Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 6

 

 

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

82

 

– поддержка мер по обеспечению сбалансирован-

ности отдельных бюджетов субъектов Россий-

ской Федерации – 229,4 млрд рублей;

 

– гранты в целях стимулирования роста налогово-

го потенциала по налогу на прибыль организа-

ций – 30,6 млрд рублей;

 

– гранты за достижение наивысших темпов роста 

налогового потенциала – 19,96 млрд рублей.

В 2018 году в составе общего объема дотаций 

бюджетам субъектов Российской Федерации и му-

ниципальных образований перечислены:

 

– дотации бюджетам закрытых административ-

но-территориальных образований в сумме 

9,2 млрд рублей (100,0%), предоставление кото-

рых позволило компенсировать расходы, связан-

ные с режимом безопасного функционирования 

бюджетов закрытых административно-террито-

риальных образований;

 

– дотации на содержание объектов инфраструк-

туры города Байконур, связанных с арендой 

космодрома Байконур, в сумме 1,3 млрд рублей 

(100,0%), предоставление которых в 2018 году 

позволило обеспечить расходные обязательства 

бюджета г. Байконур в полном объеме.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Фе-

дерации

 из федерального бюджета в 2018 году пре-

доставлены в объеме 381,8 млрд рублей (94 суб-

сидии) в рамках 23 государственных программ 

(379,2 млрд рублей, или 99,3% общего объема субси-

дий), а также в рамках непрограммных направлений 

деятельности (2,6 млрд рублей, или 0,7%). При этом 

из резервного фонда Правительства Российской 

Федерации в рамках оказания финансовой помощи 

бюджетам субъектов Российской Федерации выде-

лено 18,6 млрд рублей (22 субсидии). Наибольший 

объем субсидий бюджетам субъектов Российской 

Федерации в 2018 году предоставлен в рамках следу-

ющих государственных программ:

 

– «Государственная программа развития сельско-

го хозяйства и регулирования рынков сельско-

хозяйственной продукции, сырья и продоволь-

ствия» – 106,8 млрд рублей, или 28,0% общего 

объема субсидий;

 

– «Социально-экономическое развитие Республи-

ки Крым и г. Севастополя» – 66,3 млрд рублей, 

или 17,4%;

 

– «Обеспечение доступным и комфортным жильем 

и коммунальными услугами граждан Российской 

Федерации» – 60,1 млрд рублей, или 15,7%.

В 2018 году бюджетам субъектов Российской 

Федерации из федерального бюджета предоставле-

ны 32 субвенции общим объемом 331,7 млрд рублей,  

из них:

 

– оплата жилищно-коммунальных услуг отдель-

ными категориями граждан – 100,2 млрд рублей 

или 30,2% общего объема субвенций;

 

– выплата государственных пособий лицам, не 

подлежащим обязательному социальному стра-

хованию на случай временной нетрудоспособ-

ности и в связи с материнством, и лицам, уво-

ленным в связи с ликвидацией организаций 

(прекращением деятельности, полномочий фи-

зическими лицами), в соответствии с Федераль-

ным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О го-

в 5,6 раза

0,8

0,4

1,0

1,2

1,4

1,8

2,0

1,6

0,6

0,2
0,0

Наиболее

обеспеченные 

Наименее

обеспеченные 

Наиболее

обеспеченные 

Наименее

обеспеченные 

До выравнивания

После выравнивания

в 2,6 раза

0,309

1,721

0,656

1,721

в 6,6 раза

0,8

0,4

1,0

1,2

1,4

1,8

2,0

1,6

0,6

0,2
0,0

Наиболее

обеспеченные 

Наименее

обеспеченные 

Наиболее

обеспеченные 

Наименее

обеспеченные 

До предоставления дотаций После предоставления дотаций

в 2,8 раза

0,262

1,728

0,620

1,754

Разница в уровне расчетной бюджетной  

обеспеченности субъектов Российской Федерации  

в 2018 году между 10 наиболее  

и 10 наименее обеспеченными регионами

Разница в уровне фактической бюджетной  

обеспеченности субъектов Российской Федерации  

в 2018 году между 10 наиболее  

и 10 наименее обеспеченными регионами 

(до и после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной  

обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций  

на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов  

субъектов Российской Федерации)

Рисунок 37

Рисунок 38

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

83

сударственных пособиях гражданам, имеющим 

детей» – 72,3 млрд рублей, или 21,8%;

 

– оказание отдельным категориям граждан соци-

альной услуги по обеспечению лекарственными 

препаратами для медицинского применения по 

рецептам на лекарственные препараты, меди-

цинскими изделиями по рецептам на медицин-

ские изделия, а также специализированными 

продуктами лечебного питания для детей-инва-

лидов – 33,8 млрд рублей, или 10,2%.

Объем  иных межбюджетных трансфертов бюд-

жетам субъектов Российской Федерации в 2018 году 

составил 295,8 млрд рублей, из них:

 

– на финансовое обеспечение дорожной деятель-

ности – 65,9 млрд рублей, или 22,3% общего объ-

ема иных межбюджетных трансфертов;

 

– на обеспечение поддержки юридических лиц, 

осуществляющих деятельность на территории 

Калининградской области, и резидентов Особой 

экономической зоны в Калининградской обла-

сти – 56,0 млрд рублей, или 18,9%;

 

– на возмещение части затрат на уплату процентов 

по инвестиционным кредитам (займам) в агро-

промышленном комплексе – 25,5 млрд рублей, 

или 8,6%.

5.5. Межбюджетные трансферты бюджетам 

государственных внебюджетных фондов 

Российской Федерации

В 2018 году общий объем межбюджетных транс-

фертов, перечисленных государственным внебюд-

жетным фондам Российской Федерации, составил 

19,8% общего объема расходов федерального бюдже-

та, что на 2,0% меньше, чем в 2017 году (таблица 15).

В расходах федерального бюджета объем меж-

бюджетных трансфертов бюджетам государствен-

ных внебюджетных фондов Российской Федерации 

занимает значительную долю (рисунок 39).

Cохраняется устойчивая зависимость формиро-

вания доходной части бюджетов государственных 

внебюджетных фондов Российской Федерации от 

Таблица 15

Годы

ВСЕГО

в том числе:

Пенсионному фонду  

Российской Федерации

Фонду социального страхования  

Российской Федерации

Федеральному фонду  

обязательного медицинского страхования

млрд  

рублей

в % к пред. 

году

млрд  

рублей

в % к пред. 

году

млрд 

 рублей

в % к пред.  

году

млрд  

рублей

в % к пред.  

