ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22     

 

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 22

 

 

337
Научные исследования в области промышленной безопасности в целях обеспе-
чения деятельности Службы осуществлялись Федеральным государственным уни-
тарным предприятием «Научно-технический центр по безопасности в промышлен-
ности» (ФГУП НТЦ ПБ) в рамках Федеральной целевой программы «Исследования
и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-
2006 годы», по теме «Нормирование, управление и регулирование рисков и безопас-
ности в отраслях и на объектах в штатных и чрезвычайных ситуациях», а также по
Плану научно-исследовательских и научно-технических работ ФГУП НТЦ ПБ. За-
дачей 2005 года является определение приоритетных направлений научных иссле-
дований для целей деятельности Службы, продолжение, развитие и актуализация
тематики научных исследований по направлениям деятельности Службы, а также
концентрация усилий и ресурсов подведомственных Службе научно-технических
центров — ФГУ НТЦ ЯРБ и ФГУП НТЦ ПБ (как базовых организаций, осущест-
вляющих научное, методическое, нормативное и информационное обеспечение де-
ятельности Службы) на разработке общих системных подходов в обеспечении регу-
лирующей, контрольной и надзорной деятельности.
Важнейшей задачей 2005 года являются также восстановление аналитического
обеспечения федерального экологического контроля силами региональных центров
лабораторного анализа, а также развитие научно-технического и методического обе-
спечения их деятельности. Важным направлением деятельности подведомственных
Службе организаций является участие в создании и совершенствовании правовой
и инструктивно-методической базы по соответствующим направлениям надзорной
деятельности.
На начальном этапе деятельности Службы проведен анализ фактического состо-
яния средств информатизации в центральном аппарате и территориальных органах
Службы и подготовлены технические предложения по формированию информаци-
онных ресурсов Службы. Введена в эксплуатацию информационная система над-
зора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов. Выполнена
корректировка специального программного обеспечения автоматизированной ин-
формационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности
(АИС ПБ) в соответствии с новой структурой территориальных управлений по техно-
логическому и экологическому надзору Службы. Обеспечен телекоммуникационный
обмен между базами данных в центральном аппарате и 50 территориальных органах
Службы. Организована также высокоскоростная линия связи (2-10 Мб/с) между зда-
ниями центрального аппарата Службы. Принятые Службой направления информа-
тизации в ее деятельности являются важнейшими задачами текущего года.
Реализация полномочий Службы по аварийному реагированию в отношении объ-
ектов использования атомной энергии осуществлялась на базе Центра аварийной
поддержки. Информационные и технические ресурсы Центра аварийной поддерж-
ки необходимо использовать также при анализе аварий на опасных производствен-
ных объектах, имеющих высокий уровень потенциальной опасности, и выработке
оперативных решений и рекомендаций.
С августа 2004 года проведена значительная работа по интеграции направлений
лицензирования, отнесенных к полномочиям Службы, а также по инструктивно-
методическому обеспечению данных полномочий. Актуализированы базы данных
по направлениям лицензирования, осуществляемым на основании Федерального
закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом необходимо-
338
сти передачи уточненных реестров лицензий вновь образованным территориальным
органам Службы, изготовлены новые бланки лицензий.
С начала деятельности Службы в соответствии с Федеральным законом «О ли-
цензировании отдельных видов деятельности» было выдано 9237 лицензий, в том
числе территориальными управлениями Службы 8229 лицензий. Направлено соис-
кателям лицензии 69 уведомлений об отказе в выдаче лицензий. По результатам ли-
цензионного контроля приостановлено действие 16 лицензий. Выдано 1349 лицен-
зий в области использования атомной энергии, из них межрегиональными терри-
ториальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью 1192
лицензии. Оптимизация лицензирования в соответствии с Федеральным законом
«О лицензировании отдельных видов деятельности» будет осуществляться по мере
разработки и принятия технических регламентов.
Была обеспечена необходимая преемственность при регистрации опасных про-
изводственных объектов и ведении государственного реестра таких объектов. В на-
стоящее время в базе данных государственного реестра содержится информация о
221 308 опасных производственных объектах, эксплуатируемых 100 114 организа-
циями. Задачей 2005 года является завершение работ по перерегистрации опасных
производственных объектов на основе апробированных методических подходов и
практического опыта идентификации объектов. Актуализированная информация
государственного реестра опасных производственных объектов должна составить
основу для создания единой базы данных поднадзорных Службе организаций.
В отчетном периоде продолжена работа по реализации законодательно установ-
ленных требований по декларированию промышленной безопасности. На поднад-
зорных предприятиях, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, было
разработано 329 деклараций промышленной безопасности.
