ПАО «Транснефть». Отчет об устойчивом развитии за 2017 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Отчет об устойчивом развитии за 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Отчет об устойчивом развитии за 2017 год - часть 4

 

 

96

97

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ 

МЕРОПРИЯТИЯ

В рамках контроля готовности сил 

и средств ведомственной охраны 

к действиям по обеспечению 

безопасности, предупреждению 

террористических проявлений, 

в условиях иных чрезвычайных 

ситуаций и ликвидации их 

последствий на объектах ТЭК 

Компании в 2017 году проведен 

комплекс учебно-тренировочных 

мероприятий.
Всего за год проведено 

5 567 учений и тренировок. 

В 449 учебно-тренировочных 

мероприятиях участвовали 

сотрудники ФСБ России, 

МВД России и Росгвардии. 

Подразделения ООО 

«Транснефть – Охрана» 

четырежды привлекались 

к совместным учениям под 

руководством Национального 

антитеррористического 

комитета. Проведено более 

9 670 учебно-тренировочных 

занятий с караулами (нарядами) 

по действиям в условиях 

чрезвычайных ситуаций.
В ходе тренировок (учений) 

и проверок отработаны 

вопросы взаимодействия 

с правоохранительными органами, 

порядок оповещения, проверена 

работоспособность средств 

оповещения, досмотра и контроля 

проноса посторонних предметов, 

совершенствовались действия 

охранников по осуществлению 

пропускного режима и задержанию 

правонарушителей.

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

В целях совершенствования 

антитеррористической 

защищенности объектов 

магистрального трубопроводного 

транспорта нефти 

и нефтепродуктов, предупреждения 

террористических актов 

представляется целесообразным:
1.  Введение в эксплуатацию 

объектов ИТСО – 56 объектов 

(5 из них переходящие 

на 2019 год).

2.  Достижение ключевых 

показателей эффективности 

деятельности ООО 

«Транснефть – Охрана»:

•  пресечение (предотвращение) 

попыток противоправных 

посягательств на охраняемые 

объекты – 0,98;

•  повышение уровня готовности 

подразделений охраны 

к выполнению задач при 

чрезвычайных ситуациях – 53 

учения;

•  выявление и пресечение 

несанкционированных врезок 

в магистральные нефте- 

и нефтепродуктопроводы – 0,52.

3.  В рамках реализации Указа 

Президента Российской 

Федерации от 09.05.2017 

№ 202 «Об особенностях 

применения усиленных 

мер безопасности в период 

проведения в Российской 

Федерации чемпионата мира 

по футболу FIFA 2018 года 

и Кубка конфедераций FIFA 2017 

года» в течение марта – июля 

2018 года организовать работу 

по подготовке и реализации 

комплекса мер по обеспечению 

устойчивого функционирования 

и повышения 

антитеррористической 

защищенности объектов 

магистральных трубопроводов 

организаций системы 

«Транснефть».

404

15

22

74

11

8

Росгвардия
региональные антитеррористические комиссии
ФСБ России
МВД России
межведомственные комиссии
представители органов прокуратуры

534

Проверки объектов компании в 2017 г.

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА 

И ЕЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ

Тема № 35

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

В последнее время все 

большим спросом пользуется 

транспортировка нефти 

и нефтепродуктов по 

магистральным трубопроводам, 

несмотря на конкуренцию 

со стороны других способов 

транспортировки. Группа 

Транснефть оказывает услуги 

потребителям на основе тарифов 

на транспортировку нефти 

и нефтепродуктов, в этой связи для 

клиентов Группы важно понимать 

процесс тарифообразования.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ 

При ведении естественно-

монопольного бизнеса неизбежно 

возникает конфликт социальных 

и экономических интересов. 

Исполняя важные социальные 

функции, Группа Транснефть 

должна быть эффективным 

участником рынка, успешным 

с коммерческой точки зрения 

и привлекательным для 

инвесторов.

Тарифы на услуги Группы 

Транснефть по транспортировке 

нефти и нефтепродуктов 

устанавливаются государственным 

органом регулирования – 

Федеральной антимонопольной 

службой России (ФАС России). 

Группа ежегодно предоставляет 

регулятору свои предстоящие 

расходы и инвестиционную 

программу для определения 

величины тарифов на      

следующий год.

ДОКУМЕНТЫ 

•  Правила государственного 

регулирования тарифов 

по транспортировке 

нефти и нефтепродуктов, 

утвержденные Постановлением 

Правительства РФ от 29.12.2007 

№ 980;

•  Положение об определении 

тарифов на услуги по 

транспортировке нефти 

и нефтепродуктов, 

утвержденное Приказом 

Федеральной службы по 

тарифам России РФ от 17.08.2017 

№ 380-э/2;

GRI 103-1

GRI 103-2

•  Методика определения тарифов 

на услуги по транспортировке 

нефти и нефтепродуктов, 

утвержденная Постановлением 

ФЭК РФ от 16.10.2002 № 70-э/5;

•  Приказ Федеральной 

антимонопольной службы 

Российской Федерации «Об 

установлении тарифов на услуги 

ПАО «Транснефть» от 23.12.2016 

года (устанавливает тарифы 

на 2017 год);

•  Политика ПАО «Транснефть» 

в области качества оказания 

услуг по транспортировке нефти 

и нефтепродуктов, утверждена 

приказом от 17.02.2016 № 32.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

98

99

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Тарифы ПАО «Транснефть» 

конкурентоспособны по 

сравнению с тарифами 

зарубежных компаний-аналогов 

государств – участников 

Содружества Независимых 

государств и Европы, что создает 

дополнительное преимущество 

Компании на рынке нефтяной 

отрасли.

Сравнение среднесистемного тарифа ПАО «Транснефть» с тарифами 

зарубежных компаний-аналогов (по состоянию на 31.12.2017)*

Величина тарифа по странам (по состоянию на 31.12.17)

* Тарифы зарубежных компаний-аналогов рассчитаны исходя из информации, отраженной в открытых источниках. Курс доллара США 
по состоянию на 31.12.2017 составил 57,60 руб. за 1 долл. 

33,1

Транспортировка нефти и нефтепро-

дуктов, млн т 

Грузооборот нефти, млрд ткм 

Транспортировка нефтепродуктов, млн т

2017

2015

2016

481,4

32,2

1 185,0

18,27

18,58

18,6

1 219,1

1 211,2

33,1

477,5

Объем сдачи нефти 

грузополучателям

Объем 

сдачи 

нефтепро-

дуктов 

грузополу-

чателям

Удельные операционные 

расходы на транспорт нефти 

на 100 ткм, руб.*

483,4

2017

2015

2016

2017

2015

2016

32,2

754,0

756,2

852,3

33,1

33,1

Величина тарифа, 

долл./100 ткм

0,67

0,88

0,79

1,05

2,87

1,69

1,35

1,05

1,48

0,99

1,46

1,15

2,68

ПАО «Транснефть» (Россия)

ОАО «Полоцктранснефть Дружба» (Беларусь)

ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (Беларусь)

Przyjaźń (Польша)

MERO (Чехия)

Transpetrol (Словакия)

MOL (Венгрия)

ВАТ «Укртранснафта» (Украина)

The TAL Group (Transalpine Pipeline) 

(Италия, Австрия, Германия)

АО «КазТрансОйл»

 (без учета транзита по ТОН-2) (Казахстан)

АО «КазТрансОйл» 

(с учетом транзита по ТОН-2) (Казахстан)

Каспийский трубопроводный консорциум 

(Россия, Казахстан, мировые добывающие НК)

JANAF Plc. (Хорватия)

Transnafta (Сербия)

Удельные операционные 

расходы на транспорт 

нефтепродуктов, руб./т*

3,53

1,87

Сравнение среднесистемного тарифа ПАО «Транснефть» с тарифами зарубежных 

компаний-аналогов (по состоянию на 31.12.2017)

2

GRI 103-3

Цель

Тенденции для

изменения

тарифа в период

до 2020 г.

Экономически обоснованный уровень тарифов 

на перекачку нефти и нефтепродуктов

Экспорт энергоносителей будет постепенно замедляться и, 

как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода

Ориентация на диверсификацию структуры экономики и

снижению зависимости от экспорта энергоресурсов

Поддержание

объемов добычи

нефти на текущем

уровне

Развитие практики использования сбалансированной системы

сетевых тарифов

Отсутствие необходимости

значительных новых

инвестиций в развитие

трубопроводного транспорта

Сохранение 

грузооборота

Рост  тарифов 

не превысит 

уровня инфляции

Тарифное регулирование на период до 2020 г. 

