ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 8

 

 

113
Таблица 2.2.8.2.12
Удельный показатель травматизма
Год
Объемы добычи
Число ава-
Количество трав-
Удельный пока-
горной массы,
рий
мированных смер-
затель травматиз-
млн м3
тельно, чел.
ма, чел./млн м3
1996
1279,7
17
88
0,069
1997
1197,5
12
85
0,071
1998
1137,7
22
93
0,082
1999
1197,6
16
100
0,083
2000
1283,4
15
97
0,075
2001
1328,1
16
106
0,079
2002
1337,2
13
81
0,061
2003
1433,5
14
83
0,058
2004
1319,2
14
82
0,062
Рис. 2.2.8.2.2. Динамика объемов травматизма со смертельным исходом и аварийности
на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности
Состояние технического оснащения горноспасательных подразделений,
организация тактико-технической подготовки личного состава и проведе-
ния работ по предупреждению аварий по сравнению с рядом прошлых лет су-
щественно стабилизировалось. В качестве основной причины, способство-
вавшей этому, следует отметить заметное улучшение результатов финансово-хо-
зяйственной деятельности ряда предприятий и организаций черной и цветной
металлургии, золотодобывающей промышленности, а также предприятий по
добыче и переработке минерального сырья для агрохимического комплекса.
114
Обозначились позитивные тенденции в деятельности горноспасательных частей
ФГУП «СПО «Металлургбезопасность» в вопросах замены устаревшей дыхательной
защитной аппаратуры, табельного горноспасательного оснащения, оперативного
автотранспорта и обновления нормативно-технических документов.
Значительно возрос уровень компьютеризации при разработке планов ликви-
дации аварий в горноспасательных частях фирмы «Агрохимбезопасность» и ФГУП
«СПО «Металлургбезопасность» (в подразделениях ФГУП «ВГСЧ Норильска» и
ФГУП «ВГСЧ Урала»).
Основные показатели, характеризующие работу профессиональных спасатель-
ных служб за 2004 г., в том числе по отдельным профессиональным горноспасатель-
ным службам на горнорудных предприятиях металлургической промышленности,
в организациях, ведущих строительство подземных объектов, на рудниках и шахтах
агрохимического комплекса, а также по горнорудной промышленности в целом при-
ведены в табл. 2.2.8.2.13-2.2.8.2.16.
Таблица 2.2.8.2.13
По горноспасательным частям ФГУП «СПО «Металлургбезопасность»
(горнодобывающие предприятия металлургического комплекса)
Численность оперативного состава (план/факт)
2053/1806
Число оперативных выездов
56
Число обслуживаемых объектов
360
Число оперативных выездов на обслуживание горных работ
47
Число учебных тревог с участием работников предприятий
417
Проведено профилактических обследований (план/факт)
5296/5371
Внесено предложений по устранению нарушений требований промыш-
30 536/30 290
ленной безопасности (выдано/выполнено)
Число рассогласований планов ликвидации аварий
40
Число остановок горных работ
412
Число привлеченных к дисциплинарной ответственности работников
492
предприятий по представлению ВГСЧ, чел.
Таблица 2.2.8.2.14
По Управлению ГН и ВГСЧ Госстроя России (объекты подземного строительства)
Численность оперативного состава (план/факт)
529/520
Число оперативных выездов
17
Число обслуживаемых объектов
130
Число оперативных выездов на обслуживание горных работ
9
Число учебных тревог с участием работников предприятий
41
Проведено профилактических обследований
660
Внесено предложений по устранению нарушений требований промыш-
3953/3762
ленной безопасности (выдано/выполнено)
Число рассогласований планов ликвидации аварий
12
Число остановок горных работ
12
Число привлеченных к дисциплинарной ответственности работников
19
предприятий по представлению ВГСЧ, чел.
115
Таблица 2.2.8.2.15
По ВГСЧ фирмы «Агрохимбезопасность»
(горнодобывающие предприятия агрохимического комплекса)
Численность оперативного состава (план/факт)
520/490
Число оперативных выездов
26
Число обслуживаемых объектов
25
Число оперативных выездов на обслуживание горных работ
20
Число учебных тревог с участием работников предприятий
50
Проведено профилактических обследований
125
Внесено предложений по устранению нарушений требований про-
980/960
мышленной безопасности (выдано/выполнено)
Число рассогласований планов ликвидации аварий
2
Число остановок горных работ
5
Число привлеченных к дисциплинарной ответственности работни-
23
ков предприятий по представлению ВГСЧ, чел.
Таблица 2.2.8.2.16
По объектам горнорудной промышленности в целом
Численность оперативного состава (план/факт)
3166/2806
Число оперативных выездов
101
Число обслуживаемых объектов
514
Число оперативных выездов на обслуживание горных работ
86
Число учебных тревог с участием работников предприятий
437
Проведено профилактических обследований
5956
Внесено предложений по устранению нарушений требований про-
33 405/33 268
мышленной безопасности (выдано/устранено)
Число рассогласований планов ликвидации аварий
52
Число остановок горных работ
427
Число привлеченных к дисциплинарной ответственности работни-
532
ков предприятий по представлению ВГСЧ, чел.
Проблемы профессиональных спасательных служб и пути их решения.
В числе проблемных вопросов, требующих дальнейшего решения, следует от-
метить сложности организационного периода, связанные с изменением структуры
управления военизированными горноспасательными частями в соответствии с тре-
бованиями закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
от 14.11.02 № 161-ФЗ, в соответствии с которым горноспасательные части, которые
в настоящее время являются государственными унитарными предприятиями, теря-
ют право юридического лица.
