ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 52

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     50      51      52      53     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 52

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 
 

 

331 

 

3.

  

Исправление ошибок и реклассификации (продолжение) 

 
Реклассификации и исправление ошибок в классификации 

 
Некоторые  суммы  прошлых  периодов  были  реклассифицированы  для  соответствия  презентации  данным 
текущего  периода  и  исправления  ошибок  в  классификации.  Основные  реклассификации  относились  к 
следующим статьям: 

 

НДС  с  авансов,  ранее  отраженный  в  составе  статьи  «Дебиторская  задолженность» 
консолидированного  отчета  о  финансовом  положении,  был  реклассифицирован  в  статью 
«Авансы  выданные  и  прочие  текущие  активы»  консолидированного  отчета  о  финансовом 
положении. 

 

Текущие  активы  по  производным  финансовым  инструментам,  ранее  отраженные  в  составе 
статьи  «Активы  по  производным  финансовым  инструментам»  раздела  «Текущие  активы» 
консолидированного  отчета  о  финансовом  положении,  были  свернуты  с  долгосрочными 
обязательствами  по  производным  финансовым  инструментам,  возникшими  по  тем  же 
контрактам,  что  и активы,  и  отраженными  в  составе  статьи  «Обязательства  по  производным 
финансовым  инструментам»
  раздела  «Долгосрочные  обязательства»  консолидированного 
отчета о финансовом положении. 

 

Доходы  от  предоставления  услуг  локомотивной  тяги,  ранее  отраженные  в  составе  статьи 
«Доходы  от  грузовых  перевозок»  консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках,  были 
реклассифицированы  в  статью  «Прочая  выручка»  консолидированного  отчета  о  прибылях  и 
убытках. 

 

Часть  доходов  от  предоставления  доступа  к  инфраструктуре,  ранее  отраженных  в  составе 
статьи  «Субсидии  из  федерального  и  местных  бюджетов»  консолидированного  отчета  о 
прибылях  и  убытках,  была  реклассифицирована  в  статью  «Прочая  выручка» 
консолидированного отчета о прибылях и убытках. 

 

Часть  командировочных  расходов,  ранее  отраженных  составе  статьи  «Заработная  плата  и 
социальные  отчисления»
  консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках,  была 
реклассифицирована в статью  «Прочие  операционные расходы» консолидированного отчета о 
прибылях и убытках. 

 

Доходы  от  сдачи  в  аренду  прочего  имущества,  ранее  отраженные  в  составе  статьи  «Прочая 
выручка»
  консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках,  были  реклассифицированы  в 
статью «Прочие доходы» консолидированного отчета о прибылях и убытках. 

 

Расходы  по  аренде  грузовых  вагонов  у  третьих  лиц  и  связанных  сторон, ранее  отраженные  в 
составе  статьи  «Прочие  расходы»  консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках,  были 
реклассифицированы в статью «Прочие операционные расходы» консолидированного отчета о 
прибылях и убытках. 

 

Некоторые расходы по содержанию пути и полосы отвода, ранее включенные в состав статьи 
«Материалы, затраты на ремонт и обслуживание» консолидированного отчета о прибылях и 
убытках,  были  реклассифицированы  в  статью  «Прочие  операционные  расходы» 
консолидированного отчета о прибылях и убытках. 

 

Необходимые изменения были также внесены в соответствующие примечания. 

 

Указанные реклассификации не оказали влияния на чистую прибыль за период.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 
 

 

332 

 

Информация по сегментам 

 

Для целей управления Группа разбита по подразделениям, определяемым спецификой оказываемых 
ими услуг, и имеет четыре отчетных операционных сегмента: 

 

Сегмент «Грузовые перевозки ОАО «РЖД» включает услуги по перевозке грузов, оказываемые 
Компанией.  

 

Операционный  сегмент  «Пассажирские  перевозки  дальнего  следования»  включает  все  услуги 
по  перевозке  пассажиров  между  регионами,  осуществляемые  Группой  и  сформирован 
пассажирскими  перевозками  дальнего  следования,  осуществляемыми  Компанией  и 
пассажирскими  перевозками  дальнего  следования,  осуществляемыми  ОАО  «Федеральная 
Пассажирская Компания», дочерним предприятием Компании.  

 

Сегмент  «Вспомогательная  деятельность»  включает  услуги  по  ремонту  и  техническому 
обслуживанию  подвижного  состава,  по  перепродаже  электроэнергии,  строительные  и  иные 
услуги, оказываемые филиалами Компании. 

 

Сегмент  «Грузовые  перевозки  дочерних  компаний»  включает  услуги  по  перевозке  грузов, 
осуществляемые дочерними предприятиями Компании. 

 

«Все  прочие  сегменты»  включают  деятельность  дочерних  предприятий  Компании, 
оказывающих  услуги,  связанные  с  пассажирскими  перевозками  в  пригородном  сообщении, 
телекоммуникационными  услугами,  услугами  в  сфере  НИОКР,  услугами  по  строительству, 
реконструкции  и  модернизации  железных  дорог  и  железнодорожной  транспортной 
инфраструктуры,  ремонту  и  техническому  обслуживанию  различного  железнодорожного 
оборудования,  строительству  объектов  недвижимости,  оптовой  торговлей  основными 
средствами  и  материалами  для  внешних  клиентов  и  других  компаний  в  составе  Группы. 
Указанные операции в силу их несущественности не требуют раскрытия в качестве отдельного 
сегмента.  По  причине  различий  индивидуальных  экономических  характеристик  данные 
операции  не  могут  быть  включены  в  описанные  выше  отчетные  операционные  сегменты. 
Начиная  с  2011  г.  сегмент  «Пригородные  пассажирские  перевозки»,  включающий  услуги  по 
перевозке пассажиров внутри одного региона, оказываемые Компанией, перестал выделяться в 
качестве  отдельного  отчетного  сегмента  вследствие  несущественности  его  операций  и 
финансовых результатов для Группы, и был включен во «Все прочие сегменты»

 
Руководство  осуществляет  мониторинг  операционных  результатов  деятельности  каждого  из  подразделений 
отдельно  для  целей  принятия  решений  о  распределении  ресурсов  и  оценки  результатов  их  деятельности
Результаты  деятельности  сегментов  оцениваются  на  основе  операционной  прибыли  или  убытка, 
рассчитываемого  на  основании  управленческой  отчетности,  данные  которой  отличаются  от  данных 
консолидированной  финансовой  отчетности  по  МСФО,  поскольку  управленческая  отчетность  готовится  на 
основе  данных,  формирующихся  по  местным  стандартам  бухгалтерского  учета.  Результаты  операционных 
сегментов  не  учитывают  влияние  некоторых  разовых  операций  (например,  сделок  по  приобретению 
предприятий)  и  влияние  некоторых  корректировок,  которые  могут  быть  сочтены  необходимыми  для 
приведения  управленческой  отчетности  в  соответствие  с  консолидированной  финансовой  отчетностью  по 
МСФО. 