1

1

 http://www.transneft.ru/files/2012-03/2JQvOV0j7cuBsm6.pdf

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

100

101

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ

1

Транспортировка нефти 

и нефтепродуктов состоит из 

нескольких технологически 

неотделимых процессов, 

для каждого из которых 

устанавливаются свои тарифы 

(например, прием, перевалка, 

слив нефти в трубопроводную 

систему в начале маршрута и сдача, 

налив и перевалка нефти в конце 

маршрута).

1

 http://center-prava.com/transportirovka-nefti-osobennosti-gosudarstvennogo-regulirovaniya/ 

Перечень услуг по 

транспортировке нефти 

и нефтепродуктов 

классифицирован по двум 

группам, указанным в таблице 

ниже. Ведение хотя бы одного из 

указанных  видов деятельности 

подлежит регулированию 

в соответствии с Федеральным 

законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ 

«О естественных монополиях».

Услуги

Виды деятельности (операции)

Услуги по транспортировке нефти по 

магистральным трубопроводам

•  перекачка нефти по магистральным трубопроводам;

•  выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти;

•  перевалка нефти;

•  прием, слив нефти в систему магистральных трубопроводов;

•  налив, сдача нефти из системы магистральных трубопроводов.

Услуги по транспортировке 

нефтепродуктов по магистральным 

трубопроводам

•  перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая 

отводы, ответвления и подключения;

•  выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов;

•  перевалка нефтепродуктов;

•  сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов;

•  налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.

УПРАВЛЕНИЕ 

ТАРИФНЫМИ РИСКАМИ

Основным риском для Группы 

Транснефть в тарифной политике 

является введение государством 

тарифа ниже ожидаемого уровня. 

Снижение тарифа означает 

сокращение полученных средств, 

необходимых для реализации 

комплексной программы 

диагностики, технического 

перевооружения, реконструкции 

и капитального ремонта объектов 

магистрального транспорта нефти. 

В 2017 году рисковое событие 

наступило: тарифы на прокачку 

установлены ниже ожидаемого 

уровня. Для того чтобы снизить 

вероятность реализации риска 

в дальнейшем, ПАО «Транснефть» 

взаимодействует с:

•  ФАС России по вопросу 

установления долгосрочных 

тарифов и по вопросам 

планового (при необходимости 

внепланового) увеличения 

тарифов на транспортировку;

•  федеральными органами 

исполнительной власти 

по вопросу ценового 

дерегулирования 

транспортировки 

нефтепродуктов;

•  государственными органами 

по вопросам доработки 

законопроекта о магистральном 

трубопроводном транспорте 

нефти и нефтепродуктов.

В 2017 году ПАО «Транснефть» 

совместно с ФАС России проводило 

работу по актуализации постановления 

Правительства РФ «О государственном 

регулировании тарифов на услуги по 

транспортировке нефти и нефтепродуктов».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ЦЕНОВОМУ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЮ СФЕРЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ 

НЕФТЕПРОДУКТОВ 

Рыночное ценообразование тарифов для транспортировки нефти и нефтепродуктов несет положительные 

тенденции для операторов нефтепроводов: устранение тарифных рисков, формирование цены рыночными 

механизмами, а также повышение привлекательности отрасли для новых участников рынка.

В 2015 и 2016 годах прошли заседания Экспертного совета по развитию конкуренции на рынках 

нефти и нефтепродуктов при Федеральной антимонопольной службе с участием нефтяных компаний, 

среди которых были пользователи услуг ПАО «Транснефть». Стороны пришли к выводу, что на рынке 

транспортировки нефтепродуктов существует достаточно острая конкуренция между трубопроводным 

и железнодорожным транспортом (доля железнодорожных перевозок светлых нефтепродуктов составляет 

около 60 %). Данный вывод является предпосылкой для начала дерегулирования трубопроводной 

транспортировки нефтепродуктов, то есть внедрения рыночного ценообразования.

По состоянию на конец 2017 года вопрос о ценовом дерегулировании находился на обсуждении 

в федеральных органах исполнительной власти, а также в Правительстве Российской Федерации.

«Мы считаем, что должна 

быть полная прозрачность 

и доступность информации, 

все должны понимать, как 

формируется тариф».

Игорь Артемьев, 

руководитель ФАС России

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

102

103

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ИННОВАЦИОННОЕ 

РАЗВИТИЕ

Тема № 4

GRI 103-1

GRI 103-1

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

Инновационное развитие Группы 

Транснефть позволяет сохранять 

надежность и безопасность 

системы, обеспечивая 

бесперебойную транспортировку 

нефти и нефтепродуктов 

потребителям, сокращать издержки 

и повышать производительность, 

а также снижать негативное 

воздействие на окружающую среду.

ЦЕЛИ

•  Повышение роли инноваций 

в достижении стратегических 

целей Компании;

•  Повышение эффективности 

основных бизнес-процессов 

и рост производительности 

труда;

•  Уменьшение себестоимости 

и снижение удельных издержек 

оказываемых услуг по транспор-

тировке;

•  Повышение качества услуг по 

транспортировке нефти и не-

фтепродуктов;

•  Повышение энергоэффективно-

сти деятельности Компании;

•  Повышение экологичности 

деятельности Компании.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Научные разработки Группы 

Транснефть направлены 

на обеспечение полной 

независимости Группы 

от внешних зарубежных 

рынков поставки продукции 

и технологий, на повышение 

надежности функционирования 

магистральных нефтепроводов 

и нефтепродуктопроводов, 

экологической и промышленной 

безопасности производственных 

объектов.

ДОКУМЕНТЫ 

•  Методические указания по 

разработке (актуализации) 

программ инновационного 

развития акционерных обществ 

с государственным участием, 

государственных корпораций 

и федеральных государственных 

унитарных предприятий

1

;

•  Методические указания по раз-

работке и публикации паспор-

тов программ инновационного 

развития и информации о еже-

годных результатах реализации 

программ инновационного 

развития

2

;

•  Методические указания по 

оценке качества разработки 

(актуализации) программ инно-

вационного развития акционер-

ных обществ с государственным 

участием, государственных 

корпораций и федеральных 

государственных унитарных 

предприятий

3

;

•  Методические указания по 

ежегодной оценке реализации 

программ инновационного 

развития акционерных обществ 

с государственным участием, 

1

 http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/201507035473

2

 http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20150703065467

3

 http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/201507030645 

4

 http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/201507033567 

https://www.transneft.ru/u/section_file/30501/pasport_programmi_innovacionnogo_razvitiya_pao_transneft_na_period_2017-2021_godi.pdf

государственных корпораций 

и федеральных государственных 

унитарных предприятий

4

 ;

•  Паспорт программы инноваци-

онного развития ПАО «Транс-

нефть» на период 2017–2021 гг.

5

  

Организационная структура

Президент ПАО «Транснефть»

Правление ПАО «Транснефть»

Комиссия по интеллектуальной

собственности 

ПАО «Транснефть»

Информационно-технический 

центр по интеллектуальной

собственности

Курирующие подразделения

ПАО «Транснефть» по

направлениям деятельности

Технический совет

Совещание главных инженеров

Комиссия по инновационному

развитию и ОСТ

Управление инновационного

развития и НИОКР

Комитет по стратегии,инвестициям и

инновациям

Совет директоров

 ПАО «Транснефть»

Вице-президент

(по научно-техническому и

информационно-аналитическому

развитию)

ООО «НИИ Транснефть» 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

104

105

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

GRI 103-3

ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 

По результатам оценки качества разработки (актуализации) программ инновационного развития акционерных 

обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных 

унитарных предприятий, проведенной Министерством экономического развития Российской Федерации 

с привлечением независимых экспертов, «Программа инновационного развития ПАО «Транснефть» 

на период 2017-2021 годы» получила одну из самых высоких оценок. На заседании Межведомственной 

комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации 

по модернизации экономики и инновационному развитию для Программы инновационного развития 

ПАО «Транснефть» была утверждена оценка 98,7 % из 100 возможных.

Программа 

инновационного развития 

ПАО «Транснефть» на период 

2017–2021 годы (далее – Программа 

инновационного развития) 

утверждена Советом директоров 

ПАО «Транснефть» . 

