ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 54

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     52      53      54      55     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 54

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

363 

 

Долгосрочная часть

 

14 876 

4 140 

 

Финансовые расходы за год, закончившейся 31 декабря 2012 г., составили 2 302 миллионов рублей (2011 г.: 
2 607 миллионов рублей) и включены в консолидированном отчете о прибылях и убытках в статью Расходы 
по процентам и прочие аналогичные расходы
 (Примечание 28).  

 

Общая  сумма  обязательств  по  договорам  финансовой  аренды,  заключенным  со  связанными  сторонами 
Группы (см. определение в Примечании 30), составила по состоянию на 31 декабря 2012 г. 5 800 миллионов 
рублей  (2011  г.:  6  013  миллиона  рублей).  Эффективная  процентная  ставка  по  этим  договорам  составляет 
13%-24% годовых, средневзвешенная процентная ставка составляет приблизительно 18% годовых.  

 

 

Капитал 

 

Уставный капитал  

 

Уставный  капитал  Компании  на  31  декабря  2012  г.  состоит  из  1 887 709  216  (на  31  декабря  2011 г.: 
1 786 715 588)  разрешенных  к  выпуску,  выпущенных  и  находящихся  в  обращении  обыкновенных  акций 
номиналом 1 тысяча рублей каждая.  

 

В  2011  г.  Компания  выпустила  88 587 521  дополнительных  акций  номиналом  1 тысяча  рублей  каждая. 
Сумма денежных средств, полученная в 2011 г. за выпущенные акции, составила 88 588 миллионов рублей. 

 

В декабре 2011 г. Правительство Российской Федерации утвердило дополнительный выпуск  
40 460 952 обыкновенных акций номиналом 1 тысяча рублей каждая в общей сумме 40 461 миллион рублей. 
В  2012  г.  Компания  выпустила  40 160 952  дополнительных  акций  номиналом  1 тысяча  рублей  каждая  в 
общей  сумме  40  161  миллион  рублей.  В  ноябре  2012  г.  Правительство  Российской  Федерации  уведомило 
Компанию об отказе от приобретения 300 000 акций, и данные акции были аннулированы. 

 
21.   Капитал (продолжение) 

 

Уставный капитал (продолжение) 

 

В  декабре  2012  г.  Компания  выпустила  в  пользу  единственного  акционера  60 832 676  дополнительных 
акций  номиналом  1 тысяча  рублей  каждая.  Выпуск  был  одобрен  акционером  Компании  для  целей 
финансирования строительства объектов транспортной инфраструктуры, необходимой для проведения ХХII 
Олимпийских  игр  2014  г.  в  Сочи,  модернизации  прочих  объектов  транспортной  инфраструктуры  и 
мероприятий  по  развитию  транспортного  комплекса  Московского  региона.  Сумма  денежных  средств, 
полученная за выпущенные акции в декабре 2012 г., составила 60 832 миллиона рублей. 

 

В соответствии с российским законодательством, размер дивидендов ограничен размером нераспределенной 
и  незарезервированной  прибыли,  признанной  в  отчетности  Компании,  подготовленной  в  соответствии  с 
российскими стандартами бухгалтерского учета. 

 

В  2011  г.  акционер  Компании  утвердил  дивиденды  по  итогам  работы  за  2010  г.  в  сумме  3 985 миллионов 
рублей, которые были полностью выплачены в 2011 г. 

 

В  2012  г.  акционер  Компании  утвердил  дивиденды  по  итогам  работы  за  2011  г.  в  сумме  4 205 миллионов 
рублей, которые были полностью выплачены в 2012 г. 

 

 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

364 

 

 

 

 

Прочая выручка  

 

 

Прочая выручка за 2012 и 2011 гг., включала: 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от ремонта подвижного состава 

47 549 

17 962 

Доходы от продажи товаров 

31 446 

20 651 

Доходы от предоставления услуг здравоохранения 

23 399 

21 233 

Доходы от предоставления телекоммуникационных услуг 

18 227 

16 440 

Доход от предоставления услуг инфраструктуры 

12 208 

5 318 

Доход от предоставления услуг локомотивной тяги 

11 904 

10 887 

Доходы от транзита и продажи электро- и теплоэнергии 

10 395 

12 080 

Доход от предоставления логистических услуг 

8 043 

4 861 

Доход от предоставления коммунальных услуг 

7 446 

8 770 

Услуги локомотивных бригад 

7 356 

6 879 

Доход от строительства 

7 560 

5 660 

Доходы от сдачи в аренду подвижного состава и объектов 

железнодорожной инфраструктуры  

6 456 

29 211 

Доход от предоставления информационных и ИТ услуг 

2 360 

2 442 

Прочие доходы 

28 458 

49 643 

Итого прочая выручка 

222 807 

212 037 

 

 

Налоги (кроме налога на прибыль) 

 

Налоги (кроме налога на прибыль) за 2012 и 2011 годы, включали: 

 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Налог на имущество 

24 142 

24 384 

Невозмещаемый НДС  

4 909 

4 077 

Земельный налог  

1 897 

1 763 

Прочие налоги 

1 881 

2 375 

Итого налоги (кроме налога на прибыль) 

32 829 

32 599 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

365 

 

 

 
Прочие операционные расходы   

 

 
Прочие операционные расходы за 2012 и 2011 годы включали: 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Расходы на содержание охраны 

