ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 4

 

 

49
Госсанэпиднадзора России. Разрешением установлены нормы сброса - временный
лимит поступления радионуклидов в промышленные водоемы. Срок действия раз-
решения до конца 2005 г.
«Комплексным планом мероприятий по обеспечению решения экологических
проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП «ПО «Маяк» (да-
лее - Комплексный план мероприятий) и «Мероприятиями по сокращению сбро-
сов жидких средне- и низкоактивных отходов ФГУП «ПО «Маяк» предусмотрено
снижение объемов сбросов ЖРО. Прекращение сбросов ЖРО в водоемы В-9 и В-17
планируется в 2008 г., а в Теченский каскад водоемов - в 2010 г.
В течение 2004 г. не было случаев превышения установленных величин разрешен-
ных сбросов радионуклидов в окружающую среду.
За отчетный период на основании постановления Правительства Российской Фе-
дерации от 11.07.2003 № 418 предприятиям ФГУП «ПО «Маяк» и ФГУП «ГХК» было
выдано 7 разрешений Ростехнадзора на ввоз и дальнейшую переработку облученных
тепловыделяющих сборок (ОТВС) ядерных реакторов (ФГУП «ПО «Маяк» — одно
разрешение, ФГУП «ГХК» - 6 разрешений).
На ФГУП «ГХК» эксплуатация хранилища ОТВС реакторов ВВЭР-1000 осу-
ществляется в соответствии с установленными проектом пределами и условиями
безопасной эксплуатации. По состоянию на декабрь 2004 г. хранилище заполнено
на 66,65%.
Обращение с ядерными материалами при их транспортировании.
В отчетном периоде транспортирование ядерных материалов осуществлялось
всеми видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным (мор-
ским) и воздушным. Воздушным транспортом перевозилось свежее ядерное топли-
во для атомных электростанций и исследовательских реакторов, расположенных за
пределами Российской Федерации. Морскими видами транспорта перевозились
ядерные материалы в рамках обеспечения контрактов, заключенных российскими
организациями с иностранными фирмами, на выполнение работ по производству
гексафторида урана и его обогащению по изотопу U-235 до 5масс%. Морские пере-
возки осуществлялись через Санкт-Петербургский морской торговый порт. Вну-
трироссийские перевозки ядерных материалов осуществлялись железнодорожным
и автомобильным транспортом. Морские судоходные компании, как российские,
так и иностранные, и авиакомпании, перевозившие ядерные материалы, имели со-
ответствующие лицензии Ростехнадзора на обращение с ядерными материалами и
радиоактивными веществами при их транспортировании.
В связи с принятием в январе 2003 г. нового Федерального закона «О федераль-
ном железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные
перевозчики должны будут получать соответствующие лицензии на осуществление
своей деятельности, в том числе и лицензии Ростехнадзора.
До настоящего времени вопрос о получении соответствующих лицензий желез-
нодорожными перевозчиками не решен.
В течение 2004 г. было подписано соглашение о взаимодействии Росатома и Рос-
технадзора в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности при транс-
портировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них. Также
следует отметить, что продолжалась разработка федеральных норм и правил «Тре-
бования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий ра-
50
диационных аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных
веществ».
В 2004 г. были рассмотрены материалы по обоснованию безопасности использова-
ния нового типа контейнера для транспортирования и длительного сухого хранения
ОТВС ядерных энергетических установок ледокольного флота - металлобетонного
контейнера. По результатам рассмотрения был согласован сертификат-разрешение
на конструкцию транспортного упаковочного комплекта ТУК-120.
В ближайшие годы заканчивается установленный срок эксплуатации некоторых
типов транспортных упаковочных комплектов и специальных транспортных средств
для транспортирования ОТВС. В связи с этим ранее Ростехнадзором было обращено
внимание эксплуатирующих организаций ФГУП «ГХК» и ФГУП «ПО «Маяк» на не-
обходимость выполнения требований нормативных документов, предписывающих
вывести их из эксплуатации с последующей утилизацией образовавшихся радиоак-
тивных отходов или по установленной процедуре продлить назначенный срок их экс-
плуатации. Указанными эксплуатирующими организациями с привлечением специа-
лизированных организаций в 2004 г. продолжены работы по продлению назначенного
срока эксплуатации транспортных упаковочных комплектов ТК-6, ТК-10 и ТК-13.
В 2004 г. утвержден и с января 2005 г. вводится в действие нормативный доку-
мент — Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов
(НП-053-04). Данный документ был разработан в соответствии с идеологией доку-
ментов МАГАТЭ, регламентирующих безопасность перевозки радиоактивных ма-
териалов. В связи с этим предстоит большая работа по внедрению указанного доку-
мента в практику транспортирования радиоактивных материалов.
В 2004 г. была разработана и утверждена Инструкция по осуществлению надзо-
ра за безопасностью при транспортировании ядерных материалов (РД-06-01-2004).
Приказ Ростехнадзора от 26.08.2004 № 1.
Для повышения эффективности регулирования безопасности при транспорти-
ровании ядерных материалов необходимо предпринять следующее:
при лицензировании деятельности по транспортированию ядерных материалов
должно быть обращено внимание на возможность появления новых маршрутов пе-
ревозки и размещения на новых местах объектов, входящих в инфраструктуру транс-
портирования ядерных материалов;
одной из важных проблем, которую необходимо решить в ближайшем будущем,
является выработка критериев и процедур для принятия решений о возможности
или невозможности эксплуатации ТУК с выработанным ресурсом времени эксплу-
атации. Следует запланировать разработку соответствующего нормативного доку-
мента Ростехнадзора.
В 2004 г. не отмечено случаев нарушения требований безопасности при ввозе
ядерных материалов на территорию Российской Федерации.
Результаты анализа деятельности поднадзорных объектов по повышению уровня
ядерной и радиационной безопасности.
