ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 19

 

 

289
Всего,
В том числе
п/
шт.
Ми-
Федераль-
Федераль-
Территориаль-
п
нис-
ная служба
ное агент-
ные органы
терство
ство
4
Результативность рассмо-
трения писем:
4.1
Решено положительно
56
56
4.2
Меры приняты
38
38
4.3
Разъяснено
93
93
4.4
Отказано
24
24
4.5
Виновные привлечены к от-
18
18
ветственности
4.6
Рассмотрено с выездом на
42
42
место
4.7
Рассмотрено с нарушением
16
16
сроков
5
Проведено заседаний кол-
49
8
41
легии по вопросам повы-
шения эффективности ра-
боты с обращениями граж-
дан
Информационно-аналитической работе придан системный характер. Продол-
жена работа по модернизации материально-технической базы и внедрению совре-
менных телекоммуникационных технологий.
290
3. СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЖАХ ЗА НЕГАТИВНОЕ ТЕХНОГЕННОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
По итогам 2004 года было собрано 13,1 млрд рублей платы (данные о поступле-
нии платы в разрезе субъектов Российской Федерации прилагаются).
Федеральным законом от 23.12.04 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»
поступление платы в федеральный бюджет в 2005 году запланировано в размере 2,3 млрд
рублей (объем поступлений в бюджетную систему в целом - 11,6 млрд рублей).
Справочно. Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в I квар-
тале 2005 года составило 631 022 тыс. рублей (отчет Федерального казначейства об исполнении
федерального бюджета по состоянию на 01.04.2005, подготовленный 13.04.2005), что составля-
ет 27 % от годового задания на 2005 год.
Поступление платы за негативное воздействие
на окружающую среду в 2004 году (по данным Федерального казначейства)
Регион
Сумма, руб.
Регион
Сумма, руб.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРА-
13 106 403 880
ЦИЯ
Амурская область
48 728 339,25
Республика Тыва
1 950 950,75
Еврейская АО
5 050 830,25
Республика Хакасия
21 213 764,75
Камчатская область
20 157 307,10
Таймырский АО
24 742 638,80
Корякский АО
963 090,65
Томская область
84 643 802,70
Магаданская область
13 571 896,40
Усть-Ордынский Бурят-
374 784,65
ский АО
Приморский край
143 668 878,70
Читинская область
158 688 286,30
Республика Саха (Якутия)
143 261 197,80
Эвенкийский АО
8 143 509,70
Сахалинская область
49 722 341,80
Курганская область
25 167 663,10
Хабаровский край
224 869 778,30
Свердловская область
562 644 584,20
Чукотский АО
11 423 246,50
Тюменская область
36 052 027,15
Кировская область
42 838 522,00
Ханты-Мансийский АО
701 274 277,05
Коми-Пермяцкий АО
4 557 391,10
Челябинская область
507 736 639,05
Нижегородская область
227 772 916,40
Ямало-Hенецкий АО
349 147 174,90
Оренбургская область
193 514 642,70
Белгородская область
46 211 920,05
Пензенская область
44 132 914,10
Брянская область
76 823 586,95
Пермская область
162 352 207,45
Владимирская область
56 101 718,70
Республика Башкортостан
163 162 397,75
Воронежская область
94 521 454,40
Республика Марий-Эл
12 505 198,40
город Москва
315 236 251,15
Республика Мордовия
20 428 058,15
Ивановская область
10 211 602,30
Республика Татарстан
526 975 702,00
Калужская область
34 692 651,75
Самарская область
326 894 939,90
Костромская область
15 136 365,65
Саратовская область
100 487 902,20
Курская область
46 823 071,90
Удмуртская Республика
97 001 296,60
Липецкая область
89 370 293,20
291
Регион
Сумма, руб.
Регион
Сумма, руб.
Ульяновская область
43 593 238,75
Московская область
736 276 312,90
Чувашская Республика
52 129 332,50
Орловская область
10 595 592,60
Архангельская область
291 460 846,85
Рязанская область
53 717 569,40
Вологодская область
160 228 092,65
Смоленская область
70 389 371,00
город Санкт-Петербург
766 311 751,35
Тамбовская область
20 301 987,90
Калининградская область
70 904 786,35
Тверская область
83 249 967,95
Ленинградская область
159 211 891,10
Тульская область
56 846 154,35
Мурманская область
211 260 538,95
Ярославская область
152 779 662,95
Ненецкий АО
18 419 220,60
Астраханская область
36 601 309,85
Новгородская область
19 097 315,90
Волгоградская область
142 839 664,10
Псковская область
8 561 179,90
Кабардино-Балкарская Ре-
5 599 193,50
спублика
Республика Карелия
148 159 719,05
Карачаево-Черкесская Ре-
17 500 263,85
спублика
Республика Коми
119 439 705,75
Краснодарский край
491 825 235,50
Агинский Бурятский АО
422 165,85
Республика Адыгея
7 563 024,95
Алтайский край
35 532 504,50
Республика Дагестан
5 710 993,75
Иркутская область
269 602 593,15
Республика Ингушетия
44 740,55
Кемеровская область
1 033 097 514,55
Республика Калмыкия
1 273 468,80
Красноярский край
1 600 151 991,50
Республика Северная Осе-
67 200 994,85
тия-Алания
Новосибирская область
89 520 546,35
Ростовская область
86 146 515,00
Омская область
23 191 897,60
Ставропольский край
55 108 330,70
Республика Алтай
6 730 620,20
Чеченская Республика
4 633,10
Республика Бурятия
26 851 424,55
Платежи за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных ве-
ществ, размещение отходов были установлены Законом Российской Федерации от
19.12.91
№ 2060-1 «Об охране окружающей среды» и разработанным на его осно-
ве постановлением Правительства Российской Федерации № 632 «Об утверждении
порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (да-
лее - постановление № 632).
