ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 2

 

 

34

35

рамках которого стороны договорились предоставлять друг 

другу  информацию  о  зафиксированных  нарушениях  прав 

граждан и мерах, принимаемых по их восстановлению.

С приходом Михаила Савчина в прокуратуру республики 

ни  одно  обращение  Уполномоченного  не  остается  без  вни-

мания.  Он  старается,  по  мере  возможности,  лично  сам  от-

ветить  на  многочисленные  обращения  граждан.  Граждане 

стали приходить на прием к прокурору не только с жалобой 

на нарушение их прав, но и с благодарностью за оказанную 

помощь.

– Какое внимание было уделено теме похищенных и 

пропавших без вести граждан на вышеназванной встрече 

Президента РФ Д.А.Медведева с общественными органи-

зациями северокавказского региона? 

– Эта тема была затронута в выступлениях нескольких 

правозащитников  из  республик  Северо-Кавказского  феде-

рального округа, а также их московских коллег. Наши предло-

жения по данной проблеме довёл до Президента РФ руково-

дитель общественной организации «Ламан аз» из Чеченской 

Республики  Адлан  Динаев.  Более  того,  целый  пакет  пред-

ложений для решения основных проблем в области прав че-

ловека в Чеченской Республике был передан Полномочному 

представителю  Президента  РФ  в  СКФО  А.Г.  Хлопонину. 

Надеюсь,  что  после  ознакомления  с  нашими  материалами, 

высшие должностные лица округа и страны дадут по ним по-

ручения соответствующим ведомствам.

Выступление  Уполномоченного  по  правам  человека 

в  Чеченской  Республике  Н.С.  Нухажиева  на  коллегии 

Следственного управления СКП РФ по ЧР

4 февраля 2010 года 

г. Грозный

 Учитывая то, что не часто удается выступать перед таким 

собранием,  в  своём  выступлении  я  буду  говорить  о  непри-

ятных вещах. Хочу остановиться на том, как влияет работа 

правоохранительных, в частности, следственных органов на 

умонастроения в обществе. Тот факт, что институт уполно-

моченного по правам человека является не только конститу-

ционным органом, но и представляет гражданское общество, 

даёт мне право говорить об этом.

Чтобы  дать  объективную  оценку  деятельности  право-

охранительных  органов,  необходимо  рассматривать  их  ра-

боту  через  призму  проблем,  стоящих  перед  государством. 

Эти  проблемы  сформулированы  Президентом  России 

Д.А.  Медведевым  в  Ежегодном  послании  Федеральному 

Собранию. Одна из них – возвращение и укрепление доверия 

граждан к государству. Каков же уровень доверия к правоо-

хранительной системе, в частности, к следственным органам 

в нашей стране?

Давайте  говорить  честно  –  этот  уровень  доверия  ката-

строфически  низок.  Предстоящая  реформа  политической 

системы страны – не дань моде, а вопрос будущего россий-

ской государственности. Так считает Президент Российской 

Федерации Дмитрий Медведев. С этой точки зрения нельзя 

далее  мириться  с  существующей  практикой  работы  след-

ственных  органов  Чеченской  Республики.  Сегодня,  когда 

идет ожесточенная борьба за умы людей, тысячи преступле-

ний  против  гражданского  населения  всё  еще  остаются  не-

расследованными.  Наш  многолетний  опыт  дает  нам  право 

утверждать, что эти преступления прикрываются сознатель-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

37

но. Нельзя найти другого объяснения тому, что не наказыва-

ются даже те преступники, имена которых известны. Разве 

это  государственный  подход  к  проблеме?  Или  в  Чеченской 

Республике проживают не граждане России !? 

Во время контртеррористической операции на террито-

рии республики совершены тягчайшие преступления, в том 

числе похищения граждан. Однако следственные органы, как 

правило, не могут найти виновных. Разве трудно при желании 

установить тех, кто стоял на том или ином блокпосту и задер-

живал людей, которых впоследствии либо находили убитыми 

после пыток, либо до сих пор считают пропавшими без ве-

сти? Разве военные операции и так называемые зачистки не 

планировались командованием и неизвестны имена тех, кто 

руководил ими? Нет, все дело в том, что определенные силы 

делают все, чтобы увести преступников от ответственности, 

или  для  того,  чтобы  самим  избежать  законного  наказания. 

Разве  это  по-государственному?  Разве  укрывательство  пре-

ступников  укрепляет  законность?  Нет  и  еще  раз  нет!!  Оно 

расшатывает  его.  Кто  преступил  закон,  кем  бы  он  ни  был, 

должен понести заслуженное наказание. Только в этом случае 

граждане поверят в справедливость действий государства.

Фактически в Чечне был гражданский конфликт. Время 

сделать определенные выводы. Кровавая трагедия, унесшая 

жизни сотен тысяч граждан России, произошла по вине руко-

водства России начала 90-х годов. Однако до сих пор не про-

ведено объективное расследование и не названы виновные в 

трагедии. Чтобы они не повторялись, общество должно знать 

причины их возникновения, имена конкретных людей, чьими 

преступными  действиями  уничтожены  сотни  тысяч  наших 

сограждан. Мы в Чеченской Республике ждем объективного 

расследования этих преступлений!

Усилиями некоторых государственных и  общественных 

деятелей,  СМИ,  части  сотрудников  правоохранительной 

системы создан образ чеченца – бандита. Символично, что 

даже в изданной в 2006 году «Большой Российской энцикло-

педии», в статье «Чеченская Республика» собрано и опубли-

ковано все худшее, что сказано о чеченцах за последние 200 

лет. И это в академическом труде!! Академия наук Чеченской 

Республики обратилась по этому поводу к Президенту России 

с открытым письмом. А Институт востоковедения в своей ре-

цензии на вышеназванную статью отметил антинаучность, а 

местами  преступность  написанных  о  чеченцах  сведений  в 

кавычках.

Все эти годы, изо дня в день, во всех средствах массовой 

информации передают информацию о судах над «чеченскими 

бандитами». В то же время тысячи преступлений, совершен-

ные военными, остаются за кадром. И в этом огромная доля 

вины правоохранительной системы. Позволю себе заметить, 

что так федеративное государство не строят.

 Недавно исполнилось 10 лет со дня резни (другое слово 

трудно подобрать), устроенной федеральными силами в по-

селке Новые Алды 5 февраля 2000 года. В ходе этой кровавой 

бойни наследники Ермолова ради потехи, просто так выреза-

ли до 70 человек мирных граждан, в том числе женщин, детей 

и стариков. Центральные СМИ тогда передавали, что уничто-

жены боевики. Это была высшая степень лицемерия, циниз-

ма и бесчеловечности. И сегодня в этом поселке живут сотни 

свидетелей этого жестокого массового преступления. А что 

сделала наша правоохранительная система? Ровным счетом 

ничего!  Более  того,  предпринимались  попытки  скрыть  это 

преступление. Красноречивый факт – уголовное дело по это-

му поводу было возбуждено лишь 5 лет спустя. И после ряда 

формальных действий было закрыто, как всегда, с трафарет-

ной формулировкой – за неустановлением лиц, причастных 

к преступлению. Следственные органы не смогли, а вернее, 

не захотели найти виновников этого не просто преступления, 

а преступления против человечности. Только наши шерлоки 

холмсы не знают того, что знают все, а вернее не хотят ни-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

39

чего  знать.  Напрашивается  вопрос,  какое  дать  всему  этому 

определение?  Я  точно  знаю  одно  –  это  не  укрепляет  госу-

дарство,  а  напротив  –  разрушает.  Нам,  как  представителям 

государства, сегодня стыдно встречаться с пострадавшими и 

родственниками убитых в алдынской трагедии и в этом вина 

следственных органов.

