Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 37

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2015 гг.

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..

 

 

Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 37

 

 

Рисунок 10.5 - Доля площадей полезащитных лесных полос, созданных в период 1990-2015 гг., от общей площади субъектов РФ
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
10.3.5.2 Информация, демонстрирующая, что выбросы из источников и абсорбция
поглотителями в результате избранной деятельности согласно пункту 4 статьи 3 не
учитываются для деятельности согласно пункту 3 статьи 3 Киотского протокола
В соответствии с методологией сбора исходных данных для оценки выбросов и поглоще-
ния парниковых газов на территории управляемых лесов (см. раздел 6.4.1.1.2 настоящего
доклада) используются отдельные статистические формы по площадям управляемых лесов и
площадям противоэрозионных и полезащитных лесонасаждений, заложенных на землях
сельскохозяйственного назначения (облесение) (см. раздел 6.4.1.2.2), которые собираются на
локальных уровнях. Площади земель, переустроенные в земли поселений, включая устрой-
ство объектов инфраструктуры (обезлесение), определяются в настоящем кадастре на основе
статистических данных по ежегодным объемам соответствующих объектов строительства и
норм отводимых под них земель (см. раздел 6.4.5.2.1). Таким образом, методы сбора исход-
ных данных и расчета выбросов из источников и абсорбции поглотителями в результате
управления лесным хозяйством позволяют полностью исключить двойной учет площадей и
выбросы и абсорбцию парниковых газов в результате антропогенной деятельности по обле-
сению и обезлесению. Основой для расчетов выбросов и поглощения парниковых газов
служит матрица преобразования земель, четко разделяющая площади управляемых лесов,
площади облесения и площади обезлесения (см. разделы 10.3.2.2 и 10.3.2.3).
надземная биомасса
подземная биомасса
мертвая древесина
подстилка
18000
16000
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
Рисунок 10.6 - Оценка выбросов СО2 по пулам при обезлесении (суммарно для управляемых и
неуправляемых лесов)
- 433 -
Таблица 10.4
Потери углерода при обезлесении (без учета кустарников) в Российской Федерации
Потери углерода при обезлесении по годам, тыс. т С год-1
Пулы
1990
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Управляемые леса
Надземная биомасса
1465,2
892,0
733,2
545,5
569,8
582,6
698,1
643,7
592,9
492,0
772,0
523,6
607,9
477,2
Подземная биомасса
400,6
249,1
191,6
143,7
147,5
149,8
178,7
169,0
149,8
128,9
195,5
138,4
160,9
124,2
Мертвая древесина
369,0
226,2
190,3
142,8
144,8
152,2
180,0
163,0
153,0
126,5
204,4
139,5
161,2
123,9
Подстилка
330,0
209,7
155,9
122,9
121,1
127,7
153,3
129,3
128,5
98,9
182,6
112,6
120,5
93,3
Почва с неполн.
163,0
158,1
141,7
116,0
107,9
101,2
95,2
88,5
81,9
76,5
73,8
69,2
66,5
62,7
Почва с полн.
788,6
527,0
401,4
230,7
231,6
230,6
267,9
259,6
298,3
249,5
207,1
221,0
201,5
167,4
Неуправляемые леса
Надземная биомасса
393,3
288,8
248,0
189,5
194,4
190,0
223,9
152,6
108,7
86,8
123,9
94,8
120,0
94,1
Подземная биомасса
107,5
80,6
65,8
51,0
51,6
50,1
58,3
44,5
30,0
24,1
32,2
26,7
33,6
24,8
Мертвая древесина
99,0
73,2
63,7
49,4
48,8
48,8
56,7
37,8
26,9
20,6
30,7
23,8
29,8
23,1
Подстилка
88,6
67,9
45,7
35,0
36,0
33,1
40,7
26,7
18,9
11,7
22,6
15,2
19,1
14,8
Почва с неполн.
64,3
58,8
50,3
38,7
35,3
32,4
29,7
27,3
25,3
23,5
22,1
20,5
19,4
17,9
Почва с полн.
