Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 4

 

 

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

50

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 37,1 млрд рублей, исполнение составило 

36,5 млрд рублей, или 98,5% к уточненной росписи 

(рисунок 22).

В 2018 году бюджетам субъектов Российской 

Федерации из федерального бюджета предоставле-

ны субсидии на реализацию:

 

– дополнительных мероприятий в сфере занятости 

населения (0,65 млрд рублей);

 

– мероприятий в области поддержки занятости  

в рамках приоритетной программы «Повышение 

производительности труда и поддержка занято-

сти» (0,52 млрд рублей).

В результате реализации мероприятий госу-

дарственной программы в 2018 году удалось не до-

пустить возникновения напряженности на рынке 

труда. Среднегодовая численность граждан, при-

знанных безработными, составила 0,72 млн че-

ловек, снизившись с 0,77 млн человек в январе 

2018 года до 0,68 млн человек в декабре 2018 года.

5.2.1.4. Государственная программа 
«Обеспечение доступным и комфортным 
жильем и коммунальными услугами  
граждан Российской Федерации»

Государственная программа «Обеспечение до-

ступным и комфортным жильем и коммунальными 

услугами граждан Российской Федерации» утверж-

дена постановлением Правительства Российской 

Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

С 2018 года государственная программа «Обес- 

печение доступным и комфортным жильем 

 

и коммунальными услугами граждан Российской 

Федерации» переведена на проектное управление. 

Целями государственной программы являются:

 

– увеличение годового объема ввода жилья 

 

до 120 млн кв. м в 2025 году;

 

– снижение отношения средней стоимости квар-

тиры площадью 54 кв. м к среднему годово-

му денежному доходу семьи из 3 человек до 2,3  

в 2025 году;

 

– повышение производительности труда в стро-

ительстве на 25% в 2025 году по отношению  

к уровню 2017 года;

 

– обеспечение качества и доступности услуг жи-

лищно-коммунального хозяйства, выражающе-

еся в увеличении индекса качества жилищно-

коммунальных услуг в среднем по Российской 

Федерации до 23,5 к 2025 году;

 

– повышение индекса качества городской среды.

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 116,1 млрд рублей, исполнение составило 

107,1 млрд рублей, или 92,3% к уточненной росписи 

(рисунок 23).

В 2018 году реализация государственной прог- 

раммы «Обеспечение доступным и комфортным 

жильем и коммунальными услугами граждан Рос-

сийской Федерации» осуществлялась по следую-

щим основным направлениям.

В рамках подпрограммы «Создание условий для 

обеспечения доступным и комфортным жильем граж-
дан России»

 (исполнение составило 50,8 млрд рублей, 

или 88,1% к уточненной росписи) осуществлялось:

 

– обеспечение жильем отдельных категорий граж-

дан, установленных Федеральным законом 

 

от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»,  

в соответствии с Указом Президента Российской 

Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспе-

чении жильем ветеранов Великой Отечествен-

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы «Обеспечение  

доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Рисунок 23

Подпрограмма «Создание условий для обеспечения 

доступным и комфортным жильем граждан России»

Подпрограмма «Создание условий для обеспечения

качественными услугами жилищно-коммунального

хозяйства граждан России»

Подпрограмма  «Обеспечение реализации

государственной программы»

50,7

47,4

1,9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

51

ной войны 1941–1945 годов», исполнение соста-

вило 1,9 млрд рублей, или 98,0% к уточненной 

росписи.

Всего на указанные цели начиная с 2008 года 

из федерального бюджета выделены средства 

 

в объеме 324,2 млрд рублей, из них:

 

• 2013 год – 30,0 млрд рублей;

 

• 2014 год – 9,0 млрд рублей;

 

• 2015 год – 12,5 млрд рублей;

 

• 2016 год – 10,0 млрд рублей;

 

• 2017 год – 4,48 млрд рублей;

 

• 2018 год – 2,0 млрд рублей;

 

– обеспечение жильем отдельных категорий граж-

дан, установленных Федеральным законом 

от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»,  

исполнение составило 1,2 

млрд 

рублей, или 

94,6% к уточненной росписи;

 

– обеспечение жильем отдельных категорий граж-

дан, установленных Федеральным законом 

от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной 

защите инвалидов в Российской Федерации», ис-

полнение составило 1,1 млрд рублей, или 87,9% 

к уточненной росписи;

 

– переселение граждан из жилых помещений, рас-

положенных в зоне Байкало-Амурской магистра-

ли, признанных непригодными для проживания, 

и (или) жилых помещений с высоким уровнем 

износа, исполнение составило 588,2 млн рублей, 

или 98,9% к уточненной росписи.

В рамках реализации данной подпрограммы  

за 2018 год предоставлено 412 жилых помеще-

ний и социальных выплат семьям – участникам  

мероприятия;

 

– обеспечение жильем молодых ученых за счет 

предоставления социальных выплат на приоб-

ретение жилых помещений, исполнение соста-

вило 377,1 млн рублей, или 100,0% к уточненной  

росписи. 

В рамках данного мероприятия продолжалось 

предоставление социальных выплат по государ-

ственным жилищным сертификатам (далее – 

ГЖС) гражданам – участникам подпрограммы. 

За 2018 год реализовано 190 ГЖС;

 

– обеспечение жильем молодых семей. Расходы 

федерального бюджета на предоставление суб-

сидий на софинансирование расходных обяза-

тельств на социальные выплаты молодым семьям 

на приобретение (строительство) жилых поме-

щений составили 4,2 млрд рублей, или 98,8% 

 

к уточненной росписи. 

Реализация мероприятия позволила предо-

ставить социальные выплаты 15,2 тыс. молодых  

семей. Из них реализовано 14,6 тыс. свидетельств. 

В соответствии с Правилами предоставления мо-

лодым семьям социальных выплат на приобретение 

(строительство) жилья и их использования срок 

действия свидетельства о праве на получение со-

циальной выплаты составляет не более 7 месяцев.  

Таким образом, реализация оставшихся свиде-

тельств будет осуществлена в 2019 году.

В рамках реализации мероприятия «Выполне-

ние государственных обязательств по обеспечению 

жильем категорий граждан, установленных феде-

ральным законодательством» продолжалось пре-

доставление социальных выплат по ГЖС гражда- 

нам – участникам подпрограммы.

Обеспечены государственными жилищными 

сертификатами 6 942 гражданина Российской Фе-

дерации, перед которыми государство имеет обяза-

тельства в соответствии с законодательством Рос-

сийской Федерации (таблица 9). 

В рамках реализации переданных полномочий 

по обеспечению жилыми помещениями граждан, 

уволенных с военной службы (службы), и прирав-

ненных к ним лиц, вставших до 1 января 2005 года 

на учет в качестве нуждающихся в улучшении 

 

Таблица 9

Наименование категорий граждан

Реализовано  

сертификатов ГЖС

1

2

Всего 

6 942

в том числе:

граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

2 855 

вынужденные переселенцы

1 686 

граждане – участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие  

в результате этих аварий, и приравненные к ним лица

1 214 

военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы 

(службы), и приравненные к ним лица

   883 

граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований  

и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований

   303 

граждане, подлежащие отселению с комплекса Байконур

     1 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

52

жилищных условий в органах местного самоуправ-

ления, по итогам 2018 года обеспечено жильем 211 

семей граждан, уволенных с военной службы.

В рамках приоритетного проекта «Ипоте-

ка и арендное жилье»

 исполнение составило 

19,6 млрд рублей, или 97,2% к уточненной росписи, 

расходы бюджетов субъектов Российской Федера-

ции и местных бюджетов составили 4,8 млрд руб- 

лей, или 63,5%. 

Финансовая поддержка из федерального бюд- 

жета направлялась на софинансирование строи-

тельства объектов социальной и дорожной инфра-

структуры.

В 2018 году в рамках подпрограммы введено  

жилье в объеме 7,7 млн кв. м, что в 1,4 раза выше 

установленного подпрограммой показателя.

