ПАО «Транснефть». Отчет об устойчивом развитии за 2017 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Отчет об устойчивом развитии за 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ПАО «Транснефть». Отчет об устойчивом развитии за 2017 год - часть 3

 

 

64

65

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ 

РИСКАМИ, ЗНАЧИМЫМИ 

ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ 

СТОРОН И УСТОЙЧИВОГО 

РАЗВИТИЯ ГРУППЫ 

ТРАНСНЕФТЬ

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ 

РИСКАМИ

Функционирование Системы 

управления рисками (далее - СУР) 

Группы Транснефть направлено 

на обеспечение достижения 

стратегических целей 

ПАО «Транснефть» и основных 

целей ДПР ПАО «Транснефть» 

в целом, при этом особое внимание 

уделяется:

•  обеспечению безопасности 

и непрерывности деятельности 

ПАО «Транснефть»; 

Понимание риска закреплено в Положении о Системе управления 

рисками, которое определяет риск как влияние неопределенности 

на достижение целей деятельности в результате наступления случайного 

события или группы событий.

и ОСТ, а также выполнению 

в полном объеме договорных 

обязательств Компании по 

транспортировке нефти 

и нефтепродуктов;

•  сохранности имущества 

и развитию потенциала 

ПАО «Транснефть» и ОСТ;

•  повышению устойчивости 

функционирования 

ПАО «Транснефть» и ОСТ 

в условиях изменений во 

внешней и внутренней среде;

•  рациональному и эффективному 

использованию ресурсов 

и благоприятных возможностей.

В Компании внедрено Положение 

о Системе управления рисками

1

которое устанавливает общие 

принципы построения Системы 

управления рисками (СУР), ее цели 

и задачи, а также общие подходы 

к организации, распределение 

функций и ответственности между 

субъектами СУР и характер их 

взаимодействия.

1

   Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу повышения 

эффективности деятельности компаний с государственным участием от 27.12.2014 № Пр-3013, Директивы Правительства Российской 
Федерации от 24.06.2015 № 3984п-П13 (письмо Росимущества от 07.07.2015 № 11/27343). Утверждено решением Совета директоров 
ПАО «Транснефть» от 16.11.2015, протокол № 28.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

66

67

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

•  Утверждение принципов и подходов к организации СУР;

•  Утверждение ключевых параметров СУР;

•  Утверждение критических рисков;

•  Утверждение годовой отчетности по управлению рисками, включая контроль надежности и эффективности 

СУР, а также анализ и оценку исполнения Положения о системе управления рисками.

Предварительное рассмотрение и подготовка рекомендаций для Совета директоров по вопросам: 

•  принципов и подходов к организации СУР;

•  ключевых параметров СУР;

•  критических рисков;

•  годовой отчетности по управлению рисками, включая контроль надежности и эффективности СУР, а также 

анализ и оценку исполнения Положения о системе управления рисками.

•  Утверждение Регламента по управлению рисками;

•  Согласование ключевых параметров СУР;

•  Рассмотрение и согласование годовой отчетности по управлению рисками, включая контроль надежности 

и эффективности СУР, а также анализ и оценку исполнения Положения о системе управления рисками.

•  Приоритизация рисков для выявления критических рисков;

•  Утверждение владельцев критических рисков;

•  Анализ портфеля рисков, стратегии реагирования и перераспределения ресурсов в отношении управления 

рисками;

•  Осуществление контроля за процессом управления рисками, владельцами рисков и структурными 

подразделениями Компании;

•  Рассмотрение и утверждение периодической отчетности по мониторингу критических рисков.

•  Общая координация процессов управления рисками, включая мониторинг процесса управления рисками;

•  Разработка необходимых методических и нормативных документов по управлению рисками и изменений 

к ним;

•  Разработка параметров Системы управлений рисками;

•  Организация обучения работников Компании в области СУР;

•  Сопровождение процедур по выявлению и идентификации рисков структурными подразделениями 

Компании, в том числе с использованием результатов контрольных процедур подразделений внутреннего 

аудита;

•  Формирование и актуализация реестра рисков Компании и согласование доступа к нему подразделений 

Компании;

•  Консолидация сведений и подготовка материалов по вопросам функционирования СУР, включая все виды 

отчетности по рискам;

•  Консультационное и методическое сопровождение процессов анализа и оценки рисков совместно 

с уполномоченными подразделениями;

•  Участие в количественной оценке критических рисков.

Владельцы 

рисков

•  Определение уполномоченных подразделений, 

на которые будут возложены функции по 

управлению выявленными критическими 

рисками;

•  Утверждение ключевых индикаторов риска;

•  Утверждение планов мероприятий по 

управлению критическими рисками;

•  Согласование периодической и годовой 

отчетности по мониторингу критических 

рисков.

Уполномоченные подразделения по 

управлению рисками

•  Анализ и оценка критических рисков;

•  Разработка мероприятий по управлению 

рисками;

•  Контроль мероприятий по управлению 

рисками;

•  Мониторинг критических рисков;

•  Подготовка периодической отчетности 

по мониторингу критических рисков.

Все структурные 

подразделения Компании

•  Выявление и идентификация 

рисков;

•  Первичный анализ выявленных 

рисков;

•  Осуществление воздействия 

на риски Компании 

(за исключением критических).

Взаимодействие субъектов Системы управления рисками ПАО «Транснефть»

Совет директоров 

ПАО «Транснефть»

Комитет по аудиту 

Совета директоров 

ПАО «Транснефть»

Правление 

ПАО «Транснефть»

Совет по 

управлению 

рисками

Отдел оценки 

рисков

Департаментом внутреннего аудита 

и анализа основных направлений 

деятельности проведена 

оценка эффективности СУР 

ПАО «Транснефть» за 2017 год. По 

результатам проведенной оценки 

уровень эффективности СУР 

признан удовлетворительным, при 

этом рекомендовано дальнейшее 

повышение эффективности СУР.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

В процессе управления рисками Группа Транснефть стремится 

к максимально эффективному взаимодействию со всеми своими 

заинтересованными сторонами. 

В таблице приведены сведения об управлении критическими 

и наиболее значимыми рисками ПАО «Транснефть», затрагивающими 

заинтересованные стороны.

Подробная информация о функционировании и развитии корпоративной 

системы управления рисками в Группе Транснефть раскрыта в Годовом 

отчете ПАО «Транснефть» за 2017 год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

68

69

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

GRI 102-15

РИСКИ

ЗАТРАГИВАЕМЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ 

И СМЯГЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗОВАВШИХСЯ РИСКОВ

 И

нве

ст

иц

ио

нн

ое

 с

оо

бщ

ес

тв

о 

 По

ст

ав

щ

ик

и 

за

ем

ног

о к

ап

ит

ал

а 

 П

от

реб

ит

ел

и

 Р

аб

от

ник

и 

П

АО

 «Т

ранс

не

фт

ь»

 П

ро

ф

ес

сион

ал

ьн

ые

 а

ссо

ци

ац

ии

 О

рг

ан

ы 

го

су

дар

ст

вен

ног

о у

пр

ав

лен

ия

 О

рг

ан

ы 

го

су

дар

ст

вен

ног

о н

ад

зо

ра

 и 

ко

нт

ро

ля

 О

рг

ан

ы 

ме

ст

ног

о с

амо

уп

рав

лен

ия

 Н

ас

еле

ние

 р

ег

ионов

 п

рис

ут

ст

ви

я

По

ст

ав

щ

ик

и 

и п

од

ря

дчик

и

 Б

из

не

с-

со

общ

ес

тв

о

 С

оц

иа

ль

ны

е 

и б

лаг

от

во

ри

те

ль

ные

 о

рг

ан

из

ац

ии

 О

бщ

ес

тв

ен

ные

 э

ко

лог

иче

ск

ие

 о

рг

ан

из

ац

ии

 О

бр

азо

ва

те

ль

ны

е 

орг

ан

из

ац

ии

 На

уч

но

е 

со

общ

ес

тв

о

 С

МИ

Валютные и про-

центные риски

•  Выявление и идентификация валютных и процентных рисков.

•  Анализ и оценки валютных и процентных рисков.

•  Разработка и реализация мероприятий по управлению валютными и про-

центными рисками.