211,7
170,6
126,5
53,0
51,3
50,6
60,0
35,0
48,9
23,9
32,4
30,2
34,2
25,1
Все леса
Биомасса
2366,6
1510,6
1238,6
929,7
963,2
972,6
1158,9
1009,8
881,4
731,8
1123,6
783,5
922,4
720,4
Мертвая древесина
468,1
299,4
253,9
192,2
193,7
201,0
236,6
200,9
179,9
147,1
235,1
163,2
191,1
147,0
Подстилка
418,6
277,6
201,6
157,9
157,1
160,8
194,0
155,9
147,4
110,7
205,2
127,7
139,7
108,1
Почва с неполн.
227,3
216,9
192,0
154,6
143,2
133,6
124,9
115,8
107,1
100,0
95,9
89,6
85,9
80,6
Почва с полн.
1000,3
697,7
527,9
283,7
282,9
281,3
328,0
294,7
347,2
273,4
239,5
251,2
235,6
192,5
Все пулы
4480,9
3002,3
2414,0
1718,0
1740,1
1749,2
2042,4
1777,0
1663,1
1363,0
1899,3
1415,2
1574,6
1248,5
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
10.3.5.2 Информация, относящаяся к управлению лесным хозяйством
На территории лесного фонда России выделены управляемые леса, в которых осуществ-
ляются систематическая антропогенная деятельность для выполнения необходимых соци-
альных, экономических и экологических задач по обеспечению рационального, непрерывно-
го и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны, защиты и мониторинга
лесов. Целенаправленная деятельность по использованию, охране, защите и воспроизвод-
ству лесов, выполняемая и регулируемая национальным законодательством, составляет ос-
нову устойчивого управления лесами. Устойчивое управление означает комплекс экономи-
чески обоснованных и экологически безопасных лесохозяйственных мероприятий, для реа-
лизации которых необходимы следующие условия:
обеспеченность данными регулярных государственных учётов на основе мате-
риалов лесоустройства;
эффективно действующая охрана и защита лесов, обеспечивающая стабилиза-
цию и снижение потерь от пожаров и других повреждений насаждений;
организованная хозяйственная деятельность в лесах на основе долгосрочного
планирования и учета их экономического назначения и экологических функций.
В Российской Федерации управление лесным хозяйством определяется как система ан-
тропогенной (хозяйственной) деятельности по рациональному управлению и пользованию
лесами в целях выполнения ими соответствующих экологических (включая биологическое
разнообразие), экономических и социальных функций устойчивым образом. Управление
лесами, или лесоуправление, составляет цельную систему взаимосвязанных организацион-
но-хозяйственных мероприятий по обеспечению устойчивого и неистощительного пользо-
вания лесными ресурсами.
В рамках управления лесами проводятся следующие мероприятия: планируются и осу-
ществляются регулярный учет, количественная оценка и анализ состояния, пространствен-
но-временной и ресурсной динамики лесного фонда; выполняются лесовосстановительные
мероприятия и уходы за лесом; осуществляется охрана и защита лесов от пожаров и прочих
причин гибели лесных насаждений; определяется оптимальный размер лесозаготовок (рас-
четная лесосека); производятся рубки главного и промежуточного пользования, заготовки
недревесного сырья и другой лесной продукции.
Все вышеперечисленные мероприятия применялись как в прошлом (включая 1990 год),
так и применяются в настоящее время, и планируются к применению в качестве будущей
хозяйственной деятельности в управляемых лесах страны.
Общая площадь управляемых лесных земель с 1990 по 2015 г. увеличилась на 74,2 млн.
га за счет перевода из неуправляемых лесных земель (рис. 10.7). Наиболее значительный
рост площадей произошел в 2009 г. Из 41,2 млн. га лесных земель, переводимых в 2009 г. из
резервных лесов в управляемые, только 7,0 млн. га (17,0%) составляли перестойные леса, в
которых депонирование углерода приближается к нулю.
Доля непокрытых лесной растительностью площадей от общей площади лесных земель
сократилась с 13,2% в 1990 г. до 10,5% в 2015 г. Сокращение площадей новых вырубок за
счет снижения уровня лесозаготовок происходит одновременно с лесовосстановлением на
вырубках более раннего периода, после чего они переходят в состав покрытых лесом земель.
