ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2013 год - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «Российские железные дороги». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2013 год - часть 6

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

82

30.   Операции со связанными сторонами

В  соответствии  с  определением  МСФО (IAS) 24 «Раскрытие  информации  о  связанных  сторонах»
предприятие  является  связанным  с  предприятием-составителем  финансовой  отчетности, если
соблюдено любое из следующих условий:

(a)  рассматриваемое  предприятие  и  предприятие-составитель  финансовой  отчетности  являются

членами одной  группы (что  означает, что  все материнские, дочерние и  сестринские компании
являются связанными сторонами по отношению друг к другу);

(б)  одно  предприятие  является  ассоциированной  компанией  или  совместным  предприятием

второго предприятия (либо ассоциированной компанией или совместным предприятием члена
группы, в которую входит второе предприятие);

(в)  оба предприятия являются совместными предприятиями одной и той же третьей стороны;

(г)  одно  предприятие  является  совместным  предприятием, а  второе  предприятие  является

ассоциированной компанией одной и той же третьей стороны;

(д)  предприятие представляет собой фонд вознаграждений по окончании трудовой деятельности в

пользу  работников  либо  предприятия-составителя  финансовой  отчетности, либо  предприятия,
являющегося  связанной  стороной  предприятия-составителя  отчетности. Если  предприятие-
составитель  отчетности  само  является  таким  фондом, то  финансирующие  его  работодатели
также являются его связанными сторонами;

(е)  предприятие находится под контролем или совместным контролем лица, которое:

·

обладает  контролем  или  совместным  контролем  над  предприятием-составителем
финансовой отчетности;

·

обладает  существенным  влиянием  на  предприятие-составителя  финансовой  отчетности;
либо

·

является  членом  ключевого  управленческого  персонала  предприятия-составителя
финансовой  отчетности (или  материнской  компании  предприятия-составителя
финансовой отчетности).

В  отношении  каждой  возможной  операции  со  связанной  стороной  во  внимание  принимается
сущность операции, а не только ее правовая форма.

Связанные  стороны  могут  осуществлять  операции, которые  не  имели  бы  места  между  сторонними
компаниями. Также могут отличаться условия и суммы таких операций в сравнении с аналогичными
операциями между несвязанными сторонами.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

83

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение)

Наиболее  существенные  остатки  задолженностей  по  операциям  со  связанными  сторонами  на
31 декабря 2013 года  и 2012 года  представлены  ниже (характер  взаимоотношений  Группы  с
указанными связанными сторонами соответствует определениям, приведенным в п.п. (а)-(е) выше):

2013 г.

2012 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Операционная деятельность
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Относящаяся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

262

(129)

822

(30)

Аренда

714

(80)

267

(7)

Ремонт и техническое обслуживание

450

(5)

103

(59)

Прочие

2 345

(126)

81

(43)

Относящаяся к закупкам и расходам
Приобретение подвижного состава и запасных частей

4 236

(7 217)

7 413

(8 186)

Приобретение оборудования, кроме подвижного

состава

20

(781)

716

(2 160)

Услуги по перевозкам

(362)

4

(300)

Проектно-изыскательские работы и строительство

2

(2 311)

(939)

Ремонт и техническое обслуживание

599

(3 772)

510

(3 239)

Прочие

26

(1 557)

77

(1 528)

Министерства Российской Федерации (a)

Относящаяся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

783

(2 766)

1 002

(2 291)

Ремонт и техническое обслуживание подвижного

состава

174

31

Прочие

151

(115)

19

(77)

Относящаяся к закупкам и расходам
Охрана и услуги пожарной безопасности

(955)

(1 047)

Прочие

1

(315)

(16)

Операции с компаниями, контролируемыми

государством (a)

Относящаяся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

51

(6 440)

6

(8 324)

Электричество

268

477

Строительство

3 595

(2 532)

324

(6 472)

Услуги связи

8

(1)

317

(515)

Прочие

469

(543)

150

(82)

Относящаяся к закупкам и расходам
Топливо

24

(3 436)

30

(3 435)

Электроэнергия и теплоэнергия

19

(101)

32

(89)

Расчетно-кассовое обслуживание и инкассация

1

(152)

6

(120)

Прочие

45

(1 409)

238

(1 447)

Операции с компаниями, находящимися под

контролем или совместным контролем
ключевого управленческого персонала Группы (е)

Относящаяся к продажам и доходам
Электричество

63

36

Прочие

7

39

Относящаяся к закупкам и расходам
Электроэнергия и теплоэнергия

38

(5 291)

62

(5 085)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

84

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение)

2013 г.

2012 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Инвестиционная деятельность
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Дивиденды полученные

53

Финансовая деятельность
Агентство по страхованию вкладов (a)

Займы полученные (Примечание 16)

(10 164)

(13 406)

Компании, контролируемые государством (a)
Займы полученные

(67 170)

(59 015)

Министерства Российской Федерации (a)

Прочие обязательства

(478)

(1 132)

Ассоциированные компании и совместные

предприятия(б)

Займы полученные

(22)

Операции с пенсионными фондами
Пенсионные фонды (д)

Задолженность перед пенсионным фондом

82

(4 963)

(4 853)

Наиболее  существенные  операции  со  связанными  сторонами  представлены  ниже (характер
взаимоотношений  Группы  с  указанными  связанными  сторонами  соответствует  определениям,
приведенным в п.п. (а)-(е) выше):

2013 г.

