ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 4

 

 

98

99

статьи направляются для отбывания наказания в отдаленные 

труднодоступные северные регионы Российской Федерации, 

расположенные на расстоянии нескольких тысяч километров 

от места их проживания. 

Более того, в отдаленные северные субъекты России на-

правляется  не  только  указанная  категория  осужденных,  но 

даже и осужденные к отбыванию наказания в колонии-

поселения.

При определении места отбывания наказания ФСИН РФ 

игнорирует принципы уголовно-исполнительного законода-

тельства Российской Федерации, которые основываются на 

принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства 

осужденных перед законом, дифференциации и индивидуа-

лизации исполнения наказаний, рационального применения 

мер принуждения, средств исправления осужденных и сти-

мулирования  их  правопослушного  поведения,  соединения 

наказания с исправительным воздействием. 

Направление осужденных в Чеченской Республике граж-

дан для отбывания наказания в исправительные учреждения, 

расположенные  в  отдаленных  субъектах  России,  наруша-

ет  их  права  на  кратковременные  и  длительные  свидания  с 

близкими родственниками, на получение посылок, передач, 

условно-досрочного освобождения. 

Эти обстоятельства, в силу различных причин (возраста, 

состояния здоровья, отдаленности исправительных учрежде-

ний и материального положения), нарушают так же и пра-

ва  нескольких  тысяч  близких  родственников  осужденных, 

которые не могут их навестить, что помимо всего прочего, 

лишает  их  возможности  оказания  на  них  влияния  в  части 

исправления и перевоспитания. Кроме этого, во многих ис-

правительных  учреждениях  имеет  место  систематические 

издевательства по национальному признаку над осужденны-

ми жителями Чеченской Республики, унижения их чести и 

достоинства, травля с применением к ним необоснованного 

наказания  в  виде  водворения  в  неотапливаемые  отдельные 

помещения камерного типа, причинения других физических 

и моральных страданий, граничащих с пытками. 

Совершено очевидно, что направление осужденных жи-

телей Чеченской Республики в северные регионы Российской 

Федерации и отбывание ими наказания в суровых условиях 

Севера коренным образом ухудшает их положение. Многие 

из  них  страдают  различными  тяжкими  заболеваниями,  а 

часть из них погибает в местах лишения свободы. 

Полагаю,  что  направление  осужденных  в  Чеченской 

Республике  граждан  в  отдаленные  субъекты  Российской 

Федерации следует расценивать как применение к ним до-

полнительной меры наказания, не предусмотренной при-

говором суда. 

Мои обращения к руководству ФСИН России о переводе 

осужденных в исправительные учреждения, расположенные 

в  Чеченской  Республике  или  Северо-Кавказском  регионе, 

остаются без удовлетворения со стандартной ссылкой на ч.ч. 

2, 4 ст. 73 и ч. 2 ст. 81 УИК РФ. 

Считаю,  что  для  защиты  конституционных  прав  осуж-

денных  жителей  Чеченской  Республики  необходимо  изме-

нить ч. 2 ст. 73 УИК РФ и принять ее в прежней редакции. 

Согласно  ст.ст.  2,  17,  45  Конституции  Российской 

Федерации  и  ст.ст.  3,  14,  43  Конституции  Чеченской 

Республики человек, его права и свободы являются высшей 

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод 

человека и гражданина – обязанность государства. 

В  Российской  Федерации  признаются  и  гарантируются 

права и свободы человека и гражданина согласно общепри-

знанным принципам и нормам международного права и в со-

ответствии с Конституцией России. 

Уважаемый  Дукуваха  Баштаевич,  на  основании  изло-

женного,  прошу  Вас  рассмотреть  вопрос  в  Парламенте  ре-

спублики  и  обратиться  с  законодательной  инициативой  в 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

100

101

Государственную  Думу  Российской  Федерации  о  внесении 

изменений в ч. 2 ст. 73 УИК РФ в следующей редакции: при 

отсутствии по месту жительства или по месту осуждения ис-

правительного учреждения соответствующего вида или не-

возможности размещения осужденных в имеющихся испра-

вительных учреждениях осужденные направляются в бли-

жайшие  исправительные  учреждения,  расположенные 

на территории данного субъекта Российской Федерации, 

либо  по  согласованию  с  соответствующими  вышестоящи-

ми  органами  управления  уголовно-исполнительной  систе-

мы  в  исправительные  учреждения,  расположенные  на 

территории  другого  ближайшего  субъекта  Российской 

Федерации,  в  котором  имеются  условия  для  их  размеще-

ния. 

22.09.2010 г. 

 

Уполномоченный

   

 

 

по правам человека 

   

 

 

в Чеченской Республике

Генеральному   прокурору

Российской   Федерации

Ю.Я. ЧАЙКЕ 

Уполномоченному 

по правам человека

Российской  Федерации

В.П. ЛУКИНУ 

(для сведения) 

Уважаемый Юрий Яковлевич!

Ко мне поступают жалобы и заявления от осужденных 

жителей  Чеченской  Республики,  отбывающих  наказание  в 

исправительных учреждениях в северных регионах России, 

а также от их близких родственников, в которых они просят 

содействия  в  переводе  в  исправительные  учреждения,  рас-

положенные в Чеченской Республике или в ближайших к ней 

субъектах Российской Федерации.

Мои же обращения во ФСИН России по этому вопросу 

остаются  без  соответствующего  реагирования  со  стандарт-

ной ссылкой на ч. ч. 2, 4 ст. 73 УИК РФ, несмотря на то, что 

преступления ими совершены до внесения изменений в ука-

занную статью.

Так, в ст. 73 УИК РФ часть 4 введена федеральным за-

коном от 9 мая 2005 года № 47-ФЗ и устанавливает направ-

ление осужденных за совершение конкретных преступлений 

для  отбывания  наказания  в  соответствующие  исправитель-

ные  учреждения,  расположенные  в  местах,  определяемых 

федеральным  органом  уголовно-исполнительной  системы. 

Изменения же в ч. 2 ст. 73 УИК РФ внесены федеральным 

законом № 142-ФЗ от 19 июля 2007 года.

Положения ч.ч. 2, 4 ст. 73 УИК РФ с изменениями и до-

полнениями не могут распространяться на лиц, осужденных 

за преступления, совершенные до их вступления в законную 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

102

103

силу, независимо от времени постановления обвинительно-

го приговора, поскольку они существенно ухудшают их по-

ложение. В силу ст. 54 Конституции Российской Федерации 

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, 

обратной силы не имеет.

Полагаю,  что  ФСИН  РФ  необоснованно  направляет 

осужденных  данной  категории  для  отбывания  наказания  в 

исправительные учреждения, расположенные в отдаленных 

и труднодоступных субъектах России, так как нарушает не 

только их права на кратковременные и длительные свидания с 

близкими родственниками, на получение посылок и передач, 

но и права их близких родственников, которые в силу раз-

личных причин (возраста, состояния здоровья, материально-

го положения и отдаленности исправительных учреждений) 

не могут навестить осужденных, что помимо всего прочего 

лишает их возможности оказания на них воздействия в части 

исправления и перевоспитания.

