ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 6

 

 

81
надзору было направлено письмо в Министерство промышленности и энергетики
Российской Федерации с просьбой принять соответствующие меры по устранению
последствий аварии и выводу из эксплуатации емкостей, рекультивацию террито-
рии. Исчерпывающих мер не принято.
В качестве положительного примера можно отметить ФГУП «Севмаш» (СЕМТО),
проводящее большую работу по продлению сроков эксплуатации и восстановлению ре-
сурсных показателей зданий, сооружений, оборудования и систем, влияющих на РБ.
Анализ возможностей организаций по выполнению требований РБ показывает,
что возможности поднадзорных организаций в выполнении требований не одина-
ковы и различаются их экономическим положением, финансовым обеспечением,
видом собственности и рядом других факторов.
Большинство организаций начали осуществлять свою деятельность с использо-
ванием атомной энергии в 60-70-х годах по проектам, выполненным в эти же годы,
и нормативным документам тех лет. Эти организации для обеспечения безопасности
эксплуатации в соответствии с требованиями действующих нормативных документов
разработали компенсирующие мероприятия, которые позволяют им безопасно экс-
плуатировать объекты использования атомной энергии. РИ, такие, как гамма-дефек-
тоскопы, гамма-терапевтические аппараты, сигнализаторы обледенения РИО-3 и др.,
спроектированы ВНИИТФА в 70-х годах, поэтому и требования к ним были выполне-
ны по требованиям того времени. В УДЛ устанавливаются требования по замене уста-
ревшего оборудования или по продлению его срока службы согласно НП-024-2000.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с РВ и РАО осущест-
вляется в соответствии с требованиями правовых актов и нормативных документов
в области использования атомной энергии. Однако следует констатировать и нали-
чие ряда организаций, в которых в течение длительного периода не наблюдается су-
щественного улучшения организации РБ при осуществлении деятельности.
Анализ обеспечения РБ и радиационного контроля на объектах народного хо-
зяйства показал, что по физическим характеристикам объектов определяющую роль
играют закрытые РнИ, главным образом гамма-излучатели со средними энергети-
ческими параметрами от 0,1 до 1 Мэв, РВ и РАО, находящиеся в неспециализиро-
ванных ПХ.
РВ в открытом виде в народном хозяйстве используются в основном в медицине
и науке. Количества и активности жидких РВ незначительны, и методики их при-
менения не создают потенциальной опасности, сравнимой с применением РВ в за-
крытом виде.
Контроль за радиационной обстановкой в организациях осуществляют штатные
службы радиационного контроля или назначенные лица, а в отдельных случаях —
органы Госсанэпиднадзора на договорной основе.
Контроль осуществляется с помощью радиометрических и дозиметрических при-
боров (типа МКС, ДРГЗ, ДРГ, ДКС, РРА, пороговыми сигнализаторами, системами
активного радиационного контроля типа СРК-12, СРК-20 и др.), прошедших госу-
дарственную метрологическую аттестацию.
Контролируемыми параметрами в большинстве организаций являются мощ-
ность экспозиционной (эквивалентной) дозы, радиационное загрязнение рабочих
поверхностей и плотность потока частиц. Организациями в обязательном порядке
для оперативного радиационного контроля установлены требования по контроль-
ным уровням на рабочих местах. Показатели значений дозовых нагрузок персонала
82
радиационно опасных профессий, непосредственно связанных с использованием
РнИ, РВ и РАО, приводятся в отчетах организаций.
Например, по данным ВМТО, значения дозовых нагрузок персонала радиацион-
но опасных профессий соответствуют следующим значениям:
дефектоскописты
от 0,9 до 9,7 мЗв/год
медицинские работники, обслуживающие облучающие
от 0,5 до 2,36 мЗв/год
установки
дезактиваторщики
от 1,3 до 4,0 мЗв/год
рабочие захоронения
от 2,3 до 6,0 мЗв/год
рабочие, обслуживающие БГИ, РИП и пр.
от 1,5 до 2,0 мЗв/год
дозиметристы
от 2,8 до 5,8 мЗв/год
работники каротажных станций
от 0,61 до 1,66 мЗв/год
водители спецавтомобиля
от 0,05 до 3,0 мЗв/год
Как видно, дозовые нагрузки не превышают установленных пределов дозы для
персонала, что свидетельствует о надежности существующей радиационной защи-
ты от внешнего облучения в условиях нормальной работы.
Результаты радиационного контроля параметров радиационной обстановки на
РОО находятся на уровне фоновых значений местности.
Превышения установленных допустимых уровней по всем параметрам радиаци-
онного контроля отсутствовали. Выбросы и сбросы радионуклидов не превысили
разрешенных значений.
Анализ отчетов спецкомбинатов «Радон» о состоянии РБ и результаты надзора за
РБ показывают, что радиационная обстановка в зонах строгого режима, санитарно-
защитных зонах и зонах наблюдения является удовлетворительной. Загрязнения по-
мещений, транспортных средств и природной среды не превышают установленных
контрольных уровней. Величины выбросов радионуклидов в атмосферу и сбросов
по системам канализации не превышают разрешенных значений.