Приоритетными направлениями 

инновационного развития Группы 

являются:

•  внутритрубная диагностика;

•  мониторинг 

и геопозиционирование;

•  повышение 

энергоэффективности;

•  экологическая безопасность;

•  снижение гидравлических 

потерь;

•  управление «с одной кнопки»;

•  совершенствование сооружения 

и эксплуатации резервуаров 

для хранения нефти 

и нефтепродуктов;

•  нанотехнологии.

В рамках Программы 

запланирована реализация 

следующих ключевых 

инновационных проектов:

1.  Разработка комплекса 

высокоточных внутритрубных 

диагностических приборов 

для обеспечения надежности 

объектов магистральных 

трубопроводов;

2.  Разработка и внедрение 

системы мониторинга 

технического состояния 

магистральных трубопроводов;

3.  Разработка системы 

обнаружения утечек и контроля 

активности температурного 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД 2017–2021 ГГ.

и виброакустического 

принципа действия;

4.  Разработка энергоэффективных 

насосных агрегатов 

с повышенным КПД;

5.  Разработка и внедрение 

отечественных систем 

измерения количества 

и показателей качества 

нефти с улучшенными 

характеристиками;

6.  Разработка и создание 

регенерационной установки 

паров нефтепродуктов 

с адаптацией на ОСТ;

7.  Разработка и внедрение 

комплексной системы 

управления проектным 

производством.

ИНВЕСТИЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

Объем финансирования инновационных проектов, включая НИОКР, за счет собственных средств, в процентах 

к выручке ПАО «Транснефть» за услуги по транспортировке нефти (по РСБУ), %

2017

2017

(план)

2016

2015

1,41

1,41

1,40

1,40

РАЗРАБОТКА ВЫСОКОТОЧНЫХ 

ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ

Для обеспечения надежности объектов 

магистральных трубопроводов Компания 

разрабатывает и внедряет собственные 

технические решения. Среди них диагностические 

приборы различных принципов действия 

и размеров (дефектоскопы).

Такие разработки полностью обеспечивают 

потребность Компании в проведении 

внутритрубного диагностирования, при этом 

дефектоскопы не только соответствуют 

характеристикам зарубежных аналогов, но 

и превосходят их по некоторым параметрам.

Высокоточные диагностические приборы 

позволяют сократить затраты на ремонт 

путем проведения выборочного ремонта 

по результатам диагностики и обеспечить 

технологическую независимость от применения 

импортного оборудования, а также повысить 

производительность трубопроводов во время 

диагностических работ.

Дефектоскоп внутритрубный комбинированный 

магнитно-ультразвуковой

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

106

107

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА 

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 

МАГИСТРАЛЬНЫХ 

ТРУБОПРОВОДОВ 

Совершенствуя систему мониторинга 

состояния магистральных трубопроводов, 

Группа Транснефть создала комплексную 

систему для слежения за трубопроводами 

в сложных геолого-климатических условиях.

Внедрение новой системы позволило 

Группе обеспечить непрерывный 

мониторинг состояния объектов 

трубопроводов и окружающей их 

природной среды, контроль и фиксацию 

состояния элементов трубопроводной 

системы, выполнение мер по управлению 

техническим состоянием магистральных 

трубопроводов. 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 

PIPELINE SCIENCE AND TECHNOLOGY 

В июне 2017 года вышел первый номер научно-

технического журнала Pipeline Science and 

Technology. Это совместный проект ООО «НИИ 

Транснефть» и британского издательства Technical 

Productions Ltd. Новый англоязычный научный 

журнал призван познакомить специалистов 

разных стран с передовыми российскими 

и мировыми разработками в области изучения 

характеристик длительно эксплуатируемых трубных 

сталей, расчетов на прочность и устойчивость, 

энергоэффективных технологий.

В редакционный совет вошли специалисты 

и ученые из 15 стран мира. В первый номер журнала 

вошли научные статьи российских специалистов, 

в том числе работников ООО «НИИ Транснефть» 

и их зарубежных коллег. С 2018 года журнал будет 

выходить ежеквартально.

В рамках реализации Программы инновационного 

развития Группа Транснефть выполняет научные 

исследования и разработки, направленные на повышение 

безопасности, надежности, технологической 

и энергетической эффективности функционирования 

объектов магистрального трубопроводного транспорта 

нефти и нефтепродуктов. 

Важное место в инновационном 

развитии Группы занимает разработка 

технологий и оборудования для объектов 

нефтепроводного транспорта в районах 

с аномальными геолого-климатическими 

условиями.

В 2017 году в Группе Транснефть 

был реализован комплекс 

мероприятий по внедрению 

рекомендаций по управлению 

правами на результаты 

интеллектуальной деятельности 

в организациях, утвержденные 

поручением Правительства РФ.

•  Создан коллегиальный 

совещательный орган – 

Комиссия по интеллектуальной 

собственности 

ПАО «Транснефть». Работа 

Комиссии регламентирована 

утвержденным 

ПАО «Транснефть» 

Положением о комиссии 

по интеллектуальной 

собственности 

ПАО «Транснефть»;

•  Разработаны и утверждены 

8 нормативных документов, 

в том числе Положение 

о коммерциализации 

интеллектуальной 

собственности. 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ ТРАНСНЕФТЬ

ПАО «Транснефть», Положение 

по выявлению, правовой охране 

и учету секретов производства 

(ноу-хау) ПАО «Транснефть», 

Отраслевой регламент 

«Инвентаризация прав 

на результаты интеллектуальной 

деятельности» и др.

•  C 2017 года в системе 

«Транснефть» предусмотрено 

проведение предварительных 

патентных исследований 

при включении заявленной 

тематики НИОКР 

в ежегодный сводный План 

НИОКР ПАО «Транснефть» 

и ОСТ, а также построение 

патентных ландшафтов по 

приоритетным технологическим 

направлениям с целью их 

дальнейшего применение 

в производственно-

хозяйственной деятельности 

ПАО «Транснефть» и ОСТ;

•  Разработана единая База данных 

«Информационная система 

управления результатами 

интеллектуальной деятельности 

ПАО «Транснефть» 

и организаций системы 

«Транснефть» (БД ИСУРИД), 

предназначенная для 

информационной поддержки 

процесса управления правами 

на результаты интеллектуальной 

деятельности (РИД) на всех 

этапах жизненного цикла РИД. 

Внедрение БД ИСУРИД в ОСТ 

запланировано на 2018 год;

•  Для работников 

ПАО «Транснефть» и ОСТ 

с 2017 года организовано 

проведение ежегодного 

научно-практического 

семинара по интеллектуальной 

собственности 

ПАО «Транснефть», 

с привлечением 

высококвалифицированных 

специалистов 

в области интеллектуальной 

собственности.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ 

СОБСТВЕННОСТИ  

Защита результатов интеллектуальной деятельности и управление им – один из приоритетов Группы 

Транснефть. 

Для повышения квалификации работников Компании, отвечающих за управление результатами 

интеллектуальной деятельности, весной 2017 года в Москве прошел первый научно-практический семинар 

на базе АО «Гипротрубопровод».

На семинаре были подняты темы, касающиеся вопросов государственной регистрации программ для 

электронно-вычислительных машин и баз данных; современной теории и практики построения патентных 

ландшафтов; проведения патентных исследований; защиты патентных прав в России и за рубежом; оценки 

стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности и другое.

В дальнейшем планируется ежегодное проведение научно-практических семинаров по интеллектуальной 

собственности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

108

109

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

УЧАСТИЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ «ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 

РАЗВИТИЯ»   

ПАО «Транснефть» является членом некоммерческого партнерства «Технологическая платформа 

«Технологии экологического развития».

В 2017 году ПАО «Транснефть» принято участие в собрании членов Некоммерческого партнерства 

«Технологическая платформа «Технологии экологического развития». В рамках взаимодействия 

с технологической платформой в 2017 году выполнены исследования по анализу работы очистных 

сооружений сточных вод на производственных объектах ПАО «Транснефть». В ходе исследований 

проведены выездные обследования 18 очистных сооружений, а также камеральные обследования 

85 объектов очистных сооружений в 7 ОСТ.

По результатам проведенных исследований разработаны рекомендации по дооборудованию 

технологических схем очистки сточных вод, что позволит повысить эффективность работы обследованных 

очистных сооружений.

