ТРАКТОРЫ Т30-69, Т30-70, Т30А-80. Инструкция - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ТРАКТОРЫ Т30-69, Т30-70, Т30А-80. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (ДЛЯ ОПЕРАТОРА) Т30-70.00.000ИЭ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ТРАКТОРЫ Т30-69, Т30-70, Т30А-80. Инструкция - часть 4

 

 

26 

 
 

 
 
 
 
 

6   ПОДГОТОВКА  НОВОГО  ТРАКТОРА  К  РАБОТЕ 

 

Перед вводом трактора в эксплуатацию изучите настоящую инструкцию и вы-

полните следующие работы: 

-  установите на тракторе прикладываемые детали, которые не были смонтиро-

ваны на заводе для удобства транспортировки; 

-  проверьте давление в шинах колес и доведите его до пределов, указанных в 

таблице 7; 

-  установите и закрепите "массовый" провод на клемму "минус" аккумулятора; 
-  убедитесь в наличии топлива и при необходимости заправьте топливный бак 

топливом;  

-  проверьте и при необходимости дополните масло (смазку) во все точки смаз-

ки, как указано в таблицах 9, В4, В5.  

-  проверьте и при необходимости подтяните наружные крепления трактора. 

 

 

 
6.1   Правила эксплуатации трактора в первые 60 часов работы.
 
 

Изготовленный на заводе трактор готов к нормальной эксплуатации, однако Вы 

должны быть особенно внимательны первые 60 часов работы. В этот период осо-
бенно тщательно выполняйте все операции ЕТО, указанные в разделе "Техническое 
обслуживание", следите, за показанием контрольных приборов, не допускайте пере-
грузки дизеля и повышения температуры масла в картере свыше 120

 о

С. 

 
                                                             16 
 
 
                                                             15 
 
Зеркала заднего вида фиксируйте  по 

вертикали и горизонтали гайками 15 и 16. 

Для регулировки положения зеркала 

отпустите гайки, а после установки зеркала 
в нужном положении затяните их.  

 

 

 

27 

 

После 60 моточасов работы трактора выполните следующее: 
Промойте (очистите): 
-  оребрение и межреберное пространство головок и цилиндров; 
-  сапун гидромеханизма, сапун бака ГОРУ; 
-  вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторной батареи; 
-  выводы клемм и наконечники проводов на аккумуляторной батарее. 
Протрите насухо верхнюю поверхность аккумуляторной батареи. Замените 

масло в: 

-  картере дизеля; 
-  корпусе топливного насоса; 
-  картере главной передачи; 
-  картере главной передачи переднего ведущего моста; 
-  картерах конечных передач; 
-  картерах конечных передач переднего моста; 
-  корпусе гидромеханизма (баке гидросистемы); 
-  баке ГОРУ. 
Проверьте и при необходимости отрегулируйте: 
- натяжение ремня привода вентилятора; 
- давление воздуха в шинах; 
- свободный ход педали муфты сцепления и работу механизма блокировки пе-

реключения передач; 

- свободный ход педали муфты ВОМ; 
- свободный ход педалей тормозов; 
- зазоры между клапанами и коромыслами. 
Снимите форсунки и отправьте их в мастерскую для проверки и регулировки. 
Проверьте и при необходимости восстановите герметичность впускного трубо-

провода и воздухоочистителя. 

Проверьте и при необходимости долейте дистиллированную воду в аккумуля-

торную батарею. 

Смажьте неконтактные поверхности выводов клемм и наконечники проводов на 

аккумуляторной батарее техническим вазелином. 

Проверьте и при необходимости подтяните наружные крепления всех сбороч-

ных единиц трактора (кроме гаек анкерных шпилек, крепящих цилиндры и головки). 

Проверьте работу дизеля, приборов и механизмов трактора (операция выпол-

няется в процессе работы после проведения технического обслуживания). 
 