Необходимо отметить, что разгосударствление горноспасательных частей стало
объективной необходимостью, так как обеспечивает горнодобывающим предприя-
тиям в рыночных условиях свободу выбора услуг горноспасательных подразделений.
В противном случае это способствует развитию негативных проявлений в отноше-
ниях горноспасательных частей с обслуживаемыми организациями, так как суще-
ствуют условия для монопольного горноспасательного обслуживания и отсутствует
здоровая конкуренция на рынке горноспасательных услуг.
Результаты деятельности отдельных горноспасательных формирований, не вхо-
дящих в структуру государственных унитарных предприятий, в частности горноспа-
116
сательных отрядов акционерного общества «Агрохимбезопасность», в ряде случаев
значительно превосходят их в вопросах качества организации учебно-тренировоч-
ного процесса личного состава, технического оснащения, а также организации и
эффективности работ по профилактике аварий и обеспечении противоаварийной
устойчивости объектов горных работ.
Существующая с 1934 г. система военизации горноспасательных частей в новых
экономических условиях в значительной степени себя исчерпала и требует серьез-
ных структурных преобразований.
В настоящее время действует специализированное горноспасательное формиро-
вание численностью 30 человек в составе ОАО «Бамтоннельстрой», обслуживающее
4 объекта подземного транспортного строительства, а также ЗАО «Промышленная
Безопасность» в составе горноспасательных формирований, обслуживающих объ-
екты ОАО «Печенганикель», «Ковдорского ГОКа», ОАО «Ловозерский ГОК» в Мур-
манской области.
Выводы и предложения по принимаемым мерам.
Заслуживают внимания меры, принимаемые Управлением горного надзора в пе-
риод 2004-2005 г. по повышению уровня промышленной безопасности, решению те-
кущих и перспективных проблем обеспечения безопасных условий горных работ.
В частности, по итогам семинара-совещания с руководителями территориаль-
ных управлений Ростехнадзора и горнодобывающих организаций, состоявшегося в
сентябре 2004 г. в Иркутске и в 2005 г. в Челябинске, была определена система мер
по повышению эффективности надзорной деятельности.
Так, участники совещания рассмотрели проект положения о горном надзоре и
подготовили предложения по содержанию проекта данного документа.
Для устранения имеющих место недостатков в осуществлении государственного
надзора на объектах горного производства и повышения его эффективности участ-
ники семинара по результатам обсуждения докладов и обмена мнениями приняли
в качестве рекомендаций:
1. Одобрили проект положения о горном надзоре и рекомендовали его к утверж-
дению с учетом внесения изменений и дополнений, поступивших в ходе обсужде-
ния на совещании.
2. Территориальным органам:
2.1. Организовать и провести в течение 2005 г. по согласованным графикам вне-
очередную аттестацию в территориальных органах Систем производственного кон-
троля всех без исключения организаций (предприятий), относящихся к горному, а
также к взрывному блокам надзора. В аттестуемых Системах должна быть четко про-
писана персональная ответственность всех задействованных должностных лиц.
2.2. Пересмотреть функции руководителей и специалистов служб производствен-
ного контроля организаций в качестве членов комиссий по расследованию несчаст-
ных случаев и аварий. Их участие в расследовании в целях снижения субъективизма
в оценке функционирования Системы производственного контроля представляет-
ся целесообразным ограничивать прежде всего только техническими функциями.
Приступить в 2005 г. к формированию и развитию систем управления промышлен-
ной безопасностью.
2.3. Взять под особый контроль полноту использования сотрудниками терри-
ториальных органов государственного горного надзора служебных полномочий по
117
привлечению к административной ответственности руководителей и специалистов
опасных производственных объектов, не обеспечивающих безопасные условия ве-
дения горных, взрывных работ и требования охраны недр и геолого-маркшейдер-
ского контроля. Обеспечить безусловное устранение недостатков в надзорной де-
ятельности, отмеченных в Представлении Генпрокуратуры России Правительству
Российской Федерации по результатам проведенных проверок деятельности над-
зорных органов.
2.4. Для повышения объективности оценки работы горнотехнического инспек-
тора в обязательном порядке включать в материалы специальных расследований не-
счастных случаев и аварий, представляемых в Управление горного надзора в качестве
составной части, предписания горнотехнических инспекторов, выданных в ходе об-
следований объекта, в которых должны быть отражены нарушения по данному объ-
екту или виду работ, предшествовавших несчастному случаю или аварии за период
от последней комплексной проверки с отметкой их исполнения или устранения.
2.6. Организовать надзор за разработкой в период 2005-2006 гг. технологических
регламентов на основные производственные процессы, согласованием графиков их
разработки, возложить персональную ответственность за контроль качества разра-
ботки на руководителей горнотехнических отделов.
Организовать надзор за аттестацией производственного персонала на знание
технологических регламентов.
2.2.9. Охрана недр и маркшейдерские работы
Органами государственного горного надзора в основном было обеспечено со-
блюдение пользователями недр законодательства Российской Федерации утверж-
денных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр, а так-
же по предупреждению и устранению вредного влияния горных работ на население,
окружающую природную среду, здания и сооружения.
При этом особое внимание обращалось на соблюдение установленных требова-
ний по оформлению горных отводов, геолого-маркшейдерскому обеспечению гор-
ных работ в опасных зонах, нормированию потерь полезных ископаемых, на соблю-
дение условий лицензий по производству маркшейдерских работ.
В 2004 году сохранилась тенденция роста добычи основных видов полезных ис-
копаемых, таких, как нефть, газ, уголь, железные, медные, никелевые, апатит-не-
фелиновые, фосфоритовые руды, руды драгоценных металлов и калийные соли.
