Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 36

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2015 гг.

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..

 

 

Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 36

 

 

основе данных инвентаризации информация о пространственных и временных изменениях
позволяет последовательно и в полной мере проследить изменения, произошедшие в управ-
ляемых лесах и на других участках земель с 1990 года по настоящее время. Используемые
Российской Федерацией методы идентификации участков земель и оценки происходящих на
них выбросов и абсорбции парниковых газов для подготовки и представления отчетности по
пунктам 3 и 4 статьи 3 Киотского протокола соответствуют сочетанию подходов 2 и 3, пред-
лагаемому Руководящими принципам МГЭИК (МГЭИК, 2007).
В качестве основных критериев идентификации участков земель, на которых осуществ-
ляются выбранные виды деятельности, используются критерии выделения управляемых ле-
сов, которые включают:
Обеспеченность данными государственных учётов, основанных на материалах лесо-
устройства;
Уровень охраны и защиты лесов, обеспечивающий стабилизацию и снижение пло-
щадей гарей и погибших насаждений;
Уровень хозяйственной деятельности в лесах, обеспечивающий наличие антропоген-
ных стоков парниковых газов.
Из категории управляемых исключаются резервные леса. Критериям управляемых лесов
соответствует значительная часть территории лесного фонда. В 2015г. площадь управляе-
мых лесных земель (без учета кустарников) лесного фонда составила 618,5 млн. га или
68,8% лесных земель страны. Действующая система учета лесного фонда России обеспечи-
вает полную пространственно-временную идентификацию всех участков управляемых лесов
с указанием вида осуществляемой в них хозяйственной деятельности. Помимо земель лесно-
го фонда к управляемым отнесены лесные земли особо охраняемых природных территорий
и земли обороны и безопасности.
Основой для составления международной отчетности по антропогенным выбросам и аб-
сорбции парниковых газов в результате управления лесным хозяйством являются материалы
государственных учетов лесного фонда и статистические данные по объемам различных ви-
дов лесохозяйственной деятельности.
С 1998г. база данных государственных учетов лесного фонда (с 2008г. - государственный
лесной реестр) обновляется ежегодно, что обеспечивает возможность ежегодного формиро-
вания отчетности по выбросам и абсорбции парниковых газов. Ежегодный порядок предо-
ставления данных по сектору лесного хозяйства реализован в Национальном кадастре ан-
тропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов по РКИК ООН и будет сохранен для
отчетности в рамках Киотского протокола.
10.3.2 Информация, касающаяся земель
10.3.2.1 Единица пространственной оценки, использовавшаяся для определения
площади земельных единиц согласно статье 3.3 (в соответствии с пунктом 3
приложения к проекту решения СМР.1 «Землепользование, изменение землепользования
и лесное хозяйствоª, прилагаемого к решению 11/СР.7)
В нормативах лесохозяйственной деятельности (Рослесхоз, 1995a) (Табл. 2) минимальная
площадь выдела для покрытых лесом земель при наземном лесоустройстве устанавливается
равной 1 гектару (га). Указанное значение соответствует пределам величины площади
участков земель, установленным решением 16/CMP.1. Для обеспечения согласованности
национальной практики организации и осуществления лесного хозяйства и требований
представления отчетности по пунктам 3 и 4 статьи 3 Киотского протокола, минимальное
значение площади леса в отчетных материалах Российской Федерации устанавливается рав-
ным 1 га. Величина 1 га включается в национальное определение леса.
Определение площади облесения, лесовосстановления и обезлесения проводится с точно-
стью до 1 гектара. Вся информация, собираемая на локальном уровне, имеет пространствен-
ную привязку и собирается в специальные статистические формы. Для отчетности по пунк-
там 3 и 4 статьи 3 Киотского протокола используется обобщенная информация, предостав-
ляемая Рослесхозом по субъектам Российской Федерации.