По состоянию на 1 января 2019 года введено  

в эксплуатацию более 50 объектов социальной 

 

и дорожной инфраструктуры.

В рамках подпрограммы «Создание условий для 

обеспечения качественными услугами жилищно-ком-
мунального хозяйства граждан России»

 (исполнение 

составило 54,3 млрд рублей, или 96,4% к уточнен-

ной росписи) осуществлялось: 

 

– софинансирование капитальных вложений 

 

в объекты муниципальной собственности, ис-

полнение составило 2,7 млрд рублей, или 90,8% 

к уточненной росписи;

 

– софинансирование капитальных вложений 

 

в объекты государственной собственности 

субъектов Российской Федерации, исполнение  

составило 1,8 млрд рублей, или 100,0% к уточ-

ненной росписи;

 

– предоставление иного межбюджетного трансфер-

та бюджету Краснодарского края на реализацию 

инвестиционного проекта по модернизации во-

допроводно-канализационного хозяйства г. Ге-

ленджика, исполнение составило 2,0 млрд руб- 

лей, или 100,0% к уточненной росписи;

 

– реализация приоритетного проекта «Обеспечение 

качества жилищно-коммунальных услуг»

.

В рамках приоритетного проекта реализуют-

ся мероприятия за счет имущественного взноса 

Российской Федерации в Фонд ЖКХ для уве-

личения лимитов предоставления финансовой 

поддержки субъектам Российской Федерации 

 

на реализацию региональных программ мо-

дернизации систем коммунальной инфра- 

структуры.

На указанные цели в 2013–2018 годах вы-

делены бюджетные ассигнования федерально-

го бюджета в объеме 16,2 млрд рублей, из них  

в 2018 году – 5,0 млрд рублей;

 

– реализация приоритетного проекта «Формирова-

ние комфортной городской среды»

.

В рамках указанного приоритетного проекта 

предоставлены субсидии на поддержку государ-

ственных программ субъектов Российской Федера-

ции (муниципальных программ) формирования со-

временной городской среды, исполнение составило 

24,1 млрд рублей, или 96,3% к уточненной росписи. 

В 2018 году в реализации приоритетного проекта 

приняло участие 3 002 муниципальных образования 

с численностью 107 млн человек.

По сравнению с 2017 годом практически в 2 раза 

увеличилось количество муниципальных образо-

ваний, принявших участие в приоритетном проек-

те, и на 24% увеличился охват проектом населения  

(в 2017 году приняло участие 1 653 муниципалитета  

с охватом населения 85,6 млн человек).

В 2018 году благоустроено 22 986 объектов, что 

составляет 104,2% от планового значения (22 065 

территорий), в том числе: 

 

• 18 979 дворов, что составляет 104,7% от плано- 

вого значения;

 

• 3 804 общественные территории, что составляет 

101,9% от планового значения;

 

• 203 парка, составляет 102,5% от планового 

 

значения.

При этом на 47,9% увеличилось количество 

благоустраиваемых общественных пространств 

 

по сравнению с 2017 годом (в 2017 году благоустрое-

но 2 572 общественных пространства).

Тем не менее по итогам года не завершено 102 

объекта (0,44% от общего количества объектов)  

в 17 субъектах Российской Федерации, в том числе 

79 дворов и 23 общественные территории.

Разработан и апробирован новый механизм 

 

вовлечения граждан в решение вопросов городского 

развития, в том числе не имеющие мировых анало-

гов – проведение рейтингового голосования в целях 

определения общественных пространств, подлежа-

щих благоустройству в первоочередном порядке.

В рейтинговом голосовании, проведенном 

 

на территории 83 регионов в 823 муниципалитетах, 

приняло участие порядка 18 млн человек.

По итогам рейтингового голосования принято 

решение о выборе 1 545 общественных пространств 

(33% от количества вынесенных на голосование), 

при этом 80% отобранных территорий предложены 

самими гражданами. 

С учетом результатов рейтингового голосова-

ния актуализированы и приняты в 7 061 муни-

ципальном образовании пятилетние программы 

формирования современной городской среды 

 

на 2018–2022 годы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

53

В 2018 году апробирован механизм оценки ка- 

чества городской среды в различных населенных 

пунктах Российской Федерации. В соответствии  

с методикой, проведена первая оценка качества  

городской среды 300 населенных пунктов России  

и по итогам сформирован индекс качества город-

ской среды. 

В 2018 году впервые в Российской Федерации 

проведен Всероссийский конкурс лучших проектов 

создания комфортной городской среды в малых го-

родах и исторических поселениях, призовой фонд 

которого составил 4,9 млрд рублей. 

Конкурсные заявки поступили от 82 субъектов 

Российской Федерации (за исключением г. Моск- 

вы, г. 

Севастополя и Еврейской автономной 

 

области), представивших 455 конкурсных заявок. 

По итогам отобрано 80 комплексных проектов фор-

мирования комфортной городской среды на терри-

тории всех федеральных округов. 

В настоящий момент продолжается работа 

 

по формированию Федерального реестра лучших 

практик (проектов) благоустройства, полученных  

в ходе реализации приоритетного проекта.

84 региона (за исключением г. Москвы) предста-

вили 449 проектов для оценки экспертами на пред-

мет включения в Федеральный реестр (по итогам 

реализации проекта в 2017 году в указанный реестр 

включено 125 практик).

5.2.1.5. Государственная программа  
«Развитие культуры и туризма»  
на 2013–2020 годы

Государственная программа «Развитие культуры 

и туризма» на 2013–2020 годы утверждена поста-

новлением Правительства Российской Федерации  

от 15 апреля 2014 года № 317.

Целями государственной программы «Развитие 

культуры и туризма» на 2013–2020 годы являются 

реализация стратегической роли культуры как ду-

ховно-нравственного основания для формирования 

гармонично развитой личности, укрепления един-

ства российского общества и гражданской иден-

тичности, а также комплексное развитие туризма 

для приобщения граждан Российской Федерации  

к культурному и природному наследию с учетом 

обеспечения экономического и социокультурного 

прогресса в регионах Российской Федерации.

Достижение указанных целей обеспечивается 

 

решением следующих задач:

 

– сохранение культурного и исторического на-

следия народа, обеспечение гражданам доступа  

к культурным ценностям;

 

– создание условий для реализации каждым чело-

веком его творческого потенциала;

 

– повышение качества и конкурентоспособности 

туристского продукта Российской Федерации 

 

на внутреннем и мировом рынках;

 

– создание благоприятных условий для устойчи- 

вого развития сфер культуры и туризма.

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 107,2 млрд рублей, исполнение составило 

89,1 млрд рублей, или 83,1% к уточненной росписи 

(рисунок 24).

В рамках реализации государственной про-

граммы «Развитие культуры и туризма» на 2013– 

2020 годы в 2018 году достигнуты следующие основ-

ные результаты.

По подпрограмме «Наследие» (исполнение 

 

составило 28,7 млрд рублей, или 91,3% к уточненной 

росписи):

 

– обеспечено функционирование федеральных 

 

библиотек, музеев, в том числе ФГБУК «Государ-

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы

«Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы

Рисунок 24

Подпрограмма «Наследие»

Подпрограмма «Искусство»

Подпрограмма «Туризм»

Подпрограмма «Обеспечение условий реализации

государственной программы Российской Федерации

«Развитие культуры и туризма»  

ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)»  

ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма

в Российской Федерации (2011–2018 годы)»

32,2

43,2

0,6

8,8

3,6

11,7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

54

ственный Эрмитаж», проведены мероприятия  

по укреплению их материально-технической 

базы, повышению оплаты труда работников;

 

– проведены работы по реконструкции имуще-

ственного комплекса Государственного музея 

изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 

(1,0 млрд рублей);

 

– завершена реализация за счет средств федераль-

ного бюджета комплексного проекта «Культур-

ное наследие – остров-град Свияжск и древний 

Болгар» (0,4 млрд рублей).