Президент России в числе пяти главных проблем России 

назвал и ситуацию на Северном Кавказе, от решения кото-

рой  во  многом  будет  зависеть  судьба  России.  Осознают  ли 

облеченные  властью  люди  важность  и  глубину  значимости 

для  России  ситуации  на  Северном  Кавказе,  в  частности,  в 

Чеченской Республике? Эта ситуация будет во многом зави-

сеть  от  умонастроения  граждан,  в  формировании  которого 

немалую роль играет и работа следственных органов. Может 

возникнуть вопрос, почему мы неустанно продолжаем гово-

рить об этом? Да потому, что от справедливости действий го-

сударственных органов зависит конечный результат борьбы с 

экстремизмом на юге России. В то время, когда руководство 

России прилагает огромные усилия для решения проблем ре-

гиона, не расследование сотен и тысяч преступлений против 

гражданского населения дает повод его жителям сомневаться 

в том, что они являются полноправными гражданами России. 

А кому это выгодно – долго думать не приходится…

В  октябре  1999  года  между  селами  Петропавловское  и 

Горячеводское в упор из танковых орудий была расстреляна 

колонна беженцев. Это было сделано средь бела дня и убий-

цы прекрасно видели, что это мирные люди. Было убито и из-

увечено большое количество граждан и, чтобы скрыть следы 

преступления, все они вместе с разбитой автотехникой были 

закопаны в вырытых ямах. И сегодня живы свидетели это-

го преступления. А что же наши следственные органы? Они, 

как всегда в делах такого рода, не нашли виновных, точнее, 

и в этом случае не захотели раскрывать преступление. Ведь 

при желании не составляет труда найти тех, кто отдавал при-

каз стрелять по людям, которым обещали зелёный коридор. 

Просто тот, кто отдавал этот преступный приказ, был уверен, 

что  останется  безнаказанным.  В  этом  и  во  многих  других 

случаях те, кто должен был защищать Конституцию страны, 

растоптали и её, и вместе с ней веру многих людей в справед-

ливость государства.

 Наша страна с огромным трудом налаживает граждан-

ское  согласие.  Но  если  правоохранительная  система  будет 

избирательна по отношению к гражданам в зависимости от 

их  национальности,  веры  и  социального  статуса,  то  гово-

рить  о  гражданском  согласии  бессмысленно.  Закон  должен 

быть одинаково справедлив и суров для всех без исключений. 

Только в этом случае мы можем говорить о перспективах рос-

сийской государственности.

Мы помним, как убийство мирных граждан выдавалось 

за уничтожение незаконных вооруженных формирований. К 

примеру, известный паркетный «полководец» Манилов в 1999 

году убийство более 400 граждан в результате ракетного уда-

ра по грозненскому рынку выдавал за уничтожение военных 

складов бандформирований. Это была высшая степень лице-

мерия и цинизма. Кто ответил за это преступление? Никто! 

Кого привлекли к ответственности за демонстративный рас-

стрел в 1999 году колонны беженцев, выходящей из зоны бо-

евых действий и направлявшейся в Республику Ингушетия? 

Опять-таки никто. А за обстрел Шалинской больницы, рас-

стрел похоронной процессии в селении Атаги? Это перечис-

ление можно продолжать очень долго. Сегодня мы имеем все 

основания  поставить  вопрос,  собираются  ли  следственные 

органы раскрывать преступления военных против граждан-

ского  населения  и  привлечь  к  ответственности  виновных 

лиц, не взирая на должности и регалии? Есть ли для этого по-

литическая воля и желание у тех, кто по долгу службы обязан 

это делать? В любом случае было бы правильным попросить 

хотя бы прощения у тех, кто стал жертвой этих преступле-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

41

ний. Чеченское общество ждет ответы на эти вопросы, хотя 

эти ответы больше нужны российскому обществу.

Особенно  остро  стоит  проблема  похищенных  граждан. 

Некоторые из них со следами пыток были найдены после по-

хищения убитыми. Около пяти тысяч человек осталось в спи-

сках без вести пропавших. Это огромная цифра – около 0,5 % от 

общего числа населения республики. Здесь речь не идет о сот-

нях тысяч погибших под обстрелами и бомбардировками. Здесь 

речь идет о гражданах, задержанных при «зачистках», на блок-

постах, во время рейдов пресловутых «эскадронов смерти».

Надо отметить, что подавляющее большинство похище-

ний было совершено в 2000–2004 годах. По этим преступле-

ниям возбуждены уголовные дела. Однако их расследование 

носило формальный характер и, как правило, расследование 

приостанавливалось с формулировкой «за неустановлением 

лиц, причастных к преступлению». При этом уголовные дела 

данной категории возбуждались районными прокуратурами, 

которые не имели реальной возможности производства след-

ственных действий в отношении военнослужащих, хотя всем 

было ясно, что расследованием этих дел должна была зани-

маться военная прокуратура.

Во многих случаях таких преступлений есть установоч-

ные данные, по которым можно было легко найти преступни-

ков. Каким образом может пропасть гражданин, задержанный 

на блок-посту? Разве нельзя установить, какое подразделение 

и кто конкретно нес там службу в конкретное время?

Ведь есть большое количество случаев, когда после за-

держаний на блок-постах людей находили убитыми со сле-

дами жестоких истязаний и пыток. Как может пропасть чело-

век, который находился во временном отделе внутренних дел, 

когда сами сотрудники подтверждали, что он действительно 

был у них? Или гражданин приходит получать паспорт, но 

потом пропадает бесследно?! Во время так называемых за-

чисток задерживались граждане, некоторых потом находили 

убитыми после пыток, а большая часть так и осталась про-

павшими  без  вести.  Всеми  этими  зачистками  руководили 

конкретные люди и об этом не могут не знать правоохрани-

тельные органы. Неужели с этих людей нельзя спросить, где 

задержанные ими граждане? Или они получили индульген-

цию? Если это так, то граждане должны знать об этом. Если 

задержанные люди были виновны в чем-то, они должны были 

предстать перед судом. Это понятно. Но то, что творилось, 

имеет свое название – беззаконие. Поэтому, все, кто произво-

дил внесудебные казни, должны предстать перед судом. Эти 

преступления не имеют срока давности. В Декларации ООН 

о  защите  всех  лиц  от  насильственных  исчезновений,  при-

нятой Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 1992 года, в 

статье 17 говорится: «Любой акт насильственного исчезно-

вения  рассматривается  в  качестве  длящегося  преступления 

до тех пор, пока лица, совершившие его, скрывают сведения 

о судьбе и месте нахождения лица и пока не будут выяснены 

соответствующие факты».

