Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 2

 

 

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

18

Основные показатели исполнения федерально-

го бюджета за последние 5 лет представлены в таб­
лице 3

 и на рисунке 8.

В 2018 году профицит федерального бюджета сос-

тавил 2,6 процентного пункта к ВВП в основном за 

счет увеличения поступления нефтегазовых доходов 

на 2,2 процентного пункта к ВВП, или 3 045,9 млрд 

рублей, обусловленного фактическим ростом цен 

на нефть марки «Юралс» (2018 год — 70,0 долл. 

США/барр., 2017 год — 53,0 долл. США/барр.) и газ 

природный (2018 год — 245,3 долл. США/тыс. куб. 

м, 2017 год — 195,2 долл. США/тыс. куб. м).

В 2018 году продолжилась тенденция к снижению 

ненефтегазового дефицита федерального бюджета, 

18,3

16,4

15,6

16,4

18,8

18,7

18,8

19,1

17,8

16,1

-0,4

-2,4

-3,4

-1,4

2,6

-9,8

-9,4

-9,1

-7,9

-6,1

-10,0

0,0

10,0

20,0

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Доходы

Расходы

Дефицит/профицит

Ненефтегазовый дефицит

% к ВВП

Динамика показателей исполнения федерального бюджета в 2014–2018 годах, 

в % к ВВП

Рисунок 8

ДОХОДЫ

• 19 454,9

млрд рублей

• 102,7%

к законодательно 

установленному 

объему

РАСХОДЫ

• 16 712,9

млрд рублей

• 99,4%

к законодательно 

установленному объему

• 95,6%

к уточненной 

росписи

ПРОФИЦИТ

• 2 742,0

млрд рублей

• 2,6% к ВВП

Рисунок 7

Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2018 год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

19

Таблица 3

Основные показатели исполнения федерального бюджета  

в 2014–2018 годах

млрд рублей

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1

2

3

4

5

6

ВВП

79 199,7

83 101,1

86 010,2

92 089,3

103 626,6

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

97,6

51,2

41,7

53,0

70,0

Курс доллара США к рублю

38,4

60,7

66,9

58,3

62,5

Инфляция, в %

11,4

12,9

5,4

2,5

4,3

ДОХОДЫ, в % к:

14 496,9

13 659,2

13 460,0

15 088,9

19 454,9

ВВП

18,3

16,4

15,6

16,4

18,8

закону о федеральном бюджете

101,8

103,1

100,7

102,5

102,7

предыдущему году

111,3

94,2

98,5

112,1

в 1,3 раза

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в % к:

7 433,8

5 862,7

4 844,0

5 971,9

9 017,8

ВВП

9,4

7,1

5,6

6,5

8,7

предыдущему году

113,8

78,9

82,6

в 1,2 раза

в 1,5 раза

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в % к:

7 063,1

7 796,6

8 616,0

9 117,0

10 437,1

ВВП

8,9

9,4

10,0

9,9

10,1

предыдущему году

108,9

110,4

110,5

105,8

114,5

РАСХОДЫ, в % к:

14 831,6

15 620,3

16 416,4

16 420,3

16 712,9

ВВП

18,7

18,8

19,1

17,8

16,1

уточненной росписи

98,5

98,5

98,7

96,5

95,6

предыдущему году

111,2

105,3

105,1

100,0

101,8

ДЕФИЦИТ (-)/ПРОФИЦИТ (+), в % к:

-334,7

-1 961,0

-2 956,4

-1 331,4

2 742,0

ВВП

-0,4

-2,4

-3,4

-1,4

2,6

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ (-), в % к:

-7 768,5

-7 823,7

-7 800,4

-7 303,3

-6 275,8

ВВП

-9,8

-9,4

-9,1

-7,9

-6,1

который уменьшился на 1,8 процентного пунк та 

к ВВП по сравнению с 2017 годом.

Расходы федерального бюджета снизились на 

1,7 процентного пункта к ВВП, на данное обстоя-

тельство повлиял рост ВВП.

В реальном выражении объем расходов федераль-

ного бюджета снизился и составил 97,6% к расходам 

2017 года (информация об исполнении расходов фе-

дерального бюджета представлена в разделе 5 «Расхо-

ды федерального бюджета» настоящего издания).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21

Доходы федерального бюджета

Основные показатели федерального 

бюджета по доходам

Федеральным законом № 362-ФЗ утверждены 

доходы федерального бюджета на 2018  год в  сум-

ме 15 257,8 млрд рублей (15,7% к ВВП), в том числе 

нефтегазовые доходы в сумме 5 479,6 млрд рублей 

(5,6% к  ВВП), ненефтегазовые доходы в  сумме 

9 778,2 млрд рублей (10,0% к ВВП).

Прогноз доходов федерального бюджета в тече-

ние 2018 года пересмотрен на фоне существенного 

отклонения показателей социально-экономиче-

ского развития от их прогнозных значений, поло-

женных в основу Федерального закона № 362-ФЗ.

На фоне роста цен на нефть и оживления эко-

номической активности поступления доходов фе-

дерального бюджета в начале 2018 года оказались 

выше ожидаемых, а  также превысили поступле-

ния доходов за соответствующий период 2017 года, 

что дало основание к  увеличению оценки посту-

пления доходов на 2018 год по сравнению с  объ-

емом доходов, учтенным в  Федеральном законе 

№ 362-ФЗ.

Федеральным законом № 193-ФЗ предусмот-

рено увеличение оценки поступления доходов на 

1,7 процентного пункта по отношению к  ВВП по 

сравнению с Федеральным законом № 362-ФЗ, при 

увеличении доли нефтегазовых доходов на 1,8 про-

центного пункта к ВВП и снижении доли ненефте-

газовых доходов на 0,1 процентного пунк та к ВВП 

(в связи с ростом прогнозируемого номинального 

объема ВВП в 2018 году).

