Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 4

 

 


Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по подготовке к письму, а позднее по письму (здесь, говоря о письме, мы имеем ввиду воспитание графических навыков).


Воспитатель присутствует на занятиях логопеда, так как отдельные элементы этого занятия включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свои занятия, а логопед, по своему усмотрению, берет одного или нескольких детей на индивидуальную работу в кабинет. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей.


После третьего занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные остаются на логопедические занятия. Прогулки также могут быть использованы для развития внимания, памяти, закрепления правильного произношения поставленных звуков. С этой целью проводятся разнообразные подвижные игры.


Во второй половине дня воспитатель ежедневно проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда

Обучение на занятиях


На фронтальных занятиях присутствуют все без исключения дети. Занятия проводятся на протяжении всего времени обучения по определенной системе и единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией.


Материал фронтальных занятий всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливаются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.


Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.


Первый период обучения


Первый период обучения длится два месяца. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, осознанному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. Одновременно дети знакомятся с некоторыми буквами, овладевают некоторыми навыками чтения и письма.


В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служат зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.


Остановимся более подробно на задачах, которые встают в первом периоде обучения.


  1. Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи.


    В процессе отработки звуков дети вначале учатся отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставленных (например, а – и – у); постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о – у; к – х; л – йот и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивается как вне речи, так и в составе слогов и слов не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации к – х), но и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее; так, звук с в процессе его закрепления сравнивается со звуками з, ш, щ.

    Постоянное сравнение звуков, наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, дает толчок для завершения задержавшегося по тем или иным причинам процесса фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.


    На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки изучаются в следующей последовательности: у, а, и, п, п’, э, т, к, к’, м, м’, л’, о, х, х’, (к – х), йот (л’ – йот), ы (ы – и), с (в скобки взяты пары звуков, дифференциация которых осуществляется и на специальных занятиях) (СНОСКА: В зависимости от конкретных недостатков произношения у детей той или иной группы логопед может несколько изменить последовательность изучения звуков.)


    Одновременно (с первых дней пребывания детей в детском саду) в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильного произносимых звуков или их уточнение с таким расчетом, чтобы ко времени изучения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого грубо нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук.


    Надо сказать, что дети шестилетнего возраста с фонематической недостаточностью при произнесении многих звуков речи чаще всего уже не испытывают артикуляционных затруднений. К этим звукам относятся: а, о, у, э, и, ы, м, м’, н, н’, п, п’, т, к, к’, х, х’, ф, ф’, в, в’, л, йот, б, б’, д, г, г’. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, смешиваются между собой (к – х; в – б; ф – в; п – б и т.п.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (п замещает б; т или д – свистящие и шипящие; л’ – л и р и т.п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено. Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, х, л’, йот, б, д, г) иногда произносятся неправильно или вовсе не произносятся некоторыми детьми. По отношению к таким детям задача расширяется: следует исправить неправильное произнесение ими звуков, прежде чем начнутся занятия по закреплению уже правильно произносимых звуков на фронтальных занятиях.


    Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировалось, а у некоторых сформировались дефектно. Сюда относятся р, р’, л, свистящие и шипящие, т’ и д’. Особенно трудны для усвоения свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звуки т и д’. В большинстве случаев стоит вопрос о постановке всех этих звуков, реже – только об уточнении артикуляции и о дифференциации.

    С целью развития произвольного внимания и совершенствования слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Первая группа упражнений предусматривает восприятие речи. Дети отвечают жестом, действием, предъявлением картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь весьма ограничен. Вторая группа упражнений предусматривает не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т.д.


    Для упражнений в произношении слов и предложений логопеду необходимо иметь соответствующий дидактический материал.


  2. Вторая задача, которая решается в первом периоде обучения, - подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.


    В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.


    На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.


    Вторая по трудности ступень подготовки – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок (в это время проходятся звуки т, п, м, к). В это же время дети учатся выделять из слов первый и последний согласный.


    Следующая ступень подготовки к анализу слова – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные.


    После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа ма.

    Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слов типа суп.


    Постепенно, одновременно с уточнением правильного произношения звуков и усвоением указанных форм фонемного анализа, дети знакомятся с буквами у, а, и, п, м, т, к, о, ы, с, учатся читать и писать обратные слоги (типа ап), прямые (типа мо, ми), слова типа мак.


