Главная Учебники - Разные Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 ..
Детей со сниженным слухом следует направлять в детские сады для детей с нарушением слуха. Графа общее развитие заполняется на основании обследования и наблюдения за ребенком во время занятий. Дети со сниженным интеллектом не подлежат приему в группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Однако среди полноценных детей могут быть дети с различным уровнем развития. Нередко дети с фонематическим недоразвитием, стесняясь своего дефекта, становятся молчаливыми, замкнутыми; во время занятий (имеются в виду занятия в детском саду) они стараются не отвечать на вопросы, не принимать участия в общей работе. Не удивительно, что их развитие несколько задерживается. Задача логопеда заключается в том, чтобы выявить таких детей и в дальнейшем обратить на них особое внимание. Обследование начинается с беседы. Вначале задаются вопросы, на которые легко ответить: «Как тебя зовут? Кто тебя к нам привез? Есть ли у тебя брат? Какие у тебя есть игрушки?». Используя картинки, логопед задает ряд вопросов, ответы на которые покажут, как ребенок ориентируется в окружающем. Так, например, показав ребенку картинку, на которой изображена зима и зимние забавы детей, можно задать такие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?» Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: «А на чем еще можно ездить?» Путем наводящих вопросов следует постараться добиться наиболее полного ответа. Кроме беседы, можно использовать следующие приемы. Определение последовательности действия. Используются картинки (4 – 5 штук) с изображением развивающегося в определенной последовательности сюжета, например: мальчик и девочка покупают шар; шар улетел и запутался в ветках дерева; пионер достает шар; пионер отдает шар детям. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки (картинки предварительно перемешиваются) и разложить их в нужной последовательности. Затем ребенок составляет рассказ. Счет. Ребенку 6 – 7 лет обычно доступны пересчет предметов в пределах 10, правильное соотнесение названия с количеством в пределах 5 – 6, решение (в этом же пределе) простейших арифметических задач. Можно задать и такие вопросы: «Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько пальцев на руке? Сколько ног у курицы? А у собаки? Сколько колес у легковой машины? А у велосипеда?». В случае выявления затруднений в счете ребенку необходимо в дальнейшем уделить особое внимание во время занятий счету, а иногда и организовать дополнительные занятия (с воспитателем). С помощью предметных картинок выясняется, может ли ребенок объединять предметы в определенные группы (животные, овощи, посуда, транспорт, мебель и т.п.). Для этого ему дают ряд картинок (все картинки перемешиваются) и предлагают разложить их по группам. (Что к чему подходит?) В случае затруднения логопед показывает, как это делается. В большинстве случаев ребенку 6 – 7 лет такое задание доступно. Если после объяснения и показа ребенок все же не справляется с заданием, то задача облегчается – ему предлагается разложить картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к 2
Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими – показатели недостаточного различения звуков. Кроме того, логопед может использовать некоторые специальные приемы. Повторение вслед за логопедом слогов с оппозиционными звуками, например: са – ша, ша – са, са – ша – са; ча – ща, ща – ча – ща и т.п. (при условии, что проверяемые звуки произносятся ребенком различно). Логопед произносит ряд слогов, например: ас, аш, ащ, ас, ац, ас и т.д., ребенку предлагается поднимать руку, если он услышит в составе слога определенный звук (в данном примере звук с). Аналогично можно предложить для сравнения слова, начинающиеся на определенный звук, например: сани, шапка, собака, щука, терка и т.п. Более сложное задание, требующее от ребенка самостоятельного выделения звука (т.е. без опоры на слуховое восприятие) – это подбор с помощью предметных картинок слов, начинающихся на определенный звук. (Это задание дается только тем детям, которым доступно выделение звука из слова.) Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку даются картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля, цветы, цыпленок, зубы, замок, зонт (все картинки перемешиваются). Ребенок сам называет картинки и откладывает те, название которых, по его мнению, начинается на звук с. Аналогичное задание может быть дано для различения какой-либо пары звуков. Логопед записывает примеры ошибочных ответов. В такой же последовательности, как это показано на примере обследования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков. Следующая группа – соноры р, р’, л, л’, м, м’, н, н’, йот. Звуки н, н’, м и м’ редко подвергаются искажению, исключая межзубное произношение звуков н и н’, на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произносятся звуки н и м и достаточно ли мягко – звуки н’ и м’. С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т.е. ны, ни, ну, ню и в обратном слоге: ан – ан’. Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т.е. йа (я) и йу (ю) и в обратном слоге: ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что нередко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются следующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет молоко; Коля и Петя – братья. Произношение звуков р, р’, л, л’, которые часто искажаются, тщательно проверяется. Приведем примерный материал, который может быть при этом использован. Повторение слогов, слов, предложений, текстов с оппозиционными звуками: например: ра – ря; ла – ра; ла – ра – ля и т.п. р – р’: ракета, речка. В огороде растет репа и редиска. Проворная белка прыгает с дерева на деревою р – л: рыболов, проволока. Тарелка упала и разбилась. Разыгрался толстый мяч, испугался старый грач. р – л – р’ – л’: рояль, маляр, вертолет, пропеллер. Следующая группа звуков – глухие и звонкие, т.е. звуки п – б; т – д; к – г; ф – в; с – з в твердом и мягком звучании и звуки ш – ж. Приведем примерный материал, который можно использовать при выявлении недостатков произношения к и х: У Коли болит ухо. Утенок покрыт пухом. На елке засох сук. Мягкий снег, как пух, Как рой белых мух, Хлопьями валит, Под ногой хрустит. Для повторения даются слоги типа: ка – ха, ка – ха – кА. Графа произношение слов сложного слогового состава. У некоторых детей наряду с неправильным произношением звуков наблюдаются ошибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т.е. дети часто искажают слова, опуская или переставляя слоги и звуки (например, лисипед вместо велосипед, мицаней вместо милиционер, таитита вместо строительство, деверо вместо дерево и т.