Отличительной особенностью возрастной структуры управляемых лесов является значи-
тельное участие спелых и перестойных древостоев. В спелых древостоях годичное депони-
рование углерода сокращается, а в перестойных - приближается к нулю (Исаев и др., 1993).
В 1990 г. доля спелых и перестойных древостоев составляла 47,5% от площади управляемых
лесов, в 2015 г. - 45,0%. Доля площади спелых и перестойных древостоев с преобладанием
хвойных пород сократилась с 51,3% в 1990 году до 47,9% в 2015 г., что связано с лесозаго-
товками преимущественно хвойных пород. Аналогичная тенденция была характерна и для
твердолиственных пород: доля спелых и перестойных древостоев сократилась с 46,9% в
1990 году до 43,1% в 2015 году. В то же время наблюдалось увеличение доли площадей спе-
лых и перестойных древостоев с преобладанием мягколиственных пород (с 33,5% в 1990
году до 37,2% в 2015 году).
- 435 -
Лесной фонд
Земли ООПТ
Земли обороны и безопасности
700
600
500
400
300
200
100
0
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 10.7 - Динамика площади управляемых лесных земель России (без учета
кустарников)
В начале 1990-х годов значительная доля потерь углерода была связана со значительным
объемом лесозаготовок, которые сократились к 1998 году. Вторым наиболее значительным
фактором, определяющим потери углерода, является гибель лесных насаждений в основном
в результате деструктивных пожаров.
За весь рассматриваемый период поглощение СО2 управляемыми лесами РФ (без учета
кустарников) превышало его потери, то есть наблюдался сток атмосферного углерода
(рис. 10.8, табл. 10.6).
Лесной фонд
Земли ООПТ
Земли обороны и безопасности
800
700
600
500
400
300
200
100
0
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 10.8 - Баланс CO2 управляемых лесов России без учета кустарников
Итоговые величины углеродного баланса управляемых лесов Российской Федерации от-
ражают всю совокупность мер по лесоуправлению: лесопользование, лесовосстановление,
охрану и защиту лесов. Одной из основных причин, по которой леса за рассматриваемый
период являлись стоком углерода, связана с двукратным снижением уровня лесопользова-
ния, имевшем место в начале 1990-х годов (Замолодчиков и др., 2005; Замолодчиков и др.,
2007).
Выбросы СН4 и N2O в управляемых лесах России приведены в таблице 10.7. Значитель-
ная вариация выбросов парниковых газов в таблице 10.7 обусловлена воздействием природ-
ных и антропогенных факторов, определяющих условия возникновения и характер пожаров
в лесах.
Наблюдается сокращение выбросов от осушения органических почв с 1,7 в 1990 г. до 1,4
млн. т С год-1 в 2015 г. в связи с недостаточным объемом работ по поддержанию мелиора-
- 436 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
тивной сети и сокращению площадей осушенных лесных земель. По сравнению с 1990 го-
дом выбросы СН4 от осушенных органических почв сократились с 23,0 тыс. т СН4 год-1 в
1990 г. до 19,1 тыс. т СН4 год-1 в 2015 г., а выбросы N2О - с 6,24 тыс. т N2O год-1 в 1990 году
до 5,24 тыс. т N2O год-1 в 2015 году.
