ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2004 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2004 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2004 год - часть 4

 

 

Кредиторская задолженность

Наименование статьи кредиторской

задолженности, тыс. руб. 

Остаток на

01.01.2004 г.

Остаток на

31.12.2004 г.

Разница

Задолженность поставщикам и 
подрядчикам
:

 

 

 

материалы верхнего строения пути

1 032 020

2 001 468

969 448

сырье, материалы и запчасти

8 799 906

9 725 579

925 673

топливо

614 495

1 586 381

971 886

расчеты за электроэнергию, 
предоставленную поставщикам

385 029

147 711

-237 318

ремонт подвижного состава

660 151

535 436

-124 715

приобретение основных средств

1 389 071

1 151 405

-237 666

выполненные работы по ремонту и 
строительству объектов ж/д транспорта

11 163 290

9 741 684

-1 421 606

выполненные работы и оказанные услуги

13 532 354

13 308 908

-223 446

приобретенные товары

682 558

321 392

-361 166

прочая задолженность

426 497

77 446

-349 051

Всего задолженность перед поставщиками
и подрядчиками

38 685 371

38 597 410

-87 961

Векселя к уплате сторонним 
организациям

8 880

8 880

0

Авансы полученные

1 425 926

1 880 155

454 229

За перевозку

17 392 885

21 518 037

4 125 152

Прочие кредиторы:
задолженность перед персоналом по оплате 
труда и операциям с подотчетными лицами

8 595 496

7 718 865

-876 631

задолженность по социальному страхованию
и обеспечению

5 865 401

3 181 835

-2 683 566

задолженность перед бюджетом по налогам 
и сборам

14 558 533

9 937 733

-4 620 800

задолженность по фондам местных 
администраций

26 789

7 789

-19 000

прочие

21 819 125

10 146 678

-11 672 447

Всего прочие кредиторы

50 865 344

30 992 900

-19 872 444

Итого

108 378 406

92 997 382

-15 381 024

Кредиторская задолженность в течение 2004 года уменьшилась на 15,38 млрд.

руб., или на 14,2%, и составила 92,9 млрд. руб. При этом кредиторская задолженность без
учета   предварительной   оплаты   (авансов)  за   перевозки   и  другие   услуги   составила   69,6
млрд. руб., со значительным снижением в 2004 году на 20,0 млрд. руб., или на 22,3% (при
росте индекса цен на промышленность за 2004 год на 24,7%).

Почти   в   2   раза   удалось   снизить   объем   просроченной   задолженности   перед

поставщиками и подрядчиками. По состоянию на начало 2005 года ее доля не превышает
7,6%.

Кроме того, значительно снижена величина реструктурированной задолженности

по налогам, сборам и платежам в бюджет и во внебюджетные фонды – с 32,2 млрд. руб. до

20,7   млрд.   руб.,   т.е.   на   11,5   млрд.   руб.   (выйдя   на   плановый   показатель   прогнозного
баланса).

Операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и 
расходы

В 2004 году Компании удалось значительно снизить относительно плана объем

внереализационных, операционных и чрезвычайных расходов (нетто) – при плане в 40,9
млрд. руб. фактические расходы составили 28,1 млрд. руб. (экономия 12,7 млрд. руб.).

Большая  работа была проведена по передаче  в муниципальную  собственность

жилья, находящегося в обременении ОАО «РЖД».

Так,   на   начало   2004   года   остаток   жилого   фонда,   подлежащего   передаче,

составлял 9057,9 тыс. м

2

. В течение 2004 года было фактически передано 7488,3 тыс. м

2

.,

т.е. 82,7%, при этом денежные средства на передачу выделялись филиалам своевременно
и в полном объеме.

На   передачу   жилья   было   израсходовано   3,1   млрд.   руб.   При   этом   расходы   на

содержание жилья, находящегося в обременении, составили 2,5 млрд. руб. (нетто).

По   состоянию   на   1   января   2005   года   остаток   жилого   фонда,   подлежащего

передаче,   составлял   1569,6   тыс.   м

2

.,   т.е.   немногим   более   17%   того   объема,   который

остался Компании в наследство от МПС. 

Наименование

Доходы, 

тыс. руб.

Расходы,

тыс. руб.

Результат,

тыс. руб. (-, +)

 Операционные доходы и расходы 

28 943 893

47 677 233

-18 733 470

Из них наиболее крупные:
проценты к уплате и к получению

200 245

1 716 156

-1 515 911

продажа основных средств и иных активов, отличных
от денежных средств (кроме иностранной валюты)

24 418 555

22 683 336

1 735 219

налоги и сборы (в т. ч. налог на имущество)

Х

13 249 113

- 13 249 113

расходы, связанные с оплатой услуг кредитных 
организаций

Х

1 965 374

- 1 965 374

создание резервов по сомнительным долгам

Х

6 980 886

-6 980 886

списание сумм неиспользованных остатков резервов 
на финансовые результаты

277 330

Х

277 330

принятие к учету материалов, запасных частей, 
снятых с объектов основных средств при их 
восстановлении (ремонт, модернизация, 
реконструкция)

2 886 515

Х

2 886 515

выбытие объектов основных средств и иных активов,
по причине невозможности использования ввиду 
непригодности к дальнейшей эксплуатации, 
морального износа и прочего списания (в т.ч. по 
договору дарения)

