ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 11

 

 

161
Основными проблемами ведомственных аварийно-спасательных служб явля-
ются их слабая техническая оснащенность и сокращение установленной штатной
численности.
В 2004 году высокий уровень аварийности и травматизма отмечен на металлур-
гических и коксохимических предприятиях и производствах Свердловской области,
где имели место 10 несчастных случаев со смертельным исходом, одна авария и три
групповых несчастных случая, в результате которых пострадало 9 человек, в т.ч. 7 со
смертельным исходом, и Челябинской области, где произошло 4 несчастных случая
со смертельным исходом.
Неудовлетворительное положение с аварийностью и травматизмом сложилось в
металлургических производствах ОАО «Уральский алюминиевый завод» (4 несчаст-
ных случая), ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (3 несчастных
случая), ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (2 несчастных случая).
В 2004 году на поднадзорных металлургических предприятиях и производствах
произошли 3 аварии, связанные с разрушением поворотной консоли стенда маши-
ны непрерывного литья заготовок и падением разливочного ковша с жидким ме-
таллом, взрывом в печном пространстве с разрушением сводовой части плавильной
печи и разрушением дозировочного бункера в коксохимическом производстве. В ре-
зультате аварий погибли 3 человека, а суммарный экономический ущерб составил
135 271,821 тыс. руб.
Общее число аварий на объектах и распределение их по видам опасных проис-
шествий приведено в табл. 2.2.12.1.
Таблица 2.2.12.1
Аварии в металлургической промышленности
Виды аварий
Число аварий
2003 г.
2004 г.
+/-
Выброс расплавленного металла
1
-1
Обрушение зданий и сооружений
2
1
-1
Разрушение технических устройств
1
2
+1
Всего
4
3
-1
Анализ происшедших аварий показывает, что руководителями поднадзорных
предприятий недостаточно уделяется внимания вопросам организации и ведения
работ, соблюдения технологических инструкций при ведении металлургических
процессов, а также выявлению конструктивных недостатков эксплуатируемого обо-
рудования.
Так, 28.04.2004 г. в ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (Ураль-
ское управление) после установки разливочного ковша на консоль поворотного
стенда машины непрерывного литья заготовки № 2 произошло разрушение узла
крепления траверсы, и она под тяжестью ковша с жидким металлом (160 тн) накло-
нилась, и ковш упал с высоты 12 метров на пол цеха. В результате разлива жидкого
металла погибло 2 человека. Расследование причин аварии выявило ряд нарушений
при проектировании и изготовлении поворотного стенда на ОАО «Уралмашзавод»,
такие, как отсутствие расчетов болтовых соединений конструкции стоек стенда, не-
соответствие установленных болтов по материалу и др.
162
В 2004 году на поднадзорных металлургических и коксохимических предпри-
ятиях имели место 22 несчастных случая со смертельным исходом (в 2003 г. — 24),
произошло 7 групповых несчастных случаев, при которых пострадало 12 человек, в
т.ч. 10 человек со смертельным исходом (табл. 2.2.12.2).
Наибольшее количество несчастных случаев допущено в сталеплавильном про-
изводстве (5) и при производстве алюминия (5).
Таблица 2.2.12.2
Сведения о распределении несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно травмиро-
ванных, чел.
2003 г.
2004 г.
+/-
Движущиеся и вращающиеся механизмы
5
4
-1
Выброс расплавленного металла и шлака
4
9
+5
Падение пострадавших и предметов с высоты
7
3
-4
Воздействие газов
4
2
-2
Внутрицеховой транспорт
3
0
-3
Взрыв газа
1
4
+3
Всего
24
22
-2
Таблица 2.2.12.3
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом
в субъектах Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано смертель-
но, чел.
2003 г.
2004 г.
+/-
2003 г.
2004 г.