- 420 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Единицы территории, на которых осуществляется деятельность согласно пункту 3 статьи
3 и которые в ином случае были бы включены в земли, на которых осуществляются избран-
ные виды деятельности согласно пункту 4 статьи 3, отсутствуют в связи с четким разграни-
чением площадей облесения, обезлесения и лесоуправления. Облесение осуществляется на
землях сельскохозяйственного назначения, лесоуправление проводится на землях лесного
фонда, таким образом, единицы разобщены территориально. Обезлесение происходит на
землях лесного фонда, но при этом оценивается по сведениям о динамике объектов инфра-
структуры, в то время как оценка лесоуправления производится по сведениям инвентариза-
ции лесов на землях, остающихся лесными землями, таким образом, единицы территории
разобщены информационно и методически. Выбор исходных данных для каждого вида дея-
тельности осуществляется из различных статистических форм (см. разделы 7.3, 7.4.1.2,
7.4.5.2, 10.3.2.2 и 10.3.2.3 настоящего доклада). Таким образом, выполняется требование
пункта 8 приложения к решению 16/СМР.1 не учитывать выбросы из источников и абсорб-
цию поглотителями в результате этих видов деятельности согласно пункту 4 статьи 3, если
они уже учитываются согласно пункту 3 статьи 3.
10.3.2.2 Методология, использованная для разработки матрицы преобразования земель
для отчетности о деятельности по пунктам 3 и 4 статьи 3 Киотского протокола
Для разработки матрицы преобразования земель использованы статистические данные,
предоставляемые Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картогра-
фии Минэкономразвития (Росреестр) и Федеральным агентством лесного хозяйства РФ с
учетом Руководящих принципов МГЭИК (МГЭИК, 2007).
При формировании матрицы преобразования земель на территории РФ за период с 1990
по 2015 гг. на основе доступных данных и информации, содержащейся в отчетах Росреестра
и Рослесхоза, учитывалось, что:
из состава кормовых угодий (сенокосы и пастбища) ежегодно выбывают площади в
неуправляемые лесные угодья при их естественном зарастании кустарниками и мел-
колиственными видами деревьев;
по данным Рослесхоза площадь управляемых лесных земель увеличивается за счет
перевода лесов, принадлежащих ранее другим ведомствам и из категории резервных
лесов, а также за счет уточнения лесных площадей в результате лесоустройства. Та-
ким образом, осуществляется перевод земель из неуправляемых лесных угодий в
управляемые леса;
значительные площади угодий переводятся из или в категорию других земель (в со-
ответствии с классификацией МГЭИК). По данным Росреестра проводится перевод
лесных земель для строительства трубопроводов и другое строительство (Роснедви-
жимость, 2009; Росреестр, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015).
все работы по облесению ведутся на бывших пахотных угодьях (по данным Росле-
схоза);
из отчетности по обезлесению и управлению лесным хозяйством исключается ку-
старниковая растительность, которая не соотвествует определению леса.
На основании этих допущений составлены матрицы преобразования земель, представ-
ленные в таблице NIR-2 ОФД.
10.3.2.3 Карты и/или база данных для определения географического местоположения и
система идентификационных кодов для определения географического местоположения
Дополнительная информация о деятельности в области землепользования, изменений в
землепользовании и лесного хозяйства согласно статье 3.3 и 3.4, подлежащей включению в
приложение к национальному докладу о кадастре, представляется по федеральным округам
и субъектам Российской Федерации. Уполномоченные органы исполнительной власти субъ-
ектов РФ в области лесных отношений владеют подробной информацией по географическо-
му местоположению участков, на которых происходит облесение, лесовосстановление,
обезлесение и лесоуправление (рис. 10.1, 10.2).
- 421 -
Внешние границы участков лесного фонда, границы кварталов и таксационных выделов
имеют четкую географическую привязку к топографическим картам. Каждое лесничество
имеет детальную карту лесных земель с делением территории по целевому назначению ле-
сов (защитные, эксплуатационные и резервные) и по категориям защитности. Территория
лесничеств разбита на кварталы, отграниченные квартальными просеками. В ходе лесо-
устроительных работ в пределах квартала выделяются таксационные выделы. Таксационный
выдел - однородный по таксационной характеристике и хозяйственному (функциональному)
назначению участок лесного фонда, на всей площади которого при необходимости намеча-
ются одинаковые хозяйственные мероприятия. Таксационная характеристика включает сле-
дующие показатели: происхождение древостоев (естественное и искусственное); ярусную
структуру; состав - соотношение образующих насаждение древесных пород; среднюю высо-
ту и средний диаметр древостоя, возраст древостоя, класс бонитета, полноту, запас древеси-
ны, класс товарности, тип леса или группу типов леса, наличие подроста и подлеска, напоч-
венный покров, информация о назначении и выполнении конкретных лесохозяйственных
мероприятий (создание культур, различные виды рубок с указанием объема вырубаемой
древесины и др.).
