ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 13

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 13

 

 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 25 

№ 

п/п 

Наименование 

энергетических ресурсов 

Единица 

измерения 

2015 год 

Всего 

в том числе на 

транспорт нефти 

и 

нефтепродуктов 

3.1 

Нефть для выработки тепла 

т 

82 945 

72 736 

тыс. руб. 

959 711 

825 787 

3.2 

Нефть для выработки 
электроэнергии 

т 

12 627 

12 627 

тыс. руб. 

147 666 

146 989 

3.3 

Газ естественный 
(природный) для выработки 
тепла 

тыс.м.куб. 

65 059 

59 444 

тыс. руб. 

293 984 

256 913 

3.4 

Топливо дизельное для 
выработки тепла 

т 

4 650 

4 524 

тыс. руб. 

147 579 

145 166 

3.5 

Топливо дизельное для 
выработки электроэнергии 
(на аварийных ДЭС) 

т 

112 

95 

тыс. руб. 

3 714 

3 714 

3.6 

Мазут топочный 

т 

10 297 

391 

тыс. руб. 

121 355 

4 272 

3.7 

Топливо моторное для 
автотранспорта и спецтехники 

т 

92 106 

64 910 

тыс. руб. 

3 107 929 

2 596 462 

 

4. Основные направления развития ОАО «АК «Транснефть» 

4.1. Информация о стратегии развития ОАО «АК «Транснефть» 

Стратегия  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года  (далее  –  Стратегия) 

утверждена  решением  Совета  директоров  ОАО «АК  «Транснефть»  от  19.11.2014 
(протокол № 23). 

Цель  Стратегии  —  развитие  и  модернизация  системы  магистрального 

трубопроводного  транспорта  Российской  Федерации  для  полного  обеспечения 
потребностей  в  транспортировке  нефти  и  нефтепродуктов  на  внутреннем  рынке  и 
экспортных направлениях на основе: 

применения оборудования, изготовленного на территории Российской Федерации; 
применения  современных  передовых  отраслевых  технологий,  обеспечивающих 

высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности; 

обеспечения  доходов  от  транспортировки  нефти  и  нефтепродуктов  в  объеме, 

необходимом  и  достаточном  для  реализации  программы  развития,  технического 
перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов. 

Стратегией ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года предусмотрено: 
снижение применения импортной продукции до 3 %; 
обеспечение транспортировки нефтепродуктов от вновь подключаемых НПЗ; 
снижение  аварийности  на  магистральных  трубопроводах  до  показателя 

0,12 аварий на 1000 км эксплуатируемых трубопроводов; 

полное исключение сброса недостаточно очищенных сточных вод; 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 26 

сохранение  показателя  содержания  серы  в  нефти,  перекачиваемой  по  системе  

ОАО «АК «Транснефть» в пределах, установленных схемой нормальных грузопотоков; 

сокращение затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов, поддержание 

оптимального уровня затрат для потребителей услуг. 

Реализация указанных мероприятий предусмотрена в срок до 2020 года в период 

действия Стратегии ОАО «АК «Транснефть». 

Также  Стратегией  ОАО  «АК  «Транснефть»  предусмотрена  реализация  следующих 

основных мероприятий по развитию системы магистральных трубопроводов: 

увеличение  пропускной  способности  ТС  «ВСТО-1»  до  80  млн.  тонн  –  срок 

реализации 2020 год; 

увеличение  пропускной  способности  ТС  «ВСТО-2»  до  50  млн.  тонн  –  срок 

реализации 2019 год; 

строительство  нефтепроводов  для  обеспечения  приема  в  систему  нефти  с  новых 

месторождений  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  и  Красноярского  края  –  срок 
реализации 2016 год; 

увеличение 

пропускной 

способности  нефтепродуктопровода 

«Север» 

до 

25 млн. т/год в целях перенаправления объемов нефтепродуктов с зарубежных портов  – 
срок реализации 2018 год; 

обеспечение  диверсификации  поставок  нефтепродуктов  с  открытием  нового 

направления на юге России со строительством МНПП на участке Волгоград-Новороссийск 
– срок реализации 2018 год. 

 

4.2. Информация о Долгосрочной программе развития ОАО «АК «Транснефть» 

Долгосрочная программа развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года 

(далее – ДПР) утверждена решением Совета директоров «АК «Транснефть» от 19.11.2014 
(протокол № 23). 

Долгосрочной программой развития ОАО «АК Транснефть» на период до 2020 года 

запланированы следующие мероприятия: 

увеличение 

мощности 

системы 

магистральных 

нефтепроводов 

и 

нефтепродуктопроводов  для  обеспечения  транспортировки  нефти,  в  соответствии  с 
планируемыми  объемами  добычи  нефти  на  эксплуатируемых  и  новых  месторождениях 
нефтяных компаний и объемами переработки нефтепродуктов на существующих и новых 
НПЗ; 

повышение  энергоэффективности  за  счет  реализации  мероприятий  по  экономии 

энергетических ресурсов; 

реализации  программы  сокращения  затрат  при  строительстве  и  эксплуатации 

трубопроводов; 

обеспечение  производительности  труда  на  уровне  лучших  зарубежных 

трубопроводных компаний; 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 27 

инновационное развитие производственной деятельности; 
обеспечение надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов 

и  нефтепродуктопроводов  путем  проведения  реконструкции  на  основе  результатов 
диагностики и модернизации основных фондов; 

повышение  экологической  и  промышленной  безопасности  производственных 

объектов Компании; 

развитие социальных гарантий работников Компании; 
формирование  корпоративной  идентичности  и  продвижение  единого  бренда 

Компании; 

рекламное сопровождение деятельности Компании во внешней среде; 
формирование и развитие системы внутрикорпоративных коммуникаций. 
Реализация указанных мероприятий предусмотрена в срок до 2020 года в период 

действия Долгосрочной программы развития ОАО «АК «Транснефть». 

