ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 21

 

 

321
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору были подготовлены
документы для выпуска журнала с новым названием «Ядерная и радиационная без-
опасность».
На страницах журнала «Безопасность труда в промышленности» и Информаци-
онного бюллетеня Госгортехнадзора России публиковались актуальные материалы
по вопросам промышленной безопасности в различных отраслях промышленности,
рационального использования и охраны недр, анализу аварийности и травматизма,
деятельности территориальных надзорных органов. Массовыми тиражами издава-
лись нормативно-правовые акты, руководящие и другие документы Госгортехнад-
зора России и Ростехнадзора.
Нормативными документами обеспечивались сотрудники центрального аппарата
Госгортехнадзора России, его территориальных органов, надзорных органов стран
СНГ и стран Балтии, а также предприятия и организации различных отраслей про-
мышленности.
Научно-техническая пропаганда.
В четвертом квартале 2004 г. НТЦ ЯРБ провел ряд организационных работ, свя-
занных с участием Ростехнадзора в мероприятиях Х Юбилейного международного
форума «Технологии безопасности». По согласованию с руководством Федеральной
службы было принято решение об организации стенда Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору на выставке «Технологии безо-
пасности» и проведении научно-практической конференции «Научные и организа-
ционные проблемы экологического, технологического и атомного надзора» в рамках
деловой программы Форума. Созданный в НТЦ ЯРБ оргкомитет занимался подго-
товкой к проведению научно-практической конференции и организацией выстав-
ки. В тесном контакте с НТЦ «Промышленная безопасность» был разработан план
мероприятий, проведена работа по привлечению научных организаций экологиче-
ского профиля к участию в научно-практической конференции, подготовлен про-
ект Программы конференции, разосланы приглашения в российские и зарубежные
организации на русском и английском языках. В журнале «Вестник Госатомнадзора
России» № 4 за 2004 г. размещена информация о проведении научно-практической
конференции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, подготовлены выставочные материалы для размещения на стенде.
Технические средства информационного обеспечения и связь.
В течение 2004 года проводились работы по технической поддержке работоспо-
собности программно-технических средств и информационных систем, установлен-
ных в локальных вычислительных сетях центрального аппарата Службы, оказыва-
лась постоянная методическая помощь управлениям центрального аппарата и МТО
по работе с техническими и информационными ресурсами.
Осуществлялось регулярное обновление информационно-правовых систем «Кон-
сультан-Плюс», «Гарант» и «Кодекс».
Для информирования общественности и обеспечения открытости в деятельно-
сти Службы как федерального органа государственной власти осуществлялась тех-
ническая и программная поддержка официального Интернет-сайта (www.gan.ru), на
котором размещалась и регулярно обновлялась информация по различным аспек-
там деятельности Службы, а также продолжалось информационное сопровождение
322
Интернет-сайта (www.gosnadzor.ru) и сайта межгосударственного совета по промыш-
ленной безопасности (www.mspbsng.org).
Продолжались работы по обеспечению функционирования Информационно-
аналитического центра (ИАЦ). Группа ответственных дежурных обеспечивала работу
центра в базовом режиме — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю по приему оперативной
информации от эксплуатирующих организаций, межрегиональных территориальных
округов и территориальных отделов инспекций об изменениях состояния ядерной и
радиационной безопасности, а также об опасных происшествиях на поднадзорных
производственных и энергетических объектах. Оперативная информация поступала
ответственному дежурному по телефону, факсу и электронной почте.
В 2004 году проводились работы по обеспечению работоспособности канала свя-
зи между локальной сетью ИАЦ и локальной сетью «Кризисный центр» концерна
«Росэнергоатом». Осуществлялся прием информации в ИАЦ о технологических
параметрах АЭС, систем АСКРО и метеорологической информации на площадках
размещения АЭС в реальном масштабе времени.
В 2004 году в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» проведены следу-
ющие работы:
подготовлена заявка на участие службы в федеральной целевой программе «Элек-
тронная Россия» в 2005 году;
по мероприятию № 49 ФЦП «Подключение бюджетных организаций к компью-
терным сетям (создание узлов подключения)» было проведено подключение девя-
ти узлов доступа (центральный аппарат, офисы межрегиональных территориаль-
ных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью и НТЦ ЯРБ) к
внешним компьютерным сетям передачи данных и создан прототип корпоративной
сети VPN;
утвержден системный проект построения единой корпоративной сети Службы с
учетом создания систем информационной безопасности.
В 2004 году использовались, внедрялись и развивались информационные систе-
мы в следующих областях регулирования:
в области атомного надзора — информационная система по надзору за учетом
контролем ядерных материалов;
в области технического надзора — государственная информационно-управляю-
щая система регулирования промышленной безопасности (далее — АИС ПБ);
в области энергетического надзора — информационно-аналитическая система
«Энергоэффективность».