К  сожалению,  сегодня  приходится  констатировать,  что 

следственные  органы  не  желают  расследовать  похищения 

граждан.  За  последние  7  лет  мы  постоянно  обращаемся  в 

федеральные органы власти. Но, в целом, безрезультатно. В 

частности, мы обращались в Генеральную прокуратуру, МВД 

РФ. Передавали имеющиеся у нас данные по некоторым пре-

ступлениям. В 2007 году в своём офисе я вручил подробные 

материалы начальнику 3-го управления главной военной про-

куратуры А.Девятко. Он заверил меня, что их самым серьез-

ным образом изучат и по ним будут приняты соответствую-

щие меры. Однако и его обещания остались обещаниями. 

Как я уже говорил выше, нам сегодня стыдно смотреть в 

глаза родственникам похищенных граждан. Представляя го-

сударство, у нас нет ответов на их очень простые вопросы. 

Опять-таки это вина правоохранительной системы и, в част-

ности, следственных органов. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

43

Приведу яркий пример того, как некоторые сотрудники 

относятся  к  расследованию  преступлений  по  похищению 

граждан.

В ноябре 2009 года ко мне обратился гражданин Поршоев 

Н.М., который сообщил, что он в августе 2009 года обращал-

ся на имя руководителя военного следственного управления 

Следственного  комитета  при  прокуратуре  РФ  по  ОГВ(с) 

Шаршавых  С.А.  по  поводу  содействия  в  получении  копии 

постановления о прекращении уголовного дела по факту по-

хищения и убийства своего брата.

Однако при личном посещении в ответ от Шаршавых С.А. 

вместо копии он услышал личные оскорбления и оскорбле-

ния в адрес всего чеченского народа и руководства Чеченской 

Республики.

Привожу слова заявителя: «Когда на вопрос Шаршавых – 

«Чего ты добиваешься?», я ответил, что хочу узнать правду о 

судьбе своего брата, тот заявил: «Ты ничего не добьешься. Ты 

должен радоваться тому, что сам остался живым. Вас, чечен-

цев, мало убивали, вас всех нужно было истребить». 

Далее, со слов заявителя, Шаршавых С. А. угрожал, что 

«отправит его вслед за братом». Когда гражданин Поршоев 

спросил, не боится ли он, что об этих высказываниях в адрес 

чеченского народа узнает руководство Чеченской Республики, 

то  Шаршавых  ответил:  «Какое  руководство?  У  вас  кругом 

одни бандиты. Все, что я скажу – это закон, а что скажешь 

ты, никогда не пройдет».

Сильно сомневаюсь, что этот человек будет расследовать 

преступления  против  гражданского  населения.  25  декабря 

2009 года я обратился на имя Генерального прокурора РФ с 

просьбой решить вопрос об отстранении Шаршавых А.С. от 

руководства ВСУ СКП РФ по ОГВ(с) на Северном Кавказе и 

привлечении его к ответственности за угрозы в адрес граж-

данина Поршоева.

Если предшественники Шаршавых и Топорикова хотя бы 

пытались что-то сделать в плане расследования преступле-

ний против гражданского населения, то они и этого не дела-

ют. 

Для объективности надо сказать, что было небольшое ко-

личество дел, доведенных до суда, где на скамье подсудимых 

были военнослужащие. В этом заслуга сотрудников главной 

военной прокуратуры Н.П.Титова, И.А.Шаболтанова, а так-

же Косинова и Ткачева из военной прокуратуры ОГВ (с) на 

Северном Кавказе, Я.И.Лазинского и А.С.Ингрикова из воен-

ной прокуратуры СКВО, которые честно и мужественно вы-

полнили свой служебный долг. И мы благодарны им за это. 

Но это – лишь малая часть преступлений, которые соверше-

ны против гражданского населения в Чеченской Республике. 

Их объективное расследование все еще ждет своего часа.

Благодаря  усилиям  федерального  центра,  Президента 

Чеченской  Республики,  наша  республика  возрождается  из 

пепла.  В  борьбе  с  терроризмом  отдали  свои  жизни  тысячи 

сыновей чеченского народа, в том числе первый Президент 

республики  Ахмат-Хаджи  Кадыров,  более  1200  сотрудни-

ков органов внутренних дел Чеченской Республики, 113 глав 

местных самоуправлений, десятки духовных лиц. Свой долг 

мы выполнили и нам не за что краснеть. 

В будущее России мы должны идти с чистой совестью, и 

мы не имеем права оставлять следующим за нами поколени-

ям проблемы, которые мы обязаны и можем решать сегодня. 

Населению  Чеченской  Республики  очень  важно  иметь 

уверенность в том, что они пользуются равными с другими 

жителями регионов России правами. Осознание себя граж-

данами  единой  страны  важно  для  всего  населения  Северо-

Кавказского региона. А нерасследование преступлений про-

тив гражданского населения – своего рода ахиллесова пята. 

Поэтому, их объективное расследование, наказание преступ-

ников – не только служебная обязанность правоохранитель-

ной системы, но и моральный долг перед будущими поколе-

ниями.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

45

Приложение:

Заместителю  полномочного  представителя 

Президента Российской Федерации

в Северо-Кавказском федеральном округе 

С.Г.Вагапову

Уважаемый Сулейман Геланиевич!

Неразрешенность  проблемы  установления  местонахож-

дения похищенных и пропавших без вести граждан РФ – жи-

телей  Чеченской  Республики,  которую  невозможно  решить 

без создания лаборатории (центра) по идентификации эксгу-

мированных тел, является «ахиллесовой пятой» в европей-

ской политике России. Западные страны, европейские меж-

дународные организации по защите прав человека постоянно 

используют этот фактор как инструмент давления на Россию. 

Европейская пресса также спекулирует на этой теме. Такая 

ситуация заметно ослабляет позиции Российской Федерации 

в Европе.

Кто  заинтересован  в  сохранении  такой  ситуации? 

Неужели 10-12 млн. евро, которые необходимы для создания 

в Чеченской Республике центра идентификации эксгумиро-

ванных тел, стоят того, чтобы страну упрекали в нежелании 

решить  вышеназванную  проблему?  Неужели  эти  средства 

стоят слез матерей, которые все еще ждут и надеются найти 

хотя бы останки своих сыновей и дочерей и похоронить их 

по-человечески?

Другой  аспект  проблемы.  Международный  терроризм 

ищет себе социальную базу среди населения, пострадавшего 

от военных действий, среди семей, потерявших родственни-

ков. Поэтому, в первую очередь, надо восстанавливать граж-

дан в своих попранных правах, надо доводить до логического 

конца расследование уголовных дел по похищениям, престу-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

46

47

плениям против гражданского населения и наказывать пре-

ступников. 

Граждане  должны  видеть,  что  государство  стремится  к 

справедливости. То есть, решение данной проблемы – часть 

борьбы с проявлениями терроризма. Сегодня, когда на терри-

тории Северного Кавказа все еще идет тяжелейшая борьба с 

международным терроризмом, это имеет важнейшее полити-

ческое и морально-психологическое значение. 

Уже  много  лет  идет  дискуссия  вокруг  вопроса  учреж-

дения  в  Чеченской  Республике  центра  идентификации.  К 

его  решению  власти  республики  пытались  привлечь  Совет 

Европы, Комиссара по правам человека СЕ, федеральные ор-

ганы власти. Но воз, как говорится, и ныне там. 

