ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «Российские железные дороги». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 6

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

81

31.  Операции со связанными сторонами (продолжение)

2014 г.

2013 г.

Связанная сторона, Характер отношений,

Характер операций

Дебиторская

задолжен-

ность

(Кредиторская

задолжен-

ность)

Дебиторская

задолжен-

ность

(Кредиторская

задолжен-

ность)

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Дивиденды полученные

1

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Агентство по страхованию вкладов (a)

Займы полученные (Примечание 16)

(10 164)

Компании, контролируемые государством (a)

Займы полученные

(130 519)

(67 170)

Министерства Российской Федерации (a)

Прочие обязательства

(478)

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ
Пенсионные фонды (д)

Задолженность перед пенсионным фондом

24

(358)

82

(4 963)

Наиболее  существенные  операции  со  связанными  сторонами  представлены  ниже (характер
взаимоотношений  Группы  с  указанными  связанными  сторонами  соответствует  определениям,
приведенным в п.п. (а)-(е) выше):

2014 г.

2013 г.

Связанная сторона, Характер отношений,

Характер операций

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Относящиеся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

3 198

2 488

Аренда

15 654

14 128

Ремонт и техническое обслуживание

9 441

9 562

Прочие

6 116

4 936

Относящиеся к закупкам и расходам
Приобретение подвижного состава и запасных частей

(102 035)

(125 598)

Приобретение оборудования, кроме подвижного

состава

(2 211)

(3 259)

Услуги по перевозкам

(3 468)

(1 566)

Проектно-изыскательские работы и строительство

(4 833)

(7 455)

Ремонт и техническое обслуживание подвижного

состава

(34 087)

(33 020)

Прочие

(8 590)

(6 842)

Министерства Российской Федерации (a)

Относящиеся к продажам и доходам
Субсидии (Примечание 25)

50 721

50 028

Услуги по перевозкам

25 082

19 008

Ремонт и техническое обслуживание подвижного

состава

340

2 387

Прочие

2 667

2 586

Относящиеся к закупкам и расходам
Охрана и услуги пожарной безопасности

(17 539)

(19 435)

Прочие

(205)

(122)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

82

31.  Операции со связанными сторонами (продолжение)

2014 г.

2013 г.

Связанная сторона, Характер отношений,

Характер операций

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(продолжение)

Операции с компаниями, контролируемыми

государством (a)

Относящиеся к продажам и доходам

Услуги по перевозкам

165 798

151 980

Электричество

3 870

3 423

Проектно-изыскательские работы и строительство

1 069

14 910

Услуги связи

1 820

2 326

Прочие

5 882

4 959

Относящиеся к закупкам и расходам

Топливо

(46 038)

(49 157)

Приобретение подвижного состава

(2 848)

Расчетно-кассовое обслуживание и инкассация

(2 317)

(3 368)

Электроэнергия и теплоэнергия

(1 510)

(1 245)

Услуги связи

(1 503)

(1 808)

Прочие

(12 903)

(7 522)

Операции с компаниями, находящимися под

контролем или совместным контролем

ключевого управленческого персонала Группы (е)

Относящиеся к продажам и доходам

Электричество

925

655

Относящиеся к закупкам и расходам

Электроэнергия и теплоэнергия

(143 737)

(132 561)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Дивиденды полученные

2 125

1 530

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ

Пенсионные фонды (д)

Пенсионные взносы

604

(25 399)

608

(27 282)

*  Суммы включают НДС, если применимо.

В  течение  года,  закончившегося  31  декабря  2014  г.,  компании  Группы  имели  банковские  счета  в
кредитных  организациях, контролируемых  государством, и  ассоциированном  банке. Остаток
денежных  средств  и  депозитов  на  счетах  в  данных  кредитных  организациях  по  состоянию  на
31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. имел следующую структуру:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты на банковских счетах в банках,

контролируемых государством

97 256

86 486

Денежные средства на банковском счете в ассоциированном банке

737

9

Краткосрочные депозиты в банках, контролируемых государством

3 294

984

Итого

101 287

87 479

За год, закончившийся 31 декабря 2014 г., процентные доходы от операций со связанными сторонами
составили 2 418 миллионов  рублей (2013 г.: 2 993 миллиона  рублей), а  процентные  расходы  по
операциям 

со 

связанными 

сторонами 

составили  7 

212 

миллионов 

рублей  (2013 

г.:

6 326 миллионов рублей).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

83

31.  Операции со связанными сторонами (продолжение)

Ставка  процента  по  кредитам, полученным  Группой  от  связанных  сторон, варьировалась  за  год,
закончившийся 31 декабря 2014 г., от 0% до 16% (на 31 декабря 2013 г.: 0%-14%).

Группа имела следующие гарантии в отношении связанных сторон на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря
2013 г.:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Суммы гарантий, выданных Группой за связанные стороны

6 352

5 371

Суммы гарантий, выданных Группой связанным сторонам

2 948

4 877

Суммы гарантий, полученных Группой от связанных сторон

4 739

11 276

Кроме  того,  за  год,  закончившийся  31  декабря  2014  г.,  Группа  имеет  право  на  получение  от
федеральных и региональных министерств Российской Федерации возмещения разницы в стоимости
билетов  в  отношении  ряда  категорий  пассажиров  в  размере  3  071  миллион  рублей  (2013  г.:
2 525 миллионов  рублей). Сумма  дебиторской  задолженности по  возмещению  разницы  в  стоимости
пассажирских  билетов  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г. составила 13 947 миллионов  рублей
(31 декабря 2013 г.: 11 765 миллионов  рублей) и  была  отражена  в  составе  статьи «Дебиторская
задолженность  по  перевозкам, нетто»
 (Примечание 12). Группа  признала  обесценение  данной
непогашенной  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г. дебиторской  задолженности  в  размере
11 099 миллионов рублей (на 31 декабря 2013 г.: 10 942 миллиона рублей).