15 327 

13 410 

Расходы по услугам, связанным со строительством 

13 754 

12 615 

Услуги, оказанные иностранным железным дорогам 

13 514 

12 206 

Расходы на обучение персонала и командировочные расходы 

12 104 

9 806 

Расходы на обслуживание и экипировку подвижного состава 

11 930 

13 979 

Расходы на услуги связи 

7 633 

7 612 

Расходы по содержанию пути и полосы отвода 

7 171 

5 601 

Операционная аренда подвижного состава, включая грузовые вагоны 

5 287 

1 074 

Себестоимость реализованной недвижимости 

4 789 

5 301 

Расходы, связанные с предоставлением логистических услуг 

3 927 

4 052 

Расходы по обеспечению пожарной безопасности 

3 141 

2 978 

Консультационные расходы 

2 526 

2 604 

Расходы по страхованию 

2 005 

1 558 

Убыток по незавершенному строительному контракту  

6 675 

Прочие расходы 

23 442 

24 536 

Итого прочие операционные расходы 

126 559 

124 007 

 

 

Субсидии из федерального и местных бюджетов 

 

Субсидии из федерального и местных бюджетов за годы, закончившиеся 31 декабря 2012 г. и 2011 г. 
включали: 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Субсидии из федерального бюджета на возмещение эффекта 

регулирования тарифов – пассажирские перевозки дальнего 
следования 

29 992 

29 946 

Субсидии из федерального бюджета на возмещения эффекта 

регулирования тарифов – пригородные пассажирские перевозки 

21 186 

21 186 

Субсидии из федерального бюджета на возмещение эффекта 

регулирования тарифов – грузовые перевозки 

360 

1 352 

Субсидии из региональных и муниципальных бюджетов и прочие 

субсидии 

5 185 

4 852 

Итого субсидии из федерального и местных бюджетов 

56 723 

57 336 

 

 

 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

366 

 

 Прочие доходы 

 

Прочие доходы за годы, закончившиеся 31 декабря 2012 г. и 2011 г., включали: 

 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от аренды прочего имущества  

7 402 

4 758 

Прибыль от выбытия активов, классифицированных как 

предназначенные для продажи, нетто (А) 

6 781 

9 658 

Прибыль от выбытия основных средств, нетто 

2 344 

3 843 

Штрафы, выставленные клиентам 

1 961 

3 954 

Безвозмездно полученные активы 

955 

517 

Прибыль от потери существенного влияния, нетто  

129 

2 260 

Прибыль от выбытия материально-производственных запасов, нетто 

– 

1 770 

Прочие доходы (Б) 

6 737 

5 931 

Итого прочие доходы 

26 309 

32 691 

 

 
 
 
26.   Прочие доходы (продолжение) 

 
(А) 

В  2012  г.  прибыль  от  выбытия  активов,  классифицированных  как  предназначенные  для  продажи, 
включает  прибыль  от  продажи  доли  Группы  в  ОАО  «Первая  грузовая  компания»  в  сумме  1  670 
миллионов рублей (Примечание 15) и прибыль от продажи доли в ОАО «Транскредитбанк» в сумме 5 
065 миллионов рублей (Примечание 15).  

 

В  2011  г.  прибыль  от  выбытия  активов,  классифицированных  как  предназначенные  для  продажи, 
включает  прибыль от  потери контроля над  дочерней  компанией ЗАО «Русагротранс»  в сумме  2 668 
миллионов рублей (Примечание 5) и прибыль от продажи грузовых вагонов в сумме 6 990 миллионов 
рублей. 

 

(Б) 

В  2011  г.  прочие  доходы  включали  в  себя  прибыль  от  уменьшения  доли  участия  в  ОАО 
«ТрансКредитБанк» в сумме 1 628 миллионов рублей (Примечание 15). 

 

 
Прочие расходы 

 
Прочие расходы за годы, закончившиеся 31 декабря 2012 и 2011 гг., включали: 
 
 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Дополнительный взнос в пенсионный фонд (Примечание 17) 

8 367 

– 

Расходы по банковским услугам 

4 739 

3 528 

Расходы по аренде 

4 736 

4 940 

Штрафы, выставленные клиентами 

4 519 

3 223 

Убыток от выбытия материально-производственных запасов, нетто  

4 213 

– 

Изменения в резерве под иски и претензии, нетто (Примечание 18) 

3 515 

821 

Взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации 

3 442 

3 225 

Убыток от обесценения инвестиций в ассоциированные компании (А) 

2 228 

950 

Благотворительность и спонсорская помощь 

1 762 

287 

Резерв по гарантиям 

– 

2 680 

Прочие расходы 

5 890 

3 188 

Итого прочие расходы 

43 411 

22 842 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

367 

 

(А) 

В 2012 г. убыток от обесценения инвестиций в ассоциированные компании включает в себя убыток от 
обесценения  доли  владения  в  ОАО  «Центральная  пассажирская  пригородная  компания»  в  сумме 
2 219 миллионов рублей (Примечание 6).  

 

Расходы по процентам и прочие аналогичные расходы, нетто 

 
Расходы  по  процентам  и  прочие  аналогичные  расходы,  нетто  за  годы,  закончившиеся  31 декабря  2012 и 
2011 гг., включали: 

 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы по процентам и прочие аналогичные доходы 

8 455 

6 584 

Расходы по процентам прочие аналогичные расходы  

(7 941) 

(7 848) 

Финансовые и прочие доходы 

114 

178 

Финансовые и прочие расходы 

(2 302) 

(2 607) 

Итого расходы по процентам и прочие аналогичные расходы, нетто 

(1 674) 

(3 693) 

 

Налог на прибыль 

 

Основные компоненты расходов по налогу на прибыль за годы, закончившиеся 31 декабря 2012 и 2011 гг.: 

 

2012 г. 