1 120 871

1 050 658

70 213

Внереализационные доходы и расходы 

32 113 657

41 458 780

-9 345 123

Из них наиболее крупные:

полученные или признанные должниками штрафы, 
пени, неустойки и другие виды санкций за 
нарушение хозяйственных договоров

6 115 547

372 650

5 742 897

прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в 
отчетном году

17 210 462

3 322 342

13 888 120

принятие к учету имущества, оказавшегося в 
излишке по результатам инвентаризации, убытки от 
списания недостач материальных ценностей

1 840 568

59 833

1 780 735

долги, нереальные для взыскания

Х

4 366 855

- 4 366 855

курсовые разницы, возникающие при переоценке в 
установленном порядке имущества и обязательств, 
выраженных в иностранной валюте

1 724 631

1 942 079

-217 448

расходы на осуществление спортивных мероприятий,
отдыха, развлечений, мероприятий культурно-
просветительного характера, и иных аналогичных 
мероприятий

Х

763 354

- 763 354

перечисления средств (взносов, выплат и т.п.), 
связанных с содержанием объектов здравоохранения,
народного образования, культуры и спорта, домов 
престарелых, детских дошкольных учреждений, 
детских лагерей отдыха, и т. д.

Х

6 514 589

-6 514 589

затраты по жилью, переданному муниципальным 
органам

Х

4 098 506

- 4 098 506

финансирование, полученное из бюджета

2 734 803

Х

2 734 803

затраты на содержание жилищного фонда и объектов
ЖКХ, находящихся в обременении в ОАО «РЖД»

1 175 226

3 655 168

- 2 479 942

выплаты согласно ОТС и по коллективным 
договорам неработающим пенсионерам и работникам
других видов деятельности

Х

3 008 684

-3 008 684

средства, перечисляемые в благотворительный фонд 
«Почет» и НПФ «Благосостояние»

Х

2 255 339

-2 255 339

расходы, связанные с отчислением средств 
профорганизациям на цели, определяемые 
коллективным договором

Х

971 051

-971 051

прочие

697 031

2 224 018

- 1 526 987

 Чрезвычайные доходы и расходы

10 868

81 624

-70 756

Убытки   от   операционных,   внереализационных   и   чрезвычайных   операций   по

филиалам ОАО «РЖД» за отчетный период составили 28 149,2 млн. руб., в том числе:

налоги и сборы – 13 249,1 млн. руб.;

создание резервов по сомнительным долгам – 6980,9 млн. руб.;

затраты на содержание объектов социальной сферы – 7277,9 млн. руб.;

затраты на содержание жилищного фонда и объектов ЖКХ, находящихся в
обременении в ОАО «РЖД», – 3655,2 млн. руб.;

затраты по жилью, переданному муниципальным органам – 4098,5 млн. руб.;

выплаты   согласно   ОТС   и   коллективным   договорам   неработающим
пенсионерам – 3008,7 млн. руб.;

средства,   перечисляемые   в   благотворительный   фонд   «Почет»   и   НПФ
«Благосостояние», – 2255,3 млн. руб.;

расходы,   связанные   с   отчислением   средств   профорганизациям,   на   цели,
определяемые коллективным договором, – 971,0 млн. руб.

В отчетном периоде Обществом было получено финансирование из бюджета в

сумме 2734,8 млн. руб., в том числе: на грузовые перевозки – 27,4 млн. руб., пассажирские
перевозки в дальнем следовании – 6,1 млн. руб., пассажирские перевозки в пригородном
сообщении – 2622,3 млн. руб. и прочую деятельность – 78,9 млн. руб.

Уплата налогов и сборов

В течение 2004 года ОАО «РЖД» полностью выполняло свои обязательства как

по  внесению   текущих   налоговых  платежей  в  бюджеты   всех  уровней  и   внебюджетные
фонды, так и по уплате реструктурированной задолженности.

За 2004 год Компанией уплачено в бюджеты и внебюджетные фонды 139,6 млрд.

руб.

Текущие   платежи   в   федеральный   бюджет   составили   35,1   млрд.   руб.,   в

региональные и местные бюджеты – 53,1 млрд. руб., по единому социальному налогу –
51,4 млрд. руб.

На  погашение   реструктурированной   задолженности   направлено   9,1   млрд.  руб.

Списано реструктуризированных пеней и штрафов на 2 млрд. руб.

Финансовая устойчивость и ликвидность

Показатели ликвидности, финансовой зависимости и платежеспособности Компании

Поскольку   имущество   Компании   сформировано   в   основном   из   внеоборотных

активов,   переданных   ОАО   «РЖД»   в   процессе   реорганизации   предприятий
железнодорожной отрасли, доля оборотных средств в общей стоимости активов остается
невысокой как в настоящий момент, так и в прогнозном периоде.

Доля  внеоборотных   средств   в  имуществе   ОАО  «РЖД»   остается   стабильной   с

момента   образования   Компании   и   в   прогнозах   на   2005   год   и   составляет   91–92%,
соответственно на оборотный капитал приходится 8–9% активов ОАО «РЖД».

Доля собственных средств (в основном сформированных уставным капиталом)

составляет более 91% источников имущества, в то время как обязательства  - только 8-9%.

Такая   специфика   механизма   создания   ОАО   «РЖД»   и   формирования

имущественного   комплекса   Компании   во   многом   определяет   величину   и   динамику
коэффициентов, характеризующих финансовое состояние Компании.