Также в рамках взаимодействия с «Технологической платформой «Технологии экологического развития» 

в 2017 году разработана технология восстановления загрязненных нефтью болотных почв с использованием 

растений-фитомелиорантов.

ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ИНФОРМАЦИОННАЯ 

БЕЗОПАСНОСТЬ 

Тема № 4

GRI 103-1

GRI 103-2

 СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

Одним из приоритетов Группы 

Транснефть является обеспечение 

защищенности и бесперебойного 

функционирования 

информационной инфраструктуры 

и применяемых информационных 

технологий при автоматизации 

технологических и бизнес-

процессов, защиты коммерческой 

тайны и иной конфиденциальной 

информации.

В соответствии 

с законодательством Российской 

Федерации предприятия Группы 

Транснефть являются субъектами 

критической информационной 

инфраструктуры (далее - КИИ).

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Группа Транснефть реализует 

Политику информационной 

безопасности, определяющую 

основные цели в сфере 

обеспечения информационной 

безопасности:

•  защита работников 

ПАО «Транснефть» и ОСТ от 

возможного причинения им 

материального, морального 

ДОКУМЕНТЫ

•  Федеральный закон от 

29.07.2004 № 98-ФЗ 

«О коммерческой тайне»;

•  Федеральный закон от 

27.07.2006 № 149-ФЗ «Об 

информации, информационных 

технологиях и о защите 

информации»;

или иного ущерба посредством 

неправомерного использования 

касающейся их информации, 

в том числе персональных 

данных;

•  защита и поддержка 

позитивного имиджа и деловой 

репутации ПАО «Транснефть» 

и ОСТ в информационной 

сфере;

•  обеспечение непрерывности 

технологических и бизнес-

процессов;

•  поддержка инновационного 

и ускоренного развития 

информационной безопасности 

и информационных технологий;

•  минимизация вероятного 

ущерба от реализации угроз 

информационной безопасности.

•  Федеральный закон от 26.07.2017 

№ 187-ФЗ «О безопасности 

критической информационной 

инфраструктуры Российской 

Федерации» и его подзаконные 

акты;

•  Указ Президента Российской 

Федерации от 15.01.2013 № 31с 

«О создании государственной 

системы обнаружения, 

предупреждения и ликвидации 

последствий компьютерных атак 

на информационные ресурсы 

Российской Федерации»;

•  Указ Президента Российской 

Федерации от 05.12.2016 

№ 646 «Об утверждении 

Доктрины информационной 

безопасности Российской 

Федерации»;

•  Политика информационной 

безопасности 

ПАО «Транснефть», утверждена 

Советом директоров, протокол 

от 28.12.2017 № 21;

•  Программа противодействия 

киберугрозам информационно-

технологическим ресурсам 

(срок реализации 

2017 - 2020 годы).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

110

111

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ЗАДАЧИ ПО 

ОБЕСПЕЧЕНИЮ 

БЕЗОПАСНОСТИ 

ОБЪЕКТОВ КИИ

•  Предотвращение 

неправомерного доступа 

к информации, обрабатываемой 

объектом КИИ;

•  Недопущение воздействия 

на технические средства 

обработки информации объекта 

КИИ;

•  Восстановление 

функционирования объекта 

КИИ;

•  Непрерывное взаимодействие 

с государственной системой 

обнаружения, предупреждения 

и ликвидации последствий 

компьютерных атак 

на информационные ресурсы 

Российской Федерации.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ 

КИБЕРУГРОЗАМ

Информационно-технологические 

ресурсы ПАО «Транснефть» 

подвергаются нарастающему 

числу хакерских атак. В 2017 году 

число обработанных электронных 

писем с нежелательным 

содержимым, с помощью которого 

могут внедряться вредоносные 

программы, достигло около 10 

млн писем. Это на 60 % больше 

по сравнению с прошлым годом. 

Также выросло число попыток 

проведения компьютерных атак 

на центр обработки данных 

ПАО «Транснефть». Для выработки 

мер по кибербезопасности 

в Компании создана 

ПЛАНЫ 

НА 2018 ГОД В СФЕРЕ 

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

•  Реализация требований 

Федерального закона 

«О безопасности критической 

информационно структуры 

Российской Федерации» от 

26.07.2017 № 187-ФЗ и изданных 

в его развитие подзаконных 

актов;

•  Организация работы Центра 

компьютерной безопасности;

•  Старт работ по созданию 

централизованной системы 

мониторинга и управления 

событиями информационной 

безопасности;

•  Организация взаимодействия 

с потребителями услуг 

в сфере транспортировки 

нефти и нефтепродуктов по 

взаимному информированию 

о компьютерных атаках.

специальная рабочая группа по 

противодействию кибератакам.

В 2017 году в ПАО «Транснефть» 

актуализирована Политика 

информационной безопасности, 

утверждена Программа 

противодействия киберугрозам 

информационно-технологическим 

ресурсам. Документы 

определили новые угрозы 

и риски нарушения безопасности 

и устойчивости функционирования 

объектов транспорта нефти 

и нефтепродуктов в сфере 

информационной безопасности, 

поставили задачи по их 

минимизации.

Программой предусмотрены 

следующие мероприятия:

•  Построение эшелонированной 

защиты информационно-

технологических ресурсов;

•  Внедрение современных 

средств защиты от 

целенаправленных атак;

•  Создание централизованной 

системы мониторинга 

и управления событиями 

информационной 

безопасности.;

•  Обеспечение 

непрерывности процесса 

контроля защищенности 

программного обеспечения 

автоматизированных систем 

управления технологическими 

процессами;

•  Повышение осведомленности 

работников и другие меры.

Одним из аспектов деятельности 

ОСТ является тесная 

взаимосвязь эксплуатируемых 

ими автоматизированных 

систем управления 

технологическими процессами 

(АСУТП) с информационными 

инфраструктурами субъектов ТЭК, 

в частности, в пунктах приема-

сдачи нефти и нефтепродуктов. 

Технологически АСУТП 

могут быть уязвимы для 

кибератак, совершаемых через 

информационно-технологическую 

структуру партнеров. В связи 

с этим ПАО «Транснефть» 

организует взаимодействие 

с клиентами по взаимному 

информированию о компьютерных 

атаках и организации безопасного 

взаимодействия.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ 

ТЕХНОЛОГИИ

Тема № 4

GRI 103-1

GRI 103-2

 СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

Группа Транснефть – одна из 

самых передовых компаний, где 

автоматизированы практически 

все основные технологические 

и производственные процессы, 

начиная со складского 

учета и делопроизводства 

и заканчивая диспетчеризацией 

и регулированием грузопотоков.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 

СТРУКТУРА

Стратегическое управление 

и разработку общей политики 

в области информационных 

технологий осуществляет 

Департамент информационных 

технологий ПАО «Транснефть». 

Операционные задачи 

в области развития и управления 

информационными технологиями 

решают работники ООО 

«Транснефть – Технологии» 

и АО «Связьтранснефть». 

Основные направления 

деятельности данных предприятий: 

•  оказание услуг и выполнение 

работ по разработке, 

настройке, внедрению, 

ДОКУМЕНТЫ

•  Программы развития ИТ 

на 2014-2020 годы.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Группа Транснефть создает 

и развивает свои информационные 

системы, а также информационно-

вычислительную инфраструктуру. 

Основным приоритетом является 

увеличение глубины автоматизации 

и постоянное повышение 

надежности. В настоящее время 

в Группе идет пересмотр ИТ-

стратегии в части использования 

основных трендов цифровизации 

и изменения состава платформ 

с приоритетом на программное 

обеспечение из единого реестра 

российского ПО.

сопровождению и поддержке 

автоматизированных 

(информационных) систем 

управления производственной, 

хозяйственной и финансово-

экономической деятельностью 

организаций; включая поставку 

и наладку аппаратных средств, 

системного и прикладного 

программного обеспечения;

•  обеспечение всеми видами 

технологической и оперативно-

производственной связи 

объектов транспорта и добычи 

нефти в соответствии 

с правилами технической 

эксплуатации магистральных 

нефтепроводов;

•  развитие и эксплуатация 

сетей связи: техническое 

обслуживание, проектирование, 

строительство и реконструкция, 

капитальный ремонт, ввод 

в эксплуатацию.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

112

113

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

РАЗВИТИЕ 

ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ

В рамках долгосрочной 

Программы развития ИТ на 2017-

2023 годы в Группе Транснефть 

предполагается модернизация 

существующей ИТ-инфраструктуры 

и создание корпоративной 

интегрированной информационной 

системы управления (КИИСУ). 

