ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 16

 

 

241
о технических требованиях к оборудованию систем комплекса переработки ра-
диоактивных отходов на Смоленской АЭС;
о технических требованиях (в связи с модернизацией) к информационно-изме-
рительной системе энергоблока № 1 Калининской АЭС;
о технических условиях и требованиях к оборудованию, размещенному на террито-
рии «Сибирского химического комбината» системы контроля смешения ВОУ с НОУ;
о безопасности эксплуатации комплекса с уран-графитовым ядерным реактором
АДЭ-2 на территории «Горно-химического комбината»;
о безопасности обращения с ядерными материалами при разведке, добыче пере-
работке и хранении урановых руд на территории «Приаргунского производственно-
го горно-химического объединения»;
о безопасности транспортирования ОЯТ с Балаковской АЭС, Ровенской АЭС,
Южно-Украинской АЭС и Кольской АЭС в хранилище, расположенное на терри-
тории «Горно-химического комбината»;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 1 Смоленской АЭС в связи с вне-
дрением симптомно-ориентированных аварийных инструкций.
Выполненные в НТЦ ЯРБ в 2004 году работы по экспертизе безопасности можно
сгруппировать по следующим четырем тематическим направлениям:
18 % — сооружаемые и действующие ОИАЭ, включая экспертизу безопасности
эксплуатации энергоблоков АЭС в период дополнительного срока;
61 % — модернизация систем безопасности и систем, важных для безопасности
действующих ОИАЭ, а также изменений, вносимых в проектную, конструкторскую
и эксплуатационную документацию, применяемую на ОИАЭ;
11 % — применение ядерного топлива в виде различных тепловыделяющих сбо-
рок на энергоблоках АЭС, проведение НИР с применением ядерных материалов на
ОИАЭ;
10 % — экспертиза проектных документов по новому оборудованию, экспертиза
методик, предназначенных для оценки остаточного ресурса оборудования и сооруже-
ний, и экспертиза результатов испытаний оборудования на действующих ОИАЭ.
Основные результаты экспертизы безопасности энергоблока № 2 Кольской АЭС
в связи с его эксплуатацией сверх проектного срока службы.
Энергоблок № 2 Колькой АЭС оснащен реактором ВВЭР-440/В-230 и находит-
ся в эксплуатации с 1974 г.
Результаты экспертизы показали, что принятая для энергоблока концепция без-
опасности (основу которой составляют детерминистическое исключение больших
течей на базе практической реализации концепции «течь перед разрушением», ре-
зервирование систем безопасности и их элементов, а также применение автоном-
ных источников электроснабжения и водообеспечения) является эффективной и до-
статочно полно учитывающей требования действующих нормативных документов.
Однако по результатам экспертизы отмечено, что при анализе соответствия энер-
гоблока требованиям нормативных документов эксплуатирующей организацией не
приняты во внимание отдельные нормативные документы, требования которых ак-
туальны для безопасности энергоблока.
С учетом представленных эксплуатирующей организацией результатов анали-
за геолого-тектонических условий площадки АЭС, смещения глубинных реперов и
инструментальных геодезических измерений признан обоснованным вывод эксплу-
атирующей организации о тектонической стабильности грунтов площадки энерго-
блока. Метеорологические и гидрологические условия площадки, а также миграция
242
радиоактивных веществ и стабильность грунтов и фундаментов основных сооруже-
ний энергоблока АЭС соответствуют требованиям нормативных документов.
Основные проектные и конструкторские решения, принятые для систем безо-
пасности энергоблока и систем, важных для безопасности, отвечают требованиям
действующих нормативных документов и апробированы практикой эксплуатации.
Выявленные при экспертизе отступления от требований нормативных докумен-
тов в части обращения с радиоактивными отходами не содержат факторов, препят-
ствующих продолжению эксплуатации энергоблока. Выполненные на энергоблоке
мероприятия по внедрению концепции «течь перед разрушением» способствовали
повышению безопасной эксплуатации энергоблока. Вместе с тем представленное
эксплуатирующей организацией обоснование применимости концепции «течь перед
разрушением» для энергоблока признано не полностью завершенным.
Результаты экспертизы позволили сделать вывод о соответствии требованиям
нормативных документов представленного эксплуатирующей организацией обо-
снования безопасности энергоблока при переходных режимах и проектных авариях.
Однако по результатам экспертизы отмечено много замечаний в отношении пред-
ставленных эксплуатирующей организацией результатов анализа запроектных ава-
рий и оценке их радиационных последствий, поэтому обоснование безопасности
энергоблока при запроектных авариях было признано неполным.
Вероятностный анализ безопасности энергоблока выполнен на высоком уровне,
с надлежащими полнотой и качеством, и соответствует современным требованиям.
Обеспечено достижение основных целей вероятностного анализа 1-го уровня:
значение частоты повреждения активной зоны реактора энергоблока, равное
3,04×10-5 1/реактор-год, меньше, чем было до модернизации;
определены наиболее значимые вкладчики в частоту повреждения активной зоны
реактора;
разработаны мероприятия по повышению безопасности энергоблока.