Для повышения эффективности декларирования необходимо обеспечить эффек-
тивный контроль за ходом декларирования, обеспечить дальнейшее развитие систе-
мы аттестации экспертов в области декларирования промышленной безопасности,
продолжить работу по совершенствованию нормативно-методических документов
в области декларирования и анализа риска (с учетом отраслевых особенностей объ-
ектов) с привлечением специалистов и ресурсов крупнейших объединений промыш-
ленных предприятий (ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть» и др.).
По объектам федерального уровня было рассмотрено 100 материалов, поступив-
ших на государственную экологическую экспертизу, 26 материалов были отклонены
из-за их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации по
экологической экспертизе. По объектам уровня субъектов Российской Федерации
территориальными органами Службы организовано рассмотрение 11 724 таких ма-
териалов. По результатам рассмотрения утверждено 4571 заключение экспертных
комиссий, в том числе 265 отрицательных заключений.
Для повышения эффективности государственной экологической экспертизы
необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенство-
вание нормативной правовой и инструктивно-методической основы деятельности
Службы по организации и проведению государственной экологической эксперти-
зы, организацию обучения и повышения квалификации соответствующих специ-
алистов территориальных органов, повышение ответственности независимых экс-
пертов за результаты экспертизы, а также на оптимизацию процедуру экспертизы с
реализацией принципа «одного окна» для заказчика и расширенным применением
информационных технологий.
339
Утверждено и зарегистрировано 195 857 заключений экспертизы промышленной
безопасности. Основной объем экспертизы был связан с определением остаточного
ресурса безопасной эксплуатации оборудования на опасных производственных объ-
ектах. В 2004 году была продолжена работа по международному признанию Системы
аккредитации. Ближайшей задачей является полноправное членство в международ-
ных организациях по аккредитации и объединение усилий государственного кон-
троля и надзора и Системы аккредитации в области промышленной безопасности
в повышении качества работ по экспертизе промышленной безопасности и обеспе-
чении компетентности организаций, работающих в областях оценки соответствия,
путем применения процедур добровольной аккредитации.
Основная часть работ по экспертизе безопасности объектов использования атом-
ной энергии выполнялась в рамках установленной процедуры лицензирования дан-
ных объектов. За последние два года свыше 60 % составили работы по экспертизе
безопасности модернизации действующих энергоблоков АЭС, выполнено более 85
комплексных работ по экспертизе безопасности, которые связаны с разносторонней
оценкой безопасности эксплуатации действующих и сооружаемых объектов исполь-
зования атомной энергии. В результате экспертизы документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации третьего энер-
гоблока Калининской АЭС, подтверждено выполнение требований действующих
норм и правил в области использования атомной энергии. В 2004 году продолжена
деятельность по совершенствованию мер обеспечения качества экспертизы безопас-
ности объектов использования атомной энергии и развитию системы менеджмента
качества, что является важнейшим стратегическим направлением развития данного
элемента регулирования в области ядерной и радиационной безопасности.
Договоры страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатиру-
ющих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью
или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде заключены более чем
в 82 000 организаций, что составляет 91,3 % от числа зарегистрированных органи-
заций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
В марте 2005 года принят Федеральный закон «О ратификации Венской кон-
венции о гражданской ответственности за ядерный ущерб». Задачей текущего года
является участие в подготовке национального законопроекта, определяющего кон-
кретные механизмы реализации положений данной Конвенции.
Международное сотрудничество в области использования атомной энергии, осу-
ществлявшееся Службой как регулирующим органом по Конвенции о ядерной без-
опасности, было сосредоточено на работе в формате группы руководителей органов
регулирования ядерной безопасности «восьмерки». На конференции руководите-
лей органов регулирования ядерной безопасности «восьмерки» в июне 2004 года
был принят итоговый документ — заявление о руководящих принципах для органов
регулирования ядерной безопасности. Осуществлялось сотрудничество с МАГАТЭ
и Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и
развития (АЯЭ ОСЭР).
Сотрудничество с Европейской Комиссией осуществлялось в рамках участия в
заседаниях CONCERT группы, участия в работе по выполнению проектов в рам-
ках программы Тасис: «Ядерная безопасность». Велась работа по ряду проектов, вы-
полняемых российскими и западноевропейскими организациями в поддержку ре-
гулирующей деятельности Службы при модернизации Кольской, Смоленской, Ле-
340
нинградской и Нововоронежской АЭС, лицензировании вывода судов с ядерными
энергетическими установками из эксплуатации. В рамках Энергодиалога Россия—
Европейский Союз проходило согласование Меморандума о сотрудничестве Служ-
бы и Генерального Директората по транспорту и энергии Европейской Комиссии в
области регулирования безопасности при использовании атомной энергии по во-
просам учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных
веществ. Службой подготовлены материалы в соответствующие разделы очередного
национального Доклада Российской Федерации о выполнении обязательств, выте-
кающих из Конвенции о ядерной безопасности. В соответствии с установленным
порядком Доклад будет представлен специалистами Службы на совещании по рас-
смотрению в МАГАТЭ в апреле 2005 года.
