ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 10

 

 

145
При проведении контрольных мероприятий инспекторским составом установ-
лены факты осуществления организациями деятельности в области промышленной
безопасности без наличия лицензии. По выявленным фактам приняты соответству-
ющие меры. Например, из-за отсутствия лицензии на эксплуатацию опасных произ-
водственных объектов инспектором управления Енисейского округа приостановлена
эксплуатация опасных производственных объектов следующих предприятий: КГУП
«Птицефабрика Березовская», ООО «Александровское» (г. Зеленогорск), ОАО «Зубр»
(г. Красноярск), ОАО «Новоселовский молзавод», ГП «Хладокомбинат» (г. Кызыл),
ООО «Урянхай» (г. Кызыл), ООО «Чечеульское», ОАО «Пивзавод Каннский».
По результатам лицензионного контроля Нижегородским управлением приоста-
новлено действие лицензий следующих предприятий: ЗАО «БМК», ЗАО «Нижего-
родские сорбенты», ЗАО «Альпетри».
За грубые нарушения лицензионных условий и требований при осуществлении
деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производствен-
ных объектов Управлением Енисейского округа было приостановлено действие ли-
цензий ООО «Красноярские волокна» и представлены документы на аннулирование
лицензий в Арбитражный суд Красноярского края. Решением суда было принято
решение об аннулировании лицензий.
Важнейшей составной частью механизма управления промышленной безопас-
ностью опасных производственных объектов является экспертиза промышленной
безопасности.
В отчетном периоде региональными органами и Управлением по надзору за обще-
промышленными опасными объектами Ростехнадзора рассмотрено и зарегистриро-
вано 23 184 заключения экспертизы промышленной безопасности по взрывопожа-
роопасным и химически опасным производственным объектам, в том числе:
по проектной документации — 1235 (5,3 % от общего количества заключений);
по техническим устройствам — 20 116 (86,7 %);
по зданиям и сооружениям — 640 (2,8 %);
по декларациям безопасности — 156 (0,7 %);
по эксплуатационной документации — 1037 (4,5 %).
По результатам проведенного анализа отмечено соответствие экспертизы про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов методикам, утверж-
денным или согласованным в установленном порядке, а программ экспертизы —
требованиям промышленной безопасности.
Большая часть экспертных заключений утверждалась без замечаний, часть за-
ключений утверждалась после доработки, не были утверждены 877 заключений экс-
пертизы (3,8 % от зарегистрированных).
Основные замечания, по которым было отказано в утверждении заключений:
отсутствие анализа и оценки соответствия принятых проектных решений ис-
ходным данным для проектирования взрывопожароопасного объекта и оптималь-
ности выбора технических устройств и его соответствия требованиям взрывобезо-
пасности в соответствии с действующими нормативными документами; отсутствие
оценки взрывобезопасности технологических блоков и определения их категории;
отсутствие обоснованных выводов по результатам экспертизы;
нарушение проведения экспертизы в части объемов экспертного обследования,
установленного нормативными документами; отсутствие согласованных с заказчи-
ком программ диагностирования, квалифицированных и аттестованных экспертов
146
по направлению проводимых работ, анализа технической документации техниче-
ского устройства (сооружения) и конкретных выводов;
не проводятся поверочные расчеты конструкций технических устройств, зданий
и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и по-
вреждений;
отсутствует оценка допуска к работе на опасных производственных объектах лиц,
удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, мер, направ-
ленных на предотвращение проникновения на опасный производственный объект
посторонних лиц, и др.
В 2004 году по причине несоответствия требованиям промышленной безопасно-
сти отказано в утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности,
выполненных следующими организациями: ООО «Регионтехсервис» (г. Красноярск),
ООО «Техносервис и контроль» (г. Красноярск), ООО «Промтехэксперт» (г. Санкт-
Петербург), ЗАО «Яртехдиагностика» (г. Ярославль), ЗАО ИКЦ «Технадзор» (г. Влади-
мир), ОАО «ВНИИНЕФТЕМАШ» (г. Москва), ООО «Интерюнис» (г. Москва), ООО
«Инженерный центр «Проектстройэкспертиза» (г. Пермь), ОАО «ВНИИМонтаж-
спецстрой» (г. Москва), ИКЦ «Альтон» (г. Ижевск), ООО «Инженерный центр «Неф-
техсервис» (г. Казань), Казанский государственный технологический университет,
КГТУ им. А.Н. Туполева (г. Казань), ООО «Центр ДиС» (г. Казань), НП «Приокский
ЭКЦ» (г. Тула), ОАО «Новомосковскремэнерго» (г. Новомосковск), ООО «Техаудит»
(г. Москва), ЗАО «Элтест» (г. Москва), ООО «Аскотехэнерго-диагностика» (г. Хаба-
ровск), ООО ЮУРТЦ «Промбезопасность» (г. Новочеркасск), ООО «ДЭО» (г. Пенза),
ФГУДП «ВНИАМ» (г. Волгодонск), АНО СЦТДиЭ «Диасиб» (г. Омск), ЗАО «ИКЦ
Промтехбезопасность» (г. Москва), ЗАО «Промышленная безопасность» (г. Москва),
ООО «НИУИФ «Инжиниринг» (г. Москва), ООО «Эксперт» (г. Воронеж).
В целом объем и качество выполненных экспертных оценок состояния промыш-
ленной безопасности обеспечивает получение достоверных данных о техническом
состоянии опасных производственных объектов.
Необходимо отметить положительное влияние и системообразующую роль про-
фессиональных ассоциаций экспертных организаций, осуществляющих функции
саморегулирования в сообществах юридических лиц, занятых в сфере экспертизы
безопасности опасных производственных объектов, оборудования и работ.
Функционирование ассоциаций экспертных организаций позволяет создать эф-
фективную систему экспертизы промышленной безопасности, совершенствовать
нормативно-методическое обеспечение промышленной безопасности и эксперти-
зы, обеспечить объективную информацию в области состояния промышленной без-
опасности техногенных объектов.
