ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2020 ГОДЫ)" - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2020 ГОДЫ)"

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2020 ГОДЫ)" - часть 20

 

 

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ (РЕКОНСТРУКЦИИ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ 

ИЛИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 

Список изменяющих документов 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.06.2015 N 606, 

от 25.05.2016 N 464, от 30.05.2016 N 485) 

 

1.  Настоящие  Правила  устанавливают  порядок  и  условия  предоставления  субсидий  из 

федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  на  софинансирование 
расходных  обязательств  субъектов  Российской  Федерации  по  строительству  (реконструкции) 
автомобильных 

дорог 

общего 

пользования, 

имеющих 

общегосударственное 

или 

межрегиональное значение (далее - субсидии). 

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов 

Российской  Федерации  по  строительству  (реконструкции)  автомобильных  дорог  общего 
пользования, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение (далее - расходные 
обязательства). 

К  автомобильным  дорогам  общего  пользования,  имеющим  общегосударственное  или 

межрегиональное  значение,  в  соответствии  с  настоящими  Правилами  отнесены  автомобильные 
дороги,  строительство  (реконструкция)  которых  осуществляется  во  исполнение  нормативных 
правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а 
также  поручений  и  указаний  Президента  Российской  Федерации  или  поручений  Правительства 
Российской Федерации, содержащих указание на их реализацию (далее - объект). 

3.  Субсидии  предоставляются  бюджету  субъекта  Российской  Федерации  в  пределах 

бюджетных  ассигнований,  предусмотренных  в  федеральном  законе о  федеральном бюджете  на 
соответствующий  финансовый  год  и  плановый  период,  и  лимитов  бюджетных  обязательств, 
утвержденных  Федеральному  дорожному  агентству  на  цели,  указанные  в  пункте  2  настоящих 
Правил. 

4. Условиями предоставления субсидий являются: 
а) наличие утвержденного субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, 

устанавливающего расходное обязательство; 

б)  наличие  в  бюджете  субъекта  Российской  Федерации  бюджетных  ассигнований  на 

исполнение  расходного  обязательства,  софинансирование  которого  осуществляется  за  счет 
субсидии. 

5. Распределение (перераспределение) субсидий между бюджетами субъектов Российской 

Федерации  утверждается  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  соответствующий 
финансовый год и плановый период. 

6.  Адресное  (пообъектное)  распределение  субсидий  утверждается  актом  Федерального 

дорожного  агентства  по  согласованию  с  Министерством  экономического  развития  Российской 
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. 

7.  Субсидии  могут  предоставляться  субъектами  Российской  Федерации  в  форме 

межбюджетных  трансфертов  местным  бюджетам  в  целях  софинансирования  расходных 
обязательств  муниципальных  образований  по  строительству  (реконструкции)  объектов, 
находящихся в муниципальной собственности. 

8. Субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Федеральным 

дорожным  агентством  и  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта 
Российской Федерации (далее - соглашение), предусматривающего: 

а) целевое назначение субсидии; 
б)  размер  субсидии,  порядок,  условия  и  сроки  ее  перечисления  в  бюджет  субъекта 

Российской  Федерации,  а  также  объем  бюджетных  ассигнований  бюджета  субъекта  Российской 
Федерации и (или) местных бюджетов на реализацию расходного обязательства; 

в)  значения  показателей  результативности  использования  субсидии  и  обязательства 

субъектов Российской Федерации по их достижению; 

г)  представление  заявителем  в  Федеральное  дорожное  агентство  заверенной  в 

установленном  порядке  копии  положительного  заключения  государственной  экспертизы 

проектной  документации  и  результатов  инженерных  изысканий  в  отношении  объекта, 
положительного  заключения  о  достоверности  сметной  стоимости  в  отношении  объекта,  а  также 
копии  документа  об  утверждении  государственным  заказчиком  проектной  документации  и 
результатов  инженерных  изысканий  в  отношении  объекта,  заключений  по  результатам 
технологического  и  ценового  аудита  в  случаях,  установленных  законодательством  Российской 
Федерации; 

д)  перечень  объектов,  а  также  график  выполнения  мероприятий  по  строительству 

(реконструкции) объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) и 
обязательства субъекта Российской Федерации по его соблюдению; 

е)  форму  и  срок  представления  заявки  высшего  исполнительного  органа  государственной 

власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии в бюджет субъекта Российской 
Федерации.  В  заявке  указываются  необходимый  размер  средств  в  пределах  предусмотренной 
субсидии,  расходное  обязательство  и  срок  возникновения  денежного  обязательства  субъекта 
Российской Федерации в целях исполнения расходного обязательства; 

ж) сроки, порядок и форму представления отчетности об осуществлении расходов бюджета 

субъекта  Российской  Федерации,  источником  финансового  обеспечения  которых  является 
субсидия, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидии 
и об исполнении графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции) объектов; 

з)  последствия  недостижения  субъектом  Российской  Федерации  установленных  значений 

показателей  результативности  использования  субсидии  и  несоблюдения  графиков  выполнения 
мероприятий по строительству (реконструкции) объектов; 

и)  реквизиты  нормативного  правового  акта  субъекта  Российской  Федерации, 

устанавливающего расходное обязательство; 