По подпрограмме «Искусство» (исполнение 

 

составило 38,5 млрд рублей, или 99,3% к уточнен-

ной росписи):

 

– обеспечено функционирование федеральных 

театров, в том числе ФГБУК «Государственный 

академический Большой театр России», кон-

цертных организаций, проведены мероприятия 

по укреплению их материально-технической 

базы, повышению оплаты труда работников;

 

– осуществлена выплата грантов Президента Рос-

сийской Федерации (с учетом проведенной ин-

дексации) и Правительства Российской Феде-

рации, премий и стипендий в сфере культуры 

(8,7 млрд рублей);

 

– обеспечены мероприятия по подготовке и прове-

дению празднования юбилейных дат, реализации 

творческих проектов в сфере культуры и искус-

ства, памятных дат субъектов Российской Феде-

рации на федеральном уровне (2,6 млрд рублей);

 

– увеличена поддержка производства, проката, 

показа национальных фильмов, проведения 

киномероприятий, что позволило увеличить 

количество запускаемых в производство нацио-

нальных фильмов, повысить уровень и качество 

российского кинематографа, развитие пока-

за фильмов в регионах Российской Федерации  

(8,8 млрд рублей);

 

– кассовые сборы отечественных фильмов до- 

стигли 13,8 млрд рублей, а совокупная посещае-

мость – 57,9 млн зрителей; 

 

– доля российского кино составила 27,5% от сово-

купных кассовых сборов кинопроката Россий-

ской Федерации и 28,9% от общего числа про-

данных билетов; 

 

– в прокат вышло 142 фильма российского произ-

водства (27,3% от общего числа фильмов, вышед-

ших в прокат в 2018 году), проведено 8 киноме-

роприятий и 33 международных кинофестиваля 

в Российской Федерации; 

 

– национальные фильмы были представлены 

 

на 7 международных кинофестивалях, в 36 стра-

нах проведено 57 российских киномероприятий, 

642 сеанса за рубежом, российские фильмы от-

мечены 20 призами международных кинофести-

валей за рубежом;

 

– с целью вовлечения людей с ограниченными  

возможностями в активную социокультурную 

деятельность осуществлено тифлокомменти-

рование и субтитрировано 24 полнометражных 

фильма;

 

– переоборудованы 172 кинозала в 57 субъектах 

Российской Федерации в населенных пунктах  

с численностью населения до 500 тыс. человек.

По подпрограмме «Туризм» (исполнение сос- 

тавило 0,5 млрд рублей, или 62,6% к уточненной  

росписи):

 

– проведены мероприятия с участием представи-

телей российских регионов и зарубежных стран 

с презентацией российских туристских возмож-

ностей, в том числе туристических маршрутов 

по городам-организаторам чемпионата мира 

 

по футболу FIFA 2018;

 

– проведены культурно-просветительские про-

граммы для школьников;

 

– начат пилотный проект по поддержке туропе-

раторов, обеспечивающих прирост турпотока 

 

по приоритетным туристским маршрутам.

По подпрограмме «Обеспечение условий реали-

зации государственной программы Российской Феде-
рации «Развитие культуры и туризма» 

(исполнение 

составило 7,8 млрд рублей, или 94,8% к уточненной 

росписи):

 

– завершено строительство 37 новых сель-

ских домов культуры, проведены реконструк-

ция шести и капитальный ремонт 84 уже 

существующих сельских домов культуры, ме-

роприятия по поддержке лучших сельских 

учреждений культуры и их работников, ком-

плектованию книжных фондов, подключению 

библиотек к сети Интернет, оказана поддерж-

ка регионам по новому направлению – созда-

ние и оснащение сети виртуальных концертных  

залов;

 

– продолжена поддержка творческой деятель-

ности муниципальных театров в населенных 

пунктах с численностью населения до 300 тыс.  

человек, а также творческой деятельности 

 

и технического оснащения детских и куколь-

ных театров (со значительным увеличением) 

 

(1,6 млрд рублей);

 

– осуществлены мероприятия по обеспечению 

развития и укрепления материально-техни-

ческой базы домов культуры в населенных 

пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек  

(1,4 млрд рублей).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

55

По ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)» 

(исполнение составило 10,4 млрд рублей, или 42,5% 

к уточненной росписи):

 

– осуществлены мероприятия в области культуры, 

искусства, кинематографии;

 

– обеспечено проведение работ по строительству 

и реконструкции таких основных объектов, как:

 

• строительство музейного комплекса ФГБУК 

«Всероссийское музейное объединение «Го- 

сударственная Третьяковская галерея» 

 

в г. Москве (0,5 млрд рублей);

 

• строительство Новой сцены ФГБУК 

 

«Академический Малый драматический 

 

театр – театр Европы» (г. Санкт-Петербург)  

(0,4 млрд рублей);

 

•  строительство (реконструкция) Главного кор-

пуса ФГБУК «Музей мирового океана» (г. Ка-

лининград) (0,4 млрд рублей);

 

• реконструкция и строительство объектов иму-

щественного комплекса ФГБОУ ВПО «Мос- 

ковская государственная консерватория (уни-

верситет) имени П.И. Чайковского» (г. Моск- 

ва) (0,2 млрд рублей).

Кроме того, в 2018 году обеспечено строитель-

ство и реконструкция ряда региональных объек-

тов культуры, из них завершено:

 

• строительство пристройки сценическо-зри-

тельского комплекса и реконструкция суще-

ствующего здания ГАУК АО «Архангельский 

областной театр кукол» (г. Архангельск);

 

• реконструкция здания БУК «Омский драма-

тический театр «Галерка» с пристройкой до-

полнительных помещений;

 

• строительство центра славянской культуры  

в с. Дивеево Нижегородской области.

По ФЦП «Развитие внутреннего и въездного 

 

туризма в Российской Федерации (2011–2018

 годы)» 

(исполнение составило 3,2 млрд рублей, или 91,6%  

к уточненной росписи):

 

– осуществлена реализация мероприятий в сфере 

туризма, в том числе софинансирование созда-

ния обеспечивающей инфраструктуры турист-

ско-рекреационных кластеров в субъектах Рос-

сийской Федерации, организация и проведение 

международных, общероссийских, межрегио-

нальных туристских форумов, выставок, пресс-

туров для 35 представителей международных 

агентств, российских средств массовой инфор-

мации по городам-организаторам чемпионата 

мира по футболу FIFA 2018, иных мероприятий; 

 

– полностью завершены работы по созданию 7 ту- 

ристско-рекреационных и 1 автотуристского 

кластеров в 8 субъектах Российской Федерации;

 

– введено в эксплуатацию 80 объектов обеспечи-

вающей инфраструктуры туристско-рекреаци-

онных и автотуристских кластеров в 23 субъектах 

Российской Федерации.

Реализация ФЦП «Культура России (2012– 

2018 годы)», ФЦП «Развитие внутреннего и въезд-

ного туризма в Российской Федерации (2011– 

2018 годы)» завершена в 2018 году. С 2019 года меро-

приятия будут реализовываться в рамках иных под-

программ государственной программы «Развитие 

культуры и туризма» на 2013–2020 годы. 

5.2.1.6. Государственная программа  
«Реализация государственной  
национальной политики»

Государственная программа «Реализация госу-

дарственной национальной политики» утверждена 

постановлением Правительства Российской Феде-

рации от 29 декабря 2016 года № 1532.

Целями государственной программы «Реа-

лизация государственной национальной поли-

тики» являются гармонизация национальных 

 

и межнациональных (межэтнических) отношений, 

обеспечение равенства прав и свобод человека 

 

и гражданина независимо от расы, национально-

сти, языка, отношения к религии и других обстоя-

тельств, успешная социальная и культурная адапта-

ция и интеграция мигрантов, сохранение и развитие 

этнокультурного многообразия народов России, 

укрепление общероссийского гражданского само-

сознания и духовной общности многонациональ-

ного народа Российской Федерации (российской  

нации).

