ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 14

 

 

209
Причина
2003 г.
2004 г.
+/-
п/п
4
Разрушение:
кранов или их механизмов из-за содержания технического
10
10
устройства в неисправном состоянии
кранов (механизмов) из-за некачественного изготовления их
1
+1
на заводе-изготовителе
5
Травмирование механизмами или конструкциями лифтов:
из-за неисправности лифта или блокировочных устройств
11
4
-7
из-за неквалифицированных действий персонала, обслужива-
5
2
-3
ющего лифты
из-за нарушения правил пользования лифтами
2
+2
при проникновении подростков в шахту недозволенным об-
4
1
3
разом
6
Прочие факторы
10
12
+2
Всего
112
97
-15
Основными причинами смертельного травматизма на грузоподъемных машинах
являются: травмирование электрическим током из-за нарушений требований без-
опасности при работе кранов вблизи ЛЭП, падение крана в результате его перегру-
за, неисправности приборов безопасности, травмирование механизмами работаю-
щих кранов при выходе людей на крановые пути, травмирование механизмами или
конструкциями технического устройства из-за неисправности лифта, травмирова-
ние механизмами или конструкциями лифта из-за неквалифицированных действий
обслуживающего персонала.
83 (86 %) несчастных случая из 97 произошли на кранах, 9 случаев — на лифтах,
4 случая — на подъемниках и 1 несчастный случай — на канатной дороге.
Самый высокий уровень смертельного травматизма зафиксирован на автокра-
нах — 25 случаев (31 %). На мостовых кранах в 2004 году произошло 20 несчаст-
ных случаев (25 %), на башенных кранах — 12 (14 %), на гусеничных кранах — 10
(12 %).
Примеры аварий и несчастных случаев, происшедших в 2004 году.
26.01.2004 года в ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» (ЯНАО) при опускании
автокраном КС-3577 погружного насоса в дренажную емкость оборвался строп, в
результате чего двое рабочих получили смертельные травмы. Основные причины —
неудовлетворительная организация работ: неправильная строповка; нахождение
людей под грузом; неприменение средств индивидуальной защиты; работа без на-
ряда-допуска.
23.09.2004 года в г. Уфе в ОАО «Жилсервис» главный механик, ответственный за
содержание кранов в исправном состоянии, вместе со слесарем проводили осмотр
башенного крана Кб-403, находясь на его поворотной раме. После окончания ра-
боты механик дал команду крановщице на подъем крюка, а слесарю — спускаться
вниз. Слесарь, желая сократить путь, шагнул с корпуса редуктора на ребристую по-
верхность электродвигателя, но потерял равновесие и был зажат между барабана-
ми грузовой и стреловой лебедок. От полученных травм он скончался в больнице
во время операции.
Значительно снизился травматизм при эксплуатации лифтов: с 20 случаев в
2003 году до 9 — в 2004 году (в 2,2 раза).
210
Тенденция «старения» лифтового парка в жилищно-коммунальном комплексе
продолжает возрастать. В ряде регионов эксплуатация лифтов, отработавших норма-
тивный срок службы, превышает 30 %. Так, например, этот показатель по г. Санкт-
Петербургу составляет 49,2 %, Московской области — 36,3 %, Приморскому краю —
30,3 %.
В целом по стране эксплуатация лифтов, отработавших свой ресурс, составляет
22,3 %. Неблагополучное положение сложилось с оснащением пассажирских лиф-
тов устройствами защиты от проникновения посторонних лиц в лифтовые шахты.
До настоящего времени 21,6 % лифтов не оборудованы такими защитами. Особен-
но отстают в решении данного вопроса жилищно-коммунальные предприятия Ка-
рачаево-Черкесской Республики (87,1 %), Нижегородской области (73,9 %), Астра-
ханской области (73,3 %), Калужской области (72,3 %), Пензенской области (71,65),
Республики Адыгеи (70,8 %), Приморского края (67,6 %), Чеченской Республики
(66,7 %), Республики Карелии (66,5 %), Красноярского края (66,4 %), Новгородской
области (62,8 %) и ряда других регионов.
14.05.2004 года в подъезде № 5 дома № 1/15 по ул. Луховицкая г. Москвы в ре-
зультате хулиганских действий (сорвано фартучное устройство двери кабины) и на-
рушений правил пользования лифтом (движение кабины с открытыми створками
двери) был смертельно травмирован ребенок 7 лет, который был зажат между поро-
гом и ограждением шахты.