Федеральным законом № 458-ФЗ оценка пос-

тупления доходов увеличена на 1,3 процентного 

пункта к  ВВП и  составила 18 947,6 млрд рублей 

(18,7% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы — 

8 817,1 млрд рублей (8,7% к ВВП), ненефтегазовые 

доходы — 10 130,5 млрд рублей (10,0% к ВВП).

Превышение ожидаемого поступления неф-

тегазовых доходов, учтенных в  Федеральном 

законе № 

458-ФЗ, над первоначальным про-

гнозом, учтенным в  Федеральном законе № 362-

ФЗ, на 3 

337,5 млрд рублей (на  60,9%) обуслов-

лено ожидаемым ростом прогнозируемой цены  

на нефть марки «Юралс» (с 43,8 до 69,6 долл. США/

барр.) и на газ природный, поставляемый в  даль-

нее зарубежье (с 180,9 до 237,8 

долл. 

США 

 

за тыс. куб. м), при снижении курса доллара США 

по отношению к рублю (с 64,7 до 61,7 рублей  

за доллар США).

Предусмотренное Федеральным законом 

 

№ 

458-ФЗ превышение поступления ненеф-

тегазовых доходов над первоначальным про-

гнозом ожидалось преимущественно за счет 

роста налоговых доходов (НДС и  налога на при-

быль организаций). Также увеличены ожида-

емые по итогам года поступления по ввозным 

таможенным пошлинам, доходам от продажи ма-

териальных и нематериальных активов, доходам 

от оказания платных услуг и компенсации затрат 

государства, регулярным платежам за добычу 

полезных ископаемых (роялти), доходам от по-

ступления штрафов и санкций, безвозмездным  

поступлениям.

В то же время учтено снижение поступления 

акцизов на товары, производимые на террито-

рии Российской Федерации (в  связи со снижени-

ем ставок акциза на бензин и  дизельное топливо 

с 1 июня 2018 года и изменением с 1 июля 2018 года 

норматива зачисления в  федеральный бюджет ак-

цизов на нефтепродукты в  целях компенсации 

потерь бюджетам субъектов Российской Федера-

ции), дивидендов по акциям, принадлежащим 

Российской Федерации (в связи с принятием ком-

паниями соответствующих корпоративных ре-

шений), платежей за пользование природными 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

22

Таблица 4

Основные показатели федерального бюджета по доходам за 2018 год

млрд рублей

Показатель

Федеральный закон 

«О федеральном бюджете на 

2018 год и на плановый период 

2019 и 2020 годов»   

 Исполнение

Отклонение 

от Федерального закона 

«О федеральном бюджете на 

2018 год и на плановый период 

2019 и 2020 годов»

№ 362-ФЗ

05.12.2017

№ 458-ФЗ 

29.11.2018

№ 362-ФЗ

05.12.2017

№ 458-ФЗ 

29.11.2018

1

2

3

4

5=4–2

6=4-3

Макроэкономические показатели, учтенные при расчете доходов:

ВВП, млрд рублей

97 462,0

101 164,0

103 626,6

6 164,6

2 462,6

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

43,8

69,6

70,0

26,2

0,4

Цена на газ (дальнее зарубежье),  

долл. США /тыс. куб. м

180,9

237,8

245,3

64,4

7,5

Курс доллара США к рублю

64,7

61,7

62,5

-2,2

0,8

Объем импорта, млрд долл. США

223,4

247,0

238,2

14,8

-8,8

Объем экспорта, млрд долл. США

329,3

442,7

450,0

120,7

7,3

ДОХОДЫ

15 257,8

18 947,6

19 454,9

4 197,1

507,3

в % к ВВП

15,7

18,7

18,8

3,1

0,1

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

5 479,6

8 817,1

9 017,8

3 538,2

200,7

в % к ВВП

5,6

8,7

8,7

3,2

 0,0

НДПИ 

3 547,5

5 907,7

6 009,8

2 462,3

102,2

на нефть

2 931,6

5 134,7

5 232,3

2 300,7

97,5

на газ горючий природный

474,8

623,2

630,6

155,8

7,4

на газовый конденсат

141,1

149,7

147,0

5,9

-2,8

Вывозные таможенные пошлины

1 932,1

2 909,4

3 007,9

1 075,8

98,5

на нефть сырую

919,1

1 520,4

1 550,0

630,9

29,7

на газ природный

532,9

762,1

809,2

276,4

47,2

на товары, выработанные из нефти

480,1

627,0

648,7

168,6

21,7

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

9 778,2

10 130,5

10 437,1

658,9

306,6

в % к ВВП

10,0

10,0

10,1

0,0

0,1

Связанные с внутренним производством

5 098,8

5 262,5

5 430,9

332,1

168,4

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

3 330,9

3 477,1

3 574,6

243,7

97,6

Акцизы на товары, производимые на территории РФ

961,8

845,3

860,7

-101,1

15,5

Налог на прибыль

806,1

940,1

995,5

189,4

55,4

ресурсами (в связи с уменьшением поступлений 

разовых платежей за пользование недрами и  до-

ходов, полученных от продажи на аукционе пра-

ва на заключение договора о закреплении долей 

квот добычи (вылова) водных биологических 

 

ресурсов). 