В  апреле  2008  года  на  встрече  с  Комиссаром  Совета 

Европы  по  правам  человека  Томасом  Хаммарбергом  тогда 

действующий Президент РФ В.В.Путин сказал, что пробле-

ма создания лаборатории в Чеченской Республике будет раз-

решена до конца 2008 года.

Желание  разрешить  вопрос  создания  центра  идентифи-

кации  в  Грозном  подтвердила  министр  здравоохранения  и 

социального развития РФ Т.Голикова. Однако, в итоге, нам 

сообщили, что учреждение лаборатории по идентификации 

эксгумированных  тел  в  Чеченской  Республике  нецелесоо-

бразно, ввиду необходимости финансовых затрат и подготов-

ки специалистов. Странная мотивировка отказа. 

В 2000 году лаборатория молекулярно-генетической экс-

пертизы была открыта в РСО – Алания, где, кстати, экспер-

тиза для соседних республик – платная. Мы ничего не име-

ем  против  того,  чтобы  лаборатория  идентификации  была  в 

Северной  Осетии.  Но  разве  наша  республика,  пережившая 

две военные кампании, в ходе которых в массовых захоро-

нениях  оказались  тысячи  неопознанных  останков  граждан, 

нуждается в лаборатории в меньшей степени?

Ведь, к сожалению, объем работы для центра идентифи-

кации в Чеченской Республике очень большой и ее хватит на 

десятилетия.  К  примеру,  только  для  идентификации  остан-

ков, находящихся в массовых захоронениях, необходимо про-

вести экспертизу ДНК 10-15 тысяч граждан, у которых похи-

щены родственники. 

Если  бы  в  Чеченской  Республике  была  лаборатория 

идентификации,  то  многие  преступления  по  фактам  похи-

щений  людей  годами  не  оставались  бы  не  расследованны-

ми.  Меньшее  количество  жителей  республики  обращалось 

бы в Страсбургский суд по правам человека, где Россия уже 

проиграла более сотен дел. Последнее наносит вред не толь-

ко судебной системе страны, но и политическому престижу 

России. 

Понятно, что ни 16 лаборатория Министерства обороны 

России в г.Ростове, ни лаборатория в РСО–Алания не могут 

решить проблему идентификации захороненных неопознан-

ных тел в Чеченской Республике. Не представляется возмож-

ным  их  транспортировка.  Не  в  состоянии  эти  лаборатории 

брать  пробы  ДНК  у  родственников  похищенных  и  пропав-

ших без вести жителей нашей республики.

Создание Северо-Кавказского федерального округа дает 

возможность учредить в Чеченской Республике лабораторию 

по идентификации, как федеральное учреждение. Она могла 

бы, причем на бесплатной основе, проводить экспертизу ма-

териалов из Республики Дагестан, Республики Ингушетия, а 

также из других субъектов СКФО. Кроме того, федеральный 

статус лаборатории позволил бы снимать межведомственные 

противоречия при проведении экспертизы.

Уважаемый Сулейман Геланиевич, созданию лаборатории 

по идентификации в Чеченской Республике препятствуют да-

леко не причины, которые озвучены некоторыми должност-

ными лицами из федеральных органов власти. Предложение 

чеченской  стороны  торпедируется  определенными  силами, 

которые не заинтересованы в опознании тысяч жителей ре-

спублики, останки которых лежат в массовых захоронениях. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

48

49

Эти силы опасаются последствий такой работы. Ведь тогда 

возникнет вопрос ответственности за преступления, а мно-

гие  уголовные  дела,  следствие  по  которым  приостановле-

но, придется возобновить. Но когда стоит выбор – престиж 

государства  или  личные  интересы  некоторых  чиновников, 

то  первое,  несомненно,  должно  превалировать  в  действиях 

государственно-мыслящих людей. Вскрытие мест массовых 

захоронений, идентификация тел, захоронение убитых по че-

ченским обычаям – необходимые условия, чтобы закончить 

войну в сознании наших людей. С этой точки зрения, созда-

ние в Чеченской Республике лаборатории по идентификации 

эксгумированных  тел  является  и  важнейшей  политической 

задачей. 

Руководителю следственного управления 

Следственного

комитета при прокуратуре РФ

по Чеченской Республике

В.А. ЛЕДЕНЕВУ

 

 

 

 

 

 

 

Генеральному Прокурору 

Российской Федерации

Ю.Я. ЧАЙКЕ

(для сведения) 

Уважаемый Виктор Александрович! 

   

  

 

 

 

На Ваш запрос от 15.01.2010 г. (исх. № 396-216/1-25-66-

10) о предоставлении информации о 64 местах массовых за-

хоронений  граждан  на  территории  Чеченской  Республики, 

указанных  в  докладе  комиссара  Совета  Европы  по  правам 

человека Томаса Хаммарберга, сообщаю, что эта цифра мной 

была  озвучена  на  основании  устных  заявлений  сотен  род-

ственников более 5 тысяч жителей республики, похищенных 

военнослужащими федеральных сил и впоследствии пропав-

ших без вести в ходе двух военных кампаний. 

Они  считают,  что  их  насильственно  исчезнувшие  род-

ственники  расстреляны  и  их  трупы  зарыты  в  местах  массо-

вых захоронений на территории Чеченской Республики и РСО 

– Алания, в районах базирования воинских подразделений, а 

также в г. Грозном и ряде населенных пунктов республики, но 

следственные органы не возбуждают по этим фактам уголов-

ные дела, не принимают мер к раскрытию преступлений и при-

влечению к уголовной ответственности виновных лиц. Поэто-

му они не называют свои фамилии, опасаясь за свою жизнь, и 

отказываются показать места массовых захоронений.

Вместе с тем, нам достоверно известно местонахождение 

ряда массовых захоронений на территории республики и об 

этом мной еще в 2008 году официально было сообщено Пре-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

50

51

зиденту Российской Федерации В.В. Путину, Уполномочен-

ному по правам человека в РФ В.П. Лукину, Генеральному 

прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке, руководите-

лю следственного управления СКП РФ по Чеченской Респу-

блике А.Н. Гурьянову и руководителю военного следствен-

ного управления СКП РФ по ОГВ (с) Шаршавых С.А.

Так, 20 июня 2008 года (исх. № В-619) мной на имя Гене-

рального прокурора РФ Чайки Ю.Я. направлено обращение 

о массовом захоронении рядом с христианским кладбищем 

около 800 останков граждан, убитых во время штурма города 

г. Грозного и захороненных там в период с января по 31 дека-

бря 1995 года . 

Место этого захоронения в то время было определено во-

енными. Сбор, транспортировка и захоронение трупов были 

организованы Чеченским республиканским отделением Рос-

сийского Красного Креста и Красного Полумесяца с помо-

щью добровольцев из жителей г. Грозного, в том числе непо-

средственно гражданина Тужаева Арби, который указал это 

место. На этом месте захоронения работала неизвестная фе-

деральная военная структура, называвшая себя бюро военно-

медицинской экспертизы. 

Со  слов  Тужаева,  сотрудники  бюро  описывали  трупы, 

изымали находившиеся при них документы и предметы, про-

водили фото и видеосъемки, делали регистрационные записи 

в журнале. 

На указанное место массового захоронения в июне 2008 

года выезжали сотрудники моего аппарата вместе с Тужае-

вым и провели видеосъемку этой местности. 