Так, по сравнению с 2003 г. увеличились объемы добычи: угля в Кемеровской
области на 13,6 %; железных руд на предприятиях КМА (Курская и Белгородская
области) на 7,8 %, в Мурманской области на 13 %, в Республике Карелия на 7,6 %;
медных руд в Свердловской области на 5,8 %; в 2 раза рудного золота в Иркутской
области; калийных солей в Пермской области на 17 %; апатит-нефелиновых руд в
Мурманской области на 2,5 %.
В то же время по ряду субъектов Российской Федерации наблюдается снижение
добычи угля. Так, на 30 % снижена добыча угля в Читинской области и на 9,3 % в
Ростовской области.
Экономическая эффективность деятельности территориальных органов Ростех-
надзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование не-
драми с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций
за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при поль-
118
зовании недрами, по предварительным данным, составила 2,8 млрд рублей. Это на
27,3 % больше, чем в 2003 г. Наибольшая экономическая эффективность достигну-
та управлениями Тюменского, Норильского, Иркутского, Енисейского, Северо-За-
падного, Челябинского, Читинского округов, Кузнецким, Уральским, Северо-Вос-
точным, Бурятским, Сахалинским управлениями, Камчатской ГТИ.
Территориальными органами принимались меры по своевременному внесению
налогов на добычу в бюджет. Контроль осуществлялся как при согласовании пла-
нов развития горных работ, целевых проверках, так и при совместных проверках с
налоговыми органами по согласованным планам-графикам.
По данным ФНС России, в 2004 г. в государственный бюджет поступило
511,1 млрд руб. налога на добычу полезных ископаемых, что на 54,1 % больше, чем
в 2003 г. Удельный вес горных налогов составил 87,8 % от всех платежей за пользо-
вание природными ресурсами. В федеральный бюджет поступило 424,97 млрд руб-
лей, или 83,1 %.
При участии территориальных органов в контроле за достоверностью геолого-
маркшейдерских исходных данных для использования их при расчетах налога на до-
бычу дополнительно внесено в бюджет 7,9 млн рублей (управления Приамурского,
Северного, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Средне-Волжского округов,
Кузнецкое, Мурманское, Северо-Восточное управления).
В результате надзора за охраной недр сохранены значительные объемы запасов по-
лезных ископаемых: угля — 2,3 млн т; руд черных металлов — 36,9 млн т; руд цветных
и драгоценных металлов — 7,9 млн т, а также золотосодержащих песков — 1,2 млн м3;
агрохимического сырья — 8,7 млн т; строительных материалов — 12,2 млн т.
Основными направлениями этой деятельности являлись:
надзор за полнотой и комплексностью отработки запасов полезных ископаемых,
недопущением оставления запасов, извлечение которых впоследствии будет затруд-
нено или невозможно;
надзор за складированием в спецотвалы попутно извлекаемых полезных ископа-
емых для их использования в будущем;
надзор за вовлечением в разработку ранее сохраненных запасов полезных иско-
паемых.
Потери полезных ископаемых при добыче и обогащении в основном соответству-
ют согласованным с территориальными органами нормативам потерь или ниже их.
Активизировалась работа по выявлению сверхнормативных потерь, за которые
отчислено в бюджет по представлению территориальных органов 23,1 млн рублей
(управления Западно-Уральского, Северо-Кавказского округа, Северо-Западного,
Приамурского округов, Кузнецкое управление и др.).
В результате надзорной деятельности повышен уровень рационального и ком-
плексного использования запасов полезных ископаемых ряда месторождений.
Так, ОАО «Гайский ГОК» (Оренбургская область) за счет совершенствования
технологии переработки повысило извлечение меди из шахтных руд с 78 % в 2003 г.
до 82 %.
ЗАО ГПП «Реткон» (Иркутская область) при переработке отвалов на золотоизвле-
кательной установке, в результате внедрения третьей стадии измельчения центро-
бежных концентраторов и шламовых концентрационных столов увеличено сквоз-
ное извлечение золота до 80,1 % по сравнению с первоначальными проектными по-
казателями — 70,0 %.
119
Результаты целевых проверок по вопросам оформления горных отводов и состо-
яния геолого-маркшейдерского обеспечения при ведении горных работ в опасных
зонах показали, что требования нормативных документов в основном соблюдают-
ся. По их результатам устранено значительное количество нарушений установлен-
ных требований.
Однако имели место случаи и несвоевременного оформления горноотводных до-
кументов на производство горных работ за пределами уточненных границ горных
отводов. Основными причинами задержек в оформлении являлись:
несвоевременный пересмотр проектной документации на разработку месторож-
дений;
представление недропользователями в территориальные органы материалов, ком-
плектность которых не соответствует установленным требованиям и оформленным
с низким качеством.
Эти недостатки имели место при ведении работ по добыче углеводородного сы-
рья на предприятиях, поднадзорных управлениям Тюменского, Ставропольского,
Средне-Волжского округов, Оренбургскому управлению.
При геолого-маркшейдерском обеспечении работ в опасных зонах типичными
нарушениями являлись:
несвоевременное определение, учет, нанесение на горную графическую докумен-
тацию опасных зон, снятия их с учета;
неправильное определение параметров опасных зон по прорыву воды из зато-
пленных выработок, незатампонированных скважин;
нарушения установленных требований по ведению учета опасных зон, невыпол-
нение проектных решений.
Наиболее неблагополучное положение дел по этим вопросам сложилось в под-
надзорных предприятиях управления Печорского округа, Кузнецком, Ростовском
управлениях.
Геолого-маркшейдерские службы горных предприятий в основном обеспече-
ны квалифицированными кадрами, необходимыми приборами и инструментами.
