Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 3

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

35

Расходы федерального бюджета

Федеральным законом № 362-ФЗ утвержден 

общий объем расходов федерального бюджета 

 

в сумме 16 529,2 млрд рублей.

В ходе исполнения федерального бюджета 

 

в 2018 году изменение бюджетных ассигнований 

осуществлялось путем внесения изменений в Фе-

деральный закон № 362-ФЗ и сводную бюджетную 

роспись федерального бюджета (рисунок 12). 

В 2018 году изменения бюджетных ассигнова-

ний по основаниям, установленным Бюджетным 

кодексом Российской Федерации и Федеральным 

законом «О федеральном бюджете на 2018 год 

 

и на плановый период 2019 и 2020 годов», составили  

(+)682,4 млрд рублей (рисунок 13).

Предельный объем бюджетных ассигнова-

ний, подлежащих использованию в 2018 

году 

для исполнения обязательств федерального 

бюджета, установлен уточненной росписью – 

 

17 491,3 млрд рублей.

Исполнение расходов федерального бюджета  

в  2018 году  составило  16 712,9 млрд рублей,  или 

95,6% к уточненной росписи. 

В 2018 году наибольшую долю в объеме расхо-

дов федерального бюджета составили межбюджет-

ные трансферты (32,1%), закупка товаров, работ  

и услуг для обеспечения государственных (муни-

ципальных) нужд (20,3%) и расходы на выплаты 

персоналу в целях обеспечения выполнения функ-

ций государственными (муниципальными) ор-

ганами, казенными учреждениями (17,0% общего 

объема расходов) (рисунок 14).

Информация об исполнении расходов феде-

рального бюджета в 2018 году в разрезе разделов  

и подразделов классификации расходов федераль-

ного бюджета представлена в приложении 3 настоя- 

щего издания.

Рисунок 12

(+) 487,6

млрд. рублей

17 016,9

млрд. рублей

16 529,2

млрд рублей

(+) 682,4

млрд рублей

(+) 279,6 

млрд рублей

17 491,3

млрд рублей

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН 

№ 362-ФЗ

ИЗМЕНЕНИЯ

в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН 

№ 362-ФЗ

УТОЧНЕННАЯ

РОСПИСЬ

ИЗМЕНЕНИЯ

в сводную бюджетную

РОСПИСЬ

федерального бюджета

5.1. Анализ исполнения расходов 

федерального бюджета

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

36

(+) 275,3

(+) 682,4 млрд рублейиз них:

•  бюджетные ассигнования на оплату заключенных государственных контрактов 

на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших оплате 

в 2017 году, в объеме неиспользованных остатков средств федерального бюджета 

по состоянию на 1 января 2018 года, в том числе расчеты по которым в 2017 году 

осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств (пункт 4 

статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 6 

Федерального закона от 14 ноября 2017 года № 315-ФЗ «О внесении изменений 

в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты 

Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального 

бюджета в 2018 году» (далее – Федеральный закон № 315-ФЗ)

•  увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства 

Российской Федерации в объеме не использованных в 2017 году остатков 

средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2018 года 

(пункт 3 части 1, часть 2.1 и пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона 

№ 315-ФЗ)

•  не использованные в 2017 году бюджетные ассигнования резервного фонда 

Президента Российской ФедерацииФедерального дорожного фонда, 

направленные в 2018 году соответственно на увеличение резервного фонда 

Президента Российской Федерации и Федерального дорожного фонда (пункт 4 

статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

•  не использованные в 2017 году субсидии юридическим лицам, предоставление 

которых осуществлялось 

«под потребность», направленные в 2018 году 

на те же цели (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации 

и пункт 4 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, 

утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 

от 9 декабря 2017 года № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения 

федерального бюджета»)

•  увеличение уставного капитала ОАО «РЖД» в целях реконструкции 

железнодорожного путепровода через улицу Минская на Смоленском 

направлении Московской железной дороги, завершения реализации проекта 

интеграции остановочных пунктов радиальных направлений Московской железной 

дороги и Малого кольца Московской железной дороги, проведения работ 

по развитию Киевского направления Московской железной дороги (пункт 3 

статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

(+) 274,1

(+) 21,3

(+) 15,9

(+) 11,0

Рисунок 13

Предварительное распределение расходов 

 

в целом соответствует динамике прошлого года. 

Расходы, произведенные в IV квартале, состав- 

ляют 32,0%, из которых около половины прихо-

дится на декабрь – 16,2% и которые связаны с вы-

платой заработной платы, денежного содержания, 

пенсий, завершением расчетов по государствен-

ным контрактам и авансированием вновь заклю-

ченных государственных контрактов (рисунок 15).

По состоянию на 1 января 2019 года не ис-

пользованы бюджетные ассигнования в сумме 

778,3 млрд рублей, или 4,4% к уточненной росписи.

Бюджетным кодексом Российской Федера-

ции, Федеральным законом от 28 ноября 2018 года 

№ 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджет- 

ный кодекс Российской Федерации и отдельные 

законодательные акты Российской Федерации 

 

и установлении особенностей исполнения фе-

дерального бюджета в 2019 году» установлены 

 

основные направления использования в 2019 году 

указанных остатков средств федерального 

 

бюджета: 

 

– бюджетных ассигнований на оплату государ-

ственных контрактов на поставку товаров, вы-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

37

полнение работ, оказание услуг, подлежавших  

в соответствии с условиями этих государствен-

ных контрактов оплате в 2018 году, и лимитов 

бюджетных обязательств на оплату государ-

ственных контрактов на поставку товаров, вы-

полнение работ, оказание услуг, расчеты по 

которым в 2018 году осуществлялись с примене-

нием казначейского обеспечения обязательств, 

на те же цели;

 

– бюджетных ассигнований резервного фонда 

Президента Российской Федерации и бюджет-

ных ассигнований Федерального дорожного 

фонда на те же цели;

 

– бюджетных ассигнований на предоставление 

субсидий юридическим лицам, предоставление 

которых осуществлялось в пределах суммы, не-

обходимой для оплаты денежных обязательств 

получателей субсидий, источником финансо-

вого обеспечения которых являлись субсидии,  

на те же цели.

Иные бюджетные ассигнования подлежат на-

правлению в резервный фонд Правительства Рос-

сийской Федерации.

5.2. Исполнение расходов федерального 

бюджета в разрезе основных направлений 

реализации государственных программ 

Российской Федерации

Федеральным законом «О федеральном бюджете 

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» 

бюджетные ассигнования предусмотрены на реали-

зацию 41 государственной программы Российской 

Федерации (далее – государственные программы)  

и 14 непрограммных направлений деятельности. 

В соответствии с Перечнем государственных 

программ Российской Федерации, утвержденным 

распоряжением Правительства Российской Федера-

ции от 11 ноября 2010 года № 1950-р, государствен-

ные программы сгруппированы по 5 основным нап- 

равлениям (рисунок 16).

Информация об исполнении расходов федераль-

ного бюджета в 2018 году в разрезе государственных 

программ, непрограммных направлений деятельно-

сти и главных распорядителей средств федерального 

бюджета представлена в приложении 4 настоящего 

издания. 