 

Цены  на  межсегментные  услуги  устанавливаются,  в  целом,  согласно  условиям,  описанным  в 
Примечании  1,  кроме  услуг,  которые  находятся  вне  государственного  и  международного 
регулирования,  где  цены  устанавливаются  руководством  Группы  в  порядке,  где  это  применимо, 
схожем с аналогичными операциями со сторонними организациями.  
 
Практически  все  операционные  активы  Группы  находятся  на  территории  Российской  Федерации,  и 
большинство услуг оказывается Группой на территории Российской Федерации. 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 
 

 

333 

 

4.  

Информация по сегментам (продолжение) 

 
Доходы сегмента представляют собой доходы, которые непосредственно могут быть отнесены к деятельности 
данного сегмента, с учетом как продаж внешним покупателям, так и операций с другими сегментами. Доходы 
сегмента не включают следующее: 

 

субсидии из федерального и местных бюджетов; 

 

доходы по процентам; 

 

прибыль от курсовых разниц; 

 

прибыль от выбытия и изменения справедливой стоимости финансовых активов; 

 

прибыль от выбытия основных средств; 

 

прибыль от выбытия активов, классифицированных как предназначенные для продажи; 

 

штрафы, выставленные клиентам; 

 

прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних компаниях; 

 

прибыль от инвестиций в ассоциированные компании; 

 

прочие доходы. 

 
Расходы  сегмента  представляют  собой  расходы,  которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к 
операционной  деятельности  данного  сегмента  и  расходы,  которые  могут  быть  распределены  на 
систематической  основе,  с  учетом  расходов,  связанных  как  с  продажами  внешним  покупателям,  так  и  с 
операциями с другими сегментами. Расходы сегмента не включают следующее: 

 

расходы по процентам; 

 

убыток от курсовых разниц; 

 

убыток от выбытия и изменения справедливой стоимости финансовых активов; 

 

убыток от выбытия основных средств; 

 

убыток от выбытия активов, классифицированных как предназначенные для продажи; 

 

убыток от обесценения основных средств; 

 

взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации; 

 

расходы по банковским услугам; 

 

налог на прибыль; 

 

расходы по сомнительным долгам; 

 

социальные расходы; 

 

коммерческие расходы; 

 

изменение в резерве под иски и претензии; 

 

прочие расходы. 

 

Операционный  результат  сегмента  представляет  собой  доходы  сегмента  за  минусом  расходов  по  данному 
сегменту. 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

334 

 

4.  

Информация по сегментам (продолжение) 

 
В таблице ниже представлены данные о доходах и результатах деятельности по отчетным операционным сегментам Группы: 

 
За год, окончившийся 31 декабря 2012 г. 

 

Грузовые 

перевозки  

ОАО «РЖД» 

Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования 

Вспомога-

тельная 

деятельность 

Грузовые 

перевозки 

дочерних 

компаний 

Все прочие 

сегменты 

Элимини-

рование 

(A)

 

Корректи-

ровки 

(Б)

 

Итого 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от внешних покупателей 

1 064 806 

183 986 

110 682 

66 034 

147 367 

– 

(32 552) 

1 540 323 

Доходы от операций между сегментами 

36 838 

7 120 

145 568 

40 493 

402 708 

(632 727) 

– 

– 

Итого доходы 

1 101 644 

191 106 

256 250 

106 527 

550 075 

(632 727) 

(32 552) 

1 540 323 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата и социальные 

отчисления 

(417 394) 

(41 344) 

(99 150) 

 

 

– 

(91 674) 

(649 562) 

Топливо 

(75 043) 

(1 110) 

(11 310) 

 

 

 

31 

(87 432) 

Электроэнергия 

(89 500) 

(604) 

(20 423) 

 

 

 

(1 358) 

(111 885) 

Износ и амортизация 

(149 200) 

(16 420) 

(37 955) 

 

 

 

12 514 

(191 061) 

Операционный результат сегмента 

75 105 

(18 710) 

(9 614) 

30 673 

25 762 

(39 333) 

58 967 

122 850 

 
За год, окончившийся 31 декабря 2011 г.
 

 

Грузовые 

перевозки  

ОАО «РЖД» 

Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования 

Вспомога-

тельная 

деятельность 

Грузовые 

перевозки 

дочерних 

компаний 

Все прочие 

сегменты 

Элимини-

рование 

(A)

 

Корректи-

ровки 

(Б)

 

Итого 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от внешних покупателей 

948 373 

170 562 

110 661 

169 294 

116 548 

– 

(36 901) 

1 478 537 

Доходы от операций между сегментами 

66 120 

5 314 

155 750 

22 513 

265 526 

(515 223) 

– 

– 

Итого доходы 

1 014 493 

175 876 

266 411 

191 807 

382 074 

(515 223) 

(36 901) 

1 478 537 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата и социальные 

отчисления 

(399 356) 

(36 856) 

(97 288) 

 

 

– 

(59 372) 

(592 872) 

Топливо 

(61 879) 

(1 143) 

(10 244) 

 

 

 

(425) 

(73 691) 

Электроэнергия 

(84 445) 

(631) 

(20 966) 

 

 

 

(284) 

(106 326) 

Износ и амортизация 

(141 332) 

(16 627) 

(34 530) 

 

 

 

1 895 

(190 594) 

Операционный результат сегмента 

72 812 

(22 073) 

(487) 

56 577 

25 594 

(36 703) 

155 934 

251 654 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

335 

 

4.  