В 2004 г. эксплуатирующими организациями в целях повышения безопасности
объектов ядерного топливного цикла был реализован ряд мероприятий.
Работы по повышению уровня безопасности ведутся в соответствии с планами
организационно-технических мероприятий, в которых планируются внедрение без-
опасного оборудования, разработка необходимой конструкторской документации,
51
изготовление и реконструкция установок, аппаратов, создание и пересмотр соот-
ветствующей документации, подготовка и переподготовка персонала и т.д.
Так, например, на ФГУП АЭХК в течение 11 мес 2004 г. были выполнены основ-
ные работы, включенные в «План мероприятий по улучшению состояния ядерной
и радиационной безопасности на 2004 год» от 11.02.2004 № 26/115.
Ядерная и радиационная безопасность на объектах ядерного топливного цикла
поддерживается в основном на уровне требований действующей нормативной до-
кументации как за счет технического обеспечения безопасности, так и выполнения
необходимых компенсирующих мероприятий.
Тем не менее в эксплуатации имеется морально и физически устаревшее обо-
рудование, ресурс которого исчерпан или близок к исчерпанию, что может стать
исходным событием для аварийной ситуации. Поэтому особое внимание при осу-
ществлении надзорной деятельности уделяется соблюдению правил обслуживания
и эксплуатации оборудования с контролем установленных параметров ядерной без-
опасности, а также формированию системы планово-предупредительных ремонтов
и выполнению необходимых процедур продления назначенных сроков эксплуата-
ции оборудования.
Меры по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности.
Для повышения безопасности на поднадзорных предприятиях в течение 2004 г.
был принят ряд мер, в том числе:
на объектах ядерного топливного цикла разработаны мероприятия по повыше-
нию уровня безопасности, и выполнение этих мероприятий взято под надзор соот-
ветствующими отделами инспекций;
подготовлены аналитические обзоры состояния безопасности ряда поднадзор-
ных предприятий, и указанные обзоры были направлены руководителям этих пред-
приятий;
по нарушениям, допущенным на предприятиях топливного цикла, проведены
комиссионные расследования и подготовлены соответствующие акты.
К недостаткам в обеспечении безопасности объектов ядерного топливного цик-
ла надо отнести, как уже неоднократно отмечалось, следующее:
низкие темпы выполнения работ по модернизации систем аварийной сигнали-
зации СЦР;
продолжение хранения емкостей с отвальным гексафторидом урана на недоста-
точно обустроенных открытых площадках ФГУП «СХК», ФГУП «АЭХК», ФГУП
«ЭХЗ» и «УЭХК»;
в отрасли не принимаются практические меры по скорейшему решению пробле-
мы реконверсии отвального ГФУ;
продолжается накопление и временное хранение облученных ТВЭЛ ДАВ-90 без
их переработки;
продолжение сброса жидких радиоактивных веществ в открытые промышленные
водоемы - бассейны (ФГУП «СХК», ФГУП «ГХК», ПО «Маяк»);
отсутствие нормативных документов, устанавливающих требования к процеду-
рам проектирования и изготовления ядерного топлива, а также его квалификации;
на ряде предприятий топливного цикла происходит сокращение персонала,
которое затронуло также персонал, обеспечивающий безопасность деятельности
ОЯТЦ;
52
ОАО «Российские железные дороги» не имеет лицензии на обращение с ядерны-
ми материалами и радиоактивными веществами при их перевозке;
не на всех предприятиях топливного цикла сбор и кондиционирование радио-
активных отходов осуществляется в полном соответствии с требованиями норма-
тивных документов;
практически отсутствует финансирование из федерального бюджета работ по лик-
видации открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов ФГУП «ПО «Маяк»
(реализация комплексного плана);
несмотря на проводимые ФГУП «ПО «Маяк» работы, озеро Карачай (В-9) и Те-
ченский каскад водоемов остаются потенциальными источниками крупномасштаб-
ной радиационной аварии;
руководство предприятий топливного цикла в недостаточной степени уделяет
внимание повышению культуры безопасности персонала.
Кроме того, следует отметить отсутствие в настоящее время Федерального за-
кона «Об обращении с радиоактивными отходами», устанавливающего основные
принципы обращения с РАО и распределение полномочий и ответственности во-
влеченных органов и организаций, а также отсутствие государственной концепции
долговременного хранения/захоронения РАО. Ввиду отмеченного, на площадках
объектов ядерного топливного цикла продолжается их накопление во временных
хранилищах, многие из которых, особенно сооруженные в начальный период дея-
тельности атомной промышленности, не соответствуют современным требованиям
безопасности к долговременным хранилищам (могильникам).
Вышеуказанные проблемы решаются медленно, сроки их реализации срывают-
ся по причине отсутствия финансовых средств и нерешенных организационных во-
просов.
Несмотря на указанные недостатки на предприятиях и объектах ядерного топлив-
ного цикла предприятий, имеющих лицензии Ростехнадзора, состояние ядерной и
радиационной безопасности оценивается в целом как удовлетворительное.
2.2.3. Исследовательские ядерные установки
Общие сведения.