996,8

6,0%

806,0

4,8%

1 253,5

7,5%

817,2

4,9%

Расходы на выплаты персоналу

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения

государственных (муниципальных) нужд

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Капитальные вложения в объекты государственной

(муниципальной) собственности

Межбюджетные трансферты

Предоставление субсидий бюджетным, 

автономным учреждениям 

и иным некоммерческим организациям

Обслуживание государственного (муниципального) 

долга

Иные бюджетные ассигнования

2 837,8

17,0%

1 253,9

7,5%

3 389,4

20,3%

5 358,2

32,1%

Рисунок 14

млрд рублей,

доля в общем объеме расходов

22,0

22,1

8,1

7,7

24,0

I квартал

II квартал

III квартал

октябрь

ноябрь

декабрь

2018 год

2014 год

2015 год

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

10,0

30,0

50,0

70,0

90,0

2016 год

2017 год

16,2

23,3

22,3

8,0

8,4

22,6

15,5

21,6

21,4

7,0

7,4

22,8

19,8

26,4

21,6

7,6

6,6

21,1

16,6

22,6

21,1

8,0

6,2

20,6

21,5

Рисунок 15

доля в общем объеме расходов, %

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

38

5.2.1. Новое качество жизни

5.2.1.1. Государственная программа  
«Развитие здравоохранения»

Государственная программа «Развитие здравоох-

ранения» утверждена постановлением Правитель-

ства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года 

№ 1640.

С 2018 года государственная программа «Раз-

витие здравоохранения» переведена на проектное 

управление.

Целями государственной программы «Развитие 

здравоохранения» являются:

 

– увеличение к 2025 году ожидаемой продолжи-

тельности жизни при рождении до 76,0 лет;

 

– снижение к 2025 году смертности населения 

 

в трудоспособном возрасте до 380 человек 

 

на 100 тыс. человек населения;

 

– снижение к 2025 году смертности от болез-

ней системы кровообращения до 500 человек  

на 100 тыс. человек населения;

 

– снижение к 2025 году смертности от новообразо-

ваний (в том числе злокачественных) до 185 че-

ловек на 100 тыс. человек населения;

 

– повышение к 2025 

году удовлетворенности 

 

населения качеством медицинской помощи 

 

до 54 %.

Рисунок 16

1

новое качество жизни

2

инновационное развитие и модернизация экономики

3

обеспечение национальной безопасности 

4

сбалансированное региональное развитие 

5

эффективное государство

Основные направления государственных программ в 2018 году

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы «Развитие здравоохранения»

Рисунок 17

Подпрограмма «Совершенствование оказания

медицинской помощи, включая профилактику 

заболеваний и формирование здорового образа жизни»
Подпрограмма «Развитие и внедрение инновационных

методов диагностики, профилактики и лечения,

а также основ персонализированной медицины»
Подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации

и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»

Подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов

в здравоохранении»

Подпрограмма «Развитие международных

отношений в сфере охраны здоровья»

Подпрограмма «Экспертиза и контрольно-надзорные 

функции в сфере охраны здоровья»

Подпрограмма «Медико-санитарное

обеспечение отдельных категорий граждан»

Подпрограмма «Организация обязательного

медицинского страхования граждан

Российской Федерации»

Подпрограмма «Информационные технологии 

и управление развитием отрасли»

55,5

7,7

2,7

1,8

0,5

2,1

8,1

13,0

8,6

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

39

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 386,8 млрд рублей, исполнение составило 

374,0 млрд рублей, или 96,7% к уточненной росписи 

(рисунок 17).

По подпрограмме «Совершенствование оказа-

ния медицинской помощи, включая профилактику за-
болеваний и формирование здорового образа жизни»  
исполнение составило 207,5 млрд рублей, или 95,8% 

к уточненной росписи.

Основные мероприятия подпрограммы нап- 

равлены на профилактику инфекционных заболе-

ваний, включая иммунопрофилактику, развитие 

первичной медико-санитарной помощи, а также 

системы раннего выявления заболеваний, патоло-

гических состояний и факторов риска их развития, 

включая проведение медицинских осмотров и дис-

пансеризации населения, совершенствование ме-

ханизмов обеспечения населения лекарственными 

препаратами, медицинскими изделиями, специали-

зированными продуктами лечебного питания для 

детей-инвалидов в амбулаторных условиях, оказа-

ние медицинской помощи больным сосудистыми  

и онкологическими заболеваниями, а также оказа-

ние высокотехнологичной медицинской помощи.

В рамках реализации указанной подпрограм-

мы в 2018 году на софинансирование капитальных 

вложений в учреждения здравоохранения субъектов 

Российской Федерации, оказывающих медицин-

скую помощь населению, направлено 19,3 млрд руб- 

лей, в том числе детям – 3,2 млрд рублей.

По подпрограмме «Развитие и внедрение иннова-

ционных методов диагностики, профилактики и лече-
ния, а также основ персонализированной медицины» 
исполнение составило 28,9 млрд рублей, или 96,8% 

к уточненной росписи.

В рамках указанной подпрограммы предусмо-

трены мероприятия по развитию ядерной медицины  

и лучевой терапии, фундаментальной, трансляци-

онной и персонализированной медицины, а так-

же развитие медицинской помощи, оказываемой  

в рамках клинической апробации методов профи-

лактики, диагностики, лечения и реабилитации.

По подпрограмме «Развитие медицинской реаби-

литации и санаторно-курортного лечения, в том числе 
детей» 

исполнение составило 10,2 млрд рублей, или 

98,3% к уточненной росписи. Указанные средства 

направлены на поддержку развития инфраструкту-

ры системы санаторно-курортного лечения и систе-

мы медицинской реабилитации, в том числе детей. 

По подпрограмме «Развитие кадровых ресур- 

сов в здравоохранении»

 исполнение составило 

6,5 млрд рублей, или 100,0% к уточненной росписи.

В рамках подпрограммы предусмотрены ме-

роприятия по повышению квалификации и пере-

подготовке медицинских и фармацевтических ра-

ботников, государственной поддержке отдельных 

категорий медицинских работников, повышению 

престижа медицинских специальностей и развитию 

сети обучающих симуляционных центров для меди-

цинских работников. 

По подпрограмме «Развитие международных от-

ношений в сфере охраны здоровья»

 исполнение сос- 

тавило 1,7 млрд рублей, или 89,5% к уточненной  

росписи.

Основными задачами данной подпрограммы яв-

ляются: повышение роли Российской Федерации  

в международных организациях в сфере охраны 

здоровья, продвижение продуктов, производимых 

в Российской Федерации, и проектов на рынки за-

рубежных стран, развитие международных много-

сторонних исследовательских и иных проектов, 

 

в которых участвует Российская Федерация, под-

держание устойчивых отношений с иностранными 

государствами в сфере охраны здоровья. 

По подпрограмме «Экспертиза и контрольно-над-

зорные функции в сфере охраны здоровья»

 исполнение 

составило 48,6 млрд рублей, или 97,2% к уточнен-

ной росписи.