В 2014 году  Группа  получила  субсидию  из  федерального  бюджета  на  компенсацию  эффектов
регулирования  тарифов  по  доступу  к  инфраструктуре  для  пригородных  пассажирских  компаний
(Примечание 25). Расчеты  с  Группой  по  данной  субсидии  осуществляются  Агентством. По
состоянию на 31 декабря 2014 г., Группа реклассифицировала дебиторскую задолженность Агентства
в размере 20 031 миллион рублей, которая была полностью обесценена по состоянию на 31 декабря
2013 г., и  дебиторскую  задолженность  Агентства, возникшую  в 2014 году, в  долгосрочную
дебиторскую  задолженность  от  того  же  контрагента  и  привела  сумму  указанной  задолженности  к
справедливой  стоимости в  сумме 15 533 миллиона  рублей  в  связи  с  изменением сроков  погашения
(Примечания 9 и 12).

В декабре 2014 года Компания заключила с Росимуществом договор мены активов (Примечание 14).
По состоянию на 31 декабря 2014 г. Группа передала Росимуществу активы с балансовой стоимостью
2 942 миллиона  рублей  и, соответственно, признала  авансы, выданные  на  приобретение  основных
средств в сумме справедливой стоимости данных активов, составляющей 2 802 миллиона рублей.

Общая  сумма  обязательств  по  договорам  финансовой  аренды,  заключенным  со  связанными
сторонами  Группы, составила 28 455 миллионов  рублей  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г. (на
31 декабря 2013 г.: 18 071 миллион  рублей). Средневзвешенная  эффективная  процентная  ставка  по
этим договорам составляет 16% годовых (2013 г.: 17%). В состав основных средств, полученных по
договорам  финансовой  аренды, включены  основные  средства, полученные  от  предприятий,
контролируемых  государством, и  прочих  связанных  сторон. Общая  сумма  таких  активов  составила
по  состоянию  на  31 

декабря  2014 г.  41 373 миллиона  рублей  (на  31 декабря  2013 г.:

22 273 миллиона рублей).

Ключевой  управленческий  персонал  включает  членов  Совета  Директоров  и  Правления  Компании.
Общая  сумма  вознаграждения, выплаченная  членам  Правления  за  год, закончившийся 31 декабря
2014  г.,  составила  1  231  миллион  рублей,  не  включая  налог  на  доходы  физических  лиц  (НДФЛ)  в
размере 184 миллиона рублей (2013 г.: 1 518 миллионов рублей, НДФЛ – 277 миллионов рублей), и
включает в себя краткосрочные виды вознаграждений. Общая Сумма вознаграждения, выплаченного
членам Совета Директоров за год, закончившийся 31 декабря 2014 г., составила 40 миллионов рублей
(2013 г.: 39 миллионов рублей).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

84

31.  Операции со связанными сторонами (продолжение)

В течение года, закончившегося 31 декабря 2014 г., Группа получила от Агентства субсидии в сумме
26 030 миллионов  рублей  и 30 000 миллионов  рублей  на  капитальный  ремонт  железнодорожной
инфраструктуры (Примечания 7 и 18) (2013 г.: ноль).

32.  Договорные и условные обязательства

Общеэкономическая и политическая ситуация

Изменения  в  политической  ситуации, законодательстве, налоговом  и  нормативном  регулировании
оказывают  влияние  на  финансово-хозяйственную  деятельность  и  рентабельность  операций  Группы.
Характер  и  частота  таких  изменений  и  связанные  с  ними  риски, которые, как  правило, не
покрываются  страхованием, также  как  и  их  влияние  на  будущую  деятельность  и  рентабельность
операций Группы, непредсказуемы.

В частности, реализация Программы Реформы, одобренной Правительством Российской Федерации в
2001  году,  а  также  ее  последующие  этапы,  которые  должны  быть  завершены  до  конца  2015  года  в
рамках  реализации  Стратегии  развития  железнодорожного  транспорта  на  период  до 2030 года,
утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 году, с высокой вероятностью  окажут
существенное влияние на хозяйственную деятельность Компании.

Конечной  целью  Программы  Реформы  является  привлечение  финансовых  ресурсов, необходимых
для  замены  и  модернизации  существующих  основных  средств  и  строительства  новых  объектов
железнодорожной инфраструктуры, и формирование конкурентной среды в области пассажирских и
грузовых  железнодорожных  перевозок  и  эксплуатации  грузового  подвижного  состава. Ожидается,
что  по  завершении  Программы  Реформы  Компания  останется  единственным  собственником  и
оператором  железнодорожной  инфраструктуры, способствуя  тем  самым  формированию
конкурентной среды по оперированию грузовым подвижным составом, и продаст контрольные доли
в  уставных  капиталах  большинства  своих  дочерних  компаний  в  прочих  операционных  сегментах
(таких  как  телекоммуникации, строительство, ремонт  вагонов  и  прочие  сегменты). В  течение
2014 года Компания продолжила продажу долей в уставных капиталах дочерних и ассоциированных
обществ (Примечания 5, 6 и 14) и  привлекла  дополнительные  средства  посредством  размещения
облигаций и сертификатов долевого участия в займах (Примечание 16).

