Автомобиль Магирус-290 оборудован указывающими и сигнализирующими
контрольно-измерительными приборами.
Указывающие приборы с помощью шкалы и стрелки передают водителю
информацию о контролируемом параметре во всем диапазоне измерения шкалы
и позволяют судить о состоянии контролируемого агрегата, системы или
узла автомобиля. К ним относятся: указатель уровня топлива в баке,
спидометр, тахометр, два указателя температуры головок цилиндров
двигателя, указатель давления масла в системе смазки двигателя и
указатель давления воздуха в пневмосистеме тормозов.
Сигнализирующие приборы (сигнализаторы) информируют водителя световым
сигналом об аварийном значении измеряемого параметра или о работе и
конкретном состоянии (включено, выключено) контролируемой системы,
механизма или узла автомобиля. К ним относятся: контрольная лампа о
критическом давлении (ниже 5,5 кгс/см2) воздуха в пневмосистеме
тормозов, лампа включения аварийной сигнализации, контрольные лампы
свечей накаливания и работы отопителей системы пуска двигателя, а также
контрольные сигналы в блоке контрольных ламп, свидетельствующие о ра- •
боте факельных свечей устройства облегчения пуска двигателя (желтый), о
недостаточном давлении (ниже 0,5 кгс/см2) в системе смазки и повышенной
(свыше 120°С) температуре масла (красный), о включении межосевого
(желтый) и межколесных (красный) дифференциалов, о работе указателей
поворота (зеленый), о работе гидравлического подъемника кузова
(красный), о зарядке аккумуляторных батарей (красный), о критической
температуре (свыше 175°С) головок цилиндров двигателя (красный), о
включении дальнего света фар (синий), о работе стояночного тормоза
(белый)
На автомобиле применены электрические и механические
контрольно-измерительные приборы. Они состоят из датчиков и указателей.
Датчики установлены в системе или узле автомобиля, а указатели — на
панели приборов в кабине автомобиля.
Датчики указывающих приборов преобразуют измеряемую неэлектрическую
величину (давление, температуру, скорость, частоту вращения и пр.) в
электрическую. Указатели представляют собой электромагнитные приборы,
работающие совместно с датчиками. Они преобразуют электрические сигналы
датчиков в перемещение стрелок и по шкалам приборов определяют значение
контролируемого параметра. Величина показаний приборов зависит от
величины тока, подаваемого датчиками.
Датчиками сигнализирующих приборов являются контактные электрические
выключатели, а указателями — сигнальные лампы.
Опыт эксплуатации автомобилей показал, что контрольно-измерительные
приборы работают, как правило, надежно. Однако иногда возникают
некоторые неисправности, приводящие к отказу в работе приборов или
искажению их показателей.
К основным неисправностям относятся: обрыв проводов или нарушение
контакта в местах их присоединения, обрыв или перегорание обмоток,
перегорание ламп.
Обрыв проводов устраняют сращиванием их с последующей запайкой места
соединения. Восстановление контакта осуществляется зачисткой выводов и
затяжкой их. При неисправности обмоток или нарушении регулировок
необходимо прибор сдать в мастерскую для ремонта или заменить новым.
Лампы также заменяются исправными.
Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов заключается в
содержании их в чистоте, в проверке крепления приборов, в поддержании
надежного контакта наконечников соединенных проводов с выводами
указателей и датчиков.
В случае отказа в работе одного из приборов или при явно неправильных
его показаниях неТ5бходимо проверить исправность соединительных проводов
и надежность крепления их наконечников на выводах прибора и только после
этого заменить неисправный указатель или датчик. Тарировка приборов
проводится только в специальных мастерских.
При замене приборов или при обнаружении неисправности во избежание порчи
указателей и датчиков нельзя при включенном электрооборудовании замыкать
на массу их провода или замыкать между собой выводы указателей.