к) 

реквизиты  нормативного 

правового 

акта 

субъекта 

Российской 

Федерации, 

предусматривающего наличие объекта в документах территориального планирования; 

л)  порядок  осуществления  контроля  за  выполнением  субъектом  Российской  Федерации 

обязательств, предусмотренных соглашением; 

м) ответственность сторон за нарушение условий соглашения. 
9. Форма соглашения утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. 
Федеральное  дорожное  агентство  вправе  заключать  соглашения  на  3-летний  срок  при 

наличии  бюджетных  ассигнований,  предусмотренных  в  федеральном  законе  о  федеральном 
бюджете  на  соответствующий  финансовый  год  и  плановый  период,  и  лимитов  бюджетных 
обязательств, утвержденных  Федеральному  дорожному  агентству на цели, указанные  в  пункте 2 
настоящих Правил. 

Форма  соглашения,  заключаемого  на  3-летний  срок,  утверждается  Министерством 

транспорта  Российской  Федерации  по  согласованию  с  Министерством  финансов  Российской 
Федерации. 

Внесение в соглашение изменений, в результате которых ухудшаются значения показателей 

результативности  использования  субсидии,  а  также  увеличиваются  сроки  реализации 
предусмотренных  соглашением  мероприятий,  не допускается  в течение  всего периода  действия 
соглашения,  за  исключением  случаев,  если  выполнение  условий  предоставления  субсидии 
оказалось  невозможным  вследствие  обстоятельств  непреодолимой  силы,  изменения  значений 
целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации, а также в 
случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии. 

10.  Перечисление  субсидий  осуществляется  в  установленном  порядке  на  счета 

территориальных  органов  Федерального  казначейства,  открытые  для  учета  поступлений  и  их 
распределения  между  бюджетами  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  для 
последующего  перечисления  в  установленном  порядке  в  бюджеты  субъектов  Российской 
Федерации  на  основании  заявки  высшего  исполнительного  органа  государственной  власти 
субъекта  Российской  Федерации  о  перечислении  субсидии,  представляемой  в  Федеральное 
дорожное агентство. 

11. Оценка эффективности  осуществления расходов, источником финансового обеспечения 

которых  являются  субсидии,  осуществляется  Федеральным  дорожным  агентством  исходя  из 
степени  достижения  субъектами  Российской  Федерации  установленных  соглашениями  значений 

показателя результативности использования субсидий - протяженности вводимых в эксплуатацию 
объектов (км). 

12.  В  случае  если  субъектом  Российской  Федерации  по  состоянию  на  31  декабря  года 

предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 8 
настоящих  Правил,  к  субъектам  Российской  Федерации  применяются  меры  ответственности  в 
соответствии  с  пунктами  16  -  18  и  20  Правил  формирования,  предоставления  и  распределения 
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  30  сентября  2014  г.  N  999  "О 
формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам 
субъектов  Российской  Федерации",  а  если  допущены  нарушения  обязательств,  указанных  в 
подпункте "д" пункта 8 настоящих Правил, - применяются меры ответственности в соответствии с 
пунктами  19  и  20  Правил  формирования,  предоставления  и  распределения  субсидий  из 
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. 

13. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит 

возврату  в  федеральный  бюджет  уполномоченным  органом  государственной  власти  субъекта 
Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными 
правовыми актами  закреплены источники  доходов бюджета субъекта Российской  Федерации по 
возврату  остатков  субсидий,  в  соответствии  с  требованиями,  установленными  Бюджетным 
кодексом  Российской  Федерации и  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  текущий 
финансовый год и плановый период. 

В соответствии с решением Федерального дорожного агентства о наличии потребности в не 

использованном  в  текущем  финансовом  году  остатке  субсидий,  средства  в  размере,  не 
превышающем остатка субсидий, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход 
бюджета  субъекта  Российской  Федерации,  которому  они  были  ранее  предоставлены,  для 
финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления субсидий. 

В  случае  если  неиспользованный  остаток  субсидий  не  перечислен  в  доход  федерального 

бюджета,  указанные  средства  подлежат  взысканию  в  доход  федерального  бюджета  в  порядке, 
установленном Министерством финансов Российской Федерации. 

14.  Информация  о  размерах  и  сроках  перечисления  субсидий  учитывается  Федеральным 

дорожным агентством при  формировании прогноза кассовых  выплат из федерального бюджета, 
необходимого  для  составления  в  установленном  порядке  кассового  плана  исполнения 
федерального бюджета. 

15.  В  случае  несоблюдения  уполномоченным  органом  исполнительной  власти  субъекта 

Российской  Федерации  условий  предоставления  субсидий,  установленных  настоящими 
Правилами, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным 
законодательством Российской Федерации. 