2012 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Операционная деятельность
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Относящаяся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам (А)

2 488

68 211

Аренда

14 128

11 163

Ремонт и техническое обслуживание (А)

9 562

28 548

Прочие

4 936

2 050

Относящаяся к закупкам и расходам
Приобретение подвижного состава и запасных частей

(125 598)

(77 142)

Аренда подвижного состава (А)

(1 757)

Приобретение оборудования, кроме подвижного

состава

(3 259)

(5 018)

Услуги по перевозкам

(1 566)

(3 010)

Расчетно-кассовое обслуживание и инкассация

(2 954)

Проектно-изыскательские работы и строительство

(7 455)

(2 467)

Ремонт и техническое обслуживание подвижного

состава (Б)

(33 020)

(3 167)

Прочие

(6 842)

(7 750)

(A)  Уменьшение  доходов  от  услуг  по  перевозкам  и  услуг  по  ремонту  и  техническому

обслуживанию  в  основном  связано  с  продажей  оставшейся  доли  в  ОАО «Первая  грузовая
компания», ассоциированной компанией Группы до продажи доли.

(Б)  Увеличение  расходов  по  ремонту  и  техническому  обслуживанию  подвижного  состава  в

основном  связано  с  продажей  контрольной  доли  участия  в  ОАО «Желдореммаш» в  декабре
2012 года. В  результате  ОАО «Желдореммаш» стало  ассоциированной  компанией  Группы
(Примечание 6).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

85

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение)

2013 г.

2012 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Министерства Российской Федерации (a)
Относящаяся к продажам и доходам
Субсидии (Примечание 26)

50 028

56 723

Услуги по перевозкам

12 048

20 563

Ремонт и техническое обслуживание подвижного

состава

2 387

702

Прочие

2 586

1 003

Относящаяся к закупкам и расходам
Охрана и услуги пожарной безопасности

(19 435)

(19 943)

Прочие

(122)

(117)

Операции с компаниями, контролируемыми

государством (a)

Относящаяся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

149 095

160 299

Электричество

3 423

5 199

Проектно-изыскательские работы и строительство

14 910

5 815

Услуги связи

2 326

2 266

Прочие

4 959

3 095

Относящаяся к закупкам и расходам
Топливо

(49 157)

(38 833)

Приобретение подвижного состава

(2 848)

(19 779)

Расчетно-кассовое обслуживание и инкассация

(3 368)

(923)

Электроэнергия и теплоэнергия

(1 245)

(1 198)

Услуги связи

(1 808)

(1 887)

Прочие

(7 522)

(3 335)

Операции с компаниями, находящимися под

контролем или совместным контролем
ключевого управленческого персонала Группы (е)

Относящаяся к продажам и доходам
Электричество

655

608

Относящаяся к закупкам и расходам
Электроэнергия и теплоэнергия

(132 561)

(120 687)

Инвестиционная деятельность
Операции с компаниями, контролируемыми

государством (a)

Продажа доли в ОАО «ТрансКредитБанк»

20 365

Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Дивиденды полученные

1 846

1 362

Операции с пенсионными фондами
Пенсионные фонды (д)

Пенсионные взносы

608

(27 282)

447

(25 350)

*   Суммы включают НДС, если применимо.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

86

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение)

В  течение года, закончившегося 31 декабря 2013 года, компании Группы имели  банковские  счета  в
кредитных организациях, контролируемых государством. Остаток денежных средств и депозитов на
счетах  в  данных  кредитных  организациях  по  состоянию  на 31 декабря 2013 года  и 2012 года  имел
следующую структуру:

2013 г.

2012 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты на счетах в банках,

контролируемых государством

86 495

129 715

Краткосрочные депозиты в банках, контролируемых государством

984

2 922

Итого

87 479

132 637

За 2013 год  процентные  доходы  от  операций  со  связанными  сторонами  составили 2 993 миллиона
рублей (2012 год: 5 289 миллионов  рублей), а  процентные  расходы  по  операциям  со  связанными
сторонами составили 6 326 миллионов рублей (2012 год: 3 682 миллиона рублей).

Ставка процента по кредитам, полученным Группой от связанных сторон, варьировалась за 2013 год
от 0 % до 14% (2012 год: 0%-20%).

Группа  имела  следующие  гарантии  в  отношении  связанных  сторон  на 31 декабря 2013 года  и
2012 года:

2013 г.

2012 г.

млн. руб.

млн. руб.

Суммы гарантий, выданных Группой за связанные стороны

5 371

6 403

Суммы гарантий, выданных Группой связанным сторонам

8 975

11 527

Суммы гарантий, полученных Группой от связанных сторон

11 276

6 497

Кроме  того, за 2013 год, Группа  имеет  право  на  получение  от  федеральных  и  региональных
министерств  Российской  Федерации  возмещения  разницы  в  стоимости  билетов  в  отношении
перевозки ряда категорий пассажиров в размере 2 525 миллионов рублей (2012 год: 1 100 миллионов
рублей). Сумма дебиторской задолженности по возмещению тарифов по  перевозкам  определенных
категорий 

пассажиров 

по 

состоянию 

на 31 декабря 2013 года 

составила

11 765 миллионов рублей (2012 год: 10 958 миллионов рублей). Группа признала обесценение данной
непогашенной  по  состоянию  на 31 декабря 2013 года  дебиторской  задолженности  в  размере
10 942 миллиона рублей (2012 год: 10 942 миллиона рублей).