1 июля 2008 года (исх. № В-669) мной на имя Генераль-

ного прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки направ-

лено  обращение  о  массовом  расстреле  военнослужащими 

федеральных сил около 300 граждан, которые ранее бежали 

от войны в горные районы республики, а затем организован-

но возвращались в колонне грузовых и легковых автомоби-

лей с белыми флагами к месту их постоянного проживания 

в  Шелковской  и  Наурский  районы  республики,  но  в  пути 

следования между населенными пунктами Петропавловская 

и Толстой-Юрт Грозненского района ЧР были в упор обстре-

ляны из танковых орудий, а затем, с целью сокрытия следов 

преступления, зарыты там же рядом с асфальтовым заводом 

на большую глубину вместе с автотранспортом. 

Свидетелями этой трагедии были Саидова Тамара, Дала-

ева Яха, Махматханова Малика, Эмиева Хабира, Эмиева Раз-

ет, Алхазурова Малкан, а также главы администраций села 

Толстой-Юрт  Исламов  Русланбек  и  с.Горячеисточнинская 

Хасиев  Сулумбек,  которые  добились  от  военнослужащих 

прекращения  обстрела  и  вывезли  с  места  этого  побоища 

большое количество раненых, часть из которых, в количестве 

около 20 человек, скончались в с. Толстой-Юрт и захоронены 

на местном кладбище.

Несколько  останков,  погребенных  военнослужащими, 

были эксгумированы жителями Шелковского района и пере-

захоронена, о чем свидетельствуют потерпевшая Алхазурова 

Малкан и другие пострадавшие. 

На  место  массового  захоронения,  расположенного  на 

окраине с. Горячеисточнинское, возле асфальтового завода, 

в июле 2008 года выезжали сотрудники аппарата Уполномо-

ченного вместе с Алхазуровой, главами администраций ука-

занных сел и другими потерпевшими. 

Возле асфальтового завода были обнаружены две свеже-

вырытые траншеи. В конце одной траншеи на глубине при-

мерно  5  метров  были  обнаружены  и  извлечены  на  поверх-

ность  части  легковой  автомашины,  мотоцикла  и  детская 

кофточка. Присутствующие при этом опознали части мото-

цикла, а одна женщина опознала детскую кофту, которая во 

время обстрела находилась на девочке. 

Однако было видно, что рытье траншеи было прекраще-

но именно на том месте, где были обнаружены вещественные 

доказательства. Кроме этого эти траншеи были вырыты без 

участия потерпевших. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

52

53

Сотрудниками пресс-службы аппарата Уполномоченного 

была произведена видеосъемка местности, указанных тран-

шей, присутствовавших там потерпевших Алхазуровой Мал-

кан и других лиц. 

21.07.2008  г.  мной  на  имя  руководителя  следственного 

управления СКП РФ по ЧР Гурьянова А.Н. также было на-

правлено  обращение  о  расстреле  29.09.1999  года  колонны 

беженцев между населенными пунктами Петропавловская и 

Толстой-Юрт с приложением материалов, подтверждающих 

этот факт. 

24.04.2009  г.  мной  на  имя  Уполномоченного  по  правам 

человека в Российской Федерации В.П. Лукина было направ-

лено обращение с приложением материалов и видеодиска с 

сюжетами о массовых захоронениях граждан на территории 

дислоцирования 245 полка федеральных сил, где в июле 2000 

года, после многочисленных жалоб граждан вплоть до Гене-

рального прокурора России, была вскрыта одна траншея, в 

которой находились 75 останков со следами огнестрельных 

ранений и жестоких пыток, часть из которых была опозна-

на родственниками и перезахоронена, а остальные погребе-

ны в двух общих могилах на кладбищах с. Танги-Чу Урус-

Мартановского района ЧР и г. Урус-Мартана. 

В ходе эксгумации указанных останков жителям с. Танги-

Чу Астамирову А.М., Исаеву М.Л., Кунгаеву А.У. и другим 

стало известно со слов военнослужащего полка, что на тер-

ритории этого полка имеются еще не менее семи подобных 

захоронений. 

Кроме этого жители с. Танги-Чу располагают сведения-

ми о месте массового захоронения граждан, расположенном 

на окраине этого села и они могут показать это место. 

Аналогичный материал был направлен 22.04.2009 г. (исх. 

№  А-476),  на  имя  руководителя  ВСУ  СКП  РФ  по  ОГВ  (с) 

Шаршавых С.А. с приложением видеодисков с сюжетами о 

эксгумированных останков, с просьбой возбудить по указан-

ному факту уголовное дело и привлечь виновных к уголов-

ной ответственности. 

Однако  по  указанным  фактам  уголовные  дела  не  воз-

буждены, расследование не проведено, виновные в массовых 

убийствах мирных граждан к уголовной ответственности не 

привлечены, и даже не сообщено о результатах рассмотрения 

обращений и заявлений ни заявителям, ни нам. 

Полагаю, что для установления количества массовых за-

хоронений на территории Чеченской Республики в ходе двух 

военных кампаний, необходимо возбудить уголовные дела по 

указанным выше очевидным фактам массовых захоронений, 

информировать граждан республики через средства массовой 

информации о начале расследования уголовных дел, разъяс-

нить необходимость их участия в производстве эксгумации 

останков и принять меры к идентификации останков. 

Уверен, что после этого Вы получите заявления от жите-

лей нашей республики о местах нахождения захоронений на 

порядок более чем 64 массовых захоронений граждан. 

Кроме  этого  считаю,  что  по  данному  вопросу  следу-

ет  обратиться  с  просьбой  о  предоставлении  информации  в 

департамент  Администрации  Президента  и  Правительства 

ЧР по взаимодействию с правоохранительными органами и 

силовыми  структурами,  к  главам  местных  администраций, 

руководителям  неправительственных  правозащитных  ор-

ганизаций,  МЧС,  республиканского  отделения  Российского 

Красного Креста и Красного Полумесяца. 

Для  сведения  прилагаю  материал  о  захоронении  124 

фрагментов  неопознанных  трупов  военнослужащих  в 

Октябрьском районе г. Грозного, копию письма начальника 

департамента Администрации Президента и Правительства 

Чеченской Республики о наличии у них информации о нео-

познанных трупах и местах их захоронений, а также копии 

моих обращений.

18.03.2010 г. 

Уполномоченный  по правам человека 

 

 

 

в  Чеченской  Республике

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

54

55

Раздел 5

 ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА.

Две разрушительные военные кампании, прошедшие на 

территории Чеченской Республики, привели к тому, что ока-

зался разрушенным практически весь городской жилищный 

фонд. Поэтому первейшей задачей властей республики было 

обеспечение граждан жильем.

Эту  архисложную  задачу  чеченским  властям  удалось 

разрешить  за  несколько  лет.  За  этим  достижением  стоит 

огромный  труд  населения  республики,  республиканских  и 

федеральных органов власти. Было бы несправедливо не от-

метить  особую  роль  Главы  Чеченской  Республики  Рамзана 

Кадырова в восстановлении жилищного фонда республики. 

Его организационные способности сыграли решающую роль 

в этом деле.

