ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 2

 

 

17
12. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской
области, г. Орел.
13. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тульской об-
ласти, г. Тула.
14. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Воронежской
области, г. Воронеж.
15. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Липецкой
области, г. Липецк.
16. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тамбовской
области, г. Тамбов.
17. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимир-
ской области, г. Владимир.
18. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ивановской
области, г. Иваново.
19. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Костромской
области, г. Кострома.
20. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ярославской
области, г. Ярославль.
Северо-Западный федеральный округ
21. Северо-Европейский межрегиональный территориальный округ по надзору
за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору, г. Санкт-Петербург.
22. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Санкт-
Петербургу, г. Санкт-Петербург.
23. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ленинград-
ской области, г. Санкт-Петербург.
24. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининград-
ской области, г. Калининград.
25. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Новгород-
ской области, г. Новгород.
26. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Псковской
области, г. Псков.
18
27. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Карелия, г. Петрозаводск.
28. Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Воркута.
29. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Мурманской
области, г. Мурманск.
30. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангель-
ской области, г. Архангельск.
31. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Вологодской
области, г. Вологда.
Южный федеральный округ
32. Донской межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору, г. Нововоронеж, Воронежской области.
33. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ростовской
области, г. Ростов-на-Дону.
34. Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и эко-
логическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, г. Краснодар.
35. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Ингушетия, г. Назрань.
36. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Дагестан, г. Махачкала.
37. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чеченской
Республике, г. Грозный.
38. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кабардино-
Балкарской Республике, г. Нальчик.
39. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставрополь-
скому краю, г. Ставрополь.
40. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Карачаево-
Черкесской Республике, г. Черкесск.
41. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ.
19
42. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской
области, г. Астрахань.
43. Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и эко-
логическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, г. Волгоград.
Приволжский федеральный округ
44. Волжский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Балаково, Саратовской области.
45. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Нижегород-
ской области, г. Нижний Новгород.
46. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Башкортостан, г. Уфа.
47. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
48. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Татарстан (Татарстан), г. Казань.
49. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской
Республике — Чувашия, г. Чебоксары.
50. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Мордовия, г. Саранск.
51. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Удмуртской
Республике, г. Ижевск.
52. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кировской
области, г. Киров.
53. Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Пермь.
54. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Оренбург-
ской области, г. Оренбург.
55. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Пензенской
области, г. Пенза.
56. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Саратовской
области, г. Саратов.
20
57. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской
области, г. Ульяновск.
58. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской
области, г. Самара.
Уральский федеральный округ
59. Уральский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Екатеринбург.
60. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Свердлов-
ской области, г. Екатеринбург.
61. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Курганской
области, г. Курган.
62. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской
области, г. Челябинск.
63. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тюменской
области, г. Тюмень.
64. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-Ман-
сийскому автономному округу — Югра, г. Сургут.
65. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ямало-Не-
нецкому автономному округу, г. Ноябрьск.
Сибирский федеральный округ
66. Сибирский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Новосибирск.
67. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Новосибир-
ской области, г. Новосибирск.
68. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Омской об-
ласти, г. Омск.
69. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской об-
ласти, г. Томск.
70. Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Барнаул.
71. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Бурятия, г. Улан-Удэ.
21
72. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Хакасия, г. Черногорск.
73. Енисейское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Красноярск.
74. Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Иркутск.
75. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кемеровской
области, г. Кемерово.
76. Читинское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Чита.
77. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Таймырско-
му (Долгано-Ненецкому) автономному округу, г. Норильск.
Дальневосточный федеральный округ
78. Дальневосточный межрегиональный территориальный округ по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, г. Хабаровск.
79. Хабаровское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Хабаровск.
80. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской
области, г. Благовещенск.
81. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Саха (Якутия), г. Якутск.
82. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приморско-
му краю, г. Владивосток.
83. Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Петропавловск-Камчатский.
84. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Магаданской
области, г. Магадан.
85. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сахалинской
области, г. Южно-Сахалинск.
86. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чукотскому
автономному округу, г. Анадырь.