году

1

2=4+6+8

3

4

5

6

7

8

9

2014

2 474,1

83,0

2 410,2

84,8

35,3

31,7

28,6

110,9

2015

3 140,0

в 1,3 раза

3 085,7

в 1,3 раза

30,4

86,1

23,9

83,6

2016

3 399,4

108,3

3 348,9

108,5

25,0

82,2

25,4

106,3

2017

3 752,0

110,4

3 674,5

109,7

50,1

в 2 раза 

27,4

107,7

2018

3 309,7

88,2

3 225,6

87,8

51,9

103,7

32,2

117,6

Годы

2014

2015

2016

2017

Общий объем межбюджетных трансфертов, 
перечисленных бюджетам государственных 

внебюджетных фондов

(млрд рублей)

2 474,1

3 140,0

3 399,4

3 752,0

В % к объему 

расходов 

федерального 

бюджета  

16,7

20,1

20,7

22,8

2018

3 309,7

19,8

Рисунок 39

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

84

Рисунок 40

Межбюджетный трансферт на обязательное

пенсионное страхование

632,4

Валоризация величины расчетного пенсионного 

капитала

682,9

Выплата пенсий по государственному 

пенсионному обеспечению

449,6

Компенсация выпадающих доходов

Предоставление материнского (семейного) капитала

499,9

341,5

Выплата федеральной социальной доплаты

к пенсии

Осуществление ежемесячной денежной выплаты 

инвалидам

312,9

89,7

Выплаты лицам, осуществляющим уход 

за нетрудоспособными гражданами,  

детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы

75,2

Осуществление ежемесячной денежной выплаты

ветеранам

69,4

Софинансирование формирования пенсионных 

накоплений застрахованных лиц за счет средств 

Фонда национального благосостояния

5,1

Иные выплаты и компенсации

67,0

млрд рублей

поступлений бюджетных ассигнований из феде-

рального бюджета. Это особенно характерно для 

бюджета Пенсионного фонда Российской Федера-

ции, в этой связи вопрос обеспечения устойчиво-

сти и сбалансированности системы обязательного 

пенсионного страхования в последние годы стоит 

достаточно остро. 

Пенсионный фонд Российской Федерации
В 2018 году межбюджетные трансферты бюд- 

жету Пенсионного фонда Российской Федера-

ции (далее – Пенсионный фонд) предоставлены  

в рамках государственной программы «Социальная 

поддержка граждан» (28,6% общей суммы межбюд-

жетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда)  

и непрограммного направления деятельности «Раз-

витие пенсионной системы» (71,4% общей суммы 

межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного 

фонда).

Межбюджетные трансферты бюджету Пен-

сионного фонда включают средства на пенси-

онное и социальное обеспечение населения. 

 

В 2018 году бюджету Пенсионного фонда направ- 

лено 3 225,6 млрд рублей для осуществления меро-

приятий, указанных на рисунке 40.

В 2018 году продолжена реализация мероприя-

тий, направленных на повышение материального 

обеспечения пенсионеров. 

Так, осуществлялись мероприятия по валориза-

ции (повышению) денежной оценки пенсионных 

прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию 

в годы существования СССР, а также других кате-

горий пенсионеров с помощью более справедли-

вой оценки их прав, приобретенных до вступле-

ния в силу нового пенсионного законодательства  

(до 1 января 2002 года). 

В течение 2018 года проиндексированы страховые 

пенсии и пенсии по государственному пенсионному 

обеспечению в порядке, установленном законода-

тельством Российской Федерации. Так, с 1 января 

2018 года страховые пенсии выросли на 3,7%. 

В результате средний размер страховой пенсии по 

старости на 1 января 2019 года составил 14 986 руб- 

лей (108,9% к концу предыдущего года). Также  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

85

с 1 апреля 2018 года увеличены социальные пен-

сии на 2,9%. Средний размер социальной пенсии  

на 1 января 2019 года составил 9 094 рубля в месяц, 

что на 3,4% больше, чем на конец 2017 года. Одно-

временно повышены социальные выплаты, разме-

ры которых зависят от роста социальных пенсий. 

В 2018 году на обязательное пенсионное страхо-

вание направлено 632,4 млрд рублей. 

В связи с установлением пониженных тарифов 

страховых взносов для плательщиков из федераль-

ного бюджета ежегодно направляются средства на 

компенсацию выпадающих доходов бюджету Пен-

сионного фонда. В 2018 году указанный объем со-

ставил 499,9 млрд рублей.

Кроме того, в соответствии с Соглашением меж-

ду Российской Федерацией и Республикой Абхазия 

о пенсионном обеспечении граждан Российской 

Федерации, постоянно проживающих в Республи-

ке Абхазия, в 2018 году на выплату дополнительного 

материального обеспечения, доплат к пенсиям, по-

собий и компенсаций направлены средства в объеме 

0,8 млрд рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской 

Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О еже-

месячных выплатах лицам, осуществляющим уход  

за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 

I группы» в 2018 году продолжено осуществление 

ежемесячных выплат неработающим трудоспособ-

ным лицам, которые осуществляют уход за детьми-

инвалидами и инвалидами с детства I группы.

Начиная с 2010 года общий уровень матери-

ального обеспечения каждого пенсионера не мо-

жет быть ниже величины прожиточного миниму-

ма пенсионера в конкретном субъекте Российской 

Федерации. В этих целях введена федеральная 

и региональная социальные доплаты к пенсии. 

По состоянию на 1 января 2019 года численность 

получателей федеральной социальной доплаты 

 

к пенсии составила 3,4 млн человек.

Кроме того, Указом Президента Российской 

Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах  

по улучшению материального положения неко-

торых категорий граждан Российской Федерации  

в связи с 60-летием Победы в Великой Отечествен-

ной войне 1941–1945 годов» с 1 мая 2005 года от-

дельным категориям граждан установлено допол-

нительное ежемесячное материальное обеспечение. 

Так, на конец 2018 года количество получателей ука-

занной выплаты составило более 359,1 тыс. человек.

В целях оценки пенсионных прав наряду с пе-

риодами работы и (или) иной деятельности, вклю-

чаемыми в страховой стаж, за которые начислялись 

и уплачивались страховые взносы в Пенсионный 

фонд, также учитываются иные периоды, такие как 

прохождение военной службы, получение пособия 

по обязательному социальному страхованию в пе-

риод временной нетрудоспособности, уход одного 

из родителей за каждым ребенком до достижения 

им возраста полутора лет, но не более шести лет  

в общей сложности, и другие. 

В этой связи в 2018 году в бюджет Пенсионного 

фонда направлены межбюджетные трансферты на 

возмещение расходов по выплате страховой пенсии 

по старости, страховой пенсии по инвалидности  

и страховой пенсии по случаю потери кормильца,  

а также в связи с зачетом в страховой стаж нестрахо-

вых периодов в сумме 89,7 млрд рублей.

Кроме того, за выдающиеся достижения и осо-

бые заслуги перед Российской Федерацией зако-

нодательством Российской Федерации отдельным 

категориям граждан предоставлено право на полу-

чение дополнительного ежемесячного материаль-

ного обеспечения, устанавливаемого к пенсиям.  

На конец 2018 года численность получателей соста-

вила около 16,6 тыс. человек.

С 1 февраля 2018 года проиндексирован размер 

ежемесячной денежной выплаты отдельным катего-

риям граждан на 2,5%.

Средний размер ежемесячных денежных вы-

плат отдельным категориям граждан, в том числе 

инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся 

радиационному воздействию, Героям Советского 

Союза, Героям Российской Федерации и полным 

кавалерам ордена Славы и другим категориям граж-

дан, с учетом увеличения этих выплат на уровень 

инфляции с 1 февраля 2018 года в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации составил  

от 1 591 рубля для граждан, подвергшихся воздей-

ствию радиации, до 3 800 и 5 180 рублей для инвали-

дов и ветеранов соответственно.