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РОО и ве-
домственный контроль за РБ, определяется по выборочным проверкам персонала в
ходе инспекций и в основном соответствует действующим требованиям.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты РОО
организаций, по-прежнему включали в себя как меры организационного характе-
ра (разработка и пересмотр документов), так и меры инженерно-технического ха-
рактера (совершенствования средств охранной сигнализации, защитных барьеров,
сил охраны и т.п.). В целом состояние физической защиты в большинстве поднад-
зорных организаций обеспечивает сохранность источников излучения и исключает
доступ к ним посторонних лиц. Как правило, объекты охраняются ведомственной
или вневедомственной охраной. Хранение источников излучения осуществляется в
специально отведенных и оборудованных для этих целей помещениях, оснащенных
системой охранной сигнализации, выведенной на пульт охраны. В рабочее время
сохранность источников обеспечивается производителями работ. В настоящее вре-
мя организациями проводится анализ соответствия существующих систем физиче-
ской защиты требованиям Правил физической защиты радиационных источников,
пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01) и устранение недостатков
и замечаний, вскрытых при проведении инспекций.
83
Деятельность отделов по своему предназначению.
Государственный надзор за состоянием РБ организаций осуществляли 7 отделов
по надзору за РБ межрегиональных территориальных округов, 43 отдела инспекций
РБ, сотрудники 11 отделов инспекций ядерной и РБ других направлений надзора,
на которых эти обязанности возложены руководством округов Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Задачи, функции и компетенция отделов определены в их положениях, утверж-
денных приказами руководителей округов. Перечни поднадзорных организаций, за-
крепленных за отделами для надзора на 2004 г., утверждены руководителями округов.
Поднадзорные организации распределены между сотрудниками отделов надзора и
инспекций распоряжениями начальников соответствующих отделов.
В отчетном периоде отделы инспекций округов осуществляли взаимодействие
с органами исполнительной власти, Госсанэпиднадзором, таможнями, органами
МЧС, природоохранной прокуратурой.
Взаимодействие осуществлялось в форме организации и проведения совместных
инспекций, комиссий по расследованию радиационных происшествий (аварий),
разработке и выполнению совместных планов, обмена и контроля за исполнением
мероприятий по вопросам РБ.
Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, в основном имеет до-
статочно высокую квалификацию. Повышение профессионального уровня прово-
дится в форме самоподготовки в системе технической учебы, а также семинарских
занятий по изучению нормативных документов по РБ, законодательных актов РФ,
приказов, распоряжений, руководящих документов Федеральной службы по атом-
ному надзору и округов.
По представленным материалам округов с лучшей стороны отмечена работа ОИРБ
Московской обл., Липецкого и Окского ОИРБ (ЦМТО); Архангельско-Ненецко-
го ОИЯРБ (СЕМТО); ОИРБ в Республике Башкортостан, Республике Татарстан,
Республике Удмуртия (ВМТО); Северо-Кавказского и Центрально-Черноземного
ОИРБ (ДМТО); Новосибирского, Иркутского и Кемеровского ОИРБ (СМТО).
На основании проведенного анализа и полученной от межрегиональных терри-
ториальных округов информации о нарушениях радиационной безопасности в ор-
ганизациях народного хозяйства за 2004 года установлено:
1. В целом анализ радиационной обстановки показывает, что:
существующие системы и элементы, важные для безопасности (системы пере-
мещения и фиксации радионуклидных источников, системы управления РИ, си-
стемы сигнализации и оповещения о радиационной аварии, системы блокировок,
системы физических барьеров, системы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения,
системы вентиляции и др.), обеспечили безопасность персонала и населения. При
этом на РОО по-прежнему отмечается достаточно большое количество систем обе-
спечения РБ, которые не в полной мере соответствуют требованиям существующих
нормативных документов и требуют замены или модернизации;
радиационные факторы, создаваемые технологическими процессами на рабочих
местах (выбросы, сбросы, загрязнения, наведенная активность), не оказывают воз-
действия на население и персонал выше допустимых значений;
вероятность радиационных аварий существует, но масштаб аварий может све-
стись к локальному уровню и не приведет к тяжелым последствиям.
84
2. Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору в целом обеспечили эффективный контроль за со-
стоянием радиационной безопасности на закрепленных территориях.
3. По результатам проведенных инспекций и проверок состояние радиационной
безопасности большинства поднадзорных организаций народного хозяйства оце-
нивается как хорошее или удовлетворительное.
В то же время на ряде поднадзорных организаций по оценке Северо-Европейско-
го округа — ПНК «Радиохим» Опытного завода ФГУП РНЦ «Прикладная химия» и
ФГУП «Гидрографическое предприятие» (ФГУПГП Минтранса России), состояние
радиационной безопасности оценивается как неудовлетворительное.
4. Настоятельно требуют решения вопросы своевременной сдачи на утилизацию
или захоронение накопленных в организациях радиоактивных отходов, утилизации
РИТЭГ, выслуживших установленные сроки службы и аварийных; вывод из эксплу-
атации мощных радиоизотопных установок и перегрузка действующих мощных ра-
диоизотопных установок; завершение создания системы государственного учета и
контроля РВ и РАО; доведение системы физической защиты РИ, РВ и РАО до тре-
бований, предусмотренных НП-034-01.
5. Требует решения проблема утилизации радиационной техники, у которой за-
щита выполнена из обедненного урана.
2.2.6. Проектно-конструкторские организации и организации (предприятия),
изготавливающие оборудование для объектов использования атомной энергии
В 2004 году осуществлялось регулирование безопасности при конструировании
и изготовлении оборудования для ядерно и радиационно опасных объектов.