В 2004 г. Госатомнадзор России, переименованный в Федеральную службу по
атомному надзору, преобразованную в Федеральную службу по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществлял регулирование
и надзор за ядерной и радиационной безопасностью 81 исследовательской ядерной
установкой (ИЯУ) в 21 эксплуатирующей организации (ЭО) различных министерств
и ведомств. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в следующей табли-
це (по состоянию на 01.01.2005 г. две ЭО — АО «Норильский никель» и ОАО «Бел-
городгеология» завершили деятельность ИЯУ):
Тип ИЯУ
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
Эксплуатация
Вывод из эксплуатации (включая
Сооружение
режим окончательного останова)
Исследовательские ре-
25
4
2
акторы
53
Тип ИЯУ
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
Эксплуатация
Вывод из эксплуатации (включая
Сооружение
режим окончательного останова)
Критические стенды
30
3
Подкритические стенды
12
2
1
Количество ИЯУ по
67
9
3
виду деятельности
Всего ИЯУ
79
В отчетном году центральным аппаратом было выдано эксплуатирующим орга-
низациям 35 лицензий:
Виды деятельности
Количество лицензий
Сооружение ИЯУ
Эксплуатация ИЯУ
15
Вывод из эксплуатации
4
Проектирование и конструирование
4
Изменение условий действия лицензий
1
Эксплуатация пунктов хранения ЯМ на территории ИЯУ
3
Обращение с ЯМ при проведении НИР и ОКР
8
Итого
35
Межрегиональными территориальными округами по ядерной и радиационной
безопасности выдано 9 лицензий на деятельность на ИЯУ.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
осуществляла выдачу разрешений на право ведения работ в области использования
атомной энергии руководящим работникам и работникам (персоналу) ИЯУ.
За отчетный период разрешения получили:
в центральном аппарате — 27 руководящих работников ИЯУ (в 2003 г. — 107);
в межрегиональных округах — 156 работников ИЯУ (в 2003 г. — 408).
Инспекционная деятельность.
За отчетный период проведено 369 инспекций состояния ядерной, радиационной
и технической безопасности ИЯУ. В ходе инспекций выявлено нарушений:
требований федеральных норм и правил и других нормативных документов в об-
ласти использования атомной энергии (НД) — 253;
условий действия лицензий — 72.
Предписано к устранению 239 пунктов предписаний, 19 раз приостанавливалось
производство работ.
При проведении инспекций, как и в предыдущие годы, внимание уделялось ме-
роприятиям, проводимым эксплуатирующими организациями по выполнению тре-
бований вновь введенных федеральных норм и правил. Особое внимание уделялось
вопросам надзора за продлением ресурса оборудования и систем (элементов) ИЯУ,
работам по техническому перевооружению объектов, по повышению их взрыво- и
пожаробезопасности, обеспечению физической защиты ядерных материалов, обра-
щению с ОЯТ и РАО, реализации мероприятий по выдаче разрешений работникам
эксплуатирующих организаций на право ведения работ в области использования
атомной энергии и поддержанию квалификации работников (персонала) ИЯУ.
54
По результатам инспекций отмечено продолжающееся сокращение использова-
ния ИЯУ в связи с затруднительным финансовым положением эксплуатирующих
организаций, увольнением и старением работников (персонала), старением ИЯУ.
Основными причинами нарушений требований НД являются недостатки орга-
низации анализа эксплуатирующими организациями вновь вводимых НД, недо-
статочный контроль со стороны руководства ИЯУ за своевременным выполнением
необходимых изменений, вытекающих из новых требований по обеспечению без-
опасности ИЯУ.
Проведенные в отчетный период комплексные инспекции научных центров
ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН (г. Гатчина), ФГУП «ИРМ» (г. Заречный) не
обнаружили нарушений, препятствующих дальнейшей эксплуатации ИР ВВР-М
(1959 г.) и ИР ИВВ-2М (1966 г.), имеющих срок эксплуатации более 30 лет. По ре-
зультатам инспекций намечены конкретные мероприятия по вопросам лицензиро-
вания, обоснования безопасности эксплуатации оборудования и систем ИЯУ, вы-
воза ОЯТ и РАО, повышения уровня готовности персонала эксплуатирующих ор-
ганизаций на случай чрезвычайных ситуаций. На исследовательском реакторе ИРТ
(1967 г.) атомного центра МИФИ была проведена совместная инспекция с экспер-
тами Комиссии по ядерному регулированию и Брукхевенской национальной лабо-
ратории США. Специалисты США дали высокую оценку программам инспекций и
процедурам надзора за безопасностью исследовательских реакторов, имеющих дли-
тельный срок эксплуатации.
В отчетный период была пересмотрена в соответствии с современными требова-
ниями и введена в действие с 01.06.2004 г. Типовая программа целевой инспекции
ядерной безопасности исследовательских ядерных установок (РД-04-14-2004).
Нарушения в работе ИЯУ.
Информация о нарушениях в работе ИЯУ отражается в оперативных и недель-
ных сводках, отчетах о расследовании нарушений в работе ИЯУ, годовых отчетах
эксплуатирующих организаций.
За отчетный период на ИЯУ, поднадзорных Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору, ядерных, радиационных, технических
аварий не было.
Зафиксировано 31 нарушение в работе ИЯУ (в 2003 г. — 26), по классификации
Положения о порядке расследования и учета нарушений в работе исследователь-
ских ядерных установок (НП-027-01). В таблице представлены данные о наруше-
ниях в работе ИЯУ по территориальным округам и субъектам Российской Федера-
ции в 2004 году:
Округ
Субъект Российской Федерации
Количество нарушений
Всего по округу
ЦМТО
г. Москва
0
8
Московская область
6
Калужская область
2
СЕМТО
г. Санкт-Петербург
0
4
Ленинградская область
4
ВМТО
Ульяновская область
13
13
Нижегородская область
0
УМТО
Свердловская область
0
0
СМТО
г. Томск
6
6
55
Данные о нарушениях в работе ИЯУ за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г. пред-
ставлены в следующей таблице:
Причина нарушения в работе ИЯУ
2003 г.
2004 г.
АЗ
ВО
АЗ
ВО
Отказ электро- и тепломеханического оборудования
3
2
3
1
Ошибка работников (персонала) ИЯУ
2
4
Нарушения в работе экспериментальных устройств
1
Отказ в системе КИП и СУЗ
9
7
Колебания напряжения во внешних электросетях
10
15
Итого
24
2
29
2
Всего нарушений
26
31
*АЗ — останов ИЯУ действием автоматической аварийной защиты.