Основные показатели доходов федерального 

бюджета за 2018 год представлены в таблице 4.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

23

Окончание таблицы 4

Показатель

Федеральный закон 

«О федеральном бюджете на 

2018 год и на плановый период 

2019 и 2020 годов»   

 Исполнение

Отклонение 

от Федерального закона 

«О федеральном бюджете на 

2018 год и на плановый период 

2019 и 2020 годов»

№ 362-ФЗ

05.12.2017

№ 458-ФЗ 

29.11.2018

№ 362-ФЗ

05.12.2017

№ 458-ФЗ 

29.11.2018

1

2

3

4

5=4–2

6=4-3

Связанные с импортом

2 958,4

3 150,7

3 204,2

245,9

53,5

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2 294,0

2 422,8

2 442,1

148,1

19,2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

92,2

95,5

96,3

4,2

0,8

Ввозные таможенные пошлины

572,2

632,3

665,8

93,6

33,5

Прочие ненефтегазовые доходы, в т.ч.

1 721,0

1 717,3

1 802,0

81,0

84,7

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

379,9

284,5

312,6

-67,3

28,0

Авансовые платежи и денежный залог в счет будущих 

таможенных и иных платежей

 

 

-19,3

-19,3

-19,3

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых 

(роялти)

19,0

35,6

43,3

24,3

7,7

Доходы по остаткам средств на счетах федерального 

бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда 

национального благосостояния

80,1

80,5

86,4

6,3

5,9

Доходы от управления средствами Фонда 

национального благосостояния

61,5

64,6

70,5

9,0

5,9

Платежи при пользовании природными ресурсами

379,0

345,6

344,4

-34,6

-1,2

Доходы от оказания платных услуг (работ) 

и компенсации затрат государства

104,2

127,1

144,1

39,8

16,9

Доходы от продажи материальных и нематериальных 

активов

64,8

134,8

136,2

71,4

1,5

Административные платежи

18,9

24,3

35,8

16,9

11,5

Штрафы

52,5

67,1

85,7

33,1

18,6

Прочие неналоговые доходы

274,7

229,8

222,4

-52,3

-7,4

Безвозмездные поступления

6,7

40,7

53,2

46,5

12,6

Прочие доходы

279,6

282,7

286,7

7,1

4,0

По итогам 2018  года поступление доходов фе-

дерального бюджета составило 19 

454,9 млрд 

руб лей (18,8% к  ВВП), что на 507,3 млрд рублей 

(на  2,7%) больше уровня доходов, предусмотренно-

го Федеральным законом «О  федеральном бюдже-

те на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 го-

дов», в  том числе в  части нефтегазовых доходов 

на 200,7  млрд рублей (2,3%), ненефтегазовых на 

306,6 млрд рублей (3,0%). Нефтегазовые доходы посту-

пили в сумме 9 017,8 млрд рублей, ненефтегазовые до-

ходы — 10 437,1 млрд рублей.

За счет дополнительных нефтегазовых доходов, сфор-

мировавшихся в результате превышения ценой на нефть 

базового уровня, средства в объеме 4 261,4 млрд рублей 

в соответствии с «бюджетным правилом» направлены на 

покупку иностранной валюты с последующим перечис-

лением в Фонд национального благосостояния

2

.

Основные факторы, повлиявшие на изменение 

пос тупления доходов в 2018 году по сравнению с про-

гнозом доходов, утвержденным Федеральным зако-

ном «О федеральном бюджете на 2018 год и на плано-

вый период 2019 и 2020 годов», приведены в таблице 5.

В соответствии с Порядком проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтега-

зовых доходов федерального бюджета и средств Фонда нацио нального благосостояния, утвержденным приказом Минфина России от 29 декабря 

2017 года № 1387, в течение 2018 года на покупку иностранной валюты направлено 4 129,1 млрд рублей, остаток суммы направлен на покупку 

иностранной валюты в начале 2019 года.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

24

Таблица 5

Отклонение поступления доходов федерального бюджета в 2018 году 

от Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год 

и на плановый период 2019 и 2020 годов»

млрд рублей

Наименование

Сумма

Отчет за 2018 год

 19 454,9

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год 

и на плановый период 2019 и 2020 годов»

 18 947,6

Отклонение

507,3

Нефтегазовые доходы

200,7

Отклонение от прогноза мировой цены на нефть марки «Юралс» 

106,7

Рост курса доллара США по отношению к рублю 

77,9

Отклонение налогооблагаемых объемов добычи нефти, газового конденсата 

и газа горючего природного от плановых показателей

38,7

Отклонение от прогноза экспортных цен на газ природный в страны дальнего зарубежья 

13,1

Отклонение объемов экспорта нефти, товаров, выработанных из нефти, газа природного, 

от плановых показателей 

-35,8

Ненефтегазовые доходы

306,6

Налоговые и таможенные платежи

211,4

Рост поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 

(рост налоговой базы, улучшение администрирования)  

97,6

Увеличение поступлений налога на прибыль организаций (в основном с доходов, облагаемых по основной 

ставке, а также полученных в виде процентов и дивидендов)

55,4

Увеличение поступлений ввозных таможенных пошлин (рост рублевой стоимости импорта)

33,5

Рост поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 

(рост рублевой стоимости импорта)

19,2

Увеличение поступлений акцизов по товарам (продукции), производимым на территории РФ 

(в основном за счет акцизов на табачную продукцию)

15,5

Увеличение поступлений регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении 

соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (рост цен на углеводородное сырье 

и объемов добычи)

7,7

Использование участниками внешнеэкономической деятельности авансовых платежей и денежного 

залога в счет будущих таможенных и иных платежей

-19,3

Прочие факторы

1,9

Прочие доходы

95,3

Увеличение поступлений дивидендов (в том числе за счет выплаты промежуточных дивидендов)

28,0

Увеличение поступлений штрафов, санкций, возмещения ущерба (в основном в рамках гражданских дел 

о конфискации имущества)

18,6

Увеличение поступлений доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 

(погашение дебиторской задолженности прошлых лет)

16,9

Поступление доходов от загранучреждений (не учитываются в законе о федеральном бюджете 

согласно действующему законодательству)

16,2

Безвозмездные поступления (в том числе возвраты остатков межбюджетных трансфертов, 

направляемые в Резервный фонд Правительства РФ и не учитываемые в законе о бюджете)

12,6

Рост доходов от размещения средств федерального бюджета (управления средствами ФНБ 

и остатками средств на счетах федерального бюджета)

11,9

Прочие факторы

-8,9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

25

Динамика доходов федерального бюджета  

в 2014–2018 годах

В период 2014–2016  годов в  целом доходы фе-

дерального бюджета по отношению к  ВВП харак-

теризовались тенденцией к  снижению, их уровень 

сок ратился с 18,3% до 15,6% ВВП. В 2017–2018 го-

дах доля доходов к  ВВП выросла, составив 16,4% 

в 2017 году и 18,8% в 2018 году. Динамика поступле-

ния доходов федерального бюджета за последние 

5 лет представлена в таблице 6.