10.3.3 Информация о конкретных видах деятельности
10.3.3.1 Методы оценки изменений в накоплении углерода, выбросов и абсорбции
парниковых газов
10.3.3.1.1 Облесение
Методы оценки изменений в накоплении углерода, выбросов и абсорбции парниковых
газов при облесении подробно рассмотрены в разделе 6.4.1.2.2 настоящего доклада.
- 422 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Российская Федерация
Субъект РФ - Московская область
Лесничество «Русский лесª
Участковое лесничество «Данков-
скоеª
Квартал № 79, выдел № 10: площадь,
состав древостоев, возраст, бонитет,
запас древесины и другие таксаци-
онные показатели; информация о
проведении рубок и создании лесных
культур; информация о пожарах и
иных нарушениях
Рисунок 10.1 - Схема идентификации географического местоположения участка
управляемых лесов
- 423 -
Российская Федерация:
компиляция ежегодной формы стати-
стической отчетности в дифференци-
ации по субъектам РФ
Субъект РФ - Ростовская область:
интеграция сведений по администра-
тивным районам, предоставление
данных на национальный уровень
Егорлыкский район:
интеграция сведений по осуществ-
ленным работам в границах района,
предоставление сведений на област-
ной уровень
Егорлыцкое сельское поселение,
станица Егорлыкская:
осуществление работ по созданию и
уходу за полезащитными полосами
Рисунок 10.2 - Схема идентификации географического местоположения участка облесения
(на примере полезащитных лесных полос Ростовской области)
- 424 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
10.3.3.1.2 Лесовозобновление
Деятельность по переводу в лесной фонд осуществляется по отношению к сельскохозяй-
ственным землям, вышедшим из оборота и расположенным в лесных природных зонах, зем-
лям, подвергающимся лесной рекультивации после истощения запасов добываемых полез-
ных ископаемых и во многих других случаях, связанных с прекращением исходных видов
пользования. Как правило, на землях, передаваемых в лесной фонд, обычно лесовосстанов-
ление происходит естественным путем за счет естественного возобновления мелколиствен-
ных пород, а также при помощи посева или посадки.
В Рослесхозе собирается детальная статистическая информация по лесовосстановитель-
ным мероприятиям, осуществляемым в лесном фонде. Эти материалы публикуются в госу-
дарственных докладах, о состоянии и использовании лесных ресурсов (Рослесхоз, 2006,
2007), сборниках «Лесной фонд России» (Рослесхоз, 1995b, 1999, 2003). К сожалению, пере-
численные выше источники информации не могут быть использованы для оценки деятель-
ности по лесовозобновлению в трактовке Киотского протокола. Лесовосстановление осу-
ществляется в основном на непокрытых лесом лесных землях лесного фонда (гари, вырубки,
погибшие насаждения), и таким образом является частью лесоуправления, которое, в свою
очередь, учитывается в рамках пункта 4 статьи 3 Киотского протокола.
10.3.3.1.3 Обезлесение
В Российской Федерации обезлесение связано с переводом лесных земель в нелесные или
с изъятием земель из состава лесного фонда, поскольку эти виды конверсии земель сопро-
вождаются сведением лесов. Перевод лесных земель в нелесные или их изъятие из состава
лесного фонда, как правило, определяется нуждами развития иных, чем лесное хозяйство,
отраслей экономики. Лесные земли могут переводиться в нелесные в целях освоения место-
рождений полезных ископаемых, прокладки линий электропередач, трубопроводов и другой
деятельности. Методы оценки потерь углерода при обезлесении подробно рассмотрены в
разделе 6.4.5.2 настоящего доклада. В рамках отчетности по статье 3.3 Киотского протокола
из общей площади перевода покрытых лесной растительностью земель в нелесные земли
исключается кустарниковая растительность, которая не соответствует определению леса
(см. раздел 10.3.1.1).