В рамках подпрограммы реализуются задачи 

 

по предупреждению, обнаружению, пресечению на-

рушений законодательства Российской Федерации 

по обеспечению санитарно-эпидемиологического 

благополучия населения, предотвращению распро-

странения инфекционных болезней, предотвраще-

нию ввоза и реализации товаров, химических, био-

логических и радиоактивных веществ, отходов, иных 

грузов, представляющих опасность для человека,  

на территории Российской Федерации, поддерж-

ке развития инфраструктуры судебно-экспертных 

учреждений, организации обеспечения санитар-

но-эпидемиологического благополучия населения.  

За счет средств, предусмотренных на реализацию 

мероприятий подпрограммы, осуществляется фи-

нансирование деятельности в том числе Федераль-

ной службы по надзору в сфере защиты прав по-

требителей и благополучия человека и Федеральной 

службы по надзору в сфере здравоохранения. 

По подпрограмме «Медико-санитарное обеспече-

ние отдельных категорий граждан» 

исполнение со-

ставило 30,4 млрд рублей, или 97,5% к уточненной 

росписи.

За счет указанных средств осуществлялось 

 

финансирование учреждений, подведомственных 

Федеральному медико-биологическому агентству, 

 

в том числе на реализацию следующих мероприятий:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

40

 

– обеспечение обслуживаемых контингентов лиц 

доступной и качественной медицинской помо-

щью, повышение уровня здоровья и снижение 

смертности обслуживаемых контингентов лиц;

 

– повышение своевременности и качества оказа-

ния медико-санитарной помощи при возник-

новении чрезвычайных ситуаций техногенного, 

природного и искусственного характера, инфек-

ционных заболеваний и массовых неинфекци-

онных заболеваний (отравлений); 

 

– обеспечение защиты отдельных категорий граж-

дан от воздействия особо опасных факторов фи-

зической, химической и биологической природы; 

 

– обеспечение потребности в медицинском и ме-

дико-биологическом обеспечении спортсменов 

сборных команд Российской Федерации. 

По подпрограмме «Информационные технологии 

и управление развитием отрасли»

 исполнение сос- 

тавило 7,8 млрд рублей, или 98,5% к уточненной  

росписи.

В рамках подпрограммы предусмотрены ме-

роприятия по информатизации здравоохранения, 

включая развитие телемедицинских технологий, 

совершенствованию статистического наблюдения 

 

в сфере здравоохранения, а также развитию ме-

ханизмов государственно-частного партнерства 

 

в сфере охраны здоровья. 

По подпрограмме «Организация обязательного 

медицинского страхования граждан в Российской Фе-
дерации»

 исполнение составило 32,3 млрд рублей, 

или 100,0% к уточненной росписи.

В рамках реализации подпрограммы в 2018 году  

в бюджет Федерального фонда обязательного меди-

цинского страхования направлены иные межбюд-

жетные трансферты на компенсацию выпадающих 

доходов в связи с установлением пониженных тари-

фов страховых взносов. 

В рамках государственной программы в 2018 году 

реализовывались 5 приоритетных проектов:

 

• приоритетный проект «Обеспечение своевремен-

ности оказания экстренной медицинской помощи 
гражданам, проживающим в труднодоступных 
районах Российской Федерации»

. Целью проекта 

является увеличение доли лиц, госпитализиро-

ванных по экстренным показаниям в течение 

первых суток, в 2017 году – до 71,0%, в 2018 году – 

до 83,5%, в 2019 году – до 90,0%. Исполнение по 

приоритетному проекту составило 3,3 млрд руб- 

лей, или 99,6% к уточненной росписи;

 

• приоритетный проект «Совершенствование про-

цессов организации медицинской помощи на основе 
внедрения информационных технологий»

. Целью 

проекта являются повышение эффективности 

организации оказания медицинской помощи 

гражданам за счет внедрения информационных 

технологий, мониторинга возможности записи 

на прием к врачу, перехода к ведению медицин-

ской документации в электронном виде не ме-

нее 50% медицинских организаций к 2018 году 

(80% – к 2020 году), реализации не менее 10 

электронных услуг (сервисов) в Личном каби-

нете пациента «Мое здоровье» на Едином пор-

тале государственных услуг (ЕПГУ), которыми  

в 2018 году воспользуются не менее 5 млн граждан 

(30 млн граждан – в 2020 году). Исполнение по 

приоритетному проекту составило 0,8 млрд руб- 

лей, или 99,7% к уточненной росписи;

 

• приоритетный проект «Создание новой моде-

ли медицинской организации, оказывающей пер-
вичную медико-санитарную помощь»

. Целью 

проекта является повышение удовлетворен-

ности населения качеством оказания медицин-

ской помощи в амбулаторных условиях до 60%  

к 2020 году и до 70% к 2022 году путем созда-

ния новой модели медицинской организации, 

оказывающей первичную медико-санитарную 

помощь на принципах бережливого производ-

ства, в 33 субъектах Российской Федерации 

 

с последующим тиражированием данной моде-

ли в 85 субъектах Российской Федерации. Ис-

полнение по приоритетному проекту состави-

ло 0,2 млрд рублей, или 100,0% к уточненной  

росписи;

 

• приоритетный проект «Формирование здорового 

образа жизни («Укрепление общественного здоро-
вья»)»

. Целью проекта является увеличение доли 

граждан, приверженных здоровому образу жиз-

ни, до 50% к 2020 году и до 60% к 2025 году путем 

формирования у граждан ответственного отно-

шения к своему здоровью. Исполнение по при-

оритетному проекту составило 0,4 млрд рублей, 

или 100,0% к уточненной росписи;

 

• приоритетный проект «Обеспечение здравоох-

ранения квалифицированными специалистами 
(«Новые кадры современного здравоохранения»)»

Целью проекта является обеспечение отрасли 

квалифицированными специалистами за счет 

внедрения процедуры допуска специалистов 

 

к профессиональной деятельности – аккреди-

тации специалистов к концу 2018 года до 12,3% 

(доля специалистов, допущенных к професси-

ональной деятельности через процедуру аккре-

дитации) и к концу 2025 года до 100% (доля спе-

циалистов, допущенных к профессиональной 

деятельности через процедуру аккредитации) 

и внедрения непрерывного дополнительного 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

41

профессионального образования врачей с ис-

пользованием интерактивных образовательных 

модулей к концу 2018 года до 40% (доля врачей, 

получающих дополнительное непрерывное ме-

дицинское образование) и до 99% (доля вра-

чей, получающих дополнительное непрерывное 

медицинское образование) к концу 2025 года. 

Исполнение по приоритетному проекту соста-

вило 5,0 млрд рублей, или 100,0% к уточненной  

росписи.

Расходы федерального бюджета на лекарственное 

обеспечение в 2018 году составили 137,4 млрд руб- 

лей (рисунок 18). 