Информация по сегментам (продолжение) 

 
(А)   Доходы и маржа по операциям между сегментами исключаются при консолидации.  
 
(Б)   Операционная  прибыль  каждого  операционного  сегмента  не  включает  следующие  корректировки, 

представляющие  собой  разницы  между  управленческой  отчетностью  и  консолидированной 
финансовой отчетностью за годы, закончившиеся 31 декабря: 

 

 

2012 

2011  

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Реклассификация субсидий 

(21 186) 

(21 186) 

Продажа металлолома, классифицируемая как прочие доходы 

(318) 

(8 701) 

Доходы от аренды прочего имущества (Примечание 26) 

(7 402) 

(4 758) 

Прочие корректировки к доходам 

(3 646) 

(2 256) 

 

(32 552) 

(36 901) 

 

 

 

Корректировки, относящиеся к основным средствам (В) 

108 986 

117 829 

Корректировка расходов по сомнительным долгам 

(10 638) 

(8 756) 

Дополнительные начисления по пенсионным и прочим обязательствам 

перед работниками 

(19 954) 

(3 599) 

Субсидии из федерального и местных бюджетов, не включенные в 

операционные результаты сегментов (Примечание 25) 

56 723 

57 336 

Расходы по процентам и прочие аналогичные расходы, нетто, не 

включенные в операционные результаты сегментов (Примечание 28) 

(1 674) 

(3 693) 

Изменения справедливой стоимости и прибыли/(убытки) от выбытия 

финансовых активов, нетто, не включенные в операционные результаты 
сегментов  

(1 586) 

3 323 

Прибыль/(убыток) от курсовых разниц, нетто, не включенный в 

операционные результаты сегментов 

4 955 

(5 521) 

Убыток по незавершенному строительному контракту (Примечание 24) 

(9) 

(6 675) 

Коммерческие расходы 

(4 770)  

(4 201) 

Расходы по банковским услугам (Примечание 27) 

(4 739) 

(3 528) 

Убыток от обесценения инвестиций в ассоциированные компании 

(Примечание 27) 

(2 228) 

(950) 

Выплаты по коллективному трудовому договору 

(6 911) 

(6 578) 

Убытки от обесценения основных средств 

(4 108) 

(8 481) 

Резерв по гарантиям (Примечания 18 и 27) 

(2 680) 

Штрафы, выставленные (клиентами)/клиентам, нетто (Примечания 26 и 27) 

(2 558) 

731 

Взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации 

(Примечание 27) 

(3 442) 

(3 225) 

Дополнительный взнос в пенсионный фонд (Примечание 27) 

(8 367) 

 

Прибыль от выбытия активов, классифицированных как предназначенные 

для продажи (Примечание 26) 

6 781 

9 658 

Социальные расходы 

(8 125) 

(10 733) 

Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних компаниях, 

нетто (Примечание 5) 

1 870 

83 743 

Прибыль от инвестиций в ассоциированные компании, нетто 

7 626 

4 513 

Изменение в резерве под иски и претензии, нетто (Примечания 18 и 27) 

(3 515) 

(821) 

Прочие корректировки 

(12 801) 

(14 857) 

Суммарные корректировки к прибыли до налогообложения

 

58 967 

155 934 

 
(В)

 

Корректировки,  относящиеся  к  основным  средствам,  включают  разницу  между  остаточной 
стоимостью  основных  средств,  отраженной  в  консолидированной  финансовой  отчетности, 
подготовленной  в  соответствии  с  МСФО,  и  в  управленческой  отчетности,  в  результате  различий  в 
сроках полезного использования основных средств и применения компонентного учета. 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

336 

 

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних 

компаниях 

 

Приобретения в 2012 году 

 

Приобретение контрольной доли участия в Gefco S.A.

 

 

В  декабре  2012  г.  Группа  приобрела  долю  в  капитале  компании  Gefco  S.A.  (Франция)  в  размере  75%  за 
денежное  вознаграждение  в  сумме  800  миллионов  евро  (32 626  миллионов  рублей  по  курсу  на  дату 
платежа). Основной деятельностью Gefco S.A. и ее дочерних компаний  (далее –  «Группа Gefco») является 
предоставление логистических услуг. 

 

Суммы,  отраженные  в  настоящей  консолидированной  финансовой  отчетности  в  отношении  активов  и 
обязательств  Gefco  S.A.,  а  также  соответствующие  неконтрольные  доли  участия,  были  определены  в 
предварительной  оценке,  так  как  Группа  не  завершила  процедуру  первоначального  учета  данного 
приобретения. 

 

 

Предварительная 

оценка 

справедливой 

стоимости на дату 

приобретения

 

 

млн. руб.

 

Основные средства (Примечание 7) 

18 895 

Нематериальные активы, не включая деловую репутацию (Примечание 8) 

34 636 

Отложенные налоговые активы (Примечание 29) 

422 

Прочие долгосрочные активы 

1 291 

Материально-производственные запасы 

278 

Торговая дебиторская задолженность (Примечание 12) 

24 246 

Денежные средства и их эквиваленты 

6 923 

Прочие текущие активы 

3 999 

Итого активы 

90 690 

Кредиторская задолженность 

22 737 

Прочие краткосрочные обязательства 

19 659 

Отложенные налоговые обязательства (Примечание 29) 

14 024 

Прочие долгосрочные обязательства  

3 624 

Итого обязательства 

60 044 

Чистые активы 

30 646 

За вычетом неконтрольной доли участия

 

(7 662) 

Приобретенные чистые активы

 

22 984 

Гудвил

 

9 642 

Стоимость приобретения

 

32 626 

 

Справедливая  стоимость  торговой  дебиторской  задолженности  приобретенной  компании  составила  24 246 
миллионов рублей (Примечание 12). Сумма дебиторской задолженности без учета обесценения составила 25 
170 миллионов рублей. 