Политика в области регулирования тарифов

Возможные  реформы  тарифной  политики  могут  оказать  существенное  влияние  на  финансовое
положение  и  результаты  деятельности  Компании. Компания  ведет  постоянные  обсуждения  с
правительством  Российской  Федерации  формирования  тарифов  на  услуги  железнодорожного
транспорта, включая  выравнивание  тарифов  на  внутренние  и  международные  перевозки, а  также
повышение уровня тарифов.

На данный момент невозможно предсказать, последуют ли в будущем, и, когда именно, какие-либо
изменения в области регулирования тарифов. В данной консолидированной финансовой отчетности
не  были  отражены  какие-либо  корректировки, которые  могли  бы  возникнуть  как  следствие
указанных  выше  неопределенностей. Такие  последствия  будут  отражены  в  консолидированной
финансовой  отчетности  Группы  в  том  периоде, когда  они  проявятся, и  станет  возможной  их
денежная оценка.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

85

32.  Договорные и условные обязательства (продолжение)

Налогообложение

В настоящее время в России действует ряд налогов, установленных на федеральном и региональном
уровне. Эти  налоги  включают  налог  на  добавленную  стоимость, налог  на  прибыль  предприятий,
налог  на  имущество, налог  на  доходы  физических  лиц  и  отчисления  на  социальное  обеспечение, а
также некоторые другие.

Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и
подвержено  частым  изменениям. Интерпретация  руководством  данного  законодательства
применительно  к  операциям  Группы  может  быть  оспорена  соответствующими  местными  или
федеральными  органами. С  учетом  последних  изменений, а  также  планируемых  изменений
налогового законодательства Российской Федерации, налоговые органы могут занять более жесткую
позицию  при  интерпретации  законодательства  и  проверке  налоговых  расчетов. Как  следствие,
налоговые органы могут предъявить претензии по тем сделкам и методам учета, по которым раньше
они  претензий  не  предъявляли. Кроме  того, на  основании  общего  направления  недавних  судебных
разбирательств  можно  сделать  вывод  от  том, что  позиция  налоговых  органов  все  чаще
поддерживается судами. В результате, могут быть начислены значительные дополнительные налоги,
пени  и  штрафы. Помимо  этого, сложности, связанные  с  особенностями  организационной  и
операционной  структуры  Группы, негативно  сказываются  на  способности  Группы  обеспечить
надлежащее  применение  отдельных  положений  налогового  законодательства, создавая, таким
образом, дополнительные  риски  и, как  следствие, условные  обязательства  в  области
налогообложения.

Налоговые  проверки  могут  охватывать  три  календарных  года  деятельности, непосредственно
предшествовавшие году проверки. При определенных условиях проверке могут быть подвергнуты и
более ранние периоды.

C  1 января 2012 г. вступило  в  силу  новое  российское  законодательство  по  трансфертному
ценообразованию, которое  разрешает  налоговым  органам  России  применять  корректировки
налоговой  базы  и  доначислять  суммы  налога  на  прибыль  к  уплате  в  отношении  всех
«контролируемых» сделок, если цена, примененная в сделке, отличается от рыночной.

Перечень «контролируемых» сделок  включает  сделки, заключаемые  между  взаимозависимыми
лицами, а  также  отдельные  виды трансграничных сделок. Сделки  на  внутреннем рынке  подпадают
под  новые  правила  в  том  случае, если  объем  всех  сделок  между  взаимозависимыми  лицами
превышает 3 миллиарда рублей за 2012 год, 2 миллиарда рублей за 2013 год и 1 миллиард рублей за
2014 год. В случае доначисления налога на прибыль одной из сторон по сделке на внутреннем рынке,
другая  сторона  может  внести  соответствующую  корректировку  в  свои  обязательства  по  налогу  на
прибыль  на  основании  специального  уведомления  о  симметричной  корректировке, выпущенного
налоговыми органами.

В 2014 году  Группа  определила  свои  налоговые  обязательства, вытекающие  из «контролируемых»
сделок, на основе фактических цен сделок.

Ввиду  неопределенности  и  недостаточной  практики  применения  действующего  в  России
законодательства по трансфертному ценообразованию российские налоговые органы могут оспорить
уровень цен, примененных Группой в «контролируемых» сделках и доначислить применимые налоги
к  уплате, если  Группа  не  сможет  доказать, что  в «контролируемых» сделках  использовались
рыночные  цены, а  также  представить  надлежащую  отчетность  в  российские  налоговые  органы,
подкрепленную соответствующей документацией по трансфертному ценообразованию, имеющейся в
ее распоряжении.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

86

32.  Договорные и условные обязательства (продолжение)

Налогообложение (продолжение)

По  мнению  руководства, резервы, связанные  с  обязательствами  по  уплате  налогов (Примечания 18
и 30) отражены в консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2014 г. в
достаточной  сумме  с  учетом  указанных  выше  рисков. Однако  существует  вероятность  того, что
соответствующие  государственные  органы  могут  занять  иную  позицию  в  отношении  вопросов,
допускающих возможность неоднозначного толкования, что может оказать существенное влияние на
финансовую отчетность Группы.

