Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 2

 

 


Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа: а) умение выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка – в этом слове первый звук у; б) анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука); в) анализ и синтез обратного слова типа ГС. Несколько позднее предлагаются упражнения на выделение гласного из положения после согласного. В это же время дети постепенно овладевают умением выделять последний (из слов типа СГС) и первый согласный из слов; упражняются в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ.


После овладения детьми четким произношением и устным анализом и синтезом обратных слогов выполняются упражнения с фишками (красные для обозначения гласных звуков; черные - для обозначения твердых согласных; несколько позднее – синие для обозначения мягких согласных) и буквами разрезной азбуки. Дети упражняются в составлении и чтении обратных слогов, а несколько позднее (после устных упражнений) – в произношении, анализе и синтезе прямых слогов. Одновременно вводятся упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки – начинается воспитание навыков чтения прямых слогов.


В конце подготовительного периода обучения дети овладевают анализом и чтением обратных слогов типа ГС и прямых слогов типа СГ. В результате они оказываются подготовленными к анализу и чтению слов типа СГСГ. В это же время дети учатся правильно употреблять термины

«звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».


Букварный период обучения длится шесть месяцев (с начала ноября до конца апреля). За это время дети овладевают грамотой в пределах, обусловленных программой первого класса массовой школы. К уже знакомым добавляются термины – «глухой звук», «звонкий звук»,

«ударный гласный звук».


Май – июнь используются для закрепления всех полученных знаний и навыков.


Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами.


Рассмотрим характерные особенности букварного периода обучения.

На всех этапах букварного периода обучения устные упражнения, направленные на анализ слов постепенно усложняющегося звуко- слогового состава, предваряют упражнения с буквами.


По возможности раздвигается во времени знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки (т.е. с – ш; с – з; п – б и др.).


При ознакомлении с новой буквой из материала упражнений временно исключаются буквы, обозначающие близкие к изучаемому звуки. Так, например, при усвоении буквы б не включаются некоторое время слова с буквой п (буква п пройдена раньше).


По возможности группами усваиваются детьми буквы, обозначающие глухие и звонкие звуки.


Остановимся несколько подробнее на содержании обучения в этот период.


Наиболее специфическим является начальный этап букварного периода обучения. В это время единицей изучения становится слово. Дети учатся делить слова на слоги. Они узнают, что в слове может быть несколько частей. В качестве опоры используется схема слова, в которой длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги.


Следующая ступень обучения – овладение звуко-слоговым анализом и синтезом слов типа СГСГ и СГС, т.е. знания детей о звуковом составе слов (полученные во время подготовительного периода обучения) объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначают не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук. Проводятся различные упражнения в звуко-слоговом анализе слов.


Дети упражняются в выкладывании схем слова, «читают» слова по схеме, синхронно водя указками. По мере знакомства с буквами ими заменяются фишки, обозначающие звуки. Проводятся упражнения в чтении слов. Чтение отдельных слов занимает значительное место в системе обучения. На первых восьми занятиях в букварном периоде обучения воспитывается навык анализировать и читать отдельные слова.


На последующих этапах букварного периода обучения постепенно вводятся слова более сложного слогового состава. При этом устный анализ слов каждой новой структуры предварительно тщательно отрабатывается на занятиях по произношению. Так, например, усваивая звук ш, дети упражняются в четком произношении и анализе слов типа СГССГ (кошка, мышка, мушка, шашки и др.). На занятиях по грамоте проводятся упражнения в выкладывании, письме и чтении слов такого типа. Аналогично во время тренировочных упражнений в правильном произношении звука л включаются слоги и слова со стечением

согласных: ла – сла – Слава; по – пло – плот и т.п.; на занятиях по грамоте проводятся различные упражнения в выкладывании, преобразовании, чтении такого типа слогов и слов.


В этот же период обучения детьми усваивается навык анализа, выкладывания, письма и чтения предложений, а несколько позднее – чтения небольших текстов.


При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами, рекомендуемыми общей методикой обучения. В то же время, учитывая все особенности речевого развития детей, особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала.


Вводится ряд специальных, постепенно усложняющихся приемов, служащих как для проверки понимания детьми читаемого, так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи.


Приведем примеры.


Детям предлагается читать разделенные чертой слова, обозначающие подлежащее и дополнение. Вместо черты дети устно подбирают подходящие по смыслу сказуемые (слова-действия), например: Катя – мишку.