    За это же время дети постепенно овладевают терминами «звук»,

    «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук»,

    «мягкий звук».


    Для проведения занятий по обучению чтению и письму логопеду необходимо иметь следующие пособия.


    В первую очередь надо сшить или приобрести кассы букв. Буквы, как строчные, так и заглавные, рекомендуется иметь в достаточном количестве с таким расчетом, чтобы каждый ребенок мог сложить не менее пяти-шести слов или одно-два предложения. Кассы букв используются на всех этапах обучения. Заполняются кассы буквами постепенно.


    Для письма используются тетради в две линейки и шариковые ручки двух цветов – синего и красного.


    Почти с самого начала обучения понадобятся указки и цветные фишки (квадратики из плотного материала размером 1,5 × 1,5 см): красные – для обозначения гласных звуков, черные – для обозначения твердых согласных звуков, несколько позднее – синие – для обозначения мягких согласных звуков. Наборы фишек и указки вкладываются в индивидуальные конверты.


    Кроме того, для составления и чтения слогов и слов используются картонные ленты с напечатанными на них буквами или слогами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотного материала (рис.

    1) (так называемые «окошечки»). Протаскивая поочередно ленты, дети составляют слоги или слова.


    В первую очередь для составления обратных и прямых слогов используются ленты № 1 и № 2. (Буквы можно вписывать постепенно по мере их прохождения.) В конце первого периода обучения добавляется лента № 3, которая используется вместе с лентой № 2 для чтения слов типа мак. В конце первого и начале второго периода обучения добавляются еще две ленты (№ 4 и № 5), с помощью которых дети упражняются в чтении слов типа косы, кони, няня.


    image


    Для упражнения в чтении слогов готовится пособие, состоящее из прямоугольника, сделанного из плотного материала (примерно 40 × 30 см), с шестью расположенными вертикально кармашками для гласных букв по обеим сторонам и одним кармашком в центре для согласной буквы (рис. 2).


    image


    Таблица слогов – необходимое пособие, используемое в течение всего букварного периода. На таблице пишутся прямые слоги со всеми буквами в последовательности их прохождения.


  3. Что касается развития речи детей, то как это указывалось выше, материал, который служит для закрепления правильного произношения

звуков, подбирается таким образом, чтобы он одновременно удовлетворял задаче устранения пробелов лексико-грамматического развития. Уже в это время, несмотря на ограниченность правильно произносимого речевого фонда, появляется возможность включать в занятия некоторые упражнения, направленные на развитие словаря и формирование грамматически правильной речи. Так, слова, используемые для закрепления правильного произношения любого из усваиваемых в это время звуков, предлагаются детям как в единственном, так и во множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа, по возможности в уменьшительной форме (дом – дома – домов – домик – домики – домиков; колесо – колеса – колес – колесико – колесики – колесиков). Во всех случаях дети самостоятельно образовывают нужные формы слова. Включаются упражнения: в договаривании недостающих слов «Это утка, а это?» (Утки.) «Тут много?» (Уток.) «Это дуб, а это маленький?» (Дубок.); в угадывании задуманного слова по его окончанию: «Какую картинку (вывешивают картинки «Муха» и «Мухи») я задумала, если в слове последний звук и


Внимание детей привлекается к согласованию глаголов с существительными в числе: «Оля?» (Поет.) «Коля и Валя?» (Поют.); в лице: «Я?» (Купаю Тату.) «Юля?» (Купает Тату.); к образованию глаголов совершенного и несовершенного вида (копали – выкопали). Ряд такого рода упражнений включен в описываемые ниже занятия. В связи с закреплением правильного произношения звука с проводятся некоторые упражнения в согласовании прилагательных с существительными.


В первом периоде обучения детям дается представление о предложении; обращается внимание на то, что предложение состоит из слов, что слова в предложении расположены в определенной последовательности и должны находиться в определенной грамматической форме. Вначале с помощью вопросов «Кто? Что делает? Делает что?» выделяются слова из простого распространенного предложения с прямым дополнением (см. занятие на звуки л’ – йот). В дальнейшем дети учатся самостоятельно составлять предложения вначале из слов, данных в нужной грамматической форме, т.е. задача заключается лишь в том, чтобы найти правильный порядок слов (сок, Соня, пьет), а несколько позднее из слов, данных полностью или частично в начальной форме (копать, Вова, яма). Постепенно включаются предлоги на, у, в (Соня, у, сумка; стол, на, стакан).