В ряде предприятий производится внедрение программных технологий производ-
ства геолого-маркшейдерских работ (ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский
ГОК» — Белгородская область; ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» — Пермская
область; ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» — Таймырский (Долгано-Ненецкий)
автономный округ и др.).
Остро стоит вопрос «омоложения» кадров геолого-маркшейдерских служб и под-
нятия престижа этих специальностей. Так, например, по данным Кузнецкого управ-
ления, средний возраст специалиста-маркшейдера на шахтах и разрезах Кузбасса
составляет 55 лет. Остро стоит вопрос с геологическим обеспечением горных работ,
так как геологов угольного профиля остались единицы.
В целях исправления сложившейся ситуации территориальными органами ве-
дется работа по организации переподготовки специалистов на базе высших учеб-
ных заведений в целях получения ими второго высшего образования — горный ин-
женер-маркшейдер.
Территориальными органами государственного горного надзора в отчетном году
выдано 488 лицензий на производство маркшейдерских работ.
Из-за грубых нарушений требований лицензий в ряде организаций приостанав-
ливалось действие лицензий на производство маркшейдерских работ (ООО «Неруд-
120
поставка» — Ярославская область; ОАО «Сарановская шахта «Рудная» — Пермская
область; ООО «Енисейскуголь» — Республика Хакасия). К предприятиям, ведущим
горные работы без маркшейдерского обеспечения, применялись административные
меры воздействия (ОАО «Ижсталь», ООО ПФК «Селена» — Пермская область).
При добыче углеводородного сырья наряду с ранее отмеченными основными ви-
дами выявленных и устраненных нарушений являлись:
несоответствие сроков ввода месторождения в промышленную разработку и объ-
емов утилизации попутного нефтяного газа условиям лицензионных соглашений
(ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Оренбурггеология»).
ведение горных работ без согласованной в установленном порядке проектной до-
кументации (ООО «УралНефтеСнаб», ОАО «Удмуртнефть» — Удмуртская Республика;
ОАО НК «Роснефть-Пурнефтегаз», ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» — Ямало-
Ненецкий автономный округ; Компания «Тоталь Разведка Разработка Россия» — Ре-
спублика Коми; ОАО «Татнефть», ОАО «РИТЭК», ОАО «СМП-Нефтегаз», ЗАО «Тат-
ойл» — Республика Татарстан; ОАО «Саратовнефтегаз» — Саратовская область);
невыполнение проектных решений при разработке месторождений (ООО «Ди-
нью», ОАО «Печоранефтегаз» — Республика Коми; ОАО НК «Роснефть-Ставрополь-
нефтегаз» — Ставропольский край; ОАО «Самаранефтегаз» — Самарская область);
несоблюдение установленных требований по ликвидации и консервации сква-
жин (ОАО АНК «Башнефть» — Республика Башкортостан; ОАО «Юганскнефте-
газ» — Ханты-Мансийский автономный округ; ООО «Кавказтрансгаз» — Ставро-
польский край).
Как и в прошлые годы, остро стоят проблемы, связанные с ликвидацией уголь-
ных предприятий. Отрицательные факторы, связанные с ликвидацией большого
количества шахт (Ростовская и Кемеровская области), негативно влияют на состоя-
ние охраны недр, природных объектов, зданий и сооружений. Так, при ликвидации
шахт, имеющих гидравлическую связь с действующими шахтами, происходит пере-
текание (вплоть до внезапных прорывов) воды в действующие шахты из затапливае-
мых шахт. В связи с этим возникает проблема сохранения групповых водоотливных
комплексов до полной отработки запасов угля действующих шахт.
Проблемным вопросом остается обеспечение безопасности устьев ликвидиро-
ванных наклонных и вертикальных стволов, проведение ликвидационных работ на
рудниках, оставшихся бесхозными (Левихинский рудник — Свердловская область).
Федеральным агентством по недропользованию не обеспечена безопасность указан-
ных горных выработок на нераспределенном фонде недр.
Из-за недостаточного финансирования не выполняются в сроки, предусмотрен-
ные проектами ликвидации шахт, работы по рекультивации нарушенных земель,
тушение породных отвалов, строительство водоотливных комплексов и очистных
сооружений и др. ( Донецкий угольный бассейн — Ростовская область, Кузнецкий
угольный бассейн — Кемеровская область, Кизеловский угольный бассейн — Перм-
ская область и др.).
Контрольно-профилактическая работа, проводимая территориальными органа-
ми в части застройки месторождений полезных ископаемых, в основном обеспечила
соблюдение установленных требований.
В целях предупреждения необоснованной застройки месторождений, охраны
недр, а также охраны объектов строительства от вредного влияния горных работ
представители территориальных органов принимали участие в работе комиссий по
121
выбору площадок под жилищное и промышленное строительство. Всего за 2004 г.
рассмотрено 920 материалов по застройке, при этом в 133 случаях было отказано в
застройке по причинам недостаточной ее обоснованности, отсутствия необходимых
заключений, разработки горно-геологических обоснований застройки с отступле-
ниями от нормативных требований.
За отчетный период территориальными органами было выявлено и запрещено
57 самовольных застроек (Управлением Северо-Кавказского округа — 13, Примор-
ским управлением — 9, Управлением Ставропольского округа — 7, Кузнецким управ-
лением — 6, Управлением Центрального промышленного округа — 4).
По-прежнему остро стоит проблема охраны жилой и промышленной застрой-
ки в пределах Верхнекамского месторождения калийных солей, подрабатываемой
горными работами.
В результате принятых мер запланированные объемы закладочных работ, ком-
плексных исследований водозащитной толщи меры охраны объектов поверхности
городов Березники и Соликамск выполняются. Так, объемы закладочных работ пре-
высили плановые показатели по ОАО «Сильвинит» на 21,1 % и по ОАО «Уралкалий»
на 5,4 %.