2011 г. 

пересчитано 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Консолидированный отчет о прибылях и убытках 

 

 

Текущий налог на прибыль: 

 

 

Расходы по налогу на прибыль – текущая часть 

(54 431) 

(65 187) 

Корректировка в отношении текущего налога на прибыль предыдущих 

лет и штрафы и пени по налогу на прибыль, нетто 

(94) 

(800) 

Резерв по обязательствам по налогу на прибыль (Примечание 18) 

3 190 

5 064 

  

 

 

Отложенный налог на прибыль: 

 

 

Связанный с возникновением и восстановлением временных разниц

 

6 747 

(21 143) 

Расходы по налогу на прибыль, отраженные в отчете о прибылях и 

убытках

 

(44 588) 

(82 066) 

Налог на прибыль, отраженный в составе прочего совокупного дохода

 

242 

58 

Итого налог на прибыль 

 

(44 346) 

(82 008) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

368 

 

Отложенный налог на прибыль, в миллионах рублей, включает следующее: 

 

 

31 декабря  

2011 г., 

пересчитано

 

Возникающий 

при 

приобретении 

дочерних 

компаний

 

Выбытие 

дочерней 

компании

 

Признанный в 

прочем 

совокупном 

доходе

 

Признание и 

восстановление 

временных 

разниц в 

прибылях и 

убытках

 

31 декабря  

2012 г.

 

Эффект на отложенный налог 

налогооблагаемых 
временных разниц

 

 

 

 

 

 

 

Оценка основных средств

 

(68 985) 

(3 868) 

950 

– 

(8 556) 

(80 459) 

Оценка инвестиций в дочерние 

и ассоциированные компании

 

(16 511) 

– 

– 

– 

12 347 

(4 164) 

Оценка инвестиционной 

недвижимости

 

(2 341) 

– 

– 

224 

107 

(2 010) 

Эффект на отложенный налог 

вычитаемых временных 
разниц

 

 

 

 

 

 

 

Пенсионные и прочие 

обязательства перед 
работниками  
(Примечание 19)

 

18 692 

447 

(247) 

– 

244 

19 136 

Оценка нематериальных 

активов

 

796 

(10 374) 

– 

– 

(95) 

(9 673) 

Оценка дебиторской 

задолженности

 

4 341 

– 

(156) 

– 

(2 512) 

1 673 

Кредиторская задолженность/ 

Начисленные обязательства

 

6 458 

– 

(83) 

– 

4 354 

10 729 

Оценка производных 

финансовых инструментов

 

1 655 

– 

– 

11 

848 

2 514 

Прочие

 

(184) 

169 

42 

10 

44 

Итого отложенное налоговое 

(обязательство)/актив

 

(56 079) 

(13 626) 

506 

242 

6 747 

(62 210) 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

369 

 

 

29.   Налог на прибыль (продолжение) 

 

 

1 января  

2011 г., 

пересчитано

 

Возникающий 

при 

приобретении 

дочерних 

компаний

 

Выбытие 

дочерней 

компании

 

Признанный 

в прочем 

совокупном 

доходе

 

Признание и 

восстановление 

временных 

разниц в 

прибылях и 

убытках

 

31 декабря  

2011 г. , 

пересчитано

 

Эффект на отложенный налог 

налогооблагаемых 
временных разниц

 

 

 

 

 

 

 

Оценка основных средств

 

(61 899) 

(294) 

2 386 

– 

(9 178) 

(68 985) 

Оценка инвестиций в дочерние 

и ассоциированные компании

 

(18 252) 

(4) 

76 

– 

1 669 

(16 511) 

Оценка инвестиционной 

недвижимости

 

(2 123) 

– 

– 

– 

(218) 

(2 341) 

Эффект на отложенный налог 

вычитаемых временных 
разниц

 

 

 

 

 

 

 

Пенсионные и прочие 

обязательства перед 
работниками  
(Примечание 19)

 

28 525 

– 

(187) 

– 

(9 646) 

18 692 

Оценка нематериальных 

активов

 

796 

 

– 

– 

– 

796 

Оценка дебиторской 

задолженности

 

4 013 

(12) 

323 

– 

17 

4 341 

Кредиторская задолженность/ 

Начисленные обязательства

 

12 578 

47 

(1 114) 

– 

(5 053) 

6 458 

Оценка производных 

финансовых инструментов

 

1 107 

(10) 

– 

– 

558 

1 655 

Прочие

 

(610) 

(152) 

(188) 

58 

708 

(184) 

Итого отложенное налоговое 

(обязательство)/актив

 

(35 865) 

(425) 

1 296 

58 

(21 143) 

(56 079) 

 

По  состоянию  на  31  декабря  2012  г.  Группа  признала  отложенное  обязательство  по  налогу  на  прибыль  в 
общей  сумме  4  164  миллиона  рублей  (2011  г.:  17 745  миллионов  рублей),  возникающее  вследствие 
налогооблагаемых временных разниц, связанных с инвестициями в дочерние и ассоциированные компании, 
планируемыми к выбытию в обозримом будущем. 

 
Руководство  Группы  пришло  к  выводу  о  том,  что  не  представляется  практически  возможным  оценить 
оставшуюся величину временных разниц, связанных с инвестициями Группы в дочерние компании. 
 
Как  указано  в  Примечании  21,  дивиденды  могут  быть  объявлены  только  из  нераспределенной  и 
незарезервированной  прибыли,  признанной  в  отчетности  Компании,  подготовленной  в  соответствии  с 
российскими стандартами бухгалтерского учета.  