В периметр программы развития 

ИТ попадают ПАО «Транснефть» 

и все ОСТ.

Автоматизация процессов 

ОСТ проводится 

на единой платформе «Галактика», 

с обеспечением интеграции 

с другими корпоративными 

информационными системами, 

а также автоматизированной 

системой управления 

технологическим процессом 
(АСУ ТП). 

В 2017 году Группа Транснефть 

заключила договор с российским 

производителем систем 

управления предприятием 

«Галактика» на разработку типового 

проектного решения. Новое 

программное обеспечение будет 

обеспечивать учет оборудования, 

технических объектов, систем 

трубопроводного транспорта 

нефти и нефтепродуктов, 

автоматизировать получение 

и хранение данных об 

эксплуатации и результатов 

диагностики оборудования.

В Группе создан ряд 

специализированных 

централизованных корпоративных 

систем на платформе SAP, 

автоматизирующих различные 

процессы, такие как управление 

персоналом, консолидирование 

финансовой отчетности, 

бюджетирование и управление 

закупками. 

ЦЕЛЕВАЯ АРХИТЕКТУРА ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ

В рамках развития по направлению 

«информационные технологии» 

в 2017 году приняты в постоянную 

эксплуатацию следующие проекты:

•  Корпоративная 

информационная система 

«Информационная 

панель руководителя» 

(ПАО «Транснефть», ООО 

«Транснефть Финанс»);

•  Система контроля и управления 

техническим обслуживанием 

и ремонтом объектов 

магистральных нефтепроводов 

ПАО «Транснефть»;

•  Система управления знаниями 

в области автоматизированных 

систем управления 

технологическими процессами 

(26 ОСТ);

•  Инфраструктура 

и автоматизированные рабочие 

места ООО «УК Эволюция».

Введены в опытную эксплуатацию:

•  Корпоративная 

автоматизированная система 

поддержки пользователей;

•  Корпоративная 

информационная система 

«Бюджетное планирование 

и отчетность» организаций 

системы «Транснефть» 

(АО «Черномортранснефть», 

АО «Транснефть - Западная 

Сибирь»);

•  Корпоративная 

информационная 

система управления 

персоналом – Подсистема 

управления обучением 

3-я очередь (АО «Транснефть - 

Прикамье»,  АО «Транснефть - 

Приволга», ООО «Транснефть - 

Порт Приморск», 

АО «Транснефть - Верхняя 

Волга»,  АО «Транснефть - Урал», 

ООО «Транснефть - Порт 

Козьмино»);

•  Корпоративная информаци-

онная система управления 

персоналом – 1-я очередь 

(АО «Черномортранснефть», 

ООО «Транснефть - Балтика», 

АО «Транснефть - Дружба», 

АО «Транснефть - Сибирь», 

АО «Транснефть - Западная 

Сибирь»).

Информационные системы

сервисных ОСТ и внешних

организаций

Корфин

ИС РЦК

ИС РЭН

и другие локальные 

системы ОСТ

КБД 

«

Диаскан

»

АИС

«

Энергоменеджер

»

АИС 

«

Метрконтроль

»

zakupki.gov.ru

КИС Персонал

КИС БРП

КИС УП

КИС ПО ПД

ЕГИС

АСКИД / АСКИД НП

КИС КБП/БП

КИС БПиО

КИС КФО

АСУ Закупки

КИС СЭД

ТК ОСТ

КИС ЭХД

ППДК

КИС ЭАТД

КИС ЭАД

МЮЗ ЭДО

Подсистема ФХД

КОРПОРАТИВНАЯ СЕРВИСНАЯ ШИНА КСИИС КСДД

КОРПОРАТИВНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА  СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАО 

«ТРАНСНЕФТЬ» И ОСТ

КОРПОРАТИВНАЯ СЕРВИСНАЯ ШИНА SAP PI

СИСТЕМА 

БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ

Подсистема УРиУ

Производство ЦБПО, Заводы

Подсистема УО

КИС Паспортизация и КТС

АСУ НСИ

Подсистема внутренней 

интеграции

2017

2015

2016

2017

2015

2016

754,0

756,2

852,3

21,8

78,2

%

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

КИС Галактика ТПР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

114

115

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    

Согласно Концепции цифровой подстанции (ЦПС), принятой в Группе Транснефть в 2017 году, цифровая 

подстанция – это станция, на которой передача сигнала между всеми устройствами происходит в цифровом 

формате и на которой применяется интеллектуальное первичное оборудование и цифровые измерительные 

трансформаторы.

Перечень функциональных 

подсистем:

1.  Релейная защита 

и автоматика

2.  Автоматизированная 

информационно-

аналитическая система 

коммерческого учета 

В рамках бюджета НИОКР Группа Транснефть планирует создание двух ЦПС.

ЦПС

Цифровые 

протоколы 

поврежденных 

данных

Интеллектуальное

первичное 

оборудование

Интеграция

первичного

оборудования

в ПАК ЦПС

Новые автоматизированные алгоритмы

управления энергосбытом

100 % система

диагностики всех

элементов

системы

Интеллектуальные

электронные 

устройства

Характеристики

ЦПС «Десна»

ЦПС «Уват»

Класс ПС

110/6/6 кВ

110/6 кВ

Тип ПС

Транзитная

Тупиковая

Количество ВЛ 110 кВ

3

2

Архитектура ЦПС

Децентрализованная

Централизованная (не iSAS)

Шина станции

MMS/GOOSE

MMS/GOOSE/SV

Шина процесса

SV

электрической энергии 

(с аттестацией системы в АТС)

3.  Контроль качества 

электрической энергии

4.  Контроль и диагностика 

первичного оборудования

5.  Управление коммутационными 

аппаратами с контролем 

переключений системой 

технологического 

видеонаблюдения

6.  Регистрация аварийных 

событий

7.  Анализ сетевого трафика 

шины процесса.

ПЛАНЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЦПС:    

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

В 2018 году Группа Транснефть 

планирует реализовать следующие 

проекты: 

•  Перевод в опытно-

промышленную эксплуатацию 

тиражного решения «Галактика 

ТПР 3.0» для магистральных 

нефтепроводов;

•  Тираж автоматизированной 

информационной системы 

«Электронный архив 

документов ПАО «Транснефть»;

•  Корпоративная 

информационная система 

электронного хранения 

документов (ООО 

«Транснефтьэнерго»);

•  Тираж системы электронного 

документооборота организаций 

системы «Транснефть» (ООО 

«Транснефть – Технологии», 

ООО «Транснефть – Охрана», 

ООО «Транснефть – Логистика», 

АО «Транснефтепродукт»);

•  Система защиты информации, 

обрабатываемой работниками 

департамента внутреннего 

аудита и анализа основных 

направлений деятельности 

ПАО «Транснефть» 

в информационно-

телекоммуникационных сетях;

Также планируется:

•  организовать центр поддержки 

в городе Иркутске для оказания 

услуг в регионах с различными 

часовыми поясами;

•  создать центр компетенции 

по технической эксплуатации 

и сопровождению 

корпоративной 

информационной системы 

«Галактика ТПР 2.0»;

•  создать центр компетенции 

по технической эксплуатации 

и сопровождению 

системы электронного 

документооборота организаций 

системы «Транснефть».

2019

Решение о

тиражировании 

ЦПС

2018

Запуск 2-х пилотных

проектов ЦПСс 

централизованной 

и децентрализованной 

архитектурой

2019

Сбор данных об объеме 

обслуживания

(хронометраж)

2019

Опытная 

эксплуатация ЦПС

2019

Разработки 

нормативной 

документации по 

обслуживанию 

и эксплуатации

В рамках реализации опытно-

конструкторских работ 

планируется применение 

следующих технических 

решений:

•  ЛВС резервируются по про-

токолу RSTP+PRP (двойное 

кольцо);

•  Не применяются отдельные 

RedBox;

•  Синхронизация времени по 

протоколам PTP v.2 Power 

Profile;

•  Шина процесса системы АИ-

ИСКУЭ выделена в отдельную 

ЛВС;

•  Внешние каналы передачи 

данных с применением крипто-

графической защиты;

•  Информационная безопас-

ность внутри периметра 

реализована средствами, 

встроенными в технологиче-

ское ПО;

•  Применяется разделение 

трафика МЭК 61850-9.2 по 

виртуальным локальным 

сетям.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

116

117

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

45,5 

МЛРД РУБ.