Так, Ассоциацией «Ростехэкспертиза» разработана внутренняя система стандар-
тов, обеспечивающая регулирование экспертной деятельности организаций, входя-
щих в ее состав. В рамках корпоративной программы НИР выпускаются стандарты
отраслевого и межотраслевого использования, стандарты, определяющие принципы
управления экспертной деятельностью, требования к порядку проведения экспер-
тизы промышленной безопасности, а также к проведению работ по техническому
диагностированию и автоматизированному мониторингу состояния технологиче-
ского оборудования опасных производств.
В 2004 году на III Московской международной промышленной ярмарке «MIIF- 2004»
НО Ассоциация «Ростехэкспертиза» за значительный вклад в обеспечение промышлен-
147
ной безопасности на общепромышленных опасных объектах награждена серебряной
медалью Петра I.
Анализ результатов расследований инцидентов и аварий показывает, что выводы
заключений экспертизы промышленной безопасности, проводимой ранее на опас-
ных производственных объектах, в целом подтверждают правильность оценки их
технического состояния и позволяют прогнозировать уровень безопасности этих и
подобных объектов.
Производственный контроль является основным элементом, влияющим на уро-
вень промышленной безопасности организаций. Эффективность системы произ-
водственного контроля оценивается состоянием промышленной безопасности ор-
ганизации. В крупных промышленных организациях и вертикально интегрирован-
ных компаниях, в которых активно внедряются системы управления промышленной
безопасностью, системы производственного контроля, отмечается благоприятная
ситуация с состоянием промышленной безопасности, аварийностью и травматиз-
мом. Значительно снизилось количество инцидентов и несчастных случаев в ЗАО
«Сибур-Химпром», ООО «Пермнефтегазпереработка», ОАО «Минеральные удобре-
ния», где эффективно работает производственный контроль (УправлениеЗападно-
Уральского округа). Положительно оценивается работа производственного контроля
в ЗАО «Завод синтетического спирта», где в течение отчетного периода проведено
18 проверок состояния промышленной безопасности опасных производственных
объектов, проведена аттестация и проверка знаний у 99 специалистов, приоста-
навливалось за нарушение требований нормативных документов ведение 22 работ,
проведено 17 учебно-тренировочных занятий по планам ликвидации аварийных
ситуаций (ПЛАС) с обслуживающим персоналом с привлечением пожарной части
ООО «Защита» (Оренбургское управление). Положительно оценена работа произ-
водственного контроля в ОАО «Ачинский НПЗ», ОАО «Красноярскнефтепродукт»,
ГП комбинат «Борьба» и др. (Управление Енисейского округа).
Наиболее характерными нарушениями при организации производственного
контроля являются отсутствие оценки и анализа работы службой при проведении
комплексных проверок, недостаточное качество проводимых проверок, результаты
проверок не доводятся до должностных лиц организаций.
Неэффективной признана работа производственного контроля на мелких пред-
приятиях, в их числе на предприятиях, эксплуатирующих аммиачно-холодильные
установки (ОАО «Бемол», ООО «Березникимясопродукт» и др.).
В целях осуществления государственной политики в области промышленной
безопасности территориальными органами ведется мониторинг соблюдения зако-
нодательно установленных процедур регулирования промышленной безопасности
(декларирование, страхование и др.).
Согласно сведениям территориальных органов о ходе декларирования опасных
производственных объектов полностью завершена разработка деклараций про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных
Башкирскому управлению, управлениям Верхне-Волжского, Иркутского, Запад-
но-Сибирского, Курско-Белгородского, Средне-Волжского и других округов (все-
го 30 территориальных органов). Декларации опасных производственных объектов
вновь взятых под надзор организаций находятся в стадии разработки или проходят
процедуру экспертизы промышленной безопасности. Территориальные органы осу-
ществляют контроль за своевременным их пересмотром, при изменении сведений,
148
представленных в декларациях промышленной безопасности, а также их достовер-
ности. По результатам контроля выдаются предписания на уточнение сведений. Так,
по предписанию государственного инспектора химнадзора Управления Северного
округа в декларацию промышленной безопасности ОАО «Архангельский ЦБЦ» вне-
сены сведения о складе ГСМ, в котором имеется значительное количество бензина,
дизельного топлива и масел.
Территориальными органами проводится контроль за выполнением мероприя-
тий, указанных в декларациях промышленной безопасности, направленных на по-
вышение уровня безопасности опасных производственных объектов.
Однако не на всех подконтрольных объектах на должном уровне организована
работа по декларированию их промышленной безопасности. Так, в Республике Да-
гестан (Дагестанская ГТИ) из 5 подлежащих декларированию опасных производ-
ственных объектов разработали декларации промышленной безопасности и прове-
ли экспертизу промышленной безопасности в независимых экспертных центрах и
регистрацию в территориальном органе только 2: МУП «Водоканал» (г. Махачкала)
и РГУП «Дагнефтепродукт» (г. Махачкала). Остальные организации разработали де-
кларации промышленной безопасности, но не смогли осуществить их экспертизу
по причине отсутствия финансовых средств.
Вопрос о состоянии работы по завершению разработки деклараций промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов и о причинах срыва сроков
в 2004 г. два раза рассматривался на координационном совете республиканских над-
зорных и контрольных органов при комиссии по чрезвычайным ситуациям Прави-
тельства Республики Дагестан.
По результатам работы координационного совета приняты постановления, обя-
зывающие глав администрации городов и районов оказывать финансовую поддержку
муниципальным предприятиям по завершению работ по экспертизе разработанных
деклараций промышленной безопасности. В связи со срывом сроков разработки и
экспертизы деклараций промышленной безопасности Дагестанская ГТИ отказала в
выдаче лицензий вышеуказанным предприятиям на деятельность, в процессе осущест-
вления которой используются, хранятся и транспортируются токсичные вещества.
За срыв сроков проведения экспертизы промышленной безопасности разрабо-
танных деклараций на руководителей отдельных предприятий наложены штраф-
ные санкции.
