
посадочных буртов к осям цилиндрических расточек под цилиндровые
гильзы. Допускается неперпендикулярность не более 0,05 мм.
При ремонте блока разрешено:
- выполнять заделку эпоксидными смолами раковин на блоке общей
площадью не более 300 мм2, кроме мест соединения с другими деталями;
- оставлять на посадочном гнезде блока для цилиндровой втулки
дефекты не коррозийного характера при сохранении ширины посадочного
пояска не менее 4 мм;
- проточка посадочного бурта блока на глубину до 0,5 мм от размера
по чертежу при выведении вмятин, не устраняемых взаимной притиркой;
- овальность отверстий блока под посадку цилиндровых втулок более
0,1 мм устранить обработкой.
При этом диаметры посадочных отверстий не должны превышать в
верхней части 362,15 мм, в нижней - 358,19 мм. Зазор между втулкой и
блоком восстановить в пределах допуска нанесением эластомера
К-ЭНФ ТУ 2252-375-05842324 или эпоксидной смолы на блок.
13.2.1.5 Произвести осмотр вставных колец блока дизеля, которые
могут быть установлены при заводском ремонте. Кольца, имеющие
ослабления, трещины, овальность выпрессовать и заменить. Постановку
колец произвести с применением эпоксидных смол.
13.2.1.7 Герметичность блока после установки втулок проверить
опрессовкой водой температурой
50-60
0С давлением
0,30-0,35 МПа
(3,0-3,5 кгс/см2) в течение 20 мин.
13.2.1.8 При ремонте рамы дизеля особое внимание обратить на
выявление трещин, возникающих:
- в местах перехода поперечных перегородок к продольным стенкам и
вертикальных ребер к постелям подшипников;
- в переходах от боковых стенок картера к лапам крепления дизеля;
- на верхнем торце блока и в местах посадки цилиндровых втулок;
- в верхних углах смотровых люков рамы дизеля.
13.2.1.9 Проверить натяг крышек коренных подшипников по местам в
опорах, который должен быть в пределах требований чертежа. При
восстановлении натяга посадочные боковые поверхности крышек разрешено
уплотнить по местам опор путем электронаплавки, а также осталиванием
или хромированием с последующей механической обработкой согласно
90
требованиям чертежа. Вновь устанавливаемые крышки пришабрить,
прилегание должно быть не менее 80 % поверхности соприкосновения.
13.2.1.10 Овальность постелей (отверстий) коренных подшипников в
раме дизеля более допускаемых размеров устранить торцовкой крышек
подшипника с последующей шабровкой.
Ступенчатость постелей рамы дизеля в вертикальной и
горизонтальной плоскостях проверить линейными измерительными
приборами, оптическим методом или по фальшвалу.
13.2.1.11 Отклонение геометрической оси отдельных постелей
устранить шабровкой. Овальность и конусность постелей после шабровки
должны быть в пределах норм. При увеличении диаметра, овальности и
конусности постелей рамы дизеля, смещении оси отверстий сверх
установленных норм, раму дизеля заменить.
Как исключение, допускается оставить без исправления на
поверхности постелей подшипников, суммарно по раме поперечные риски
глубиной до 1 мм, шириной до 2 мм в количестве не более 5 шт. или
круговые задиры глубиной и шириной до 2 мм в количестве не более 5 шт.
Не параллельность оси постелей относительно верхней плоскости
рамы не должна превышать 0,2 мм на всей длине картера.
13.2.1.12 При проверке контрольной линейкой верхней плоскости
рамы дизеля допускается наличие просветов величиной до 0,15 мм, а между
рамой и блоком при незатянутых анкерных шпильках до 0,4 мм.
Не перпендикулярность оси постелей и привалочной плоскости
главного генератора на диаметре 1285 мм и не соостность оси постелей с
центром привалочного фланца рамы не должны превышать 0,08 мм.
13.2.1.13 Масляный коллектор рамы дизеля осмотреть, очистить, при
необходимости демонтировать для заварки трещин или замены штуцера с
поврежденной резьбой. После сварочных работ внутреннюю поверхность
коллектора тщательно очистить,
коллектор опрессовать давлением
1 МПа (10 кгс/см2).
