Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 5

 

 


Несмотря на кажущуюся простоту предлагаемых детям на первой неделе обучения упражнений, выполнение многих из них вызывает у детей затруднения. Опыт показывает, что первое время детям трудно работать не отвлекаясь. Ошибки наблюдаются при выполнении любого упражнения, требующего сосредоточенного внимания. Многие дети не могут запомнить больше двух инструкций. Нередко вызывают затруднения и упражнения в выделении звуков из ряда или слова и определение последовательности звуков в ряду. Некоторые дети плохо запоминают буквы.

Содержание описанных занятий является примерным. При составлении планов фронтальных и подгрупповых занятий логопед постоянно учитывает реальные затруднения каждого из детей. Чрезвычайно важно при этом укладываться в рекомендуемые сроки, в противном случае не удастся пройти намеченную программу.


Вторая неделя обучения Звук и буква и – одно занятие. Звуки у, а, и – одно занятие.

Звуки п и п’, буква п – два занятия. Звук э – одно занятие.

Занятие на звук и.


В начале занятия детям предлагается вспомнить, какие гласные звуки они знают, показать соответствующие буквы. Проводится какое-либо упражнение, направленное на закрепление звукобуквенных связей. Например, детей просят поднять букву а или у, если в слоге есть этот звук. Примерные слоги: ат, ук, ам, ан, ут и т.п. Затем после проведения упражнений в четком произнесении звука и (при этом используются зеркала) и слогов типа ип проводятся упражнения в сравнении на слух звука и с другими гласными; в выделении звука и из начала слов типа Инна, ива, Иван; в анализе ряда, состоящего из двух гласных (аи, иу и т.п.).


Затем в занятие вводится новый материал: 1) произнесение прямых слогов и сочетаний из двух-трех слогов со всеми правильно произносимыми мягкими согласными и звуком и (пи – ви; ми – пи – ни и т.п.); 2) произнесение сочетаний из трех гласных (иуа; уиа и др.) с последующим анализом ряда (Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук?)


На этом же занятии дети знакомятся с буквой и.


Занятие на звуки уаи


Является итоговым. Логопед в зависимости от конкретных возможностей детей повторно включает любые из тех упражнений, о которых уже говорилось.


Опыт показывает, что дети не сразу усваивают состав ряда, состоящего из трех гласных. В этих случаях намеченные для произношения и анализа сочетания произносятся особенно отчетливо в замедленном темпе, внимание детей привлекается к артикуляции логопеда. В

дальнейшем необходимо добиться того, чтобы дети воспринимали ряд без опоры на артикулирование.


Некоторые дети неправильно или неотчетливо произносят прямые слоги со звуком и. Могут быть затруднения и при воспроизведении рядов, состоящих из трех слогов.


Все это учитывается при составлении планов занятий. Все возникающие в процессе обучения затруднения детей преодолеваются путем включения соответствующих упражнений в последующие фронтальные и подгрупповые занятия.


Занятие на звуки п и п’.


Первые согласные звуки, которые выносятся на фронтальные занятия,

- это звуки п и п’.


Дети узнают, что бывают «согласные» звуки – их нельзя тянуть, петь, воздух при произнесении этих звуков встречает препятствие.


Приведем краткое содержание занятий.


В той или иной форме вводятся упражнения в повторении пройденного.


После уточнения артикуляции звука п он вводится в различные произносительные упражнения – повторение вслед за логопедом прямых и обратных слогов и сочетаний из двух-трех слогов (па – пу; ап – уп – ип); произнесение слов (папа, пух, паук, поле). При произнесении слов внимание детей привлекается к тому, что первый звук в этих словах – п.


С целью развития слухового восприятия проводятся упражнения: в выделении обратного слога со звуков п из ряда слогов (например: ап… ак… ам… ап… ат…); слова Паня среди слов Таня и баня; воспроизведении воспринятых на слух рядов, состоящих из двух-трех слогов или трех слов (например: ива, пух, паук). Проводятся упражнения в анализе и синтезе слогов ап, уп, ип.


