ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 15

 

 

225
инспектором (совмещающим надзор за организацией и за эксплуатацией ГТС, на-
ходящихся на балансе этой организации) в 38 территориальных органах Ростехнад-
зора в 7 Федеральных округах Российской Федерации.
В целях оптимизации структуры территориальных органов Ростехнадзора для обе-
спечения функций по контролю и надзору в сфере безопасности гидротехнических
сооружений на объектах промышленности и энергетики в соответствии с приказом
Ростехнадзора от 11.01.2005 № 2 созданы межрегиональные специализированные
отделы, руководство деятельностью которых поручено соответствующим террито-
риальным органам Ростехнадзора.
В настоящее время идет работа по укомплектованию этих отделов соответству-
ющими специалистами и оптимизации в целом структуры территориальных орга-
нов Ростехнадзора для обеспечения эффективного контроля и надзора за безопас-
ностью ГТС.
В 2004 году инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
проведено 1217 обследований (проверок) технического состояния гидротехниче-
ских сооружений поднадзорных организаций и объектов (на 17,2 % больше, чем в
2003 году), в том числе 197 комплексных и 796 целевых обследований.
Выявлены и предписаны к устранению 6670 нарушений проекта эксплуатации,
правил безопасности и норм (на 19 % больше, чем в 2003 году).
Основными нарушениями являются:
отсутствие соответствующей рабочей документации — 833 случая (12,5 %);
наличие различных неисправностей: зашламование, снижение пропускной спо-
собности водосбросных и водоотводных сооружений — 637 случаев (9,6 %);
отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке критериев
безопасности гидротехнических сооружений и декларации безопасности — 250 слу-
чаев (3,7 %);
несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уровня
службы эксплуатации — 143 случая (2,1 %);
отсутствие согласованного плана ликвидации возможных аварий — 94 случая
(1,4 %);
отсутствие или не соответствие проекту мониторинга безопасности контрольно-изме-
рительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов — 143 случая (2,1 %).
По результатам проведенных обследований (проверок) гидротехнических со-
оружений приостановлено 40 объектов работ на срок более рабочей смены (на 38 %
больше, чем в 2003 году), привлечено к дисциплинарной и административной ответ-
ственности 112 работника служб эксплуатации за нарушение правил и норм эксплу-
атации (на 8 % меньше, чем в 2003 году), освобождено или понижено в должности
5 руководителей хвостовых хозяйств, за нарушение правил безопасности 69 челове-
ка подвергнуты штрафным санкциям (на 64,3 % больше, чем в 2003 году) на сумму
290,5 тыс. рублей, заслушано 133 руководителя организаций на коллегиях округов
и совещаниях в инспекциях, проверено с участием инспекторов знаний требований
правил и норм по безопасности гидротехнических сооружений у 1760 работников,
из них оказалось неподготовленными — 28 человек.
Основной законодательной базой в обеспечении безопасности гидротехнических
сооружений является Федеральный закон «О безопасности гидротехнических соору-
жений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, № 30, ст. 3589) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации,
изданных в развитие данного федерального закона.
226
Ростехнадзором, а ранее Госгортехнадзором России, в развитие положений Фе-
дерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и соответству-
ющих постановлений Правительства Российской Федерации разработан ряд нор-
мативных документов, регулирующих безопасную эксплуатацию ГТС.
В 2004 году Ростехнадзором разработаны:
Инструкция по организации выдачи Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору разрешений на эксплуатацию гидротехни-
ческих сооружений на объектах промышленности и энергетики (РД-12-01-2004),
утвержденная приказом Ростехнадзора от 23.09.2004 № 99, зарегистрированным
Минюстом России № 6095 от 01.10.2004;
Инструкция о порядке регистрации Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору гидротехнических сооружений на объектах
промышленности и энергетики в отраслевом разделе Российского регистра гидро-
технических сооружений (РД-12-02-2004), утвержденная приказом Ростехнадзора
от 15.10.2004 № 136.
Кроме того, Ростехнадзор активно принимает участие в подготовке проектов Фе-
дерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности
гидротехнических сооружений» и постановления Правительства Российской Феде-
рации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Феде-
рации от 23 мая 1998 года № 490».
В целом на настоящее время состояние ГТС на объектах промышленности и
энергетики характеризуется как удовлетворительное: аварийных ситуаций и случа-
ев травмирования людей со смертельным исходом при эксплуатации ГТС в поднад-
зорных организациях в прошлом году не зафиксировано.