•  Мониторинг и пересмотр валютных и процентных рисков.

•  Контроль эффективности и результативности управления валютными 

и процентными рисками.

Государственное 

регулирова-

ние тарифов на 

транспортировку 

нефти/нефтепро-

дуктов

•  Взаимодействие с ФАС России по вопросу установления долгосрочных 

тарифов.

•  Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти 

(ФОИВ) по вопросу ценового дерегулирования транспортировки нефте-

продуктов.

•  Взаимодействие с ФАС России по вопросам планового (при необходимо-

сти – внепланового) увеличения тарифов на транспортировку нефти.

•  Участие в доработке законопроекта о магистральном трубопроводном 

транспорте нефти и нефтепродуктов. 

Фискальные 

риски

•  Определение уровня налоговой нагрузки по отношению к выручке и мо-

ниторинг его изменения.

•  Мониторинг изменения налогового законодательства, изучение законо-

проектов, вносимых на рассмотрение Государственной Думы.

•  Мониторинг специализированной прессы и прочих информационных 

ресурсов.

•  Мониторинг законодательства и арбитражной практики.

•  Корректировка статей бюджета на основании изменений в законодатель-

стве, налогообложении, таможенном регулировании, социальном и пенси-

онном страховании.

•  Анализ отдельных аспектов деятельности и проектов для учета налоговых 

рисков.

•  Корректировка учетной политики и других методических документов.

Невыполне-

ние планов по 

загрузке новых 

магистральных 

нефтепроводов

•  Мониторинг выполнения плана по загрузке магистрального нефтепрово-

да Заполярье – Пурпе.

•  Мониторинг выполнения плана по загрузке магистрального нефтепрово-

да Куюмба – Тайшет.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70

71

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

Влияние изме-

нения политики 

государства в 

части налогоо-

бложения нефтя-

ной отрасли на 

грузооборот

•  Мониторинг изменения грузооборота нефти/нефтепродуктов.

•  Мониторинг изменения выручки от транспортировки/перевалки нефти/

нефтепродуктов.

Акт незаконного 

вмешательства, в 

том числе терро-

ристический акт 

или покушение 

на его соверше-

ние

•  Определение перечня объектов МТ, охраняемых ведомственной охраной.

•  Организация и контроль работы по категорированию объектов ОСТ, под-

лежащих охране, и составлению паспортов безопасности объектов ТЭК.

•  Организация контроля за деятельностью подразделений безопасности 

ОСТ и ведомственной охраны при решении задач по обеспечению 

безопасности объектов МТ.

•  Приведение оборудования объектов инженерно-техническими средства-

ми охраны в соответствие нормативным требованиям.

•  Обеспечение участия подразделений безопасности ОСТ и ведомствен-

ной охраны в проводимых МВД России оперативно-профилактических 

мероприятиях (ОПМ) «Нефть-ГСМ».

•  рганизация проведения заседаний Комиссии по антитеррористической 

защищенности объектов ПАО «Транснефть» и ОСТ. 

•  Исполнение решений Комиссии по антитеррористической 

защищенности объектов ПАО «Транснефть» и ОСТ, состоявшихся в 2017 г.

Отключение 

внешнего элек-

троснабже-

ния объектов 

ПАО «Транснефть»

•  Проведение совместных расследований по фактам отключения внешнего 

электроснабжения объектов ОСТ в соответствии с заключенными согла-

шениями о взаимодействии с АО «СО ЕЭС», ПАО «Россети», ПАО «ФСК 

ЕЭС» и прочими субъектами электроэнергетики. Участие в разработке 

мероприятий, направленных на предотвращение отключений объектов 

ПАО «Транснефть».

•  Согласование ОСТ заявок на изменение эксплуатационного состояния 

электрооборудования в соответствии с действующими внутренними нор-

мативными актами на основании анализа прилегающей сети.

•  Доведение информации до ОСТ о снижении надежности электроснабже-

ния на основании анализа ежемесячных графиков ремонтов оборудова-

ния.

Риск изменения 

законодательных 

и иных норма-

тивно правовых 

актов, устанавли-

вающих и регули-

рующих техниче-

ские требования 

и условия про-

изводственной 

деятельности 

•  Мониторинг проектов законодательных и иных нормативных правовых 

актов, устанавливающих и регулирующих требования и условия в части 

технического регулирования производственной деятельности Компании 

на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

•  Мониторинг правоприменительной практики в части технического регу-

лирования производственной деятельности Компании.

Риск отзыва 

лицензии бан-

ка-контрагента

•  Установление лимитов на операции с банками-контрагентами.

•  Контроль соблюдения установленных лимитов.

•  Мониторинг кредитоспособности банков-контрагентов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

72

73

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО 

КОНТРОЛЯ

Система внутреннего 

контроля ПАО «Транснефть» 

— это составляющая системы 

корпоративного управления, она 

направлена на предупреждение 

и выявление негативных 

событий в Компании. 

Политика ПАО «Транснефть» 

в области внутреннего контроля 

закреплена в Положении 

о процедурах внутреннего 

контроля

1

. Внутренний контроль 

осуществляется уполномоченными 

подразделениями 

ПАО «Транснефть», отдельное 

структурное подразделение 

по внутреннему контролю 

отсутствует.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО 

АУДИТА

Внутренний аудит нацелен 

на повышение эффективности 

управления Компанией и Группой 

Транснефть. Функционирование 

системы внутреннего аудита 

определяется Положением 

о внутреннем аудите

2

Функцию внутреннего аудита 

осуществляет департамент 

внутреннего аудита 

и анализа основных направлений 

деятельности. Деятельность 

в рамках внутреннего аудита 

осуществляется по нескольким 

направлениям:
1.  Оценка эффективности системы 

внутреннего контроля;

2.  Оценка эффективности 

системы управления рисками;

3.  Оценка корпоративного 

управления.

1

 Утверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 10.09.2009 (протокол № 12), внесены изменения 05.09.2017 (протокол № 10).

2

 Утверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 16.11.2015 (протокол № 28).

Санкционные 

риски импорта /

экспорта товаров 

и услуг

•  Выполнение задач по импортозамещению и локализации ключевых про-

изводств на территории России.

Кадровые и соци-

альные риски

•  Проведение и совершенствование кадровой и социальной политики 

Компании.

Репутационные 

риски

•  Выполнение отраслевых стандартов по промышленной безопасности 

и мероприятия по обеспечению надежности функционирования обору-

дования позволяют гарантировать клиентам Компании стабильно высокое 

качество оказываемых услуг.

•  Предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение ответствен-

ности за такие проявления.

ВНЕШНИЙ АУДИТ

В соответствии с требованиями 

законодательства Российской 

Федерации для независимой 

проверки и подтверждения 

достоверности годовой 

финансовой отчетности Компания 

на основании результатов 

открытого конкурса заключает 

договор с внешним аудитором. 

В 2017 году победителем конкурса 

признано АО «КПМГ».

Подробнее см. Годовой отчет 

ПАО «Транснефть» за 2017 год, 

раздел Управление рисками

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

74

75

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

1,41 

от выручки объем 

финансирования 

инновационных 

проектов, в том числе 

экологических

5 567

учений 

и тренировок 

проведено по 

обеспечению 

безопасности

0,059 

удельная 

аварийность 

на магистральных 

трубопроводах

Специфика 

устойчивого 

развития 

трубопроводной 

отрасли

76 

 Безопасное функционирование системы магистрального 

трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов

84 

 Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий 

и чрезвычайных ситуаций при транспортировке нефти

92 

 Обеспечение безопасности и антитеррористической 

защищенности производственных объектов

97 

 Тарифная политика и ее прозрачность

102 

 Инновационное  развитие

109 

 Информационная  безопасность

111 

 Информационные  технологии

«Одна из важнейших задач – улучшение профессиональной подготовки работников 

подразделений безопасности и ведомственной охраны. Мы укрепляем взаимодействие 

с правоохранительными органами, федеральными и региональными органами власти, 

антитеррористическими комиссиями, органами местного самоуправления там, где 

расположены наши объекты, подрядные и субподрядные организации».

