ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 1

 

 

2

3

Уполномоченный по правам человека 

 в Чеченской Республике

Нурди Садиевич Нухажиев

Деятельность института уполномоченного по правам 

человека в Чеченской Республике немыслима без тесного 

взаимодействия  с  органами  власти,  гражданским  обще-

ством и, в частности, с гражданскими организациями. 

За  годы  работы  государственной  системы  правоза-

щиты между ней и республиканскими органами власти, 

неправительственными организациями Чеченской Респу-

блики  установилось  высокого  уровня  взаимодействие. 

Это достигнуто благодаря поддержке, в первую очередь, 

Главы  Чеченской  Республики  Рамзана  Ахматовича  Ка-

дырова,  председателя  Парламента  Чеченской  Республи-

ки Дукувахи Баштаевича Абдурахманова, руководителей 

правоохранительных органов Чеченской Республики.  Я 

выражаю им всем огромную благодарность.  

За активное сотрудничество в решении тех или иных 

проблем жителей республики я также выражаю благодар-

ность руководителям министерств и ведомств Чеченской 

Республики.

Постоянную  помощь  институту  уполномоченно-

го  по  правам  человека  в  Чеченской  Республике  оказы-

вают  президент  Академии  наук  Чеченской  Республики 

Ш.А.Гапуров,  начальник  архивного  управления    прави-

тельства ЧР М.Н.Музаев,  доктор юридических наук, про-

фессор Алауди Мусаев, адвокат Мурад Мусаев.

В  процессе  своей  деятельности  мне  часто  приходи-

лось обращаться за помощью к своим коллегам в регио-

c

m

y

k

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4

5

нах России. Я признателен им за содействие  в решении 

вопросов, касающихся восстановления нарушенных прав 

граждан. В частности, я  благодарен  Уполномоченному 

по правам человека в Российской Федерации В.П. Луки-

ну, уполномоченным по правам человека: 

 в Свердловской области - Т.Г.Мерзляковой; в Респу-

блике  Татарстан  –  С.Х.  Сабурской;  в  Республике  Саха-

Якутия  –  Ф.Н.Захаровой;    в  Республике  Ингушетия  – 

Д.Э. Оздоеву;  в Астраханской области – А.В.Спицыну и 

другим своим коллегам.

   

 

 

 

 

Н.С.Нухажиев

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам чело-

века в Чеченской Республике о соблюдении прав и свобод 

человека и гражданина  в Чеченской Республике (далее 

– Доклад) составлен в соответствии  со статьей  32  Кон-

ституционного  закона  ЧР  от  08.02.2006г.,  №1-РКЗ  «Об 

Уполномоченном  по правам человека  в Чеченской Ре-

спублике».

В Доклад вошли заявления, выступления, обращения, 

пресс-конференции, интервью Уполномоченного  по пра-

вам человека  в Чеченской Республике (далее - Уполно-

моченный).

В Докладе представлена оценка значимых событий в 

жизни республики и страны, прямо или косвенно касаю-

щихся нарушения прав и свобод человека и гражданина. 

Нашла в докладе  отражение  и работа по жалобам  на 

нарушение прав жителей и уроженцев  Чеченской Респу-

блики.

Экспертно-аналитическая  обработка  жалоб,  факто-

логических и статистических данных по существующим 

проблемам произведены с выработкой рекомендаций по 

устранению выявленных нарушений прав граждан.

В соответствии со статьей 32 Конституционного за-

кона  №1  от  08.02.2006  г.  «Об  Уполномоченном  по  пра-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6

7

Раздел 1

ОСНОВНыЕ ПРОБЛЕМы В ОБЛАСТИ 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 

В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 

I. Установление местонахождения похищенных 

и пропавших без вести граждан.

Одна из острых проблем Чеченской Республики – уста-

новление местонахождения похищенных и без вести пропав-

ших  граждан,  число  которых  составляет  около  пяти  тысяч 

человек. 

При очевидной подследственности подавляющего числа 

таких дел военной прокуратуре, они необоснованно рассле-

дуются  территориальными  прокуратурами.  Более  того,  они 

находятся  в  районных  прокуратурах  и  районных  отделах 

МВД по ЧР, лишенных возможности получить необходимую 

информацию о причастных к исчезновению людей лицах или 

их допросить. 

Годами не расследуются преступления, связанные с по-

хищениями граждан с установочными данными. Имеющие-

ся  у  правозащитников  Чеченской  Республики  сведения  по 

таким  преступлениям  передавались  в  правоохранительные 

органы.  В  частности,  Уполномоченным  по  правам  челове-

ка Чеченской Республики (далее – Уполномоченный) такого 

рода материалы были переданы лично министру внутренних 

дел  Российской  федерации  Р.Г.Нургалиеву,  а  также  в  след-

ственное управление Следственного комитета при прокура-

туре РФ по ЧР. Однако решение проблемы не сдвинулось с 

мертвой точки.

вам  человека  в  Чеченской    Республике»  ежегодный  до-

клад Уполномоченного по правам человека в Чеченской 

Республике  направляется  Главе  Чеченской  Республики, 

Парламенту  Чеченской  Республики,  Правительству  Че-

ченской Республики, Конституционному суду Чеченской 

Республики,  Верховному  суду  Чеченской  Республики, 

Арбитражному суду Чеченской Республики, Прокуратуре 

Чеченской Республики. 

