ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ ЗА 2018 ГОД - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ ЗА 2018 ГОД

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ ЗА 2018 ГОД - часть 8

 

 

113 

 

в  случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом  «О  федеральном 

бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; 

– 

предложения  в  проект  постановления  Правительства  Российской 

Федерации «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств 

государственного  оборонного  заказа  в  валюте  Российской  Федерации 

в  случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом  «О  федеральном 

бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; 

– 

предложения  в  проект  распоряжения  Правительства  Российской 

Федерации  об  обеспечении  Казначейством  России  с  1  января  2019  года 

казначейского  сопровождения  финансово-хозяйственной  деятельности 

Государственной  компании  «Российские  автомобильные  дороги»  в  части 

средств по заключенным (заключаемым) договорам (соглашениям) в рамках 

проекта  строительства  Центральной  кольцевой  автомобильной  дороги 

Московской  области,  источником  финансового  обеспечения  которых 

являются  субсидии,  предоставленные  из  федерального  бюджета 

Государственной компании «Российские автомобильные дороги; 

– 

предложения в проект приказа Министерства финансов Российской 

Федерации, определяющего правила ведения раздельного учета, раскрытия 

структуры  цены  и  осуществления  проверки  представляемой  информации 

Федеральным казначейством; 

– 

предложения в проект приказа Министерства финансов Российской 

Федерации  «Об  утверждении  Порядка  осуществления  территориальными 

органами  Федерального  казначейства  санкционирования  расходов, 

источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, 

при  казначейском  сопровождении  целевых  средств  в  случаях, 

предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 

год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; 

– 

предложения в проект приказа Министерства финансов Российской 

Федерации  «Об  утверждении  Порядка  представления  головным 

исполнителем  (исполнителем)  в  территориальный  орган  Федерального 

казначейства  выписки  из  государственного  контракта  на  поставку  товаров 

(выполнение  работ,  оказание  услуг),  заключенного  в  целях  реализации 

государственного  оборонного  заказа,  контракта  (договора),  заключенного 

в  рамках  исполнения  указанного  государственного  контракта,  и  выписки 

из  документа,  подтверждающего  возникновение  денежного  обязательства 

головного 

исполнителя 

(исполнителя), 

содержащих 

сведения, 

составляющие государственную тайну, а также форм данных выписок»; 

– 

предложения в проект приказа Министерства финансов Российской 

Федерации  «Об  утверждении  критериев  приостановления  операций 

по  лицевым  счетам,  открытым  в  территориальных  органах  Федерального 

114 

 

казначейства  при  казначейском  сопровождении  средств  государственного 

оборонного заказа». 

Кроме того Федеральным казначейством разработан и утвержден:  
– 

приказ  Федерального  казначейства  от  17  декабря  2018 г.  № 40н 

«Об утверждении критериев приостановления открытия (отказа в открытии) 

лицевых  счетов  территориальными  органами  Федерального  казначейства 

при казначейском сопровождении средств, получаемых при осуществлении 

расчетов  в  целях  исполнения  государственных  контрактов  (контрактов) 

по государственному оборонному заказу»; 

– 

приказ Федерального казначейства от 24 декабря 2018 г. № 42н «Об 

утверждении  Порядка  открытия  лицевых  счетов  территориальными 

органами 

Федерального 

казначейства 

юридическим 

лицам 

и  индивидуальным  предпринимателям  при  казначейском  сопровождении 

целевых  средств  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом 

«О  федеральном  бюджете на 2019  год  и на плановый  период  2020 и  2021 

годов». 