7   РАБОТА  ТРАКТОРА 

 

7.1   Пуск и остановка дизеля 

 

Перед пуском: 
-  убедитесь, что рычаги переключения передач, реверса, ГНС и ВОМ находят-

ся в нейтральном положении; 

-  включите "массу" аккумуляторной батареи; 
-  включите декомпрессор; 
-  установите рычаг подачи топлива в положение максимальной подачи или 

нажмите на педаль подачи топлива; 

-  вставьте ключ в замок включателя стартера и включите стартер (ключ повер-

ните на 90

 о

). 

Через 3-5 с после начала устойчивого вращения коленчатого вала выключите 

декомпрессор. Как только дизель запустился и коленчатый вал начал увеличивать 
обороты, выключите стартер.  

Если дизель в течение 10 с после выключения декомпрессора не запустился, 

выключите стартер и после, примерно, 1-1,5 мин перерыва повторите запуск. Если 

28 

 
после двух-трех попыток дизель не запускается, то установите причину и устраните 
ее.  

В холодное время перед включением стартера предварительно выключите 

сцепление и включите свечи накаливания на 40-60 с. Для этого поверните ключ на 
45

о

 (при этом на щитке приборов загорается контрольная лампа). Затем включите 

стартер, повернув ключ еще на 45

 о

 в ту же сторону. Если дизель запустился, но 

обороты коленчатого вала начнут снижаться, поверните ключ включения стартера 
на 45

 о

 - включите свечи на время, не более 1 мин (режим сопровождения), а затем 

выключите свечи. При установившихся оборотах коленчатого вала дизеля плавно 
включите сцепление. Сцепление выключается для облегчения проворачивания ко-
ленчатого вала, в этом случае отключается трансмиссия. 

При прогретом дизеле и трансмиссии или пуске дизеля в теплое время деком-

прессор можно не включать. Рычаг подачи топлива можно устанавливать на мини-
мальную подачу, а во время включения стартера обороты незначительно увеличи-
вать педалью управления подачей топлива. 

 

Необходимо помнить, что беспрерывная работа стартера не долж-

на превышать 20 с, а время включенных свечей - 1 мин. 

После запуска прогрейте дизель на средних оборотах до нормальной темпера-

туры, при этом следите за работой контрольных приборов и проверьте работу све-
товой, звуковой сигнализации и механизмов управления. 

Не рекомендуется работа дизеля длительное время на малых оборотах холо-

стого хода (без нагрузки), так как это приведет к закоксовыванию распылителей 
форсунок, отложению нагара на головках и поршнях, залеганию поршневых колец. 

Для остановки дизеля выключите подачу топлива, переведя рычаг управления 

назад до упора, выключите "массу" и выньте ключ из замка включателя стартера. 

Категорически запрещается останавливать дизель включением декомпрессора 

(кроме экстренной остановки, когда дизель пошел в "разнос"). 

Нагретый дизель не останавливайте сразу после снятия нагрузки, а дайте ему 

поработать две-три минуты вхолостую на максимальной частоте вращения колен-
чатого вала 
 

7.2   Управление трактором 

 

Перед началом движения трактора: 
-  установите рычаг подачи топлива на минимальную частоту вращения колен-

чатого вала дизеля; 

-  прокачайте гидравлическую систему рулевого управления, переводя рулевое 

колесо из одного крайнего положения в другое и удерживая в крайних точках 4-5 сек.  

-  выключите сцепление; 
-  включите нужную ступень удвоителя, а затем передачу; 
-  установите рычаг переключения реверса в положение для движения "вперед" 

или "назад"; 

-  увеличьте обороты коленчатого вала дизеля; 
-  снимите трактор с тормоза; 
-  плавно включите сцепление. 
При трогании на подъем, во избежание скатывания трактора назад, с тормоза 

снимайте одновременно с включением сцепления. 

При выполнении сельскохозяйственных работ обороты коленчатого вала дизе-

ля, а следовательно скорость движения трактора, устанавливайте рычагом подачи 
топлива, а на транспортных работах для регулирования скорости удобнее пользо-
ваться педалью. 

29 

 

Не держите ногу на педали сцепления, так как это вызовет преждевременный 

износ выжимного подшипника. 

Для переключения передачи выключите сцепление, одновременно снизив обо-

роты коленчатого вала дизеля, выключите и включите другую (нужную) передачу как 
описано выше, при этом трактор должен быть полностью остановлен. 