По результатам экспертизы подчеркнуто, что эксплуатация энергоблока осу-
ществляется с соблюдением проектных пределов и условий безопасной эксплуа-
тации. Основные приемы эксплуатации энергоблока соответствуют требованиям
действующих нормативных документов и апробированы практикой эксплуатации.
Отмечено соответствие требованиям нормативных документов, применяемых на
энергоблоке, эксплуатационной документации и регламента технического обслу-
живания и ремонта.
Анализ событий, имевших место при эксплуатации энергоблока за последние
годы, отсутствие нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации, недо-
пустимых выбросов радиоактивных продуктов в окружающую среду, а также отсут-
ствие нарушений радиационной обстановки на площадке АЭС свидетельствуют о
надежной организации эксплуатации энергоблока.
Результаты экспертизы обоснования устойчивости систем и сооружений энер-
гоблока к воздействию природных и техногенных факторов (с учетом результатов
поверочных расчетов), а также состояния строительных конструкций главного кор-
пуса, спецкорпуса и РДЭС свидетельствуют о соответствии требованиям норматив-
ных документов и возможности их дальнейшей эксплуатации.
По результатам экспертизы отмечено, что состояние (на 2004 год) корпуса реактора
оценивается как работоспособное. Обоснование статической и циклической проч-
ности корпуса реактора (с учетом его эксплуатации в течение 15 лет сверх проектного
срока) признано соответствующим требованиям нормативных документов. Эксплу-
243
атирующей организацией обосновано, что вероятность разрушения корпуса реакто-
ра не превысит значения 10-7 на реактор в год. Но с точки зрения консервативного
подхода к обоснованию хрупкой прочности корпуса реактора продление срока экс-
плуатации корпуса реактора признано обоснованным лишь до конца 2009 года.
Результаты экспертизы обоснования ресурса и прочности внутрикорпусных
устройств реактора свидетельствуют о соответствии требованиям нормативных до-
кументов и возможности их дальнейшей эксплуатации в течение 15 лет сверх про-
ектного срока. Состояние (на 2004 год) верхнего блока и опорных конструкций ре-
актора соответствует требованиям нормативных документов. Однако с точки зре-
ния консервативного подхода обоснование хрупкой прочности металла кольцевого
бака и оценка флюенса нейтронов на опорных конструкциях признаны не полнос-
тью обоснованными.
Экспертиза результатов комплексного обследования энергоблока и реализации
программы его подготовки подтвердила соответствие требованиям НП-017-2000 и
возможность продления эксплуатации энергоблока сверх проектного срока. Несмо-
тря на имеющиеся замечания, по результатам экспертизы сделан вывод о соответ-
ствии обоснования безопасности дальнейшей (сверх проектного срока) эксплуата-
ции энергоблока № 2 Кольской АЭС.
Основные результаты экспертизы безопасности энергоблока № 2 Билибинской
АЭС в связи с его эксплуатацией сверх проектного срока службы.
Энергоблок № 2 Билибинской АЭС оснащен канальным водографитовым реак-
тором ЭГП-6 мощностью 12 МВт(э) и находится в эксплуатации с 1974 г.
Энергоблок обладает уникальными свойствами самозащищенности, которые об-
условлены следующими факторами:
использованием естественной циркуляции теплоносителя в основном циркуля-
ционном контуре при нормальных и аварийных режимах работы энергоблока;
применением трубчатых твэлов, обладающих большим запасом прочности обо-
лочек при авариях с нарушением отвода тепла и позволяющих избежать наличия
продуктов деления в теплоносителе при нормальных и аварийных режимах;
низким удельным энерговыделением в активной зоне реактора;
простотой обслуживания энергоблока, включая операции с перегрузкой топлива.
При проектировании данного энергоблока в качестве наиболее опасной была
принята проектная авария с разрывом одного твэла (на длине порядка 100 мм) с ис-
течением теплоносителя в реакторное пространство, поэтому система локализации
аварии энергоблока рассчитана лишь на такую аварию. Однако, как свидетельствуют
результаты анализа, при срабатывании аварийной защиты реактора (даже при от-
казах систем безопасности) в большинстве случаев не будет значимых последствий,
что всецело обусловлено высоким уровнем самозащищенности реактора.
Результаты экспертизы показали, что принятая для энергоблока концепция без-
опасности предусматривает обеспечение высокого качества эксплуатации, включая
контроль состояния металла и сварных швов оборудования и трубопроводов. Экс-
плуатирующей организацией разработаны и поэтапно реализуются меры по модер-
низации энергоблока в целях устранения (или компенсации) имеющихся отступле-
ний от требований действующих нормативных документов. Выполнен большой объ-
ем работ по модернизации энергоблока, в частности:
осуществлен монтаж второго коллектора САОР;
проведена реконструкция управляющей системы безопасности АЗ-1;
244
заменена арматура на энергоблоке (в соответствии с требованиями ОТТ-87);
повышена сейсмостойкость строительных конструкций главного корпуса;
внедрена автоматизированная система контроля радиационной обстановки на
площадке Билибинской АЭС.