Таблица 10.6
Баланс углерода по пулам управляемых лесов (без учета кустарников)
Баланс углерода по пулам, тыс тонн С год-1
Годы
Мертвая дре-
Органическое
Биомасса
Подстилка
Итого
весина
вещество почв
Управляемые леса, входящие в лесной фонд
2008
146244,1
13764,9
2927,7
3703,0
166639,7
2009
160804,5
15931,4
3097,5
4331,9
184165,4
2010
161967,2
16512,2
2939,3
4286,2
185704,9
2011
158111,2
15711,6
2888,8
4228,8
180940,5
2012
160356,6
15852,0
2849,5
3942,9
183001,0
2013
155191,2
14608,6
2714,2
3552,2
176066,2
2014
154147,1
14427,1
2532,9
3102,4
174209,4
2015
153069,7
14056,8
2509,7
2974,3
172610,5
Управляемые леса на землях ООПТ
2008
5155,2
682,2
152,4
498,5
6488,3
2009
4890,9
670,9
133,2
384,6
6079,6
2010
5040,3
694,5
133,7
403,2
6271,7
2011
4860,6
670,8
133,0
402,2
6066,6
2012
4941,9
681,8
134,8
409,0
6167,5
2013
4883,8
669,2
133,0
405,2
6091,1
2014
4914,5
678,5
130,8
398,8
6122,5
2015
4910,8
671,9
131,1
401,7
6115,5
Управляемые леса на землях обороны и безопасности
2008
1499,9
290,6
47,7
163,9
2002,0
2009
1580,8
306,7
46,5
167,0
2100,9
2010
1602,8
307,7
45,8
166,2
2122,6
2011
1564,7
299,9
45,0
163,4
2073,0
2012
1582,3
304,1
45,8
166,7
2098,8
2013
1531,7
289,2
45,0
166,4
2032,4
2014
1532,2
288,6
45,8
169,8
2036,4
2015
1545,5
290,5
47,1
175,5
2058,6
Итого по управляемым лесным землям
2008
152899,2
14737,7
3127,8
4365,3
175130,0
2009
167276,2
16909,0
3277,3
4883,5
192346,0
2010
168610,3
17514,4
3118,8
4855,7
194099,2
2011
164536,5
16682,3
3066,8
4794,5
189080,1
2012
166880,7
16837,9
3030,1
4518,5
191267,3
2013
161606,8
15566,9
2892,2
4123,8
184189,7
2014
160593,7
15394,1
2709,5
3671,0
182368,3
2015
159526,0
15019,2
2687,9
3551,5
180784,6
- 437 -
Таблица 10.7
Выбросы СН4 и N2O в управляемых лесах России
Выброс от осушения органи-
Выброс от пожаров,
ческих почв,
Суммарный выброс,
Год
тыс. т СО2-экв. год-1
тыс. т СО2-экв. год-1
тыс. т СО
2-экв. год-1
СН4
N2O
СН4
N2O
2008
17920,0
11807,4
478,4
1561,7
31767,4
2009
18050,0
11900,9
478,4
1561,7
31991,0
2010
15289,8
9959,3
478,4
1561,7
27289,2
2011
15371,9
10128,3
478,4
1561,7
27540,3
2012
15239,2
10041,6
478,4
1561,7
27320,9
2013
13657,2
9004,5
478,4
1561,7
24701,7
2014
15301,7
10084,2
478,4
1561,7
27426,0
2015
15266,0
10057,3
478,4
1561,7
27363,4
10.3.5.3 Заготовленные лесоматериалы
В данной категории рассматриваются все вывезенные с места заготовки лесоматериалы,
являющиеся антропогенным резервуаром долговременного хранения углерода в связи с дли-
тельным сроком их использования. В категории рассматриваются ежегодные изменения об-
щего пула заготовленных лесоматериалов при их потреблении в РФ и экспорте из РФ.
На основании полученных оценок экспорта и домашнего потребления заготовленных ле-
соматериалов была проведена оценка общего ежегодного изменения запасов углерода в этом
пуле за период 1990-2015 гг. (рис. 10.9). Положительные величины показывают увеличение
пула продуктов лесозаготовок, а отрицательные - его уменьшение.
6
4
2
0
-2
-4
-6
-8
-10
-12
Рисунок 10.9 - Изменение запасов углерода в заготовленных лесоматериалах
Как видно из приведенной диаграммы в динамике изменения запасов углерода в заготов-
ленных лесоматериалах наблюдаются два периода: 1990-1991 гг. и 1992 г. - по настоящее
время. В период с 1990 г. по 1991 г. происходило накопление углерода в пуле заготовленных
лесоматериалов. В дальнейшем, в период с 1992 по 2015 гг. происходило постоянное
уменьшение пула углерода в заготовленных лесоматериалах, в связи со снижением вывозки
древесины, сокращением объемов производства и увеличением экспорта древесины и про-
- 438 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
дуктов ее переработки. В последние годы (2009-2015 гг.) наметилось снижение темпов
уменьшения пула углерода в заготовленных лесоматериалах, которое связано в первую оче-
редь с уменьшением экспорта необработанной древесины и пиломатериалов.