Владимир Рушайло, 

вице-президент ПАО «Транснефть»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

76

77

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

БЕЗОПАСНОЕ 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 

СИСТЕМЫ МАГИСТРАЛЬНОГО 

ТРУБОПРОВОДНОГО 

ТРАНСПОРТА НЕФТИ 

И НЕФТЕПРОДУКТОВ

GRI 103-1

GRI 103-2

Темы № 1, 3

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

ПАО «Транснефть» является 

ключевым элементом топливно-

энергетической системы 

Российской Федерации 

и оказывает существенное 

воздействие на состояние 

промышленной и энергетической 

безопасности отрасли.

Целями ПАО «Транснефть» 

в области промышленной 

безопасности являются создание 

условий защищенности жизни 

и здоровья работников Компании, 

а также населения от аварийных 

событий и инцидентов на опасных 

производственных объектах, 

снижение риска возникновения 

аварийных ситуаций и связанных 

с ними экологических последствий.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Для недопущения аварийных 

событий и чрезвычайных ситуаций 

Группа Транснефть выстраивает 

систему обеспечения надежности 

и безопасности производственных 

объектов. В процессе их 

эксплуатации Группа максимально 

соблюдает требования 

российского законодательства, 

а также международные стандарты.

Снижение аварийности 

на магистральных трубопроводах 

обеспечено за счет выполнения 

регулярных мероприятий, 

направленных на повышение 

уровня надежности объектов 

и устойчивости к техногенным 

и природным угрозам.

При строительстве 

и реконструкции объектов 

Группа нацелена на непрерывное 

развитие системы магистрального 

трубопроводного транспорта 

нефти и нефтепродуктов при 

высоком уровне качества 

и безопасности объектов.

По результатам деятельности 

ПАО «Транснефть» 

в области промышленной 

безопасности за 2017 год 

достигнуто снижение 

показателя аварийности 

на магистральных 

трубопроводах до уровня 

0,059 аварийных событий 

на 1 000 км линейной 

части магистрального 

трубопровода.

Под промышленной 

безопасностью 

понимается 

состояние 

защищенности 

жизненно важных 

интересов личности 

и общества от 

аварийных событий 

на опасных 

производственных 

объектах и их 

последствий

1

Промышленная 

безопасность 

включает 

мероприятия, целью 

которых является 

предотвращение 

(минимизация) 

последствий 

аварийных событий 

на производственных 

объектах. 

ДОКУМЕНТЫ

•  Международный стандарт      

ISO 9001:2011 «Системы 

менеджмента качества»;

•  ОСТ Р ИСО 9001-2008 

«Системы менеджмента 

качества»;

•  Политика ПАО «Транснефть» 

в области охраны труда, 

энергоэффективности, 

промышленной и экологической 

безопасности

2

;

•  Стратегия ПАО «Транснефть» 

на период до 2020 года;

•  Долгосрочная программа 

развития ПАО «Транснефть»;

•  Политика в области качества 

строительства;

•  Программа развития, 

технического перевооружения 

и реконструкции объектов 

магистральных трубопроводов 

ПАО «Транснефть» (входит 

в состав ДПР);

•  Политика безопасности 

ПАО «Транснефть».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 

СТРУКТУРА

Для обеспечения безопасности 

в Компании функционирует 

Экспертный совет 

ПАО «Транснефть» по вопросам 

обеспечения безопасности. 

Он является признанной 

площадкой для обсуждения 

и поиска решений по вопросам 

безопасного функционирования 

трубопроводного транспорта.

В работе совета принимают 

участие специалисты 

и эксперты с высоким уровнем 

профессиональной подготовки 

и практическим опытом в сферах 

управления промышленной 

безопасностью.

1

 Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

2

 Приказ от 07.12.2017 № 209.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

78

79

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

УПРАВЛЕНИЯ

Степень надежности 

производственных объектов 

Группы Транснефть контролируется 

путем комплексной диагностики 

линейной части трубопроводов 

и перекачивающих станций для 

своевременного выявления 

всех низконадежных элементов 

и потенциальных дефектов, 

а также расчета срока 

безопасной эксплуатации 

объектов. Диагностированием 

промышленных объектов Компании 

занимается специализированное 

предприятие АО «Транснефть – 

Диаскан», которое за все время 

деятельности обследовало более 

940,5 тыс. км трубопроводов.

СИСТЕМА 

ПРОТИВОАВАРИЙНОЙ 

АВТОМАТИКИ 

В Группе Транснефть внедрена 

централизованная система 

противоаварийной автоматики 

(ЦСПА). Нововведение повышает 

уровень эксплуатационной 

безопасности трубопроводной 

системы, сводя к минимуму риски 

при транспортировке нефти 

и нефтепродуктов. В рамках 

реализации программы развития 

и реконструкции объектов 

трубопроводного транспорта 

Группа планирует поставить под 

контроль ЦСПА все действующие 

трубопроводы.

С 2016 года проходят 

заседания Экспертного 

совета ПАО «Транснефть» 

по вопросам обеспечения 

безопасности. В 2017 году 

состоялось два заседания  

Экспертного совета, 

в ходе которых рассмотрены 

вопросы обеспечения 

экологической безопасности 

при эксплуатации 

объектов магистрального 

трубопроводного транспорта 

нефти и нефтепродуктов 

и выполнении строительно-

монтажных работ, 

а также противодействия 

киберугрозам при 

обеспечении безопасности 

объектов критической 

информационной 

инфраструктуры.

GRI 103-3

GRI OG 13

Удельная аварийность на магистральных трубопроводах

РЕКОНСТРУКЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ 

Группа Транснефть модернизирует производственные мощности, разрабатывает инновационные технические 

решения. Нормативы Компании в этой сфере соответствуют лучшим мировым практикам. С 2006 по 2022 год 

объем капитальных вложений в строительство и реконструкцию трубопроводов составит более 4 трлн рублей. 

Будут построены и модернизированы более 26 тыс. км линейной части, более 1 400 резервуаров.

2017

2016

2012

2013

2014

2015

0,158

0,110

0,059

0,098

0,098

0,072

0,059

удельная аварийность на

магистральных трубопроводах

СНИЖЕНИЕ

АВАРИЙНОСТИ

Количество аварийных

событий на 1 000 км линейной

части магистрального

трубопровода в год 

Показатель

Плановое значение

2017 г.

Статус 

выполнения в 

2017 г.

Плановое значение

2018 г.

Удельная аварийность на 

магистральных трубопроводах

Не более 0,086 

аварийных событий на 

1 000 км линейной части 

в год

Выполнено

Не более 0,086 аварийных 

событий на 1 000 км линейной 

части в год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

80

81

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

СТРОИТЕЛЬСТВО 

ОБЪЕКТОВ 

МАГИСТРАЛЬНОГО 

ТРУБОПРОВОДНОГО 

ТРАНСПОРТА НЕФТИ 

И НЕФТЕПРОДУКТОВ 

В ПАО «Транснефть» 

принята Политика в области 

качества строительства. Эта 

Политика распространяется 

на все структурные подразделения 

ПАО «Транснефть» и ОСТ, также ее 

положения учитываются в деловых 

отношениях с партнерами. 
В своей деятельности 

ПАО «Транснефть» 

руководствуется следующими 

принципами:
•  планомерное комплексное 

совершенствование системы 

магистральных трубопроводов 

ПАО «Транснефть» для 

обеспечения непрерывного 

развития нефтедобывающей 

и нефтеперерабатывающей 

промышленности 

и удовлетворения 

потребностей Российской 

Федерации в необходимых 

объемах транспортировки 

нефти и нефтепродуктов 

на внутренний и внешний 

рынки;

•  развитие культуры качества 

выполняемых работ 

и предоставляемых услуг 

в области строительства 

в ПАО «Транснефть», 

организациях системы 

«Транснефть» и подрядных 

организациях;

•  разработка и внедрение 

современных методов 

управления, повышения 

конкурентоспособности 

и эффективности деятельности 

ПАО «Транснефть» 

в области строительства 

в соответствии с требованиями 

межгосударственного стандарта 

ГОСТ ISO 9001:2011 «Системы 

менеджмента качества. 