Чтобы правильно подобрать пропущенное слово (катает, несет, любит, возит, купает, покупает и т.п.), надо и правильно прочитать слова и понять отношение между ними.


Для чтения даются пары слов, одно из которых является определенной формой глагола, другое – глаголом третьего лица единственного и множественного числа, например: - гулять - гуляет – (при закреплении навыка чтения слов с мягким знаком). Ребенок должен прочитать каждое из слов и устно составить с ним предложение.


Надо прочитать предложение, а затем составить аналогичное, употребив слова в уменьшительной форме (при закреплении навыка чтения слов с разделительным мягким знаком), например: Птицы вьют гнезда. – Птички вьют гнездышки.


Немаловажную роль как для понимания читаемого, так и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего букварного периода обучения.


Обучение детей с рассматриваемым речевым дефектом требует постепенного усложнения предлагаемого для усвоения материала и большого количества упражнений на каждом этапе обучения, для чего необходимо использовать разнообразные методические приемы и различные пособия.

К сожалению, в настоящее время нет ни специальных пособий, ни букваря с расположением материала в последовательности, удовлетворяющей предъявляемым требованиям. Использовать существующие буквари возможно лишь частично и только на более поздних этапах обучения. В связи с этим логопедам рекомендуется самим изготовлять различные таблицы, карточки и другой дидактический материал.


В процессе обучения детьми овладевают чтением в пределах букваря, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы логопеда по содержанию прочитанного, пересказывать тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки и писать отдельные слова различного звуко-слогового состава и предложения.


Формирование грамматически правильной речи


Выше указывалось, что у детей с незаконченным процессом фонемообразования, как правило, наблюдаются некоторые пробелы в лексико-грамматическом развитии (высокая граница третьего уровня). Как показывают исследования сотрудников Сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР (Н.А.Никашина, В.К.Зимичева, А.В.Ястребова), для детей с указанным дефектом речевого развития характерны бедность словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования, ошибки при образовании оттенков слов. Ряд ошибок, не свойственных детям с нормально развитой речью, допускается детьми при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений. Особенно часто нарушается согласование и управление. Иногда отмечается неправильное употребление предлогов. Наблюдается также бедность синтаксических конструкций, отставание в развитии связной речи. В работах названных авторов имеются указания на то, что у данной категории детей недостаточно развита направленность на различение не только звуковых, но и морфологических элементов слова, его грамматических форм.


Система коррекционного обучения разработана с учетом перечисленных пробелов речевого развития. При восполнении указанных пробелов ставится задача развивать у детей способность к наблюдениям и обобщениям в сфере языковых фактов, относящихся к морфологическому составу слова и его грамматическим формам.


Лексико-грамматические упражнения проводятся на специально отобранном правильно произносимом детьми материале, в звуковой состав которого входят исправленные звуки в стадии их окончательного закрепления. Опора на правильное произношение слов, в частности, состоящих из двух и более морфем (голубой, -ая, -ое, -ые, -ых, -ым;

учить, ученик, учитель, учительница, учебник; бегаю, выбегает, перебегает и т.п.), является, наряду с развитием внимания к речи и навыков звукового анализа, условием, способствующим решению поставленной задачи. Умение слышать, выделять и правильно проговаривать каждую значимую часть слова подготавливает детей к самостоятельному речевому развитию в дальнейшем. Несмотря на временное ограничение звукового материала, он оказывается достаточным для достижения цели.


Следует отметить, что лексико-грамматические упражнения, проводимые логопедом на специально отработанном материале, являются лишь частью работы по обучению родному языку, направленной на расширение круга знаний об окружающем, увеличение объема словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе в соответствии с «Типовой программой обучения и воспитания в подготовительной к школе группе детского сада».


В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста среди ряда других выделяются следующие направления обучения: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.


Из общего объема содержания работы, направленной на развитие речи, с целью коррекционного воздействия выделяется несколько разделов, усвоение которых вызывает у детей наибольшие затруднения.


Развитие словаря.


Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей проводит воспитатель. Продолжая и углубляя эту линию речевого развития, логопед, постоянно опираясь на круг знаний детей об окружающем и уже знакомый детям словарь, ставит перед собой следующие задачи: а) расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования; б) активизировать имеющийся у детей словарь. С этой целью на занятиях детям предлагаются различные упражнения, развивающие умение подмечать общие и различные морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом.