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

Изменение, %

Рекомендуемое

значение

Собственные оборотные 
средства, млн. руб.

- 15 663,3

5 224,0

-

-

Индекс постоянного актива 

1,01

1,0

- 1,0

-

Коэффициент текущей 
ликвидности 

1,18

1,31

+ 11,0

> 2,0

Коэффициент быстрой 
ликвидности 

0,59

0,4

-32,2

> 0,5

Коэффициент абсолютной 
ликвидности

0,16

0,08

- 50,0

> 0,2

Коэффициент автономии 
собственных средств

0,91

0,92

+ 1,1

> 0,5

Показатель   абсолютной   ликвидности   активов   ОАО   «РЖД»   находится   ниже

рекомендуемого уровня по причине преобладания в оборотном капитале материальных
запасов и дебиторской задолженности. 

Абсолютная   ликвидность   активов   ОАО   «РЖД»   также   зависит   от   специфики

работы   Компании,   при   которой   провозная   плата   от   подавляющего   большинства
потребителей поступает в качестве авансовых платежей.

Такая   регулярность   денежных   поступлений   за   перевозки   позволяет

минимизировать   величину   остатков   средств   на   банковских   счетах,   поскольку
значительных кассовых разрывов практически не возникает.

Учитывая   эту   специфику   деятельности   ОАО   «РЖД»,   достижение

рекомендуемого уровня показателя абсолютной ликвидности не является крайне важным
обстоятельством.   Гораздо   важнее   достижение   должного   уровня   между   текущими
активами и текущими обязательствами (показатель текущей ликвидности).

Целенаправленная работа Компании по сокращению объемов запасов путем их

рационального нормирования, а также стремление сокращать дебиторскую задолженность
за счет ускорения расчетов с клиентами оказала положительное влияние на показатели
текущей   и   быстрой   ликвидности,   значения   которых   также   немногим   ниже
рекомендуемых.

Финансовая устойчивость Компании как в 2004 году, так и в прогнозном периоде

характеризуется большим запасом прочности (доля собственных средств в пассивах ОАО
«РЖД»   составляет   91%).   Это   позволит   без   ущерба   для   платежеспособности   в
долгосрочной перспективе привлекать заемные средства, как для пополнения оборотных
средств, так и для финансирования различных проектов, в том числе долгосрочных. Такое
значение показателей прежде всего объясняется преобладающей величиной активов ОАО
«РЖД»,   выведенных   из   хозяйственного   оборота   (основных   средств,   незавершенного
строительства).

Коэффициенты оборачиваемости

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

Изменение, %

Рекомендуемое

значение

Активы

0,083

0,358

+ 3,1 раз

-

Оборотные средства

1,108

4,396

+ 3,0 раз

-

Собственные средства

0,091

0,391

+ 3,3 раз

-

Дебиторская задолженность

2,631

13,502

+ 4,1 раз

-

Кредиторская задолженность

1,488

6,372

+ 3,3 раз

-

Положительные   тенденции   в   работе   Компании   характеризуются   динамикой

показателей   оборачиваемости   за   2004   год.   В   среднем   оборачиваемость   дебиторской
задолженности составит по итогам 2004 года 27 дней (прогноз на 2005 год – 24 дня),
оборачиваемость кредиторской задолженности – 58 дней (прогноз на 2005 год – 44 дня).

Сокращение объемов запасов и дебиторской задолженности, с одной стороны,

приводит к меньшему отвлечению денежных средств из оборота и, с другой стороны,
позволяет,   минимально   воздействуя   на   ликвидность   ОАО   «РЖД»,   частично
финансировать   работу   Компании   за   счет   разницы   во   времени   по   срокам   получения
средств от дебиторов и расчетами с кредиторами.

Согласно прогнозам, в 2005 году произойдет снижение сроков оборачиваемости

дебиторской и кредиторской задолженности на 11 и 24% соответственно.

Коэффициенты рентабельности

Наименование показателя

2003 г.,%

2004 г.,%

Изменение, %

Активы

0,32

0,48

+50,0

Собственные средства

0,35

0,52

+48,6

Продажи

11,00

9,27

-1,73

Чистая прибыль

3,86

1,33

-2,53

Низкие   значения   коэффициентов   рентабельности   обусловлены   значительной

величиной   активов   ОАО   «РЖД».   В   целом   динамика   показателей   рентабельности
Компании   за   время   существования   ОАО   «РЖД»   и   в   прогнозе   на   2005   год   является
положительной,   что   обусловлено,   прежде   всего,   превышением   темпов   роста   чистой
прибыли над темпами роста активов и собственных средств Компании.

Коэффициенты долговой нагрузки

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

Изменение, %

Прибыль от реализации/Процентные обязательства*

0,38

1,13

+ 1,9 раз

Прибыль от реализации/Процентные обязательства **

1,66

2,31

+39,1

Процентные обязательства/Выручка

6,72%

3,97%

-2,75

* Включая реструктурированную задолженность.
** Без учета реструктурированной задолженности.

Несмотря на рост в абсолютном выражении величины привлеченных процентных

пассивов (кредиты банков и займы), уровень долговой нагрузки ОАО «РЖД» в прогнозе
на 2005 год не превысит 10% от величины выручки Компании.