Требования» и национального 

стандарта Российской 

Федерации ГОСТ Р 55048-

2012 «Системы менеджмента 

качества. Особые требования по 

применению ГОСТ Р ИСО 9001-

2008 в строительстве»;

•  выполнение требований 

российского законодательства, 

международных договоров 

и межправительственных 

соглашений Российской 

Федерации, стандартов и правил 

в области строительства;

•  использование и внедрение 

передовых технологий 

в области проектирования 

и строительства 

с целью повышения качества, 

оптимизации сроков, снижения 

стоимости строительства 

и уменьшения негативного 

влияния производственных 

факторов на здоровье 

работников и окружающую 

среду, а также уменьшения 

энергоемкости процесса 

строительства;

•  открытость значимой 

информации о деятельности 

Компании в области качества 

строительства.

Для соблюдения указанных 

принципов Компания обеспечивает 

и намерена обеспечивать 

в будущем на всех этапах 

производственной деятельности:
•  внедрение системы 

менеджмента качества, 

поддержание и улучшение 

ее результативности 

в соответствии с требованиями 

стандартов серии ISO;

•  повышение уровня качества 

проектно-изыскательских 

и строительно-монтажных 

работ путем применения новых 

технологий проектирования, 

строительства, современных 

материалов;

•  плановую работу по снижению 

издержек строительства, 

необоснованных затрат 

и потерь;

•  организацию контроля качества 

на всех этапах проектно-

изыскательских и строительных 

работ;

•  совершенствование принципов 

мотивации работников 

организаций системы 

«Транснефть», направленной 

на повышение эффективности 

труда и достижения целей 

Программы развития, 

технического перевооружения 

и реконструкции объектов 

магистральных трубопроводов 

ПАО «Транснефть»;

•  снижение доли импортной 

продукции в рамках реализации 

Программы;

•  повышение уровня 

профессиональной 

квалификации персонала 

ПАО «Транснефть» 

и организаций Группы в области 

проектирования, строительства 

и менеджмента качества;

•  контроль выполнения 

требований охраны 

труда, промышленной, 

пожарной безопасности, 

электробезопасности, 

экологической безопасности 

и рационального 

природопользования при 

проведении строительно-

монтажных работ 

на объектах ПАО «Транснефть», 

в том числе силами подрядных 

(субподрядных) организаций;

•  контроль за реализацией 

Программы развития, 

технического перевооружения 

и реконструкции объектов 

магистральных трубопроводов 

ПАО «Транснефть».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

82

83

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ИТОГИ ГОДА КАЧЕСТВА 

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 

В марте 2017 года 

в ПАО «Транснефть» были 

подведены итоги Года качества 

в строительстве (2016 год) 

и определена тройка лидеров, 

которыми стали: I место –   

АО «Транснефть – Сибирь», 

II место – ООО «Транснефть –  

ТСД» и III место – 

АО «Транснефть – Дружба». 

Составление рейтинга в области 

качества строительства было 

проведено впервые, но теперь 

оно станет ежегодным.

В начале 2017 года были 

проведены внутренние аудиты 

на соответствие Стандарту 

«Менеджмент качества 

строительства» ISO 9001 

в шестнадцати организациях 

системы «Транснефть». 

В октябре 2017 года завершился 

(проходил с 04.09.17 по 

13.10.17) сертификационный 

аудит, проводимый ООО 

ССУ «ДЭКУЭС» (российским 

отделением компании по 

аудиту и сертификации DQS 

Holding GmbH), системы 

менеджмента качества оказания 

услуг по транспортировке 

нефти и нефтепродуктов 

ПАО «Транснефть» и организаций 

системы «Транснефть» и выданы 

соответствующие сертификаты.

DQS отмечены следующие сильные 

стороны ПАО «Транснефть», 

результаты по которым 

превосходят требования ISO 

9001:2015:

•  руководство Компании уделяет 

большое внимание развитию 

инфраструктуры;

•  Компания особое внимание 

уделяет развитию печатной 

продукции, а также активно 

развивает свой фонд 

внутренней нормативной 

документации;

•  руководство Компании 

особое внимание уделяет 

демонстрации лидерства 

руководителей, обучению 

и повышению квалификации 

персонала.

Алексей Сапсай, 

вице-президент 

ПАО «Транснефть»

«Транснефть» всегда 

выдвигала высокие 

требования к качеству 

выполнения работ. 

Мы контролировали, 

контролируем и будем 

его контролировать. 

Сегодня мы снова 

подняли планку и для 

себя, и для подрядчиков. 

Наша цель – повысить 

общий уровень культуры 

строительных работ 

на каждом этапе. Это 

касается подрядных 

организаций, 

заказчика, проектного 

института. Все должны 

понимать значимость 

их собственных 

результатов».

ПЛАНИРОВАНИЕ 

И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР 

ПО СНИЖЕНИЮ 

РИСКА АВАРИЙНЫХ 

СОБЫТИЙ НА ОБЪЕКТАХ 

МАГИСТРАЛЬНОГО 

НЕФТЕ- И НЕФТЕ - 

ПРОДУКТОПРОВОДАХ 

ПАО «ТРАНСНЕФТЬ»

ПАО «Транснефть» в соответствии 

с требованиями Статьи 11 

Федерального закона №116-

ФЗ «О промышленной 

безопасности опасных 

производственных объектов» 

осуществляет планирование 

и реализацию мер по снижению 

риска аварийных событий 

на объектах магистральных 

нефте- и нефтепродуктопроводах 

ПАО «Транснефть».
Обязательства по снижению риска 

аварийных событий определены 

«Политикой ПАО «Транснефть» 

в области промышленной 

безопасности», введенной 

в действие приказом Компании от 

06.10.2016 № 198 и разработанной 

в соответствии с Постановлением 

Правительства Российской 

Федерации от 26.06.2013 

№ 536 «Об утверждении 

требований к документационному 

обеспечению систем управления 

промышленной безопасностью». 

Одной из основных целей 

Политики Компании является 

установление приоритетности 

выполнения мероприятий, 

связанных с повышением 

надежности эксплуатируемого 

оборудования и направленных 

на снижение риска возникновения 

аварийных событий и инцидентов 

на опасных производственных 

объектах.
Снижение аварийности 

на магистральных нефте- 

и нефтепродуктопроводах 

будет обеспечиваться 

следующими мероприятиями, 

предусмотренными Программой 

развития:

•  реконструкция линейной части 

с целью устранения дефектов, 

выявленных по результатам 

проведенной внутритрубной 

диагностики: замена участков 

трубопроводов, изготовленных 

из низконадежных сталей, 

не соответствующих 

по своим параметрам 

современным требованиям, 

участков трубопроводов, 

имеющих прогрессирующие 

коррозионные повреждения 

тела трубы по причине старения 

изоляционного покрытия, 

участков, смонтированных 

с применением подкладных 

колец и газопрессионной 

технологии сварных монтажных 

стыков;

•  приведение резервуарных 

емкостей к соответствию 

нормативным требованиям 

с выполнением комплекса работ, 

направленных на устранение 

выявленных дефектов несущих 

конструкций, повышение 

их антикоррозионной 

защиты, минимизация 

выбросов в атмосферу паров 

нефти, повышение уровня 

противопожарной защиты;

•  реконструкция энергетического 

оборудования перекачивающих 

станций для повышения 

надежности с заменой 

электродвигателей на новые;

•  замена магистральных 

и подпорных насосов, 

запорной арматуры с целью 

повышения надежности 

механо-технологического 

оборудования;

•  заменой технологических 

трубопроводов 

перекачивающих станций 

с учетом режимов их работы 

и сроков эксплуатации;

•  реконструкция систем 

автоматики и телемеханики, 

направленной на замещение 

морально и физически 

устаревших релейных 

систем современными 

микропроцессорными 

системами. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

84

85

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

И ЛИКВИДАЦИЯ СТИХИЙНЫХ 

БЕДСТВИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ 

СИТУАЦИЙ ПРИ 

ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ

Темы № 2, 18

GRI 103-1

GRI 103-2

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМ

ПАО «Транснефть» несет 

ответственность за надежность 

работы своих объектов, поэтому 

на предприятиях Группы внедрена 

система предупреждения 

и ликвидации стихийных бедствий 

и чрезвычайных ситуаций (ЧС). 