В 2004 году продолжались работы по внедрению и развитию информационной
системы надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов
(ИСН).
В соответствии с приказом ВРИО Руководителя Службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 11 октября 2004 года
№ 128 в центральном аппарате (7 Управление), Уральском, Сибирском и Централь-
ном МТО по надзору за ядерной и радиационной безопасностью начаты работы по
использованию ИСН.
До начала использования системы сотрудниками МТОИЗИ были проведены сле-
дующие работы:
регистрация пользователей централизованной базы данных, установленной в цен-
тральном аппарате Ростехнадзора, установка, настройка клиента ORACLE и прило-
жения на рабочих станциях пользователей;
323
проведено тестирование работы приложения с централизованной базой данных
под именами вновь зарегистрированных пользователей.
За отчетный период специалистами МТОИЗИ проводились постоянные рабо-
ты по:
созданию резервных копий централизованной базы данных;
контролю за работоспособностью сегментов корпоративной сети Ростехнадзора
(выделенные каналы связи) и мониторингу обращений пользователей информаци-
онной системы к централизованной базе данных;
оказание методической и консультационной помощи пользователям ИСН по
поддержанию работоспособности информационной системы и сегментов корпо-
ративной сети МТО.
Сотрудниками группы организационно-технического обеспечения лицензиро-
вания и организации проведения экспертиз МТОИЗИ были продолжены работы по
регистрации информации о поступивших заявлениях на выдачу лицензий и выдан-
ных лицензиях с использованием системы.
В ходе использования информационной системы пользователями МТО были
высказаны предложения по изменению функциональности и дополнительным воз-
можностям системы. Для реализации указанных предложений были проведены со-
ответствующие работы.
В 2004 году было принято решение о развертывании программно-технических
средств государственной информационно-управляющей системы регулирования
промышленной безопасности АИС ПБ в территориальных органах — управлениях
по технологическому и экологическому надзору. С этой целью на базе Учебно-мето-
дического центра ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» было организовано
три семинара, в ходе которых было проведено обучение представителей 44 управ-
лений. Представителям каждого территориального органа, прошедшим обучение,
были переданы учебные программно-аппаратные комплексы АИС ПБ (УПАК).
УПАК представляет собой ПЭВМ в настольном исполнении с предустановлен-
ными общесистемным (лицензированным) программным обеспечением, единой
базой данных и компонентами специального программного обеспечения АИС ПБ.
По состоянию на декабрь 2004 года большинство УПАК (26 из 44 переданных) вве-
дено в эксплуатацию на местах и активно используется в деятельности территори-
альных органов по технологическому и экологическому надзору.
В части совершенствования АИС ПБ в 2004 году были реализованы следующие
мероприятия:
проведена модернизация прикладных задач АИС ПБ для учета изменений в фе-
деральном законодательстве в области промышленной безопасности и технического
регулирования, а также технических требований по их совместному использованию
в АИС ПБ со средствами обеспечения безопасности информации;
создано специальное программное обеспечение и введена в эксплуатацию новая
прикладная задача «Автоматизация отчетности по основной деятельности террито-
риальных органов Службы».
Получила дальнейшее развитие подсистема автоматизации обмена информаци-
ей АИС ПБ.
В 2004 году продолжились эксплуатация и развитие информационно-аналитиче-
ской системы «Энергоэффективность». Проводилась доработка системы.
Разработана первая версия системы обобщения отчетности, позволяющая гене-
рировать отчетность на основании данных, хранящихся в ИАС (в управлениях, экс-
324
плуатирующих ее), или формировать отчетные документы с использованием специ-
альных программных средств — «опросников» (для управлений, в которых ИАС не
внедрена). «Опросник» имеет модульную адаптируемую архитектуру, позволяющую
достаточно просто добавлять отчетные формы. Добавление новых отчетов в ИАС
производится с использованием средств генератора отчетов.
Апробация системы проведена на форме отчетности «Месячный отчет управле-
ния».
В процессе работ доработан и внедрен комплекс отчетности в ИАС:
обеспечена возможность получения отчетов для группы подразделений, выбран-
ных из списка по различным критериям отбора;
разработан и внедрен в состав ИАС функциональный блок «Система сбора дан-
ных о проведение ревизии средств учета электрической энергии».
В рамках работ по модернизации ИАС:
выполнена актуализация информационной компоненты функционального блока
«Нормативная и методическая документация», разработана и внедрена встроенная
система «помощи» пользователям;
разработана и внедрена система «Синхронизация словарей» для пользователей
МРО.
В связи с формированием Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору (указы Президента России от 09.03.04 № 314 и от
20.05.04 № 649) в целях определения и обоснования направлений работ по автома-
тизации деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору в 2005 году и уточнения программы последующих работ в
2004 году были разработаны Технические предложения по формированию единого
информационного ресурса Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору.