Существующие и потенциальные иски против Группы

Группа является ответчиком в ряде судебных разбирательств, возникших в ходе нормального ведения
финансово-хозяйственной  деятельности. Указанные  разбирательства  связаны, в  основном, с
вопросами применения тарифов на перевозки. По состоянию на 31 декабря 2014 г. в отношении таких
разбирательств Группой был создан резерв в размере 13 653 миллиона рублей (на 31 декабря 2013 г.:
12 468 миллионов рублей) (Примечание 18).

Страхование

Страховая  отрасль  в  России  находится  на  стадии  развития: емкость  страхового  рынка  и  низкая
вариативность продуктового предложения пока не в состоянии полностью удовлетворить потребности
в  страховании  рисков  имущества  и  ответственности. Обязательные  виды  страхования, принятые  в
других странах, вводятся постепенно, и по некоторым видам страхования пока недоступны.

Руководством  утверждена  корпоративная  политика  организации  страховой  защиты  для  компаний
Группы. Политика  устанавливает  общие  принципы  для  компаний  Группы  в  отношении  ключевых
условий страхования.

В  течение 2014 года  Группа  продолжила  обеспечивать страховое  покрытие  в  отношении  основных
категорий  имущества. Группа  не  имела  страхового  покрытия  в  отношении  риска  прерывания
деятельности, так  как  по  оценке  руководства  Группы, соответствующие  расходы  на  страхование
значительно превысили бы потенциальные убытки, связанные с указанным риском.

Существенные договорные обязательства

Договорные обязательства раскрыты с учетом НДС, где это применимо.

Начиная  с 2007 года  Группа  заключила  ряд  долгосрочных  договоров  на  реконструкцию  железных
дорог, туннелей, мостов, контактной  системы  и  телекоммуникационных  сетей, а  также  на
приобретение  электропоездов, материалов  верхнего  строения  пути  и  прочего  оборудования  с
российскими и иностранными поставщиками, включая договора со связанными сторонами:

Общая сумма

по договору

Обязательство

по состоянию

на 31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Договоры на строительство и реконструкцию инфраструктуры

Восточного полигона

266 434

260 330

Договоры, заключенные в евро (общая сумма по договорам и

обязательства составили 3 326 миллионов евро и 1 980 миллионов

евро по курсу на 31 декабря 2014 г., соответственно)

227 299

135 313

Прочие договоры

689 431

462 790

Итого

1 183 164

858 433

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

87

32.  Договорные и условные обязательства (продолжение)

Существенные договорные обязательства (продолжение)

В  состав  сумм  в  таблице  выше  включены  суммы  по  договорам,  заключенным  со  связанными
сторонами по состоянию на 31 декабря 2014 г., в размере 381 831 миллион рублей. По состоянию на
31  декабря  2014  г.  обязательства  по  данным  договорам  со  связанными  сторонами  составили
252 035 миллионов рублей.

Обязательства по операционной аренде

Дочерние  компании  Группы  заключили  договора  операционной  аренды, главным  образом  в
отношении  офисных  площадей  и  производственных  зданий, производственных  площадей  и
оборудования, а также транспортных средств, без  права досрочного расторжения. По состоянию на
31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. будущие  минимальные  арендные  платежи  по  договорам
аренды составляют:

31 декабря

31 декабря

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

До одного года

9 229

6 996

От одного года до пяти лет

15 076

10 568

Свыше пяти лет

2 683

2 656

Итого минимальные арендные платежи

26 988

20 220

33.  Производные финансовые инструменты

Номинальные  и  справедливые  стоимости производных  финансовых  инструментов  по  состоянию  на
31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. представлены в таблице ниже:

31 декабря 2014 г.

31 декабря 2013 г.

Номи-

нальная

стоимость

Справедливая стоимость

Номи-

нальная

стоимость

Справедливая стоимость

Активы

Обяза-

тельства

Активы

Обяза-

тельства

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Контракты по валютам

Соглашения «своп» – на российском

рынке

249 972

3 649

(27 719)

129 987

970

(16 396)

Контракты по валютам и процентам

Соглашения «своп» – на российском

рынке

8 404

(1 080)

5 413

(801)

Контракты по ценным бумагам

Форвардные контракты – на российском

рынке

4 773

74

(3 335)

4 295

(2 759)

Опционы – на российском рынке

5 637

1 045

2 638

Итого активов/(обязательств) по

производным финансовым

инструментам

4 768

(32 134)

970

(19 956)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

88

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками

Основные  финансовые  инструменты  Группы  включают банковские  кредиты, договоры  финансовой
аренды, облигационные  займы, сертификаты  долевого  участия  в  займе, денежные  средства  и
банковские  депозиты. Основная  цель  этих  инструментов  заключается  в  привлечении  средств  для
финансирования  деятельности  Группы. Группа  имеет  иные  финансовые  активы  и  обязательства,
такие как дебиторская задолженность покупателей и заказчиков и кредиторская задолженность перед
поставщиками  и  подрядчиками, которые  возникают  непосредственно  в  процессе  ее  деятельности.
Группа также владеет инвестициями, имеющимися в наличии для продажи, и осуществляет операции
с производными инструментами.

Группа подвержена кредитному риску, риску ликвидности и рыночному риску.

Комиссия по управлению финансовыми рисками и Департамент корпоративных финансов Компании
осуществляют  мониторинг  финансовых  рисков. Кредитные, валютные  и  процентные  риски
регулируются  Политикой  управления  финансовыми  рисками  и  соответствующими  внутренними
положениями. Компания  также  поддерживает  единую  систему  и  единые  методы  управления
финансовыми рисками во всех дочерних обществах.

