Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 35

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2015 гг.

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..

 

 

Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 35

 

 

10.2.1.4 Информация о любом уведомлении, которое Российская Федерация получила
от Исполнительного совета МЧР и в котором дается указание осуществить замену
дССВ в соответствии с пунктом 50 приложения к решению 5/СМР.1
Российская Федерация не получала в 2016 году уведомлений от Исполнительного совета
механизма чистого развития (МЧР) на осуществление замены дССВ в соответствии с пунк-
том 50 приложения к решению 5/СМР.1.
10.2.1.5 Информация о любой выявленной регистрационным журналом операций
записи о том, что замена не была произведена, в соответствии с пунктом 56
приложения к решению 5/СМР.1
Международный регистрационный журнал операций не выявил в 2016 году ни одной за-
писи о том, что замена не была произведена, в соответствии с пунктом 56 приложения к ре-
шению 5/СМР.1.
10.2.1.6 Информация о серийных номерах и количестве ЕСВ, ССВ, вССВ, дССВ, ЕУК и
ЕА, зарегистрированных в российском реестре по состоянию на конец этого года,
которые являются непригодными для использования в целях соблюдения
обязательств по пункту 1 статьи 3 в соответствии с пунктом 43 b) приложения к
решению 13/СМР.1
В российском реестре углеродных единиц нет непригодных для использования в целях
соблюдения обязательств по пункту 1 статьи 3 в соответствии с пунктом 43 b) приложения к
решению 13/СМР.1 единиц, т.к. никаких расхождений в 2016 году зарегистрировано не бы-
ло.
10.2.1.7 Информация о факте и дате принятия любых мер по устранению проблем,
приведших к расхождениям, о любых изменениях в национальном реестре в целях
предупреждения повторных расхождений, а также о решении любых ранее
выявленных вопросов осуществления, касающихся операций
В российском реестре углеродных единиц в 2016 году не возникало проблем, которые
привели или могли бы привести к расхождениям.
10.2.1.8 Общедоступная информация
Общедоступная информация публикуется на сайте российского реестра углеродных еди-
ниц http://www.carbonunitsregistry.ru.
10.2.1.9 Расчет резерва Российской Федерации на период действия обязательств,
произведенный в соответствии с приложением к решению 18/СР.7
Российская Федерация не приняла на себя обязательств по ограничению или сокращению
выбросов, действие которых распространялось бы на второй период действия Киотского
протокола (2013-2020 гг.) Соответственно, Российская Федерация не имеет резерва на ука-
занный период и не выполняет его расчета.
10.2.2 Деятельность российского реестра углеродных единиц в 2016 году
В 2016 году осуществлялось ведение официального сайта российского реестра углерод-
ных единиц.
10.2.2.1 Имя/фамилия администратора реестра, назначенного Стороной для ведения
национального реестра, и контактную информацию
Распоряжением Правительства Российской Федерации №215-р от 20.02.2006 МПР России
определено органом исполнительной власти, ответственным за создание и функционирова-
ние российского реестра углеродных единиц.
- 408 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1741-р от 15.12.2006 «Феде-
ральный центр геоэкологических систем» (ФЦГС «Экология») назначено организацией-
администратором российского реестра углеродных единиц.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1953-р от 02.10.2015 федераль-
ное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд информации по природным
ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России» назначено организацией-
администратором российского реестра углеродных единиц. Распоряжение Правительства
Российской Федерации №1741-р от 15.12.2006 признано утратившим силу.
Администратор Российского реестра углеродных единиц
Название
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский
фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей
среды Минприроды России» (ФГБУ «РФИ Минприроды России»
Адрес
ул. Маршала Тухачевского, д.32А
Индекс
123154
Город
Москва
Страна
Российская Федерация
Директор
Осипов Владимир Владимирович
Тел.
+7 (499)192 8018
Факс
+7 (499)192 8018
E-mail
osipov@mnr.gov.ru
Контактная персона
Кириченко Михаил Анатольевич
Тел.
+7 (499) 194 6653
Факс
+7 (499)192 8018
E-mail
kirichenko-ma@mnr.gov.ru
10.2.2.2 Названия других Сторон, с которыми данная Сторона сотрудничает в деле
ведения их соответствующих национальных реестров в рамках единой системы
Российская Федерация не сотрудничает с другими Сторонами в рамках ведения единого
национального реестра.
10.2.2.3 Описание структуры и емкости базы данных национального реестра
В Российской Федерации функционирует программно-аппаратный комплекс российского
реестра углеродных единиц, соответствующий требованиям, предусмотренным технически-
ми стандартами, определенными в приложении к решению 24/СР.8 и одобренными решени-
ем 12/СМР.1, и документом РКИК ООН «Стандарты обмена данными для систем реестров -
технические спецификации».
Российский реестр углеродных единиц построен с использованием программного про-
дукта SeringasTM (разработка Депозитарной кассы Франции).