 

По  состоянию  на  31  декабря  2012  г.  Группа  не  признала  отложенные  налоговые  активы  в  сумме 
8 568 миллионов рублей (2011 г.: 5 662 миллиона рублей). 

 

Выплата дивидендов Группой акционеру не влечет последствий в отношении налога на прибыль. 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

370 

 

29.   Налог на прибыль (продолжение) 

 
Теоретический  налог  на  прибыль,  рассчитанный  на  основе  прибыли  до  налогообложения,  соотносится  с 
фактическим налогом на прибыль, отраженным в консолидированных отчетах о прибылях и убытках за 2012 
и 2011 гг., следующим образом: 
 

 

2012 г. 

2011 г. 

пересчитано 

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

Бухгалтерская прибыль до налогообложения

 

122 850 

251 654 

По ставке налога на прибыль, установленной российским 

законодательством, 20% (2011 г.: 20%)

 

24 570 

50 331 

Корректировки в отношении текущего налога на прибыль предыдущих 

лет и штрафов по налогу на прибыль, нетто

 

94 

800 

Резерв по обязательствам по налогу на прибыль

 

(3 190) 

(5 064) 

Расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и 

прочие эффекты:

 

 

 

вознаграждения сотрудников, не уменьшающие налоговую базу

 

8 029 

15 010 

социальные расходы, не уменьшающие налоговую базу

 

4 506 

4 680 

прочие расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на 

прибыль, и прочие эффекты, нетто

 

10 338 

14 223 

Признание отложенного налогового обязательства в отношении 

инвестиций в дочерние и ассоциированные компании

 

241 

2 086 

По эффективной ставке налога на прибыль 36% (2011: 33%) 

44 588 

82 066 

 

 

 

Расходы по налогу на прибыль, отраженные в консолидированном 

отчете о прибылях и убытках

 

44 588 

82 066 

 

 

Операции со связанными сторонами 

 

В  соответствии  с  определением  МСФО  (IAS)  24  «Раскрытие  информации  о  связанных  сторонах» 
предприятие  является  связанным  с  предприятием-составителем  финансовой  отчетности,  если  соблюдено 
любое из следующих условий: 

(a) 

рассматриваемое предприятие и предприятие-составитель финансовой отчетности являются членами 
одной  группы  (что  означает,  что  все  материнские,  дочерние  и  сестринские  компании  являются 
связанными сторонами по отношению друг к другу); 

(б) 

одно  предприятие  является  ассоциированной  компанией  или  совместным  предприятием  второго 
предприятия  (либо  ассоциированной  компанией  или  совместным  предприятием  члена  группы,  в 
которую входит второе предприятие); 

(в) 

оба предприятия являются совместными предприятиями одной и той же третьей стороны; 

(г) 

одно  предприятие  является  совместным  предприятием,  а  второе  предприятие  является 
ассоциированной компанией одной и той же третьей стороны; 

(д) 

предприятие представляет собой фонд вознаграждений по окончании трудовой деятельности в пользу 
работников либо предприятия-составителя финансовой отчетности,  либо предприятия,  являющегося 
связанной стороной предприятия-составителя отчетности. Если предприятие-составитель отчетности 
само является таким фондом, то финансирующие  его  работодатели также  являются его связанными 
сторонами; 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

371 

 

 

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 
(е) 

предприятие находится под контролем или совместным контролем лица, которое: 

I.  обладает  контролем  или  совместным  контролем  над  предприятием-составителем  финансовой 

отчетности; 

II.  обладает существенным влиянием на предприятие-составителя финансовой отчетности; либо 

III. является  членом  ключевого  управленческого  персонала  предприятия-составителя  финансовой 

отчетности (или материнской компании предприятия-составителя финансовой отчетности). 

 
В  отношении  каждой  возможной  операции  со  связанной  стороной  во  внимание  принимается  сущность 
операции, а не только ее правовая форма. 
 
Связанные  стороны  могут  осуществлять  операции,  которые  не  имели  бы  места  между  сторонними 
компаниями.  Также  могут  отличаться  условия  и  суммы  таких  операций  в  сравнении  с  аналогичными 
операциями между несвязанными сторонами. 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

372 

 

 

30.  

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

Наиболее  существенные  остатки  задолженностей  по  операциям  со  связанными  сторонами  на  31 декабря 
2012  г.  и  2011  г.  представлены  ниже  (характер  взаимоотношений  Группы  с  указанными  связанными 
сторонами соответствует определениям, приведенным в п.п. (а)-(е) выше):  

 

 

2012 г. 

2011 г. 

Связанная сторона, Характер отношений,  

Характер операций 

Дебиторская 

задолжен-

ность 

(Кредиторская 

задолжен-

ность) 

Дебиторская 

задолжен-

ность 

(Кредиторская 

задолжен-

ность) 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Операции с ассоциированными и совместно 

контролируемыми компаниями (б) 

 

 

 

 

Относящаяся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам  

822 

(30) 

2 236 

(857) 

Аренда 

1 508 

(1 248) 

325 

(1) 

Ремонт и техническое обслуживание 

103 

(59) 

18 

(17) 

Прочие 

81 

(43) 

1 285 

(4 232) 

Относящаяся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Приобретение подвижного состава и запасных частей 

7 413 

(8 186) 

7 508 

(6 214) 

Аренда подвижного состава 

– 

(3) 

– 

– 

Приобретение оборудования, кроме подвижного состава 

716 

(2 160) 

11 

(2 667) 

Услуги по перевозкам  

(300) 

(728) 

Расчетно-кассовое обслуживание и инкассация 

– 

– 

28 

(15) 