До 2001 года 10 % указанных платежей поступало в федеральный бюджет и адми-
нистрировалось налоговыми органами, 90 % - зачислялись на специальные счета
внебюджетных экологических фондов, которые целенаправленно расходовались на
природоохранные цели и администрировались Госкомэкологией России.
В связи с упразднением с 2001 года экологических фондов плата за загрязнение
окружающей среды направлялась в федеральный бюджет (19 %) и бюджет субъек-
тов Российской Федерации (81 %).
Учет и контроль за полнотой и своевременностью поступления данной платы
осуществляли налоговые органы.
С принятием Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» был отменен Закон Российской Федерации от 19.12.91 № 2060-1 «Об охра-
не окружающей среды».
292
Плата за загрязнение окружающей среды была заменена платой за негативное
воздействие (далее - плата), основные элементы платы остались без изменения.
Изменение бюджетного, налогового законодательства и законодательства в обла-
сти охраны окружающей среды привело к возникновению правовых коллизий между
положениями постановления № 632 и иными нормативными правовыми актами.
Однако в соответствии с определением Конституционного суда Российской Фе-
дерации от 10.12.02 № 284-О постановление № 632 сохраняет силу и подлежит при-
менению, а плата признана платежом неналогового характера.
С 2004 года налоговые органы не осуществляли администрирование платы. Кон-
троль за поступлением платы за негативное воздействие на окружающую среду был
возложен на МПР России.
После вывода платы из сферы действия законодательства о налогах и сборах в
сфере администрирования платы возник правовой пробел, который в настоящее
время создает значительные трудности в работе администраторов данной платы.
Планом действий Правительства Российской Федерации на 2004 год по реали-
зации положений Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утв. распоряжени-
ем Правительства Российской Федерации от 03.01.04 № 1-р) были предусмотре-
ны мероприятия по совершенствованию системы платежей за негативное воз-
действие на окружающую среду, в том числе разработка проекта федерального
закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», включенного
в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на
2004 год (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.04
№ 33-р).
Правительством Российской Федерации также был дан ряд поручений об опе-
ративном внесении изменений и дополнений в постановление № 632 и от 12.06.03
№ 334 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих ве-
ществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ
в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства
и потребления» (далее - постановление № 344) в части администрирования платы
на период до принятия соответствующего федерального закона.
Ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта и проектов поста-
новлений было определено МПР России. В связи с реформированием федеральных
органов исполнительной власти Федеральная служба по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору решением Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности (протокол от 11.10.04 № 26, раздел V, пункт 2) опре-
делена ответственной за подготовку указанных документов.
Служба существенно переработала подготовленный МПР России проект поста-
новления Правительства Российской Федерации о внесении изменений и допол-
нений в постановление № 632 в целях более эффективного выполнения функций
администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Служба предложила рассмотреть и принять решение по двум основным направ-
лениям совершенствования системы платежей. Первое направление — тактическое,
ориентированное на уточнение действующего порядка и обеспечение выполнения
заданий, предусмотренных федеральным бюджетом на 2005 год. Второе направле-
ние — стратегическое, определяющее дальнейшее развитие системы платежей за
негативное воздействие на окружающую среду.
293
В проекте постановления Правительства Российской Федерации № 632 сохра-
нены основные положения действующего механизма исчисления платы за негатив-
ное воздействие на окружающую среду. Сохранены три вида платежей за загрязне-
ние окружающей среды:
в размерах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы
выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Изменения и дополнения в постановление № 632 уточняют плательщиков пла-
ты, определяют порядок администрирования платы, порядок постановки на учет
плательщиков, порядок начисления и внесения платы; отчетный период взимания
платы и сроки ее внесения в бюджет, механизм зачета и возврата излишне уплачен-
ных платежей; пени и санкции, порядок осуществления контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы; заложены экономиче-
ские стимулы для осуществления природоохранных мероприятий за счет собствен-
ных средств плательщика.
Изменения и дополнения в постановление № 334 были подготовлены с целью
ликвидации технических неточностей, допущенных при принятии данного постанов-
ления, а также с целью расширения перечня загрязняющих веществ и установления
по ним нормативов платы. В перечень нормативов платы за выбросы в атмосферный
воздух включено дополнительно 15 загрязняющих веществ и в перечень нормативов
платы за сбросы в водные объекты одно загрязняющее вещество — стронций.