Для расчета потерь углерода при обезлесении были использованы значения площадей,
представленные в таблицах 6.75 и 6.76 (без учета кустарников), а также средние значения
запасов углерода по пулам (таблица 6.77).
10.3.3.1.4 Управление лесным хозяйством
Методы расчета бюдета углерода управляемых лесов детально рассмотрены в разделе
6.4.1.1.2 настоящего доклада.
10.3.3.2 Основание для исключения какого-либо углеродного пула или выбросов/абсорбции
парниковых газов в результате деятельности согласно статье 3.3 и избранных видов
деятельности согласно статье 3.4
По статьям 3.3 и 3.4 в отчетность включаются все пулы (надземная и подземная биомас-
са, подстилка, мертвая древесина, органическое вещество почв).
Основание для исключения выбросов/абсорбции парниковых газов в результате деятель-
ности по лесовозобновлению. Как уже отмечалось, на землях, передаваемых в лесной фонд,
обычно лесовосстановление происходит естественным путем за счет естественного возоб-
новления мелколиственных пород, а также при помощи посева или посадки.
Лесовосстановительные мероприятия осуществляются на землях, переводимых в лесной
фонд из прочих видов пользования или из нелесных земель лесного фонда в лесные. Однако
эти меры учитывается в общем объеме лесовосстановления, которое, является частью лесо-
управления. Специализированной статистики по лесовосстановлению, осуществляемому на
конвертированных землях, не ведется. Конвертированные земли сначала соответствующими
- 425 -
правовыми актами включаются в состав лесных земель лесного фонда, после чего на них
проводятся мероприятия по лесовосстановлению. В рамках традиционных нормативно-
правовых основ лесохозяйственной деятельности, эти земли уже не отличаются от прочих
категорий непокрытых лесом, и потому проводящиеся на них лесовосстановительные меро-
приятия учитываются в общей сумме.
В связи с трудностью разделения естественного возобновления и искусственных меро-
приятий по созданию лесных культур на землях, переводимых в управляемые лесные пло-
щади, в отчетности по пункту 3 статьи 3 Киотского протокола выбросы/абсорбция парнико-
вых газов в результате деятельности по лесовозобновлению не предоставляется.
10.3.3.3 Информация о том, исключались ли косвенные или природные выбросы и
абсорбция парниковых газов
Природные выбросы и абсорбция в результате повышения концентрации CO2, превыша-
ющих доиндустриальные уровни, косвенных осаждений азота, динамических последствий
изменения возрастной структуры лесов в результате деятельности, осуществлявшейся до 1
января 1990 г., не включались. Косвенные выбросы и абсорбция, связанные с выпадением
азотистых соединений из атмосферы, частично включены, поскольку пока не представляется
возможным вычленить их воздействие на выбросы/абсорбцию парниковых газов лесными
землями.
10.3.3.4 Изменения в данных и методах со времени представления предыдущего доклада
(перерасчеты)
Перерасчеты выбросов парниковых газов за период 2008-2015 гг. по статье 3.3 (облесе-
ние) не проводились. Перерасчеты выбросов CO2 от обезлесения связаны с коррекцией ис-
ходных данных (см. раздел 6.4.5.2.1). Перерасчеты по статье 3.4 (лесоуправление) связаны с
включением управляемых лесных земель особо охраняемых природных территорий и земель
обороны и безопасности.
10.3.3.5 Оценки неопределенности
Неопределенность оценки бюджета углерода при облесении составляет ±22%, при обез-
лесении - ±11%, при управлении лесным хозяйством - ±40% (таблица 10.3). Более подробно
оценка неопределенности рассматривается в разделе 6.5 НДК.
Таблица 10.3
Оценка неопределенности потоков парниковых газов
при облесении, обезлесении и управлении лесным хозяйством в 2015 г.