Проектно-изыскательские работы 

– 

(939) 

(1 918) 

Ремонт и техническое обслуживание 

510 

(3 239) 

– 

(281) 

Прочие 

77 

(1 525) 

882 

(2 627) 

Министерства Российской Федерации (a) 

 

 

 

 

Относящаяся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам  

1 002 

(2 291) 

1 586 

(205) 

Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава 

31 

– 

237 

– 

Прочие 

19 

(77) 

150 

(5) 

Относящаяся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Охрана и услуги пожарной безопасности 

– 

(1 047) 

(747) 

Прочие 

– 

(16) 

13 

(6) 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Относящаяся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам  

(8 324) 

57 

(11 630) 

Электричество 

477 

– 

345 

– 

Строительство 

324 

(6 472) 

213 

(2 533) 

Услуги связи 

317 

(515) 

237 

(17) 

Прочие 

150 

(82) 

249 

(296) 

Относящаяся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Топливо 

30 

(3 435) 

61 

(1 787) 

Приобретение подвижного состава 

24 

(13) 

(13) 

Электроэнергия и теплоэнергия 

32 

(89) 

16 

(99) 

Прочие 

220 

(1 554) 

4 225 

(735) 

Операции с компаниями, находящимися под контролем 

или совместным контролем ключевого 
управленческого персонала Группы (е)
 

 

 

 

 

Относящаяся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Электричество 

36 

– 

12 

– 

Прочие 

39 

– 

– 

– 

Относящаяся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Электроэнергия и теплоэнергия 

62 

(2 004) 

303 

(476) 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

373 

 

 

30.  

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

 

2012 г. 

2011 г. 

Связанная сторона, Характер отношений, Характер 

операций 

Дебиторская 

задолжен-

ность 

(Кредиторская 

задолжен-

ность) 

Дебиторская 

задолжен-

ность 

(Кредиторская 

задолжен-

ность) 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Операции с ассоциированными компаниями (б) 

 

 

 

 

Дивиденды полученные 

53 

– 

– 

– 

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Агентство по страхованию вкладов (a) 

 

 

 

 

Займы полученные (Примечание 16) 

– 

(13 406) 

– 

(15 136) 

 

 

 

 

 

Компании, контролируемые государством (a) 

 

 

 

 

Займы полученные 

– 

(59 015) 

– 

(86 401) 

 

 

 

 

 

Министерства Российской Федерации (a) 

 

 

 

 

Прочие обязательства 

– 

– 

– 

(1 497) 

 

 

 

 

 

Ассоциированные компании (б) 

 

 

 

 

Займы полученные 

– 

(22) 

– 

(7 330) 

 

 

 

 

 

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ 

 

 

 

 

Пенсионные фонды (д) 

 

 

 

 

Задолженность перед пенсионным фондом 

– 

(4 853) 

241 

(5) 

 

Наиболее  существенные  операции  со  связанными  сторонами  представлены  ниже  (характер 
взаимоотношений Группы с указанными связанными сторонами соответствует определениям, приведенным 
в п.п. (а)-(е) выше): 

 

 

2012 г. 

2011 г. 

Связанная сторона, Характер отношений, Характер 

операций 

Продажи/ 

доходы* 

(Закупки)/ 

(расходы)* 

Продажи/ 

доходы* 

(Закупки)/ 

(расходы)* 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Операции с ассоциированными и совместно 

контролируемыми компаниями (б) 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам  

67 960 

(3 007) 

32 541 

(3 687) 

Аренда 

11 156 

– 

4 313 

– 

Ремонт и техническое обслуживание 

28 397 

(3 164) 

1 664 

(1 950) 

Прочие 

1 679 

(7 336) 

13 397 

(8 311) 

Приобретение подвижного состава и запасных частей 

– 

(68 660) 

– 

(62 703) 

Аренда подвижного состава 

– 

(1 751) 

– 

– 

Приобретение оборудования, кроме подвижного состава 

– 

(4 994) 

– 

(9 843) 

Расчетно-кассовое обслуживание и инкасация 

– 

(2 950) 

– 

(1 710) 

Проектно-изыскательские работы  

– 

(2 467) 

– 

(2 981) 

 

 

 

 

 

Министерства Российской Федерации (a) 

 

 

 

 

Субсидии (Примечание 25) 

56 723 

– 

57 336 

– 

Услуги по перевозкам  

20 374 

– 

27 702 

– 

Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава 

702 

– 

664 

– 

Прочие 

989 

– 

702 

– 

Охрана и услуги пожарной безопасности 

– 

(19 934) 

– 

(13 516) 

Прочие 

– 

(113) 

– 

(71) 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

374 

 

 

30.   Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

 

2012 г. 

2011 г. 

Связанная сторона, Характер отношений, Характер 

операций 

Продажи/ 

доходы* 

(Закупки)/ 

(расходы)* 

Продажи/ 

доходы* 

(Закупки)/ 

(расходы)* 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (продолжение) 

 

 

 

 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам  

160 240 

– 

157 078 

– 

Электричество 

5 199 

– 

4 492 

– 

Строительство 

4 928 

– 

1 072 

– 

Услуги связи 

1 951 

(60) 

1 609 

– 

Прочие 

2 935 

– 

3 316 

– 

Топливо 

– 

(38 747) 

– 

(33 178) 

Приобретение подвижного состава 

– 

(16 769) 

– 

(3 846) 

Электроэнергия и теплоэнергия 

– 

(1 161) 

– 

(2 638) 

Прочие 

– 

(5 741) 

– 

(5 170) 

 

 

 

 

 

Операции с компаниями, находящимися под контролем 

или совместным контролем ключевого 
управленческого персонала Группы (е) 

 

 

 

 

Электричество 

596 

– 

553 

– 

Прочие 

12 

– 

– 

– 

Электроэнергия и теплоэнергия 

– 

(113 222) 

– 

(111 375) 

 

 

 

 

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Продажа ОАО «ТрансКредитБанк» 

20 365 

– 

– 

– 

 

 

 

 

 

Операции с ассоциированными компаниями (б) 

 

 

 

 

Дивиденды полученные 

1 362 

– 

– 

– 

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ 

 

 

 

 

Пенсионные фонды (д) 

 

 

 

 

Пенсионные взносы и другие операции 

447 

(36 662) 

521 

(24 332) 

 

*   Суммы включают НДС, если применимо. 