На основании требований федеральных законов определен состав единого ин-
формационного ресурса Службы — базы данных, перечни, государственные реестры
и регистры по предмету деятельности Службы. В состав единого информационного
ресурса предложено также включить базы данных для автоматизации деятельности
подразделений, обеспечивающих основную деятельность Службы: общего отдела,
кадровой службы и финансовой службы и бухгалтерии.
В материалах Технических предложений сформулированы задачи информацион-
ного обеспечения деятельности Службы. При этом в число задач включен монито-
ринг эффективности деятельности работы Службы в целом, отдельных видов над-
зора и территориальных органов и подразделений Службы.
Организация и развитие телефонной связи в центральном аппарате Службы.
В 2004 году осуществлялась эксплуатация УПАТС «Ericsson» MD-110 в здании
по адресу: ул. Таганская, дом 34, с номерной емкостью 200 номеров городской теле-
фонной связи и 49 прямых абонентских линий.
В здании по адресу: ул. А. Лукьянова, дом 4, корп. 8, эксплуатируется 60 прямых
городских телефонов (АТС 261, 265, 267), развернута учрежденческая АТС «HICOM».
В 2004 году продолжалось развитие указанной АТС, число подключенных местных
абонентов достигло 105, заключен договор об увеличении количества московских
«городских» номеров до 50 путем организации дополнительных 30 цифровых кана-
лов. Для ввода в эксплуатацию указанных 30 номеров необходимо приобрести до-
полнительные модули (платы) и цифровые телефоны.
325
В целях создания «интегрированной среды» телефонной связи планируется
в 2005 году разработать и реализовать проект, обеспечивающий совместную ра-
боту учрежденческих АТС, установленных в зданиях по ул. Таганская, дом 34, и
ул. А. Лукьянова, дом 4.
Государственная информационно-управляющая система регулирования промыш-
ленной безопасности (АИС ПБ).
Создание автоматизированной информационно-управляющей системы государ-
ственного регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ) осуществляется
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98
года № 1371. АИС ПБ предназначена для повышения эффективности функциони-
рования системы государственного регулирования промышленной безопасности.
Основные автоматизированные функции, реализованные специальными про-
граммными средствами АИС ПБ, основываются на Федеральном законе от 21.07.97
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объек-
тов».
Специальное программное обеспечение АИС ПБ, созданное в 2002-2003 гг.,
включает следующие компоненты:
1. Подсистема прикладных задач:
лицензирование видов деятельности, связанных с опасными производственны-
ми объектами;
сертификация поднадзорной продукции и выдача разрешений на применение
технических устройств;
сведения о происшествиях;
регистрация опасных производственных объектов и других объектов надзора
(включая ведение реестра опасных производственных объектов);
координация внедрения страхования гражданской ответственности за причине-
ние вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
обеспечение деятельности системы экспертизы промышленной безопасности;
координация работ по декларированию промышленной безопасности опасных
производственных объектов;
сбор, учет и анализ данных по аварийности и травматизму на подконтрольных
производственных объектах;
подготовка и аттестация специалистов и персонала;
лицензирование видов деятельности, связанных с опасными производственны-
ми объектами;
сертификация поднадзорной продукции и выдача разрешений на применение
технических устройств.
2. Компоненты подсистемы автоматизации обмена информацией.
3. Компоненты функционального комплекса администрирования системы и
базы данных.
В 2003 году были развернуты специальные средства и проведена опытная экс-
плуатация пилотного проекта АИС ПБ.
В 2004 году для развертывания программно-технических средств АИС ПБ в управ-
лениях по технологическому и экологическому надзору было проведено обучение
представителей 44 управлений. Представителям каждого территориального органа,
прошедшим обучение, были переданы учебные программно-аппаратные комплек-
сы АИС ПБ (УПАК).
326
УПАК представляет собой ПЭВМ в настольном исполнении с предустановлен-
ными лицензионным программным обеспечением, единой базой данных и компо-
нентами специального программного обеспечения АИС ПБ. По состоянию на де-
кабрь 2004 года большинство УПАК (26 из 44 переданных) «развернуто» на местах
и активно используется в деятельности территориальных органов по технологиче-
скому и экологическому надзору.
В части совершенствования АИС ПБ в 2004 году были реализованы следующие
мероприятия:
Модернизация прикладных задач АИС ПБ для учета изменений в федеральном
законодательстве в области промышленной безопасности и технического регулиро-
вания, а также технических требований по их совместному использованию в АИС
ПБ со средствами обеспечения безопасности информации.
Развитие подсистемы автоматизации обмена информацией АИС ПБ.
Создание прикладной задачи «Планирование и распределение бюджетных фи-
нансовых средств» из состава общей управленческой подсистемы АИС ПБ.