+/-
14. Вологодская область
2
1
-1
4
2
-2
20. Иркутская область
0
1
+1
28. Кемеровская область
3
0
-3
35. Красноярский край
0
1
+1
38. г. Санкт-Петербург
1
0
-1
1
1
0
46. Мурманская область
1
1
0
50. Новосибирская область
1
0
-1
52. Оренбургская область
1
2
+1
55. Пермская область
1
0
-1
56. Приморский край
1
0
-1
60. Самарская область
0
1
+1
64. Свердловская область
0
1
+1
4
10
+6
73. Тульская область
2
0
-2
82. Челябинская область
5
4
-1
85. Чувашская Республика
1
0
-1
Всего
4
3
-1
24
22
-2
163
Таблица 2.2.12.4
Обобщенные причины аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
Основные причины
Количество
Количество уста-
п/п
установленных
новленных причин
причин аварий
несчастных случаев
Абсолютное
%
Абсолютное
%
количество
количество
1. Технические причины
1.1
Неудовлетворительное состояние техниче-
2
33
5
17
ских устройств, зданий, сооружений, в том
числе:
1.1.1
Неудовлетворительное техническое состо-
яние зданий и сооружений
1.1.2
Неисправность технических устройств, обо-
2
33
4
13
рудования
1.1.3
Неисправность средств или отсутствие
1
4
средств противоаварийной защиты, сигна-
лизации или связи
1.2
Несовершенство технологии или конструк-
1
17
10
33
тивные недостатки, в том числе:
1.2.1
Недостаточная изученность технологиче-
4
13
ских процессов или характеристик безопас-
ности веществ
1.2.2
Несоответствие проектных решений усло-
2
7
виям производства и обеспечения безопас-
ности
1.2.3
Конструктивное несовершенство зданий и
сооружений
1.2.4
Конструктивное несовершенство техниче-
1
17
4
13
ских устройств, оборудования
1.2.5
Отсутствие средств противоаварийной за-
щиты, сигнализации или связи
1.2.6
Конструктивное несовершенство средств
противоаварийной защиты, сигнализации
или связи
1.2.7
Отсутствие или невозможность автоматиза-
ции опасных операций, механизации трудо-
емких работ
1.3
Нарушение технологии производства работ,
3
50
15
50
в том числе:
1.3.1
Отступление от требований проектной доку-
1
17
3
10
ментации, технологической документации
1.3.2
Нарушение регламента ревизии или обслу-
2
7
живания технических устройств
1.3.3
Нарушение регламента ремонтных работ
1
17
7
23
или их качество
1.3.4
Неэффективность или отсутствие входно-
1
16
3
10
го контроля качества сырья, оборудования
или материалов
164
Основные причины
Количество
Количество уста-
п/п
установленных
новленных причин
причин аварий
несчастных случаев
Абсолютное
%
Абсолютное
%
количество
количество
1.3.5
Использование в технических устройствах
конструкционных материалов или частей,
не соответствующих проекту
Всего установленных технических причин
6
100
30
100
2. Организационные причины
2.1
Неправильная организация производства
3
8
62
работ
2.2
Неэффективность или отсутствие производ-
ственного контроля за соблюдением требо-
ваний промышленной безопасности
2.3
Умышленное отключение, вывод из строя
средств защиты, сигнализации или связи
исполнителями работ
2.4
Низкий уровень знаний требований про-
1
7
мышленной безопасности
2.5
Нарушение технологической и трудовой
4
31
дисциплины, неосторожные или несанк-
ционированные действия исполнителей
работ
2.6
Несовершенство нормативных и техниче-
ских требований
Всего установленных организационных причин
3
100
13
100
3. Прочие причины
3.1
Умышленная порча или вывод из действия
технических устройств, в том числе:
3.1.1
В целях хищения
3.2
Алкогольное или наркотическое опьянение
исполнителей работ
3.3
Внешнее воздействие, в том числе:
3.3.1
Последствия аварий на других объектах
3.3.2
Внезапное прекращение подачи энергоре-
сурсов или сырья
3.3.3
Стихийные явления природного происхож-
дения
3.3.4
Диверсии или террористические акции
Всего установленных прочих причин
0
100
0
100
Основными причинами происшедших в 2004 году несчастных случаев явились:
неудовлетворительная организация и проведение работ повышенной опасности;
нарушения технологии ведения металлургических процессов; конструктивные не-
достатки и неисправности технологического оборудования.
03.04.2004 года в литейном цехе ООО «Кандалакшский машиностроительный
завод» при загрузке плавильной печи шихтовыми материалами произошел выброс
165
продуктов плавки, при этом пострадало два человека, в т.ч. один со смертельным ис-
ходом. Расследованием было установлено, что в цехе отсутствовали: пиротехниче-
ский контроль переплавляемой шихты, инструкция по подготовке и загрузке ших-
ты, а также служба производственного контроля за обеспечением промышленной
безопасности.
28.07.2004 года в глиноземном цехе филиала «УАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ» в резуль-
тате неудовлетворительной организации при выполнении газопламенных работ на
ремонте элементов трубопроводов на крышке агитатора-бака произошло воспла-
менение газовоздушной среды от внешнего источника огня (применение газового
резака) с последующим хлопком под крышкой агитатора. В результате хлопка и раз-
рушения крышки агитатора получили смертельные травмы 4 слесаря-ремонтника.
В течение 2004 года Отделом по надзору за металлургическими и коксохимиче-
скими производствами и объектами рассмотрено 22 акта специальных расследова-
ний несчастных случаев со смертельным исходом (в том числе групповые несчаст-
ные случаи) и 3 акта расследования аварий.
Анализ рассмотренных актов показал, что комиссии по расследованию аварий и
несчастных случаев провели расследования на высоком уровне. Для установления
причин аварий и несчастных случаев привлекались высококвалифицированные спе-
циалисты научно-исследовательских, проектных и экспертных организаций.
Замечаний по установлению причин аварий и несчастных случаев и меропри-
ятиям по предупреждению происшествия аналогичных случаев и ликвидации их,
предложенных комиссиями по расследованию аварий и несчастных случаев, не вы-
явлено.
Территориальными органами установлен постоянный контроль за сроками ис-
полнения мероприятий, предложенных в актах комиссиями по расследованию ава-
рий и несчастных случаев.
166
В целом по предприятиям, производящим черные и цветные металлы, состоя-
ние промышленной безопасности можно оценить как удовлетворительное. В то же
время на отдельных предприятиях продолжается эксплуатация оборудования, от-
работавшего нормативный срок эксплуатации, применяются устаревшие и небезо-
пасные технологии производства металлов и сплавов, не исключены случаи эксплу-
атации технически неисправного оборудования, а также оборудования с наличием
конструктивных недостатков, в результате чего аварийность и травматизм находятся
на сравнительно высоком уровне.