 
В течение года, закончившегося 31 декабря 2012 г. компании Группы имели банковские счета в кредитных 
организациях,  контролируемых  государством.  Остаток  денежных  средств  и  депозитов  на  счетах  в  данных 
кредитных организациях по состоянию на 31 декабря 2012 г. и 2011 г. имел следующую структуру: 
 
 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Денежные средства на банковских счетах в банках, контролируемых 

государством 

128 542 

210 438 

Краткосрочные депозиты в банках, контролируемых государством 

2 922 

2 921 

Долгосрочные депозиты в банках, контролируемых государством 

– 

3 000 

Итого 

131 464 

216 359 

 

 
За  2012  г.  процентные  доходы  от  операций  со  связанными  сторонами  составили  5  289  миллионов  рублей 
(2011 г.: 3 383 миллионов рублей), а процентные расходы по операциям со связанными сторонами составили 
3 682 миллионов рублей (2011 г.: 2 937 миллионов рублей). 
 
Ставка процента по кредитам, полученным Группой от связанных сторон, варьировалась за 2012 г. от 0 % до 
20% (2011 г.: 1%-20%). 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

375 

 

 
30.  

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 
Группа имела следующие гарантии в отношении связанных сторон на 31 декабря 2012 г. и 2011 г.: 

 

 

2012 

2011 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Суммы гарантий, выданных  Группой за связанные стороны 

6 403 

7 080 

Суммы гарантий, выданных Группой связанным сторонам 

4 015 

– 

Суммы гарантий, полученных Группой от связанных сторон 

13 279 

19 467 

 

Кроме того, за год, закончившийся 31 декабря 2012 г., Группа имеет право на получение от федеральных и 
региональных министерств Российской Федерации возмещения разницы в стоимости билетов в отношении 
ряда  категорий  пассажиров  в  размере  1  100  миллионов  рублей  (2011  г.:  6  130  миллионов  рублей).  Сумма 
дебиторской задолженности по возмещению разницы в стоимости пассажирских билетов по состоянию на 
31 декабря 2012 г. составила 10 958 миллионов рублей (31 декабря 2011 г.: 12 851 миллион рублей). Группа 
признала  обесценение  данной  непогашенной  по  состоянию  на  31 декабря  2012  г.  дебиторской 
задолженности в размере 10 942 миллионов рублей (31 декабря 2011 г: 12 851 миллион рублей). 
 
В  2012  г.,  Группа  получила  правительственные  гранты  на  капитальный  ремонт  транспортной 
инфраструктуры  и  на  другие  цели  от  Федерального  агентства  железнодорожного  транспорта  в  размере  22 
817 миллионов рублей. 
 
Общая  сумма  обязательств  по  договорам  финансовой  аренды,  заключенным  со  связанными  сторонами 
Группы,  составила  5  800  миллионов  рублей  по  состоянию  на  31  декабря  2012  г.  (2011 г.:  6 013  миллиона 
рублей). Эффективная процентная ставка по этим договорам составляет 13% – 24% годовых (в 2011 г.: 7% – 
24%).  В  состав  основных  средств,  полученных  по  договорам  финансовой  аренды,  включены  основные 
средства, полученные от предприятий, контролируемых государством, и прочих связанных сторон. Общая 
сумма  таких  активов  составила  по  состоянию  на  31  декабря  2012  г.  10  203  миллионов  рублей  (2011  г.: 
27 019 миллиона рублей).  

 

Ключевой  управленческий  персонал  включает  членов  Совета  Директоров  и  Правления  Компании.  Сумма 
вознаграждения членов Правления составила за 2012 г. 1 497 миллион рублей, не включая налог на доходы 
физических лиц (НДФЛ) в размере 224 миллионов рублей (за 2011 г.: 1 041 миллионов рублей, НДФЛ – 156 
миллионов  рублей),  и  включает  в  себя  краткосрочные  виды  вознаграждений.  Сумма  вознаграждения 
выплаченного  членам  Совета  Директоров  за  2012  г.  составляет  44  миллиона  рублей  (в  2011  г. 
вознаграждение не выплачивалось). 
 

Договорные и условные обязательства 

 

Общеэкономическая и политическая ситуация

 

 

Изменения  в  политической  ситуации,  законодательстве,  налоговом  и  нормативном  регулировании 
оказывают  влияние  на  финансово-хозяйственную  деятельность  и  рентабельность  операций  Группы. 
Характер  и  частота  таких  изменений  и  связанные  с  ними  риски,  которые,  как  правило,  не  покрываются 
страхованием,  также  как  и  их  влияние  на  будущую  деятельность  и  рентабельность  операций  Группы, 
непредсказуемы. 