Безопасность ГТС обеспечивается:
регистрацией ГТС в отраслевом разделе Российского регистра гидротехнических
сооружений, осуществляемой в соответствии с Инструкцией о ведении Российского
регистра гидротехнических сооружений, разработанной во исполнение постановле-
ния Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 490 «О порядке форми-
рования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»;
процедурой декларирования безопасности ГТС, регламентированной Положе-
нием о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержден-
ным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303
«Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений»;
мониторингом технической безопасности ГТС, осуществляемым в соответствии
с Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических
сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнад-
зора России (РД 30-259-98), зарегистрированной Минюстом России № 1467 от
02.04.1998 года, а также Методическими рекомендациями по составлению проекта
мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Гос-
гортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (РД 03-417-01) —
письмо Минюста России от 31.07.2001 № 04/7781-ЮД о том, что данный документ
не подлежит государственной регистрации;
контролем за выполнением собственниками или эксплуатирующими организа-
циями требований законодательства и нормативных документов по безопасности
ГТС в соответствии с Правилами безопасности гидротехнических сооружений на-
копителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02), зарегистрированными
227
Минюстом России № 3372 от 16.04.2002 года, и Правилами технической эксплуата-
ции электрических станций и сетей Российской Федерации (СО 153-34.20.501-2003),
зарегистрированными Минюстом России № 4799 от 20.06.2003 года;
процедурой определения критериев безопасности ГТС, регламентированной
Инструкцией о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния
гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на
поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях
(РД 03-443-02), зарегистрированной Минюстом России № 3449 от 18.05.2002 года,
и Методикой определения критериев безопасности гидротехнических сооружений
(РД 153-34.2-21.342-00).
В соответствии с приказом Госгортехнадзора России от 27.02.2004 № 31 «О без-
опасной эксплуатации и работоспособности гидротехнических сооружений под-
надзорных организаций в период весеннего половодья и паводка 2004 года» терри-
ториальными органами были проведены проверки готовности организаций, экс-
плуатирующих опасные производственные объекты, к пропуску паводковых вод,
выполнения плановых мероприятий по снижению риска возникновения чрезвы-
чайных ситуаций и обеспечению защиты объектов в зонах возможного затопления,
состояния ГТС накопителей жидких промышленных отходов.
В целом уровень подготовки в 2004 году к проведению паводка по сравнению с
прошлыми годами в большей части регионов значительно был выше, и проведен-
ные мероприятия обеспечили требуемый уровень безопасности ГТС.
Большая работа проведена органами Ростехнадзора в прошедшем году по разра-
ботке и осуществлению собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями
предупредительного и профилактического характера по охране особо опасных ГТС,
которые могут являться объектами терроризма. На всех предприятиях изданы соот-
ветствующие приказы, разработаны и внедряются мероприятия по охране ГТС от
возможных террористических актов, предусмотрены меры по ограничению доступа
посторонних лиц; имеются планы ликвидации аварий, утвержденные и согласован-
ные в установленном порядке.
В то же время в связи с недостаточно четкой проработкой на законодательном
уровне вопроса обеспечения безопасности ГТС, не имеющих собственника, а также
ГТС предприятий-банкротов при организации государственного надзора за такими
сооружениями возникают значительные трудности.
В соответствии с Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения
и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на стро-
ительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического соо-
ружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февра-
ля 1999 года № 237, территориальные органы Ростехнадзора информировали орга-
ны местного самоуправления о таких ГТС и направляли свои предложения в орга-
ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях ко-
торых расположены данные сооружения, для решения вопроса об обеспечении их
безопасности.
Так, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
по Свердловской области в 2004 году была проведена определенная работа с органа-
ми исполнительной власти Свердловской области, в результате которой ГТС пред-
приятий-банкротов: ОАО «Дектярское РУ» и ООО «Левихинский рудник» переданы
228
в муниципальную собственность городов Дегтярска и Кировограда, вследствие чего
финансирование работ по содержанию этих ГТС в безопасном состоянии в настоя-
щее время осуществляется из областного бюджета Свердловской области.
Для дальнейшего повышения надежности и безопасности ГТС необходимо в
первоочередном порядке совместно с заинтересованными министерствами и ве-
домствами продолжить работу по усовершенствованию законодательной и норма-
тивной базы в области безопасности ГТС подготовить предложения:
в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О безопасности гидротехнических сооружений» во взаимодействии с разработ-
кой проекта технического регламента «О безопасности гидротехнических соору-
жений» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
26.01.2005 № АЖ-П9-299;
в проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской от-
ветственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», преду-
сматривающего обязательное страхование гражданской ответственности при экс-
плуатации ГТС;
в положения о государственном надзоре за безопасностью ГТС.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
05.10.2004 № АЖ-П9-5473 продолжить работу по завершению определения балан-
содержателей потенциально опасных гидротехнических комплексов.
С учетом предложений территориальных органов Ростехнадзора активизировать
работу по оптимизации структуры территориальных органов для эффективного кон-
троля и надзора за безопасностью ГТС.
В целях совершенствования мониторинга технического состояния ГТС на объ-
ектах промышленности и энергетики разработать методику обследования этих со-
оружений.