В  целях  реализации  постановления  Правительства  Российской 

Федерации  от  30  декабря  2018  г.  № 1765  «Об  утверждении  Правил 

казначейского  сопровождения  средств  в  случаях,  предусмотренных 

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый 

период  2020  и  2021  годов»  и  постановления  Правительства  Российской 

Федерации  от  28  декабря  2018  г.  № 1702  «Об  утверждении  Правил 

казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа 

в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным 

законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 

и  2021  годов»  подготовлены  и  направлены  на  государственную 

регистрацию  в  Министерство  юстиции  Российской  Федерации  приказы 

Федерального казначейства: 

– 

«Об  утверждении  форм  документов,  применяемых  при 

осуществлении  приостановления  открытия  (отказа  в  открытии)  лицевых 

счетов,  приостановления  (отмены  приостановления)  операций  по  лицевым 

счетам  и  отказе  в  проведении  приостановленной  операции 

территориальными органами Федерального казначейства при казначейском 

сопровождении  средств  государственного  оборонного  заказа»  (приказ 

Федерального казначейства от 9 января 2019 г. № 1н); 

– 

«О Порядке предоставления информации об операциях на лицевых 

счетах, 

открытых 

головному 

исполнителю 

(исполнителю) 

в 

территориальных  органах  Федерального  казначейства  для  осуществления 

расчетов по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение 

работ, оказание услуг), заключаемым в целях реализации государственного 

115 

 

оборонного  заказа,  а  также  по  контрактам  (договорам),  заключаемым  в 

рамках  исполнения  указанных  государственных  контрактов»  (приказ 

Федерального казначейства от 9 января 2019 г. № 2н); 

– 

«Об  утверждении  Порядка  формирования  идентификатора 

государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о 

капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта при 

казначейском  сопровождении  средств  в  валюте  Российской  Федерации  в 

случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете 

на  2019  год  и  на  плановый  период  2020  и  2021  годов»  

(приказ Федерального казначейства от 9 января 2019 г. № 3н). 

В  целях  повышения  эффективности  контроля  за  расходованием 

средств  федерального  бюджета  в  рамках  расширенного  казначейского 

сопровождения  государственного  контракта  на  выполнение  работ  

по  объекту  «Строительство  и  реконструкция  автомобильной  дороги  

М-7  «Волга»  от  Москвы  через  Владимир,  Нижний  Новгород,  Казань 

до  Уфы.  Строительство  транспортной  развязки  на  км  27  автомобильной 

дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, 

Московская  область»  Федеральным  казначейством  проведены  проверки 

соответствия показателей расходной декларации данным раздельного учета 

результатов  финансово-хозяйственной  деятельности  ряда  организаций  – 

головного  исполнителя  (исполнителей,  соисполнителей)  государственного 

контракта от 28 июня 2017 г. № 186.  

В  ходе  указанных  проверок  выявлены  недостатки  и  нарушения 

требований  законодательства  в  сфере  бухгалтерского  учета  и  иных 

нормативных  правовых  актов,  приведшие  к  неправомерному  отнесению  

в состав прямых затрат расходов общехозяйственного назначения, а также 

расходов,  не  связанных  с  непосредственным  выполнением  строительно-

монтажных работ, на общую сумму 94 324 235 руб.  

Из основных видов нарушений, выявленных в ходе проверки, можно 

выделить следующие: 

Включение в состав прямых затрат расходов: 

на  оплату  труда  работников,  участвующих  в  выполнении  работ 

на других строительных объектах; 

по аренде строительной техники, которая фактически использовалась 

при 

выполнении 

работ 

на 

других 

строительных 

объектах,  

а в отдельных случаях сдавалась в субаренду с целью получения прибыли; 

по  приобретению  авиа-,  ж/д  билетов  лицам,  не  являющимися 

сотрудниками организации; 

116 

 

Отвлечение ресурсов  контракта  на  уплату  налогов,  обязательства 

по  которым  возникли  в  целом  по  результатам  финансово-хозяйственной 

деятельности предприятия. 

Кроме того установлено, что: 

заработная  плата  генерального  директора  субподрядчика  в  период 

исполнения  договора  выросла  более  чем  в  10  раз  (с  60 000  до  700 000 

рублей)  и  в  полном  объеме  включалась  в  состав  прямых  затрат 

(себестоимость); 

аренда отдельных единиц строительной техники в период действия 

договора  субподряда  возросла  более  чем  в  15  раз  (с  35 000  до  610 000 

в  месяц),  при  этом  арендодатель  являлся  аффилированным  юридическим 

лицом по отношению к арендатору. 