Так, почти с самого начала коррекционного обучения в занятия включаются постепенно усложняющиеся упражнения, направленные на образование слов с суффиксами оценки; в большинстве случаев это слова с уменьшительно-ласкательным значением. Вначале это простые по звуко-слоговому составу и уже доступные для правильного произношения слова (дом – домик; дуб – дубок; пень – пенек; яма – ямка и т.п.). На первых занятиях логопед, предлагая для сравнения одинаковые предметы разной величины, обращает внимание детей на изменение звукового состава слова при назывании маленького предмета,

голосом и интонацией подчеркивая изменение значения слова. В дальнейшем, проводя упражнения на закрепление правильного произношения тех или иных звуков, логопед постоянно включает существительные (а позднее и прилагательные) с уменьшительным значением, особенно такие, образование которых по тем или иным причинам может затруднить детей (ухо – ушко; друг – дружок; платье – платьице; дерево – деревцо; лев – львенок; тигр – тигренок и т.п.). При проведении упражнений в первую очередь детям предлагается самим образовывать слова в нужной форме. Затем они усваивают их произношение, при этом начальная форма слова сравнивается с производной (лес – лесок; гусь – гусенок; чашка – чашечка; красный – красненький и т.п.). Правильно произносимые слова включаются в предложения, тексты (У Лисы длинный пушистый хвост. – У зайчика коротенький пушистенький хвостик). Детям предлагается самостоятельно выбирать из текста слова с уменьшительно- ласкательным (а позднее увеличительным) значением или преобразовывать специально подобранные тексты, заменяя слова непроизводные словами, имеющими форму оценки, например: Мохнатый, усатый, ест и пьет, песни поет – Мохнатенький, усатенький, ест и пьет, песенки поет. Усы, когти, хвост, а моется всех чище. – Усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.


В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется образованию слов с помощью суффиксов, приставок, словосложения.


На первых порах обучения логопед, привлекая внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, подчеркивает звуковые и смысловые различия между словами, например: «Меховой – это значит сделан из меха. Послушайте, как звучат слова мех, меховой, меховая». В дальнейшем детям предлагается самостоятельно образовывать прилагательные от существительных, в частности во втором периоде обучения дети учатся образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к материалу, из которого сделан предмет («Если предмет сделан из стекла (дерева, железа, пластмассы, шерсти

…), то какой он? Похожи ли по звуковому составу слова стекло и

стеклянный?»). И т.д.


Правильно произносимые прилагательные включаются в разнообразные упражнения, требующие от детей самостоятельного отбора нужных форм слов в зависимости от рода, числа, падежа существительных, с которыми они согласуются.


Отрабатывается произношение подобранных слов. Затем они сравниваются с непроизводными (писать – писатель – писательница)имежду собой (ученик – учитель – учительница) по значению и звуковому составу.


В процессе подобных упражнений дети узнают, что такие группы слов называются родственными. Внимание детей привлекается и к другим суффиксам из числа наиболее продуктивных, например: «Что такое футбол?» (Игра.) «А футбол-ист?» (Человек, играющий в футбол.) По аналогии дети сами образовывают слова: велосипед-ист, мотоцикл-ист, трактор-ист, парашют-ист и т.д. Образованные слова включаются в предложения, тексты.


С приставочным способом словообразования дети знакомятся на материале глаголов. При этом внимание детей привлекается как к сходству, так и к различию смыслового значения и звукового состава отобранных для упражнений слов. В одних случаях подбираются глаголы с одинаковой основой, но разными приставками (звуки т, т’, д, д’ – ходит, входит, подходит, отходит) или с разной основой, но одинаковой приставкой (звук р – пришел, приехал, прибежал, приплыл, прискакал, приполз … или прибыл, пристегнул, прикрепил, приклеил…). С усвоенными словами составляются предложения, которые вводятся в тексты.


Внимание детей привлекается и к сложным словам. В начале обучения такие слова подбираются детьми с помощью картинок (во время изучения звуков с и с’ это слова: самолет, самокат, сенокос, снегопад, листопад, пылесос). В дальнейшем применяются и другие приемы – детям предлагается составлять слова из данных, объяснять значение слов (грузовоз, зверолов, электростанция и т.д.); выбирать слова из предложений (На случай пожара в помещении был о г н е т у ш и т е л ь); заменять в предложении два слова одним (Мы получили квартиру, в которой три комнаты. – Мы получили трехкомнатную квартиру).


В процессе коррекционного обучения внимание детей привлекается к наиболее распространенным случаям многозначности слов, как существительных: иголки для шитья (у ежа, у сосны, у елки), так и глаголов: идет человек (поезд, слон, автобус, дождь, снег); плывет рыба (человек, утка, льдина, облако).