Кроме того, Законом Российской Федерации  

от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государствен-

ных гарантиях и компенсациях для лиц, работаю-

щих и проживающих в районах Крайнего Севера 

и приравненных к ним местностях» установлена 

компенсация расходов на оплату стоимости проезда 

пенсионерам, являющимся получателями страхо-

вых пенсий по старости и по инвалидности, к месту 

отдыха на территории Российской Федерации и об-

ратно один раз в два года – на эти цели направле-

но 3 159,3 млн рублей. В рамках указанного закона 

осуществлялась компенсация расходов, связанных 

с переездом из районов Крайнего Севера и при-

равненных к ним местностей в другую местность на 

территории Российской Федерации – на эти цели 

направлено 226,7 млн рублей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

86

На предоставление материнского (семейного) 

капитала в 2018 году направлено 341,5 млрд рублей.

В 2018 году для решения задачи повышения уров-

ня пенсионного обеспечения граждан Российской 

Федерации продолжалось софинансирование из 

средств федерального бюджета добровольных пен-

сионных накоплений застрахованных лиц, вступив-

ших в правоотношения по обязательному пенсион-

ному страхованию в целях уплаты дополнительных 

страховых взносов на накопительную пенсию. 

 

На эти цели в 2018 году направлено 5,1 млрд рублей 

в целях софинансирования пенсионных накопле-

ний более 650 тыс. застрахованных лиц.

В 2018 году на софинансирование социальных 

программ субъектов Российской Федерации, свя-

занных с укреплением материально-технической 

базы организаций социального обслуживания на-

селения и оказанием адресной социальной помощи 

неработающим пенсионерам, в бюджет Пенсионно-

го фонда направлены средства федерального бюд-

жета в сумме 2,0 млрд рублей. 

Фонд социального страхования  
Российской Федерации 
В 2018 году бюджету Фонда социального страхо-

вания Российской Федерации (далее – Фонд соци-

ального страхования) направлено 51,9 млрд рублей 

в рамках государственных программ «Доступная 

среда» на 2011–2020 годы (52,4%) и «Социальная 

поддержка граждан» (47,6%) для осуществления сле-

дующих мероприятий (рисунок 41).

На предоставление в 2018 году компенсации вы-

падающих доходов бюджету Фонда социального 

страхования в связи с установлением пониженных 

тарифов страховых взносов переданы бюджетные 

ассигнования в объеме 16,5 млрд рублей.

Объем бюджетных ассигнований, перечисленных 

бюджету Фонда социального страхования на обеспе-

чение инвалидов техническими средствами реаби-

литации, составил в 2018 году 27,2 млрд рублей. 

В рамках реализации Федерального закона 

 

от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной 

социальной помощи» на оказание государственной 

социальной помощи отдельным категориям граж-

дан в части оплаты санаторно-курортного лече-

ния, а также проезда на междугородном транспорте  

к месту лечения и обратно в 2018 году из федераль-

ного бюджета направлено 4,9 млрд рублей.

Федеральный фонд  
обязательного медицинского страхования
В 2018 году бюджету Федерального фонда обя-

зательного медицинского страхования направле-

ны межбюджетные трансферты на компенсацию 

выпадающих доходов в связи с установлением по-

ниженных тарифов страховых взносов в сумме 

32,2 млрд рублей.

5.6. Реализация указов  

Президента Российской Федерации  

от 7 мая 2012 года

На обеспечение положений указов Прези-

дента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 

№№ 596–606 (далее – Указы) Федеральным зако-

ном «О федеральном бюджете на 2018 год и на пла-

новый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год утверж-

дены бюджетные ассигнования в общем объеме  

795,2 млрд рублей. 

Бюджетные ассигнования по уточненной 

 

росписи на реализацию Указов в 2018 году увеличе-

ны до 849,0 млрд рублей. 

Рисунок 41

3,4

Иные пособия и выплаты

16,5

Компенсация выпадающих доходов

4,9

Предоставление санаторно-курортного лечения, 

включая проезд к месту лечения и обратно

27,2

Обеспечение инвалидов техническими средствами 

реабилитации, включая изготовление и ремонт 

протезно-ортопедических изделий

млрд рублей

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

87

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая  

2012 года  № 596  «О долгосрочной государственной 
экономической политике» 

(далее – Указ № 596) на-

правлен на повышение темпов и обеспечение 

устойчивости экономического роста, увеличение 

реальных доходов граждан Российской Федерации 

и достижение технологического лидерства россий-

ской экономики. 

В рамках исполнения подпункта «а» пункта 2 

Указа № 596 утверждена государственная програм-

ма «Развитие транспортной системы», предусматри-

вающая дополнительные бюджетные ассигнования 

Федерального дорожного фонда сверх минимально-

го объема, определенного законодательством Рос-

сийской Федерации.

Бюджетные ассигнования по уточненной роспи- 

си Федерального дорожного фонда составили 

728,9 млрд рублей  (исполнение  –  704,0 млрд руб- 

лей, или 96,6% к уточненной росписи), в том числе 

в целях реализации Указа № 596 – 43,6 млрд рублей 

(исполнение – 100,0% к уточненной росписи).

В четвертом абзаце подпункта «д» пункта 2 Указа 

№ 596 поставлена задача по ускорению социально-

экономического развития Сибири и Дальнего Вос-

тока, в том числе обеспечение транспортных связей 

труднодоступных территорий, на реализацию кото-

рой Федеральным законом «О федеральном бюдже-

те на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 го-

дов» утверждены бюджетные ассигнования в сумме 

48,6 млрд рублей, в том числе на:

 

– развитие гражданской авиации в Дальневос- 

точном и Сибирском федеральных округах – 

11,0 млрд рублей;

 

– реализацию мероприятий государственной про-

граммы «Социально-экономическое развитие 

Дальнего Востока и Байкальского региона» – 

21,4 млрд рублей;

 

– предоставление субсидий организациям автомо-

билестроения на перевозку автомобилей, про-

изведенных на территории Дальневосточного 

федерального округа, в другие регионы страны – 

0,8 млрд рублей;

 

– строительство универсальных атомных 

ледоколов гражданского назначения – 

15,4 млрд рублей.

Бюджетные ассигнования по уточненной роспи-

си на обеспечение мероприятий по ускорению со-

циально-экономического развития Сибири и Даль-

него Востока в 2018 году составили 80,7 млрд рублей.

В 2018 году на развитие гражданской авиации  

в рамках реализации Указа № 596 в соответствии 

с уточненной росписью бюджетные ассигнова-

ния составили 11,0 млрд рублей (исполнение – 

10,5 млрд рублей, или 95,5% к уточненной роспи-

си), в том числе по следующим основным направ- 

лениям:

 

– субсидии федеральным казенным предпри-

ятиям, расположенным в районах Крайнего 

Севера, и приравненных к ним местностях – 

3,3 млрд рублей;

 

– субсидии организациям воздушного транспор-

та на осуществление региональных воздушных 

перевозок пассажиров на территории Россий-

ской Федерации и формирование региональной 

маршрутной сети – 3,3 млрд рублей;

 

– субсидии на обеспечение доступности воздуш-

ных перевозок пассажиров – 4,3 млрд рублей.

Реализация указанных мероприятий позволила:

 

– повысить доступность услуг воздушного транс-

порта жителям труднодоступных регионов, 

 

а также доставить грузы и почту в отдаленные ре-

гионы страны;

 

– обеспечить перевозку с Дальнего Востока в евро-

пейскую часть страны и обратно 488,5 тыс. пас-

сажиров.