В 2013 году  Группа  получила  субсидию  из  федерального  бюджета  на  возмещение  эффекта
регулирования  тарифов  по  предоставлению  доступа  к  инфраструктуре  пригородным  пассажирским
компаниям (Примечание 26). Расчеты с Группой по данной субсидии осуществляются Федеральным
агентством железнодорожного транспорта (далее – «Агентство»). По  состоянию на 31 декабря 2013
года  сумма  дебиторской  задолженности  от  Агентства  в  части  превышения  оказанных  услуг  над
суммой  субсидии  составила 20 031 миллион  рублей (2012 год: 11 802 миллионов  рублей). Группа
признала  обесценение  данной  непогашенной  по  состоянию  на 31 декабря 2013 года  дебиторской
задолженности в размере 20 031 миллиона рублей (2012 год: 11 802 миллионов рублей).

Общая  сумма  обязательств  по  договорам  финансовой  аренды, заключенным  со  связанными
сторонами  Группы, составила 13 424 миллиона  рублей  по  состоянию  на 31 декабря 2013 года
(2012 год: 5 800 миллионов рублей). Эффективная процентная  ставка  по  этим договорам  составляет
12% – 23% годовых (в 2012 году: 13% – 24%). В состав основных средств, полученных по договорам
финансовой  аренды, включены  основные  средства, полученные  от  предприятий, контролируемых
государством, и прочих  связанных  сторон. Общая  сумма  таких  активов  составила  по  состоянию  на
31 декабря 2013 года 17 626 миллионов рублей (2012 год: 10 203 миллиона рублей).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

87

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение)

Ключевой  управленческий  персонал  включает  членов  Совета  Директоров  и  Правления  Компании.
Сумма вознаграждения членов Правления составила за 2013 год 1 518 миллионов рублей, не включая
налог  на  доходы  физических  лиц (НДФЛ) в  размере 277 миллионов  рублей (за 2012 год:
1 497 миллионов  рублей, НДФЛ – 224 миллиона  рублей), и  включает  в  себя  краткосрочные  виды
вознаграждений. Сумма  вознаграждения, выплаченного  членам  Совета  Директоров  за 2013 год,
составляет 39 миллионов рублей (за 2012 год: 44 миллиона рублей).

31.   Договорные и условные обязательства

Общеэкономическая и политическая ситуация

Изменения  в  политической  ситуации, законодательстве, налоговом  и  нормативном  регулировании
оказывают  влияние  на  финансово-хозяйственную  деятельность  и  рентабельность  операций  Группы.
Характер  и  частота  таких  изменений  и  связанные  с  ними  риски,  которые,  как  правило,  не
покрываются  страхованием,  также  как  и  их  влияние  на  будущую  деятельность  и  рентабельность
операций Группы, непредсказуемы.

В частности, реализация Программы Реформы, одобренной Правительством Российской Федерации в
2001 году, а  также  ее  последующие  этапы, которые  должны  быть  завершены  до  конца 2015 года  в
рамках  реализации  Стратегии  развития  железнодорожного  транспорта  на  период  до 2030 года,
утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 году, с высокой  вероятностью  окажут
существенное влияние на хозяйственную деятельность Компании.

Основной  целью  Программы  Реформы  является  привлечение  финансовых  ресурсов, необходимых
для  замены  и  модернизации  существующих  основных  средств  и  строительства  новых  объектов
железнодорожной инфраструктуры, и формирование конкурентной среды в области пассажирских и
грузовых  железнодорожных  перевозок  и  эксплуатации  грузового  подвижного  состава. Ожидается,
что  по  завершении  Программы  Реформы  Компания  останется  единственным  собственником  и
оператором  железнодорожной  инфраструктуры, способствуя  тем  самым  формированию
конкурентной  среды  по  оперированию  грузовым  подвижным  составом, и  продаст  контролирующие
доли  в  уставных  капиталах  большинства  своих  дочерних  компаний  в  прочих  операционных
сегментах (таких  как  телекоммуникации, строительство, ремонт  вагонов  и  прочие  сегменты). В
течение 2013 года  Компания  продолжила  продажу  долей  в  уставных  капиталах  дочерних  и
ассоциированных  обществ (Примечания 5, 6 и 15) и  привлекла  дополнительные  средства
посредством размещения облигаций и сертификатов долевого участия в займах (Примечание 16).

Политика в области регулирования тарифов

Возможные  реформы  тарифной  политики  могут  оказать  существенное  влияние  на  финансовое
положение  и  результаты  деятельности  Компании. Компания  ведет  постоянные  обсуждения  с
правительством  Российской  Федерации  формирования  тарифов  на  услуги  железнодорожного
транспорта, включая  выравнивание  тарифов  на  внутренние  и  международные  перевозки, а  также
повышение уровня тарифов.

Как указано в Примечании 1, в сентябре 2013 года Правительство Российской Федерации заявило  о
планах по отмене индексации тарифов для естественных монополий на 2014 год в целях поддержания
экономического  роста, существенно  замедлившегося  за последние  несколько  лет. В  соответствии  с
данными планами, в декабре 2013 года ФСT утвердила тарифы на грузовые перевозки на 2014 год на
уровне  тарифов 2013 года, и  индексацию  тарифов  на 2015-2018 гг. (включительно) на  уровне
ожидаемой  инфляции  предыдущего  года. Регулируемые  тарифы  на  пассажирские  перевозки  в 2014
году будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции 2013 года, уменьшенным на 30%.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

88

31.   Договорные и условные обязательства (продолжение)

Политика в области регулирования тарифов (продолжение)

На  данный момент  невозможно  предсказать, последуют  ли  в  будущем, и  когда  именно, какие-либо
изменения в области регулирования тарифов. В консолидированной финансовой отчетности не были
отражены какие-либо  корректировки, которые могли бы возникнуть как  следствие  указанных  выше
неопределенностей. Такие  последствия  будут  отражены  в  консолидированной  финансовой
отчетности Группы в том периоде, когда они проявятся, и станет возможной их денежная оценка.