Принятие Концепции развития автомобильной промышленности России на
период до 2010 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.02
№ 978-р) потребовало введения коэффициента к нормативам платы за выбросы в
атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для раз-
личных видов топлива) в соответствии с Правилами Европейской экономической
комиссии ООН. Предлагается установить следующие значения коэффициентов:
Евро-0 — 3; Евро-1 — 2; Евро-2 — 1; Евро-3 — 0,5; Евро-4 — 0,3; Евро-5 — 0,2. Ука-
занные коэффициенты вводятся в целях экономического стимулирования хозяй-
ствующих субъектов России к приобретению автотранспортного средства с мини-
мальными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Анализ действующего законодательства, регулирующего порядок исчисления
платы за негативное воздействие на окружающую среду, показал, что предприятиям
оказалось гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства
в природоохранные мероприятия.
Длительное время не совершенствовавшаяся система экологических платежей
привела к следующему:
размеры ставок платежей не повышались;
применяемые коэффициенты индексации не в полной мере учитывали темпы
роста инфляции.
В последние несколько лет в большинстве видов экономической деятельности
сохраняется устойчивый рост показателей удельных выбросов, сбросов загрязняю-
щих веществ и образования отходов на единицу продукции. Наблюдается тенден-
ция, прямо противоположная ситуации в экономически развитых странах.
По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей
среды Российской Федерации в 2003 году», ежегодно возрастает число городов, в
294
которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высо-
кий, доля таких городов достигла 63 %. Продолжается ухудшение состояния водных
объектов и почв, доля «нестандартных проб» по микробиологическим и санитарно-
химическим показателям в 2003 году превысила 25 и 30 % соответственно.
Снижаются объемы затрат хозяйствующих субъектов на реализацию природоох-
ранных мероприятий. Скорость амортизации основных средств природоохранного
назначения на 1-2 порядка превышает скорость ввода в строй новых мощностей.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом даже штраф-
ных санкций составляет сотые доли процента в затратах и десятые доли процента
от прибыли предприятий.
В целях стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую
среду была предложена следующая концепция федерального закона по плате за не-
гативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие не является источником пополнения бюджета и
относится к неналоговым обязательным платежам, исключается установление субъ-
ектам хозяйственной деятельности временно согласованных нормативов (лимитов)
на выбросы, сбросы загрязняющих веществ.
В качестве платежной базы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ предпо-
лагается установить массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышаю-
щую допустимые нормативы выбросов (сбросов), обеспечить поэтапное повышение
величины размеров ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду
до величины, обеспечивающей компенсационный характер платы.
Администрирование платы предлагается осуществлять:
на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому кон-
тролю, — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору;
на других объектах — органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Справочно. 3 марта 2005 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации
по вопросу «О совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружа-
ющую среду», на котором указанная концепция была одобрена. В настоящее время Служба с
участием заинтересованных министерств и ведомств осуществляет подготовку указанного за-
конопроекта.
Одновременно должен быть усилен контроль за соблюдением субъектами хо-
зяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды, в том
числе установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду,
который подразделяется на следующие уровни: федеральный, региональный и му-
ниципальный.
В основе контроля закладывается инструментальный метод с участием аналити-
ческих лабораторий.
Предлагаемый концептуальный подход потребует развития нормативной, право-
вой и материально-технической базы:
разработка новых и внесение изменений в действующие федеральные законы в
области охраны окружающей среды;
установление технических регламентов;
проведение контрольных химико-лабораторных анализов аккредитованными
аналитическими лабораториями;
295
осуществление производственного контроля за соблюдением установленных
нормативов.
В целях реализации функций администратора поступлений в бюджеты Россий-
ской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду в
2005 году, принимая во внимание, что штатная численность работников эколо-
гического контроля и надзора, переданная oт Министерства природных ресурсов
Российской Федерации, составляет 1600 человек, а плательщиков свыше 1,5 млн,
было предложено заключить соглашения с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации с закреплением за Ростехнадзором объектов
Федерального государственного экологического контроля.
296
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В 2004 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору расширяла и совершенствовала международное сотрудничество в рамках
международных организаций, многосторонних соглашений и конвенций, а также
двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего за-
рубежья.
Содержание международного сотрудничества определялось основными направ-
лениями работы Службы, установленными годовым и квартальными Комплексными
планами работ Службы на 2004 год. В разделе приводятся сведения об осуществле-
нии в 2004 году международного сотрудничества по трем направлениям, входящим
в сферу деятельности Службы.
4.1. Международное сотрудничество в области экологического надзора
Многостороннее сотрудничество
Международное сотрудничество по данному направлению деятельности Службы
осуществлялось в отчетном году в рамках нижеупомянутых Конвенций и междуна-
родных организаций:
Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо-
дов и их удалением.