Уважаемый Юрий Яковлевич! На основании изложенно-

го, руководствуясь ст. 2 Конституции Российской Федерации 

и ст. 19 Конституционного закона ЧР «Об Уполномоченном 

по  правам  человека  в  Чеченской  Республике»,  прошу  Вас 

в соответствии со ст. ст. 1, 2 п. 5 Федерального закона «О 

прокуратуре Российской Федерации» проверить законность 

направления ФСИН РФ на свое усмотрение в исправитель-

ные учреждения осужденных, список которых прилагается, 

в нарушении ст. 73 УИК РФ в прежней редакции, и оказать 

содействие  в  их  переводе  в  исправительные  учреждения, 

расположенные  на  территории  Чеченской  Республики  или 

в ближайших к ней субъектах Российской Федерации. Буду 

благодарен за информацию в мой адрес о принятых мерах.

18.02.2010 г. 

 

Уполномоченный

   

 

 

по правам человека 

   

 

 

в Чеченской Республике

И.о. начальника управления МЮ РФ

по Чеченской Республике

Ибрагимову С.И.

На Ваш № 05-13-05/1014 от 10 мая 2010 года сообщаю, 

что поступающие ко мне многочисленные жалобы и обраще-

ния осужденных, отбывающих наказание в исправительных 

учреждениях ФСИН России, а также их близких родственни-

ков, свидетельствуют о многочисленных фактах нарушения 

прав  осужденных  чеченской  национальности  по  их  нацио-

нальному признаку. Во многих учреждениях ФСИН России 

они подвергаются унижениям, физическому насилию и пре-

следованиям.  По  надуманным  основаниям  их  длительное 

время содержат в штрафных изоляторах (ШИЗО), в помеще-

ниях камерного типа (ПКТ) и строгих условиях содержания 

(СУС),  в  результате  чего  они  годами  лишаются  свиданий, 

возможности замены не отбытой части наказания на более 

мягкий вид наказания и условно-досрочного освобождения.

У нас немало примеров, когда осужденные жители нашей 

республики,  отбывающие  наказание  в  учреждениях  ФСИН 

России,  подвергались  неправомерным  действиям  со  сторо-

ны сотрудников исправительных учреждений. По всем став-

шим нам известно фактам мы ведем переписку как с надзи-

рающими за учреждениями органами, так и с руководством 

Министерства Юстиции РФ, ФСИН РФ, Генеральной проку-

ратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, Уполномоченным по 

правам человека в РФ и в регионах, правозащитными орга-

низациями. К сожалению, как правило, в ходе проверок жа-

лобы осужденных «не подтверждаются». По отдельным фак-

там нам приходится вести длительную переписку, добиваясь 

проведения объективной проверки. Между тем известно, что 

многие осужденные не решаются жаловаться, обоснованно 

опасаясь  ухудшить  свое  положение.  Имеют  места  случаи, 

когда в результате давления со стороны администрации ис-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

104

105

правительных  учреждений,  осужденные  отказываются  от 

своих заявлений.

Один типичный пример. На сайте екатеринбургских пра-

возащитников  было  опубликовано  заявление  осужденного 

Тавсултанова Хасана, отбывающего наказание в Свердловской 

области,  в  котором  говорилось  о  применении  к  нему  долж-

ностными лицами учреждения физического насилия. 

В целях проверки данной информации мы обратились с 

соответствующим письмом в ФСИН России, откуда посту-

пил  ответ:  «Проверкой  установлено,  что  факт  совершения 

сотрудниками  учреждения  противоправных  действий  в  от-

ношении  осужденного  Тавсултанова  не  соответствует  дей-

ствительности». Из ГУФСИН РФ по Свердловской области 

в мой адрес поступило объяснение от самого осужденного 

Тавсултанеова,  в  котором  он  отрицает  факт  применения  к 

нему насилия и заявляет, что к администрации учреждения 

у него никаких претензий нет. Проведенная по нашему об-

ращению прокурорская проверка также не выявила соверше-

ние сотрудниками учреждения противоправных действий в 

отношении заявителя. И только после повторного нашего об-

ращения областная прокуратура потребовала от следствен-

ных органов отмены постановления об отказе в возбуждении 

уголовного дела по данному факту и проведение дополни-

тельной проверки. Однако и по результатам дополнительной 

проверки  также  вынесено  решение  об  отказе  в  возбужде-

нии уголовного дела за отсутствием события преступления. 

Таких примеров много.

Другой  пример  об  особом  отношении  к  осужденным 

чеченской  национальности,  которое  проявляется  при  рас-

смотрении вопросов их перевода для дальнейшего отбыва-

ния  наказания  в  ближайший  к  республике  регион,  а  также 

условно-досрочного освобождения. 

Ко мне обратилась жительница г.Грозного Датиева Зарина 

с  просьбой  оказать  содействие  в  освобождении  ее  тяжело-

больного  мужа  Джанаралиева  Лечи,  инвалида  1-й  группы, 

передвигающегося только в инвалидной коляске, отбываю-

щего наказание в ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому 

краю, состояние здоровья которого, согласно медицинскому 

заключению, подпадает под перечень заболеваний, препят-

ствующих отбыванию наказания, в соответствии постанов-

ления  Правительства  РФ  от  6  февраля  2004  года  №  54  «О 

медицинском  освидетельствовании  осужденных,  представ-

ляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с 

болезнью».

На  основании  медицинского  заключения  администра-

цией ИК-3 УФСИН РФ по Ставропольскому краю, согласно 

ст.81 УК РФ (освобождение от наказания в связи с болезнью) 

было внесено в Георгиевский городской суд Ставропольского 

края  соответствующее  представление  об  освобождении 

Джанаралиева от дальнейшего отбывания наказания.

 Однако суд, не принял во внимание неизлечимость бо-

лезни осужденного, его искреннее раскаяние о содеянном и 

отказал в удовлетворении представления об освобождении, 

мотивируя свое решение тем, что Джанаралиев приговорен к 

длительному сроку лишения свободы за совершение тяжких 

преступлений. 

Мои неоднократные обращения в Генеральную прокура-

туру, прокуратуру Республики Мордовия, куда для отбыва-

ния наказания позже был этапирован Джанаралиева, а так-

же руководству УФСИН по Республике Мордовия и ФСИН 

России с просьбой оказать содействие в объективном разре-

шении этого вопроса остались безрезультатными.

В  настоящее  время  остается  острым  и  вопрос  соблю-

дения  требований  законодательства  в  регионах  России  по 

реализации прав осужденных чеченской национальности на 

условно-досрочное освобождение (далее – УДО). 