На всех рудниках ОАО «Сильвинит» оборудованы сейсмопавильоны, подклю-
ченные к компьютерной сети, что позволяет осуществлять постоянный контроль
за геодинамическими явлениями в пределах шахтных полей. Подобный павильон
оборудован в ОАО «Уралкалий» на БКРУ-1 под городской застройкой. Результаты
наблюдений позволяют оперативно вносить изменения в технологию производства
горных работ в целях повышения уровня их безопасности.
При рассмотрении проекта генерального плана г. Березники Пермской области, в
котором предусмотрено жилищное строительство в пределах горного отвода рудника
Первого Березниковского калийного рудоуправления ОАО «Уралкалий», Управле-
нием Западно-Уральского округа привлекались ведущие научные центры (ГИ УрО
РАН, ОАО «Галургия»). В результате проделанной совместной работы генеральный
план был доработан. Согласование проекта было произведено с конкретными усло-
виями его реализации, обеспечивающими наиболее полное извлечение запасов по-
лезных ископаемых из недр, охрану объектов строительства от вредного влияния
горных работ, ведение комплекса наблюдений.
В целях предотвращения прорыва воды (7 млн м3) из отработанного простран-
ства в рудник № 2 ОАО «Илецксоль» (Оренбургское управление) с участием ведущих
научных центров (ОАО «ВНИИГ», ВНИМИ и ВНИИсоль) ведутся постоянные на-
блюдения за сдвижением земной поверхности, деформациями зданий, сооружений
и конструктивных элементов системы разработки, включая деформации целиков,
движением надсолевых вод, рассолопроявлениями, процессами карстообразования
и т.д., учитывая сложное геомеханическое состояние массива горных пород.
Показатели контрольно-профилактической работы территориальных органов Рос-
технадзора в области охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля по ряду по-
казателей снизились (по числу проведенных обследований на 1,8 %, по числу выяв-
ленных нарушений на 3,4 %, по числу приостановок на 17,4 %). В то же время число
лиц, подвергнутых штрафным санкциям, возросло на 17,6 %. Общая сумма штрафов
возросла в 1,7 раза и составила 4,3 млн рублей. При этом снижение показателей об-
условлено как изменением действующего законодательства, так и совершенствова-
нием методики надзорной деятельности в связи с принятием в качестве приорите-
122
тов достижения конечных результатов повышения экономической эффективности
недропользования при одновременном обеспечении безопасности горных работ.
В 2004 году проведено 10 251 обследование горных предприятий (на 1,8 % ниже,
чем в 2003 г.), в ходе которых выявлено и предложено к устранению 56 759 наруше-
ний правил и норм по охране недр. В 1382 случаях горные работы приостанавлива-
лись до устранения выявленных нарушений.
За нарушение действующих правил и норм по охране недр привлечено к ответ-
ственности 1039 чел. В 11 случаях материалы передавались в следственные орга-
ны.
Профилактика правонарушений в области недропользования осуществлялась в
ходе разрешительной деятельности органов государственного горного надзора. В
результате этой деятельности рассмотрено:
2275 технических проектов в части охраны недр, из них согласовано 2080;
5036 проектов планов развития горных работ, из них согласовано 5036;
5842 материала обоснования нормативов потерь полезных ископаемых при до-
быче, из них согласовано 5499;
920 заявок на застройку площадей залегания полезных ископаемых, из них вы-
дано разрешений 787;
12 660 материалов на ликвидацию и консервацию горных выработок, из них со-
гласовано 12 342.
По результатам рассмотрения в проекты документов до их согласования вноси-
лись многочисленные изменения и уточнения в целях приведения их в соответствие
с установленными требованиями.
Деятельность горного надзора по вопросам охраны недр осуществлялась в тес-
ном взаимодействии с МПР России, Минпромэнерго России, Минэкономразви-
тия России, администрациями субъектов Российской Федерации и органами про-
куратуры.
Так, Башкирским управлением совместно с прокуратурой г. Сибай проведена про-
верка карьера Камаган ОАО «Учалинский ГОК» в целях определения соответствия
проектных параметров фактическим и обеспечения наблюдений за деформациями
и устойчивостью бортов и уступов карьера. Совместно с представителями налого-
вых органов проведены 2 проверки ОАО «Башкирский медно-серный комбинат»,
рудников ОАО «Учалинской ГОК» по вопросам правильной подготовки исходных
данных для расчета налога на добычу. Совместно с представителями Башкирской
межрайонной прокуратуры и территориальными органами МПР России проведена
проверка соответствия выполненных работ по рекультивации карьеров Бакр-Тау и
Таш-Тау ОАО «БМСК» проектным решениям.
Управлением Верхне-Волжского округа совместно с территориальными органа-
ми МПР России проведены 22 проверки выполнения условий лицензий на пользо-
вание недрами.
Управлением Верхне-Донского округа совместно с представителями территори-
альных органов МПР России проведены проверки выполнения условий лицензий
на пользование недрами на 6 предприятиях. На четырех предприятиях совместно с
представителями налоговых служб проведены проверки правильности исчисления
платежей при пользовании недрами.
Важным направлением работы в области охраны недр остается участие в системе
государственного лицензирования пользования недрами. В 2004 году государствен-
123
ный горный надзор участвовал в работе конкурсных и аукционных комиссий, в со-
гласовании условий лицензий на пользование недрами, оформлении уточненных
границ горных отводов. Проводились проверки выполнения условий лицензий. Тер-
риториальными органами Ростехнадзора рассмотрено 2805 материалов по лицензи-
рованию пользования недрами, проверено выполнение 2907 условий лицензий на
пользование недрами, при этом выявлено 5468 нарушений, прекращено 215 случаев
самовольного пользования недрами.