22
В целях организации взаимодействия Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору с полномочными представителями Пре-
зидента Российской Федерации в федеральных округах функции по обеспечению
взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Феде-
рации возложены:
в Центральном федеральном округе на Центральный межрегиональный террито-
риальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по городу Москве;
в Северо-Западном федеральном округе на Северо-Европейский межрегиональ-
ный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Санкт-Петер-
бургу;
в Южном федеральном округе на Донской межрегиональный территориальный
округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по техно-
логическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по Ростовской области;
в Приволжском федеральном округе на Волжский межрегиональный территори-
альный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по Нижегородской области;
в Уральском федеральном округе на Уральский межрегиональный территори-
альный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по Свердловской области;
в Сибирском федеральном округе на Сибирский межрегиональный территори-
альный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по Новосибирской области;
в Дальневосточном федеральном округе на Дальневосточный межрегиональ-
ный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Хабаровское межрегиональное управление по технологическому и экологическо-
му надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору.
23
Перечень организаций, подведомственных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Федеральные государственные унитарные предприятия
1. Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха, г. Санкт-
Петербург.
2. Государственный центр экологических программ, г. Москва.
3. Научно-исследовательский центр по проблемам экологической безопасно-
сти, г. Москва.
4. Научно-технический центр по безопасности в промышленности, г. Москва.
5. ВО «Безопасность», г. Москва.
Федеральные государственные учреждения
1. Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, г. Мо-
сква.
2. Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве,
г. Москва.
3. Уральский государственный научно-исследовательский институт региональ-
ных экологических проблем, г. Пермь.
4. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федераль-
ному округу, г. Ростов-на-Дону.
5. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому феде-
ральному округу, г. Новосибирск.
6. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному
федеральному округу, г. Хабаровск.
7. Научно-технический центр «Безопасность гидротехнических сооружений»,
г. Москва.
8. Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия, г. Москва.
9. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому фе-
деральному округу, г. Нижний Новгород.
10. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому феде-
ральному округу, г. Екатеринбург.
11. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному фе-
деральному округу, г. Сергиев Посад.
12. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западно-
му федеральному округу, г. Санкт-Петербург.
24
2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Правовое и нормативное регулирование
В соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Россий-
ской Федерации на 2004 год Служба участвовала в рассмотрении и согласовании
проектов законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности», «Об аккредитации организаций, осуществляющих
деятельность по оценке соответствия продукции требованиям технических регламен-
тов», «О недрах» (новая редакция), «Водный кодекс Российской Федерации» (новая
редакция), «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (новая редакция),
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления», «О внесении изменений в Федеральный закон
«О безопасности гидротехнических сооружений» и ряда других законопроектов.
Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2005 год» на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному
надзору возложены функции администратора платежей за негативное воздействие на
окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2005 году. В целях разработ-
ки концепции проекта Федерального закона «О плате за негативное воздействие на
окружающую среду» была обеспечена подготовка и рассмотрение на заседании Пра-
вительства Российской Федерации вопроса о совершенствовании системы платежей
за негативное воздействие на окружающую среду. На основе предложений Службы
по совершенствованию действующего порядка исчисления и администрирования
платы за негативное воздействие на окружающую среду и созданию правовой базы
для восстановления регулятивного и компенсационного характера взимаемой пла-
ты Правительством Российской Федерации даны поручения, выполнение которых в
Службе взято на особый контроль. С учетом решений, принятых на заседании Пра-
вительства Российской Федерации при рассмотрении данного вопроса (протокол
заседания Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 9), важнейшей за-
дачей 2005 года является также разработка, согласование и внесение в Правитель-
ство Российской Федерации проектов Соглашений о передачи части полномочий
Службы в сфере охраны окружающей среды субъектам Российской Федерации по
объектам, не подлежащих федеральному экологическому контролю.
В 2004 году в целях выполнения решений, принятых на совместном заседании
Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного совета
Российской Федерации 13 ноября 2003 года (протокол № 4). Службой подготовлены
предложения, касающиеся совершенствования нормативно-правовой базы, систе-
мы первоочередных и долгосрочных мер обеспечения повышения защищенности
опасных объектов и населения от угроз техногенного характера и террористических
проявлений, в том числе: проект национального стандарта «Порядок категорирова-
ния опасных производственных объектов по степени риска аварий»; предложения в
перечень критически важных объектов Российской Федерации, с их классификаци-
ей по значимости и видам угроз; проект научно-технической подпрограммы «Тех-
25
ногенная безопасность России» в федеральную целевую программу «Снижение ри-
сков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации».