**ВО — внеплановый останов ИЯУ персоналом.
Ни одно из нарушений в работе ИЯУ не привело к нарушению пределов и усло-
вий безопасной эксплуатации.
Рост числа нарушений за отчетный период обусловлен автоматическими оста-
новами ИЯУ по причине колебаний напряжения и/или нарушением в работе обо-
рудования внешнего электроснабжения (~50 % от общего числа нарушений). Нару-
шения данного типа не приводят к превышению пределов и условий безопасности,
установленных для ИЯУ и других объектов использования атомной энергии, распо-
ложенных на территории научного центра, но оказывают влияние на устойчивость
работы ИЯУ и приводят к простоям экспериментальной базы ИЯУ.
С целью анализа качества и устойчивости работы систем электроснабжения ИЯУ
в 2004 году было организовано проведение внеплановых инспекций на площадках
ИЯУ. Эксплуатирующие организации представили уточненные сведения по обо-
снованию безопасности ИЯУ при потере внешних источников электроснабжения.
В настоящее время проводится работа по организации взаимодействия надзора за
безопасностью ИЯУ и надзора за качеством обслуживания электросетей, обеспечи-
вающих электроснабжение площадок научных центров.
Анализ других нарушений показывает, что они обусловлены, как правило, ста-
рением и износом комплектующих изделий, контрольно-измерительных приборов
(КИПиА), ошибками персонала. Количественные показатели по сравнению с пред-
ыдущим отчетным периодом практически не изменились.
Проведенные межрегиональными территориальными округами по ядерной и
радиационной безопасности Ростехнадзора проверки порядка расследования и
учета нарушений в работе ИЯУ в эксплуатирующих организациях в основном под-
твердили выполнение ими процедурных требований, установленных документом
НП-027-01.
Радиоактивные выбросы и сбросы.
На ИЯУ, поднадзорных Ростехнадзору, выбросов и сбросов радиоактивных ве-
ществ в окружающую среду в количествах, превышающих установленные ранее раз-
решениями Минприроды России значения, не было, радиационная обстановка не
превышала естественного фона.
56
Дозовые нагрузки на основных и привлекаемых работников (персонал).
Величины дозовых нагрузок на основных и привлекаемых работников (персонал)
ИЯУ в основном обусловлены режимами эксплуатации этих установок на стационар-
ном уровне мощности, необходимостью подготовки экспериментальных устройств
и проведения экспериментов, выполнением ремонтных работ и технического об-
служивания оборудования. На всех ИЯУ ведется допуск основных и привлекаемых
работников (персонала) к этим работам согласно эксплуатационным инструкциям.
Радиационный контроль организован в соответствии с требованиями норм и правил
в области использования атомной энергии. Дозовые нагрузки на персонал реактор-
ных установок и привлекаемых работников значительно ниже контрольных уровней.
Максимальные дозы, полученные отдельными лицами из персонала, ниже установ-
ленных пределов. Превышения норм по годовой эффективной дозе не было.
Сооружение ИЯУ.
К сооружаемым ИЯУ относятся реакторный комплекс (РК) ПИК ПИЯФ
им. Б.П. Константинова РАН, электроядерный генератор нейтронов (ЭЛЯНГ) ФГУП
«ГНЦ РФ ИТЭФ», исследовательский реактор ИРВ-2М ФГУП НИИП (реконструк-
ция реактора ИРВ-1М).
В связи с длительным сроком сооружения РК ПИК проводится значительная
работа по модернизации строительных конструкций, технологических систем в со-
ответствии с новой рабочей документацией. Продолжается монтаж оборудования
и трубопроводов основных технологических систем, пуско-наладочные работы от-
дельного оборудования и систем (элементов) РК ПИК. Организован систематиче-
ский надзор за строительными, электромонтажными и наладочными работами.
На сооружаемых ИРВ-2М и ЭЛЯНГ продолжались комплектация оборудовани-
ем и изделиями, монтаж оборудования технологических систем и электромонтаж-
ные работы.
На стадии сооружения ИЯУ и других объектов использования атомной энергии,
в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об использовании атомной
энергии, «Об экологической экспертизе» и Положения о лицензировании объектов
использования атомной энергии, для каждого поднадзорного объекта проводится
экологическая экспертиза.
Вывод ИЯУ из эксплуатации.
Ростехнадзор осуществляет надзор за работами по подготовке к выводу из экс-
плуатации и выводом из эксплуатации ИЯУ. Вывод из эксплуатации ИЯУ осущест-
вляется в соответствии с Правилами обеспечения безопасности при выводе из экс-
плуатации ИЯУ (НП-028-2001).
В стадии вывода из эксплуатации находятся 9 ИЯУ:
исследовательские реакторы: ТВР (ФГУП «ГНЦ РФ — ИТЭФ»), ИБР-30 (ОИЯИ),
АСТ-1 (ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР»);
критические стенды ФГ-5, РФ-ГС, СГО (ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ»);
подкритические стенды ФС-4 и ФС-5 (ФГУП НИКИЭТ).
В отчетном периоде выведены из эксплуатации и сняты с регулирующего надзо-
ра ИР ТИБР-1М (ФГУП НИИП) и КС «Физмодель МР» (ФГУ РНЦ «Курчатовский
институт»). Завершены работы по выводу из эксплуатации ИР РГ-1М (АО «Нориль-
ский никель») и его статус, как объекта использования атомной энергии, изменен
на сооружение стационарного объекта хранения радиоактивных отходов.
57
На реакторах АМ-1 и БР-10 (ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ») и МР (ФГУ РНЦ «Кур-
чатовский институт»), находящихся в режиме окончательного останова, выполня-
ются мероприятий по подготовке их к выводу из эксплуатации.