(Примечание. Логопед употребляет термин «слог», не давая пока никаких пояснений. Дети постепенно привыкают к этому термину). Звук п’ включается только в произносительные упражнения. Внимание детей привлекается к тому, что звуки п и п’ звучат различно. («Послушайте, как я скажу: ап – ап’; п – п’. Звук п – твердый, а п’ – мягкий».)


Детям предлагается повторять вслед за логопедом сочетания типа ап – ап’; па – пи; пи – ни; пи – ви – ни и т.п. со всеми доступными для произнесения согласными.


Дети знакомятся с буквой п. Пишут букву п в своих тетрадях.


Занятие на звук э

Следующий звук, который отрабатывается на фронтальных занятиях, - это звукэ. Проводятся упражнения в произнесении звука э, в его сравнении с другими гласными, в выделении из начала слов. Дети упражняются в четком проговаривании сочетаний (Это муха… паук, кот и т.п.). По усмотрению логопеда включается материал на повторение пройденного.


Третья неделя обучения


Звук т (только в твердом звучании), буква т – два занятия. Звуки п, п’, т – одно занятие.

Звуки к, к’, буква к – два занятия.


Тема занятия: звук и буква т.


Цель занятия: воспитание навыка четкого произнесения звука т в слогах, словах и предложениях; дифференциация звука т от звуков к и д; развитие внимания, памяти; анализ и синтез слогов типа ат; знакомство с буквой т.


Примерный ход занятия


  1. Повторение пройденного (4 – 5 минут).


    Логопед: «Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами.


    Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и, э.


    По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают с помощью картинок слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна, эхо, ива и т.п.).


    По требованию логопеда отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (аи; уи; уа и т.п.). Каждый раз определяется количество и последовательность звуков в сочетании. При затруднениях логопед обращает внимание детей на артикуляцию.


  2. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.


    1. Логопед говорит: «Сегодня будем учить новый звук. Эту девочку (логопед показывает картинку с изображением девочки) зовут Тома». Логопед несколько раз произносит это слово и обращает внимание детей на то, что в этом слове первый звук т.


      На этом этапе обучения от детей еще не требуется самостоятельного выделения согласных из начала слова.)

      Слово Тома произносится хором и отдельными детьми. Также отрабатываются слова танк, туфли, тумба и т.п.


    2. После этого логопед обращает внимание детей на артикуляцию звука (язычок стукает о верхние зубы). Отдельные дети произносят звук т. Выясняется, что звук т согласный, твердый.


    3. Произнесение прямых слогов со звуком т сочетается с развитием внимания и памяти. Детям это упражнение преподносится в форме игры на внимание: надо очень внимательно слушать логопеда и точно повторить то, что он скажет. Для повторения подбираются слоговые сочетания типа то – та, ту – та – то; пта – пто и т.п.


    4. Физкультминутка.


    5. Произнесение обратных слогов сочетается с их анализом и синтезом (для анализа и синтеза используются слоги ат, от, ут, ит и ранее пройденные ап, оп, уп, ип).


      Это упражнение может быть проведено в форме соревнования двух команд. Дети встают и строятся в две шеренги. Затем каждый из детей первой пары получает задание. Так, например, представитель первой команды должен повторить за логопедом слог от и назвать входящие в него звуки; представитель второй команды должен ответить на вопрос, какой слог получится, если произнести вместе звуки а и п. При правильном ответе команда получает очко. Так последовательно опрашиваются все пары детей.


      Такая форма проведения упражнения вызывает у детей интерес и дает возможность подвигаться.


    6. Следующее задание – сравнение слов, отличающихся одним звуком, опять проводится как упражнение на внимание. Логопед показывает детям предметную картинку с изображением собаки. Кличка собаки Том. Надо внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слова Том. Затем логопед, меняя последовательность произношения, произносит слова Том, ком и дом. Или: логопед произносит три слова, в одном из которых есть звук т (капли, туфли, дубы; мак, кот, дом). Дети должны найти слово со звуком т.


    7. Произнесение слов, содержащих звук т.


      Проводится как упражнение на развитие слуховой или зрительной памяти.

      В первом случае упражнение можно провести в различных вариантах. Приведем примеры.