Однако по результатам экспертизы отмечено, что на энергоблоке сохраняются
отступления от требований действующих нормативных документов. Реализованные
и запланированные эксплуатирующей организацией меры по модернизации энер-
гоблока не полностью охватывают имеющиеся отступления.
В частности, на энергоблоке не предусмотрены меры для компенсации следую-
щих отступлений от требований нормативных документов:
системы безопасности недостаточно защищены от отказов по общей причине,
включая защищенность от пожара;
система аварийного охлаждения активной зоны не в полной мере соответствует
принципам независимости и единичного отказа;
аппаратура аварийной защиты не имеет второго независимого комплекта;
управляющая система безопасности энергоблока не отделена от системы контро-
ля и управления нормальной эксплуатации энергоблока;
недостаточная (с учетом принципа единичного отказа) производительность ГПК
по защите от превышения давления (в режимах сброса нагрузки с одновременным от-
казом срабатывания аварийной защиты реактора по первому аварийному сигналу);
отсутствие средств локализации аварии в случае разрыва основного циркуляци-
онного контура за пределами реакторного пространства;
отсутствие резервного пункта управления энергоблоком;
ряд зданий энергоблока недостаточно защищены от землетрясений.
В связи с вышеизложенным принятая эксплуатирующей организацией концепция
безопасности энергоблока признана по результатам экспертизы не соответствующей
требованиям действующих нормативных документов. Эксплуатирующей организации
рекомендовано пересмотреть концепцию безопасности энергоблока и программу его
модернизации. Необходимо отметить также, что эксплуатирующей организацией не
завершено выполнение вероятностного анализа безопасности энергоблока.
Комиссией по обследованию была отмечена техническая возможность продле-
ния эксплуатации энергоблока сверх проектного срока, но при условии выполне-
ния комплекса работ по обоснованию остаточного ресурса невосстанавливаемых
элементов энергоблока, важных для безопасности. При этом было подчеркнуто, что
для определения остаточного ресурса невосстанавливаемых элементов энергоблока
требуется выполнение дополнительных исследований.
По результатам экспертизы сделан вывод о том, что текущее состояние (на 2004
год) железобетонных строительных конструкций, графитовой кладки, металлокон-
струкций энергоблока и барабана-сепаратора Билибинской АЭС, важных для без-
опасности, соответствует требованиям нормативных документов. При этом обосно-
вание остаточного ресурса железобетонных строительных конструкций зданий и со-
оружений Билибинской АЭС, важных для безопасности, соответствует критериям
оценки, принятым при экспертизе.
Однако по результатам экспертизы отмечено, что обоснование остаточного ре-
сурса барабана-сепаратора и металлоконструкций реактора энергоблока выполнено
с отступлениями от требований нормативных документов, а обоснование ресурса
графитовой кладки нуждается в доработке с учетом фактических физико-механи-
ческих свойств графита энергоблока.
245
По результатам экспертизы было также рекомендовано уточнить обоснованность
принятых характеристик сейсмичности площадки Билибинской АЭС и учесть резо-
нансные периоды колебаний грунтов площадки после оттаивания, что может при-
вести к увеличению сейсмичности площадки.
Несмотря на имеющиеся замечания, по результатам экспертизы не выявлено
факторов, требующих прекращения эксплуатации энергоблока № 2 Билибинской
АЭС.
Основные результаты экспертизы безопасности нового энергоблока № 3 Кали-
нинской АЭС в связи с вводом его в эксплуатацию.
Энергоблок № 3 Калининской АЭС оснащен серийным реактором ВВЭР-1000/
В-320 мощностью 1000 МВт.
Следует отметить, что большинство проектных и конструкторских решений, пред-
усмотренных проектом энергоблока, хорошо зарекомендовали себя многолетней
успешной практикой эксплуатации аналогичных энергоблоков. Основные техни-
ческие решения по системам нормальной эксплуатации энергоблока, важным для
безопасности, и системам безопасности соответствуют требованиям действующих
нормативных документов в области использования атомной энергии.
По результатам экспертизы отмечено, что «методика обобщенного реактора», при-
мененная при обосновании предельных допустимых эксплуатационных значений
объемного энерговыделения в активной зоне реактора, была разработана с учетом
установки в активной зоне стандартных ТВС (со стальными решетками, без уран-
гадолиниевого топлива и т.п.). В связи с этим отмечена некорректность применения
этой методики при обосновании безопасности данного энергоблока.
Результаты экспертизы свидетельствуют, что эксплуатирующей организацией не
приведено обоснование нагрузок на твэлы (твэги), обусловленных взаимодействи-
ем каркаса и пучка твэлов в условиях переходных режимов, когда удлинение твэла
вызвано не радиационным ростом, а термомеханическим взаимодействием топлива
и оболочки твэла. Не представлены также:
обоснование максимальных осевых напряжений в областях конструкции твэла,
не контактирующих с топливом (оболочка и заглушка) в условиях переходных ре-
жимов работы реактора;
обоснование работоспособности твэлов с учетом анализа циклической прочно-
сти, вибропрочности, сопротивления хрупкому разрушению, устойчивости с уче-
том возможного формоизменения, термоциклирования, усталости, старения мате-
риалов и т.п.;
обоснование вибропрочности главных циркуляционных трубопроводов.