В период с 25 по 29 октября 2004 г. в Швейцарии (г. Женева) состоялось VII Сове-
щание Конференции Сторон Базельской конвенции (далее БК) о контроле за транс-
граничной перевозкой отходов и их удалением, в работе которого приняла участие
комплексная делегация России (Ростехнадзор, МПР, МИД и Минтранс).
Главные темы Конференции:
реализация Стратегического плана по осуществлению БК;
подготовка документа по экологически обоснованному демонтажу судов, пере-
возивших опасные отходы;
принятие технических руководств по обращению с определенными видами опас-
ных отходов (стойкие органические загрязнители, металлы и их соединения, отходы
от обработки металлических и пластмассовых поверхностей);
принятие руководящих документов по установлению опасных свойств (Н6.2 —
инфицированность, Н11 — токсичность, Н13 — способность образования вторич-
ных опасных продуктов);
дополнение «красного» и «зеленого» списков отходов;
незаконный оборот отходов;
бюджет БК на ближайший период (Целевой фонд, Фонд технического сотруд-
ничества) и другие финансовые источники.
Необходимо отметить, что достаточно явно выделилась тенденция блокирова-
ния кандидатур представителей Российской Федерации при их выдвижении в раз-
личные руководящие и технические органы БК через группу стран Центральной и
Восточной Европы. Примерно 3/4 из них входят в ЕС или являются кандидатами
297
для вступления. Таким образом, сложилась ситуация, при которой ЕС фактически
имеет два региональных представительства в БК, представленные собственно ЕС и
в группе стран Центральной и Восточной Европы, и обладает большими возможно-
стями для достижения собственных интересов. Негативными последствиями это-
го процесса является ослабление роли России при решении вопросов подготовки
технических руководств, руководящих принципов, внесении изменений в списки
отходов и др. Кроме того, доля финансирования московского регионального цен-
тра БК является минимальной среди других центров. Это служит препятствием на
пути распространения (в рамках механизмов БК) опыта и потенциала России в об-
ласти экологически безопасного обращения с отходами среди стран — членов СНГ.
В связи с этим представляется целесообразным за время до VIII Совещания Кон-
ференции Сторон БК предпринять усилия по разделению группы стран ЦВЕ на две
группы: центрально-европейской и восточно-европейской.
В настоящее время в России создано и действует целостное законодательство по
безопасному обращению с отходами, гармонизированное с положениями БК, и на-
коплен значительный опыт по методическому обеспечению безопасного обращения
с отходами, который может быть использован в других странах, в первую очередь
СНГ, в целях формирования единого нормативного правового, инструктивно-ме-
тодического и нормативно-технического поля.
В ходе дискуссии российская делегация выступила с освещением основной из
проблем стран с переходной экономикой, связанной с наличием огромного количе-
ства уже образованных и накопленных отходов, количество которых в Российской
Федерации составляет около 45 млрд тонн (10 % из них — высоко опасные отходы) и
которые требуют переработки или экологически безопасного удаления. Было пред-
ложено предпринять усилия на международном уровне, и в первую очередь в рам-
ках БК, по технической поддержке разработки и распространения типовых моде-
лей по интегрированному управлению потоками накопленных отходов для стран с
переходной экономикой, и в частности для стран Восточной Европы и СНГ. Также
было предложено предусмотреть проведение конкретных мероприятий по подготов-
ке технического руководства по разработке и применению интегрированного под-
хода по управлению накопленными отходами для стран с переходной экономикой.
Было отмечено, что Российская Федерация обладает опытом в этой сфере и могла
бы оказать содействие при подготовке такого руководства.
Важным итогом Совещания стало утверждение технических руководств по эко-
логически безопасному регулированию: отходов, состоящих из стойких органиче-
ских загрязнений, и отходов, возникающих в результате обработки металлических
и пластмассовых поверхностей.
Бюджет Целевого фонда на 2005-2006 гг. был утвержден в среднем на уровне
3,5 млн долл. США/год. Взнос России при этом составит около 50 тыс. долл. США
в год.
Учитывая нехватку финансовых ресурсов для реализации программ и проектов
технической помощи по линии БК развивающимся странам и странам с переходной
экономикой, Совещание одобрило подготовленную по инициативе Дании Страте-
гию мобилизации ресурсов за счет привлечения средств международных фондов,
программ и финансовых учреждений, и в первую очередь ресурсов Глобального эко-
логического фонда и МБРР.
VIII Совещание Конференции Сторон БК запланировано на ноябрь 2006 г. в
Найроби (Кения).
298
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
(ИОК).
29 ноября — 3 декабря 2004 года в Женеве состоялась 22-я сессия Исполнитель-
ного органа Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто-
яния (ИОК).