16. В случае отсутствия на 15 августа текущего финансового года заключенного соглашения 

бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидий, предусмотренные 
Федеральному  дорожному  агентству  на  текущий  финансовый  год,  в  размере,  равном  размеру 
субсидии  соответствующему  субъекту  Российской  Федерации,  утвержденному  федеральным 
законом  о  федеральном  бюджете  на  соответствующий  финансовый  год  и  плановый  период, 
подлежат перераспределению на исполнение иных бюджетных обязательств других федеральных 
органов исполнительной власти путем внесения изменений в федеральный закон о федеральном 
бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) в сводную бюджетную 
роспись  федерального  бюджета,  за  исключением  случаев,  установленных  отдельными 
решениями  Президента  Российской  Федерации  и  (или)  актами  Правительства  Российской 
Федерации. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

Решения  о  перераспределении  бюджетных  ассигнований  федерального  бюджета  на 

предоставление  субсидии  бюджету  субъекта  Российской  Федерации  не  принимаются  в  случае, 
если соглашения не были заключены в силу обстоятельств непреодолимой силы. 

17. Контроль за соблюдением субъектами Российской  Федерации  условий предоставления 

субсидий  осуществляется  Федеральным  дорожным  агентством  и  федеральным  органом 
исполнительной  власти,  осуществляющим  функции  по  контролю  и  надзору  в  финансово-

бюджетной сфере. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2016 N 464) 

 
 
 
 
 

Приложение N 5 
к подпрограмме 

"Автомобильные дороги" 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 

СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ БЮДЖЕТУ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ 

ФЕДЕРАЦИИ, НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ 

НА ПРИРОСТ КОЛИЧЕСТВА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ОБЕСПЕЧЕННЫХ 

ПОСТОЯННОЙ КРУГЛОГОДИЧНОЙ СВЯЗЬЮ С СЕТЬЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ 

ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ДОРОГАМ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 

 

Утратило силу. - Постановление Правительства РФ от 18.04.2011 N 293. 
 
 
 

Приложение N 5 
к подпрограмме 

"Автомобильные дороги" 

 

РАСЧЕТ 

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДПРОГРАММЫ 

"АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" 

Список изменяющих документов 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

 

(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет) 

 

2010 - 

2040 

годы - 

всего 

В том числе 

2010 

год 

2011 

год 

2012 

год 

2013 

год 

2014 

год 

2015 

год 

2016 

год 

2017 

год 

2018 

год 

2019 

год 

2020 

год 

2021 - 

2040 

годы 

I. Общественная эффективность 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от 
реализации 
проектов 

41415,1 

44,4 

78,3 

98,6  132,6  177,3  230,4  292,3  376,3  473,8  585,3  38921,8 

Расходы на 
реализацию 
проектов 

5197,6  191,4  202,3  322,5  274,5  319,9  333,1  393,1  452,9  484  552,6  464,7  1206,6 

Чистый доход 

36217,8 

-

187,5 

-

157,9 

-

244,2 

-

175,9 

-

187,3 

-

155,7 

-

162,7 

-

160,6 

-

107,7 

-78,5  120,6  37715,2 

Чистый 
дисконтированный 
доход 

2065 

-

184,4 

-

138,5 

-

191,9 

-

125,4 

-

122,3 

-95,3  -93,7 

-87 

-56,6 

-43 

43,8 

3159,3 

II. Коммерческая эффективность <1> 

Доходы от 
реализации 
проектов 

3784 

11,6 

12,3 

14 

22,2 

23,3 

34 

40,6 

51,7 

61,9  100,8  3406,5 

Расходы на 
реализацию 
проектов 

1585,8 

11,4 

16,5 

19,1 

36,5 

49 

102,4  119 

70,1 

70,6 

46,2 

1040 

Чистый доход 

2198,3 

0,2 

-4,2 

-5,1  -14,2  -25,7  -68,4  -78,3  -18,4  -8,7 

54,6 

2366,5 

Чистый 
дисконтированный 
доход 

112,2 

0,1 

-3 

-3,2 

-8,1 

-13 

-30,9  -31,6  -6,6 

-2,8 

15,7 

195,6 

III. Бюджетная эффективность <1> 

Доходы от 
реализации 
проектов 

4033,3 

3,3 

4,8 

6,4 

8,9 

12,4 

18,5 

23,9 

27,3 

38 

46,9 

82,3 

3760,6 

Расходы на 
реализацию 
проектов 

2420,4 

60,2 

62,4 

90 

100,5  119,3  123,2  131,2  138  141,7  151,8  148,3  1153,8 

Чистый доход 

1612,8  -56,9  -57,7  -83,6  -91,6 

-

106,9 

-

104,6 

-

107,3 

-

110,7 

-

103,8 

-

104,9 

-66 

2606,8 

Чистый 
дисконтированный 
доход 

-188,8  -52,6  -49,3  -66,1  -66,9  -72,3  -65,4 

-62 

-59,1  -51,3  -47,9  -27,9 

432 

 

-------------------------------- 
<1> Коммерческая и бюджетная эффективность рассчитывается только для проектов строительства платных дорожных объектов. 
 