База данных Seringas - структурированный электронный набор данных, который и явля-
ется базой данных российского реестра углеродных единиц. Используется программное
обеспечение СУБД Microsoft SQL Server, Microsoft Server и программное обеспечение
SeringasTM.
В базе данных хранится полная информация обо всех операциях, производимых в ре-
естре.
Главным звеном производственной платформы реестра является два сервера типа Proliant
DL380.
Каждый сервер Proliant DL380 укомплектован несколькими дисками SCSI емкостью
72 ГБ каждый. Один из серверов является сервером приложений, другой - сервером баз дан-
ных.
- 409 -
10.2.2.4 Описание того, как национальный реестр соблюдает технические стандарты
для обмена данными между системами реестров для целей обеспечения точного,
транспарентного и эффективного обмена данными между национальными реестрами,
реестром механизма чистого развития и регистрационным журналом операций (пункт
1 решения 19/СР.7)
Архитектура российского реестра углеродных единиц и использование программного
продукта SeringasTM обеспечивают полное соблюдение требований технических стандартов
для обмена данными между системами реестров, предусмотренными требованиями, опреде-
ленными в приложении к решению 24/СР.8 и одобренными решением 12/СМР.1, и докумен-
том РКИК ООН «Стандарты обмена данными для систем реестров - технические специфи-
кации», в котором содержатся технические спецификации для обмена данными между наци-
ональными реестрами и международным регистрационным журналом операций (МРЖО).
Реестр представляет собой комплекс оборудования, объединенного в локальную сеть и
имеющего выход в Интернет для соединения с МРЖО. Все данные, участвующие в проце-
дуре передаче данных от Реестра и к нему, шифруются с использованием протоколов IPSec
VPN(AES-256) и SSL. Используются цифровые сертификаты X.509.
Шифрование данных производится в два этапа, с помощью протоколов IPSec VPN и SSL.
Для взаимной аутентификации Реестра и МРЖО по протоколу SSL используются четыре
сертификата X.509.
В качестве программного обеспечения используется программный продукт SeringasTM
v.4.3.0.
10.2.2.5 Описание процедур, используемых в национальном реестре для сведения к
минимуму расхождений в сведениях о вводе в обращение, передаче, приобретении,
аннулировании и изъятии из обращения ЕСВ, ССВ, вССВ, дССВ, ЕУК и/или ЕА и
замены вССВ и дССВ, а также шагов, предпринимаемых в целях прекращения
операций, в случае получения уведомления о расхождении, и в целях устранения
проблем в случае невозможности прекратить операцию
Для целей сведения к минимуму расхождений в сведениях о вводе в обращение, переда-
че, приобретении, аннулировании и изъятии из обращения ЕСВ, ССВ, вССВ, дССВ, ЕУК
и/или ЕА и замены вССВ и дССВ, а также шагов, предпринимаемых в целях прекращения
операций, в случае получения уведомления о расхождении, и в целях устранения проблем в
случае невозможности прекратить операцию в российском реестре углеродных единиц при-
меняются следующие процедуры:
1. Разделение обязанностей между сотрудниками российского реестра углеродных еди-
ниц
К работе с Реестром допускаются исключительно постоянные сотрудники организации-
администратора Реестра, предварительно прошедшие специальное обучение и допущенные
к работе в Реестре.
Права и полномочия доступа к данным основываются на функциональных обязанностях
каждого сотрудника и его должности в организации.
Функционирование Реестра обеспечивается тремя группами персонала:
группа администраторов Реестра,
группа операторов Реестра,
группа технических администраторов Реестра.
Каждая группа проходит необходимое обучение в соответствии с функциональными тре-
бованиями.
Технические администраторы должны иметь высшее профессиональное образование (в
т.ч. профессиональную подготовку в качестве администраторов баз данных, сетей, средств
защиты информации и т.д.).
Администраторы Реестра должны иметь высшее профессиональное образование и пройти
обучение по работе с программным обеспечением Seringas (под руководством разработчи-
ков программного обеспечения Seringas).
Операторы Реестра обучаются под руководством Администраторов Реестра.
- 410 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Технический администратор реестра имеет доступ к базе данных, в т.ч. физический до-
ступ ко всему аппаратному комплексу Реестра. Технический администратор не выполняет в
Реестре операций по открытию счетов, переводу единиц и т.д.
Администратор реестра имеет полномочия для осуществления всех типов операций, в т.ч.
операции со счетами Российской Федерации. Администратор реестра несет ответственность
за открытие счетов, управление счетами, проведение операций с единицами, выпуск отчет-
ных документов. Администратор реестра определяет права доступа других пользователей
Реестра. Он также может выполнять операции от имени пользователя Реестра по его пись-
менному распоряжению.
Оператор реестра имеет ограниченные полномочия для проведения операций.
Все операции в Реестре проводятся с учетом минимизации риска возможных ошибок, что
реализовывается с использованием процедуры подтверждения Администратором Реестра
выполнения операции, создаваемой оператором Реестра.