Процесс вывода установок из эксплуатации идет медленно из-за недостаточного
финансирования. Отраслевая программа вывода из эксплуатации ЯУ, РИ, ПХ ЯМ,
РВ и РАО на 2001-2010 г.г., для финансирования которых предусматривается исполь-
зование средств федерального бюджета, не охватывает всех выводимых из эксплуа-
тации ИЯУ и размещенных на их территории хранилищ ОЯТ.
Не было обеспечено финансирование работ по выводу из эксплуатации и утили-
зации подкритического размножителя СО-1, размещенного в ОАО «Белгородгеоло-
гия» (г. Белгород). Изданное Госатомнадзором России постановление предписывало
обеспечить физическую защиту и сохранность ядерных материалов. Корочанским
районным отделом внутренних дел была организована охрана СО-1 до решения во-
проса его утилизации.
В 2004 году НПО «Луч» получило контракт от Федерального агентства по атомной
энергии на проработку вопросов утилизации и разработана программа проектных и
исследовательских работ, предусматривающая вывод из эксплуатации подкритиче-
ского стенда СО-1 в 2005 г. при надлежащем финансировании работ.
Радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо
Обращение со свежим и отработавшим ядерным топливом, радиоактивными от-
ходами и источниками ионизирующих излучений в эксплуатирующих организаци-
ях в основном соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
Отработавшее ядерное топливо сосредоточено в основном на территории ФГУ
РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ», ФГУП «ГНЦ РФ
НИИАР», ФГУП «ИРМ», ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН, филиала ФГУП
«ГНЦ РФ НИФХИ им. Л.Я. Карпова», МИФИ.
В ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ», ФГУП «ГНЦ
РФ НИИАР» ведутся работы по сооружению и модернизации действующих храни-
лищ и комплексов по переработке РАО. Однако сроки проведения намеченных меро-
приятий периодически переносятся в связи с недостаточным финансированием.
В ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» в 2004 г. проведено удаление загрязненного
грунта 9 хранилищ из 11, изъято около 1500 м3 ТРО суммарной активности 6·1013 Бк.
По состоянию на конец 2004 г. отправлено в МосНПО «Радон» 1200 м3 радиоактив-
ного грунта.
Одной из проблем обеспечения безопасности является проблема вывоза ОТВС
исследовательских реакторов. Эта проблема стала особенно острой в последние годы
в связи с резким ростом стоимости услуг на перевозку и переработку ОТВС на спе-
циализированном предприятии НПО «Маяк».
Вопрос вывоза отработавшего (облученного) топлива с территории ФГУП «ГНЦ
РФ-ФЭИ» не решен, отработавшее (облученное) топливо складируется в институт-
ских хранилищах. Так, например, в ОПХСП ГНЦ РФ ФЭИ скопилось пять зон ИР
БР-10. Решение вопроса контролируется Обнинским отделом инспекций ЦМТО.
В ГНЦ «РФ НИИАР» в связи с недостаточной динамикой вывоза ОТВС бассейны
выдержки ИР БОР-60 в случае необходимости не в состоянии принять одну полную
активную зону. Кроме того, ОТВС БОР-60 на переработку НПО «Маяк» не прини-
58
маются. Эта проблема находится под постоянным контролем отдела по надзору за
ЯРБ «ГНЦ РФ НИИАР» ВМТО.
В связи с недостаточным финансированием МИФИ не вывозил ОТВС с 1989 го-
да. В 2004 году не было вывоза ОТВС с территории ПИЯФ им. Б.П. Константинова
РАН, ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», филиала ФГУП «ГНЦ РФ НИФХИ им. Л.Я. Карпо-
ва». ГНУ «НИИ ЯФ при ТПУ» вывез с ИР ИРТ-Т один эшелон ОТВС, ФГУ РНЦ
«Курчатовский институт» вывез один эшелон с ОТВС ИР МР, ГНЦ «РФ НИИАР»
вывез 4 эшелона ОТВС.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций.
Эксплуатирующие организации проводят работу по техническому перевооруже-
нию, повышению безопасности ИЯУ, обеспечению физической защиты ядерных
материалов и ИЯУ. В соответствии с условиями действия лицензий ведется рабо-
та по анализу состояния безопасности комплексов с ИЯУ на соответствие требова-
ний вновь введенных нормативных документов в области использования атомной
энергии, разрабатывают мероприятия по их реализации или/и компенсирующие
мероприятия по имеющимся отклонениям. Комиссиями эксплуатирующих орга-
низаций ежегодно проводятся внутренние проверки состояния безопасности ИЯУ.
В Ростехнадзор представляются ежегодные отчеты эксплуатирующих организаций
о состоянии безопасности ИЯУ.
Эксплуатирующие организации продолжают работы по выполнению норматив-
ных требований по обоснованию возможности продления назначенного срока экс-
плуатации ряда ИЯУ — БОР-60, МИР.М1, ВК-50 (ГНЦ РФ НИИАР), У-3 (ФГУП
ГНЦ РФ «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова»), ВВР-ц (филиала ФГУП «НИФХИ
им. Л.Я. Карпова»), ВВР-М (ПИЯФ им. Б.П.Константинова РАН) и других ИЯУ,
срок эксплуатации которых превышает 30 лет.
Все поднадзорные ИЯУ имеют планы по ликвидации аварий и аварийных си-
туаций, и эксплуатирующие организации имеют планы управления авариями и за-
щиты работников (персонала) и населения. В соответствии с графиком проводятся
аварийные тренировки.
Анализ планов мероприятий по защите персонала и населения, инструкций по
ликвидации аварий показывает выполнение в целом эксплуатирующими организа-
циями требований, установленных в НД. Однако, отмечаются отдельные недостат-
ки в части организационного, материально-технического обеспечения этих планов
и степени их практической отработки.
В рамках функциональной подсистемы Единой государственной системы пред-
упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) проводится работа по
обеспечению функционирования системы контроля за ИЯУ при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Общая оценка ядерной и радиационной безопасности ИЯУ.