Особое внимание уделяется 

готовности к аварийно-

восстановительным работам, 

пожарной безопасности, 

противопаводковым мероприятиям. 

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Работа по предупреждению 

и ликвидации чрезвычайных 

ситуаций в Группе Транснефть 

ведется в полном соответствии 

с нормативными требованиями 

законодательства РФ.

ДОКУМЕНТЫ

•  Федеральный закон «О защите 

населения и территорий 

от чрезвычайных ситуаций 

природного и техногенного 

характера» от 21.12.1994             

№ 68-ФЗ;

•  Постановление Правительства 

Российской Федерации 

«О единой государственной 

системе предупреждения 

и ликвидации чрезвычайных 

ситуаций» от 30.12.2003 № 794;

•  Политика ПАО «Транснефть» 

в области охраны труда, 

энергоэффективности, 

промышленной и экологической 

безопасности;

•  Соглашение между 

ПАО «Транснефть» и МЧС 

России, регламентирующее 

порядок 

и формы взаимодействия 

в установленных сферах 

деятельности, в том числе 

по вопросам организации 

и ведения гражданской 

обороны, предупреждения 

и ликвидации разливов 

нефти и нефтепродуктов, 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 

СТРУКТУРА

В соответствии 

с законодательством РФ в Группе 

создана и функционирует Система 

предупреждения и ликвидации 

чрезвычайных ситуаций 

ПАО «Транснефть» (Система 

ЧС Транснефть). В организациях 

системы «Транснефть» 

созданы и аттестованы 40 

аварийно-спасательных 

групп (формирований): из 

них 16 профессиональных 

и 24 нештатных аварийно-

спасательных формирования. 

Данные формирования являются 

основными силами и средствами 

Системы ЧС Транснефть 

и имеют общую численность 

2 978 спасателей, 687 из которых 

работают на постоянной основе.

при выполнении задач, 

связанных с прогнозированием 

и ликвидацией последствий 

чрезвычайных ситуаций 

техногенного характера 

и пожаров на объектах 

топливно-энергетического 

комплекса ПАО «Транснефть».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

И ЛИКВИДАЦИИ 

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ 

СИТУАЦИЙ

Во всех организациях Группы 

осуществляется работа по 

осуществлению наиболее 

эффективных действий в случае 

возникновения чрезвычайных 

ситуаций:

•  проведение в интересах 

ПАО «Транснефть» 

единой политики 

в области предупреждения 

и ликвидации ЧС, защиты 

при их возникновении 

жизни и здоровья населения, 

материальных ценностей, 

окружающей природной 

среды, обеспечения пожарной 

безопасности;

•  организация работы 

на объектах организаций 

системы «Транснефть» по 

защите работников от ЧС 

и обеспечению пожарной 

безопасности;

•  повышение эффективности 

деятельности координационных 

органов управления Системы 

ЧС Транснефть; 

•  совершенствование 

взаимодействия с органами 

повседневного управления 

функциональных 

и территориальных подсистем 

РСЧС, силами постоянной 

готовности РСЧС при 

выполнении ими задач по 

предназначению в ЧС, а также 

вопросов по управлению 

силами Системы ЧС Транснефть 

при ЧС (происшествиях) 

различного уровня;

•  обеспечение готовности 

к действиям органов 

управления, сил и средств 

организаций системы 

«Транснефть», предназначенных 

для предупреждения 

и ликвидации ЧС; 

•  сбор, обработка, обмен 

и выдача информации об 

угрозе возникновения или 

возникновении ЧС;

•  организация и проведение 

учений и тренировок по защите 

населения и территорий от ЧС 

на объектах Группы Транснефть;

•  организация обучения 

и подготовки к действиям 

в ЧС работников Группы 

Транснефть и личного состава 

аварийно-спасательных 

формирований ОСТ, а также 

к действиям по реагированию, 

локализации и ликвидации 

аварийных событий, 

инцидентов на объектах 

магистральных нефте- 

и нефтепродуктопроводов и их 

последствий;

•  организация своевременного 

оповещения работников при 

угрозе и возникновении ЧС;

•  создание резервов финансовых 

средств и материальных 

ресурсов для ликвидации ЧС; 

•  организация работ по 

ликвидации ЧС;

•  формирование 

и совершенствование культуры 

безопасности работников ОСТ 

в повседневной деятельности 

и во время ЧС и различных 

аварийных ситуаций;

•  совершенствование 

нормативной правовой 

базы в области защиты 

работников Группы Транснефть 

и территорий от ЧС природного 

и техногенного характера.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

86

87

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

УТЕЧКИ 

И РАЗЛИВЫ НЕФТИ 

И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Утечки нефти могут вызвать 

различные негативные 

экологические и социальные 

последствия. ПАО «Транснефть» 

понимает важность недопущения 

разливов и минимизации их 

последствий, поэтому регулярно 

ведется подготовка к ликвидации 

утечек нефти и нефтепродуктов.

ГОТОВНОСТЬ К ОСЕННЕ-

ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ

Подготовка производственных 

и инфраструктурных объектов 

предприятия к надежной 

эксплуатации в осенне-зимний 

период начинается ежегодно 

с 1 апреля. В течение 5 месяцев 

реализация комплексных 

мероприятий осуществляется 

по нескольким направлениям. 

Специалисты проводят 

масштабную подготовку систем 

теплоснабжения, линейной части 

магистральных нефтепроводов 

и нефтепродуктопроводов, 

резервуарного парка, 

перекачивающих станций 

к функционированию в зимних 

условиях. 

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР 

ПО ЛИКВИДАЦИИ 

АВАРИЙНЫХ 

РАЗЛИВОВ НЕФТИ 

И НЕФТЕПРОДУКТОВ 

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ 

Учебный центр по ликвидации 

аварийных разливов 

нефти и нефтепродуктов 

на акватории водных 

объектов (ЛАРН) открылся 

на базе АО «Транснефть – 

Подводсервис» в 2014 году. 

В 2017 году курсы прошли 

1 270 работников ОСТ. Таким 

образом, центр практически 

полностью закрывает 

потребности предприятий 

в обучении персонала по этому 

направлению.

В Учебном центре ЛАРН 

обучают способам защиты 

и действиям в чрезвычайных 

ситуациях, связанных 

с ликвидацией разливов 

нефти и нефтепродуктов 

на акватории водных объектов. 

Также на курсах необходимо 

освоить изучение нормативных 

документов, требований охраны 

труда и пожарной безопасности, 

планирование действий 

в чрезвычайных ситуациях, 

составление оперативной 

части плана по локализации 

и ликвидации разлива, а также 

пройти практическую часть.

Леонид Ларин, 

директор Учебного 

центра

1 270

прошли обучение 

в Учебном центре по 

ликвидации аварийных 

разливов нефти в 2017 г.

работников 

ОСТ

GRI 103-3

«Занятия идут круглый 

год, летом на открытой 

акватории, зимой на льду. 

Толщина льда на Волге 

достигает 50 см, и мы 

можем полноценно обучать 

людей работе в зимних 

условиях».

ПОДГОТОВКА ООО 

«ТРАНСНЕФТЬ — 

БАЛТИКА» К ОСЕННЕ-

ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ 

В августе ООО «Транснефть – 

Балтика» завершило комплекс 

плановых работ по 

подготовке к эксплуатации 

производственных объектов 

в осенне-зимний период 2017-

2018 годов.

По итогам подтверждена 

готовность 26 перекачивающих 

станций, 690 производственных 

и административно-бытовых 

зданий, 747 систем отопления 

зданий, 106 километров 

тепловых сетей, 70 резервуаров 

и 299 емкостей и многого другого.

Специалисты проверили 

работоспособность систем 

обнаружения утечек, осмотрели 

порядка 3 443 км воздушных 

линий электропередач. В местах 

пересечения трубопроводов 

с железными и автомобильными 

дорогами проведена ревизия 

предупреждающих знаков. 

Испытаны и подготовлены 

к эксплуатации в осенне-зимний 

период системы противопожарной 

защиты    производственных 

объектов ООО «Транснефть – 

Балтика».

ПЕРИОД ЛЕДОХОДА 

И ВЕСЕННЕГО ПАВОДКА

В регионах с высокими 

рисками паводков проводятся 

профилактические работы по 

укреплению производственных 

объектов Группы и улучшению их 

готовности к паводковому периоду.