В  рамках  мероприятий  по  увеличению  мощности  системы  магистральных 

нефтепроводов  и  нефтепродуктопроводов  реализуются  следующие  наиболее  значимые 
инвестиционные проекты: 

1. Развитие системы магистральных нефтепроводов:

 

Строительство  нефтепровода  «Заполярье  –  Пурпе»  пропускной  способностью  до 

32 (45)  млн.  т/год  и  нефтепровода  «Куюмба  –  Тайшет»  пропускной  способностью  до 
8  млн. т/год с последующим увеличением до 15 млн. т/год. Срок реализации 2016 год. 

Расширение  пропускной  способности  трубопроводной  системы  «ВСТО»  для 

обеспечения  транспортировки  нефти  на  экспорт  в  Китайскую  Народную  Республику  и 
страны  АТР  через 

ООО  «Транснефть  –  Порт  Козьмино»,  а  также  на 

нефтеперерабатывающие  заводы  Российской  Федерации  –  Комсомольский  НПЗ, 
Хабаровский НПЗ, ВНХК: 

ВСТО-1 до 80 млн. т/год. Срок реализации 2020 год; 
ВСТО-2 до 50 млн. т/год. Срок  реализации 2019 год. 
Реконструкция МН Западной Сибири. Срок реализации – 2025 год. 
Реконструкция  нефтепроводов  для  обеспечения  транспортировки  нефти  на  НПЗ  - 

Афипский,  Ильский,  Яйский,  Томскнефтепереработка,  Волгоградский,  Туапсинский. 
Проекты финансируются за счет средств соответствующих НПЗ срок реализации 2015  – 
2019 годы. 

Реконструкция объектов для стабилизации качества нефти западного направления 

в рамках схемы нормальных грузопотоков нефти – срок реализации 2016 год. 

2. Развитие системы магистральных продуктопроводов: 
Строительство продуктопровода «Юг» на участке «Волгоград – Новороссийск». Срок 

реализации 2018 год. 

Увеличение пропускной способности продуктопровода «Север» до 25 млн. т/год для 

расширения  экспортных  возможностей  системы  продуктопроводов.  Срок  реализации 
2018 год. 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 28 

Реконструкция  системы  магистральных  трубопроводов  для  увеличения  объемов 

транспортировки нефтепродуктов в московский регион. Срок реализации 2018 год. 

Подключение к системе МНПП Антипинского НПЗ. Срок реализации 2015 год. 

Подключение к системе МНПП Волгоградского НПЗ. Срок реализации 2017 год. 

4.3. Информация об изменении в стратегии и Долгосрочной программы развития 
ОАО «АК «Транснефть» по сравнению с предыдущим годом 

В  2015  году  была  осуществлена  корректировка  Долгосрочной  программы 

развития. Откорректированная ДПР согласована Минэнерго России, Минэкономразвития 
России,  Росимуществом  и  утверждена  решением  Совета  директоров  ОАО  «АК 
«Транснефть» от 28.10.2015 (протокол № 26). 

Корректировка  Долгосрочной  программы  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  была 

осуществлена по следующим причинам: 

1. Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской 

Федерации  А.В.  Дворковича  от  17.11.2014  №АД-П9-181пр  ОАО  «АК  «Транснефть» 
поручено включить в состав ДПР следующие разделы и показатели. 

Управление портовыми объектами. 
Антитеррористическая защищенность объектов. 
Интегральный  показатель  эффективности,  характеризующий  инновационное 

развитие. 

Интеграционный  показатель  эффективности  инвестиционной  деятельности, 

включающий  сроки  ввода  в  эксплуатацию  и  другие  показатели,  направленные  на 
снижение удельных затрат Компании на капитальное строительство и реконструкцию. 

Ключевые  показатели  эффективности,  характеризующие  надежность  системы 

магистральных трубопроводов с учетом уровня износа основных фондов. 

Раздел и показатели по сокращению операционных затрат. 
Раздел  и  показатели  по  повышению  эффективности  расходов  и  закупочной 

деятельности. 

2.  Решения  Правления  ОАО  «АК  «Транснефть»  от  28.04.2015  по  внесению 

изменений в состав Программы развития, технического перевооружения и реконструкции 
объектов магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»: 

2.1. Включение новых проектов: 
Нефтепровод-отвод «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ»; 
Проект Юг. 3 этап: 
Строительство МНПП «Самара – Волгоград»; 
Расширение МНПП «Волгоград – Тихорецк – Новороссийск» до 11 млн.т/год; 
Расширение пропускной способности МН «Уса – Ухта» и «Ухта – Ярославль»; 
Расширение  пропускной  способности  МН  для  поставки  нефти  на  НПЗ 

ОАО «ТАНЕКО» до 14 млн.т/год. 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 29 

2.2. Изменение сроков и этапности реализации проектов: 
Перенос  срока  завершения  работ  по  расширению  МН «Куюмба  –  Тайшет»  до  15 

млн. тонн в год на 2023 год. 

Перенос  сроков  реализации  проекта  по  реконструкции  МН  Западной  Сибири  для 

увеличения  объемов  транспортировки  нефти  в  направлении  г.  Тайшет  с  завершением 
строительства и вводом в эксплуатацию объектов 2025 году. 