 

 

дивидендов выплачено 

государству

93 

%

закупки 

оборудования 

у отечественных 

поставщиков

СОГЛАШЕНИЙ

подписано 

о сотрудничестве 

с субъектами РФ

Управление 

экономическим 

воздействием

118 

 Финансово-экономическая 

результативность

125 

 Инвестиционные  проекты 

в России и за рубежом

128 

 Закупочная  деятельность

134 

 Противодействие  коррупции

138 

 Соблюдение  законодательства

139    Влияние на развитие регионов 

присутствия

 «Нефтяная промышленность переживает серьезные перемены. Интересы государства 

требуют от ПАО «Транснефть» и от каждого из нас эффективности, готовности искать 

и находить решения. Коллектив нашей Компании достойно выполняет возложенные 

на него задачи, обеспечивая надежную работу и развитие трубопроводного транспорта».

Николай Токарев, 
Председатель Правления, Президент ПАО «Транснефть» 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

118

119

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Тема № 6

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

ПАО «Транснефть» является 

крупнейшим российским 

транспортным оператором 

магистральных нефтепроводов 

России, транспортирующим 84% 

добываемой в России нефти. От 

финансовой и экономической 

устойчивости Группы Транснефть 

зависят не только акционеры, 

работники, потребители и другие 

заинтересованные стороны, но 

и экономика страны в целом.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

ПАО «Транснефть» реализует 

финансовую стратегию, в рамках 

которой осуществляет:
•  поддержание ликвидности 

на уровне, достаточном для 

обеспечения финансовой 

устойчивости;

•  обеспечение концентрации 

денежных потоков в головной 

компании Группы в целях 

максимально эффективного 

управления денежными 

средствами;

•  контроль наличия должного 

уровня обеспечения по 

контрактам с внешними 

контрагентами;

•  обеспечение дивидендных 

выплат акционерам с учетом 

обязательной достаточности 

имеющихся в распоряжении 

Компании средств для 

финансирования операционной, 

инвестиционной и финансовой 

деятельности;

•  рефинансирование 

существующего долга 

на более выгодных условиях 

и обеспечение ровного 

профиля его погашения в случае 

благоприятной рыночной 

конъюнктуры;

•  диверсификация валют, 

в которых размещаются 

временно свободные денежные 

средства, с учетом валютной 

структуры пассивов и графика 

платежей;

•  сохранение основных 

коэффициентов долговой 

нагрузки в пределах, 

GRI 103-1

GRI 103-2

ДОКУМЕНТЫ

•  Финансовая стратегия 

ПАО «Транснефть»;

•  План мероприятий по 

снижению капитальных затрат

1

;

•  Программа повышения 

операционной эффективности 

и сокращения расходов 

ПАО «Транснефть» до 2022 г.

2

;

•  Программа энергосбережения 

и повышения энергетической 

эффективности 

ПАО «Транснефть» на 2016-

2021 гг.

3

1

 Разработан ПАО «Транснефть» в рамках исполнения Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфра-

структурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, утвержденного Председа-
телем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 11.11.2013 № 6732п-П9.

2

 Утверждена решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 19.03.2018 (Протокол № 2) взамен Программы повышения опе-

рационной эффективности и сокращения расходов ПАО «Транснефть» до 2021 года,  утвержденной решением Совета директоров 
ПАО «Транснефть» от 12.12.2016 (Протокол № 25).

3

 Является составной частью Долгосрочной программы развития ПАО «Транснефть», утвержденной решением Совета директоров 

ПАО «Транснефть» от 19.11.2014 (протокол № 23) в рамках исполнения Поручения Президента Российской Федерации от 27.12.2013 № 
Пр-3086 и директивы Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 4955п-П13, письмо Росимущества от 15.08.2014 № ПФ-
11/35222.

необходимых для поддержания 

кредитного рейтинга на уровне 

не ниже суверенного рейтинга 

Российской Федерации;

•  управление валютными 

и процентными рисками;

•  регулярный мониторинг 

финансового состояния 

банков-контрагентов 

ПАО «Транснефть».

ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

УПРАВЛЕНИЯ

В 2017 году российское 

рейтинговое агентство «Эксперт 

РА» (RAEX) присвоило 

ПАО «Транснефть» наивысший 

рейтинг кредитоспособности по 

российской национальной шкале - 

ruAAA (прогноз «стабильный»).

GRI 103-3

В феврале 2017 года 

международное рейтинговое 

агентство S&P Global Ratings 

(S&P) подтвердило долгосрочные 

корпоративные кредитные 

рейтинги ПАО «Транснефть» 

в иностранной и национальной 

валютах на уровне «BB+» 

и «ВВВ-» соответственно. 

ПАО «Транснефть», по мнению 

S&P, играет важнейшую роль 

в функционировании российской 

нефтяной отрасли, которая 

является основным источником 

налоговых поступлений и доходов 

государственного бюджета. 

В марте 2017 года прогноз по 

рейтингам ПАО «Транснефть» был 

пересмотрен на «позитивный».

Международное рейтинговое 

агентство Moody`s в феврале 2017 

года повысило прогноз по рейтингу 

ПАО «Транснефть» до стабильного, 

подтвердив рейтинг на уровне 

«Ba1».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

120

121

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

Важным показателем деятельности 

Группы является объем созданной 

и распределенной экономической 

ценности. 

Созданная экономическая 

стоимость отражает основные 

источники формирования дохода 

Компании. 

ИТОГИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Выручка Группы по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла на 36,2 млрд рублей 

или на 4,3 %, преимущественно за счет роста выручки от оказания услуг по транспортировке нефти, роста выручки 

от реализации нефти на экспорт и прочей выручки. Скорректированная прибыль без учета факторов, не связанных 

с производственной деятельностью, выросла на 12,3 млрд рублей или 6,1 % по сравнению с 2016 годом. 

1

 Все представленные в данном Отчете финансовые показатели рассчитаны на основе консолидированной аудированной финансовой 

отчетности (МСФО).

* Сравнение приводится по отношению к данным за 2016 год
**Без учета операций по купле-продаже сырой нефти по договорам с ПАО «НК «Роснефть» и Китайской национальной объединенной 
нефтяной корпорацией.

Выручка и прибыль Группы Транснефть, млрд руб.*

Состав созданной экономической стоимости

Состав

Описание

Чистые продажи

Валовые продажи за вычетом возвратов, дисконтов и 
списаний

Доход от финансовых 

инвестиций

Средства, полученные в качестве процентов 

по финансовым займам, дивидендов по акциям, 

роялти и прямого дохода от использования активов 

организации (например, сдачи собственности в 

аренду)

Доход от продажи 

активов

Средства, полученные от продажи как материальных, 

так и нематериальных активов

884,3

848,1

815,7

4,3

36,2

6,1

12,3

-0,02

-0,086

215,0

202,7

214,8

408,694

408,780

371,459

20

17

20

16

20

15

И

зм

ен

ен

ие

,

%

Аб

со

лю

тн

ое

 

из

ме

не

ни

е

20

17

20

16

20

15

И

зм

ен

ен

ие

,

%

Аб

со

лю

тн

ое

 

из

ме

не

ни

е

20

17

20

16

20

15

И

зм

ен

ен

ие

,

%

Аб

со

лю

тн

ое

 

из

ме

не

ни

е

Выручка

Скорректированная прибыль за год

EBITDA**

Распределенная экономическая стоимость показывает, как Группа распорядилась денежными потоками и какой 

объем стоимости был получен стейкхолдерами Компании: поставщиками и подрядчиками (операционные 

затраты), работниками (заработная плата), акционерами и инвесторами (выплаты поставщикам капитала), 

государством (выплаты государству), местными сообществами (инвестиции в местные сообщества).

Нераспределенная экономическая стоимость рассчитывается как разница между созданной прямой 

экономической стоимостью и распределенной экономической стоимостью.

Состав распределенной экономической стоимости

Созданная и распределенная экономическая стоимость, млрд руб. 