Учитывая ограниченность источников и объемов собственных средств Компании

(чистая   прибыль   в   прогнозе   на   2005   год   не   превысит   1%   активов),   формирование
оборотного капитала Компании и частичное финансирование инвестиционных проектов в
дальнейшем будут производиться с использованием заемных средств путем привлечения
банковских  кредитов  и облигационных  займов с  учетом  срочности  и  стоимости  таких
ресурсов.

Кредитные рейтинги

В 2004 году были получены рейтинги от ведущих мировых рейтинговых агентств

Standard & Poor’s и Moody’s.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s присвоило Обществу

долгосрочные   кредитные   рейтинги   «ВB+»   по   обязательствам   в   иностранной   и
национальной валюте, а также рейтинг «AA+» по российской шкале, а международное
рейтинговое агентство Moody’s присвоило Обществу долгосрочный рейтинг эмитента по
необеспеченным обязательствам «Baa3» (прогноз стабильный).

Инвестиционная программа

В   целом   для   реализации   мероприятий   программы   капитальных   вложений

железнодорожного транспорта за счет всех источников в 2004 году использовано 126,1
млрд. руб. при утвержденном советом директоров лимите 128,5 млрд. руб.

При этом Компанией было инвестировано 120,8 млрд. руб. собственных средств
Структурно капитальные вложения 2004 года были разделены по 11 основным

направлениям.   Самые   большие   капитальные   вложения   выделены   на   программу
оптимизации работы и управления эксплуатационной деятельностью (более 41 млрд. руб.
или около 34% от общего объема, и с ростом против прошлого года в 1,5 раза).

Значительные объемы капитальных вложений осуществлены по программам:

развития   пассажирского   комплекса   (почти   20   млрд.   руб.,   или   16%   по
удельному весу);

обновления   и   развития   путевой   инфраструктуры   (более   14,5   млрд.   руб.,
удельный вес 11,8%);

грузовой подвижной состав (около 14,1 млрд. руб., 11,6%);

обновления   устройств   электроснабжения   и   электрификации
железнодорожных линий (11,5 млрд. руб., 9,4%).

Почти   5   млрд.   руб.   было   выделено   на   программы   безопасности   движения   и

охраны труда. 

Около   3%   общего   объема   капитальных   вложений   используются   на   решение

социальных проблем работников железнодорожного транспорта – строительство жилья и
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.

За счет привлеченных внешних источников на программу капитальных вложений

использовано около 5,3 млрд. руб. Внешние инвестиционные средства, в первую очередь,
использованы   на   строительство   жилья   с   использованием   ипотечного   кредитования,
закупку пригородного подвижного состава за счет средств местных администраций, на
реконструкцию   вокзальных   комплексов,   финансирование   мероприятий   программы
безопасности движения и др. 

Указанные   инвестиционные   ресурсы   привлечены   на   безвозмездной   основе   (в

виде субсидий из региональных бюджетов) или носят связанный, целевой характер и не
потребуют   отвлечения   дополнительных   финансовых   средств   ОАО   «РЖД»   на   их
обслуживание   и   возврат.   Использование   привлеченных   средств   производится   в
соответствии с инвестиционными бюджетами, в которых отражается их поступление и
конкретное направление использования.

Кроме того, по программе лизинга были в полном объеме привлечены средства

для финансирования поставок подвижного состава и оборудования на сумму 19,1 млрд.
руб.

В 2004 году с учетом лизинга поставлено на железные дороги 99 локомотивов (в

2003   году   –   52),   540   пассажирских   вагонов   (в   2003   году   –   391)   и   6000   грузовых
полувагонов   (в   2003   году   –   3480),   532   вагона   электропоездов,   а   также   9   рельсовых
автобусов.

Из наиболее значимых проектов, осуществленных в 2004 году, стоит выделить:

введение 48,4 км новых линий на подъездном пути к порту Оля, 69,3 км вторых
путей   на   Дальневосточной,   Забайкальской,   Западно-Сибирской,   Свердловской,
Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорогах;

принятие пусковых комплексов обновленных вокзалов в Красноярске, Хабаровске,
Москве   (Киевский),   Ижевске,   Мытищах,   Туапсе,   Рубцовске,   на   станциях
Нижнеудинск и Чернореченский, Тулун, Кыштым.

В 2004 году реализован проект организации скоростного движения пригородных

поездов на участке Москва – Мытищи. Приняты в эксплуатацию обновленные станции

Свирь,   Лоста,   Тайшет,   Забайкальск,   Красноярск-Восточный,   Находка-Восточная   и   др.
Значительные капитальные вложения реализованы в усиление инфраструктуры подходов
к портам Северо-Западного, Дальневосточного и Черноморского регионов и Каспия.

Наименование проекта

Сумма без НДС

тыс. руб.