Кроме того, в отрасли гражданской авиации  

в 2018 году:

 

– завершена реконструкция и введены в эксплуа-

тацию 6 взлетно-посадочных полос;

 

– введены в эксплуатацию объекты аэродромной 

инфраструктуры в 8 аэропортах;

 

– введены в эксплуатацию Тюменский и Ека-

теринбургский укрупненные центры Единой 

 

системы организации воздушного движения.

В целях исполнения подпункта «д» пункта 2 Ука- 

за № 596 в рамках подпрограммы «Обеспечение 

производственных, технологических и социаль-

но-экономических процессов устойчивого разви-

тия ядерного оружейного комплекса Российской 

Федерации и стратегического присутствия России 

в Арктической зоне» государственной програм-

мы «Развитие атомного энергопромышленного 

 

комплекса» осуществляется строительство уни-

версальных атомных ледоколов проекта 22220 

 

(головного универсального атомного ледокола 

 

и 2 серийных универсальных атомных ледоколов) 

мощностью 60 МВт.

Бюджетные ассигнования по уточненной роспи-

си, направленные на реализацию указанного меро-

приятия в 2018 году, составили 15,4 млрд рублей (ис-

полнение – 100,0% к уточненной росписи).

В результате намеченных мероприятий по под-

программе осуществлено:

 

– строительство 3 универсальных атомных ледоко-

лов проекта 22220 с плановым вводом их в эксплу-

атацию в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

88

 

– завершение монтажа и подключения к кабель-

ным трассам главных распределительных щитов 

и подача на них электропитания, завершение 

монтажа баков металло-водной защиты, обору-

дования и систем трубопроводов центрального 

отсека (головной универсальный атомный ледо-

кол «Арктика»);

 

– завершение установки и погрузки на заказ па-

рогенерирующих блоков реакторной установки 

РИТМ-200, завершение изготовления секций 

надстройки 8–10 блоков (первый серийный уни-

версальный атомный ледокол «Сибирь»);

 

– завершение поставки и погрузки на заказ греб-

ных электродвигателей системы электродвиже-

ния (второй серийный универсальный атомный 

ледокол «Урал»);

 

– обеспечение безопасного содержания 8 судов  

с ядерной энергетической установкой (в том 

числе: действующих – 5, строящихся – 3) для 

обеспечения ледокольной проводкой существу-

ющего грузопотока и аварийно-спасательных 

мероприятий в акватории Северного морского 

пути (далее – СМП).

Атомные ледоколы выполняли работы 

 по проводке судов в акватории СМП, по ледоколь-

ному обеспечению судов при вывозе сжиженно-

го природного газа и стабильного газоконденсата  

из порта Сабетта и при вывозе нефти из терми- 

нала у мыса Каменный, а также прокладке и под- 

держанию проходимости каналов в припае реки 

Енисей.

В рамках подпрограммы «Развитие транс-

портного и специального машиностроения» госу-

дарственной программы «Развитие промышлен-

ности и повышение ее конкурентоспособности»  

в 2018 году на перевозку автомобилей, произведен-

ных на территории Дальневосточного федерально-

го округа, в другие регионы страны в соответствии 

с уточненной росписью на субсидии организациям 

автомобилестроения направлены бюджетные ассиг-

нования в размере 0,8 млрд рублей (исполнение – 

100,0% к уточненной росписи).

Для решения задач по ускорению социаль-

но-экономического развития Сибири и Дальнего 

Востока в 2018 году на реализацию мероприятий 

государственной программы «Социально-экономи-

ческое развитие Дальнего Востока и Байкальского 

региона» Федеральным законом «О федеральном 

бюджете на 2018 год и на плановый период 2019  

и 2020 годов» предусмотрены бюджетные ассигно-

вания в сумме 21,4 млрд рублей.

В 2018 году в рамках реализации Указа № 596 

«О долгосрочной государственной экономической 

 

политике» 

для реализации задач по ускорению 

социально-экономического развития Сибири 

 

и Дальнего Востока на финансирование меро-

приятий государственной программы «Социаль-

но-эконо-мическое развитие Дальнего Востока 

 

и Байкальского региона» в соответствии с уточнен-

ной бюджетной росписью в федеральном бюджете  

предусматривалось  53,6 млрд рублей,  исполнение 

составило 53,1 млрд рублей (98,9% к уточненной 

росписи), в том числе по следующим основным  

направлениям:

 

– мероприятия ФЦП «Социально-экономическое 

развитие Курильских островов (Сахалинская об-

ласть) на 2016–2025 годы» – 2,1 млрд рублей (ис-

полнение – 1,9 млрд рублей, или 90,5% к уточ-

ненной росписи);

 

– мероприятия по созданию и развитию террито-

рий опережающего социально-экономического 

развития (далее – ТОР) в Дальневосточном фе-

деральном округе – 8,4 млрд рублей (исполне-

ние – 8,4 млрд рублей, или 100,0% к уточненной 

росписи);

 

– мероприятия по поддержке реализации инве-

стиционных проектов в Дальневосточном фе-

деральном округе – 16,2 млрд рублей (исполне- 

ние – 16,2 млрд рублей, или 100,0% к уточненной 

росписи);

 

– финансовое обеспечение деятельности АНО 

«Агентство Дальнего Востока по привлече-

нию инвестиций и поддержке экспорта», АНО 

«Агентство по развитию человеческого капитала 

на Дальнем Востоке – 1,2 млрд рублей (исполне-

ние – 1,2 млрд рублей, или 100,0% к уточненной 

росписи);

 

– финансовое обеспечение деятельности Минво-

стокразвития России – 1,0 млрд рублей (испол-

нение – 0,9 млрд рублей, или 90,0% к уточнен-

ной росписи).

Ключевыми мероприятиями ФЦП «Социально-

экономическое развитие Курильских островов (Са-

халинская область) на 2016–2025 годы» являлись:

 

– создание и развитие системы комплексной без-

опасности и защиты от рисков чрезвычайных 

ситуаций; 

 

– реконструкция автомобильной дороги Южно-

Курильск – Головино на участке км 3 – км 15  

(II стадия), км 25 – км 31, о. Кунашир;

 

– реконструкция систем водоснабжения и водоот-

ведения Курильских островов, 3 очередь, о. Ку-

нашир, птг. Южно-Курильск;

 

– строительство и реконструкция систем энерго- 

обеспечения, Северо-Курильский район, о. Па-

рамушир;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

89

 

– строительство объекта «Спортивно-оздорови-

тельный комплекс в г. Северо-Курильске, о. Па-

рамушир.

В рамках создания и развития ТОР и подготовки 

инвестиционных проектов в Дальневосточном фе-

деральном округе в 2018 году предусмотрено:

 

– предоставление субсидий АО «Корпорация раз-

вития Дальнего Востока», осуществляющей 

функции по управлению территориями опере-

жающего социально-экономического развития 

в субъектах Российской Федерации, входящих  

в состав Дальневосточного федерального округа, 

в том числе на финансовое обеспечение затрат, 

связанных с развитием инфраструктуры соответ-

ствующих территорий;

 

– предоставление субсидий юридическим лицам 

(за исключением государственных (муниципаль-

ных) учреждений) на финансовое обеспечение 

затрат на создание и (или) реконструкцию объек-

тов инфраструктуры, а также на технологическое 

присоединение энергопринимающих устройств 

к электрическим сетям и газоиспользующего 

оборудования к газораспределительным сетям  

в рамках реализации инвестиционных проектов 

на территориях Дальнего Востока и Байкальско-

го региона;

 

– осуществление имущественного взноса Рос-

сийской Федерации в автономные некоммерче-

ские организации «Агентство Дальнего Востока  

по привлечению инвестиций и поддержке экс-

порта» и «Агентство по развитию человеческого 

капитала на Дальнем Востоке».