Ростехнадзор принимал участие в заседании Межправительственного совета по
разведке, использованию и охране недр стран — участниц СНГ в г. Тбилиси, в ра-
боте двух семинаров по вопросам недропользования, обеспечения промышленной
безопасности и охраны недр в Республике Таджикистан и в Республике Украина.
В рамках указанных мероприятий были сделаны доклады по вопросам реализа-
ции основных положений Закона Российской Федерации «О недрах», федеральных
законов «О техническом регулировании», «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», о проводимой работе по совершенствованию нор-
мативного обеспечения охраны недр, а также о ходе административной реформы в
Российской Федерации.
Осуществлялся обмен информацией по вопросам надзора за охраной недр между
странами СНГ, оказывалась методическая помощь органам государственного гор-
ного надзора стран СНГ.
Продолжалась работа по совершенствованию законодательной базы в обла-
сти охраны недр. Были подготовлены замечания и предложения по проектам но-
вых редакций закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях», новых редакций Водного и Градо-
строительного кодексов Российской Федерации, а также по проектам постановле-
ний Правительства Российской Федерации по вопросам геологического изучения
и использования недр («Об утверждении Положения о государственном контроле
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», «О
порядке проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,
геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование
участках недр, о размере платы за ее проведение и порядке взимания», «Об утверж-
дении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для
целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких
горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов», «Об утверждении По-
рядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установ-
лении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр,
проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних мор-
ских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федера-
ции за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки»,
«Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых
при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработ-
ки месторождения»).
Проблемные вопросы в области охраны недр обсуждались на заседаниях секции
«Охрана недр» НТС Госгортехнадзора России, а также на технических совещаниях
у руководства горного надзора Ростехнадзора.
В 2004 г. проведено 10 заседаний секции «Охрана недр» НТС Госгортехнадзора
России, а также 6 технических совещаний у руководства горного надзора Ростехнад-
124
зора с участием специалистов территориальных органов, представителей научных и
экспертных организаций, Минфина России, МПР России, ФНС России, Роскар-
тографии, горно- и нефтегазодобывающих предприятий (ОАО «Газпром», ОАО НК
«ЮКОС», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Сургутнефтегаз»,
ОАО «ТНК ВР», ОАО «ИГ «АЛРОСА», ООО «ГК Алданзолото», ОАО «Уралкалий»,
ОАО «Сильвинит», ОАО «СУАЛ-Холдинг» и др.).
На заседаниях секции и технических совещаниях обсуждались проблемы, свя-
занные с оформлением горных отводов, определением охранных зон, геолого-марк-
шейдерским обеспечением при ведении горных работ в опасных зонах, внедрением
системы геодезических координат СК-95, совершенствованием налогового законо-
дательства, реализацией Федерального закона «О техническом регулировании». Рас-
сматривались проекты указаний и методических рекомендаций по охране недр для
условий месторождений калийных солей, нормативного документа по горнографи-
ческой документации, а также итоги плановых целевых проверок Ростехнадзора.
Экономическая эффективность деятельности территориальных органов Ростех-
надзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование не-
драми с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санк-
ций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при
внесении платежей за пользование недрами по предварительным данным составила
2,8 млрд рублей, что на 27,3 % больше, чем в 2003 г.
Основными проблемами в области рационального использования и охраны недр
являются:
совершенствование базового законодательства о недрах в целях развития системы
требований в области рационального использования и охраны недр применительно
к специфике отраслей горной промышленности, а также создания одного «надзор-
ного окна» в сфере недропользования;
реализация требований Федерального закона «О техническом регулировании» в
части подготовки технических регламентов в области производства горных работ;
совершенствование системы территориальных подразделений органов государ-
ственного горного надзора Ростехнадзора, включая вопросы оптимизации их дисло-
кации, штатной численности, повышения квалификации инспекторского состава;
развитие системы управления промышленной безопасностью и охраной недр в
горно- и нефтедобывающих вертикально интегрированных компаниях;
совершенствование нормативно методической базы геолого-маркшейдерского
обеспечения горных работ;
совершенствование системы учета добычи и потерь полезных ископаемых в це-
лях повышения достоверности налогооблагаемой базы налога на добычу полезных
ископаемых;
реализация требований ст. 26 Закона Российской Федерации «О недрах» в части
оформления в установленном порядке актов на ликвидацию горных предприятий.
Пути решения имеющихся проблем:
оказание практической помощи территориальным органам по формированию
подразделений горного надзора;
подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации по
вопросам горного надзора;
при проведении целевых проверок соблюдения установленных требований при
учете добычи и потерь полезных ископаемых и выполнения установленных требова-
125
ний по ликвидации и консервации горных производств и объектов полнее исполь-
зовать возможности привлечения к участию в проверках специалистов научных и
экспертных организаций.
2.2.10. Объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта
В 2004 году добычу нефти и газа в Российской Федерации осуществляло 12 круп-
ных холдингов и 138 нефтегазодобывающих компаний, которые представлены орга-
низациями с российским, иностранным и смешанным капиталами, а также 2 опе-
ратора Соглашений о разделе продукции.
Эксплуатационный фонд нефтяных скважин составляет 155 671 ед., что на 0,7 %
больше, чем в 2003 г. Проходка в бурении по нефтяной отрасли России в 2004 году
составила 8 997 тыс. м, в сравнении с соответствующим периодом 2003 года умень-
шилась на 2,7 %, или на 250,7 тыс.м. Резко снизилось разведочное бурение на нефть.