Анализ состояния оборудования, зданий и сооружений, технологических процес-
сов металлургических производств показал, что технический уровень технологиче-
ских процессов низок в сравнении с промышленно развитыми странами. Средний
износ активной части (машин и оборудования) основных производственных фон-
дов составляет 55 %, из них 21 % являются устаревшими и не имеют резервов для
модернизации.
Технологический уровень производств значительно отстает по ряду основных тех-
нико-экономических показателей от уровня развития США, стран ЕС, Японии по
средней энергоемкости выплавки стали и производства алюминия, по количеству
отходов при производстве проката, по производительности труда.
Медленными темпами и не на всех предприятиях ведется строительство новых и
реконструкция действующих промышленных объектов. Не выполняются в техни-
чески обоснованные сроки и в необходимых объемах капитальные ремонты и за-
мена изношенных технических устройств, снижается профессиональный уровень
специалистов и работников.
В этих условиях перед металлургическим надзором стоит задача обеспечения вы-
полнения требований федеральных законов в области промышленной безопасности,
более полного использования своих прав по обеспечению контроля за выполнени-
ем руководителями металлургических и коксохимических производств требований
действующего законодательства по обеспечению безопасности при эксплуатации
опасных производственных объектов, обратив особое внимание на организацию и
проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зда-
ний и сооружений, соблюдение технологии ведения металлургических процессов,
готовность предприятий и производств к локализации и ликвидации последствий
возможных аварий.
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
Число поднадзорных организаций составляет более 44 тысяч, в том числе 500 газо-
распределительных организаций, 23,3 тысячи промышленных предприятий. Надзор
осуществляется за эксплуатацией около 400 тепловых электростанций, свыше 50 ты-
сяч газовых отопительных и производственных котельных, более 28 тысяч объектов
сжиженного углеводородного газа. Всего поднадзорных опасных производственных
объектов более 104 тысяч. В системе газораспределения и газопотребления Россий-
ской Федерации протяженность наружных газопроводов составляет более 570 ты-
сяч км, в том числе свыше 368 тысяч км подземных газопроводов.
Надзор на объектах газораспределения и газопотребления осуществлялся инспек-
торским составом в количестве 462 человек.
В 2004 году проведено около 43,5 тысячи (в 2003 году — 41,6 тысячи) обследова-
ний состояния промышленной безопасности на объектах газораспределения и газо-
167
потребления. В результате проведенных проверок выявлено и предписано к устра-
нению 267,2 тысячи (в 2002 году — 264,3 тысячи) нарушений правил и норм про-
мышленной безопасности.
По результатам проверок была приостановлена работа 3391 (83 % от 2003 года)
объекта, привлечено к ответственности 5162 нарушителя требований правил и
норм (54 % от 2003 года). В 41 случае материалы переданы в правоохранительные
органы.
На коллегиях территориальных органов заслушано 433 (20 % от 2003 года) руко-
водителя предприятий и организаций.
В территориальных аттестационных комиссиях прошли аттестацию более 83 ты-
сяч человек. 2872 человека оказались неподготовленными и проходили переаттеста-
цию. Кроме того, в ходе обследований инспекторским составом проверены знания
около 43 тысяч работников.
Газовый надзор принимал активное участие в контроле хода подготовки тепло-
генерирующих предприятий к работе в отопительном периоде. Информация о ходе
подготовки опасных производственных объектов газоснабжения к работе в осен-
не-зимний период направлялась губернаторам и главам администраций в субъек-
тах Российской Федерации.
Основными факторами, негативно влияющими на состояние промышленной без-
опасности, остаются физический износ сооружений и оборудования, несовершенство
систем защиты, эксплуатация газоиспользующих установок в ручном режиме.
В Российской Федерации более 26 тысяч км подземных газопроводов (7 % от
общей протяженности) отработали нормативный срок эксплуатации 40 лет. Ра-
бота по диагностированию таких газопроводов проводится по разработанной и
утвержденной Госгортехнадзором России методике, позволяющей с достаточной
достоверностью определять их техническое состояние. В настоящее время только
6650 км прошли диагностирование с продлением срока эксплуатации. Темпы про-
ведения данных работ недостаточны, особенно если учесть естественный прирост
количества таких газопроводов. Не все подземные газопроводы обеспечены защи-
той от электрохимической коррозии. Протяженность таких газопроводов составля-
ет около 20 тысяч км.
Эксплуатация газораспределительных сетей в основном осуществляется газорас-
пределительными организациями. Анализ аварийности указывает на низкий уро-
вень организации эксплуатации. Экономические преобразования в стране привели
к появлению «бесхозных» газопроводов. В настоящее время таких насчитывается
более 11 тысяч км. Наибольшее количество газопроводов, не имеющих собственни-
ков, расположено в Саратовской области (7 тысяч км), Рязанской области (1825 км),
Курской области (1010 км). В Московской области не определен собственник 502 км
газопроводов и 43 газорегуляторных пунктов (ГРП). Территориальные органы про-
водят работу по решению этого вопроса на региональном уровне.
