НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

 

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

ГЛАВА I


НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН


Мотовозы, автодрезины и мотодрезины широко используются при хозяйственном обслуживании локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, дистанций сигнализации и связи.

Мотовозы выполняют различные работы на подъездных путях промышленных предприятий, лесозаготовительных и строительных

 

организаций, пристаней, портов и элеваторов, а также находят все более широкое применение на маневровых работах промежуточных станций. Для быстрой доставки работников, занятых обслуживанием линейных устройств СЦБ и связи, контактной сети и др., служат специальные автодрезины.

 

 

 

Рис. 1. Мотовоз ТГК, мощностью 150 л. с. с гидромеханической передачей

 

 

 

 

 

На мотовозах и автодрезинах, как правило, установлены автомобильные двигатели и коробки перемены передач и реже — тракторные. В последние годы создаются мотовозы с дизельными двигателями, как более экономичными в эксплуатации и более при-способленными к режимам переменных нагрузок, свойственных транспортным машинам. Калужским машиностроительным заводом построены опытные образцы мотовозов ТГК со сцепным весом 25 т, дизелем типа 1Д6 мощностью 150 л. с. (рис. 1) и гидромеханической передачей.

Помимо тяговых машин, в настоящее время созданы самоходные энергетические и грузоподъемные установки. Так, Калужским машиностроительным заводом построены мотовоз-электростанция (рис. 2) мощностью 200 квт, с дизелем Д12, а также

монтажная дрезина ДМ на базе мотовоза М К/2 15

с автомобильным

двигателем мощностью 90 л. с.

В период 1959—1965 гг. будут созданы и поступят на вооружение железнодорожного транспорта более мощные мотовозы и совершенные автодрезины, мотовозы-электростанции, грузовые автодрезины с кранами большей грузоподъемности, монтажные автодрезины и ряд других машин.

Обычно принято считать, что мотовозы имеют мощность двигателя внутреннего сгорания от 50 до 300 л. с.

Поэтому созданный Муромским заводом Владимирского совнархоза мотовоз ТГМ1 (рис. 3) мощностью по двигателю (дизелю) 400 л, с. с гидромеханической передачей относится к числу тепловозов.

В зависимости от условий работы мотовозы делятся на легкие, средние и тяжелые. Легкие мотовозы имеют мощность двигателя от 15 до 50 л. с., средние — от 50 до 100 л. с. и тяжелые — от 100 до 300 л. с.

 

По роду потребляемого топлива мотовозы различают жидкотопливные, газобаллонные и газогенераторные.

Жидкотопливные мотовозы работают на бензине или тяжелых топливах (соляровое масло). В первом случае они имеют карбюраторные двигатели (обычно автомобильного типа), во втором — двигатели с самовоспламенением.

Газобаллонные мотовозы работают на сжиженных газах — смесь пропанобутановых фракций или на сжатом газе — природный газ метан, коксовый газ, газы доменных печей. В качестве топлива для газогенераторных мотовозов используются древесные чурки (швырок), каменный уголь, антрацит, сланцы или бурый уголь.

При работе на жидком газе обычно применяются без существенных изменений бензиновые двигатели и их топливная аппаратура. При этом потери мощности двигателя невелики и практического значения не имеют.

 

 

 

 

Рис. 3. Тепловоз ТГМ1 мощностью 400 л. с. с гидромеханической передачей

 

 

При работе на генераторном или сжатом природном газе двигатель должен быть специально приспособлен, иначе потери мощности будут большими. Следует отметить, что даже приспособленные автомобильные двигатели при работе на генераторном газе имеют потери мощности до 22—28%. Поэтому при использовании в качестве моторного топлива сжатого природного или генераторного газа желательно ставить специальные газовые двигатели.