 

Переключение передач на движущемся тракторе не допускается. 

Для остановки трактора проделайте следующее: 
-  выключите сцепление, одновременно снизив обороты коленчатого вала ди-

зеля, и включите тормоз; 

-  выключите передачу и включите сцепление; 
-  затормозите трактор ручным тормозом. 
Перед тем как оставить трактор остановите дизель и включите одну из низших 

передач. При стоянке трактора на склоне включите первую передачу, а реверс пере-
ключите на ЗХ, если трактор стоит передом на спуск, или ПХ, если трактор стоит пе-
редом на подъем. 

При движении по дороге соблюдайте правила дорожного движения. Перед 

движением убедитесь, что все предупредительные световые и звуковые сигналы 
работают нормально. Отрегулируйте зеркала заднего вида для дорожных условий. 
Сблокируйте педали тормозов. 

При буксировке транспортного средства на гибком тросе прослабление троса 

всегда выбирайте постепенно. Буксируемое средство должно иметь тормоза и быть 
управляемым. 

При движении по дороге в ночное время не включайте рабочие фары. Перед 

встречей с другой машиной переключайте передние фары на ближний свет. Фары 
должны быть правильно отрегулированы. 

При пробуксовке задних ведущих колес включите блокировку дифференциала. 

Не пользуйтесь блокировкой при поворотах. 

Перед выполнением крутых поворотов снизьте скорость.  
Будьте внимательны при движении по скользкой дороге. Двигайтесь на одной 

из низших передач и притормаживайте трактор, не выключая сцепление. При заносе 
руль поворачивайте в ту сторону, в которую заносит трактор. 

 

8   РАБОЧЕЕ  И  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБОРУДОВАНИЕ 

 

8.1   Устройство навесное заднее 

 

Устройство навесное заднее служит для быстрого подсоединения к трактору и 

отсоединения от него навесных и полунавесных сельхозмашин и орудий, для пере-
вода их из рабочего положения и наоборот, обеспечивает правильное положение 
рабочих органов машин и орудий в почве при выполнении различных сельскохозяй-
ственных работ. 

Устройство навесное заднее состоит из двух продольных тяг 1, 15, присоеди-

ненных при помощи пальцев к кронштейнам 6, 16, двух раскосов 7, через которые 
продольные тяги соединены с подъемными рычагами 8, 10, установленными на 
подъемном валу 9, и центральной тяги 13. Каждая продольная тяга связана цепью 4 
с кронштейном 5, закрепленным на картере бортовой передачи.  

Выбор длины раскосов 7, установку центральной тяги 13 производите в зави-

симости от наладки трактора по высоте согласно таблице 4, п.9.2.3. Рекомендуемые 
наладки по высоте, колее и давлению в шинах при агрегатировании трактора с сель-
скохозяйственными орудиями приведены в таблице 7. 

 

30 

 

Гидравлическая система нормально работает при температуре масла плюс 20-

60

о

С. 

Перед навешиванием орудия ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации 

орудия и настоящей инструкцией. Навешивание орудий выполняется непосредст-
венно на навесное устройство.  

При помощи стяжной трубы длину центральной тяги 13 регулируйте в пределах 

516-740 мм. 

Блокировка продольных тяг гидронавесной системы подразделяется на жест-

кую и свободную и проводится перестановкой скоб 18 и изменением длины (натяже-
ния) цепей 4 путем вращения гайки 3, предварительно отвернув гайку 2. 

 

Регулировку длины цепей проводите только в крайнем верхнем по-

ложении продольных тяг (боковое раскачивание навешенного орудия 
должно быть в пределах 20 мм в каждую сторону). В опущенном поло-
жении цепи должны свободно провисать. 

При жесткой блокировке продольных тяг скобы 18 устанавливайте в кронштей-

нах 5 под углом к опорной поверхности (отверстия Б). В этом случае цепи остаются 
натянутыми как при поднятом, так и в опущенном положениях навешенного орудия 
(машины)  

Такую блокировку продольных тяг применяйте в том случае, когда движение 

рабочих органов навешенной машины (орудия) строго совпадает с прямолинейным 
движением трактора. 