Мероприятия по подготовке 

объектов магистральных 

трубопроводов к паводку:

•  обследование линейной части;

•  воздушное патрулирование 

и дополнительное укрепление 

участков трубопроводов, 

сооружений связи, опор 

вдоль трассовых линий 

электропередачи, кабельных 

линий электроснабжения;

•  очистка отмосток и защитных 

сооружений от снега;

•  ревизия запорной арматуры 

и дыхательных клапанов 

резервуарных парков;

•  контроль работоспособности 

систем промышленно-бытовой 

канализации и очистных 

сооружений;

•  подготовка аварийной техники 

и технических средств, а также 

персонала к устранению 

возможных ЧС.

СОТРУДНИЧЕСТВО 

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ 

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ 

СИТУАЦИЙ

Между ПАО «Транснефть» и МЧС 

России действует Соглашение, 

регламентирующее порядок 

и формы взаимодействия 

в установленных сферах 

деятельности, в том числе 

по вопросам организации 

и ведения гражданской обороны, 

предупреждения и ликвидации 

разливов нефти и нефтепродуктов, 

при выполнении задач, 

связанных с прогнозированием 

и ликвидацией последствий 

чрезвычайных ситуаций 

техногенного характера 

и пожаров на объектах топливно-

энергетического комплекса 

ПАО «Транснефть».

В рамках взаимодействия 

с Росреестром проведена работа 

по подготовке информационно-

аналитических материалов 

по проблемам, связанным 

с обеспечением режимов охранных 

зон магистральных нефтепроводов 

и нефтепродуктопроводов 

и зон минимально допустимых 

расстояний.

В 2017 году продолжена практика 

межведомственных совещаний 

с участием руководства 

территориальных подразделений 

МВД России и представителей 

органов государственной власти 

субъектов Российской Федерации, 

в которых отмечается сложная 

ситуация вокруг объектов 

магистрального трубопроводного 

транспорта нефти 

и нефтепродуктов. Представители 

Компании принимают участие 

в рабочих группах отраслевой 

направленности, в работе 

Экспертного совета Комитета 

Государственной Думы по 

энергетике, в совещаниях 

в Минэнерго России. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

88

89

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ПОЖАРНАЯ 

БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение пожарной 

безопасности объектов 

ПАО «Транснефть» основывается 

на безусловном выполнении 

требований нормативно-

правовых актов Российской 

Федерации в области пожарной 

безопасности при эксплуатации 

взрывопожароопасных 

и пожароопасных объектов 

организаций системы 

«Транснефть».

На объектах системы Транснефть 

создана система обеспечения 

пожарной безопасности. 

В целях повышения пожарной 

безопасности объектов ОСТ, 

исходя из приоритетных 

направлений деятельности, 

в ПАО «Транснефть» 

реализуется Концепция развития 

противопожарной защиты 

объектов организаций системы 

«Транснефть». Эффективное 

использование научно-

технического задела, созданного 

в предшествующие периоды, 

внедрение научно-технических 

разработок и результатов 

научных исследований позволяет 

реализовать стратегические 

направления развития системы 

противопожарной защиты 

объектов ОСТ. Проводится 

согласованная научно-техническая 

политика в области повышения 

эффективности и надежности 

функционирования, развиваются 

научно-технические связи 

с ведущими организациями, 

проводящими исследования 

в области пожарной безопасности, 

реализуются обоснованные 

мероприятия в вопросах 

технического нормирования, 

лицензионной деятельности, 

функционирования систем 

противопожарной защиты.

Все объекты ПАО «Транснефть» 

оборудованы системами 

противопожарной защиты.

Все системы противопожарной 

защиты объектов ОСТ 

соответствуют требованиям 

Федерального закона от 22.07.2008 

№123-ФЗ «Технический 

регламент о требованиях 

пожарной безопасности», 

при проектировании 

систем автоматического 

пожаротушения соблюдаются 

требования нормативных 

документов в области пожарной 

безопасности, утвержденных 

МЧС России – СП 5.13130.2009 

«Системы противопожарной 

защиты. Установки пожарной 

сигнализации и пожаротушения 

автоматические. Нормы 

и правила проектирования», СП 

155.13130.2014 «Склады нефти 

и нефтепродуктов. Требования 

пожарной безопасности». 

Наряду с нормативными правовыми 

актами, определяющими 

требования к системам 

противопожарной защиты, 

ПАО «Транснефть» разработаны 

внутренние нормативные 

документы в области пожарной 

безопасности, в которых 

отражены требования пожарной 

безопасности с учетом специфики 

работы ОСТ, что позволяет 

поддерживать необходимый 

уровень пожарной безопасности 

на объектах ОСТ. Нормативные 

документы в области обеспечения 

пожарной безопасности 

в установленном порядке 

согласовываются с МЧС РФ.

На основе анализа 

противопожарного 

состояния объектов ОСТ 

предусмотрены мероприятия 

по совершенствованию 

систем противопожарной 

защиты, мобильных средств 

пожаротушения, организации 

профилактики пожаров 

и организации деятельности 

подразделений пожарной охраны.

В связи со значительной 

удаленностью резервуарных 

парков Компании от основных сил 

и средств гарнизонов пожарной 

охраны, для обеспечения тушения 

возможных пожаров силами 

и средствами дежурных караулов 

ведомственной пожарной охраны 

и договорными подразделениями 

ФПС ГПС МЧС России, Компанией 

были разработаны технические 

требования к пожарным 

автомобилям АЦ-5.0-100, АЦ-6.0-

150, которые имеют повышенную 

проходимость, увеличенный 

запас огнетушащих веществ, 

высокую производительность, 

до 150 л/с и укомплектованы 

современными видами пожарно-

технического оборудования.  

Для повышения противопожарной 

защищенности резервуаров 

с высокооктановым бензином, 

содержащим в своем составе 

установленные техническим 

регламентом Таможенного союза 

спирты и эфиры (оксигенаты) до 

10%, ПАО «Транснефть» завершена 

научно-исследовательская работа 

по исследованию возможности 

тушения бензинов подслойным 

способом с применением 

пенообразователей. Проведенные 

натурные огневые испытания по 

тушению РВС-5000 на учебном 

полигоне Всероссийского научно-

исследовательского института 

противопожарной обороны МЧС 

России в г. Оренбурге при участии 

специалистов Академии МЧС 

России доказали эффективность 

применения установок 

подслойного пожаротушения 

на объектах ПАО «Транснефть».

Система подслойного 

пожаротушения имеет ряд 

существенных преимуществ 

по сравнению с установкой 

пожаротушения подачей пены 

сверху, а именно:

•  поскольку пена подается в ниж-

ний холодный слой продукта 

в резервуаре, эффективность 

системы не зависит от этапа 

развития пожара;

•  за счет образования негорю-

чей воздухонепроницаемой, 

самозатягивающейся пленки 

на поверхности нефти или 

нефтепродукта, обеспечивается 

оперативность тушения пожара;

•  система не потеряет эффектив-

ности даже в случае нарушения 

конструкции резервуара вслед-

ствие пожара;

•  система обеспечивает резкое 

снижение температур нефти 

или нефтепродуктов даже в ре-

зервуарах большого диаметра.

Ежегодно в ОСТ планируются 

и проводятся учебно-

тренировочные занятия 

с испытанием систем пенного 

пожаротушения, а также 

испытанием систем водяного 

охлаждения в резервуарных 

парках.

На сегодня более чем на 60 % 

объектах с резервуарными 

парками осуществлен переход 

от традиционной системы 

тушения пожаров пеной средней 

кратности на более надежный, 

эффективный способ подслойного 

пожаротушения резервуаров 

пеной низкой кратности 

и насосных по перекачке нефти 

и нефтепродуктов пеной высокой 

кратности, с использованием 

пленкообразующих 

пенообразователей. 

В автоматическом режиме 

проектируются установки водяного 

охлаждения резервуаров.