В ходе исполнения федерального бюджета 

 

в 2018 году из резервного фонда Правительства 

Российской Федерации были выделены дополни-

тельные бюджетные ассигнования на реализацию 

отдельных полномочий в области лекарственного 

обеспечения, в целях оказания отдельным категори-

ям граждан социальной услуги по обеспечению ле-

карственными препаратами для медицинского при-

менения по рецептам на лекарственные препараты, 

медицинскими изделиями по рецептам на медицин-

ские изделия, а также специализированными про-

дуктами лечебного питания для детей-инвалидов  

в объеме 3,9 млрд рублей.

5.2.1.2. Государственная программа 
«Развитие образования» 

Государственная программа «Развитие обра- 

зования» утверждена постановлением Прави-

тельства Российской Федерации от 26 декабря 

 

2017 года № 1642.

С 2018 года государственная программа «Развитие 

образования» переведена на проектное управление. 

Целями государственной программы «Развитие 

образования» являются:

 

ü

цель 1 (качество образования) предусматривает:

 

– сохранение лидирующих позиций России 

 

в международном исследовании качества 

чтения и понимания текста (PIRLS), а также  

в международном исследовании математиче-

ского и естественно-научного образования 

(NIVSS), повышение позиций Российской 

Федерации в международной программе 

 

по оценке образовательных достижений уча-

щихся (PISA) не ниже 20-го места в 2025 году; 

 

– увеличение удельного веса численности вы-

пускников, трудоустроившихся в течение 

календарного года, следующего за годом вы-

пуска, в общей численности выпускников об-

разовательной организации, обучавшихся по 

образовательным программам среднего про-

фессионального образования (к 2025 году – 

59,0%);

 

– увеличение количества ведущих российских 

университетов, входящих не менее 2 лет под-

ряд в топ-100 мировых рейтингов универси-

тетов (к 2025 году – не менее 10).

 

ü

цель 2 (доступность образования) характеризуется:

 

– доступностью дошкольного образования, от-

сутствием очереди на зачисление детей в до-

школьные образовательные учреждения;

 

– созданием условий, соответствующих ос-

новным современным требованиям (в соот-

ветствии с федеральными государственными 

образовательными стандартами), для обуча-

ющихся в государственных и муниципальных 

общеобразовательных организациях;

 

– долей занятого населения в возрасте от 25  

до 65 лет, прошедшего повышение квалифи-

кации и (или) профессиональную подготовку, 

в общей численности занятого в области эко-

номики населения этой возрастной группы, 

которая составит в 2018–2025 годах не менее 

37,0% ежегодно;

 

– увеличением охвата детей в возрасте от 5  

до 18 лет программами дополнительного об-

разования, в 2020–2025 годах – не менее 

75,0%.

 

ü

цель 3 (онлайн-образование) характеризуется уве-

личением численности прошедших обучение на он-

лайн-курсах и составит не менее 1 525,5 тыс. чело-

век в 2018 году, а в 2025 году – не менее 11 000 тыс. 

человек.

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 560,1 млрд рублей, исполнение составило 

Лекарственное

обеспечение

отдельных

категорий

граждан

нозологий

ВИЧ 

и гепатиты

В и С

Национальный

календарь

профилакти-

ческих

прививок

Туберкулез

50,0

43,6

21,6

15,9

2,9

Иные

3,4

Рисунок 18

Объем бюджетных ассигнований  

на лекарственное обеспечение в 2018 году

млрд рублей

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

42

545,1 млрд рублей, или 97,3% к уточненной роспи-

си, из них 73,9 млрд рублей в виде межбюджетных 

трансфертов бюджетам субъектов Российской Фе-

дерации на поддержку реализации их полномочий  

в сфере образования (рисунок 19).

Предусмотренные в федеральном бюджете 

 

на 2018 год ресурсы на финансовое обеспечение 

сферы высшего образования в полной мере отража-

ют увеличение вклада профессионального образо-

вания в повышение качества кадрового потенциала 

отраслей промышленности, имеющих стратегиче-

ское значение для экономического развития России 

в интересах технологической модернизации эконо-

мики, обеспечения повышения производительно-

сти труда, создания и модернизации высокопроиз-

водительных рабочих мест. 

По подпрограмме «Реализация образовательных 

программ профессионального образования» 

исполне-

ние составило 468,1 млрд рублей, или 99,1% к уточ-

ненной росписи, из них в части высшего образова-

ния – 400,5 млрд рублей. 

В рамках подпрограммы обеспечено:

 

ü

функционирование федеральных учреждений 

образования среднего профессионального и выс- 

шего образования, включая решение задачи 

 

по повышению оплаты труда работников в соот-

ветствии с Указом Президента Российской Фе-

дерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприя-

тиях по реализации государственной социальной  

политики»; 

 

ü

осуществление реализации мероприятий 

приоритетного проекта «Вузы как центры про-
странства создания инноваций»

, направленного 

 

на обеспечение устойчивой конкурентоспособности 

ведущих российских университетов на глобальном 

рынке высшего образования, науки и инноваций. 

В 2018 году практически все университеты – участ-

ники Проекта 5-100, входящие в рейтинг QS World 

University Rankings, улучшили в нем свои позиции.  

В топ-500 входит 11 университетов – участников  

Проекта 5-100, в топ-400 – шесть, в топ-300 – два  

(из них один – в топ-250). Новосибирский нацио-

нальный исследовательский государственный уни-

верситет в 2018 году занял 244-ю позицию в рейтин-

ге QS WUR.

В отраслевые рейтинги QS в 2018 году вошли  

11 вузов. Университеты – участники Проек- 

та 5-100 присутствуют в четырех отраслевых рей-

тингах QS:

 

– «Искусство и гуманитарные науки»;

 

– «Инженерные науки и технологии»;

 

– «Естественные науки»;

 

– «Социальные науки и менеджмент».

В топ-100 отраслевых рейтингов QS вошли два 

университета – Новосибирский национальный 

исследовательский государственный универси-

тет занял 63-ю позицию в рейтинге «Естествен-

ные науки», Национальный исследовательский 

университет «Высшая школа экономики» – 

 

73-ю позицию в рейтинге «Социальные науки  

и менеджмент».

Московский физико-технический институт 

(государственный университет) и Националь-

ный исследовательский ядерный университет 

«МИФИ» вошли в топ-150 рейтинга «Естествен-

ные науки» (106-я и 146-я позиции соответ-

ственно), Новосибирский национальный иссле-

довательский государственный университет –  

в топ-200 рейтинга «Инженерные науки и техно-

логии» (200-я позиция).

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы  

«Развитие образования» 

Рисунок 19

Подпрограмма «Реализация образовательных программ 

профессионального образования»

Подпрограмма «Содействие развитию дошкольного 

и общего образования»

Подпрограмма «Развитие дополнительного образования детей 

и реализации мероприятий молодежной политики»

Подпрограмма «Совершенствование управления

системой образования»

Подпрограмма «Развитие и распространение русского языка 

как основы гражданской самоидентичности

и языка международного диалога»

85,9

0,1

10,0

3,4

0,6

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

43

Все университеты – участники Проек- 

та 5-100, присутствующие в отраслевых рей-

тингах QS в 2017 и 2018 годах, улучшили свои  

позиции. На более чем 100 позиций подня- 

лись Национальный исследовательский Том- 

ский политехнический университет в рейтинге 

«Инженерные науки и технологии» и Нацио-

нальный исследовательский Томский государ-

ственный университет в рейтинге «Естественные 

науки». 