В отверстие"В" устанавливается вороток при изменении длины центральной 

тяги 13. 

При свободной блокировке продольных тяг скобы 18 устанавливайте в крон-

штейнах 5 параллельно опорной поверхности (отверстия А). 

Свободную блокировку продольных тяг применяйте при работе трактора с поч-

вообрабатывающими машинами (орудиями). 

 
1-– тяга левая; 15 – тяга правая; 2 – гайка; 3 – гайка; 4 – цепь; 5 – кронштейн; 6, 16 – 
кронштейн; 7 – раскос; 8 – рычаг левый; 9 – вал; 10 – рычаг правый; 11 - кронштейн; 
12 – гайка; 13 – тяга центральная; 14 – гайка; 17 – гайка. 

 

31 

 
При навешивании орудия непосредственно на навесную систему проделайте 

следующее: 

-  проверьте положение скобы 18 крепления цепи 4 в кронштейне 5. Скоба 

должна быть установлена в отверстия "А" кронштейна для работы трактора с плу-
гом, фрезой и в отверстия "Б" для работы трактора с машинами (орудиями) другого 
назначения. Операция выполняется с двух сторон: 

-  подайте трактор к орудию задним ходом так, чтобы задние шарниры про-

дольных тяг подошли к пальцам на раме орудия; 

-  остановите и затормозите трактор; 
-  установите на гидрораспределителе рычаг управления основным цилиндром 

в плавающее положение (позиция IV); 

-  соедините задние шарниры продольных тяг с пальцами на раме орудия и ус-

тановите в отверстия пальцев чеки; 

-  с помощью воротка, вставленного в отверстие "В", вращая трубу, подгоните 

задний шарнир центральной тяги, соедините его с верхней точкой орудия пальцем и 
установите чеку.  

Окончательную регулировку навешенного орудия проводите непосредственно 

во время работы, как указано в инструкции по эксплуатации на данное орудие. 

При работе трактора с широкозахватными орудиями, для возможности копиро-

вания орудием рельефа почвы, соединение раскосов с продольными тягами должно 
быть телескопическим (свободным). Для этого отверните гайки 12 и 17, сместите 
вниз упоры раскосов 7 на 50 мм, как указано на рисунке, и законтрите их гайками. 

При подсоединении орудия, которое работает с выносным цилиндром, поль-

зуйтесь инструкцией по эксплуатации на орудие. 

 

8.2   Устройство сцепное комбинированное 

 

Комбинированное сцепное устройство предназначено для работы трактора с 

прицепными сельскохозяйственными машинами и одноосными прицепами. Оно со-
стоит из маятникового прицепного устройства (ТСУ-1М) и гидрофицированного крю-
ка (ТСУ-2). 

 

8.2.1   ТСУ-1М 

 

Маятниковый брус 2 с тяговой вилкой 26 установлен в раме 3 на оси 18 и фик-

сатором 4 фиксируется в ней  в пяти рабочих положениях. Рама 3 устанавливается 
на  осях 20 между  кронштейнами  продольных  тяг  и  дополнительно  крепится  к  этим 
кронштейнам при помощи планок 9.  

В  низкой  наладке  трактора  тяговую  вилку  необходимо  установить  в  верхнее 

положение. 

При работе с крюком маятниковый брус задвигайте по диагонали до упора тя-

говой  вилки 26 в  поперечину  рамы 3 и  зафиксируйте  его  фиксатором 4 в  раме,  а 
осью18 в отверстии А. Фиксатор фиксируйте от выпадения пружинным шплинтом, а 
ось – замковой пластиной. 

8.2.2   ТСУ-2 

 

Гидрофицированный крюк 24 предназначен для работы трактора с одноосным 

прицепом. 