1.3. 

Повышение 

эффективности 

процессов 

управления 

финансовыми ресурсами Российской Федерации 

1.3.1. 

Прогнозирование  и  кассовое  планирование  средств  на 

едином казначейском счете 

Федеральное казначейство осуществляет прогнозирование и кассовое 

планирование  средств  федерального  бюджета  в  соответствии  с  Порядком 

составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета 

в  текущем  финансовом  году,  утвержденным  приказом  Министерства 

финансов  Российской  Федерации  от  9  декабря  2013  г.  № 117н  (далее  – 

Порядок № 117н).  

В  2018  году  Федеральное  казначейство  представило  кассовый  план 

исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год в Минфин 

России 12 раз. 

Также  в  2018  году  Федеральным  казначейством  в  соответствии с 

Порядком  утверждения  и  доведения  до  главных  распорядителей, 

распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного 

объема  оплаты  денежных  обязательств,  утвержденного  приказом 

Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  21  декабря  2015  г. 

№ 204н  (далее  –  Порядок  № 204н)  осуществлялась  реализация  механизма 

доведения и контроля предельных объемов оплаты денежных обязательств 

(далее  –  предельные  объемы  финансирования),  утвержденных  главным 

распорядителям средств федерального бюджета, и механизма мониторинга 

непревышения 

кассовыми 

выплатами 

предельных 

объемов 

финансирования,  доведенных  до  главного  распорядителя  средств 

федерального бюджета. 

В  целях  улучшения  качества  процесса  кассового  планирования 

и  прогнозирования  средств  федерального  бюджета  Федеральным 

117 

 

казначейством  в  2018  году  направлялись  предложения  в  Минфин  России, 

в результате были внесены изменения: 

в Порядок № 117н – Приказом Минфина России от 24 августа 2018 г. 

№ 179н «О внесении изменений в Порядок составления и ведения кассового 

плана  исполнения  федерального  бюджета  в  текущем  финансовом  году, 

утвержденный  приказом  Министерства  финансов  Российской  Федерации 

от 9 декабря 2013 г. №117н»; 

в Порядок № 204н – Приказом Минфина России от 10 июля 2018 г. 

№ 151н  «О  внесении  изменений  в  Порядок  утверждения  и  доведения 

до  главных  распорядителей,  распорядителей  и  получателей  средств 

федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств, 

утвержденный  приказом  Министерства  финансов  Российской  Федерации 

от 21 декабря 2015 г. № 204н». 

В  Минфин  России  направлены  предложения  в  проект  приказа 

Министерства  финансов  Российской  Федерации  «О  порядке  составления 

помесячного  распределения  прогноза  доходов,  учтенного  в  федеральном 

законе о федеральном бюджете». 

В  целях  совершенствования  процесса  управления  денежными 

средствами в части ежедневного таргетирования остатка средств на едином 

казначейском счете: 

усовершенствованы  алгоритмы  таргетирования  остатков  средств 

на едином казначейском счете с учетом изменения горизонта планирования 

до 180 дней (в разрезе дней); 

разработан  алгоритм  «обратного»  таргетирования  остатков  средств 

на  едином  казначейском  счете  (в  условиях  «нулевого»  остатка  на  едином 

казначейском счете).  

В  целях  управления  ликвидностью  на  едином  казначейском  счете 

в Минфин России направлены предложения о привлечении средств Фонда 

национального благосостояния. 

В  2018  году  Федеральное  казначейство  продолжило  работу 

по адаптации информационных систем Федерального казначейства к новым 

условиям  функционирования  ЕКС  в  рамках  реализации  Концепции 

реформирования системы бюджетных платежей.  