Многочисленные жалобы и обращения осужденных и их 

близких родственников в мой адрес побудили меня проанали-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

106

107

зировать практику применения УДО судами регионов России 

к осужденным чеченской национальности. В результате было 

выявлено,  что  практически  к  осужденным  чеченской  нацио-

нальности в регионах России условно-досрочное освобождение 

не применяется. Им отказывают в этом по основаниям, которые 

не предусмотрены нормами закона. Таких как наличие прежней 

судимости, тяжесть содеянного, непризнание осужденным сво-

ей вины и прочие. Одним из распространенных оснований отка-

за в удовлетворении ходатайств на УДО является наличие взы-

сканий за нарушения правил внутреннего распорядка. Отказы 

судами в зависимости от подобных, не предусмотренных зако-

нодательством,  оснований  имеет  распространенный  характер 

и  приводит  к  нарушениям  прав  осужденных,  предусмотрен-

ных ст.79 УК РФ, ст.175 УИК РФ и постановления Пленума 

Верховного суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года 

№8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения 

от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания 

более  мягким  видом  наказания».  По  многочисленным  свиде-

тельствам родственников осужденных подготовка материалов 

и принятие положительного решения по условно-досрочному 

освобождению  осужденных  чеченской  национальности  зави-

сит не столько от отношения осужденного к совершенному им 

преступлению, сколько от других, не предусмотренных законо-

дательством России, факторов на различных уровнях подготов-

ки и принятия решения.

На  основании  анализа  этого  вопроса  мною  6  мая  2010 

года было направлено в адрес председателя Верховного суда 

РФ Лебедева В.М. письмо, о принятии необходимых мер по 

объективному  рассмотрению  судами  регионов  России  за-

явлений осужденных лиц чеченской национальности об их 

условно-досрочном освобождении.

В  ответе,  за  подписью  заместителя  председателя 

Верховного  суда  Российской  Федерации  Петроченкова 

А.Я., от 28 мая 2010 года сообщается, что «Информация, 

содержащаяся  в  письме  Уполномоченного  по  правам 

человека  в  Чеченской  Республике  на  имя  председателя 

Верховного суда РФ, доведена до сведения соответству-

ющих  судов.  При  этом  обращено  их  внимание  на  необ-

ходимость  строгого  исполнения  законодательства  об 

условно-досрочном  освобождении,  а  также  выполнения 

рекомендаций, содержащихся в постановлении пленума 

Верховного суда Российской Федерации № 8 от 21 апре-

ля 2009 года «О судебной практике условно-досрочного 

освобождения от отбытия наказания, замены неотбытой 

части  наказания  более  мягким  видом  наказания»,  при 

рассмотрении материалов в отношении осужденных че-

ченской национальности».

По  той  же  проблеме  мною  направлено  обращение  в 

адрес председателя Верховного суда Чеченской Республики 

Заурбекова З.С. о принятии мер к недопущению в судебной 

практике  необоснованного  отказа  в  удовлетворении  хода-

тайств осужденных, отбывающих наказания в учреждениях 

ФСИН России по Чеченской Республике. 

Таким  же  острым  и  резонансным  в  республике  остает-

ся  вопрос  направления  осужденных  граждан  Чеченской 

Республики для отбывания наказания в отдаленные северные 

регионы России, а также отказы в их переводе для дальней-

шего  отбывания  наказания  в  исправительные  учреждения, 

расположенные на территории Чеченской Республики или в 

ближайших к ней субъектах Российской Федерации.

В  целях  решения  этих  вопросов  мною  ведется  пере-

писка  с  руководителями  федеральных  ведомств,  в  част-

ности  направлялись  письма  в  адрес  Министра  юстиции 

Российской Федерации Коновалова А.В., Директора ФСИН 

России Реймера А.А., Уполномоченного по правам человека 

в Российской Федерации Лукина В.П., председателя Совета 

при  президенте  Российской  Федерации  по  развитию  граж-

данских институтов и правам человека Памфиловой Э.А. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

108

109

Все  признают  ущербность  внесенных  в  2007  году  из-

менений  в  ст.73  УИК  РФ,  несоответствие  их  основным 

принципам  уголовно-исполнительного  законодательства 

Российской Федерации о воспитательной цели осуждения и 

Европейским  пенитенциарным  правилам,  предусматриваю-

щие  отбывание  наказания  осужденными  в  исправительных 

учреждениях,  расположенных  вблизи  их  местожительства, 

одобренные в 2006 году Комитетом министров государств – 

членов Совета Европы и рекомендованные к исполнению, в 

том числе и Россией. 

Однако  практика  направления  осужденных  граждан 

Чеченской  Республики  в  отдаленные  регионы  Российской 

Федерации продолжается и тем самым нарушаются их пра-

ва, в первую очередь на кратковременные и длительные сви-

дания с родственниками, на получение посылок и передач. 

Кроме этого, в силу различных причин (возраста, состояния 

здоровья,  материального  положения,  отдаленности  учреж-

дений) нарушаются права и нескольких тысяч близких род-

ственников заключенных, которые не имеют возможности их 

навестить, лишаются возможности оказания на осужденных 

благотворного влияния по их исправлению.

Считаю эту практику вредной, не соответствующей ин-

тересам осужденных, их близких родственников, общества и 

государства в целом.

  По  моему  твердому  убеждению,  только  кардинальная 

реформа  уголовно-исполнительной  системы  России  может 

изменить карательный порядок применения уголовного на-

казания и минимизировать нарушение прав осужденных.

К  сожалению,  приходится  констатировать,  что  суще-

ствующий в России прокурорский надзор за деятельностью 

исправительных  учреждений  крайне  не  эффективен.  Это  и 

понятно, поскольку сторона, поддерживающая государствен-

ное обвинение в судах, по определению не может эффектив-

но и беспристрастно защищать права осужденных.

Считаю,  что  принятый  Федеральный  закон  от  10  июня 

2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспе-

чением  прав  человека  в  местах  принудительного  содержа-

ния  и  о  содействии  лицам,  находящимся  в  местах  прину-

дительного  содержания»,  и  создание  на  базе  этого  Закона 

общественно-наблюдательных  комиссий  (далее  –  ОНК)  по 

контролю за соблюдением прав человека в местах принуди-

тельного содержания, является значимым шагом в вопросе 

обеспечения прав осужденных. Указанный Закон явился ре-

зультатом многолетней работы правозащитных организаций 

и это реальная платформа для постоянного взаимодействия 

общественных  объединений  с  администрациями  учрежде-

ний, которая позволит хоть как-то контролировать россий-

скую  пенитенциарную  систему,  унаследовавшую  при  всех 

реформах все отрицательные традиции царской и советской 

систем подавления и унижения личности. 

В связи с этим мы считаем и видим необходимость и в 

том, чтобы работники учреждений были гражданскими слу-

жащими, как во многих европейских странах, оставив за во-

енными охрану и пропускной режим исправительных учреж-

дений.