2. Двойная валидация каждой операции в российском реестре углеродных единиц (метод
№2 аутентификации пользователей)
Каждая операция в российском реестре углеродных единиц (кроме ввода в обращение)
подготавливается оператором реестра, но завершение операции возможно лишь админи-
стратором реестра после проверки правильности заполнения всей информации.
3. Программное обеспечение, позволяющее свести к минимуму количество возможных
ошибок
Программное обеспечение SeringasTM (разработка Депозитарной кассы Франции), исполь-
зуемое в российском реестре углеродных единиц, позволяет всю возможную информацию
выбирать из списков, а не набирать оператору реестра вручную; проверяет все возможные
параметры на соответствие текущему периоду действия обязательств и т.д. В случае обна-
ружения ошибок операция автоматически блокируется.
4. Все операции выполняются сотрудниками российского реестра углеродных единиц на
основании письменных распоряжений (метод аутентификации №3)
В Российской Федерации предусмотрен доступ к российскому реестру углеродных еди-
ниц исключительно сотрудников организации-администратора российского реестра угле-
родных единиц, прошедших специальное обучение и получивших соответствующий уровень
доступа на выполнение той или иной операции в реестре.
Все операции выполняются на основании письменных распоряжений Министерства при-
родных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства экономического разви-
тия Российской Федерации и ОАО «Сбербанк России» - оператора углеродных единиц в
Российской Федерации - юридического лица, уполномоченного открывать счета в Россий-
ском реестре углеродных единиц под проекты совместного осуществления.
Внешние пользователи имеют доступ исключительно к сайту российского реестра угле-
родных единиц, не имеющего связи с базой данный реестра.
10.2.2.6 Обзор мер безопасности, используемых в национальном реестре в целях
предотвращения несанкционированных манипуляций и предотвращения ошибок
оператора, а также информации о том, каким образом обеспечивается актуализация
этих мер
Безопасность в Реестре обеспечивается на нескольких уровнях:
Физическая безопасность серверов: доступ в помещение, где расположены серверы,
ограничен и физически защищен, в т.ч. с применением охранно-пожарных систем (в т.ч. ви-
деокамер). Серверы Реестра размещены в металлических шкафах, запертых на ключ, в от-
дельном помещении охраняемого здания с пропускным режимом. Комната с серверными
шкафами запирается на ключ. Ключ хранится на посту охраны и выдается только уполномо-
ченным сотрудникам Реестра с регистрацией в журнале выдачи ключей. Физический доступ
к серверам Реестра разрешен только сотрудникам, выполняющим обязанности администра-
тора реестра или технического администратора реестра.
- 411 -
Безопасность аутентификации пользователя: вход в Реестр возможен только с исполь-
зованием имени пользователя и пароля. Все пароли действительны не более 60 дней. Десять
последующих паролей для одного пользователя не могут совпадать.
Безопасность сессии: Все данные, участвующие в процедуре передачи данных от Ре-
естра и к нему, шифруются с использованием протокола IPSec VPN(AES-256) и с использо-
ванием SSL.
В целях обеспечения безопасности данных, содержащихся в российском реестре угле-
родных единиц (далее - Реестре), для управления данными Реестра предусмотрены три
пользовательских профиля:
Администратор реестра;
Технический администратор реестра;
Оператор реестра.
10.2.2.7 Перечень общедоступных элементов данных, которые можно получить через
интерфейс пользователя национального реестра
В соответствии с пунктом 44 решения 13/СМР.1 Конференции Сторон разработан дву-
язычный открытый общедоступный сайт российского реестра углеродных единиц
http://www.carbonunitsregistry.ru , обеспечивающий на постоянной основе доступ обще-
ственности к информации через сеть Интернет.
На сайте содержится полный объем общедоступной информации о реестре, целях его
формирования, функциях, а также текущем состоянии российского реестра. Кроме того, на
сайте размещена обязательная для публикации информация:
1.
Информация для каждого номера счета в реестре (пункт 45 решения 13/СМР.1 Кон-
ференции Сторон).
2. Информация о проектах согласно статье 6 Киотского протокола для каждого иден-
тификатора проекта, в отношении которого Сторона ввела в обращение ЕСВ (пункт
46 решения 13/СМР.1 Конференции Сторон).
3. Информация об авуарах и операциях в рамках национального реестра с указанием
серийных номеров за каждый календарный год (пункт 47 решения 13/СМР.1 Конфе-
ренции Сторон).
4. Список юридических лиц, уполномоченных Стороной владеть ЕСВ, ССВ, ЕУК и/или
ЕА под ее ответственность (пункт 48 решения 13/СМР.1 Конференции Сторон).
На главной странице размещена общая информация о Реестре со ссылками на официаль-
ные документы, регламентирующие процесс создания и ведения Реестра (Киотский прото-
кол, Федеральный Закон от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к
Рамочной конвенции ООН об изменении климата», распоряжение Правительства Россий-
ской Федерации от 20.02.2006 № 215-р).