Подготовлена  перспективная  модель  прогнозирования  на  едином 

казначейском  (банковском)  счете.  Подготовлены  предварительные 

материалы и бизнес-процессы в части реализации компонентов (компонента 

кассового  планирования  и  компонента  прогнозирования  остатка  средств 

на  счетах  Федерального  казначейства,  необходимого  для  осуществления 

платежей)  модуля  кассового  планирования  подсистемы  управления 

денежными 

средствами 

государственной 

интегрированной 

118 

 

информационной системы управления общественными финансами (далее - 

ГИИС  УОФ)  «Электронный  бюджет»,  оператором  которых  является 

Федеральное казначейство.  

1.3.2. 

Перенос  остатка  неисполненной  части  бюджетного 

обязательства на следующий год без участия клиента 

Начиная  с  января  2018  год  в  соответствии  с  положениями  пункта 

19 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства 

бюджетных  и  денежных  обязательств  получателей  средств  федерального 

бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. 

№ 221н,  ТОФК  осуществляют  в  первый  рабочий  день  текущего 

финансового  года  внесение  изменений  в  бюджетные  обязательства 

клиентов, возникшие на основании следующих документов-оснований: 

− 

извещение об осуществлении закупки; 

− 

приглашение  принять  участие  в  определении  поставщика 

(подрядчика, исполнителя); 

− 

государственный  контракт  (договор)  на  поставку  товаров, 

выполнение  работ,  оказание  услуг  для  обеспечения  федеральных  нужд, 

сведения  о  котором  подлежат  включению  в  реестр  государственных 

контрактов; 

− 

государственный  контракт  (договор)  на  поставку  товаров, 

выполнение  работ,  оказание  услуг,  сведения  о  котором  не  подлежат 

включению  в  реестры  государственных  контрактов,  за  исключением 

договоров, расчеты по которым осуществляется наличными деньгами, если 

получателями  средств  федерального  бюджета  в  Федеральное казначейство 

не  направлены  информация  и  документы  для  их  включения  в  реестр 

контрактов,  а  также  договоров  на  оказание  услуг,  выполнение  работ, 

заключенных получателями средств федерального бюджета с физическими 

лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями; 

− 

договор 

(соглашение) 

о 

предоставлении 

субсидии 

юридическому лицу, иному юридическому лицу (за исключением субсидии 

федеральному  бюджетному  или  автономному  учреждению)  или 

индивидуальному  предпринимателю  или  физическому  лицу  - 

производителю  товаров,  работ,  услуг  или  договор,  заключенный  в  связи 

с  предоставлением  бюджетных  инвестиций  юридическому  лицу 

в  соответствии  с  бюджетным  законодательством  Российской  Федерации 

(далее  -  договор  (соглашение)  о  предоставлении  субсидии  и  бюджетных 

инвестиций  юридическому  лицу),  сведения  о  котором  подлежат  либо 

не подлежат включению в реестр соглашений; 

119 

 

− 

нормативный 

правовой 

акт, 

предусматривающий 

предоставление субсидии юридическому лицу, если порядком (правилами) 

предоставления  указанной  субсидии  не  предусмотрено  заключение 

договора  (соглашения)  о  предоставлении  субсидии  юридическому  лицу, 

сведения  о  котором  подлежат  либо  не  подлежат  включению  в  реестр 

соглашений; 

− 

исполнительный  документ  (исполнительный  лист,  судебный 

приказ); 

− 

решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и 

штрафов. 

1.3.3. 

Модель 

риск-ориентированного 

санкционирования 

платежей получателей средств федерального бюджета 

Разработана  модель  риск-ориентированного  санкционирования 

расходов  федерального  бюджета,  нацеленной  на  эффективное 

регулирование  организации  процесса  исполнения  федерального  бюджета, 

в  том  числе  путем  реализации  дифференцированных  подходов 

к  осуществлению  органами  Федерального  казначейства  предварительного 

контроля  в  зависимости  от  степени  рискоемкости  расходных  обязательств 

получателей  средств  федерального  бюджета  и  создания  чек-листов 

осуществления контрольных мероприятий, создания «платежного календаря 

Казначейства»,  а  также  «Паспорта  расходного  обязательства»  (далее  – 

Модель РОС). 

Модель  РОС  получила  концептуальное  одобрение  Министерства 

финансов Российской Федерации (письмо зарегистрировано в Федеральном 

казначействе 10 января 2019 года за номером 587-Вх). 

