ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «Российские железные дороги». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 4

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

49

5. 

Дочерние компании (продолжение)

Выбытия в 2014 году

Выбытие контрольной доли участия в ОАО «Первая нерудная компания»

В июне 2014 года Компания продала долю в размере 75% минус две акции в ОАО «Первая нерудная
компания» за денежное вознаграждение в размере 4 862 миллиона рублей. Доля Группы в капитале
ОАО «Первая  нерудная компания» снизилась  до 25% плюс  две  акции, и Группа  потеряла  контроль
над ОАО «Первая нерудная компания». В результате продажи контрольной доли участия в капитале
ОАО «Первая  нерудная  компания» Группа  признала  прибыль  в  размере 3 403 миллиона  рублей  в
составе  статьи «Прибыль  от  выбытия  контрольных  долей  участия  в  дочерних  компаниях, нетто»
консолидированного отчета о прибылях и убытках.

Расчет  прибыли  от  выбытия  контрольной  доли  участия  в  ОАО «Первая  нерудная  компания»
представлен ниже:

По состоянию на

дату операции

млн. руб.

Поступления от продажи

4 862

Справедливая стоимость инвестиции в совместное предприятие ОАО «Первая нерудная

компания» (Примечание 6)

1 374

Балансовая стоимость выбывших чистых активов

(2 833)

Прибыль от выбытия контрольной доли участи в ОАО «Первая нерудная компания»

3 403

Оставшаяся  доля  участия  Группы  в  капитале  ОАО «Первая  нерудная  компания» была  учтена  по
методу  долевого  участия  согласно  МСФО (IAS) 28 «Инвестиции  в  ассоциированные  компании  и
совместные предприятия»
 (Примечание 6).

Выбытие контрольной доли участия в ОАО «Вагонреммаш»

В июне 2014 года Компания продала долю в размере 75% минус две акции в ОАО «Вагонреммаш» за
денежное  вознаграждение  в  размере 2 

501 миллион  рублей. Доля  Группы  в  капитале

ОАО «Вагонреммаш» снизилась  до 25% плюс  две  акции, и  Группа  потеряла  контроль  над
ОАО «Вагонреммаш». В  результате  выбытия  контрольной  доли  в  капитале  ОАО «Вагонреммаш»
Группа признала прибыль в размере 1 193 миллиона рублей в составе статьи «Прибыль от выбытия
контрольных долей участия в дочерних компаниях, нетто»
 консолидированного отчета о прибылях и
убытках.

Оставшаяся доля участия Группы в капитале ОАО «Вагонреммаш» была учтена по методу долевого
участия согласно МСФО (IAS) 28 (Примечание 6).

Выбытия в 2013 году

Выбытие ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод»

В  январе 2013 года  Группа  продала 100% минус  одну  акцию  ОАО 

«Красноярский

электровагоноремонтный завод» за денежное вознаграждение в размере 1 560 миллионов рублей. В
результате  данной  транзакции  в  консолидированном  отчете  о  прибылях  и  убытках  была  отражена
прибыль в сумме 992 миллиона рублей в составе статьи «Прибыль от выбытия контрольных долей
участия в дочерних компаниях, нетто»
.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

50

5. 

Дочерние компании (продолжение)

Выбытия в 2013 году (продолжение)

Выбытие контрольной доли участия в ОАО «Новосибирский стрелочный завод»

В июле 2013 года Группа продала 75% минус две акции ОАО «Новосибирский стрелочный завод» за
денежное  вознаграждение  в  размере 2 

030 миллионов  рублей. Доля  Группы  в  капитале

ОАО «Новосибирский  стрелочный  завод» снизилась  до 25% плюс  две  акции, и  Группа  потеряла
контроль  над  ОАО «Новосибирский  стрелочный  завод». В  результате продажи  контрольной  доли  в
ОАО «Новосибирский стрелочный завод» в консолидированном отчете  о прибылях и убытках была
отражена  прибыль  в  сумме  637  миллионов  рублей  в  составе  статьи «Прибыль  от  выбытия
контрольных долей участия в дочерних компаниях, нетто»
.

Оставшаяся доля участия Группы в капитале ОАО «Новосибирский стрелочный завод» была учтена
по  методу  долевого  участия  согласно  МСФО 

(IAS) 28 начиная  с  даты  потери  контроля

(Примечание 6).

Выбытие контрольной доли участия в АО «Кедентранссервис»

В  декабре 2013 года  в  результате  реализации  права  на  приобретение 17% акций
АО «Кедентранссервис» вторым  акционером  Группа  продала 17% акций  АО «Кедентранссервис»
(дочерняя  компания  ПАО «ТрансКонтейнер») за  денежное  вознаграждение  в  размере
665 миллионов рублей. Доля  Группы  в  капитале  АО «Кедентранссервис» сократилась  до 50%, и
Группа потеряла контроль над АО «Кедентранссервис». В результате выбытия в консолидированном
отчете  о  прибылях  и  убытках  была  отражена  прибыль  в  сумме  757  миллионов  рублей  в  составе
статьи «Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних компаниях, нетто».