 
 
 
 

ПОДПРОГРАММА 

"МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ 

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010 - 2020 ГОДЫ)" 

Список изменяющих документов 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2010 N 828, 

от 21.12.2010 N 1076, от 03.11.2011 N 886, от 30.12.2011 N 1201, 

от 26.11.2012 N 1224, от 05.05.2013 N 401, 

от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, 
от 02.06.2015 N 532, от 30.05.2016 N 485) 

 

ПАСПОРТ 

ПОДПРОГРАММЫ "МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ" 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

 

Наименование подпрограммы 

-  подпрограмма "Морской транспорт" 

Дата принятия решения о разработке 
подпрограммы 

-  распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 

2007 г. N 781-р 

Государственный заказчик подпрограммы  -  Федеральное агентство морского и речного транспорта 

Основные разработчики подпрограммы 

-  федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного 

заказчика программ развития морского транспорта" (головной 
разработчик), открытое акционерное общество "Проектно-
изыскательский и научно-исследовательский институт морского 
транспорта "Союзморниипроект" 

Цели и задачи подпрограммы 

-  целями подпрограммы являются: 

повышение доступности услуг транспортного комплекса для 
населения; 
повышение конкурентоспособности транспортной системы 

Российской Федерации и реализация транзитного потенциала 
страны; 
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной 
системы. 
Задачами подпрограммы являются: 
обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров по социально 
значимым маршрутам; 
увеличение пропускной способности российских морских портов и 
провозной способности российского транспортного флота; 
обеспечение надежности и безопасности функционирования 
морского транспорта 

Важнейшие целевые индикаторы 
подпрограммы 

-  объем перевалки грузов в российских морских портах составит в 2020 

году 828 млн. тонн; 
дедвейт морского транспортного флота, контролируемого 
Российской Федерацией, возрастет до 23,8 млн. тонн; 
дедвейт морского транспортного флота под российским флагом 
возрастет до 11,2 млн. тонн; 
прирост производственной мощности российских портов составит 
413,1 млн. тонн в год 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.11.2012 N 1224, от 05.05.2013 N 401, 
от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

Сроки реализации подпрограммы 

-  2010 - 2020 годы 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Объемы и источники финансирования 
подпрограммы 

-  общий объем финансирования подпрограммы - 636,7 млрд. рублей 

(в ценах соответствующих лет), в том числе: 
средства федерального бюджета - 227,2 млрд. рублей; 
внебюджетные средства - 409,4 млрд. рублей. 
Из общего объема финансирования капитальные вложения 
составляют 635 млрд. рублей, прикладные научные исследования и 
экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на 

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и 
технологических работ, - 0,43 млрд. рублей, прочие нужды - 1,25 
млрд. рублей 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2013 N 401, от 15.05.2014 N 445, 
от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

Ожидаемые конечные результаты 
реализации подпрограммы и показатели 
социально-экономической эффективности 

-  объем перевалки грузов в российских портах в 2020 году по 

сравнению с 2009 годом возрастет в 1,7 раза; 
суммарный дедвейт морского транспортного флота, 
контролируемого Российской Федерацией, возрастет на 42,5 
процента; дедвейт морского транспортного флота под российским 
флагом возрастет в 2 раза. 
Предполагается обеспечить потребность экономики в перевалке 
экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов в морских 
портах, создать условия для развития международных транспортных 
коридоров, повысить конкурентоспособность российского морского 
транспортного флота на мировом фрахтовом рынке, улучшить 
транспортное обслуживание труднодоступных районов 
Крайнего Севера и Дальнего Востока, в том числе с использованием 
Северного морского пути, обеспечить развитие пассажирских 
перевозок, повысить уровень безопасности судоходства, снизить 
отрицательное воздействие на окружающую среду. 
Общественная эффективность подпрограммы (интегральный эффект 
до 2040 года в ценах соответствующих лет) оценивается в 297,4 млрд. 
рублей, коммерческая - 91,8 млрд. рублей, бюджетная - 2165,7 млрд. 
рублей. 
В морских портах будет создано 14 тыс. новых рабочих мест 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.11.2012 N 1224, от 05.05.2013 
N 401) 

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой 

направлена подпрограмма 

 
Морской  транспорт  играет  важную  роль  в  развитии  экономики  Российской  Федерации  и 

решающую роль в транспортном обеспечении  ее внешнеэкономических связей. Им перевозится 
более  60  процентов  внешнеторговых  грузов.  Основные  направления  деятельности  морского 
транспорта: 

выполнение  экспортно-импортных,  транзитных  и  каботажных  (в  том  числе  арктических) 

морских перевозок; 

транспортное  обслуживание  труднодоступных  районов  Крайнего  Севера  и  Дальнего 

Востока,  где  морской  транспорт  является  практически  единственным  видом  транспорта, 
способным перевозить крупные партии грузов, обеспечивая тем самым жизнедеятельность малых 
народов и освоение природных богатств обширных регионов страны; 

обеспечение транспортной связи с Калининградской областью без пересечения территорий 

других государств; 

выполнение функции резерва Военно-Морского Флота. 
Перевалка  грузов  в  российских  портах  в  последние  годы  росла  ускоренными  темпами  и  в 

2006 году достигла 421 млн. тонн, что вдвое больше, чем в 2001 году и в 3,7 раза больше, чем в 
1993  году.  Соответственно  в  эти  годы  возросли  судооборот  российских  портов  и  интенсивность 
судоходства на подходах к ним. 

В  то  же  время  создание  специализированных  перегрузочных  комплексов  шло  гораздо 

медленнее. 