Кредитный риск

Кредитный  риск  представляет  собой  риск  неисполнения  контрагентом  своих  обязательств, в
результате чего Группа может понести финансовые убытки.

Денежные средства размещаются в финансовых институтах, которые на момент размещения средств
имеют, по оценкам руководства, минимальный риск дефолта. Руководство осуществляет мониторинг
кредитоспособности  банков, в  которых  размещаются  денежные  средства  Группы, а  также
обеспечивает  отсутствие  превышения  суммы  депозитов, размещенных  Компанией  в  каждой
отдельной  финансовой  организации, над  верхней  границей  разрешенного  лимита. Данные  лимиты
пересчитываются ежеквартально в соответствии с утвержденной корпоративной политикой, которая
учитывает  количественные  и  качественные  показатели  деятельности  финансовых  институтов.
Лимиты  рассматриваются  и  утверждаются  Комиссией  по  управлению  финансовыми  рисками
Компании.

Финансовые активы, по которым у Группы возникает потенциальный кредитный риск, представлены
в  основном  дебиторской  задолженностью  покупателей  и  заказчиков, прочей  дебиторской
задолженностью  и  выданными  займами. Балансовая  стоимость  данных  финансовых  активов, за
вычетом обесценения, представляет собой максимальную сумму, подверженную кредитному риску.
За  исключением  обстоятельств  описанных  ниже, у  Группы  нет  существенной  концентрации
кредитного  риска. Хотя  степень  погашения  дебиторской  задолженности  подвержена  влиянию
экономических  факторов, руководство  считает, что  нет  существенного  риска  потерь  сверх  суммы
признанного обесценения.

Крупнейшим  дебитором  Группы  по состоянию  на 31 декабря 2014 г. является PSA Peugeot Citroen
(компания, владеющая долей в размере 25% в Gefco S.A., дочерней компании Группы), дебиторская
задолженность  от  которой  составляет 356,4 миллиона  евро (24 356 миллионов  рублей  по  курсу  на
31 декабря 2014 г.). Данная  задолженность  представляет  собой  дебиторскую  задолженность  перед
Группой Gefco за  оказанные  логистические  услуги. Прочая  дебиторская  задолженность  Группы
Gefco в  размере 384,4 миллиона  евро (26 270 миллионов  рублей  по курсу  на 31 декабря 2014 г.) по
состоянию  на 31 декабря 2014 г. представляет  собой  задолженность  от  значительного  количества
иных клиентов.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

89

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

Основная  часть  продаж  транспортных  услуг  Компании  осуществляется  на  условиях  предоплаты.
Соответственно, дебиторская задолженность, за исключением задолженности перед  Группой Gefco,
включает  ограниченное  количество  контрагентов, преимущественно  государственные  структуры.
Кроме  того, ряд  дебиторов  Группы  по  расчетам  за  вспомогательные  услуги, такие, как
предоставление  тепла  и  электроэнергии, являются  муниципальными  предприятиями  и
государственными  организациями, испытывающими  недостаток  финансирования. Крупнейшими
дебиторами Группы после PSA Peugeot Citroen являются:
·

Агентство, которое осуществляет с Группой расчеты по субсидиям, выделяемым ОАО «РЖД»
из федерального бюджета на возмещение эффекта регулирования тарифов (Примечание 9, 12,
25 и 31), и

·

Министерство  здравоохранения  и  социального  развития  Российской  Федерации (далее –
«Министерство»), которое  осуществляет  возмещение  разницы  в  стоимости  билетов  в
отношении определенных категорий пассажиров.

Основная  сумма  обесценения  дебиторской  задолженности, признанного  Группой, относится  к
Министерству (Примечание 31).

Группа  не  имеет  возможности  изменить  положения  законодательства, регулирующие  вопросы
оказания  услуг  по  предоставлению  доступа  к  инфраструктуре  пригородным  пассажирским
компаниям, также  как  и  предоставления  льгот  определенным  категориям  пассажиров, и  не  имеет
возможности  прекратить  оказание  услуг  данным  контрагентам. Группа  проводит  регулярные
переговоры  с  федеральными, региональными  и  муниципальными  органами  власти  в  отношении
условий погашения указанной дебиторской задолженности.

Максимальная  величина  активов  Группы, подверженных  кредитному  риску, равна  балансовой
стоимости данных финансовых активов по состоянию на 31 декабря 2014 и 2013 гг., и представлена
ниже:

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты (за исключением наличных

денежных средств)

129 275

114 754

Банковские депозиты

2 444

1 879

Займы выданные

2 693

12 051

Дебиторская задолженность

95 130

78 037

Дебиторская задолженность Агентства (Примечание 9)

15 533

Производные финансовые инструменты

4 768

970

Прочие

5 940

6 919

Итого активы, подверженные кредитному риску

255 783

214 610

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

90

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

Анализ  по  срокам  возникновения  финансовых  активов, являющихся  просроченными  или  в
отношении  которых  Группой  было  признано  обесценение  по  состоянию  на 31 декабря 2014 и
2013 гг., представлен ниже:

2014 г.

2013 г.