Основные итоги:
осуществлен обзор выполнения Сторонами обязательств, вытекающих из дей-
ствующих Протоколов к Конвенции:
а) по летучим органическим соединениям (ЛОС);
б) по стойким органическим загрязнителям (СОЗ);
в) по тяжелым металлам (ТМ);
г) по Протоколу 1994 г. относительно дальнейшего сокращения выбросов серы;
проведен анализ проблем, связанных с реализацией Протокола 1994 г., по дости-
жению предельных значений выбросов серы и вступлением в силу Гётеборгского
протокола по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном, осно-
ванном на воздействии на окружающую среду и здоровье человека 4 загрязнителей
(соединений серы, окислов азота, аммиака и ЛОС);
принята «Долгосрочная стратегия мониторинга в рамках Программы наблюдения
и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Евро-
пе (ЕМЕП) на 2004-2009 гг.», направленная на повышение качества и надежности
предоставляемых странами данных о выбросах и принимаемых мерах по их ограни-
чению и предотвращению;
правительствам рекомендовано принять меры по расширению использования
унифицированной модели Эйлера для расчетов уровней выброса загрязнителей, вы-
зывающих подкисление, эвтрофикацию, а также твердых частиц; по созданию наци-
ональных кадастров выбросов; по практическому использованию пересмотренных
Руководящих принципов представления данных о выбросах и Руководящих прин-
ципов по составлению карт критических нагрузок и уровней воздействия;
поддержана инициатива о создании Целевой группы по переносу загрязнителей
воздуха в рамках Северного полушария. Достигнута договоренность о том, что де-
ятельность Целевой группы будет финансироваться США, Канадой и ЕС. Учреж-
дены также Целевая группа по тяжелым металлам и Группа экспертов по твердым
частицам.
Исполнительным органом Конвенции принято решение о дальнейшем наращи-
вании технической помощи странам с переходной экономикой в целях ускорения
их присоединения к Протоколам.
Утвержден регулярный бюджет ЕМЕП на 2005 г. на уровне нулевого роста
(2 143 350 долл. США). При этом размер российского взноса сохраняется на уровне
2004 г. (59 800 долл.). Секретариату поручено скорректировать шкалу взносов ЕМЕП
в соответствии с новой шкалой взносов ООН.
Итоги сессии подтвердили важность ускорения принятия решения о присоеди-
нении Российской Федерации к Протоколу по тяжелым металлам, Протоколу по
стойким органическим загрязнителям и Гётеборгскому протоколу, участие в которых
имеет для нас практическое экономическое значение, а также важность улучшения
качества данных о выбросах и национального кадастра выбросов.
299
Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская
конвенция).
В рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хель-
синкская конвенция) состоялись 25-я очередная сессия Комиссии по защите мор-
ской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) и юбилейная сессия ХЕЛКОМ с участи-
ем ряда министров охраны окружающей среды, посвященная 30-летию подписания
Хельсинкской конвенции (2-4 марта 2004 г., Хельсинки, Финляндия), в ходе кото-
рых с учетом замечаний и предложений Российской Стороны были приняты доку-
менты о будущей роли и статусе ХЕЛКОМ в условиях, когда все члены Комиссии,
кроме России, стали членами Евросоюза.
На заседаниях глав делегаций ХЕЛКОМ были обсуждены проблемы, связанные
с предложением ряда Прибалтийских государств придать всему Балтийскому морю
статус «особо чувствительного морского района». Против этого активно выступала
российская делегация, мотивируя это тем, что данный вопрос не входит в компетен-
цию ХЕЛКОМ и должен рассматриваться Международной морской организацией
(ИМО). Обсуждались также вопросы приоритетов деятельности ХЕЛКОМ, разра-
батываемая «Морская стратегия ЕС» и др.
В период с 4 по 5 ноября 2004 г. (Хельсинки, Финляндия) состоялось 16-е засе-
дание глав делегаций ХЕЛКОМ.
Основные итоги:
принято решение относительно организации проекта по анализу новых возмож-
ностей использования диспергентов в Балтийском море;
одобрен проект Рекомендации ХЕЛКОМ «Введение системы невзимания спе-
циальной платы за прием судовых отходов в районе Балтийского моря, предусмо-
тренной Приложением I (нефтяные остатки из машинного отделения) и V (мусор)
МАРПОЛ 73/78, а также Приложением IV (сточные воды) Хельсинкской Конвен-
ции»;
рассмотрена работа группы ХЕЛКОМ МАРИТАЙМ по выбросам с судов; стра-
ны — члены ХЕЛКОМ призваны ратифицировать Приложение IV (загрязнение воз-
духа) МАРПОЛ;
утверждены отчеты по нагрузке загрязнений водной и воздушной среды для пу-
бликации и размещения этой информации на Интернет-странице ХЕЛКОМ;
при активной позиции российской делегации отведено принятие рекомендаций
по проведению оценки воздействия на окружающую среду деятельности, ведущей-
ся на Балтике, ввиду их недостаточной проработанности.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ).
Стокгольмская конвенция, как и другие глобальные и региональные многосто-
ронние природоохранные соглашения, призвана снизить риски загрязнения окру-
жающей среды вредными химическими соединениями и токсическими веществами
и в результате снизить воздействие такого загрязнения на здоровье людей.