По экспертным оценкам к 2010 году в жилом секторе количество лифтов, отра-
ботавших нормативный срок службы, составит 55 %.
Следует отметить и положительную тенденцию в обслуживании лифтов. Специ-
ализированные организации в жилищно-коммунальном комплексе обслуживают
95,8 % лифтов. 88,8 % лифтов жилого фонда подключены к диспетчерским пуль-
там, что позволяет оперативно решать вопросы, связанные с освобождением за-
стрявших в кабинах неисправных лифтов пассажиров, определением технического
состояния лифтов.
211
До настоящего времени не решены вопросы финансирования работ, из-за чего не
проводятся в необходимом объеме капитальные ремонты, модернизация и замена
физически и морально устаревших лифтов, отработавших нормативный срок служ-
бы. В ряде регионов лифты эксплуатировались технически неисправными, с выве-
денными из строя электрическими блокировками, что приводило к частым боям в
работе, остановкам из-за поломок, а в конечном итоге к несчастным случаям.
Не решаются вопросы укомплектования штата обслуживающего персонала, обе-
спечения ремонтных бригад необходимым инструментом, средствами защиты, за-
пасными частями.
На низком уровне находится производственная дисциплина, имеют место без-
ответственность за порученное дело, невыполнение обслуживающим персоналом
требований, изложенных в производственных инструкциях. Так, по причине неква-
лифицированных или неосторожных действий обслуживающего персонала произо-
шло 2 смертельных случая из 9 произошедших в 2004 году.
16.12.2004 года в башне Ужурского элеватора (Красноярский край) транспортер-
щик открыла двери шахты пассажирского лифта на второй посадочной площадке
(отм. 30 м) и, не убедившись в наличии кабины лифта, шагнула в проем шахты, по-
лучив при этом смертельную травму.
21.03.2004 года в колбасном цехе ОАО «Брянский мясокомбинат» произошел
групповой несчастный случай на грузовом лифте модели ПГ-303, г/п 2000 кг, изго-
товленном Свердловским лифтостроительным заводом в 1987 году, с рабочей ком-
бината и лифтером-проводником. Лифтер нажала кнопку 3-го этажа, в это время в
кабину входила рабочая комбината с тележкой. Лифт пришел в движение при от-
крытых дверях, рабочая оказалась зажатой между порогом кабины и верхним про-
емом двери шахты, получив при этом смертельную травму. Лифтер-проводник, пы-
тавшаяся помочь пострадавшей, получила травму ног.
Расследованием несчастного случая установлено:
техническое освидетельствование лифта не проводилось в течение 9 лет. Лифт
эксплуатировался неисправным;
в 1996 году при оперативном обследовании государственным инспектором Брян-
ского отдела Управления Приокского округа эксплуатация лифта была запрещена
с наложением пломбы.
При последующих ежегодных обследованиях комбината инспектором также де-
лались в паспорте лифта записи о запрещении эксплуатации лифта. Последнее об-
следование комбината проведено в 2003 году с вручением его руководству соответ-
ствующего предписания о запрещении эксплуатации лифта. При этом эксплуатация
неисправного лифта продолжалась, лифт использовался в технологическом процес-
се производства для транспортировки сырья и продукции.
Основной причиной несчастного случая явилась эксплуатация неисправного
лифта.
Вопросы безопасной эксплуатации лифтов и перспективы развития лифтового
хозяйства в жилищно-коммунальном хозяйстве рассматривались с участием пред-
ставителей Ростехнадзора на заседании Экспертного Совета Государственной Думы
по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. По результатам рас-
смотрения подготовлены конкретные мероприятия по замене, модернизации лиф-
тов или приведению их в техническое состояние.
В 2004 году эксплуатирующими организациями проведена значительная работа
по повышению надежности работы эскалаторов и безопасности перевозки пасса-
212
жиров. Произведена замена 6 эскалаторов на станциях метро «Площадь революции»
и «Театральная».