В 2018  году доходы федерального бюджета по 

отношению к  ВВП составили на 0,5 процентного 

пунк та больше, чем в 2014 году, при этом нефтегазо-

вые доходы сократились на 0,7 процентного пункта, 

в то время как ненефтегазовые доходы выросли на 

1,2 процентного пункта, в том числе за счет прово-

димой работы по улучшению администрирования 

доходов. Последовательное снижение нефтегазовых 

доходов в  период с  2014 по 2018 год соответствует 

траектории цен на углеводородное сырье и  изме-

нению курса рубля по отношению к доллару США. 

Сокращение доли нефтегазового сектора также 

Таблица 6

Фактическое исполнение доходов Федерального бюджета в 2014–2018 годах

млрд рублей

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

1

2

3

4

5

6

ВВП, млрд рублей

79 199,7

83 101,1

86 010,2

92 089,3

103 626,6

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

97,6

51,2

41,7

53,0

70,0

Цена на газ (дальнее зарубежье),  

долл. США /тыс. куб. м

346,2

245,4

167,7

195,2

245,3

Курс доллара США к рублю

38,4

60,7

66,9

58,3

62,5

ДОХОДЫ

14 496,9

13 659,2

13 460,0

15 088,9

19 454,9

в % к ВВП

18,3

16,4

15,6

16,4

18,8

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 433,8

5 862,7

4 844,0

5 971,9

9 017,8

в % к ВВП

9,4

7,1

5,6

6,5

8,7

НДПИ

2 836,8

3 130,5

2 830,0

4 021,6

6 009,8

на нефть

2 463,6

2 703,5

2 342,1

3 352,2

5 232,3

на газ горючий природный

357,2

346,5

368,2

545,4

630,6

на газовый конденсат

16,0

80,4

119,7

124,0

147,0

Вывозные таможенные пошлины

4 597,0

2 732,2

2 014,0

1 950,3

3 007,9

на нефть сырую

2 620,0

1 431,2

1 030,8

976,2

1 550,0

на газ природный

487,6

552,5

536,5

576,2

809,2

на товары, выработанные из нефти

1 489,4

748,5

446,7

397,9

648,7

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 063,1

7 796,6

8 616,0

9 117,0

10 437,1

в % к ВВП

8,9

9,4

10,0

9,9

10,1

Связанные с внутренним производством

3 113,5

3 467,7

3 780,6

4 741,9

5 430,9

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

2 181,4

2 448,4

2 657,4

3 069,9

3 574,6

Акцизы на товары, производимые на территории РФ

520,8

527,9

632,2

909,6

860,7

Налог на прибыль

411,3

491,4

491,0

762,4

995,5

Связанные с импортом

2 474,3

2 404,4

2 539,6

2 728,7

3 204,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1 750,2

1 785,2

1 913,6

2 067,2

2 442,1

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

71,6

54,0

62,1

78,2

96,3

Ввозные таможенные пошлины

652,5

565,2

563,9

583,2

665,8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

26

на добычу полезных ископаемых и  вывозной та-

моженной пошлины. На долю указанных доходов 

в 2018 году приходится 77,3% всех доходов федераль-

ного бюджета, при этом по сравнению с  2014  го-

дом их доля в общем объеме доходов снизилась на 

1,1 процентного пункта.

Структура нефтегазовых доходов (рисунок 10

начиная с  2015  года существенно изменилась на 

фоне реализации «налогового маневра» (рост ста-

вок НДПИ на нефть и газовый конденсат при одно-

временном снижении экспортных пошлин на нефть 

сырую и нефтепродукты). В результате доля налога 

на добычу полезных ископаемых в  виде углеводо-

родного сырья в общем объеме нефтегазовых дохо-

дов составила в 2018 году 66,6%, в сравнении с 38,2% 

в 2014 году.

обусловлено отставанием темпов роста добычи по-

лезных ископаемых от общего темпа роста эконо-

мики. С учетом указанных факторов доля нефтега-

зовых доходов в общей сумме доходов федерального 

бюджета в  рассматриваемом периоде сократилась 

с 51,3% в 2014 году до 46,4% в 2018 году. За этот же пе-

риод доля ненефтегазовых доходов выросла с 48,7 до 

53,6% (рисунок 9).