 

В  частности,  реализация  Программы  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте  на  период  с 
2001 по  2010 гг.,  одобренной  Правительством  Российской  Федерации  в  2001 г.,  а  также  ее  последующие 
этапы,  которые  должны  быть  завершены  до  конца  2015 г.  в  рамках  реализации  Стратегии  развития 
железнодорожного транспорта на период до 2030 г., утвержденной Правительством Российской Федерации 
в 2008 г. («Программа Реформы»), с высокой вероятностью окажут существенное влияние на хозяйственную 
деятельность Компании. 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

376 

 

 
31. 

Договорные и условные обязательства (продолжение) 

 
Общеэкономическая и политическая ситуация (продолжение)

 

 
Основной  целью  Программы  Реформы  является  привлечение  финансовых  ресурсов,  необходимых  для 
замены  и  модернизации  существующих  основных  средств  и  строительства  новых  объектов 
железнодорожной  инфраструктуры,  и  формирование  конкурентной  среды  в  области  пассажирских  и 
грузовых  железнодорожных  перевозок  и  эксплуатации  грузового  подвижного  состава.  Ожидается,  что  по 
завершении  Программы  Реформы  Компания  останется  единственным  собственником  и  оператором 
железнодорожной  инфраструктуры,  способствуя  тем  самым  формированию  конкурентной  среды  по 
оперированию  грузовым  подвижным  составом,  и  продаст  контролирующие  доли  в  уставных  капиталах 
большинства своих дочерних предприятий в прочих операционных сегментах (таких как телекоммуникации, 
строительство, ремонт вагонов, прочих сегментах). В течение 2012 г. Компания продолжила продажу долей 
в  уставных  капиталах  дочерних  и  ассоциированных  обществ  (Примечания  5,  6  и  15)  и  привлекла 
дополнительные  средства  посредством  размещения  сертификатов  долевого  участия  в  займах  (Примечание 
16). 

 
Политика в области регулирования тарифов 
 
Возможная  реформа  тарифной  политики,  включая  отказ  от  перекрестного  субсидирования,  может  оказать 
существенное  влияние  на  финансовое  положение  Компании.  Компания  ведет  постоянные  дискуссии  с 
Правительством Российской Федерации о формировании тарифов на услуги железнодорожного транспорта, 
включая  выравнивание  тарифов  на  внутренние  и  международные  перевозки,  а  также  повышение  уровня 
тарифов.  
 
В  четвертом  квартале  2012  г.  Правительство  Российской  Федерации  утвердило  план  мероприятий  по  
разработке  политики  и  процедур  установления  тарифов  на  пятилетний  период,  который  Компания 
подготовила совместно с Федеральной Службой по Тарифам и профильными министерствами. Ожидается, 
что  тарифы  будут  рассчитываться  с  учетом  доходности  на  вложенный  капитал,  подобно  тарифам, 
основанным на регулируемой базе активов (так называемые RAB тарифы), недавно принятым в российском 
энергетическом  секторе.  В  настоящее  время  федеральные  министерства  и  ведомства,  совместно  с 
Компанией, ведут работы по разработке и принятию соответствующих нормативных актов. 
 
На  данный  момент  невозможно  предсказать,  последуют  ли  в  будущем  какие-либо  изменения  в  области 
регулирования  тарифов.  В  консолидированной  финансовой  отчетности  не  были  отражены  какие-либо 
корректировки,  которые  могли  бы  возникнуть  как  следствие  указанных  выше  неопределенностей.  Такие 
последствия будут отражены в консолидированной финансовой отчетности Группы только тогда, когда они 
проявятся, и станет возможной их денежная оценка. 

 
Налогообложение 
 
В настоящее время в России действует ряд налогов, установленных на федеральном и региональном уровне. 
Эти  налоги  включают  налог  на  добавленную  стоимость,  налог  на  прибыль  предприятий,  налог  на 
имущество, налог на доходы физических лиц и отчисления на социальное обеспечение, а также некоторые 
другие. 

 

 

 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

377 

 

31. 

Договорные и условные обязательства (продолжение) 

 
Налогообложение (продолжение) 
 
Российское  налоговое,  валютное  и  таможенное  законодательство  допускает  различные  толкования  и 
подвержено частым изменениям. Интерпретация руководством данного законодательства применительно к 
операциям  Группы  может  быть  оспорена  соответствующими  местными  или  федеральными  органами. 
Недавние события, произошедшие в Российской Федерации, указывают на то, что налоговые органы могут 
занять  более  жесткую  позицию  при  интерпретации  законодательства  и  проверке  налоговых  расчетов.  Как 
следствие,  налоговые  органы  могут  предъявить  претензии  по  тем  сделкам  и  методам  учета,  по  которым 
раньше они претензий не предъявляли. В результате, могут быть начислены значительные дополнительные 
налоги,  пени  и  штрафы.  Помимо  этого,  сложности,  связанные  с  особенностями  организационной  и 
операционной структуры Группы, негативно сказываются на способности Группы обеспечить  надлежащее 
применение отдельных положений налогового законодательства, создавая, таким образом, дополнительные 
риски и, как следствие, условные обязательства в области налогообложения. 

 

Налоговые  проверки  могут  охватывать  три  календарных  года  деятельности,  непосредственно 
предшествовавшие году проверки. При определенных условиях проверке могут быть подвергнуты и более 
ранние периоды.  

 

До  2012  г.,  российское  законодательство  по  трансфертному  ценообразованию  разрешало 
налоговым  органам  России  применять  корректировки  налоговой  базы  и  доначислять  суммы 
налога на прибыль к уплате в отношении всех контролируемых сделок (за исключением сделок, 
заключенных по ценам регулируемым государством), если цена, примененная в сделке, отличается 
от рыночных цен, в ту или иную сторону, на более, чем 20%. 
  