Создание компонентов подсистемы работы с кадровой информацией.
Развитие официального Интернет-сайта и внутреннего Интранет-сайта Феде-
ральной службы по технологическому надзору и пополнение его информационно-
го содержимого.
Информационно-аналитическая система органов государственного энергетиче-
ского надзора «Энергоэффективность».
Информационно-аналитическая система органов государственного энергети-
ческого надзора «Энергоэффективность» (далее — ИАС «Энергоэффективность»)
создавалась в рамках федеральной целевой программы «Энергосбережение России
1999-2005 гг.».
Информационно-аналитическая система «Энергоэффективность» включает сле-
дующие компоненты:
информационное хранилище;
АРМ «Администратор»;
АРМ «Инспектор»;
АРМ «Учет и анализ несчастных случаев»;
АРМ «Делопроизводство»;
технологические нарушения;
нормативные документы и методические материалы.
ИАС «Энергоэффективность» включает четыре уровня иерархии:
управление энергонадзора Службы;
региональное управление;
территориальное управление;
межрегиональное отделение (МРО).
Подсистема федерального уровня располагалась на серверах Минэнерго России
и предназначалась для хранения интегрированной информации о статистических
показателях потребления топливно-энергетических ресурсов в региональном и от-
раслевом разрезах.
В подсистеме федерального уровня предусмотрен блок поддержки принятия ре-
шений, использующий результаты аналитической обработки накопленных данных.
На сегодняшний день эксплуатация подсистемы федерального уровня не обеспе-
чивается.
327
Компоненты территориального уровня и уровня МРО создавались с 1999 года
по настоящее время по заказу ФГУ «Мосгосэнергонадзор», УМИТЦ Мосгосэнер-
гонадзора, и 10 территориальных управлений Госэнергонадзора.
Исполнители — Московский энергетический институт (технический универси-
тет) и ряд соисполнителей (Смоленский филиал МЭИ, ООО «Интехэнерго», ООО
«ИЗЭТ» и т.д.).
Подсистемы территориального уровня располагаются на вычислительных сред-
ствах территориальных управлений Госэнергонадзора и предназначены для хране-
ния интегрированной и детализированной (по отдельным организациям) информа-
ции о статистических показателях потребления топливно-энергетических ресурсов
и установленном энергооборудовании в территориальном разрезе.
Пользователями подсистем территориального уровня являются руководство и
служащие территориальных управлений Госэнергонадзора.
Фактически созданы два АРМ: инспектора и администратора. Модульный прин-
цип построения системы позволяет использовать имеющиеся компоненты (без пере-
компиляции кода) для выполнения функций других структурных подразделений —
перенастраивать АРМ.
АРМ администратора реализует следующие функции:
просмотр и редактирование справочных БД;
просмотр общих разделов БД АРМов;
редактирование БД реестров;
вызов программных приложений аналитической подсистемы;
управление импортом/экспортом данных из внешних источников;
выполнение контрольных функций (например, контроль планов по инспекци-
ям, по инспекторам);
общий контроль документооборота;
редактирование БД текстовых документов;
определение прав доступа и другие функции администрирования системы.
АРМ инспектора реализует следующие функции:
планирование работы по инспекции и инспектору по времени, по объектам и по
видам работ;
подготовка документов по результатам работы (акты, отчеты и пр.);
внесение в БД АРМов информации по подготовленным документам;
автоматизация прочих элементов модели деятельности инспектора.
В основу разработки программ положено Положение об Энергонадзоре.
Информационная система надзора за учетом, контролем и физической защитой
ядерных материалов.
В соответствии с Положением о Ростехнадзоре Служба осуществляет контроль и
надзор за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пун-
ктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого
государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ,
радиоактивных отходов.
Работы по созданию информационной системы надзора ведутся в рамках меж-
правительственного соглашения между Министерством энергетики США (DOE US)
и Госатомнадзором России.
Структура системы максимально приближена к структуре Службы. Первый уро-
вень системы — центральный аппарат (ЦА), второй уровень — межрегиональные
328
территориальные округа по ядерной и радиационной безопасности (МТО), третий
уровень — отделы инспекций МТО (ОИ).
Основными функциями, реализованными в системе являются:
регистрация нормативных и регулирующих документов;
регистрация поднадзорных организаций — регистрация и поддержание инфор-
мации о поднадзорных организациях, сотрудниках и установках организаций; ин-
формации, описывающей состояние системы учета и контроля ядерных материалов
(УК ЯМ) организаций;
регистрация органов Госатомнадзора — регистрация и поддержание информации
о территориальных органах и структурных подразделениях, сотрудниках, приборах,
применяемых при проведении инспекции.