Раздел «Общедоступные отчеты» состоит из четырех подразделов «Счета», «ПСО»,
«Авуары и операции» и «Список юр. лиц».
В подразделе «Счета» публикуется информация для каждого номера счета в реестре:
а) название счета: владелец счета;
b) вид счета: вид счета (текущий счет, счет аннулирования или счет изъятия из обраще-
ния);
с) период действия обязательств: период действия обязательств, в отношении которого
осуществляется аннулирование или изъятие из обращения;
d) идентификатор представителя: представитель владельца счета с использованием иден-
тификатора Стороны (двухбуквенного кода страны, определяемого в соответствии с ISO
3166) и собственного номера этого представителя в реестре Стороны;
е) имя представителя и контактная информация: полное имя, почтовый адрес, номер те-
лефона, номер факса и адрес электронной почты представителя владельца счета.
В подразделе «ПСО» публикуется информация о проектах согласно статье 6 Киотского
протокола для каждого идентификатора проекта, в отношении которого Сторона ввела в об-
ращение ЕСВ (пункт 46 решения 13/СМР.1 Конференции Сторон):
a) название проекта: собственное название проекта;
- 412 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
b) место осуществления проекта: Сторона и город или район осуществления проекта;
c) годы введения в обращение ЕСВ: годы, в которые были введены в обращение ЕСВ в
результате проекта согласно статье 6;
d) доклады: загружаемые электронным способом версии всех публично доступных доку-
ментов, связанных с проектом, включая предложения, мониторинг, проверку и введение в
обращение ЕСВ, когда это уместно, при условии соблюдения положений о конфиденциаль-
ности, содержащихся в решении 9/СМР.1.
Информация о проектах совместного осуществления публикуется на сайте российского реестра
углеродных единиц после утверждения перечня проектов и направления Министерством экономи-
ческого развития Российской Федерации в российский реестр углеродных единиц сведений о проек-
тах, информацию о которых необходимо разместить на сайте российского реестра.
В подразделе «Авуары и операции» публикуется информация об авуарах и операциях в рамках
национального реестра с указанием серийных номеров за каждый календарный год (определяемый
по среднегринвичскому времени):
a) общее количество ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА на каждом счете по состоянию на начало года;
b) общее количество ЕУК, введенных в обращение на основе установленного количества во ис-
полнение пунктов 7 и 8 статьи 3;
с) общее количество ЕСВ, введенных в обращение на основе проектов по статье 6;
d) общее количество ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА, приобретенных из других реестров с указанием пе-
редавших счетов и реестров;
е) общее количество ЕА, введенных в обращение на основе каждого вида деятельности согласно
пунктам 3 и 4 статьи 3;
f) общее количество ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА, переданных в другие реестры с указанием счетов и
реестров приобретения;
g) общее количество ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА, аннулированных на основе деятельности согласно
пунктам 3 и 4 статьи 3;
h) общее количество ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА, аннулированных в результате принятия Комитетом
по соблюдению заключения о том, что Сторона не соблюдает свое обязательство по пункту 1 статьи
3;
i) общее количество других аннулированных ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА;
j) общее количество изъятых из обращения ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА;
k) общее количество ЕСВ, ССВ и ЕУК, перенесенных с предыдущего периода действия обяза-
тельств;
l) текущие авуары ЕСВ, ССВ, ЕУК и ЕА на каждом счете.
В подразделе «Список юр. лиц» публикуется список юридических лиц, уполномоченных
Стороной владеть ЕСВ, ССВ, ЕУК и/или ЕА под ее ответственность.
10.2.2.8 Интернет-адрес интерфейса ее национального реестра
Российский реестр углеродных единиц доступен по адресу:
10.2.2.9 Описание принятых мер по обеспечению защиты, ведения и восстановления
данных с целью обеспечения целостности хранимых данных и восстановления
сервисов реестра в случае аварии
Каждая операция в Реестре записывается в журналы на уровне веб-сервера, сервера баз данных
(журналы действий пользователей, журналы выполнения операций, журналы обмена данными и др.)
Установленным программным обеспечением Seringas (программный модуль AGENT) производит-
ся регистрация обмена данными между Реестром и МРЖО. Регистрируются все SOAP-сообщения в
формате ХМL. Программный модуль AGENT имеет встроенные средства для просмотра этих сооб-
щений.
- 413 -
Для обеспечения надежности функционирования Реестра осуществляется систематическое тести-
рование работоспособности его подсистема с использованием критериев, гарантирующих круглосу-
точную работоспособность всех подсистем. Для этого в системе Реестра запускается специальная ав-
томатическая служба систематического тестирования Реестра (далее - сервис тестирования), выпол-
няющая периодическое (1 раз в 5 минут) тестирование физической работоспособности подсистем ре-
естра. В Реестре предусмотрено автоматическое ежедневное резервное копирование всех необходи-
мых данных на кассеты с магнитной лентой и регулярное, по мере необходимости, создание носителей
для аварийного восстановления. Один раз в месяц производится архивирование всех журналов ре-
естра.