Настоящий доклад также будет направлен Полномоч-

ному представителю Президента РФ в Северо-Кавказском 

федеральном округе. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8

9

Многолетняя  практика  правозащитной  деятельности  и 

анализ работы правоохранительных структур в решении про-

блемы позволяет нам сделать вывод о том, что эта проблема 

может быть решена межведомственной комиссией по уста-

новлению  местонахождения  похищенных  и  без  вести  про-

павших граждан на федеральном уровне. 

Обоснование  необходимости  такой  комиссии  нами  до-

водилось до Администрации Президента Российской Феде-

рации,  руководства  Государственной  Думы  и  Совета  Феде-

рации  РФ,  руководителей  правоохранительных  органов,  а 

также  Уполномоченного  по  правам  человека  в  Российской 

Федерации  и  председателя  Совета  при  президенте  Россий-

ской Федерации по развитию гражданских институтов и пра-

вам человека. 

В мае 2008 года по поручению Президента Российской 

Федерации  Д.  А.  Медведева  вопрос  о  создании  межведом-

ственной  комиссии  по  установлению  местонахождения  по-

хищенных  и  без  вести  пропавших  во  время  двух  военных 

кампаний  на  территории  Чеченской  Республики  граждан 

был рассмотрен в аппарате Совета Безопасности Российской 

Федерации совместно со Следственным комитетом при про-

куратуре  Российской  Федерации,  аппаратом  Полномочного 

представителя Президента РФ в Южном федеральном окру-

ге, МВД России, ФСБ России и Минобороны России. Резуль-

татом  рассмотрения  стали  рекомендации  Совбеза  России  о 

создании  при  Антитеррористической  комиссии  Чеченской 

Республики  рабочей  группы  по  взаимодействию  со  след-

ственными и оперативно-розыскными органами в целях сво-

евременного  и  объективного  информирования  жителей  Че-

ченской Республики о результатах следственно-оперативной 

работы по раскрытию преступлений, связанных с похищени-

ем людей. 

Таким образом, наши инициативы по разрешению про-

блемы  установления  местонахождения  похищенных  и  про-

павших  граждан  на  федеральном  уровне,  к  сожалению,  не 

были  поддержаны  со  ссылкой  на  достаточность  создания 

указанной рабочей группы. Однако наш многолетний опыт 

говорит  о  том,  что  без  создания  вышеназванной  комиссии 

проблему установления местонахождения похищенных жи-

телей Чеченской Республики не удастся решить. 

В  связи  с  необходимостью  вскрытия  мест  захоронений 

людей возникла проблема, связанная с отсутствием в респу-

блике лаборатории по идентификации эксгумированных тел.

Данная  проблема  была  затронута  Уполномоченным  по 

правам человека в Чеченской Республике 8 июля 2008 года 

в г. Москве на встрече Уполномоченного по правам человека 

в Российской Федерации В.П. Лукина и уполномоченных по 

правам человека субъектов РФ с министром здравоохранения 

и социального развития РФ Т.А. Голиковой.

В  адрес  Председателя  Правительства  РФ  В.В.  Путина 

УПЧ  в  ЧР  были  направлены  предложения,  предусматри-

вающие  ряд  практических  мер,  касающихся  решения  про-

блемы, в частности, о целесообразности участия в работе по 

идентификации  эксгумированных  тел  представителей  ФГУ 

«Российский  Центр  судебно-медицинской  экспертизы»,  16-

го Государственного центра судебно-медицинской и крими-

налистической экспертизы СКВО (бывшая 124 лаборатория 

судебно-медицинской  экспертизы  Минобороны  РФ).  Ввиду 

предполагаемого большого количества трупов, подлежащих 

эксгумации и идентификации, предлагалось передислоциро-

вать на территорию Чеченской Республики часть передвиж-

ных лабораторий МЧС Российской Федерации.

Министерством  здравоохранения  и  социального  разви-

тия  Российской  Федерации,  после  совместного  рассмотре-

ния с заинтересованными ведомствами вопроса о создании 

на территории Чеченской Республики лаборатории по прове-

дению эксгумации и идентификации погибших граждан был 

сделан вывод о нецелесообразности ее создания со ссылкой 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10

11

на возможные финансовые и материальные затраты, на не-

хватку квалифицированных специалистов. 

В  связи  с  этим  правозащитники  Чеченской  Республики 

были вынуждены вновь обратиться к министру здравоохра-

нения и социального развития РФ Т.А. Голиковой с просьбой 

вернуться к рассмотрению вопроса. 

Надеемся, что данная проблема будет разрешена, так как 

вопрос установления местонахождения похищенных и про-

павших без вести граждан также связан с необходимостью 

вскрытия мест массовых захоронений. 

II. Компенсационные выплаты за утраченное жилье 

и имущество пострадавшим в результате разрешения 

кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно 

проживающим на ее территории.

Большое количество жителей Чеченской Республики не 

включено в списки на получение компенсации за разрушен-

ное  жилье.  Причина  –  отсутствие  технической  группы  по 

обследованию технического состояния разрушенных жилых 

домов (далее -Техническая группа).

Согласно  п.  2  утвержденного  постановлением  Прави-

тельства РФ от 4 июля 2003 г. №404 Положения «О поряд-

ке  осуществления  компенсационных  выплат  за  утраченное 

жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения 

кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно про-

живающим на ее территории», право на получение компен-

сационных выплат имеют граждане, жилье которых утрачено 

и включено в перечень разрушенного жилья, утвержденный 

Правительством ЧР и Министерством регионального разви-

тия РФ по согласованию с МВД РФ.