2.3. Ограничение негативного техногенного воздействия
на окружающую среду
Атмосферный воздух
Одним из основных направлений в области охраны атмосферного воздуха является
совершенствование системы нормирования выбросов, чтобы эта система учитывала
не только санитарно-гигиенические, экологические нормативы качества окружаю-
щей среды, но и наилучший технологический уровень производств, ведение которого
предусмотрено Законом «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и
пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воз-
духа, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воз-
дух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциаль-
но опасных веществ».
В этой связи необходимо создание нормативно-правовой базы для установления
технических нормативов выбросов в атмосферный воздух, учитывая, что техниче-
ские нормативы устанавливаются на основе использования наилучших существу-
ющих технологий с учетом экономических и социальных факторов, а их введение
позволит стимулировать переход отраслей промышленности к применению про-
грессивных технологий.
229
В целях реализации функций, возложенных на Федеральную службу по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору, необходима разработка критериев
прекращения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для предприятий,
нарушающих требования воздухоохранного законодательства, без которых приоста-
новка деятельности предприятия неправомерна.
Важным направлением является введение экологического нормирования каче-
ства атмосферного воздуха, что позволит учитывать предельно допустимые нагруз-
ки на экологические системы.
Еще одним значительным направлением деятельности является организация ра-
бот совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Россий-
ской Федерации и Федеральной службой государственной статистики и их терри-
ториальными органами по государственному учету вредных воздействий на атмос-
ферный воздух.
Следует отметить, что существующая в России система нормирования предусма-
тривает установление предельно допустимых нормативов исходя из условия, что на
границе санитарно-защитной зоны предприятия должно обеспечиваться соблюдение
санитарно-гигиенических норм. В то же время нарушение установленных нормати-
вов выбросов приводит к повышенному уровню загрязнения атмосферного воздуха,
водных объектов и почв. Это обусловливает необходимость усиления государствен-
ного экологического контроля за соблюдением уже установленных нормативов вы-
бросов для всех предприятий, а также сокращение сверхлимитных выбросов до пре-
дельно допустимых. В этой связи крайне важно обратить внимание на обеспечение
выполнения поручения Президента Российской Федерации по ужесточению нор-
мативных требований к выбросам тепловых электростанций, работающих на твер-
дом топливе. С положительной стороны по выполнению этого поручения следует
отметить работу, проведенную Управлением по технологическому и экологическому
надзору Службы по Омской области, в отношении предприятий «Омскэнерго».
Для снижения негативного воздействия передвижных источников загрязнения
атмосферного воздуха одним из важных направлений является организация работ
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по
проведению регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбро-
сов вредных веществ в атмосферный воздух автотранспортных средств, тракторов,
самоходных дорожно-строительных и иных машин, железнодорожного воздушного
и водного транспорта. Наряду с этим необходимы поэтапное ужесточение требова-
ний к топливам и двигателям транспортных и иных передвижных средств, а также
активизация работ по переводу транспорта на альтернативные виды топлива.
В связи с ратификацией Российской Федерацией Киотского протокола новым
направлением деятельности Службы является организация работ по его реализации,
что обусловливает проведение по объектной инвентаризации парниковых газов.
Наряду с этим необходима организация контроля за выполнением обязательств
Российской Федерации по Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния и протокола к ней.
Обращение с отходами
В ходе административной реформы функции специально уполномоченного органа
в области обращения с отходами переданы Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору. В соответствии с Положением о Федераль-
ной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзо-
230
ром осуществляется деятельность по административному и экономическому регули-
рованию экологически безопасного обращения с отходами, в частности по приня-
тию нормативных правовых актов в области обращения с отходами, осуществлению
правового регулирования по вопросам взимания платы за негативное воздействие на
окружающую среду, контролю и надзору за соблюдением в пределах компетентности
Службы требований законодательства Российской Федерации в области обращения
с отходами, лицензированию деятельности в области обращения с опасными отхо-
дами, выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, экологическому
нормированию в части установления лимитов на размещение отходов, организации
и проведению работ по паспортизации опасных отходов, ведению государственного
кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами.
Службой осуществляется деятельность по организации и координации работ по
ведению государственного кадастра отходов (включающего федеральный классифи-
кационный каталог отходов, государственный реестр объектов их размещения, банк
данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания), паспортиза-
ции опасных отходов, организационно-методическое обеспечение деятельности по
экологическому нормированию в сфере обращения с отходами, а также осуществля-
ются организационно-методическое сопровождение и координация работ террито-
риальных органов Службы по установлению лимитов на размещение отходов.
