Снегоход МВП. Руководство - часть 8

 

  Главная      Учебники - Снегоходы     Снегоход МВП - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Снегоход МВП. Руководство - часть 8

 

 

 

31

особых условиях движения используются и другие посадки: езда полусидя, с опорой 
на одно колено или стоя. 
         Начинающий водитель должен освоить приемы безопасного о управления 
снегоходом, тренируясь на ровной снежной трассе и двигаясь на небольшой ско-
рости. 
         Не совершайте прыжки на снегоходе с естественных трамплинов. Оставьте эти 
трюки профессиональным каскадерам. Будьте всегда осмотрительны и ответствен-
ны. 
         Превышение безопасной скорости может представлять серьезную опасность. 
При движении на высокой скорости у Вас не остается времени, чтобы адекватно 
среагировать на изменившуюся ситуацию. Всегда выбирайте такую скорость, кото-
рая в конкретных условиях движения (состояние трассы, погодные условия) обеспе-
чивает безопасность. 
 
         Управление снегоходом сидя 

         Для езды по знакомой ровной снежной трассе оп-
тимальной для водителя является посадка сидя. При 
этой посадке водитель занимает среднее положение на 
сиденье, а ступни ног расположены на подножках. 
Мышцы бедер и голеней ног помогают смягчать удары 
от неровностей трассы, которые передаются туловищу. 
 

         Управление снегоходом полусидя 
         При езде по неровным трассам удобно исполь-
зовать посадку полусидя. При этой посадке туловище 
водителя приподнято на полусогнутых ногах. Ступни 
ног перенесены назад и опираются на подножки при-
мерно под центром тяжести тела. Используя эту по-
садку, следует остерегаться резких торможений сне-
гохода. 
 

         Управление снегоходом стоя с опорой на одно 
колено 
         Одна нога опирается стопой на подножку снегохо-
да, а другая согнута в колене и опирается на сиденье. 
Используя эту посадку, следует остерегаться резких 
торможений снегохода. 
 
 

         Управление снегоходом стоя 
         Поставьте ступни обеих ног на подножки. Ноги в 
коленных суставах должны быть согнуты, чтобы лучше 
амортизировать толчки и удары, передаваемые на туло-
вище. Езда стоя улучшает обзор спереди снегохода и 
позволяет водителю быстро смещать центр тяжести тела 
в любую сторону в соответствии с условиями движения 
и предпринимаемым маневром снегохода. 

 

 

 

 

 

32

 

5.2.  РАЗНОВИДНОСТИ ТРАСС И УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ 