По  состоянию  на  31  

декабря  2013  

г.   оставшаяся  доля  участия  Группы  в  капитале

АО «Кедентранссервис» была  учтена  по  методу  долевого  участия  согласно  МСФО (IAS) 28
(Примечание 6).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

51

6. 

Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия

Инвестиции  в  ассоциированные  компании  и  совместные  предприятия  по  состоянию  на 31 декабря
2014 г. и на 31 декабря 2013 г. включали:

Доля владения

Группы

Балансовая стоимость

инвестиции

Ассоциированные компании

Вид деятельности

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

The Breakers Investments B.V.

(ЗАО «Трансмашхолдинг»)

Производство локомотивов

и подвижного состава

25% + 1

акция

25% + 1

акция

14 835

13 289

ОАО «Центральная пригородная

пассажирская компания»

Пригородные перевозки

25% + 1

акция

25% + 1

акция

2 240

1 645

Прочие

2 692

2 434

Инвестиции в ассоциированные

компании

19 767

17 368

Совместные предприятия

АО «Кедентранссервис»

Контейнерные перевозки

50%

50%

3 246

2 270

ОАО «Московская кольцевая

железная дорога»

Пассажирские перевозки

50%

50%

2 897

2 750

ОАО «Желдорреммаш»

Ремонт локомотивов и

локомотивного

оборудования

25% + 2

акции

25% + 2

акции

1 676

1 463

ОАО «Первая нерудная компания»

Добыча, переработка и

продажа нерудных

полезных ископаемых

25% + 2

акции

100%

1 214

ООО «Аэроэкспресс»

Пассажирские перевозки

25%

50%

912

1 004

ОАО «Вагонреммаш»

Ремонт подвижного

состава

25% + 2

акции

100%

851

ОАО «Новосибирский стрелочный

завод»

Производство запасных

частей

25% + 2

акции

25% + 2

акции

627

621

1 129

724

Инвестиции в совместные

предприятия

12 552

8 832

Итого

32 319

26 200

Перечисленные  выше  ассоциированные  компании  и  совместные  предприятия  не  имеют  ценных
бумаг,  которые  котируются  на  фондовых  биржах.  За  исключением  The  Breakers  Investments  B.V.  и
АО «Кедентранссервис», все компании зарегистрированы и ведут свою деятельность на территории
Российской Федерации. The Breakers Investments B.V. зарегистрировано в Нидерландах и ведет свою
деятельность в основном на территории Российской Федерации и Украины. АО «Кедентранссервис»
зарегистрировано и ведет свою деятельность на территории Казахстана.

The Breakers Investments B.V. (ЗАО «Трансмашхолдинг»)

Приведенная ниже агрегированная финансовая информация представляет собой данные финансовой
отчетности 

ассоциированной 

компании, подготовленной 

в 

соответствии 

с 

МСФО,

скорректированные Группой для целей учета по методу долевого участия.

31 декабря

31 декабря

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Долгосрочные активы

53 691

44 692

Текущие активы

64 397

59 696

Долгосрочные обязательства

(17 669)

(13 816)

Краткосрочные обязательства

(41 078)

(37 044)

Чистые активы

59 341

53 528

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

52

6. 

Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия (продолжение)

The Breakers Investments B.V. (ЗАО «Трансмашхолдинг») (продолжение)

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Выручка

139 643

154 289

Чистая прибыль за год

12 458

15 836

Прочий совокупный доход за год

929

25

Итого совокупный доход за год

13 387

15 861

Дивиденды объявленные и выплаченные ассоциированной компанией

за год

(7 203)

(6 121)

Сверка  приведенной  выше  агрегированной  финансовой  информации  и  балансовой  стоимости
инвестиции  в The Breakers Investments B.V., признанной  в  консолидированной  финансовой
отчетности приводится ниже:

31 декабря

31 декабря

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Чистые активы ассоциированной компании

59 341

53 528

Доля владения Группы в The Breakers Investments B.V.

(ЗАО «Трансмашхолдинг»)

25% + 1 акция

25% + 1 акция

Прочие корректировки

(93)

Балансовая стоимость инвестиции

14 835

13 289

Агрегированная информация об ассоциированных компаниях, которые не являются существенными
по отдельности

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Доля Группы в чистой прибыли

953

810

Доля Группы в прочем совокупном доходе

72

23

Общая доля Группы в совокупном доходе

1 025

833

Агрегированная балансовая стоимость инвестиций Группы в данные

ассоциированные компании по состоянию на 31 декабря

4 932

4 079

Агрегированная информация о совместных предприятиях, которые не являются существенными по
отдельности

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Доля Группы в чистой прибыли

682

176

Доля Группы в прочем совокупном доходе/(убытке)

1 162

(33)

Общая доля Группы в совокупном доходе

1 844

143

Агрегированная балансовая стоимость инвестиций Группы в данные

совместные предприятия по состоянию на 31 декабря

12 552

8 832

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

53

7.  Основные средства

Основные средства по состоянию на 31 декабря 2014 и 2013 гг. включали:

31 декабря 2014 г.