Конвенцией предусматривается принятие мер по ликвидации производства
и использованию ряда химических веществ, включая некоторые виды пестици-
дов и другие хлорсодержащие соединения, в том числе полихлорированные би-
фенилы (ПХБ). Предусматривается осуществление мер и в отношении непред-
намеренного образования и выбросов диоксинов и фуранов от антропогенных
источников.
300
Проблема загрязнения окружающей среды Российской Федерации СОЗ носит
латентный характер, так как ввиду чрезвычайно высокой стоимости определения
концентраций СОЗ в природной среде практически не осуществляется на регуляр-
ной основе мониторинг супертоксикантов, в частности диоксинов и фуранов, в це-
лях оценки ситуации в целом по стране. По этой причине работы в Российской Фе-
дерации по их выявлению имеют локальный, выборочный характер, которыми тем
не менее подтверждено наличие диоксинов в опасных концентрациях. Выбороч-
ными исследованиями, проведенными в республиках Башкортостан и Коми, в Ар-
хангельской, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Самарской, Тульской и
некоторых других областях, выявлено превышение допустимого уровня концентра-
ций диоксинов в атмосферном воздухе, воде и почве. В основном такие превыше-
ния обнаруживаются в районах расположения предприятий химической, нефтехи-
мической, целлюлозно-бумажной, электротехнической, легкой промышленности,
цветной металлургии, коммунального хозяйства.
Основные обязательства Сторон Конвенции по регулированию обращения с
СОЗ определены статьей 3 «Меры по сокращению или устранению выбросов», в
которой предусматривается принятие мер по ликвидации производства и исполь-
зования следующих химических веществ: альдрина, хлордана, дильдрина, эндрина,
гептохлора, гексахлорбензола (ГХБ), мирекса, токсафена, полихлорированных би-
фенилов (ПХБ) и ДДТ.
Таким образом, на Россию распространяются только обязательства по ГХБ, ДДТ
и ПХБ, так как остальные химические вещества, главным образом пестициды, в Рос-
сийской Федерации не производятся и не применяются.
В связи с тем что на дальнейшем использовании гексахлорбензола настаивает
Минобороны России, для Российской Федерации путем письменного уведомления
Секретариата в порядке исключения зарегистрирована возможность производства
и применения ГХБ в качестве промежуточного вещества.
Также, по мнению Минздравсоцразвития России, нашей стране необходимо обе-
спечить возможность применения ДДТ для борьбы с малярией и клещевым энцефа-
литом, Российская сторона включила в Реестр конкретных исключений (статья 4)
запись о дальнейшем ограниченном производстве и применении ДДТ в целях борь-
бы с инфекционными заболеваниями.
Конкретные объемы и сроки сокращения непреднамеренных по образованию и
выбросам СОЗ Конвенцией не предусмотрены. Эта задача должна решаться в про-
цессе замены физически изношенного и морально устаревшего производственного
оборудования и перехода на новые технологии.
Кроме того, технология уничтожения ПХБ может быть приспособлена для це-
лей утилизации запасов устаревших и разлагающихся пестицидов, что, несомнен-
но, приведет к снижению затрат в этом направлении по предварительным оценкам
до 50 %.
Проблема полихлорированных бифенилов в свете Стокгольмской конвенции
для Российской Федерации является практически единственной и заключается в
том, что их производство в нашей стране осуществлялось с 1939 по 1993 год, однако
в настоящее время в энергосистемах топливно-энергетического комплекса России,
предприятий химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной
металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и др. на-
ходится приблизительно 30 тыс. трансформаторов и около 240 тыс. конденсаторов,
301
в которых в качестве диэлектрика используется ПХБ. По данным инвентаризации,
проведенной в 1999-2000 гг., общий объем ПХБ, находящихся в электротехниче-
ском оборудовании, оценивается в 30 тыс. тонн. Замена ПХБ на экологически без-
опасный диэлектрик (по мере выработки ресурсов трансформаторов и конденсато-
ров), по данным РАО «ЕЭС России», должна происходить в период до 2025 года, а
завершение ликвидации ПХБ потребует еще три года. Эти сроки полностью соот-
ветствуют срокам, предусмотренным Конвенцией.
В практическом плане проблема ПХБ для нашей страны заключается в необхо-
димости решения четырех основных задач:
1) освоение выпуска диэлектрика, альтернативного ПХБ;
2) очистка трансформаторов от ПХБ;
3) уничтожение ПХБ, извлеченных из трансформаторов;
4) уничтожение конденсаторов с ПХБ.
Существенно отметить, что решение всех четырех основных задач по проблеме
ПХБ необходимо осуществлять прежде всего в интересах защиты здоровья населе-
ния и природной среды России в соответствии с Федеральным законом «Об охране
окружающей среды». В то же время решение проблемы ПХБ в России в рамках Сток-
гольмской конвенции одновременно служит обеспечением выполнения междуна-
родных обязательств по предотвращению загрязнения окружающей среды, уже при-
нятых страной в соответствии с Соглашениями по Арктике и Балтийскому морю.
Стратегической целью Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору является наращивание возможностей по борьбе с загрязне-
нием окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, решение про-
блем сокращения использования и производства СОЗ во всех отраслях промышлен-
ности, в сельском хозяйстве и медицине.