Важным достижением университетов – участ-

ников Проекта 5-100 является их значительное 

продвижение в предметных рейтингах QS.

В 2018 году в предметные рейтинги QS входит 

12 университетов – участников Проекта 5-100. 

Расширился и перечень предметных рейтингов,  

в которые вошли университеты – участни-

ки Проекта 5-100: с девяти в 2015 году до 22  

в 2018 году.

В 2018 году в рейтинг QS University Rankings: 

BRICS вошли все университеты – участники 

Проекта 5-100 (21 вуз-победитель). Среди них  

15 вошли в топ-100 обозначенного рейтинга; 

шесть – в топ-50. Наивысшую позицию имеет 

Новосибирский национальный исследователь-

ский государственный университет (12).

Два вуза-победителя впервые вошли в рейтинг 

QS BRICS: Первый Московский государствен-

ный медицинский университет им. И.М. Сече-

нова (115-я позиция) и Тюменский государствен-

ный университет (позиция 301–350).

Еще один ведущий мировой рейтинг, на кото-

рый ориентированы университеты – участники 

Проекта 5-100, – Times Higher Education (THE). 

В 2018 году в институциональный рейтинг THE 

вошли 18 университетов – участников Проек- 

та 5-100.

В 2018 году в топ-100 предметного рейтинга 

THE вошли три университета – участника Про-

екта 5-100:

1) Московский физико-технический инсти-

тут (государственный университет): «Физические 
науки» – 50-я позиция

;

2) Санкт-Петербургский национальный ис-

следовательский университет информационных 

технологий, механики и оптики: «Компьютерные 
науки (информатика)» – 71-я позиция

;

3) Национальный исследовательский ядер-

ный университет «МИФИ»: «Физические нау- 
ки» – 78-я позиция

.

Еще четыре университета – участника Про-

екта 5-100 входят в 200 сильнейших университе-

тов мира в следующих предметных рейтингах:

 

• Национальный исследовательский универ-

ситет «Высшая школа экономики»: «Бизнес  
и экономика» (позиция 101–125), «Социальные 
науки» (позиция 126–150), «Психология» (пози-
ция 151–175)

;

 

• Казанский (Приволжский) федеральный уни-

верситет: «Образование» (позиция 101–125);

 

• Московский физико-технический институт 

(государственный университет): «Компью- 
терные науки (информатика)» (позиция 

 

101–125)

;

 

• Новосибирский национальный исследова-

тельский государственный университет: «Фи-
зика» (позиция 151–175)

.

Практически все университеты – участники 

Проекта 5-100 вошли в обозначенный рейтинг 

сразу по нескольким предметным направлениям. 

Таким образом, университеты – участники Про-

екта 5-100 вошли в предметный рейтинг THE  

64 раза.

Прорывным моментом для Проекта 5-100 яв-

ляется вхождение в топ-500 институционального 

рейтинга ARWU в 2016–2018 годах Новосибир-

ского национального исследовательского госу-

дарственного университета, а также в 2018 го- 

ду – Московского физико-технического инсти-

тута (государственного университета). Помимо 

этого, восемь университетов – участников Про-

екта 5-100 вошли в институциональный рейтинг 

ARWU в качестве претендентов на вхождение  

в топ-500.

В 2018 году 11 университетов – участников 

Проекта 5-100 вошли в предметный рейтинг 

ARWU, из которых три университета – участни-

ка Проекта 5-100 вошли в топ-100 обозначенного 

рейтинга.

Четыре университета – участника Про-

екта 5-100 вошли в рейтинговый диапазон 

101–200 предметного рейтинга ARWU. Один 

вуз-победитель находится в рейтинговом диапа-

зоне 101–150 – Новосибирский национальный 

исследовательский государственный универ-

ситет в предметной области «Физика». Еще три 

университета – участника Проекта 5-100 вошли 

в рейтинговый диапазон 151–200 – Националь-

ный исследовательский ядерный универси-

тет «МИФИ» в предметную область «Физика», 

Уральский федеральный университет имени пер-

вого Президента России Б.Н. Ельцина в пред-

метную область «Металлургия» и Национальный 

исследовательский университет «Высшая школа 

экономики» в предметные области «Экономика» 

и «Политические науки».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

44

Необходимо отметить, что университеты – 

участники Проекта 5-100 вошли в рейтинг 

 

по 17 предметным областям. 

Осуществление реализации приоритетного 

проекта  «Подготовка высококвалифицирован-
ных специалистов и рабочих кадров с учетом сов- 
ременных стандартов и передовых технологий» 
(«Рабочие кадры для передовых технологий»)

целью которого является создание конкурен-

тоспособной системы среднего профессио-

нального образования, обеспечивающей подго-

товку высококвалифицированных специалистов  

и рабочих кадров в соответствии с современны-

ми стандартами и передовыми технологиями. 

По итогам реализации приоритетного про-

екта численность выпускников образовательных 

организаций, реализующих программы среднего 

профессионального образования, продемон-

стрировавших уровень подготовки, соответству-

ющий стандартам Ворлдскиллс Россия, соста-

вила 11,3 тыс. человек при плановом значении 

10 тыс. человек; в субъектах Российской Федера-

ции аккредитовано по стандартам Ворлдскиллс 

Россия 186 специализированных центров ком-

петенций (плановое значение 115 единиц); число 

центров проведения демонстрационного экза-

мена в субъектах Российской Федерации, аккре-

дитованных по стандартам Ворлдскиллс Россия, 

выросло с 335 в 2017 году до 965 в 2018 году.

По итогам участия национальной сборной 

команды России по профессиональному мастер-

ству в европейском чемпионате по профессио-

нальному мастерству в Будапеште, прошедшего  

с 26 по 28 сентября 2018 года, национальная сбор-

ная России заняла 1-е место по общему коли- 

честву набранных баллов и полученных медалей.

В 7 субъектах Российской Федерации соз-

даны Межрегиональные центры компетенций 

(далее – МЦК) по следующим направлениям 

подготовки: Свердловская область – МЦК в об-

ласти промышленных и инженерных технологий 

(специализация «Машиностроение, управление 

сложными техническими системами, обработ-

ка материалов»), Республика Татарстан – МЦК  

в области информационных и коммуникацион-

ных технологий, Московская область – МЦК  

в области строительства, Ульяновская область – 

МЦК в области обслуживания транспорта и ло-

гистики, Тюменская область – МЦК в области 

искусства, дизайна и сферы услуг, Республи-

ка Чувашия – МЦК в области промышленных  

и инженерных технологий (специализация 

 

«Автоматизация, радиотехника и электроника»), 

Хабаровский край – МЦК в области промыш-

ленных и инженерных технологий (специали-

зация «Машиностроение, управление сложны- 

ми техническими системами, обработка мате- 

риалов»).