Первоначальная
стоимость

Баланс

на 1 января

2014 г.

Посту-

пления

Выбытия

Ввод в

эксплуа-

тацию

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Земля

11 858

71

(406)

755

32

(165)

1 348

13 493

Здания

304 572

1 802

(4 621)

17 326

(1 365)

438

(1 787)

3 994

320 359

Сооружения

1 239 371

254

(14 248)

52 537

(27)

25

(80 095)

‒ 

197 

817

Земляное полотно

502 598

681

(897)

28 079

1

(2)

530 460

Верхнее строение

пути

927 281

1 460

(17 425)

74 966

(8)

5

(30)

986 249

Производственное

оборудование

883 067

18 125

(15 139)

62 492

(313)

24

(1 610)

903

947 549

Локомотивы

496 781

430

(2 430)

68 994

(7)

51

(48)

563 771

Подвижной состав

(грузовой)

223 640

2 822

(10 988)

8 737

(5)

3 052

(9)

3 429

230 678

Подвижной состав

(пассажирский)

486 567

313

(10 842)

47 665

5

(1 017)

522 691

Прочие основные

средства

151 943

1 287

(3 952)

14 852

(24)

237

(1 406)

2 144

165 081

Незавершенное

строительство

374 694

446 905

(4 

978) 

(376 

403)

(15)

124

(181)

89

440 235

Итого

5 602 372

474 150

(85 926)

(1 764)

3 994

(86 350)

11 907 

5 918 383

Накопленная
амортизация

Баланс

на 1 января

2014 г.

Начислено

за период

Накоплен-

ная амор-

тизация по

выбывшим

объектам

Переме-

щения

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Земля

Здания

(87 376)

(6 652)

765

(216)

36

(145)

985

(847)

(93 450)

Сооружения

(502 978)

(36 594)

5 110

1 021

(1)

(15)

3 742

(529 715)

Земляное полотно

(215 218)

(8 371)

108

(1 193)

(1)

1

(224 674)

Верхнее строение

пути

(540 953)

(66 655)

13 675

(17)

2

(3)

21

(593 930)

Производственное

оборудование

(405 294)

(53 494)

12 060

361

87

(8)

744

(373)

(445 917)

Локомотивы

(195 071)

(21 728)

824

70

3

(29)

45

(215 886)

Подвижной состав

(грузовой)

(100 877)

(10 768)

7 872

59

4

(2 732)

5

(928)

(107 365)

Подвижной состав

(пассажирский)

(209 341)

(6 923)

7 294

(55)

(1)

745

(208 281)

Прочие основные

средства

(55 319)

(7 547)

2 058

(30)

11

(117)

623

(1 186)

(61 507)

Обесценение

(302 156)

(24 295)

9 211

(317 240)

Итого

(2 614 583)

(243 027)

58 977

142

(3 051)

6 911

(3 334)  (2 797 965)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

54

7. 

Основные средства (продолжение)

31 декабря 2013 г., пересчитано

Первоначальная
стоимость

Баланс

на 1 января

2013 г.

Посту-

пления

Выбытия

Ввод в

эксплуа-

тацию

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Земля

13 898

48

(1 009)

253

(33)

44

(1 688)

345

11 858

Здания

270 278

748

(3 985)

38 710

(790)

349

(1 556)

818

304 572

Сооружения

977 326

209

(9 672)

272 808

(363)

39

(976)

‒ 

239 

371

Земляное полотно

452 899

31

(1 220)

50 891

(3)

502 598

Верхнее строение

пути

819 776

121

(17 955)

125 703

(136)

(228)

927 281

Производственное

оборудование

786 091

13 914

(12 884)

102 028

(2 005)

8

(4 221)

136

883 067

Локомотивы

406 438

82

(4 629)

95 001

(111)

496 781

Подвижной состав

(грузовой)

204 413

11 883

(4 248)

16 362

(10)

23

(5 437)

654

223 640

Подвижной состав

(пассажирский)

439 692

157

(10 998)

57 721

(5)

486 567

Прочие основные

средства

140 320

1 828

(3 389)

15 938

(2 392)

362

(968)

244

151 943

Незавершенное

строительство

585 956

572 947

(8 

763) 

(775 

415)

(138)

141

(80)

46

374 694

Итого

5 097 087

601 968

(78 752)

(5 867)

966

(15 273)

2 243 

5 602 372

Накопленная
амортизация

Баланс

на 1 января

2013 г.