Наблюдается  недостаток  специализированных  терминалов  по  перевалке  массовых 

(навалочных и наливных) грузов в Северо-Западном и Южном бассейнах. В портах стран Балтии в 
2006  году  было  перегружено  68  процентов  российского  угля,  более  45  процентов  минеральных 
удобрений и 45 процентов нефтепродуктов, экспортируемых через Балтийский бассейн, а в портах 
Украины  -  76  процентов  угля  и  56  процентов  минеральных  удобрений,  экспортируемых  через 
Черноморско-Азовский бассейн. 

Динамичное 

развитие 

контейнерных 

перевозок 

морским 

транспортом 

требует 

опережающего  развития  специализированных  контейнерных  терминалов  в  портах  всех  морских 
бассейнов страны. 

Недостаточные глубины в акватории и подходных  каналах  большинства российских портов 

существенно  снижают  их  конкурентоспособность,  так  как  не  позволяют  обрабатывать 
современные крупнотоннажные суда. 

Судоходные  пути  в  зоне  ответственности  Российской  Федерации  не  достаточно 

оборудованы  современными  навигационными  средствами.  На  подходах  к  ряду  портов 
отсутствуют  системы  управления  движением  судов,  что  является  одной  из  основных  причин 
навигационных аварий. 

До  настоящего  времени  не  выполнены  полностью  принятые  Российской  Федерацией 

обязательства  по  созданию  в  территориальном  море  объектов  Глобальной  морской  системы 
связи  при  бедствии  и  для  обеспечения  безопасности  и  систем  передачи  навигационной 
информации. 

Количество  ледоколов  недостаточно  для  организации  надежного  обеспечения  зимней 

навигации на подходах и в портах замерзающих морей, что приводит к сезонному снижению их 
грузооборота.  Возраст  большинства  ледоколов  значительно  превышает  нормативный  срок 
службы. 

Резкое  увеличение  объемов  перевозки  нефти  морем  и  рост  грузоподъемности  танкеров 

создают предпосылки к росту количества случаев разлива нефти и объемов разлива. Между тем 
состояние  производственной  базы  подразделений  федерального  государственного  учреждения 
"Госморспасслужба России" в морских бассейнах не позволяет им своевременно реагировать на 
возможные  разливы  нефти,  так  как  находящихся  в  их  распоряжении  судов  и  оборудования 
недостаточно для решения современных задач. 

Уровень  подготовки  специалистов  морского  транспорта  отстает  от  действующих  мировых 

стандартов,  а  объемы  их  подготовки  не  удовлетворяют  потребности  отрасли,  особенно  по 
командному составу. 

Большая  часть  транспортного  флота,  контролируемого  Российской  Федерацией  (63 

процента),  работает под иностранными флагами и  перевозит грузы иностранных  фрахтователей. 
Под  российским  флагом  работает  преимущественно  физически  и  морально  устаревший  флот, 
средний возраст судов которого составляет 24 года. 

В  условиях  продолжающегося  экономического  роста  и  увеличения  объемов  внешней 

торговли  необходим  переход  от  модернизации  морского  транспорта  к  его  развитию  в  рамках 
единой транспортной системы страны. 

При  подготовке  подпрограммы  "Морской  транспорт"  Федеральной  целевой  программы 

"Развитие  транспортной  системы  России  (2010  -  2020  годы)"  (далее  -  подпрограмма)  были 
проанализированы  2  варианта  решения  указанных  проблем.  Первый  вариант  предусматривает 
реализацию отдельных проектов. Второй вариант предполагает решение проблем с применением 
программно-целевого  метода,  позволяющего  обеспечить  оптимальное  решение  путем 
координации  усилий  транспортных  организаций,  частных  инвесторов  и  государства. 
Предпочтение было отдано второму варианту. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов 

по  развитию  инфраструктуры  морского  транспорта  и  транспортного  флота  позволяют 
рассчитывать на их успешную реализацию при условии адекватной организационной и ресурсной 
обеспеченности.  При  этом  конечные  результаты,  связанные  с  ускорением  темпов  строительства 
транспортных 

инфраструктурных 

объектов, 

сокращением 

времени 

доставки 

грузов, 

формированием дополнительных бюджетных поступлений за счет увеличения налоговой базы и 
роста объемов перевозок, обеспечивают высокую бюджетную эффективность подпрограммы. 

 

II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы, 

целевые индикаторы и показатели 

 
Целями подпрограммы являются: 
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; 
повышение  конкурентоспособности  транспортной  системы  Российской  Федерации  и 

реализация транзитного потенциала страны; 

повышение безопасности и устойчивости транспортной системы. 
Для  повышения  доступности  услуг  транспортного  комплекса  для  населения  требуется 

обеспечить рост перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах, что позволит 
существенно  повысить  уровень  транспортного  обеспечения  труднодоступных  районов  страны  - 
Крайнего  Севера  и  Дальнего  Востока,  в  том  числе  с  использованием  Северного  морского  пути, 
транспортного  сообщения  с  Калининградской  областью,  и  таким  образом  обеспечить 
прогнозируемый спрос на социально значимые пассажирские перевозки морским транспортом. 