Кроме того, на реализацию мероприятий пла-

нов социального развития центров экономиче-

ского роста субъектов Российской Федерации, 

входящих в состав Дальневосточного федераль-

ного округа, предусмотрены иные межбюджетные 

трансферты в сумме 23,8 млрд рублей (исполне-

ние – 23,4 млрд рублей, или 98,6% к уточненной  

росписи).

В соответствии с абзацем 5 подпункта «г» пунк- 

та 2 Указа № 596 создан институт Уполномоченного 

при Президенте Российской Федерации по защите 

прав предпринимателей, осуществляющего дея-

тельность на федеральном и региональном уровнях. 

Бюджетные ассигнования по уточненной роспи-

си, предусмотренные институту Уполномоченного 

при Президенте Российской Федерации по защи-

те прав предпринимателей в 2018 году, составили 

0,1 млрд рублей (исполнение – 97,5% к уточненной 

росписи).

Указ Президента Российской Федерации 

 

от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации 
государственной социальной политики»

 (далее – Указ 

№ 597) направлен на совершенствование государ-

ственной социальной политики. 

Одной из важнейших задач государственной по-

литики является повышение качества предоставля-

емых государством населению услуг, прежде всего  

в столь значимых для общества сферах, как обра-

зование, здравоохранение, культура, социальное 

обслуживание, наука. Для решения этих задач Ука-

зом № 597, а также Указами Президента Россий-

ской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О На-
циональной стратегии действий в интересах детей 
на 2012–2017 годы» 

и от 28 декабря 2012 года № 1688 

«О некоторых мерах по реализации государствен-
ной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, 
оставшихся без попечения родителей»

 (далее – Указ 

№ 761, Указ № 1688 соответственно) предусмотре-

но значительное повышение уровня оплаты труда  

в указанных сферах и установлены целевые показа-

образование

культура

наука

здравоохранение

соцполитика

0

20 000

40 000

60 000

80 000

100 000

120 000

96 076,1

10 334,5

45 434,0

63 308,1

3 947,4

Дополнительные бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда в соответствии  

с Указами № 597, № 761, № 1688  

млн рублей

Рисунок 42

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

90

тели уровня средней заработной платы отдельных 

категорий работников указанных отраслей и сроки 

их достижения.

Правительством Российской Федерации утверж-

дены «дорожные карты» по развитию отраслей со-

циальной сферы, в которые включаются меропри-

ятия по совершенствованию систем оплаты труда 

работников, а также мероприятия по проведению 

структурных реформ в соответствующих отраслях, 

обеспечивающие возможности использования не 

менее трети необходимых ресурсов для повышения 

оплаты труда за счет реорганизации неэффектив-

ных организаций и программ. В «дорожных картах» 

установлены ежегодные индикаторы достижения 

целевых показателей, определенных Указами № 597, 

№ 761, № 1688. 

В 2018 году на повышение оплаты труда отдель-

ным категориям работников федеральных государ-

ственных учреждений из федерального бюджета 

предусмотрены дополнительные бюджетные ассиг-

нования в сумме 219,1 млрд рублей (исполнение – 

100,0% к уточненной росписи).

В 2018 

году осуществлялось предоставление 

 

из федерального бюджета бюджетам субъектов Рос-

сийской Федерации дополнительной финансовой 

помощи в виде дотаций на частичную компенсацию 

дополнительных расходов на повышение оплаты 

труда работников бюджетной сферы и иные цели  

в рамках реализации Указов № 597, № 761, № 1688  

в сумме 100,4 млрд рублей.

В рамках реализации подпункта «н» пункта 1 

Указа № 597 предусмотрены бюджетные ассигнова-

ния в сумме 0,7 млрд рублей, исполнение составило 

0,7 млрд рублей, или 100,0% к уточненной росписи.

На портале «Культура.РФ» размещено 296 вирту-

альных музеев.

В 2018 году выплачено 4 000 ежемесячных го-

сударственных стипендий для выдающихся деяте-

лей культуры и искусства России и для талантли-

вых молодых авторов литературных, музыкальных  

и художественных произведений, а также выделе-

но 100 грантов для поддержки творческих проектов 

общенационального значения в области культуры  

и искусства.

Проведены творческие проекты для детей и мо-

лодежи в области искусства (творческие школы, 

выставки, мастер-классы, просветительский твор-

ческий проект «Новое передвижничество» и другие 

мероприятия), которые охватили все федеральные 

округа Российской Федерации, что позволило до-

стичь в 2018 году целевого показателя (8,0%) плана 

мероприятий «дорожной карты» «Изменения в от-

раслях социальной сферы, направленные на повы-

шение эффективности сферы культуры» по числу 

детей, привлекаемых к участию в творческих меро-

приятиях, в общем числе детей.

Указ Президента Российской Федерации 

 

от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации го-
сударственной политики в области образования и на-
уки»

 (далее – Указ № 599) направлен на дальнейшее 

совершенствование государственной политики 

 

в области образования и науки и подготовку квали-

фицированных специалистов с учетом требований 

инновационной экономики. 

В 2018 году на обеспечение повышенной соци-

альной стипендии нуждающимся студентам преду- 

смотрено 4,0 млрд рублей (исполнение – 100,0% 

к уточненной росписи). Указанную стипендию по-

лучили более 30 тыс. студентов первого и второго 

курсов федеральных государственных образова-

тельных учреждений высшего образования, обуча-

ющихся по программам бакалавриата и программам 

подготовки специалистов и имеющих оценки успе-

ваемости «хорошо» и «отлично». 

В 2018 году продолжалось осуществление мер го-

сударственной поддержки ведущих университетов  

в целях повышения их конкурентоспособности 

среди ведущих мировых и научно-образователь-

ных центров. Бюджетные ассигнования, направ-

ленные из федерального бюджета на указанные 

цели, составили 10,1 млрд рублей (исполнение – 

100,0% к уточненной росписи). Государственная 

поддержка предоставлена 21 высшему учебному 

 

заведению.

На достижение установленного Указом № 599 

показателя в области науки «увеличение к 2018 году 

общего объема финансирования государственных 

научных фондов до 25 млрд рублей» в 2018 году на-

правлено 29,2 млрд рублей, в том числе 4,0 млрд руб- 

лей предусмотрено дополнительно на реализацию 

проектов Национальной технологической инициа-

тивы (исполнение – 100,0% к уточненной росписи).

Указ Президента Российской Федерации 

 

от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граж-
дан Российской Федерации доступным и комфортным 
жильем и повышению качества жилищно-коммуналь-
ных услуг» 

(далее – Указ № 600) направлен на улуч-

шение жилищных условий граждан Российской 

Федерации, дальнейшее повышение доступности 

жилья и качества жилищно-коммунальных услуг.

В целях реализации Указа № 600 в 2018 году  

из федерального бюджета предусмотрены дополни-

тельные бюджетные ассигнования на предоставле-

ние имущественного взноса Российской Федерации 

в государственную корпорацию – Фонд содействия 

реформированию жилищно-коммунального хозяй-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

91

ства (далее – Фонд ЖКХ) в объеме 5,0 млрд рублей. 