Достижение указанных целей обеспечивается 

решением следующих задач:

 

– повышение эффективности вовлечения инсти-

тутов гражданского общества в сферу реализа-

ции государственной национальной политики 

Российской Федерации;

 

– развитие и совершенствование системы госу-

дарственно-общественного партнерства в сфере 

реализации государственной национальной по-

литики Российской Федерации;

 

– укрепление единства российской нации и этно-

культурное развитие многонационального наро-

да Российской Федерации;

 

– обеспечение права на сохранение родного язы-

ка из числа языков народов России, его изучение  

и развитие;

 

– поддержка коренных малочисленных народов 

Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской 

Федерации, включая сохранение и защиту их ис-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

56

конной среды обитания и традиционного образа 

жизни;

 

– обеспечение бесконфликтной и эффективной 

социальной и культурной адаптации и интегра-

ции мигрантов в российское общество;

 

– создание устойчивой системы государственно-

общественного партнерства в сфере государ-

ственной политики в отношении российского 

казачества;

 

– снижение конфликтных ситуаций в сфере меж-

национальных и этноконфессиональных отно-

шений;

 

– создание условий и механизмов для эффектив-

ной реализации государственной программы 

«Реализация государственной национальной по-

литики».

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 3,4 млрд рублей, исполнение составило 

2,5 млрд рублей, или 75,7% к уточненной росписи 

(рисунок 25).

В рамках государственной программы «Реализа-

ция государственной национальной политики» в 2018 

году достигнуты следующие основные результаты:

По подпрограмме «Государственно-общественное 

партнерство в сфере государственной национальной 

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы

«Реализация государственной национальной политики»

Рисунок 25

58,6

13,8

0,2

0,6

0,2

4,6

6,8

15,2

Подпрограмма «Государственно-общественное

партнерство в сфере государственной

национальной политики Российской Федерации»

Подпрограмма «Общероссийская гражданская

идентичность и этнокультурное развитие

народов России»

Подпрограмма «Русский язык и языки народов

России»
Подпрограмма «Коренные малочисленные народы

Российской Федерации»

Подпрограмма «Социально-культурная адаптация

и интеграция мигрантов в Российской Федерации»

Подпрограмма «Российское казачество»

Подпрограмма «Профилактика экстремизма 

на национальной и религиозной почве»

Подпрограмма «Обеспечение реализации

государственной программы Российской Федерации

«Реализация государственной национальной политики»

политики Российской Федерации»

 (исполнение со-

ставило 1,4 млрд рублей, или 64,9% к уточненной 

росписи):

 

– обеспечена государственная поддержка меро-

приятий, реализуемых некоммерческими орга-

низациями в сфере духовно-просветительской 

деятельности (1,4 млрд рублей);

 

– проведены молодежный этнокультурный ла-

герь «Диалог культур», Северо-Кавказский мо-

лодежный форум «Машук», Всероссийский 

форум тюркской молодежи «Золото тюрков» 

(0,1 млрд рублей).

По подпрограмме «Общероссийская гражданская 

идентичность и этнокультурное развитие народов 
России»

 (исполнение составило 0,4 млрд рублей, 

или 98,6% к уточненной росписи):

 

–  оказана поддержка реализации мероприятий, 

направленных на укрепление единства россий-

ской нации и этнокультурное развитие народов 

России в 62 субъектах Российской Федерации 

(0,3 млрд рублей);

 

– организованы мероприятия по укреплению 

общероссийского гражданского единства и гар- 

монизации межнациональных отношений, 

 

в том числе международные и всероссийские 

конкурсы, фестивали, форумы (фотоконкурс 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

57

«Русская цивилизация», Всероссийский фести-

валь «Цыгане под небом России», «Российский 

Кавказ», фестиваль искусств «Мир Кавказу» 

и др.), оказана поддержка печатным издани-

ям, проведены социологические исследования  

(0,1 млрд рублей).

По подпрограмме «Русский язык и языки народов 

России»

 (исполнение составило 5,5 млн рублей, или 

94,5% к уточненной росписи): 

 

– проведены мероприятия, направленные на изу- 

чение и выработку предложений по созда-

нию оптимальных условий для сохранения и 

развития языков народов России, укрепле-

ние общероссийского гражданского единства 

 

с учетом языковой ситуации в субъектах Рос-

сийской Федерации и статуса языков народов  

России.

По подпрограмме «Коренные малочисленные на-

роды Российской Федерации»

 (исполнение соста-

вило 0,1 млрд рублей, или 98,6% к уточненной 

 

росписи):

 

– организованы мероприятия по популяризации 

исторического и культурного наследия коренных 

малочисленных народов России, содействию 

сохранения традиционной культуры и тради-

ционного образа жизни коренных малочислен-

ных народов граждан Российской Федерации, 

а также осуществлено софинансирование реа-

лизации мероприятий, направленных на под-

держку экономического и социального разви-

тия коренных малочисленных народов Севера, 

Сибири и Дальнего Востока Российской Феде-

рации, в 28 субъектах Российской Федерации  

(0,1 млрд рублей). 

По подпрограмме «Социально-культурная адап-

тация и интеграция мигрантов в Российской Федера-
ции»

 (исполнение составило 16,0 млн рублей, или 

98,0% к уточненной росписи):

 

– осуществлены выплаты лицам, ходатайствую-

щим о признании их беженцами, вынужденны-

ми переселенцами, а также прибывшим с ними 

членам семей.

По подпрограмме «Российское казачество»  

(исполнение составило 4,5 млн рублей, или 100,0%  

к уточненной росписи):

 

– реализованы мероприятия, направленные на 

сохранение и развитие самобытной казачьей 

культуры, культурного наследия казачества, раз-

витие казачьего движения, пропаганды тради-

ционных семейных и культурных ценностей, 

воспитание молодежи на основе историче-

ских и традиционных ценностей российского  

казачества.

По подпрограмме «Профилактика экстремизма 

на национальной и религиозной почве»

 (исполнение 

составило 0,4 млрд рублей, или 100,0% к уточненной 

росписи) обеспечено эффективное использование 

системы мониторинга состояния межэтнических от-

ношений и раннего предупреждения конфликтных 

ситуаций, включая ее научно-методическое и экс-

пертное сопровождение, а также реализованы меры 

по профилактике распространения экстремистской 

идеологии, включая работы по повышению уровня 

методического, организационного и технического 

обеспечения подготовки экспертов по профилак-

тике распространения экстремистской идеоло-

гии, а также иные экспертно-методические работы  

и мероприятия по профилактике распространения  

экстремистской идеологии.

По подпрограмме «Обеспечение реализации го-

сударственной программы» 

(исполнение составило 

0,2 млрд рублей, или 97,5% к уточненной росписи) 

осуществлено методическое, аналитическое и ин-

формационное сопровождение реализации госу-

дарственной программы, создан механизм монито- 

ринга реализации государственной программы.

5.2.2. Инновационное развитие  
и модернизация экономики

5.2.2.1. Государственная программа  
«Развитие транспортной системы»

Государственная программа «Развитие транс-

портной системы» утверждена постановлением 

Правительства Российской Федерации от 20 де- 

кабря 2017 года № 1596.

С 2018 года государственная программа «Разви-

тие транспортной системы» переведена на проект-

ное управление.

Основными целями государственной програм-

мы «Развитие транспортной системы» являются:

 

• ускорение товародвижения и снижение транс-

портных издержек в экономике;

 

• повышение доступности транспортных услуг для 

населения;

 

• повышение конкурентоспособности транспорт-

ной системы России на мировом рынке транс-

портных услуг;

 

• повышение комплексной безопасности и устой-

чивости транспортной системы.

