МАГИРУС-290. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Ф10Л413

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Магирус-290. Устройство, обслуживание, эксплуатация (Пугаченко А. Н.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

МАГИРУС-290. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Ф10Л413 - ЧАСТЬ 1

 

Система охлаждения служит для принудительного отвода тепла от цилиндров двигателя и передачи его окружающему воздуху.

В работающем двигателе только часть тепла используется на полезную работу. Остальное тепло теряется на нагрев деталей двигателя и уносится продуктами сгорания. Средняя температура рабочего цикла составляет 800—900° С: При такой температуре необходимо искусственное охлаждение двигателя.

 

Необходимость в системе охлаждения вызывается тем, что детали двигателя, соприкасающиеся с раскаленными газами, при работе сильно нагреваются.

 

Перегрев двигателя приводит к уменьшению наполнения цилиндров, выгоранию смазки, чрезмерному расширению и заклиниванию Поршней, выплавлению подшипников и другим неисправностям. Двигатель не должен также переохлаждаться. Переохлаждение Двигателя приводит к потере полезного тепла, к ухудшению условий Смесеобразования и сгорания топлива, к снижению его экономичности, осмолению деталей двигателя, повышению жесткости работы износа двигателя вследствие смывания и разжижения смазки в картере топливом или к повышению вязкости смазочных материалов пол слиянием низких температур, особенно в период пуска-.

 

 

 

Таким образом, как перегрев, так и переохлаждение ухудшают работу
двигателя, вызывают снижение его мощности и усиленный износ деталей.

Особенностями воздушной системы охлаждения двигателя Ф10Л 413 являются: удачный выбор воздушного вентилятора с гидроприводом, устройство дефлектирования, обеспечивающее равномерное распределение температур в цилиндрах и их головках, а также оригинальное автоматическое регулирование теплового режима.

Температурный режим двигателя определяется степенью нагрева головок цилиндров и масла в системе смазки. Нормальная температура головок цилиндров 170—175° С, а масла 115—120° С.

Для контроля за температурой головок цилиндров во второй и седьмой головках в специальных приливах установлены термодатчики, а на панели приборов — два указателя 16 и 17 (см. рис. 3) температуры. Черное поле на шкале указателей указывает на нормальную рабочую температуру, красное поле — на критическую температуру. Выход стрелки на красное поле указывает на то, что по какой-то причине нарушен тепловой режим двигателя.

В головке девятого цилиндра установлен термодатчик аварийной температуры двигателя. При повышении температуры двигателя более 175° С с помощью этого датчика на блоке контрольных ламп загорается лампочка 10 (см. рис. 4). В данном случае следует немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева.

Контроль за температурой масла осуществляется с помощью датчика, установленного в корпусе масляного фильтра, и аварийной лампочки 3 (см. рис. 4). При повышении температуры масла более 120° С лампочка загорается, что также свидетельствует о нарушении теплового режима двигателя,

Система воздушного охлаждения двигателя (рис. 20) включает в себя многолопастный вентилятор 6 с гидравлическим приводом терморегулятор 11, воздушные 3 и масляные 4 к 10 трубопроводы, накладки, перегородки и направляющие дефлекторы (рис. 21), образующие воздушный тракт охлаждения.

Воздушный тракт системы охлаждения двигателя представляет собой систему воздушных каналов (ходов), определяющих траекторию движения охлаждающего воздуха от места входа его в указанные каналы до места выхода из них. Местом входа в воздушный-тракт является вентилятор, а местом выхода — межреберные каналы цилиндров и их головок. Воздушный тракт проходит по развалу цилиндров и во избежание утечки воздуха огражден от окружающего. пространства с помощью металлических листов и отражателей. Данное дефлектирование служит для направления охлаждающего воздуха к ребристым нагретым поверхностям цилиндров и их; головок с целью надлежащего и равномерного охлаждения всех: поверхностей этих деталей.

Тепловой режим двигателя в значительной степени зависит от скорости движения охлаждающего воздуха, т. е. от вращения вентилятора. Для правильной работы двигателя требуется, чтобы температура его не имела значительных колебаний как при различных:

нагрузках, так и при разных температурах окружающего воздуха. Поэтому на двигателе применено автоматическое регулирование теплового режима без участия водителя. Оно осуществляется с помощью терморегулятора, установленного в выпускном трубопроводе. Автоматическое регулирование учитывает три параметра: температуру масла, воздуха, выходящего из воздушного  тракта, к отработавших газов.

 



Отдача тепла от протекающего масла терморегулятору достаточно Интенсивна, а нагрев масла равномерный. Поэтому температура масла принята за один из основных параметров регулирования охлаждения двигателя. Но для этого необходимо, чтобы сохранялось определенное отношение температуры масла к температуре головки цилиндров. Так, масляный поддон, подвергающийся интенсивному обдуву, во время движения может в зимних условиях способствовать поддержанию низкой температуры масла, даже если температура головок цилиндров будет очень высокой. В этом случае целесообразно применять щитки для защиты поддона от встречного ветра.

Температура выходящего воздуха. быстро изменяется в зависимости от изменения температуры головок, поэтому она также использована для автоматического регулирования охлаждения. При одинаковой температуре головок цилиндров большое влияние на температуру выходящего воздуха имеет температура нагнетаемого наружного воздуха.

Температура отработавших газов для регулирования охлаждения имеет первостепенное значение, так как она в большей степени зависит от нагрузки двигателя. Если нагрузку двигателя принять за основной критерий для регулирования, то назначение терморегулятора сводится к выравниванию колебаний внешней температу-’ ры путем изменения частоты вращения вентилятора. ~

Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя привод вентилятора осуществляется посредством гидромуфты, увеличение и уменьшение частоты вращения которой происходит автоматически в зависимости от температуры двигателя и количества масла, подаваемого под давлением на ее лопасти.

Когда масла поступает большее количество (при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя или когда оно при повышении температуры понизило вязкость), вентилятор вращается быстрее, следовательно, поток воздуха увеличивается и охлаждение двигателя происходит интенсивнее. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя и низкой температуре окружающего воздуха, когда вязкость масла увеличивается и уменьшается его проКачнваемость, вентилятор вращается медленнее и уменьшается интенсивность охлаждения двигателя.

 

 

Рис, 20, Схема системы охлаждения двигателя;
1 — выпускной трубопровод; 2 — регулировочный винт с медной шайбой; 3 — трубка для подачи воздуха из воздушного тракта к терморегулятору; 4 —нагнетающая масляная магистраль от масляного насоса к терморегулятору; 5 — вал привода вентилятора; 6 — много-лопастный вентилятор; 7 — центробежный фильтр очистки масла; 8 — гидромуфта привода вентилятора: 9 — магистраль для слива масла в поддон двигателя; 10 — магистраль для
подвода масла к гидромуфте привода вентилятора; 11 — терморегулятор

 

 

 

 

 

Рис. 21. Установка направляющих дефлекторов (с), накладок и перегородок (б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..