По вопросам экологического контроля международное сотрудничество осущест-
влялось в рамках Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением, Конвенции о трансграничном загрязнении воз-
духа на большие расстояния (ИОК), Хельсинкской Конвенции по защите морской
среды района Балтийского моря, Стокгольмской конвенции о стойких органиче-
ских загрязнителях (СОЗ). Сотрудничество по вопросам технологического надзора
велось на тех направлениях, которые должны обеспечить полноправное вхождение
национальной системы технологического надзора и контроля в систему, принятую
в большинстве развитых стран. Новый импульс развития в результате проведения
7-8 октября 2004 года в г. Ялта третьего заседания Межгосударственного совета по
промышленной безопасности получило сотрудничество с надзорными органами го-
сударств — участников СНГ.
* * *
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
в 2004 году проведено 11 769 инспекций на объектах использования атомной энер-
гии, при которых выявлено и предписано к устранению 9706 нарушений требова-
ний ядерной и радиационной безопасности, а также 254 059 комплексных, целевых
и оперативных контрольных обследований и проверок на опасных производствен-
ных объектах, в результате которых выявлено и устранено 1 838 623 нарушения тре-
бований промышленной безопасности.
С начала 2004 года специалистами федеральных государственных учреждений
госэнергонадзора Минэнерго России (с учетом переходного периода деятельно-
сти) и инспекторским составом территориальных органов по технологическому и
экологическому надзору проведены 132 282 мероприятия по контролю безопасной
эксплуатации и технического состояния энергоустановок, в том числе 85 099 кон-
трольных обследований по выполнению ранее выданных предписаний. Выявлено
1 224 178 нарушений требований правил, норм и инструкций.
В результате контрольных проверок в области охраны окружающей среды (по
ограничению негативного техногенного воздействия) было выявлено 4909 нару-
шений природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе
2111 нарушений в области обращения с опасными отходами.
Выдано 43 439 предписаний на приостановку работ на объектах использования
атомной энергии и на опасных производственных объектах. За нарушения тре-
бований промышленной безопасности и охраны недр были привлечены к ответ-
ственности 48 685 руководителей и специалистов поднадзорных предприятий, на
341
1198 должностных лиц материалы переданы в следственные органы, а к 18 104 долж-
ностным лицам были применены административные санкции (общая сумма штра-
фов составила 45 346 625 рублей). За нарушения требований ядерной и радиаци-
онной безопасности было наложено 69 штрафов, общая сумма которых составила
339 000 рублей.
На поднадзорных Службе производствах и объектах по направлениям ее деятель-
ности были отмечены следующие основные тенденции.
По результатам работы энергоблоков атомных станций отмечено уменьшение чис-
ла нарушений в работе атомных станций с 51 до 46 нарушений. Нарушений пределов
и условий безопасной эксплуатации не зафиксировано, все нарушения в работе на
атомных станциях классифицированы по шкале INES нулевым уровнем.
Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась
стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмос-
ферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морях сохранялось на уров-
не 2003 года.
Вместе с тем в сравнении с 2003 годом был зафиксирован рост числа технологиче-
ских нарушений в работе исследовательских ядерных установок (с 26 до 31), ядерных
энергетических установок судов (с 21 до 22), объектов ядерного топливного цикла
(с 24 до 26), радиационно опасных объектов (с 30 до 39).
На поднадзорных Службе организациях, эксплуатирующих опасные производ-
ственные объекты, произошло 242 аварии (на 29 аварий больше, чем в 2003 году).
Наибольший рост аварийности произошел на объектах газоснабжения (с 33 до 53),
при добыче угля (с 30 до 35), а также при эксплуатации подъемных сооружений (с
39 до 50). Аварийность возросла на предприятиях, эксплуатирующих опасные про-
изводственные объекты, в Оренбургской, Пермской, Самарской, Свердловской,
Челябинской, Кемеровской и Московской областях, Алтайском и Краснодарском
краях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.
По данным оперативного учета органов госэнергонадзора, в 2004 году на объектах
электроэнергетики произошло 300 несчастных случаев со смертельным исходом.
Общее число погибших при осуществлении производственной деятельности на
поднадзорных Службе организациях, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, составило 410 человек (на 8 % больше, чем в 2003 г.).