Перенос сроков ввода в эксплуатацию части объектов по проекту «Расширение ТС 

ВСТО на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в год» на 2020 год. 

3. 

Корректировка 

Программы 

энергосбережения 

и 

повышения 

энергоэффективности  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  2015  –  2020  годы,  входящей  в 
состав ДПР. 

4.  Учет  рекомендаций  АО  «КПМГ»  по  результатам  проведенного  аудита  о 

реализации ДПР за 2014 год. 

4.4. Информация о наличии в обществе иных программ 

4.4.1. Программа ОАО «АК «Транснефть» по использованию избыточных мощностей 

по  транспортировке  нефти  в  западном  направлении  для  транспортировки 
нефтепродуктов,  утверждена  решением  Правления  ОАО «АК «Транснефть»  от  23.04.2014 
(протокол № 14) (далее – Программа перевода мощностей). 

Программа перевода мощностей направлена на реализацию стратегических задач 

по  развитию  системы  магистральных  нефтепродуктопроводов  за  счет  перевода 
избыточных  мощностей  по  транспортировке  нефти  в  западном  направлении  для 
транспортировки нефтепродуктов. 

Целью  Программы  перевода  мощностей  является  обеспечение  мощности  для 

поставок 

трубопроводным 

транспортом 

требуемых 

объемов 

нефтепродуктов 

потребителям Российской Федерации и на внешние рынки. 

Для  перепрофилирования  избыточных  мощностей  по  транспортировке  нефти 

планируется реализовать следующие проекты. 

Перевод под транспортировку дизельного топлива МН «Тихорецк – Новороссийск-1» 

DN 500. Ввод объектов в эксплуатацию – 2016 год. 

Перевод под транспортировку дизельного топлива МН «Ярославль Кириши» DN700 

и МН «Кириши – Приморск» DN700. Ввод объектов в эксплуатацию – 2017 год. 

Перевод  под  транспортировку  нефтепродуктов  МН  «Горький  -  Рязань»  DN  500  и  

МН «Рязань – Москва» DN500. Ввод объектов в эксплуатацию – 3 квартал 2017 год. 

Перевод  под  транспортировку  дизельного  топлива  МН  «Тюмень  –  Юргамыш» 

DN500. Ввод объектов в эксплуатацию – 2015 год. 

4.4.2. Программа  инновационного  развития  ОАО «АК «Транснефть»  на  период 

до 2017 года  утверждена  решением  Совета  директоров  ОАО «АК «Транснефть»  от 
01.04.2011  (протокол  № 7),  одобрена  Минэнерго  России,  Минобрнауки  России, 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 30 

Минэкономразвития  России,  рабочей  группой  по  развитию  частно-государственного 
партнерства  в  инновационной  сфере  при  Правительственной  комиссии  по  высоким 
технологиям и инновациям (протокол № 15-АК от 13.04.2011). 

В  основе  «Программы  инновационного  развития  ОАО  «АК  «Транснефть» 

до 2017 года»  содержатся  проекты  по  разработке  прорывных  технологий  в 
трубопроводном  транспорте  нефти  и  нефтепродуктов,  совершенствованию  техники  и 
технологий, организации выпуска инновационных разработок НИОКР, а также ключевые 
показатели  эффективности  производства  (KPI).  Согласована  Минэнерго  России, 
Минэкономразвития  России,  Минобрнауки  России  и  одобрена  Рабочей  группой  по 
развитию  частно-государственного  партнерства  в  инновационной  сфере  при 
Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.  

Программа  направлена  на  значительное  улучшение  основных  показателей 

эффективности производственного процесса, а именно:  

существенно сэкономит энергетические ресурсы в процессе эксплуатации системы 

магистрального  трубопроводного  транспорта,  будет  способствовать  повышению 
энергоэффективности системы;  

обеспечит  увеличение  расходов  на  исследовательские  работы  и  модернизацию 

технологий; 

повысит  надежность  и  долговечность  основного  оборудования.  По  результатам 

НИОКР  будут  разработаны  новые  приборы  и  оборудование,  имеющие  высокий 
межремонтный ресурс и срок эксплуатации;  

повысит производительность труда;  
улучшит  структуру  управления  Компанией,  включая  автоматизацию  управления 

бизнес-процессами Компании и создание продуктивной системы обучения и повышения 
квалификации работников;  

обеспечит  развитие  сотрудничества  с  ВУЗами,  разработку  и  реализацию 

утвержденных программ совместного научно-технического сотрудничества;  

обеспечит участие в технологических платформах Российской Федерации;  
получит  дальнейшее  развитие  взаимодействие  с  научными  организациями, 

малыми 

и 

средними 

инновационными 

предприятиями, 

технологическими 

территориальными  кластерами  и  институтами  развития,  которое  будет  реализовываться 
посредством  заключения  долгосрочных  соглашений  о  сотрудничестве,  привлечением  к 
выполнению НИОКР, расширению кооперации путем формирования реестра технических 
требований ОАО «АК «Транснефть» к поставляемой продукции и услугам.  

Реализация мероприятий в рамках Программы инновационного развития ОАО «АК 

«Транснефть» предусмотрена в срок до 2017 года. 

4.4.3 Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 31 

Программа  утверждена  Советом  директоров  ОАО  «АК  «Транснефть»  от 

28.10.2015 (протокол 

№ 26), 

согласована 

Минэнерго 

России 

05.05.2015  

(письмо № ИА-4923/15). 