Неопределенность, %
Категория источни-
Выброс парниковых
исходных дан-
ка/поглотителя
газов, СО2-экв., Гг1)
коэффициента
объединенная
ных
3.3 Облесение
-4888,51
22,5
Фитомасса
-3272,41
5
25
25,5
Мертвая древесина
-572,23
5
32
32,4
Подстилка
-77,27
5
62
62,2
Минеральные почвы
-1054,94
5
65
65,2
Мгновенная эмиссия СН4
53,24
20
70
72,8
от пожаров
Мгновенная эмиссия N2O
35,10
20
60
63,2
от пожаров
3.3 Обезлесение
4577,98
11,1
Фитомасса потери
2641,35
10
13
16,4
Мертвая древесина
538,92
10
13
16,4
– 426 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Продолжение таблицы 10.3
Неопределенность, %
Категория источни-
Выброс парниковых
исходных дан-
ка/поглотителя
газов, СО2-экв., Гг1)
коэффициента
объединенная
ных
Подстилка
396,33
10
22
24,2
Минеральные почвы
1001,39
10
21
23,3
3.4. Управление лесным
-504208,31
40,2
хозяйством
Фитомасса
-584928,76
20
25
32,0
Мертвая древесина
55070,46
20
32
37,7
Подстилка
-9855,51
10
62
62,8
Минеральные почвы
-18099,14
10
65
65,8
Органогенные почвы
5077,02
20
44,5
48,7
Мгновенная эмиссия СO2
127667,41
20
54
57,6
от пожаров
Мгновенная эмиссия СН4
6925,36
20
70
72,8
от пожаров
Мгновенная эмиссия N2O
10057,34
20
60
63,2
от пожаров
Эмиссия СН4 от осуше-
478,41
5
79,5
79,6
ния органических почв
Эмиссия N2O от осуше-
1561,66
5
39,2
39,5
ния органических почв
Заготовленные лесомате-
риалы
11978,36
5
20,8
21,4
1) Положительные величины показывают выброс, отрицательные - поглощение
10.3.4 Статья 3.3
10.3.4.1 Информация, демонстрирующая, что деятельность согласно статье 3.3
началась с 1 января 1990г. и завершилась до 31 декабря 2012г., и что она
непосредственно вызвана деятельностью человека
Статистические формы, содержащие необходимую для расчетов информацию, были
предоставлены Росстатом (табл. 6.27). Эта информация демонстрирует, что деятельность по
пункту 3 статьи 3 Киотского протокола началась с 1 января 1990 года. Эта деятельность яв-
ляется прямым антропогенным воздействием. В отчетность включены сведения о создании
противоэрозионных и полезащитных лесных насаждений, создаваемых на сельскохозяй-
ственных землях начиная с 1 января 1990 года (табл. 6.27). Из отчетности исключены земли,
которые заросли древесно-кустарниковой растительностью естественным путем.
10.3.4.2 Информация о том, каким образом заготовительные работы или нанесение
ущерба лесам, за которыми следует лесовозобновление, отличаются от обезлесения
Площади всех вырубок, гарей, а также погибших по разным причинам древостоев отно-
сятся к лесным землям и составляют фонд лесовосстановления. На этих временно непокры-
тых лесной растительностью землях проектируются и проводятся специальные мероприятия
по искусственному лесовосстановлению, включающие посадку лесных культур и содействие
естественному возобновлению. Таким образом, на лесных землях, подвергшихся вырубкам
или иным нарушениям, проводится активная лесохозяйственная деятельность, направленная
на восстановление лесного покрова.
Территориальные органы управления лесным хозяйством (лесничества) обеспечивают
сбор информации о текущих изменениях в лесном фонде. К таким изменениям относятся
изменения их окружных границ, строительство дорог, линий электропередач, газо- и нефте-
проводов, разные виды рубок, создание лесных культур, содействие естественному возоб-
новлению, перевод несомкнувшихся лесных культур в покрытые лесом земли, изменение
состава насаждений рубками ухода, повреждение древостоев в результате пожаров, вспышек
- 427 -
размножения вредителей и болезней леса, стихийных бедствий и т. д. Все виды лесохозяй-
ственной деятельности, а также все случаи гибели лесных насаждений фиксируются на так-
сационных планах и в специальных формах статистической отчетности. Оформление пер-
вичной документации в лесничествах осуществляется на компьютере с использованием спе-
циализированных статистических форм. Сводные данные по субъекту РФ получают в его
территориальном органе исполнительной власти в области лесного хозяйства. По поруче-
нию Федерального агентства лесного хозяйства ФГУП «Рослесинфорг» обеспечивает со-
ставление сводной отчетности по стране и формирует банк данных. В процессе формирова-
ния банка данных проводится проверка и, при необходимости, корректировка поступающих
данных.