В рамках Модели РОС выделены следующие направления: 
1. 

Санкционирование  платежных  документов  клиентов  с 

учетом риск-ориентированных подходов и применением чек-листов. 

Выделено  четыре  группы  рискоемкости  документов  и  операций 

по осуществлению расходов из средств федерального бюджета: 

− 

с  низким  уровнем  риска:  операции,  обработку  которых  можно 

осуществлять  средствами  прикладного  программного  обеспечения 

Федерального  казначейства,  без  привлечения  визуального  труда 

работников. Например, расходы на выплаты персоналу, расходы на уплату 

налогов, сборов и иных обязательных платежей; 

− 

со средним уровнем риска относятся те операции, для обработки 

которых  требуется  минимальное  количество  времени  и  визуальных 

контролей,  от  работников  требуется  наличие  базового  уровня  знаний, 

допустимо  отсутствие  практического  опыта.  Например,  расходы 

120 

 

на 

предоставление 

межбюджетных 

трансфертов, 

расходы 

на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям, иным 

юридическим  лицам,  индивидуальным  предпринимателям,  физическим 

лицам - производителям товаров, работ, услуг; 

− 

с  высоким  уровнем  риска.  Документы  и  операции,  отнесенные 

к группе высокого уровня риска, требуют от работников территориальных 

органов  Федерального  казначейства,  в  том  числе:  глубокое  знание 

нормативных  правовых  актов,  знание  специфики  учреждения,  знание 

специфики  проверяемых  расходов  и  проведение  логического  анализа 

представленных документов. Например, расходы на закупку товаров, работ 

и  услуг  в  целях  капитального  ремонта  и  текущего  ремонта  объектов 

капитального  строительства  (свыше  установленной  суммы),  расходы 

на  ФАИП,  НИОКР,  расходы  в  рамках  федеральных  целевых  программ, 

национальных проектов; 

− 

группа  особой  важности.  К  группе  особой  важности  относятся 

операции  и  документы  в  соответствии  с  действующим  законодательством 

о расширенном казначейском сопровождении. 

Таблица 9 

Данные  об  учтенных  бюджетных  обязательствах  клиентов, 

обслуживающихся  в  УФК  по  г.  Санкт-Петербург,  по  состоянию  на 

26.11.2018 года 

уровень 
риска
 

количество 
БО/АвтоБО
 
(шт.) 

процент 

от 

общего 
количества
 

сумма 

БО/ 

АвтоБО,  учтенная 
на 2018 год
 
(

млрд руб.) 

процент  от 
общей 
суммы
 

низкий (4) 

158 512 

92,5 

63,3 

41 

средний 
(3)

1

 

12 275 

7,2 

19,8 

13 

высокий 
(2)

2

 

577 

0,3 

38,5 

25 

особой 
важности 
(1) 

10 

0,005 

33,8 

21 

Для каждой группы риска разработан алгоритм проведения проверок: 

 

                                           

1

 

При осуществлении выборки уровнем существенности суммы обязательства было установлено 

от 100 тыс. руб. до 10 млн руб. 

При осуществлении выборки уровнем существенности суммы обязательства было установлено 

от 10 млн руб. до 1 млрд руб. 

121 

 

Рисунок 6 

 

 

В  рамках  данного  направления  будут  реализованы  следующие 

мероприятия: 

− 

определение  единых  (универсальных)  критериев  для  каждой 

группы; 

− 

создание чек-листов с учетом того, что большая часть контролей 

– 

автоматизированные; 

− 

оптимизация  подходов  к  проверкам  (смещение  контролей  на 

более ранние стадии жизненного цикла) с учетом уровня подготовленности 

и специализации кадров;  

− 

увеличение  срока  проверки  более  рискоемких  операций 

и документов. 