13.2.1.14 Крышки люка отремонтировать. Коробление крышки люка
по привалочной поверхности проверить щупом по плите, допускается не
более 0,3 мм.
13.2.1.15 Установить сетки масляной ванны рамы в соответствии с
чертежом. Допускается уменьшение площади живого сечения сеток рамы до
15 % кроме сетки на всасывающем канале масляного насоса.
91
13.2.1.16 При смене блока или рамы проверить:
- положение 1-го и
6-го цилиндров относительно середины шеек
кривошипов коленчатого вала, отклонение допускается не более 1,5 мм, при
выбранном продольном разбеге вала в сторону генератора;
- поперечное смещение оси блока по цилиндровым втулкам
относительно оси коленчатого вала, допускается не более 1,5 мм в сторону
топливного насоса или распределительного вала.
13.2.2 Коленчатый вал и подшипники
13.2.2.1 Коленчатый вал вынуть из рамы дизеля. Проверить его
состояние на наличие дефектов коренных и шатунных шеек.
13.2.2.2 Коленчатый вал до ремонта и после ремонта проверить
дефектоскопом. После ремонта коленчатого вала размеры по коренным и
шатунным шейкам должны соответствовать размерам ремонтных градаций
согласно таблице 13.1 и не должны отличаться более чем на одну градацию.
Таблица 13.1 - Размеры ремонтных градаций коренных и шатунных шеек
Наименование
Ремонтные размеры, мм
шеек
0
1
2
3
4
5
Коренные
239,84
239,34
238,84
238,34
237,84
237,34
Шатунные
209,86
209,36
208,86
208,36
207,86
207,36
Наименование
Ремонтные размеры, мм
шеек
6
7
8
9
10
Коренные
236,84
236,34
235,84
235,34
234,84
206,36
Шатунные
206,86
205,86
205,36
204,86
13.2.2.3 Коленчатый вал после ремонта должен удовлетворять
следующим требованиям:
- овальность, конусность коренных и шатунных шеек должны быть в
пределах норм, а шейки галтели отполированы; риски и царапины на
поверхностях шатунных и коренных шеек не допускаются;
- корсетность, рифленость поверхностей коренных и шатунных шеек
не допускаются;
- биение коренных шеек и центрующего бурта большого фланца
относительно оси вала должно быть в пределах допуска, указанного в
приложении А настоящего Руководства;
- не параллельность шатунных шеек относительно вала на всей
рабочей длине шейки допускается не более
0,03 мм, проверить при
установке вала на призмах со специальными вкладышами или на станке.
92
Размеры диаметров коренных шеек, радиальное и торцевое биение
шеек и концевых фланцев после ремонта коленчатого вала записать в карты
измерений и паспорт дизеля.
13.2.2.4 Разрешена укладка коленчатых валов в раму дизеля, у которых
на поверхности коренной или шатунной шейки имеются:
- забоины общей площадью 120 мм2, но не более двух. Площадь одной
из забоин не должна быть более 70 мм2 и по глубине 2 мм. Острые кромки и
края забоин должны быть зачищены и заполированы так, чтобы
обеспечивался плавный переход от наиболее глубокого места к
цилиндрической поверхности шейки. В тех случаях, когда глубина и
площадь забоин превышают указанные в настоящем пункте величины,
обработать шейку до следующего градационного ремонтного размера;
- линейные неметаллические включения (волосовины) не более семи
на шейке длиной до 8 мм при условии их расположения не цепочкой не
более трех штук в одной линии и под углом не более 450 к оси вала и не
более двух на одной шейке длиной от 8 до 20 мм, при условии, что они не
расположены цепочкой под углом не более 200 к оси вала;
- групповые неметаллические включения до
15 точек диаметром
0,5-1,5 мм, расположенных на площади не более 6 см2.