В рамках реализации мероприятий по раз-

работке и распространению новых образова-

тельных технологий, форм организации образо-

вательного процесса в рамках государственной 

программы «Развития образования» в 2018 году 

отобрано 44 региона в целях создания регио-

нальных площадок сетевого взаимодействия.

По итогам проведенного в 2018 году отбо-

ра субъектов Российской Федерации на предо-

ставление в 2019 году субсидий из федерально-

го бюджета бюджетам субъектов Российской 

Федерации на создание центров опережающей 

профессиональной подготовки победителями – 

получателями субсидии признаны 14 субъектов 

Российской Федерации;

 

ü

осуществление мероприятий приоритетного 

проекта «Современная цифровая образовательная сре-
да в Российской Федерации в сфере профессионального 
образования»

, целью которого является качествен-

ное доступное онлайн-обучение граждан с помо-

щью цифровых технологий. 

Создан и функционирует информационный 

ресурс (портал), доступный всем категориям 

граждан и обеспечивающий для каждого поль-

зователя по принципу «одного окна» доступ 

 

к онлайн-курсам для всех уровней образова-

ния, разработанным и реализуемым разными 

организациями на разных платформах онлайн- 

обучения.

Портал в тестовом режиме интегрирован 

 

с федеральной государственной информацион-

ной системой «Единая система идентификации 

и аутентификации в инфраструктуре, обеспе-

чивающей информационно-технологическое 

взаимодействие информационных систем, ис-

пользуемых для предоставления государствен-

ных и муниципальных услуг в электронной 

форме», что необходимо для формирования 

персональных цифровых портфолио – инстру-

мента хранения и передачи в электронном виде 

информации об образовательных достижениях  

обучающихся. 

В настоящее время на портале реализованы 

следующие модули и компоненты: реестр он-

лайн-курсов, представленных образовательны-

ми онлайн-платформами; подсистема оценки 

качества онлайн-курсов; интеграционные реше-

ния, обеспечивающие единую аутентификацию 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

45

пользователей; цифровое портфолио; подсис- 

тема формирования рейтингов онлайн-курсов; 

подсистема психометрического анализа данных  

об освоении обучающимися онлайн-курсов; 

личные кабинеты обучающегося, работодателя,  

образовательной организации, эксперта.

По состоянию на конец 2018 года на инфор-

мационном ресурсе доступны для освоения более 

1000 онлайн-курсов; зафиксированы через прог- 

раммные интерфейсы ресурса результаты освое-

ния онлайн курсов более 700 тыс. студентов.

Продолжено функционирование сети ре-

гиональных центров компетенций в области 

 

онлайн-обучения в 10 субъектах Российской 

Федерации, на базе которых прошли обуче-

ние более 15 тыс. сотрудников образовательных  

организаций высшего образования и среднего 

профессионального образования, прежде всего 

по вопросам создания и использования онлайн-

курсов при реализации основных образователь-

ных программ.

Деятельность региональных центров ком-

петенций в области онлайн-обучения направ-

лена на формирование инфраструктуры и ка-

дрового потенциала в субъектах Российской 

Федерации для широкого использования он-

лайн-курсов в образовательных организациях 

среднего профессионального и высшего образо-

вания при реализации основных образовательных  

программ. 

Региональные центры компетенций в насто-

ящее время сотрудничают с образовательными 

организациями, расположенными более чем 

 

в 40 субъектах Российской Федерации;

 

ü

осуществление реализации приоритетного про-

екта  «Развитие экспортного потенциала российской 
системы образования»

, в рамках которого:

 

– созданы Консорциум российских образова-

тельных организаций высшего образования – 

экспортеров российского образования, Центр 

компетенций по подготовке, переподготовке 

 

и повышению квалификации сотрудников меж-

дународных служб российских образовательных 

организаций, а также первые 20 представительств 

Центра в субъектах Российской Федерации;

 

– разработаны методика учета востребованности 

иностранными школьниками летних российских 

программ дополнительного образования. Разра-

ботан перечень мероприятий по оптимизации 

условий пребывания иностранных студентов на 

территории Российской Федерации, комплекс 

мер по систематизации признания документов 

об образовании Российской Федерации в зару-

бежных странах на двусторонней и многосторон-

ней основе; 

 

– общее количество иностранных граждан, обуча-

ющихся по очной форме в российских образова-

тельных организациях среднего профессиональ-

ного и высшего образования, составило 283 593 

человека, при плановом значении 240 000 чело-

век. Из них обучающихся по очной форме в рос-

сийских образовательных организациях средне-

го профессионального и высшего образования 

по государственным стипендиям 36 500 человек;

 

– осуществлен вывод на международное простран-

ство образовательных курсов (программ) в дис-

танционном формате на иностранных языках, 

разработанных российскими образовательными 

организациями. Количество иностранных граж-

дан, обучающихся по очной форме в российских 

образовательных организациях среднего про-

фессионального и высшего образования по до-

полнительным образовательным программам 

составило 72 100 человек. Увеличение числа ино-

странных школьников, прошедших обучение 

 

в рамках реализации программ дополнитель-

ного образования, составило 10%. Количество  

иностранных слушателей онлайн-курсов, в том 

числе на русском языке, предлагаемых россий-

скими образовательными организациями, – 

1,3 млн человек;

 

– разработаны механизм взаимодействия, в том 

числе с участием государственных корпораций, 

на рынке профессионального и корпоративно-

го образования, перечень мероприятий по оп-

тимизации условий пребывания иностранных 

студентов на территории Российской Федера-

ции, проект программы «Благоприятная среда 

для иностранных учащихся», включая электрон-

ную, ориентационную, презентационную и пси-

холого-адаптационную составляющие, а также 

туристический, страноведческий и межкультур-

но-коммуникативный компонент, проект меха-

низма привлечения наиболее талантливых ино-

странных граждан для обучения в российских 

образовательных организациях;

 

– проводятся курсы повышения квалификации 

для сотрудников международных служб россий-

ских образовательных организаций;

 

– осуществление реализации ведомственного про-

екта «Создание и ведение информационного 

портала, обеспечивающего расширение взаимо-

действия абитуриентов и образовательных орга-

низаций высшего образования, находящихся на 

территории Российской Федерации («Поступай 

правильно»)», который призван способствовать 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

46

созданию информационного портала для взаи- 

модействия абитуриентов и высших учебных 

 

заведений;

 

– продолжена выплата грантов Президента Рос-

сийской Федерации для одаренных детей из 

числа проявивших склонности к техническому 

и гуманитарному творчеству, изобретательству, 

поступивших на обучение в образовательные ор-

ганизации высшего образования (1 200 грантов); 

 

– обеспечена социальная поддержка обучающихся 

по программам высшего образования: студентам 

первого и второго курсов, обучающимся по про-

граммам бакалавриата и программам подготовки 

специалиста и имеющим оценки успеваемости 

«хорошо» и «отлично» выплачена повышенная 

социальная стипендия, студентам и аспирантам 

выплачена стипендия Президента и Правитель-

ства Российской Федерации (за 2017/18 и 2018/19 

учебные года); 

 

– обеспечена поддержка лучших студентов, 

 

обучающихся по направлениям подготовки (спе-

циальностям), соответствующим приоритет- 

ным направлениям модернизации и техноло-

гического развития российской экономики, 

 

назначены стипендии Правительства Россий-

ской Федерации. 