К наиболее повторяющимся инцидентам при эксплуатации эскалаторов отно-
сятся:
попадание одежды пассажира (длиннополое пальто, дубленка, шуба и т.п.) в эле-
менты эскалатора;
падение пассажиров из-за нахождения их в нетрезвом состоянии, из-за нару-
шения правил пользования метрополитеном, потери равновесия людьми пожило-
го возраста и т.п.;
остановка эскалаторов из-за нарушения внешнего энергоснабжения.
К нерешенным проблемам относятся:
низкие темпы замены эскалаторов, отработавших срок службы (на данный пе-
риод времени отработали срок службы более 80 эскалаторов);
не доработана целевая программа замены эскалаторов с учетом фактического ко-
личества эскалаторов, отработавших срок службы;
не разработана методика проведения обследования эскалаторов, отработавших
срок службы.
2.2.20. Электрические станции и сети, электроустановки потребителей
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору» Служба является государственным надзорным органом
в электроэнергетике (государственный энергетический надзор).
Государственный энергетический надзор занимает особое место в системе ор-
ганов государственного контроля, ответственных за обеспечение энергетической
безопасности не только ТЭК, но и страны в целом, обеспечение безопасности при
эксплуатации энергетических установок.
Деятельность государственного энергетического надзора предусмотрена Граж-
данским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Феде-
рации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
федеральными законами Российской Федерации «Об основах охраны труда в Рос-
сийской Федерации», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О лицен-
зировании отдельных видов деятельности» и рядом постановлений Правительства
Российской Федерации.
Поднадзорными объектами госэнергонадзора являются:
20 586 электростанций различной мощности,
из них: тепловые — 350 шт.;
гидравлические — 117 шт.;
блок-станции — 253 шт.;
малые (технологические) электростанции — 19 866 шт.;
1675 предприятий электрических сетей;
505 тепловых станций;
52 702 котельные;
2738 предприятий тепловых сетей.
Потребители электрической энергии — 1 990 728 шт.,
из них: промышленных и приравненных к ним — 224 501 шт.;
непромышленных и коммунально-бытовых — 1 586 250 шт.;
213
сельскохозяйственных —179 977 шт.
Потребители тепловой энергии — 761 806 шт.,
из них: промышленных и приравненных к ним — 117 982 шт.;
непромышленных и коммунально-бытовых — 603 753 шт.;
сельскохозяйственных — 40 071 шт.
214
Федеральные государственные учреждения государственного энергетического
надзора осуществляли надзорную деятельность в период проведения ликвидацион-
ных мероприятий и формирования новых территориальных управлений в субъектах
Российской Федерации.
В прошедшем году органы госэнергонадзора проделали большую работу по над-
зору и контролю за соблюдением организациями требований правил устройства
электроустановок, технической эксплуатации энергоустановок и правил безопас-
ности при их эксплуатации.
Количество организаций, осуществляющих свою деятельность в области энерге-
тики и поднадзорных в 2004 году Федеральным государственным учреждениям го-
сударственного энергетического надзора, в целом по России составило 533 тыс., а
находящихся в эксплуатации поднадзорных объектов — более 2 млн.
За 2004 год органами государственного энергетического надзора проведены ком-
плексные обследования 93 электростанций АО-энерго и блок-станций различных
мощностей, проверено более 8 тысяч малых (технологических) электростанций по-
требителей, 287 предприятий электрических сетей и 240 предприятий тепловых сетей
энергоснабжающих организаций, более 80 тыс. организаций — потребителей элек-
трической энергии и более 36 тыс. организаций — потребителей тепловой энергии.
Всего инспекторским персоналом проведено более 130 тыс. плановых мероприя-
тий по контролю организации безопасной эксплуатации и технического состояния
оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых
сетей энергоснабжающих организаций, электрических и тепловых установок по-
требителей с составлением актов и более 62 тыс. контрольных обследований по вы-
полнению ранее выданных предписаний.
В результате выявлены серьезные недостатки по эксплуатации энергообъектов,
оперативно-диспетчерскому управлению, организации работы с персоналом и дру-
гим вопросам. Анализ результатов обследований показал, что подавляющая часть
выявленных недостатков и нарушений связана в первую очередь с низким уровнем
организаторской деятельности руководящих работников энергоснабжающих орга-
низаций, потребителей электрической и тепловой энергии и их производственных
служб по вопросам эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, выполнения
требований руководящих и нормативных документов.
Профилактика травматизма на электро- и теплоустановках
Наименование
Ед.