Таким образом, информация по площадям, временно потерявшим лесной покров в ре-
зультате рубок, пожаров или иных нарушений, приводится в составе временно непокрытых
лесом земель лесного фонда в государственном лесном реестре (ранее - в государственных
учетах лесного фонда). Эти земли остаются объектом лесоуправления, и они не должны рас-
сматриваться как обезлесение.
10.3.4.3 Информация о размерах и географическом местоположении лесных районов,
которые утратили лесной покров, но еще не классифицируются как обезлесенные
Обезлесивание связано с изменением категории назначения земель (выводом из состава
лесного фонда) и потому сначала оформляется административно, а лишь затем происходит
сведение лесного покрова. Из всего этого следует, что в России земли, которые утратили
лесной покров, но еще не классифицируются как обезлесенные, отсутствуют.
10.3.4.4 Оценка поглощения углерода при облесении
Результаты расчетов поглощения при облесении представлены на рисунке 10.3 и в табли-
цах 6.28, 6.29, 6.30 (см. раздел 6.4.1.2 национального доклада). Хотя темпы создания защит-
ных лесных насаждений резко снизились, поглощение углерода созданными насаждениями
увеличивается, достигнув к 2015 г. 7,4 млн. т СО2 год-1 для всех пулов углерода (рис. 10.3).
Такая тенденция объясняется увеличением поглощения углерода пулами фитомассы и мерт-
вой древесины уже созданных лесных насаждений. Максимумы поглощения углерода пулом
фитомассы в лесных насаждениях приходится на возраст 20-40 лет, потому древостои, со-
зданные после 1990г., продолжают увеличивать поглощение углерода. Оценка прямых вы-
бросов парниковых газов (СН4, N2O, CO, NOx) при пожарных нарушениях представлена в
таблице 6.34.
Рисунок 10.3 - Динамика годичного поглощения CO2 (за исключением потерь от нарушений)
суммарно по пулам фитомассы, мертвой древесины, подстилки и почвы при облесении в
Российской Федерации
- 428 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Пространственное распределение противоэрозионных лесных насаждений, созданных за
период 1990-2015 гг., представлено на рисунке 10.4. Такие насаждения создаются в субъек-
тах РФ Южного, а также южных частей Центрального, Приволжского и Сибирского феде-
ральных округов. Все эти субъекты находятся в лесостепной, степной и полупустынной
природных зонах, что определяет необходимость антропогенного участия в деятельности по
облесению. Отношение площади созданных противоэрозионных насаждений к общей пло-
щади субъекта РФ максимально в Орловской, Саратовской, Волгоградской областях и в рес-
публике Татарстан.
Пространственное распределение полезащитных лесных полос, созданных за
1990-
2015 гг. представлено на рисунке 10.5. В целом оно близко к рассмотренному выше распре-
делению противоэрозионных насаждений за некоторыми исключениями. Так, полезащитные
лесополосы присутствуют в Читинской области, крайне южная часть которой находится в
степной зоне. По относительной доле полезащитных полос лидируют Ростовская, Воронеж-
ская, Белгородская и Тамбовская области.
Вклад противоэрозионных лесных насаждений в поглощение углерода при облесении за
2015 г. составляет около 65,8%. Причиной тому являются значительно большие площади
создаваемых противоэрозионных насаждений (68,8% от общей площади облесения) по срав-
нению с полезащитными. Однако по средним величинам поглощения углерода пулом фито-
массы полезащитные насаждения оказываются на 50-60% более эффективными, чем проти-
воэрозионные. Эта ситуация объясняется значительной долей в составе полезащитных лесо-
полос березы (26%) и тополя (19%). Указанные породы обладают существенно более быст-
рыми темпами роста по сравнению с сосной, доминирующей в противоэрозионных насаж-
дениях.