Целевыми 

показателями 

Программы 

энергосбережения 

и 

повышения 

энергетической  эффективности  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  2015-2020  годы  для 
подразделений  Компании,  осуществляющих  транспортировку  нефти  и  нефтепродуктов, 
при  безусловном  обеспечении  непрерывности  технологических  процессов  и  надежности 
работы  оборудования,  выполнении  существующих  санитарных  норм,  и  на  этой  базе 
снижение затрат на ТЭР в бюджете ОАО «АК «Транснефть», являются: 

Снижение 

удельного 

потребления 

электроэнергии, 

используемой 

для 

транспортировки нефти и нефтепродуктов (тыс.кВт∙ч/млн.т км); 

Снижение  потребления  энергетических  ресурсов  (котельно-печного  топлива, 

тепловой  и  электрической  энергии,  горюче-смазочных  материалов),  используемых  на 
собственные  и  технологические  нужды  при  оказании  услуг  по  транспортировке  нефти  и 
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. 

Программа  энергосбережения  и  повышения  энергетической  эффективности  в  

ОАО  «АК  «Транснефть»  на  2015-2020  годы  (далее  –  Программа)  направлена  на 
комплексное решение вопросов повышения энергетической эффективности потребления 
топливно-энергетических ресурсов.  

Все технические мероприятия делятся на мероприятия с сопутствующим эффектом 

и  прямым  эффектом  в  соответствии  с  проектом  требований  к  программам 
энергосбережения: 

мероприятия  с  «прямыми»  эффектами  -  мероприятия,  целью  и  основным  или 

единственным  эффектом  которых  является  энергосбережение  и  повышение 
энергоэффективности; 

мероприятия  с  «сопутствующими»  эффектами  -  мероприятия,  реализуемые  в 

рамках  текущих  производственных  программ  (планов),  не  явно  или  косвенно 
оказывающие влияние на энергосбережение. 

Срок  действия  указанных  энергосберегающих  мероприятий  совпадает  со  сроком 

действия  Программы  энергосбережения  и  повышения  энергетической  эффективности 
ОАО «АК «Транснефть» и реализуются в период 2015 – 2020 годы. 

Перечень  технических  мероприятий  может  быть  дополнен  с  учетом  текущего 

производственного  контроля  по  результатам  целевых  и  комплексных  проверок  и 
проведения  энергетических  обследований  в  соответствии  с  ОР-03.100.50-КТН-055-14 
«Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок разработки, 
корректировки  и  контроля  исполнения  программ  энергосбережения  ОАО  «АК 
«Транснефть». 

4.4.4  Программа  локализации  производства  аналогов  импортной  продукции  на 

территории  Российской  Федерации  для  магистрального  трубопроводного  транспорта 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 32 

нефти и нефтепродуктов утверждена решением Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» 
19.11.2014 (протокол № 23). 

Целью  программы  является  обеспечение  технологической  безопасности 

магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и  нефтепродуктов  за  счет  снижения 
зависимости от импортной продукции. 

Реализация  Программы  рассчитана  на  период  до  2020  года.  В  программе 

предусмотрено разделение на 3 группы оборудования и материалов, а также создание и 
локализация  продукции  импортного  производства,  которая  применяется  и/или  будет 
применяться  в  системе  трубопроводного  транспорта  нефти  и  нефтепродуктов,  а  также 
принципы  создания  предприятий  с  полной  (100  %)  степенью  локализации  следующих 
групп оборудования и материалов: 

I  группа  -  продукция  машиностроения,  которая  в  итоге  будет  полностью 

производиться  на  территории  России  и  в  конструкции  которой  не  предусматриваются 
импортные  комплектующие.  Данная  группа  обеспечивает  принципы  технологической 
безопасности и загрузки мощностей отечественных производителей. К ней можно отнести 
насосы  и  электроприводы  с  повышенным  ресурсом  и  КПД,  оборудование  и  приборы 
учета  количества  и  качества  нефти  и  нефтепродуктов  с  улучшенными  метрологическими 
характеристиками, запорную и регулирующую арматуру. 

Ко  II  группе  относятся  в  основном  материалы  с  химическими  компонентами, 

которые  частично  изготовлены  зарубежными  производителями  и  используются  при 
производстве  продукции  на  территории  России,  то  есть  снижение  зависимости  от 
импортных поставок достигается привлечением альтернативных производителей сырья и 
комплектующих  из  стран,  которые  не  имеют  запрета  на  экспорт  в  Российскую 
Федерацию,  по  следующей  продукции:  материалы  для  антикоррозионных  покрытий, 
противотурбулентные  присадки  для  увеличения  пропускной  способности  нефте-  и 
продуктопроводов,  оборудование  связи  и  вычислительной  техники,  коммутационное 
оборудование,  оборудование  передачи  данных,  электронные  компоненты  для 
дефектоскопов. 

Реализация  Программы  обеспечит  достаточный  уровень  технологической 

безопасности  магистрального  транспорта  нефти  и  нефтепродуктов  в  России,  так  как 
основные  виды  оборудования  будут  производиться  на  предприятиях,  расположенных  на 
территории  России  (оборудование  I  группы).  Другие  виды  импортного  оборудования  и 
компонентов, не производимые в России (оборудование II группы), могут быть заменены 
на продукцию из стран, которые не имеют запрета на экспорт в Российскую Федерацию. 