Начислено

за период

Накоплен-

ная амор-

тизация по

выбывшим

объектам

Переме-

щения

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Земля

Здания

(81 766)

(6 341)

351

(81)

221

(149)

444

(55)

(87 376)

Сооружения

(480 418)

(25 817)

4 960

(2 573)

285

(15)

600

(502 978)

Земляное полотно

(208 970)

(7 203)

81

873

1

(215 218)

Верхнее строение

пути

(486 620)

(67 086)

10 915

1 554

116

168

(540 953)

Производственное

оборудование

(370 652)

(46 913)

8 931

442

959

(2)

1 965

(24)  (405 

294)

Локомотивы

(176 621)

(19 836)

1 175

144

67

(195 071)

Подвижной состав

(грузовой)

(97 464)

(9 936)

1 724

13

8

(21)

4 860

(61)  (100 

877)

Подвижной состав

(пассажирский)  (201 

009)

(13 818)

5 065

418

3

(209 341)

Прочие основные

средства

(52 515)

(5 105)

2 078

(790)

770

(127)

386

(16)

(55 319)

Обесценение

(4 

054) 

(298 

755)

653

(302 156)

Итого

(2 160 089) 

(500 810)

35 933

2 359

(314)

8 494

(156)  (2 614 583)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

55

7. 

Основные средства (продолжение)

Балансовая стоимость

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.,

пересчитано

млн. руб.

млн. руб.

Земля

13 493

11 858

Здания

226 909

217 196

Сооружения

668 102

736 393

Земляное полотно

305 786

287 380

Верхнее строение пути

392 319

386 328

Производственное оборудование

501 632

477 773

Локомотивы

347 885

301 710

Подвижной состав (грузовой)

123 313

122 763

Подвижной состав (пассажирский)

314 410

277 226

Прочие основные средства

103 574

96 624

Незавершенное строительство

440 235

374 694

Обесценение

(317 240)

(302 156)

Итого

3 120 418

2 987 789

Как  описано  в  Примечании  2,  по  состоянию  на  31  декабря  2014  и  2013  гг.  Группа  провела  тест  на
обесценение на уровне отдельных ГЕ, в результате чего признала убыток от обесценения некоторых
ГЕ  в 2014 и 2013 годах  в  размере 24 295 миллионов  рублей  и 298 755 миллионов  рублей,
соответственно.

Кроме  того,  в  течение  2014  года  Группа  признала  убытки  от  обесценения  в  размере
6 281 миллион рублей  (2013 г.: 8  428 миллионов  рублей)  в  отношении  индивидуальных  объектов
основных  средств  на  основе  оценки  вероятности  будущей  продажи  и  использования  основных
средств  и  незавершенного  строительства, сделанной  руководством  Группы. Группа  также  отразила
восстановление  ранее  признанного  убытка  от  обесценения  в  размере 1 537 миллионов  рублей
(2013 г.: 4 522 миллиона рублей).

По  состоянию  на 31 декабря 2014 г. Группа  разместила  инфраструктурные  облигации  на  сумму
200 000 миллионов  рублей  (на  31 декабря  2013 г.: 150 000  миллионов  рублей)  (Примечание  16).
Разница  между  справедливой  стоимостью  облигаций  на  дату  первоначального  признания  и
фактическими  поступлениями  денежных  средств  в  сумме 35 966 миллионов  рублей (на 31 декабря
2013  г.:  26  778  миллионов  рублей)  была  признана  как  государственная  субсидия.  В  соответствии  с
учетной  политикой  Группы, по состоянию  на 31 декабря 2014 г. балансовая  стоимость  объектов
основных  средств, приобретенных  или  построенных  за  счет  денежных  средств, поступивших  от
размещения  облигаций, была  отражена  за  вычетом  соответствующей  признанной  государственной
субсидии  в  размере 35 349 миллионов  рублей (на 31 декабря 2013 г.: 16 449 миллионов  рублей)
(Примечание 17).

В 2014 году  Группа  получила  государственную  помощь  в  сумме 26 030 миллионов  рублей  для
проведения  капитального  ремонта  объектов  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта. По
состоянию  на  31  декабря  2014  г.  Группа  полностью  использовала  полученные  средства,  и  в
соответствии  со  своей  учетной  политикой  уменьшила  балансовую  стоимость  основных  средств  на
сумму  произведенных  в 2014 году  капитальных  ремонтов  в  размере 19 170 миллионов  рублей.
Оставшийся  эффект  в  сумме  6  860  миллионов  рублей  уменьшил  сумму  по  статье «Материалы,
затраты  на  ремонт  и  обслуживание» 
консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках  в
соответствии с учетной политикой Группы.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

56

7. 

Основные средства (продолжение)

Основные средства по состоянию на 31 декабря 2014 г. и на 31 декабря 2013 г. включают затраты по
заемным средствам, возникшие в связи со строительством объектов основных средств. Общая сумма
процентов  по  заемным  средствам, капитализированных  за 2014 год  в  составе  основных  средств,
составила  31 

015 

миллионов 

рублей 

при 

ставке 

капитализации  8,0%  (2013 

г.:

26 514 миллионов рублей при ставке капитализации 8,2%).