лицензирование — регистрация заявлений на выдачу лицензий/изменений к ли-
цензиям; информация о рассмотрении заявлений и лицензиях, выданных поднад-
зорным организациям; данные по изменениям лицензий и их текущем статусе;
планирование инспекций: формирование списков инспекций, проводимых тер-
риториальными или структурными подразделениями и инспекторами;
подготовка к инспекции — включает определение целей, процедур инспекции;
определение комиссии, проводящей инспекцию; формирование документов, со-
провождающих подготовку инспекции;
проведение инспекции — заключается в выполнении запланированных при под-
готовке инспекции процедур;
завершение инспекции — формирование списка недостатков, выявленных в ходе
инспекции с указанием даты их устранения; оформление результатов инспекции
(формирование акта/акта-предписания/предписания/отчета об инспекции);
отчетность — формирование табличных отчетов на основании информации, хра-
нящейся в системе. Сформированные отчеты могут быть выгружены в MS Excel для
последующей обработки и сохранены в виде файла операционной системы.
В системе предусмотрена возможность формирования и хранения полных текстов
документов, сопровождающих процессы лицензирования, подготовки, проведения
и завершения инспекций.
При работе с полными текстами документов, реализованы следующие возмож-
ности:
формирование текста документа на основе заранее предопределенного шаблона;
просмотр и редактирование существующего документа;
создание нового документа.
Информационная система является многопользовательской системой.
Архитектура — клиент-сервер.
Используемая СУБД — ORACLE.
Средства разработки — ORACLE Designer, ORACLE Developer.
Операционная система:
сервер — Windows Server 2000 (Windows NT);
клиент — MS Windows 95/98/NT/2000/XP.
Возможна организация работы как с централизованной, так и распределенной
схемой базы данных.
Авторизация пользователей происходит на трех уровнях: операционной системы,
базы данных и на уровне приложения конечного пользователя.
В системе реализованы три основных механизма разграничения прав доступа ко-
нечных пользователей:
329
функциональный доступ — соответствие между модулями приложения и роля-
ми пользователя;
вертикальный доступ — доступ пользователей к объектам базы данных на чте-
ние/на чтение и запись;
горизонтальный доступ — доступ пользователей к подмножеству записей одной
таблицы.
На уровне записи в системе поддерживается аудитная информация.
Средства коммуникации — корпоративная сеть (VPN).
В соответствии с Приказом по Службе от 11.10.2004 № 128 система введена в экс-
плуатацию в центральном аппарате, Сибирском, Уральском и Центральном МТО.
Количество пользователей — 80.
Администрирование сервера баз данных и поддержание работоспособности си-
стемы в центральном аппарате — МТОИЗИ.
Поддержание работоспособности системы в МТО — технические специалисты
МТО.
Дистрибутивы и эксплуатационная документация — в МТОИЗИ.
Комплект документации по работе с системой — в электронном виде у каждого
пользователя.
Перспективы развития в ближайшее время — наращивание функциональности
системы и ее внедрение во всех МТО по надзору за ядерной и радиационной без-
опасностью.
В связи с формированием Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору (указы Президента России от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04
№ 649) в целях определения и обоснования направлений работ по автоматизации
деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору в 2005 году и уточнения программы последующих работ в 2004 году
были разработаны Технические предложения по формированию единого инфор-
мационного ресурса Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору.
На основании требований федеральных законов определен состав единого ин-
формационного ресурса Службы — базы данных, перечни, государственные реестры
и регистры по предмету деятельности Службы. В состав единого информационного
ресурса предложено также включить базы данных для автоматизации деятельности
подразделений, обеспечивающих основную деятельность Службы: общего отдела,
кадровой службы и финансовой службы и бухгалтерии.
В материалах Технических предложений сформулированы задачи информацион-
ного обеспечения деятельности Службы. При этом в число задач включен монито-
ринг эффективности деятельности работы Службы в целом, отдельных видов над-
зора и территориальных органов и подразделений Службы.
Основные предложения по формированию единого информационного ресурса
Службы на 2005 год заключаются в следующем.
1. По направлению создания перспективной информационной системы Службы:
формирование требований пользователей к функциональным задачам;
доработка документов, определяющих общие технические требования к компо-
нентам специального программного обеспечения перспективной информационной
системы Службы, порядок их создания и испытаний;
создание специального программного обеспечения (включая компоненты теле-
коммуникационного обмена с существующими ведомственными системами) и его
330
предварительные (конструкторские) испытания на программно-техническом стен-
де Службы;
2. По направлению АИС ПБ:
сопровождение имеющихся программно-технических средств и их доработка по
замечаниями и предложениям, сформированным в ходе эксплуатации;
обучение представителей вновь образованных территориальных органов Службы
по технологическому и экологическому надзору по вопросам администрирования и
применения средств АИС ПБ;
развертывание средств АИС ПБ во вновь образованных территориальных орга-
нах Службы для обеспечения процедур ведения государственного реестра опасных
производственных объектов, подготовки проектов и учета выданных лицензий;
создание группы функциональных задач по направлению экологии;
развитие функциональной задачи «Сбор и анализ данных по основной деятель-
ности» в части информации о деятельности в области экологии, энергитического
надзора и др.;
создание компонентов для обеспечения информационного взаимодействия меж-
ду АИС ПБ и перспективной системой Службы в центральном аппарате.