 

Гудвил представляет собой величину будущих экономических выгод, от проникновения  на рынок.  Гудвил 
не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. 

 

Руководство Группы определило, что возмещаемая стоимость гудвила и торговой марки Gefco, являющейся 
нематериальным активом с неограниченным сроком полезного использования, по состоянию на 31 декабря 
2012 г. равна справедливой стоимости указанных активов, определенной на дату приобретения, за вычетом 
расходов на продажу, которые оцениваются как пренебрежимо малые. 

 

Неконтрольная  доля  участия  признана  в  размере  пропорциональной  доли  в  идентифицируемых  чистых 
активах Gefco S.A. на дату приобретения.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

337 

 

 

5.  

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 

Приобретения в 2012 году (продолжение) 

 

В том случае, если бы приобретение компании состоялось в начале года, доходы Группы увеличились бы на 
143 936 миллионов рублей, прибыль до налогообложения увеличилась бы на 1 716 миллионов рублей. 

 

Приобретение контрольной доли участия в ЗАО «Электро-ком»

 

 

В  феврале  2012  г.  Группа,  через  свою  дочернюю  компанию  ЗАО  «Компания  ТрансТелеком»,  приобрела 
100% акций оператора телекоммуникационной связи ЗАО «Электро-ком». Сумма вознаграждения составила 
2 348  миллионов  рублей,  включая  денежное  вознаграждение  в  размере  2 308  миллионов  рублей. 
Руководство Группы оценило величину гудвила, относящегося к приобретенной компании, в размере 1 205 
миллионов рублей. 
 
Приобретение контрольной доли участия в ЗАО «АК Железные дороги Якутии» 

 
В июне 2012 г. Группа приобрела 1 акцию ЗАО «АК Железные дороги Якутии» за денежное вознаграждение 
в  размере  370  рублей.  В  результате,  доля  Группы  в  акционерном  капитале  ЗАО «АК Железные  дороги 
Якутии» возросла до 50% плюс одна акция, и Группа приобрела контроль над ЗАО «АК Железные дороги 
Якутии». Справедливая стоимость идентифицируемых чистых активов ЗАО «АК Железные дороги Якутии» 
на дату приобретения составила 1 063 миллиона рублей. 
 
Прочие приобретения  

 

В  2012  г.  Группа  приобрела  4 996  акций  своей  дочерней  компании  ЗАО  «Желдорипотека»  за  денежное 
вознаграждение  в  размере  2 100  миллионов  рублей.  В  результате,  доля  Группы  в  акционерном  капитале 
ЗАО «Желдорипотека» возросла до 100%. 

 

Приобретения в 2011 году 

 

Приобретение контрольной доли участия в ОАО «Кедентранссервис» 

 

В  марте  2011  г.  Группа,  через  свою  дочернюю  компанию  ОАО  «ТрансКонтейнер»,  приобрела  67% акций 
АО  «Кедентранссервис»,  одного  из  ведущих  частных  операторов  железнодорожных  терминалов  в 
Казахстане.  

 
Общая сумма вознаграждения, выплаченного по данному приобретению, составила 68 миллионов долларов 
США (1 955 миллионов рублей по курсу на дату приобретения).  
 
В  марте  2011  г.  Группа  также  заключила  договор  о  совместной  деятельности  со  вторым  акционером  АО 
«Кедентранссервис»,  в  соответствии  с  которым  в  случае  выполнения  определенных  условий,  второй 
акционер  получает  право  на  приобретение  17%  акций  ОАО  «Кедентранссервис»,  принадлежащих  Группе. 
По состоянию на 31 декабря 2011 и 2012 гг. данные условия не были выполнены.  
 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

338 

 

5.   

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 

Приобретения в 2011 году (продолжение) 

 

Информация о справедливой стоимости идентифицируемых активов и обязательств АО «Кедентранссервис» 
на дату приобретения приведена ниже: 

 

Справедливая 

стоимость на дату 

приобретения 

 

млн. руб. 

Основные средства 

2 336 

Прочие активы  

1 175 

Итого активы 

3 511 

Итого обязательства 

916 

Чистые активы 

2 595 

За вычетом неконтрольной доли участия  

(856) 

Приобретенные чистые активы 

1 739 

Гудвил 

216 

Стоимость приобретения  

1 955 

 

За период с даты приобретения по 31 декабря 2011 г. доходы и прибыль до налогообложения, привнесенные 
в Группу приобретенной дочерней компанией, составили  
1 507 миллионов рублей и 78 миллионов рублей, соответственно.  

 

Неконтрольная  доля  участия  признана  в  размере  пропорциональной  доли  в  идентифицируемых  чистых 
активах ОАО «Кедентранссервис» на дату приобретения. 

 

Приобретение контрольной доли участия в ОАО «Торговый дом РЖД» 

 

В  октябре  2011  г.  ОАО  «Торговый  дом  РЖД»  выкупило  398  из  795  собственных  акций  на  сумму  1 174 
миллиона  рублей  и  уменьшило  свой  уставный  капитал.  В  результате,  доля  владения  Группы  в  ОАО 
«Торговый  дом  РЖД»  увеличилась  с  25%  плюс  одна  акция  до  50%  плюс  одна  акция,  и  Группа  получила 
контроль над ОАО «Торговый дом РЖД».  

 

Информация  о  справедливой  стоимости  идентифицируемых  активов  и  обязательств  ОАО «Торговый  дом 
РЖД» на дату приобретения приведена ниже: 

 

Справедливая 

стоимость на дату 

приобретения 

 

млн. руб. 

Основные средства 

1 520 

Торговая дебиторская задолженность 

17 421 

Прочие активы 

3 081 

Итого активы 

22 022 

Долгосрочные займы 

910 

Краткосрочные займы 

4 068 

Торговая и прочая кредиторская задолженность  

17 385 

Прочие обязательства 

9 

Итого обязательства 

22 372 

Чистые активы 

(350) 

За вычетом неконтрольной доли участия  

385 

Приобретенные чистые активы 

35 

Гудвил 

137 

Стоимость приобретения (справедливая стоимость доли Группы в ОАО «Торговый 

дом РЖД» на дату приобретения) 

172 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

339 

 

 

5.   