Совокупные инвестиции (собственные и заемные источники)

108 922

Инфраструктура

69 646

Развитие

41 589

Развитие пропускных способностей участков сети

16 003

Развитие пунктов технического осмотра сетевого значения

2 380

Развитие пунктов технического осмотра локомотивов сетевого 
значения

3 051

Развитие систем технологической связи

5 777

Программа корпоративной информатизации

3 124

Программа ресурсосбережения

2 232

Электрификация железнодорожных линий

4 860

Безопасность движения

4 344

Обновление

27 875

Реконструкция искусственных сооружений

13 397

Обновление устройств железнодорожной автоматики и 
телемеханики

4 756

Обновление оборудования и устройств хозяйства 
электроснабжения

492

Обновление оборудования хозяйства грузовой и коммерческой 
работы

193

Реконструкция вокзального комплекса
- дальнее сообщение

2 736

- пригородное сообщение
Объекты гражданской обороны

158

Антитеррор 

454

Восстановление объектов железнодорожного транспорта в 
Чеченской Республике

167

Железные дороги
Подвижной состав

18 577

Грузовой подвижной состав

2 241

- модернизация

2 241

Пассажирский подвижной состав

5 210

- приобретение

3 591

- модернизация

1 619

Тяговый подвижной состав 

6 355

- приобретение

2 041

- модернизация

4 315

Моторвагонный подвижной состав 

4 766

- приобретение

2 464

- модернизация

2 302

Сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава

3 282

Сервисное обслуживание

3 282

- пассажирский подвижной состав

1 286

- моторвагонный подвижной состав 

1 996

Обновление основных фондов функциональных филиалов 

10 612

Обновление объектов здравоохранения и образования

1 092

Учреждения здравоохранения

1 092

Строительство жилья

4 054

Технологическое жилье

4 054

Проекты, сформированные на принципах проектного 
финансирования

1 659

Перевозки нефти на Китай

1 196

Автоматизированная система коммерческого учета 
электроэнергии

463

Международная деятельность

За   прошедший   с   момента   образования   ОАО   «РЖД»   период   международная

деятельность   Компании   приобрела   новую   направленность,   целью   которой   является
наиболее   полное   удовлетворение   потребностей   российских   и   иностранных
грузовладельцев в перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. 

Одним   из   приоритетов   Стратегической   программы   ОАО   «РЖД»   является

повышение   имеющегося   транзитного   потенциала

 

железнодорожного   транспорта

России посредством максимального использования такого фактора, как геополитическое
положение нашей страны, находящейся между Европой и динамично  развивающимися
странами Южной, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. 

В соответствии с задачей удвоения к 2010 году валового внутреннего продукта

ОАО «Российские железные дороги» проводят большую работу по наращиванию объемов
перевозок и повышению   конкурентоспособности железных дорог в первую очередь в
международных  транспортных   коридорах   «Восток-Запад»   с   использованием
Транссибирской магистрали и «Север-Юг» с выходом в Иран и страны Персидского
Залива.

Взаимодействие   этих   коридоров   с   общеевропейскими   транспортными

коридорами № 2 и «Север-Юг» позволяет создать эффективную систему евроазиатских
транспортных связей.

С этой целью ОАО «РЖД» заключило ряд соглашений.

  С   Немецкой   железной   дорогой   (ДБ   АГ)   –   Меморандум   о

сотрудничестве в области пассажирских и грузовых перевозок.

В   результате   реализации   Меморандума   о   сотрудничестве   были   определены

новые   направления   сотрудничества   и   согласованы   новые   формы   совместной
деятельности. Это позволит эффективнее использовать имеющийся потенциал и вынести
на международный рынок транспортных услуг новый качественный продукт.

С  Финской   железной   дорогой   (ВР   Групп)  –   Меморандум   о

сотрудничестве в области пассажирских и грузовых перевозок.

В настоящее время наиболее актуальным вопросом сотрудничества российских и

финских железнодорожников является проект организации   скоростного пассажирского
движения   между   городами   Санкт-Петербург   и   Хельсинки,   обсуждавшийся   в   ходе
официальных   встреч   между   Президентом   Российской   Федерации   В.В.Путиным   и
Президентом   Финляндской   Республики   госпожой   Тарьей   Халонен.   Результаты
переговоров   на   высшем   уровне   нашли   отражение   в   Меморандуме,   согласно   которому
создание   такой   линии   является   важнейшей   целью   совместной   работы.   Завершение
реализации   проекта   в   2008   году   приведет   к   сокращению   времени   следования   между
крупнейшими городами Северной Европы до 3 часов, что позволит назвать магистраль
Санкт-Петербург - Хельсинки дорогой нового века.

Проработаны соглашения по сотрудничеству в различных сферах с

железной дорогой Китая.

В   настоящее   время   продолжаются   работы   по   модернизации   и   развитию

инфраструктуры   Транссиба,   в   частности   железнодорожного   узла,   обслуживающего
крупнейшие на Тихоокеанском побережье России порты Находка и Восточный, а также
пограничных станций Забайкальск и Гродеково.

Намечено   строительство   второго   моста   через   реку   Амур   у   Хабаровска,

реконструкция ряда тоннелей и усиление пути на некоторых железнодорожных участках.

Расширяется   сеть   контейнерных   терминалов,   позволяющих   перерабатывать

крупнотоннажные контейнеры.

Упрощены   процедуры   таможенного   оформления   грузов   и   осуществлен   ряд

других мероприятий, облегчающих процедуру пересечения государственной границы.

За   последние   годы   реально   назрела   необходимость   организации   сквозных

контейнерных перевозок между странами Западной Европы и промышленными районами
Китая и Южной Кореи.

В направлении Запад - Восток главным транспортным коридором на территории

России   продолжает   выступать   Транссибирская   магистраль.   По   существу,   Транссиб
сегодня является основным транспортным мостом, соединяющим страны Азии - в первую
очередь Китай, Республику Корея и Японию с Европой. 

В   июле   2004   года   был   организован   демонстрационный   пробег   нового

контейнерного поезда Находка – Брест.