Всего
в том числе по округам
показателя
изм.
ДВФО
ПрФО
СЗФО
СибФО
УрФО
ЦФО
ЮжФО
Профилактические ме-
роприятия
Проведено:
совещаний
шт.
5276
273
1019
224
719
72
2568
401
семинаров
шт.
2021
162
411
202
291
22
272
661
бесед
шт.
78 516
6114
18 231
18 379
9301
3732
10 390
12 369
Прочитано лекций
шт.
6982
975
1903
1154
706
488
1082
674
Напечатано статей в га-
шт.
984
82
186
68
271
25
227
125
зетах
215
Наименование
Ед.
Всего
в том числе по округам
показателя
изм.
ДВФО
ПрФО
СЗФО
СибФО
УрФО
ЦФО
ЮжФО
Организовано передач:
шт.
153
16
31
25
34
5
13
29
по радио, по телевиде-
нию
Показано фильмов по
шт.
545
3
144
1
74
234
44
45
вопросам профилакти-
ки травматизма
Издано информацион-
шт.
3459
110
1056
582
835
63
716
97
ных писем
Количество в УГЭН ка-
шт.
136
12
21
16
19
6
33
29
бинетов (уголков) по
технике безопасности
Отключено установок,
шт.
22 050
758
5729
2308
3525
2043
5183
2504
дальнейшая эксплуата-
ция которых может при-
вести к аварии, пожару
или представлять иную
опасность для человека,
всего:
в том числе: электроу-
шт.
18 652
618
4854
1662
2909
1866
4455
2288
становок, всего:
из них: в организациях
шт.
97
4
46
0
2
0
40
5
РАО «ЕЭС России»
в организациях РАО
шт.
2
0
1
0
0
1
0
0
«Газпром»
в организациях нефтя-
шт.
6
0
4
0
0
2
0
0
ной промышленности
в организациях нефте-
шт.
128
1
0
3
0
0
5
119
продуктообеспечения
теплоустановок, всего:
шт.
3256
140
807
567
621
177
728
216
из них: в организациях
шт.
0
0
0
0
0
0
0
0
РАО «ЕЭС России»
в организациях РАО
шт.
0
0
0
0
0
0
0
0
«Газпром»
в организациях нефтя-
шт.
107
0
0
0
0
0
0
107
ной промышленности
в организациях нефте-
шт.
0
0
0
0
0
0
0
0
продуктообеспечения
Отстранено от работы
чел.
35 136
276
10 049
4099
3995
3057
10 682
2978
лиц, нарушивших тре-
бования Правил эксплу-
атации и Правил техни-
ки безопасности или не
прошедших проверку
знаний, всего:
в том числе: на электро-
чел.
24 534
254
7512
1828
3023
2467
7945
1505
установках, всего:
216
Наименование
Ед.
Всего
в том числе по округам
показателя
изм.
ДВФО
ПрФО
СЗФО
СибФО
УрФО
ЦФО
ЮжФО
из них в организациях
чел.
227
11
143
17
15
1
23
17
РАО «ЕЭС России»
в организациях РАО
чел.
2
0
0
1
0
1
0
0
«Газпром»
в организациях нефтя-
чел.
43
0
40
0
0
3
0
0
ной промышленности
в организациях нефте-
чел.
7
0
0
0
0
3
4
0
продуктообеспечения
на теплоустановках, все-
чел.
10 005
22
2537
1674
972
590
2737
1473
го:
из них в организациях
чел.
23
0
3
0
6
0
14
0
РАО «ЕЭС России»
в организациях РАО
чел.
0
0
0
0
0
0
0
0
«Газпром»
в организациях нефтя-
чел.
3
0
3
0
0
0
0
0
ной промышленности
в организациях нефте-
чел.
0
0
0
0
0
0
0
0
продуктообеспечения
Сделано представлений
шт.
6717
1528
1372
436
260
354
1236
1531
в органы власти, про-
куратуры и т.п. по во-
просам электробезопас-
ности и техническому
состоянию энергообъ-
ектов
Количество выявленных
шт.
9
0
0
9
0
0
0
0
бытовых электрических
приборов и оборудо-
вания (поступающих в
продажу или изготов-
ляемых), не имеющих
сертификата соответ-
ствия стандартам безо-
пасности
Количество запрещен-
шт.