Новое российское законодательство по трансфертному ценообразованию, которое вступило в силу 
1

 января 2012 г., разрешает налоговым органам России применять корректировки налоговой базы 

и доначислять суммы налога на прибыль к уплате в отношении всех контролируемых сделок, если 
цена, примененная в сделке, отличается от диапазона рыночных цен. 

 

Перечень  контролируемых  сделок  включает  сделки,  заключаемые  между  взаимозависимыми  лицами,  а 
также отдельные виды трансграничных сделок. Сделки на внутреннем рынке подпадают под новые правила 
в том случае, если объем всех сделок между взаимозависимыми лицами за 2012 г. превышает 3 миллиарда 
рублей. В случае доначисления налога на прибыль одной из сторон по сделке на внутреннем рынке другая 
сторона  может  внести  соответствующую  корректировку  в  свои  обязательства  по  налогу  на  прибыль  на 
основании специального уведомления о симметричной корректировке, выпущенной налоговыми органами.  

 

Действующие в России правила в области трансфертного ценообразования существенно увеличили нагрузку 
на  налогоплательщиков  по  соблюдению  налогового  законодательства  в  сравнении  с  правилами 
трансфертного ценообразования,  действовавшими до 2012 г., в частности, бремя доказывания рыночности 
применяемых  цен  переложено  с  российских  налоговых  органов  на  налогоплательщиков.  Эти  правила 
применяются не только к сделкам, совершенным в 2012 г., но и к предыдущим сделкам с взаимозависимыми 
лицами,  если  соответствующие  им  доходы  и  расходы  были  признаны  в  2012  г.  В  отношении  сделок  с 
ценными  бумагами  и  производными  финансовыми  инструментами  применяются  особые  правила 
трансфертного ценообразования. 

 

В  2012  г.  Группа  определила  свои  налоговые  обязательства,  вытекающие  из  контролируемых  сделок,  на 
основе фактических цен сделок. 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

378 

 

 

31. 

Договорные и условные обязательства (продолжение) 

 
Налогообложение (продолжение) 
 
Ввиду неопределенности и недостаточной практики применения действующего в России законодательства 
по  трансфертному  ценообразованию  российские  налоговые  органы  могут  оспорить  уровень  цен, 
примененных Группой в контролируемых сделках и доначислить применимые налоги к уплате, если Группа 
не  сможет доказать, что в контролируемых сделках  использовались рыночные  цены, а  также  что Группой 
представлена  надлежащая  отчетность  в  российские  налоговые  органы,  подкрепленная  соответствующей 
документацией по трансфертному ценообразованию, имеющейся в ее распоряжении. 

 
По  мнению  руководства,  резервы,  связанные  с  обязательствами  по  уплате  налогов  (Примечания  18  и  29) 
отражены в консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2012 г. в достаточной 
сумме  с  учетом  указанных  выше  рисков.  Однако  существует  вероятность  того,  что  соответствующие 
государственные  органы  могут  занять  иную  позицию  в  отношении  вопросов,  допускающих  возможность 
неоднозначного толкования, что может оказать существенное влияние на финансовую отчетность Группы. 

 
Существующие и потенциальные иски против Группы 
 
Группа  участвует  в  судебных  разбирательствах,  возникших  в  ходе  нормального  ведения  финансово–
хозяйственной  деятельности.  Указанные  разбирательства  связаны,  в  основном,  с  вопросами  применения 
тарифов  на  перевозку.  По  состоянию  на  31  декабря  2012 г.  был  создан  резерв  в  размере  6 565  миллионов 
рублей  (2011  г.:  2 447  миллионов  рублей)  под  возможные  риски,  связанные  с  неблагоприятным  исходом 
судебных разбирательств для Группы (Примечание 18). 
 
В  декабре  2011  г.  Федеральная  антимонопольная  служба  (далее  –  «ФАС»)  вынесла  решение  в  отношении 
Компании  за  нарушение  антимонопольного  законодательства  в  связи  с  отказом  в  оказании  услуг  по 
грузоперевозке отдельным заказчикам в течение 2011 г. В соответствии с законодательством РФ, Компания 
может  быть  оштрафована  на  сумму,  составляющую  от  0,3%  до  3%  от  показателя  грузовой  выручки, 
определенного  на  основании  отчетности  Компании  за  2011  г.,  подготовленной  в  соответствии  с 
национальными стандартами.  

 
Руководство  Компании  обжаловало  указанное  решение  ФАС  в  суде,  с  вынесением  решений  в  пользу 
Компании  в  двух  первых  судебных  инстанциях  в  августе  и  ноябре  2012  г.,  однако  в  апреле  2013 г.  суд 
кассационной  инстанции  отменил  решения  судов  предыдущих  инстанций  и  передал  дело  на  новое 
рассмотрение. 
 
Руководство  полагает,  что  неблагоприятный  исход  судебных  разбирательств  для  Компании  является 
маловероятным. В связи с этим, в консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 
2012 и 2011 гг. не были признаны резервы под обязательства в отношении данного решения ФАС. 
 
Страхование 
 
Страховая  отрасль  в  России  находится  на  стадии  развития:  емкость  страхового  рынка  и  низкая 
вариативность  продуктового  предложения  пока  не  в  состоянии  полностью  удовлетворить  потребности  в 
страховании  рисков  имущества  и  ответственности.  Обязательные  виды  страхования,  принятые  в  других 
странах, вводятся постепенно и по некоторым видам страхования пока недоступны. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     52      53      54      55     ..