 
         Движение по подготовленным трассам 
         При езде по подготовленным трассам оптимальной для водителя и пассажира 
является посадка сидя. Не превышайте установленную допустимую скорость дви-
жения. Держитесь правой стороны, не виляйте по трассе, смещаясь от одного края к 
другому и обратно. 
         Движение по неподготовленным трассам 
         Неподготовленная трасса может пролегать по неровному снежному покрову. 
Движение по неподготовленным трассам на высокой скорости опасно. Снизьте ско-
рость движения. Остерегайтесь камней и пней, частично покрытых свежевыпавшим 
снегом. Несмотря на наличие снежного покрова, глубина которого может достигать 
нескольких десятков сантиметров, на трассе иногда встречаются места с непокры-
той сухой травой. Очищайте гусеничный движитель и полости моторного отсека от 
набившейся травы и мусора. 
         Движение по глубокому снегу 
         При движении по глубокому рассыпчатому снегу снегоход может начать увя-
зать. В этом случае следует изменить направление движения и, двигаясь по кривой 
большого радиуса, постараться найти участок с более прочным снежным покровом. 
Если Ваш снегоход все же застрял, избегайте интенсивного буксования гусеничного 
движителя, так как это приводит к дальнейшему погружению машины в снег. За-
глушите двигатель и вытяните снегоход на нетронутый участок снежного покрова. 
Затем протопчите колею перед снегоходом, уплотнив снег ногами. Обычно бывает 
достаточно подготовить колею длиной полтора – два метра. Снова пустите двига-
тель. Примите положение «СТОЯ» и осторожно раскачивайте снегоход из стороны в 
сторону, одновременно плавно и медленно нажимая на рычаг газа. В зависимости от 
того, какая часть снегохода оказалась сильнее погружена в снег (передняя или зад-
няя), переместите ступни ног на противоположный конец подножки (соответственно 
назад или вперед). Не подкладывайте никакие подручные предметы под гусеничную 
ленту. Следите за тем, чтобы никто не находился спереди и сзади снегохода, когда 
двигатель работает. Во избежание травмирования держите ноги подальше от 
гусеничных лент и вращающихся деталей гусеничного движителя. 
         Движение по ледяному покрову  
         Движение на снегоходе по льду замерзших озер и рек может представлять 
опасность для жизни. Остерегайтесь таких трасс. Находясь на незнакомой местно-
сти, перед тем как пересекать по льду реку или озеро, наведите справки у местных 
жителей относительно состояния ледяного покрова, убедитесь в наличии удобных 
съездов и выездов на берег. Никогда не пытайтесь переправиться через водную пре-
граду по тонкому льду, который может не выдержать вес груженого снегохода. Пе-
реправа по льду может быть очень опасной, если вы не соблюдаете определенные 
меры предосторожности. Снегоход обладает на льду плохой управляемостью. Необ-
ходимая для разгона, поворота или торможения снегохода сила сцепления гусениц 
со льдом значительно ниже, чем со снежным покровом. На льду снегоход обладает 
минимальной управляемостью, поэтому всегда существует реальная опасность не-
управляемого заноса и разворота снегохода. Двигаясь по льду, снизьте скорость и 
будьте внимательны. Не рискуйте и всегда оставляйте себе достаточно свободного 

 

33

места для безопасной остановки снегохода или совершения поворота. Особенно 
важно соблюдать эти меры предосторожности при движении на снегоходе в темное 
время суток. 
         Движение по плотному снегу 
         Ни в коем случае нельзя недооценивать опасность движения на снегоходе по 
уплотненному снежному покрову. В этих условиях сцепление гусениц и лыжи с 
опорной поверхностью может оказаться недостаточным. Рекомендуется снизить 
скорость движения и избегать интенсивных разгонов, резких поворотов и экстрен-
ного торможения. 
         Преодоление подъемов 
         Для преодоления подъемов сначала потренируйтесь на пологих склонах, потом 
переходите на более крутые. 

         При преодолении холма, где выбор маршрута ог-
раничен, Вам следует выбрать для подъема наиболее 
доступный склон. Такой холм приходится преодолевать 
в конкретном месте. Примите положение «СТОЯ» и 
предварительно разгоните снегоход на горизонтальном 
участке пути. При въезде на подъем уменьшите подачу 
топлива в двигатель, чтобы предотвратить буксование 
гусеничного движителя. Не выезжайте на вершину хол-
ма на большой скорости. Будьте готовы к тому, что там 

могут оказаться какие-либо препятствия, другие транспортные средства или люди. 
         Рациональная тактика преодоления открытого холма состоит в том, что снего-
ход въезжает на склон под углом и движется по зигзагообразной траектории. На ка-
ждом прямолинейном участке траектории (траверзе) машина движется вдоль склона 
и одновременно поднимается в гору. В конце прямолинейного участка снегоход 
разворачивается и движется в обратном направлении вдоль уклона, снова постепен-
но набирая высоту. Для преодоления склона холма примите положение «СТОЯ С 
ОПОРОЙ НА КОЛЕНО». Ваша нога, опирающаяся на бортовую площадку снегохо-
да, должна всегда находиться со стороны вершины холма (со стороны верхнего бор-
та машины). При разворотах снегохода в конце участков зигзагообразной траекто-
рии соответствующим образом изменяйте свою посадку на снегоходе. Преодолевая 
подъем, поддерживайте постоянную безопасную скорость.
 