9
0
0
9
0
0
0
0
ных к изготовлению или
к продаже электриче-
ских бытовых приборов
и оборудования
Количество материалов,
шт.
7
0
7
0
0
0
0
0
направленных в Госстан-
дарт России на приоста-
новление или отмену
действия сертификата
соответствия стандартам
безопасности
217
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации инспек-
торским персоналом госэнергонадзора выдано предписаний на отключение энер-
гоустановок, не соответствующих требованиям действующих правил и норм, даль-
нейшая эксплуатация которых может привести к аварии, пожару или представлять
иную опасность для человека, — около 18 тысяч, отстранено от работы за наруше-
ние требований Правил 25 543 человека, сделано более 6 тысяч представлений в ор-
ганы власти, в прокуратуру по вопросам электробезопасности и техническому со-
стоянию энергообъектов.
Допущено в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок око-
ло 160 тысяч, из них: более 145 тысяч электроустановок и более 10 тысяч тепловых
установок.
В условиях проведенных структурных и штатных преобразований надзорных орга-
нов представляется важным сохранение преемственности в вопросах организации и
осуществления контрольных и надзорных функций в электро- и теплоэнергетике.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,
являясь органом государственного энергетического надзора, выполняет задачу по
контролю и надзору за безопасной эксплуатацией энергоустановок на этапах про-
изводства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, а это может
быть обеспечено при условии проведения единой контрольно-надзорной политики
в такой отрасли, как энергетика.
Именно поэтому Государственный контроль (надзор) за соблюдением субъекта-
ми электроэнергетики требований безопасности при эксплуатации объектов по про-
изводству электрической и тепловой энергии возложен на Управление по надзору в
электроэнергетике. (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ.)
Выполнение данной задачи особенно важно при проведении государством меро-
приятий по реформированию РАО «ЕЭС России» и образовании отдельных компаний
по генерации, транспортировке и реализации электрической и тепловой энергии.
Органами госэнергонадзора проведена большая работа по контролю за ходом
подготовки и прохождением электро- и теплоснабжающими организациями осен-
нее-зимнего периода. Надзорная деятельность по вопросам подготовки объектов
жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры к осенне-зим-
нему периоду 2004-2005 гг. осуществлялась во взаимодействии с полномочными
представителями Президента Российской Федерации и местными органами власти
в федеральных округах и была направлена на обеспечение надежности и безопас-
ности подконтрольных объектов в зимнем периоде эксплуатации.
Одно из направлений надзорной деятельности — это контроль за состоянием
объектов социального назначения. В целях предупреждения пожаров на объектах
социальной сферы управлениями госэнергонадзора совместно с другими органами
государственного надзора проводились комплексные проверки учебных заведений,
детских садов и лечебных учреждений.
Проверка проводилась силами Федеральных государственных учреждений го-
сударственного энергетического надзора во всех федеральных округах Российской
Федерации.
На проведение проверки было задействовано более тысячи человек инспектор-
ского персонала Госэнергонадзора.
Основные объекты социальной сферы, проверенные в ходе проверки: школы, дет-
ские дошкольные учреждения, детские дома-интернаты, детские дома творчества,
218
детские оздоровительные центры, школы-интернаты, детские спортивные центры,
детские больницы, учреждения профтехобразования, высшие учебные заведения,
больницы, дома инвалидов, санатории и т.д.
За период с мая по август 2004 года проверено около 4000 объектов социальной
сферы. Из них проверено совместно с представителями других органов государ-
ственного контроля 628 объектов.
Большое значение органами государственного энергетического надзора уделя-
лось проведению административной практики. В 2004 году выявлено 10 515 админи-
стративных правонарушений, по которым составлены протоколы, возбуждены дела
и наложены штрафы на сумму 17 796,3 тыс. руб. Необходимо отметить, что меньше
стало представлений материалов в органы власти и прокуратуры по выявлению бы-
товых электрических приборов и оборудования (поступающих в продажу или изго-
товляемых), не имеющих сертификата соответствия стандартам безопасности, по
количеству запрещенных к изготовлению или к продаже электрических бытовых
приборов и оборудования.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдель-
ных видов деятельности» определен перечень видов деятельности, осуществление
которых возможно при наличии лицензий. Во исполнение Федерального закона Пра-
вительство Российской Федерации постановлением от 11 февраля 2002 г. № 135 «О
лицензировании отдельных видов деятельности» утвердило перечень федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование кон-
кретных видов деятельности.