Главным звеном запасной платформы реестра является два сервера типа Proliant DL380, идентич-
ные серверам основной производственной платформы реестра.
10.2.2.10 Результаты любых процедур проверки, которые могут существовать или
разрабатываться с целью проверки эффективности, процедур и мер безопасности
национального реестра в соответствии с положениями решения 19/СР.7, касающегося
технических стандартов обмена данными между системами реестров
В 2016 году обновление (патчи) и установка новых версий программного обеспечения SeringasTM не
проводилась. Вместе с тем на тестовой платформе осуществлялось тестирование работоспособности
программного обеспечения по отдельным видам операций.
10.2.3 Изменения в российском реестре углеродных единиц
В соответствии с пунктом 22 приложения к решению Конференции Сторон 15/СМР.1 в таблице
10.1 представлена информация о любых изменениях, которые произошли в российском реестре угле-
родных единиц, по сравнению с информацией, сообщенной в ее последнем представлении, включая
информацию, представленную в соответствии с пунктом 32 приложения к решению Конференции
Сторон 15/СМР.1.
Таблица 10.1
Изменения в национальном реестре Российской Федерации
a.
Имя/фамилия администратора реестра, назначенного Стороной для ве-
Изменений не было
дения национального реестра, и контактная информацию
(см. п. 10.2.3.1)
b.
Названия других Сторон, с которыми данная Сторона сотрудничает в
Изменений не было
деле ведения их соответствующих национальных реестров в рамках
(см. п. 10.2.3.2)
единой системы
c.
Описание структуры и емкости базы данных национального реестра
Изменений не было
(см. п. 10.2.3.3)
d.
Описание того, как национальный реестр соблюдает технические стан-
Изменений не было
дарты для обмена данными между системами реестров для целей обес-
(см. п. 10.2.3.4)
печения точного, транспарентного и эффективного обмена данными
между национальными реестрами, реестром механизма чистого разви-
тия и регистрационным журналом операций (пункт 1 решения 19/СР.7)
e.
Описание процедур, используемых в национальном реестре для сведе-
Изменений не было
ния к минимуму расхождений в сведениях о вводе в обращение, переда-
(см. п. 10.2.3.5)
че, приобретении, аннулировании и изъятии из обращения ЕСВ, ССВ,
вССВ, дССВ, ЕУК и/или ЕА и замены вССВ и дССВ, а также шагов,
предпринимаемых в целях прекращения операций, в случае получения
уведомления о расхождении, и в целях устранения проблем в случае
невозможности прекратить операцию
f.
Обзор мер безопасности, используемых в национальном реестре в целях
Изменений не было
предотвращения несанкционированных манипуляций и предотвращения
(см. п. 10.2.3.6)
ошибок оператора, а также информации о том, каким образом обеспечи-
- 414 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
Продолжение таблицы 10.1
вается актуализация этих мер
g.
Перечень общедоступных элементов данных, которые можно получить
Изменений не было
через интерфейс пользователя национального реестра
(см. п. 10.2.3.7)
h.
Интернет-адрес интерфейса ее национального реестра
Изменений не было
(см. п. 10.2.3.8)
i.
Описание принятых мер по обеспечению защиты, ведения и восстанов-
Изменений не было
ления данных с целью обеспечения целостности хранимых данных и
(см. п. 10.2.3.9)
восстановления сервисов реестра в случае аварии
j.
Результаты любых процедур проверки, которые могут существовать или
Изменений не было
разрабатываться с целью проверки эффективности, процедур и мер без-
(см. п. 10.2.3.10)
опасности национального реестра в соответствии с положениями реше-
ния 19/СР.7, касающегося технических стандартов обмена данными
между системами реестров
10.2.3.1 Изменение имени/фамилии администратора реестра, назначенного Стороной
для ведения национального реестра, и контактной информации в 2016 году по
сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменения имени/фамилии администратора реестра, назначенного Стороной
для ведения национального реестра, и изменения контактной информации не производи-
лись.
10.2.3.2 Изменение названий других Сторон, с которыми данная Сторона сотрудничает
в деле ведения их соответствующих национальных реестров в рамках единой системы
в 2016 году по сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
Российская Федерация не сотрудничает с другими Сторонами в рамках ведения единого
национального реестра. Российский реестр углеродных единиц не включен в какую-либо
консолидированную систему реестров.
10.2.3.3 Изменение описания структуры и емкости базы данных национального реестра
в 2016 году по сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменений описания структуры и емкости базы данных национального ре-
естра не произошло.