Имеются проблемы по декларированию объектов государственных предприятий,
находящихся в ведении Росрезерва.
На государственном предприятии комбинат «8 марта» (г. Узловая Тульской обла-
сти) не разработана декларация промышленной безопасности по причине отсутствия
финансирования из бюджета Росрезерва. Управлением Приокского округа выдано
предписание о приостановке с 23.07.2004 г. эксплуатации указанного опасного про-
изводственного объекта. По аналогичной причине не закончена разработка деклара-
ций промышленной безопасности на государственных предприятиях «Прожектор»
(Смоленская область) и комбинат «Труд» (Алтайский край).
Государственные инспекторы химнадзора при проведении обследований под-
контрольных организаций, эксплуатирующих ОПО, проверяли своевременность
получения и переоформления страховых полисов.
Все организации, кроме предприятий, находящихся на длительной консервации
или взятых под надзор в 2004 г., имеют договоры страхования. При выявлении не-
своевременного оформления страховых полисов территориальные органы выдают
предписания и применяют штрафные санкции.
149
Отдельные территориальные органы не в полной мере осуществляют надзор и
контроль за соблюдением организациями требований об обязательном страховании
ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производствен-
ных объектов. Страховую защиту на случай причинения ущерба жизни, здоровью и
имуществу третьих лиц и окружающей природной среде имеют лишь 75 % органи-
заций, подконтрольных Кабардино-Балкарскому, Нижегородскому Управлениям,
Северо-Осетинской и Дагестанской инспекциям.
Контрольно-надзорная деятельность Управления центрального аппарата и тер-
риториальных органов Ростехнадзора осуществлялась во взаимодействии с МЧС
России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рам-
ках функционирования подсистемы по контролю за химически опасными и взрыво-
опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликви-
дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В отчетном периоде проведены совместные мероприятия по разработке норма-
тивных документов по организации функционирования аварийно-спасательных
формирований, оценке деятельности по реализации требований РСЧС на поднад-
зорных Ростехнадзору предприятиях, проведены семинары, посвященные сниже-
нию риска возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации аммиачных
холодильных установок, на совещаниях рассмотрены вопросы функционирования
системы РСЧС.
25 августа 2004 г. Федеральной службой по технологическому надзору совмест-
но с Главным управлением противопожарной службы МЧС России и руководством
ОАО «Нижнекамскнефтехим» на заводе «Бутилкаучук» (г. Нижнекамск, Республика
Татарстан) проведено штабное учение «Действия аварийно-спасательных формиро-
ваний (штатных и нештатных) при ликвидации аварии с выбросом аммиака».
Совместные мероприятия территориальных органов Ростехнадзора с региональ-
ными органами МЧС России осуществлялись по согласованным программам, годо-
вым планам. К числу реализуемых совместных мероприятий следует отнести:
комплексные и целевые проверки, расследования отдельных аварий;
проведение учений по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций,
взаимодействию сил и средств предприятий с силами и средствами ГО и ЧС по ло-
кализации и ликвидации техногенных аварий; командно-штабные учения; учебные
тревоги, проверку боеготовности аварийно-спасательных формирований;
проведение семинаров, совещаний, конференций по вопросам состояния про-
мышленной безопасности на проверенных объектах, хода декларирования безопас-
ности и страхования опасных объектов, состояния гидротехнических сооружений
на шламонакопителях, обеспечения безопасной эксплуатации нефте-, газо- и про-
дуктопроводов, проблем создания локальных систем оповещения населения о воз-
никновении ЧС, о мерах по предотвращению аварий и ЧС и т.д.
Управлением Северо-Кавказского округа в течение года в рамках функциониро-
вания РСЧС во взаимодействии со службами ГО и ЧС, включая противопожарную,
службами охраны окружающей среды, энергонадзором, санэпидемнадзором и дру-
гими были обследованы химически опасные и взрывоопасные объекты пяти горо-
дов и районов Краснодарского края и Республики Адыгея.
В рамках этой работы было проверено 39 опасных производственных объектов,
выявлено 526 нарушений правил и норм промышленной, экологической, противопо-
жарной безопасности и др. На 18 объектах были проведены учебные тревоги с привле-
чением нештатных и профессиональных аварийно-спасательных формирований.
150
Проводились проверки систем и средств пожаротушения, контрольно-измери-
тельных приборов и автоматики, систем противоаварийной защиты, средств инди-
видуальной защиты персонала, устойчивости работы средств телефонной и другой
связи со службами: диспетчерской, ППС, медсанчастей, УВД и др.
По выявленным фактам грубых нарушений правил и норм промышленной, эко-
логической безопасности, требований по электроснабжению и др. к ряду должност-
ных лиц, инженерно-технических работников и производственного персонала объ-
ектов, проверяемых в рамках РСЧС, были применены меры дисциплинарного, ад-
министративного и другого реагирования:
наложены штрафы на 20 должностных лиц на сумму 40 тыс. рублей, на 8 юриди-
ческих лиц — на сумму 160 тыс. рублей;
была приостановлена на разный период времени эксплуатация 11 объектов до
устранения выявленных нарушений;
по объектам Каневского района приняты меры прокурорского реагирования;
к ряду должностных лиц и специалистов применены меры административного
воздействия, вплоть до отстранения от занимаемой должности.
Аналогичная работа была проведена и другими территориальными органами Рос-
технадзора.
Итогом проведенных проверок (в рамках функционирования РСЧС) и иных дей-
ствий, предпринятых территориальными органами, явились разработанные по каждо-
му объекту мероприятия по устранению выявленных нарушений действующего зако-
нодательства в области промышленной, экологической, пожарной безопасности.
Одной из приоритетных задач в сфере функционирования подсистемы РСЧС яв-
ляется осуществление контроля за готовностью подконтрольных организаций, экс-
плуатирующих взрывоопасные и химически опасные производственные объекты, к
действиям по предупреждению и локализации аварийных ситуаций.
В 2004 году территориальные органы в своей работе уделяли постоянное внима-
ние реализации статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов».