В 2004 году проведена целевая проверка качества нового строительства и пере-
кладки существующих газопроводов. Материалы проведенной проверки обобщены,
даны рекомендации по улучшению этой работы. С начала текущего года построено
и введено в эксплуатацию более 7000 километров газопроводов. Более половины по-
строенных газопроводов подземные, из них полиэтиленовых около 2,5 тысячи км.
Наиболее активно строительство ведется на территориях Управления Приволжско-
го округа (1593 км), Управления Центрального промышленного округа (765 км),
168
Управления Средне-Волжского округа (523 км), Управления Северо-Кавказского
округа (371 км). Увеличились объемы строительства на территории Управления Че-
лябинского округа, Башкирского, Ростовского и Кабардино-Балкарского управле-
ний. Наибольшее количество полиэтиленовых газопроводов построено на террито-
риях Управления Приволжского округа (1215 км), Управления Центрального про-
мышленного округа (451 км), Управления Приокского округа (121 км), Управления
Верхне-Донского округа (96 км), Тюменского управления (99 км).
С начала текущего года построено около 1700 единиц электрозащитных устано-
вок, в том числе реконструировано более 1100 ед.
Из общего количества газораспределительных пунктов (142,5 тысячи) бо-
лее 17 тысяч отслужили нормативный срок службы. На конец отчетного периода
5426 прошли диагностирование с продлением срока эксплуатации, 1209 реконстру-
ированы. В Российской Федерации эксплуатируется более 50 тысяч газифицирован-
ных котельных, в том числе 1024 подвальных. Реконструировано только 235 котель-
ных. Наиболее медленно работы по реконструкции подвальных котельных ведут-
ся на территории Верхне-Донского округа (из 160 не реконструировано ни одной),
Ростовского управления (из 253 реконструировано 52), Средне-Волжского округа
(из 139 реконструировано 13). 38 766 котельных оснащены приборами контроля за
содержанием окиси углерода, 27 609 котельных оснащены также приборами кон-
троля за содержанием метана.
В Российской Федерации эксплуатируются 12 кустовых баз сжиженных углеводо-
родных газов, 488 газонаполнительных станций, 338 газонаполнительных пунктов,
более 2300 автомобильных газозаправочных станций. В 2004 году приостановлена
работа Сочинской ГНС-1 в связи с многочисленными нарушениями норм промыш-
ленной безопасности.
В настоящее время лицензионная деятельность ведется в соответствии с требо-
ваниями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
от 10.08.2001 № 128-ФЗ и других нормативных документов по лицензированию.
Отделом в 2004 году рассмотрены материалы 230 заявителей на выдачу лицензий
на эксплуатацию взрывоопасных объектов и газовых сетей, проведение экспертизы
промышленной безопасности. В пяти случаях заявителям было отказано по причине
несоответствия организации лицензионным условиям и требованиям.
Случаев аннулирования лицензий за нарушения действующего законодательства
или действий, в результате которых возникает опасность аварии, не было. В случае
нарушения лицензионных условий выдаются предписания об устранении выявлен-
ных нарушений с указанием сроков устранения нарушений.
Государственное регулирование промышленной безопасности с помощью дей-
ствующего лицензирования не эффективно:
не позволяет контролировать деятельность по проектированию, строительству,
ремонту;
на эксплуатируемых объектах существуют более действенные рычаги регулиро-
вания промышленной безопасности по отношению к лицензированию;
материалы, представляемые соискателем лицензий, в соответствии с действую-
щими нормами не позволяют полностью оценить готовность организации к выпол-
нению лицензируемого вида деятельности.
Внедрение систем управления промышленной безопасностью в настоящее время
находится на стадии совершенствования производственного контроля. В крупных
169
организациях (региональные газораспределительные организации, ОАО «СГ-Транс)
разрабатывается документация по формированию СУПБ на базе организованного
производственного контроля. Основной проблемой остается формальный подход
многих руководителей к осуществлению производственного контроля. Поэтому он
не оказывает существенного влияния на состояние промышленной безопасности. Об
этом свидетельствуют показатели надзорной деятельности и уровень аварийности.
Экспертизу промышленной безопасности на объектах газораспределения и газо-
потребления в настоящее время выполняют 296 организаций, имеющих лицензии на
данный вид деятельности. Экспертизе подвергается проектная документация, техни-
ческие устройства, здания и сооружения, декларации промышленной безопасности.
Заключения экспертизы рассматриваются и утверждаются в центральном аппарате
в случаях выдачи лицензий и разрешений на применение, а также утверждения де-
клараций центральным аппаратом. В остальных случаях заключения утверждаются
в территориальных органах.
Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО
газораспределения и газопотребления, проводится в соответствии с действующим
законодательством. Предложений по развитию страхования нет.
Травматизм и аварийность.
В 2004 году на объектах газораспределения и газопотребления произошло 53 ава-
рии, в том числе две аварии сопровождались несчастными случаями, один из ко-
торых со смертельным исходом и один групповой несчастный случай, в результате
которого два человека погибли.
По сравнению с 2003 годом количество аварий увеличилось на 62,3 % (53 аварии
в 2004 г., 33 аварии в 2003 г.), количество несчастных случаев со смертельным исхо-
дом уменьшилось в 2,7 раза (3 случая в 2004 г., 8 случаев в 2003 г.).