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 
Приобретения в 2011 году (продолжение) 
 
Неконтрольная  доля  участия  признается  в  размере  пропорциональной  доли  в  идентифицируемых  чистых 
активах ОАО «Торговый дом РЖД» на дату приобретения.  

 

Выбытия в 2012 году  

 

Выбытие контрольной доли участия в ОАО «Желдорреммаш» 

 

В  декабре  2012  г.  Компания  продала  на  аукционе  долю  в  размере  75%  минус  две  акции  в 
ОАО «Желдорреммаш»  за  денежное  вознаграждение  в  размере  7 915  миллионов  рублей.  Доля  Группы  в 
капитале  ОАО «Желдорреммаш»  снизилась  до  25%  плюс  две  акции,  и  Группа  потеряла  контроль  над 
ОАО «Желдорреммаш». В результате продажи контрольной доли в капитале ОАО «Желдорреммаш» Группа 
признала  прибыль  в  размере  1 771  миллион  рублей  в  составе  статьи  «Прибыль  от  выбытия  контрольных 
долей участия в дочерних компаниях, нетто»
 консолидированного отчета о прибылях и убытках. 

 

Расчет  прибыли  от  выбытия  контрольной  доли  участия  в  ОАО  «Желдорреммаш»  представлен  в  таблице 
ниже: 
 

  

По состоянию на 

дату транзакции 

  

млн. руб. 

Поступления от продажи 

7 915 

Справедливая стоимость инвестиции в ассоциированную компанию ОАО «Желдорреммаш» 

(Примечание 6) 

1 945 

Балансовая стоимость выбывших чистых активов  

(8 089) 

Прибыль от выбытия контрольной доли участия в ОАО «Желдорреммаш» 

1 771 

 

По  состоянию  на  31  декабря  2012  г.  оставшаяся  доля  участия  Группы  в  капитале  ОАО «Желдорреммаш» 
была  учтена  по  методу  долевого  участия  согласно  МСФО (IAS)  28  «Инвестиции  в  ассоциированные 
компании»
 (Примечание 6).  

 
Выбытия в 2011 году
 

 

Потеря контроля над ЗАО «Русагротранс» 

 
По  состоянию  на  31  декабря  2010  г.  ЗАО «Русагротранс»  было  классифицировано  как  группа  активов, 
предназначенная для продажи.  

 
В марте 2011 г. ЗАО «Русагротранс» выпустило по закрытой подписке в пользу другого акционера 870 000 
тысяч обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая. В результате доля участия Группы в 
ЗАО «Русагротранс» снизилась с 51% до 46%. 

 
В  результате  потери  контроля  над  ЗАО  «Русагротранс»  в  составе  статья  «Прочие  доходы»  была  отражена 
прибыль в размере 2 668 миллионов рублей (Примечание 26). 
 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

340 

 

 

5.  

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 
Выбытия в 2011 году (продолжение)
 

 
Расчет прибыли от выбытия ЗАО «Русагротранс» представлен в таблице ниже: 

 

 

По состоянию на 

дату транзакции 

 

млн. руб. 

Справедливая стоимость инвестиции в ассоциированную компанию 

4 158 

Балансовая стоимость выбывших чистых активов  

(6 293) 

Неконтрольные доли участия 

4 803 

Прибыль от потери контроля над ЗАО «Русагротранс» 

2 668 

 
Ниже  представлена  информация  о  балансовой  и  справедливой  стоимости  идентифицируемых  активов  и 
обязательств ЗАО «Русагротранс» на дату транзакции: 

 

 

Балансовая 

стоимость на  

дату транзакции 

Справедливая 

стоимость на  

дату транзакции 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Итого активы 

7 794 

11 518 

Итого обязательства 

(1 501) 

(1 964) 

Итого идентифицируемые чистые активы 

6 293 

9 554 

Доля Группы в чистых активах ассоциированной компании 

 

4 366 

Справедливая стоимость оставшейся доли участия в ассоциированной 

компании в размере 46% 

 

(4 158) 

Превышение доли Группы в чистой справедливой стоимости 

идентифицируемых активов и обязательств ассоциированной 
компании над справедливой стоимостью инвестиции 

 

208 

 
В  декабре  2011  г.  оставшаяся  доля  участия  в  ЗАО «Русагротранс»  выбыла  в  результате  выбытия 
контрольной доли участия Компании в ОАО «Первая грузовая компания». 

 

Выбытие контрольной доли участия в ОАО «Первая грузовая компания» 

 
В 2011 г. Компания продала на открытом аукционе 75% минус две акции ОАО «Первая грузовая компания» 
за денежное вознаграждение в размере 125 500 миллионов рублей. В декабре 2011 г. доля участия Группы в 
ОАО  «Первая  грузовая  компания»  сократилась  и  составила  25%  плюс  две  акции,  и  Группа  потеряла 
контроль  над  ОАО  «Первая  грузовая  компания».  Соответственно,  Группа  также  потеряла  существенное 
влияние  на  ЗАО «Русагротранс»,  ассоциированную  компанию  ОАО  «Первая  грузовая  компания».  В 
результате  выбытия  контрольной доли  участия  в ОАО  «Первая грузовая компания»  в консолидированном 
отчете  о  прибылях  и  убытках  был  отражен  доход  в  сумме  86 529  миллионов  рублей  в  составе  статьи 
«Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних компаниях, нетто». 
 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

341 

 

 

5.   

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 
Выбытия в 2011 году (продолжение) 

 

Расчет прибыли от выбытия контрольной доли участия в ОАО «Первая грузовая компания» представлен в 
таблице ниже: 

 

По состоянию на 

дату транзакции 

 

млн. руб. 

Поступления от продажи 

125 500 

Справедливая стоимость инвестиции в ассоциированную компанию ОАО «Первая грузовая 

компания» (Примечание 6) 

41 615 

Балансовая стоимость выбывших чистых активов 

(80 586) 

Прибыль от выбытия контрольной доли участия в ОАО «Первая грузовая компания» 

86 529 

 
По  состоянию  на  31  декабря  2011  г.  оставшаяся  доля  участия  Группы  в  капитале  ОАО «Первая  грузовая 
компания»  была  учтена  по  методу  долевого  участия  согласно  МСФО (IAS)  28  «Инвестиции  в 
ассоциированные компании»
 (Примечание 6).  
 