По результатам рассмотрения заявок эксплуатирующих организаций на получе-
ние лицензий и прилагаемых к ним документов по обоснованию безопасности, ито-
гам проведенных инспекций состояния безопасности ИЯУ, результатам контроля за
выполнением условий действия выданных лицензий и реализацией компенсирую-
щих мероприятий по имеющимся отступлениям от требований федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии, состояние ядерной, радиаци-
онной и технической безопасности ИЯУ характеризуется в целом как удовлетвори-
59
тельное. Система нормативных документов по безопасности ИЯУ отвечает совре-
менным требованиям МАГАТЭ, программы инспекций ИЯУ соответствуют между-
народной практике.
Основные проблемы и задачи.
Основные организационные трудности регулирования безопасности ИЯУ в пе-
риод изменения структуры органов исполнительной власти связаны с тем фак-
том, что до настоящего времени не определены органы управления использова-
нием атомной энергии ряда эксплуатирующих организаций, в том числе: ПИЯФ
им. Б.П.Константинова РАН, ГНУ «НИИ ЯФ при ТПУ», филиал ФГУП «НИФХИ
им. Л.Я. Карпова», ОИЯИ.
В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному над-
зору организована работа экзаменационной комиссии для проверки теоретических
знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности у руководящего персо-
нала из числа работников организаций, эксплуатирующих ИЯУ, для получения ими
разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Основными задачами, которые намечены для решения в 2005 году, являются:
завершение работы по выдаче разрешений работникам ИЯУ и начало нового эта-
па выдачи разрешений руководящему персоналу;
обеспечение надзора за выполнением УДЛ и мероприятий в связи с продлением
сроков службы ИЯУ;
обеспечение надзора за вывозом ОЯТ и РАО с территорий научных центров;
обеспечение функционирования системы контроля за ИЯУ при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
2.2.4. Ядерно-энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения
Общая характеристика ЯЭУ судов.
В 2004 году Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование ядерной
и радиационной безопасности ядерных энергетических установок судов и объектов
их жизнеобеспечения эксплуатирующих организаций, находящихся в ведении Рос-
морречфлота, Роспрома и Росатома, а также организаций, выполняющих работы и
предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.
В отчетном периоде поднадзорным организациям выдано 8 лицензий.
Росморречфлот.
Под государственным надзором находятся 9 атомных судов и 6 судов атомно-
технологического обслуживания Открытого акционерного общества «Мурманское
морское пароходство» (далее — ОАО «ММП»). Состояние атомных судов и судов
АТО приведено в следующих таблицах:
Техническое состояние атомных судов (по состоянию на 31.12.2004 г.)
Наименование
Проект
Год по-
Тип
Число
Техническое
судна
стройки
АППУ
реакторов
состояние
А/л «Ленин»
92-М
1959
ОК-900
2
Выведен из эксплуа-
тации. Активные зоны
выгружены. Судно пе-
реведено в категорию
ядерно-безопасных
60
Наименование
Проект
Год по-
Тип
Число
Техническое
судна
стройки
АППУ
реакторов
состояние
А/л «Арктика»
1052-1
1975
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л «Сибирь»
1052-2
1977
ОК-900А
2
В эксплуатационном
резерве
А/л «Россия»
10521-1
1985
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л «Советс-
10521-2
1989
ОК-900А
2
В эксплуатации
кий Союз»
А/л «Ямал»
10521-3
1992
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л «Таймыр»
10580-1
1989
КЛТ-
1
В эксплуатации
40М
А/л «Вайгач»
10580-2
1990
КЛТ-
1
В эксплуатации
40М
А/лв «Севморпуть»
10081
1988
КЛТ-40
1
В эксплуатации
Техническое состояние судов АТО (по состоянию на 31.12.2004 г.)
Наименование
Назначение судна
Техническое состояние
судна
Плавтехбаза (птб)
Хранение свежего и отрабо-
В эксплуатации
«Имандра»
тавшего ядерного топлива
(ЯТ)
Птб «Лотта»
Хранение ОЯТ
В эксплуатации
Птб «Лепсе»
Хранение ОЯТ
Выведена из эксплуатации. Идет подго-
товка к выгрузке ОЯТ и утилизации птб
в соответствии с комплексной програм-
мой утилизации
Пароход
Временное хранение ТРО
Выведен из эксплуатации
«Володарский»
Спецтанкер
Временное хранение ЖРО
В эксплуатации
«Серебрянка»
ПКДП «Роста-1»
Обеспечение работ по пере-
В эксплуатации
грузке ЯТ, ремонту оборудо-
вания ЯЭУ и обеспечение до-
зиметрического контроля
Проблемным вопросом является продление срока службы и ресурса основного
оборудования атомных паропроизводящих установок, назначенные ресурс и срок
службы которых были установлены проектантом в пределах 50-60 тыс. часов и 10-
12 лет соответственно.
Одним из основных требований условий действия лицензии на эксплуатацию
атомного судна является требование по своевременной и качественной организа-
ции работ по продлению ресурса систем и оборудования, важных для безопасности,
в соответствии с требованиями норм и правил.
В соответствии с межотраслевой целевой комплексной программой в ОАО «ММП»
ведутся работы по продлению ресурса паропроизводящих установок атомных судов
до 150 000 часов и срока службы до 30 лет. На а/л «Арктика» в 2003 году продлен ре-
сурс до 175 000 часов и срок службы до 32 лет.