Осуществлялся надзор за деятельностью 794 предприятий, осуществляющих про-
ектирование, конструирование и изготовление оборудования для ядерных устано-
вок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов, радиоак-
тивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, экспертизу конструкторской и
технологической документации, в том числе:
171 конструкторской организации;
592 заводов-изготовителей;
9 проектных организаций, имеющих лицензии на проектирование и конструи-
рование атомных станций;
22 экспертных предприятия.
Кроме того, осуществлялся надзор за деятельностью 170 конструкторских отде-
лов, входящих в состав заводов-изготовителей.
В отчетном периоде центральный аппарат и МТО выдали лицензии: конструктор-
ским организациям — 103, заводам-изготовителям — 174 и экспертным предприяти-
ям — 4 (в 2003 г. выдано соответственно 85, 203 и 11 лицензий). Отказано в выдаче
лицензий трем предприятиям по причине представления недостоверной информа-
ции. Решений о приостановке действия или аннулировании лицензии не было. В
течение года не отмечено случаев осуществления предприятиями и организациями
деятельности по конструированию и изготовлению оборудования для объектов ис-
пользования атомной энергии без лицензии Службы.
В 2004 году центральным аппаратом выдано 3 лицензии на конструирование обо-
рудования, 6 — на изготовление оборудования и 4 — на проведение экспертизы кон-
структорской и технологической документации на оборудование.
85
Осуществлялся контроль за проведением работ по повышению качества и на-
дежности оборудования и трубопроводов, научно-исследовательских работ по из-
учению хрупкой прочности корпусов ядерных реакторов типа ВВЭР, исследованию
состояния трубопроводов Ду300 реакторов РБМК, исследованию состояния труб-
ных систем и коллекторов парогенераторов ВВЭР-1000.
Основной объем государственного надзора осуществлялся за конструированием
и изготовлением оборудования, предназначенного для модернизации и продления
срока эксплуатации действующих атомных станций, для сооружения 2 блока Ро-
стовской АЭС, 5 блока Курской АЭС, 5 блока Балаковской АЭС.
В организациях (предприятиях), конструирующих и изготавливающих оборудо-
вание и проводящих экспертизы в 2004 г. было проведено 1718 (1941) инспекций, в
том числе 9 (25) комплексных, 497 (525) целевых, 1212 (1391) оперативных. Кроме
того, проведено 509 (838) инспекций комплектов конструкторской документации
и 15 603 (16 068) инспекций оборудования (в скобках указано количество аналогич-
ных инспекций в 2003 г.). В целом количество проведенных инспекций несколько
снизилось по сравнению с 2003 г. В ходе инспекций выявлено 1735 нарушений тре-
бований норм, правил и условий действия лицензий на конструирование и изготов-
ление оборудования (в 2003 г. — 2772 нарушения), что свидетельствует о повышении
ответственности предприятий по выполнению требований по безопасности. Нару-
шения в основном устранены в сроки, установленные предписаниями. Четыре раза
за нарушение требований норм и правил по безопасности при конструировании и
изготовлении оборудования применялись штрафные санкции. Всего оштрафовано
4 человека на общую сумму 12 000 рублей.
Анализ причин выявленных нарушений показал, что большинство выявленных
нарушений не оказывали существенного влияния на качество и безопасность обо-
рудования и имели случайный характер. Имелся один случай поставки на Ленин-
градскую АЭС ОАО «РИФ-Терминал» арматуры, не соответствующей нормативным
требованиям. Эксплуатирующей организацией по этому случаю выпущен приказ с
мероприятиями по исключению подобных нарушений.
Инспекторский состав и руководство отделов по надзору за изготовлением обо-
рудования в 2004 году проводили совещания с руководством и специалистами под-
надзорных предприятий (организаций), на которых на конкретных примерах объ-
яснялась роль программ обеспечения качества в создании на предприятиях условий,
позволяющих своевременно предупреждать нарушения и/или устранять их на самых
ранних стадиях появления. Основное внимание руководителей и специалистов об-
ращалось на необходимость создания организационно-технических предпосылок
выполнения установленных нормативных требований.
Наиболее характерной мерой устранения выявленных нарушений была разра-
ботка и последующая реализация мероприятий по их устранению.
Выявленные нарушения устранялись поднадзорными предприятиями (органи-
зациями) в предписанные сроки.
Осуществлялось регулирование технической безопасности при эксплуатации рас-
положенных на территории 79 объектов использования атомной энергии:
сосудов, работающих под давлением;
трубопроводов пара и горячей воды;
паровых и водогрейных котлов;
стационарных грузоподъемных кранов.
86
В общей сложности под надзором находится в настоящее время:
4490 единиц сосудов, котлов, трубопроводов;
725 стационарно установленных грузоподъемных кранов.
Особенностью регулирования технической безопасности при эксплуатации тако-
го оборудования является то, что его отказы в работе или разрушение могут явить-
ся исходным событием радиационной или ядерной аварии на объекте использова-
ния атомной энергии, т.е. помимо аспектов технической безопасности учитывались
аспекты ядерной и радиационной безопасности.