Данным  Положением  предусматривался  упрощенный 

механизм  документального  оформления  компенсационных 

выплат.

Однако 29 июля 2004 года было принято постановление 

Правительства  РФ  за  №388,  согласно  которому  федераль-

ным  агентством  была  сформирована  техническая  группа 

для формирования перечня разрушенного на территории ЧР 

жилья. Что и было сделано приказом от 31.08.2004 г. № 98. 

Министерству  промышленности  и  энергетики  РФ  также 

предписывалось утвердить Порядок формирования перечня 

разрушенного  жилья,  который  был  утвержден  приказом  от 

12.08.2004 г. №68.

Не утвердив полный перечень разрушенного жилья, тех-

ническую группу расформировали.

В пункте 8 постановления Правительства РФ от 4 июля 

2003 г. №404 сказано: «Министерству финансов РФ обеспе-

чить в 2003–2004 годах финансирование, а Правительству ЧР 

в указанные сроки осуществить компенсационные выплаты 

за утраченное жилье и имущество…».

В  результате,  тысячи  жителей  республики,  которые  в 

ходе военных действий потеряли жилье, не могут до сих пор 

получить компенсацию.

Все  обращения  республиканской  комиссии  по  рассмо-

трению заявлений граждан о компенсационных выплатах за 

утраченное жилье с просьбой возобновить работу техниче-

ской группы или поручить ее полномочия республиканским 

властям остается без решения. 

Так, в частности, в ответе на обращение Уполномоченного 

по правам человека в Чеченской Республике, поддержанное 

Уполномоченным по правам человека в РФ, от 03.11.2009 г. 

№36628-ВТ/05  Министерство  регионального  развития  Рос-

сии сообщило, что возобновление работы технической груп-

пы  нецелесообразно.  Эта  позиция  письмом  от  7.05.2008  г. 

№06-02-08 поддержана и Министерством финансов РФ.

В связи с неразрешенностью данного вопроса, в Комис-

сии  республики  по  компенсационным  выплатам  находятся 

без движения тысячи заявлений граждан. Тем самым нару-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12

13

шаются  права  граждан  Российской  Федерации,  гарантиро-

ванные частью 1 статьи 45, статьями 52 и 53 Конституции 

РФ, на получение компенсации за утраченное жилье и иму-

щество. 

В результате обращения Уполномоченного по правам че-

ловека в Чеченской Республике в адрес Президента России с 

просьбой начать выплаты единовременной материальной по-

мощи, в соответствии с Указом Президента Российской Фе-

дерации от 5 сентября 1995 года № 898 «О дополнительных 

компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в резуль-

тате разрешения кризиса в Чеченской Республике», 7 декабря 

2008 года было дано распоряжение Президента за № 758-рп. 

Согласно этому распоряжению при Министерстве юстиции 

России была образована межведомственная рабочая группа 

по подготовке предложений по законодательному урегулиро-

ванию вопроса о компенсации вреда лицам, пострадавшим в 

период разрешения кризиса и восстановления конституцион-

ного порядка на территории Чеченской Республики.

Из Минюста РФ письмом от 15.07.2009 г. за №69/8007-ДС 

сообщили, что по данному вопросу разработан законопроект, 

который направлен на согласование в заинтересованные ор-

ганы  власти  Российской  Федерации.  Прошло  более  года,  а 

результата все еще нет.

О  бесспорном  праве  пострадавших  в  результате  разре-

шения  кризиса  в  Чеченской  Республике  на  получение  еди-

новременной  материальной  помощи  говорится  в  письмах 

Уполномоченного  по  правам  человека  в  Российской  Феде-

рации В.П.Лукина от 29.09.2008г., № ВЛ 28130-22, руково-

дителя  Администрации  Президента  РФ  С.Е.Нарышкина  от 

01.11.2008  г.,  №  А  4-16458  П,  помощника  Президента  РФ 

А.В.Дворковича от 05.02.2009 г., № А 4-1645 Пад, помощни-

ка Президента РФ – начальника Государственного – правово-

го управления Президента РФ Л.И.Брычевой от 02.11.2009 г., 

№ А 6-6557. 

III. Разминирование территории 

Чеченской Республики.

Разминирование территории (очистка от взрывоопасных 

предметов) – проблема, для решения которой республика не 

располагает собственными возможностями и ресурсами.

Из  14  тысяч  кв.км.  территории  Чеченской  Республики 

24 496 гектаров хранят в себе взрывоопасные предметы. За 

неполных три месяца работы в сводным отрядом ЦПСООР 

МЧС РФ в 2005 году очищено от мин и неразорвавшихся сна-

рядов 61 га сельскохозяйственных угодий.

Статистика уже пострадавших такова: Дети до 18 лет – 

772 (141 – убито, 631 – ранено).

Женщины – 579 (103 – убито, 476 – ранено).

Мужчины – 2 541 (625 – убито, 1916 – ранено).

Итого: 3120 человек.

Продолжаются  подрывы  на  минах  людей,  домашнего 

скота,  остаются  невозделанными  сельхозугодия,  наносится 

огромный урон экономике республики. Это резко диссониру-

ет с уже достигнутыми впечатляющими результатами в деле 

возрождения республики. Особенно на фоне беспрецедент-

ной оперативности, проявленной, к примеру, МЧС РФ в реа-

лизации программ разминирования в Сербии.