Ниже  представлены  данные  об  активах, включенных  в  состав  основных  средств, арендуемых
Группой по договорам финансовой аренды, по состоянию на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г.:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.,

пересчитано

млн. руб.

млн. руб.

Стоимость основных средств, признанных по договорам

финансовой аренды

64 147

43 867

Накопленная амортизация

(5 925)

(2 811)

Остаточная стоимость

58 222

41 056

В  состав  основных  средств, полученных  по  договорам  финансовой  аренды, включены  основные
средства, полученные  от  компаний, являющихся  связанными  сторонами  Группы (Примечание 31).
Общая сумма таких активов по состоянию на 31 декабря 2014 г. составила 41 373 миллиона рублей
(на 31 декабря 2013 г.: 22 273 миллиона рублей).

В  рамках  программы  по  реконструкции  и  ремонту  объектов  инфраструктуры  железнодорожного
транспорта  в  октябре 2014 года  Компания  заключила  рамочный  договор  сроком  исполнения  до
2018 года  на  сумму 445 миллиардов  рублей. Данные  работы  по  реконструкции  и  ремонту  будут
выполняться ОАО «РЖДстрой», дочерним обществом Компании.

8. 

Нематериальные активы, не включая гудвил

Нематериальные  активы,  не  включая  гудвил,  по  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  и  на  31  декабря
2013 г. включали:

На 31 декабря 2014 г.

Первоначальная

стоимость

Баланс на

1 января

2014 г.

Поступ-

ления 

Выбытия

Ввод в

эксплуа-

тацию

Приобре-

тение

дочерних

компаний

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные

для

продажи

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Программное

обеспечение

38 027

2 785

(515)

3 148

11

(531)

8 093

51 018

Торговая марка

8 346

4 334

12 680

Контракты с

покупателями (А)

23 269

2 601

12 376

38 246

Прочие нематериальные

активы

13 532

2 010

(1 729)

189

(34)

2 237

16 205

Нематериальные активы

в процессе разработки

4 072

3 258

(166)

(3 337)

(291)

301

3 837

Итого

87 246

8 053

(2 410)

2 612

(856)

27 341

121 986

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

57

8.

Нематериальные активы, не включая гудвил (продолжение)

На 31 декабря 2014 г. (продолжение)

Накопленная
амортизация

Баланс на

1 января

2014 г.

Начислено за

период

Накопленная

амортизация

по выбывшим

объектам

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Программное

обеспечение

(11 640)

(4 458)

409

325

(4 352)

(19 716)

Торговая марка

Контракты с

покупателями (А)

(871)

(870)

(537)

(2 278)

Прочие нематериальные

активы

(7 939)

(2 600)

666

26

(469)

(10 316)

Обесценение

(2 596)

(1 101)

(3 697)

Итого

(20 450)

(10 524)

1 075

351

(6 459)

(36 007)

На 31 декабря 2013 г.

Первоначальная
стоимость

Баланс на

1 января

2013 г.

Посту-

пления 

Выбытия

Ввод в

эксплуа-

тацию

Приобре-

тение

дочерних

компаний

Выбытие
дочерних

компаний

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Программное

обеспечение

32 297

2 193

(642)

2 688

1 491

38 027

Торговая марка

7 476

9

(32)

893

8 346

Контракты с

покупателями (А)

20 570

375

2 324

23 269

Прочие нематериальные

активы

12 343

1 953

(1 198)

447

(664)

651

13 532

Нематериальные активы

в процессе разработки

2 768

4 722

(361)

(3 135)

78

4 072

Итого

75 454

8 877

(2 233)

375

(664)

5 437

87 246

Накопленная
амортизация

Баланс на

1 января

2013 г.

Начислено за

период

Накопленная

амортизация

по выбывшим

объектам

Выбытие
дочерних

компаний

Курсовая

разница

Баланс на

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Программное

обеспечение

(6 752)

(4 656)

469

(701)

(11 640)

Торговая марка

Контракты с

покупателями (А)

(149)

(688)

(34)

(871)

Прочие нематериальные

активы

(6 645)

(2 250)

887

134

(65)

(7 939)

Итого

(13 546)

(7 594)

1 356

134

(800)

(20 450)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

58

8. 

Нематериальные активы, не включая гудвил (продолжение)

Балансовая стоимость

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Программное обеспечение

31 302

26 387

Торговая марка

12 680

8 346

Контракты с покупателями (А)

35 968

22 398

Прочие нематериальные активы

5 889

5 593

Нематериальные активы в процессе разработки

3 837

4 072

Обесценение

(3 697)

Итого

85 979

66 796

(А)  Контракты  с  покупателями, представляющие  собой  договорные  отношения  с  покупателями,

идентифицированные  при  отражении  приобретения FELB (Примечание 5), Gefco S.A.,
ЗАО «Электро-ком» и  ЗАО «МАГИНФО», отражены  по  справедливой  стоимости  на  дату
приобретения  и  амортизируются  линейно  в  течение  срока  от  10  до  38  лет  в  соответствии  с
договорными условиями и принимая во внимание вероятность перезаключения договоров.