Службой ведется работа по организации и ведению государственного стати-
стического учета в сфере обращения с отходами. Постановлением Федеральной
службы государственной статистики от 30.12.04 № 157 «Об утверждении стати-
стического инструментария для организации Ростехнадзором статистического
наблюдения за отходами производства и потребления» была утверждена годовая
форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (от-
ходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспорти-
ровании и размещения отходов производства и потребления», сбор и обработка
данных по которой централизованы в системе Ростехнадзора. Порядок организа-
ции в Ростехнадзоре работ по осуществлению федерального государственного ста-
тистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) регламентирован приказом
Ростехнадзора от 09.02.05 № 85. Согласно данному приказу Управлением контроля
и надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологическо-
го контроля) осуществляется координация деятельности по сбору, автоматизиро-
ванной обработке, систематизации и предоставлению в установленном порядке
данных федерального государственного статистического наблюдения по форме
№ 2-ТП (отходы), по организации работ по статистической отчетности террито-
риальных органов Ростехнадзора. Руководители территориальных органов долж-
ны утвердить перечень отчитывающихся по форме № 2-ТП (отходы) индивиду-
альных предпринимателей, юридических лиц, их обособленных подразделений,
осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и
потребления, по территории, на которую распространяются полномочия данно-
го территориального органа Службы, и своевременно обеспечить предоставление
отчетности по вышеуказанной форме.
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
В соответствии с возложенными полномочиями Ростехнадзором осуществляется
лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами. В 2004 году в
центральном аппарате Службы было рассмотрено 13 обращений на получение ли-
231
цензий в области обращения с опасными отходами. Выдано 9 положительных за-
ключений на выдачу лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами
следующим соискателям: Федеральному государственному унитарному предприятию
«Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой
энергии на атомных станциях» (концерн «Росэнергоатом»), ОАО «Энергетическая
Компания «Феникс Холдинг», ОАО «Трансаммиак», ОАО «Севергазпром», ООО
«Инженерный консалтинговый центр «Промтехбезопасность», ООО «Кавказтран-
сгаз», ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания», ООО «НПК Мерку-
рий», ООО «ЛИТЭСТ».
Трансграничное перемещение отходов
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру выдает разрешения на трансграничные перемещения отходов в соответствии
с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.04 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору», постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 17.07.03 № 442 «О трансграничном перемещении отходов»,
приказом Службы от 28.01.05 № 42 «Об утверждении Положения об opганиза-
ции работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов»
(peг. № 6401 от 16.03.2005 г.).
Разрешения на трансграничное перемещение отходов выдаются:
в центральном аппарате — на транзит по территории Российской Федерации
опасных отходов и на ввоз (вывоз) на территорию (с территории) Российской Фе-
дерации опасных отходов;
территориальными органами Службы на ввоз (вывоз) на территорию (с терри-
тории), на которую распространяются полномочия данного территориального ор-
гана Службы.
В случае, когда код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятель-
ности (ТН ВЭД России) перевозимой продукции совпадает с кодом ТН ВЭД от-
ходов, поименованных в приложениях к Правилам трансграничного перемещения
отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17.07.03 № 442 «О трансграничном перемещении отходов», но при этом не являются
предметом регулирования данного постановления Правительства Российской Фе-
дерации, дается соответствующее разъяснение.
В 2004 году в центральный аппарат поступило 50 обращений на трансграничное
перемещение отходов. Из них выдано 6 разрешений на трансграничное перемеще-
ние отходов и 5 отказов, в остальных случаях даны соответствующие разъяснения.
Разрешительная деятельность по ядовитым веществам
В целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, вы-
текающих из Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ, осуществляется государственное регулирование
трансграничного перемещения (ввоза, вывоза, транзита через территорию Россий-
ской Федерации) сильнодействующих и ядовитых веществ.
Разрешительная деятельность в данной области регламентирована следующими
постановлениями Правительства Российской Федерации:
232
от 16 марта 1996 года № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вы-
воза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядо-
витых веществ»;
от 26 сентября 1997 года № 1219 «О государственном регулировании и контроле
транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильно-
действующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции
ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ 1988 г.»;
от 3 августа 1996 года № 930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств,
сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза
в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 278»;
от 30 июня 1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Фе-
дерации» (принято в соответствии с Федеральным законом «О наркотических сред-
ствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года № 3-ФЗ).
Номенклатура наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, подле-
жащих государственному регулированию, отслеживается Постоянным комитетом
по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации.
В соответствии с вышеперечисленными постановлениями ввоз и вывоз нарко-
тических средств, их прекурсоров и ядовитых веществ осуществляется по лицен-
зиям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации,
которые выдаются на основании сертификата (свидетельства) на право ввоза в Рос-
сийскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств,
сильнодействующих и ядовитых веществ, выдаваемого Постоянным комитетом по
контролю наркотиков, и соответствующих разрешений Министерства здравоохра-
нения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору.
В 2004 году Ростехнадзором выдано 25 разрешений на ввоз ядовитых веществ, та-
ких, как цианистый натрий (в основном для нужд золотодобывающих компаний),
цианистый калий и цианистая медь (для использования в гальванических процес-
сах), желтый фосфор (для химического синтеза), метилэтилкетон (в основном для
нефтеоргсинтеза), ацетон, ртуть, перманганат калия, серная и соляная кислоты, ан-
траниловая кислота.