Прочие выбытия 
 
В декабре 2011 г. Группа продала долю владения в размере 100% минус одна акция в ОАО «Барнаульский 
вагоноремонтный завод» и в размере  100% – в ОАО  «Рославльский вагоноремонтный завод» за денежные 
вознаграждения в размере 1 250 миллионов рублей и 2 450 миллионов рублей, соответственно. 
 
Во  втором  полугодии  2011  г.  доля  участия  Группы  в  уставном  капитале  ОАО  «ТГК-14»  уменьшилась  до 
39,8% в ходе расчетов по займам. В результате данных расчетов, и в ходе осуществления планов Компании 
по  реализации  непрофильных  активов,  выбывшая  доля  участия  перешла  к  связанной  стороне  Группы. 
Оставшаяся  доля  участия  в  ОАО  «ТГК-14»  была  отражена  по  справедливой  стоимости  на  дату  потери 
контроля в размере 331 миллион рублей. 

 

В  течение  2011  г.  Группа  продала  1 184  467  обыкновенных  акций  дочерней  компании  ОАО «ЭЛТЕЗА» 
компании  BT  Signaling  B.V.  за  денежное  вознаграждение  в  размере  1 992 миллиона  рублей.  В  результате 
сделки доля участия Группы в уставном капитале ОАО «ЭЛТЕЗА» снизилась до 50% плюс одна акция.  
 
 

Инвестиции в ассоциированные компании 

 
Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия по состоянию на 31 декабря 2012 г. и на 
31 декабря 2011 г. включали: 

 

31 декабря 

31 декабря 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

The Breakers Investments B.V. (ЗАО «Трансмашхолдинг») 

10 854 

9 383 

ОАО «Московская кольцевая железная дорога» 

2 611 

2 505 

ОАО «Желдорреммаш» 

1 945 

– 

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» 

1 581 

2 295 

ОАО «Первая грузовая компания» 

– 

41 615 

Прочие 

2 903 

2 429 

 

19 894 

58 227 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

342 

 

 

6.  

Инвестиции в ассоциированные компании (продолжение) 

 
The Breakers Investments B.V. (ЗАО «Трансмашхолдинг») 
 
Ниже представлена агрегированная финансовая информация по The Breakers Investments B.V. на 31 декабря 
2012 г. и 31 декабря 2011 г.: 
 

 

31 декабря 

31 декабря 

 

2012 г. 

2011 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доля в активах и обязательствах ассоциированной компании: 

 

 

Долгосрочные активы 

10 280 

9 657 

Текущие активы 

14 667 

12 274 

Долгосрочные обязательства 

(3 696) 

(3 929) 

Краткосрочные обязательства 

(10 304) 

(8 526) 

Чистые активы 

10 947 

9 476 

 

 

 

Доля в доходах ассоциированной компании 

32 473 

26 566 

Доля в чистой прибыли ассоциированной компании 

2 567 

1 501 

Доля в прочем совокупном доходе ассоциированной компании 

(39) 

– 

Дивиденды объявленные 

(1 057) 

(357) 

Балансовая стоимость инвестиции 

10 854 

9 383 

 
ОАО «Желдорреммаш» 

 

В декабре 2012 г. Группа потеряла контроль над ОАО «Желдорреммаш» (Примечание 5). Оставшаяся доля 
участия  Группы  в  капитале  ОАО «Желдорреммаш»  (25%    плюс  две  акции)  была  учтена  по  справедливой 
стоимости  на  дату  потери  контроля  по  методу  долевого  участия  согласно  МСФО (IAS) 28  «Инвестиции  в 
ассоциированные  компании»
.  Руководство  Группы  оценило  величину  гудвила,  относящегося  к  данной 
транзакции, в размере 80 миллионов рублей.  

 

Ниже представлена агрегированная финансовая информация по ОАО «Желдорреммаш» по состоянию на 31 
декабря 2012 г., в оценке по справедливой стоимости: 

 

 

31 декабря 

 

2012 г. 

 

млн. руб.

 

Доля в активах и обязательствах ассоциированной компании: 

 

Долгосрочные активы 

2 326 

Текущие активы 

3 031 

Долгосрочные обязательства 

(946) 

Краткосрочные обязательства 

(2 546) 

Чистые активы 

1 865 

 
ОАО «Первая грузовая компания» 

 

В  декабре  2011  г.  Группа  потеряла  контроль  над  ОАО  «Первая  грузовая  компания».  Оставшаяся  доля 
участия  Группы  в  ОАО  «Первая  грузовая  компания»  была  учтена  по  справедливой  стоимости  на  дату 
потери  контроля  по  методу  долевого  участия  согласно  МСФО (IAS) 28  «Инвестиции  в  ассоциированные 
компании»
. Руководство Группы оценило величину гудвила, относящегося к данной сделке, в размере 7 560 
миллионов рублей.  
 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

343 

 

 

6.  

Инвестиции в ассоциированные компании (продолжение) 

 
ОАО «Первая грузовая компания» (продолжение) 

 

Ниже  представлена  агрегированная  финансовая  информация  по  ОАО  «Первая  грузовая  компания»  по 
состоянию на 31 декабря 2011 г.: 
 

 

31 декабря 

 

2011 г. 

 

млн. руб.

 

Доля в активах и обязательствах ассоциированной компании: 

 

Долгосрочные активы 

37 867 

Текущие активы 

6 054 

Долгосрочные обязательства 

(5 918) 

Краткосрочные обязательства 

(3 948) 

Чистые активы 

34 055 

Балансовая стоимость инвестиции

 

41 615 

 

По состоянию на  30 сентября 2012 г.  оставшаяся доля  участия Группы  в  капитале ОАО  «Первая грузовая 
компания»  была  классифицирована  как  актив,  предназначенный  для  продажи,  в  соответствии  с  МСФО 
(IFRS)  5  «Внеоборотные  активы,  предназначенные  для  продажи,  и  прекращенная  деятельность» 
(Примечание 15). 
 