В 1980 году бурили 3,6 млн м, в 1990 г. — 5,2 млн м, в 2004 году всего 583 тыс. м. До-
быча нефти идет быстрее, чем прирост запасов. По оценкам специалистов, этих за-
пасов хватит на 25 лет. Ввод новых скважин в эксплуатацию по нефтяным предпри-
ятиям России за 2004 год составил 3529 скважин, что на 77 единиц меньше, чем в
2003 году. Неработающий фонд скважин по нефтяной отрасли составил 36 803 сква-
жины, или 26 % эксплуатационного фонда.
В 2004 г. добыто 458,8 млн т нефти с газовым конденсатом, что на 37,4 млн т, или
8,9 %, больше, чем в 2003 г.
Добыча газа в 2004 г. составила 633 527,8 млн м3, или 102,1 %, к объему 2003 года,
из них предприятиями ОАО «Газпром» добыто 545,1 млн м3. Эксплуатационный
фонд газовых скважин ОАО «Газпром» составил 6940 ед.
Газопереработка осуществляется на 26 газоперерабатывающих заводах, в том
числе на 6 заводах ОАО «Газпром», на 10 заводах компании «Сибур» и на 10 заводах,
принадлежащих 7 нефтегазовым компаниям.
Основной проблемой обеспечения промышленной безопасности объектов газо-
переработки являются недостаточные темпы обновления оборудования с истекшим
сроком эксплуатации и морально устаревшего.
За отчетный период Ростехнадзором было выдано 749 лицензий по всем видам
надзора в нефтяной и газовой промышленности, в том числе по эксплуатации не-
фтегазодобывающих производств 338 лицензий, по эксплуатации магистрального
трубопроводного транспорта 295 лицензий и по экспертизе промышленной безо-
пасности 45 лицензий.
В 2004 году при проведении проверок по соблюдению лицензионных требований
выявлено 1534 нарушения, а также применены штрафные санкции по 173 лицензи-
ям за несоблюдение лицензионных требований и условий лицензирования.
В 2004 году на предприятиях нефтегазодобычи произошло 20 аварий, что соот-
ветствует уровню 2003 года. Наибольшее число аварий приходится на открытые газо-
водонефтяные фонтаны, пожары и взрывы. Произошло 4 аварийных разлива нефти
на промысловых и межпромысловых нефтепроводах. 17 аварий произошли на объ-
ектах нефтедобычи, 3 аварии на объектах газодобычи.
По итогам расследования обстоятельств и причин аварий, связанных с падени-
ем и разрушением буровых вышек, проведены обследования технического состоя-
ния находящихся в эксплуатации буровых вышек, а также комплексная проверка
соблюдения требований промышленной безопасности и качества продукции на ма-
126
шиностроительных заводах. В результате принятых мер в 2004 году число падений
буровых вышек снижено до одного (в 2003 г. — 2).
Таблица 2.2.10.1
Аварии на предприятиях нефтегазодобычи
Виды аварий
Число аварий
2003 г.
2004 г.
+/-
Открытые фонтаны и выбросы
8
6
-2
Взрывы и пожары на объектах
6
7
+1
Падение буровых (эксплуатационных) вышек, разруше-
2
1
-1
ние их частей
Падение талевых систем в глубоком бурении и подзем-
2
+2
ном ремонте скважин
Прочие
4
4
0
Всего
20
20
Наиболее характерные аварии на объектах нефтедобычи в 2004 г.
Открытый газовый фонтан 17.02.04 г. на скважине № 5 Восточно-Прибрежная
филиала «Кубаньбургаз» ДОО «Бургаз» ОАО «Газпром».
Филиал «Кубаньгазпром» ведет подрядные работы по бурению скважин в при-
брежном регионе для ООО «Кубаньгазпром».
Скважина № 5 закончена бурением 14.12.03 г. без осложнений. Спущены и за-
цементированы четыре обсадные колонны, признанные герметичными в резуль-
тате испытаний на герметичность. Эксплуатационная колонна испытана водой и
в нарушение требований Правил безопасности в нефтяной и газовой промышлен-
ности (ПБ 08-624-03) воздухом давлением 54,6 МПа. Межколонное пространство
испытано с учетом остаточной прочности промежуточной колонны давлением
17,0 МПа на буровом растворе плотностью 2140 кг/м3.
По окончании бурения устье скважины было оборудовано комплектом проти-
вовыбросового оборудования. Входной контроль Каневским ГПУ и БПО филиала
«Кубаньбургаз» производился некачественно.
В нарушение требований завода-изготовителя Каневским ГПУ была произведе-
на перестановка крайней от трубной головки задвижки с правой стороны на левую,
на правую задвижку установили дополнительную. Момент затяжки резьбовых со-
единений во время переустановки не контролировался.
Фонтанная арматура была опрессована водой давлением 70 МПа на стенде
БПО «Кубаньгазпром» и на скважине после монтажа по типовой схеме давлением
55,7 МПа.
После проверки готовности к освоению скважины были освоены два объекта без
осложнений. Из первого получен приток пластовой воды, а из второго непромыш-
ленный приток углеводородов.
С 10.02.04 г. по 14.02.04 г. буровая бригада проводила освоение третьего объекта
с отработкой скважины на факел через трапную установку. Был получен промыш-
ленный приток углеводородов. С 14.02.04 г. на скважине проводились газодинами-
ческие исследования.
127
17.02.04 г. до 23 ч 35 мин проводились работы по отработке скважины через шту-
цер диаметром 6 мм, давление в трубном пространстве составляло 39,5 МПа, а в за-
трубном 34,6 МПа. Без остановки скважины ее перевели работать на запасной отвод
с установленным штуцером диаметром 5 мм. Закрыли задвижку на рабочем отводе
и после стравливания давления сняли штуцер диаметром 6 мм.