На более чем 600 крупных химических, нефтехимических и нефтеперерабаты-
вающих организациях созданы профессиональные аварийно-спасательные фор-
мирования газоспасателей (ГСФ). Численность профессиональных газоспасателей
по состоянию на 01.01.2005 г. составляет около 6 тыс. бойцов, которые действуют в
соответствии с переработанными и введенными в действие с 01.01.2004 г. Уставом
аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасатель-
ных работ и Положением о газоспасательных формированиях. Организации, где
собственные ГСФ не созданы, или организации с небольшой численностью про-
изводственного персонала (эксплуатирующие аммиачно-холодильные установки,
мазутные хозяйства, склады ГСМ, склады минеральных удобрений, нефтебазы,
мини-НПЗ и т.д.) заключают договоры на обслуживание с организованными муни-
ципальными органами или территориальными органами МЧС России профессио-
нальными аварийно-спасательными формированиями, в т. ч. пожарными частями,
и создают нештатные аварийно-спасательные формирования из числа производ-
ственного персонала.
Результаты анализа функционирования подсистемы РСЧС показали, что наибо-
лее эффективно задачи по локализации и ликвидации аварий решаются при участии
нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных из числа персонала
организации. С этой целью Управлением центрального аппарата Ростехнадзора в
151
2004 году была проведена организационная работа по созданию региональных учеб-
ных центров подготовки персонала нештатных аварийно-спасательных формирований
совместно с Новомосковским Центром аварийно-спасательных формирований.
В 2004 году созданы региональные учебные центры в Краснодарском крае на базе
Афипского нефтеперерабатывающего завода, Республике Башкортостан (г. Уфа),
Самарской области (г. Тольятти), Республике Татарстан (г. Казань), Оренбургской
области (г. Оренбург), Красноярском крае (г. Ангарск).
В 2004 году учебными центрами проведены обучение и аттестация более 2 тыс.
нештатных газоспасателей из числа производственного персонала предприятий.
Практически во всех поднадзорных организациях, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, разработаны в соответствии с требованиями Методиче-
ских указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных си-
туаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (РД 09-536-03) новые ПЛАСы
либо графики переработки имеющихся ПЛАСов. Разработке планов, как правило,
предшествуют тщательный и глубокий анализ опасности объекта и прогнозирование
возникновения аварийных ситуаций. По блок-картам ПЛАС в каждой технологиче-
ской смене предприятий составляются графики проведения учебно-тренировочных
занятий по отработке действий производственного персонала в условиях аварийной
ситуации на химически опасных и взрывопожароопасных объектах. При проведе-
нии учебных тревог по позициям ПЛАС привлекаются газоспасательные подразде-
ления, пожарные части, медицинские службы, гражданские организации ГО и ЧС.
На учениях отрабатываются способы оповещения об аварийной или предаварийной
ситуации, мероприятия по локализации и ликвидации аварийной ситуации, умение
пользоваться аварийно-спасательным снаряжением, средствами индивидуальной и
коллективной защиты, способность определять с помощью газоанализаторов пре-
вышение предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны.
Газоспасателями в 2004 году выполнено более 120 тыс. профилактических обсле-
дований опасных производственных объектов. В рамках профилактической работы,
направленной на предупреждение взрывов, выбросов токсичных и взрывопожаро-
опасных продуктов, предусматриваются практическая работа по проведению кон-
трольных наблюдений за опасными участками, проверка герметичности запорной
арматуры и технологических трубопроводов, организация испытаний индивидуаль-
ных средств защиты на герметичность, проверка работоспособности и состояния
приточно-вытяжной вентиляции, сигнализаторов довзрывных концентраций, от-
секателей, аварийного освещения и связи, проведение учебных тревог по позициям
ПЛАСа с участием работников обслуживаемого предприятия (табл. 2.2.11.6).
Таблица 2.2.11.6
Деятельность профессиональных аварийно-спасательных формирований
Численность спасателей профессиональных аварийно-спасательных форми-
6000
рований
Число обслуживаемых организаций
600
Число учебных тревог с участием работников предприятий
9000
Проведено профилактических обследований опасных производственных объ-
120 000
ектов
Обучено и аттестовано спасателей нештатных аварийно-спасательных фор-
2000
мирований
152
Готовность аварийно-спасательных формирований по организации и ведению
газоспасательных работ контролировалась инспекторским составом химнадзора
территориальных органов при проведении целевых проверок подконтрольных опас-
ных производственных объектов. Выявленные при проверках недостатки отражены
в актах, на основании которых руководством организаций разработаны мероприя-
тия по их устранению.
Газоспасательные службы оснащаются в соответствии с Табелем технического
оснащения газоспасательного формирования средствами защиты органов дыхания
(автономными изолирующими дыхательными аппаратами) и кожи (герметичными
химически стойкими костюмами), средствами для оказания первой медицинской
помощи (переносными аппаратами искусственной вентиляции легких, носилка-
ми, шинами транспортной иммобилизации, медицинской сумкой), средствами
связи (радиостанциями, громкоговорителями), газоанализаторами, аккумулятор-
ными светильниками, набором прокладок, заглушек, хомутов, специальным ин-
струментом.
В целом оперативная готовность профессиональных аварийно-спасательных
формирований к локализации и ликвидации последствий аварии на химических,
нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях удовлетворительная,
командиры и бойцы обучены и аттестованы в установленном порядке.
Однако имеется ряд проблем по функционированию аварийно-спасательных
формирований:
отдельными предприятиями заключаются договоры с профессиональными аварий-
но-спасательными формированиями без учета времени их прибытия на место аварий-
ной ситуации или без записи в аттестационном свидетельстве на право ведения аварий-
но-спасательных работ на взрывопожароопасных и химически опасных объектах;
в отдельных территориальных органах ведется недостаточная работа по разъяс-
нению руководителям организаций необходимости создания нештатных формиро-
ваний;
не во всех регионах внедрены программно-технические комплексы, моделирую-
щие развитие аварийных ситуаций на подконтрольных объектах, необходимые для
отработки действий персонала аварийно-спасательных формирований;
в отдельных организациях аварийно-спасательные формирования недостаточно
оснащены современными средствами индивидуальной защиты, специальным сна-
ряжением, автотранспортом, средствами связи.