Налогообложение

В настоящее время в России действует ряд налогов, установленных на федеральном и региональном
уровне. Эти  налоги  включают  налог  на  добавленную  стоимость, налог  на  прибыль  предприятий,
налог  на  имущество,  налог  на  доходы  физических  лиц  и  отчисления  на  социальное  обеспечение,  а
также некоторые другие.

Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и
подвержено  частым  изменениям. Интерпретация  руководством  данного  законодательства
применительно  к  операциям  Группы  может  быть  оспорена  соответствующими  местными  или
федеральными  органами. С  учетом  последних  изменений, а  также  планируемых  изменений
налогового законодательства Российской Федерации, налоговые органы могут занять более жесткую
позицию  при  интерпретации  законодательства  и  проверке  налоговых  расчетов. Как  следствие,
налоговые органы могут предъявить претензии по тем сделкам и методам учета, по которым раньше
они претензий не предъявляли. В результате, могут быть начислены значительные  дополнительные
налоги, пени  и  штрафы. Помимо  этого, сложности, связанные  с  особенностями  организационной  и
операционной  структуры  Группы, негативно  сказываются  на  способности  Группы  обеспечить
надлежащее  применение  отдельных  положений  налогового  законодательства, создавая, таким
образом, дополнительные  риски  и, как  следствие, условные  обязательства  в  области
налогообложения.

Налоговые  проверки  могут  охватывать  три  календарных  года  деятельности, непосредственно
предшествовавшие году проверки. При определенных условиях проверке могут быть подвергнуты и
более ранние периоды.

До 2012 года, российское  законодательство  по  трансфертному  ценообразованию  разрешало
налоговым органам России применять корректировки налоговой базы и доначислять суммы налога на
прибыль к  уплате в отношении всех контролируемых сделок (за исключением сделок, заключенных
по ценам, регулируемым государством), если цена, примененная  в  сделке, отличается  от рыночных
цен, в ту или иную сторону, на более, чем 20%.

Новое  российское  законодательство  по  трансфертному  ценообразованию, которое  вступило  в  силу
1 января 2012 года, разрешает  налоговым  органам  России  применять корректировки налоговой базы
и  доначислять  суммы  налога  на  прибыль  к  уплате  в  отношении всех  контролируемых  сделок, если
цена, примененная в сделке, отличается от диапазона рыночных цен.

Перечень контролируемых сделок включает сделки, заключаемые между взаимозависимыми лицами,
а также отдельные виды трансграничных сделок. Сделки на внутреннем рынке подпадают под новые
правила  в  том  случае, если  объем  всех  сделок  между  взаимозависимыми  лицами  превышает
3 миллиарда рублей за 2012 год  и 2 миллиарда рублей за 2013 год. В случае доначисления налога на
прибыль  одной  из  сторон  по  сделке  на  внутреннем  рынке  другая  сторона  может  внести
соответствующую  корректировку  в  свои  обязательства  по  налогу  на  прибыль  на  основании
специального уведомления о симметричной корректировке, выпущенного налоговыми органами.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

89

31.   Договорные и условные обязательства (продолжение)

Налогообложение (продолжение)

Действующие  в  России  правила  в  области  трансфертного  ценообразования  существенно  увеличили
нагрузку  на  налогоплательщиков  по  соблюдению  налогового  законодательства  в  сравнении  с
правилами  трансфертного  ценообразования, действовавшими  до 2012 года, в  частности, бремя
доказывания  рыночности  применяемых  цен  переложено  с  российских  налоговых  органов  на
налогоплательщиков. Эти  правила  применяются  не  только к  сделкам, совершенным  после 1 января
2012 года, но  и  к  предыдущим  сделкам  с  взаимозависимыми  лицами, если  соответствующие  им
доходы  и  расходы  были  признаны  после 1 января 2012 года. В  отношении  сделок  с  ценными
бумагами  и  производными  финансовыми  инструментами  применяются  особые  правила
трансфертного ценообразования.

В 2013 году. Группа  определила  свои  налоговые  обязательства, вытекающие  из  контролируемых
сделок, на основе фактических цен сделок.

Ввиду  неопределенности  и  недостаточной  практики  применения  действующего  в  России
законодательства по трансфертному ценообразованию российские налоговые органы могут оспорить
уровень цен, примененных Группой в контролируемых сделках и доначислить применимые налоги к
уплате, если  Группа  не  сможет  доказать, что  в  контролируемых  сделках  использовались  рыночные
цены, а  также  что  Группой  представлена  надлежащая  отчетность  в  российские  налоговые  органы,
подкрепленная соответствующей документацией по трансфертному ценообразованию, имеющейся в
ее распоряжении.

По мнению руководства, резервы, связанные с обязательствами по уплате налогов (Примечания 18 и
29) отражены в консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2013 года в
достаточной  сумме  с  учетом  указанных  выше  рисков. Однако  существует  вероятность  того, что
соответствующие  государственные  органы  могут  занять  иную  позицию  в  отношении  вопросов,
допускающих возможность неоднозначного толкования, что может оказать существенное влияние на
финансовую отчетность Группы.