Министерством энергетики Российской Федерации до его упразднения в 2004 году
рассмотрено более 9 тыс. заявлений на получение лицензий. Общее количество выдан-
ных лицензий — 8781, из них:
165 — на деятельность по переработке нефти, газа и продуктов их переработки;
7 — на деятельность по транспортировке по магистральным трубопроводам неф-
ти, газа и продуктов их переработки;
2469 — на деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;
3586 — на деятельность по эксплуатации электрических сетей;
2554 — на деятельность по эксплуатации тепловых сетей.
С сентября 2004 года Управлением по надзору в электроэнергетике Ростехнадзо-
ра рассмотрено более 480 заявлений на получение лицензий на эксплуатацию элек-
трических сетей, подготовлено приказов на получение лицензии — 405.
Основными замечаниями при рассмотрении предъявляемой документации за-
явителями являются:
отсутствие сведений о квалификации персонала;
неправильное оформление документации, подтверждающей проверку знаний
персонала;
отсутствие сведений об уровне напряжения, с которым заявитель собирается ра-
ботать;
нарушение Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Рос-
сийской Федерации;
не представлены сведения, подтверждающие наличие у соискателя лицензии,
принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании про-
изводственных помещений и сооружений, соответствующих техническим нормам и
требованиям эксплуатации технологического оборудования и инвентаря;
219
не представлены копии паспортов готовности к работе в зимний период;
не представлен приказ о назначении лиц, ответственных за обеспечение надеж-
ного и бесперебойного энергоснабжения, организации безопасной эксплуатации и
проведение ремонта электрических сетей.
Управлением по надзору в электроэнергетике в 2005 году намечено осуществле-
ние контроля за выполнением лицензионных требований лицензиатами в 16 реги-
онах РФ.
Необходимо отметить, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом несколько сни-
зилось число несчастных случаев на энергоустановках.
Таблица 2.2.20.1
Сведения о состоянии травматизма за 2004 год
Несчастные случаи
Пострадавшие
Всего
Груп-
Смер-
Тяжелые
Легкие
Всего
Смер-
Тяжелый
Легкий
повые
тельные
тельный
исход
исход
исход
536
49
312
152
23
618
382
183
53
Электроустановки
Несчастные случаи
Пострадавшие
Всего
Груп-
Смер-
Тяжелые
Легкие
Всего
Смер-
Тяжелый
Легкий
повые
тельные
тельный
исход
исход
исход
481
37
300
126
18
540
353
155
32
Теплоустановки
Несчастные случаи
Пострадавшие
Всего
Груп-
Смер-
Тяжелые
Легкие
Всего
Смер-
Тяжелый
Легкий
повые
тельные
тельный
исход
исход
исход
55
12
12
26
5
78
29
28
21
Наибольшее число тяжелых, групповых и несчастных случаев со смертельным ис-
ходом произошли на электроустановках промышленных потребителей, электрических
станций и сетей. Среди организаций топливно-энергетического комплекса наиболь-
шее число несчастных случаев приходились на предприятия РАО «ЕЭС России».
Основные причины несчастных случаев:
недостаточная подготовленность персонала к выполнению мероприятий, влия-
ющих на безопасность работ;
низкая надежность технических устройств энергоустановок, влияющих на без-
опасность проводимых работ;
неэффективность мероприятий подготовки персонала по вопросам безопасности;
неэффективность мероприятий поддержания энергоустановки в безопасном со-
стоянии;
неэффективность мероприятий, обеспечивающих безопасность предстоящих
работ на энергоустановке;
недостаточный контроль за эффективностью мероприятий безопасности при
эксплуатации энергоустановок.
220
При обследованиях территориальными органами подконтрольных объектов не-
обходимо обратить особое внимание руководителей предприятий, организаций и
учреждений на решение этих вопросов.
На предприятиях и объектах электроэнергетической отрасли (энергокомпании
РАО «ЕЭС России» и независимые энергокомпании: ОАО «Татэнерго», «Башэнер-
го», «Иркутскэнерго») состояние аварийности в 2004 году по сравнению с 2003 го-
дом характеризуется статистикой, образующейся в результате расследования и учета
технологических нарушений, выполняемых в соответствии с Инструкцией по рас-
следованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электро-
станций, котельных, электрических, тепловых сетей (РД 153-34.20.801-2000).