В целом за последние 5 лет не отмечено аварий на оборудовании, приведших к
травматизму персонала или смертельным случаям. Однако 6 апреля 2004 года на 3-м
энергоблоке Смоленской АС произошел инцидент, приведший к травме работника
станции. Падение крышки контейнера для твердых высокоактивных отходов при
проведении работ по перемещению контейнера произошло вследствие нарушений
правил ТБ при организации и проведении работ с грузоподъемным краном.
Имеются случаи нарушения персоналом требований норм и правил при эксплу-
атации, ремонте и техническом обслуживании оборудования. Так, при проведенных
в 2004 году 472 инспекциях эксплуатируемого оборудования выявлено 363 наруше-
ния требований норм и правил по безопасности (в 2003 г. — 361).
2.2.7. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
Состояние системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
В 2004 году поднадзорными организациями продолжены работы по созданию
и обеспечению функционирования системы государственного учета и контроля
ядерных материалов в соответствии с Правилами организации системы государ-
ственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.06.98 № 746, и Положением о госу-
дарственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденным постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 15.12.99 № 962, а также федеральны-
ми нормами и правилами «Основные правила учета и контроля ядерных матери-
алов» (НП-030-01), утвержденными постановлением Госатомнадзора России от
09.06.01 № 7.
Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, руковод-
ствуются также ведомственными документами и документами эксплуатирующих
организаций, предусмотренными НП-030-01.
Концерн «Росэнергоатом» и ОАО «ТВЭЛ» при участии специалистов Ростехнад-
зора разрабатывают руководящие документы уровня эксплуатирующих организаций
по вопросам учета и контроля ядерных материалов:
Расчет границ допустимых расхождений по составу и массе ядерных материалов
при передаче между предприятиями для целей учета и контроля;
Расчет границ допустимых расхождений по массе ядерных материалов и специ-
альных неядерных материалов при проведении физической инвентаризации;
Методические указания по выполнению измерений ядерных материалов на атом-
ных станциях концерна «Росэнергоатом» в целях их учета и контроля.
Однако до настоящего времени Росатомом не введены формы отчетов по ЗБМ,
что снижает эффективность системы государственного учета и контроля ядерных
материалов.
Ростехнадзор в отчетном году разработал и ввел в действие следующие документы:
87
Руководство по безопасности Методические рекомендации по проведению фи-
зической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и пунктах
хранения ядерных материалов (РБ-026-04);
Методические указания по проверке выполнения основных правил учета и кон-
троля ядерных материалов (РД-07-02-2004).
Анализ применяемых средств измерений, методик выполнения измерений.
В поднадзорных организациях для целей учета и контроля ядерных материалов в
основном используется весовое оборудование в сочетании с аналитическими мето-
дами определения состава ядерных материалов. Работы по внедрению методов не-
посредственного измерения массы урана и плутония с использованием нейтронных
счетчиков, а также методов определения изотопного состава и обогащения урана
гамма-спектрометрическими методами проводятся низкими темпами. Основной
трудностью является отсутствие методик выполнения измерений. В связи с этим на
ряде предприятий (ФГУП «СХК», ФГУП «УЭХК», РНЦ «Курчатовский институт»)
самостоятельно разрабатываются методики выполнения измерений, осуществляется
изготовление стандартных образцов ядерных материалов, проводятся неразрушаю-
щие измерения в целях учета и контроля ядерных материалов.
Анализ применяемых средств контроля доступа на объектах использования атом-
ной энергии.
На большинстве объектов использования атомной энергии наряду с использо-
ванием современных устройств индикации вмешательства (УИВ) продолжается
применение свинцовых пломб и мастичных печатей, которые не имеют идентифи-
кационных признаков и не соответствуют требованиям НП-030-01. Поскольку на
российском рынке присутствуют УИВ отечественных изготовителей, идет процесс
переговоров между российскими производителями пломб и поднадзорными пред-
приятиями об оснащения предприятий пломбами, имеющими идентификаторы и
обладающими высокой степенью защищенности от сокрытия признаков несанк-
ционированного вмешательства. Требуется развитие нормативной базы в области
применения УИВ на объектах использования атомной энергии, в первую очередь
отраслевых стандартов Росатома.
Оценка содержания ядерных материалов в отработавшем ядерном топливе и РАО.
Оценка содержания ядерных материалов в ОЯТ и РАО проводится в организаци-
ях расчетными методами. Измерения массы и состава ядерных материалов в РАО в
настоящее время не производится, однако предприятиями Росатома осуществляют-
ся разработки методов непосредственного измерения количества и состава ядерных
материалов в ОЯТ и РАО.
Оценка инвентаризационной разницы между зарегистрированным и установленным
при проведении физической инвентаризации количеством ядерных материалов.
На большинстве ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов ин-
вентаризационная разница по-прежнему определяется по результатам физической
инвентаризации ядерных материалов в форме учетных единиц и равна нулю, что
указывает на отсутствие излишков или недостач ядерных материалов. Случаев пре-
вышения величины инвентаризационной разницы сверх установленных пределов
в отчетном году не отмечалось. Проведение анализа достоверности представляемых
88
данных, относящихся к материалам в балк-форме, затруднено из-за отсутствия ме-
тодик проведения оценки величины инвентаризационной разницы с учетом ее ста-
тистического характера и отсутствия требований к оценке и анализу инвентариза-
ционной разницы.
Проведение инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов, выяв-
ленные нарушения требований нормативной документации.