Аварии, происшедшие в 2004 году, можно распределить по следующим группам:
механические повреждения газопроводов при производстве земляных работ —
15 (29 %);
взрывы в топочных пространствах при розжиге газоиспользующих установок —
12 (23 %);
механические повреждения надземных газопроводов автотранспортом — 6
(11,5 %);
утечки газа в результате коррозионных повреждений подземных газопроводов —
6 (11,5 %);
повышение давления после газорегуляторных пунктов — 5 (10 %);
повреждения газопроводов, вызванные потерей прочности сварных стыков, — 3
(6 %);
повреждение газопроводов в результате природных явлений — 1 (2 %);
утечка и возгорание СУГ на ГНС-1 (2 %);
утечка газа в результате повреждения прокладки фланцевого соединения — 1
(2 %);
механическое повреждение надземного газопровода спиленным деревом — 1
(2 %);
разрушение технических устройств ГРП в результате повышения давления на
входе — 1 (2 %);
причина одной аварии — умышленные действия третьих лиц.
170
Таблица 2.2.13.1
Распределение аварий по видам на объектах газоснабжения
Виды аварий
Число аварий
2003 г.
2004 г.
+/-
Механические повреждения подземных газопроводов
15
15
0
Взрывы при розжиге газоиспользующих установок
4
12
+8
Мех. повреждения газопроводов автотранспортом
1
6
+5
Коррозионные повреждения наружных газопроводов
1
6
+5
Разрывы стальных стыков
2
3
+1
Повреждения в результате природных явлений
4
1
-3
Повышение давления после газорегуляторных пунктов
2
5
+3
Иные
5
5
0
Всего
33
53
+20
Таблица 2.2.13.2
Сведения о распределении несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно
травмированных, чел.
2003 г.
2004 г.
+/-
Отравления продуктами неполного сгорания газа
6
-6
В результате взрыва газовоздушной смеси
1
+1
При проведении газоопасных работ
3
2
-1
Всего
9
3
- 6
При взрыве газовоздушной смеси в топке котла типа Е-1,6-09 в г. Ставрополе
на предприятии ОАО «Ставропольпроектстрой» смертельно травмирован оторван-
ным фланцем фронтальной части котла оператор. Предварительное расследование
установило низкий уровень качества клапанов типа ВН (изготовитель СП «Термо-
Брест», Республика Беларусь) в системе автоматики безопасности (КСУ-М), уста-
новленной на указанном котле. Взрыв газовоздушной смеси в топке котла Е-1,6-09
произошел также в ОАО «Завод Исеть» (г. Каменск-Уральский Свердловской обла-
сти). В результате разрушена обмуровка и травмирован один работник фронталь-
ной частью котла. Данные случаи также указывают на несовершенство конструкции
котла Е-1,6-09 производства ПО «Красный котельщик» (г. Таганрог), не обеспечи-
вающей безопасность персонала при авариях.
В результате возгорания газа при проведении ремонтных работ в колодце подзем-
ного газопровода высокого давления были травмированы три человека (работники
ОАО «Яргазсервис»), двое со смертельным исходом.
Групповой несчастный случай без смертельного исхода произошел на ГНС при
сливе газа из баллона. Причиной возгорания газа явилась одежда операторов, вы-
полненная из синтетических материалов.
В 2004 году случаев отравления персонала продуктами неполного сгорания газа
не было. Это явилось результатом работы по оснащению помещений с расположен-
ными газоиспользующими установками приборами контроля за содержанием окиси
углерода в воздухе. В настоящее время большинство котельных оснащены такими
системами контроля.
171
Механические повреждения газопроводов в основном происходили при произ-
водстве земляных работ. Причинами аварий являлось невыполнение требований
Правил охраны газораспределительных сетей и нарушения порядка производства
земляных работ. До настоящего времени не реализованы положения Правил охра-
ны газораспределительных сетей в части проведения кадастровых работ, выделения
охранных зон и наложения обременений на собственников земельных участков, на
которых расположены охранные зоны газораспределительных сетей.
В 2004 году произошло 12 взрывов в топочных пространствах при розжиге газо-
использующих установок. Такие аварии сопровождались не только экономическим
ущербом, но и травматизмом персонала, в одном случае со смертельным исходом.
Причинами аварий явились несовершенство систем автоматики безопасности, низ-
кий уровень подготовки специалистов и персонала, нарушения производственной
и технологической дисциплины.
Резко увеличилось количество аварий, связанных с отказом оборудования газо-
регуляторных пунктов и повышением давления газа в сетях низкого давления. За
этот период произошло пять аналогичных аварий. Причинами данных аварий яви-
лись повышенная влажность транспортируемого газа, некачественное техническое
обслуживание и несоответствие оборудования по пропускной способности фак-
тическим режимам. Информация с анализом причин аварий и предложениями по
их сокращению направлялась в территориальные органы письмом № 11-09/286 от
05.11.04 г. В результате превышение рабочего давления газа в газораспределительной
сети (управления Челябинского, Западно-Сибирского, Нижне-Волжского округов,
Башкирское и Оренбургское управления) происходили утечки газа у потребителей,
пожары, взрывы в жилых домах. Погибло 4 человека и 3 человека получили травмы.