Таблица 2.2.20.2
Аварийность на объектах электроэнергетики
Показатели
2003 г.
2004 г.
Снижение или
рост в %
Суммарное количество технологических нарушений
49 446
45 358
Снижение на 9 %
Инциденты
49 446
45 358
Снижение на 9 %
Аварии
0
6
Количество технологических нарушений, вызванных
169
142
Снижение на 16 %
ошибками персонала
Количество технологических нарушений, вызванных
146
93
Снижение на 63 %
или связанных с пожарами
221
Так же как и по травматизму, ежемесячная статистика аварийности ведется толь-
ко по «большой энергетике», т.е. по энергокомпаниям, входящим в РАО «ЕЭС Рос-
сии», а также по независимым энергокомпаниям: ОАО «Татэнерго», «Башэнерго»,
«Иркутскэнерго». По остальным отраслям промышленности и непромышленному
комплексу статистика обрабатывается по прохождении года, чего явно не достаточ-
но для выводов и решений, направленных на улучшение надзорно-профилактиче-
ской работы.
Существенным недостатком является и то, что оперативная информация по ава-
рийности в системе государственного энергетического надзора на объектах энерге-
тики и энергоустановках энергопотребителей в настоящее время предоставляется
только по технологическим нарушениям, имеющим признаки аварии и (или) со-
циально значимые последствия, что является явно недостаточным для информиро-
ванности Службы и построения эффективной системы оперативного реагирования
в профилактике аварийности на подконтрольных энергообъектах.
Кроме того, за прошедший период имелись следующие характерные недостатки
в работе органов госэнергонадзора:
система получения информации о случаях травматизма персонала на поднадзор-
ных объектах, технологических нарушениях и авариях от энергоснабжающих орга-
низаций и потребителей не достаточно отработана;
не налажена система проверки режимных объектов;
недостаточно проводилась работа с Межрайонными отделениями, редко их про-
веряли, мало помогали, многие вопросы надзорной деятельности отдавались им на
откуп;
неправильно трактовались требования ПУЭ и других нормативных документов.
Перед руководителями управлений по экологическому и технологическому над-
зору Службы стоит важная задача — в условиях формирования территориальных
органов не только поддержать на прежнем уровне деятельность по надзору за без-
опасной эксплуатацией энергетических объектов, но и повысить эффективность
работы в этой области.
Задачи:
доукомплектование штата Управления государственного энергетического над-
зора с учетом образования Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору;
создание единой системы сбора и передачи информации, которая должна отра-
жать не только технологические нарушения, имеющие признаки аварии, но и отра-
жать полную картину процессов аварийности и травматизма, происходящих в энер-
гетике и у энергопотребителей;
обеспечение структурных преобразований и сохранение при создании террито-
риальных органов персонала, отвечающего функциональным требованиям по энер-
гетическому надзору.
2.2.21. Гидротехнические сооружения
на объектах промышленности и энергетики
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору» к основным функциям Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору отнесен контроль и надзор за соблюдением
222
собственниками гидротехнических сооружений (далее — ГТС) и эксплуатирующи-
ми организациями норм и правил безопасности ГТС на объектах промышленности
и энергетики.
Организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением безопасности
ГТС относится к сфере деятельности Управления по надзору в электроэнергетике
(далее — Управление) в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным
приказом Ростехнадзора от 15.10.2004 № 147.
На 01.01.2005 года Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору осуществляла надзор за безопасностью ГТС 723 накопителей
жидких отходов промышленности 364 организаций горнодобывающей, химиче-
ской, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промыш-
ленности, а именно:
331 хвосто- и шламохранилище горнодобывающей промышленности, содержа-
щее более 5,0 млрд м3 отходов обогащения и около 2,0 млрд м3 воды при общем объ-
еме накопителей более 7 млрд м3;
96 накопителей отходов металлургической промышленности с общим объемом
заскладированных отходов около 11 млрд м3;
296 хранилищ предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатыва-
ющей промышленности с общим объемом заскладированных отходов около 4 млрд
м3, содержащих различные опасные химические вещества.