      На наборном полотне выставлены картинки. Их количество может быть большим, чем предлагается для запоминания. Логопед ставит вызванного ребенка спиной к доске и называет три-четыре картинки в любой последовательности. Повернувшись лицом к доске, ребенок показывает названные логопедом картинки, точно соблюдая ту же последовательность. Затем ребенок называет картинки. Так опрашивается несколько человек.


      Логопед предлагает детям внимательно прослушать и запомнить три- четыре слова. Затем дети поочередно произносят по одному слову, соблюдая ту же последовательность; например, один ребенок произносит слово кот, следующий – танк, а третий – вата и т.д. При проведении этого упражнения детей можно построить в ряд, как для игры в «Телефон».


      Во втором случае можно провести упражнение в следующей форме.


      На наборном полотне выставлен ряд картинок (четыре-пять). Логопед предлагает их запомнить. Названия картинок проговариваются хором и отдельными детьми. Затем картинки перевертываются. Указывая на одну из картинок, логопед предлагает «угадать», что на ней изображено. Правильно угадавший и хорошо произнесший нужное слово получает картинку или фишку. Выигрывает тот (или та команда), кто даст больше правильных ответов.


      На наборном полотне выставлены четыре-пять картинок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и запомнить их последовательность. После этого картинки закрываются. Вызванный ребенок должен перечислить все картинки. Затем дается новый ряд и т.д.


  3. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.


  4. Составление рассказа по демонстрации.


Составляется и заучивается наизусть примерно такой рассказ: Это Тома. Это Толя (дети сами подбирают имена для детей). У Томы Ната (кукла). У Толи танк. Тома купает Нату. Толя катает танк.


V. Подведение итогов занятия.


Логопед задает вопросы: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук т.)

«Какие слова с этим звуком мы учились правильно произносить?» (Каждый ребенок произносит по одному слову.)


Второе занятие на звук т

При планировании второго занятия на звук т логопед включает в него ряд упражнений, цель которых – дальнейшее закрепление навыка четкого произнесения звука т в составе слогов и слов, а также те или иные упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия (см. занятие на звук т). С целью закрепления звукобуквенных связей может быть включено такое упражнение – логопед произносит обратные слоги (ап, ак, ат, ам, ат); услышав в составе слога звук т, дети поднимают букву т. Внимание детей вновь привлекается к первому согласному. Проводится такое упражнение: с помощью предметных картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются на звук т и другие знакомые детям звуки (танк, камень, паук, альбом, туфли, банка, поле, тумба, улитка, Тома), детям предлагается отобрать слова, в которых т находится на первом месте.


Такая форма вопроса исключает произнесение детьми звука т с призвуком гласного или выделение слога вместо звука, приучает их выделять звук в чистом виде.


В это же время начинается новый важный этап обучения – переход от устного анализа обратных слогов к выкладыванию их с помощью цветных фишек или букв и к чтению. Обычно этот переход не вызывает значительных затруднений.


С целью научить детей выкладывать слоги с помощью цветных фишек и читать их проводятся следующие упражнения.


Повторяются знакомые детям гласные звуки. Детям сообщается, что гласные звуки они будут обозначать теперь красными квадратиками. (Конверты с фишками и указками заранее разложены на столах.) Логопед объясняет детям, что красный квадратик может обозначать любой гласный звук, напоминает детям, что гласные буквы обозначаются красным цветом.


Затем повторяются согласные звуки (п, т). Детям сообщается, что согласные звуки они будут обозначать черными квадратиками.


Далее проводятся различные упражнения с фишками и буквами. Опишем эти упражнения.


Следующий этап – замена фишек, буквами и чтение получившихся слогов. В данном примере у детей из фишек сложен слог уп. «Где у вас звук у?» - спрашивает логопед. (Дети показывают указками.)


Затем логопед говорит: «Вместо красного квадратика положите букву у. Читайте.» «Вместо черного квадратика положите букву т. Читайте.» Продолжаются упражнения в заменах на этот раз не звуков, а букв, например слог уп преобразуется в слог ап или ип и т.д.