Трансграничные перемещения озоноразрушающих веществ
и содержащей их продукции
В 2004 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору было выдано 13 решений на получение лицензии на ввоз в Россий-
скую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и
содержащей их продукции.
Выдача решений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 563 «О регулировании ввоза в Россий-
скую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ
и содержащей их продукции» и приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 24.09.2004 № 101 «Об утверждении Поло-
жения об организации выдачи Федеральной службой по экологическому, техноло-
233
гическому и атомному надзору решений на трансграничное перемещение озонораз-
рушающих веществ и содержащей их продукции».
Основные задачи по контролю и надзору за обеспечением требований экологи-
ческой безопасности при особых видах воздействия на окружающую среду вклю-
чают:
организацию контроля и надзора (государственного экологического контроля)
при обращении с особо опасными химическими веществами (стойкими органиче-
скими загрязнителями, непригодными к использованию пестицидами, тяжелыми
металлами);
организационное обеспечение совместно с Минздравсоцразвитием России ве-
дения Государственного регистра потенциально опасных химических и биологиче-
ских веществ (РосРПХБВ);
организация государственного экологического контроля за выполнением субъ-
ектами хозяйственной деятельности обязательств Российской Федерации, выте-
кающих из международных конвенций, соглашений и договоров по вопросам обе-
спечения безопасности химических веществ (Стокгольмская, Роттердамская и др.
конвенции), включая обеспечение подготовки Национального плана выполнения
Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;
организация и выполнение разрешительной деятельности на трансграничное
перемещение ядовитых веществ;
организация государственного экологического контроля за деятельностью ядерно
и радиационно опасных предприятий и организаций, в состав которых входят особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие
разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию
ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материа-
лов и изделий;
организация мероприятий по обеспечению экологической безопасности при об-
ращении с облученными тепловыделяющими сборками (ОТВС) ядерных реакторов,
продуктами их переработки и радиоактивными отходами;
участие совместно с Федеральным агентством по атомной энергии в отборе и
контроле за реализацией специальных экологических программ реабилитации ра-
диационно загрязненных участков территории;
разработка нормативно-методического обеспечения по нормированию выбросов
и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
организация государственного экологического контроля за утилизацией и унич-
тожением ядерного оружия и его носителей (атомных подводных лодок, ракетных
комплексов и т.д.);
развитие нормативной методической базы в области обеспечения радиационно-
экологической безопасности и контроля за радиационной обстановкой на террито-
рии Российской Федерации;
организация и осуществление деятельности по выдаче (аннулированию) разре-
шений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;
обеспечение разработки нормативно-методической базы по нормированию фи-
зического воздействия на окружающую среду (неионизирующие и электромагнит-
ные излучения, другие физические факторы).
234
2.4. Лицензирование деятельности
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному над-
зору в 2004 году было выдано 15 050 лицензий, из них центральным аппаратом Фе-
деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 2422,
межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и радиаци-
онной безопасностью и территориальными управлениями по технологическому и
экологическому надзору 12 628 лицензий.
Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии
на основании Федерального закона «Об использовании атомной энергии»
Порядок деятельности лицензирования установлен Положением о лицензиро-
вании в области использования деятельности в области использования атомной
энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
14 июля 1997 года № 865, и включает в себя следующие основные этапы:
рассмотрение заявления, проведение предварительной проверки документов,
представленных для получения лицензии, принятие решения о дальнейшем рас-
смотрении документов или об отказе в рассмотрении этих документов;
рассмотрение представленных для получения лицензии документов, обосновы-
вающих обеспечение ядерной или радиационной безопасности объектов использо-
вания атомной энергии и/или заявленной деятельности;
принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии на осно-
вании результатов проверок достоверности сведений, содержащихся в документах,
результатов экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной или
радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и/или за-
явленной деятельности, результатов инспекций;
оформление и выдача лицензии.
Распорядительными документами по системе Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору установлено разграничение деятель-
ности по лицензированию между центральным аппаратом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору и его межрегиональными тер-
риториальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
В компетенцию центрального аппарата Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору входит лицензирование деятельности по со-
оружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации наиболее потенциально опас-
ных объектов использования атомной энергии.
Лицензирование деятельности по сооружению, эксплуатации и выводу из экс-
плуатации иных объектов отнесено к компетенции межрегиональных территори-
альных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
в 2004 году было выдано 1349 лицензий, из них центральным аппаратом Федераль-
ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 157, межре-
гиональными территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью 1192 лицензий.
Ниже приводится анализ лицензионной деятельности центрального аппарата
Госатомнадзора России.
В 2004 г. рассмотрено 203 заявления о выдаче лицензий на различные виды дея-
тельности в области использования атомной энергии и 191 заявление на изменение
условий действия ранее выданных лицензий.