Сумма

Обесценение

Сумма

Обесценение

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их

эквиваленты (за исключением
наличных денежных средств)

129 275

114 754

Без просрочки

135 320

(8 812)

107 325

(7 469)

Просроченная

15 481

(15 481)

34 511

(34 511)

- менее 1 года

4 388

(4 388)

10 289

(10 289)

- более 1 года

11 093

(11 093)

24 222

(24 222)

Итого

280 076

(24 293)

256 590

(41 980)

Движение резерва под обесценение за годы, закончившиеся 31 декабря 2014 и 2013 гг. представлено
ниже:

За год, закончившийся 31 декабря 2014 г.

Остаток на

1 января

2014 г.

Создано

за год

Восстанов-

лено

Использовано

Остаток на

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Резерв по текущим

финансовым активам

Дебиторская задолженность по

перевозкам

(12 561)

(3 422)

286

244

(15 453)

Прочая дебиторская

задолженность

(25 306)

(4 052)

22 007

313

(7 038)

(37 867)

(7 474)

22 293

557

(22 491)

Резерв по долгосрочным

финансовым активам

Займы выданные

(166)

(125)

(291)

Прочие финансовые активы

(3 947)

(755)

3 173

18

(1 511)

(4 113)

(880)

3 173

18

(1 802)

Итого

(41 980)

(8 354)

25 466

575

(24 293)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

91

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

За год, закончившийся 31 декабря 2013 г.

Остаток на

1 января

2013 г.

Создано

за год

Восстанов-

лено

Использовано

Остаток на

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Резерв по текущим

финансовым активам

Дебиторская задолженность по

перевозкам

(12 157)

(817)

201

212

(12 561)

Прочая дебиторская

задолженность

(18 195)

(10 329)

1 295

1 923

(25 306)

(30 352)

(11 146)

1 496

2 135

(37 867)

Резерв по долгосрочным

финансовым активам

Займы выданные

(341)

(21)

14

182

(166)

Прочие финансовые активы

(2 985)

(962)

(3 947)

(3 326)

(983)

14

182

(4 113)

Итого

(33 678)

(12 129)

1 510

2 317

(41 980)

Сумма  доходов  от  восстановления  резерва  по  сомнительным  долгам, признанная  в
консолидированном  отчете  о  прибылях  и  убытках  в  2014  году,  включает  расходы  по  созданию  и
доходы  от  восстановления  резерва  под  обесценение  финансовых  активов, нетто  эффект  от
восстановления  резерва  составил 14 819 миллионов  рублей (2013 г.: нетто  эффект  от  создания
резерва  составил 9 650 миллионов  рублей), списанную  на  финансовые  результаты  дебиторскую
задолженность  и  прочие  финансовые  активы  в  сумме  339 

миллионов  рублей  (2013 

г.:

436 миллионов рублей) и  движение  по  резерву  под  обесценение  авансов  выданных  и  НДС  по
приобретенным  ценностям  в  сумме  нетто  убытка 5 541 миллион  рублей  в 2014 году (2013 г.:
363 миллиона рублей).

Риск ликвидности

Риск  ликвидности  состоит  в  том, что  Группа  может  быть  неспособна  своевременно  погашать  свои
обязательства. Группа  управляет  своей  ликвидностью  таким  образом, чтобы  обеспечить  наличие
достаточных  средств, необходимых  для  погашения  своих  обязательств  с  тем, чтобы  избежать
необоснованных убытков и негативного влияния на репутацию.

Группа управляет своей ликвидностью за счет поддержания достаточных остатков денежных средств
и кредитных ресурсов, регулярного мониторинга прогнозных и фактических денежных поступлений
и  расходов,  а  также  за  счет  поддержания  равновесия  сроков  погашения  финансовых  активов  и
обязательств. Руководство  отслеживает  отношение  чистого  долга  к EBIDTA и EBIDTA к  нетто
расходам  по  процентам  как  ключевые  показатели, предусмотренные  политикой  Группы  по
управлению долгом.

На  ежемесячной  основе  Группа  подготавливает  финансовый  план, целью  которого  является
обеспечение  наличия  достаточных  денежных  средств  для  своевременной  оплаты  операционных
расходов, погашения  финансовых  обязательств, а  также  осуществления  необходимых  капитальных
вложений. Группа  определила  стандартные  сроки  платежей  по  кредиторской  задолженности  и
проводит соответствующий мониторинг своевременности платежей поставщикам и подрядчикам.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

92

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Риск ликвидности (продолжение)

В таблицах, приведенных ниже, представлен анализ финансовых обязательств Группы по срокам их
погашения. Данный  анализ  основывается  на  недисконтированных  договорных  суммах  финансовых
обязательств, включая  процентные  платежи. Такие  недисконтированные  денежные  потоки,
информацию  о  которых  Группа  раскрывает  в  соответствии  с  требованиями  МСФО  (IFRS)  7
«Финансовые инструменты: раскрытие информации», отличаются от сумм, отраженных в отчете о
финансовом  положении, поскольку  суммы, отраженные  отчете  о  финансовом  положении,
определяются на основе дисконтированных денежных потоков. В связи с этим, представленная ниже
информация о  сумме  недисконтированных  денежных  потоков  по  заемным средствам  отличается  от
информации  о  балансовой  стоимости  заемных  средств, представленной  в  Примечании 16.
Обязательства, погашаемые  по  предъявлению  требования, представлены  как  если  бы  такое
требование уже было получено. Соответственно, указанные обязательства включены в обязательства
к погашению в течение периода менее одного года.