Течь трубной системы парогенераторов является наиболее частым нарушени-
61
ем в эксплуатации атомных судов. Их количество остается достаточно высоким —
9 случаев (в 2002 году — 19, в 2003 — 13). Начало разгерметизации парогенерато-
ров наблюдается, как правило, при наработке 40 — 50 тыс. часов. По требованию
Госатомнадзора России в 2001 году проведено техническое совещание компетент-
ных организаций по вопросу течи парогенераторов, по результатам которого раз-
работан и выполняется план мероприятий. Окончательные выводы о причине течи
парогенераторов будут сделаны после выполнения обследования образцов трубных
систем из парогенераторов атомных ледоколов «Сибирь» и «Вайгач», проводимого
ЦНИИ КМ «Прометей». В феврале 2003 года на а/л «Вайгач» впервые в практике
атомного флота проведена замена выемной части парогенератора № 3. Полученный
опыт позволяет продолжить работы по замене выемных частей и на других атомных
судах при наличии финансирования. В настоящее время такие работы ведутся на
а/л «Ямал».
Опыт эксплуатации реакторных установок атомных судов показывает, что при
выгорании 3-й активной зоны, когда общая наработка достигает более 4,5·106 МВтч,
наблюдается рост усилий на перемещение рабочих органов компенсирующих групп
в нижней части активной зоны, прекращается движение компенсирующих групп
«самоходом». Исследованиями, проведенными ОКБМ, установлено, что рост уси-
лий вызван искривлением направляющих трубок из-за их «радиационного роста»,
а также из-за коррозионно-механических явлений деградации направляющих тру-
бок. Мониторинг состояния экранных сборок и компенсирующих групп на атомных
ледоколах проводится в соответствии с разработанным ОКБМ руководящим доку-
ментом «Реактор. Программа и методика проверки КЛТ-40 01Д», который опреде-
ляет объем и способы оперативных проверок функционирования и технического
состояния компенсирующих групп без демонтажа приводов в «горячем» и «холод-
ном» состояниях реактора. В декабре 2003 года на а/л «Таймыр» при перегрузке ак-
тивной зоны проведена замена экранной сборки.
Особую озабоченность Ростехнадзора вызывает хранение ОЯТ на птб «Лепсе».
Вследствие длительного хранения все ядерное топливо, находящееся в хранилище
птб «Лепсе», классифицируется как дефектное или аварийное, не вписывающееся
в существующую транспортно-технологическую схему, а также в технологию пере-
работки ОТВС, принятую на ПО «Маяк». В баках хранилища высокая суммарная
радиоактивность, в связи с чем экипаж птб «Лепсе» размещен в береговой «Деревне
Лепсе», сооруженной у причала ФГУП «Атомфлот».
В рамках международного сотрудничества по проекту комплексной утилизации
птб «Лепсе» разработано нормативно-правовое обеспечение с учетом требований
норм МАГАТЭ по безопасности. Документы разработаны Госатомнадзором России
с участием специалистов Норвегии, Швеции и Великобритании, одобрены Евро-
пейским Союзом и утверждены начальником Госатомнадзора России.
Выполнение работ по непосредственной комплексной утилизации птб «Лепсе»
задерживается из-за отсутствия финансирования этих работ.
Под надзором также находится ФГУП «Атомфлот», обеспечивающее базирова-
ние атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУ, хранение и переработ-
ку радиоактивных отходов (РАО), а также проведение транспортно-погрузочных и
технологических операций с ядерным топливом.
Cостояние ядерной и радиационной безопасности в ОАО «ММП» и на ФГУП
«Атомфлот» соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
62
Роспром.
Под государственным надзором находятся судостроительные и судоремонт-
ные заводы: ОАО «Балтийский завод», СРЗ «Нерпа», ФГУП «ПО «Севмаш», ФГУП
«ГМП «Звездочка», ОАО «Амурский судостроительный завод» и его филиал — за-
вод судового оборудования «Восток», ФГУП «ДВЗ «Звезда» и другие предприятия,
осуществляющие проектирование, конструирование и изготовление морской тех-
ники и оборудования.
На ФГУП «ДВЗ «Звезда» осуществляется эксплуатация плавучего завода по пере-
работке ЖРО (ПЗО-500) и временного хранилища РАО.
ФГУП ПО «Севмаш» выдана лицензия Госатомнадзора России от 29.11.2002
№ ГН-02-102-0928 на сооружение (строительство) плавучего энергетического блока
(ПЭБ) с ядерными реакторами типа КЛТ-40С. Строительство ПЭБ до настоящего
времени не начато.
На ОАО «Балтийский завод» продолжается строительство а/л «50 лет Победы».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 № 1528-р пред-
усмотрено завершить в 2003 — 2005 годах достройку а/л «50 лет Победы» с финан-
сированием за счет средств федерального бюджета. В соответствии с указанным
распоряжением Минтрансом России образована постоянно действующая рабочая
группа для обеспечения оперативного решения организационных, технических и
финансовых вопросов. В состав рабочей группы включен по согласованию пред-
ставитель Ростехнадзор.
На предприятиях отрасли уровень обеспечения ядерной и радиационной безо-
пасности соответствует требованиям норм и правил в области использования атом-
ной энергии.
Росатом.
Ростехнадзор ведет надзор за комплексом стендов-прототипов корабельных ядер-
ных энергетических установок ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова».
Две установки (стенды КВ-1 и КВ-2) — в стадии эксплуатации, две установки
частично демонтированы (стенды КМ-1 и Э-6с — оборудование в режиме консер-
вации).
Нарушений требований НТД по ядерной и радиационной безопасности при экс-
плуатации стендов-прототипов не выявлено.
Проведение инспекций.
В отчетном периоде 8 Управлением и региональными подразделениями проведе-
но 157 инспекций, из них 3 — комплексные, 83 — целевые, 71 — оперативная. Тру-
дозатраты на проведение инспекций составили 850 чел·дн. Выявлено и предписано
к устранению 266 нарушений, в том числе:
нарушений требований норм и правил в области использования атомной энер-
гии — 103;
нарушений условий действия лицензии — 163.