Для  повышения  конкурентоспособности  транспортной  системы  Российской  Федерации  и 

реализации  транзитного  потенциала  страны  необходимо  увеличить  пропускную  способность 
российских  морских  портов  и  провозную  способность  морского  транспортного  флота,  что 
позволит  удовлетворить  прогнозируемый  количественный  и  качественный  спрос  на  услуги  по 
перевалке  российских  экспортно-импортных  и  международных  транзитных  грузов  в  российских 
морских портах, повысить потенциал внешней торговли, существенно увеличить объемы экспорта 
транспортных услуг, включающих перевалку внешнеторговых грузов в морских портах и перевозку 
флотом под флагом Российской Федерации в международном сообщении. 

Для  повышения  комплексной  безопасности  и  устойчивости  транспортной  системы 

необходимо обеспечить надежность и безопасность функционирования морского транспорта, что 
позволит  повысить  уровень  безопасности  судоходства  на  морских  путях,  подходных  каналах  и  в 
акваториях  портов,  снизить  количество  аварийных  происшествий  на  морском  транспорте  и 
минимизировать  их  последствия.  Развитие  материальной  базы  учебных  заведений  морского 
транспорта позволит привести ее в соответствие с современными требованиями, создать основу 
для  кадрового  обеспечения  работы  отрасли  в  условиях  инновационного  развития  Российской 

Федерации. 

Реализацию подпрограммы предусматривается осуществить в 2010 - 2020 годах. 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Поставленным  в  подпрограмме  целям  и  задачам  соответствуют  задания  по  целевым 

индикаторам и показателям, приведенным в Приложении N 1. 

 

III. Мероприятия подпрограммы 

 
Для  обеспечения  устойчивой  и  эффективной  работы  морского  транспорта,  повышения  его 

безопасности  и  удовлетворения  растущих  потребностей  населения  и  экономики  в  перевозках  в 
подпрограмме предусматриваются: 

капитальные вложения на развитие материальной базы морского транспорта и его учебных 

заведений, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; 

научно-исследовательские работы, обеспечивающие решение задач подпрограммы в сфере 

ответственности государства и осуществляемые за счет средств федерального бюджета; 

мероприятия  по  обеспечению  организационной  и  правовой  поддержки  выполнения 

функций  государственного  заказчика  подпрограммы,  осуществляемые  за  счет  средств 
федерального бюджета. 

Основным принципом разработки подпрограммы является формирование инвестиционных 

проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей и решение задач развития морского 
транспорта. 

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 485. 
Решение  задачи  по  увеличению  пропускной  способности  российских  морских  портов  и 

провозной способности морского транспортного флота предусматривает реализацию проектов по 
увеличению  пропускной  способности  российских  морских  портов  путем  строительства  новых  и 
реконструкции  действующих  перегрузочных  терминалов,  обновлению  и  пополнению  морского 
транспортного флота. 

На  территории  Балтийского  бассейна  -  развитие  объектов  инфраструктуры,  находящихся  в 

федеральной  собственности,  в  морских  портах  Санкт-Петербург,  Геленджик,  Высоцк,  Усть-Луга, 
Балтийск, на территории Черноморско-Азовского бассейна - развитие порта Кавказ, на территории 
Каспийского  бассейна  -  достройка  объектов  инфраструктуры  порта  Оля,  на  территории 
Дальневосточного  бассейна  -  развитие  портов  Ванино,  Петропавловск-Камчатский,  Находка, 
Холмск,  а  также  порта  в  районе  пос.  Набиль.  Создание  современных  международных 
пассажирских  комплексов  предусматривается  в  морских  портах  Санкт-Петербург,  Геленджик  и 
Сочи. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2013 N 401, от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 
485) 

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 485. 
Для  решения  задачи  по  обеспечению  надежности  и  безопасности  функционирования 

морского транспорта предусматриваются: 

строительство и реконструкция систем управления движением судов, объектов Глобальной 

морской  системы  связи  при  бедствии  и  для  обеспечения  безопасности  на  подходах  к  морским 
портам  Российской  Федерации  и  на  трассах  Северного  морского  пути  строительство  и 
реконструкция станций  приема и обработки  информации Международной спутниковой  системы 
поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ"; 

строительство  судов  обеспечивающего  флота  (ледоколов,  аварийно-спасательных, 

природоохранных, гидрографических), объектов берегового базирования бассейновых аварийно-
спасательных 

управлений, 

приобретение 

глубоководного 

мобильного 

универсального 

оборудования; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

развитие  материальной  базы  для  подготовки  квалифицированных  специалистов  в 

соответствии с международными стандартами; 

обеспечение  защиты  объектов  транспортной  инфраструктуры  и  транспортных  средств 

морского транспорта от актов незаконного вмешательства путем установки специализированного 

оборудования; 

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
Описание  важнейших  инвестиционных  проектов  подпрограммы  представлено  в 

Приложении N 2. 