13.2.2.5 Вкладыши коренных подшипников осмотреть. Вкладыши,
имеющие натяг менее допускаемых размеров, коррозию более 30 % или
выкрашивание более 20 % поверхности баббитовой заливки, трещину в теле,
наклеп на поверхности стыков и износ по толщине более 0,25 мм по
сравнению с первоначальной, задир по баббитовой поверхности шириной
более 3 мм, заменить.
13.2.2.6 При укладке коленчатого вала произвести полную замену
вкладышей коренных подшипников. При полной замене рабочих вкладышей
их толщина должна быть подобрана так, чтобы ступенчатость вкладышей не
превышала 0,04 мм (с учетом градационных размеров шеек коленчатого
вала), а зазоры «на масло» были в пределах допуска и разность их для всех
опор была не более 0,10 мм. Ремонтные размеры толщины вкладышей
коренных и шатунных подшипников приведены в таблице 13.2.
Таблица 13.2 - Ремонтные размеры толщины вкладышей коренных и
шатунных подшипников
Ремонтные размеры, мм
10р
7,50
7,75
8,0
8,25
8,50
8,75
9,0
9,25
9,50
9,75
10,0
93
13.2.2.7 После замены всех рабочих вкладышей и сборки коренных
подшипников проверить:
- отсутствие зазора между стыками вкладышей, а также между
вкладышами и постелью, щуп 0,03 мм не должен «закусываться». Линии
разъема вкладышей и крышек подшипников после окончательной сборки
должны быть расположены в одной плоскости, гайки крышек равномерно
затянуты. Зазоры между торцом крышки и картером, вкладышами и
крышкой не допускаются. Разрешается оставлять зазор между вкладышем и
постелью картера в плоскости разъема величиной 0,05 мм на длине 40 мм и
на глубину до 60 мм;
- расхождение щек в четырех положениях на одном радиусе
275-280 мм по шестой шейке коленчатого вала. При этом разница в размерах
допускается не более 0,03 мм при полной замене и не более 0,05 мм при
частичной замене;
- зазор между валом дизеля и корпусом уплотнения при выбранном
разбеге коленчатого вала должен быть в сторону главного генератора в
пределах 0,5-3,0 мм;
- осевой разбег коленчатого вала;
- величина зазоров «на масло» в коренных подшипниках и наибольшая
их разность;
- величина зазора в «усах» подшипников на расстоянии 30 мм от
стыков вкладышей;
-
«провисание» коренных шеек коленчатого вала в вертикальной
плоскости по оси коленчатого вала не более 0,05 мм.
13.2.2.8 При укладке коленчатого вала запрещено:
- устанавливать на дизель реставрированные вкладыши коренных и
шатунных подшипников (согласно п.3.4.4.3 Руководства по эксплуатации
1-ПДГ4Д РЭ-1 для замены вышедших из строя вкладышей разрешается
использовать вкладыши только из комплекта запасных частей);
- устанавливать на дизель коленчатый вал с трещинами;
- устранять увеличенный развал щек шестого кривошипа постановкой
прокладок между статором и подшипниковым щитом генератора;
- устранять несовпадение торцов вкладышей подпиловкой или
обжатием их фиксирующих болтов.
13.2.3 Шатунно-поршневая группа
13.2.3.1 Шатунно-поршневую группу разобрать, детали очистить.
94
13.2.3.2 Шатуны осмотреть, проверить овальность и конусность
отверстий. Овальность отверстия нижней головки шатуна свыше
браковочных размеров устранить с соблюдением следующих условий:
- в случае расположения овальности вдоль оси шатуна допускается
торцовка с шабровкой по плите крышки и тела шатуна с последующей
расточкой отверстия, а при необходимости и его шабровкой. Допускается
уменьшение высоты тела шатуна не более 0,4 мм и крышки шатуна - не
более 2 мм. При необходимости установить гайки увеличенной высоты;
- при расположении овальности вдоль линии разъема головки нижнюю
головку и крышку шатуна осталить в проточном электролите с
последующей механической обработкой.
Шатуны, имеющие трещины в любом месте, заменить.