Ранее  были  обращения  в  Государственную  Думу  РФ,  в 

Правительство РФ, направленные на решение проблемы.

В  мае  2007  г.  Народное  Собрание  Парламента  Чечен-

кой  Республики  направило  1-му  заместителю  председателя 

Правительства  России  С.Б.  Иванову  обращение,  в  котором 

просило поручить министерствам обороны и по чрезвычай-

ным ситуациям организовать работы по очистке территории 

Чеченской Республики от мин и неразорвавшихся снарядов. 

Последовало соответствующее поручение. Был ответ 1-го за-

местителя министра обороны РФ Ю. Балуевского, в котором, 

в  частности,  говорилось:  «В  настоящее  время  совместно  с 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14

15

Правительством Чеченской Республики уточняются объемы 

и очередность работ. На основании полученной информации 

будут  подготовлены  в  Правительство  РФ  предложения  по 

финансированию организации работ». До сих пор (по апрель 

2010 года) нет даже программы разминирования территории 

Чеченской Республики.

Предложения:

На уровне Правительства РФ принять программу раз-

1. 

минирования территории Чеченской Республики.

В  структуре  Центра  по  проведению  спасательных 

2. 

операций  особого  риска  МЧС  России  подготовить 

специалистов  из  числа  работающих  в  системе  ГУ 

МЧС РФ по Чеченской Республике (желательно – жи-

телей республики) и создать спецотряд по размини-

рованию.

Продолжить практику командирования в Чеченскую 

3. 

Республику сводного отряда 294 ЦПСООР МЧС Рос-

сии «Лидер», имеющего опыт работы в республике.

IV. Реабилитация жертв политических репрессий.

Согласно статье 16.1 Закона РФ от 18.10.1991г. №1761-1 

«О реабилитации жертв политических репрессий» сумма ком-

пенсации за утраченное имущество составляет 4000 руб-лей, 

а включая жилые дома – 10 тысяч рублей. До внесения изме-

нений в данную статью федеральным законом за №122 от 7 

августа 2000 года предусматривалось возмещение реабилити-

рованным лицам стоимости имущества в размере 40 установ-

ленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) 

или 100 МРОТ за все имущество, включая жилые дома.

На  сегодняшний  день  МРОТ  составляет  около  4  тысяч 

рублей, т.е. размер денежной компенсации составил бы около 

400 тысяч рублей.

Изменения коснулись только жителей Чеченской Респу-

блики, так как все репрессированные народы уже получили 

компенсацию.

Важное  значение  для  стабильности  правового  статуса 

человека и гражданина имеет запрет издания законов, отме-

няющих или умаляющих права и свободы человека и гражда-

нина. Ранее в преамбуле Закона «О реабилитации жертв по-

литических репрессий» говорилось, что одной из его целей 

является обеспечение посильной в настоящее время компен-

сации материального и морального ущерба.

После внесения изменений слова «морального ущерба» 

исключены.

Парламент  Чеченской  Республики  обращался  с  законо-

проектами  в  Государственную  Думу  Федерального  Собра-

ния  РФ  о  внесении  изменений  в  Закон  РФ  от  18.10.1991  г. 

№1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» 

в части увеличения размера денежной компенсации до разу-

много и восстановления в преамбуле закона слов о компенса-

ции морального вреда. Законопроекты были отклонены.

V. Признания граждан, пострадавших в результате 

разрешения кризиса в Чеченской Республике, 

инвалидами вследствие военной травмы. 

Граждане Российской Федерации, проживающие на тер-

ритории Чеченской Республики, которые получили тяжелые 

ранения в ходе двух военных кампаний и стали инвалидами, 

не  признаются  инвалидами,  ставшими  вследствие  военной 

травмы. У данной категории граждан в графе «причина инва-

лидности» значится – «общее заболевание», тем самым они 

лишаются положенной социальной защиты.

Многолетние  попытки  решения  проблемы  не  дали  ни-

каких  результатов.  Поэтому  её  необходимо  рассмотреть  на 

федеральном уровне. Эта проблема, которая касается тысяч 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16

17

граждан России, проживающих в Чеченской Республике, за-

служивает внимания Президента Российской Федерации.

VI. Отбывание наказания осужденными жителями 

Чеченской Республики

Согласно ч.1 ст.73 ЦИК РФ осужденные и лишенные сво-

боды, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, 

отбывают наказание в исправительных учреждениях в преде-

лах территории субъекта Российской Федерации, в котором 

они проживали или были осуждены.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осуж-

денных или для обеспечения их личной безопасности, либо с 

их согласия, осужденные могут быть направлены для отбы-

вания наказания в соответствующее исправительное учреж-

дение, расположенное на территории другого субъекта Рос-

сийской Федерации.

Однако подавляющее большинство осужденных в Чечен-

ской  Республике  граждан  направляются  для  отбывания  на-

казания в отдаленные северные регионы Российской Феде-

рации.

Это  стало  возможным  вследствие  изменения  федераль-

ным законодательством ч. 2 ст. 73 УИК РФ и введения части 

четвертой данной статьи, по которой осужденные за указан-

ные в ней преступления направляются для отбывания наказа-

ния в соответствующие исправительные учреждения, распо-

ложенные в местах, определяемых федеральными органами 

уголовно-исправительной системы. 