п.), необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов. Примеры искаженного произношения слов записываются в карту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке зажглись разноцветные электрические лампочки. Саше понравился пластмассовый кораблик. Милиционер регулирует уличное движение. Мотоциклист едет на мотоцикле. Космонавт управляет космическим кораблем. Ткачиха ткет ткань Заполняя графу анализ звукового состава речи, чтение, письмо, логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа: а) выделение ударного гласного из начала слова. Это наиболее легкая форма анализа в норме доступна с 4 – 5 лет. Для выделения звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля. б) выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей старшего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предварительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно – они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть. Для выделения первого звука подбираются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т.п. Заполняя графу анализ звукового состава речи, чтение, письмо, логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа: а) выделение ударного гласного из начала слова. Это наиболее легкая форма анализа в норме доступна с 4 – 5 лет. Для выделения звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля. б) выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей старшего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предварительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно – они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть. Для выделения первого звука подбираются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т.п. ) выделение конечного согласного из легких слов типа мак, кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет детей с фонематическим недоразвитием. г) выделение конечного гласного (ударного) из слов типа мука, луна, шары. Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа. д) знание букв, чтение, письмо. Графа грамматический строй речи. У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуемых приемов можно составить лишь приблизительное представление о состоянии речи ребенка. В дальнейшем, в процессе живого общения с ребенком и наблюдений за ним, это первоначальное представление будет уточняться. Опишем некоторые из используемых приемов.
а) образование уменьшительной формы существительных. Логопед предлагает ребенку «поиграть» так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик; если я скажу шапка, ты говори шапочка». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования уменьшительной формы существительных примерно следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей. б) образование прилагательных от существительных. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф, доска и т.п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревянный.) Если ребенок затрудняется, ему подсказывается ответ: «Стул деревянный, стол тоже какой…» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Железный.) Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух. Графа словарь. На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены специальные задания: а) назвать предметы по картинкам или по непосредственному восприятию (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка, беседка, клумба). б) назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя. в) подобрать слова с противоположным значением к словам большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший. Слова можно включать в состав предложения: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта? г) назвать профессии: Кто работает на подъемном кране? Кто пишет книги? Кто воспитывает детей? Кто водит поезда? Кто выдает книги в библиотеке? Кто ухаживает за телятами? Кто доит коров? Кто разносит газеты, журналы? Во всех случаях логопед записывает примеры ошибок. План работыНа основании данных обследования, с учетом общего плана обучения (см. ниже), составляются планы индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане указывается, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и намечаются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях добиться правильного его произношения и первоначального закрепления на материале слогов, слов, несложных текстов. Отмечается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи. Учитываются и все другие затруднения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи. Кроме того, при составлении плана работы необходимо учитывать общее развитие ребенка, его работоспособность. Распорядок дняПредлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с несформировавшимся звукопроизношением требует четкой организации жизни детей во время их пребывания в детском саду. Совмещение специальных занятий по исправлению недостатков с выполнением общих программных требований, естественно, приводит к дополнительной нагрузке на детей. И только очень четкое соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все стоящие перед этими группами задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем. В логопедических подготовительных к школе группах проводится ежедневно по четыре занятия по 35 минут каждое. Согласно специально разработанной сетке, логопед проводит одно-два фронтальных занятия ежедневно (только первое или первое и второе занятия). После проведения фронтальных занятий логопед до 13 ч занимается с небольшими группами детей (4 – 6 человек). В подгруппы подбираются дети со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большое количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, а также на закрепление навыков чтения и письма, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется объединять в отдельные группы детей, недостаточность которых ограничивается фонематическим недоразвитием при достаточно высоком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими группами, логопед сосредоточивает свое внимание преимущественно на постановке и закреплении произношения звуков, развитии слухового восприятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие группы объединяются дети, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т.е. с элементами общего недоразвития речи. Во время занятий с этими группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического строя речи. Таким группам следует отводить значительно больше времени, чем группам с фонематическим недоразвитием. С начала обучения грамоте включаются упражнения в чтении, работе с разрезной азбукой, письме. С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т.п.), кроме групповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.
содержание .. 1 2 3 4 ..
|
|
|