Указанные бюджетные ассигнования в полном объ-

еме направлены Фонду ЖКХ. 

Средства Фонда ЖКХ, сформированные за счет 

указанных имущественных взносов, предназначе-

ны для оказания финансовой поддержки субъектам 

Российской Федерации на реализацию региональ-

ных программ модернизации систем коммунальной 

инфраструктуры.

В целях реализации Указа Президента Россий-

ской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об ос-
новных направлениях совершенствования системы 
государственного управления» 

(далее – Указ № 601) 

проводятся мероприятия, направленные на совер-

шенствование системы оплаты труда и системы го-

сударственных гарантий государственным граждан-

ским служащим. 

Во исполнение третьего абзаца подпункта «о» 

пункта 2 и десятого абзаца подпункта «р» пунк- 

та 2 Указа № 601 подготовлено и принято поста-

новление Правительства Российской Федерации 

 

от 6 марта 2018 года № 229-6 о материальном стиму-

лировании в 2018 году федеральных государствен-

ных гражданских служащих федеральных государ-

ственных органов.

В 2018 году продолжали реализовываться уста-

новленные Указом № 601 меры, направленные на 

повышение бюджетной обеспеченности муници-

пальных образований и предусматривающие за-

числение переданных в 2013–2016 годах в рамках 

поэтапного повышения бюджетной обеспеченности 

муниципальных образований отдельных налоговых 

и неналоговых доходов, поступавших ранее в феде-

ральный и региональные бюджеты.

По отчетным данным об исполнении местных 

бюджетов за 2018 год, объем поступлений в мест-

ные бюджеты от единого сельскохозяйственного на-

лога составил 13,6 млрд рублей, в том числе за счет  

зачисления переданных в 2013 году от регионов 

 

30,0% от указанного налога – 4,1 млрд рублей.

Объем поступлений от налога, взимаемого в свя-

зи с применением патентной системы налогообло-

жения, в 2018 году составил 6,9 млрд рублей.

В 2018 году в доходы местных бюджетов зачис-

лялись поступления от уплаты акцизов на автомо-

бильный бензин, прямогонный бензин, дизельное 

топливо, моторные масла для дизельных и (или) 

карбюраторных (инжекторных) двигателей, про-

изводимых на территории Российской Федерации, 

исходя из необходимости зачисления в местные 

бюджеты не менее 10,0% налоговых доходов кон-

солидированного бюджета субъекта Российской 

Федерации от указанных акцизов. За отчетный год 

объем таких поступлений в местные бюджеты соста-

вил 35,4 млрд рублей.

Объем поступлений по нормативу 55,0% от 

платы за негативное воздействие на окружающую 

среду в местные бюджеты составил в 2018 году 

7,0 млрд рублей, в том числе за счет переданной  

с 2016 года 15% федеральной доли в бюджеты го-

родских округов (городских округов с внутриго-

родским делением) и муниципальных районов – 

1,9 млрд рублей.

В доходы местных бюджетов зачислялись посту-

пления от распоряжения земельными участками, 

государственная собственность на которые не раз-

граничена, на территориях городских округов в сум-

ме 99,5 млрд рублей за 2018 год, в том числе за счет 

переданных в 2014 году от регионов 20,0% от ука- 

занных доходов – 19,9 млрд рублей.

Также в доходы местных бюджетов по норма-

тиву 100,0% зачислялись суммы денежных взыска-

ний (штрафов), установленных законами субъектов 

Российской Федерации за несоблюдение муни-

ципальных правовых актов (не только связанных  

с нарушением в сфере благоустройства территорий). 

Объем указанных поступлений в 2018 году составил 

0,7 млрд рублей. 

В результате принятых в целях реализации 

Указа № 601 мер объем дополнительных посту-

плений в местные бюджеты за 2018 год составил  

68,9 млрд рублей, или 4,6% в объеме налоговых 

 

и неналоговых доходов местных бюджетов. За пе-

риод 2013–2018 годов объем таких дополнитель-

ных поступлений в местные бюджеты составил 

296,3 млрд рублей.

Указ Президента Российской Федерации 

 

от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершен-
ствовании военной службы в Российской Федерации» 
(далее – Указ № 604) направлен на совершенство-

вание военной службы в Российской Федерации,  

в том числе за счет:

 

– ежегодного увеличения пенсий гражданам, уво-

ленным с военной службы, не менее чем на 2,0% 

сверх уровня инфляции;

 

– увеличения численности военнослужащих, про-

ходящих военную службу по контракту;

 

– формирования в федеральных органах испол-

нительной власти, в которых законодательством 

Российской Федерации предусмотрена военная 

служба, фонда служебного жилья.

В целях реализации Указа № 604 Министерству 

обороны Российской Федерации Федеральным за-

коном «О федеральном бюджете на 2018 год и на пла-

новый период 2019 и 2020 годов» на формирование 

фонда служебного жилья в 2018 году предусмотрены 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

92

бюджетные ассигнования в сумме 2,7 млрд рублей 

(исполнение – 100,0% к уточненной росписи).

На реализацию Указа № 604 в части пен- 

сий гражданам, уволенным с военной службы, 

 

в 2018 году направлено 79,1 млрд рублей (исполне-

ние – 100,0% к уточненной росписи). 

На реализацию Указа № 604 в части увели-

чения численности военнослужащих, проходя-

щих военную службу по контракту, в 2018 году 

предусмотрены бюджетные ассигнования 

 

в объеме 107,8 млрд рублей, в том числе Минобо-

роны России – 99,4 млрд рублей, Росгвардии – 

8,4 млрд рублей (исполнение – 100,0% к уточнен-

ной росписи).

Указ Президента Российской Федерации 

 

от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации 
внешнеполитического курса Российской Федерации» 
направлен на последовательную реализацию внеш-

неполитического курса Российской Федерации, по-

зволяющего обеспечивать ее национальные интере-

сы на основе принципов прагматизма, открытости  

и многовекторности.

В целях осуществления бюджетных инвести-

ций и поддержки инвестиционной деятельности  

в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия 

в 2018 году предоставлена финансовая помощь:

 

– Республике Абхазия в объеме 1,2 млрд рублей;

 

– Республике Южная Осетия – 1,4 млрд рублей.

В целях социально-экономического развития 

Республики Абхазия и Республики Южная Осетия  

в 2018 году предоставлена финансовая помощь:

 

– Республике Абхазия в объеме 3,2 млрд рублей;

 

– Республике Южная Осетия – 4,6 млрд рублей.

Выделение финансовой помощи республикам 

позволило обеспечить выполнение социальных 

обязательств перед гражданами Российской Феде-

рации, финансирование социально значимых ин-

вестиционных проектов, а также реализовать ме-

роприятия по восстановлению ликвидности Банка 

Абхазии. 

Указ Президента Российской Федерации 

 

от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации  
демографической политики Российской Федерации»

 

(далее – Указ № 606) направлен на совершенство-

вание демографической политики Российской 

 

Федерации, в том числе за счет:

 

– установления нуждающимся в поддержке семь- 

ям ежемесячной денежной выплаты в размере 

определенного в субъекте Российской Феде-

рации прожиточного минимума для детей, на-

значаемой в случае рождения после 31 декабря  

2012 года третьего ребенка или последующих де-

тей до достижения ребенком возраста трех лет;

 

– обеспечения реализации мер, направленных на 

совершенствование миграционной политики.