В целях сокращения сроков доставки грузов в контейнерах из стран Азиатско-

Тихоокеанского региона в Финляндию и повышения конкурентоспособности Транссиба
организовано курсирование ускоренных контейнерных поездов по маршруту  Находка -
Бусловская
. Проектом уже заинтересовались фирмы Южной Кореи и Японии. 

В   рамках   реализации   Федеральной   программы   модернизации   транспортной

системы   России   на   период   до   2010   года,   утвержденной   правительством   России,   и   ее
подпрограммы по международным транспортным коридорам (МТК), ОАО «Российские
железные дороги» большое внимание уделяют развитию коридора «Север-Юг»

ОАО   «РЖД»   активно   участвует   в  развитии   инфраструктуры   Международного

транспортного   коридора   (МТК)   «Север–Юг».   Из   собственных   средств   компании   было
выделено   более   100   млн.   долларов   США   на   строительство   железнодорожной   линии,
связавшей   международный   порт   Оля   на   Каспийском   море   с   магистральной   сетью
железных   дорог   России.   28   июля   2004   года   на   линии   открыто   регулярное   движение
поездов. Тем самым  завершено формирование железнодорожной части МТК «Север-Юг»
на российской территории и создано новое интермодальное сообщение с Ираном. 

Анализ   возможных   объемов   перевозок   внешнеторговых   и   транзитных   грузов

показывает,   что   уже   в   ближайшее   время   при   создании   необходимых   коммерческих
условий загрузка международного транспортного коридора «Север-Юг» может достичь
17-20 млн. тонн. Это дает основание сделать вывод о том, что все маршруты коридора
«Север-Юг» будут иметь загрузку. 

До начала 90-х годов в сообщении с Ираном по железной дороге перевозилось

около   3   млн.   тонн   грузов   через   пограничный   переход   Джульфа,   и   вопрос   о
возобновлении   прямого   железнодорожного   сообщения   по   западному   побережью
Каспийского моря 
продолжает оставаться актуальным. 

Формирование   сухопутного   маршрута   между   Россией   и   Ираном   позволит

существенно   сократить   время   доставки   грузов   по   сравнению   с   перевозкой   по
Каспийскому морю (на 5-7 дней), удешевить доставку контейнеров за счет ликвидации
перевалки   в   портах   и   портовых   сборов,   что   будет   способствовать   повышению
привлекательности коридора «Север-Юг».

Поскольку российские железные дороги имеют ряд существенных технических

особенностей, отделяющих их от остальных железных дорог в Европе, мы обязаны  искать
новые   решения,   позволяющие   осуществлять   сквозное   движение   поездов   между
российскими и европейскими железными дорогами.

В прошедшем году проделана большая работа по внедрению информационных

технологий,   позволяющих   выполнять   коммерческие   и   эксплуатационные   процедуры
грузовых перевозок на основе электронной обработки данных накладной, что позволяет
значительно упростить выполнение пограничных и таможенных формальностей.

Ведется работа между железными дорогами Германии, Польши, Белоруссии и

России   по   внедрению   электронного   обмена   данными   грузовой   накладной   с   целью
предоставления   контрольным   органам   опережающей   информации   о   поступающих   на
станцию передачи грузах. В настоящее время в рабочем режиме ведется обмен данными
между вычислительными центрами российских и белорусской железных дорог. В стадии
решения находится вопрос об организации электронной передачи информации между ДБ
АГ, ПКП.

Завершена работа по подготовке соглашения об электронном обмене данными с

Украинской железной дорогой.

Важным   направлением   деятельности   Компании   является

 

расширение

взаимодействия   с   железными   дорогами   Ирана.

 

В   апреле   2004   года   в   ходе   визита

делегации   ОАО   «РЖД»   в   Исламскую   Республику   Иран   подписан     Меморандум   о
сотрудничестве между Российскими и Иранскими железными дорогами. 

Одним из направлений международного сотрудничества является участие ОАО

«РЖД»   в   модернизации   и   реконструкции   железнодорожной   инфраструктуры   Ирана,
Аргентины и Индии. 

В   сентябре   2004   года   заключен   контракт   на   поставку   Иранским   железным

дорогам   оборудования   и   создание   в   Иране   системы   автоматического   управления
движением   поездов   на   участке   Тегеран-Мешхед   общей   стоимостью   около   29   млн.
долларов США.

2   сентября   2004   года  президент   ОАО   «РЖД»   Г.М.Фадеев   и   секретарь   по

транспорту   Министерства   федерального   планирования,   общественных   инвестиций   и
услуг   Республики   Аргентина   г-н   Рикардо   Рауль   Хайме   подписали   соглашение   о
сотрудничестве   в   области   железнодорожного   транспорта.   Данным   соглашением
предполагается   оказание   помощи  железным   дорогам   Аргентины  в   модернизации
нескольких участков.

Прорабатывается контракт на модернизацию нескольких участков  на железных

дорогах Индии.