Кроме того, с 1 января 2005 года органы Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору осуществляют государственный надзор
за безопасностью ГТС 216 крупных комплексов 157 организаций топливно-энерге-
тического комплекса страны:
95 гидроэлектростанций (ГЭС);
56 государственных районных электростанций (ГРЭС);
63 теплоэлектроцентралей (ТЭЦ);
2 гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС).
Гидротехнические сооружения данных накопителей в соответствии со СНиП
2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»
223
классифицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов основания по сле-
дующим классам:
I класса — 16 (2,2 %);
II класса — 59 (8,2 %);
III класс — 136 (18,8 %);
IV класса — 512 (70,8 %).
По Федеральным округам Российской Федерации накопителей жидких отходов
промышленности распределены следующим образом:
Приволжский — 129 (17,8 %);
Уральский — 80 (11,1 %);
Северо-Западный — 69 (9,5 %);
Дальневосточный — 50 (6,9 %);
Сибирский — 233 (32,2 %);
Южный — 59 (8,2 %);
Центральный — 103 (14,3 %).
ГТС объектов промышленности задействованы в технологическом цикле под-
надзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору (далее — Ростехнадзор) опасных производственных объектов и представ-
ляют потенциальную опасность для людей и окружающей среды, так как являются
источниками загрязнения подземных и поверхностных вод, воздушного бассейна
и территорий, а разрушение ограждающих сооружений может привести к катастро-
фическим последствиям, особенно в период паводков и половодий.
На 1 января 2005 года в соответствии с требованиями Федерального закона «О
безопасности гидротехнических сооружений» и предоставленными эксплуатирую-
щими организациями сведениями в отраслевой раздел Российского регистра вне-
сены ГТС 862 (91,8 %) объекта промышленности и энергетики.
Оставшиеся ГТС (в основном объекты промышленности) будут зарегистриро-
ваны после разработки и утверждения деклараций их безопасности или после соот-
ветствующего заявления собственника в 2005 году.
224
В течение года проводилась работа по перерегистрации ГТС в связи со сменой
собственника ГТС и(или) наименования 35 организаций.
Численность служб эксплуатации хвостовых хозяйств, обеспечивающих безопас-
ность ГТС поднадзорных организаций, производств и объектов, составляет 7196 че-
ловек.
По имеющимся статистическим данным, полученным на основании собранных
сведений по специализации персонала, обслуживающего накопители, только 5,4 %
имеют гидротехническое образование. В целом лица, занимающиеся эксплуатацией
и осуществляющие контроль сооружений за накопителями, имеют следующие спе-
циальности: горные инженеры и обогатители — 20 %; геологи — 4,3 %; инженеры-
металлурги — 5,2 %; маркшейдеры, геодезисты — 2,1 %; химики — 18,2 %; электри-
ки, механики, энергетики — 29 %; водоснабжение и канализация — 4,2 %; промыш-
ленное и гражданское строительство — 9 %; прочие — 2,6 %.
Эти данные свидетельствуют о том, что эксплуатацией накопителей занимают-
ся лица, не имеющие соответствующего образования, что не обеспечивает в полной
мере необходимую безопасность и эксплуатационную надежность ГТС накопителей
жидких отходов промышленности.
Для исправления ситуации по данному вопросу Ростехнадзор совместно с анали-
тическими центрами по ведению мониторинга технической безопасности ГТС ре-
гулярно проводится соответствующее обучение (предаттестационная подготовка) и
аттестация обслуживающего персонала на право эксплуатации и ведения работ на
накопителях жидких промышленных отходов.
Предаттестационная подготовка проводится в аналитических центрах по ведению
мониторинга технической безопасности гидротехнических сооружений по учебным
программам, разработанным этими организациями и согласованным с Ростехнад-
зором.
В 2004 году соответствующими распоряжениями в территориальных органах Ро-
стехнадзора было произведено закрепление поднадзорных ГТС за государственны-
ми инспекторами для осуществления надзора за их безопасной эксплуатацией. Ко-
ординирование надзорной деятельности инспекторским составом было возложено,
как правило, на одного из главных государственных инспекторов или начальников
соответствующих отделов.
Государственный надзор за безопасностью ГТС накопителей жидких отходов
промышленности непосредственно по месту осуществлялся 151 государственным

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..