Такого рода упражнения начинаются на втором занятии на звук т, а затем включаются в каждое из последующих занятий. Следует отметить, что с этого времени из двух занятий, проводимых на тот или иной звук, первое занятие посвящается преимущественно устным упражнениям и знакомству с буквой; второе – преимущественно работе с фишками и буквами.


Занятие на звуки к и к’


Занятия назвуки к и к’ проводятся примерно так же, как на звук т. В слоговые упражнения включаются оба звука (ка – ку – ко; тка – пка; ки

  • ке – ко и т.д.). Для произнесения подбираются слова с твердым и мягким звуком, например: кот, конь, ком, кофе, комната, канава, камень, конфета, каток, мука, тыква, кино, коньки, утка – утки; мак – маки; танк – танки; паук – пауки; нитка – нитки; веник – веники; кепка

  • кепки: ветка – ветки и т.п. Внимание детей привлекается к различному звучанию звуков к и к’. Упражнение в образовании множественного числа существительных может быть проведено в какой-либо игровой форме, например, дети подбирают картинки с изображением одного и нескольких предметов или поочередно (проводится как игра в

«Телефон») называют предмет то в единственном, то во множественном числе и т.п.


Для упражнений в образовании множественного числа родительного падежа существительных используются слова комнат, конфет, котов, веток, кепок, уток, пауков, котов и т.п. (Упражнение можно провести в форме игры в мяч.)


Для упражнений в различении звуков к – г – х можно взять слова корка

– горка; икра – игра; мука – муха. Или из трех сказанных логопедом слов детям предлагается выделить и произнести слово со звуком к. Например: Галя, Коля, Тома; тыква, вагон, пух.

Продолжается анализ и синтез обратного слога. К ранее пройденным добавляются слоги ак, ук, ок, ик. Дети многократно выкладывают (с помощью фишек и букв) слоги и читают их. Дети знакомятся с буквой к, пишут ее и обратные слоги.


Кроме анализа и синтеза обратных слогов, в это время на занятиях рекомендуется упражняться в выделении последнего согласного из слова. Надо сказать, что легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные. Для выделения последнего звука подбираются следующие (из числа правильно произносимых детьми) слова: кот, кнут, каток, мак, танк, паук, веник и т.п.


Упражнения в выделении звука проводятся примерно в такой форме.


Вызванный ребенок подходит к столу логопеда, вытаскивает из конверта или берет одну из разложенных на столе картинок, показывает ее детям, четко называет, выделяет последний звук. Затем слово и последний звук произносятся хором. После этого картинка, название которой оканчивается на к, выставляется на одной стороне наборного полотна; на другой – слово, оканчивающееся на т. После того как все картинки окажутся расставленными, слова еще раз проговариваются.


Можно провести и другое упражнение.


Обращаясь к детям, логопед произносит слово пау… без последнего звука, одновременно показывая картинку; ребенок должен произнести последний звук (к), а затем и все слово (паук).


Четвертая неделя обучения Звуки м, м’, буква м – два занятия. Звук л’ – два занятия.

Звуки а, у, и, э (повторно) – одно занятие.


Занятие на звуки м, м’ и букву м


При повторении пройденных согласных п, п’, т, к, к’ и усвоении звуков м, м’ ибуквы м закрепляются все полученные детьми знания и навыки. Планы занятий (как фронтальных, так и подгрупповых) строятся с учетом всех возникающих у детей затруднений. В то же время, учитывая возросшие возможности детей, логопед постепенно усложняет виды работ, вводит новые упражнения. Так, по возможности усложняются предназначенные для воспроизведения слоговые ряды (кту – кто – кта; пта – кта – фта; ми – ви – ни и т.п.) и ряды слов.


Новым является использование для упражнений в составлении и чтении обратных слогов пособия «Окошечки». Используются ленты с

напечатанными буквами а и у – на первой ленте и п, т, к, м – на второй. При проведении упражнения даются примерно такие задания:

«Поставьте букву у в первое окошечко, а букву м – во второе. Читайте». Или: «Сложите слог ут, читайте». Или: «Измените одну букву так, чтобы получился слог ум». И т.п.