10.2.3.4 Изменение описания того, как национальный реестр соблюдает технические
стандарты для обмена данными между системами реестров для целей обеспечения
точного, транспарентного и эффективного обмена данными между национальными
реестрами, реестром механизма чистого развития и регистрационным журналом
операций (пункт 1 решения 19/СР.7) в 2016 году, по сравнению с информацией,
сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменений описания того, как национальный реестр соблюдает технические
стандарты для обмена данными между системами реестров для целей обеспечения точного,
транспарентного и эффективного обмена данными между национальными реестрами, ре-
естром механизма чистого развития и регистрационным журналом операций (пункт 1 реше-
ния 19/СР.7), не произошло.
10.2.3.5 Изменение описания процедур, используемых в национальном реестре для
сведения к минимуму расхождений в сведениях о вводе в обращение, передаче,
приобретении, аннулировании и изъятии из обращения ЕСВ, ССВ, вССВ, дССВ, ЕУК
и/или ЕА и замены вССВ и дССВ, а также шагов, предпринимаемых в целях
прекращения операций, в случае получения уведомления о расхождении, и в целях
устранения проблем в случае невозможности прекратить операцию в 2016 году, по
сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
- 415 -
В 2016 году изменений описания процедур, используемых в национальном реестре для све-
дения к минимуму расхождений в сведениях о вводе в обращение, передаче, приобретении, ан-
нулировании и изъятии из обращения ЕСВ, ССВ, вССВ, дССВ, ЕУК и/или ЕА и замены вССВ
и дССВ, а также шагов, предпринимаемых в целях прекращения операций, в случае получе-
ния уведомления о расхождении, и в целях устранения проблем в случае невозможности
прекратить операцию не произошло.
10.2.3.6 Изменение обзора мер безопасности, используемых в национальном реестре в
целях предотвращения несанкционированных манипуляций и предотвращения
ошибок оператора, а также информации о том, каким образом обеспечивается
актуализация этих мер в 2016 году, по сравнению с информацией, сообщенной в
последнем представлении
В 2016 году изменений обзора мер безопасности, используемых в национальном реестре
в целях предотвращения несанкционированных манипуляций и предотвращения ошибок
оператора, а также информации о том, каким образом обеспечивается актуализация этих
мер, не произошло.
10.2.3.7 Изменение перечня общедоступных элементов данных, которые можно
получить через интерфейс пользователя национального реестра в 2016 году, по
сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменений перечня общедоступных элементов данных, которые можно по-
лучить через интерфейс пользователя национального реестра, не произошло.
10.2.3.8 Изменение интернет-адреса интерфейса национального реестра в 2016 году, по
сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменений интернет-адреса интерфейса ее национального реестра, по срав-
нению с информацией, сообщенной в ее последнем представлении, не произошло.
10.2.3.9 Изменение описания принятых мер по обеспечению защиты, ведения и
восстановления данных с целью обеспечения целостности хранимых данных и
восстановления сервисов реестра в случае аварии в 2016 году, по сравнению с
информацией, сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменений описания принятых мер по обеспечению защиты, ведения и вос-
становления данных с целью обеспечения целостности хранимых данных и восстановления
сервисов реестра в случае аварии не произошло.
10.2.3.10 Изменение результатов любых процедур проверки, которые могут
существовать или разрабатываться с целью проверки эффективности, процедур и мер
безопасности национального реестра в соответствии с положениями решения 19/СР.7,
касающегося технических стандартов обмена данными между системами реестров, в
2016 году, по сравнению с информацией, сообщенной в последнем представлении
В 2016 году изменений результатов любых процедур проверки, которые могут существо-
вать или разрабатываться с целью проверки эффективности, процедур и мер безопасности
национального реестра в соответствии с положениями решения 19/СР.7, касающегося тех-
нических стандартов обмена данными между системами реестров, не произошло.
10.2.4 Рекомендации, выданные реестру в рамках предыдущей оценки
В рамках предыдущей оценки не было дано никаких рекомендаций, касающихся россий-
ского реестра.
10.3 Дополнительная информация о деятельности в области землепользования,
изменений в землепользовании и лесного хозяйства согласно статьям 3.3 и 3.4
- 416 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
10.3.1. Общая информация
10.3.1.1 Определение леса
В Национальном докладе об установленном количестве выбросов Российской Федерации
(2008) установлено, что лес - сообщество деревьев и кустарников, которое в возрасте спело-
сти имеет минимальную полноту 0,3 (эквивалент сомкнутости крон 18%), минимальную вы-
соту деревьев 5,0 м, минимальную площадь 1,0 га и минимальную ширину 20,0 м (табл.
10.2).
На основе этого определения представляются отчетные данные о выбросах парниковых
газов в части осуществления антропогенной деятельности согласно пунктам 3 и 4 статьи 3
Киотского протокола.
В отчетности по пункту 4 статьи 3 Киотского протокола исключены земли, покрытые ку-
старниковой растительностью, поскольку они не соответствуют принятому определению
леса. С этим связано отличие оценок стоков и выбросов парниковых газов по киотской от-
четности от результатов, приведенных в разделе 6 национального доклада Российской Фе-
дерации о кадастре парниковых газов.