К числу основных задач 2005 года относятся выполнение плана мероприятий по
реализации утвержденных Правительством Российской Федерации «Основ государ-
ственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», а
также подготовка предложений по продлению на период до 2010 года ФЦП «Ядер-
ная и радиационная безопасность России» и по выделению в ФЦП «Снижение ри-
сков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации» подпрограмм, касающихся основных направ-
лений деятельности Службы, с возложением на Службу функций государственного
заказчика.
В рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании»
Службой были подготовлены предложения по внесению изменений: в законода-
тельство Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О тех-
ническом регулировании»; в план мероприятий по реализации Федерального за-
кона «О техническом регулировании»; в Федеральный закон «О техническом ре-
гулировании».
В соответствии с Программой разработки технических регламентов на 2004-
2006 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 06.11.2004 № 1421-р, было определено участие Службы в организации разработ-
ки 39 технических регламентов. При этом Служба определена федеральным орга-
ном исполнительной власти, ответственным за организацию разработки следующих
7 технических регламентов: «О безопасности процессов производства, применения,
хранения, перевозки, реализации и утилизации токсичных и высокотоксичных ве-
ществ», «О безопасности горючих, окисляющих и воспламеняющихся веществ,
процессов их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-
лизации», «О ядерной и радиационной безопасности объектов, сооружений и ком-
плексов с ядерными реакторами», «О безопасности оборудования, работающего под
избыточным давлением свыше 0,07 МПа или при температуре нагрева воды свыше
115 °С», «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его
эксплуатации», «О безопасности лифтов», «О безопасности производственных про-
цессов добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых».
По итогам конкурса, проведенного Минпромэнерго России в IV квартале 2004 года,
право на разработку проектов технических регламентов получили следующие под-
ведомственные Службе организации: ФГУП «Научно-технический центр по без-
опасности в промышленности» (проекты специальных технических регламентов
«О безопасности химических производств» и «О безопасности подъемно-транс-
портного оборудования и процессов его эксплуатации», в конце 2004 года первые
редакции проектов этих специальных технических регламентов были разработаны)
и ФГУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (про-
екты общего технического регламента «О ядерной и радиационной безопасности» и
специального технического регламента «О ядерной и радиационной безопасности
объектов, сооружений и комплексов с ядерными реакторами»). В целях разработки
общего технического регламента «О ядерной и радиационной безопасности» было
проведено два международных семинара, в которых приняли участие представите-
26
ли Ростехнадзора, Росатома, Минздравсоцразвития России, а также представители
стран — членов группы по ядерной безопасности «восьмерки».
Приоритетной задачей 2005 года является обеспечение эффективного взаимо-
действия с органом по техническому регулированию, контроль за разработкой тех-
нических регламентов, а также выполнение приказа Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору от 28.01.2004 № 47 «О реали-
зации Программы разработки технических регламентов» и решений, принятых на
оперативном совещании по вопросам состояния и направлениям совершенствования
нормативной правовой базы (протокол от 10.12.2004 № 1). Реализация положений
Федерального закона «О техническом регулировании» носит для Службы комплекс-
ный характер, что требует разработки и принятия оптимальной, сбалансированной
модели взаимоувязанных требований основных законодательных актов, определя-
ющих компетенцию Службы, с системой технических регламентов, разрабатывае-
мых в развитие Федерального закона «О техническом регулировании».
В 2004 году была проведена работа по внесению изменений и дополнений в акты
Правительства Российской Федерации, определяющие компетенцию Службы, в свя-
зи с изменениями системы федеральных органов исполнительной власти и наимено-
вания Службы. Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений,
возлагающих на Службу дополнительные полномочия, в том числе по осуществле-
нию контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнер-
гетике и аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, свя-
занную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (постанов-
ление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении
Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»), а также по
осуществлению полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета
по строительству ряда природоохранных объектов, финансируемых за счет государ-
ственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной
адресной инвестиционной программы на 2005 год (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 07.02.2005 № 131-р).