В 2004 году в связи с преобразованием Госгортехнадзора России функции по ор-
ганизации и обеспечению функционирования подсистемы контроля за химически
опасными и взрывоопасными объектами были возложены на Федеральную службу
по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В целях формирования правовой основы деятельности аварийно-спасательных
подразделений и производственного персонала, привлекаемого к аварийной оста-
новке производств, локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химически
опасных и взрывоопасных производственных объектах, необходимо принятие по-
становления Правительства Российской Федерации «Об организации и обеспечении
аварийно-спасательных работ при авариях с химическими веществами на опасных
производственных объектах».
153
Выводы и предложения.
В целях оптимизации надзорной деятельности в период преобразования Ростех-
надзора при формировании новой структуры территориальных органов необходи-
мо принять концепцию организации комплексного надзора, где отраслевой надзор
осуществляет контроль за соблюдением организациями, эксплуатирующими техно-
логические установки и производства, всех обязательных требований безопасности,
включая требования электробезопасности, экологической безопасности, архитек-
турно-строительных норм и др.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Рос-
сийской Федерации на период до 2008 года, утвержденными Председателем Прави-
тельства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, целесообразно
рассмотреть вопрос оптимизации структуры и численности отраслевых структурных
подразделений Ростехнадзора на основе анализа и ранжирования по степени опас-
ности объектов надзора и сокращения административного вмешательства в деятель-
ность хозяйствующих субъектов малого предпринимательства.
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства и объекты
В настоящее время металлургическим надзором осуществляется надзорная
деятельность за более чем 50 опасными металлургическими и коксохимически-
ми производствами в 1433 организациях (металлургические и коксохимические
комбинаты и заводы, заводы по производству ферросплавов, литейные произ-
водства машиностроительных, авиационных и других областей промышленно-
сти, получающие сплавы и расплавы черных и цветных металлов), к которым
относятся такие крупные предприятия, как ОАО «Магнитогорский металлурги-
ческий комбинат», ОАО «Северсталь», ОАО «Нижнетагильский металлургиче-
ский комбинат», ЗФ «ГМК «Норильский никель», ОАО «Красноярский алюми-
ниевый завод» и др.
В 2004 году на металлургических и коксохимических предприятиях наблюдался
стабильный рост производства по основным видам продукции: произведено чугу-
на 50,3 млн тонн (103,1 % по сравнению с 2003 годом), выплавлено 65,6 млн тонн
стали (106,2 % по сравнению с 2003 годом), произведено 30,2 млн тонн (110,3 %
по сравнению с 2003 годом) сортового и 23,0 млн тонн (101,1 % по сравнению с
2003 годом) листового проката, рост производства алюминия составил 3,5 % и про-
изводство меди увеличено на 105,4 %, произведено 33,8 млн тонн кокса.
К наиболее травмоопасным видам производств относятся производства чугуна,
стали, проката, алюминия, меди, а также объекты газового хозяйства металлурги-
ческих и коксохимических производств.
Территориальными органами Ростехнадзора на поднадзорных металлургических
и коксохимических предприятиях и объектах (3818 объектов) за 2004 год количе-
ство проведенных обследований составило 5509 (в 2003 году — 5853), выявлены
и предписаны к устранению 44 769 (в 2003 году — 45 609) нарушений требований
правил и норм промышленной безопасности, из-за грубых нарушений правил экс-
плуатации приостановлено 1232 (в 2003 году — 1142) производства, объектов и ра-
бот, привлечено к административной ответственности 1508 работников, в т.ч. под-
вергнуто штрафным санкциям 693 человека. В 2004 году в соответствии со ст. 9.1
п.1 и ст. 19.5 п.1 КоАП подвергнуто штрафным санкциям 693 человека на сумму
2287,4 тыс. руб. (1121,1 тыс. руб. в 2003 году). Незначительное снижение отдель-
154
ных показателей в надзорной и контрольной деятельности в основном связано с
увеличением числа проведенных комплексных обследований, в т.ч. на вновь взя-
тых под надзор металлургических производствах (число поднадзорных предпри-
ятий увеличилось на 5 %).
Основными проблемами в осуществлении надзорной деятельности на металлур-
гических и коксохимических предприятиях и производствах являются:
увеличение количества поднадзорных опасных производственных объектов без
увеличения численности инспекторского состава;
снижение уровня квалификации инспекторского состава по причине оттока ква-
лифицированных государственных инспекторов в различные отрасли промышлен-
ности на более высокооплачиваемую работу.
В связи с возложением надзорных функций за металлургическими производства-
ми (количество территориальных органов Ростехнадзора с наличием поднадзорных
металлургических производств практически удвоилось) на инспекторский состав
других видов надзора возникла необходимость разработки Методических рекомен-
даций по осуществлению надзора за литейными производствами.
В целях устранения параллелизма в надзорной деятельности, сокращения ко-
личества проверяющих представителей надзорных органов на металлургических и
коксохимических предприятиях (особенно крупных) назрела необходимость орга-
низации комплексного осуществления надзора, когда бы инспектор-металлург на
поднадзорном предприятии осуществлял надзор за объектами металлургии и коксо-
химии, газового и химического надзоров, надзора за подъемными сооружениями и
котлонадзора.
На поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и про-
изводствах не в полном объеме выполняются мероприятия по организации и про-
ведению ремонтных и наладочных работ, в результате чего увеличилось количество
несчастных случаев, связанных с падением пострадавших и предметов с высоты,
травмированием их вращающимися частями машин и механизмов и т.д.
Специалистами организаций не принимались должные меры по осуществлению
эффективного контроля за взрывобезопасностью лома и отходов черных и цвет-
ных металлов, поступающих на переплав, неудовлетворительно организовывалась
подготовка шихтовых материалов (габаритность, влажность и т.п.) перед перепла-
вом и разливочной технологической тары (шлаковые чаши, разливочные ковши и
т.п.) перед разливкой металла и сливом шлака, в результате чего происходили вы-
бросы расплавов шихтовых материалов и раскаленных газов и металлургических
агрегатов.