Таблица 10.2
Выбранные Российской Федерацией значения параметров для определения понятия «лес»
для отчетности по статьям 3.3. и 3.4 Киотского протокола
Параметр
Рекомендованный диапазон
Выбранное значение
Минимальная площадь
0,05-1 га
1 га
Минимальная сомкнутость крон
10-30%
18%
Минимальная высота
2-5 м
5 м
10.3.1.2 Избранные виды деятельности согласно статье 3.4
Отчетность по пункту 4 статьи 3 Киотского протокола Российской Федерацией включает
один вид деятельности - управление лесным хозяйством.
Российская Федерация намерена проводить учет данных об антропогенных выбросах и
абсорбции парниковых газов в результате управления лесным хозяйством (пункт 4 статьи 3
Киотского протокола) на ежегодной основе.
10.3.1.3 Описание того, как определение каждого вида деятельности согласно статье
3.3 и каждого выбранного вида деятельности согласно статье 3.4 применялись и
использовались на последовательной основе с течением времени
Облесение - прямая антропогенная конверсия земли, которая не была покрыта лесом, по
крайней мере, в течение 50 лет, в лесные земли путем посева семян, посадкой сеянцев или
естественным путем. Понятию «облесение» в отечественной практике соответствует защит-
ное лесоразведение на землях сельскохозяйственного назначения. Защитное лесоразведение
определяется как комплекс мероприятий по искусственному созданию лесных насаждений
для защиты сельскохозяйственных угодий от неблагоприятных природных явлений и техно-
генных воздействий, улучшения климатических и гидрологических условий и повышения
общей биологической продуктивности территории. При защитном лесоразведении создают-
ся лесные насаждения различных типов на землях, в течение долгого времени имевших
сельскохозяйственное назначение и, как правило, располагающихся в малолесных и нелес-
ных природных зонах (лесостепная, степная, полупустынная).
Правила лесоразведения утверждены приказом МПР РФ от 8 июня 2007 № 149. Согласно
этим правилам процесс создания и выращивания лесных насаждений в целях лесоразведения
включает:
определение местоположения и площади земельных участков, предназначенных для
лесоразведения;
предварительную подготовку земельного участка для последующего выполнения ра-
бот по созданию лесных насаждений;
- 417 -
обработку почвы;
определение оптимального состава древесных и кустарниковых пород в создаваемых
лесных насаждениях, размещения и количества посадочных или посевных мест;
посадку или посев древесных и кустарниковых растений;
уход за высаженными растениями или их всходами (при посеве).
Уход за высаженными лесными растениями или их всходами (при посеве) осуществляет-
ся агротехническими (агротехнический уход) и лесоводственными способами (лесовод-
ственный уход). Агротехнический уход осуществляется, как правило, до смыкания крон де-
ревьев и кустарников и обеспечивается путем:
ручной оправки растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выду-
вания почвы, выжимания морозом;
рыхления почвы с одновременным механическим уничтожением травянистой расти-
тельности;
уничтожения травянистой растительности химическими средствами;
дополнения (посадки деревьев вместо погибших растений).
Работы по облесению считаются завершенными, если созданные лесные насаждения со-
ответствуют критериям, установленным проектом лесоразведения.
Обезлесение - прямая антропогенная деятельность человека по преобразованию лесов в
обезлесенные участки. Обезлесение в РФ соответствует деятельности по переводу лесных
земель в нелесные или по изъятию земель из состава лесного фонда, сопровождающуюся
сведением лесов. Перевод лесных земель в нелесные или их изъятие из состава лесного фон-
да, как правило, определяется нуждами развития иных, чем лесное хозяйство, отраслей эко-
номики. Лесные земли могут переводиться в нелесные в целях освоения месторождений по-
лезных ископаемых, строительства промышленных объектов и других зданий и сооружений,
прокладки линий электропередач, трубопроводов и другой деятельности. При оценке пло-
щадей обезлесения были использованы статистические данные о строительстве объектов
инфраструктуры, предоставленные Росстатом.
Согласно решению 16/CMP.1, лесовозобновление определяется как непосредственная ан-
тропогенная деятельность по преобразованию в леса (теми же методами, что и при облесе-
нии) участков земель, которые ранее были лесами, но затем были преобразованы в безлес-
ные, и на них не было леса по состоянию на 31 декабря 1989 года. Лесовозобновление сле-
дует рассматривать как деятельность по конверсии прочих категорий земель в лесной фонд
и по переводу земель в пределах лесного фонда из нелесных в лесные начиная с 1990 года.
Деятельность по переводу в лесной фонд осуществляется по отношению к сельскохозяй-
ственным землям, вышедшим из оборота и расположенным в лесных природных зонах, зем-
лям, подвергающимся лесной рекультивации после истощения запасов добываемых полез-
ных ископаемых и т. д. Как правило, на землях, передаваемых в лесной фонд уже произошло
возобновление за счет естественного зарастания безлесных угодий мелколиственными по-
родами. Кроме того, лесовосстановление осуществляют при помощи посева или посадки.