235
По результатам рассмотрения заявлений и проведения предварительной провер-
ки номенклатуры документов на соответствие установленным требованиям к даль-
нейшему рассмотрению принято: 180 (89 %) заявлений о выдаче лицензий на раз-
личные виды деятельности в области использования атомной энергии, отклонено
от дальнейшего рассмотрения 23 (11 %) заявления; 190 (99 %) заявлений на изме-
нение условий действия ранее выданных лицензий, отклонено от дальнейшего рас-
смотрения 1 (1 %) заявление.
Причина отклонения заявлений от дальнейшего рассмотрения обусловлена не-
соответствием номенклатуры документов, представляемых заявителем в Федераль-
ную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, требовани-
ям Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии.
В девяти случаях центральным аппаратом Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору принято решение об отказе в выда-
че лицензий ввиду недостаточной обоснованности заявленного вида деятельности
(6 — на проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядер-
ной и радиационной безопасности объектов, относящихся к категории радиацион-
ных источников и ядерных установок, 2 — на проведение проектирования объектов,
относящихся к категориям радиационных источников и ядерных установок, 1 — на
обращение с ядерными материалами при транспортировании). В трех случаях цен-
тральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору принято решение об отказе внесения изменений в условия дей-
ствия лицензий ввиду недостаточной обоснованности предлагаемых технических
решений.
В отчетном году центральным аппаратом Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору выдано эксплуатирующим организациям
118 лицензий на различные виды деятельности, из них на: размещение, сооружение,
эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источ-
ников, пунктов хранения — 67 лицензий; обращение с ядерными материалами при
разведке и добыче урановых руд, производстве, переработке, транспортировании и
хранении — 20 лицензий; обращение с радиоактивными веществами при их транс-
портировании — 1 лицензия; обращение с радиоактивными отходами при их хра-
нении и переработке — 2 лицензии; использование ядерных материалов при прове-
дении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — 20 лицензий;
проектирование ядерных установок и пунктов хранения — 6 лицензий; конструиро-
вание оборудования для ядерных установок — 1 лицензия;проведение экспертизы
проектной, конструкторской документации и документов, обосновывающих обе-
спечение радиационной безопасности ядерной установки -1 лицензия.
Организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области ис-
пользования атомной энергии для эксплуатирующих организаций, в 2004 году вы-
дано 39 лицензий, из них на: проектирование и конструирование ядерных устано-
вок, радиационных источников, пунктов хранения — 18 лицензий; конструирование
оборудования для ядерных установок — 3 лицензии; изготовление оборудования для
ядерных установок — 6 лицензий; проведение экспертизы проектной, конструктор-
ской технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение
ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, пунктов хранения ядер-
ных материалов, деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоак-
тивными веществами — 12 лицензий.
236
Распределение лицензий, выданных центральным аппаратом Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору эксплуатирующим
организациям и организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги
в области использования атомной энергии для эксплуатирующих организаций, по
категориям объектов (в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об использова-
нии атомной энергии») приведено в таблице.
Категория объектов ис-
Лицензии, выданные организациям, осуществляющим дея-
пользования атомной
тельность в области использования атомной энергии, шт.
энергии
Эксплуатирую-
Организациям, выполняющим работы и
щим организа-
предоставляющим услуги для эксплуати-
циям
рующих организаций
Ядерные установки
79
26
Радиационные источники
3
6
Пункты хранения
16
7
Ядерные материалы
19
Не выдавались
Радиоактивные вещества
1
Не выдавались
Радиоактивные отходы
Не выдавались
Не выдавались
В 2004 году межрегиональными территориальными округами по надзору за ядер-
ной и радиационной безопасностью, как уже отмечалось ранее, выдано 1192 лицен-
зии.
Информация о лицензиях, выданных межрегиональными территориальными
округами, отражается в базе данных по мере поступления копий лицензий в цен-
тральный аппарат Госатомнадзора России.
Лицензирование деятельности в соответствии с Федеральным законом
от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности»
Порядок деятельности лицензирования определен постановлениями Правитель-
ства Российской Федерации от 4 июня 2002 г. № 382 «О лицензировании деятельно-
сти в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и
производства маркшейдерских работ», от 26 июня 2002 г. № 468 «Об утверждении
Положений о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов про-
мышленного назначения», от 14 августа 2002 г. № 595 «Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных
объектов», от 28 августа 2002 г. № 637 «О лицензировании деятельности в области
эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, пере-
работки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки» и от 23 мая 2002 г.
№ 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению
с опасными отходами» и включает в себя следующие основные этапы:
рассмотрение заявления и проверка комплектности и соответствия описи лицензи-
онных материалов фактически представленным документам, внесение сведений о со-
искателе лицензии и лицензионных материалах в базу данных по лицензированию;
проверка соответствия представленных документов требованиям, установленных
положениями о лицензировании конкретных видов деятельности и в случае отсут-
ствия необходимых документов уведомление заявителя об отказе в рассмотрении
документов;
237
рассмотрение лицензионных материалов ответственными исполнителями и подго-
товка проекта приказа о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;
оформление и выдача лицензии.