Вопрос  соблюдения  прав  осужденных  в  учреждениях 

ФСИН России по ЧР до 2005 года стоял остро и правозащит-

ным общественным организациям, вместе с органами власти 

республики,  пришлось  приложить  не  мало  усилий  для  его 

нормализации. В последующие годы эта тема в исправитель-

ных учреждениях на территории Чеченской Республики ста-

ла значительно менее актуальной и тревогу не вызывает.

В настоящее время меня беспокоит ситуация с соблюде-

нием  прав  заключенных  граждан  Чеченской  Республики  в 

исправительных учреждениях других субъектов Российской 

Федерации, которая складывается очень тревожно.

С  учетом  изложенного  и  свидетельств  правозащитных 

организаций России, занимающихся проблемами заключен-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

110

111

ных, считаю, что потребность в реформировании уголовно-

исполнительной системы России стоит остро. 

  В  соответствии  с  базовыми  принципами  уголовно-

исполнительного  законодательства  РФ  о  законности,  гума-

низме, демократизме, равенстве осужденных, оказавшихся в 

местах лишения свободы в силу разных жизненных ситуа-

ций, заслуживает гуманного обращения и целью содержания 

осужденных в исправительных учреждениях является их ис-

правление и предупреждение совершения ими новых престу-

плений, а не подавление личности или сведение счетов, в том 

числе по национальному и конфессиональному признакам. 

Для этого считаю, в первую очередь необходимо изме-

нить систему закрытости мест принудительного содержания 

заключенных, создать независимый от ФСИН и прокурату-

ры институт контроля и расследования фактов преступлений 

в учреждениях ФСИН РФ и тем самым лишить сотрудников 

учреждений и их руководителей возможности скрывать фак-

ты нарушений прав заключенных.

23.06.2010 г. 

 

Уполномоченный 

   

 

 

по правам человека 

   

 

 

в Чеченской Республике 

Раздел 7

НАРУшЕНИЕ ПРАВ ЖИТЕЛЕЙ 

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

НА СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ 

ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ

Сила и крепость государства определяется степенью осо-

знания  себя  каждым  жителем  полноправным  гражданином 

на всей территории страны. Помнить эту аксиому особенно 

важно в условиях федеративного многонационального, мно-

гоконфессионального государства.

Естественным и конституционным правом любого граж-

данина является право на беспрепятственное свободное пе-

редвижение по стране. 

Это право закреплено и в ст.27 Конституции Российской 

Федерации.  Никакие  нормативные  акты  не  должны  ущем-

лять фундаментальное конституционное право граждан.

Одной из основных проблем жителей республики оста-

ется  проблема  беспрепятственного  передвижения  по  стра-

не.  Из  анализа  соблюдения  права  жителей  республики  на 

беспрепятственное  передвижение  в  Российской  Федерации 

вытекают  очень  неприятные  выводы  -  это  право  не  только 

не обеспечивается, а реальное положение дел способствует 

осложнению межнациональных отношений и изоляционным 

процессам в субъектах России. 

Жалобы  граждан  Российской  Федерации,  жителей 

Чеченской Республики на дискриминацию по национально-

му признаку, необоснованные придирки со стороны пред-

ставителей правоохранительных органов поступают в адрес 

Уполномоченного на протяжении многих лет. И на протя-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

112

113

жении этих лет улучшение ситуации, как это не прискорбно, 

не наблюдается. В частности, это фундаментальное право 

нарушается при пересечении необоснованно большого ко-

личества блок-постов на административных границах субъ-

ектов Северо-Кавказского федерального округа на границах 

с Чеченской Республикой. В Европе порой и не заметишь, 

что пересек границу иного государства. У нас же за беспре-

пятственный  проезд  на  территорию  сопредельного  регио-

на приходится платить своеобразную «дань» сотрудникам 

контрольно-пропускных  и  контрольно-загородительных 

постов.  Платят  таксисты,  водители  маршруток  и  автобу-

сов, грузоперевозчики. Каждый из них знает «ставку» того 

или иного поста. Автотранспорт с госномерами Чеченской 

Республики  стал  объектом  пристрастного  «досмотра». 

Гражданину  «повезло»,  если  его  транспортное  средство 

имеет  номерной  знак  того  региона,  в  который  он  въез-

жает.  Для  остальной  категории  водителей  транспортных 

средств  с  въездного  КПП  испытания  только  начинаются. 

В каждом субъекте региона уже в порядке вещей «отлов» 

транспортных  средств  по  принципу  «свой»  –  «чужой».  В 

подавляющем  большинстве  случаев  так  называемые  про-

верки сопровождаются открытыми поборами, а в случаях, 

когда водитель проявляет даже слабое возмущение непра-

вомерными действиями сотрудников ГИБДД, шантажом и 

угрозами доставить водителя вместе с транспортным сред-

ством в то или иное место. 

О  поборах  на  контрольно-пропускных  пунктах  ГИБДД 

знают все жители CКФО. Но только те, кто в силу служебно-

го долга обязан с этим бороться, не знают об этом. При этом, 

в  частности,  нет  оснований  удивляться  отсутствию  заявле-

ний от жителей, пострадавших от неправомерных действий 

сотрудников. Жалобы от потерпевших есть, но в большин-

стве случаев на них нет должной реакции со стороны соот-

ветствующих органов. 

Таким  образом,  ситуация  на  постах  ГИБДД  в  CКФО 

способствует  моральному  разложению  части  сотрудников, 

коррупции и взяточничеству в правоохранительных органах. 

Не является секретом то, что за право нести службу на том 

или ином посту идет неприкрытое соревнование. Стоимость 

такой  «службы»  в  прямой  пропорциональности  зависит  от 

возможных доходов на посту, а они, в свою очередь, зави-

сят от количества проезжающих там «чужих» транспортных 

средств.

Ситуация с поборами и конфликты на блок-постах ослож-

няют и без того непростые межнациональные отношения на 

Северном Кавказе и мешают интеграционным процессам в 

регионе. Для укрепления дружбы народов одних деклараций 

совершенно недостаточно. Она формируется на самом про-

стом уровне взаимоотношений граждан и зависит в том чис-

ле и от того, как представители правоохранительных органов 

обращаются с жителями других регионов.

В последние годы больше всего жалоб граждан в адрес 

Уполномоченного  на  злоупотребления  на  постах  ГИБДД 

на  административных  границах  Республики  Дагестан 

и  Северной  Осетии-Алании  с  Чеченской  Республикой. 

Аналогичная картина в целом на всем протяжении федераль-

ной автомобильной дороги «Кавказ» от г. Ростова-на-Дону 

до границы с Республикой Азербайджан.

«Хочешь заехать в Махачкалу – плати!» – вот вся нехи-

трая аргументация сотрудника милиции, предъявленная жи-

телю Чеченской Республики И. В.С. на въезде в город, когда 

тот предъявил «стражу закона» документы. А у гражданина 

И.А.А. на посту ГИБДД на трассе Ростов–Баку у с. Герзель 

со  стороны  Республики  Дагестан,  при  прохождении  реги-

страции потребовали 400 рублей, якобы, за испорченный па-

спорт, на последней странице которого была небольшая чер-

точка. Когда он отказался отдать эти деньги, в адрес И.А. А. 