9. 

Прочие финансовые активы

Прочие финансовые активы по состоянию на 31 декабря 2014 г. и на 31 декабря 2013 г. включали:

Текущие

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Банковские депозиты

2 436

1 879

Займы, выданные юридическим лицам, за вычетом обесценения (А)

1 947

11 488

Прочие

1 014

2 510

Итого прочие текущие финансовые активы

5 397

15 877

Долгосрочные

31 декабря 2014 г.

Первоначальная

стоимость

Обесценение

Балансовая

стоимость

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Дебиторская задолженность от Федерального

агентства железнодорожного транспорта (Б)

15 533

15 533

Займы, выданные юридическим лицам, за вычетом

обесценения

1 000

(254)

746

Прочие

6 763

(1 529)

5 234

Итого прочие долгосрочные финансовые активы

23 296

(1 783)

21 513

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

59

9. 

Прочие финансовые активы (продолжение)

Долгосрочные (продолжение)

31 декабря 2013 г.

Первоначальная

стоимость

Обесценение

Балансовая

стоимость

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Займы, выданные юридическим лицам, за вычетом

обесценения

729

(166)

563

Прочие

9 023

(3 947)

5 076

Итого прочие долгосрочные финансовые активы

9 752

(4 113)

5 639

(А)  По  состоянию  на 31 декабря 2013 г. краткосрочные  займы, выданные  юридическим  лицам,

включали краткосрочную часть займов, выданных ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк»
в сумме 9 386 миллионов рублей. В июле 2014 года этот заем был полностью погашен.

(Б)   По  состоянию  на 31  декабря 2014  г.  дебиторская  задолженность  от  Федерального  агентства

железнодорожного транспорта (далее − «Агентство») представлена субсидиями к получению в
течение  десятилетнего  периода  на  компенсацию  эффекта  регулирования  тарифов  по
предоставлению доступа к инфраструктуре пригородным пассажирским компаниям за период с
2011 по 2014 годы (Примечания 12 и 31). Указанная  задолженность  был  приведена  к
справедливой  стоимости  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г., при  этом  разница  между
номинальной  и  справедливой  стоимостями  дебиторской  задолженности  в  сумме
11  688  миллионов  рублей  была  включена  в  состав  статьи  «Финансовые  расходы  и  прочие
аналогичные расходы» 
консолидированного отчета о прибылях и убытках.

10. Материально

-производственные запасы

Материально-производственные  запасы  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г.
включали:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Сырье и материалы

33 238

33 378

Запчасти и стройматериалы

43 592

59 187

Горюче-смазочные материалы

9 520

10 489

Товары для перепродажи

1 596

1 854

Прочие (А)

21 997

14 025

Итого

109 943

118 933

За вычетом резерва под устаревание и обесценение запасов (А)

(10 662)

(6 121)

Итого материально-производственные запасы, нетто

99 281

112 812

(А)   По  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  в  составе  прочих  запасов  отражены  затраты  по

строительству  жилых  домов  в  Сочи  на  сумму 9 422 миллиона  рублей. По  состоянию  на
указанную  дату  Группа  признала  резерв  под  списание  данных  запасов  до  чистой  стоимости
реализации в размере 4 024 миллиона рублей в составе статьи «Прочие операционные расходы»
консолидированного отчета о прибылях и убытках.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

60

11.  Авансы выданные и прочие текущие активы

Авансы выданные и прочие текущие активы по состоянию на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г.
включали:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям

10 134

15 013

За вычетом обесценения

(1 096)

(967)

9 038

14 046

Авансы, выданные поставщикам

14 205

12 879

За вычетом обесценения

(7 294)

(2 118)

6 911

10 761

Предоплата по прочим налогам

6 596

6 130

Прочие текущие активы (A)

33 131

17 192

Итого авансы выданные и прочие текущие активы

55 676

48 129

(A)

По состоянию на 31 декабря 2014 г. сумма прочих текущих активов включала актив в размере
14 235 миллионов  рублей,  относящийся  к  временным  разницам,  возникшим  при  учете
исходящего  НДС  при  выбытии  автомобильной  дороги «Адлер – Красная  Поляна», выбытие
которой  ожидается  в 2015 году  в  соответствии  с  договором  мены  активов, подписанным  в
декабре 2014 года (Примечания 14 и 15).

12.  Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. включала:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Дебиторская задолженность по логистическим услугам, нетто (А)

52 144

34 065

Дебиторская задолженность по перевозкам, нетто (Б)

6 287

6 309

Прочая дебиторская задолженность, нетто (В)

36 699

37 663

Итого дебиторская задолженность

95 130

78 037

(А)  Дебиторская  задолженность  по  логистическим  услугам, нетто, представлена, в  основном,

дебиторской задолженностью Группы Gefco, преимущественно номинированной в евро.