При расчете ущерба от данных аварий не всегда учитывались социально-экономи-
ческие потери и косвенный ущерб. В некоторых случаях в состав комиссий по рас-
следованию аварий не включались представители страховых компаний.
Увеличилось количество аварий, связанных с коррозионными повреждениями
подземных газопроводов. Все случаи коррозионных повреждений произошли на
газопроводах, не отслуживших нормативный срок. В большинстве случаев корро-
зионные повреждения указывают на отсутствие контроля за техническим состоя-
нием со стороны эксплуатирующих организаций (Дагестанская ГТИ, Управление
Средне-Волжского округа, Ростовское управление) и низкий уровень технадзора
в процессе строительства (Оренбургское управление). При расследовании аварии,
происшедшей 22.08.2004 г. в с. Б. Ивановка Татищевского р-на Саратовской обла-
сти, установлено, что газопровод высокого давления с 1998 года не контролировался
эксплуатирующей организацией в связи с самовольной застройкой. Аварии в Даге-
стане, Чечне, Саратовской и Ростовской областях явились следствием многолетнего
невыполнения требований безопасности при эксплуатации газораспределительных
газопроводов и повлекли гибель и травматизм людей в каждом случае.
Наибольшее число аварий произошло на объектах, подконтрольных управлениям
Западно-Уральского округа (7), Северо-Кавказского округа (5), Центрального про-
мышленного округа (4), Оренбургскому и Уральскому управлениям — по 4.
Коэффициент аварийности — 53/570 = 0,093.
Коэффициент смертельного травматизма — 3/570 = 0,005.
Экономический ущерб от аварий в 2004 году составил 23 000 тысяч рублей про-
тив 17 015 тысяч рублей в 2003 году.
172
Таблица 2.2.13.3
Сведения об авариях и несчастных случаях со смертельным исходом
в субъектах Российской Федерации, в которых допущен наибольший
рост аварийности и производственного травматизма
Субъект
Число аварий
Травмировано смертельно, чел.
Российской Федерации
2003 г.
2004 г.
+/-
2003 г.
2004 г.
+/-
Белгородская область
1
-1
Владимирская область
2
-2
Волгоградская область
1
+1
Вологодская область
1
1
Воронежская область
1
+1
Ивановская область
1
+1
Костромская область
1
-1
Кировская область
1
+1
Кемеровская область
1
-1
1
-1
Краснодарский край
5
+5
г. Москва
1
1
-
Московская область
1
4
+3
Нижегородская область
2
+2
Новосибирская область
1
1
Омская область
2
1
-1
Оренбургская область
4
4
1
-1
Орловская область
1
1
1
-1
Пермская область
1
4
+3
-
Пензенская область
1
-1
Республика Башкортостан
3
+3
-
Республика Дагестан
1
+1
-
Республика Татарстан
1
+1
1
-1
Республика Коми (Ямало-
2
1
-1
Ненецкий АО)
Республика Калмыкия
1
+1
Республика Якутия (Саха)
1
-
-1
Ростовская область
3
2
-1
г. Санкт-Петербург
1
-
-1
Самарская область
1
2
+1
Саратовская область
1
1
-
Свердловская область
1
4
+3
Ставропольский край
1
+1
1
+1
Тамбовская область
1
-1
1
-1
Томская область
1
1
-
Тюменская область
4
1
-3
1
-1
Удмуртская Республика
2
+2
Ульяновская область
1
-1
ХМАО
1
+1
Чеченская Республика
1
+1
Челябинская область
1
1
-
Чувашская Республика
1
+1
173
Субъект
Число аварий
Травмировано смертельно, чел.
Российской Федерации
2003 г.
2004 г.
+/-
2003 г.
2004 г.
+/-
Ярославская область
2
+2
Всего
33
53
+20
9
3
-6
Таблица 2.2.13.4
Динамика аварийности и травматизма
Год
Протяженность га-
Число
Количество смертельно
Удельный показатель
зопроводов, км
аварий
травмированных, чел.
аварийности, аварий/км
1997
261 600
32
10
0,0001223
1998
269 500
38
13
0,000141
1999
300 000
31
12
0,0001033
2000
320 000
37
12
0,0001156
2001
327 000
47
4
0,0001437
2002
327 945
36
15
0,0001097
2003
330 000
33
9
0,0000272
2004
570 399
53
3
0,0000929
Коэффициент аварийности и смертельного травматизма.
Материалы расследования аварий и несчастных случаев рассматривались на за-
седаниях коллегий территориальных органов.
Отделом по надзору за объектами газораспределения и газопотребления еже-
годно проводится анализ причин происшедших аварий и случаев травматизма. В
2004 году письмами от 02.02.2004 № 14-01/41, 17.02.2004 № БК-03-35/53, 16.03.2004
№ 14-01/121, 12.07.2004 № 03-04-01/59 и 28.01.05 № 11-09/177 по итогам года мате-
риалы с анализом причин аварийности и травматизма, а также с предложениями по
их сокращению направлялись в территориальные органы.
2.2.14. Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты.
Объекты спецхимии
Основные показатели надзорной деятельности на взрывоопасных и химически
опасных производствах и объектах указаны в разделе 2.2.11 «Объекты химической,
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».