Информация согласно параграфу 2, пункт (g) , Приложения II, решения 2/СМР.8:
1.
Исходные данные по категориям заготовленных лесоматериалов получены на основе
данных характеризующих хозяйственную деятельность лесной, деревообрабатываю-
щей и целлюлозно-бумажной промышленности, данных о производстве и экспорте
круглого леса, пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечные плит (ДСП), древес-
новолокнистых плит (ДВП) и целлюлозы по статистике Росстата (www.gks.ru ) и ста-
тистике Федеральной таможенной службы (Государственный таможенный комитет,
1995-2015);
2.
Используемый метод расчета соответствует методу балансовых оценок выбросов и
поглощения, представленному в методике МГЭИК (МГЭИК, 2007). Периоды полу-
выведения для пиломатериалов равен 35 годам, для древесных плит - 25 годам и для
целлюлозы - 2 годам. Эти периоды, что полностью согласуется с периодами по умол-
чанию, приведенными в решении 2/СМР.7, параграф 29 Приложения. Расчет был
проведен на основе исходных данных раздела НДК 6.4.7 «Заготовленные лесоматери-
алы» отдельно для продукции, потребленной в стране, и для продукции деревообра-
ботки, пошедшей на экспорт.
3.
Базовый уровень РФ основывается не на прогнозных данных, поэтому информация о
том, как выбросы от заготовленных лесоматериалов до начала второго периода КП
учтены в этом уровне, не приводится.
4.
Выбросы от заготовленных лесоматериалов в течение выполнения первого периода
КП были рассчитаны на основе допущения о «мгновенном окислении». Начиная с ка-
дастра 2015 года, оценивается баланс углерода в пуле заготовленных лесоматериалов.
При этом был согласованно пересчитан весь временной период, начиная с 1990 г.
Учитывая, что РФ не имеет количественных обязательств во втором периоде КП до-
полнительного исключения выбросов от мгновенного окисления, учтенных в первом
периоде КП, для РФ не требуется.
5.
Для заготовленных лесоматериалов, полученных при обезлесении, было принято
мгновенное окисление. При этом предполагалось, что часть потерь надземной био-
массы, приведенной в таблице 6.69, поступает в дальнейшую переработку. Эта часть
была определена по процентному соотношению биомассы ствола, ветвей и листьев
для отдельных древесных пород на основании конверсионных коэффициентов (Замо-
лодчиков и др., 2003). Было принято, что 95% биомассы ствола вывозится с мест вы-
рубки, из которых 93% поступает в дальнейшую переработку, а около 2% может быть
заготовлено в качестве дров и сожжено в текущем году. Таким образом, было опреде-
лено количество углерода, поступающее в переработку с мест обезлесения. Затем это
количество было вычтено из части прихода в данном году в резервуар заготовленных
лесоматериалов.
6.
Выбросы СО2 с мест утилизации твердых бытовых отходов, где выбросы рассчиты-
ваются отдельно, а также при использовании для целей энергетики оцениваются на
основе подхода «мгновенного окисления».
7.
Импорт заготовленных лесоматериалов в расчетах не учитывался.
Неопределенность и согласованность временных рядов
В кадастре 2016 года впервые выполнена оценка изменения запасов углерода в пуле про-
дуктов лесозаготовки в результате лесохозяйственной деятельности. Неопределенность ис-
ходных данных оценивается не более чем ±5,0%. Общая итоговая оценка погрешности
оценки запаса углерода в резервуаре продукции лесозаготовки оценивается в ±21%
Учитывая, что исходные данные в течение всех лет рассматриваемого периода взяты из
одних и тех же источников статистической информации, а также то, что одинаковые методы
оценки применены для всего периода, можно заключить, что временные ряды выбросов со-
гласованы.
- 439 -
Пересчеты
В настоящем кадастре проведен пересчет всего ряда данных. Соотношение разных пулов
древесины, полученной при обезлесении приведено в соответствие с более корректным рас-
пределением по пулам основного объема продуктов переработки древесины, которое осно-
вано только на производстве и экспорте, и не включает импорт.