Разработка и реализация практических мер планируется нами по большому ком-
плексу направлений, среди которых можно указать следующие:
разработка национального плана действий по выполнению обязательств, выте-
кающих из Конвенции по СОЗ;
усиление потенциала хозяйствующих субъектов в области решения проблем, свя-
занных с СОЗ, повышение квалификации лиц, принимающих решения, менедже-
ров и другого персонала;
работы по проведению национальных инвентаризаций СОЗ (производство, им-
порт, экспорт, выбросы и сбросы в окружающую среду, загрязненные территории,
использование и хранение СОЗ);
обзор имеющейся инфраструктуры и институциональных возможностей на раз-
личных уровнях (национальный, региональный, локальный), а также оценка по-
требностей в сфере обращения с СОЗ;
осуществление в Российской Федерации на регулярной основе контроля за вы-
полнением обязательств по СОЗ;
оценка потребностей по внедрению новых технологий, которые могут способ-
ствовать выполнению Россией обязательств по Конвенции и их продвижение в
практику;
оценка возможностей разработки альтернативных технологий;
разработка и реализация информационных и образовательных программ, на-
правленных на обучение общественных и промышленных кругов политике в обла-
сти СОЗ;
302
создание и обеспечение деятельности межведомственного координационного
механизма по Стокгольмской конвенции.
В 2004 г. в Российской Федерации под эгидой Совета Арктических стран про-
должалось проведение работ по инвентаризации источников выбросов и выработке
мер по сокращению выбросов диоксинов и фуранов. В результате реализации это-
го проекта будут получены уточненные, объективные данные о масштабах данной
проблемы, разработан технико-экономический прогноз ожидаемых последствий.
Предполагается также реализация ряда проектов, выполняемых под эгидой Глобаль-
ного экологического фонда.
Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол
по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.).
В 2004 году продолжалась деятельность по выполнению обязательств Россий-
ской Федерации, вытекающих из международных соглашений в области охраны
озонового слоя.
В июле 2004 года был успешно завершен Проект Глобального экологическо-
го фонда по поэтапному сокращению потребления озоноразрушающих веществ в
Российской Федерации в общем объеме 41,2 млн. Специальных прав заимствова-
ния (60,0 млн долларов США), реализация которого осуществлялась во исполне-
ние постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1996 № 1130 «О
подписании соглашений с Международным банком реконструкции и развития», в
рамках которого была профинансирована конверсия 36 российских промышленных
предприятий на озонобезопасные вещества и технологии.
На XVI совещании Сторон Монреальского протокола (ноябрь 2004 г.) Российской
Федерации была выделена квота на использование озоноразрушающих хладонов 11
и 12 в объеме 336 т для обеспечения особо важного вида потребления на националь-
ном уровне — производства медицинских дозированных ингаляторов (сальбутамо-
ла), используемых для лечения бронхиальной астмы, легочной недостаточности и
ряда других заболеваний.
Подготовлен пакет документов по присоединению Российской Федерации к
Копенгагенской (1993 г.), Монреальской (1997 г.) и Пекинской (1999 г.) поправкам
к Монреальскому протоколу (в настоящее время находится на согласовании в за-
интересованных федеральных органах исполнительной власти).
Путем принятия согласованных с МИД России мер удалось избежать торгово-
экономических санкций Сторон Монреальского протокола (188 стран-членов), ко-
торые должны были вступить в силу в отношении России с 1 января 2004 года в связи
с неприсоединением Российской Федерации к Копенгагенской поправке (получена
отсрочка до ноября 2005 года).
Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
6-17 декабря 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) состоялись 10-я сессия Кон-
ференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и
21-я сессия Вспомогательных органов РКИК.
Конференция рассмотрела следующие вопросы:
итоги работы за 10-летний период;
обсуждены первоочередные задачи, стоящие перед участниками Конвенции, ка-
сательно последствий изменений климата и меры по адаптации, политики, направ-
ленной на смягчение этих последствий, и ее влияния на страны;
303
С 15 по 17 декабря 2005 г. на сессии проходил сегмент высокого уровня, который
включал в себя четыре дискуссионных круглых стола. В заседаниях принимали уча-
стие министры экологии и главы делегаций.
Итогом Конференции явилось принятие программы работ по адаптации и реа-
гированию на изменения климата и ряда документов, связанных с работой Вспомо-
гательных органов Конвенции.
Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансгра-
ничном контексте.
Российская Федерация подписала 6 июня 1991 г. Конвенцию ЕЭК ООН об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и проводила работу,
необходимую для ее принятия, в соответствии с действующим законодательством. На
заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации
по экологической безопасности 8 февраля 2001 г. были рассмотрены представленные
Правительством Российской Федерации материалы о принятии Россией указанной
Конвенции, однако с учетом мнения ряда министерств (Минпромнауки, Миноборо-
ны и Минатома России) решение о принятии Конвенции было отложено.