На 31 декабря 2014 г.

Менее 1 года

1-3 года

Свыше 3 лет

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Задолженность с фиксированной ставкой процента
Заемные средства без учета процентов

81 829

26 321

19 666

Проценты по заемным средствам

8 672

7 220

4 589

Задолженность по долговым ценным бумагам
Долговые ценные бумаги без учета процентов

60 750

155 432

559 046

Проценты по долговым ценным бумагам

51 908

86 219

421 066

Производные финансовые инструменты
- Контрактная стоимость к уплате

33 501

193 217

161 669

- Контрактная стоимость к получению

(33 778)

(183 125)

(170 031)

Обязательства по финансовой аренде

19 437

24 346

33 919

Задолженность с «плавающей» ставкой процента
Заемные средства без учета процентов

5 763

13 785

11 896

Проценты по заемным средствам

849

1 362

569

Беспроцентные обязательства
Кредиторская и прочая задолженность

243 434

Прочие краткосрочные обязательства

5 737

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

93

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Риск ликвидности (продолжение)

На 31 декабря 2013 г.

Менее 1 года

1-3 года

Свыше 3 лет

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Задолженность с фиксированной ставкой процента

Заемные средства без учета процентов

22 029

36 203

25 829

Проценты по заемным средствам

7 244

8 547

4 117

Задолженность по долговым ценным бумагам

Долговые ценные бумаги без учета процентов

30 001

120 000

427 227

Проценты по долговым ценным бумагам

40 494

68 227

286 261

Производные финансовые инструменты
- Контрактная стоимость к уплате

8 408

51 234

173 669

- Контрактная стоимость к получению

(9 885)

(53 263)

(155 480)

Обязательства по финансовой аренде

13 273

19 965

34 138

Задолженность с «плавающей» ставкой процента

Заемные средства без учета процентов

2 291

11 485

12 189

Проценты по заемным средствам

797

968

977

Беспроцентные обязательства

Кредиторская и прочая задолженность

237 970

1 367

Прочие краткосрочные обязательства

3 615

Рыночный риск

Рыночный  риск – это  риск  влияния  изменения  рыночных  факторов, включая  валютные  обменные
курсы, процентные  ставки  и  котировки  акций, на  финансовые  результаты  Группы  или  стоимость
принадлежащих ей финансовых инструментов. Рыночный риск включает риск изменения обменных
курсов, риск изменения процентных ставок и риск изменения котировок акций.

Валютный риск

Валютный  риск – это  риск  понесения  убытков  в  связи  с  негативными  изменениями  валютных
обменных курсов в отношении активов и обязательств Группы, выраженных в иностранной валюте.

Группа  руководствуется  единой  системой  управления  валютным  риском, которая  определяет
политику управления риском по определенной валюте и предписывает регулярный расчет величины
текущей  подверженности  валютному  риску. В  основе  расчета  величины  риска  лежит  оценка
открытой  валютной  позиции  и  моделирование  прогнозных  курсов  валют  с  оценкой  отклонений
прогнозных  курсов  от  бюджетных  курсов. Группа  ставит  себе  цель  поддержания  нейтральной
открытой  валютной  позиции, при  которой  денежные  выплаты  в  иностранной  валюте
компенсируются поступлением денежных средств в соответствующей валюте.

Группа подвержена валютному риску в части дебиторской и кредиторской задолженности, а также в
части  заемных  средств, выраженных  в  валютах, отличных  от  функциональных  валют  компаний
Группы. Указанные  операции  выражены, в  основном, в  швейцарских  франках, долларах  США,
фунтах стерлингов и евро.

Группа  осуществляет  экономическое  хеджирование  валютных  рисков  в  отношении  наиболее
существенных  операций, таких, например, как  привлечение  заимствований. Политика  Группы
состоит в том, чтобы установить условия производных инструментов хеджирования таким образом,
чтобы они максимально близко соответствовали условиям хеджируемых инструментов.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

94

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Рыночный риск (продолжение)

Группа хеджирует риск изменения балансовой стоимости сертификатов долевого  участия в займе и
займов, выраженных  в  долларах  США  и  фунтах  стерлингов, посредством  валютных «своп»
соглашений (доллар  США – швейцарский  франк, фунт  стерлингов  −  швейцарский  франк), так  как
денежные  поступления  Группы  от  транзитных  перевозок  выражены  в  швейцарских  франках
(Примечания 16 и 29). Указанные «своп» соглашения  направлены  на  компенсацию  эффекта
изменения  курса  валюты  на  обязательства,  выраженные  в  иностранных  валютах,  эффектом  от
изменения  курса  валюты  на  выручку, выраженную  в  швейцарских  франках. По  состоянию  на
31 декабря 2014 г. Группа  хеджировала  примерно 100% (на 31 декабря 2013 г.: 100%) своих
заимствований, выраженных в долларах США, и 100% (на 31 декабря 2013 г.: 100%) заимствований в
фунтах стерлингов.

Анализ чувствительности

Информация, приведенная  ниже, показывает  возможный  эффект  разумно-вероятного  изменения
валютных  обменных  курсов  на  убыток  Группы  до  налогообложения («УДН»). Указанный  эффект
рассчитан  в  отношении  чистой  денежной  позиции

2

  Группы  по  состоянию  на  31  декабря  2014  и

2013 гг., с  учетом  эффекта  операций  валютных  контрактов «своп», указанных  выше, и  при
неизменности всех прочих переменных.