10.3.5.4 Отчетность Российской Федерации по статье 3 Киотского протокола
Таблица 10.8 показывает отчетность по изменениям углеродных пулов и по источникам
парниковых газов, представленную Российской Федерацией по пунктам 3 и 4 статьи 3 Киот-
ского протокола, включая заготовленные лесоматериалы.
Таблица 10.9 демонстрирует суммарный бюджет углерода по видам деятельности, отчет-
ность по которым предусмотрена в рамках статьи 3 Киотского протокола. Сравнение итого-
вых величин явно показывает, что облесение, обезлесение и пул заготовленных лесоматери-
алов приводят к существенно меньшим по абсолютным величинам потокам углерода по
сравнению с лесоуправлением.
10.3.5.5 Анализ ключевых категорий для деятельности согласно статье 3.3 и любых
видов деятельности согласно статье 3.4
Анализ ключевых категорий проводился согласно разделу 5.4.4 «Руководящих указаний
МГЭИК по эффективной практике для ЗИЗЛХ» (2003). К ключевым категориям относятся
деятельность по управлению лесным хозяйством и обезлесение, поскольку связанные кате-
гории в кадастре парниковых газов (5.А.1 Лесные земли, остающиеся лесными землями;
5.Е.2.1 Лесные земли, переустроенные в поселения) являются ключевыми (табл. 10.10).
Таблица 10.8
Отчетность по пунктам 3 и 4 статьи 3 Киотского протокола, представленная Россий-
ской Федерацией по изменениям углеродных пулов и по источникам парниковых газов
Отчетность по
Отчетность по статье 3.3
статье 3.4
Виды отчетности
Управление лесным
Облесение
Обезлесение
хозяйством
Отчетность по изменениям углеродных пулов
Надземная биомасса
R
R
R
Подземная биомасса
R
R
R
Подстилка
R
R
R
Мертвая древесина
R
R
R
Минеральные почвы
R
R
R
Органические почвы
NO
NO
R
Заготовленные лесоматериалы
NA
IE1)
R
Отчетность по источникам парниковых газов
Удобрение
N2O
NO
NO
NO
Осушение, обводнение и другие
CH4
NO
NO
R
N2O
NO
NO
R
Минеральзация азота в минеральных
NO
NO
NO
почвах, N2O
Непрямые выбросы N2O от управля-
NO
NO
NO
емых почв
Сжигание биомассы
- 440 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Продолжение таблицы 10.8
Отчетность по
Отчетность по статье 3.3
статье 3.4
Виды отчетности
Управление лесным
Облесение
Обезлесение
хозяйством
CO2
IE2)
NO
R
CH4
R
NO
R
N2O
R
NO
R
Примечание: 1) Включено в отчетность по статье 3.4; 2) выбросы СО2 от сжигания биомассы
включены в отчетность по изменениям углеродных пулов; IE - включено в другом месте; NA - not
applicable (не применимо); R - reported (отчетность представлена).
Таблица 10.9
Выбросы и абсорбция парниковых газов в Российской Федерации от видов деятельности по
пунктам 3 и 4 статьи 3 Киотского протокола
Выбросы (+) и абсорбция (-) и по виду деятельности, 103 т CО2-экв. год-1
Год
Управление лесным
Облесение
Обезлесение
Всего
хозяйством
2008
-473117,7
-5194,0
7488,7
-475412,4
2009
-527141,2
-5159,0
6515,8
-528498,0
2010
-543931,8
-5074,8
6098,0
-544955,0
2011
-530182,3
-4992,8
4997,7
-530187,1
2012
-531294,4
-5004,1
6963,9
-533254,2
2013
-511122,2
-5038,5
5189,2
-511273,0
2014
-500590,2
-4970,0
5773,5
-501393,7
2015
-504518,8
-4888,5
4578,0
-504208,3
Примечание: IE - деятельность по лесовозобновлению включена в отчетность по управлению лес-
ным хозяйством.