Так 28.04.2010 года к чеченскому омбудсмену обратилась 

гражданка А.К.А., которая сообщила, что в июне 2005 года по 

договору социального найма администрацией города Грозный 

её семье была выделена 3-комнатная квартира. Однако в июне 

2007 года стало известно, что администрация г.Грозного по-

дала в суд исковое заявление о признании договора социаль-

ного найма с гражданкой А.К.А. недействительным. После 

тщательного изучения заявления, Уполномоченный по пра-

вам человека в Чеченской Республике обратился в Ленинский 

суд г. Грозного. В конечном счете вопрос был решен в пользу 

гражданки А.К.А.

Взаимодействие  с  судебными  органами  власти  –  важ-

ное  направление  в  деятельности  Уполномоченного  по  пра-

вам  человека  в  Чеченской  Республике.  Сотрудничество  с 

судами  позволяет  восстановить  граждан  в  своих  правах.  К 

примеру,  в  январе  2010  года  на  имя  Нухажиева  Н.С.  обра-

тилась гражданка К.М.М. с просьбой оказать помощь в вос-

становлении своих прав на принадлежащую ей на законном 

основании  квартиру  в  населенном  пункте  Г.  Как  сообщила 

гражданка К.М.М., её квартира была частично разрушена в 

первую военную кампанию. С 1996 года её семья прожива-

ет в Республике Ингушетия, в г. Карабулак, так как не имеет 

средств  для  ремонта  квартиры.  Согласно  заявлению  граж-

данки К.М.М. в 2001 году она перерегистрировала квартиру. 

Однако на её квартиру объявились новые хозяева, у которых 

на руках оказался ордер на это жилое помещение с соответ-

ствующим номером и датой выдачи. Право на квартиру граж-

данки К.М.М. через судебные органы удалось восстановить. 

К нашему общему удивлению мытарства К.М.М. на этом не 

закончились. На квартиру претендовали уже другие хозяева 

и тоже с ордером в руках, выданным в июне 2003 года. Как 

ни странно, иск гражданки К.М.М. в суд первой инстанции о 

признании ордера гражданки А.Л. недействительным не был 

удовлетворен. Решение суда первой инстанции было отмене-

но коллегией Верховного суда Чеченской Республики и дело 

направлено на пересмотрение. Однако вторично тем же судом 

первой инстанции решение было оставлено без изменений. 

Понадобилось  вмешательство  судебной  коллегии  по  граж-

данским делам Верховного суда Чеченской Республики, ко-

торая отменила это решение. Верховный суд ЧР восстановил 

справедливость – принял решение в пользу семьи гражданки 

К.М.М., восстановив её в правах на владение квартирой.

К  Уполномоченному  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике  поступили  и  коллективные  обращения  граждан, 

которые считали, что имеет место нарушение их жилищных 

прав. Так в июле 2010 года к Н.С. Нухажиеву обратилась груп-

па  граждан  из  Надтеречного  района  республики  с  просьбой 

призвать к порядку жителя одной из квартир многоквартирно-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

56

57

го дома, по вине которого систематически происходит затопле-

ние нижних квартир. В данном случае чеченский омбудсмен 

имел  возможность  направить  жалобу  по  подведомственно-

сти. Однако по указанию Н.С.Нухажиева сотрудник аппарата 

Уполномоченного по правам человека в ЧР во взаимодействии 

с  властями  и  ответственными  ведомствами  оказали  помощь 

жителям  в  решении  их  проблемы.  Для  того,  чтобы  жители 

данного многоквартирного дома знали, что необходимо делать 

в таких ситуациях впредь, им была разъяснена правовая сто-

рона  вопроса.  Сотрудники  аппарата  чеченского  омбудсмена 

на простом и доходчивом языке объяснили гражданам, что в 

соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской 

Федерации собственник помещения в многоквартирном доме 

обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему по-

мещения. А также они обязаны участвовать в расходах на со-

держание общего имущества в многоквартирном доме, сораз-

мерно своей доле в праве общей собственности на это имуще-

ство путем внесения оплаты за содержание и ремонт жилого 

помещения. Если затоплена квартира нижнего этажа по вине 

собственника  квартиры  из  верхних  этажей,  то  собственник 

квартиры обязан оплатить ремонт. А если причина, например, 

как в данном случае, в неисправности кровли здания, ремонт 

должны  производить  сообща  все  собственники  дома.  Ну  а 

если есть товарищество собственников жилья (ТСЖ), то оно 

обязано заниматься этими вопросами.

Разъяснительной работе на месте среди населения Н.С. 

Нухажиев  придает  большое  значение.  Известно,  что  низ-

кий уровень правового сознания – общая беда всей России. 

Чеченская Республика здесь не исключение. Поэтому чечен-

ский омбудсмен в работе по правовому просвещению населе-

ния использует любую возможность, в том числе и встречи с 

жителями по тем или иным поводам. 

Во времена военных кампаний на территории Чеченской 

Республики  был  уничтожен  не  только  жилищный  фонд. 

Многие жители потеряли правоустанавливающие документы 

на своё жильё. Во многом властям республики удалось разре-

шить эту проблему. Но тем не менее, она еще не скоро будет 

до  конца  разрешена.  Подтверждением  тому  является  боль-

шое количество исков граждан друг к другу, которые рассма-

триваются в судах республики. Большое количество граждан 

с такой проблемой обращаются и в адрес Уполномоченного 

по  правам  человека  в  Чеченской  Республике.  К  примеру,  в 

апреле 2010 года к Н.С. Нухажиеву вновь обратилась граж-

данка  У.Ф.Э.  с  жалобой  на  то,  что  в  Ленинском  районном 

суде длительное время не находит разрешение её исковое за-

явление о выселении гражданки И-вой из квартиры, право на 

которую  принадлежит  ей.  Право  на  справедливое  судебное 

разбирательство  –  одно  из  главных  конституционных  прав 

гражданина  и  фундаментальных  прав  человека.  Поэтому 

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике 

использует все свои правовые возможности и свой авторитет 

в республике, чтобы защитить эти права граждан. Так в дан-

ном случае содействие чеченского омбудсмена помогло раз-

решить проблему гражданки У.Ф.Э.

Другой  показательный  пример  последствий  потери 

правоустанавливающих документов на жильё. В июне 2010 

года  к  Уполномоченному  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике  обратилась  гражданка  А.А.  в  интересах  своего 

брата С.С. с просьбой защитить его право на жилье. Как сле-

довало из заявления А.А., в 1999 году администрация Н-го 

района г. Грозного предоставила смежные квартиры много-

детной семье С.С., а в 2002 году на имя жены гражданина 

С.С. гражданки С.З.выданы ордеры на эти квартиры. Однако 

в 2008 году одну из этих квартир стала оспаривать гражданка 

Н.Б., ссылаясь на то, что это жильё принадлежит ей по пра-

ву  наследования  по  завещанию.  Решением  районного  суда 

Н-го  района  г.Грозного  требования  гражданки  Н.Б.  в  2003 

году  были  удовлетворены.  Однако  решением  президиума 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

58

59

Верховного суда Чеченской Республики вышеуказанное ре-

шение суда было отменено и дело направлено на новое рас-

смотрение.  Но  гражданка  М.В.  к  тому  времени  в  спешном 

порядке  продала  оспариваемую  квартиру  третьим  лицам,  а 

те  сразу  же  занялись  ремонтом  и  перепланировкой  кварти-

ры. При новом рассмотрении дела судом гражданка М.В. от-

казалась от иска и было вынесено определение о прекраще-

нии производства по этому делу. Однако поставить точку в 

этом деле оказалось преждевременно. Гражданка Н.Б. стала 

оспаривать вторую квартиру семьи С.С. Уполномоченный по 

правам  человека  в  Чеченской  Республике  пригласил  к  себе 

гражданку А.А. и гражданина С.С. и им был разъяснен по-

рядок  обжалования  определения  районного  суда.  В  данное 

время заявление гражданки А.А. находится в производстве у 

чеченского омбудсмена.