Внедрение указанных подходов позволит: 

− 

унифицировать  проведение  контрольных  процедур,  свести 

к минимуму риск возникновения коррупции;  

− 

создать полные списки контролей; 

− 

повысить  прозрачность  проведения  контрольных  процедур, 

обеспечит  пошаговую  фиксацию  проведения  контрольных  мероприятий 

и сохранение результатов; 

− 

минимизировать трудовые и временные затраты; 

− 

обеспечить  проведение  проверок  работниками,  уровень 

квалификации которых соответствует поступившему документу; 

− 

минимизировать  время  проведения  контрольных  мероприятий 

документов,  отнесенных  к  группе  низкого  уровня  риска,  и  увеличить  – 

высокого уровня риска. 

2. 

Создание Платежного календаря казначейства. 

Формирование платежного календаря Казначейства предполагается на 

основании: 

122 

 

− 

учтенных  бюджетных  обязательств  клиентов  –  помесячный 

кассовый план; 

− 

санкционированных  денежных  обязательств  клиентов  – 

платежный календарь. 

Для этого предполагается исключить из оборота Заявки на кассовый 

расход  и  дополнить  Сведения  о  денежном  обязательстве  (код  формы  по 

ОКУД 0506102) графой «Срок исполнения». 

Схема 3 

Наполнение помесячного кассового плана 

 

Схема 4 

Наполнение платежного календаря 

 

Предполагается  разработка  четырех  уровней  доступа  к  данным 

платежного календаря Казначейства: для Минфина России и Казначейства 

России  к  агрегированным  данным  в  целом,  для  Межрегионального 

операционного  УФК  к  данным  по  всем  ТОФК,  для  ТОФК  –  в  части 

клиентов, обслуживающихся в данном ТОФК, и для клиентов – в части их 

документов и показателей. 

Внедрение платежного календаря Казначейства позволит: 

123 

 

− 

обеспечить прозрачность исполнения расходов бюджета; 

− 

повысить качество управления ликвидностью на ЕКС; 

− 

управлять платежами ПБС; 

− 

видеть агрегированные данные; 

− 

отказаться от заявок на кассовый расход; 

− 

осуществлять 

оперативный 

мониторинг 

исполнения 

обязательств. 

3. 

Создание «паспорта» расходного обязательства. 

В  соответствии  с  положениями  статьи  6  Бюджетного  кодекса 

Российской 

Федерации 

расходными 

обязательствами 

являются 

обусловленные  законом,  иным  нормативным  правовым  актом,  договором 

или  соглашением  обязанности  публично-правового  образования 

(Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального 

образования)  или  действующего  от  его  имени  казенного  учреждения 

предоставить  физическому  или  юридическому  лицу,  иному  публично-

правовому  образованию,  субъекту  международного  права  средства  из 

соответствующего бюджета

Был  проведен  сравнительный  анализ  полей  основных  формуляров, 

используемых  в  бюджетном  процессе,  по  результатам  которого  было 

выявлено: 

− 

отсутствие  полной  вертикальной  интеграции  информации  и 

документов на всех этапах бюджетного цикла; 

− 

многократное  предоставление  и  многократные  проверки 

однотипной информации. 

В целях нивелирования указанных негативных факторов предлагается 

к  разработке  в  ГИИС  «Электронный  бюджет»  сводный  формуляр, 

включающий  исчерпывающий  перечень  показателей  и  реквизитов, 

содержащихся  в  документах,  формируемых  при  планировании  и 

исполнении  бюджета,  необходимых,  в  том  числе  для  постановки  на  учет 

обязательств,  санкционирования  кассовых  выплат  и  ведения  бюджетного 

(бухгалтерского) учета, – «паспорт» расходного обязательства. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

124 

 

Схема 5 

Пример  включения  состава  информации  основных  формуляров  

в паспорт расходного обязательства 

 

 
Внедрение «паспорта» расходного обязательства позволит: 

− 

создать  единую  среду,  которая  обеспечит  прозрачность, 

позволит  отследить  исполнение  расходного  обязательства  на  всех  этапах 

бюджетного  цикла:  с  момента  зарождения  потребности  до  полного 

исполнения,  проанализировать  соответствие  заявленных  потребностей  с 

фактическим исполнением; 