Достижение  цели  Программы  обеспечивается  за  счет  выполнения  следующих 

мероприятий в период до 2020 года: 

проведение  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  разработок  по 

созданию  импортозамещающего  оборудования  и  материалов,  соответствующих 
мировому уровню. Срок реализации 2014-2020 годы; 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 33 

испытание  на  объектах  организаций  системы  «Транснефть»  оборудования, 

разрабатываемого в рамках НИОКР. Срок реализации 2014-2020 годы; 

приобретение  у  зарубежных  предприятий  оборудования  мирового  уровня  для 

проведения  испытаний  и  организация  на  территории  Российской  Федерации  полного 
цикла производства продукции. Срок реализации 2014-2020 годы; 

создание  на  территории  Российской  Федерации  совместных  предприятий, 

осуществляющих  производство  оборудования  и  материалов  для  объектов  ОАО  «АК 
«Транснефть». Срок реализации 2014-2020 годы. 

4.5. Информация о наличии в обществе заключения аудитора о реализации 

Долгосрочной программы развития ОАО «АК «Транснефть» 

Акционерным  обществом  «КПМГ»  произведена  аудиторская  проверка  реализации 

Долгосрочной  программы  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  за  2015  год.  По  итогам 
проведенной  проверки  получено  Заключение  о  проведении  аудиторской  проверки 
реализации Долгосрочной программы ОАО «АК «Транснефть» за 2015 год от 05.04.2016. 

По  результатам  проведенных  процедур  аудитор  полагает,  что  Отчет  о  реализации 

Долгосрочной программы развития ОАО «АК «Транснефть» за 2015 год был подготовлен во 
всех  существенных  отношениях  в  соответствии  с  требованиями  применимого 
законодательства,  стандартами,  внутренними  нормативными  актами  ОАО  «АК 
«Транснефть» и не содержит существенных искажений. 

Аудитор  полагает,  что  полученные  доказательства  являются  достаточными  и 

надлежащими, чтобы обеспечить основание для указанного вывода.  

В  таблице  представлена  информация  по  достижению  ряда  показателей 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2014 

факт 

2015 

план 

факт 

1.  Грузооборот нефти 

млрд. ткм 

1 147,2 

1 150,2

5

 

 

1 185,0 

2. 

Объем транспортировки 
нефтепродуктов по системе 
МНПП 

млн. тонн 

31,1 

32,0 

32,2 

                                                 
 

5

  Решение  Совета  директоров  Компании  от  15.04.2015  (протокол  №  6)  о  корректировке  бюджета 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 34 

№ 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2014 

факт 

2015 

план 

факт 

3. 

Значение удельного 
потребления электроэнергии, 
транспорт нефти 

тыс. 

кВт·ч/ 

млн. т·км 

11,37* 

11,16 

11,16 

4. 

Значение удельного 
потребления электроэнергии, 
транспорт нефтепродуктов 

тыс. 

кВт·ч/ 

млн. т·км 

17,62* 

17,59 

15,55 

5. 

Повышение 
производительности труда 

не 

планировался 

5,9 

10,2 

6. 

Удельные операционные 
затраты по транспортировке 
нефти на 100 ткм грузооборота 

руб. / 

100 ткм. 

17,15

6

 

17,0 

16,46 

7. 

Отношение общего долга  
(Total Debt) к операционной 
прибыли (EBITDA)  

2,2 

не более 

2,5 

2,3 

8. 

Рентабельность по чистой 
прибыли (без учета влияния 
инвестиционной составляющей 
и курсовых разниц) 

20,2 

19,2 

22,9 

9. 

Объем снижения капитальных 
затрат 

млн. руб. 

6 928 

5 275,3

7

 

5 942,3 

10. 

Объем снижения операционных 
затрат 

млн. руб. 

8 924 

4 098 

4 113 

11. 

Объем финансирования НИОКР 
и инновационных проектов  
(в процентах к выручке) 

1,4 

1,4 

1,4 

*

Примечание: Фактическое значение удельного потребления электроэнергии за 2014 год 

нормализовано к плану 2015 года 

4.6. Информация о программе отчуждения 

непрофильных активов (далее – НПА) и реестре НПА 

Программа  реализации  непрофильных  активов  предприятий  группы  ОАО  «АК 

«Транснефть»  (далее  –  Программа)  была  разработана  в  соответствии  с  поручениями 
Правительства  Российской  Федерации  от  03.09.2010  №  ИШ-П13-47пр  и  от  20.10.2010 
№ВП-П13-56пр. 

                                                 
 

6

 Для сопоставимости значение приведено в ценах 2015 год и рассчитано по той же методике, как и за 

отчетный год. 

7

  Решение  Совета  директоров  Компании  (протокол  №  26  от  28.10.2015)  по  корректировке  Долгосрочной 

программы развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года. 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 35 

Программа  утверждена  Советом  директоров  Компании  от  01.04.2011 

(протокол № 7).  

В соответствии с Программой запланировано к реализации: 
228 объектов недвижимости; 
44 финансовых вложений (акции и доли участия в уставных капиталах обществ). 
Из  272  активов  Программы  два  непрофильных  актива  принадлежат  ОАО  «АК 

«Транснефть», остальные активы Программы принадлежат дочерним обществам. 

Советом директоров ОАО «АК «Транснефть» от 27.11.2015 (протокол № 30) принято 

решение об исключении из Программы 16 активов. 

Реализация непрофильных активов осуществляется следующими способами: 

продажа на конкурсе; 
безвозмездная передача в муниципальную собственность; 
ликвидация.  

Ежегодно  Совет  директоров  ОАО  «АК  «Транснефть»  рассматривает  вопрос  «Об 

исполнении 

«Программы 

реализации 

непрофильных 

предприятий 

группы  

ОАО «АК «Транснефть». 

За 2015 год по Программе было реализовано 6 непрофильных активов на общую 

сумму 27 696,7 тыс. рублей (Приложение № 1). 