Следует отметить, что требование части первой данной 

статьи не изменено и не отменено. Согласно части второй 

статьи 73 УИК РФ в прежней редакции, при отсутствии по 

месту жительства или по месту осуждения исправительно-

го учреждения соответствующего вида или невозможности 

размещения  осужденных  в  имеющихся  исправительных 

учреждениях, осужденные направлялись в исправительные 

учреждения, расположенные на территории данного субъ-

екта Российской Федерации, либо в исправительные учреж-

дения, расположенные на территории «другого ближайше-

го субъекта Российской Федерации», а в новой редакции 

части второй этой статьи осужденные при указанных выше 

обстоятельствах  направляются  «в  любой  другой  регион 

России». 

Более того, при этом в отдельные регионы РФ направля-

ются не только осужденные, не подпадающие под ч. 4 ст. 

73 УИК РФ, но и даже осужденные к отбыванию наказа-

ния в колонии – поселении.

Очевидно, что направление осужденных в Чеченской Ре-

спублике граждан в северные регионы Российской Федера-

ции и отбывание ими наказания в суровых условиях Севе-

ра коренным образом ухудшает их положение и это следует 

расценивать как применение к осужденным дополнительной 

меры наказания, не предусмотренного приговором суда. 

Считаем,  что  для  защиты  конституционных  прав  граж-

дан, необходимо внести изменения в ч. 2. ст.17 УИК РФ, ко-

торые  позволят  осужденным  отбывать  наказание  в  местах 

проживания, осуждения или в ближайших субъектах Россий-

ской Федерации. 

Во многих субъектах Российской Федерации имеют ме-

сто факты грубого нарушения прав осужденных в Чеченской 

Республике  на  условно-  досрочное  освобождение  (далее  – 

УДО), предусмотренное ст.79 УК РФ и ст.175 УИК РФ.

Анализ  практики  применения  судами  уголовно-до-

срочного освобождения к осужденным гражданам чеченской 

национальности  показывает,  что  положительное  решение 

по УДО зависит не столько от отношения осужденного к со-

вершенному преступлению, сколько от других, не предусмо-

тренных законодательством России, факторов на различных 

уровнях подготовки и принятия решения по УДО.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18

19

Имеется  неофициальная  информация  о  том,  что  есть 

установка «сверху» не применять условно-досрочное осво-

бождение к лицам чеченской национальности. 

Косвенным  свидетельством  того  является  тот  факт,  что 

из пятнадцати тысяч осужденных чеченцев, отбывающих на-

казание в исправительных учреждениях регионов России, в 

2009 году условно-досрочно освобождено менее одного про-

цента от числа ходатайствовавших.

В тоже время суды Чеченской Республики более объек-

тивно  подходят  к  решению  вопроса  об  УДО  осужденных, 

отбывающих наказание в исправительных учреждениях ре-

спублики. В 2009 году осужденными было подано 471 хода-

тайство.  Из  них  судами  удовлетворено  373,  что  составляет 

79% от ходатайствовавших.

Статистика постпенитенциарного рецидива в Чеченской 

Республике за 2009 год показывает, что из числа условно- до-

срочно освобожденных осужденных новые преступления со-

вершили около 20% из них. Этот показатель немного ниже 

общероссийского (по Российской Федерации 23-25%).

Полагаем, что Верховному суду РФ необходимо принять 

меры  к  объективному  рассмотрению  судами  регионов  Рос-

сии  заявлений  осужденных  в  Чеченской  Республике  об  их 

условно-досрочном освобождении.

Предложение: 

1.Необходим национальный проект реформирования 

1. 

системы исполнения наказания в соответствии с ду-

хом и потребностями времени. 

В  частности,  вместо  прокурорского  надзора  необхо-

димо введение так называемых тюремных судей как в 

других цивилизованных странах.

VII. Дискриминация по национальному признаку 

и проблема разжигания межнациональной розни

Дискриминация чеченцев по национальному признаку, к 

сожалению,  имеет  место  в  Российской  Федерации.  Больше 

миллиона граждан Российской Федерации не может беспре-

пятственно передвигаться по территории своей страны толь-

ко лишь потому, что они являются чеченцами. Это происхо-

дит в разных сферах жизни нашего общества. 

Есть масса фактов вымогательства на постах ГИБДД на 

административных  границах  Чеченской  Республики  с  со-

седними  республиками  («Кавказ»,  КПП-14  «Октябрьский», 

«Герзель», «Рубин»). По этому поводу правозащитники Че-

ченской  Республики  обращались  непосредственно  к  мини-

стру внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиеву. В результате, в част-

ности, на КПП «Герзель» (Республика Дагестан) сотрудники 

МВД по Республике Дагестан были заменены прикоманди-

рованными  из  других  регионов  России  и  обстановка  нор-

мализовалась. Однако по истечении короткого времени был 

оборудован  другой  КПП  на  небольшом  отдалении  от  КПП 

«Герзель» и прежняя порочная практика продолжилась.

К  этой  же  категории  относится  дискриминационная  по 

форме и содержанию процедура отдельного досмотра в аэро-

портах страны пассажиров, прибывающих из Чеченской Ре-

спублики. 

Вопиющие факты дискриминации встречаются в систе-

ме УФСИН России. По многочисленным фактам дискрими-

нации по национальному признаку осужденных жителей Че-

ченской Республики в исправительных учреждениях России 

правозащитники республики обращались к главам субъектов 

РФ, к руководству Федеральной службы исполнения наказа-

ний и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Физику с мировым именем Петру Капице принадлежат 

слова:  «Средства  массовой  информации  не  менее  опасны, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20

21

чем  средства  массового  уничтожения».  Можно  добавить: 

«Особенно в руках безответственных людей».