С целью закрепления навыка различения гласных и согласных звуков вводится такое упражнение: логопед называет знакомые детям гласные и согласные звуки (или слова, начинающиеся на эти звуки). Услышав гласный звук (или гласный в начале слова), дети поднимают красные фишки; согласный – черные. Это упражнение может быть проведено с буквами.


В то же время дети постепенно овладевают различением твердых и мягких звуков («Послушайте, как я скажу: ам – ам’. Это одинаковые слоги или разные? Послушайте еще раз (произносит два-три раза), произнесите. В слоге ам звук м твердый, а в слоге ам’ – мягкий»).


Во время изучения звука л’ происходит закрепление всех полученных ранее знаний.


Надо сказать, что мягкий звук л изучается значительно раньше, чем твердый, что соответствует постепенности формирования звуков при нормальном речевом развитии. При овладении мягким л дети сравнивают на слух мягкое и твердое звучание, при этом звук л’ они произносят, а его твердую пару (звук л) лишь воспринимают на слух.


К моменту закрепления звука л’ уже несколько расширяется правильно произносимый детьми словарь. Впервые появляется возможность включать в материал занятий не только существительные (липа, лента, лимон и др.), но и некоторые глаголы прошедшего времени множественного числа (пели, пили, купили, катали, лепили и др.).


Приведем примерный план занятий на звук л’.


Тема занятия: звук л’.


Цель занятия: закрепление правильного произношения звука л’ в слогах и словах; сравнение мягкого и твердого звучания (л и л’); развитие внимания, памяти; закрепление навыка анализа и чтения обратного слога.


Примерный ход занятия


  1. Постановка цели занятия.


  2. Закрепление правильного произношения звука л’.


    Отдельные дети по требованию логопеда произносят звук л’ и слоги, в состав которых входит звук л’.


  3. Сравнение звуков л и л’.


    Логопед просит детей внимательно слушать слова, которые он будет произносить. Затем он произносит несколько слов, в состав которых входит звук л’, а затем – слог ал’ обращая каждый раз внимание детей на мягкое звучание звука л’.


    После этого логопед произносит слоги ал’ и ал, меняя порядок их произнесение. Детям дается задание внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слога ал’. Это упражнение можно провести в игровой форме, что даст возможность детям подвигаться. Дети становятся в круг с мячами в руках. В ответ на произнесение слога ал’ они должны подбрасывать мячи. При произнесении слога ал мячи подбрасываться не должны.


  4. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.


    В ответ на предъявление картинок дети должны произносить слова со звуком л’. Примерные слова: лимон, лента, валенки, лев, липа, лифт, малина, калина, калитка, вафли, филин, улитка, поляна, пальто, клен, клюква, хлеб, плита, клюв, пулемет.


    Затем в игровой форме проводится упражнение, имеющее целью запоминание рядов слов (см. занятие на тему «Звук т») или фраз. В этом случае упражнение проводится так: дети вслед за логопедом произносят три-четыре предложения (Леля лепит оленя. Папа пилит липу. Киму купили пальто), которые им предлагается запомнить. Затем дети должны по первому слову (Киму… Папа… Леля…) одно за другим точно воспроизвести все предложения.


  5. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)


  6. Подведение итогов занятия.


Логопед задает вопросы, а дети на них отвечают: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук л’.) «Какой это звук?» (Согласный, мягкий.)

«Назовите по одному слову со звуком л’».

Кроме введенных в занятие при закреплении правильного произношения звука л’, могут быть проведены и другие упражнения.


Детям предлагается составлять по картинкам и произносить предложения, правильно произнося все звуки. Примерные предложения: Леля лепит лимон. На поляне олени. Лене купили пальто. В клетке павлин. Коля и Лена купили клетку. Лена и Леня плетут венки и т.п.


Детям можно предложить заучивание небольшого текста. Примерный текст: Вот каток. Лена и Оля гуляли. Они поливали каток. Потом они катали маленького Валю. Или: Вот комната. Тут Лена и Коля. Коля лепит петуха. Лена лепит утку.