Достижение указанных целей обеспечивается 

решением следующих задач:

 

– развитие сети автомобильных дорог федерально-

го значения;

 

– развитие железнодорожных линий;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

58

 

– развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, 

внутрироссийские узловые аэропорты и регио-

нальные аэропорты);

 

– обеспечение функционирования сети автомо-

бильных дорог федерального значения;

 

– развитие скоростных автомобильных дорог на 

условиях государственно-частного партнерства;

 

– повышение качественных характеристик внут- 

ренних водных путей;

 

– формирование единой дорожной сети круглого-

дичной доступности для населения;

 

– обеспечение потребности в перевозках пассажи-

ров на социально значимых маршрутах;

 

– увеличение пропускной способности россий-

ских морских портов;

 

– повышение конкурентоспособности междуна-

родных транспортных коридоров и комплексное 

развитие крупных транспортных узлов;

 

– обновление парка транспортных средств, соста-

ва морского и речного флота;

 

– защита жизни и здоровья населения на транс-

порте от актов незаконного вмешательства, 

 

в том числе террористической направленности,  

а также от чрезвычайных ситуаций природного  

и техногенного характера;

 

– обеспечение безопасности на транспорте;

 

– развитие интегрированной системы контроля 

безопасности на транспорте;

 

– развитие гражданского использования системы 

ГЛОНАСС на транспорте;

 

– перевод автомобильного, железнодорожного, 

воздушного, морского и речного транспорта 

 

на использование газомоторного топлива.

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 863,0 млрд рублей, исполнение соста-

вило 813,7 млрд рублей, или 94,3% к уточненной  

росписи (рисунок 26).

В 2018 году реализация государственной про-

граммы осуществлялась в соответствии со следу-

ющими приоритетами:

 

– реализация мероприятий по повышению до-

ступности транспортных услуг для населения,  

в том числе субсидирование социально-значи-

мых перевозок пассажиров, развитие региональ-

ных перевозок пассажиров воздушным транс-

портом;

 

– обеспечение капитального ремонта, ремонта 

 

и содержания автомобильных дорог общего 

пользования федерального значения в соответ-

ствии с установленными нормативами;

 

– эксплуатация внутренних водных путей и судо-

ходных гидротехнических сооружений; 

 

– подготовка объектов транспортной инфраструк-

туры к проведению в Российской Федерации  

в 2018 году чемпионата мира по футболу;

 

– реализация инвестиционных проектов по разви-

тию транспортной инфраструктуры; 

 

– реализация проектов на условиях государствен-

но-частного партнерства, в том числе строитель-

ство скоростных автомобильных дорог;

 

– повышение комплексной безопасности на 

транспорте.

Реализация мероприятий государственной 

программы в 2018 году обеспечила достижение 

следующих основных результатов.

В транспортном комплексе сложилась положи-

тельная устойчивая динамика роста объема транс-

портных услуг и развития инфраструктуры.

Основными результатами реализации дан- 

ной государственной программы в 2018 

году 

 

являются:

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы

«Развитие транспортной системы»

Рисунок 26

14,3

73,0

5,7

3,9

1,6

0,9

0,6

Подпрограмма «Железнодорожный транспорт»

Подпрограмма «Дорожное хозяйство»

Подпрограмма «Гражданская авиация

и аэронавигационное обслуживание»

Подпрограмма «Морской и речной транспорт»

Подпрограмма «Надзор в сфере транспорта»

Подпрограмма «Обеспечение реализации 

государственной программы Российской 

Федерации «Развитие транспортной системы»

Подпрограмма «Комплексное развитие 

транспортных узлов»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

59

 

– рост грузооборота (за исключением про-

мышленного железнодорожного транспорта) 

 

в 2018 году к уровню 2017 года составил 103,6%  

(2,97 трлн т-км);

 

– объем перевозок грузов (за исключением про-

мышленного железнодорожного транспор-

та) в 2018 году увеличился на 1,6% к уровню  

2017 года (7,0 млрд т);

 

– пассажирооборот транспорта общего пользо-

вания (без городского электрического транс-

порта) в 2018 году увеличился на 6,3% к уровню  

2017 года (530,4 млрд пасс.-км);

 

– объем перевозок пассажиров (без городско-

го электрического транспорта) в 2018 году – 

11,9 млрд человек. 

Рост экспорта услуг транспортного комплекса 

по предварительным данным в 2018 году составил 

110,1% к уровню 2017 года (18,7 млрд долл.  США).

Общий объем инвестиций в транспортный 

комплекс составил 1,97 трлн рублей (рост 108,9% 

к уровню 2017 года в ценах соответствующих лет). 

В аэропортах страны в 11 городах – участни-

ках чемпионата мира по футболу в России была 

проведена капитальная реконструкция и модер-

низация объектов аэродромной инфраструктуры 

в 13 аэропортах страны (Москва, Калининград, 

Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, 

Казань, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, 

Екатеринбург).

Введены в эксплуатацию 2 объекта метро-

политена в г. Санкт-Петербурге и в г. Нижнем 

Новгороде. Для пассажиров открыты три новые 

станции метрополитена («Стрелка» в Нижнем 

Новгороде, «Новокрестовская» и «Беговая» – 

 

в Санкт-Петербурге).

Проведена работа по строительству и рекон-

струкции улично-дорожной сети.

Общий пассажиропоток воздушным транспор-

том составил 15,8 млн пассажиров.

Железнодорожным транспортом между горо-

дами – организаторами чемпионата мира по фут-

болу FIFA 2018 года на платной основе перевезено 

5,2 млн пассажиров.

Между городами – организаторами чемпионата 

мира по футболу FIFA 2018 года пассажиров пере-

возили 734 «бесплатных» дополнительных поезда 

(оформлено 384 тыс. билетов, 46% пассажиров бес-

платных поездов были гражданами иностранных 

государств).

Рост грузооборота на железнодорожном транс-

порте по путям общего пользования к уровню 

2017 года  составил  104,2%  (2 597,3 млрд т-км). 

Объем перевозок грузов увеличился на 2,0% 

(1 

291,5 

млн 

т), а в экспортном сообщении – 

 

на 4,8%.

На железнодорожном транспорте пассажиро- 

оборот вырос на 5,2% (129,4 

млрд 

пасс.-км) 

 

(в пригородном сообщении – на 3,8% (33,2 млрд  

пасс.-км), в дальнем сообщении – на 5,6% 

(96,2 млрд пасс.-км). Перевозки пассажиров вы-

росли на 3,4% (1 159,0 млн человек) (в пригород-

ном сообщении перевозка пассажиров выросла  

на 2,9% (1 049,0 млн человек), в дальнем сообще-

нии – на 7,5% (110,0 млн человек).

Поездами «Сапсан» отправлено 5,5 млн чело-

век (+7,0%), поездами «Ласточка» по Московскому 

центральному кольцу отправлено 129,5 млн чело-

век (+17,0%).

Активно внедряются новые виды услуг, в том 

числе для маломобильных граждан: на 537 вокза-

лах в круглосуточном режиме работает служба со-

провождения и помощи, услугами которой ежеме-

сячно пользуется свыше 15 тыс. пассажиров этой 

категории.

Развиваются электронные сервисы – почти 52% 

билетов на поезда дальнего следования пассажиры 

приобретают через Интернет.

Введено 231,9 км дополнительных главных пу-

тей и новых железнодорожных линий, в том числе 

по следующим инвестиционным проектам:

 

– «Развитие и обновление железнодорожной 

 

инфраструктуры на подходах к портам Азово-

Черноморского бассейна» (182,9 км), включая 

159,5 км по объекту «Комплексная реконст- 

рукция участка им. М. Горького – Котельнико-

во – Тихорецкая – Крымская с обходом Крас-

нодарского железнодорожного узла», 14,0 км 

 

по объекту «Комплексная реконструкция 

участка Трубная – В. Баскунчак – Аксарай-

ская (строительство второго пути)», 9,4 км 

 

по объекту «Строительство вторых путей, раз-

витие железнодорожных узлов, пограничных  

и сортировочных станций на подходах к портам 

Юга России»;

 

– «Развитие Московского транспортного узла» 

(27,8 км);

 

– «Комплексное развитие участка Междуре- 

ченск – Тайшет Красноярской железной доро-

ги» (21,2 км).