Низкопробные  фильмы  чеченофобского  содержания  на 

телевидении и в массовом кино, провокационные античечен-

ские  публикации  в  СМИ,  которым  нет  числа,  в  частности, 

статья «Чеченская Республика» в 58 томе Большой энцикло-

педии, выпущенной издательством «Терра», признанной За-

водским судом города Грозный экстремисткой, не могут, по 

определению, работать на укрепление многонационального 

многоконфессионального федеративного государства.

На серьезность проблемы обратил внимание Президент 

России Д.А.Медведев на встрече с главами субъектов СКФО, 

прошедшей 1 апреля 2010 года в Махачкале.

Предложения:

Создать  федеральное  ведомство  (министерство)  по 

1. 

национальной политике.

Ввести  регистрационные  номерные  знаки  автотран-

2. 

спорта единого образца для федеральных округов.

Раздел 2

СТАТИСТИКА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

ЗА 2009–2010 гг.

Тематика обращений за 2009 и 2010 годы

№ 

п/п

Тематика обращений

Всего

2009 г. 2010 г.

1

Вопросы прав осужденных

122

5

2 Без вести пропавшие граждане

110

128

3

Возмещение материального ущерба

134

69

4

Выплата задолженности по зарплате

51

93

5

Гражданство

19

17

6 Дискриминация по национальному 

признаку

28

33

7

Жалоба на правоохранительные 

органы

74

32

8 Жилищные и земельные вопросы

1202

1127

9

Защита прав вкладчиков

4

0

10 Компенсация за утраченное жилье и 

имущество

495

411

11

Личная неприкосновенность

45

48

12 Льготы на коммунальные услуги

133

222

13

Медицинское обеспечение

115

96

14

Нарушение избирательных прав

3

0

15

Нарушение уголовного производства

25

0

16 Не жалоба

25

0

17

Не соблюдение процессуальных 

норм

211

186

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22

23

18 Недозволенные методы ведения 

дознания

21

13

19

Несогласие с судебным решением, 

приговором

34

75

20 Обеспечение трудовых прав

112

97

21 Пенсионное обеспечение

146

203

22 Перевод осужденного в другую 

колонию

0

63

23 Получение, обмен паспорта

73

54

24 Права вынужденных переселенцев

6

2

25 Права матери и ребенка

250

337

26 Права потребителей

13

18

27 Право на жизнь

38

11

28 Право на ознакомление с 

документами

0

2

29 Приватизация

36

18

30 Реабилитация

24

38

31

Социальное обеспечение

380

286

32 Условно-досрочное освобождение 

осужденных

0

23

 

Всего:

3929

3707

Категория заявителей за 2009 и 2010 годы

№ 

п/п

Категория заявителей

Всего

2009 г. 2010 г.

1

Безработный

1547

1519

2 Ветеран боевых действий

15

6

3

Ветеран ВОВ

0

4

4

Ветеран труда

4

2

5

Инвалид

329

316

6 Истец

11

4

7

Коллектив

0

29

8 Малоимущий

170

304

9

Матьодиночка

56

0

10 Обвиняемый

9

8

11

Осужденный

99

110

12 Опекун

10

0

13

Пенсионер

864

869

14

Подозреваемый

2

3

15

Потерпевший

62

0

16 Предприниматель

27

0

17

Рабочий

323

343

18 Служащий

104

173

19

Студент

25

17

20 Член НПО

18

0

21 Член семьи

254

0

 

Всего:

3929

3707

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

24

25

Возрастная категория заявителей

за 2009 и 2010 годы

География обращений граждан по субъектам ЧР

за 2009 и 2010 годы

№ 

п/п

Возраст заявителей

Всего

2009 г. 2010 г.

1

до  20  лет

17

16

2 от  20  до  30  лет

361

451

3

от  30  до  40  лет

704

554

4

от  40  до  50  лет

1068

905

5

от  50  до  60  лет

1075

1047

6 от  60  до  70  лет

405

416

7

более  70  лет

299

318

 

Всего:

3929

3707

№ 

п/п

Муниципальное образование 

Всего

2009г. 2010г.

1

г. Аргун

0

155

2 Ачхой-Мартановский район

0

170

3

Веденский район

105

110

4

Грозненский район

226

184

5

г. Грозный

1611

1340

6 Гудермесский район

447

446

7

Итум-Калинский район

11

7

8 Курчалойский район

177

183

9

Надтеречный район

193

113

10 Наурский район

310

306

11

Ножай-Юртовский район

56

34

12 Сунженский район

41

46

13

Урус-Мартановский район

177

299

14

Шалинский район

10

20

15

Шаройский район

0

3

16 Шатойский район

72

97

17

Шелковской район

65

51

 

Всего:

3768

3564

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

27

География обращений граждан по субъектам РФ

за 2009 и 2010 годы

п/п

Наименование региона

2009 г. 2010 г.

1

Астраханская область

4

7

2 Белгородская область

2

0

3

Брянская область

0

2

4

Владимирская область

0

2

5

Волгоградская область

9

10

6 Вологодская область

4

0

7

Воронежская обл.