Распорядительными документами по системе Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору установлено разграничение дея-
тельности по лицензированию между центральным аппаратом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальными
управлениями по технологическому и экологическому надзору.
В компетенцию центрального аппарата Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору входит лицензирование деятельности по
наиболее опасным производственным объектам.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру в 2004 году было выдано 13 701 лицензия, из них центральным аппаратом Феде-
ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору — 2265,
территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзо-
ру — 11 436 лицензий.
Ниже приводится анализ лицензионной деятельности центрального аппарата
Госатомнадзора России.
В 2004 г. рассмотрено 3009 заявлений о выдаче лицензий на различные виды де-
ятельности.
По результатам рассмотрения заявлений на соответствие представленных доку-
ментов требованиям, установленным положениями о лицензировании конкретных
видов деятельности, принято к дальнейшему рассмотрению 2464 (80 %) заявления,
отклонено 545 (20 %) заявлений.
Причина отклонения заявлений от дальнейшего рассмотрения обусловлена не-
соответствием номенклатуры документов, представляемых заявителем в Федераль-
ную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, требованиям,
установленным положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В 22 случаях центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору изданы приказы об отказе в предоставлении
лицензий ввиду несоответствия соискателей лицензии, принадлежащих ему или ис-
пользуемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, указанным в по-
ложениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
В отчетном году центральным аппаратом Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору переоформлено 41 лицензия и выда-
но 2265 лицензий на различные виды деятельности, из них:
на эксплуатацию химически опасных производственных объектов — 107 ли-
цензий;
на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов — 300 лицензий;
на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов в части деятель-
ности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные
работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгора-
нию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматри-
вает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных
ископаемых, — 2 лицензии;
на эксплуатацию нефтегазодобывающих производств — 121 лицензия;
на эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта — 50 лицензий;
238
на эксплуатацию газовых сетей — 16 лицензий;
на проведение экспертизы промышленной безопасности — 902;
на производство маркшейдерских работ — 61 лицензия;
на производство взрывчатых материалов промышленного назначения в части де-
ятельности по производству взрывчатых материалов, используемых при проведении
взрывных работ, в местах их применения, — 30 лицензий;
на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения в части деятель-
ности по хранению, осуществляемой организациями, производящими взрывчатые
материалы на стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущи-
ми взрывные работы, а также осуществляющими взрывчатые материалы в научно-
исследовательских, учебных и экспериментальных целях, — 57 лицензий;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения в части дея-
тельности по применению взрывчатых материалов организациями, ведущими взрыв-
ные работы на гражданских объектах, — 64 лицензии;
на распространение взрывчатых материалов промышленного назначения, изго-
товляемых в местах их применения и используемых при проведении взрывных ра-
бот, — 12 лицензий;
на эксплуатацию электрических сетей (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя) — 297 лицензий;
на эксплуатацию тепловых сетей (за исключением случая, если указанная дея-
тельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя) — 127 лицензий;
на переработку нефти, газа и продуктов их переработки — 7 лицензий;
на хранение нефти, газа и продуктов их переработки — 103 лицензии;
транспортировку по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их
переработки — 1 лицензия;
на обращение с опасными отходами — 8 лицензий.
Выдано 4039 разрешений на применение технических устройств.
2.5. Организация и результаты экспертной деятельности
2.5.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Целью экспертизы безопасности является всесторонняя оценка всех аспектов
ядерной и радиационной безопасности объекта использования атомной энергии
(далее — ОИАЭ) и/или видов деятельности, выполняемых заявителем на ОИАЭ.
При экспертизе оцениваются принятые заявителем проектные, конструкторские,
технические и организационные решения на соответствие требованиям норматив-
ных документов и достигнутому уровню развития науки и техники.
Экспертиза безопасности ОИАЭ не сводится к констатации соответствия (или
несоответствия) требованиям действующих норм и правил в области использова-
ния атомной энергии. Введенный в эксплуатацию ОИАЭ через определенное вре-
мя становится «формально несоответствующим» требованиям действующих норма-
тивных документов, так как нормативные документы находятся в постоянном раз-
витии. Поэтому при экспертизе безопасности большое внимание уделяется оценке
мер, предусмотренных для компенсации несоответствий требованиям действующих
нормативных документов.