На протяжении ряда лет российские специалисты активно участвовали в подго-
товке документов, связанных с применением ряда положений Конвенции, и, в част-
ности, в разработке Руководства по участию общественности в оценке воздействия на
окружающую среду в трансграничном контексте, которое было принято в 2004 г.
В отчетном году Ростехнадзор не принимал участия в мероприятиях в рамках
указанной Конвенции, тем не менее было бы целесообразным продолжить работу
по принятию указанной Конвенции и присоединению к Протоколу по стратегиче-
ской экологической оценке, поскольку данные международные правовые документы
фактически не противоречат положениям Федерального закона «О государственной
экологической экспертизе».
Вместе с тем для всестороннего выполнения Конвенции необходимо привести
национальную нормативную правовую базу в соответствие с положениями Конвен-
ции и уже принятыми в ее рамках решениями. Соблюдение Конвенции может по-
требовать привлечения дополнительных ресурсов (трудовых, технических, финан-
совых и др.).
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Сотрудничество с ЮНЕП осуществлялось по следующим направлениям:
участие в заседаниях межправительственной рабочей группы (МРГ) по подготовке
межправительственного стратегического плана (МСП) по укреплению потенциала
и оказанию технологической поддержки развивающимся странам (РС) и странам с
переходной экономикой (СПЭ);
участие в мероприятиях, проводимых по плану действий ЮНЕП по охране, раз-
витию и управлению морской и прибрежной окружающей средой региона северо-
западной части Тихого океана (НОУПАП).
В рамках работы ЮНЕП по подготовке межправительственного стратегическо-
го плана по технологической поддержке и укреплению потенциала развивающихся
стран и стран с переходной экономикой, которая осуществлялась на основе манда-
тов 7-й специальной сессии Совета управляющих ЮНЕП и Глобального экологиче-
ского форума министров охраны окружающей среды, а также Всемирного форума
по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР), состоялась 3-я сессия Межправи-
тельственной рабочей группы ЮНЕП открытого состава высокого уровня.
304
Делегаты на основе консенсуса приняли компромиссный вариант «Стратегиче-
ского плана Бали», который будет представлен на рассмотрение 23-й сессии Совета
управляющих ЮНЕП (Республика Корея, февраль 2005 г.).
В связи с открытием отделений Регионального координационного центра НО-
УПАП, приуроченного к 10-летию деятельности этой региональной программы, в
городах Тояме и Пусан проведены мероприятия с участием представителей органов
государственной власти прибрежных государств (Республика Корея, Япония, Китай
и Российская Федерация), а также представителей ЮНЕП, региональных и муни-
ципальных властей соответствующих государств (Япония, Республика Корея).
Представлен подписанный Россией, Японией и Кореей Меморандум о взаимо-
понимании в области регионального сотрудничества в обеспечении готовности и
борьбе с разливами нефти в северо-западной части Тихого океана.
В ходе очередного совещания НОУПАП, проходившего в свете одобренных Со-
ветом Управляющих ЮНЕП «Стратегических направлений по региональным морям
на 2004-2007 гг.», направленных на реализацию решений Глобального саммита по
устойчивому развитию и Декларации тысячелетия в контексте региональных морей,
рассмотрены следующие вопросы:
предложение ЮНЕП о новых направлениях деятельности, существующих в стра-
нах тематических центров активности;
расширение географического охвата Регионального плана на случай аварийных
разливов нефти;
подготовка проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) по воздействию
наземных источников на морскую и прибрежную среду региона;
предложения ЮНЕП по борьбе с твердыми отходами, поступающими в море.
С учетом важности решения проблемы по удалению твердых отходов, поступа-
ющих в море, Секретариату поручено подготовить соответствующие предложения
по плану работ в этом направлении, предусмотрев согласованность имеющихся ре-
сурсов и ранее принятых решений.
С учетом изложенного при координирующей роли МИД России целесообраз-
но усилить межведомственное взаимодействие МПР России, Минтранса России,
Ростехнадзора и других заинтересованных ведомств при участии субъектов феде-
рации по выполнению принятых решений на национальном уровне о подготовке к
межсессионной встрече НОУПАП (первая половина 2005 г., Республика Корея) и
10-й Межправительственной встрече (конец 2005 г., Япония).
Сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР).
За отчетный период проведено две встречи с представителем Отдела стран, не
входящих в ОЭСР Директората по охране окружающей среды ОЭСР (24.11.2004 г. и
26.11.2004 г.), в целях ознакомления сотрудников Ростехнадзора с деятельностью и
структурой ОЭСР и Отдела стран, не входящих в ОЭСР, и определения возможно-
стей для организации сотрудничества между ОЭСР и Ростехнадзором по вопросам
контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды. Ростехнадзору предложено
рассмотреть вопрос об участии в организации семинара, на котором будут рассматри-
ваться положительные и негативные аспекты функционирования системы органов
контроля и надзора в области охраны окружающей среды на основе разработанной
ОЭСР и применяемой в странах — членах ОЭСР системы индикативных показате-
лей эффективности работы государственных органов контроля и надзора.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..