         При преодолении склонов любого типа, если движение вверх становится не-
возможным, не разворачивайте снегоход на ходу. Выключите двигатель и включите 
стояночный тормоз. Освободите лыжу, разверните снегоход носом в сторону под-
ножия холма. Запустите двигатель и, плавно нажимая на рычаг газа, спуститесь к 
подножию холма. 
         Преодоление спусков 

         Безопасное движение под гору требует, чтобы Вы по-
стоянно сохраняли возможность полностью контролиро-
вать движение снегохода. При спуске с крутых склонов 
займите такое положение, чтобы центр тяжести Вашего 
тела находился как можно ниже. Держитесь обеими рука-
ми за руль снегохода. Слегка нажимая на рычаг газа, под-
держивайте устойчивую работу двигателя в процессе 
спуска с горы. Если снегоход стал разгоняться и скорость 

 

 

 

34

увеличилась до опасного значения, осторожно притормозите машину. Тормозить 
следует легкими частыми нажатиями на тормозной рычаг. Никогда не допускайте 
блокировки гусениц тормозами.
 
         Движение вдоль склона 

         При движении снегохода вдоль склона, а также 
при подъеме или спуске с холма по зигзагообразной 
траектории следует придерживаться следующих правил. 
Водитель и пассажир должны перераспределить вес те-
ла на борт снегохода, который находится со стороны 
вершины холма. Это позволит более надежно удержи-
вать снегоход в равновесии при поперечном крене. 
Предпочтительная посадка – «СТОЯ С ОПОРОЙ НА 
КОЛЕНО». Нога, которая опирается на ступню, должна 

располагаться со стороны вершины холма, а нога, опирающаяся коленом на сиденье, 
- со стороны подошвы холма. Можно использовать также посадку «ПОЛУСИДЯ». 
Будьте наготове, чтобы быстро перенести вес тела в ту или иную сторону. Если Вы 
почувствовали, что снегоход начал скользить боком вниз, слегка направьте руль в 
сторону скольжения. Восстановив равновесие, вернитесь на прежний курс. Нович-
кам и малоопытным водителям снегоходов не рекомендуется двигаться вдоль скло-
нов и преодолевать крутые склоны. 
         Движение по размокшему снегу 
         Перед переправой по льду через водную преграду разведайте наличие участков 
с размокшим снегом. Если колея темнеет и на дне колеи выступает вода, немедлен-
но сверните со льда на берег. Всегда старайтесь избегать движения по размокшему 
снегу. Куски льда и брызги воды могут отбрасываться назад и попадать на снегохо-
ды, движущиеся вслед за Вами. Вывести снегоход из размокшего снега бывает дос-
таточно сложно, а в некоторых случаях невозможно. 
         Движение в тумане или во время снегопада 
         Иногда Вы можете попасть в туман или в плотный снегопад, когда видимость 
сильно ухудшается. Всегда лучше воздержаться от поездки на снегоходе в условиях 
плохой видимости. Если Вы вынуждены двигаться в тумане или во время сильного 
снегопада, снизьте скорость до безопасного значения. Внимательно следите за трас-
сой, чтобы вовремя заметить неожиданное препятствие. Поддерживайте безопасную 
дистанцию до впереди идущего снегохода. Это позволит несколько улучшить усло-
вия наблюдения и иметь запас по времени для принятия решения и реализации 
управления. 
         Движение по незнакомой местности 
         Если Вы попали в незнакомую Вам местность, двигайтесь с особым вниманием 
и осторожностью. Снизьте скорость так, чтобы иметь возможность надежно и свое-
временно распознать неожиданное препятствие на Вашем пути, которое может 
представлять потенциальную опасность: забор или столбы изгороди, ручей, пересе-
кающий трассу, крупные камни, неожиданная ложбина, проволочные растяжки и 
множество прочих препятствий. Любое из названных препятствий может прервать 
Вашу поездку и стать причиной серьезного травмирования. Даже двигаясь по наез-
женной трассе, будьте предельно осторожны и внимательны. Скорость движения 
должна быть такой, чтобы Вы успевали оценивать обстановку за ближайшим пово-
ротом трассы или за переломом продольного профиля трассы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..