Важное место в деятельности Уполномоченного по пра-

вам  человека  в  Чеченской  Республике  занимает  юридиче-

ская  консультация  граждан.  И  в  данном  случае,  учитывая 

невысокий уровень правовых знаний у большого количества 

граждан,  Н.С.  Нухажиев  разъясняет  гражданам,  как  посту-

пать при решении тех или иных своих проблем. Подчеркнем 

еще  раз,  что  с  формальной  точки  зрения  Уполномоченный 

по  правам  человека  в  Чеченской  Республике  мог  бы  и  не 

заниматься  консультацией  граждан.  Так  в  августе  2010 

года  к  Уполномоченному  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике обратилась гражданка З.М.А. с просьбой разъяс-

нить, как работает федеральная программа помощи молодым 

семьям и может ли она рассчитывать на консультативную по-

мощь специалистов аппарата чеченского омбудсмена в разъ-

яснении положений постановления правительства РФ от 13 

мая 2006 года №285 об утверждении правил предоставления 

молодым  семьям  субсидий  по  приобретению  жилья  в  рам-

ках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем моло-

дых  семей  федеральной  целевой  программы  «Жилище»  на 

2002–2010 годы». Гражданке З.М.А. было разъяснено, какие 

документы ей надо собрать, чтобы её включили в вышеназ-

ванную программу.

Другой  пример.  В  феврале  2010  года  на  имя 

Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике 

поступило письменное заявление от жительницы республи-

ки Х.Ж.А. о содействии в выделении ей земельного участка. 

Гражданка Х.Ж.А. была приглашена в офис УПЧ в ЧР и ей 

в подробностях разъяснили порядок выделения земельного 

участка.

Следующий  пример.  Проблему  с  жильём  в  Чеченской 

Республике  осложнило  землетрясение,  произошедшее  в 

октябре 2008 года. Сотни домов в результате оказались раз-

рушенными, поврежденными. При поддержке федеральных 

властей республиканские власти предприняли срочные меры 

и острота проблемы была снята. Однако часть жителей ре-

спублики, жилье которых разрушено в результате землетря-

сения, всё еще сталкивается с проблемой в вопросах обеспе-

чения жилищных прав.

В апреле 2010 года от имени группы жителей населен-

ного  пункта  А.  в  адрес  Уполномоченного  по  правам  чело-

века  в  Чеченской  Республике  обратился  гражданин  К.С.  с 

просьбой  оказать  содействие  в  получении  жилищных  сер-

тификатов  как  гражданам,  утратившим  жилье  в  результате 

землетрясения  11  октября  2008  года.  Согласно  заявлению 

К.С.,  домовладения  граждан  были  обследованы  комиссией 

13  ноября  2008  года  и  были  составлены  соответствующие 

акты о непригодности домов для проживания. Однако дан-

ные домовладения не были включены в первый реестр жи-

лых домов, непригодных для проживания, учрежденный по-

становлением  правительства  ЧР  от  25.11.2008  г.№230  и  во 

второй  реестр,  утвержденный  постановлением  правитель-

ства ЧР от 20.11.2009 г. №188. В соответствии с п.3 ч.1 ст.72 

Конституции Российской Федерации и п.3 ст.60 Конституции 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

60

61

Чеченской Республики вопросы осуществления мер по борь-

бе  с  катастрофами,  стихийными  бедствиями,  эпидемиями, 

ликвидация их последствий находятся в совместном ведении 

Российской  Федерации  и  Чеченской  Республики  и,  соглас-

но п.1 ст.18 ФЗ от 21.12.1994 г. №68 «О защите населения 

и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех-

ногенного характера», граждане России имеют право на воз-

мещение  ущерба,  причиненного  их  здоровью  и  имуществу 

вследствие чрезвычайных ситуаций.

После тщательного изучения заявления гражданина К.С., 

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике 

обратился к главе администрации соответствующего района 

с  просьбой  разъяснить,  почему  группа  жителей,  у  которых 

в результате землетрясения разрушено жильё, не оказалась 

в реестре на выдачу жилищных сертификатов. В результате 

гражданин  К.С.  и  группа  жителей  получили  ответы  на  все 

интересующие вопросы.

После  завершения  военных  действий  на  территории 

Чеченской Республики, часть жителей, у которых жильё не 

подлежало  восстановлению,  оказалась  в  сложном  положе-

нии.  Остатки  их  домов  снесли,  и  они  могли  рассчитывать 

на муниципальное жильё. Часть жителей из этой категории 

до  сих  пор  не  получила  ясных  разъяснений  от  властей  по 

вопросу  получения  жилья  взамен  снесенных  домов.  Так  в 

марте 2010 года на имя Н.С.Нухажиева обратилась житель-

ница  г.Грозного  М.Ц.  с  просьбой  защитить  права  её  семьи 

на жильё. Заявительница сообщила, что их квартира в 1999 

году  полностью  разрушена  и  с  тех  пор  они  скитаются  по 

разным  местам.  После  соответствующих  письменных  об-

ращений  в  районную  администрацию,  мэрию  г.Грозного, 

Уполномоченному  удалось  выяснить,  что  решение  о  сносе 

дома, в котором была и квартира М.Ц., вынесено межведом-

ственной комиссией, созданной согласно постановления пра-

вительства  Чеченской  Республики  от  18.09.2008г.  №135.  В 

результате вмешательства Уполномоченного по правам чело-

века в Чеченской Республике гражданин М.Ц. поставлен на 

учет для получения квартиры на льготных условиях.

Часто  в  адрес  Уполномоченного  по  правам  человека  в 

Чеченской Республике обращаются граждане из малоимущей 

категории, для которых иметь свою жилплощадь – почти не-

сбыточная мечта. В этих случаях Н.С. Нухажиев, используя 

свой авторитет среди руководителей республики, обращается 

в их адрес с просьбой разрешить жилищный вопрос того или 

иного  гражданина.  Следует  отметить,  что  практически  во 

всех случаях руководители администраций идут ему навстре-

чу в решении проблем граждан. Так, к примеру, в адрес Н.С. 

Нухажиева обратилась гражданка В.Г.с просьбой оказать со-

действие в решении её жилищной проблемы. Как следовало 

из письма гражданки В.Г., в семье один из детей – инвалид II 

группы. После изучения и проверки всех обстоятельств, из-

ложенных в её письме, Уполномоченный обратился в мэрию 

города  Грозный  с  просьбой  направить  жилищно-бытовую 

комиссию и проверить условия проживания семьи граждан-

ки В.Г. В полученном от мэрии города письме на имя Н.С. 