Завершается строительство пускового комп- 

лекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) желез-

нодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск  

в Республике Саха (Якутия).

Открыто движение нового железнодорож- 

ного парка отправления станции «Находка Вос- 

точная».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

60

Грузооборот на воздушном транспорте к уров-

ню 2017 

года составил 99,2% (7,80 

млрд 

т-км). 

 

Объем перевозок грузов составил 1,173 

млн 

т 

(99,9% к уровню 2017 года). Пассажирооборот по 

сравнению с 2017 годом вырос на 10,4% (286,3 млрд 

пасс.-км), в том числе во внутреннем сообще-

нии увеличился на 10,0% (126,1 млрд пасс.-км). 

Перевезены рекордные 116,1 млн человек. Рост 

 

к уровню 2017 года – 110,5%. При этом более 

69 млн пассажиров, или около 60% (59,4%) объема 

перевозок, выполнены на внутренних воздуш-

ных линиях, что также является рекордом как для  

современной России, так и для СССР (в 1990 году – 

65,4 млн пассажиров).

Аэропорты обслужили более 200 млн пассажи-

ров. Это наивысший показатель за все 95 лет исто-

рии российской гражданской авиации.

За последние годы практически вновь был 

сформирован рынок внутренних воздушных пере-

возок (рост перевозок на внутренних воздушных 

линиях – в 1,7 раза к уровню 2013 года). Устой-

чивый тренд роста перевозок по региональным 

маршрутам во многом обусловлен осуществлением 

адресной государственной поддержки.

В настоящее время реализуются две программы 

субсидирования воздушных перевозок.

Объем субсидий по этим программам составил 

почти 7 млрд рублей (6 979,53 млн рублей). Переве-

зено  более  1,4 млн пассажиров  (1 413 401 человек), 

из них объем перевозок по маршрутам с/на терри-

торию Дальнего Востока – 488,5 тыс. пассажиров.

На воздушном транспорте в 2018 году: 

 

– завершена реконструкция и введены в эксплуа-

тацию 6 взлетно-посадочных полос;

 

– введены в эксплуатацию объекты аэродром- 

ной инфраструктуры в 8 аэропортах (Шере-

метьево, Калининград (Храброво), Нижний 

Новгород (Стригино), Самара (Курумоч), Бара-

таевка (Ульяновск), Норильск, Улан-Удэ, Сак-

кырыр);

 

– введены в эксплуатацию Тюменский и Екате-

ринбургский укрупненные центры Единой си-

стемы организации воздушного движения.

Грузооборот на морском транспорте к уровню 

2017 года составил 98,1% (44,93 млрд т-км). Объ-

ем перевозок грузов составил 22,99 млн т (93,6% 

к уровню 2017 года).

Объем перевалки грузов в морских портах вы-

рос почти на 4% (3,8%) к уровню 2017 года и соста-

вил 816,5 млн т.

На морском транспорте осуществлен ввод 

 

в эксплуатацию объектов по развитию морской 

портовой инфраструктуры совокупной мощно-

стью 36,3 млн тонн (в том числе в портах Сабетта, 

Восточный, Высоцк, Тамань, Мурманск, Кавказ, 

Калининградской области).

Существенно увеличились перевозки грузов 

 

по Северному морскому пути. Объем перевозок 

вырос по сравнению с 2017 годом почти в 2 раза 

(1,88) и превысил 20 млн т (20 180,2 тыс. т). 

Объем грузооборота на внутреннем водном 

транспорте составил 115,1 млн т.

В 2018 году на внутреннем водном транспорте 

пассажирооборот  составил  570,6 млрд пасс.-км. 

Объем перевозок пассажиров – 12,3 млн человек.

5.2.2.2. Федеральный дорожный фонд

Дорожный фонд определен бюджетным зако-

нодательством как часть средств бюджета, подле-

жащая использованию в целях финансового обес- 

печения дорожной деятельности в отношении ав-

томобильных дорог общего пользования, а также 

капитального ремонта и ремонта дворовых террито-

рий многоквартирных домов, проездов к дворовым 

территориям многоквартирных домов населенных 

пунктов. 

К дорожным фондам относятся Федеральный 

дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Рос-

сийской Федерации и муниципальные дорожные 

фонды.

Федеральным законом «О федеральном бюдже-

те на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 го-

дов» в 2018 году предусмотрены бюджетные ассиг-

нования Федерального дорожного фонда в сумме 

692,3 млрд рублей, что выше показателя 2017 года на 

16,6 млрд рублей, или на 2,5%. 

Объем бюджетных ассигнований Федерального 

дорожного фонда по уточненной росписи составил 

в 2018 году 728,9 млрд рублей. Исполнение расхо-

дов федерального бюджета Федерального дорож-

ного фонда в 2018 году составило 704,0 млрд рублей  

(таблица 10).

Бюджетные ассигнования Федерального дорож-

ного фонда использованы на 96,6% от уточненной 

росписи.

Неиспользованные бюджетные ассигнования 

Федерального дорожного фонда в соответствии 

 

с положениями статьи 179.4 Бюджетного кодекса 

Российской Федерации направляются на увеличе-

ние бюджетных ассигнований Федерального дорож-

ного фонда в 2019 году.

В ходе реализации мероприятий завершено 

строительство и 15 мая открыто движение легко-

вого автомобильного транспорта, а 1 октября – 

движение грузового автомобильного транспорта 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

61

по автодорожной части транспортного перехода 

через Керченский пролив. По Крымскому мосту  

по состоянию на 31 декабря 2018 года в обоих на-

правлениях проехало более 3,5 млн единиц транс-

портных средств.

Введено в эксплуатацию после строительства  

и реконструкции 543,3 км автомобильных дорог фе-

дерального значения.

Протяженность автомобильных дорог обще-

го пользования федерального значения, соответ-

ствующих нормативным требованиям к транс-

портно-эксплуатационным показателям, доведена  

до 43,8 тыс. км, или 82,4% от общей протяженности.

Рост грузооборота на автомобильном транспорте 

к уровню 2017  года составил 102,3% (259,0  млрд  т-км). 

Объем перевозок грузов в 2018 году увеличился на 

1,8% (5 544,0 млн т). На автомобильном транспор-

те пассажирооборот составил 114,1 млрд пасс.-км 

(98,4% к уровню 2017 года).

На территории 38 крупнейших городских агло-

мераций в 36 субъектах Российской Федерации про-

должалась реализация приоритетного проекта «Без-
опасные и качественные дороги»

. К концу 2018 года 

доля находящейся в нормативном состоянии дорож-

ной сети городских агломераций составила 62,6%.

5.2.2.3. Государственные программы  
в сфере развития сельского хозяйства 
и рыбохозяйственного комплекса

Государственная программа развития 
сельского хозяйства и регулирования рынков 
сельскохозяйственной продукции, сырья 
и продовольствия на 2013–2020 годы
Государственная программа развития сельско-

го хозяйства и регулирования рынков сельскохо-

зяйственной продукции, сырья и продовольствия 

на 2013–2020 

годы утверждена постановлением 

Правительства Российской Федерации от 14 июля 

2012 года № 717.