В 2004 году под надзором находились 55 организаций, осуществляющих обраще-
ние с ядерными материалами, в которых было создано 296 ЗБМ. Сведения о надзо-
ре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов в 2004 году
приведены в следующей таблице:
Наименование сведений
Коли-
п/п
чество
1
Количество поднадзорных объектов
55
2
Количество зон баланса материалов
296
3
Количество проведенных целевых инспекций
105
4
Количество проведенных оперативных инспекций
173
5
Количество проведенных инспекций с приборами неразрушающего анали-
46
за ядерных материалов
6
Количество выявленных нарушений норм и правил
240
7
Количество выявленных нарушений УДЛ
44
8
Количество выданных предписаний на устранение выявленных нарушений
345
Сведения об интенсивности (количество проведенных инспекций на один под-
надзорный объект) и эффективности (количество выданных пунктов предписаний
на одну инспекцию) приведены в следующей таблице:
Округ
Количе-
Количество
Количество
Интенсивность
Эффективность
ство объ-
инспекций
предписаний
инспекций
инспекций
ектов
2003
2004
2003
2004
2003
2004
2003
2004
ВМТО
6
35
31
35
20
5,8
5,2
1
0,7
ДМТО
3
36
30
0
0
12
10
0
0
СЕМТО
15
17
17
4
23
1,1
1,1
0,2
1,4
СМТО
9
81
73
99
103
9
8,1
1,3
1,4
УМТО
5
73
75
28
31
14,6
15
0,4
0,4
ЦМТО
17
93
52
168
168
5,5
3,1
1,8
3,2
Итого
55
335
278
334
345
6,1
5,0
1,0
1,2
Количественные данные по инспекциям за период 1999-2004 года приведены в
следующей таблице:
Год
Количество про-
Количество
Количество на-
Общее
Количество
веденных ин-
нарушений
рушений УДЛ
количество
выданных
спекций
НТД
нарушений
предписаний
1999
115
164
41
205
68
2000
312
254
56
310
183
2001
291
305
46
351
270
89
Год
Количество про-
Количество
Количество на-
Общее
Количество
веденных ин-
нарушений
рушений УДЛ
количество
выданных
спекций
НТД
нарушений
предписаний
2002
303
305
47
352
271
2003
335
175
67
242
334
2004
278
240
44
274
345
Всего
1634
1443
301
1734
1471
Проведенный анализ инспекций учета и контроля ядерных материалов пока-
зывает, что наилучшие результаты надзорной деятельности в целом в течение всего
2004 года достигнуты в Сибирском, Центральном и Северо-Европейском межреги-
ональных территориальных округах.
Анализ показывает, что заложенные в федеральных нормах и правилах НП-030-01
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов» требования не выполня-
ются в полном объеме не только по причине недостаточной технической и методи-
ческой оснащенности, но и из-за уровня культуры ядерной безопасности, проявля-
ющегося в недостаточном внимании администрации к вопросам учета и контроля
ядерных материалов. Отмечается низкий уровень административного контроля за
ядерными материалами.
Анализ случаев хищений, утрат или несанкционированного использования ядер-
ных материалов. Выявленные недостатки объектовых систем учета и контроля ядер-
ных материалов.
За отчетный период службами организаций были выявлены 11 аномалий в учете
и контроле ядерных материалов.
Из них:
при передачах ядерных материалов между организациями — 7;
при инвентаризации ядерных материалов, длительное время находившихся на
складах без движения, — 3;
по результатам проверки установленных устройств индикации вмешательства — 1.
Семь аномалий было выявлено на ФГУП «СХК» и по одной на УЭХК, ОАО
«НЗХК» и ОАО «ПГХО».
Во всех случаях предприятиями были организованы комиссии по расследованию
аномалий. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору осуществляла контроль работы комиссий или непосредственно участвова-
ла в их работе.
Анализ выявленных в 47 организациях нарушений ФНП и УДЛ, а также тот факт,
что аномалии выявлены при осуществлении технологических операций, не связан-
ных непосредственно с проведением физической инвентаризации или проведени-
ем подтверждающих измерений, указывают на то, что у большинства организаций
система государственного учета и контроля работает с низкой эффективностью.
Выполнение плана повышения квалификации, анализ эффективности форм обу-
чения.
В целях повышения квалификации специалистов Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору выполнена утвержденная на
2004 год программа обучения, включающая следующие учебные курсы:
по основам инспекционной деятельности в области учета и контроля ядерных
материалов;
90
по инспектированию учета и контроля ядерных материалов на ядерных установ-
ках и пунктах хранения с ядерным материалом в виде балк-формы и в виде учетных
единиц;
по применению гамма-спектрометрических и нейтронных методов и приборов
неразрушающего анализа при осуществлении надзора за учетом и контролем ядер-
ных материалов;
по применению статистических методов при планировании инспекции и при
анализе результатов ее проведения;
по измерению массы урана в технологическом оборудовании;
по использованию устройств индикации вмешательства в надзорной деятельности.
Были проведены практические курсы повышения квалификации по инспекти-
рованию учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках и пунктах
хранения с ядерным материалом в виде балк-формы и в виде учетных единиц с уча-
стием поднадзорных объектов (ФГУП «УЭХК», ОАО «НЗХК», Объединенный ин-
ститут ядерных исследований).