Доля  Группы  в  доходах  и  чистой  прибыли  ОАО  «Первая  грузовая  компания»  за  2012  г.  до  даты 
классификации  в  качестве  актива,  предназначенного  для  продажи,  составила  22 197  миллионов  рублей  и 
6 160 миллионов рублей, соответственно. 
 

Основные средства 

 
Основные средства по состоянию на 31 декабря 2012 г. и на 31 декабря 2011 г. включали: 
 
31 декабря 2012 г. 

Первоначальная 

стоимость 

Баланс на  

1 января 

2012 г. 

Поступ-

ления 

Выбытия 

Ввод в 

эксплуа-

тацию 

Поступления, 

связанные с 

приобретени-

ем дочерних 

компаний 

Выбытие 
дочерних 

компаний 

Баланс на 

31 декабря 

2012 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Земля 

9 238 

2 516 

(978) 

– 

1 339 

(150) 

11 965 

Здания 

253 457 

836 

(5 279) 

41 646 

9 129 

(1 944) 

297 845 

Сооружения 

943 356 

10 084 

(16 259) 

87 413 

28 

(623) 

1 023 999 

Земляное полотно 

409 080 

1 181 

(2 873) 

21 525 

– 

– 

428 913 

Верхнее строение пути 

695 880 

19 397 

(40 920) 

70 545 

310 

(3) 

745 209 

Производственное 

оборудование 

703 002 

2 744 

(9 912) 

78 042 

1 725 

(8 111) 

767 490 

Локомотивы 

327 632 

522 

(6 479) 

61 518 

709 

– 

383 902 

Подвижной состав 

(грузовой) 

150 740 

15 152 

(37 253) 

47 320 

4 888 

(11) 

180 836 

Подвижной состав 

(пассажирский) 

371 862 

6 348 

(6 938) 

19 252 

10 

(1) 

390 533 

Прочие основные 

средства 

142 330 

366 

(2 736) 

2 595 

2 508 

(697) 

144 366 

Незавершенное 

строительство 

465 210 

542 326 

(4 870) 

(429 856) 

1 100 

(1 630) 

572 280 

Итого 

4 471 787 

601 472 

(134 497) 

– 

21 746 

(13 170) 

4 947 338 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

344 

 

 

7.  

Основные средства (продолжение) 

 

Накопленная амортизация 

Баланс на  

1 января  

2012 г. 

Начислено  

за период 

Накопленная 

амортизация по 

выбывшим 

объектам 

Выбытие 
дочерних 

компаний 

Баланс на 

31 декабря  

2012 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Земля 

– 

– 

– 

– 

– 

Здания 

(80 512) 

(6 564) 

1 691 

– 

(85 385) 

Сооружения 

(453 803) 

(41 930) 

14 852 

57 

(480 824) 

Земляное полотно 

(194 920) 

(4 029) 

2 799 

32 

(196 118) 

Верхнее строение пути 

(384 541) 

(45 411) 

26 981 

– 

(402 971) 

Производственное 

оборудование 

(330 931) 

(42 091) 

8 372 

– 

(364 650) 

Локомотивы 

(140 436) 

(16 541) 

5 083 

966 

(150 928) 

Подвижной состав (грузовой) 

(84 957) 

(7 222) 

21 224 

– 

(70 955) 

Подвижной состав 

(пассажирский) 

(179 844) 

(14 117) 

5 406 

(188 554) 

Прочие основные средства 

(52 225) 

(9 174) 

1 999 

– 

(59 400) 

Обесценение 

(4 134) 

− 

− 

– 

(4 134) 

Итого 

(1 906 303) 

(187 079) 

88 407 

1 056 

(2 003 919) 

 
 
31 декабря 2011 г., пересчитано 
 

Первоначальная 

стоимость 

Баланс на  

1 января 

2011 г. 

Поступ-

ления 

Выбытия 

Ввод в 

эксплуа-

тацию 

Поступления, 

связанные с 

приобретени-

ем дочерних 

компаний 

Выбытие 
дочерних 

компаний 

Баланс на 

31 декабря 

2011 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Земля 

9 215 

259 

(230) 

– 

– 

(6) 

9 238 

Здания 

230 554 

1 006 

(4 716) 

28 313 

1 535 

(3 235) 

253 457 

Сооружения 

878 053 

8 868 

(17 483) 

74 708 

– 

(790) 

943 356 

Земляное полотно 

382 316 

1 982 

(2 681) 

27 463 

– 

– 

409 080 

Верхнее строение пути 

629 349 

53 647 

(34 470) 

47 354 

– 

– 

695 880 

Производственное 

оборудование 

643 871 

496 

(12 187) 

74 813 

154 

(4 145) 

703 002 

Локомотивы 

287 515 

3 561 

(11 276) 

47 832 

– 

– 

327 632 

Подвижной состав 

(грузовой) 

224 142 

5 943 

(14 198) 

32 920 

528 

(98 595) 

150 740 

Подвижной состав 

(пассажирский) 

358 605 

4 430 

(6 093) 

14 920 

– 

– 

371 862 

Прочие основные 

средства 

129 771 

1 505 

(4 330) 

15 402 

419 

(437) 

142 330 

Незавершенное 

строительство 

376 038 

462 486 

(4 103) 

(363 725) 

1 389 

(6 875) 

465 210 

Итого 

4 149 429 

544 183 

(111 767) 

– 

4 025 

(114 083) 

4 471 787 

 
 

7.  

Основные средства (продолжение) 

 

Накопленная амортизация 

Баланс на  

1 января  

2011 г. 