2014 г.

2013 г.

Изменение

курса

Эффект
на УДН

Изменение

курса

Эффект
на УДН

(%)

млн. руб.

(%)

млн. руб.

Доллары США/Рубли

+51,0

(77)

+20,0

66

-22,0

33

-10,0

(33)

Евро/Рубли

+43,0

(50 383)

+20,0

(12 442)

-24,0

28 466

-9,0

5 599

Швейцарские франки/Рубли

+39,0

(103 235)

+20,0

(31 039)

-26,0

67 612

-13,0

20 176

Риск изменения процентной ставки

Риск изменения процентной ставки – это риск понесения финансовых убытков в связи с негативным
изменением рыночных процентных ставок по финансовым активам и обязательствам Группы.

Группа осуществляет заимствования финансовых ресурсов как с фиксированной, так и «плавающей»
процентной  ставкой. Кроме  того, у  Группы  имеются  иные  обязательства, в  отношении  которых
возникают  процентные  расходы, например, обязательства  по  финансовой  аренде. Риск  изменения
процентной  ставки  относится  к  активам  и  обязательствам  Группы  с «плавающей» процентной
ставкой.

2

Чистая денежная позиция представляет собой финансовые активы за вычетом финансовых обязательств.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

95

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Рыночный риск (продолжение)

В  мае 2011 года  Группа  утвердила политику  в  отношении  определения приемлемого  уровня риска,
связанного  с  фиксированными  и «плавающими» процентными  ставками. Группа  проводит
периодический  анализ  текущих  процентных  ставок  и  использует  результаты  такого  анализа  для
принятия решения о том, какие займы – по фиксированным или по «плавающим» ставкам – являются
более выгодными для Группы. Кроме того, Группа управляет рисками, связанными с «плавающей»
процентной  ставкой, заключая  договоры «процентных  свопов», в  соответствии  с  которыми  Группа
обменивает  через  согласованные  периоды  разницу  между  суммой  процентов, рассчитанной  на
основании  фиксированной  и «плавающей» процентных  ставок  в  отношении  согласованной
номинальной  суммы  займа. По  состоянию  на 31 декабря 2014 г. после  учета  эффекта  процентных
«свопов», примерно 78% общей  суммы  заимствований, включая  обязательства  по  финансовой
аренде, привлеченных  Группой, имели  фиксированную  процентную  ставку (на 31 декабря 2013 г.:
77%).

Информация, приведенная  ниже, показывает  возможный  эффект  разумно-вероятного  изменения
процентных ставок на убыток Группы до налогообложения («УДН») (в отношении заемных средств с
«плавающей» ставкой  процента) за  годы, заканчивающиеся 31 декабря 2014 и 2013 гг. при
неизменности всех прочих переменных.

2014 г.

2013 г.

Изменение

процентной

ставки

Эффект на

УДН

Изменение

процентной

ставки

Эффект на

УДН

(%)

млн. руб.

(%)

млн. руб.

Финансовые обязательства с

«плавающей» ставкой

+10,0

(20 841)

+1,5

(2 401)

-10,0

20 841

-1,5

2 401

Справедливая стоимость финансовых инструментов

Группа  отражает  по  справедливой  стоимости  ряд  своих  финансовых  инструментов  и
инвестиционную недвижимость.

Группа  раскрывает  справедливую  стоимость  своих  финансовых  инструментов  в  соответствии  с
требованиями МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

96

34.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Справедливая стоимость финансовых инструментов (продолжение)

В  таблице, приведенной  ниже, представлены  активы  и  обязательства  по  уровням  иерархии
определения справедливой стоимости по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Иерархия определения справедливой стоимости

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Активы, отражаемые по справедливой стоимости
Инвестиционная недвижимость

14 156

Активы по производным финансовым инструментам

(Примечание 33)

4 768

Активы, для которых раскрывается справедливая

стоимость

Займы выданные (Примечание 9)

2 628

Обязательства, отражаемые по справедливой

стоимости

Обязательства по производным финансовым

инструментам (Примечание 33)

32 134

Обязательства, для которых раскрывается

справедливая стоимость

Долгосрочные кредиты с фиксированной процентной

ставкой (Примечание 16)

54 377

Долговые ценные бумаги
- Облигации (Примечание 16)

154 643

- Сертификаты долевого участия в займе

(Примечание 16)

334 727

Обязательства по финансовой аренде (Примечание 20)

48 696

В  таблице, приведенной  ниже, представлены  активы  и  обязательства  по  уровням  иерархии
определения справедливой стоимости по состоянию на 31 декабря 2013 г.

Иерархия определения справедливой стоимости

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Активы, отражаемые по справедливой стоимости

Инвестиционная недвижимость

10 706

Активы по производным финансовым инструментам

(Примечание 33)

970

Активы, для которых раскрывается справедливая

стоимость

Займы выданные (Примечание 9)

12 406

Обязательства, отражаемые по справедливой

стоимости

Обязательства по производным финансовым

инструментам (Примечание 33)

19 956

Обязательства, для которых раскрывается

справедливая стоимость

Долгосрочные кредиты с фиксированной процентной

ставкой (Примечание 16)

57 389

Долговые ценные бумаги
- Облигации (Примечание 16)

193 173

- Сертификаты долевого участия в займе

(Примечание 16)

244 105

Обязательства по финансовой аренде (Примечание 20)

38 766

Прочие долгосрочные обязательства

1 429

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..