− 

консолидировать 

весь 

жизненный 

цикл 

расходного 

обязательства в одном формуляре, обеспечить полноту и быстрый доступ в 

режиме  реального  времени  к  актуальной  информации  на  всех  этапах 

исполнения расходного обязательства; 

− 

автоматизировать  формирование  агрегирующих  формуляров 

(смета,  ОБАС,  План  закупок,  План-график  закупок)  и  реестров  (реестр 

государственных контрактов, реестр соглашений), что приведет к снижению 

трудозатрат  клиентов  при  заполнении  документов,  ссылающихся  на 

первичный  «родительский»  документ,  а  также  заинтересованных  органов 

исполнительной  власти  при  реализации  установленных  проверочных 

процедур; 

− 

обеспечить 

взаимосвязь 

планируемых 

расходов 

и 

предоставляемых лимитов бюджетных обязательств. 

Наряду  с  необходимостью  внедрения  формуляра  «паспорт» 

расходного  обязательства  представляется  целесообразным  внедрить  код 

расходного  обязательства  для  использования  его  на  всех  этапах 

планирования и закупочного процесса. 

 

125 

 

Схема 6 

Необходимость 

унификации 

кода, 

идентифицирующего 

обязательство: одно расходное обязательство = один код 

 

 
Была  разработана  и  одобрена  руководителем  Федерального 

казначейства Р.Е. Артюхиным структура кода расходного обязательства: 

Рисунок 7 

 

1.3.4. 

Управление  остатками  средств  на  едином  счете 

федерального бюджета 

Управление  остатками  средств  на  едином  счете  федерального 

бюджета  объединяет  в  себе  обеспечение  необходимого  минимального 

уровня денежных средств на едином счете федерального бюджета (далее – 

ЕКС)  и  получение  дополнительных  доходов  бюджета  за  счет  размещения 

временно свободных остатков средств.  

Решая  эту  задачу  в  рамках  реализации  функции  по  осуществлению 

операций по управлению остатками средств на едином счете федерального 

бюджета,  Федеральное  казначейство  добилось  за  последние  годы 

значительных результатов и продолжает развиваться в данном направлении. 

В  2018  году  в  процессе  исполнения  федерального  бюджета  остаток 

средств  на  ЕКС  превышал  уровень,  необходимый  для  оплаты  объема 

предъявленных  денежных  обязательств,  что  позволило  Федеральному 

126 

 

казначейству  проводить  операции  по  управлению  временно  свободными 

остатками средств федерального бюджета. 

В  2018  году  операции  по  управлению  остатками  средств  на  ЕКС 

проводились по следующим направлениям: 

1)  размещение  средств  федерального  бюджета  на  банковских 

депозитах в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; 

2) покупка (продажа) ценных бумаг по договорам репо; 

3)  предоставление  бюджетных  кредитов  на  пополнение  остатков 

средств  на  счетах  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  (местных 

бюджетов); 

4)  покупка  (продажа)  иностранной  валюты  за  счет  дополнительных 

нефтегазовых доходов федерального бюджета; 

5)  купля-продажа  иностранной  валюты  и  заключение  договоров, 

являющихся  производными  финансовыми  инструментами,  предметом 

которых является иностранная валюта на организованных торгах (валютный 

своп). 

Размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах 

в 

кредитных 

организациях 

осуществляется 

в 

соответствии 

с  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  24  декабря 
2011 

г.  № 1121  «О  порядке  размещения  средств  федерального  бюджета 

на банковских депозитах».  

С  целью  увеличения  объемов  размещения  средств  федерального 

бюджета  на  банковских  депозитах  и  возможности  расширения  списка 

кредитных организаций принято постановление Правительства Российской 

Федерации от 31 мая 2018 г. № 637, вносящее изменения в Постановление 

№ 1121  в  части  изменения  требований  к  кредитным  организациям  при 

размещении средств на банковских депозитах, которое вступило в силу 12 

июня 2018 г.  