Существующие и потенциальные иски против Группы

Группа  участвует  в  ряде  судебных  разбирательств, возникших  в  ходе  нормального  ведения
финансово–хозяйственной  деятельности. Указанные  разбирательства  связаны, в  основном, с
вопросами  применения  тарифов  на  перевозку. По  состоянию  на 31 декабря 2013 года в  отношении
таких разбирательств, а также в отношении решения Федеральной антимонопольной службы (далее –
«ФАС»), как  описано  ниже, был  создан  резерв  в  размере 12 468 миллионов  рублей (2012 год: 6
565 миллионов  рублей) под  возможные  риски, связанные  с  неблагоприятным  исходом  судебных
разбирательств для Группы (Примечание 18).

В декабре 2011 года ФАС вынесла решение в отношении Компании за нарушение антимонопольного
законодательства  в  связи  с  отказом  в  оказании  услуг  по  грузоперевозке  отдельным  заказчикам  в
течение 2011 года. В  соответствии  с законодательством РФ, Компания могла  быть  оштрафована  на
сумму, составляющую от 0,3% до 3% от показателя грузовой выручки, определенного на основании
отчетности Компании за 2011 год, подготовленной в соответствии с национальными стандартами. В
ноябре 2012 года  ФАС  завершила  оценку  штрафа  для  Компании, размер  которого  составил
2 241 миллион рублей, и направила Компании соответствующее уведомление.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

90

31.   Договорные и условные обязательства (продолжение)

Существующие и потенциальные иски против Группы (продолжение)

Руководство Компании обжаловало указанное решение ФАС в суде, с вынесением решений в пользу
Компании  в  двух  первых  судебных  инстанциях  в  августе  и  ноябре  2012  года,  однако  в  апреле
2013 года  суд  кассационной  инстанции  отменил  решения  судов  предыдущих  инстанций  и  передал
дело  на  новое  рассмотрение. В  сентябре 2013 года, в  результате  нового  рассмотрения, суд  вынес
решение  в  пользу  Компании, и  оно  было  вновь  обжаловано  ФАС  в  апелляционном  суде, с
вынесением решения не в пользу Компании в ноябре 2013 года. В марте 2014 года, суд кассационной
инстанции подтвердил указанное решение.

В  результате, руководство  Компании  изменило  свою  оценку  в  отношении  вероятности
неблагоприятного  исхода  данного  судебного  разбирательства  с  маловероятной (по  состоянию  на
31 декабря 2012 года) на вероятную (по состоянию на 31 декабря 2013 года). Как следствие, резерв в
сумме 2 241 миллион рублей в отношении данного решения ФАС был признан в консолидированном
отчете о прибылях и убытках за 2013 год.

Страхование

Страховая  отрасль  в  России  находится  на  стадии  развития:  емкость  страхового  рынка  и  низкая
вариативность  продуктового  предложения  пока  не  в  состоянии  полностью  удовлетворить
потребности  в  страховании  рисков  имущества  и  ответственности. Обязательные  виды  страхования,
принятые  в  других  странах, вводятся  постепенно  и  по  некоторым  видам  страхования  пока
недоступны.

Руководством  утверждена  корпоративная  политика  организации  страховой  защиты  для  компаний
Группы. Политика  устанавливает  общие  принципы  для  компаний  Группы  в  отношении  ключевых
условий страхования.

В  течение 2013 года  Группа  продолжила  обеспечивать  страховое  покрытие в  отношении  основных
категорий  имущества. Группа  не  имела  страхового  покрытия  в  отношении  риска  прерывания
деятельности, так  как  по  оценке  руководства  Группы, соответствующие  расходы  на  страхование
значительно превысили бы потенциальные убытки, связанные с указанным риском.

Договорные обязательства

Договорные обязательства раскрыты с учетом НДС, где это применимо.

В 2008-2013 гг. Группа заключила ряд долгосрочных договоров на реконструкцию железных дорог,
туннелей, мостов, контактной  системы  и  телекоммуникационных  сетей  на  общую  сумму
134 786 

миллионов  рублей. Сумма  обязательств  в  рамках  данных  договоров  составила 51

134 миллиона рублей по состоянию на 31 декабря 2013 года.

Начиная  с 2007 года  Группа  заключила  несколько  долгосрочных  контрактов  на  приобретение
электропоездов, материалов верхнего строения пути и прочего оборудования, а также на техническое
обслуживание и ремонт локомотивов, грузовых и пассажирских  вагонов, контейнеров и платформ  с
российскими и иностранными поставщиками, включая договора со связанными сторонами, на общую
сумму 587 270 миллионов  рублей (включая 2 513 миллионов  евро (113 010 миллионов  рублей  по
курсу  на 31 декабря 2013 года). Общая  сумма  договоров  со  связанными  сторонами  составила
277 941 миллион рублей.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

91

31.   Договорные и условные обязательства (продолжение)

Договорные обязательства (продолжение)

Сумма  обязательств  в  рамках  данных  договоров  по  состоянию  на 31 декабря 2013 года  составила
375 372 миллионов  рублей (включая 1 614 миллионов  евро (72 582 миллиона  рублей  по  курсу  на
31 декабря 2013 года). Сумма  обязательств  в  рамках  договоров  со  связанными  сторонами  на
31 декабря 2013 составила 147 564 миллиона рублей.

В 2003 году Компания заключила долгосрочный договор на закупку колесных пар на период  с 2003
по 2015 гг. В  соответствии  с  договором цена  на  колесные  пары  ежегодно  индексируется  исходя из
изменения  индекса  цен  промышленных  производителей  Российской  Федерации. Приблизительная
стоимость поставок, ожидаемых после 31 декабря 2013 года в рамках данного контракта, составляет
51 793 миллиона рублей в текущих ценах.