Федеральный бюджет принимает значитель-

ное участие в реализации субъектами Российской  

Федерации полномочий по дошкольному и общему  

образованию.

По подпрограмме «Содействие развитию 

 

дошкольного и общего образования» 

исполнение сос- 

тавило 54,4 млрд рублей, или 85,8% к уточненной 

росписи.

Одним из основных результатов мероприятий 

подпрограммы является повышение качества пре-

доставления образования в Российской Федерации 

путем создания современных условий образователь-

ного процесса и повышения эффективности труда 

учителей.

В рамках подпрограммы:

 

– продолжена реализация мероприятий, направ-

ленных на финансовое обеспечение долгосроч-

ного проекта, начатого в 2016 году, – Программы 

«Содействие созданию в субъектах Российской 

Федерации (исходя из прогнозируемой потреб-

ности) новых мест в общеобразовательных ор-

ганизациях» на 2016–2025 годы, для решения 

приоритетных задач по ликвидации третьей 

смены обучения, переводу обучающихся из зда-

ний с высоким уровнем износа и ликвидации 

проблемы отсутствия санитарно-гигиениче-

ских помещений в школьных зданиях в рамках 

приоритетного проекта «Создание современной 

 

образовательной среды для школьников»

, целью 

которого является обеспечение повышения до-

ступности и качества общего образования.

Государственная поддержка оказана 69 субъ-

ектам Российской Федерации. По итогам года 

введены в эксплуатацию 26 объектов, а степень 

строительной готовности более 50% имеют 

 

28 объектов; 

 

– обеспечена реализация мероприятий ведом-

ственной целевой программы «Российская элект- 

ронная школа»;

 

– обеспечена реализация ведомственного проекта 

«Создание в общеобразовательных организациях 

Российской Федерации, расположенных в сель-

ской местности, условий для занятий физической 

культурой и спортом», направленного на популя-

ризацию спорта как непосредственно на уроках 

физкультуры, так и во внеурочное время; 

 

– продолжена поддержка учителей общеобразова-

тельных учреждений – 1 тысяча лучших учителей 

премирована в размере 200 тыс. рублей (на каж-

дого учителя);

 

– обеспечено начало реализации мероприятий 

ведомственного проекта «Создание в субъектах 

Российской Федерации дополнительных мест 

для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет 

в организациях, реализующих программы до-

школьного образования на 2018–2020 годы», 

итоги реализации которого к 2020 году позволят 

создать 90 тыс. мест. 

По подпрограмме «Развитие дополнительного 

образования детей и реализация мероприятий моло-
дежной политики»

 исполнение составило 18,5 млрд 

рублей, или 93,1% к уточненной росписи. 

В рамках подпрограммы:

 

– обеспечена реализация мероприятий приори- 

тетного проекта «Доступное дополнитель-
ное образование для детей»

, в рамках которого  

в 2018 году открыты 29 детских технопарков 

«Кванториум» в 28 городах 25 субъектов Рос-

сийской Федерации. В 11 субъектах Российской 

Федерации созданы современные региональные 

модельные центры дополнительного образова-

ния детей и запущен общедоступный региональ-

ных навигатор по дополнительному образова-

нию детей. Также реализованы инновационные 

проекты в сфере дополнительного детского об-

разования, в том числе: созданы Центры раз-

вития современных компетенций детей на базе 

вузов и детские центры IT-творчества «IT-cube».  

Обеспечено организационное и информацион-

ное сопровождение проведения финального тура 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

47

Международного конкурса детских инженерных 

команд;

 

– обеспечена реализация ведомственного проекта 

«Олимпиадное движение школьников», имею-

щего целью развитие олимпиадного движения 

по общеобразовательным предметам;

 

– обеспечено функционирование всероссийских 

детских центров, которые являются центрами 

общения и взаимодействия детей и подростков, 

обеспечивающими взаимопонимание и форми-

рование толерантных отношений между детьми 

разных культур и концессий (МДЦ «Артек», ВДЦ 

«Орленок», ВДЦ «Океан»);

 

– продолжена реализация мероприятий, направ-

ленных на выявление и поддержку детей и мо-

лодежи, проявивших выдающиеся способности, 

оказание содействия в получении такими лица-

ми образования, в том числе в области искусств, 

естественно-научного образования, а также 

образования в области физической культуры 

 

и спорта, включая организацию и осуществление 

спортивной подготовки (в рамках предоставле-

ния субсидии Фонду «Талант и успех»); 

 

– продолжена реализация комплекса мер по соз-

данию успешной социализации и эффективной 

самореализации молодежи путем организации 

работы по патриотическому и духовно-нрав-

ственному воспитанию детей и молодежи. 

 

В рамках профориентационной работы уделя-

лось внимание повышению статуса молодежных 

форумов, которые реализовывались совместно 

с молодежными профессиональными сообще-

ствами и крупнейшими работодателями России: 

«Территория смыслов на Клязьме», Всекавказ-

ский молодежный форум «Машук-2018».

По подпрограмме «Совершенствование управле-

ния системой образования»

 исполнение составило 

3,5 млрд рублей, или 95,0% к уточненной росписи. 

В рамках подпрограммы обеспечено поощрение 

педагогических работников за особые заслуги пе-

ред государством; совершенствование механизмов 

управления в системе среднего профессионального 

и высшего образования.

По подпрограмме «Развитие и распространение 

русского языка как основы гражданской самоидентич-
ности и языка международного диалога»

 исполнение 

составило 0,6 млрд рублей, или 80,9% к уточненной 

росписи. 

В рамках подпрограммы обеспечено совершен-

ствование условий для расширения присутствия 

русского языка и образования на русском языке  

в иностранных государствах: поставка учебной ли-

тературы в иностранные учебные центры русского 

языка, обеспечение организационно-методической 

поддержки русских школ в странах СНГ и зарубе-

жья, создание партнерской сети участников про-

граммы открытого образования и русского языка 

под брендом «Институт Пушкина».

5.2.1.3. Государственные программы  
в сфере социальной поддержки граждан

Государственная программа  
«Социальная поддержка граждан»
Государственная программа «Социальная под-

держка граждан» утверждена постановлением Пра-

вительства Российской Федерации от 15 апреля 

2014 года № 296.

Целями государственной программы «Социаль-

ная поддержка граждан» являются повышение до-

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы  

«Социальная поддержка граждан»

Рисунок 20

Подпрограмма «Обеспечение мер социальной поддержки

отдельных категорий граждан»

Подпрограмма «Модернизация и развитие 

социального обслуживания населения»

Подпрограмма «Обеспечение государственной 

поддержки семей, имеющих детей»

Подпрограмма «Повышения эффективности 

государственной поддержки социально ориентированных 

некоммерческих организаций»

Подпрограмма «Старшее поколение»

Подпрограмма «Обеспечение условий реализации

государственной программы Российской Федерации

«Социальная поддержка граждан»

62,1

0,001

37,3

0,1

0,4

0,03

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

48

ступности социального обслуживания населения, 

создание условий для роста благосостояния граж- 

дан – получателей мер социальной поддержки, 

 

государственных социальных и страховых гарантий. 