3. По направлению АИС надзора за учетом и контролем ядерных материалов:
сопровождение имеющихся программно-технических средств и их доработка по
замечаниями и предложениям, сформированным в ходе эксплуатации;
развитие этой системы — развертывание ее средств в четырех межрегиональных
территориальных органах Службы по атомному надзору, не охваченных ранее;
создание дополнительных средств для обеспечения информационного взаимо-
действия с системой в центральном аппарате Службы.
331
7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2004 году финансирование надзоров, объединенных в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществлялось как из фе-
дерального бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обяза-
тельств, так и из внебюджетных источников. Общая сумма сметы на финансирова-
ние составила 5 451 млн рублей. Так, Госатомнадзор России, Госгортехнадзор Рос-
сии, подразделения по охране окружающей среды МПР России финансировались
исключительно в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете
на 2004 год».
Финансирование федеральных государственных учреждений Госэнергонадзора
упраздненного Минэнерго России осуществлялось за счет отчислений на проведе-
ние мероприятий по контролю и надзору в размере установленного норматива, про-
изводимых энергоснабжающими и газоснабжающими организациями и организа-
циями, транспортирующими нефть, газ и продукты их переработки. Общий объем
финансирования составил 1,7 млрд рублей.
В четвертом квартале 2004 года после обращения в Правительство Российской
Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон
«О Федеральном бюджете на 2004 год» были внесены изменения в части увеличе-
ния средств, выделяемых созданной Службе на финансирование мероприятий по
экологическому надзору и организацию и проведение государственной экологиче-
ской экспертизы.
Таким образом, бюджет Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору на 2005 год был сформирован Министерством финансов
Российской Федерации из бюджета Госатомнадзора России, Госгортехнадзора Рос-
сии и выделения дополнительных средств на содержание увеличенной численности
территориальных органов и составил 1 248 млн рублей.
В соответствии с протоколом распределения объемов капитальных вложений на
2005 год МПР России Ростехнадзору передано финансирование федеральных це-
левых программ «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» в ча-
сти строительства и реконструкции объектов водного хозяйства и охраны окружа-
ющей среды в Иркутской, Вологодской, Ленинградской, Свердловской области и
в Санкт-Петербурге.
Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2005 год» на Федеральную
службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функ-
ции администратора доходов за негативное воздействие на окружающую среду и
прочих доходов федерального бюджета.
В 2005 году Госатомнадзору России и Госгортехнадзору России не выделялись
средства из федерального бюджета на мероприятия по гражданской обороне, сред-
ства для переселения работников из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей. Не выделялись средства на приобретение жилья для работников
территориальных органов. Это не позволило в полной мере обеспечить выполнение
за счет бюджетных средств социальных гарантий, предусмотренных работникам за-
конодательством Российской Федерации.
332
В результате незначительного финансирования по разделу «Капитальные вложе-
ния» во многих территориальных органах не выполнены работы по поддержанию
служебных помещений в надлежащем состоянии.
До настоящего времени не решен вопрос выделения служебных помещений из
фонда федерального имущества для размещения территориальных органов, поло-
жение в разрешении этого вопроса существенно не улучшилось. По-прежнему бо-
лее 50 % занимаемых помещений арендуются у организаций и предприятий, не яв-
ляющихся федеральной собственностью.
Создание государственной автоматизированной информационно-управляющей
системы регулирования промышленной безопасности, которая создается по поста-
новлению Правительства Российской Федерации и является важнейшим инструмен-
том регулирования безопасности опасных производственных объектов, в 2004 году
сдерживается. Несмотря на неоднократные обращения в Минфин России и Мин-
экономразвития России, целевые средства на эти цели не выделяются.
Не выделялись средства на проведение независимой экспертизы для оценки ма-
териалов, представляемых соискателями лицензий, в соответствии с п. 6 постанов-
ления Правительства Российской Федерации № 382 от 4.06.2002 года «О лицензи-
ровании деятельности в области промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов и производства маркшейдерских работ».
Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2005 год» не предусмотре-
ны средства на приобретение жилья для работников Ростехнадзора, недостаточно
средств на содержание территориальных органов в части оплаты аренды служебных
помещений, коммунальных платежей. В связи с разъездным характером работ тре-
бует решения вопрос об увеличении средств на командировочные расходы инспек-
торского состава.