По  состоянию  на 31 декабря 2013 года  Группа  имела  долгосрочные  договоры  на  строительство
совмещенной  авто  и  железной  дороги  и  прочей  инфраструктуры  в  Сочи  на  общую  сумму  44  088
миллионов рублей. Сумма обязательств по указанным договорам на 31 декабря 2013 года составляет
15 849 миллионов рублей. В связи с исполнением данных договоров Группа заключила ряд договоров
с  поставщиками  и  подрядчиками.  Сумма  обязательств  по  закупке  товаров,  работ  и  услуг  по  таким
договорам на 31 декабря 2013 года составила 9 585 миллионов рублей.

В 2010-2012 годах Компания заключила долгосрочные договоры на работы по шлифованию, сварке и
ремонту  рельсов  на  период  до 2030 года. Общая  сумма  договора  составляет 93 167 миллионов
рублей. Стоимость  работ, планируемых  к  выполнению  после 31 декабря 2013 года, составляет
77 405 миллионов рублей.

Обязательства по операционной аренде

Дочерние  компании  Группы  заключили  договора  операционной  аренды, главным  образом  в
отношении 

офисных 

площадей 

и 

производственных 

зданий, транспортных 

средств,

производственных  площадей  и  оборудования, без  права  досрочного  расторжения. По  состоянию на
31 декабря 2013 года и 31 декабря 2012 года будущие минимальные арендные платежи по договорам
аренды составляют:

31 декабря

2013 г.

31 декабря

2012 г.

млн. руб

млн. руб.

До одного года

6 996

5 319

От одного года до пяти лет

10 568

8 264

Свыше пяти лет

2 656

2 847

Итого минимальные арендные платежи

20 220

16 430

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

92

32.   Производные финансовые инструменты

Номинальные  и  справедливые  стоимости  производных финансовых инструментов  по  состоянию  на
31 декабря 2013 года и 31 декабря 2012 года составили:

На 31 декабря 2013 г.

На 31 декабря 2012 г.

Номи-

нальная

стоимость

Справедливая

стоимость

Номи-

нальная

стоимость

Справедливая

стоимость

Активы

Обяза-

тельства

Активы

Обяза-

тельства

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Контракты по процентным ставкам

Соглашения «своп» – иностранные

5 011

(43)

Соглашения «своп» – на российском

рынке

4 700

(17)

Контракты по валютам

Соглашения «своп» – на российском

рынке

129 987

970

(16 396)

119 907

1 178

(13 124)

Контракты по валютам и процентам
Соглашения «своп» – на российском

рынке

5 413

(801)

4 910

(565)

Контракты по ценным бумагам

Форвардные контракты – на российском

рынке

4 295

(2 759)

3 895

(2 442)

Итого активов/(обязательств) по

производным финансовым
инструментам

970

(19 956)

1 178

(16 191)

33.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками

Основные финансовые инструменты Группы включают банковские кредиты, облигационные займы,
договоры  финансовой  аренды, денежные  средства  и  банковские  депозиты. Основная  цель  этих
инструментов заключается в привлечении средств для финансирования деятельности Группы. Группа
имеет иные финансовые активы и обязательства, такие как дебиторская задолженность покупателей и
заказчиков и кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которые возникают
непосредственно  в  процессе  ее  деятельности. Группа  также  владеет  инвестициями, имеющимися  в
наличии для продажи, и осуществляет операции с производными инструментами.

Группа подвержена кредитному риску, риску ликвидности и рыночному риску.

Комиссия по управлению финансовыми рисками и Департамент корпоративных финансов Компании
осуществляют  мониторинг  финансовых  рисков. Кредитные, валютные  и  процентные  риски
регулируются  Политикой  управления  финансовыми  рисками  и  соответствующими  положениями.
Компания также поддерживает единую систему и единые методы управления финансовыми рисками
во всех дочерних обществах.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

93

33.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Кредитный риск

Кредитный  риск  представляет  собой  риск  неисполнения  контрагентом  своих  обязательств, в
результате чего Группа может понести финансовые убытки.

Денежные средства размещаются в финансовых институтах, которые на момент размещения средств
имеют, по оценкам руководства, минимальный риск дефолта. Руководство осуществляет мониторинг
кредитоспособности банков, в которых размещены денежные средства Группы, а также обеспечивает
отсутствие превышения суммы депозитов, размещенных Компанией в каждой отдельной финансовой
организации, над  верхней  границей  разрешенного  лимита. Данные  лимиты  пересчитываются
ежеквартально  в  соответствии  с  утвержденной  корпоративной  политикой, которая  учитывает
количественные  и  качественные  показатели  деятельности  финансовых  институтов. Лимиты
рассматриваются и утверждаются Комиссией по управлению финансовыми рисками Компании.

Финансовые активы, по которым у Группы возникает потенциальный кредитный риск, представлены
в  основном  дебиторской  задолженностью  покупателей  и  заказчиков  и  выданными  займами.
Балансовая  стоимость  данных  финансовых  активов, за  вычетом  обесценения, представляет  собой
максимальную  сумму, подверженную кредитному  риску. За исключением  обстоятельств  описанных
ниже, у  Группы  нет  существенной  концентрации  кредитного  риска. Хотя  степень  погашения
дебиторской задолженности подвержена влиянию экономических факторов, руководство считает, что
нет существенного риска потерь сверх суммы признанного обесценения.