На базе ФГУП «ПО «Маяк» и ФГУП «СХК» проведены практические инспек-
ции-семинары по проведению инспекционных измерений и применению прибо-
ров неразрушающего анализа при осуществлении надзора за учетом и контролем
ядерных материалов.
Всего на учебных курсах и курсах повышения квалификации прошли обучение
около 80 сотрудников Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, осуществляющих надзор за учетом и контролем ядерных ма-
териалов.
Анализ эффективности обучения и опрос слушателей показал, что наиболее эф-
фективными являются вновь разработанные и внедренные учебные курсы (приме-
нение УИВ, измерения отложений ядерных материалов в оборудовании), а также
курсы с последующим повышением квалификации на базе практических занятий
(учебные инспекции, курсы на базе поднадзорных объектов, инспекции-семинары
по проведению измерений).
Данные по обучению специалистов межрегиональных территориальных округов
Ростехнадзора по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
91
Обеспечение межрегиональных территориальных округов приборами для контроля
и идентификации ядерных материалов.
В связи с разработкой и развитием «Программы инспекционных измерений ядер-
ных материалов» инспекционные измерения ядерных материалов с применением
приборов неразрушающего анализа осуществляются более целенаправленно, про-
должает увеличиваться количество инспекций с применением приборов неразруша-
ющего анализа: 29 (9,6 %) в 2002 году, 36 (10 %) в 2003 году и 46 (17 %) в 2004 году.
В 2004 году совместно с ВНИИНМ им. академика А.А. Бочвара начата разработка
методики выполнения неразрушающих измерений изотопного состава плутония и
переработка методик выполнения измерений обогащения и изотопного состава ура-
на. Данные методики планируется использовать как в целях учета и контроля ядер-
ных материалов поднадзорными предприятиями, так и в целях надзора. Завершение
работ и аттестация методик планируется на 2005 год.
В 2004 году проведено исследование возможности измерений урана, прошедшего
переработку, в целях повышения точности инспекционных измерений.
Начата работа по разработке единого подхода и требований к планированию ин-
спекций состояния учета и контроля ядерных материалов с применением приборов
неразрушающего анализа. Завершение данной работы планируется в 2005 году.
Продолжается обучение и повышение квалификации специалистов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по использова-
нию приборов неразрушающего анализа.
Использование устройств индикации вмешательства при инспекциях.
В настоящее время в округах Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору продолжается освоение устройств индикации вме-
шательства типа «чашка Е». В 2004 году совместно с округами был проведен анализ
и определены перспективные типы УИВ для использования в надзорной деятель-
ности и потребности округов в УИВ. Проводится обучение инспекторов методам
использования УИВ и проверки их целостности.
На фотографии показан опытный комплект инструментов, предназначенных для
установки, снятия и проверки целостности УИВ.
УИВ и комплект инструментов изготавливаются фирмой «Страж».
92
Информационное обеспечение надзора за системой государственного учета и кон-
троля ядерных материалов.
Продолжается развитие информационной системы надзора за учетом и контро-
лем ядерных материалов. Система введена в опытную эксплуатацию в Центральном
аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, Центральном, Сибирском и Уральском межрегиональных территориальных
округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. Продолжится соз-
дание региональных ветвей информационной системы в Уральском и Сибирском
округах, организована работа по освоению информационной системы.
2.2.8. Объекты ведения горных работ
Минерально-сырьевая база, развитие горнодобывающего и других промышлен-
ных комплексов, связанных с использованием ресурсов недр, были и остаются осно-
вой суверенитета России.
Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Объемы
только перерабатываемой горной массы составляют 4,5 млрд т. Из недр России еже-
годно извлекается около 14 % товарной железной руды, апатитов — 55 %, калийных
солей — 16 %, цветных и редких металлов — 10-15 % от всего объема этих полезных
ископаемых, добываемых мировым сообществом.
Годовой объем добычи угля за 2004 год составил 287,55 млн т, в том числе под-
земным способом 105,5 млн т. Прирост добычи по сравнению с 2003 годом составил
17,2 млн т и в основном достигнут за счет ввода новых мощностей, внедрения новой
производительной техники и новых технологий.
Проблемы развития горного дела во все времена относились к числу приоритет-
ных государственных задач. В условиях наращивания темпов добычи минеральных
ресурсов вопросы промышленной безопасности горных производств и рациональ-
ного использования ресурсов недр приобрели особую остроту.
В настоящее время число организаций, осуществляющих деятельность в об-
ласти промышленной безопасности горных производств и объектов, составляет
5686 предприятий, где занято около 863 тыс. работающих. При этом количество под-
надзорных опасных производственных объектов составляет 16 874 ед., в том числе
в угольной промышленности: 153 шахты, 184 разреза, 53 обогатительные (брикет-
ные) фабрики; в горнорудной и нерудной промышленности: 244 подземных рудни-
ка, 5364 карьера, 1549 обогатительных, агломерационных, окомковательных, дро-
бильно-сортировочных фабрик.
По результатам работы горнодобывающих предприятий в 2004 году отмечается
неблагоприятная обстановка в вопросах предупреждения травматизма и аварийно-
сти на объектах угольной, горнорудной промышленности, добычи и переработки
общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных соору-
жений.