С начала деятельности Службы разработано и утверждено 156 руководящих до-
кументов. Зарегистрированы в Минюсте России 12 нормативных правовых актов
Службы, в том числе постановления Службы об утверждении и введении в действие
Правил ядерной безопасности исследовательских реакторов, Правил ядерной без-
опасности критических стендов, Требований к управляющим системам, важным
для безопасности атомных станций, Правил безопасности при обращении с радио-
активными отходами атомных станций, а также приказы Службы «Об утверждении
перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об администра-
тивных правонарушениях», «Об утверждении положения об организации выдачи
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содер-
жащей их продукции», «Об утверждении инструкции по организации выдачи Фе-
деральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору раз-
решений на эксплуатацию гидротехнических сооружений на объектах промышлен-
ности и энергетики» и ряд других актов.
В отчетном году были разработаны и утверждены 12 федеральных норм и пра-
вил в области использования атомной энергии: Правила безопасности при обраще-
27
нии с радиоактивными отходами атомных станций (НП-002-04); Правила ядерной
безопасности критических стендов (НП-008-04); Правила ядерной безопасности
исследовательских реакторов (НП-009-04); Требования к управляющим систе-
мам, важным для безопасности атомных станций (НП-026-04); Требования к от-
чету по обоснованию безопасности ядерных установок ядерного топливного цикла
(НП-051-04); Правила обеспечения безопасности при временном хранении радио-
активных отходов, образующихся при добыче, переработке и использовании по-
лезных ископаемых (НП-052-04); Правила безопасности при транспортировании
радиоактивных материалов (НП-053-04); Нормы расчета на прочность элементов
оборудования и трубопроводов для судовых атомных паропроизводящих установок
с водоводяными реакторами (НП-054-04); Захоронение радиоактивных отходов.
Принципы, критерии и основные требования безопасности (НП-055-04); Требо-
вания к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок судов
(НП-056-04); Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядер-
ных установок ядерного топливного цикла (НП-057-04); Безопасность при обраще-
нии с радиоактивными отходами. Общие положения (НП-058-04).
В 2004 году было разработано и утверждено 9 руководств по безопасности в обла-
сти использования атомной энергии: Требования к содержанию отчета о состоянии
радиационной безопасности на радиационно опасных объектах (РБ-012-04); Мето-
дические рекомендации по проведению физической инвентаризации ядерных мате-
риалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов (РБ-026-04);
Состав и содержание отчета по результатам комплексного обследования блока атом-
ной станции для продления срока его эксплуатации (РБ-027-04); Анализ несоответ-
ствий блока атомной станции требованиям действующих нормативных документов
(РБ-028-04); Состав и содержание материалов по обоснованию остаточного ресур-
са элементов блока АС для продления срока его эксплуатации (РБ-029-04); Ана-
лиз опыта эксплуатации при продлении срока эксплуатации блока АС (РБ-030-04);
Состав и содержание отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплу-
атации блока атомной станции (РБ-031-04); Основные рекомендации по выпол-
нению вероятностного анализа безопасности атомных станций. Общие положения
(РБ-032-04); Состав и содержание отчета по комплексному обследованию ядерных
энергетических установок судов при продлении срока их эксплуатации (РБ-033-04).
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
2.2.1. Атомные станции
Характеристика работы блоков АС за отчетный период.
В 2004 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору (далее — Служба) осуществляла регулирование ядерной и радиационной
безопасности на 10 атомных станциях, на которых эксплуатируется 31 энергоблок,
кроме того, 4 блока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации и семь
энергоблоков АЭС находятся в стадии сооружения.
Распределение действующих на АЭС реакторов по типам приведено в следую-
щей таблице:
28
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 — 9 шт.
ВВЭР-440 — 6 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 11 шт.
ЭГП-6 — 4 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-600 — 1 шт.
Действующие энергоблоки АЭС России за рассматриваемый период времени ра-
ботали в основном стабильно и устойчиво в базовом режиме, без аварий и чрезвы-
чайных ситуаций.