Таблица 10.10
Анализ ключевых категорий для деятельности согласно статье 3.3 и любых видов
деятельности согласно статье 3.4
Критерии, используемые для определения ключевой категории
Ключевая ка-
Вклад категории больше чем
Связанные категории в
тегория вы-
наименьшая категория, рас-
Газ
кадастре парниковых
броса или по-
сматриваемая в качестве клю-
Иное
газов являются ключе-
глощения
чевой кадастре парниковых
выми
газов (включая сектор ЗИЗЛХ)
Поглощение составляет
Управление
Лесные земли, остаю-
95,8% от суммы абсо-
лесным хо-
CO2
щиеся лесными земля-
Да
лютной оценки выбросов
зяйством
ми (управляемые леса)
/ поглощения
Лесные земли, переве-
Обезлесение
CO2
денные в земли посе-
Да
-
лений
Заготовлен-
Заготовленные лесо-
ные лесома-
CO2
Да
-
материалы
териалы
- 441 -
10.4 Сведение к минимуму неблагоприятных последствий в соответствии с
пунктом 14 статьи 3 Киотского протокола
При выполнении принятых национальных обязательств по ограничению антропогенных
выбросов и повышению абсорбции парниковых газов Российская Федерация учитывает поло-
жения пункта 14 статьи 3 Киотского протокола о сведении к минимуму неблагоприятных со-
циальных, экологических и экономических последствий для Сторон, являющихся развиваю-
щимися странами. Основными направлениями деятельности по сведению к минимуму небла-
гоприятных социальных, экологических и экономических последствий для развивающихся
стран являются:
- смягчение антропогенного воздействия на климатическую систему благодаря разра-
ботке и осуществлению целенаправленных национальных политики и мер;
- экспорт в развивающиеся страны энергетических ресурсов меньшей углеродоемко-
сти и компенсация выбросов парниковых газов, связанных с производством или до-
бычей, подготовкой и транспортировкой экспортируемых энергоресурсов;
- содействие развитию альтернативной энергетики в развивающихся странах посред-
ством передачи технологий, возведения и компоновки объектов энергетики с исполь-
зованием российского оборудования и материалов, обучения персонала навыкам ра-
боты на возведенных объектах, а также компенсация выбросов парниковых газов,
связанных с производством и транспортировкой в пределах Российской Федерации
экспортируемых материалов и оборудования;
- укрепление потенциала в развивающихся странах благодаря подготовке и перепод-
готовке специалистов в области охраны окружающей среды, метеорологии и клима-
тологии, а также в области техники и технологий.
Российская Федерация практически полностью обеспечивает себя энергоресурсами за
счет внутренней добычи. Значительная часть добытых энергоресурсов экспортируется.28
При этом выбросы парниковых газов от операций по добыче, подготовке и транспортировке
экспортируемых нефти и природного газа, а также утилизации нефтяного (попутного) газа
учитываются в национальном кадастре и, соответственно, их сокращение является обяза-
тельством Российской Федерации. В частности, благодаря принятым мерам по оптимизации
использования попутного нефтяного газа, уровень полезного его использования в 2015 г.
достиг 88%, что на 10% превышает аналогичный показатель 1990 года.
Экспортные поставки российского природного газа способствуют внедрению в странах-
импортерах современных технологий в энергетическом секторе и обеспечивают замещение
более углеродоемких видов топлива (каменный уголь и нефть), снижая, таким образом, вы-
бросы в атмосферу парниковых газов, в первую очередь, CO2. Экспорт природного газа в
развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона будет производить-
ся по двум направлениям: западному - из Западной Сибири и восточному - с месторожде-
ний Восточной Сибири, Дальнего Востока и Сахалина. В 2011 г. введен в эксплуатацию ма-
гистральный газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток, который предполагается ис-
пользовать в том числе и для экспортных поставок газа в Китайскую народную республику
(КНР) и Республику Корея. В 2014 г. заключен контракт о поставке 38 млрд. м3 российского
природного газа в КНР по восточному маршруту c 2019 г. в течение 30 лет, с возможностью
увеличения поставок до 60 млрд. м3. С целью расширения географии поставок природного
газа в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона в конце 2014 г. инициирован проект
газопровода «Сила Сибири» мощностью 61 млрд. м3 газа в год. 29
Увеличивается экспорт сжиженного природного газа (СПГ). К 2013 г. проект «Сахалин-
2» вышел на полную мощность, обеспечивая поставки СПГ объемом
1 млн. тонн
28 Основные данные по экспорту энергоресурсов за 2015г. приведены в Приложении 4 т. 2
настоящего доклада.