посыпались  угрозы  и  оскорбления.  Сотрудник  милиции 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

114

115

целых два часа составлял протокол о наложении на И.А. А. 

штрафа в размере 300 рублей. 

Большое  количество  жалоб  в  адрес  Уполномоченного 

поступало  от  граждан  и  на  неправомерные  действия  со 

стороны  сотрудников  контрольно-загородительного  поста 

(КЗП) «Рубин» на 726 километре ФАД «Кавказ». Этот КЗП 

расположен  в  непосредственной  близости  от  федерального 

КПП  на  административной  границе  Республики  Дагестан 

с Чеченской Республикой, на котором ведется тщательный 

досмотр  транспорта  и  проверка  документов  у  пассажиров 

силами  внутренних  войск  и  сотрудников  МВД  Российской 

Федерации. 

К  незначительному  промежутку  дороги  между  эти-

ми  постами  не  примыкают  дороги,  ведущие  в  Чеченскую 

Республики. На обращение Уполномоченного в адрес руко-

водства правоохранительных органов Республики Дагестан о 

нецелесообразности установления в непосредственной бли-

зости от федерального КПП дублирующего поста был полу-

чен ответ, в котором говориться, что указанный пост создан 

на основании приказа заместителя министра МВД по РД «в 

связи  со  сложной  оперативной  обстановкой  в  пригранич-

ной зоне». Аргументация в пользу необходимости создания 

данного  поста,  на  обустройство  которого,  со  слов  высоко-

поставленного сотрудника МВД РД, было потрачено более 

18 миллионов рублей, не выдерживает никакой критикой в 

момент установления данного КЗП криминогенная ситуация 

на территории республики Дагестан была гораздо сложнее, 

чем  на  территории  Чеченской  Республики.  Спрашивается, 

зачем в таком случае необходимо тратить такие средства на 

обустройство дублирующего федеральный пост КЗП. В ре-

зультате  многочисленных  обращений  Уполномоченного  на 

имя  руководителей  федеральных  органов  государственной 

власти ЮФО и CКФО о необоснованности такого плотного 

количества блок-постов на административных границах ре-

спублик удалось добиться ликвидации 6 из 14 дублирую-

щих  постов  ГИБДД  МВД  РД  на  административной  грани-

це с Чеченской Республикой, в том числе и демонтажу КЗП 

«Рубин».

На  Черменском  посту  ГИБДД  Республики  Северная 

Осетия – Алания умудряются обдирать не только водителей 

маршруток, но и пассажиров. Причем для сотрудников по-

ста не имеет никакого значения статус выбранной «жертвы». 

Так член делегации чеченских журналистов, направляющий-

ся в г. Сочи на конференцию, корреспондент районной газе-

ты А.Р. подвергся открытому вымогательству на этом посту 

только за то, что он не имел при себе приписного свидетель-

ства. Требование руководителя делегации разъяснить, каким 

нормативным правовым актом предусмотрено, что гражда-

нин России должен иметь при себе приписное свидетельство, 

«блюстители» порядка просто проигнорировали. 

А гражданину М.Л. Б, который был остановлен на этом 

же посту, сотрудники ДПС заявили, что у него просрочены 

доверенность и страховка и предложили решить вопрос за 2 

500 рублей. На требование гражданина Н.Л.Б. представиться 

и оформить все на законном основании последовала нецен-

зурная брань. Кроме того, сотрудники пригрозили, что если 

чеченцы, как все другие, не будут платить им, то они вообще 

не дадут им ездить через их территорию. И все это продол-

жалось более двух часов. 

При этом старший смены поста вместо того, чтобы реа-

гировать  на  заявление  гражданина  Н.Л.Б.,  посоветовал  по-

следнему сделать, как они ему говорят, и ехать дальше. По 

данному  факту  Уполномоченный  обратился  в  адрес  заме-

стителя Генерального прокурора РФ по ЮФО, указав имя, 

фамилию и номер нагрудного знака одного из сотрудников, 

дежуривших на черменском посту. 

Обращение по факту заявления М.Л. Б. также было на-

правлено  и  на  имя  министра  МВД  РФ  Р.  Г.  Нургалиева. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

116

117

Департамент собственной безопасности МВД РФ переадре-

совал обращение в МВД по Республике РСО-Алания, отку-

да заявление переправлено в СО Пригородного района СУ 

СК при прокуратуре РФ по республике РСО – Алания, кото-

рым в возбуждении уголовного дела отказано по основанию, 

предусмотренному п. 1.,ч.1. 24 УПК РФ. После повторных 

обращений Уполномоченного в адрес руководителей выше-

стоящих органов власти прокуратурой Пригородного района 

республики  РСО  –  Алания  данное  решение  признано  пре-

ждевременным и необоснованным. Постановление об отка-

зе в возбуждении уголовного дела было отменено, однако с 

мертвой точки дело так и не сдвинулось. Общеизвестно, что 

безнаказанность порождает чувство вседозволенности. 

В  апреле  2010  года  педагоги  и  психологи  общеобра-

зовательных  учреждений  Чеченской  Республики  по  при-

глашению  реабилитационного  центра  города  Владикавказ 

«Доверие» выехали в РСО–Алания на мероприятие, прово-

димое в рамках проекта «Разрешение общеобразовательных 

возможностей детей «группы риска».

Проехавший  «Черменский»  пост  микроавтобус  остано-

вил догнавший патрульный автомобиль ГИБДД. После этого 

у водителя отобрали документы, якобы, за превышение ско-

рости. Видя, как нахально себя ведут сотрудники ГИБДД, 

одна из пассажирок записала все происходящее на камеру 

телефона. На просьбу вернуть водителю документы, так как 

он ничего не нарушал, был получен ответ: «Дадите тысячу 

рублей, и вы свободны». Получив отказ, они выдали водите-

лю временное разрешение и копию протокола, где водитель 

указал, что у него вымогали тысячу рублей, после чего уеха-

ли. Через некоторое время автобус вновь догнали сотрудни-

ки ДПС, (один из них, лейтенант милиции – нагрудный знак 

№15-0942), вернули водителю права на вождение автомоби-

ля и забрали у него временное разрешение, которое было вы-

писано ими, а также копию протокола, пригрозив при этом, 

что, если последние будут жаловаться на территории РСО-

Алания, они будут их преследовать. 

Такие инциденты происходят на этом посту практически 

ежедневно. Разочарованные в эффективности своих обраще-

ний граждане убеждаются в том, что обращаться с заявле-

ниями и жалобами обходится себе дороже и предпочитают 

платить. И это все происходит на фоне деклараций о борьбе с 

коррупцией и заявлений об очистке рядов МВД от оборотней 

в погонах.