Структура доходов федерального бюджета 

в 2014–2018 годах

Основная часть поступлений доходов федераль-

ного бюджета в 2014–2018 годах обеспечена поступ-

лениями налога на добавленную стоимость, налога 

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

1

2

3

4

5

6

Прочие ненефтегазовые доходы

1 475,3

1 924,5

2 295,8

1 646,5

1 802,0

Дивиденды

220,2

259,8

919,0

251,3

312,6

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда 

национального благосостояния

62,7

133,7

87,9

51,5

70,5

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка 

Российской Федерации

51,8

137,5

101,1

39,2

 

Платежи при пользовании природными ресурсами

228,7

166,3

236,7

341,0

344,4

Доходы от оказания платных услуг и компенсации 

затрат государства

148,6

378,5

142,4

122,6

144,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

108,3

107,9

88,6

119,3

136,2

Безвозмездные поступления

111,0

260,3

152,1

41,5

53,2

Прочие доходы

544,0

480,5

568,0

680,1

740,9

Окончание таблицы 6

Рисунок 9

нефтегазовые доходы

ненефтегазовые доходы

2018 год 

2014 год 

2015 год 

2016 год 

2017 год 

46,4%

51,3%

42,9%

36,0%

39,6%

53,6%

48,7%

57,1%

64,0%

60,4%

Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме

доходов федерального бюджета в 2014–2018 годах

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

27

2018 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Акцизы

Ввозные таможенные пошлины

Прочие доходы

55,7

54,3

53,1

56,3

57,6

8,4

7,5

8,1

10,8

9,2

5,8

6,3

5,7

8,4

9,5

9,2

7,2

6,5

6,4

6,4

6,3

8,9

14,9

5,3

5,3

14,6

15,8

11,7

12,8

12,0

НДС

Налог на прибыль организаций

Доходы от госсобственности

Структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2014–2018 годах

(доля в объеме нефтегазовых доходов, %)

Рисунок 11

Основная доля поступлений ненефтегазовых 

доходов в рассматриваемом периоде приходится на 

налог на добавленную стоимость (55,7% в 2014 году 

и  57,6% в  2018 году). Относительно 2014 года доля 

акцизов в  структуре ненефтегазовых доходов вы-

росла в 2018 году на 0,8 процентного пункта, до 9,2% 

(в результате ежегодной индексации ставок, расши-

рения перечня подакцизных товаров). При этом по 

сравнению с 2017 годом доля акцизов снизилась на 

1,6% (в  основном в  результате снижения с  1  июня 

2018 года ставок акцизов на автомобильный бензин 

и дизельное топливо и изменения с 1 июля 2018 года 

норматива зачисления акцизов на нефтепродукты 

в  федеральный бюджет). Доля налога на прибыль 

организаций выросла на 3,7 процентного пун-

кта, до 9,5% (в основном в связи с централизацией 

с 2017 года 1% налога, а также повышения в 2018 году 

норматива зачисления в федеральный бюджет нало-

га на прибыль при выполнении соглашения о разде-

ле прибыльной продукции по проекту «Сахалин-2» 

с 25% до 75%).

За период 2014–2018  годов доля ввозных тамо-

женных пошлин в составе ненефтегазовых доходов 

снизилась на 2,8 процентного пункта, что обуслов-

лено снижением средневзвешенной ставки импорт-

ного тарифа в результате планового снижения ста-

вок в рамках выполнения обязательств Всемирной 

торговой организации.

Снижение доли прочих ненефтегазовых доходов 

(на 2,6 процентного пункта) в основном обусловлено 

уменьшением поступлений прочих доходов от внеш-

неэкономической деятельности (на 2,0 процентно-

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

67,3

66,6

38,2

53,4

58,4

32,7

33,4

61,8

46,6

41,6

НДПИ

Экспортная пошлина

Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2014–2018 годах

(доля в объеме нефтегазовых доходов, %)

Рисунок 10

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

28

го пункта) в связи с непоступлением с 2016 года до-

ходов от взимания вывозных таможенных пошлин, 

уплачиваемых при вывозе с территории Республики 

Беларусь за пределы таможенной территории Тамо-

женного союза нефти сырой и отдельных категорий 

товаров, выработанных из нефти.

Также снизилась доля поступления доходов 

от оказания платных услуг и  компенсации затрат 

государства (на  0,7 процентного пункта), госу-

дарственной пошлины (на  0,4 процентного пун-

кта), доходов от продажи материальных и  нема-

териальных активов (на  0,2 процентного пункта), 

безвозмездных пос туплений (на  1,1 процентного 

пункта). В  то же время увеличились поступления 

прочих неналоговых доходов федерального бюдже-

та (на 1,8 процентного пункта в основном за счет 

роста доходов, полученных Центральным бан-

ком Российской Федерации от участия в капитале 

ПАО «Сбербанк») и штрафов, санкций, возмеще-

ний ущерба (на 0,4 процентного пункта).

Изменение поступления доходов 

федерального бюджета в 2018 году                    

по сравнению с 2017 годом

Сумма доходов федерального бюджета в 2018 году 

превысила поступления доходов за 2017  год на 

4 365,9 млрд рублей, или на 28,9%. При этом нефте-

газовые доходы увеличились на 3 045,9 млрд рублей 

(на  51,0%), а  ненефтегазовые доходы выросли на 

1 320,1 млрд рублей (на 14,5%). Сравнение поступле-

ний по видам доходов в 2018 и 2017 годах приведено 

в таблице 7.

Таблица 7

Основные показатели федерального бюджета по доходам за 2017–2018 годы

млрд рублей

Показатель

2017

2018

Отклонение

сумма

%

1

2

3

4=3-2

5=4/2*100

Макроэкономические показатели, учтенные при расчете доходов:

ВВП, млрд рублей

92 089,3

103 626,6

11 537,3

12,5

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

53,0

70,0

17,0

32,1

Цена на газ (дальнее зарубежье),  

долл. США /тыс. куб. м

195,2

245,3

50,1

25,7

Курс доллара США к рублю

58,3

62,5

4,2

7,2

Объем импорта, млрд долл. США

227,5

238,2

10,7

4,7

Объем экспорта, млрд долл. США

357,8

450,0

92,2

25,8

ДОХОДЫ

15 088,9

19 454,9

4 365,9

28,9

в % к ВВП

16,4

18,8

2,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

5 971,9

9 017,8

3 045,9

51,0

в % к ВВП

6,5

8,7

2,2

НДПИ

4 021,6

6 009,8

1 988,3

49,4

на нефть

3 352,2

5 232,3

1 880,1

56,1

на газ горючий природный

545,4

630,6

85,2

15,6

на газовый конденсат

124,0

147,0

22,9

18,5

Вывозные таможенные пошлины

1 950,3

3 007,9

1 057,6

54,2

на нефть сырую

976,2

1 550,0

573,9

58,8

на газ природный

576,2

809,2

233,0

40,4

на товары, выработанные из нефти

397,9

648,7

250,7

63,0

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

9 117,0

10 437,1

1 320,1

14,5

в % к ВВП

9,9

10,1

0,2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

29

Показатель

2017

2018

Отклонение

сумма

%

1

2

3

4=3-2

5=4/2*100

Связанные с внутренним производством

4 741,9

5 430,9

689,0

14,5

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

3 069,9

3 574,6

504,7

16,4

Акцизы на товары, производимые на территории РФ

909,6

860,7

-48,8

-5,4

Налог на прибыль

762,4

995,5

233,1

30,6

Связанные с импортом

2 728,7

3 204,2

475,6

17,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2 067,2

2 442,1

374,9

18,1

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

78,2

96,3

18,1

23,1

Ввозные таможенные пошлины

583,2

665,8

82,6

14,2

Прочие доходы

1 646,5

1 802,0

155,5

9,5

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) 

при выполнении соглашений о разделе продукции

26,1

43,3

17,2

65,9

Таможенные пошлины, уплачиваемые физическими лицами

7,4

16,3

8,9

120,1

Авансовые платежи и денежный залог в счет будущих таможен-

ных и иных платежей

25,5

-19,3

-44,8

1,8 раза

Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации

251,3

312,6

61,2

24,4

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда 

национального благосостояния

51,5

70,5

19,0

37,0

Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета 

и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда 

национального благосостояния

73,9

86,4

12,5

16,9

Проценты по государственным кредитам

39,0

55,1

16,1

41,2

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка 

Российской Федерации

39,2

0,0

-39,2

-100,0

Платежи при пользовании природными ресурсами, в т.ч.:

341,0

344,4

3,4

1,0

Утилизационный сбор

205,9

263,2

57,3

27,8

Разовые платежи за пользование недрами

66,3

25,7

- 40,5

-61,1

Доходы от продажи на аукционе права на заключение договора 

о закреплении квот добычи ВБР

26,2

0,4

-25,8

-98,4

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат 

государства

122,6

144,1

21,5

17,5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

119,3

136,2

17,0

14,2

Штрафы

66,9

85,7

18,6

28,0

Прочие неналоговые доходы

208,4

222,4

14,0

6,7

Безвозмездные поступления

41,5

53,2

11,8

28,3

Прочее

232,9

251,2

18,3

7,9

Окончание таблицы 7

Основным фактором роста нефтегазовых дохо-

дов по сравнению с  2017  годом стала высокая цена 

на нефть марки «Юралс», по которой рассчитыва-

лись ставки налога на добычу полезных ископае-

мых и экспортной пошлины (средняя цена на нефть 

в  декабре 2017 года  — ноябре 2018 года составила 

70,4  доллара США за баррель, в  то время как в  де-

кабре 2016  года  — ноябре 2017 года она составляла 

только 52,1 доллара США за баррель), а также рост 

курса доллара  США по отношению к  рублю (сред-

ний курс доллара США за декабрь 2017 года – но-

ябрь  2018 года составил 62,3  руб ля за доллар США, 

за декабрь 2016 года – ноябрь 2017 года — 58,6 рубля  

за доллар США).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

30

Ненефтегазовые доходы, связанные с внут ренним 

производством (НДС на товары, работы, услуги, ре-

ализуемые на территории Российской Федерации, 

акцизы по подакцизным товарам, производимым 

на территории Российской Федерации, и  налог на 

прибыль организаций), увеличились на 14,5%, или  

689,0 млрд рублей, по сравнению с 2017 годом. Основ-

ными факторами увеличения стали рост поступлений 

НДС (на 16,4%) (увеличение налоговой базы на фоне 

роста ВВП, улучшение качества администрирова-

ния, а также отставание возмещений от поступлений  

в IV квартале 2018 года).

В части налога на прибыль рост доходов 

(на 233,1 млрд рублей, или 30,6%) обусловлен увели-

чением поступлений налога на прибыль организа-

ций, исчисленного по основной ставке (на 133,9 млрд 

руб лей, преимущественно в связи с ростом прибыли 

в отраслях нефтедобычи, нефтепереработки и метал-

лургии), а также ростом поступлений налога на при-

быль в  виде процентов и  дивидендов (на  50,6 млрд 

рублей). Поступления налога на прибыль при выпол-

нении соглашений о разделе продукции увеличились 

на 48,6 млрд рублей, в том числе в результате дополни-

тельных поступлений в федеральный бюджет в объеме 

34,2 млрд рублей, связанных с изменением норматива 

распределения доходов по соглашению «Сахалин-2».

Вместе с тем уменьшились поступления акцизов 

по подакцизным товарам, производимым на терри-

тории Российской Федерации, на 48,8 млрд рублей 

(5,4%), в основном за счет снижения поступлений 

акцизов на нефтепродукты (на  45,6 млрд рублей, 

или на 22,3%). На отклонение повлияли разнона-

правленные факторы: рост поступлений в  первой 

половине года, обусловленный увеличением ставок, 

и снижение начиная с 1 июля, в связи со снижением 

ставок, а также изменением норматива распределе-

ния между бюджетами бюджетной системы Россий-

ской Федерации в целях компенсации выпадающих 

доходов региональным бюджетам.