(Б)   Дебиторская  задолженность  по  перевозкам,  нетто,  по  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  и

31 декабря 2013 г. включала:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Дебиторская задолженность по перевозкам

21 740

18 870

За вычетом резерва под обесценение

(15 453)

(12 561)

Итого дебиторская задолженность по перевозкам, нетто

6 287

6 309

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

61

12.  Дебиторская задолженность (продолжение)

(В)  Прочая  дебиторская  задолженность  по  состоянию  на 31 июня 2014 г. и 31 декабря 2013 г.

включала:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Прочая дебиторская задолженность

43 737

62 969

За вычетом резерва под обесценение

(7 038)

(25 306)

Итого прочая дебиторская задолженность, нетто

36 699

37 663

По  состоянию  на 31 декабря 2014 г., Группа  расклассифицировала  дебиторскую  задолженность  от
Агентства  в  сумме 20 031 миллион  рублей, полностью  зарезервированную  по  состоянию  на
31 декабря 2013 г., а также задолженность от Агентства в сумме 7 190 миллионов рублей, возникшую
в 2014 году, в долгосрочную дебиторскую задолженность от того же контрагента в связи изменением
сроков погашения (Примечания 9 и 31). В то же время, Группа восстановила резерв под обесценение
в отношении задолженности Агентства в сумме 20 031 миллион рублей, признанный в предыдущие
периоды.

13.  Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства и их эквиваленты на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. включали:

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства в рублях

70 796

17 847

Банковские депозиты и прочие эквиваленты денежных средств в рублях

и иностранной валюте

47 771

88 604

Денежные средства в иностранной валюте (в основном евро и

доллары США)

10 713

8 308

Итого денежные средства и их эквиваленты в отчете о финансовом

положении

129 280

114 759

Банковские овердрафты

(745)

(1 187)

Денежные средства и их эквиваленты, относящиеся к активам,

классифицированным как активы, предназначенные для продажи

2 117

350

Итого денежные средства и их эквиваленты в отчете о движении

денежных средств

130 652

113 922

14.  Активы, классифицированные как предназначенные для продажи

В  декабре 2014 года  Компания  заключила  с  Росимуществом  договор  мены  автомобильной  дороги
«Адлер – Красная  Поляна», расположенной  в  городе  Сочи, общей  балансовой  стоимостью
83 037 миллионов  рублей  на  железнодорожные  объекты, находящиеся  в  собственности  Российской
Федерации и расположенные в Республике Татарстан, Тульской области и Хабаровском крае.

По  состоянию  на 31 декабря 2014 г. Группа  передала  Росимуществу  движимое  имущество  общей
балансовой  стоимостью 2 942 миллиона  рублей  и, соответственно, признала  авансы, выданные  на
приобретение  основных  средств  в  сумме 2 802 миллиона  рублей, равной  справедливой  стоимости
переданных основных средств (Примечание 31).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

62

14. 

Активы, классифицированные как предназначенные для продажи (продолжение)

Не  переданные  по  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  активы  были  классифицированы  как
предназначенные  для  продажи  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г. и  включали  недвижимое
имущество, входящее в состав автомобильной дороги «Адлер – Красная Поляна общей стоимостью
80  095  миллионов  рублей  (Примечания  11  и  15).  В  соответствии  с  требованиями  МСФО  (IFRS)  5
«Внеоборотные  активы, предназначенные  для  продажи, и  прекращенная  деятельность» Группа
признала убыток от обесценения активов, предназначенных для продажи, в размере 3 953 миллиона
рублей в составе статьи «Прочие расходы» (Примечание 28).

По  состоянию  на 31 декабря 2014 г. активы  и  обязательства  АО «Росжелдорпроект»
(7 319 миллионов  рублей  и 12 752 миллиона  рублей, соответственно) были  классифицированы  как
выбывающая группа, предназначенная для продажи, и учтены в соответствии с МСФО (IFRS) 5.

После  продажи  контрольных  долей  участия  в  ОАО «Первая  нерудная  компания» и
ОАО «Вагонреммаш» в 2014 году  Группа  прекратила  признание  активов  и  обязательств  этих
компаний, классифицированных  как  выбывающие  группы, предназначенные  для  продажи, по
состоянию на 31 декабря 2013 г. (Примечание 5).

15.  Задолженность  по  налогам  и  прочая  аналогичная  задолженность (кроме  задолженности

по налогу на прибыль)

Задолженность по налогам и прочая аналогичная задолженность (кроме задолженности по налогу на
прибыль) на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. включала:

31 декабря

 2014 г.

31 декабря

 2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Отчисления на социальное обеспечение

21 183

20 543

НДС (А)

17 617

4 808

Налог на имущество

9 327

7 640

Налог на доходы физических лиц

3 881

4 441

Прочие налоги

1 546

1 130

Итого задолженность по налогам и прочая аналогичная

задолженность (кроме задолженности по налогу на прибыль)

53 554

38 562

(А)  Увеличение  задолженности  по  НДС  в  основном  обусловлено  признанием  НДС  к  уплате  по

ожидаемому  в 2015 году  выбытию  автомобильной  дороги «Адлер – Красная  Поляна»
(Примечания 11 и 14).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

63

16.  Долгосрочные и краткосрочные заемные средства

Долгосрочные и краткосрочные заемные средства с учетом начисленных процентов по состоянию на
31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. включали:

На 31 декабря 2014 г.