333
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору в 2004 году была направлена на реализацию положений Указа Прези-
дента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федераль-
ных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от
20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной вла-
сти», планов действий Правительства Российской Федерации на 2004 год по реали-
зации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Рос-
сийской Федерации и основных направлений социально-экономического развития
Российской Федерации, а также на выполнение первоочередных задач по формиро-
ванию новой системы Службы, подведомственной Правительству Российской Фе-
дерации и осуществляющей функции по принятию нормативных правовых актов,
контролю и надзору в сфере:
безопасности при использовании атомной энергии;
промышленной безопасности, безопасного ведения работ, связанных с пользо-
ванием недрами, охраны недр (при разработке месторождений полезных ископае-
мых), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов
промышленного назначения;
безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидро-
технических сооружений на объектах промышленности и энергетики;
охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного тех-
ногенного воздействия, в том числе в области обращения с отходами производства
и потребления.
Для достижения главной цели Службы — обеспечения защищенности работни-
ков поднадзорных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенно-
го характера путем применения предусмотренных полномочиями Службы мер, на-
правленных на недопущение нарушений обязательных требований по безопасности
в установленной сфере деятельности, — на начальном этапе ее деятельности необ-
ходимо было решить несколько взаимосвязанных задач.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору» и распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.07.2004 № 1024-р [О переподчинении территориальных органов федеральных ор-
ганов исполнительной власти] ставилась задача обеспечить формирование структу-
ры центрального аппарата и территориальных органов Службы, соответствующей
направлениям ее деятельности и обеспечивающей преемственность и развитие ме-
тодов организации государственного надзора в области ядерной и радиационной
безопасности, промышленной безопасности и государственного экологического
контроля. Необходимо было создать условия для комплексного подхода к организа-
ции деятельности территориальных органов по технологическому и экологическому
надзору, исключения внутреннего дублирования и приближения контроля и над-
зора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в
регионах, повышения эффективности взаимодействия с органами исполнительной
334
власти субъектов Российской Федерации. В связи с особенностями регулирования
безопасности при использовании атомной энергии необходимо было также сохра-
нить основные принципы построения системы государственного надзора за ядер-
ной и радиационной безопасностью.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации по вопросу
прекращения деятельности федеральных государственных учреждений, наделенных
контрольно-надзорными полномочиями и правами оказания соответствующих плат-
ных услуг, ставилась задача обеспечить интегрирование полномочий государствен-
ного энергетического надзора, соответствующих главной цели Службы. Необходи-
мо было в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 01.10.2004 № 1257-р [О ликвидации федеральных государственных учреждений
государственного энергетического надзора, находящихся в ведении Ростехнадзора]
обеспечить проведение ликвидационных мероприятий и закрепление за Службой
на праве оперативного управления переданного имущества. Важнейшей задачей
являлось обеспечение приема работников бывшей системы госэнергонадзора Мин-
энерго России на государственную службу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824
«О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» и реше-
ниями Правительства Российской Федерации по вопросу проведения администра-
тивной реформы в части оптимизации системы государственного контроля (надзо-
ра) ставилась задача исключить избыточные и дублирующие функции и приступить
к оптимизации форм и методов реализации основных надзорных и регулирующих
полномочий.
Надзорные функции в области обеспечения ядерной и радиационной безопас-
ности и в области обеспечения промышленной безопасности были признаны не-
обходимыми для государства. Необходимо было создать условия для реализации и
интегрирования с данными полномочиями Службы функций по контролю и надзо-
ру в сфере: охраны окружающей среды (ограничения негативного техногенного воз-
действия); безопасности электрических и тепловых установок и сетей; безопасности
гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; безопас-
ности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышлен-
ного назначения. В основу был положен комплексный подход при организации и
осуществлении надзора и контроля по направлениям деятельности Службы.
В целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании» от
27.12.02 № 184-ФЗ ставилась задача завершить этап инвентаризации основных тре-
бований по безопасности, содержащихся в нормативных документах по направле-
ниям деятельности Службы, для создания актуализированной нормативно-техниче-
ской базы надзора на переходный период. Важнейшей задачей являлось обеспечение
учета обязательных требований, принципов и критериев безопасности в структуре
обязательных требований, разрабатываемых технических регламентов, а также уча-
стия Службы в разработке технических регламентов.
Основой для решения задач начального этапа деятельности Службы явились Ком-
плексный план работы Службы на IV квартал 2004 г., приказ Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.08.2004 № 4 «Об
утверждении структуры центрального аппарата Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору», решения Комиссии по оптимиза-
ции структуры территориальных органов, созданной приказом Федеральной служ-
335
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.08.2004 № 12,
приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 22.11.2004 № 179 «О территориальных органах Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору», от 11.01.2005 № 2 «О рас-
пределении полномочий между территориальными органами по технологическому
и экологическому надзору по отдельным направлениям надзора (контроля) и субъ-
ектам Российской Федерации» и от 12.01.2005 № 3 «Об организации взаимодействия
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с
полномочными представителями Президента Российской Федерации в федераль-
ных округах», утвержденные Положения об управлениях центрального аппарата и
территориальных органах Службы, утвержденные организационные структуры тер-
риториальных органов Службы, приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 05.10.2004 № 114 «Об исполнении распо-
ряжения Правительства Российской Федерации от 01.10.2004 № 1257-р [О ликвида-
ции федеральных государственных учреждений государственного энергетического
надзора, находящихся в ведении Ростехнадзора]», а также другие организационно-
распорядительные документы Службы.