Лицензионная деятельность.
В 2004 году Управлением по регулированию безопасности атомных станций под-
готовлено и центральным аппаратом выдано 54 лицензии.
1 октября 2004 года была выдана лицензия концерну «Роэнергоатом» на эксплу-
атацию нового энергоблока № 3 Калининской АЭС, а в декабре 2004 года осущест-
влен его энергетический пуск.
Выполнена оценка безопасности проводимых модернизаций на блоках АЭС,
оформлено 94 изменения условий действия лицензий.
Завершена международная экспертиза материалов ОУОБ по итогам модерниза-
ции энергоблока № 1 Курской АЭС. Результаты экспертизы положительные.
Выполнены работы по оценке безопасности в связи с модернизацией энергобло-
ка № 2 Курской АЭС, что позволило снять ограничение по мощности (70 % Nном),
наложенное более 10 лет назад Госатомнадзором России.
По результатам экспертизы безопасности представленных документов после за-
вершения второго этапа модернизации выдана лицензия на эксплуатацию энерго-
блока № 1 Ленинградской АЭС на 100 % мощности.
По результатам проведенной модернизации и устранения замечаний по разра-
ботанному ОУОБ были сняты ограничения по мощности для энергоблока № 1 Би-
либинской АЭС и разрешена эксплуатация энергоблока на 100 % установленной
мощности.
Выданы разрешения на право ведения работ в области использования атомной
энергии: центральным аппаратом Службы — 15 работникам из числа руководяще-
го персонала АЭС и межрегиональными территориальными органами — 165 работ-
никам АЭС.
Данные о выданных лицензиях приведены в следующей таблице:
Виды деятельности
Выдано лицензий
Отказано
центральным
в выдаче
аппаратом
лицензий
Эксплуатация блоков АЭС
12
Обращение с радиоактивными отходами
2
Проведение экспертизы конструкторской и технологиче-
5
2
ской документации, обосновывающей безопасность
Использование ядерных материалов при проведении
16
НИР
Проектирование и конструирование РУ и АЭС
4
Сооружение ядерных установок и пунктов хранения
4
29
Виды деятельности
Выдано лицензий
Отказано
центральным
в выдаче
аппаратом
лицензий
Конструирование и изготовление оборудования для
11
ОИАЭ
Всего
54
Инспекционная деятельность.
В 2004 году комиссиями, образованными центральным аппаратом Службы, про-
ведены 3 комплексные инспекции (концерн «Росэнергоатом» и два его филиала Но-
воворонежская АЭС и Белоярская АЭС), 2 целевые инспекции по вопросам прове-
денной модернизации энергоблока № 2 Курской АЭС и энергоблока № 1 Ленин-
градской АЭС и 1 целевая инспекция готовности к проведению физического пуска
энергоблока № 3 Калининской АЭС.
Межрегиональными территориальными округами (МТО) по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью по различным направлениям надзора на атомных
станциях, предприятиях и организациях, выполняющих работы и оказывающих
услуги атомным станциям, проведено 4564 инспекции, из них: 1857 целевых и 2707
оперативных инспекций. В ходе инспекций выявлено 313 нарушений норм и пра-
вил по безопасности и 87 нарушений условий действия лицензий, выдано 388 пун-
ктов предписаний по их устранению.
Волжский МТО провел на АЭС и обслуживающих предприятиях 961 инспекцию,
из них: 548 целевых и 413 оперативных. В ходе этих инспекций на атомных станциях
выявлено 93 нарушения требований федеральных норм и правил (ФНП) в области
использования атомной энергии и 48 нарушений условий действия лицензий (УДЛ),
выдано 89 пунктов предписаний. При этом применены санкции: приостановка ра-
бот — 1 раз, штраф — 1 раз.
Донской МТО провел на АЭС и обслуживающих предприятиях 1003 инспекции,
из них: 436 целевых и 567 оперативных, в ходе которых выявлено 22 нарушения тре-
бований ФНП и 11 нарушений УДЛ, выдано 33 пункта предписаний. При этом один
раз применена санкция в виде штрафа.