В 2018 году из федерального бюджета бюдже- 

там 60 субъектов Российской Федерации с не-

благоприятной демографической ситуацией 

предоставлена субсидия на софинансирование 

расходных обязательств субъектов Российской Феде-

рации, возникающих при назначении нуждающимся  

в поддержке семьям ежемесячной денежной 

 

выплаты в связи с рождением третьего ребенка или 

последующих детей до достижения ребенком воз-

раста трех лет, в сумме 15,7 млрд рублей (исполне-

ние –  15,4 млрд рублей, или 98,1% к уточненной 

росписи). Сложившийся уровень бюджетных ассиг-

нований обусловлен заявительным характером вы-

платы. 

В 2018 году в регионах с неблагоприятной демо-

графической ситуацией, которым предоставляется 

данная субсидия, родилось 186,1 тыс. детей, кото-

рые в семье являются третьими или последующими 

детьми. 

Федеральным законом «О федеральном бюдже-

те на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 го-

дов» МВД России на 2018 год утверждены бюджет-

ные ассигнования по подпрограмме «Реализация 

полномочий в сфере внутренних дел» государствен-

ной программы «Обеспечение общественного по-

рядка и противодействие преступности» в объеме 

2,1 млрд рублей, в том числе на предоставление суб-

сидий бюджетам субъектов Российской Федерации 

на реализацию мероприятий, предусмотренных ре-

гиональными программами переселения, включен-

ными в Государственную программу по оказанию 

содействия добровольному переселению в Россий-

скую Федерацию соотечественников, проживаю-

щих за рубежом, в объеме 0,2 млрд рублей.

В 2018 году законодательно утвержденный объ-

ем бюджетных ассигнований для реализации Ука-

за № 606 увеличен на сумму 1,0 млрд рублей, в том 

числе на: 

 

– оказание мер социальной поддержки участникам 

Государственной программы по оказанию со-

действия добровольному переселению в Россий-

скую Федерацию соотечественников, прожива-

ющих за рубежом, в сумме 0,9 млрд рублей;

 

– предоставление субсидий бюджетам субъектов 

Российской Федерации на реализацию меро-

приятий, предусмотренных региональными про-

граммами переселения, включенными в Госу-

дарственную программу по оказанию содействия 

добровольному переселению в Российскую 

 

Федерацию соотечественников, проживающих 

за рубежом, в сумме 0,1 млрд рублей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

93

По состоянию на 1 января 2019 года бюджетные 

ассигнования по уточненной росписи составили 

3,1 млрд рублей (исполнение – 99,7% к уточненной 

росписи).

В целом необходимо отметить, что по основ-

ным направлениям, предусмотренным в 2018 году  

на реализацию мероприятий Указов, бюджетные 

ассигнования исполнены в полном объеме, что 

 

позволило:

 

– обеспечить рост оплаты труда отдельных катего-

рий работников;

 

– частично компенсировать бюджетам субъектов 

Российской Федерации дополнительные расхо-

ды на повышение оплаты труда работников бюд-

жетной сферы;

 

– обеспечить повышение стипендий нуждающим-

ся студентам первого и второго курсов, обуча-

ющимся по очной форме обучения за счет бюд-

жетных ассигнований федерального бюджета 

 

по программам бакалавриата и программам под-

готовки специалиста и имеющим оценки успева-

емости «хорошо» и «отлично»;

 

– обеспечить государственную поддержку ведущих 

университетов в целях повышения их конкурен-

тоспособности среди ведущих мировых и науч-

но-образовательных центров;

 

– провести творческие проекты для детей и моло-

дежи в области искусства;

 

– реализовать запланированные мероприятия по 

развитию инженерной инфраструктуры ФЦП 

«Социально-экономическое развитие Куриль-

ских островов (Сахалинская область) на 2016–

2025 годы»;

 

– обеспечить реализацию мероприятий по разви-

тию ТОР и подготовки инвестиционных проек-

тов в Дальневосточном федеральном округе.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

95

Государственный долг  

Российской Федерации

По состоянию на 1  января 2019 года объем го­

сударственного долга Российской Федерации сос­

тавил 12 591,3 млрд рублей, увеличившись за год на 

1 031,6 млрд рублей. За отчетный период доля госу­

дарственного внешнего долга Российской Федера­

ции в  общем объеме государственного долга Рос­

сийской Федерации увеличилась с  24,8% до 27,1%. 

Соответственно доля государственного внутреннего 

долга Российской Федерации уменьшилась с 75,2% 

до 72,9%.

Динамика государственного долга Российской 

Федерации за последние 5 лет представлена на 

рисунке 43

.

6.1. Государственный внутренний долг 

Российской Федерации

По состоянию на 1  января 2019 года объем го­

сударственного внутреннего долга Российской Фе­

дерации увеличился до 9 176,4 млрд рублей или на 

486,8 млрд рублей по сравнению с объемом на 1 ян­

варя 2018 года.

Структура и  объем государственного внутрен­

него долга Российской Федерации за 2018 год пред­

ставлены в таблице 16.

Основная доля (84,5%) государственного внут­

реннего долга Российской Федерации приходится 

на 01.01.2015

на 01.01.2016

на 01.01.2017

на 01.01.2018

3 057,9

3,9%

3 644,3

4,4%

7 241,2

9,1%

7 307,6

8,8%

Государственный внутренний долг Российской Федерации
Государственный внешний долг Российской Федерации

10 299,1

13,0%

10 951,9

13,2%

3 106,3

3,6%

8 003,5

9,3%

11 109,8

12,9%

на 01.01.2019

2 870,1

3,1%

8 689,6

9,4%

11 559,7

12,6%

3 414,9

3,3%

9 176,4

8,9%

12 591,3

12,2%

Государственный долг Российской Федерации в 2014–2018 годах 

млрд рублей / % к ВВП

Рисунок 43

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

96

Таблица 16

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации 

млрд рублей

Виды долговых обязательств

Объем государственного внутреннего долга  

Российской Федерации

Отклонение

на 01.01.2018

на 01.01.2019

1

2

3

4

ВСЕГОв том числе:

8 689,6

9 176,4

486,8

Государственные ценные бумаги  

Российской Федерации – всего, в том числе:

7 247,1

7 749,5

502,4

ОФЗ-ПД

4 283,6

4 929,4

645,8

ОФЗ-АД

539,8

416,9

-122,9

ОФЗ-ПК

1 748,4

1 731,8

-16,6

ОФЗ-ИН

168,5

253,5

85,0

ОФЗ-н

39,2

55,6

16,4

ГСО-ППС

245,6

230,3

-15,3

ГСО-ФПС

132,0

132,0

0,0

ОВОЗ

90,0

0,0

-90,0

Прочие*

0,0

0,0

0,0

Государственные гарантии Российской Федерации  

в валюте Российской Федерации

1 442,5

1 426,9

-15,6

* Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года.

на обязательства по государственным ценным бу­

магам Российской Федерации, номинальная стои­

мость которых указана в валюте Российской Феде­

рации. Увеличение государственного внутреннего 

долга Российской Федерации, выраженного в госу­

дарственных ценных бумагах Российской Федера­

ции, за 2018 год составило 6,9%.