Наибольший рост производственного травматизма со смертельным исходом был
отмечен в угольной промышленности (со 100 до 148 несчастных случаев со смер-
тельным исходом). На угольных шахтах Кузнецкого бассейна произошел ряд круп-
ных аварий с тяжелыми последствиями. На филиале «Шахта «Тайжина» ОАО «УК
«Южкузбассуголь» 10 апреля 2004 г. произошел взрыв метано-воздушной смеси, в
результате которого было травмировано 53 человека, из них 47 человек смертель-
но. На шахте «Листвяжная» ОАО ПО «Сибирь-Уголь» 28 октября 2004 г. произошел
взрыв метано-воздушной смеси, которым было застигнуто 45 человек, из них 13 че-
ловек погибли.
Уже в текущем году 8 февраля на филиале «Шахта «Есаульская» ОАО «УК «Юж-
кузбассуголь» авария, связанная со взрывом метано-воздушной смеси, унесла жиз-
ни 25 человек, в числе которых 8 работников шахты и 17 горноспасателей Новокуз-
нецкого горноспасательного отряда.
Отмечалось несколько основных общих проблем и факторов, оказывавших нега-
тивное влияние на состояние ядерной и радиационной безопасности объектов ис-
пользования атомной энергии и промышленной безопасности:
342
высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвести-
ционная активность в промышленности и энергетике;
низкий уровень технологической дисциплины, не соответствующий степени
опасности современных производств;
низкий уровень профессиональной подготовки персонала предприятий промыш-
ленности и энергетики;
реорганизация предприятий при смене собственника и проведении других струк-
турных изменений на уровне управления предприятия без учета необходимости обе-
спечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных произ-
водств повышенной опасности;
отсутствие законодательного урегулирования ответственности за соблюдение
конкурсными управляющими требований по безопасности и противоаварийной
устойчивости объектов организаций, признанных в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации банкротами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
считает, что вышеуказанные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при
формировании прогнозов социально-экономического развития Российской Феде-
рации, а также при выборе оптимальной модели совершенствования государствен-
ного надзора в рамках проведения административной реформы.
Для формирования и реализации системного подхода в осуществлении государ-
ственного контроля и надзора за потенциально опасными объектами, аварии на ко-
торых могут привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, имеющим
долговременные негативные последствия и представляющим серьезную угрозу на-
циональной безопасности Российской Федерации, требуется провести категориро-
вание поднадзорных объектов по масштабам и видам их потенциальной опасности,
опираясь на обоснованные критерии. Внедрение современных подходов к оценке
безопасности этих объектов, таких, как вероятностный анализ безопасности, при-
менение современных расчетных кодов (программ) для анализа безопасности и на-
учно обоснованных методик для оценок потенциального ущерба в случаях аварий,
позволит определить узкие места, на которых необходимо сосредоточить основные
усилия и ресурсы государственного контроля и надзора федерального уровня, а так-
же побуждать эксплуатирующие организации и собственников к реконструкции и
модернизации производств.
Необходимо определить предельные параметры объектов и возможных уровней
их воздействия на человека и окружающую среду, ниже которых федеральный го-
сударственный надзор и контроль не должен осуществляться. Полномочия по кон-
тролю и надзору за объектами, не имеющими высокой потенциальной опасности,
целесообразно передать на уровень субъектов Российской Федерации или аккреди-
тованным государством специализированным организациям.
Основными задачами Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору на 2005 год являются:
1. Определить следующие основные задачи системы Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год:
повышение эффективности регулирующей, надзорной и контрольной деятель-
ности в целях обеспечения показателей деятельности Службы на 2005 год, одобрен-
ных Правительством Российской Федерации;
совершенствование правовой и методической основы деятельности Службы в
целях формирования методологии надзора, обеспечивающей адекватность методов
343
надзора риску причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу или окру-
жающей среде, возникающему при осуществлении деятельности предприятий про-
мышленности и энергетики;
обеспечение разработки и внесения в Правительство Российской Федерации про-
екта федерального закона «О ратификации Объединенной конвенции о безопасно-
сти обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоак-
тивными отходами от 5 сентября 1997 года»;
обеспечение разработки и внесения в Правительство Российской Федерации
проекта федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую
среду»;
выполнение плана мероприятий по реализации «Основ государственной полити-
ки в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Фе-
дерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу»;
обеспечение эффективного администрирования поступлений в бюджеты Рос-
сийской Федерации от взимания платы за негативное воздействие на окружающую
среду;
принятие приоритетных направлений научных исследований для целей деятель-
ности Службы;
развитие и совершенствование деятельности переданных в ведение Службы фе-
деральных государственных учреждений и унитарных предприятий;
создание системы обучения (повышения квалификации) специалистов Службы,
учитывающей комплексный характер ее деятельности;
развитие информатизации деятельности Службы в целях создания единого ин-
формационного пространства, обеспечения планирования и мониторинга показа-
телей ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22