Для  достижения  целей  и  решения  задач  подпрограммы  необходимо  научно-техническое 

обеспечение ее реализации, что предусматривает проведение следующих работ: 

научное обеспечение мониторинга подпрограммы, определение эффективности реализации 

программных мероприятий; 

мониторинг влияния реализации программных мероприятий на изменение грузовой базы и 

рынок транспортных услуг, а также соответствия отрасли потребностям экономики  и социальной 
сферы страны; 

повышение комплексной безопасности и устойчивости морской транспортной системы; 
разработка  методов  использования  судов  государственного  назначения,  танкеров,  судов 

обслуживающего  флота,  обеспечивающих  снижение  потребности  в  их  количестве  и 
эксплуатационных расходов; 

подготовка  научно  обоснованных  предложений  по  пересмотру  действующих  и  разработке 

новых отраслевых стандартов качества; 

анализ  использования  государственного  имущества  в  морских  портах  и  подготовка 

предложений  по  совершенствованию  отношений  в  этой  области,  направленных  на  повышение 
пропускной способности портов и их конкурентоспособности; 

анализ  программ  подготовки  специалистов  в  отраслевых  учебных  заведениях  на 

соответствие международным требованиям и подготовка предложений по их корректировке; 

разработка  информационно-вычислительных  систем  автоматизации  технологических  и 

управленческих процессов; 

анализ  использования  средств  производства  в  морских  портах  и  подготовка  предложений 

по  совершенствованию  технологии  перевалки  грузов,  направленных  на  повышение  пропускной 
способности портов и их конкурентоспособности. 

Подпрограмма включает также мероприятия по обеспечению организационной и правовой 

поддержки  выполнения  функций  государственного  заказчика  подпрограммы,  организации 
юридического сопровождения процессов управления ее реализацией, заключения и исполнения 
государственных  контрактов,  осуществления  судебной  и  внесудебной  защиты  государственных 
интересов.  Финансирование  этих  мероприятий  предусматривается  осуществлять  за  счет  средств 
федерального бюджета. 

 

IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы 

 
Общий  объем  финансирования  подпрограммы  составляет  636,7  млрд.  рублей  (в  ценах 

соответствующих  лет),  в  том  числе  средства  федерального  бюджета  -  227,2  млрд.  рублей, 
внебюджетные средства - 409,4 млрд. рублей. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2010 N 828, от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 
401, от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

Общий объем финансирования включает в себя: 
капитальные вложения - 635 млрд. рублей; 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2010 N 828, от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 
401, от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

прикладные  научные  исследования  и  экспериментальные  разработки,  выполняемые  по 

договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических 
работ, - 0,43 млрд. рублей; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

прочие нужды - 1,25 млрд. рублей. 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 401, от 30.05.2016 N 
485) 

Расходы  на  реализацию  подпрограммы  с  распределением  по  годам,  направлениям 

расходования и источникам финансирования приведены в Приложении N 3. 

Основой  достижения целей  подпрограммы  является  участие  частного  капитала  в  создании 

экономического 

потенциала 

развития 

морского 

транспорта. 

Основным 

источником 

финансирования  подпрограммы  являются  внебюджетные  средства,  которые  составляют  409,4 
млрд. рублей, или 64,4 процента общего объема финансирования подпрограммы. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2010 N 828, от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 
401, от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

Привлечение  внебюджетных  инвестиций  в  предусмотренных  подпрограммой  объемах 

обеспечивается путем реализации механизмов государственно-частного партнерства. 

Базовым  принципом  привлечения  внебюджетных  инвестиций  является  разделение 

инвестиционных  проектов  на  2  составляющие  -  строительство  объектов  инфраструктуры  портов 
(причалы, складские площади, производственные здания и сооружения и др.), осуществляемое за 
счет  средств  частных  инвесторов,  и  создание  объектов  государственной  собственности 
(акватории, каналы, системы управления движением судов и др.), финансируемое за счет средств 
федерального бюджета или с использованием других механизмов государственной поддержки. 

Средства федерального бюджета, необходимые для реализации подпрограммы, составляют 

227,2 млрд. рублей, или 35,6 процента. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2010 N 828, от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 
401, от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

 

V. Механизм реализации подпрограммы 

 
Общее  управление  реализацией  подпрограммы  осуществляется  государственным 

заказчиком подпрограммы - Федеральным агентством морского и речного транспорта. 

Основными целями и задачами управления реализацией подпрограммы являются: 
обеспечение  эффективного  и  целевого  использования  средств,  включая  средства 

государственной поддержки; 

разработка инвестиционных предложений и поиск инвесторов; 
осуществление  контроля  при  реализации  инвестиционных  проектов  и  передача  в 

эксплуатацию законченных объектов. 

Отбор организаций - исполнителей подпрограммы осуществляется на конкурсной основе. 
Распределение  объемов  финансирования,  приведенных  в  приложении  N  3  к  настоящей 

подпрограмме,  по  этапам  и  объектам  строительства  и  реконструкции  инфраструктуры  морского 
транспорта  осуществляется  государственным  заказчиком  -  координатором  подпрограммы  по 
согласованию  с  Министерством  экономического  развития  Российской  Федерации  на  основании 
представления государственного заказчика подпрограммы. 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

 

VI. Оценка социально-экономической и экологической 

эффективности реализации подпрограммы 

 
Экономический  эффект  от  реализации  мероприятий  по  развитию  морского  транспорта 

формируется за счет увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, перевалки грузов в 
морских портах. 