Необходимо отметить, что на энергоблоке не соблюден принцип пространствен-
ного (физического) разделения в отношении каналов системы аварийной питатель-
ной воды, так как баки запаса химобессоленной воды находятся в одном помещении
и, кроме того, объединены между собой трубопроводами, что не исключает отказа
всех трех баков по общей причине. Помимо того, указано, что проектные решения
по системе аварийного электроснабжения не в полной мере отвечают требованиям
нормативных документов в области использования атомной энергии.
Анализ представленного эксплуатирующей организацией обоснования переход-
ных эксплуатационных режимов и проектных аварий позволил сделать вывод о том,
что при обосновании рассмотрен весь спектр исходных событий согласно требова-
ниям нормативных документов. Расчеты теплогидравлических характеристик вы-
246
полнены с учетом отклонений параметров реакторной установки от их номиналь-
ных значений в неблагоприятную сторону и инженерного коэффициента запаса.
При расчетах применено программное средство ТИГР-1, которое включает блок
трехмерной кинетики реактора, что позволяет учитывать изменение формы полей
энерговыделения со временем. Принятые критерии безопасной эксплуатации ак-
тивной зоны соблюдаются с запасом для всех проанализированных переходных экс-
плуатационных режимов и проектных аварий.
По результатам экспертизы отмечено, что обоснование радионуклидного соста-
ва в теплоносителе первого контура при анализе радиационных последствий про-
ектных аварий выполнено некорректно. Эксплуатирующей организацией примене-
ны методики и расчетные программы двадцатилетней давности. В связи с этим был
сделан вывод о необходимости доработки обоснования радиационных последствий
проектных аварий в соответствии с требованиями действующих нормативных до-
кументов.
Несмотря на имеющиеся замечания, по результатам экспертизы сделан вывод о
соответствии обоснования безопасности эксплуатации энергоблока № 3 Калинин-
ской АЭС требованиям действующих нормативных документов. (Необходимо от-
метить, что в соответствии с решением Ростехнадзора анализ обоснования систем
контроля и управления (АСУ ТП) энергоблока № 3 Калининской АЭС проводился
в рамках отдельной экспертизы.)
Состояние и совершенствование Системы экспертизы безопасности
Система экспертизы безопасности в области использования атомной энергии
представляет собой совокупность участников, правил, критериев оценки, а также
методик и процедур.
Ростехнадзор осуществляет управление системой экспертизы безопасности по-
средством:
разработки нормативных и руководящих документов;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
гармонизации требований в отношении порядка проведения экспертизы;
контроля соблюдения требований РД по организации экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы;
организации исследований в области развития методов экспертизы и разработ-
ки баз данных по ОИАЭ;
участия в международном сотрудничестве по обмену опытом проведения экспер-
тизы и совместному проведению экспертизы.
Качество экспертизы безопасности, проводимой в НТЦ ЯРБ, обеспечивается
комплексом постоянно совершенствующихся мер, которые включают в себя:
привлечение к экспертизе высококвалифицированных технических экспертов;
применение экспертами современных методов выполнения экспертизы;
обеспечение экспертов актуальной технической информацией об объектах ис-
пользования атомной энергии и опыте их эксплуатации;
наличие научно-методических основ и методического обеспечения экспертизы;
применение процессного (системного) подхода при организации процесса экс-
пертизы;
постоянное развитие системы менеджмента качества, применяемой в НТЦ ЯРБ
при организации и проведении экспертизы безопасности.
247
Одной из значимых проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня ор-
ганизации экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, яв-
ляется объективный дефицит высококвалифицированных технических экспертов.
Это обусловлено несколькими обстоятельствами, среди них:
фактическое отсутствие «рынка» высококвалифицированных специалистов
среднего возраста, которые профессионально владеют специальными знаниями и
потенциально могут быть экспертами в области использования атомной энергии
(следствие «провала» подготовки специалистов с высшим образованием, вызван-
ного синдромом Чернобыльской аварии);
высокая занятость большинства высококвалифицированных специалистов, рабо-
тающих в ведущих организациях отрасли, что практически исключает возможность
их привлечения в нужные сроки к участию в экспертизе безопасности.
В связи с этим НТЦ ЯРБ проводит целенаправленную работу по постоянному
расширению круга технических специалистов, которых можно было бы привлечь в
качестве экспертов в области использования атомной энергии.
Среди других проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня организа-
ции экспертизы безопасности в ближайшем будущем, имеет высокую актуальность
проблема сохранения знаний и опыта, которыми располагают эксперты старшего
возраста. Текущая практика Германии и ряда других стран свидетельствует о при-
нятии в этих странах всех возможных срочных мер, чтобы в максимальной степени
сохранить все знания и опыт старшего поколения экспертов (под лозунгом «менед-
жмент знаний»).
Несомненно, что аналогичные меры по «менеджменту знаний» назрели и у нас
в области экспертизы безопасности ОИАЭ. При этом нереально надеяться на полу-
чение ощутимых результатов в этом направлении без принятия определяющих ре-
шений со стороны руководства Ростехнадзора в отношении обеспечения такой де-
ятельности необходимыми ресурсами.