Пожарная опасность 

транспортируемых продуктов, 

а также возможность 

возникновения пожаров при 

аварийных ситуациях на объектах 

трубопроводного транспорта 

обусловила необходимость 

разработки в ПАО «Транснефть» 

отраслевых «Рекомендаций 

по тушению пожаров нефти 

и нефтепродуктов на объектах 

ОСТ», которые определяют 

тактику тушения пожаров 

в резервуарном парке исходя 

из наличия на объектах ОСТ 

современных мобильных средств 

пожаротушения, применения 

современных высокоэффективных 

пенообразователей, поддержания 

высокой тактической выучки 

личного состава подразделений 

пожарной охраны.

Объекты ПАО «Транснефть», 

как критически важные для 

национальной безопасности 

государственные объекты, 

охраняются подразделениями 

ФПС МЧС России, имеющими 

большой опыт в проведении 

профилактической работы, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

90

91

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

направленной на предупреждение 

и тушение сложных пожаров.   

В настоящее время более 60 

объектов с резервуарными 

парками охраняются 26 

договорными подразделениями 

ФПС МЧС России, имеющими 

на вооружении более 800 единиц 

пожарной техники (автоцистерны, 

пеноподъемники, насосно-

рукавные системы и др.), с общей 

численностью свыше двух тысяч 

человек личного состава. 

Между ПАО «Транснефть» и МЧС 

России подписано соглашение 

о взаимодействии. Соглашение 

предусматривает взаимодействие 

в области гражданской обороны, 

предупреждения и ликвидации 

разливов нефти и нефтепродуктов, 

а также при выполнении задач, 

связанных с прогнозированием 

и ликвидацией последствий 

чрезвычайных ситуаций (ЧС) 

техногенного характера и пожаров 

на объектах ПАО «Транснефть».

В рамках соглашения 

предусмотрено создание 

совместных постоянно 

действующих межведомственных 

рабочих групп, подготовка 

и проведение совместных учений 

и тренировок по действиям 

при ликвидации последствий 

ЧС и обеспечении пожарной 

безопасности. Так, на объектах 

ОСТ в год проводится более 

6 000 противопожарных 

тренировок, являющихся основной 

формой обучения специалистов 

ОСТ, личного состава пожарных 

частей, добровольных 

пожарных дружин по тушению 

пожаров. Ежегодно на объектах 

ОСТ проводится порядка 

300 пожарно-тактических учений 

и 5 800 учебно-тренировочных 

занятий по тушению условного 

пожара. В соответствии 

с разработанными графиками, 

представителями 

ПАО «Транснефть» и МЧС РФ 

осуществляются совместные 

выездные проверки проведения 

пожарно-тактических учений 

с оценкой действий специалистов, 

персонала ОСТ, личного состава 

пожарных частей, участников 

ДПД, а также оцениваются 

знания, умения и навыки 

персонала.  По результатам 

проверок разрабатываются 

организационные и технические 

мероприятия, направленные 

на совершенствование работы 

персонала и повышение 

надежности и эффективности 

эксплуатации оборудования, 

определяются необходимые 

организационные и технические 

мероприятия, направленные 

на совершенствование 

организационно-технических 

мероприятий в области 

противопожарной защиты.

ПАО «Транснефть» 

реализуется стратегия 

импортозамещения – увеличение 

доли в производственном 

процессе оборудования, 

материалов и технологий 

отечественного производства, 

отвечающих по своим техническим 

характеристикам установленным 

Компанией нормативам 

и обеспечивающих повышение 

надежности работы системы 

магистральных нефтепроводов 

и нефтепродуктопроводов 

и гарантированный процесс 

транспортировки нефти 

и нефтепродуктов по 

системе с соблюдением норм 

технической и экологической 

безопасности. В рамках 

Стратегии ПАО «Транснефть» 

совместно с российскими 

производителями разработаны 

и внедрены отраслевые 

регламенты, определяющие 

требования к современной 

пожарной технике и пожарно-

техническому вооружению. Так, 

ПАО «Транснефть», начиная 

с 2014 года, закупает пожарную 

технику российского производства. 

В рамках «Программы 

локализации производства 

импортной продукции 

на территории Российской 

Федерации» ПАО «Транснефть», 

совместно с отечественными 

производителями пожарной 

техники и оборудования, 

реализовано изготовление 

пожарных автопеноподъемников. 

Автопеноподъемники, 

разработанные по техническим 

требованиям Компании, 

обеспечивают возможность 

подачи пены низкой кратности как 

на поверхность горящей жидкости, 

при подаче сверху, так и под слой, 

при подключении к установке 

подслойного пожаротушения 

и использовании их в качестве 

автомобилей пенного тушения.

В рамках имортозамещения при 

производстве пожарной техники, 

Компанией была выполнена 

опытно-конструкторская 

разработка установок 

дозирования пенообразователя 

для применения на пожарных 

автоцистернах АЦ-100, АЦ-150, 

пожарных автопеноподъемниках. 

Были разработаны две 

модификации установок 

дозирования пенообразователя 

с номинальными расходами 

100 и 150 л/с, предназначенные для 

приготовления и подачи раствора 

пенообразователя.

В рамках проведения 

научно-исследовательских, 

опытно-конструкторских 

и технологических работ, 

Компанией проводятся работы 

в области обеспечения пожарной 

безопасности объектов 

транспортировки и хранения 

нефти и нефтепродуктов. Была 

выполнена работа по изготовлению 

стволов пожарных лафетных 

комбинированных стационарных 

(ЛСД-С100У, ЛСД-С150У), а также 

переносных и ручных стволов 

для комплектации автоцистерн 

пожарных.

Новая, высокотехнологичная 

техника, разработанная Компанией, 

с повышенными технико-

техническими характеристиками, 

значительно повысила тактические 

возможности подразделений при 

тушении пожаров.

Применение новой отечественной 

пожарной техники позволяет 

дежурным караулам пожарной 

охраны обеспечить тушение 

пожаров в резервуарах нефти 

и нефтепродуктов на ранней 

стадии его развития, до прибытия 

основных сил и средств ФПС ГПС 

МЧС России.

В настоящее время большая доля 

применяемого противопожарного 

оборудования производится 

на заводах ОСТ, которое постоянно 

совершенствуется в рамках 

научно-технических исследований 

и работ. Кроме того, производство 

пожарно-технического 

оборудования на объектах 

ОСТ позволяет значительно 

снизить зависимость от импорта 

аналогичной продукции.

Применяемые в ОСТ технологии, 

направленные на обеспечение 

пожарной безопасности, 

соответствуют лучшим мировым 

практикам.  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

92

93

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

БЕЗОПАСНОСТИ 

И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ 

ЗАЩИЩЕННОСТИ 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ 

ОБЪЕКТОВ 

Тема № 1

GRI 103-1

GRI 103-2

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

Группа Транснефть осуществляет 

транспортировку около 84 % 

добываемой в России нефти, 

более 26 % производимых 

нефтепродуктов и занимает 

значимое место в обеспечении 

стабильного экономического 

развития страны. В связи 

с существующими сегодня 

угрозами особого 

внимания требуют вопросы 

обеспечения безопасности 

и антитеррористической 

защищенности объектов топливно-

энергетического комплекса 

Компании, объектов транспортной 

инфраструктуры и транспортных 

средств морского и речного 

транспорта (нефтеналивные 

терминалы и морские суда 

в портах).

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Субъекты безопасности 

ПАО «Транснефть» обеспечивают 

безопасную и устойчивую 

работу систем магистрального 

ДОКУМЕНТЫ

•  Политика безопасности 

ПАО «Транснефть».

В системе локальных норматив-

ных актов, регламентирующих 

вопросы противодействия 

терроризму на объектах Компа-

нии и ОСТ, основополагающим 

документом является Политика 

безопасности ПАО «Транс-

нефть», утвержденная решением 

Правления Компании 11.12.2015.

В развитие положений По-

литики безопасности в Ком-

пании издан ряд документов, 

конкретизировавших порядок 

реализации задач по обеспе-

чению антитеррористической 

защищенности объектов маги-

стрального трубопроводного 

транспорта нефти и нефтепро-

дуктов.

трубопроводного транспорта 

нефти и нефтепродуктов, а также 

непрерывность реализуемых 

бизнес-процессов.