Объекты по хранению и уничтожению химического оружия и спецобъекты.
В рамках химического разоружения осуществляется комплекс целевых мер и ме-
роприятий. Указанный комплекс объединяет широкий круг вопросов промышлен-
ной безопасности, экологических, социально-экономических, медико-биологиче-
ских и других задач, требующих соответствующего нормативно-правового, научно-
го, инженерно-технического и иного обеспечения.
В 2004 году было продолжено промышленное уничтожение отравляющих ве-
ществ (ОВ) на объекте по уничтожению химического оружия (ХО) в п. Горный Са-
ратовской области.
По состоянию на 31 декабря 2004 г. уничтожено в совокупности 778,5 тонны ОВ
(68,2 % от запасов ОВ, хранящихся на данном объекте), в том числе:
с начала функционирования опытной установки по уничтожению иприта (с 19 де-
кабря 2002 г. — по 14 ноября 2003 г.) уничтожено совокупным итогом 622,3 тонны
иприта (90,0 % от запасов этого ОВ, хранящегося на данном объекте);
174
с начала функционирования опытной установки по уничтожению люизита
(с 25 ноября 2003 г. по 31 декабря 2004 г.) уничтожено совокупным итогом 156,2 тон-
ны люизита (61,3 % от запасов этого ОВ, хранящегося на данном объекте), в том
числе в 2004 году — 145,0 тонн люизита.
Запасы ХО в Российской Федерации хранятся на 7 объектах, расположенных в
6 регионах центральной части страны. Имеющиеся запасы ХО составляют боепри-
пасы, устройства в снаряжении ОВ и запасы ОВ в различных емкостях (крупнотон-
нажные цистерны, бочки).
Химические боеприпасы, устройства и емкости размещены в наземных хранили-
щах различных типов (железобетонные, кирпичные, сборно-разборные металличе-
ские, деревянные) на охраняемых территориях.
В порядке надзора за проектированием проектно-конструкторский отдел (ПКО)
спецхимии (г. Волгоград) продолжил рассмотрение проектно-конструкторской до-
кументации и изменений к ней на объекты по уничтожению химического оружия
и бывший объект по производству химического оружия, подлежащий ликвидации
(г. Чапаевск Самарской области).
Принято участие в совещаниях по проблеме химического разоружения, подго-
товлены и направлены в правительственные органы письма с оценкой состояния
безопасности на этих объектах и предложениями по их решению.
Рассмотрены материалы по созданию оборудования для обезвреживания отхо-
дов, образующихся при ликвидации бывших объектов по производству химическо-
го оружия (г. Новочебоксарск Чувашской Республики).
Обеспечен надзор за промышленной безопасностью на предприятиях (бывших
спецобъектах) спецхимии, в том числе ОАО «Химпром», г. Волгоград, ОАО «Алтай-
химпром», г. Яровое, ОАО «Химпром», г. Новочебоксарск.
Подготовлены предложения по обеспечению регулярного надзора за промышлен-
ной безопасностью производств спецхимии и промышленных взрывчатых материа-
лов и средств инициирования, в том числе предприятий оборонно-промышленного
комплекса, ранее находившихся в ведении Российского агентства по боеприпасам.
К числу важных проблем для объектов спецхимии и уничтожения химического
оружия относятся вопросы регистрации (или перерегистрации) объектов в государ-
ственном реестре, лицензирование видов деятельности, аттестация персонала в об-
ласти промышленной безопасности, обеспечение проведения экспертизы промыш-
ленной безопасности объектов, оформление разрешений на применение технических
устройств на опасных производственных объектах, экологические проблемы.
В ходе анализа материалов о воздействии объектов военной деятельности на
окружающую среду были также выявлены серьезные проблемы. Для решения таких
проблем, связанных с нарушением требований законодательства в области охраны
окружающей среды и негативным воздействием на окружающую среду военных
объектов, необходимо разработать и реализовать на федеральном уровне програм-
му мероприятий по ликвидации негативного воздействия военной деятельности на
окружающую среду со сроком выполнения 2006-2010 годы.
При этом приоритетными направлениями являются следующие:
1. Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду:
загрязнение почв и грунтовых вод нефтепродуктами;
загрязнение окружающей среды отделяющимися частями ракет-носителей;
загрязнение сточных вод нефтепродуктами и токсичными веществами;
территории ранее проводимого уничтожения химического оружия.
175
2. Рекультивация нарушенных и загрязненных земель, в том числе земель, остав-
ленных после расформирования объектов Министерства обороны Российской Фе-
дерации или передислоцирующихся военных объектов.
Проблемы негативного воздействия на окружающую среду объектов военной
деятельности обсуждались на межведомственной научной конференции «Методы
оценки экологической обстановки на военных объектах» (ноябрь 2004 г.), прово-
димой Экологическим центром Минобороны России с участием представителей
Управления.
В порядке выполнения контрольно-надзорных функций по обеспечению эколо-
гической безопасности при осуществлении ракетно-космической деятельности и в
рамках взаимодействия с Федеральным космическим агентством и Космическими
войсками Минобороны принято участие:
в работе координационной группы в области создания глобальной системы наблю-
дения Земли (ГСНЗ) и разработке основных направлений деятельности ГСНЗ;
в рабочих межведомственных совещаниях по выработке основных положений
Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Феде-
рации и Правительством Республики Казахстан (10.12.1994) и по согласованию про-
екта Соглашения по экологии и природопользованию на комплексе «Байконур»;
в работе комиссии по приемке законченного строительством объекта 733/165-3р
в п. Светлый Саратовской области.