Как можно раньше следует развивать у детей навык отвечать на вопрос полным предложением. С этой целью, а также с целью развития у детей произвольного внимания и слуховой памяти проводятся упражнения, в процессе выполнения которых дети должны запоминать определенный речевой материал, а затем использовать его при ответах на вопросы (см. упражнения на звуки л’ – йот).

Во второй половине данного периода обучения появляется возможность заучивать наизусть небольшие тексты. В процессе заучивания детям предлагается ответить на вопросы полным предложением. Логопед постоянно следит за тем, чтобы они давали четкие ответы и правильно строили предложения.


С начала первого периода обучения происходит развитие графических навыков. Эти занятия проводятся воспитателями.


В первую очередь логопед подбирает упражнения, цель которых – закрепление произносительных навыков (сюда же относится характеристика звуков – согласный или гласный, если согласный, то твердый или мягкий, позднее глухой или звонкий) и различение звуков. Эти упражнения обязательны на каждом занятии. Наибольший вес они имеют на начальных этапах обучения.


Последующие упражнения, как правило, имеют двойную цель. Так, одни упражнения в произнесении слогов и слов направлены одновременно на развитие слухового (а иногда и зрительного) внимания и произвольного запоминания или совершенствование навыков анализа звукового состава слова. Другие упражнения направлены одновременно на овладение детьми грамматическими нормами языка. С момента усвоения детьми звуков л’ и йот такого рода упражнения, постепенно усложняясь, включаются в большинство занятий.


Упражнения в заучивании наизусть небольших текстов сочетаются с воспитанием умения давать полные ответы на вопросы и развитием произвольного запоминания.


Проводимые в первом периоде обучения упражнения с фишками и буквами в одних случаях органически вплетаются в ткань занятия, когда усвоение звука совпадает с усвоением буквы, в других случаях (например, при изучении звуков х, л’, йот и т.п.) они являются самостоятельной частью занятия.


При планировании каждого занятия логопед указывает, с какой целью проводится занятие. Чаще всего указывается, произношение какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить; какие задачи ставятся в отношении развития слухового восприятия, внимания, памяти; какие формы анализа звукового состава речи предусматривается провести, какие упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических навыков, будут включены в занятие.

В течение первого периода обучения фронтальные занятия по произношению проводятся пять раз в неделю. Фронтальных занятий по грамоте не проводится. Усвоение букв в это время сочетается с устными упражнениями, направленными на воспитание четкого и правильного произношения звуков и развитие фонематического восприятия.


Следует отметить, что усвоение звуков не всегда совпадает с усвоением букв. Звуков в первом периоде обучения усваивается детьми больше, чем букв.


С самого начала обучения в слоговой и словарный материал занятий включаются любые звуки, правильно произносимые детьми данной группы. Это, как правило, звуки м, м’, н, н’, ф, ф’, в, в’, п, п’, т, к, реже к, х, х’, л, й, б, б’, д, г, г’.


Первая неделя обучения Звук и буква у – два занятия. Звук и буква а – два занятия.

Звуки и буквы а и у – одно занятие.


Тема занятия: звук у (первое занятие).


Цель занятия: четкое произношение звука у; сравнение звука у с гласными а, ы, и; выделение звука у из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой у.


Примерный ход занятия


1. Организационный момент.


Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.


  1. Постановка цели занятия.


    Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук

    у и познакомитесь с буквой у».


  2. Произнесение звука у.


    1. Детям предлагается очень четко произносить звук у тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук у – гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.

    2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у, т.е. ут, ум, ук; ту, му, ну и т.п.


  3. Выделение звука у на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).


    1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук у». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).


    2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.


    Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.


  4. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.


    1. Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у.


      логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка, выделяя интонационно звук у. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук у. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук у выделяется еще из 2 – 3 слов (ухо, Уля, улитка). На этот раз детям предлагается самим выделить звук у из начала слова.


    2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли, т.е. со звуком у в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук у, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова дуб, буквы, суп, сумка и т.п.).