239
При экспертизе безопасности всесторонне анализируется способность заявите-
ля эксплуатировать ОИАЭ согласно требованиям действующих нормативных до-
кументов и с учетом достигнутого уровня развития науки и техники. При этом оце-
ниваются:
безопасность ОИАЭ и/или заявленных на ОИАЭ видов деятельности в нормаль-
ных и переходных режимах эксплуатации ОИАЭ, включая:
проектные, конструкторские и технологические решения заявителя;
меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
обеспечение инженерно-технического сопровождения заявленных на ОИАЭ ви-
дов деятельности;
квалификацию персонала и мероприятия по подготовке/переподготовке персо-
нала, предусмотренные заявителем;
обоснование ресурса основного оборудования энергоблока с учетом его физиче-
ского и морального старения;
сбор, хранение, переработка и захоронение РАО;
условия хранения, организации учета и контроля ЯМ и РВ;
обеспечение физической защиты ОИАЭ;
систему обеспечения качества заявленных на ОИАЭ видов деятельности;
безопасность заявленных на ОИАЭ видов деятельности при авариях, включая:
системы безопасности для предотвращения аварий на ОИАЭ и локализации их
последствий;
планы мероприятий по защите персонала, населения и окружающей среды в слу-
чае аварии на ОИАЭ;
мероприятия по ликвидации последствий аварий на ОИАЭ;
способность заявителя обеспечить безопасное прекращение заявленных на ОИАЭ
видов деятельности.
Порядок проведения экспертизы безопасности в области использования атом-
ной энергии определен:
Положением о лицензировании деятельности в области использования атом-
ной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации
от 14.07.97 № 865);
Положением о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиа-
ционного источника, пункта хранения и/или качества заявленной деятельности
(РД-03-13-99).
Согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования
атомной энергии проведение экспертизы безопасности в области использования
атомной энергии является лицензируемым видом деятельности.
По состоянию на декабрь 2004 года общее число организаций, имеющих действу-
ющие лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертизы в области исполь-
зования атомной энергии, составляет 45 экспертных организаций.
Экспертиза безопасности ОИАЭ, предусмотренная в рамках осуществляемой Рос-
технадзором процедуры лицензирования в отношении энергоблоков АЭС, выпол-
нялась в основном в НТЦ ЯРБ.
Экспертиза безопасности ОИАЭ проводится в соответствии с требованиями нор-
мативных и руководящих документов, а также программ обеспечения качества при
организации и проведении экспертизы, действующих в экспертных организациях.
240
В НТЦ ЯРБ в 2004 году было выполнено 163 работы по экспертизе безопасно-
сти, что превосходит число выполненных аналогичных работ в 2003 году (140 экс-
пертных работ). Заказы на выполнение работ по экспертизе безопасности в 2004 го-
ду поступили:
от 6 Управления Ростехнадзора
143
от 7 Управления Ростехнадзора
16
от других организаций
4
Работы НТЦ ЯРБ по экспертизе безопасности в 2004 году выполнялись по сле-
дующим объектам:
ядерные установки
119
пункты хранения ЯМ, РВ и РАО
24
ядерные материалы
14
иные объекты
6
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области ис-
пользования атомной энергии экспертиза безопасности проводится на хоздоговор-
ной основе. В 2004 году НТЦ ЯРБ имел хоздоговоры с 11 организациями, в числе
которых: концерн «Росэнергоатом», ФГУП «Горно-химический комбинат», ФГУП
«Сибирский химический комбинат», ОАО «ТВЭЛ», ФГУП ВНИИАМ, ОАО «Малая
энергетика» и др. Более всего работ по экспертизе (~80 %) выполнено по договорам
с концерном «Росэнергоатом». Необходимо отметить, что в 2004 году со стороны
концерна «Росэнергоатом» было обеспечено планомерное и регулярное финанси-
рование работ НТЦ ЯРБ по экспертизе безопасности в рамках установленной про-
цедуры лицензирования в отношении энергоблоков АЭС.
В числе работ по экспертизе безопасности, выполненных в НТЦ ЯРБ в 2004 году,
более 55 относятся к комплексным работам, они были связаны с оценкой обосно-
ваний безопасности эксплуатации энергоблоков АЭС и пунктов хранения ЯМ, РВ
и РАО. Среди комплексных работ необходимо отметить разработку экспертных за-
ключений:
о концепции ядерной и радиационной безопасности сооружаемого «сухого» хра-
нилища ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000 на территории «Горно-химиче-
ского комбината»;
о безопасности эксплуатации в период дополнительного срока энергоблоков № 2
Кольской АЭС и № 2 Билибинской АЭС (в связи с окончанием 30-летнего проект-
ного срока службы);
о безопасности эксплуатации (в связи с обновлением лицензии) энергоблоков:
№ 4 Кольской АЭС,
№ 3 Балаковской АЭС,
№ 1 Волгодонской АЭС,
№ 2 Калининской АЭС;
о безопасности ввода в эксплуатацию нового энергоблока № 3 Калининской
АЭС;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 1 Ленинградской АЭС в связи с
внедрением второй системы останова реактора;
об оценке результатов вероятностного анализа безопасности энергоблоков № 2
Калининской АЭС и № 3 Смоленской АЭС;
о безопасности вывода из эксплуатации сооружений с промышленными уран-
графитовыми реакторами на территории «Сибирского химического комбината»;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..