2.5.2. Экспертиза промышленной безопасности
Целью экспертизы промышленной безопасности является определение соот-
ветствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной
безопасности. Обязательные требования в области экспертизы промышленной
безопасности определены Федеральным законом «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов», а также нормативными документами Гос-
гортехнадзора России.
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности органи-
зована в рамках Системы экспертизы промышленной безопасности, которая пред-
ставляет собой совокупность участников этой деятельности, а также норм, правил,
методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осущест-
вляется экспертная деятельность.
Развитие Системы экспертизы промышленной безопасности в 2004 году было свя-
зано с обеспечением выполнения требований Федерального закона «О промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов» в условиях либерализации
экономики, а также с решением задач по организационному обеспечению эксперт-
ной деятельности, нормативно-методическому и информационному обеспечению
процедур экспертизы промышленной безопасности.
248
В 2004 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору России утверждено и зарегистрировано 195 857 заключений экспер-
тизы промышленной безопасности, в утверждении 4821 заключения было отказано
ввиду их несоответствия установленным требованиям. Распределение утвержден-
ных заключений по объектам экспертизы промышленной безопасности приведено
на диаграмме (рис. 2.4.2.1).
Основной объем экспертизы приходится на технические устройства, применяе-
мые на опасных производственных объектах, и связан с продлением сроков их без-
опасной эксплуатации.
Организация деятельности по проведению экспертизы промышленной безопас-
ности в 2004 году была связана со следующими направлениями работ:
аттестацией экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопас-
ности;
аккредитацией экспертных организаций;
подготовкой и повышением квалификации экспертов и специалистов эксперт-
ных организаций в области промышленной безопасности.
Необходимо отметить, что деятельность по аккредитации осуществляется в рам-
ках Системы аккредитации в области промышленной безопасности. В 2004 году была
продолжена работа по международному признанию Системы аккредитации, которая
была начата в 2003 году. Достигнуто соглашение с Европейским сотрудничеством по
аккредитации и подписан контракт о сотрудничестве, позволяющий участвовать в
международной деятельности по аккредитации в качестве наблюдателей. Следующий
шаг — полноправное членство в Европейском сотрудничестве по аккредитации.
В 2004 году функционировало 703 аккредитованных экспертных организации
(из них 218 аккредитовано в 2004 году), 17 независимых органов по аттестации
экспертов, 44 территориальных уполномоченных органа. За 2004 год аттестовано
1599 экспертов.
Экспертиза промышленной безопасности тесно связана с проведением работ по
неразрушающему контролю. В 2004 году проводились работы по совершенствова-
нию Системы неразрушающего контроля:
аттестация лабораторий неразрушающего контроля;
аттестация персонала в области неразрушающего контроля;
249
аккредитация независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего
контроля, независимых органов по аттестации персонала в области неразрушающего
контроля, независимых органов по аттестации средств неразрушающего контроля.
В настоящее время функционируют 35 независимых органов по аттестации ла-
бораторий неразрушающего контроля, 23 независимых органа по аттестации пер-
сонала в области неразрушающего контроля, 1 независимый орган по аттестации
средств неразрушающего контроля, на конец 2004 г. аттестовано 2833 лаборатории
неразрушающего контроля (из них в 2004 г. — 629). Прошли подготовку и аттесто-
ваны 17 099 (из них в 2004 г. — 7158) специалистов неразрушающего контроля, вы-
полняющих работы на опасных производственных объектах.
Перспективными направлениями работ, связанными с совершенствованием Си-
стемы экспертизы промышленной безопасности, следует считать:
проведение работ по реформированию организационных структур и документов
Системы аккредитации в области промышленной безопасности в части их соответ-
ствия Федеральному закону «О техническом регулировании» при оценке соответ-
ствия и по признанию Системы аккредитации в области промышленной безопас-
ности в Европейской системе аккредитации;
разработку методических документов по проведению экспертизы промышлен-
ной безопасности проектной документации, технических устройств, зданий и соо-
ружений, деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных
с эксплуатацией опасных производственных объектов;
разработку документированных процедур определения параметров техническо-
го состояния, лимитирующих ресурсные показатели, и инженерных методик рас-
чета остаточного ресурса оборудования с истекшим и продленным сроком службы
на опасных производственных объектах;
расширение работ по оценке соответствия организаций, выполняющих работы
в области промышленной безопасности: испытательных лабораторий, осуществля-
ющих деятельность в области промышленной безопасности для опасных производ-
ственных объектов: строительство, реконструкцию опасных производственных объ-
ектов, монтаж, наладку и ремонт технических устройств, применяемых на опасных
производственных объектах;
создание организационных структур и организацию работ по добровольной ат-
тестации методических документов и средств неразрушающего контроля.
2.5.3. Государственная экологическая экспертиза
Основная информация об организации деятельности в области государственной
экологической экспертизы.
Структура подразделений Ростехнадзора, осуществляющих организацию и про-
ведение государственной экологической экспертизы, включает:
на федеральном уровне — Управление государственной экологической экспер-
тизы;
на уровне субъектов Российской Федерации — подразделения государственной
экологической экспертизы в отделах по экологическому надзору территориальных
управлений по технологическому и экологическому надзору.