К числу наиболее острых проблем в металлургических и коксохимических про-
изводствах относится недостаточное выделение средств руководителями предпри-
ятий для обеспечения безаварийной и безопасной работы оборудования, эксплуа-
тации производственных зданий и сооружений. По этой причине на предприятиях
не выполняются в установленные сроки разработанные первоочередные и перспек-
тивные мероприятия, предусматривающие вывод из эксплуатации и реконструкцию
устаревших производств и объектов, замена не отвечающих требованиям промыш-
ленной безопасности оборудования и средств технической безопасности, а также не
обеспечивается своевременное проведение экспертизы промышленной безопасно-
сти технических устройств, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок
эксплуатации.
155
Медленными темпами осуществляется вывод из эксплуатации мартеновских
печей и устаревших технологий розлива металла (ОАО «Тагмет», ООО «Уральская
Сталь» и др.).
На ряде предприятий отдельные производственные здания и сооружения нахо-
дятся в неудовлетворительном состоянии (ОАО «Североникель», ОАО «Петровск-
Забайкальский металлургический завод», ОАО «СУАЛ-БАЗ» и др.).
Особое опасение вызывает состояние кровли производственных зданий построй-
ки 1930-1960 годов (около 60 % от общего числа), выполненной из мелкоразмерных
бетонных плит шириной опирания на опоры 50 мм. Существует высокая вероятность
обрушения плит из-за их длительного срока службы в тяжелых условиях.
В то же время на предприятиях ведутся работы по модернизации оборудова-
ния, внедрению новых технологических процессов. Так, только в ОАО «Север-
сталь» строятся два новых прокатных стана (оцинкованного автолиста и листа с
полимерным покрытием), новая коксовая батарея № 3, введена в эксплуатацию
доменная печь № 3, вводятся в эксплуатацию новая шахтная печь и две установки
печь-ковш, введена в строй новая воздухоразделительная установка. В ОАО «Ниж-
нетагильский металлургический комбинат» проводится коренная реконструкция
основных цехов, в ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ведется стро-
ительство новых воздухонагревателей для доменных печей, цеха колесных пар, до-
менной печи № 6.
На предприятиях алюминиевой промышленности (ОАО «Красноярский алю-
миниевый завод», ОАО «Братский алюминиевый завод» и др.) проводились работы
по переводу электролизеров на технологию «полусухого» и «сухого» анода. В ОАО
«Южно-Уральский никелевый комбинат» проведены приемочные испытания авто-
матизированной плавильной печи Ванюкова, завершаются работы по введению в
эксплуатацию плавильной печи Ванюкова в ОАО «Североникель».
Выведены из эксплуатации и демонтированы с морально и физически изно-
шенным оборудованием мартеновский, прокатный, литейный и огнеупорный
цехи в ОАО «Сулинский металлургический завод», в ООО «Завод Конорд» оста-
новлены и готовятся к демонтажу индукционные плавильные печи и другое обо-
рудование.
Оценивая общее состояние промышленной безопасности на металлургических
и коксохимических предприятиях, необходимо отметить, что, несмотря на положи-
тельные примеры в работе крупных предприятий и объединений, не решены многие
вопросы на мелких металлургических предприятиях и в особенности литейных про-
изводствах машиностроительной, авиационной и других областей промышленности.
Особенно необходимо отметить технические проблемы, снижающие уровень про-
мышленной безопасности, основными из которых для большинства из этих пред-
приятий являются:
физический и моральный износ основного технологического оборудования, усугу-
бляемый частыми простоями из-за отсутствия сырья и сбыта готовой продукции;
необеспечение выполнения графиков ремонтов оборудования, зданий и соору-
жений;
эксплуатация оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации;
эксплуатация металлургических производств юридическими лицами на правах
краткосрочной аренды;
156
неконтролируемое сокращение численности квалифицированных специалистов
и производственного персонала.
В 2004 году в Отдел по надзору за металлургическими и коксохимическими про-
изводствами и объектами для оформления лицензий вновь на право эксплуатации
взрывоопасных производственных объектов и проведения экспертизы на опасном
производственном объекте, а также для продления ранее полученных лицензий об-
ратилось 117 организаций. Представленные заявления с соответствующими инфор-
мационными материалами были рассмотрены в установленном порядке и с пред-
ложениями переданы в Отдел организации и координации лицензирования и раз-
решительной деятельности.
Контроль соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий осу-
ществляется инспекторским составом территориальных органов при проведении
плановых и внеплановых обследований подконтрольных предприятий, при этом
выявлено 2367 нарушений, неоднократно приостанавливалось действие лицензий.
Из-за несвоевременного переоформления лицензии и наличия нарушений других
лицензионных условий и требований безопасности было приостановлено действие
лицензии на эксплуатацию литейных производств ОАО «Чебоксарский завод про-
мышленного литья», в ОАО «Первоуральский завод горного оборудования» была
приостановлена эксплуатация литейного производства в связи с окончанием срока
действия лицензии и др.
Наиболее характерными нарушениями условий действия лицензий явились:
окончание срока действия лицензии;
техническая неисправность оборудования;
к эксплуатации оборудования допускается персонал, не прошедший специаль-
ной профессиональной подготовки;
не организован производственный контроль за промышленной безопасностью
металлургических производств;
технические устройства не оборудованы предупреждающей сигнализацией;
неудовлетворительное качество проводимых капитальных ремонтов и т.д.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
10.03.99 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производствен-
ном объекте» территориальными органами Ростехнадзора установлен контроль за
ходом внедрения на поднадзорных предприятиях производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности. Продолжается работа по
рассмотрению и согласованию Положений о производственном контроле на вновь
взятых под надзор опасных производственных объектах.