В части акцизов на табачную продукцию отмеча-

ется снижение поступлений по сравнению с 2017 го-

дом на 7,8 млрд рублей (1,4%) в связи со снижением 

объемов продаж в результате переноса в 2018 году ин-

дексации ставки с 1 января на 1 июля (и отсутствия 

в связи с этим в декабре 2017 года типичного всплеска 

продаж) и ее индексации только на 10,0% по сравне-

нию с 25,0% в 2017 году, а также в результате ограни-

чения продаж в  сентябре–декабре 2018  года за счет 

применения повышающего коэффициента к  ставке 

в случае превышения месячных объемов реализации 

среднего уровня предыдущего года.

Поступления акцизов на автомобили легковые 

увеличились на 11,6 млрд рублей (в  2,1 раза) в  ре-

зультате введения дифференцированной шкалы 

ставок акцизов на автомобили мощностью свыше 

200 л. с., а также роста объемов реализации.

В результате уточнения определения средних 

дистиллятов и зачисления их в федеральный бюджет 

по нормативу 50% в 2018 году в федеральный бюджет 

дополнительно поступило 8,4 млрд рублей.

Доходы, связанные с импортом (НДС и акцизы 

на товары, ввозимые на территорию Российской 

Федерации, ввозные пошлины), увеличились на 

17,4%, или 475,6 млрд рублей, по сравнению с пока-

зателями за 2017 год, в основном за счет роста посту-

плений НДС на товары, ввозимые на территорию 

Российской Федерации, на 18,1%, или 374,9 млрд ру-

блей, и ввозных пошлин на 82,6 млрд руб лей (14,2%) 

на фоне увеличения стоимостных объемов импорта 

в рублевом выражении, а также увеличения посту-

плений акцизов на ввозимые товары на 18,1  млрд 

рублей (23,1%), в  том числе в  связи с  введением 

дифференцированной шкалы акциза на автомоби-

ли мощностью свыше 200 л. с., а также увеличением 

объемов ввоза табачной продукции и пива.

На динамику поступлений в федеральный бюд-

жет прочих доходов оказали влияние разнонаправ-

ленные факторы.

По сравнению с 2017 годом произошло увеличение 

поступлений по следующим доходным источникам:

–  направление в федеральный бюджет части доходов, 

полученных Центральным банком Российской Фе-

дерации от участия в капитале ПАО «Сбербанк» — 

на 67,8 млрд рублей (в два раза);

–  дивиденды — на 24,4%, или на 61,2 млрд рублей, 

в связи с перерасчетом по итогам 2016 года и вы-

платой промежуточных дивидендов рядом ком-

паний;

– утилизационный сбор  — на 27,8%, или на 

57,3 млрд рублей, в связи с увеличением объемов 

производства и  ввоза транспортных средств, 

а также индексацией ставок (с 1 апреля 2018 года 

на колесные транспортные средства (шасси); с 13 

июня 2018 года — на самоходные машины);

–  доходы от оказания платных услуг  — на 17,5% 

или на 21,5 млрд рублей, в  связи с  погашени-

ем в  2018  году части дебиторской задолженно-

сти прош лых лет, а также в связи с увеличением 

платы пользователей радиочастотным спектром 

(на 5,0 млрд рублей) в результате временного уве-

личения ставки в III и IV кварталах 2018 года;

–  доходы в  виде доли прибыльной продукции го-

сударства при выполнении соглашений о разделе 

продукции — на 80,3%, или на 20,8 млрд рублей, 

а  также в  виде регулярных платежей за добычу 

полезных ископаемых (роялти) при выполнении 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

31

сог лашений о  разделе продукции  — на 65,9%, 

или на 17,2 млрд рублей (в связи с увеличением 

цен на углеводородное сырье);

–  доходы от управления средствами Фонда наци-

онального благосостояния  — на 38,7% или на 

19,7 млрд рублей;

–  штрафы  — на 28,0%, или на 18,7 млрд рублей, 

в  том числе в  связи с  зачислением в  доход фе-

дерального бюджета денежных средств в рамках 

гражданских дел о  конфискации имущества, 

а также в связи с увеличением на 5,1 млрд руб-

лей поступлений сумм в  возмещение вреда, 

причиняемого автомобильным дорогам обще-

го пользования федерального значения транс-

портными средствами, имеющими разрешенную 

максимальную массу свыше 12 тонн, в результате 

индексации ставки указанной платы с середины 

2018 года и повышения эффективности контроля 

за взиманием указанной платы;

–  доходы от процентов по государственным креди-

там — на 41,2%, или на 16,1 млрд рублей, в свя-

зи с  увеличением задолженности иностранных 

заем щиков и, как следствие, ростом процентных 

платежей;

–  доходы по остаткам средств на счетах федерального 

бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда 

национального благосостояния — на 16,9%, или на 

12,5 млрд рублей, в связи с увеличением объемов 

размещаемых средств и более длительным сроком 

размещения (до  182 дней), связанными с  повы-

шенным спросом со стороны кредитных организа-

ций на средства федерального бюджета;

–  безвозмездные поступления — на 28,3%, или на 

11,8 млрд рублей, преимущественно в связи с ра-

зовыми решениями;

– таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые 

физическими лицами по единым ставкам тамо-

женных пошлин, налогов или в  виде совокуп-

ного таможенного платежа  — на 120,1%, или на 

8,9 млрд рублей, преимущественно в связи с более 

высоким количеством ввозимых автомобилей.

Следует отметить отсутствие в 2018 году поступле-

ния ряда доходов, поступавших в 2017 году: доходов 

от перечисления части прибыли Центрального банка 

Российской Федерации в связи с отсутствием прибы-

ли в 2017 году (в 2017 году соответствующие доходы по 

итогам 2016 года поступили в объеме 39,2 млрд руб-

лей), а  также доходов от погашения задолженности 

по договорам прошлых лет (в 2017 году разово посту-

пили средства в объеме 46,7 млрд рублей).