Северо-Европейский МТО провел на АЭС и обслуживающих предприятиях
1480 инспекций, из них: 649 целевых и 831 оперативную, в ходе которых выявлено
102 нарушения ФНП и 8 нарушений УДЛ, выдано 37 пунктов предписаний. При
этом применены следующие санкции:
приостановка работ — 5 раз;
предупреждение — 1 раз;
штраф — 4 раза.
Уральский МТО провел на АЭС и обслуживающих предприятиях 430 инспекций,
из них: 86 целевых инспекций, 344 оперативных, в ходе которых выявлено 19 нару-
шений ФНП и 4 нарушения УДЛ, выдано 22 пункта предписаний. Работы приоста-
навливались 1 раз.
Центральный МТО провел на АЭС и обслуживающих предприятиях 690 инспек-
ции, из них: 138 целевых и 552 оперативных, в ходе которых выявлено 77 наруше-
ний требований ФНП и 16 нарушений УДЛ, выдано 66 пунктов предписаний. Дру-
гие санкции не применялись.
30
Нарушения в работе (аварии, происшествия, другие инциденты) блоков АС.
В 2004 году нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как ава-
рии, не было.
В 2004 году на АЭС произошло 46 нарушений в работе АЭС, подлежащих учету в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций, что на 5 нарушений меньше, чем в 2003 году (из них со срабаты-
ванием АЗ — 9 случаев).
Нарушений условий и пределов безопасной эксплуатации не было, все наруше-
ния классифицированы по шкале INES нулевым уровнем.
Количество и классификация происшествий на АЭС России в 2004 году приве-
дены в следующей таблице (в скобках количество нарушений в 2003 г.):
АЭС с реакторами
Нарушения в работе АЭС в 2004 году
Всего
типа:
Категория происшествий (по НП-004-97)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
П11
ВВЭР
Нововоронежская
1
1
2
3
7(11)
Кольская
3
3(4)
Балаковская
2
2
4(6)
Калининская
1
1
2(6)
Ростовская
1
1
2(1)
РБМК
Ленинградская
1
1
3
6
1
12(2)
Курская
4
1
1
4
1
11(10)
Смоленская
1
1(9)
БН-600
Белоярская
2
2(1)
ЭГП-6
Билибинская
1
1
2(1)
Всего за год
1
9
4
4
22
1
5
46*(51)
* По трем нарушениям расследования не закончены.
Наибольшее количество нарушений (22) связано со снижением нагрузки энер-
гоблоков, вызванное отказом систем (элементов).
Имели место внеплановые отключения от сети энергоблоков АЭС, снижения
мощности блоков для проведения ремонтных работ по дефектам оборудования и в
результате ошибочных действий персонала.
Наибольшее количество нарушений произошло на Ленинградской АЭС (12) и
Курской АЭС (11).
К наиболее значимым событиям следует отнести следующие нарушения в рабо-
те АЭС:
Нарушения в работе АЭС с реакторами ВВЭР.
На Нововоронежской АЭС (энергоблок № 5).
1. Дефекты в узле приварки «горячего» коллектора к патрубку Ду 1200 парогене-
ратора 5ПГ-1 энергоблока № 5 (сварной шов 111/1).
2. Многочисленные дефекты, выявленные во время ППР на патрубках СУЗ. Под-
лежат замене все патрубки СУЗ.
31
На Балаковской АЭС.
1. На энергоблоке № 4. Срабатывание аварийной защиты РУ по сигналу «Сни-
жение давления первого контура до 140 кгс/см2 при мощности РУ менее 75 %», вы-
званное падением ОР СУЗ 1, 2, 3, 4, 6 групп;
2. На энергоблоке № 2. Срабатывание аварийной защиты РУ по сигналу «От-
ключение одного ГЦН из двух работающих при мощности реактора более 5 %»
из-за снижения производительности ТПН-1,2 вследствие повреждения байпасного
трубопровода питательной воды до задвижки 2RL74S03.
Нарушения в работе АЭС с реакторами РБМК.
1. На энергоблоке № 3 Курской АЭС. Снижение уровней воды в барабанах-се-
параторах из-за дефекта обратного клапана, что привело к срабатыванию системы
безопасности (АЗ-1) и разгрузке блока.