0

1

8 г. Москва

17

9

9

г. Санкт-Петербург

3

1

10 Забайкальский край

1

0

11

Ивановская область

1

1

12 Кабардино-Балкарская Республика

2

2

13

Калужская область

0

1

14

Карачаево-Черкесская Республика

1

1

15

Кемеровская область

1

2

16 Кировская область

3

1

17

Краснодарский край

9

5

18 Красноярский край

3

2

19

Курганская область

0

1

20 Курская область

0

3

21 Московская область

0

2

22 Мурманской обл.

0

1

23 Нижегородская обл.

0

2

24 Омская область

0

2

25 Оренбургская область

1

0

26 Орловская область

0

2

27 Пермский край

2

3

28 Республика Адыгея

1

1

29 Республика Башкортостан

3

0

30 Республика Дагестан

18

12

31

Республика Ингушетия

13

9

32 Республика Калмыкия

1

4

33

Республика Коми

0

2

34

Республика Саха-Якутия

0

1

35

Республика Северная Осетия

6

3

36 Республика Татарстан

1

1

37

Республика Чувашия

2

0

38 Ростовская область

8

8

39

Рязанская область

1

1

40 Саратовская область

1

2

41

Свердловская область

2

4

42 Смоленская область

1

0

43

СНГ

10

0

44

Ставропольский край

23

11

45

Тверская область

0

2

46 Тюменская область

2

2

47

Ульяновская область

0

4

48 Хабаровский край

2

0

49

Челябинская область 

0

2

50 Ямало-Ненецкий АО

3

11

 

Всего:

161

143

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

29

Раздел 3

 ЛИЧНыЙ ПРИёМ ГРАЖДАН

УПОЛНОМОЧЕННыМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 

В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В завершающем пятилетний цикл своей деятельности в 

должности Уполномоченного по правам человека в Чеченской 

Республике 2010 году Н.С. Нухажиев лично принял у себя в 

офисе свыше пятисот граждан. Классификация вопросов, с 

которыми обращались к Уполномоченному, и их статистика 

таковы:

Право на жизнь и личную неприкосновенность – 2

1. 

Вопросы служебной деятельности – 185

2. 

Личные вопросы – 77

3. 

Нарушение прав детей – 3

4. 

Вопросы труда и заработной платы – 15

5. 

Вопросы по без вести пропавшим – 28

6. 

Вопросы нарушения прав осужденных – 13

7. 

Жилищные вопросы – 10

8. 

Дискриминация по национальному признаку и меж-

9. 

национальные отношения – 20

Вопросы судопроизводства и нарушения прав граждан 

10. 

представителями правоохранительных органов – 16

Вопросы медицинского обслуживания – 2

11. 

Вопросы социального обеспечения – 6

12. 

Вопросы компенсационных выплат – 2

13. 

Рабочие встречи – 102

14. 

Работа со СМИ – 34

15. 

Работа  с  представителями  НПО  и  государственных 

16. 

органов – 47

Дру

17. 

гие вопросы – 13

Тезис  «Всё  познаётся  в  сравнении»  в  данном  разделе 

имеет  прикладное  значение.  Именно  об  этом  свидетель-

ствует  сравнительно-сопоставительный  анализ  статистики 

2010  г.  с  предыдущими  двумя  годами.  Три  последних  года 

взяты из соображений, что именно с 2008 года институт го-

сударственной правозащиты в Чеченской Республики крепко 

стал на ноги.

Сравнительный же анализ позволяет сделать следующие 

выводы:

Снижение  показателей  обращений  граждан  лично  к 

Уполномоченному  за  последние  три  года  говорит  о  посте-

пенном и неуклонном выправлении ситуации с соблюдением 

прав человека в Чеченской Республике.

Если  на  2007  год  пришёлся  пик  обращений  непосред-

ственно  к  Уполномоченному  по  правам  человека,  то  столь 

динамичное снижение этих показателей – безусловное сви-

детельство того, что заработали в полную силу все органы 

государственной власти, правоохранительная система, вырос 

уровень правового сознания граждан, окрепли гражданские 

организации.

Лишнее  тому  свидетельство  –  сравнительный  анализ 

данных за последние два года по основным вопросам.

Неудивительно, что почти совпали показатели вопросов 

служебной деятельности – 186 против 199.

Обращения по личным вопросам снизились со 126 до 77. 

Однако этот «дефицит» почти покрывается обращениями к ре-

гиональным  представителям  Уполномоченного.  Неслучаен, 

конечно, удельный вес в личном приеме и по вопросам по-

хищенных и пропавших без вести. Снижение показателей 

с 48 до 28 на фоне того, что ни один человек из около пяти 

тысяч за прошедший год не найден ни живым ни мёртвым, 

говорит только о том, что родные и близкие этих несчастных 

физически и морально устают от хождений по мукам. Люди, 

возлагающие  большие  надежды  на  идею  создания  межве-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

31

домственной комиссии, начинают уставать. Именно эту уста-

лость выражали родственники похищенных и пропавших без 

вести во время личного приёма у Уполномоченного по пра-

вам человека в Чеченской Республике.

Из года в год чеченские правозащитники предупреждали 

и власть предержащих и своих коллег из других регионов о 

том, что в стране расцветают шовинизм, расизм и фобии всех 

мастей. Предварительный итог – события на Манежной пло-

щади в Москве. На предмет чеченофобии, в которой действу-

ющими лицами были люди в погонах, в судейских мантиях, 

отдельные представители СМИ в разных регионах России, к 

Уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике 

лично обратилось 20 человек. Предмет обращения – дискри-

минация по национальному признаку. То, что в предыду-

щем году таких было всего 6, говорит само за себя.