- 442 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
в Республику Корея.30 C 2014 г. вступил в силу долгосрочный контракт ПАО «Газпром» на
поставку 2,5 млн. т СПГ в Индию.31 СПГ также экспортируется в Аргентину, Египет, КНР,
Кувейт, Мексику, ОАЭ, Тайвань и другие развивающиеся страны.
Одним из направлений сотрудничества Российской Федерации с развивающимися стра-
нами в области снижения углеродоемкости энергетики и предотвращения изменения клима-
та является атомная энергетика. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
(ГК «Росатом») реализуюет проекты в области атомной энергетики на основе новейших рос-
сийских технологий. Возведение энергоблоков в рамках проектов производится с использо-
ванием российских материалов и оборудования, выбросы парниковых газов от производства
и частичной транспортировки которых учтены в разделах 3 и 4 настоящего кадастра. Следу-
ет отметить, что одновременно со строительством осуществляется обучение местного пер-
сонала методам и технологиям работы на построенных объектах и переданном оборудова-
нии. В 2015 - 2016 гг. ГК «Росатом» осуществляла строительство 34 энергоблоков для атом-
ных электростанций (АЭС), находящихся за пределами Российской Федерации. В настоящее
время АЭС сооружаются в следующих развивающихся странах: Армения, Бангладеш, Вьет-
нам, Египет, Индия, Иордания, Иран, КНР, Нигерия и Турция.32
Модернизация производства представляет собой практический инструмент снижения вы-
бросов парниковых газов в различных секторах экономики. Ключевую роль в модернизации
производства, а также принятии управленческих решений, направленных на смягчение нега-
тивного воздействия на климат, играют высококвалифицированные специалисты. Россий-
ская Федерация осуществляет подготовку иностранных студентов по многим специально-
стям, включая, в первую очередь, технические и технологические специальности различных
направлений, а также экономические, юридические и прочие. Ежегодно Правительство Рос-
сийской Федерации осуществляет оплату обучения иностранных граждан из развивающихся
стран и стран СНГ на безвозмездной основе. Подготовка специалистов и повышение их ква-
лификации (обучение в аспирантуре) осуществляется в профильных высших учебных заве-
дениях за счет федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 8 октября
2013 г. № 891)33. В настоящее время в Российской Федерации в системе высшего и дополни-
тельного профессионального образования по учебным программам экологического, приро-
доохранного, климатического и гирометеорологического профиля, а также энерго- и ресур-
сосбережения обучаются студенты из Азербайджана, Анголы, Армении, Бангладеш, Боли-
вии, Ботстваны, Бурунди, Вьетнама, Гайаны, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Демократической Рес-
публики Конго, Джибути, Египта, Замбии, Йемена, Индонезии, Ирака, Ирана, Казахстана,
Киргизии, Китая, КНДР, Колумбии, Конго, Коста-Рики, Кот-Д’Ивуара, Кубы, Лаоса, Либе-
рии, Мавритании, Мозамбика, Молдовы, Монголии, Непала, Нигерии, Никарагуа, Руанды,
Сан-Томе и Принсипи, Сальвадора, Сирии, Таджикистана, Танзании, Туркменистана, Узбе-
кистана, Шри-Ланки, ЦАР, Чада, Эквадора, Эритреи и других развивающихся стран. В си-
стеме высшего профессионального образования разработаны учебные программы, по кото-
рым осуществляется преподавание основ метеорологии, климатологии, систем сбора и обра-
ботки климатической информации, методов оценки состояния и прогнозирования изменений
окружающей среды и климата. Координацию образовательной деятельности осуществляет
Учебно-методическое объединение в области гидрометеорологического образования, со-
зданное Минобрнауки России на базе Российского государственного гидрометеорологиче-
ского университета.34
postavkakh-szhizhennogo
- 443 -

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..