В 2004 году утверждена организационная структура Службы на основе двухзвен-
ной схемы управления (центральный аппарат — территориальные органы). Создано
15 управлений центрального аппарата и 86 территориальных органов, в том числе 78
территориальных и межрегиональных управлений по технологическому и экологи-
ческому надзору, 7 межрегиональных территориальных округов по надзору за ядер-
ной и радиационной безопасностью и 1 межрегиональный территориальный округ
по информатизации и защите информации (с обеспечением функций Службы по
аварийному реагированию).
Для реализации основного принципа бюджетной реформы — «перехода от управ-
ления бюджетными затратами к управлению результатами» — Службой был подго-
товлен и одобрен Правительством Российской Федерации Доклад о результатах и
основных направлениях деятельности Службы, в котором предложены основные по-
казатели Службы как субъекта бюджетного планирования на 2005-2007 гг., а также
показатели деятельности, оценивающие результативность бюджетных расходов.
В соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Россий-
ской Федерации на 2004 год Служба участвовала в рассмотрении и согласовании
проектов законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности», «Об аккредитации организаций, осуществляющих
деятельность по оценке соответствия продукции требованиям технических регламен-
тов», «О недрах» (новая редакция), «Водный кодекс Российской Федерации» (новая
редакция), «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (новая редакция),
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления», «О внесении изменений в Федеральный закон
«О безопасности гидротехнических сооружений» и ряда других законопроектов.
Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2005 год» на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному
надзору возложены функции администратора платежей за негативное воздействие
на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2005 году.
В целях разработки концепции проекта Федерального закона «О плате за нега-
тивное воздействие на окружающую среду» была обеспечена подготовка и рассмо-
336
трение на заседании Правительства Российской Федерации вопроса о совершен-
ствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. На
основе предложений Службы по совершенствованию действующего порядка исчис-
ления и администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду
и созданию правовой базы для восстановления регулятивного и компенсационного
характера взимаемой платы Правительством Российской Федерации даны поруче-
ния, выполнение которых в Службе взято на особый контроль. С учетом решений,
принятых на заседании Правительства Российской Федерации при рассмотрении
данного вопроса (протокол заседания Правительства Российской Федерации от
03.03.2004 № 9), важнейшей задачей 2005 года являются также разработка, согласо-
вание и внесение в Правительство Российской Федерации проектов Соглашений о
передаче части полномочий Службы в сфере охраны окружающей среды субъектам
Российской Федерации по объектам, не подлежащим федеральному экологическо-
му контролю.
К числу основных задач 2005 года относятся выполнение плана мероприятий по
реализации утвержденных Правительством Российской Федерации «Основ государ-
ственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», а
также подготовка предложений по продлению на период до 2010 года ФЦП «Ядер-
ная и радиационная безопасность России» и по выделению в ФЦП «Снижение ри-
сков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации» подпрограмм, касающихся основных направ-
лений деятельности Службы, с возложением на Службу функций государственного
заказчика.
В соответствии с Программой разработки технических регламентов на 2004-
2006 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 6.11.2004 № 1421-р, было определено участие Службы в организации разработки
39 технических регламентов.
Приоритетной задачей 2005 года являются обеспечение эффективного взаимо-
действия с органом по техническому регулированию, контроль за разработкой тех-
нических регламентов, а также выполнение приказа Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору от 28.01.2004 № 47 «О реали-
зации Программы разработки технических регламентов» и решений, принятых на
оперативном совещании по вопросам состояния и направлениям совершенствова-
ния нормативной правовой базы (протокол от 10.12.2004 № 1).
С начала деятельности Службы разработано и утверждено 156 руководящих до-
кументов, 12 федеральных норм и правил в области использования атомной энер-
гии и 2 руководства по безопасности, зарегистрированы в Минюсте России 12 нор-
мативных правовых актов Службы.
Основные научные исследования в области ядерной и радиационной безопасно-
сти в целях обеспечения деятельности Службы осуществлялись в рамках Програм-
мы научно-технической деятельности Федерального государственного учреждения
«Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФГУ НТЦ
ЯРБ), выполняемой за счет средств федерального бюджета, федеральных целевых
программ «Ядерная и радиационная безопасность России» и «Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2005 года».

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..