С 2018 года Государственная программа развития 

сельского хозяйства и регулирования рынков сельс- 

кохозяйственной продукции, сырья и продоволь-

ствия на 2013–2020 годы переведена на проектное 

управление, определены пять основных целей про-

граммы:

 

– обеспечение продовольственной безопасности 

Российской Федерации с учетом экономиче-

ской и территориальной доступности продукции 

агропромышленного комплекса (индекс про-

изводства продукции сельского хозяйства в хо-

Таблица 10

млрд рублей

Наименование

Уточненная 

роспись

Исполнение

% исполнения 

1

2

3

4=3/2*100

Федеральный дорожный фонд

728,9

704,0 

96,6

Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения,  

в том числе:

245,4

233,5

95,1

Росавтодор

168,3

157,1

93,3

ГК «Автодор»

77,1

76,4

99,1

Управление дорожным хозяйством, в том числе:

14,3

12,9

90,2

Росавтодор (в т. ч. резерв на чрезвычайные ситуации)

12,3

11,0

88,9

ГК «Автодор» (имущественный взнос)

2,0

1,97

98,7

Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального 

значения, в том числе:

311,7

310,1

99,5

Росавтодор

289,6

288,0

99,4

ГК «Автодор»

22,1

22,1

100,0

Плата Концедента

13,2

13,1

99,8

Развитие сети автомобильных дорог регионального и местного значения,  

в том числе в рамках ЦФП:

144,4

134,5

93,1

«Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»

83,3

76,0

91,3

«Развитие Калининградской области на период до 2020 года»

7,2

6,8

94,2

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период  

до 2020 года»

9,4

8,7

92,8

«Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя  

до 2020 года»

44,3

82,8

96,5

«Развитие космодромов на период 2017–2025 годов в обеспечение космической 

деятельности Российской Федерации»

0,2

0,2

100,0

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

62

зяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)  

в 2020 году составит 108,6–110,8% к 2015 году);

 

– достижение значения произведенной добавлен-

ной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, 

в 2020 году в объеме 3 890–4 050 млрд рублей;

 

– темп роста экспорта продукции агропромыш-

ленного комплекса в 2020 году составит 132–

133,3% к 2015 году;

 

– индекс физического объема инвестиций в ос-

новной капитал сельского хозяйства в 2020 году  

составит 111,3–113,1% к 2015 году;

 

– достижение объема располагаемых ресурсов до-

машних хозяйств (в среднем на 1 члена домаш-

него хозяйства в месяц) в сельской местности  

в 2020 году в размере 17 900–18 300 рублей.

Государственная программа охватывает весь 

спектр направлений развития агропромышленно-

го комплекса и продовольственного обеспечения  

страны. 

Финансовое обеспечение в 2018 году меропри-

ятий Государственной программы развития сель-

ского хозяйства и регулирования рынков сельско-

хозяйственной продукции, сырья и продовольствия  

на 2013–2020 годы за счет средств федерального 

бюджета характеризуется следующими данными 

(таблица 11).

По предварительным данным Росстата, ин-

декс производства продукции сельского хозяйства  

по итогам 2018 года составил 99,4%, растениевод-

ства – 97,6% и животноводства – 101,3%. 

По ожидаемым результатам финансово- 

хозяйственной деятельности сельскохозяйственных 

товаропроизводителей, получающих государствен-

ную поддержку из федерального бюджета, рента-

бельность с учетом субсидий в 2018 году ожидается  

на уровне 13,1% и без субсидий – 8,1%. 

Несмотря на комплекс неблагоприятных погод-

ных условий в 28 регионах страны (засуха, град, на-

воднение), а также переувлажнение в период прове-

дения уборки урожая, удалось собрать достаточный 

урожай отдельных сельскохозяйственных культур,  

а по некоторым установлены рекорды. 

По предварительным данным Росстата, 

 

в 2018 году получено 112,9 млн т зерна в чистом весе, 

что на 1,2% больше, чем в среднем за 5 лет. 

Собрано 72,1 млн т пшеницы в чистом весе, что 

на 8,4% больше производства в среднем за 5 лет.

Среди достижений растениеводства в 2018 году 

следует отметить производство масличных культур. 

По предварительным итогам, валовой сбор сои со-

ставляет 3,9 млн т, что на 8,4% больше производства 

в 2017 году.

Таблица 11

млрд рублей

Наименование

Уточненная 

роспись

Исполнение

% исполнения 

1

2

3

4=3/2*100

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования 

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия  

на 2013–2020 годы

254,1

249,5

98,2

Ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, 

обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов 

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

64,3

64,1

99,7

Ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности  

в агропромышленном комплексе»

95,0

93,0

98,0

Ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного 

комплекса»

14,0

14,0

100,0

Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса»

1,5

1,4

95,6

Подпрограмма «Управление реализацией государственной программы»

31,3

30,8

98,5

Подпрограмма «Обеспечение общих условий функционирования отраслей 

агропромышленного комплекса»

17,7

17,2

97,1

Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения 

России»

11,4

11,2

98,2

Подпрограмма «Научно-техническое обеспечение развития отраслей 

агропромышленного комплекса»

1,2

0,6

53,3

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»

17,8

17,0

95,9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

63

Собран рекордный валовой сбор рапса – 

1,98 млн т в чистом весе (на 31,1% больше прошло-

го года) и подсолнечника – 12,6 млн т маслосемян  

в весе после доработки (на 20%).

Валовой сбор картофеля во всех категориях хо-

зяйств составил 22,4 млн т (103,2% к 2017 году), 

 

а овощей – 13,6 млн т (соответствует уровню прош- 

лого года). 

Заложено рекордных 16,8 тыс. га новых садов, 

или на 10,5% больше уровня 2017 года. Валовой сбор 

плодов и ягод составил 3,3 млн т, что на 24,8% выше 

уровня 2017 года.

В животноводстве сохранилась положительная 

динамика: за январь – декабрь 2018 года производ-

ство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяй-

ствах всех категорий составило 14,9 млн т, что на 

2,5% больше уровня 2017 года. Увеличение производ-

ства скота и птицы в живом весе достигнуто за счет 

наращивания объемов производства свиней на 5,5%  

к уровню 2017 года и крупного рогатого скота на 2,3%. 

Производство молока в хозяйствах всех кате-

горий в 2018 году составило 30,6 млн т, что на 1,5% 

больше уровня 2017 года, при этом в сельскохо- 

зяйственных организациях рост производства сос- 

тавил 3,6% по отношению к предыдущему году. 

Надой молока на 1 корову в сельскохозяйствен-

ных предприятиях (кроме микропредприятий) 

 

вырос по сравнению с 2017 годом на 223,0 кг и со-

ставил 6,1 тонны.

Производство яиц в хозяйствах всех категорий  

за 2018 год составило 44,9 млрд шт., или 100,1% 

к уровню 2017 года. Средняя яйценоскость 1 кури-

цы-несушки в сельскохозяйственных организациях 

составила 307 штук.

На 1 января 2019 года в хозяйствах всех катего-

рий поголовье крупного рогатого скота составило 

18,1 млн голов (в том числе коров – 7,9 млн голов), 

свиней – 23,7 млн голов, овец и коз – 22,9 млн го-

лов, численность птицы составила 543 млн голов.

В 2018 году наблюдается положительная дина-

мика по росту племенного маточного поголовья 

в свиноводстве (на 2,4% к уровню 2017 года) 

 

и козоводстве (на 13,1%) и по увеличению 

 

объемов реализации племенной продукции (ма-

териала) крупного рогатого скота. В отчетном году 

реализовано 94,7 тыс. голов племенного молод-

няка крупного рогатого скота молочного (больше  

на 16,8% к уровню реализации в 2017 

году) 

 

и 36 тыс. голов – мясного (на 7,1%) направлений 

продуктивности.

В отраслях пищевой и перерабатывающей про-

мышленности сохраняется положительная динами-

ка производства.

По данным Росстата, индекс производства пи-

щевых продуктов в 2018 году составил 104,9%, на-

питков – 102,6%.

Наращивание объемов производства скота и пти-

цы на убой благоприятно влияет на развитие мясной 

промышленности. В 2018 году производство мяса  

и субпродуктов составило 7,7 млн т (или 103,6% 

к 2017 году), колбасных изделий – 2,3 млн т (или 

101%). Производство молока жидкого составило 

5,6 млн т (или 103,4%), сыров и сырных продук-

тов – 0,7 млн т (или 103,2%), масла сливочного – 

0,3 млн тонн (95,3%). 

Производство масла растительного нерафиниро-

ванного в 2018 году составило 5,8 млн т, или 101,3% 

к уровню 2017 года.