В настоящее время практически на всех металлургических и коксохимических
предприятиях и производствах (99 %) созданы и функционируют службы производ-
ственного контроля.
Наиболее эффективную работу производственного контроля необходимо отме-
тить на таких предприятиях, как ОАО «Северсталь», ООО «Уральская Сталь» (Ор-
ско-Халиловский металлургический комбинат), ЗФ ОАО «ГМК «Норильский ни-
кель». Службы производственного контроля этих предприятий укомплектованы
подготовленными, квалифицированными работниками, имеющими опыт работы в
цехах и производствах, знакомыми с производственными проблемами и знающими
конкретные пути их решения.
157
В ОАО «Северсталь» внедрена и функционирует Система управления промыш-
ленной безопасностью и охраной труда, которая имеет сертификат международной
спецификации «Оценка систем менеджмента в сфере охраны труда и предупрежде-
ния профессиональных заболеваний» OHSAS 18001-1999. Ведутся работы по вне-
дрению Систем управления промышленной безопасностью и охраной труда в ОАО
«Нижнетагильский металлургический комбинат», ООО «Уральская Сталь», ОАО
«Новолипецкий металлургический комбинат», ЗФ ОАО «ГМК «Норильский ни-
кель» и др.
Однако не на всех предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, наблюдается такой подход к решению проблемы производственного кон-
троля. Многие предприятия машиностроения, авиастроения, эксплуатирующие
опасные металлургические объекты, до настоящего времени не организовали работу
производственного контроля в полном соответствии с предъявляемыми требовани-
ями. В результате чего на этих предприятиях производственный контроль осущест-
вляется формально и не обеспечивает необходимый уровень соблюдения требова-
ний промышленной безопасности, о чем свидетельствуют происшедшие аварии и
несчастные случаи.
Одним из часто выявляемых недостатков организации производственного кон-
троля является несоответствие фактическим условиям производственной деятель-
ности предприятий. В частности, при разработке положений об организации и осу-
ществлении производственного контроля не учитываются вопросы организации
технического надзора и его взаимодействия с лицами, ответственными за осущест-
вление производственного контроля. Отсутствует распределение прав и обязанно-
стей между этими структурами.
Основными проблемами организации и осуществления производственного кон-
троля являются низкая активность руководителей отдельных предприятий при ре-
шении вопросов обеспечения промышленной безопасности.
Процедура подтверждения соответствия технических устройств требованиям про-
мышленной безопасности позволяет вводить в эксплуатацию только оборудование,
соответствующее требованиям промышленной безопасности.
Отделом по надзору за металлургическими и коксохимическими производства-
ми и объектами за 2004 год рассмотрено 116 заявлений на получение разрешений
на применение технических устройств на ОПО, по 113 вопрос решен положитель-
но, по 3 заявлениям пакет документов и оборудование приводятся в соответствие с
требованиями РД 03-485-02 и других нормативных документов.
В 2004 году инспекторским составом территориальных органов была продол-
жена деятельность по надзору за проведением диагностирования технических
устройств, зданий и сооружений на металлургических и коксохимических пред-
приятиях и производствах. Техническими руководителями всех предприятий раз-
рабатывались и согласовывались с территориальными органами Ростехнадзора
графики проведения экспертизы промышленной безопасности основного метал-
лургического и литейного оборудования, зданий и сооружений в целях определе-
ния ресурса их эксплуатации. Для оценки технического состояния и определения
остаточного ресурса работоспособности привлекались экспертные организации
(более 90), имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора (Госгортехнад-
зора России).
158
Проведенная экспертиза позволяла подтвердить эксплуатационную надежность
технических устройств, выявить дефекты и при необходимости ограничить нагруз-
ки на строительные конструкции. Все представленные заключения экспертизы рас-
смотрены специалистами соответствующего профиля, зарегистрированы и утверж-
дены в установленном порядке.
Представляемые на рассмотрение заключения экспертизы в целом соответствова-
ли требованиям правил проведения экспертиз, как по оформлению, так и по содер-
жанию. Отдельные заключения, имеющие незначительные отступления от требова-
ний правил по содержанию и оформлению, возвращались на устранение замечаний.
В целом качество экспертных заключений удовлетворительное, что позволило выя-
вить аварийное (неработоспособное) состояние отдельных элементов строительных
конструкций зданий и сооружений. При этом экспертные организации направляют
соответствующие уведомления руководителям предприятий и в территориальные
органы Ростехнадзора.
Территориальными органами Ростехнадзора систематически осуществляется
контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных при проведе-
нии экспертизы промышленной безопасности, отступлений от требований правил
безопасности и проектных решений, выдаются соответствующие предписания, в
т.ч. на приостановку эксплуатации объектов.
Например, в 2004 году по результатам экспертизы промышленной безопасности
строительных конструкций здания мартеновского цеха (выявлены строительные де-
фекты) приостанавливалась эксплуатация 6-го пролета ВГУП «Уралвагонзавод», по
аналогичным причинам приостанавливалась эксплуатация цеха В-3 ОАО «Синар-
ский трубный завод» и ряд др.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безо-
пасности опасных производственных объектов» металлургическим надзором уста-
новлен контроль за ходом выполнения декларирования промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов металлургических и коксохимических
производств, а также за выполнением экспертизы деклараций промышленной без-
опасности в соответствии с требованиями нормативных документов. За 12 месяцев
2004 года Отделом рассмотрены и зарегистрированы 7 деклараций промышленной
безопасности, а также рассмотрены и утверждены 7 заключений экспертизы на эти
декларации.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ инспекторским со-
ставом осуществлялся контроль за наличием полисов страхования и заключением
договоров страхования риска ответственности при эксплуатации опасных произ-
водственных объектов.