Эффективное развитие компании невозможно без поддержания инфраструктуры

в работоспособном состоянии, без надежного подвижного состава. ОАО «РЖД» успешно
реализует   программу   модернизации   подвижного   состава,   основываясь   на   последних
достижениях   отечественных   производителей.   В   то   же   время   обмен   опытом   с
зарубежными   компаниями,   обладающими   новейшими   технологиями   в   области
производства   железнодорожного   оборудования,   носит   взаимовыгодный   характер.
Примером   эффективного   сотрудничества   с   компаниями-производителями   является
деятельность   экспертов   в   рамках   пяти   совместных   рабочих   групп   с   Немецким
транспортным форумом. Деятельность этих групп позволяет более конкретно определить
области   сотрудничества.   Результатом   работы   одной   из   групп   стало   подписание
Меморандума о сотрудничестве с компанией «Сименс» в  рамках НТФ.

Еще одним положительным качеством такого сотрудничества является тот факт,

что компании среднего и малого уровня, ранее не имевшие возможность контактировать с
ОАО «РЖД», могут найти свою нишу и развивать сотрудничество в рамках НТФ.

Особое   внимание   уделяется   созданию  новых   пассажирских   маршрутов  из

России в европейские страны. Что особенно важно - не только из столицы.

 14 декабря 2003 года открыто прямое беспересадочное пассажирское сообщение

по маршруту Калининград - Берлин. За короткий период времени это сообщение стало
популярным у пассажиров. С начала курсирования   и по август 2004 года в указанном

сообщении   «туда   и   обратно»   перевезено   9637   пассажиров;   было   согласовано
курсирование с мая по сентябрь 22 дополнительных вагонов.

Учитывая   все   возрастающую   популярность   этого   маршрута,   прорабатывается

вопрос об организации регулярного ежедневного курсирования полносоставного поезда
между Калининградом и Берлином, с изменением маршрута и сокращением времени в
пути на 2 часа. 

Открыты   новые   международные   беспересадочные   маршруты   Челябинск   -

Берлин, Свердловск - Берлин, Уфа - Берлин; почти на 30 часов сокращено время в пути на
маршруте Новосибирск - Берлин - Новосибирск; открыто сообщение Москва - Брюссель
(вместо курсирующих беспересадочных вагонов Москва - Кельн); совместно с Немецкими
железными   дорогами   разрабатывается   проект   организации   курсирования   специального
туристического  поезда «Тальго», оборудованного системой  автоматического  изменения
ширины колеи, по маршруту Берлин - Калининград - Санкт-Петербург.

26   мая   2004   года   состоялась   демонстрационная   поездка   «Тальго»   на   участке

Берлин - Калининград.

Большое значение для ОАО «РЖД» приобретает расширение сотрудничества с

международными финансовыми институтами. За истекший период проведена большая
работа с Всемирным банком, ЕБРР, JP Morgan, Ротшильд, Сосьете Женераль и другими
крупнейшими   иностранными   банками,   направленная   на   привлечение   средств   в
реализацию   проектов,   предусмотренных   Инвестиционной   программой   ОАО   «РЖД»,   а
также на получение ОАО «РЖД» международного кредитного рейтинга.

Важнейшим  результатом  этой работы  явилось присвоение  международными и

авторитетными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Moody’s

 

долгосрочных

кредитных рейтингов ОАО «РЖД»  по обязательствам в иностранной и национальной
валюте,   соответствующих   суверенному   рейтингу   Российской   Федерации.   ОАО
«Российские   железные   дорогаи»   удалось   получить   столь   высокую   оценку   мировых
рейтинговых агентств в кратчайшие сроки. В мировой практике принято, что компания
может   претендовать   на   получение   рейтинга   лишь   после   трех   лет   стабильной   работы.
Полученный кредитный рейтинг повысит инвестиционную привлекательность Компании
и позволит обеспечить дополнительные кредитные средства на нужды ОАО «РЖД».

В   октябре   2003   –   январе   2004   года   специалистами   ОАО   «РЖД»   совместно   с

ведущими   мировыми   экспертами   в   области   транспорта   от   Европейской   конференции
министров   транспорта   (ЕКМТ),   Европейской   Комиссии,   Германии,   Италии,   США
подготовлен

 

«Обзор   реформы   системы   государственного   регулирования   на

железнодорожном транспорте в России».

Опыт реформирования Российских железных дорог получил высокую оценку на

международном уровне, в частности Европейской конференции министров транспорта и
Организации экономического сотрудничества и развития.

Информационные технологии

В соответствии с задачами, определенными Стратегической программой развития

ОАО   «РЖД»,   и   в   рамках   целевой     Программы   информатизации   на   2005-2007   годы   с
ориентирами до 2010 года компания внедряет IT-технологии.

Структура   Программы   информатизации   учитывает   наличие   стратегического,

тактического и оперативного уровней управления компанией, определена в соответствии с
основными направлениями деятельности компании и состоит из шести подпрограмм:

- управление сбытом грузовых перевозок;
- управление сбытом и организация пассажирских перевозок;
- управление перевозочным процессом;
- управление содержанием инфраструктуры и подвижного состава;
-   бюджетирование,   финансовый   и   налоговый   учет   и   отчетность,   управление

финансами, материальными и трудовыми ресурсами;

-   стратегическое   развитие   и   системное   управление,   оптимизация   управления

инвестициями и инновациями.

Для реализации Программы информатизации применяется проектный подход. На

конец 2004 года Программа информатизации состояла из 51 проекта.

Автоматизированные системы должны быть унифицированы и интегрированы по

целям, а также по технологическому, информационному, программному и другим видам
обеспечения, так как внедряемые новые технологии управления относятся к деятельности
одной компании, в которой все процессы взаимосвязаны.