Прогнозируемые объемы позволят полностью 

обеспечить потребности страны, вместе с тем даль-

нейшее развитие производства возможно при уве-

личении сырьевой базы и наращивании экспорта 

продукции.

По предварительной оценке, объем экспорта 

сельскохозяйственной продукции и продовольствия 

в 2018 году составил 25,8 млрд долл. США, что на 

20% выше уровня 2017 года.

Основной прирост получен за счет увеличе-

ния экспорта зерновых культур до 10,45 млрд долл.  

США, что на 39,3% выше уровня 2017 года. Не-

обходимо отметить, что рекордный экспорт зер-

новых обусловлен рядом факторов, в том чис-

ле рекордным урожаем 2017 года, позволившим 

сформировать внушительный переходящий запас,  

и благоприятной ценовой конъюнктурой на внеш-

них рынках.

В анализируемом периоде зафиксирован 

 

активный рост экспорта рыбы и морепродуктов – 

до 5,3 млрд долл. США, что на 20% выше уров-

ня 2017 года, продукции масложировой отрасли – 

до 3,2 млрд долл. США, на 1,6% выше уровня 

2017 года), мясной продукции – до 0,4 млрд долл. 

США (на 26,5% больше, чем в 2017 году) и продук-

ции пищевой и перерабатывающей промышленно-

сти – до 3,5 млрд долл. США (на 2,8% выше уровня 

2017 года).

В 2018 году относительно показателя 2017 года 

снижение экспорта отмечено только по молочной 

продукции, объемы вывоза которой сократились  

до 257 млн долл. США (17%).

Импорт сельскохозяйственной продукции и про- 

дуктов питания в январе – ноябре 2018 года вырос 

по сравнению с аналогичным периодом 2017 года 

на 3,0%. Увеличился ввоз живого крупного рога-

того скота – до 97,8 тыс. шт. (в 1,8 раза),  овощей 

(баклажаны, кабачки, перцы, сельдерей, шпинат,  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

64

шампиньоны) – до 293,7 тыс. т (26,7%), кондитер- 

ских изделий – до 309,5 тыс. т (16,2%), пальмового  

масла – до 935,5 тыс. т (22,6%), томатов – до 

519,4 тыс. т (13,2%).

В то же время значительно сократились по-

ставки свинины – до 53,2 тыс. т (в 4,8 раза), семян 

подсолнечника – до 36,1 тыс. т (в 2,7 раза), сухо-

го молока – до 149,2 тыс. т (в 1,5 раза), молочной 

сыворотки – до 49,3 тыс. т (в 1,9 раза), масла сли-

вочного – до 79,5 тыс. т (на 15,3%), цельного мо- 

лока – до 240,2 

тыс. 

т (21,1%), винограда – 

 

до 293,3 тыс. т (20,8%), кукурузы – до 38,3 тыс. т 

(16,9%), лука – до 204,8 тыс. т (в 1,8 раза).

Государственная программа  
«Развитие рыбохозяйственного комплекса»
Государственная программа «Развитие рыбо-

хозяйственного комплекса» утверждена поста-

новлением Правительства Российской Федерации  

от 15 апреля 2014 года № 314.

Целью государственной программы «Развитие 

рыбохозяйственного комплекса» является обеспе-

чение перехода от экспортно-сырьевого типа к ин-

новационному типу развития на основе сохранения, 

воспроизводства, рационального использования 

водных биологических ресурсов, внедрения новых 

технологий, развития импортозамещающих подот- 

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы

«Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Рисунок 27

18,1

36,0

7,5

26,4

3,6

0,6

6,8

1,0

Подпрограмма «Организация рыболовства»

Подпрограмма «Развитие аквакультуры»

Подпрограмма «Наука и инновации»

Подпрограмма «Охрана и контроль»

Подпрограмма «Модернизация и стимулирование»

Подпрограмма «Повышение эффективности 

использования и развитие ресурсного потенциала 

рыбохозяйственного комплекса»
Подпрограмма «Развитие осетрового хозяйства»

Подпрограмма «Обеспечение реализации 

государственной программы Российской

Федерации «Развитие рыбохозяйственного 

комплекса»

Рисунок 28

2014 

2015 

2016 

2017

2018

4 235,1

4 492,5

4 812,0

4 951,7 5 032,8

3 500,0

4 000,0

4 500,0

5 000,0

5 500,0

Объемы добычи (вылова)  

водных биоресурсов в 2014–2018 годах

тыс. тонн

Рисунок 29

Производство рыбы и продуктов рыбных,  

переработанных и консервированных

тыс. тонн

2014

2015

2016

2017

2018

4 028,7

4 152,0 4 164,3

3 839,2

3 725,4

3 500,0

3 600,0

3 700,0

3 800,0

3 900,0

4 000,0

4 100,0

4 200,0

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

65

раслей; обеспечение удельного веса отечественной 

рыбной продукции в параметрах, заданных Доктри-

ной продовольственной безопасности Российской 

Федерации, обеспечение конкурентоспособно-

сти российской рыбной продукции на внутреннем  

и внешнем рынках. 

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 12,4 млрд рублей, исполнение составило 

11,9 млрд рублей, или 96,3% к уточненной росписи 

(рисунок 27). 

При реализации государственной программы 

 

в 2018 году достигнуты следующие результаты:

 

– объем добычи (вылова) водных биологических 

ресурсов во внутренних морских водах, в том 

числе во внутренних водах, в территориаль-

ном море, на континентальном шельфе и в ис-

ключительной экономической зоне Российской 

Федерации, а также в районах действия между-

народных  договоров  составил  5 032,8 тыс. т,  

что на 1,6% выше уровня 2017 года;

 

– производство рыбы и продуктов рыбных, пере-

работанных и консервированных, по данным 

Росстата, составило 4 164,3 тыс. т, что на 0,3% 

выше уровня 2017 года;

 

– объем поставок рыбы, рыбопродуктов и мо-

репродуктов за пределы Российской Феде-

рации, по данным Росстата за 2018 год, со-

ставил 2 235,5 тыс. т, что на 4,4% больше, чем  

в 2017 году;

 

– введены в эксплуатацию в 2018 году Мехтебские 

нерестово-выростные водоемы с модулем для со-

держания ремонтно-маточного стада осетровых 

видов рыб (Республика Дагестан).

5.2.2.4. Экономическое развитие  
и инновационная экономика

Государственная программа  
«Экономическое развитие  
и инновационная экономика» 
Государственная программа «Экономическое 

развитие и инновационная экономика» утверждена 

постановлением Правительства Российской Феде-

рации от 15 апреля 2014 года № 316.

Целью государственной программы «Эко- 

номическое развитие и инновационная эконо- 

мика» является создание благоприятного пред-

принимательского климата и условий для ведения 

бизнеса, повышение инновационной активности 

бизнеса и эффективности государственного управ-

ления.

На реализацию мероприятий государственной 

программы в 2018 году выделено 113,7 млрд рублей, 

исполнение составило 105,7 млрд рублей, или 93,0% 

к уточненной росписи (рисунок 30).

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы

«Экономическое развитие и инновационная экономика»

Рисунок 30

Подпрограмма «Инвестиционный климат»

Подпрограмма «Развитие малого и среднего 

предпринимательства»

Подпрограмма «Государственная регистрация прав, 

кадастр и картография»

Подпрограмма «Совершенствование системы 

государственного  управления»

Подпрограмма «Стимулирование инноваций»

Подпрограмма «Развитие антимонопольного и тарифного 

регулирования, конкуренции и повышение эффективности 

антипонопольного контроля»

15,0

36,5

10,6

17,3

1,4

5,9

7,5

0,9

4,0

0,4

0,5

Подпрограмма «Управленческие кадры»

Подпрограмма «Совершенствование системы 

государственногостратегического управления»

Подпрограмма «Официальная статистика»

Подпрограмма «Создание и развитие инновационного 

центра «Сколково»

ФЦП «Развитие единой государственной системы 

регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 

(2014–2020 годы)»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..