1

Состав

Описание

Операционные затраты

Осуществленные денежные платежи контрагентам по оплате материалов, компонентов 

продукции, оборудования и услуг, арендных платежей и т. д.

Заработная плата, 

другие выплаты и льготы 

работникам

Заработная плата работников, выплаты государству от имени работников (налоги, сборы, 

выплаты в фонд страхования по безработице), а также пенсионные и страховые платежи, 

затраты на медицинские услуги работникам, другие формы поддержки работников

Выплаты поставщикам 

капитала

Дивиденды всем категориям акционеров и проценты, выплачиваемые кредиторам

Выплаты государству

Все налоги организации, за исключением отложенных

Инвестиции в местные 

сообщества

Пожертвования благотворительным и неправительственным организациям и 

исследовательским учреждениям, затраты на поддержку общественной инфраструктуры, 

а также прямое финансирование социальных программ, культурных и образовательных 

мероприятий

GRI 201-1

Показатель

2015

2016

2017

Созданная прямая экономическая стоимость 855,8

873,7

918,6

Чистые продажи

815,7

848,1

884 ,3

Доход от финансовых вложений 

36,8

21,5

31,8

Доход от продажи активов

3,3

4,0

2,5

Распределенная экономическая стоимость

543,4

575,4

651,8

Операционные затраты

290,4

277,7

298,5

Заработная плата и другие выплаты и льготы 

работникам

138,3

144,9

151,5

Выплаты поставщикам капитала

46,0

59,7

106,9

Выплаты государству

2

60,4

78,3

79,9

Инвестиции в местные сообщества

8,2

14,9

14,9

Нераспределенная экономическая 

стоимость

312,4

298,2

266,8

1

 Все показатели в данном документе представлены с округлением, в связи с чем сумма округленных показателей может отличаться от 

округленной суммы фактических показателей.

2

 Совокупный объем налоговых начислений, за исключением налогов и взносов, начисляемых в связи с оплатой труда работников.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

122

123

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ

С целью обеспечения 

экономической устойчивости 

Группы, помимо постоянного 

следования Финансовой 

стратегии, также реализуются 

специализированные программы 

по оптимизации затрат. 

Так, в 2017 году произошло 

снижение капитальных 

затрат за счет реализации 

Плана мероприятий по 

снижению капитальных затрат 

ПАО «Транснефть» за 2017 

год. Их фактическое снижение 

составило 5,1 млрд рублей при 

запланированном значении 

4,9 млрд рублей. За счет 

реализации Плана мероприятий 

по снижению капитальных 

затрат в период 2017–2022 годы 

ожидается снижение совокупных 

капитальных затрат в размере 

24,3 млрд рублей.

Благодаря реализации Программы 

повышения операционной 

эффективности и сокращения 

расходов ПАО «Транснефть» 

удалось снизить объем 

операционных затрат на 6,9 млрд 

рублей при плане в 5,8 млрд 

рублей. Запланировано, что общее 

снижение операционных затрат 

за 2017–2022 годы составит около 

33,0 млрд рублей.

Полученную экономию 

операционных расходов 

ПАО «Транснефть» направляет 

на производственные цели, 

включая реализацию мероприятий, 

повышающих эффективность 

процесса транспортировки нефти 

и нефтепродуктов, увеличивающих 

надежность работы систем 

и оборудования с сохранением 

высокого уровня технологической 

и экологической безопасности 

производства.

Объем снижения совокупных капитальных затрат, 

млрд руб.

Объем снижения операционных затрат, млрд руб.

Совокупный объем 

дивидендов, выплаченных 

в пользу государства

Совокупный объем 

налоговых начислений¹

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

5,1

4,9

8,9

5,9

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

6,9

5,8

9,2

4,1

2017

2016

2015

45,5

11,5

1,8

2017

2016

2015

79,9

78,3

60,4

Общая сумма наложенных 

штрафных санкций, тыс. руб.

Количество наложенных 

нефинансовых санкций, шт.

2017

2016

2015

7 137

4 657

3 934,3

2017

2016

2015

15

19

10

Совокупный объем 

дивидендов, выплаченных 

в пользу государства

Совокупный объем 

налоговых начислений¹

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

5,1

4,9

8,9

5,9

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

6,9

5,8

9,2

4,1

2017

2016

2015

45,5

11,5

1,8

2017

2016

2015

79,9

78,3

60,4

Общая сумма наложенных 

штрафных санкций, тыс. руб.

Количество наложенных 

нефинансовых санкций, шт.

2017

2016

2015

7 137

4 657

3 934,3

2017

2016

2015

15

19

10

Программа энергосбережения 

и энергоэффективности позволила 

получить экономический эффект 

от энергосберегающих меропри-

ятий в размере 361 млн рублей 

в 2017 году.

ПАО «Транснефть» регулярно выплачивает дивиденды государству как 

ключевому акционеру. Кроме того, Группа Транснефть является крупным 

налогоплательщиком. 

Платежи в пользу государства, млрд руб.

Увеличение EBITDA от реализации программ, направленных 

на оптимизацию затрат и улучшение финансовых показателей, млрд руб.

Совокупный объем 

дивидендов, выплаченных 

в пользу государства

Совокупный объем 

налоговых начислений¹

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

5,1

4,9

8,9

5,9

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

6,9

5,8

9,2

4,1

2017

2016

2015

45,5

11,5

1,8

2017

2016

2015

79,9

78,3

60,4

Общая сумма наложенных 

штрафных санкций, тыс. руб.

Количество наложенных 

нефинансовых санкций, шт.

2017

2016

2015

7 137

4 657

3 934,3

2017

2016

2015

15

19

10

100 

%

обыкновенных акций 

ПАО «Транснефть» 

находятся 

в собственности 

Российской Федерации 

в лице Федерального 

агентства по 

управлению 

государственным 

имуществом (78,2 % 

уставного капитала 

Компании)

ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ 

1

 за исключением налогов и взносов, начисляемых в связи с оплатой труда работников

2016

2017

План мероприятий по снижению 

капитальных затрат

+0,2

+0,1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

124

125

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

Компания получает финансовую 

помощь от государства в виде 

налоговых льгот и субсидий. 

Налоговые льготы связаны 

с применением организациями 

системы «Транснефть» 

пониженных ставок по налогу 

на прибыль и налогу на имущество, 

установленных местными 

органами власти. Размер субсидий, 

получаемых от государства, 

не является существенным 

в масштабах Группы.

Финансовая помощь от государства, млрд руб.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 

С ИНВЕСТИЦИОННЫМ 

СООБЩЕСТВОМ

Компания ежегодно проводит 

мониторинг экономико-

политической ситуации в России 

и мире, ситуации на финансовом 

рынке России, а также переговоры 

с потенциальными кредиторами 

и финансовыми организациями 

с целью привлечения заемного 

капитала на оптимальных для 

Компании условиях как в части 

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

На 2018 год Компанией 

запланирована реструктуризация 

внешнего долга посредством 

замещения кредита 

в иностранной валюте новыми 

заимствованиями в российских 

рублях. В этих целях, а также 

согласно потребности Компании 

в дополнительном привлечении 

заемного финансирования, 

будет продолжена работа 

с потенциальными кредиторами 

и финансовыми организациями.

облигаций, так и в части банковских 

кредитов. 
В связи с тем, что присутствие 

ПАО «Транснефть» в санкционном 

списке США препятствует доступу 

Компании на международные 

рынки заемного капитала, 

работа по его привлечению 

в 2017 году велась исключительно 

с российскими поставщиками.
Всего в 2017 году Группой было 

привлечено 197 млрд рублей 

внешних заемных средств. 

GRI 201-4

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ 

ПРОЕКТЫ В РОССИИ 

И ЗА РУБЕЖОМ

Тема № 8

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ

Инвестиционные проекты Группы 

являются не только драйвером 

развития ПАО «Транснефть», 

но и создают условия для 

экономического развития регионов 

присутствия организаций системы 

«Транснефть». 

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ 

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОКУМЕНТЫ

Программа развития, 

технического перевооружения 

и реконструкции объектов 

магистральных трубопроводов 

ПАО «Транснефть»

1

, включающая 

следующие разделы: 

•  Программа технического пере-

вооружения и реконструкции;

•  Инвестиционная программа.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

УПРАВЛЕНИЯ 

Показателем эффективности 

в сфере инвестиционной 

деятельности является 

«Интегральный показатель 

эффективности инвестиционной 

деятельности по Программе 

развития, технического 

перевооружения и реконструкции 

объектов магистральных 

трубопроводов ПАО «Транснефть».