В 2017 году были разработа-

ны и утверждены приказом 

ПАО «Транснефть» от 20.03.2017 

№ 56:

•  План дополнительных мер 

по антитеррористической 

защищенности объектов 

и персонала ПАО «Транснефть» 

при введении установленных 

законодательством Российской 

Федерации уровней 

террористической опасности 

на отдельных участках 

территории Российской 

Федерации (объектах);

•  для организаций системы 

«Транснефть» – Типовой 

план дополнительных мер 

по антитеррористической 

защищенности объектов 

и персонала, при 

введении установленных 

законодательством Российской 

Федерации уровней 

террористической опасности 

на отдельных участках 

территории Российской 

Федерации (объектах).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 

СТРУКТУРА

Для координации деятельности 

по обеспечению безопасности 

в ПАО «Транснефть» 

и в 31 ОСТ созданы комиссии 

по антитеррористической 

защищенности объектов (Комиссия 

по АТЗ). Комиссии по АТЗ 

взаимодействуют с федеральными 

органами исполнительной 

власти, антитеррористическими 

комиссиями и органами 

исполнительной власти 

в субъектах РФ, органами местного 

самоуправления.

Для осуществления мер 

по обеспечению охраны 

и безопасности, а также 

предотвращению правонарушений 

на объектах и линейной части 

магистральных нефтепроводов 

и нефтепродуктопроводов 

ПАО «Транснефть», с 2014 

года в Группе функционирует 

организация ведомственной 

охраны ООО «Транснефть – 

Охрана».

Основные задачи организации:

•  защита линейной части 

и объектов МН и магистральных 

нефтепродуктопроводов от 

противоправных посягательств;

•  обеспечение на охраняемых 

объектах пропускного 

и внутриобъектового режимов;

•  предупреждение 

и пресечение преступлений 

и административных 

правонарушений на охраняемых 

объектах.

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ 

ЗАЩИЩЕННОСТЬ 

В 2017 вопросы 

антитеррористической 

защищенности были рассмотрены 

на заседаниях Комиссии 

по антитеррористической 

защищенности объектов 

ПАО «Транснефть» и организаций 

системы «Транснефть».

В 2017 году во исполнение 

решений, принятых Комиссией     

по АТЗ:

•  завершена процедура 

аккредитации ООО 

«Транснефть – Охрана» 

в качестве подразделения, 

обеспечивающего 

транспортную безопасность. 

Проведена аттестация 

персонала команд по охране 

объектов транспортной 

безопасности;

•  с целью оборудования объектов 

средней категории опасности 

мобильными блокираторами 

радиоуправляемых взрывных 

устройств, начата корректировка 

программ ТПР и КР ОСТ;

•  организована система 

контроля выполнения задач, 

поставленных руководству 

ОСТ, в части осуществления 

проверок субподрядных 

организаций и их работников, 

привлекаемых для производства 

работ на охраняемых объектах;

•  уточнены вопросы 

взаимодействия структурных 

подразделений ОСТ 

с подразделениями 

ведомственной охраны в рамках 

оперативного реагирования 

на чрезвычайные ситуации 

и обеспечения готовности 

сил и средств к участию 

в осуществлении работ по их 

локализации и ликвидации 

последствий;

•  организовано выполнение 

требований постановлений 

Правительства 

Российской Федерации 

от 14.04.2017 № 447«Об 

утверждении требований 

к антитеррористической 

защищенности гостиниц 

и иных средств размещений 

и формы паспорта 

безопасности этих объектов» 

и от 13.01.2017 № 8 «Об 

утверждении требований 

к антитеррористической 

защищенности объектов 

(территорий) Министерства 

здравоохранения Российской 

Федерации и объектов 

(территорий), относящихся 

к сфере деятельности 

Министерства здравоохранения 

Российской Федерации, 

и формы паспорта безопасности 

этих объектов (территорий)».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

94

95

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ 

ХИЩЕНИЯМ НЕФТИ 

И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Наряду с противодействием 

террористической угрозе в числе 

приоритетных направлений 

деятельности в 2017 году 

рассматривались предупреждение 

и пресечение иных 

противоправных посягательств 

на объекты магистральных 

трубопроводов Компании.

В их числе доминируют кражи 

нефти и нефтепродуктов из 

несанкционированных врезок, 

доля которых в общей структуре 

преступных посягательств 

составила около 70 %.

Хищение нефти и нефтепродуктов 

через несанкционированные 

врезки наносит значительный 

ущерб Компании, потенциально 

влечет за собой нарушение 

договорных обязательств при 

выполнении государственных 

контрактов по транспортировке 

данной продукции, в том числе 

международных. Это, в свою 

очередь, может стать причиной 

серьезных репутационных потерь 

не только Компании, но и страны 

в целом.

Несанкционированные 

врезки приводят в негодность 

магистральные трубопроводы, 

которые являются объектами 

повышенной опасности. Акты 

незаконного вмешательства в их 

работу ставят под угрозу жизнь 

и здоровье населения, становятся 

причиной пожаров, создают 

существенные экологические 

риски. 

В целях противодействия 

преступным посягательствам 

в Компании реализуется комплекс 

мероприятий по укреплению 

безопасности объектов 

магистральных трубопроводов. 

Ежедневно пешие обследования 

линейной части магистральных 

трубопроводов проводят 64 

поисково-технические группы 

подразделений безопасности 

ОСТ и 449 подвижных групп 

ведомственной охраны. Работники 

используют более 2 тыс. единиц 

современных технических средств.

В 2017 году укрепилась позитивная 

тенденция сокращения 

криминальных посягательств 

на объекты магистрального 

трубопроводного транспорта 

нефти и нефтепродуктов. 

На магистральных трубопроводах 

Компании было выявлено 

289 несанкционированных врезок 

(НСВ), что на 3,7 % меньше, чем 

за аналогичный период прошлого 

года (АППГ - 300). 

В результате принятых 

организационных и практических 

мер в 2017 году наиболее 

значительного снижения данных 

противоправных посягательств 

на МТ удалось добиться 

в Ленинградской области 

(снижение на 27,8 %), Самарской 

области (снижение на 43,5 %), 

Рязанской области (снижение 

на 68,4 %).

Снижение противоправных посягательств на магистральные трубопроводы в 2016-2017 гг.

2017

2016

0

10

20

30

70

40

60

80

50

72

19

46

6

26

52

Ленинградская 

область

 

Самарская 

область

 

Рязанская 

область

 

В соответствии с планами МВД 

России в регионах прохождения 

МТ ПАО «Транснефть», органами 

внутренних дел совместно 

с подразделениями безопасности 

ОСТ и ООО «Транснефть – 

Охрана» в 2017 году осуществлялся 

комплекс мер по борьбе 

с незаконным оборотом нефти 

и нефтепродуктов. 

Так, в рамках комплекса 

оперативно-профилактических 

мероприятий «Нефть» 

подразделениями безопасности 

совместно с сотрудниками 

полиции: 

•  проведено 1 970 специальных 

мероприятий;

•  проведено обследование около 

9 тыс. км уязвимых участков 

линейных частей магистральных 

трубопроводов.

ОБСЛЕДОВАНИЯ 

И ПРОВЕРКИ ОБЪЕКТОВ 

ТЭК

В 2017 году проведены 

обследования объектов 

ТЭК на соответствие их 

оборудования Правилам по 

обеспечению безопасности 

и антитеррористической 

защищенности объектов 

топливно-энергетического 

комплекса

1

 и Требованиям 

к обеспечению безопасности 

линейных объектов топливно-

энергетического комплекса

2

Всего за отчетный период было 

проведено 534 проверки, из них 

404 – представителями Росгвардии, 

15 – МВД России, 22 – ФСБ 

России, 11 – межведомственными 

комиссиями, 74 – региональными 

антитеррористическими 

комиссиями и 8 – представителями 

прокуратуры. Всего было 

проверено 324 объекта ТЭК.

1

 Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458.

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 993.

Всего в 2017 году работниками 

подразделений безопасности 

организаций системы «Транснефть» 

совместно с сотрудниками 

правоохранительных органов 

пресечено 40 хищений нефти 

и нефтепродуктов (+11,1 % к АППГ), 

за совершение которых задержано 

112 подозреваемых лиц, а также 

34 единицы автотранспорта 

с похищенными нефтью 

и нефтепродуктами.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..