Любая  попытка  воспротивиться  незаконным  требова-

ниям  сотрудников  МВД  воспринимаются  как  агрессив-

ные действия. Есть случаи, когда дело доходило до избие-

ний  несговорчивых.  В  одной  из  таких  ситуаций  оказался 

житель  Чеченской  Республики  Х.С.,  который  сообщил  о 

неправомерных  действиях  сотрудников  милиции  на  по-

сту  «Октябрьский»  (КПП-14),  расположенном  на  админи-

стративной  границе  Чеченской  Республики  с  Республикой 

Северная Осетия – Алания. 

Как сообщает заявитель, в декабре 2009 года он и трое 

его  братьев  возвращались  из  г.  Кисловодска  в  г.  Грозный, 

когда на посту «Октябрьский» (КПП-14) их остановил чело-

век в камуфлированной форме с автоматом без каких-либо 

опознавательных  знаков  и,  не  представляясь,  потребовал 

предъявить документы на автотранспорт и паспорта пасса-

жиров. После того, как они выполнили его требования, пред-

ставитель неизвестных силовых структур произвел досмотр 

автомашины,  а  затем  стал  выяснять,  почему  пассажиры  на 

заднем сиденье не пристегнуты ремнями безопасности. 

Гражданин Х.С. объяснил, что конструкция данной ав-

томашины  не  предусматривает  ремней  безопасности  для 

пассажиров  на  заднем  сиденье.  Милиционер  приказал  ему 

подойти к окошку для регистрации, где ему сообщили, что 

он, помимо всего прочего, нарушил скоростной режим и ему 

грозит крупный штраф. Сотрудник МВД в звании капитана 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

118

119

милиции предложил гражданину С.Х. решить вопрос без со-

ставления протокола об административном правонарушении 

и  ограничиться  «штрафом»  в  размере  300  рублей.  Но  С.Х. 

отказался от такой «услуги» и потребовал, чтобы протокол 

был составлен, так как намеревался указать в нем наруше-

ния,  допущенные  сотрудниками  милиции  данного  поста  в 

отношении него и пассажиров. 

Со слов гражданина С.Х. его брат А.С. подошел к окошку 

и предъявил капитану удостоверение ветерана боевых дей-

ствий  и  служебный  документ  сотрудника  службы  безопас-

ности  государственного  предприятия,  подведомственного 

Правительству Чеченской Республики. В ответ один из со-

трудников разразился нецензурной бранью в адрес послед-

него и добавил, что они подчиняются «только командованию 

из Ростова и Москвы». 

Тем временем А.С. позвонили на телефон и он отошел к 

машине. Услышав, как он разговаривает по телефону на че-

ченском языке, один из сотрудников со словами: «Ты что на 

меня сказал?» – схватил его за верхнюю одежду, развернул 

лицом к себе и нанес ему удар кулаком по лицу. По словам 

заявителя, он и его брат И.С. вместе с прикомандированным 

к данному посту сотрудником УГИБДД при МВД по ЧР пы-

тались  успокоить  милиционеров,  но  те  продолжили  избие-

ние, сопровождая свои действия нецензурной бранью в адрес 

всех  чеченцев.  После  чего  А.  С.  увели  в  помещение  блок-

поста, а остальным братьям приказали отогнать машину по-

дальше и ждать там. Несколько часов спустя прикомандиро-

ванный к посту сотрудник УГИБДД МВД по ЧР вернул им 

документы и сообщил, что А.С. отвозят в больницу «на осви-

детельствование и снятие побоев», после чего его передадут 

в УВД Моздокского района. Пока задержанный находился в 

УВД, Х.С. поехал в прокуратуру Моздокского района, чтобы 

написать заявление по факту незаконных действий сотруд-

ников поста. Но здание прокуратуры оказалось закрытым. 

Через  несколько  часов  задержанного  вывели  из  здания 

УВД  и  разрешили  ехать  домой.  А.С.  находился  в  тяжелом 

состоянии. По его словам, сразу после избиения он потерял 

зрение, которое вернулось к нему только через 2 часа, однако 

ни сотрудники КПП «Октябрьский», ни милиционеры УВД 

Моздокского района не показали его врачам. 

По приезду в г. Грозный, А.С. доставили в Грозненскую 

городскую  клиническую  больницу  №  9  для  медицинского 

освидетельствования. 

В действиях сотрудников КПП «Октябрьский» УГИБДД 

МВД по Республике Северная Осетия – Алания усматрива-

ется состав преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ 

«Превышение  должностных  полномочий»  по  признаку  со-

вершения должностными лицами действий, явно выходящих 

за пределы их полномочий, и повлекших грубейшее наруше-

ние прав и законных интересов граждан. 

Незаконные  действия  представителей  органов  власти 

чреваты  опасными  последствиями.  Подобная  ситуация  на 

руку деструктивным силам, пытающимся дестабилизировать 

обстановку на Северном Кавказе.  

По  фактам  нарушения  прав  жителей  Чеченской 

Республики на свободное передвижение со стороны сотруд-

ников УГИБДД МВД по РД и Северной Осетии – Алании и 

других регионов Уполномоченным направлялись обращения 

на  имя  руководителей  правоохранительных  органов  субъ-

ектов  северо-кавказского  региона,  в  которых  указывались 

даты, время и конкретные посты ГИБДД, на которых имели 

место факты вымогательства. 

Обращения  направлялись  на  имя  главы  МВД  РФ  Р.Г. 

Нургалиева. Аналогичные обращения направлялись на имя 

директора ФСБ РФ А. Бортникова, Генерального прокурора 

РФ Ю. Чайки, заместителя Генерального прокурора РФ по 

ЮФО И. Сыдорука. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

120

121

В  обращениях  указывалось,  что  существование  про-

блемы  отрицательно  влияет  и  на  эффективность  контртер-

рористической операции на территории северо-кавказского 

региона, порождает коррупцию и межнациональную рознь. 

Однако  предусмотренные  ст.ст.  144-145  УПК  РФ  меры 

по данным фактам не принимались. В нарушение статьи 8 

Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обраще-

ний  граждан  Российской  Федерации»  все  обращения,  без 

принятия каких-либо мер, спускались по инстанции вниз и 

поручались органам субъектов федерации, бездействие кото-

рых обжаловалось в вышестоящие органы власти. В резуль-

тате, каждый раз в наш адрес приходят стандартные отпи-

ски, которые извещают нас о том, что создана комплексная 

бригада по проверке стационарных постов, которой, однако, 

в ходе проверки «установить конкретных сотрудников ДПС 

и ОВД, занимающихся неправомерными действиями в отно-

шении  водителей  транспортных  средств,  не  представилось 

возможным».  В  случае  установления  «конкретных  сотруд-

ников»,  следует  отписка  «в  возбуждении  уголовного  дела 

отказано, ввиду отсутствия события преступления». 

После  обращений  Уполномоченного  в  федеральные 

структуры ситуация на блок-постах ненадолго улучшается. 