Начислено  

за период 

Накопленная 

амортизация по 

выбывшим 

объектам 

Выбытие 
дочерних 

компаний 

Баланс на 

31 декабря  

2011 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

345 

 

Земля 

– 

– 

– 

– 

– 

Здания 

(75 685) 

(6 084) 

1 258 

(1) 

(80 512) 

Сооружения 

(440 862) 

(28 595) 

15 583 

71 

(453 803) 

Земляное полотно 

(193 604) 

(3 963) 

2 647 

– 

(194 920) 

Верхнее строение пути 

(365 158) 

(42 798) 

23 415 

– 

(384 541) 

Производственное 

оборудование 

(288 393) 

(51 612) 

7 595 

1 479 

(330 931) 

Локомотивы 

(136 820) 

(14 179) 

10 563 

– 

(140 436) 

Подвижной состав (грузовой) 

(107 762) 

(17 132) 

12 712 

27 225 

(84 957) 

Подвижной состав 

(пассажирский) 

(172 232) 

(13 189) 

5 577 

– 

(179 844) 

Прочие основные средства 

(46 211) 

(8 860) 

2 766 

80 

(52 225) 

Обесценение 

(8 054) 

– 

– 

3 920 

(4 134) 

Итого 

(1 834 781) 

(186 412) 

82 116 

32 774 

(1 906 303) 

 

Уменьшение резерва по обесценению в 2011 г. связано с потерей контроля над ОАО «ТГК-14» (Примечание 
5). 

 

Остаточная стоимость 

На 31 декабря 

 2012 г. 

На 31 декабря 

 2011 г., 

пересчитано 

На 1 января 

 2011 г., 

пересчитано 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Земля 

11 965 

9 238 

9 215 

Здания 

212 460 

172 945 

154 869 

Сооружения 

543 175 

489 553 

437 191 

Земляное полотно 

232 795 

214 160 

188 712 

Верхнее строение пути 

342 238 

311 339 

264 191 

Производственное оборудование 

402 840 

372 071 

355 478 

Локомотивы 

232 974 

187 196 

150 695 

Подвижной состав (грузовой) 

109 881 

65 783 

116 380 

Подвижной состав (пассажирский) 

201 979 

192 018 

186 373 

Прочие основные средства 

84 966 

90 105 

83 560 

Незавершенное строительство 

572 280 

465 210 

376 038 

Обесценение 

(4 134) 

(4 134) 

(8 054) 

Итого 

2 943 419 

2 565 484 

2 314 648 

 

В  течение  2012  года  Группа  признала  убыток  по  обесценению  в  размере  6 607  миллионов  рублей  (2011: 
10 068  миллионов  рублей)  в  отношении  индивидуальных  объектов  основных  средств  на  основе  оценки, 
сделанной  руководством  Группы  в  отношении  вероятности  будущей  продажи  и  использования  основных 
средств и незавершённого строительства.  

 

Основные  средства  по  состоянию  на  31  декабря  2012,  2011  и  2010  гг.  включают  затраты  по  кредитам, 
возникшим  в  связи  с  приобретением  и  строительством  основных  средств.  Общая  сумма  процентов  по 
кредитам, капитализированных за 2012 г. в составе основных средств, составила 22 989 миллионов рублей 
при ставке капитализации 7,0% (2011 г.: 27 209 миллионов рублей при ставке капитализации 10,1%; 2010 г.: 
28 175 миллионов рублей при ставке капитализации 10,3%). 

 

В  2012  г.  Группа  получила  22 817  миллионов  рублей  в  виде  государственных  субсидий  на  цели 
капитального  ремонта  железнодорожной  инфраструктуры  и  другие  цели  (Примечание  30),  из  которых 
17 365  миллионов  рублей  (2011 г.:  3  225  миллионов  рублей;  2010  г.:  1 708 миллионов  рублей)  связаны  с 
капитализированными  затратами на ремонт. 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)  

 

 

346 

 

 

7.  

Основные средства (продолжение) 

 
Ниже представлены данные об активах, включенных в состав основных средств, арендуемых Группой по 
договорам финансовой аренды, по состоянию на 31 декабря 2012 и 2011 гг.: 
 

  

2012 

2011, 

пересчитано 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

Стоимость основных средств, признанных по договорам финансовой 

аренды

 

29 474 

41 676 

Накопленная амортизация

 

(3 640) 

(10 166) 

Остаточная стоимость

 

25 834 

31 510 

 
В  состав  основных  средств,  полученных  по  договорам  финансовой  аренды,  включены  основные  средства, 
полученные  от  предприятий,  являющихся  связанными  сторонами  (Примечание  30).  Общая  сумма  таких 
активов  составила  по  состоянию  на  31 декабря  2012 г.  10  203 миллионов  рублей  (2011  г.:  27 019  миллиона 
рублей).  Дополнительная  информация  в  отношении  договоров  финансовой  аренды  приведена  в 
Примечании 20. 
 

 

Нематериальные активы, не включая гудвил 

 
Нематериальные  активы,  не  включая  гудвил,  по  состоянию  на  31  декабря  2012 г.  и  на  31 декабря  2011 г. 
включали: 

 
На 31 декабря 2012 г. 

Первоначальная  

стоимость 

Баланс  

на 1 января  

2012 г. 

Поступления 

Поступления, 

связанные с 

приобретени-

ем дочерних 

компаний 

Ввод в 

эксплуата-

цию 

Выбытия 

Баланс  

на 31 декабря  

2012 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Программное обеспечение 

20 149 

3 023 

8 253 

1 488 

(714) 

32 199 

Торговая марка  

– 

– 

7 458 

– 

– 

7 458 

Контракты с покупателями 

(А) 

– 

– 

19 346 

– 

– 

19 346 

Прочие нематериальные 

активы 

12 521 

2 026 

615 

994 

(2 357) 

13 799 

Нематериальные активы в 

процессе разработки 

2 550 

3 401 

– 

(2 482) 

(817) 

2 652 

Итого 

35 220 

8 450 

35 672 

– 

(3 888) 

75 454 

 
(А)   Контракты  с  покупателями,  представляющие  собой  договорные  отношения  с  покупателями, 

идентифицированные  при  отражении  приобретения  Gefco  S.A.  (Примечание  5),  отражены  по 
справедливой стоимости на дату приобретения и амортизируются линейно в течение срока от 22 до 
38  лет  в  соответствии  с  договорными  условиями  и  принимая  во  внимание  вероятность 
перезаключения договоров. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     50      51      52      53     ..