  5. Знакомство с буквой у.


Детям раздают кассы, в которые вложена буква у. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква у большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.


Второе занятие на звук у.


Повторяется произношение слов со звуком у.


Повторно проводится упражнение на выделение звука у из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву у.


Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у; если есть, то надо поднимать букву у. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (улица, утюг, утенок, уши и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук и, как наиболее отличный от звука у (ива, Иван, игры).


Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у.


Запись (повторно) буквы у.


Развитие внимания (проводится как игра).


Логопед говорит: «Посмотрим, умеете ли вы хорошо слушать. Я вам буду что-то говорить только один раз, а потом тот, кого я вызову, должен это сделать».


Инструкции для запоминания даются примерно такие: «Надо подойти к полке с игрушками, взять большого коричневого мишку и посадить его на маленький стульчик, который стоит около окна». «Надо взять три картинки, одну положить на стол, другую отдать Мише, а третью оставить себе». И т.п.


На звук и букву а материал подбирается примерно так же, как на звук и букву у.


Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.


Опишем примерный ход занятия.

Тема занятия: звуки а и у.


Цель занятия: повторение звуков а и у; выделение звуков а и у из начала слова; анализ сочетаний типа ау.


Примерный ход занятия


  1. Организация детей.


  2. Повторение звуков и букв а и у.


    Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учили на прошлых занятиях?» (А, у.) Дети показывают соответствующие буквы и говорят: звуки и буквы а и у – гласные.


    1. В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а и у, четко их артикулируя (один ребенок произносит а, следующий – у, затем опять а и т.д.).


    2. Соотнесение артикуляции со звучанием. Инструкция при этом дается примерно такая: «Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать». Логопед (или кто-либо из детей) беззвучно артикулирует. Дети называют соответствующие звуки, очень четко при этом артикулируя. Кроме отдельных звуков для «угадывания», предлагаются сочетания из двух звуков – ау, уа. Дети произносят звуки или сочетания, после чего их внимание привлекается к количеству и последовательности звуков. Так, например, проартикулировав сочетание ау, логопед предлагает произнести его кому-либо из детей, а затем задает следующие вопросы:

      «Сколько всего звуков ты сказал?» (Два.) «Какой первый звук?» (А.) «А второй?» (У.)


  3. Выделение начального гласного из слова.


    Логопед называет слова, начинающиеся на звук а или на звук у (аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е. а или у, и поднять соответствующую букву.


  4. Произнесение слов, начинающихся на звуки а и у.


    На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.


  5. Физкультминутка или какое-либо упражнение с движением.

  6. Выкладывание после анализа слов ау и уа.


  7. Запись слова ау. Дети узнают, что в слове буквы пишутся рядом.


  8. Игра на развитие внимания (см. второе занятие на звук у).


  9. Подведение итогов занятия.


Как видно из описания содержания занятий, проводимых на первой неделе обучения, каждое из них начинается с организации детей, мобилизации их внимания. Это важный момент, от которого во многом зависит поведение детей в течение всего занятия. Однако здесь могут быть разные варианты. Постановка цели («Будем учить новый звук, познакомимся с новой буквой») создает определенную направленность внимания, условия для более осознанного усвоения предлагаемого материала. В середине занятия проводится физкультминутка или какое- либо упражнение с движением. Учебные формы проведения упражнений чередуются с игровыми.


В процессе проведения занятий много времени отводится на артикулирование звуков. Намеченные для изучения звуки произносятся как изолированно, так и в составе слогов и слов. При этом обязательным является требование предельно четко произносить речевой материал.


Воспитание произносительных навыков постоянно сочетается с развитием слухового восприятия, фонемного анализа, внимания к речи. Материал для занятий постепенно усложняется. За первую неделю обучения дети овладевают правильным произношением звуков а и у, узнают буквы а и у, учатся сравнивать звуки, выделять их из ряда гласных и из начала слова; позднее знакомятся с тем, что можно сосчитать и определить последовательность произнесенных звуков. Вначале опора на артикулирование помогает справиться с подобными заданиями и тем детям, у которых еще недостаточно развито фонематическое восприятие. По мере развития фонематического восприятия использование артикуляционной опоры сходит на нет.


Занятия, как правило, заканчиваются подведением итогов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..