Крупнейшим дебитором Группы по состоянию на 31 декабря 2013 года является PSA Peugeot Citroen
(компания, владеющая долей в размере 25% в Gefco S.A., дочерней компании Группы), дебиторская
задолженность  от  которой  составляет 391,4 миллиона  евро (17 601 миллион  рублей  по  курсу  на
31 декабря 2013 года). Данная задолженность представляет собой дебиторскую задолженность  перед
Группой Gefco за  оказанные  логистические  услуги. Прочая  дебиторская  задолженность  Группы
Gefco в размере 354,8 миллиона евро (15 955 миллионов рублей по курсу на 31 декабря 2013 года) по
состоянию на 31 декабря 2013 года представляет собой задолженность от значительного количества
иных клиентов Группы Gefco.
Основная  часть  продаж  транспортных  услуг  Компании  осуществляется  на  условиях  предоплаты.
Соответственно, дебиторская  задолженность  покупателей  и  заказчиков, за  исключением
задолженности  перед  Группой Gefco, включает  ограниченное  количество  контрагентов,
преимущественно  государственные  структуры.  Кроме  того,  ряд  дебиторов  Группы  по  расчетам  за
вспомогательные  услуги, такие, как  предоставление  тепла  и  электроэнергии, являются
муниципальными  предприятиями  и  государственными  организациями, испытывающими  недостаток
финансирования.

Крупнейшими дебиторами Группы после PSA Peugeot Citroen являются:
·

Агентство, которое осуществляет с Группой расчеты по субсидиям, выделенным ОАО «РЖД»
из федерального бюджета на возмещение эффекта регулирования тарифов (Примечание 26), и

·

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (далее – «Министерство»), которое
осуществляет возмещение разницы в стоимости билетов в отношении определенных категорий
пассажиров.

Основная  сумма  обесценения  дебиторской  задолженности, признанного  Группой, относится  к
Министерству и Агентству (Примечание 30).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

94

33.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

Группа  не  имеет  возможности  изменить  положения  законодательства, регулирующие  вопросы
оказания  услуг  по  предоставлению  доступа  к  инфраструктуре  пригородным  пассажирским
компаниям, также  как  и  предоставления  льгот  определенным  категориям  пассажиров, и  не  имеет
возможности  прекратить  оказание  услуг  данным  контрагентам. Группа  проводит  регулярные
переговоры  с  федеральными, региональными  и  муниципальными  органами  власти  в  отношении
условий погашения указанной дебиторской задолженности.

Максимальная  величина  активов  Группы, подверженных  кредитному  риску, равна  балансовой
стоимости данных финансовых активов по состоянию на 31 декабря 2013 и 2012 гг., и представлена
ниже:

2013 г.

2012 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты (за исключением наличных

денежных средств)

114 754

159 093

Банковские депозиты

1 879

5 019

Займы выданные

12 051

14 994

Дебиторская задолженность

78 037

64 720

Производные финансовые инструменты

970

1 178

Прочие

6 919

9 670

Итого активы, подверженные кредитному риску

214 610

254 674

Анализ  по  срокам  возникновения  финансовых  активов, являющихся  просроченными  или  в
отношении  которых  Группой  было  признано  обесценение  по  состоянию  на 31 декабря 2013 и
2012 гг., представлен ниже:

2013 г.

2012 г.

Сумма

Обесценение

Сумма

Обесценение

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Без просрочки

107 325

(7 469)

102 081

(6 500)

Просроченная

34 511

(34 511)

27 178

(27 178)

- менее 1 года

10 289

(10 289)

10 496

(10 496)

- более 1 года

24 222

(24 222)

16 682

(16 682)

Итого

141 836

(41 980)

129 259

(33 678)

Движение  резерва  под  обесценение  за  годы, закончившиеся 31 декабря 2013 года  и 2012 года
представлено ниже:

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

95

33.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

За год, закончившийся 31 декабря 2013 года:

Остаток на

1 января

2013 г.

Создано

за год

Восстанов-

лено

Использовано

Остаток на

31 декабря

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Резерв по текущим

финансовым активам

Дебиторская задолженность по

перевозкам

(12 157)

(817)

201

212

(12 561)

Прочая дебиторская

задолженность

(18 195)

(10 329)

1 295

1 923

(25 306)

(30 352)

(11 146)

1 496

2 135

(37 867)

Резерв по долгосрочным

финансовым активам

Займы выданные

(341)

(21)

14

182

(166)

Прочие финансовые активы

(2 985)

(962)

(3 947)

(3 326)

(983)

14

182

(4 113)

Итого

(33 678)

(12 129)

1 510

2 317

(41 980)

За год, закончившийся 31 декабря 2012 года:

Остаток на

1 января

2012 г.