Мотовозы должны удовлетворять следующим основным требованиям:

обладать достаточной мощностью и быстро набирать скорость;

 

иметь хорошую проходимость — вписываться в кривые пути малого радиуса и оказывать минимальное воздействие на путь;

обеспечивать надежную длительную работу и развивать достаточную силу тяги и скорость;

быть приспособленными для работы как на станции, так и на перегоне;

иметь запас горючесмазочных материалов возможно большим и требовать минимум времени на экипировку;

обладать высокой экономичностью, обходиться без специального водоснабжения и быть приспособленными для длительной работы без захода в специальные отапливаемые мотовозные депо;

иметь конструкцию, обеспечивающую доступ ко всем агрегатам и деталям ходовых частей и тормозного оборудования.

Одной из характеристик конструкции и типа мотовозов является осевая формула, выражающая количество и расположение ведущих и сцепных осей (т. е. осей, связанных через передачу с двигателем). Мотовозы, как правило, имеют только ведущие и сцепные оси. В осевой формуле локомотива количество осей выражают соответствующими цифрами, которые располагают в определенной последовательности. Так, осевая формула 0-2-0 означает, что у мотовоза нет передних или задних поддерживающих осей, а есть две сцепные оси, расположенные в одной .жесткой раме. Если мотовоз имеет две сочлененные тележки и в каждой тележке по две сцепных оси с приводом от общего двигателя, то его осевая формула будет 0-2 + 2-0 (ноль-два, плюс два-ноль). Если у мотовоза в одной жесткой раме четыре сцепных оси, то его формула напишется так: 0-4-0.

Когда мотовоз имеет две сочлененные тележки и в каждой тележке по две сцепных оси, которые имеют привод от собственного двигателя, осевая формула будет 0-2-0+0-2-0. Эта формула указывает, что у мотовоза четыре сцепных оси, он имеет две тележки и оси каждой из тележек привадятся в движение самостоятельным двигателем.

Для характеристики мотовоза необходимо указывать его вес. При этом следует различать рабочий и сцепной вес, хотя они могут иногда совпадать.

Рабочий вес — это вес мотовоза в заправленном состоянии, т. е. с баком, заполненным топливом, с запасом смазки, песка и наличием всего полагающегося комплекта оборудования и инструмента. Сцепной вес — это вес, приходящийся на сцепные

оси. Для мотовозов  М К/2 15

 

сцепной и рабочий вес равны между

 

собой, так как нет поддерживающих осей. В автодрезине АС1 (осевая формула 1-1-0) имеются две оси, но ведущая из них одна; поэтому сцепной вес автодрезины не равен рабочему.

Между сцепным весом мотовоза и потребной мощностью двигателя имеется определенная зависимость. При недостаточном сцеп-ном весе нельзя получить нужную силу тяги, и мощность двигателя может оказаться неиспользуемой. Поэтому мощность двигателя подбирают соответственно сцепному весу и одновременно добиваются, чтобы при получении максимальной силы тяги наиболее полно использовалась мощность двигателя.

Подъездные пути к складам или на строительных участках имеют небольшие радиусы кривых. Поэтому мотовозы должны хорошо вписываться в кривые малого радиуса. В технических характеристиках обычно приводятся минимальные радиусы кривых, на которые рассчитана конструкция мотовоза.

Кабина мотовоза должна обеспечивать хорошую видимость мо-товозной бригаде и удобство работы. Важно, чтобы кабина имела утепление для работы в зимних условиях и хорошую вентиляцию. Органы управления мотовозом должны быть расположены так, чтобы обеспечивалась возможность управлять движением локомотива, не теряя из виду показаний сигналов составителя или производителя работ при маневрах.

Мотовозы и автодрезины состоят из следующих основных частей: силовой установки, силовой передачи (трансмиссии), рамы и кузова, ходовой части, тормоза и специального оборудования.

Силовая установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания, служит для превращения тепловой энергии топлива в механическую работу.

Силовая передача предназначена для передачи крутящего момента ведущим колесным парам. В силовую передачу входят сцепление, коробка перемены передач, соединительные муфты, коробка реверса, карданный вал, осевой редуктор.

Рама является остовом машины. На ней размещаются и закрепляются силовая установка, механизмы силовой передачи и управления, ударно-упряжные приборы, специальное и тормозное оборудование и кузов.

Ходовая часть состоит из колесных пар, букс, рессор и рессорного подвешивания, а также тормозных устройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..