Так, наряду с решением ряда других задач, логопед постоянно включает упражнения, цель которых привлечь внимание детей к способам словообразования, к оттенкам значения слов, к тем или иным группам слов. В процессе подобных упражнений обогащается словарь, дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, улавливать происшедшие изменения в звуковом составе и соотносить их с

изменением смыслового значения. Благодаря тому, что к такого рода упражнениям логопед возвращается постоянно, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей языкового чутья.


Формирование грамматического строя речи.


Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапах коррекционного обучения так или иначе сочетается с формированием грамматического строя речи. К этому разделу относятся изменения грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием.


Привлечь внимание детей к изменению некоторых грамматических форм можно очень рано, несмотря на то что в это время они располагают весьма ограниченным правильно произносимым фондом. Так, начиная с первого периода обучения, а также на всех последующих этапах, логопед, проводя упражнения на закрепление правильного произношения каждого из звуков, сочетает их с образованием множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать у детей затруднения. Как правило, сюда относятся: слова мужского и особенно среднего рода с окончанием

–а во множественном числе (колеса, облака, блюдца…); несклоняемые имена существительные (пальто, какао, пианино…), а также слова с беглыми гласными (огни, львы, куски…); с подвижным ударением (окна, поля, доски, простыни…); чередованием согласных (уши, друзья…); основой на мягкий звук (стулья, деревья, крылья…); непродуктивными суффиксами (телята, зверята…). Кроме того, включаются упражнения в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Все те слова, в которых могут быть допущены ошибки (а часто это те же слова, на которые допускались ошибки при образовании именительного падежа множественного числа существительных), берутся на заметку, с тем чтобы вновь и вновь включать их в разнообразные упражнения. Приведем примеры: на звуки к, г – огней, книг, окон; на звуки с, с’ – стульев, носков, сандалей, гусят; на звук ц – блюдец, яиц, гусениц; на звук л – одеял, яблок, ламп, платьев, полотенец; на звуки р, р’ – простынь, мандаринов, рейтуз, тортов, крыльев, перьев и т.д. По мере усвоения детьми формы именительного и родительного падежа множественного числа слова включаются в словосочетания, предложения, тексты, например: На яблоне много спелых… яблок. Около стола шесть… стульев и т.п. В процессе обучения внимание детей привлекается также к образованию глагольных форм с чередующимися звуками (машет – махал; стрижет – стриг; складывает – сложил; скачет – скакал и т.п.).


Работа над предложением в той или иной форме проводится систематически, постепенно усложняясь в течение всего времени обучения. Знакомство с предложением дается чисто практическом плане, без каких бы то ни было определений. Логопед (и воспитатель) пользуется термином «предложение», развивает у детей представление

o предложении. Вся работа строится на наблюдениях и речевой практике.


Основная задача коррекционного обучения применительно к данному разделу сводится к тому, чтобы учить детей правильно строить простые предложения, наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения. В процессе обучения дети овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, формируется и закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам). Особое внимание при этом уделяется изменению падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса или предлога, изменению грамматических форм лица и числа глаголов, правильному согласованию прилагательных с существительными в именительном и косвенных падежах, правильному согласованию с существительными некоторых грамматических форм числительных.


С целью реализации поставленных

задач

на всех

этапах

коррекционного обучения (начиная с

конца

первого

периода)

проводятся различные упражнения. Многие из них направлены на обучение детей умению давать правильные ответы на вопросы.


Так, дети самостоятельно составляют предложения из слов, данных в иной последовательности, грамматической форме (стадо, пасти, пастух – Пастух пасет стадо). Постепенно в такого рода упражнения включаются в определенной последовательности предлоги (спать, кот, стул, на – Кот спит на стуле). Дети узнают, что предлоги – это самостоятельные слова.


Добавление в предложение недостающего слова. Эти упражнения могут проводиться в связи со словарной работой. Так, например, детям может быть предложено вставить в предложение слово с нужной приставкой: Мальчик (подбежал) к дому. Мальчик (выбежал) из дома; суффиксом: На столе стоит большой кувшин и маленький (кувшинчик); предлогом: Клумбу разбили (перед) домом. Кусты сирени посадили (около) дома. Могут добавляться пропущенные слова или словосочетания в определенном падеже: В живом уголке жила (серенькая белочка). Дети кормили (серенькую белочку). И т.д.