Количество проведенных инспекций несколько меньше показателей 2003 года
(220 инспекций), количество выявленных нарушений сопоставимо с 2003 годом
(257 нарушений). Сравнение количества проведенных инспекций и выявленных
нарушений в 2003 и 2004 годах говорит о повышении требовательности надзорных
органов.
63
По выявленным нарушениям выдавались предписания на их устранение, про-
водилось заслушивание руководителей структурных подразделений поднадзорных
предприятий. Невыполненных в установленные сроки предписаний в отчетном пе-
риоде не было. Причинами выявленных нарушений являются, в основном, недис-
циплинированность и халатное исполнение обязанностей персоналом, слабый кон-
троль со стороны руководства, а также недостаточное финансирование.
Нарушения в работе.
На судах ОАО «Мурманское морское пароходство» зарегистрировано 22 экс-
плуатационных происшествия (в 2003 г. — 21, в 2002 г. — 27) по классификации
РД 31.20.42-93 (ЭП-2, ЭП-3, ЭП-4, ЭП-6). Непосредственными причинами про-
исшествий являются отказы техники вследствие ее старения. Из 22 отказов 9 — течь
парогенераторов.
Зарегистрированные эксплуатационные происшествия к превышению пределов
безопасной эксплуатации не привели и были устранены в соответствии с требова-
ниями инструкций по эксплуатации. Радиационная обстановка при всех происше-
ствиях оставалась в пределах нормы.
На каждое выявленное нарушение выдавались предписания Отдела инспекций
ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации и ремонте атомных судов
и судов АТО Госатомнадзора России с конкретными требованиями по его устране-
нию и установленными сроками. Работы по устранению нарушений контролиро-
вались.
На стендах ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова» в отчетном периоде эксплу-
атационные происшествия не зарегистрированы (в 2003 г. — 1 эксплуатационное
происшествие, в 2002 г. — 2 эксплуатационных происшествия по классификации
НП-027-01). Превышения пределов безопасной эксплуатации не было.
Аварийные происшествия и аварии в поднадзорных организациях не зафикси-
рованы.
Дозовые нагрузки.
Обеспечение радиационной безопасности и организация радиационного контро-
ля в поднадзорных предприятиях и объектах осуществляется в соответствии с тре-
бованиями нормативных документов. В течение отчетного периода случаев переоб-
лучения персонала не зафиксировано. Дозовые нагрузки штатного и привлекаемого
персонала ниже пределов контрольных уровней. Безопасность персонала и населе-
ния с точки зрения воздействия радиационных факторов обеспечена.
Вывод из эксплуатации.
Ядерные энергетические установки судов из эксплуатации в отчетном периоде
не выводились.
Обращение с радиоактивными отходами и источниками ионизирующих излучений.
Обращение с РАО и ИИИ осуществлялось в соответствии с требованиями нор-
мативных документов по установленной технологической схеме с соблюдением
мер радиационной безопасности. Своевременно проводятся инвентаризации РАО
и ИИИ.
Несанкционированных выбросов и сбросов радиоактивных веществ не выявле-
но. На объектах и прилегающих к ним территориях радиоактивного загрязнения не
зафиксировано. Степень готовности поднадзорных организаций и их соответству-
64
ющих подразделений позволяет обеспечит эффективное проведение мероприятий
по ликвидации радиационных аварий и их последствий.
Серьезных недостатков при проведении надзорными органами инспекций вы-
явлено не было, нарушения в основном касаются ведения документации.
Состояние работы с ИИИ в поднадзорных предприятиях оценивается как удо-
влетворительное. Эксплуатация ИИИ производится в соответствии в соответствии
с требованиями нормативной и эксплуатационной документации.
Состояние ядерной и радиационной безопасности.
На поднадзорных предприятиях уровень обеспечения ядерной и радиационной
безопасности соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
Ростехнадзор ведет постоянный контроль выполнения условий действия лицен-
зий, выданных им поднадзорным предприятиям, и состояния ядерной и радиаци-
онной безопасности объектов использования атомной энергии.
Особую озабоченность Ростехнадзора вызывает хранение на птб «Лепсе» отра-
ботавшего ядерного топлива, классифицируемого как дефектное или аварийное и
не вписывающегося в существующую транспортно-технологическую схему, а также
в технологию переработки ОТВС, принятую на ПО «Маяк», и задержка на неопре-
деленный срок выполнения работ по непосредственной комплексной утилизации
птб «Лепсе».
2.2.5. Радиационно опасные объекты организаций народного хозяйства
Деятельность округов, главным образом, была направлена на реализацию возло-
женных на них функций по организации и осуществлению надзора за безопаснос-
тью при использовании атомной энергии и лицензировании деятельности в области
использования атомной энергии.
Одновременно в отчетном периоде округа осуществляли взаимодействие с ор-
ганами исполнительной власти субъектов в соответствии с заключенными Согла-
шениями, направленными на повышение уровня обеспечения радиационной без-
опасности.
Основными направлениями взаимодействия с указанными органами являются:
координация деятельности по вопросам соблюдения организациями требований
законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативно-технических
документов к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии;
участие в реализации государственных целевых программ по обеспечению ради-
ационной безопасности (РБ);
организация контроля за ввозом и вывозом радиоактивных веществ (РВ) и ради-
оактивных отходов (РАО) на поднадзорную территорию и за ее пределы;
обмен информацией по вопросам, относящимся к компетенции каждой из сто-
рон, и др.
Так, например:
специалисты ЦМТО участвовали в работе Московской областной антитеррори-
стической комиссии, в сборе начальников метрологических служб региональных
центров и начальников региональных лабораторий измерительной техники МЧС
России, в работе межведомственной комиссии администрации Московской обла-
сти по проверке состояния дел по ликвидации последствий радиационной аварии на
территории ОАО «Подольский завод цветных металлов» и выполнению мероприятий
программы «Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 гг.»;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..