Программа государственных внутренних заим­

ствований Российской Федерации на 2018 год была 

выполнена на 86,9%. Объем привлеченных средств 

составил 1 036,6 млрд рублей, что на 39,1% меньше, 

чем в 2017 году. Объем погашения государственных 

ценных бумаг Российской Федерации, номинальная 

стоимость которых выражена в рублях, в 2018 году 

составил 529,0 млрд рублей, а чистое привлечение — 

507,5 млрд рублей.

В 2018  году по сравнению с  2017 годом государ­

ственные заимствования осуществлялись в  значи­

тельно менее благоприятных условиях, большая 

часть 2018 года стала одной из самых сложных для 

российского долгового рынка с  2015 года. Рынок 

государственных ценных бумаг Российской Феде­

рации в 2018 году оказался под серьезным давлени­

ем в результате сочетания ряда весомых негативных 

факторов. За расширением США антироссийских 

санкций в начале апреля 2018 года последовала вол­

на оттока капитала с развивающихся рынков, обус­

ловленная ужесточением ФРС США денежно­кре­

дитной политики и «торговыми войнами». В августе 

2018 года санкционный фон был усилен законо­

проектом, внесенным в Конгресс США, расширяю­

щим санкции в отношении России.

В результате давления внешних факторов зна­

чительно ослаб курс рубля, вернувшись в  конце 

2018 года к уровням середины 2016 года. Указанный 

фактор вкупе с ростом инфляционных ожиданий по­

требовал от Банка России двухэтапного повышения 

ключевой ставки с 7,25% до 7,75%, то есть до уров­

ня начала 2018 года. Также в  целях поддержки на­

циональной валюты регулятор в середине 2018 года 

прекратил до конца года приобретение валюты на 

организованном рынке для Минфина России, осу­

ществляемое в рамках «бюджетного правила».

Так, в  результате действия вышеуказанных фак­

торов доходности 10­летних ОФЗ за 2018 год вырос­

ли на 120 б. п., до 8,7% годовых.

Таблица 17

Структура размещенных в 2018 году ОФЗ  

по срокам до погашения 

Срок до погашения при размещении

Удельный вес, %

до 5 лет

30,3

от 5 до 10 лет

40,4

более 10 лет

29,3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

97

В целях поддержания рынка в условиях растущих 

доходностей Минфин России в 2018 году значитель­

но снизил объемы предложения ОФЗ на аукционах, 

диверсифицировав предложение долговых инстру­

ментов как по типам, так и  по срокам. С  апреля 

2018  года возобновлено предложение участникам 

рынка таких защитных инструментов, как ОФЗ 

с индексируемым на инфляцию номиналом и ОФЗ 

с переменным купонным доходом.

Благодаря действиям Минфина России средняя 

доходность размещенных ОФЗ снизилась на 0,47 про­

центного пункта до 7,40%

3

, средний срок до погаше­

ния (дюрация) уменьшился на 0,1 года, до 5,8 лет. В ре­

зультате доходность портфеля ОФЗ за 2018 год выросла 

на 0,9%, до 8,3%

4

, а дюрация — снизилась на 0,3 года, 

до 4,0 лет.

В 2018 году Минфин России провел 81 аукцион 

по размещению ОФЗ, 3 из которых были признаны 

несостоявшимися; также принято решение о  не­

проведении 5 аукционов.

В 2018  году Минфин России продолжил разме­

щение облигаций федерального займа для физи­

ческих лиц (ОФЗ­н), за счет которых привлечено 

1,7% от общего объема привлечения, что составило 

17,5 млрд рублей.

В 2018  году продолжено оказание государствен­

ной гарантийной поддержки. Всего по итогам года 

предоставлено 3 государственных гарантии Россий­

ской Федерации в  валюте Российской Федерации 

на общую сумму 323,5 млрд рублей. По сравнению 

с  2017 годом объем государственной гарантийной 

поддержки в валюте Российской Федерации увели­

чился более чем в 3 раза. При этом наибольшая доля 

в общем объеме государственных гарантий Россий­

ской Федерации в  валюте Российской Федерации, 

предоставленных в  2018 году, приходится на «Фа­

брику проектного финансирования» (294,0 млрд 

рублей, или 90,9%). Государственные гарантии Рос­

сийской Федерации, предос тавленные в рамках реа­

лизации антикризисных мер (16,1 млрд рублей) и по 

обязательствам АО «РОСНАНО» (13,4 млрд рублей), 

составили относительно небольшую величину (5,0% 

и 4,1% соответственно).

По состоянию на 1 января 2019 года доля государ­

ственных гарантий Российской Федерации в валюте 

Российской Федерации в  общем объеме государ­

ственного внутреннего долга Российской Федерации 

составила 15,5% (по состоянию на 1 января 2018 года 

указанная доля составляла 16,6%).

6.2. Государственный внешний долг

Российской Федерации

По состоянию на 1  января 2019 года объем го­

сударственного внешнего долга Российской Феде­

рации составил 49,2 млрд долл. США (3 414,9 млрд 

рублей). За отчетный период государственный 

внешний долг Российской Федерации уменьшил­

ся на 0,6 млрд долл. США (в рублевом эквиваленте 

увеличился на 544,8 млрд рублей).

Структура и объем государственного внешне­

го долга Российской Федерации представлены 

в таблице 18.

В марте 2018  года Минфин России разместил 

новый выпуск облигаций внешних облигационных 

займов Российской Федерации (далее — еврообли­

гации) с  погашением через 11 лет («Россия­2029») 

в  объеме 1,5 млрд долл. США и  дополнительный 

выпуск еврооблигаций с  погашением через 29 

лет («Россия­2047») в  объеме 2,5 млрд долл. США 

в  рамках комплексной сделки, предполагающей 

одновременно проведение обмена еврооблигаций 

и  привлечение средств в  рамках программы госу­

дарственных внешних заимствований Российской 

Федерации. В  результате выпуск «Россия­2030» пе­

рестал быть крупнейшим российским суверенным 

выпуском в  обращении. Его место занял выпуск 

«Россия­2047» с  номинальным объемом в  обраще­

нии 7,0 млрд долл. США, ставший одним из самых 

крупных и высоколиквидных выпусков­бенчмарков 

на рынке государств с формирующимися рынками.

Из средств, привлеченных от размещения, 3,2 млрд 

долл. США использованы для выкупа ранее выпу­

щенных еврооблигаций с  погашением в  2030  году 

(«Россия­2030»). В  результате проведенного обмена 

повышена ликвидность обращающихся суверенных 

еврооблигаций; выплаты по государственному внеш­

нему долгу Российской Федерации в 2018–2020 годах 

сократились на 1,35 млрд долл. США.

Географическое распределение держателей но­

вого и  дополнительного выпусков еврооблигаций 

представлено на рисунке 44.

В начале декабря 2018 года состоялось первое 

с 2013 года размещение еврооблигаций в евро со 

сроком погашения через 7 лет («Россия­2025») 

объемом 1,0 млрд евро по номиналу. Подавляю­

щий объем выпуска объяснимо приобрели ин­

весторы из Европы (73%), демонстрируя устой­

чивый интерес к  кредитному риску Российской 

Доходности по ОФЗ с переменным купонным доходом рассчитаны с учетом прогноза Минфина России по ставке РУОНИА.

Рассчитано без учета ОФЗ с амортизацией долга выпуска № 46023RMFS, характеризующегося низкой ликвидностью, что, в свою 

очередь, приводит к серьезному искажению цено образования данного выпуска.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..