Валюта

Сумма

основного

долга в валюте

займа

Ставка

процента

Срок

погашения

долгосрочной

части

Кратко-
срочная

часть

Долго-

срочная

часть

млн.

млн. руб.

млн. руб.

Краткосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки

Рубли

69 868

8,3%-22,45%

69 868

Плавающая ставка

EONIA+

Евро

11

2%

745

Долгосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки

Рубли

54 995

7,45%-15%

2016-2023

22 997

31 999

Иные банки

Евро

6

6,30%

2023

386

Плавающая ставка

MosPrime+

Рубли

6 806

2,8%-13%

2018-2019

918

5 888

EURIBOR+

Евро

349

0,09%-2,5% 2016-2020

5 493

18 385

Долговые ценные бумаги
Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Долл. США

2 900

5,7%-5,739% 2017-2022

2 286

163 966

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Фунты

стерлингов

650

7,487%

2031

1 105

56 764

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Рубли

37 500

8,3%

2019

796

37 629

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Швейцарские

франки

675 2,177%-2,730%

2018-2021

749

38 456

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Евро

1 500

3,374-4,60% 2021-2023

2 724

105 514

Облигации

ИПЦ + (В)

Рубли

210 000

1%-2,1%

2028-2044

2 648

174 337

Прочие (А)

Рубли

166 999

7,7%-11%

2016-2028

63 925

105 900

Иные заимствования

Прочие

Разные

0%-10,25% 2016-2021

2 626

1 726

Итого

176 950

737 950

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

64

16.  Долгосрочные и краткосрочные заемные средства (продолжение)

На 31 декабря 2013 г.

Валюта

Сумма

основного

долга в валюте

займа

Ставка

процента

Срок

погашения

долгосрочной

части

Кратко-
срочная

часть

Долго-

срочная

часть

млн.

млн. руб.

млн. руб.

Краткосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки

Рубли

9 026

7,5%-14%

9 088

Плавающая ставка

EONIA+

Евро

26

2%

1 187

Долгосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки

Рубли

48 302

7.45%-13%

2015-2023

6 083

42 506

Агентство по страхованию

вкладов

Рубли

10 000

6,50%

10 164

Иные банки

Евро

7

6,30%

2023

19

281

Плавающая ставка

MosPrime+

Рубли

8 373

2,80%-2,85%

2019

1 599

6 778

EURIBOR+

Евро

388

0,09%-3,6% 2015-2020

3 375

13 850

Долговые ценные бумаги
Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Долл. США

2 900

5,7%-5,739% 2017-2022

1 313

95 828

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Фунты

стерлингов

650

7,487%

2031

700

35 074

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Рубли

37 500

8,3%

2019

769

37 418

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Швейцарские

франки

675 2,177%-2,730%

2018-2021

483

24 773

Сертификаты долевого участия

в займе (Б)

Евро

1 000

3,374%

2021

940

44 970

Облигации

ИПЦ+

Рубли

160 000

1%-2,1%

2028-2043

1 871

133 308

Прочие (А)

Рубли

190 951

0,1%-15%

2015-2028

35 502

159 277

Иные заимствования

Прочие

Разные

0%-12%

2015-2021

4 327

1 242

Итого

77 420

595 305

(А)

Облигации, не  погашенные  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г., включали  облигации
номинальной  стоимостью 1 тысяча  рублей  каждая. Купонный  доход  выплачивается  каждые
полгода. Согласно  условиям  выпуска  некоторых  облигаций  Группы, держателям  облигаций
предоставляется  право  предъявить  их  к  досрочному  выкупу  в  течение  12  месяцев  после
31 декабря 2014 г. Соответственно, такие  облигации на сумму 30 000 миллионов рублей  были
классифицированы как краткосрочные по состоянию на 31 декабря 2014 г. (31 декабря 2013 г.:
14  920  миллионов  рублей).  В  марте  и  июле  2014  года  Группа  погасила  задолженность  по
облигациям 

общей 

номинальной 

стоимостью  15 

000  миллионов 

рублей 

и

6 256 миллионов рублей, соответственно.

(Б)

В 2012-2013 годах  Группа  разместила  сертификаты  долевого  участия  в  займе на  Ирландской
фондовой  бирже  и  на  Швейцарской  фондовой  бирже. В  отношении  ряда  сертификатов
долевого участия в займе между Компанией и несколькими банками были заключены договоры
валютно-процентного «свопа» (валюта сертификата  долевого  участия  в  займе – швейцарский
франк) на полную сумму соответствующих сертификатов долевого участия в займе.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..