4.7. Объём инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам  

Отчёт о выполнении Инвестиционной программы ОАО «АК «Транснефть» 

Фактический 

объём 

финансирования 

Инвестиционной 

программы  

ОАО  «АК  «Транснефть»  в  2015  году  составил  136  774,5  млн.  руб.  (99,8%  к  плану  
137 033,3 млн. руб. 

8

), в том числе за счёт привлечённых средств – 74 989,9 млн. руб., за 

счёт собственных – 61 784,6 млн. руб. 

При  общем  выполнении  плановых  показателей  Инвестиционной  программы  

ОАО  «АК  «Транснефть»  исполнение  плана  финансирования  каждого  инвестиционного 
проекта  в  составе  инвестиционной  программы  имело  свои  особенности.  По  ряду 
проектов  фактические  объёмы  финансирования  превысили  плановые  показатели,  что 
было  обусловлено,  прежде  всего,  выполнением  работ  с  опережением  контрактных 
графиков.  По  другим  инвестиционным  проектам  фактические  объёмы  финансирования 
сложились в меньшем объеме по отношению к плановым показателям, что было связано 
с  необходимостью  замены  подрядных  организаций  по  причине  их  банкротства, 
длительными  процедурами  оформления  отвода  земельных  участков  под  объекты 
строительства,  в  том  числе  с  организацией  установления  соответствующих  сервитутов  в 
судебном  порядке,  получением  экономии  по  результатам  завершения  реализации 
проектов. 

                                                 
 

8

  Решение  Совета  директоров  Компании  (протокол  №  26  от  28.10.2015)  по  корректировке  Долгосрочной 

программы развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года. 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 36 

Информация  об  исполнении  инвестиционных  проектов  Инвестиционной 

программы ОАО «АК «Транснефть» по итогам 2015 года представлена в Приложении № 2. 

Основные  проекты,  реализуемые  в  рамках  Инвестиционной  программы  в  

2015 году. 

Трубопроводная система «Заполярье – Пурпе - Самотлор» 

Цель  проекта  -  обеспечение  приема  в  систему  магистральных  нефтепроводов 

нефти  новых  месторождений  районов  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  и  севера 
Красноярского  края:  Уренгойской  группы  месторождений  ОАО  «Газпром»,  Сузунского, 
Тагульского,  Русского,  Русско  -  Реченского  месторождений  ОАО  «НК  «Роснефть», 
Мессояхского  и  Восточно  -  Мессояхского  месторождений  (ОАО  «НК  «Роснефть»,  
ОАО  «Газпром  нефть»)  Пякяхинского  месторождения  (ОАО  «Лукойл»)  для  дальнейшей 
поставки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Российской  Федерации, а также на 
экспорт.  

Основание  реализации  –  Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  

от 22.04.2010 № 635-р, в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации 
от  28.10.2010  №  1884-р,  от  18.11.2011  №  2068-р,  от  24.11.2014  №2345-р, 
предусматривающие строительство нефтепровода, последовательно в два этапа, по мере 
развития и обустройства новых месторождений.  

Первый  этап  -  строительство  магистрального  нефтепровода  «Пурпе  -  Самотлор» 

мощностью  25  млн.  тонн  нефти  в  год  и  протяженностью  429  км,  с  расширением  двух 
нефтеперекачивающих  станций  (НПС)  и  строительством  одной  НПС  -  завершен 
строительством и введён в эксплуатацию в 2011 году. 

Второй  этап  -  строительство  магистрального  нефтепровода  «Заполярье  -  Пурпе» 

мощностью  32  млн.  тонн  нефти  в  год  (с  возможностью  увеличения  пропускной 
способности  до  45  млн.  тонн  нефти  в  год)  и  протяженностью  485  км,  строительство 
резервных  ниток  подводных  переходов  магистрального  нефтепровода  через  р.  Пур  и 
р. Таз  общей  протяженностью  40  км,  строительство  двух  НПС,  расширение  одной  НПС, 
строительство объектов эксплуатации.  

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации  № 2345-р 

от  24.11.2014  ввод  в  эксплуатацию  объектов  магистрального  нефтепровода  
«Заполярье – Пурпе» предусмотрен в 4 квартале 2016 года. 

По итогам 2015 года:  
По  первой  очереди  –  в  полном  объеме  завершены  работы  по  строительству 

нефтепровода  (134,4  км),  проведены  гидравлические  испытания,  внутритрубная 
диагностика,  смонтирована  вдольтрассовая  линия  электропередач  и  технологической 
связи, выполнены пуско-наладочные работы. 

По  второй  очереди  -  в  полном  объеме  завершены  работы  по  сварке  212,2  км 

трубопровода (в том числе 14 км  резервной нитки подводного перехода магистрального 
нефтепровода  через  реку  Пур),  завершены  работы  по  монтажу  опор  вдольтрассовой  
ВЛ-10  кВ,  проводятся  работы  по  инженерной  защите  участков  магистрального 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 37 

нефтепровода.  На  НПС  №2  завершен  монтаж  металлоконструкций  десяти  резервуаров 
РВСП-20  000  м3,  технологических  трубопроводов,  производится  монтаж  инженерных 
сетей, в зданиях и сооружениях нефтеперекачивающей станции выполняются отделочные 
работы.  

По  третьей  очереди  –  в  полном  объеме  завершены  работы  по  сварке  178,8  км 

трубопровода (в том числе 26 км резервной нитки подводного перехода магистрального 
нефтепровода  через  реку  Таз),  выполнены  гидравлические  испытания,  проведена 
внутритрубная  диагностика,  завершается  монтаж  опор  вдольтрассовой  ВЛ-10  кВ.  На 
головной 

нефтеперекачивающей 

станции 

(ГНПС) 

№ 

завершен 

монтаж 

металлоконструкций  восьми  резервуаров  РВСП-20  000  м3,  технологических 
трубопроводов,  выполняется  монтаж  несущих  и  ограждающих  конструкций  зданий  и 
сооружений, производятся работы по монтажу инженерных сетей.  

Магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет» 

Цель  проекта  -  обеспечение  приема  в  систему  магистральных  нефтепроводов  

ОАО  «АК  «Транснефть»  нефти  новых  месторождений  Красноярского  края:  Куюмбинского 
(ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть») и Юрубчено-Тохомского (ОАО «НК «Роснефть») 
для дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации и на экспорт.  

Основание  реализации  -  распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  

от 17.04.2012 № 532-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации 
от 16.01.2016 № 31-р. 

Предусмотрено выделение двух этапов:  
проектирование  и  строительство  нефтепровода  (линейная  часть  протяженностью 

около 700 км, две НПС) пропускной способностью до 8,6 млн. тонн нефти в год с вводом в 
эксплуатацию в 2016 году; 

проектирование и строительство объектов нефтепровода (строительство двух НПС) 

для  увеличения  пропускной  способности  до  15  млн.  тонн  нефти  в  год  с  вводом  в 
эксплуатацию в 2023 году.  

По  итогам  2015  года  на  объектах  линейной  части  в  полном  объеме  завершены 

сварочно-монтажные  работы,  гидравлические  испытания  и  внутритрубная  диагностика  - 
700  км  (100  %).  Производятся  работы  по  строительству  вдольтрассовой  ВЛ  10  кВ, 
обустройству  узлов  запорной  арматуры  и  камер  пуска-приема  средств  очистки  и 
диагностики (КПП СОД). 

На  площадочных  объектах  ГНПС  №1,  НПС  №2  выполнен  монтаж  зданий  и 

сооружений, завершается монтаж технологических трубопроводов и кабельной эстакады, 
ведутся  работы  по  прокладке  кабельной  продукции,  внутренней  отделке  зданий  и 
благоустройству территорий. 

 

Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 38 

Цель  проекта  -  обеспечение  транспортировки  нефти  месторождений  Восточной 

Сибири  на  НПЗ  России  и  на  экспорт  в  страны  Азиатско-Тихоокеанского  региона  (АТР) 
через  специализированный  морской  нефтеналивной  порт  ООО  «Транснефть  –  Порт 
Козьмино» и в Китайскую Народную Республику (КНР). 

Основание  реализации  -  распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от 

31.12.2004 № 1737-р в редакции  распоряжений Правительства Российской Федерации 
от  05.09.2006  №  1246-р,  от  27.02.2008  №231-р,  Постановления  Правительства 
Российской  Федерации  от  10.03.2009  №  219,  а  также  Поручения  Правительства 
Российской  Федерации  по  итогам  совещания  по  вопросу  «О  перспективах  развития 
трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов», состоявшегося 18.02.2014. 

Первый  этап  -  строительство  магистрального  нефтепровода  ВСТО-1  на  участке 

ГНПС  «Тайшет»  –  НПС  «Сковородино»  мощностью  до  30  млн.  тонн  нефти  в  год  и 
протяженностью  2  694  км  со  строительством  семи  НПС,  нефтеналивного  порта  в  бухте 
«Козьмино» - завершен строительством и введен в эксплуатацию в 2009 году. 

Второй этап - строительство магистрального нефтепровода ВСТО-2 на участке НПС 

«Сковородино»  –  СМНП  «Козьмино»  мощностью  30  млн.  тонн  нефти  в  год  и 
протяженностью 2 046 км со строительством восьми НПС  – завершен строительством и 
введен в эксплуатацию в 2012 году. 

С целью обеспечения увеличения поставок нефти на российские НПЗ и на экспорт 

осуществлено  поэтапное  развитие  мощности  ВСТО-1  до  50  млн.  тонн  в  год, 
предусматривающее строительство пяти новых НПС – объекты введены в эксплуатацию в 
2012 году и до 58 млн. тонн в год, предусматривающее строительство трех новых НПС  – 
объекты введены в эксплуатацию в 2014 году. 

С целью дальнейшего увеличения пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн. тонн 

в год, ВСТО-2 до 50 млн. тонн в год предусмотрено строительство новых НПС (в том числе 
в 

рамках 

реконструкции 

магистральных 

нефтепроводов 

Западной 

Сибири, 

обеспечивающих  транспортировку  нефти  в  направлении  г.  Тайшет),  реконструкция 
существующих НПС, расширение резервуарного парка на 150 тыс. м3.  

Разработана  проектная  документация  по  четырём  НПС  (№  3;  №  6,  №  9,  №  29), 

выполняются проектные работы по четырём НПС (№7, № 23, № 26, № 32). 

На  площадках  строительства  НПС  (№  3,  №  6,  №  9)  ТС  ВСТО-1  выполняется 

устройство временных зданий и сооружений, начаты работы по  расчистке и планировке 
площадок строительства. 

На площадке строительства НПС № 29 выполняются работы нулевого цикла. 
Завершение работ по увеличению пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн. тонн 

в год запланировано на 2020 год, ВСТО-2 до 50 млн. тонн в год – на 2019 год. 

 

 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 39 

Проект «ЮГ». 1 этап. Реконструкция магистральных трубопроводов  

«Тихорецк - Новороссийск» 

Цель проекта – обеспечение поставок дизельного топлива на участке «Тихорецк – 

Новороссийск» на внутренний рынок Краснодарского края в объеме до 1 млн. тонн в год 
и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск в объеме до 5 млн. тонн в год. 