10.3.4.5 Потери углерода при обезлесении
Высокие темпы обезлесения устойчиво отмечаются в ряде субъектов Северо-Западного и
Центрального федеральных округов, Западной Сибири и юга Дальнего Востока. Этот факт
подтверждает заключение о связи темпов конверсии земель с развитием экономики. В субъ-
ектах Северо-Западного и Центрального федеральных округов, близких к бурно развиваю-
щимся мегаполисам Санкт-Петербургу и Москве, стоимости альтернативного использования
земель очень высоки, что вызывает мощные стимулы к смене землепользования. В Западной
Сибири и на юге Дальнего Востока идет интенсивное развитие разработок нефтяных и газо-
вых месторождений, а также развитие топливной транспортной сети (нефте- и газопрово-
ды), что связано с переводом части покрытых лесом земель в другие категории землепользо-
вания.
Результаты расчета потерь углерода при обезлесении управляемых и неуправляемых ле-
сов по пулам показаны в таблице 10.4. Начиная с 1990 г. по 2015 г. общая площадь обезле-
сения в управляемых и неуправляемых лесах (без учета кустарников) составила 605,1 тыс.
га. Суммарный выброс углекислого газа от обезлесения снизился с 16,4 млн. т СО2 в 1990 г.
до 4,6 млн. т СО2 в 2015 г. (рис. 10.6).
10.3.4.6 Выбросы N2O при минерализации почвенного органического веществ
Оценка выбросов N2O от почв при обезлесении выполнялась в соответствии с уравнени-
ем 11.8, глава 11, том 4 (МГЭИК, 2007). На основе данных баланса углерода в почвах при
обезлесении (см. выше) и соотношения С/N, принятым равным 15 по умолчанию (МГЭИК,
2007) было рассчитано количество минерализованного азота FSOM и оценены соответствую-
щие прямые выбросы.
Коэффициент прямого выброса N2O принят равным по умолчанию и составляет 0,01 кг
N2O-N/кг N в соответствии с таблицей 11.1, главы 11, тома 4 (МГЭИК, 2007).
Для оценки соответствующего косвенного выброса закиси азота при вымывании минера-
лизованного азота использована фракция вымывания по умолчанию (30%) и коэффициент
косвенного выброса N2O при вымывании соединений азота из почв по умолчанию (0,0075 кг
N2O-N/кг N) в соответствии с таблицей 11.3, главы 11, тома 4 (МГЭИК, 2007).
- 429 -
Результаты расчета прямого и косвенного выброса N2O при конверсии лесных земель в
земли поселений приведены в таблице 10.5.
Таблица 10.5
Выбросы N2O при минерализации почвенного органического вещества на лесных землях,
переустроенных в земли поселений, тыс. тонн N2O
Годы
Прямой выброс
Косвенный выброс
Всего
1990
1,29
0,29
1,58
1995
0,96
0,22
1,17
2000
0,75
0,17
0,92
2005
0,46
0,10
0,56
2006
0,45
0,10
0,55
2007
0,44
0,10
0,54
2008
0,48
0,11
0,59
2009
0,43
0,10
0,53
2010
0,48
0,11
0,59
2011
0,39
0,09
0,48
2012
0,35
0,08
0,43
2013
0,36
0,08
0,44
2014
0,36
0,08
0,44
2015
0,36
0,08
0,44
10.3.5 Статья 3.4
10.3.5.1 Информация, демонстрирующая, что деятельность согласно статье 3.4 имела
место после 1 января 1990г. и вызвана деятельностью человека
В отчетности по статье 3.4 учитывается деятельность по управлению лесным хозяйством,
начиная с 1 января 1990 г. Это подтверждается данными учета лесного фонда, государствен-
ного лесного реестра, статистической информацией по лесохозяйственным мероприятиям,
лесным пожарам, гибели лесных насаждений в результате действия различных факторов
применительно к территории управляемых лесов РФ.
- 430 -
Рисунок 10.4 - Доля площадей противоэрозионных насаждений, созданных в период 1990-2015 гг., от общей площади субъектов РФ

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..