Во время замены штуцера в 23 ч 45 мин раздался хлопок и начался выброс газо-
конденсатной смеси через фланцевое соединение колонной головки с задвижкой на
линии разрядки затрубного пространства. Попытки герметизации пропуска тампона-
ми из алюминиевых шариков, обрезков ремней и пеньковой веревки результатов не
принесли. Заполнить скважину утяжеленным раствором через трубы не удалось.
После растаскивания оборудования, отстрела колонной головки и формирова-
ния компактной струи произвели поджог фонтана. Одновременно велись работы по
подготовке конструкции сборки для наведения на устье скважины и глушения фон-
тана. С 26.02.04 г. наблюдались неустойчивое горение фонтана, выбросы воды.
02.03.04 г. произошел очередной выброс воды и породы с последующим прекра-
щением фонтанирования.
Была произведена обвязка устья скважины двумя спаренными превенторами и
заливка 13 куб. м утяжеленного бурового раствора плотностью 2140 кг/м3.
Причиной аварии явились нарушения, допущенные при монтаже фонтанной
арматуры.
Нефтегазоводяной фонтан на скважине № 2096 куста № 2096 на Самотлорском
месторождении, ООО «Катобьнефть».
ООО «Катобьнефть» производит капитальный ремонт скважин (КРС), гидравли-
ческий разрыв пласта (ГРП), ремонтно-изоляционные работы (РИР) в ОАО «СНГ»
(Самотлорнефтегаз) «ТНК-ВР».
Скважина № 26131 куста № 2096 Самотлорского месторождения СНГДУ-2 ОАО
«СНГ» расположена в 38 км от г. Нижневартовска. Скважина эксплуатационная (на-
ходится в пьезометрии). Нефтяная. Категория третья. На время проведения работ
по восстановлению циркуляции была переведена в 1-ю категорию. Введена в экс-
плуатацию 12.01.92 г.
Цель ремонта:
ОТСЭК (определение технического состояния эксплутационной колонны);
подготовка к ГРП (гидроразрыв пласта);
проведение ГРП;
освоение с записью КВД (кривая восстановления давления) — спуск насоса.
Бригада КРС производила промывку горячим солевым раствором парафино-ги-
дратных пробок в насосно-компрессорных трубах (НКТ) комплектом оборудования
промывки скважин (КОПС). Была произведена обвязка цементировочного агрега-
та ЦА-320 с грязевым шлангом вертлюга через линию быстроразъемного соедине-
ния (БРС). Выкидную линию малого затрубного пространства вывели на замерную
емкость ЦА-320, закрепив ее проволокой. Выкидную линию от задвижки больше-
го затрубного пространства собрали из БРС и НКТ 60 мм и присоединили к отводу
для наполнения блока долива скважины. К задвижке блока долива подсоединили
гофрированный шланг, опущенный вторым концом в промывочную емкость с со-
левым раствором.
09.07.04 г. во время промывки скважина заработала по малому затрубному про-
странству. Плохо закрепленное шарнирное колено начало вращаться, разбрызги-
128
вая водогазонефтяную смесь, которая растеклась под ЦА-320, передвижную паро-
вую установку (ППУ), сушилку и загорелась. До закрытия (около10 мин) задвижек
смесь под давлением поступала в замерную емкость ЦА-320, блок долива и вокруг
него. Образовалось облако загазованности вокруг блока долива. Огонь с ЦА-320
перекинулся на блок долива. Произошел хлопок, разрушение сварного шва в месте
соединения дна с задней стенкой емкости долива, смесь нефти и солевого раствора
(21 м3) вытекла на территорию куста.
Прибывшая на место аварии через сорок минут пожарная команда ПЧ-38 в те-
чение 1 часа ликвидировала пожар.
Организационно-технической причиной аварии явилось нарушение технологии
работ с использованием комплекта оборудования промывки скважин (КОПС). Вы-
кидная линия малого затрубного пространства выведена на ЦА-320 вместо промы-
вочной емкости и закреплена стальной проволокой. Не было закреплено шарнирное
колено, оборудование располагалось в непосредственной близости к скважине.
Основные причины аварийности и травматизма на объектах нефтегазодобычи и
геологоразведки связаны с низким уровнем производственной дисциплины, про-
фессиональной подготовки персонала, а также с неэффективным производствен-
ным контролем за соблюдением требований промышленной безопасности.
Аварии на объектах нефтегазодобычи в 2004 году, сопровождавшиеся травми-
рованием людей.
В 2004 году в результате аварий и несчастных случаев погибли 29 человек, что на
3 человека больше, чем в 2003 году. Наибольшее число погибших (23 чел.) зареги-
стрировано в нефтедобыче (сохранился уровень 2003 г.). В газодобыче погибли 3 чел.,
в геологоразведке — 3 чел. Общая статистика приведена в следующей таблице:
Таблица 2.2.10.2
Аварии в 2004 году, сопровождавшиеся травмированием людей
Отрасль промышленности,
Число аварий с травмирова-
Число травмированных, чел.
подконтрольные объекты
нием людей
общее
в т.ч. со смертель-
общее
в т.ч. со смертель-
ным исходом
ным исходом
Нефтедобыча
5
3
28
23
Газодобыча
1
15
3
Геологоразведка
1
1
3
3
Всего
7
4
46
29
Общее число смертельно травмированных по видам надзора представлено в сле-
дующей таблице:
Таблица 2.2.10.3
Общее число смертельно травмированных по видам надзора
Виды надзора
Количество смертельно травмированных, чел.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
+/-
Нефтедобыча
14
23
23
0
Газодобыча
4
2
3
+1
Геологоразведка
2
1
3
+2
Итого
20
26
29
+3

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..