Достижение указанных целей обеспечивается реше-

нием следующих задач:

 

– выполнение обязательств государства по соци-

альной поддержке граждан;

 

– создание условий для обеспечения реализации 

государственной программы «Социальная под-

держка граждан»;

 

– обеспечение потребностей граждан в социаль-

ном обслуживании;

 

– создание благоприятных условий для жизнедея-

тельности семьи, функционирования института 

семьи и рождения детей;

 

– расширение участия негосударственных неком-

мерческих организаций в решении социальных 

вопросов;

 

– создание условий для повышения материального 

и социального положения граждан старшего по-

коления.

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено  1 288,6 млрд рублей,  исполнение  соста-

вило 1 275,9 млрд рублей, или 99,0% к уточненной  

росписи (рисунок 20).

Информация о межбюджетных трансфертах 

бюджетам Пенсионного фонда Российской Федера-

ции и Фонда социального страхования Российской 

Федерации, в том числе на предоставление ежеме-

сячных денежных выплат отдельным категориям 

граждан, а также материнского (семейного) капи-

тала, представлена в разделе 5.5 «Межбюджетные 

трансферты бюджетам государственных внебюд-

жетных фондов Российской Федерации» настояще-

го издания.

Помимо межбюджетных трансфертов бюд-

жетам государственных внебюджетных фондов, 

 

в рамках государственной программы «Социаль-

ная поддержка граждан» предусмотрены различные 

меры социальной поддержки отдельных категорий  

граждан.

Так, в 2018 году в соответствии с Законом Рос-

сийской Федерации «О социальной защите граждан, 

подвергшихся воздействию радиации вследствие ка-

тастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными 

законами «О социальных гарантиях гражданам, под-

вергшимся радиационному воздействию вследствие 

ядерных испытаний на Семипалатинском полиго-

не» и «О социальной защите граждан Российской 

Федерации, подвергшихся воздействию радиации 

вследствие аварии в 1957 году на производственном 

объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных от-

ходов в реку Теча» предоставлены меры социальной 

поддержки около 1,2 млн граждан.

Также в 2018 году за счет субвенций из федераль-

ного бюджета бюджетам субъектов Российской Фе-

дерации продолжена выплата пособий гражданам, 

имеющим детей, не подлежащим обязательному со-

циальному страхованию, на случай временной не-

трудоспособности и в связи с материнством, а так-

же уволенным в связи с ликвидацией организаций 

(прекращением деятельности, полномочий физи- 

ческими лицами). 

Кроме того, в рамках реализации государ-

ственной программы с 2018 года за счет субвенций  

из федерального бюджета бюджетам субъектов Рос-

сийской Федерации гражданам предоставлялись 

ежемесячные выплаты в связи с рождением (усы-

новлением) первого ребенка.

В 2018 году в ходе реализации государственной 

программы предоставлены различные выплаты 

 

и компенсации лицам, уволенным из числа военно- 

служащих и приравненных к ним категорий, а так-

же членам их семей (дополнительное ежемесячное 

материальное обеспечение инвалидов вследствие 

военной травмы, ежемесячная денежная компенса-

ция в возмещение вреда, причиненного здоровью  

в связи с исполнением обязанностей военной служ-

бы по призыву, пособия, выплаты и компенсации 

лицам, уволенным с военной службы, ежемесяч-

ные компенсационные выплаты членам семей по-

гибших (умерших) военнослужащих в размере 60%  

от понесенных затрат в связи с расходами по опла-

те жилья и коммунальных услуг, денежная выплата  

на проведение ремонта индивидуальных жилых до-

мов, принадлежащих членам семей военнослужа-

щих, потерявшим кормильца).

Государственная программа  
«Доступная среда» на 2011–2020 годы
Государственная программа «Доступная сре-

да» на 2011–2020 годы утверждена постановлением 

Правительства Российской Федерации от 1 декабря 

2015 года № 1297.

Целью государственной программы «Доступная 

среда» является создание правовых, экономических 

и институциональных условий, способствующих 

интеграции инвалидов в общество и повышению 

уровня их жизни. Достижение указанной цели обес- 

печивается решением следующих задач:

 

– обеспечение равного доступа инвалидов к при-

оритетным объектам и услугам в приоритетных 

сферах жизнедеятельности инвалидов и других 

маломобильных групп населения;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

49

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы  

«Содействие занятости населения»

Рисунок 22

Подпрограмма «Активная политика занятости населения 

и социальная поддержка безработных граждан»

Подпрограмма «Развитие институтов рынка труда»

Подпрограмма «Безопасный труд»

88,3

11,5

0,2

Доля расходов на реализацию подпрограмм государственной программы  

«Доступная среда» на 2011–2020 годы

Рисунок 21

Подпрограмма «Обеспечение условий

доступности приоритетных объектов

и услуг в приоритетных сферах

жизнедеятельности инвалидов и других

маломобильных групп населения»

Подпрограмма «Совершенствование системы

комплексной реабилитации

и абилитации инвалидов»

Подпрограмма «Совершенствование

государственной системы

медико-социальной экспертизы»

63,5

33,5

3,0

 

– обеспечение равного доступа инвалидов к реа- 

билитационным и абилитационным услугам, 

включая обеспечение равного доступа к профес-

сиональному развитию и трудоустройству;

 

– обеспечение объективности и прозрачности дея- 

тельности учреждений медико-социальной экс-

пертизы.

На реализацию мероприятий государственной 

программы из федерального бюджета в 2018 году 

выделено 54,0 млрд рублей, исполнение составило 

53,6 млрд рублей, или 99,4% к уточненной росписи 

(рисунок 21).

Ежегодно в ходе реализации программы феде-

ральные государственные учреждения медико-со-

циальной экспертизы в субъектах Российской Фе-

дерации осуществляют освидетельствование около 

3 млн человек. Всего в Российской Федерации по 

состоянию на 1 декабря 2018 года насчитывалось 

11,3 млн инвалидов.

Также в рамках государственной программы 

 

в 2018 году производилось обеспечение инвалидов 

техническими средствами реабилитации, включая 

изготовление и ремонт протезно-ортопедических 

изделий, на указанные цели выделено 31,3 млрд руб- 

лей, исполнение составило 99,9%.

Государственная программа  
«Содействие занятости населения»
Государственная программа «Содействие за-

нятости населения» утверждена постановлением 

Правительства Российской Федерации от 15 апре-

ля 2014 года № 298.

Целью государственной программы «Содей-

ствие занятости населения» является создание 

правовых, экономических и институциональных 

условий, способствующих эффективному разви-

тию рынка труда. Достижение цели обеспечивает-

ся решением следующих задач: 

 

– обеспечение реализации права граждан на защи-

ту от безработицы; 

 

– повышение эффективности регулирования 

 

процессов использования трудовых ресурсов 

 

и обеспечение защиты трудовых прав граждан; 

 

– внедрение культуры безопасного труда. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..