13.2.3.3 Втулку верхней головки шатуна заменить при ослаблении в
посадке или достижении предельного зазора в сочленении. Керновка или
наплавка наружной поверхности втулки запрещена. Втулку в головку
шатуна запрессовать с натягом в пределах 0,04-0,11 мм.
Допускается устранить овальности или конусности верхней головки
шатуна расточкой до 1 мм на диаметр. Разрешается правка шатунов без
подогрева при их изгибе по осям головок не более 0,5 мм с последующей
проверкой дефектоскопом. После правки шатуна проверить не
параллельность (скручивание) осей отверстий нижней и верхней головок
шатуна и расстояние между их осями. Запрещено производить какие-либо
сварочные работы на шатуне.
13.2.3.4 Шатунные болты проверить дефектоскопом. Болты и гайки,
имеющие трещины, а также изъяны резьбовой части
(срыв ниток,
вытянутость, неправильный профиль, дробленность, заусенцы, риски),
заменить.
13.2.3.5 Запрещено производить сварочные работы на болтах или
гайках и проточку болтов.
13.2.3.6 Проверить правильность нанесения рисок окончательной
затяжки гаек, для чего повторить всю последовательность затяжки гаек в
соответствии с действующей инструкцией завода-изготовителя. При
необходимости удалить старые риски и нанести новые.
В случае торцовки крышки или шатуна и замены шатунных болтов
проверить прилегание гаек и головок болтов к крышке и шатуну. Между
гайкой и крышкой, головкой болта и шатуном щуп 0,03 мм не должен
проходить.
95
13.2.3.7 Произвести ревизию вкладышей шатунных подшипников.
Проверить натяг и прилегание каждого вкладыша к постели шатуна.
Заменить вкладыши, имеющие натяг, выходящий за пределы допускаемых
размеров, наклеп на поверхности стыков, трещину в теле, риски шириной
более 3 мм, выкрашивание баббитовой заливки более 10% рабочей площади,
предельный износ, при котором зазор «на масло» выходит за пределы
допускаемой нормы.
Измерение толщины вкладыша произвести по одной линии средней
части с каждой стороны на расстоянии 30 мм от торцов. Минимальный
размер принять за действительную толщину вкладыша.
Разрешается оставить на поверхности постели шатунного подшипника
до двух забоин общей площадью до 120 мм2, причем площадь одной
забоины допускается не более 70 мм2, а глубина - не более 2 мм.
13.2.3.8 Проверить прилегание по краске вкладышей к постели нижней
головки шатуна, которое должно быть не менее 70 % поверхности. Каждый
вкладыш, устанавливаемый в постели нижней головки шатуна или его
крышке, должен иметь натяг 0,11-0,25 мм.
13.2.3.9 Поршни очистить, осмотреть и обмерить. Очищенные поршни
должны иметь белую матовую поверхность. Определить путем измерения
зазор между поршнем и цилиндровой втулкой, поршневым пальцем и
втулкой верхней головки шатуна и отверстиями в бобышках поршня. Если
зазор в сочленениях более допускаемых размеров, детали заменить.
Разработанные ручьи поршня проточить под ремонтный размер кольца.
Разрешено установить на дизель поршни, имеющие риски на направляющей
части глубиной до 1 мм, общей площадью не более 50 мм.
13.2.3.10 Проверить состояние поршневых колец. Измерить зазор в
стыке кольца, зазор между ручьем и кольцом, износ маслосрезывающей
кромки. При условии отсутствия трещин, раковин в кольцах и если
упругость кольца в допускаемых пределах разрешена их установка на
поршни. Трапецеидальные кольца заменить независимо от состояния.
Поршневые пальцы осмотреть и измерить, изношенные пальцы
заменить новыми или восстановить до чертежного размера. Разрешается
восстанавливать пальцы хромированием, осталиванием или раздачей. На
пальцах, восстановленных раздачей, электрографом на торцевой части
нанести знак «Р»; повторная раздача пальцев запрещена.
Чистота, твердость, геометрические размеры обработанной
поверхности пальца должны соответствовать требованиям чертежа.
96

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..