В 2004 году с момента начала реализации административной реформы начался
процесс формирования экспертных подразделений, включающий организационные
вопросы, в том числе в части:
250
укомплектования кадрами;
обеспечения материально-технической базой;
открытия внебюджетных счетов.
Фактически работа по организации и проведению государственной экологиче-
ской экспертизы началась в ноябре—декабре 2004 года.
Наряду с организационными преобразованиями в 2004 году существенным фак-
тором, влияющим на процесс организации и проведения государственной эколо-
гической экспертизы, являлось отсутствие утвержденного Правительством Россий-
ской Федерации перечня объектов государственной экологической экспертизы, чет-
ко разграничивающего объекты, подлежащие рассмотрению Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой
по надзору в сфере природопользования. В ряде случаев это приводило к дублиро-
ванию функций и возникновению спорных ситуаций.
В 2004 году к реализации функций организации и проведения государственной
экологической экспертизы приступили 72 территориальных органа Ростехнадзора,
6 территориальных органов в 2004 году экспертизу не проводили: УТЭН по Курской
области, Печорское межрегиональное управление, УТЭН по Республике Ингуше-
тия, УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания, УТЭН по Кировской обла-
сти, УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Материально-техническое и информационное обеспечение работы экспертных
подразделений неудовлетворительное.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая рассмотренные, откло-
ненные, принятые на ГЭЭ.
По объектам федерального уровня:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 100;
количество материалов, принятых на ГЭЭ, — 74;
количество отклоненных материалов — 26;
количество материалов, по которым завершена работа экспертных комиссий
ГЭЭ, — 12;
количество утвержденных положительных заключений экспертных комиссий — 1;
количество отрицательных заключений экспертных комиссий — 0.
По объектам уровня субъектов Российской Федерации (по 72 ТО):
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 11 824;
количество материалов, принятых на ГЭЭ, — 8842;
количество отклоненных материалов — 1771;
количество материалов, по которым завершена работа экспертных комиссий
ГЭЭ, — 4572;
количество положительных заключений экспертных комиссий — 4307;
количество отрицательных заключений экспертных комиссий — 265.
Основные недостатки материалов, представляемых на ГЭЭ:
отсутствие необходимых согласований контрольных и надзорных органов;
отсутствие материалов, отражающих общественное мнение по вопросам наме-
чаемой деятельности;
низкое качество проектной документации;
нарушения и отклонения от норм проектирования при разработке раздела «Охрана
окружающей среды» (недостаточно полная или некорректная разработка меропри-
ятий по очистке выбросов вредных веществ в атмосферу, промышленных и поверх-
ностных стоков, неверные расчеты объемов образования отходов производства);
251
недостаточная проработка вопросов в части оценки воздействия на окружающую
среду и разработки мероприятий по минимизации воздействия объектов хозяйствен-
ной деятельности на окружающую среду;
отсутствие в сметных расчетах сведений о затратах на природоохранные меро-
приятия;
отсутствие расчетов экологического ущерба, в том числе в случае возникновения
возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций;
представление искаженной информации;
нерациональное отчуждение ценных земель и других угодий;
низкое качество или отсутствие графического материала;
отсутствие альтернативных вариантов размещения объектов.
Ведение реестров объектов ГЭЭ.
В 2004 году ведение реестров объектов ГЭЭ и внештатных экспертов в унифици-
рованном формате не осуществлялось.
Количество экспертов, привлекаемых к проведению экологической экспертизы
на федеральном уровне, — более 200 человек, на уровне субъектов Российской Фе-
дерации — более 3500 человек.
Общая информация о средствах, поступающих за проведение ГЭЭ.
В течение 2004 года за организацию и проведение государственной экологической
экспертизы к оплате представлено счетов на сумму 33 508 тыс. руб., оплачено счетов
на сумму — 25 383 тыс. руб., выплачено внештатным экспертам — 1647,6 тыс. руб.
Предложения по совершенствованию работы территориальных органов Ростех-
надзора в части организации и проведения ГЭЭ.
1. Разработать и утвердить:
Нормативные документы, разграничивающие сферы деятельности Росприрод-
надзора и Ростехнадзора в области организации и проведения государственной эко-
логической экспертизы.
Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
и инструкцию по ее организации и проведению.
Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при про-
ведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении эко-
логического обоснования хозяйственной и иной деятельности.
Перечень органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, заклю-
чения (согласования) которых являются составной частью материалов, представля-
емых на государственную экологическую экспертизу.
Классификатор объектов государственной экологической экспертизы в зависи-
мости от степени экологической опасности.
Рекомендации по оформлению заключений ГЭЭ.
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых в
обязательном порядке проводится оценка воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду.
Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду на раз-
ных стадиях проектирования хозяйственной и иной деятельности.
Инструкцию о порядке проведения государственной экологической экспертизы
материалов, обосновывающих получение лицензии на право деятельности по обра-
щению с опасными отходами.
252
Методические рекомендации по проведению государственного контроля за со-
блюдением выполнения требований и рекомендаций государственной экологиче-
ской экспертизы.