2. На энергоблоке № 2 Курской АЭС. Неэффективная работа системы поддержа-
ния уровня в барабане-сепараторе и ошибочные действия персонала, приведшие к
срабатыванию системы безопасности (режим БСМ-Т).
3. На энергоблоке № 2 Курской АЭС. Срабатывание 2-го канала системы безо-
пасности с запуском аварийных дизель-генераторов из-за отключения рабочих вво-
дов питания секций 6 кВ.
4. На энергоблоке № 4 Ленинградской АЭС. Останов реактора из-за случайного
воздействия на ключ аварийной защиты оперативным персоналом.
5. Число нарушений увеличилось в работе Курской АС (с 6 до 11) и Ленинград-
ской АС (с 2 до 12). Уменьшилось количество нарушений в работе Смоленской АС
(с 9 до 1). Максимальное число нарушений в работе зафиксировано на втором бло-
ке Курской АС (7).
Распределение нарушений в работе АС по непосредственным причинам приве-
дено в следующей таблице:
Непосредственные причины нарушений
2003 год
2004 год
Механические повреждения
14
17
Неисправности в электротехнических системах
17
12
Неисправности в контрольно-измерительных системах
10
7
Окружающие условия (внутренние воздействия — аномальные усло-
0
1
вия на АС)
Окружающая среда (внешние воздействия — аномальные условия вне
1
0
АС)
Человеческий фактор
9
9
Всего
51
46
Распределение нарушений в работе АС по коренным причинам приведено в сле-
дующей таблице:
Коренная причина
2003 год
2004 год
Ошибка конструирования
6
6
Ошибка проектирования
9
3
Дефект изготовления
9
10
Недостатки монтажа
0
2
Недостатки ремонта, выполняемого сторонними организациями
2
1
32
Коренная причина
2003 год
2004 год
Недостатки проектной, конструкторской и другой документации
3
1
Недостатки управления АС и недостатки организации эксплуатации
25
20
Всего
51
43*
* По трем нарушениям причины еще не установлены.
Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов представлено в сле-
дующей таблице:
Типы реакторов
2003 год
2004 год
ВВЭР-440
13
6
ВВЭР-1000
15
12
РБМК-1000
21
24
БН-600
1
2
ЭГП-6
1
2
По всем нарушениям в работе АЭС (кроме двух на энергоблоке № 5 Нововоро-
нежской АЭС и одному на Ленинградской АЭС) проведены расследования в уста-
новленном порядке, отчеты о проведении расследований направлены в Управле-
ние по регулированию безопасности атомных станций и НТЦ ЯРБ для проведения
анализа. Выполнение корректирующих мероприятий по устранению причин нару-
шений контролировалось отделами инспекций ядерной и радиационной безопас-
ности на АЭС, а также при проведении целевых инспекций территориальными ор-
ганами Службы.
Надзор за организацией и проведением ремонтных работ, включая проведение
работ по модернизации.
Ремонтные работы на блоках АЭС выполнялись в соответствии с годовыми гра-
фиками ремонта оборудования. Выполнение мероприятий по реконструкции и мо-
дернизации на блоках АЭС осуществлялось в соответствии с ежегодными графика-
ми модернизации.
Контроль за соблюдением требований правил и норм при производстве ремонт-
ных работ (технологический процесс, входной контроль материалов и изделий, при-
меняемых при ремонте, соблюдение требований к качеству ремонта), модерниза-
ции осуществляется отделами инспекций на АЭС, при проведении целевых инспек-
ций перед проведением специальных видов работ и при проведении оперативных
инспекций. При проведении целевых инспекций перед пуском блоков после ППР
проверялось также выполнение запланированных объемов проведения ремонта. За
отчетный период необоснованных изменений объемов ремонтных работ не было.
Перед проведением специальных видов работ (работ с применением сварки, ра-
бот по модернизации, пусконаладочных работ и т.п.) при осуществлении ремонтных
работ и работ по модернизации АЭС отделами инспекций ядерной и радиационной
безопасности на АЭС проведено 1085 целевых инспекций. По результатам инспек-
ций, проведенных в ходе работ по ремонту и модернизации, качество выполненных
работ удовлетворительное.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..