Не приходится говорить о каком – либо улучшении ситу-

ации в судопроизводстве и в системе исполнения наказаний, 

когда  речь  идёт  о  гражданах  России  чеченской  националь-

ности.

По  вопросам  судопроизводства  в  2010  году  к 

Уполномоченному лично обратилось 16 человек (в 2009 году 

– 13). Снижение показателя 19 в 2009 году до 13 в 2010г., при-

шедших на приём по вопросам нарушения прав осужден-

ных (жителей Чеченской Республики), скорее укладывается 

в арифметическую погрешность, чем в критерий качествен-

ного улучшения.

Не претерпела статистика изменений и в вопросах труда 

и заработной платы – 15. (в 2009 году – 16)

Если вспомнить, какой строительный бум переживала ре-

спублика именно в два последних года, то 31 обратившихся 

непосредственно к Уполномоченному по правам человека в 

Чеченской Республике по этому животрепещущему вопросу 

– лишнее подтверждение того, что руководство республики 

эффективно решает эту проблему.

Есть снижение и числа обратившихся по жилищным во-

просам – 10 (против – 16). Это тем более отрадно, что прак-

тически снят с повестки дня вопрос возвращения беженцев 

– ни одного пришедшего на приём!

По вопросам социального обеспечения на приём при-

шло 6 человек.

По 2 человека – по вопросам медицинского обслужива-

ния и выплат компенсаций. Следует оговориться, что по-

следнее связано далеко не с тем, что у нас образцовое медицин-

ское обслуживание и компенсации выплачиваются, как поло-

жено. К сожалению, нет. Просто в аппарате Уполномоченного 

по правам человека в Чеченской Республике есть люди, зани-

мающиеся сугубо этими вопросами.

Также в 2010 году Уполномоченный провёл 102 рабочие 

встречи, 47 – с представителями НПО и государственных 

органов, 34 – со СМИ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32

33

Раздел 4

О ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТОНАхОЖДЕ-

НИЯ ПОхИЩЕННых И ПРОПАВшИх БЕЗ ВЕСТИ 

ГРАЖДАН.

Материалы пресс-конференции Н.С. Нухажиева, посвя-

щенной проблеме установления местонахождения похищен-

ных и пропавших без вести граждан.

Нурди Садиевич, надеетесь ли Вы лично,что пробле-

ма установления местонахождения похищенных граждан 

будет решена в ближайшее время?

– Решение этой проблемы не в компетенции руководства 

правоохранительных органов и даже руководства Чеченской 

Республики. Все, что в наших силах, мы уже сделали. Решить 

проблему  установления  местонахождения  похищенных  и 

без  вести  пропавших  жителей  Чечни  пытался  еще  первый 

Президент нашей республики А.-Х.А.Кадыров. О необходи-

мости создания на федеральном уровне межведомственной 

комиссии с участием представителей Генеральной прокура-

туры, Министерства обороны, МВД, ФСБ, других заинтере-

сованных министерств и ведомств, кстати, было впервые за-

явлено именно первым Президентом. С тех пор, на протяже-

нии многих лет мы добиваемся создания такой комиссии для 

решения проблемы. Куда только мы не обращались по этому 

поводу. К руководителям силовых структур страны, к предсе-

дателю правительства, Президенту Российской Федерации, а 

также  к  руководителям  международных  организаций.  Но, 

как говорится, воз и ныне там. Обнадеживает, что на встре-

че с представителями общественных организаций Северного 

Кавказа  Президент  России  Дмитрий  Медведев  обещал  по-

мочь решить вопрос с лабораторией по идентификации экс-

гумированных тел. Как известно, в Чеченской Республике до 

сих пор остаются невскрытыми несколько десятков захоро-

нений из-за отсутствия этой лаборатории.

– По предложению Главы ЧР Р.А.Кадырова в прошлом 

году  была  создана  депутатская  комиссия  по  установле-

нию местонахождения похищенных и пропавших без ве-

сти жителей Чеченской Республики. В постоянном режи-

ме занимается этим вопросом и прокуратура республики. 

Каков уровень взаимодействия с ними Уполномоченного 

по правам человека?  

– Для решения этой болезненной проблемы в республике 

сделано очень многое.

Накоплена огромная база различных документов и сви-

детельских показаний. Но, к большому сожалению, они пока 

не востребованы.

Что касается взаимодействия с прокуратурой республи-

ки  и  депутатской  комиссией  парламента  ЧР,  то  оно  на  до-

статочно высоком уровне. Хочу особо отметить доступность 

и  открытость  прокуратуры  Чеченской  Республики  после 

назначения  прокурором  республики  Михаила  Савчина.  До 

этого наши отношения с республиканским надзорным орга-

ном складывались не совсем гладко. «Информационная от-

крытость,  объективность,  взаимодействие  с  гражданским 

обществом – это три главные составляющие, которыми бу-

дет руководствоваться прокуратура в своей работе», – сказал 

Савчин, выступая на первой своей встрече с представителя-

ми  республиканских  и  региональных  неправительственных 

организаций в офисе омбудсмена республики. Такая позиция 

прокурора республики не может не импонировать правоза-

щитному сообществу Чеченской Республики. 

Между Уполномоченным по правам человека в ЧР и про-

куратурой  ЧР  подписано  соглашение  о  взаимодействии,  в 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..