Меры искусственного лесовосстановления в некоторых случаях применяются к нелесным
землям лесного фонда, после чего эти площади переводятся в лесные земли. В настоящем
национальном докладе о кадастре парниковых газов лесовозобновление включено в отчет-
ность по лесоуправлению.
Управление лесным хозяйством - это ведение лесного хозяйства и использование лесов и
лесных земель с целью сохранения их биологического разнообразия, продуктивности, спо-
собности к восстановлению, жизнеспособности и возможности выполнять в настоящем и
будущем важные экологические, экономические и социальные функции. Лесоуправление
составляет цельную систему взаимосвязанных организационно-хозяйственных мероприятий
по обеспечению устойчивого и неистощительного пользования лесными ресурсами.
В рамках управления лесами проводятся следующие мероприятия:
планируются и осуществляются регулярный учет, количественная оценка и анализ
состояния, пространственно-временной и ресурсной динамики лесного фонда;
выполняются лесовосстановительные мероприятия и уходы за лесом;
- 418 -
10. Дополнительная информация согласно пункту 1 статьи 7 Киотского протокола
осуществляется охрана и защита лесов от пожаров и прочих причин гибели лесных
насаждений;
определяется оптимальный размер лесозаготовок (расчетная лесосека);
производятся рубки главного и промежуточного пользования, заготовки недревесно-
го сырья и другой лесной продукции.
Как управляемые леса, охваченные пунктом 4 статьи 3 Киотского протокола, диффе-
ренцируются от остальных лесов в статистике земель. Российская Федерация, доброволь-
но выбравшая лесоуправление в рамках пункта 4 статьи 3 Киотского протокола, определила
площадь управляемых лесов (начиная с 1990 года), исключая площади, охваченные пунктом
3 статьи 3 Киотского протокола, а также учитывает все изменения запасов углерода в управ-
ляемых лесах, включая вызванные естественными нарушениями (лесными пожарами, вред-
ными насекомыми и болезнями леса и т.д.).
Подходы к выделению управляемых лесов рассматривались на функционировавшей в
2004-2005 гг. Рабочей группе Рослесхоза по системе учета эмиссии и абсорбции парниковых
газов в лесах в рамках Киотского протокола. Согласно решению рабочей группы Рослесхоза,
в состав управляемых лесов не включаются резервные леса. Практическое выделение управ-
ляемых лесов осуществлено по данным последовательных государственных учетов лесного
фонда 1988, 1993, 1998-2007 гг. и государственного лесного реестра 2008-2015 гг., в которых
отдельно для защитных, эксплуатационных и резервных лесов приведены статистические
данные по площадям лесных земель, включающих покрытые и непокрытые лесной расти-
тельностью территории, площадям нелесных земель, площадям и запасам лесных насажде-
ний по преобладающим породам и группам возраста. Из отчетности по пункту 4 статьи 3
Киотского протокола исключена кустарниковая растительность, которая не отвечает нацио-
нальному определению леса.
Исходными данными для представления отчетности по пунктам 3 и 4 статьи 3 Киотского
протокола является ежегодная статистическая отчетность, предоставляемая Федеральным
агентством лесного хозяйства РФ (Рослесхозом).
10.3.1.4 Описание существовавших ранее условий и/или иерархии между различными
видами деятельности согласно статье 3.4, а также как они последовательно
применялись при классификации земель
Во время действия первого периода обязательств Киотского протокола Российская Феде-
рация должна представлять информацию о выбросах и поглощении парниковых газов на
участках земель, на которых осуществляется управление лесным хозяйством, начиная с 1990
года. К таким участкам земель относятся:
Участки лесного фонда, покрытые лесной растительностью различной полноты,
ярусности и породного состава;
Молодняки естественного происхождения и лесные культуры в составе лесного фон-
да, которые пока не достигли минимальных величин полноты и сомкнутости крон,
но достигнут их в возрасте спелости;
Временно непокрытые лесной растительностью вследствие антропогенного воздей-
ствия и/или естественных причин участки лесного фонда, предназначенные для вы-
ращивания леса, на которых будет осуществлено лесовосстановление;
Леса национальных парков, природных заказников и других охраняемых территорий,
имеющие особо важное научное, историческое или культурное значение.
Участки земель территории Российской Федерации, на которых осуществляется управле-
ние лесным хозяйством (управляемые леса) определяются на основе постоянной инвентари-
зации лесного фонда и земель, не входящих в лесной фонд. Инвентаризация лесного фонда и
земель, не входящих в лесной фонд, выполняется регулярно с применением комплекса
наземных и дистанционных методов. Все участки земель имеют географическую (геодези-
ческую) привязку. При осуществлении инвентаризаций используются данные Федерального
агентства лесного хозяйства, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, дру-
гих федеральных органов исполнительной власти и организаций. Регулярно получаемая на
- 419 -

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..