 

32 

 

 

1 – шкворень; 2 – маятниковый брус; 3 – рама; 4 – фиксатор; 5 – ось захвата; 6 – 
труба; 7 – контргайка; 8 - шток; 9 – планка; 10 - зацеп; 11 – пружина; 12 – рычаг; 13 – 
педаль; 14 – кронштейн; 15 – тяга; 16 – скоба; 17 – тяга; 18 - ось маятника; 19 - пла-
стина; 20 – ось; 21 – винт; 22 – штанга; 23 – захват; 24 – гидрофицированный крюк; 
25 – шплинт; 26 – тяговая вилка 
 

Он установлен в приливах рамы 3 на оси и фиксируется дополнительно захва-

тами  23 за штангу 22, запресованную в крюк. Захваты удерживаются в рабочем (за-
крытом) положении пружиной 11. Управление захватами производите через тяги пе-
далью 13. Телескопические раскосы, связывающие штангу 22 с подъемными рыча-
гами навесной системы, обеспечивают  независимую работу навесной системы и 
крюка. 

Перед началом работы убедитесь в правильности регулировки механизма 

управления крюком. Длину телескопических раскосов отрегулируйте так, чтобы при 
крайнем верхнем положении подъемных рычагов захваты без заеданий освобожда-
ли штангу крюка, а между крюком и рамой 3 был гарантированный зазор. Управле-
ние крюком должно обеспечивать свободное соединение и рассоединение трактора 
с прицепом. В случае необходимости произведите следующие регулировки: 

-  поднимите (используя гидравлику) подъемные рычаги в крайнее верхнее по-

ложение; 

-  равномерно заверните втулки 7 телескопических раскосов до упора тягового 

крюка в раму 3 после чего отверните их на один оборот и законтрите гайками. 

После регулировки проверьте работу механизма управления крюком и навес-

ной системой. 

 

33 

 

8.2.2.1  Указания по использованию крюка 

 

При соединении трактора с прицепом и полуприцепом выполните следующее: 
-  установите трактор так, чтобы крюк 24 находился вблизи петли дышла при-

цепа: при этом маятниковый брус 2 должен находиться в крайнем положении (при 
необходимости тяговую вилку 26 переставьте на верхнюю сторону маятникового 
бруса); 

-  подняв крюк (установите рычаг распределителя в положение "подъем"), ос-

вободите захваты от нагрузки; 

-  нажмите на педаль 13 управления захватами и, используя гидравлику, опус-

тите крюк; 

-  медленно подавая трактор назад, расположите крюк под петлей дышла при-

цепа, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и затор-
мозите трактор; 

-  пользуясь гидросистемой, поднимите крюк, наденьте на него петлю дышла 

прицепа; 

-  поставьте рычаг распределителя в плавающее положение, чтобы крюк опус-

тился на захваты. Затем установите рычаг распределителя в нейтральное положе-
ние; 

-  соедините гидравлическую, электрическую и пневматическую системы трак-

тора с соответствующими элементами прицепа. Убедитесь в надежном присоедине-
нии прицепа и в правильном положении захватов. 

При расцепке проделайте следующее: 
-  установите подставку высотой не менее 250 мм под дышло прицепа; 
-  отсоедините гидравлическую, пневматическую и электрическую системы 

трактора от соответствующих элементов прицепа; 

-  приподнимите крюк, освободив захваты от нагрузки. 
-  нажмите на педаль 13 управления захватами. 
- используя гидравлику, опустите крюк в нижнее положение и отпустите педаль 

13 управления захватами. 

-  после того, как крюк вышел из зацепления с петлей дышла прицепа,  подайте 

трактор вперед и поднимите крюк в верхнее положение. 

 

8.3  Главный тормозной цилиндр 

 

Перед работой трактора с одноосным прицепом 1ПТС-2Н установите на трак-

тор главный тормозной цилиндр привода к тормозам прицепа. 

Для соединения главного тормозного цилиндра 2 (в комплектацию трактора не 

входит) с седлом 1 подайте главный тормозной цилиндр до упора в торец седла и, 
нажав на кнопку фиксатора, расположенную на седле, поверните главный тормозной 
цилиндр на 90 

о

 так, чтобы пробка 3 заливной горловины главного тормозного ци-

линдра была в верхнем положении. Отпустите кнопку. 

Полная информация о работе главного тормозного цилиндра и его обслужива-

нии указана в инструкции по эксплуатации прицепа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..