Инструкцию о порядке продления срока действия заключения государственной
экологической экспертизы по объектам незаконченным строительством.
Инструкцию о проведении ГЭЭ по материалам предварительного согласования
мест размещения объектов хозяйственной и иной деятельности.
Порядок определения сроков действия заключения государственной экологиче-
ской экспертизы по различным видам документации.
Рекомендации по учету общественного мнения при проведении ГЭЭ, составу и
форме материалов обсуждения проектов с гражданами и общественными органи-
зациями.
Рекомендации по проведению общественных слушаний в процессе проведения
ОВОС.
Инструкцию по расчету накладных и командировочных расходов (определить
позиции расчета).
2. Разработать и внедрить единую автоматизированную информационную си-
стему государственной экологической экспертизы Ростехнадзора, позволяющую
осуществлять:
учет объектов, представленных на ГЭЭ и получивших заключения ГЭЭ;
учет соблюдения регламента организации и проведения ГЭЭ;
контроль сроков действия положительных заключений ГЭЭ;
ведение электронного банка заключений экспертных комиссий и банка данных
о внештатных экспертах;
учет требований, подлежащих государственному экологическому контролю;
учет движения средств за организацию и проведение ГЭЭ;
формирование в автоматическом режиме документов, сопровождающих работу
по организации и проведению государственной экологической экспертизы (типо-
вые письма, приказы, формы заключений).
3. Установить обязательные требования по предоставлению Пояснительной за-
писки, материалов «Оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую
среду» и раздела «Охрана окружающей среды» в электронном виде.
4. Создать сайт (страницу на сайте Службы) Управления государственной эко-
логической экспертизы.
5. Обеспечить подразделения экологической экспертизы доступом в Интернет
и к необходимым для работы правовым информационным системам, библиотекам
проектно-технической документации.
6. Ввести практику обобщения судебного опыта по результатам разрешения спо-
ров в области государственной экологической экспертизы.
7. Организовать систему повышения квалификации специалистов государствен-
ной экологической экспертизы и обмена опытом специалистов государственной
экологической экспертизы (семинары, конференции, тренинги).
8. Создать компьютерные классы для работы штатных сотрудников государствен-
ной экологической экспертизы и внештатных экспертов, обеспеченные доступом в
Интернет и к необходимым для работы правовым информационным системам, би-
блиотекам проектно-технической документации.
9. Разработать:
253
Систему классификации объектов государственной экологической экспертизы.
Систему дифференцированного подхода к проведению государственной эколо-
гической экспертизы в зависимости от сложности объектов экспертизы и степени
их экологической опасности, упростив процедуру государственной экологической
экспертизы по «простым» объектам.
Механизм оценки экологической допустимости реализации объектов начатых
строительством и эксплуатации объектов, построенных без положительного заклю-
чения ГЭЭ.
Систему аттестации внештатных экспертов.
Предложения по повышению эффективности работы института государственной
экологической экспертизы, включая механизмы бюджетного и внебюджетного фи-
нансирования ГЭЭ, оплаты работы экспертов.
2.6. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
К концу 2004 года зарегистрированы и внесены в государственный реестр опас-
ных производственных объектов (ОПО) данные о 100 144 организациях, осущест-
вляющих эксплуатацию 221 308 объектов.
Диаграмма 2.6.1 показывает количественное распределение зарегистрирован-
ных ОПО в соответствии с признаками опасности, определенными приложением 1
к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов».
В связи с реорганизацией территориальных органов Службы для обеспечения ве-
дения территориальных разделов государственного реестра ОПО была осуществлена
перекодировка базы данных, соответствующая вновь присвоенным территориаль-
ным органам кодам. Вновь образованные территориальные органы Службы были
обеспечены нормативно-методическими документами и новым программным обе-
спечением, что позволило в целом обеспечить непрерывность регистрации ОПО.
254
В течение 2004 года продолжалась регистрация ОПО в ведомственных разделах
государственного реестра опасных производственных объектов. В ведомственных
разделах по состоянию на конец 2004 года зарегистрировано 6650 организаций, экс-
плуатирующих 12 065 опасных производственных объектов.
2.7. Декларирование промышленной безопасности
Целью декларирования промышленной безопасности опасных производственных
объектов является информирование надзорных органов, органов исполнительной
власти, местного самоуправления и населения об основных опасностях и рисках,
связанных с промышленными авариями, о достаточности принятых мер по пред-
упреждению аварий, локализации и ликвидации последствий аварий, снижению
масштаба последствий и размера ущерба от аварий на опасных производственных
объектах.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается для опасных произ-
водственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются,
образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, коли-
чество которых превышает предельные нормы, установленные Федеральным зако-
ном «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов» разработка декларации промышленной
безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними
угроз; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий; по обеспече-
нию готовности организации к эксплуатации опасных производственных объектов
в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализа-
ции и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; раз-
работку мероприятий, направленных на снижение последствий аварий и размеров
ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Состояние декларирования оценивалось по сведениям, представляемым терри-
ториальными надзорными органами в рамках ежеквартальных и годовых отчетов.