В соответствии со Стратегической программой ОАО «РЖД» целью Программы

информатизации     является   повышение   эффективности   деятельности   и   обеспечение
конкурентных   преимуществ   ОАО   «РЖД»   за   счет   внедрения   новых   технологий
управления с использованием автоматизированных систем.

В   2004   году   достигнуты   следующие   уровни   развития   автоматизированных

систем.

Подпрограмма «Управление сбытом грузовых перевозок»

Проект

 

«Управление маркетингом»

: 

в опытную эксплуатацию введена система

формирования краткосрочных (на 3 месяца) прогнозов перевозок грузов. 

Проект  «Электронная   торговая   площадка   транспортных   услуг»:

 

начата

работа системы на опытном полигоне.

Проект

 

ЭТРАН

:  

достигнуты   следующие   показатели   по   обработке   документов

системой: 100% заявок, 80% накладных по отправлению, 70% накладных по прибытию.

Проект

 «Управление   продажами»

 

обеспечивает   автоматизированную

поддержку и управление системой сбыта услуг в сфере грузовых перевозок, оптимизацию
функциональных процессов при организации продаж услуг.

Подпрограмма «Управление сбытом и организацией пассажирских перевозок»

Целью вводимой в рамках работ по данной подпрограмме системы «Экспресс-3»

является   вывод   из   эксплуатации   устаревшей   системы   управления   продажей   билетов   и
бронирования мест на поезда дальнего следования «Экспресс-2» и создание комплексной
системы управления пассажирскими перевозками.

К концу 2004 года введены в эксплуатацию все 9 региональных вычислительных

комплексов системы «Экспресс-3» и полностью реализована функциональность продажи
билетов в рамках системы «Экспресс-3».

Подпрограмма «Управление перевозочным процессом»

Подпрограмма охватывает все уровни управления перевозочным процессом от

станционного до сетевого, все этапы технологического цикла управления перевозками.
Построение проектов по уровням управления (станция-ЦУМР-ДЦУ-ЦУП) обеспечивает
автоматизацию сквозных технологий управления перевозками.

Проект

 

АСУ   станциями

 

оптимизирует   управление   технологическими

процессами   работы   станции   за   счет   применения   информационных   технологий   в
организации поездообразования, маневровой работы, грузовой и коммерческой работы,
подготовки   вагонов   под   погрузку,   ведения   станционного   оперативно-статистического
учета.

 Проектные объемы внедрения в рамках проекта АСУ СТ: 182 базовые станции и

3942  прикрепленные   станции.   На   конец   2004   году  АСУ   СТ  внедрена   на   127  базовых
станциях (70%) и 2914 прикрепленных станциях (74%). Завершено внедрение АСУ СТ на
крупных сортировочных и припортовых станциях.

Проект  АСУ  местной  работой

 

оптимизирует   управление   местной  работой  на

уровне  отделения   железной  дороги  за   счет  автоматизации  технического  нормирования
грузовой   и   местной   работы,   сменно-суточного   планирования,   текущего   планирования,
диспетчерского   контроля   и   регулирования   местной   работы,   учета   и   анализа   работы
отделения.

Проектный объем внедрения АСУ МР - 69 отделений железных дорог. На конец

2004   года   АСУ   МР   внедрена   в   27   отделениях   железных   дорог,   что   составляет   39%
выполнения проекта.

Задача   проекта

 

СИРИУС  -   это   структурные   преобразования   в   оперативном

управлении   перевозочным   процессом   путем   интеграции   существующих
автоматизированных систем в области управления перевозочным процессом, разработки и
внедрения   на   сети   железных   дорог   новых   высокоэффективных   ресурсосберегающих
технологий.   Они   основаны   на   оптимальном   использовании   основных   транспортных
ресурсов,   на   экономически   и   технологически   рациональной   организации   процесса
перевозок,   а   также   на   автоматизации   процесса   оперативного   управления   поездной,
грузовой и местной работой.

В соответствии с утвержденным техническим заданием на систему СИРИУС в

2004   году   была   введена   ее   первая   очередь.   Она   представляет   собой   информационно-
справочную систему со стандартизованным интерфейсом пользователя. Для этого была
подготовлена   инфраструктура   ИВЦ   Калининградской,   Московской,   Горьковской,
Северной,   Юго-Восточной,   Куйбышевской,   Южно-Уральской,   Забайкальской,
Дальневосточной дорог и ГВЦ: введено 6 новых и модернизировано 14 существующих
серверов класса mainframe и 5 дисковых подсистем.

Проект ГИД «Урал»

 

оптимизирует диспетчерское управление поездной работой

за счет автоматизации функций ведения графика исполненной работы движения поездов,
оперативного   контроля   поездного   положения,   оперативного   контроля   дислокации   и
состояния локомотивов, оперативного анализа основных показателей поездной работы. 

Проектный объем внедрения ГИД «Урал» - 357 диспетчерских участков. Всего по

проекту на конец 2004 года система ГИД внедрена на 281 участках, что составляет 79% от
заданного.

Подпрограмма «Оптимизация управления содержанием инфраструктуры и

подвижного состава»

Выполнение   этой   подпрограммы   осуществляется   посредством   автоматизации

следующих важнейших функциональных задач:

Паспортизация   и   мониторинг   технического   состояния   объектов   основной

деятельности. В 2004 году завершена разработка и внедрение систем паспортизации объ-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..