Страхование во всех случаях проводилось страховыми компаниями, имеющими
лицензию Минфина России. Однако действующая система контроля и отчетности
о ходе ведения страхования не вполне эффективна по следующим причинам:
отсутствуют программы электронного учета заключенных договоров страхова-
ния, совместимые с имеющимися программами баз данных, регистрации и лицен-
зирования;
существующими формами отчетности не предусмотрено предоставление в тер-
риториальный орган Ростехнадзора развернутых сведений о ходе ведения страхо-
вания;
159
действующими нормативными документами, утвержденными на уровне Пра-
вительства России, не предусмотрено обязательное периодическое предоставление
подобной информации от страховых компаний в территориальные органы Ростех-
надзора;
страхование риска ответственности при эксплуатации ОПО страховыми органи-
зациями, расположенными в иных регионах и своевременно не представляющими
сведений в территориальные органы, в некоторой мере искажает истинную карти-
ну страхового процесса.
Кроме этого в целях стимулирования страхования ОПО целесообразно ввести
систему информирования территориальных органов Ростехнадзора о реализации
мероприятий, финансируемых из страхового фонда, а также систему льгот для пред-
приятий, выполняющих согласованные с надзорными органами мероприятия по
повышению уровня промышленной безопасности.
В 2004 году продолжалась работа по подготовке и аттестации руководителей ме-
таллургических и коксохимических предприятий и производств, научно-исследо-
вательских и проектных организаций, представителей центров по проведению экс-
пертизы промышленной безопасности. В процессе подготовки особое внимание уде-
лялось требованиям Федерального закона «О техническом регулировании», а также
нормативно-техническим документам Госгортехнадзора России, вступившим в силу
в 2003 году (зарегистрированным в Минюсте России). В 2004 году аттестовано 412 ру-
ководителей и главных специалистов металлургических и коксохимических пред-
приятий и производств, 6 руководителей проектных организаций и 105 специалистов
по проведению экспертизы промышленной безопасности. Подготовка и аттестация
работников и специалистов металлургических и коксохимических предприятий и
производств осуществлялась территориальными органами Госгортехнадзора России
совместно с учебными центрами подготовки кадров и постоянно действующими ко-
миссиями предприятий и организаций. В текущем году подготовлено и аттестовано
12 434 человека. Однако уровень подготовки работников к аттестации оставляет же-
лать лучшего. Так, при проверке знаний 7,8 % работников и специалистов оказались
неподготовленными и были направлены на повторную аттестацию.
В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации
от 15.09.99 № 1040 и от 09.09.99 № 1025 «О мерах по противодействию терроризму»
инспекторским составом металлургического надзора территориальных органов Рос-
технадзора в 2004 году в процессе проведения комплексных и оперативных обсле-
дований поднадзорных предприятий металлургических и коксохимических произ-
водств большое внимание уделялось вопросам их готовности к противодействию
террористическим актам.
Обследованиями было установлено:
в течение 2004 года на металлургических и коксохимических предприятиях тер-
рористические проявления не имели места;
мероприятия, разработанные предприятиями по антитеррористической деятель-
ности, в основном выполнены в установленные сроки;
изданы приказы по усилению режима охраны и круглосуточных дежурств руко-
водителей предприятий;
установлена телефонная связь дежурных предприятий с органами администра-
ций субъектов федерации, ФСБ, МВД, ГОЧС и государственной противопожарной
службы;
160
ужесточен пропускной режим и въезд автотранспорта на территорию предпри-
ятий;
проведены тренировки персонала предприятий по планам ликвидации аварий с
учетом возможных террористических проявлений, а также ряд других мер, направ-
ленных на усиление противодействия терроризму.
Представители территориальных органов Ростехнадзора принимали активное
участие в работе региональных антитеррористических комиссий, а также в разра-
ботке методических рекомендаций по организации антитеррористической безопас-
ности на потенциально опасных объектах.
В целях повышения уровня антитеррористической безопасности предлагается на
областном уровне (антитеррористические комиссии) разработать перечни объектов
повышенной опасности и диверсионно-уязвимых предприятий и установление за
ними постоянного контроля.
В соответствии с годовыми планами работы территориальными органами в тече-
ние 2004 года постоянно осуществлялся контроль за готовностью металлургических
и коксохимических предприятий к ликвидации возможных аварий. При проведе-
нии обследований предприятий инспекторским составом проверяется правильность
составления планов ликвидации (локализации) аварий (ПЛА), выполнение графи-
ков проведения тренировочных занятий по ПЛА, правильность действий обслужи-
вающего персонала при тренировочных занятиях по ПЛА. По итогам проведенных
в 2004 году обследований состояние готовности металлургических и коксохимиче-
ских предприятий и производств к ликвидации возможных аварий оценивается как
удовлетворительное.
В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей» от 22.08.95 № 151-ФЗ на металлургических и коксохимических
предприятиях профилактическая работа по предупреждению и ликвидации аварий
в основном осуществлялась газоспасательными службами (ГСС) — 1287 человек и
добровольными газоспасательными дружинами (ДГСД) — 5697 человек, которые
находятся в штате структурных подразделений предприятий.
В 2004 году ГСС металлургического комплекса произведено 412 оперативных вы-
зовов на аварии и инциденты, 5 вызовов на несчастные случаи.
Членами ГСС и ДГСД ликвидировано 194 аварии и инцидента, эвакуировано
(выведено) из загазованных зон 300 человек. Совместно с обслуживающим персо-
налом опасных производственных объектов ГСС проводились учебно-тренировоч-
ные занятия по планам ликвидации (локализации) аварий, а также согласовывались
планы ликвидации (локализации) аварий.
Однако в некоторых организациях планы ликвидации аварий были разработа-
ны не в полном объеме. В ЗАО ПКФ «Металлург», ЗАО «Кулонэнергомаш» и др. не
рассматривались возможные случаи обрушения строительных конструкций. В ОАО
«КАМАЗ-Металлургия», ОАО «ДАР» и др. отсутствовали планы и графики учебных
тревог по планам ликвидации аварий, а также длительное время не проводились
тренировочные занятия.
По результатам проведенных территориальными органами Ростехнадзора в
2004 году проверок работы аварийно-спасательных служб поднадзорных метал-
лургических и коксохимических предприятий и производств установлено, что
готовность этих служб к ликвидации аварий можно оценить как удовлетвори-
тельную.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..