Дополнительным  эффектом  от  реализации  подпрограммы  является  развитие  всей 

экономики  Российской  Федерации  за  счет  сокращения  совокупных  транспортных  издержек, 
развития производства и социальной сферы. 

Оценка эффективности подпрограммы производится на основе показателей общественной, 

коммерческой  и  бюджетной  эффективности,  в  качестве  которых  использованы  показатели 
интегрального  дисконтированного  эффекта  и  срок  окупаемости  мероприятий  с  учетом 
дисконтирования. 

Общественная  эффективность  подпрограммы  в  виде  чистого  дисконтированного  дохода  в 

ценах  соответствующих  лет  составляет  297,4  млрд.  рублей,  коммерческая  -  91,8  млрд.  рублей, 
бюджетная - 165,7 млрд. рублей. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 401) 

По  расчетам,  окупаемость  капитальных  вложений  на  реализацию  мероприятий 

подпрограммы наступает при оценке коммерческой и общественной эффективности в 2022 году, 
бюджетной эффективности - в 2021 году. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Расчет показателей эффективности подпрограммы приведен в Приложении N 4. 
Реализация подпрограммы позволит: 
обеспечить потребность российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно-

импортных, транзитных и каботажных грузов в морских портах за счет роста их производственной 
мощности, повышения технологического и организационного уровня; 

укрепить  взаимосвязь  морского  транспорта  со  смежными  видами  транспорта, 

грузовладельцами,  иностранными  партнерами  в  рамках  межотраслевой  транспортной 
координации; 

создать  условия  для  развития  международных  транспортных  коридоров,  проходящих  по 

территории Российской Федерации; 

увеличить провозную способность и повысить конкурентоспособность российского морского 

транспортного флота на мировом фрахтовом рынке; 

улучшить  транспортное  обслуживание  труднодоступных  районов  Крайнего  Севера  и 

Дальнего  Востока,  что  будет  способствовать  решению  социально-экономических  проблем 
проживающих там малых народов. 

В результате реализации мероприятий подпрограммы: 
объем перевалки грузов в российских портах в 2020 году возрастет в 1,7 раза по сравнению с 

2009 годом; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

суммарный  дедвейт  морского  транспортного  флота,  контролируемого  Российской 

Федерацией, возрастет на 43 процента; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

дедвейт морского транспортного флота под российским флагом возрастет в 2 раза. 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Предусмотренные  подпрограммой  мероприятия  по  вводу  в  эксплуатацию  новых 

производственных мощностей в морских портах приведут к увеличению количества рабочих мест 
и решению ряда социальных вопросов. 

Всего  в  2010  -  2020  годах  в  морских  портах  будут  введены  в  эксплуатацию  перегрузочные 

комплексы  суммарной  мощностью  413,1  млн.  тонн  в  год,  что  обеспечит  создание  около  14  тыс. 
новых рабочих мест. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2013 N 401, от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 
990, от 30.05.2016 N 485) 

Ввод  в  эксплуатацию  высокопроизводительных  перегрузочных  комплексов  способствует 

улучшению  условий  труда  портовых  рабочих  и  повышению  уровня  охраны  окружающей 
природной  среды.  В  результате  реализации  подпрограммы  подавляющая  часть  пылящих  грузов 
(уголь, минеральные удобрения и др.) будет перегружаться на специализированных комплексах с 
применением  новейших  технологий,  что  позволит  не  только  повысить  интенсивность  грузовых 
работ,  но  и  существенно  сократить  долю  ручного  труда,  улучшить  экологическую  обстановку  в 
портах, прибрежных зонах и в населенных пунктах, где эти порты расположены. 

Снижение экологических рисков при реализации инвестиционных проектов обеспечивается 

также  путем  применения  механизмов  страхования  ответственности  при  заключении 
государственных контрактов и инвестиционных договоров. 

Развитие  систем  навигации  и  связи,  ввод  в  эксплуатацию  судов  обеспечивающего  флота 

значительно повысят уровень безопасности судоходства и охраны человеческой жизни на море. 

 
 
 
 
 

Приложение N 1 
к подпрограмме 

"Морской транспорт" 

 

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 

ПОДПРОГРАММЫ "МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ" 

Список изменяющих документов 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, 

от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

 

(по состоянию на конец года) 

 

 

Единица 

измерения 

2009 

год 

2010 - 

2020 

годы - 

всего 

В том числе 

2010 

год 

2011 

год 

2012 

год 

2013 

год 

2014 

год 

2015 

год 

2016 

год 

2017 

год 

2018 

год 

2019 

год 

2020 

год 

I. Целевые индикаторы 

Объем перевалки 
грузов в российских 
морских портах 

млн. тонн в 

год 

496,4 

526 

535,4  567,1  583 

623,4 

635 

667 

715 

765 

811 

828 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

Дедвейт морского 
транспортного 
флота, 
контролируемого 
Россией <2> 

млн. тонн 

16,7   

18,5 

19,2 

19,4  20,3 

20,3 

21,4 

22 

22,3 

22,6  23,2  23,8 

Дедвейт морского 
транспортного 
флота под 
российским флагом 

млн. тонн 

5,6 

 

5,5 

5,3 

6,1 

5,3 

6,7 

7,4 

8,3 

9,1 

9,9 

10,2  11,2 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..