Создано

за год

Восстанов-

лено

Использовано

Остаток на

31 декабря

2012 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Резерв по текущим

финансовым активам

Дебиторская задолженность по

перевозкам

(21 181)

(487)

106

9 405

(12 157)

Прочая дебиторская

задолженность

(9 850)

(10 705)

1 622

738

(18 195)

(31 031)

(11 192)

1 728

10 143

(30 352)

Резерв по долгосрочным

финансовым активам

Займы выданные

(236)

(159)

54

(341)

Прочие финансовые активы

(2 826)

(330)

171

(2 985)

(3 062)

(489)

225

(3 326)

Итого

(34 093)

(11 681)

1 953

10 143

(33 678)

Сумма  расходов  по  сомнительным  долгам, признанная  в  консолидированном  отчете  о  прибылях  и
убытках  в 2013 году, включает  убытки  по  созданию  и  прибыли  от  восстановления  резерва  под
обесценение  финансовых  активов  в  сумме 10 619 миллионов  рублей  (2012 год: 9 728 миллионов
рублей), списанную  на  финансовые  результаты  дебиторскую  задолженность  и  прочие  финансовые
активы в сумме 436 миллионов рублей (2012 год: 537 миллионов рублей) и движение по резерву под
обесценение  авансов  выданных  и  НДС  по  приобретенным  ценностям  в  сумме  убытка  нетто 363
миллиона рублей в 2013 году (2012 год: 637 миллионов рублей).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

96

33.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Риск ликвидности

Риск  ликвидности  состоит  в  том, что  Группа  может  быть  неспособна  своевременно  погашать  свои
обязательства. Группа  управляет  своей  ликвидностью  таким  образом, чтобы  обеспечить  наличие
достаточных  средств, необходимых  для  погашения  своих  обязательств  с  тем, чтобы  избежать
необоснованных убытков и негативного влияния на репутацию.

Группа управляет своей ликвидностью за счет поддержания достаточных остатков денежных средств
и кредитных ресурсов, регулярного мониторинга прогнозных и фактических денежных поступлений
и  расходов, а  также  за  счет  поддержания  равновесия  сроков  погашения  финансовых  активов  и
обязательств. Руководство  отслеживает  отношение  чистого  долга  к EBIDTA и EBIDTA к  нетто
расходам  по  процентам  как  ключевые  показатели, предусмотренные  политикой  Группы  по
управлению долгом.

На  ежемесячной  основе  Группа  подготавливает  финансовый  план, целью  которого  является
обеспечение  наличия  достаточных  денежных  средств  для  своевременной  оплаты  операционных
расходов, погашения  финансовых  обязательств, а  также  осуществления  необходимых  капитальных
вложений. Группа  определила  стандартные  сроки  платежей  по  кредиторской  задолженности  и
проводит соответствующий мониторинг своевременности платежей поставщикам и подрядчикам.

В  таблице, приведенной  ниже, представлен анализ  финансовых  обязательств  Группы  по  срокам  их
погашения. Данный  анализ  основывается  на  недисконтированных  договорных  суммах  финансовых
обязательств, включая  процентные  платежи. Такие  недисконтированные  денежные  потоки,
информацию  о  которых  Группа  раскрывает  в  соответствии  с  требованиями  МСФО (IFRS) 7
«Финансовые инструменты: раскрытие информации», отличаются от сумм, отраженных в отчете о
финансовом  положении, поскольку  суммы, отраженные  отчете  о  финансовом  положении,
определяются на основе дисконтированных денежных потоков. В связи с этим, представленная ниже
информация  о  сумме  недисконтированных денежных потоков  по заемным  средствам  отличается  от
информации  о  балансовой  стоимости  заемных  средств, представленной  в  Примечании 16.
Обязательства, погашаемые  по  предъявлению  требования, представлены  как  если  бы  такое
требование уже было получено. Соответственно, указанные обязательства включены в обязательства
к погашению в течение периода менее одного года.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

97

33.  Оценка  справедливой  стоимости, финансовые  инструменты, цели  и  принципы

управления рисками (продолжение)

Риск ликвидности (продолжение)

На 31 декабря 2013 г.

Менее 1 года

1- 3 года

Свыше 3 лет

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Задолженность с фиксированной ставкой процента
Заемные средства без учета процентов

52 030

156 203

293 056

Проценты по заемным средствам

42 112

50 159

77 742

Производные финансовые инструменты

- Контрактная стоимость к уплате

8 309

51 506

186 369

- Контрактная стоимость к получению

(9 626)

(53 605)

(169 077)

Обязательства по финансовой аренде

10 965

16 916

33 493

Задолженность с «плавающей» ставкой процента
Заемные средства без учета процентов

2 291

11 485

172 189

Проценты по заемным средствам

15 063

25 758

206 798

Беспроцентные обязательства
Кредиторская и прочая задолженность

237 970

1 367

Прочие краткосрочные обязательства

3 615

На 31 декабря 2012 г.

Менее 1 года

1- 3 года

Свыше 3 лет

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Задолженность с фиксированной ставкой процента
Заемные средства без учета процентов

59 829

119 903

232 633

Проценты по заемным средствам

38 756

43 392

71 944

Производные финансовые инструменты

- Контрактная стоимость к уплате

7 590

14 956

205 055

- Контрактная стоимость к получению

(9 020)

(17 911)

(192 041)

Обязательства по финансовой аренде

6 242

9 143

17 993

Задолженность с «плавающей» ставкой процента
Заемные средства без учета процентов

39 979

3 646

19 711

Проценты по заемным средствам

1 882

2 180

6 349

Беспроцентные обязательства
Кредиторская и прочая задолженность

247 328

2 956

Прочие краткосрочные обязательства

3 273

Рыночный риск

Рыночный  риск – это  риск  влияния  изменения  рыночных  факторов, включая  валютные  обменные
курсы, процентные  ставки  и  котировки  акций, на  финансовые  результаты  Группы  или  стоимость
принадлежащих  ей финансовых инструментов. Рыночный риск включает риск изменения обменных
курсов, риск изменения процентных ставок и риск изменения котировок акций.

Валютный риск

Валютный  риск – это  риск  понесения  убытков  в  связи  с  негативными  изменениями  валютных
обменных курсов в отношении активов и обязательств Группы, выраженных в иностранной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..