Уровень травматизма в 2004 г. на подконтрольных объектах перечисленных сек-
торов экономики составил 231 смертельно травмированный против 183 человек, по-
гибших в 2003 г. При этом в угольной промышленности число смертельно травми-
рованных составило 148 человек против 100 человек, погибших в 2003 г. На объектах
горнорудной, нерудной промышленности и строительства подземных сооружений
смертельный травматизм составил в 2004 г. 82 случая смертельных травм против
83 смертельных травм в 2003 году.
93
Систематические нарушения правил безопасности при перевозке взрывчатых
материалов на предприятиях горнорудной промышленности и геофизической раз-
ведки привели к ряду аварий, в том числе и с человеческими жертвами.
В ряде случаев ослаблен геолого-маркшейдерский контроль за соблюдением ка-
чества ведения горных работ и их соответствием проектным решениям, прежде всего
за соответствием паспортов крепления и управления кровлей фактическим горно-
геологическим и горно-техническим условиям, как со стороны надзорных органов,
так и со стороны специалистов подконтрольных организаций.
Прогнозные оценки удароопасности и мониторинг геодинамики горного мас-
сива месторождений, опасных по горным ударам, как показывают результаты рас-
следований аварий и групповых несчастных случаев, не обеспечивают принятия
действенных упреждающих мер. Не повышается эффективность инженерных ре-
шений в вопросах снижения степени опасности геодинамических проявлений на
рудниках и шахтах.
В числе основных причин роста количества аварий и смертельных травм остают-
ся низкий уровень инженерной культуры производства, слабая трудовая и техноло-
гическая дисциплина, недостаточная эффективность функционирования системы
производственного контроля на опасных производственных объектах, отсутствие
в ряде случаев глубокого анализа причин расследованных случаев травм и аварий,
использование упрощенных, формальных мероприятий по результатам проведен-
ных расследований.
До настоящего времени подконтрольными организациями горнорудной про-
мышленности не решаются задачи разработки и введения в действие технологи-
ческих регламентов основных производственных процессов на подземных горных
работах, предусмотренных требованиями п. 47 (ПБ 03-553-03). Отмеченный недо-
статок снижает уровень промышленной безопасности и касается деятельности всех
территориальных органов без исключения.
Развитию отмеченных негативных процессов при ведении горных работ, прояв-
лению случаев нарушений нормативных требований охраны недр способствует осла-
бление требовательности и принципиальности сотрудников горного надзора ряда
территориальных органов, прежде всего управлений Ростехнадзора по Читинской,
Оренбургской, Свердловской и Кемеровской областям, на подконтрольных объек-
тах которых систематически происходят травмы и аварии по аналогичным (повто-
ряющимся) причинам.
В 2004 году был смертельно травмирован на подконтрольных органам горного
надзора объектах 231 человек против 183 человек, погибших в 2003 году. Допущено
49 аварий против 44 в 2003 году. Динамика аварийности и травматизма представле-
на на рис. 2.2.8.1.
При этом в угольной промышленности число смертельно травмированных соста-
вило 148 человек против 100 человек, погибших в 2003 г. На объектах горнорудной,
нерудной промышленности и строительства подземных сооружений смертельный
травматизм составил в 2004 г. 82 случая против 83 смертельных травм в 2003 году.
Основными причинами и источниками производственного травматизма на объ-
ектах угольной промышленности остаются по-прежнему: взрывы метана, наруше-
ния требований безопасности, связанных с эксплуатацией шахтного транспорта,
машин и механизмов, обрушения кусков горной массы, проявления геодинамиче-
ских процессов.
94
Рис. 2.2.8.1. Динамика аварийности и травматизма на горнодобывающих предприятиях
С увеличением объемов добычи в горнодобывающей отрасли возросли аварий-
ность и смертельный травматизм. Несмотря на принимаемые меры по усилению
надзорной деятельности, своевременное выявление недостатков в проектных ре-
шениях объектов горных работ, дефектов оборудования при экспертизе промыш-
ленной безопасности, положение с обеспечением промышленной безопасности на
предприятиях остается по-прежнему сложным.
Состояние промышленной безопасности непосредственно связано с продол-
жающимся процессом старения основных фондов предприятий горнодобывающей
промышленности, с низкой технологической дисциплиной, несанкционированны-
ми действиями исполнителей работ, слабыми знаниями персоналом требований и
приемов безопасного выполнения работ.
Нарастает негативная тенденция, при которой владельцами предприятий обнов-
ляются только технологические машины и оборудование, задействованные непо-
средственно на добыче полезных ископаемых (на очистных работах). Вместе с тем
значительная часть инженерного оборудования, зданий и сооружений, по мнению
владельцев, второстепенных и менее значимых объектов не обновляются.
В ряде случаев высокий уровень аварийности и травматизма обусловлен недоста-
точной эффективностью функционирования системы производственного контро-
ля на опасных производственных объектах, низким уровнем инженерной культуры
производства, слабой трудовой и технологической дисциплиной.
Аналогичные причины обусловливают смертельный травматизм в горнорудной
промышленности. Кроме того, аварийность на объектах горнорудной и нерудной
промышленности увеличивается за счет возрастания числа аварий при эксплуата-
ции большегрузных автосамосвалов на карьерах.
Для стабильного и устойчивого развития горных предприятий необходимо фор-
сировать работы по внедрению современных систем управления промышленной
95
безопасностью, позволяющих создавать благоприятные условия для снижения ри-
ска возникновения аварий на опасных производственных объектах до уровня, при-
емлемого на современном этапе развития общества.