В  частности,  изменения  коснулись  размера  собственных  средств 

(капитала),  снижения  уровня  кредитного  рейтинга  по  национальной 

рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового 

агентства 

Аналитическое 

Кредитное 

Рейтинговое 

Агентство 

(Акционерное общество) до уровня «A-(RU)» и кредитного рейтингового 

агентства Акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» 

до уровня «ruA-» и др. 

В  результате  в  2018  году  количество  кредитных  организаций, 

с  которыми  заключены  Генеральные  соглашения  между  кредитной 

организацией  и  Федеральным  казначейством  о  размещении  средств 

федерального  бюджета  на  банковских  депозитах,  выросло  почти  в  2  раза 

127 

 

с  10  до  18  кредитных  организаций,  соответствующих  требованиям 

Постановления № 1121. 

В  2018  году  проведено  156  отборов  заявок  кредитных  организаций 

на  заключение  с  Федеральным  казначейством  договоров  банковского 

депозита в валюте Российской Федерации, что в 1,8 раза больше 2017 года, 

в которых приняли участие 12 кредитных организаций, что в 2 раза больше 

2017 года.  

Средства  федерального  бюджета  в  2018  году  размещались 

на банковских депозитах на срок от 7 до 182 дней.  

В 2018 году к размещению на банковских депозитах было предложено 

15 102,0 

млрд рублей,  что  на  13,2 %  больше  2017  года.  Спрос  со  стороны 

кредитных организаций составил 6 161,5 млрд рублей, что на 37,5 % больше 

2017  года  (схема  7).  Одной  из  причин  увеличения  спроса  со  стороны 

кредитных  организаций  к  депозитным  операциям  Федерального 

казначейства  стало  применение  с  начала  2018  года  на  регулярной  основе 

плавающей  процентной  ставки  RUONIA,  наиболее  приближенной 

к рыночным индикаторам. 

По  результатам  отборов  заявок  Федеральным  казначейством 

заключено  187  договоров  банковского  депозита  и  проведено  аналогичное 

количество  операций  по  перечислению  средств  федерального  бюджета 

кредитным  организациям  для  размещения  на  банковских  депозитах,  что  в 

2,3 раза больше 2017 года.  

Схема 7 

 

На  основании  договоров  банковского  депозита  Федеральным 

казначейством  в  2018  году  размещены  средства  федерального бюджета  на 

банковских  депозитах  в  сумме  4 641,6 млрд рублей,  что  на  15,7 %  больше 

2017 года (схема 8). 

 

128 

 

Схема 8 

Данные о результатах отборов заявок кредитных организаций 

 

В 2018 году от размещения средств на банковских депозитах в доход 

федерального бюджета в валюте Российской Федерации поступило 67,3 млрд 

рублей, что на 78,5 % больше доходов поступивших в 2017 году. Ожидается, 

что  в  2019  году  в  доход  федерального  бюджета  поступит  порядка 
32,0 

млрд рублей,  начисленных  на  суммы  депозитов,  размещенных  в 

2018 

году. 

В  2018  году  Федеральное  казначейство  продолжило  размещать 

средства  федерального  бюджета  на  банковских  депозитах  в  иностранной 

валюте. Всего было проведено 46 отборов заявок кредитных организаций на 

заключение  договоров  банковского  депозита  в  долларах  США,  

по результатам которых на банковских депозитах в кредитных организациях 

размещено  20 825,0 млн долларов  США,  что  в  3,4  раза  больше  2017  года. 

Доход  от  размещения  средств  составил  12,2 млн долларов  США,  что  в 
4,1 

раза  больше  2017  года.  Ожидается,  что  в  2019  году  в  доход 

федерального  бюджета  поступит  0,7 млн  долларов  США,  начисленных  на 

суммы депозитов, размещенных в 2018 году. 

В 2018 году кредитные организации своевременно и в полном объеме 

осуществляли возврат средств и уплату процентов за их использование. 

Необходимо  отметить,  что  работа  Федерального  казначейства 

по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах 

позволила поддержать уровень ликвидности банковской системы России. 

Всего,  начиная  с  2008  года,  на  поддержание  ликвидности  банковской 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..