В то же время поступление отдельных видов до-

ходов снизилось по сравнению с 2017 годом. Так, на 

фоне высоких поступлений в  2017 году в  2018 году 

произошло снижение поступлений разовых плате-

жей за пользование недрами при наступлении опре-

деленных событий, оговоренных в  лицензии, при 

пользовании недрами на территории Российской 

Федерации (за исключением участков недр, содер-

жащих месторождения природных алмазов, и участ-

ков недр местного значения) на 40,5 млрд руб лей 

и снижение поступления платы от продажи на аук-

ционе права на заключение договора о закреплении 

квот добычи вод ных биологических ресурсов на 

25,8 млрд рублей.

Также отрицательное влияние на динамику по-

ступления доходов оказал большой объем использо-

вания в 2018 году ранее внесенных авансовых плате-

жей и денежного залога в счет будущих таможенных 

платежей (-)19,3 млн рублей в 2018 году по сравне-

нию с 25,5 млрд рублей по итогам 2017 года).

Основные изменения законодательства Россий-

ской Федерации, повлиявшие на поступление дохо-

дов федерального бюджета в 2018 году, представле-

ны в таблице 8.

Таблица 8

№№

п/п

Наименование

Дата изменения

1

Изменение налогового и бюджетного законодательства

1.1

Налог на добычу полезных ископаемых

1.1.1

дополнительное увеличение платежа по НДПИ на нефть в 2018 году на  428 рублей 

за каждую тонну сверх платежа, рассчитанного по базовой ставке

с 1 января

1.1.2

установление корректирующего коэффициента Кгп на уровне 1,4022 при расчете показате-

ля единицы условного топлива (Еут), используемого при расчете НДПИ при добыче газа 

горючего природного организациями, являющимися собственниками объектов Единой 

системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями

с 1 января

1.1.3

изменение расчетной ставки НДПИ на газ горючий природный с учетом применения 

коэффициента Кгп в сентябре–декабре 2018 года (повышение коэффициента с 1,4022 до 2,055)

с 1 сентября

Основные изменения законодательства Российской Федерации в 2018 году

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

32

№№

п/п

Наименование

Дата изменения

1.2

Налог на добавленную стоимость

1.2.1

продление ставки НДС в размере 10% при реализации услуг по внутренним воздушным 

перевозкам пассажиров и багажа до 31 декабря  2020 года

с 1 января

1.2.2

обложение по ставке НДС 0% услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров 

и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров 

и багажа расположен на территории Калининградской области

с 1 января

1.3

Акцизы

1.3.1

введение с 2018 года дифференцированной шкалы акцизов на легковые автомобили 

мощностью свыше 200 л.с.

с 1 января

1.3.2

увеличение ставки акцизов на автомобильный бензин (с 10 130 до 11 213 рублей за тонну) 

и дизельное топливо (с 6 800 до 7 665 рублей за тонну) (действовал до 1 июня 2018 года)

с 1 января

1.3.3

изменение норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты, 

производимые на территории Российской Федерации (с 38,3% до 42,6% ) 

(действовал до 1 июля 2018 года)

с 1 января

1.3.4

уточнение определения средних дистиллятов для целей налогообложения 

с одновременным зачислением акцизов на средние дистилляты по нормативу 50% 

в федеральный бюджет

с 1 января

1.3.5

снижение ставки акцизов на автомобильный бензин (с 11 213 до 8 213 рублей за тонну)  

и дизельное топливо  (с 7 665 до 5 665 рублей за тонну)

с 1 июня

1.3.6

снижение норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты, 

производимые на территории Российской Федерации (с 42,6% до 15,59%) в целях 

компенсации выпадающих доходов региональным бюджетам 

с 1 июля

1.3.7

изменение специфических ставок акцизов на табачную продукцию (сигареты и папиросы)

с 1 июля

1.4

Налог на прибыль

1.4.1

увеличение норматива зачисления налога на прибыль при выполнении соглашений 

о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» с 25% до 75%  

с 1 января

2

Иные изменения законодательства Российской Федерации и нормативных 

правовых актов Правительства Российской Федерации

2.1

продление до декабря 2023 года (включительно) действия распоряжения Правительства 

Российской Федерации от 06 сентября 2011 года № 1539-р, предусматривающего 

получение доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения 

о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся  Российской Федерации 

в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) и доходов в виде 

доли (части доли) прибыльной продукции, для поставок природного газа потребителям, 

расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, по договорам 

поставки природного газа

с 1 января

2.2

индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами  в 1,75 раза 

(к ставкам, действующим в 2014 году)

с 1 января

2.3

индексация ставок платы за использование лесов в 2,17 (за единицу объема древесины) 

и в 1,57 (за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка) раза 

(к ставкам 2007 года)

с 1 января

2.4

индексация в среднем (в зависимости от категории) на 15% ставок утилизационного сбора 

на колесные транспортные средства (шасси) 

с 1 апреля

2.5

индексация в среднем (в зависимости от категории) на 15% ставок утилизационного сбора 

на самоходные транспортные средства

с 13 июня

2.6

понижение порога беспошлинного ввоза товаров физическими лицами начиная с 1 июля 

2018 года, с наделением полномочиями таможенного представителя физических лиц 

в отношении таких товаров Почты России

с 1 июля

2.7

повышение на 46% ставки платы за пользование радиочастотным спектром, действовавшей 

в I полугодии 2018 года  

с 1 июля

2.8

повышение на 100% ставки платы за пользование радиочастотным спектром, 

действовавшей в I полугодии 2018 года

с 1 октября

Окончание таблицы 8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..