GRI 103-1

GRI 103-2

GRI 103-3

Показатель

2017

План

Статус 

выполнения

Исполнение плана финансирования Программы развития

328,1 млрд руб. 

(с НДС)

Выполнено

Исполнение плана освоения капитальных вложений по Программе 

развития

278,7 млрд руб. 

(без НДС)

Выполнено

Исполнение Плана мероприятий по снижению капитальных затрат по 

Программе развития

4,9 млрд руб.

(без НДС)

Выполнено

Исполнение сроков реализации Инвестиционных проектов

7 ед.

Выполнено

Исполнение плана по замене трубы на линейной части 

1 006 км

Выполнено

Исполнение плана по строительству и реконструкции резервуаров

63 ед.

Выполнено

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

5,1

4,9

8,9

5,9

2017

(факт)

2017

(план)

2016

2015

6,9

5,8

9,2

4,1

Налоговые льготы

2017

2016

1,1

2,6

1

 Утверждена в составе Долгосрочной программы развития ПАО «Транснефть» решением Совета директоров 

ПАО «Транснефть» от 25.12.2017 (протокол №19)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

126

127

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2017

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ 

Объем финансирования инвестиционной программы в 2017 году составил 143 млрд рублей, в том числе объем 

инвестиций в развитие системы магистральных нефтепроводов составил 94 млрд рублей, в развитие системы 

магистральных нефтепродуктопроводов – 49 млрд рублей. 

В состав Программы развития входит Программа технического перевооружения и реконструкции объектов 

магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть», направленная на поддержание работоспособности 

и эффективного технического состояния основных производственных фондов Компании, обеспечивающих 

транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе «Транснефть» в объемах, заявленных потребителями, 

с соблюдением норм экологической и промышленной безопасности.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ К ЗАВЕРШЕНИЮ*

Проекты

Преимущества реализации проекта

Срок ввода

Развитие системы магистральных нефтепроводов

Расширение ТС ВСТО на участке 

от ГНПС «Тайшет» до НПС 

«Сковородино» до 80 млн тонн/год

Реализация проектов по расширению ТС ВСТО 

обеспечит возможность диверсификации экспортных 

потоков российской нефти в восточном направлении 

для поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского 

региона, а также возможность поставки нефти на НПЗ 

Российской Федерации.

2019

Расширение ТС ВСТО на участке 

от НПС «Сковородино» до порта 

Козьмино до 50 млн тонн/год

2019

Строительство нефтепровода-

отвода «ВСТО – Комсомольский 

НПЗ»

Реализация проекта обеспечит возможность поставки 

нефти на Комсомольский НПЗ трубопроводным 

транспортом.

2018

Развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов

Проект «Юг»: 

1 этап – реконструкция 

магистральных трубопроводов 

«Тихорецк – Новороссийск»;

2 этап – строительство 

магистрального 

нефтепродуктопровода «Волгоград 

– Тихорецк» 

Реализация проекта «Юг» обеспечит возможность 

поставки трубопроводным транспортом дизельного 

топлива на внутренний рынок Российской 

Федерации, а также на экспорт через порт 

Новороссийск, обеспечив в т.ч. перенаправление 

перевалки производимых в РФ нефтепродуктов из 

зарубежных портов в порты Российской Федерации.

1 этап – 2017 

(завершен)

2 этап – 2017

(завершено 

строительство 

основных объектов, 

обеспечивающих 

транспорт 

нефтепродуктов)

Проект «Север»: развитие системы 

магистральных трубопроводов 

для увеличения поставок 

нефтепродуктов в порт Приморск 

до 25 млн тонн/год

Реализация проекта позволит обеспечить увеличение 

объемов перевалки дизельного топлива до 25 

млн тонн/год в порту Приморск, обеспечив в т.ч. 

перенаправление перевалки производимых в РФ 

нефтепродуктов из зарубежных портов в порты 

Российской Федерации.

2018 

Реконструкция системы 

магистральных трубопроводов 

для увеличения объемов 

транспортировки нефтепродуктов в 

Московский регион 

Реализация проекта позволит обеспечить увеличение 

объемов транспортировки светлых нефтепродуктов 

для нужд Московского региона, а также расширить 

номенклатуру автомобильных бензинов.

2018

*В отчетном году ПАО «Транснефть» не осуществляло инвестиционных вложений, предполагаемый уровень дохода по которым со-
ставляет более 10 % в год.

ДИВЕРСИФИКАЦИИ 

НАПРАВЛЕНИЙ ПОСТАВОК

Компания проводит интенсивную 

работу по диверсификации 

направлений поставок 

энергоресурсов и созданию 

высокоэффективных экспортных 

маршрутов. Создаваемые 

трубопроводные мощности 

обеспечат условия для роста 

нефтедобычи в перспективных 

российских регионах, а также 

позволят снять зависимость 

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

В 2018 году планируется завершить 

следующие инвестиционные 

проекты:

•  Нефтепровод - отвод «ТС 

ВСТО – Комсомольский НПЗ»;

•  Расширение пропускной 

способности МН для поставки 

нефти на НПЗ АО «ТАНЕКО» до 

14 млн тонн в год;

•  Развитие системы 

магистральных трубопроводов 

для увеличения поставок 

нефтепродуктов в порт 

Приморск до 25 млн тонн в год 

(проект «Север»);

•  Реконструкция системы 

магистральных трубопроводов 

для увеличения объемов 

транспортировки 

нефтепродуктов в Московский 

регион. 

Для подтверждения соответствия 

выбранных технологических 

и конструктивных решений по 

проекту лучшим отечественным 

и мировым практикам в области 

строительства и эксплуатации, 

а также с целью обеспечения 

эффективности осуществления 

капитальных затрат, 

ПАО «Транснефть» в соответствии 

с нормативными документами 

обеспечивает проведение 

технологического и ценового 

аудита инвестиционных проектов, 

а также оценки экономической 

эффективности их реализации.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ 

ПРОЕКТЫ ЗА РУБЕЖОМ

В 2017 году ПАО «Транснефть» 

осуществляло функции 

доверительного управляющего 

31%-ной долей Российской 

Федерации в Каспийском 

трубопроводном консорциуме 

(КТК).

Трубопроводная система КТК 

является одним из крупнейших 

инвестиционных проектов 

в энергетической сфере 

с участием иностранного капитала 

на постсоветском пространстве. 

Нефтепровод КТК связывает 

каспийские месторождения 

в Республике Казахстан 

с черноморским побережьем 

Российской Федерации. 

Протяженность трубопровода 

составляет 1 511 км. Ежегодно КТК 

пропускает более половины всей 

экспортной нефти Казахстана. По 

итогам 2017 года КТК прокачал 

55,1 млн тонн нефти, из которых 

49,5 млн тонн (или 90 %) нефти 

поступило от казахстанских 

грузоотправителей, 5,6 млн тонн 

(или 10 %) – российских. По 

сравнению с 2016 годом объем 

отгрузки на Морском терминале 

КТК в Новороссийске увеличился 

на 10,8 млн тонн или на 24 %.

В результате внесения в уставной 

капитал ПАО «Транснефть» 

находящихся в федеральной 

собственности 10 тыс. 

обыкновенных акций компании 

«КТК Компани», составляющих 

100 % ее уставного капитала, 

и 10 тыс. обыкновенных акций 

компании «КТК Инвестментс 

Компани», составляющих 

100 % ее уставного капитала, 

в порядке оплаты размещаемых 

дополнительных обыкновенных 

акций ПАО «Транснефть» в 2018 

году Компания получила право 

косвенного владения акциями 

АО «КТК-Р» и АО «КТК-К», 

на балансе которых учитывается 

имущественный комплекс 

Каспийского трубопроводного 

консорциума.

российского экспорта от транзита 

по территории сопредельных 

государств, повышая роль России 

в обеспечении международной 

энергетической безопасности.

Реализация Компанией 

инвестиционных проектов 

развития системы магистрального 

транспорта поможет создать 

единую трубопроводную систему, 

позволяющую осуществлять 

оперативное перераспределение 

экспортных потоков как 

в западном, так и в восточном 

направлениях в зависимости от 

конъюнктуры рынка.

GRI 203-1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..