Однако, спустя некоторое время, все возвращается на круги 

своя. Причем, после каждого такого случая на постах уже-

сточаются правила проезда или просто поднимаются ставки 

за проезд и провоз груза. Так на посту «Черменский» по при-

казу руководителей правоохранительных органов на грани-

це  вводится  режим  «чрезвычайной»  ситуации.  Пассажиров 

маршрутных  такси  и  автотранспорта  на  подъезде  к  посту 

высаживают и заставляют проходить многочасовую проце-

дуру регистрации, что создает очереди из машин и людей. 

В  ноябре  2010  года  обращение  с  просьбой  принять  меры 

прокурорского реагирования по данному факту и защитить 

конституционные  права  граждан  Уполномоченным  было 

направлено  на  имя  заместителя  Генерального  прокурора 

РФ по ЮФО И. Сыдорука. Обращение было переадресова-

но  для  рассмотрения  в  прокуратуру  РСО  –  Алания,  отку-

да 30 декабря 2010 года поступила формальная отписка за 

подписью первого заместителя прокурора республики А.В. 

Черкасова,  в  которой  сказано,  что  режим  сплошного  до-

смотра  автотранспорта  и  сплошной  регистрации  граждан 

на КПМ-105, расположенном на административной границе 

РСО–Алания и Республики Ингушетия, введен на основании 

приказа министра МВД РСО – Алании № 448 от 25 сентября 

2010 года, в связи с обострением оперативной обстановки и 

в целях недопущения террористических атак на территории 

республики.  Подобная  формулировка  совершенно  необо-

снованна. Противоправные действия сотрудников милиции 

грубо  нарушают  как  федеральное  законодательство,  так  и 

общепризнанные принципы и нормы международного права. 

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и 

свободы человека и гражданина являются непосредственно 

действующими. Они определяют смысл, содержание и при-

менение законов, деятельность законодательной и исполни-

тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются 

правосудием. В ст. 27 Конституции РФ говорится, что ника-

кие приказы и нормативные акты не могут быть направлены 

на ущемление конституционных прав граждан. Поэтому вы-

зывает недоумение фактическое одобрение и согласие про-

курора РСО –Алания с ведомственным приказом министра 

МВД РСО – Алания, который грубейшим образом нарушает 

конституционные права граждан РФ на свободное передви-

жение по стране. 

Если введение режима сплошного досмотра транзитного 

автотранспорта еще можно оправдать обострением кримино-

генной обстановки или угрозами терактов, то процедура обя-

зательной и сплошной регистрации граждан на посту ГИБДД 

на административной границе не может трактоваться иначе 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

122

123

как  дискриминационной.  Ведомственный  приказ  не  может 

быть законным в условиях, когда в регионе нет режима КТО, 

нет  объявленного  чрезвычайного  положения.  Де-факто  же 

это выглядит как приватизация участка федеральной автодо-

роги.

Наше общество и руководство России прилагают боль-

шие усилия для того, чтобы воспитать в россиянах чувство 

патриотизма и гражданственности. А унизительные процеду-

ры на блок-постах дискредитируют органы государственной 

власти и подрывают основы единства российских народов.

Проведенные  исследования  дают  основание  полагать, 

что  существование  различных  для  субъектов  Российской 

Федерации  государственных  регистрационных  номерных 

знаков на транспортные средства самым серьезным образом 

поддерживает  условия  для  открытых  поборов  на  дорогах, 

порождает  бытовой  национализм  и  т.д.  Поэтому  введение 

в  Российской  Федерации  регистрационных  номерных  зна-

ков на транспортные средства единого федерального образ-

ца могло бы стать одним из мер противодействия порочной 

практике вымогательства на дорогах страны. 

Основным  аргументом  противников  данной  инициати-

вы является то, что в Северо-Кавказском регионе идет анти-

террористическая борьба и что существование контрольно-

пропускных  пунктов  на  административных  границах,  раз-

личных  для  субъектов  государственных  регистрационных 

номерных знаков на транспортные средства необходимо для 

борьбы с террористами. Наш контраргумент состоит в том, 

что за долгие годы борьбы с терроризмом в регионе неизвест-

ны сколько-нибудь значимые факты задержаний террористов 

на постах. Неизвестны случаи, чтобы из-за их наличия были 

предотвращены  террористические  акты.  Ярким  примером 

тому являются печально известные террористические акты в 

Буденновске, Беслане, взрывы домов в Москве, Волгодонске, 

нападения террористов на Дагестан, Ингушетию, события в 

Нальчике  и  многие  другие  вылазки  террористов.  Есть  все 

основания утверждать, что контрольно-пропускные пункты, 

различные государственные регистрационные знаки на транс-

портных средствах для субъектов практически не влияют на 

борьбу  с  терроризмом  и  экстремизмом.  Регистрационные 

номера на транспортных средствах являются объектом при-

стального внимания не только со стороны нечистоплотных 

сотрудников  ДПС,  но  и  сотрудников  различных  силовых 

ведомств,  немалая  часть  из  которых  принимала  участие  в 

военных  действиях  на  территории  Чеченской  Республики. 

Пропитанное  «кавказофобией»  общество  крайне  негатив-

но воспринимает появление на улицах городов и сел авто-

мобилей с номерными знаками северо-кавказского региона. 

Известны случаи, когда для создания негативного обществен-

ного мнения деструктивными силами в своих криминальных 

целях использовались автомобили с госномерами республик 

Северного Кавказа. 

Н.С. Нухажиев обращался к Уполномоченному по правам 

человека в Российской Федерации В.П. Лукину с просьбой 

инициировать  решение  поднятых  проблем  на  федеральном 

уровне. Однако в своем письме он сообщил, что обратился в 

Минтранс России и МВД России, предложение там не одо-

брено и с их доводами он сам согласен.

Уполномоченный  по  правам  человека  в  Российской 

Федерации считает совершенно справедливым и выводы ми-

нистра МВД России о том, что «изъяны в ситуации с правами 

человека вряд ли вызваны используемым государственным 

стандартом (ГОСТ Р 50577-93), который сам по себе не до-

пускает ограничений права на свободу передвижения.

Между  тем,  применяемый  документ  способствует  эф-

фективному осуществлению государственного учета транс-

портных средств, как источников повышенной опасности и 

по  своим  реквизитам  имеет  существенное  прикладное  зна-

чение.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

124

125

Злоупотребления,  допускаемые  должностными  лицами 

органов внутренних дел, фактически обусловлены бесконеч-

ным  кругом  обстоятельств,  которые  в  полном  объеме  ней-

трализовать объективно невозможно». 

Во-первых,  никто  не  утверждает,  что  «используемый 

Государственный стандарт сам по себе допускает ограниче-

ния права на свободу передвижения».