Согласно обобщенным данным за 2004 год, декларированию промышленной без-
опасности всего подлежат 2523 опасных производственных объекта (ОПО), которые
эксплуатируются 739 организациями. Разработаны 1728 деклараций для 2216 ОПО,
что составляет 88 % от общего количества объектов, подлежащих декларированию.
В информационном фонде центрального аппарата (ЦА) Ростехнадзора хранятся
815 деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Обобщенные сведения о ходе декларирования промышленной безопасности пред-
ставлены в следующей таблице:
Количество
Количе-
Количество
Доля выпол-
Количество
Количе-
эксплуати-
ство деклари-
продеклари-
нения по
зарегистриро-
ство де-
рующих орга-
руемых объ-
рованных объ-
ОПО
ванных декла-
клараций в
низаций
ектов
ектов
раций
ЦА
739
2523
2216
88 %
1728
815
В 2004 году разработано 329 деклараций промышленной безопасности, из них
73 декларации разработаны вновь. 40 деклараций разработаны в составе проектной
документации на строительство ОПО. Распределение разработанных деклараций
255
промышленной безопасности по отраслям промышленности представлено на сле-
дующем рисунке:
К основным проблемам, снижающим эффективность процедуры декларирова-
ния промышленной безопасности как элемента государственного регулирования
промышленной безопасности, следует отнести:
недостаточный контроль со стороны надзорных органов за выполнением норма-
тивных документов о порядке разработки, экспертизы и рассмотрения деклараций
промышленной безопасности;
участие в отдельных случаях в экспертизе и разработке деклараций неквалифи-
цированных специалистов и некомпетентных организаций (как правило, не имею-
щих аккредитации в СЭПБ);
нарушение сроков представления надзорными органами сведений о ходе декла-
рирования.
Для повышения эффективности процедуры декларирования промышленной без-
опасности Ростехнадзору и его территориальным органам необходимо:
повысить контроль управлениями центрального аппарата и территориальными
органами Ростехнадзора за ходом декларирования, в том числе на стадии планирова-
ния, разработки, рассмотрения деклараций и утверждения заключений экспертизы
по ним. Особое внимание при рассмотрении деклараций и заключений экспертизы
обратить на участие в проведении экспертизы экспертов, прошедших аттестацию в
области экспертизы деклараций промышленной безопасности по данной отрасли
надзора и области аккредитации. При рассмотрении в Ростехнадзоре деклараций
особо важных объектов для решения вопроса об утверждении заключения экспер-
тизы по ним представляется целесообразным привлекать ведущих специалистов в
области декларирования промышленной безопасности;
обеспечить дальнейшее развитие системы аттестации экспертов и аккредитации
организаций в области декларирования промышленной безопасности (ужесточение
критериев аттестации и аккредитации, требований к программам обучения);
256
продолжить работу по совершенствованию нормативно-методических докумен-
тов в области декларирования и анализа риска с учетом отраслевых особенностей
объектов с привлечением средств финансирования крупных компаний: ОАО «Газ-
пром», ОАО «АК «Транснефть» и др.;
развивать сотрудничество по вопросам декларирования промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов с крупными компаниями (ОАО «Газ-
пром», ОАО «Лукойл», АК «Транснефть») и ведомствами (МЧС России);
разработать методики обоснования критериев и уровней допустимого риска ава-
рий (дифференцированно по отраслям промышленности и видам деятельности).
2.8. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
2.8.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной
и радиационной безопасности
В 2004 году научная поддержка регулирующей деятельности Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлялась HTЦ
ЯРБ в рамках Программы научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выпол-
няемой за счет средств Федерального бюджета (ПНТД-04), федеральных целевых
программ «Ядерная и радиационная безопасность России» и «Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2005 года», международного сотрудничества
и работ по договорам.
Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая за счет
средств Федерального бюджета (ПНТД-04).
Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ в 2004 году состояла, как
и прежде, из мероприятий, сформированных в виде шести направлений:
Разработка и пересмотр нормативных документов в области использования атом-
ной энергии — 10 тем.
Организация и проведение экспертизы безопасности объектов использования
атомной энергии — 1 тема.
Поддержка надзора за безопасностью объектов использования атомной энер-
гии — 7 тем.
Научные исследования в обеспечении регулирования безопасности объектов ис-
пользования атомной энергии — 14 тем.
Организация и проведение аттестации программных средств и поддержка вне-
дрения системы сертификации — 2 темы.
Работы по текущим поручениям центрального аппарата Федеральной службы —
1 тема.
Согласно ПНТД — 04 г. на исполнении в НТЦ ЯРБ находились 35 тем.
В 2004 году НТЦ ЯРБ выпустил 52 научно-технических отчета, содержащие на-
учно-техническую продукцию в виде различных редакций нормативных докумен-
тов (НД), технических заданий на разработку НД и отчетов о научно-исследователь-
ских работах.
Все НИР были направлены на обеспечение регулирующей деятельности Феде-
ральной службы в области использования атомной энергии, на разработку и совер-
шенствование нормативных документов и научно-техническую поддержку эксперт-
ных работ для объектов использования атомной энергии (ОИАЭ).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..