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост объемов потребле-
ния взрывчатых материалов промышленного назначения. Анализ показывает, что
эта тенденции в ближайшее время сохранится, причем значительных изменений
применяемых взрывчатых материалов не произойдет.
Как и в предыдущие годы, в промышленности Российской Федерации в основ-
ном применяются гранулированные и водосодержащие аммиачно-селитренные
взрывчатые вещества, как содержащие, так и не содержащие тротил. Для проме-
жуточных детонаторов скважинных зарядов используются, главным образом, тро-
тиловые, тротилгексогеновые, пентолитовые и другие шашки, а также патроны из
аммонита. В качестве средств инициирования применяются электродетонаторы,
капсюли-детонаторы, неэлектрические системы инициирования, детонирующие и
огнепроводные шнуры.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру продолжает работу по дальнейшему сокращению огневого взрывания. Плани-
руется резко сократить и впоследствии полностью исключить огневое взрывание
на открытых горных разработках и при проходке горных выработок. Практиче-
ски все применяемые на горнодобывающих организациях взрывчатые материалы
отечественного производства и лишь незначительная часть средств инициирова-
ния, в основном неэлектрических систем взрывания, — зарубежных фирм. Как и в
2003 году, доля взрывчатых материалов зарубежного производства составляет не бо-
лее 3 %. Несколько выше объемы потребления иностранной прострелочно-взрывной
аппаратуры. На территории России количество использованных зарубежных аппа-
ратов (фирмы «Бейкер-Хьюз», «Петро-Альянс», «Шлюмберже», «Холибуртон») для
176
прострелки нефтяных и газовых скважин в 2004 году составило около 5 % от обще-
го их количества.
Номенклатура промышленных взрывчатых материалов составляет около 300 наи-
менований, не считая взрывчатые вещества и изделия на их основе зарубежного про-
изводства и находящиеся в стадии промышленных испытаний.
В 2004 году по сравнению с предыдущим годом объем потреблении взрывчатых
веществ промышленного назначения в Российской Федерации увеличился почти
на 8,4 % и составил 861,92 тыс. т. В 2004 г. взрывные работы выполняли 1070 орга-
низаций, эксплуатирующих 3203 опасных производственных объекта, связанных с
оборотом взрывчатых материалов, в том числе 1024 складов ВМ, 237 оборудованных
мест для погрузочно-разгрузочных операций со взрывчатыми материалами и 66 ком-
плексов для механизированной подготовки гранулированных взрывчатых веществ к
применению. Функционировали 93 пункта (мини-завода) и передвижных установ-
ки, на которых предприятиями-потребителями изготовлено 558,73 тыс. т эмульси-
онных и гранулированных двух-трехкомпонентных бестротиловых и тротилсодер-
жащих взрывчатых веществ типа гранулит и граммонит отечественной разработки,
что на 9,6 % больше, чем было произведено таких взрывчатых веществ в 2003 году.
Численность взрывников в сравнении с 2003 годом практически не изменилась
и составила 10900 человек. Всего в прошедшем году к обращению со взрывчатыми
материалами имели доступ 48,2 тыс. работников.
При поддержке Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору в поднадзорных организациях продолжалась работа по совершен-
ствованию взрывного дела.
Увеличены объемы применения при взрывных работах на земной поверхности и
подземных выработок российских неэлектрических систем инициирования зарядов
СИНВ и ЭДИЛИН и шведской системы Нонель. Разрешена к применению и ис-
пользуется на ряде горных предприятий новая неэлектрическая система иницииро-
вания ПРИМАДЭТ (испанская технология и отечественная сборка).
В 2004 году предприятиями было использовано 8,77 млн комплектов неэлектри-
ческих систем инициирования, в том числе 5,78 млн комплектов — в подземных вы-
работках. Соответственно уменьшен объем использования наиболее опасного огне-
вого способа инициирования зарядов.
Увеличены объемы применения электродетонаторов пониженной чувствитель-
ности к блуждающим токам, высокочастотных электродетонаторов, которые не-
возможно инициировать от любых бытовых источников тока, также за счет заме-
ны при взрывных работах наиболее опасного огневого взрывания и постепенного
вытеснения традиционных, но устаревших средств взрывания электродетонатора-
ми с безопасным током 0,18А и детонирующим шнуром с пиротехническими реле.
Разрешены к постоянному применению на земной поверхности электронные элек-
тродетонаторы отечественной разработки с замедлением ЭДЭЗ и системой иници-
ирования, включающей программное обеспечение и адаптер периферии компью-
тера «АВЛ».
На шахтах Кузбасса принимались меры по повышению уровня безопасности
техники и технологии взрывных работ. Проводятся испытания новых не содержа-
щих нитроэфиры предохранительных эмульсионных взрывчатых веществ (моно-
зарядов) IV-V классов, закончены испытания и разрешено к постоянному приме-
нению взрывчатое вещество V класса предохранительности «угленит-М». Испытан

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..