Во-вторых,  признание  применяемого  формата  и  его 

реквизитов  имеющими  существенное  прикладное  значение 

несколько преувеличено, так как предлагаемый формат ни-

сколько не снимает эффективность государственного учета 

транспортных  средств  и  способствовал  бы  существенному 

снижению злоупотреблений в затрагиваемой сфере. 

А  высказывание  о  том,  что  злоупотребления,  допу-

скаемые  со  стороны  должностных  лиц  органов  внутрен-

них  дел,  фактически  обусловлены  «бесконечным  кругом 

обстоятельств», которые в полном объеме нейтрализовать 

объективно  невозможно,  как  минимум  неуместно,  когда 

вопрос касается борьбы с коррупцией в органах внутрен-

них дел. 

Речь здесь идет не только о нарушении положений ст.ст. 

15,19 и 27 Конституции Российской Федерации, но и о нару-

шении общепризнанных принципов и норм международного 

права.

Так,  ст.2  Всеобщей  Декларации  прав  человека  гласит: 

«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми 

свободами... без какого бы то ни было различия... националь-

ного или социального положения.».

Ст. 7 этой же Декларации устанавливает равенство всех 

перед Законом и право на равную защиту от какой бы то ни 

было дискриминации.

Ст. 13 этой же Декларации предусматривает право каж-

дого на свободу передвижения в пределах каждого государ-

ства.

Запрещение  дискриминации  по  национальному  или 

иным признакам зафиксировано также и в ст. 14 Европейской 

Конвенции о защите прав человека и основных свобод.  

В связи с тем, что существование региональных государ-

ственных  номерных  знаков  на  автотранспортные  средства 

является  одной  из  причин,  провоцирующих  массовые  на-

рушения прав человека, я обратился к Полномочному пред-

ставителю  Президента  Российской  Федерации  в  Южном 

федеральном  округе  с  предложением  инициировать  перед 

правительством  Российской  Федерации  вопрос  о  введении 

государственного  регистрационного  номерного  знака  на 

транспортные средства единого федерального образца. 

Несмотря на все реальные трудности, я все же надеюсь, 

что поднятые проблемы будут решены.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

126

127

Раздел 8

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 

В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В 2010 году Уполномоченный по правам человека в ЧР 

продолжил  реализацию  проекта  «Правовое  просвещение  в 

области прав человека», который разработан согласно Указа 

Президента  Чеченской  Республики  №  451  от  06.12.2007г. 

«О  дополнительных  мерах  по  обеспечению  прав  и  свобод 

человека  и  гражданина  в  Чеченской  Республике»,  выпол-

нения  задач,  предписываемых  Конституционным  законом 

«Об  Уполномоченном  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике» по правовому просвещению, развитию сотруд-

ничества  и  взаимодействию  в  области  прав  человека,  со-

вершенствованию  законодательства  Чеченской  Республики 

о  правах  человека  и  приведению  законов  в  соответствие  с 

общепризнанными принципами и нормами международного 

права.

Основанием разработки проекта явился результат анали-

за обращений граждан к Уполномоченному по правам чело-

века в ЧР.

В мероприятиях по реализации проекта принимали уча-

стие представители органов власти, гражданских организа-

ций,  Общественной  палаты,  института  уполномоченного, 

СМИ и духовенства республики.

На  мероприятиях  обсуждались  актуальные  вопро-

сы,  касающиеся  обеспечения  прав  человека  в  Чеченской 

Республике.

На основе этих обсуждений, анализа предложений и от-

зывов участников мероприятий разработаны рекомендации 

Уполномоченного, направленные на повышение уровня со-

блюдения прав человека в Чеченской Республике. 

Реализация проекта «Правового просвещения в области 

прав  человека»  позволила  существенно  повысить  уровень 

правовых знаний, как у представителей органов власти, так 

и  у  сотрудников  правозащитных  организаций.  Кроме  того, 

мероприятия проекта, направленные на совершенствование 

законодательства, способствуют повышению уровня соблю-

дения прав человека и гражданина на территории Чеченской 

Республики.

Повышение  уровня  знаний  в  области  прав  человека 

способствует  конструктивному  взаимодействию  органов 

власти  и  институтов  гражданского  общества  Чеченской 

Республики.

Тематика проведенных мероприятий.

Тема круглого стола

Миграционные  процессы  и  проблема  возвращения  со-

отечественников из-за рубежа

январь 2010 г.

Тема семинара: 

Депортация  чеченского  народа  и  проблема  его  полной 

реабилитации 

февраль 2010 г.

Тема круглого стола:

 

Становление местного самоуправления ЧР:

 проблемы и перспективы

март 2010 г.

Тема семинара: 

«Соблюдение прав инвалидов в Чеченской Республике»

апрель 2010 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

128

129

Тема круглого стола: 

Реализация  права  граждан  на  жилищно-коммунальные 

услуги  в Чеченской Республике

май 2010 г.

Тема круглого стола: 

Служба в рядах вооруженных сил РФ – 

долг и обязанность гражданина РФ

июнь 2010 г.

Тема круглого стола: 

Право граждан на медицинскую помощь и охрану здоро-

вья в Чеченской Республике

июль 2010 г.

Тема семинара: 

«Соблюдение права на образование 

в Чеченской Республике»

август 2010 г.

Тема семинара: 

«Соблюдение права граждан на труд 

в Чеченской Республике»

сентябрь 2010 г.

Тема круглого стола

«Реализация  права  граждан  на  социальные  пособия  и 

пенсионное обеспечение в Чеченской Республике»

октябрь 2010 г.

Тема семинара

«Реализация права граждан на жилье 

в Чеченской Республике»

ноябрь 2010 г.

Тема круглого стола

«Реализация права граждан на благоприятную окружаю-

щую среду в Чеченской Республике»

декабрь 2010 г.

В рамках программы правового просвещения совместно 

с пресс-службой УПЧ в ЧР проведены круглые столы для со-

трудников СМИ ЧР.

В марте 2010 г. проведен круглый стол: Роль СМИ в деле 

защиты прав и свобод человека и гражданина. 

В апреле 2010 г. проведен семинар: Взаимодействие и со-

трудничество СМИ и НПО в области прав человека: пробле-

мы и перспективы.

В  мае  2010  г.  проведен  круглый  стол:  Дискриминация 

выходцев из Чеченской Республики в регионах России по на-

циональному признаку: поиск путей решения проблемы.

В июне 2010 г. проведен семинарЧеченская тема в ин-

формационном пространстве.

В июле 2010 г. проведен круглый стол: Роль СМИ в за-

щите прав осужденных.

 

Согласно  договоренности  между  Уполномоченным  по 

правам человека в ЧР и начальником Грозненского военно-

го суворовского училища им. Героя России А.-Х.Кадырова 

Р.С. Лечиевым в рамках программы правового просвещения 

в ноябре – декабре 2010 гг. проведены семинары для сотруд-

ников и курсантов суворовского училища:

Права и свободы человека и гражданина. – 24.11.2010 г.

Права человека. Правовое государство. – 8.12.2010 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..