Необходимость преодоления кризисного состояния безопасности горных ра-
бот перед органами горного надзора формирует комплекс задач по повышению
эффективности надзорной деятельности, направленной на предупреждение травм
и аварий, повышению эффективности системы производственного контроля, в
том числе в целях уменьшения административных барьеров в деятельности опас-
ных производственных объектов горнодобывающей промышленности, повыше-
нию их самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности
в области промышленной безопасности и охраны недр в новых экономических
условиях.
В рамках решения изложенных задач Управлением горного надзора в марте 2005 г.
в г. Челябинске было проведено совещание с руководителями территориальных над-
зорных органов, руководством горнодобывающих предприятий, научно-исследо-
вательских, проектных и экспертных организаций, на которых были рассмотрены
итоги работы в 2004 г. и определены ключевые направления работы на 2005 г., на-
правленной на устранение вскрытых недостатков в повышении обеспечения без-
опасных условий ведения горных работ.
В том числе на совещании были рассмотрены вопросы, касающиеся устранения
недостатков, отмеченных в Представлении Генеральной прокуратуры Российской
Федерации по результатам проведенных в 2004 г. проверок деятельности надзорных
органов.
Вопросы совершенствования деятельности отраслевых горноспасательных служб
и формирований по инициативе Управления горного надзора были рассмотрены в
апреле текущего года в г. Новомосковске на базе Новомосковского горноспасатель-
ного отряда быстрого реагирования ФГУП «Центральный штаб ВГСЧ угольной про-
мышленности» в ходе межведомственного совещания руководителей служб.
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных
органов представлены в табл. 2.2.8.1.
Таблица 2.2.8.1
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных органов
Показатели надзорной и контрольной
Горная промыш-
Угольная промыш-
деятельности
ленность
ленность
2003 год
2004 год
2003 год
2004 год
Количество подконтрольных организаций
4434
5011
658
675
Количество выявленных нарушений
31 238
129 036
195 086
188 264
Количество приостановок работ в опасных усло-
4857
4416
23 960
24 027
виях по предписаниям органов Ростехнадзора
Количество аварий
14
14
30
35
Количество смертельных травм
83
82
100
148
2.2.8.1. Угольная промышленность
Угольная промышленность России на 01.01.2004 года представлена 153 действу-
ющими шахтами, 184 разрезами, 53 обогатительными и брикетными фабриками (в
эксплуатации находится более 14 тыс. опасных объектов и технических единиц).
Общая добыча угля за 2004 год составила 287,5453 млн т, в том числе подземным
96
способом 105,4848 млн т. По сравнению с 2003 годом общая добыча угля возросла
на 17,2 млн т.
В рамках реструктуризации угольной промышленности, начатой в 1994 г., про-
цесс ликвидации (консервации) угольных предприятий продолжается, при этом ко-
личество закрывающихся предприятий значительно превышает количество строя-
щихся. Министерством промышленности и энергетики РФ в 2004 г. был утвержден
перечень особо убыточных шахт и разрезов, подлежащих ликвидации, — 189 уголь-
ных предприятий.
Проводимая реструктуризация угольной отрасли фактически сведена к закры-
тию неперспективных и особо убыточных предприятий и коренным образом на
улучшении состояния промышленной безопасности на перспективных, стабильно
работающих шахтах и разрезах не сказалась. Состояние промышленной безопасно-
сти напрямую связано с продолжающимся процессом старения основных фондов
угольных предприятий, с низкой технологической дисциплиной, несанкциониро-
ванными действиями исполнителей работ, слабыми знаниями персоналом требо-
ваний и приемов безопасного ведения работ и др.
За 2004 год состояние промышленной безопасности на предприятиях угольной
промышленности значительно ухудшилось. Если в 2003 году было зарегистрирова-
но 30 аварий, то в 2004 году 35, т. е. на 16,6 % аварийность увеличилась. Наибольшее
количество аварий 25 из 35 произошло на предприятиях, подконтрольных Управле-
нию по Кемеровской области. Допущен рост аварийности на предприятиях, подкон-
трольных межрегиональному Управлению по Красноярскому краю. Распределение
аварий по видам представлено в табл. 2.2.8.1.1.
Таблица 2.2.8.1.1
Аварии в угольной промышленности
Вид аварии
Число аварий
п/п
2003 год
2004 год
+/-
1
Эндогенный, экзогенный пожар
8
9
+1
2
Вспышка, возгорание, взрыв метана
7
9
+2
3
Выбросы угля, газа
2
+2
4
Затопления, прорыв воды
2
1
-1
5
Электрооборудование
2
+2
6
Обрушения угля, пород
8
5
-3
7
Машины и механизмы
8
Разрушение технических устройств
2
1
-1
9
Горный удар
1
+1
10
Прочие
3
5
+2
Всего
30
35
+5
Число смертельно травмированных в результате аварий и несчастных случаев на пред-
приятиях угольной отрасли за 2004 год значительно увеличилось (табл. 2.2.8.1.2). Если в
2003 году было смертельно травмировано 100 человек, то в 2004 году 148 (подзем-
ные работы — 132 чел., открытые — 9 чел. и на поверхности — 7 чел.), т.е. произо-
шло увеличение смертельных травм на 48 %. И этот рост непосредственно связан с

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..