Составление детьми предложений с глаголами прошедшего времени множественного числа. Логопед вызывает к себе мальчика (назовем его Коля) и девочку (назовем ее Лена) (СНОСКА: Можно использовать кукол). Затем он предлагает детям внимательно слушать и догадаться, о ком он будет говорить. После этого логопед произносит различные глаголы в прошедшем времени, чередуя множественное число с единственным мужского или женского рода, например: купала, читал, писали и т.п. Логопед каждый раз задает вопрос: «О ком я сказала?» Ответы детей должны быть такими: «О Лене». «О Коле». «О Лене и Коле» и т.д. Логопед обращает внимание детей на зависимость окончаний от числа и рода (купал – твердое л, купала – ла, купали – ли и т.д.).


Перед проведением второй части упражнений логопед обращается к детям со словами: «Слушайте меня внимательно, я буду говорить о Коле или о Лене, а вы должны сказать то же самое о Лене и Коле». Логопед произносит различные предложения, включая в них глаголы единственного числа; дети повторяют предложения, заменяя при этом единственное число множественным. Приведем пример: Коля катал Лелю. (Лена и Коля катали Лелю). Лена купала маленького Толю. (Лена и Коля купали маленького Толю.) Коля купил клетку. (Лена и Коля купили клетку.) Лена пила кофе. (Лена и Коля пили кофе.) Коля гулял по аллее. (Коля и Лена гуляли по аллее.) Лена ходила в поле. (Лена и Коля ходили в поле.)


Внимание детей постоянно обращается на окончания глаголов (-л, -ла,

-ли).


С целью повторения пройденного (анализ и синтез звукового состава слова) может быть проведено упражнение в форме соревнования двух команд (см. выше).


Логопед задает детям вопросы, на которые они отвечают. Приведем пример: «Если я скажу ок, сколько здесь звуков?» (Два.) «Какой первый звук?» (О.) «А какой второй?» (К.) «А если вместе сказать у и т, что получится?» (Ут.) «Какой последний звук в слове кот?» (Т.) «Есть ли

звук л’ в слове липа? На каком месте?» (В начале слова.) «Есть ли звук к

в слове мак? На каком месте?» (В конце слова.) И т.д.


Кроме слов, упоминавшихся при описании занятий на звук л’, рекомендуется отработать в произношении и ввести в активный, правильно произносимый словарь детей слова клювик, львенок, олененок в единственном и множественном числе, а также несклоняемое существительное пальто.


При проведении упражнения в образовании множественного числа существительных, кроме этих слов (клювики, львята, оленята, пальто), вводятся слова львы, калитки, улитки, клетки, олени и др. Эти слова даются и в родительном падеже множественного числа.


С целью закрепления навыков образования нужных грамматических форм проводятся специальные упражнения. Так, в форме игры с мячом проводится следующее упражнения – логопед или воспитатель бросает мяч и произносит слово в единственном числе; ребенок, поймавший мяч, должен произнести это же слово во множественном числе или с числительным много, т.е. образовать форму родительного падежа множественного числа. Для закрепления навыка образования родительного падежа множественного числа может быть использована игра «Чего не стало?».


Слова по возможности вводятся в предложение, которое дети повторяют вслед за логопедом. Приведем примеры: Это львенок, а это львята. Это львенок, а это два львенка. Это львенок, а тут много львят. Это пальто и тут пальто (множ. число). На поляне олень т львенок.


Проводятся также упражнения в самостоятельном дополнении детьми предложений недостающим словом, например: Это олень, а это… (олененок.) Около львицы два… (львенка.) У курицы клюв, а у цыпленка… (клювик.) У цыплят… (клювики.) В лесу много… (оленей.) и т.д.


На следующем занятии повторяются все знакомые детям гласные звуки (а, у, и, э). Дети переходят к следующей по трудности задаче – выделению слогообразующего гласного из положения после согласного. Как известно, даже учащиеся массовой школы с хорошо развитой речью нередко испытывают затруднение при решении этой задачи. Эта задача представляет еще большие трудности для детей шестилетнего возраста с недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..