Нухажиева  сообщалось,  что  жилищно-бытовая  комиссия 

провела соответствующую работу и семья В.Г. поставлена на 

квартирный  учет  и  получит  жильё  в  числе  первоочередни-

ков.

В  адрес  чеченского  омбудсмена  обратилась  гражданка 

С.М.,  круглая  сирота  из  категории  социально  слабозащи-

щенных,  с  просьбой  помочь  обрести  собственное  жилье. 

В  данном  случае  районные  власти  ничем  не  могли  помочь 

гражданке С.М. и Н.С. Нухажиев обратился в Датский Совет 

по  беженцам  в  Российской  Федерации.  Руководитель  этой 

гуманитарной организации в своём письме обещал изыскать 

возможность помочь семье гражданки С.М. в виде исключе-

ния, так как Датский Совет по Беженцам оказывает помощь 

только временно перемещенным лицам. Пользуясь случаем, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

62

63

хотел бы выразить огромную благодарность этой организа-

ции,  которая  оказала  помощь  многим  семьям  в  Чеченской 

Республике,  оставшимся  после  завершения  военных  дей-

ствий без жилья.

Консультация  граждан  во  многих  случаях  помогает  им 

находить возможность решения своих жилищных проблем. 

Не  зная  тонкостей  жилищного  законодательства,  своих  за-

конных прав, часто многие граждане безрезультатно обивают 

пороги кабинетов чиновников. В этих случаях юридическая 

помощь позволяет им не выступать в качестве просителей, а 

требовать от власти восстановления нарушенных прав. Так 

в январе 2010 года к Уполномоченному обратился инвалид 

первой  группы  по  зрению  А.М.  и  его  сестра  А.Р.  о  содей-

ствии в получении жилья взамен утраченного в ходе воен-

ных действий на территории республики. После вмешатель-

ства Уполномоченного, мэрия города Грозный в письменной 

форме заверила его, что жилищный вопрос гражданина А.М. 

будет решен. Н.С. Нухажиев держит вопрос под своим кон-

тролем.

Власти  Чеченской  Республики  предпринимали  за  по-

следние 4 года неимоверные усилия, чтобы восстановить жи-

лищный фонд республики. Однако до сих пор тысячи граж-

дан не получили компенсации за утраченное жильё и иму-

щество в ходе разрешения кризиса в Чеченской Республике. 

Руководство  республики  предпринимает  все  от  него  зави-

сящее, чтобы граждане получили эти мизерные (350 тысяч 

рублей) суммы за потерянное по вине государства жильё и 

имущество. Дело за федеральными властями, которые, по не-

известным  нам  причинам  растянули  время  получения  ком-

пенсации, хотя этот вопрос должен был быть закрыт еще в 

2004  году.  В  силу  вышесказанного  граждане  продолжают 

обращаться и в адрес Уполномоченного по правам человека 

в Чеченской Республике по компенсационным вопросам. К 

примеру, на имя Н.С. Нухажиева обратился гражданин В.И. с 

просьбой оказать помощь в получении компенсации за утра-

ченное жилье и имущество, которую он не может получить 

с  2004  года.  После  изучения  заявления  гражданина  В.И., 

Уполномоченный обратился в Секретариат комиссии по рас-

смотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах. 

В результате Уполномоченный получил письменный ответ, в 

котором сообщалось, что по заявительскому материалу граж-

данина В.И. принято положительное решение и он включен 

в протокол, по которому производятся выплаты.

Анализ заявлений граждан в адрес Уполномоченного по 

правам человека в Чеченской Республике показывает, что в 

некоторых случаях восстановление жилья попадает в разные 

программы. Так, к примеру, к Уполномоченному обратился 

гражданин Д.М., который сообщил, что восстановление его 

жилья,  признанного  непригодным  в  результате  землетрясе-

ния в октябре 2008 года, предусматривалось президентской 

программой восстановления района. Разрушенный дом был 

снесен,  подготовлена  строительная  площадка,  завезены  не-

которые строительные материалы. Однако на этом восстано-

вительные работы прекратились и гражданин Д.М. никак не 

мог выяснить – почему. После соответствующего изучения 

заявления, проверки изложенных фактов, Н.С. Нухажиев об-

ратился  к  главе  районной  администрации  с  просьбой  дать 

разъяснение  по  вопросу  восстановления  жилья  граждани-

на  Д.М..  В  ответном  письме  из  районной  администрации 

Уполномоченному  сообщалось,  что  гражданин  Д.М.  был 

ошибочно включен в список восстановления жилья по пре-

зидентской  программе  и  что  на  самом  деле  он  включен  в 

список  на  получение  государственного  жилищного  серти-

фиката, который получит в ближайшее время. Следует отме-

тить, что Уполномоченный по правам человека в Чеченской 

Республике после получения таких писем из администрации, 

министерств и ведомств не успокаивается и держит восста-

новление гражданина в своих правах на контроле. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

64

65

В  течение  2010  года  в  адрес  Уполномоченного  по  пра-

вам человека в Чеченской Республике обратились граждане, 

жилье которых находилось в опасности из-за природных яв-

лений. В обращениях граждан были жалобы на то, что, не-

смотря на их неоднократные обращения к властям, не пред-

принимаются  необходимые  меры,  чтобы  отвести  угрозу  их 

жилью. 

В марте 2010 года к Уполномоченному обратилась граж-

данка А.П. из горного района республики, которая писала в 

своём заявлении, что её домовладению грозит разрушение от 

паводковых вод. После изучения предоставленных граждан-

кой  фотоматериалов  с  выездом  на  место,  Уполномоченный 

обратился  к  главе  муниципального  района  с  просьбой  рас-

смотреть  её  заявление.  В  своём  письменном  ответе  Н.С. 

Нухажиеву он сообщил, что заявление гражданки А.П. рас-

смотрено и принято решение, что защитную бетонную дам-

бу, которую планируется возвести, решено провести и рядом 

с домом гражданки А.П.

Еще  4-5  лет  назад  даже  опытные  специалисты  в  обла-

сти  строительства  не  допускали,  что  город  Грозный  может 

быть  восстановлен  в  такие  короткие  сроки.  Ведь  действи-

тельно  разрушения  были  страшными.  Город  представлял 

собой сплошной строительный мусор. А сегодня он- самый 

красивый и чистый город на Северном Кавказе. В этом, ко-

нечно, заслуга и федерального центра, и народа Чеченской 

Республики. Но особенная заслуга в возрождении чеченских 

сёл  и  городов  принадлежит  Главе  Чеченской  Республики 

Рамзану Кадырову. Благодаря его кипучей энергии, любви к 

своей малой родине, организаторскому таланту, республика в 

прямом смысле восстала из руин и пепла. Он сумел заразить 

своей верой в будущее народа Чеченской Республики сердца 

тысяч и тысяч людей. За короткое время Рамзан Кадыров раз-

решил проблему жилья сотен тысяч временно - перемещен-

ных лиц. На улицах чеченских городов и сел нет бездомных 

людей. Несмотря на гибель тысяч людей в ходе военных кам-

паний, в Чеченской Республике нет проблемы беспризорных 

детей. За считанные годы построены новые жилые дома, от-

ремонтировано и восстановлено поврежденное и разрушен-

ное жильё. И всё это позволило катастрофическое положение 

с обеспеченностью жильём перевести в разряд текущих про-

блем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..