Основание  реализации  –  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли  до 

2020 года,  утвержденная приказом Минэнерго России  от 06.06.2011 № 212,  Стратегия 
ОАО «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года,  утвержденная  Советом  директоров 
ОАО «АК «Транснефть». 

Мощность  трубопроводов  «Тихорецк  –  Новороссийск»  по  перекачке  дизельного 

топлива  составит  до  6  млн.  тонн  в  год.  Проектом  предусматривается  соединение 
существующих  лупингов  «Тихорецк  –  Новороссийск  –  2»  со  строительством  90  км 
линейной части и реконструкция четырех перекачивающих станций.  

По  итогам  2015  года  по  площадочным  объектам  НПС  «Нововеличковская», 

площадка  «Грушовая»,  НПС-4  «Крымская»,  ПНБ  «Тихорецкая»  разработана  проектная  и 
рабочая  документация.  В  декабре  2015  года  по  объектам  НПС  «Нововеличковская»  и  
ПНБ «Тихорецкая» заключены контракты на выполнение строительно-монтажных работ. По 
объектам площадки «Грушовая» и НПС-4 «Крымская» осуществляются процедуры закупки. 

По  объектам  линейной  части  ведутся  строительно-монтажные  работы:  сварено  

84 км из 90 км трубопроводов.  

Ввод в эксплуатацию предусмотрен в 2017 году.  

Проект «ЮГ». 2 этап. Строительство МНПП «Волгоград - Тихорецк» 

Цель  проекта  –  обеспечение  поставок  дизельного  топлива  трубопроводным 

транспортом на участке «Волгоград – Тихорецк» до 6 млн. тонн в год, в том числе до 1 млн. 
тонн  в  год  на  внутренние  рынки  Волгоградской  и  Ростовской  областей  с  дальнейшей 
поставкой на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.  

Основание  реализации  –  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли  до  

2020  года,  утвержденная  приказом  Минэнерго  РФ  №  212  от  06.06.2011,  Программа 
стратегического  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года,  утвержденная 
Советом директоров ОАО «АК «Транснефть». 

Проектом  предусматривается  строительство  железнодорожной  эстакады,  двух 

перекачивающих станций, линейной части протяжённостью 495 км.  

По  итогам  2015  года  по  линейной  части  и  перекачивающим  станциям 

магистрального  нефтепродуктопровода  «Волгоград-Тихорецк»  проектная  документация 
разработана,  получено  положительное  заключение  государственной  экспертизы  по 
сметной  части  проектной  документации.  Рабочая  документация  утверждена  
«в производство работ». 

По головной перекачивающей станции срок начала строительно-монтажных работ 

запланирован на 1 квартал 2016 года. 

 

 

годовой отчет за 2015 год | 40 

По объектам линейной части строительно-монтажные работы начаты в 2015 году, 

выполнена сварка 23 км из 495 км трубопровода. 

Ввод  в  эксплуатацию:  линейной  части  с  головной  перекачивающей  станцией  –  в 

2017  году,  сливной  железнодорожной  эстакады  –  в  2018  году,  промежуточной 
перекачивающей станции – в 2020 году. 

Проект «ЮГ» 3 этап 

Цель проекта – обеспечение транспортировки дизельного топлива трубопроводным 

транспортом  на  участке  «Самара  –  Волгоград»  в  объеме  до  6  млн.  тонн  в  год  с 
расширением участка от Волгограда до Новороссийска до 11 млн. тонн в год для поставки 
на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт через порт Новороссийск.  

Основание  реализации  –  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли 

Российской Федерации до 2020 года, утвержденная приказом Министерства энергетики 
Российской Федерации от 06.06.2011 № 212. 

Проектом  предусматривается  строительство  линейной  части  протяжённостью  

726 км, шести перекачивающих станций, реконструкция существующих перекачивающих 
станций.  

В 2015 году начато выполнение инженерных изысканий. 
Планируемый срок начала строительно-монтажных работ – 2018 год. 
Завершение проекта запланировано на 2020 год. 

Развитие  системы  магистральных  трубопроводов  для  увеличения  поставок 
нефтепродуктов в порт Приморск до 15 и 25 млн. тонн в год. (Проект «Север») 

Цель 1 этапа – увеличение экспорта дизельного топлива с 8,5 млн. тонн до 15 млн. 

тонн в год в направлении порта Приморск с 2017 года. 

Основание  реализации  –  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли  до  

2020  года,  утвержденная  приказом  Минэнерго  РФ  от  06.06.2011  №  212,  Стратегия 
ОАО   «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года,  утвержденная  Советом  директоров 
ОАО «АК «Транснефть».  

В рамках проекта предусматривается строительство новых нефтепродуктопроводов 

общей  протяженностью  15  км,  строительство  четырёх  перекачивающих  станций, 
реконструкция двадцати существующих перекачивающих станций. 

По  итогам  2015  года  введены  в  эксплуатацию  пять  объектов:  реконструкция 

четырех  перекачивающих  станций,  строительство  15  км  лупинга.  Выполнен  перевод 
участков  магистральных  нефтепроводов  «Ярославль  -  Кириши-2»  и  «Кириши  -  Приморск» 
для  перекачки  дизельного  топлива  (280  км).  Завершены  работы    по  переводу  двух 
резервуаров РВСП-50 000 м3 под хранение дизельного топлива. 

Выполняются работы по: 
строительству четырех перекачивающих станций;  
реконструкции четырех перекачивающих станций, объектов системы связи;  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..