Распространение предложений однородными и второстепенными членами: Дети набрали ягод. – Дети набрали полные корзиночки спелых душистых ягод. И т.п. Обращается внимание и на вариативность ответов. Так, например, детям может быть предложено составить несколько предложений со словами мальчик, ежик, поймать: В лесу мальчик поймал серого ежика. Серого колючего ежика мальчик поймал под кустом. Под елью мальчик увидел маленького серенького ежика и поймал его.


Составление цепочек предложений по демонстрации действий: Я встал со стула. Вышел из-за стола. Подошел к большому столу. Взял машину, которая стояла около домика, и поставил ее в шкаф.


Специальное время отводится на упражнения в употреблении в речи сложноподчиненных предложений. Многие упражнения в составлении сложных предложений проводятся в связи с обучением детей рассказыванию.


Развитие связной речи.


В течение первого и второго периодов обучения на материале правильно произносимых звуков может быть выполнена лишь незначительная часть тех многообразных упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития связной речи в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду». И все же, несмотря на ограниченность речевого материала, специальные упражнения, используемые логопедом, играют немаловажную роль, в частности, в подготовке детей к овладению основными видами монологической речи (рассказ и описательный рассказ). Работа логопеда над пересказом носит до поры до времени ограниченный характер – детям предлагается заучивать и воспроизводить небольшие рассказы, что способствует как развитию памяти, так и воспитанию навыка пересказа.


К концу второго периода обучения появляется возможность давать детям задания упражняться в пересказе и решать какие-либо дополнительные задачи. Приведем примеры. Пересказ текста с заменой глаголов настоящего времени прошедшим. Составление связного текста из данных предложений (Клава заплакала. Кукла упала на пол и сломалась. У Клавы была кукла. Клава купала куклу). Составление связного текста из отдельных предложений, включающих существительное (или сочетания прилагательных или числительных с существительным) в разных падежах (В лесу жила (кто?) белка. Дети пошли в лес и увидели (кого?) белку).


В третьем периоде обучения, когда идет закрепление правильного произношения всех звуков речи в словах различной слоговой структуры, ряд занятий по развитию речи используется логопедом в целях обучения детей пересказу и описательному рассказу.

Сочетание фонетических заданий с лексическими и грамматическими дает возможность в течение десятимесячного пребывания детей в группах устранить не только недочеты фонетико-фонематического развития и осуществить предусмотренное программой обучение грамоте, но и восполнить пробелы в развитии словаря и формировании связной грамматически правильной речи.

Организация работы в специальных группах


Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи.


Под правильной организацией имеется ввиду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспитателей группы.


Обследование


Принятые в группу дети подвергаются тщательному логопедическому обследованию.


На каждого ребенка заводится тетрадь (общая), в которую записываются результаты обследования, индивидуальный план работы и задания воспитателям и родителям.


На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В дальнейшем данные обследования могут пополняться в результате наблюдений за ребенком во время занятий. Одновременно начинается работа по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже.


Обследование проводится по плану, предусмотренному специальной речевой картой.


image

В первую очередь записываются необходимые формальные данные.


Графа жалобы родителей может быть заполнена на основании опроса родителей или педагогической характеристики, представленной детским садом, направившим ребенка в речевую группу.


Графа данные о ходе речевого развития обычно заполняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало развитие речи ребенка с раннего детства до поступления в группу: когда появились первые слова, фразы, какие наблюдались затруднения и т.д. Отмечается, обращалась ли мать к логопедической помощи, если да, то сколько времени проводились занятия, с каким результатом. В этой же графе отмечаются особенности речевой среды (многоязычие, длительное пребывание ребенка в ясельных и дошкольных учреждениях закрытого типа и т.п.), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному развитию речи (болезни, травмы и т.п.).


Графа слух. Несмотря на то что отборочные комиссии не должны пропускать в речевые группы детей со сниженным слухом, имеют место ошибки, особенно если снижение слуха незначительное.


Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии 6 – 7 м от ушной раковины (ребенок при этом ставится спиной к лицу, проводящему обследование).


Возможность слышать речь разговорной громкости не дальше чем на расстоянии от 6 до 8 м от ушной раковины и шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м указывает на легкую степень снижения слуха. Если ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, а шепот на расстоянии 1 – 3 м, - речь идет об умеренной степени снижения слуха. При значительной степени снижения слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 2 до 4 метров, в шепот на расстоянии 1 м. При тяжелом снижении слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 0 до 2 м, а шепот от 0 до 0,5 м.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..